Психологами доказано, что игровая деятельность является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме. Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театр. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэтому так важно проводить театрализованные игры в ДОУ. Такая деятельность организовывается в дошкольном учреждении в самых разных формах. О том, какие бывают виды театров в детском саду и как их правильно организовать, мы рассмотрим в этом материале. Кроме того, поделимся интересными идеями изготовления атрибутов и инвентаря для проведения такой работы.

Влияние театрализованной игры на развитие дошкольника

Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на невозможно. Такая деятельность способствует:

  • усвоению и закреплению детьми учебного материала;
  • развитию речи и мелкой моторики;
  • формированию коммуникативных навыков;
  • развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей;
  • формированию умения взаимодействовать с окружающими;
  • становлению чувствительно-эмоциональной сферы;
  • появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;
  • воспитанию эстетического вкуса;
  • развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.

Виды театров в ДОУ

Таким образом, организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целей ряд образовательных и воспитательных целей. Кроме того, способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество.

Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:

  • настольный театр;
  • стендовый;
  • верховой;
  • наручный;
  • напольный;
  • театр живой куклы.

В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды. Подробнее о каждом из них расскажем ниже.

Стендовый театр

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:

  1. Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого потребуется промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.
  2. Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.
  3. в садах — самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Настольный театр

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду:

  1. Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.
  2. Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки.
  3. Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

«Наручный» театр

К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:

  • пальчиковый;
  • перчаточный.

Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.

«Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.).

Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Верховой театр

Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

  1. В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.
  2. Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.
  3. Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

Напольный театр

В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.

Театр живой куклы

Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению иностранного языка, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году.

Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

  • театр масок;
  • театр кукол-великанов.

Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.

Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей.

Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.

Как самостоятельно сделать ширму для театра в ДОУ?

Для того чтобы организовать театрализованную деятельность с дошкольниками, потребуются различные атрибуты, в том числе маски, куклы, декорации. Конечно, необходимый инвентарь можно приобрести в специализированных магазинах. Но, предложив малышам изготовить необходимый инвентарь для театрализации сказки, возможно не только разнообразить учебный процесс дошкольников, повысить мотивацию к трудовой деятельности, но и реализовать основные образовательные и воспитательные цели.

Из чего же можно сделать театр для дошкольников? Для большинства видов такой творческой деятельности необходима ширма для театра. В детском саду обычно имеется указанный инвентарь либо в игровой комнате, либо в музыкальном зале. Но в случае отсутствия ширмы необходимого размера — ее можно изготовить самостоятельно.

Самый простой способ сделать такой атрибут для театрализованной игры — натянуть в дверном проеме плотную ткань. В зависимости от того, какой вид деятельности предполагается проводить, в материале либо вырезается «окошко», либо делается отступ сверху для размещения персонажей.

Ширма для пальчикового театра

Чтобы организовать пальчиковый театр, понадобится ширма небольшого размера. Поэтому изготовить указанный атрибут можно из картонных коробок, на дне которых необходимо вырезать отверстие. Такую ширму затем необходимо эстетично оформить. Рекомендуется украшать коробку универсальными декорациями, чтобы не пришлось изготавливать новую ширму для каждой сказки отдельно. Так, можно оформить в виде лесной полянки, расположить «домик на опушке».

Куклы для театра в ДОУ из подручных материалов

Дошкольникам очень нравится изготавливать самостоятельно из необычных материалов кукол-персонажей для театрализованных игр. Из чего же можно сделать такие атрибуты? Педагог, практикующий творческий подход в работе, способен изготовить фигурки из самых неожиданных материалов. Например, театр из бумаги — это самый простой и быстрый способ самодельного изготовления персонажей.

Также можно использовать деревянные палочки от мороженого, обклеив их фетром, фольгой, цветной самоклеящейся пленкой. Фото таких персонажей для театрализованной деятельности можно увидеть ниже.

Материалы для изготовления персонажей

Из чего же еще можно сделать персонажей :

  • картона, сделав в нижней части два отверстия для пальцев;
  • спичечных коробков;
  • теннисных мячиков;
  • надувных шаров;
  • одноразовой посуды: тарелок, стаканчиков, ложек;
  • носка, варежки, перчатки;
  • пластиковых бутылок;
  • природного материала и др.

Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми. От указанных факторов зависит эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.

пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:

стимулирует развитие мелкой моторики;

знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;


помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);

развивает воображение, память, мышление и внимание;

помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

формирует творческие способности и артистические умения;

знакомит с элементарными математическими понятиями;

Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир.

С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится и с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.

Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в домашнем спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно.

Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с особенностями развития: РДА, ДС, ДЦП, ЗПР и различными речевыми отклонениями. Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций.

Пальчиковый театр - отличный помощник в общении с ребенком! Пальчиковые куклы "оживая" на пальце не дадут Вам соскучится, и составят компанию во время прогулки, посещения поликлиники или в дороге. Пальчиковые куклы не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша.

Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы сделаны с душой и несут в себе твореческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках


Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ № 56 Г. Апатиты Мурманской обл. Чеканова А. В.
Пальчиковый театр – это очень интересное и полезное занятие, сочетание этих двух свойств – золотое правило всех развивающих упражнений. Чем раньше малыш узнает, что такое пальчиковый театр, тем раньше он заговорит.
Пальчиковый кукольный театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»: деревья, домик, репка и так далее.

При помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.
Актуальность данной игрушки в том, что пальчиковый театр имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Его можно использовать в различных видах учебных занятий, игровой и театральной деятельности детей.
Цель:
1. Развитие тактильных ощущений,
2. Развитие логического мышления и зрительного восприятия,
3. Развитие мелкой моторики,
4. Развитие речи, обогащение активного словаря,
5. Развитие коммуникативных способностей, учит играть вместе,
6. Закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, вперед, за, между, рядом.
Пальчиковый театр помогает решить ряд очень важных задач:
1. Развивает точность и выразительность, координацию движений. Малыш учится работать пальчиками рук, как одним пальчиком, так и всеми вместе.
2. Стимулирует развитие внимания, памяти, воображения, мышления. Пока я рассказываю сказку или пою песенку, двигаю пальцами,
взгляд ребенка прикован к ним. У малыша развивается непроизвольное внимание, во время игр малыш будет запоминать персонажей сказки, названия пальчиков, выполняемые действия и, конечно, сам сюжет сказки. Затем он сможет самостоятельно придумывать истории с пальчиковым театром.
3. Повышает усидчивость. Каждый малыш стремится подражать взрослым, и, конечно, ему захочется, чтобы яркие игрушки сидели на его пальчиках, а значит, он приложит все усилия и терпение, чтобы посадить куклы на свои пальчики. Никто не говорит, что это получится сразу, здесь необходима поддержка, как впрочем, и во всех начинаниях ребенка.
4. Стимулирует развитие мелкой моторики. Брать мелкие предметы в руки - это не так просто, как нам кажется. Играя с пальчиковым театром, ребенок научится брать "щепоткой" мелкие предметы, двигать отдельными пальцами, раскрывать ладошку так, чтобы куклы все сидели на пальчиках.
5.Помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа,
слева, рядом, друг за другом и т.д.). Придумывая различные истории (здесь вам помогут наши готовые сказки и идеи для сказок), указывайте место в пространстве кукол.
6.Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции. Дети очень любят эмоциональные рассказы. Чем больше их будет, и чем разнообразнее они будут, тем богаче будет словарный запас малыша.
В начале это будет пассивный словарь (ребенок будет все понимать), но
потом и ему захочется вам рассказать сказку, и весь пассивный словарь может превратиться в активный.
7.Формирует творческие способности и артистические умения. Малыш может придумывать свои игры, сказки и самостоятельно их обыгрывать
Очевидно, что пальчиковый театр не только интересен, но и полезен нашим малышам, как маленьким, так и подросшим.

Виктория Здвижкова

«Ум ребенка - на кончиках пальцев»

В. А. Сухомлинский

Пальчиковый театр очень любят дети нашей группы, особенно девочки. Не для кого не секрет, что кроме эстетического удовольствия игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка воображение,любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, способствуют развитию речи, памяти, внимания, мышления, усидчивости, расширению кругозора, помогают справиться с застенчивостью и многое другое.

В связи с этим, на одном из родительских собраний мы решили пополнить наш театр персонажами сделанными своими руками.

Родители постарались и сшили сказку "Теремок"

Оказалось все не так сложно.


Некоторые родители впервые "взялись за крючок". И получилось довольно не плохо, на наш взгляд.




Одна семья представила потешку "Сорока-ворона" из фетра.


Некоторых животных мы сделали сами с детьми из пластилина.


Благодаря пальчиковому театру у ребенка появляется возможность фантазировать, придумывать свои сказки, истории. Родителям огромное спасибо за активное участие в жизни детского сада.

Публикации по теме:

Все игрушки сшила из жесткого корейского фетра. Они яркие, привлекают внимание детей. Кукольный пальчиковый театр помогает воспитателю.

Создать пальчиковый театр можно своими руками. Для этого нужно проявить немного творчества и воображения. Дети очень любят играть пальчиковым.

Пальчиковый театр «Курочка ряба» выполнен из фетра с учетом размеров детской руки. Простой текст и сюжет сказки позволяют играть даже с.

Берём 200 грамм муки и 150 грамм соли,добавляем 1/3 стакана воды, перемешиваем. добавляем 1 столовую ложку клея ПВА, или обойного клея.

Дорогие маамовцы все мы знаем какую огромную роль играет в жизни детей театральная деятельность - дети любят сказки слушать, смотреть и.

Игра – наиболее естественный вид деятельности ребенка. Именно она дает возможность приобрести новые знания об окружающем мире, расширить.

Весь учебный год мы с ребятами работали над проектом"Домашние животные".Ребята узнали очень много: как и где живут, чем питаются, какую.

Пояснительная записка

В связи с увеличением количества детей с общим недоразвитием речи (ОНР) весьма актуальной является проблема разработки разнообразных средств, способствующих эффективному формированию речи у данной категории детей.

Общее недоразвитие речи характеризуется недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетических, лексических, грамматических, освоение которых вбирает в себя связная речь.

Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид — монолог. Монологическая речь, как правило, является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог – произвольный вид речи и самостоятельно не формируется, а между тем он является одним из условий успешного обучения ребенка в школе, что особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. Из этого следует, что формирование связной монологической речи — одна из основных задач речевого развития дошкольников.

Существует большое количество методик по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР (В.К.Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Ф.А. Сохин и т.д.). Большинство исследователей строят свою работу по степени усложнения речевой деятельности: от формирования более легкого вида связной монологической речи – пересказа готового образца к более сложной – составлению самостоятельного рассказа. В методиках используются различные вспомогательные средства – сюжетные и предметные картины, фотографии, иллюстративно – графические схемы, иллюстрации к произведению. При формировании связной монологической речи задания со временем усложняются путем постепенного сокращения количества наглядности.

Исходя из принятой в психологии классификации мышления по генезису развития можно сделать вывод о том, что исследователи в своих методиках применят средства, опирающиеся на развитое наглядно – образное мышление ребенка, которое характеризуется опорой на представления и образы. При выполнении заданий ребенку необходимо оперировать наглядными изображениями объектов. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у старших дошкольников, в возрасте пяти — семи лет. У детей с общим недоразвитием речи переход к наглядно – образному мышлению от его более ранней формы – наглядно – действенного, в силу дефекта, как правило замедлен.

Уникальным средством, позволяющим включать в занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой – затрагивать «мир образов», является театр. Он позволяет соблюсти более плавный переход от умения оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая ведущий вид деятельности дошкольников – игру.

Преимущества пальчикового театра

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами:

  • Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук;
  • Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.
  • Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения;
  • В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;
  • Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат.

Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

Основное содержание

Работа по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра строится в следующей последовательности:

1. Подготовительный этап.


б. Уточнение понимания прочитанного: беседа. Обсуждение характера, внешнего вида героев. Обсуждение сюжета.
в. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой
г. Совместное составление пересказа с детьми с использованием пальчикового театра

2. Основной этап.


б.Самостоятельное составление пересказа детьми с использованием пальчикового театра

3. Заключительный этап.

1. Подготовительный этап.


б. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой
в. Введение куклы нового персонажа

2. Основной этап.


б. Придумывание детьми нового сюжета
в. Самостоятельное составление детьми рассказа – повествования с использованием пальчикового тетра

3. Заключительный этап.

Итог работы по формированию связной монологической речи — самостоятельный рассказ ребенка без опоры на наглядность.

Работу по формированию связной монологической речи у детей с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра предлагается проводить с соблюдением следующих требований:

I. Требования к организации занятий:

  1. Занятия проводятся два раза в неделю: первый день – работа над пересказом, второй день – работа над рассказом;
  2. На занятиях присутствует несколько детей (от 2 д о 5)
  3. Занятия проводятся с соблюдением временного регламента: 15 – 20 минут.

II. Требования к структуре занятий:

  1. Занятия строятся в соответствии с методикой формирования связной монологической речи: от составления пересказа к составлению рассказа;
  2. На обоих этапах проводится работа от составления описательного рассказа к составлению повествовательного;
  3. В качестве вспомогательного средства выступает пальчиковый театр.

III. Требования к речевому материалу:

  1. Для инсценировки используются сказки, с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов. Это облегчает запоминание детьми текстов сказок. В них соблюдается четкое деление на фрагменты – эпизоды, и ясно прослеживается логическая последовательность событий (приложение № 1);
  2. Используются адаптированные тексты сказок, соответствующие возрасту детей и требованиям образовательной программы ДОУ:
  3. Тексты сокращаются за счет исключения диалогов, что позволяет ребенку выступать в роли автора, используя только монологическую речь;
  4. На занятиях используются тексты сказок с выделением основных эпизодов. Сохранялся основной сюжет и главная мысль.

IV. Требования к применению пальчикового театра:

  1. Во время апробации серии занятий использовались разные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям: бумажный, сваленный из шерсти и резиновый («кукольные головки»). Это обусловлено постепенным формированием у детей техники пользования пальчиковым театром;
  2. Куклы пальчикового театра являлись наглядностью при формировании связной монологической речи;
  3. Внешний вид куклы соответствовал персонажу сказки, был узнаваем детьми;
  4. На занятии отбирались только те куклы, которые являлись героями данной сказки. (Исключение – новый персонаж, вводимый на этапе обучения рассказу);
  5. На каждом занятии перед обыгрыванием сюжета с детьми проводилась беседа по закреплению правил пользования куклой:
  • Кукла полностью надевается на палец;
  • Один ребенок может надеть одну или несколько кукол на руку;
  • Кукла смотрит на зрителя, или на другую куклу;
  • Положение куклы – вертикальное.

6. Закреплялись основные виды действий с куклой:

  • Надевание на палец;
  • Имитация шагов куклы с передвижением руки;
  • Повороты;
  • Покачивания;
  • Поклоны.

7. Перед обыгрыванием сказки проводилась пальчиковая гимнастика, соответствующая сюжету сказки (2 – 3 минуты)

Примеры занятий

Приведем пример занятия в соответствии с данной последовательностью.

Занятие по сказке «Теремок». Фрагмент.

Первым этапом в работе является построение пересказа, так как пересказ – более легкий вид монологической речи, осуществляющийся с опорой на уже готовый речевой образец, который необходимо воспроизвести.

I. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять пересказ.

1. Подготовительный этап.

а. Ознакомление с содержанием сказки: эмоциональное прочтение сказки.

В качестве речевого материала выступают адаптированные сказки с исключенными диалогами:

Адаптированная сказка «Теремок»

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась. Захотелось ей жить в теремке. Спросила она, кто в теремке живет. Никто не отзывается. Вот вошла она в теремок и стала в нем жить. Прискакала лягушка-квакушка. Увидела теремок и спросила, кто в теремке живет. А в теремке мышка — норушка жила. И стали они жить вместе …. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, остановился и тоже захотел там жить. Спросил, кто в тереме живет. Ответили ему: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. И Медведь захотел с ними жить. А влезть не может и решил на крыше жить. Влез медведь на крышу и только уселся и затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь. Погоревали да договорились каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы теремок заново смастерить. Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! И стали дружно жить-поживать и добра наживать.

б. Уточнение понимания прочитанного: беседа.

Обсуждение характера, внешнего вида героев.

Детям дается образец связного описательного рассказа, предъявляются куклы – что служит вспомогательным средством для составления описательного рассказа:

Вспомним, какие герои были в сказке. Рассмотрим их по очереди. Послушайте как я расскажу про лягушку — квакушку: это лягушка – квакушка, она маленькая, зеленого цвета, живет в болоте, питается комарами, а еще она умеет квакать. А теперь вы расскажите про любого героя.

Обсуждение сюжета.

Для закрепления знаний и составления повествовательного рассказа детям даются вопросы по содержанию сказки:

Где жили наши герои? Кто первый заметил теремок? Второй? … Кто пришел последний и разрушил теремок? Куда он забрался? Почему? Что случилось потом?

в. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой

На данном этапе в занятие включаются упражнения пальчиковой гимнастики, закрепляются правила пользования куклой:

Пальчиковая гимнастика «Теремок».

Вспомним, как правильно надевать куклу? Куда должна смотреть кукла? Как она может двигаться?

г. Совместное составление пересказа с детьми с использованием пальчикового театра

Обыгрывание сказки совместно с детьми. Педагог рассказывает сказку, дети помогают.

2. Основной этап.

а. Самостоятельное составление детьми рассказа – описания героев сказки с использованием пальчикового театра

Составление самостоятельного рассказа описания без образца, но с опорой на куклы:

Придумай рассказ про понравившегося тебе героя. Опиши его, а мы должны догадаться о ком ты говоришь.

б. Самостоятельное составление пересказа детьми с использованием пальчикового театра

Дети обыгрывают сказку без посторонней помощи. Так как на занятии присутствует группа детей, пересказ строится по цепочке:

Теперь вы сами можете рассказать и показать сказку. Один начинает – остальные внимательно слушают и продолжают.

3. Заключительный этап.

а. Самостоятельное составление пересказа детьми без использования пальчикового театра

Дети пересказываю сказку без посторонней помощи и наглядности в виде кукол. Является завершающим моментом в работе над пересказом.

Второй этап работы над связной монологической речью – формирование у детей умения составлять рассказ. Детям необходимо изменить сюжет в соответствии с изменившимися условиями.

II. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять рассказ.

1. Подготовительный этап.

а. Актуализация знаний: повторение пройденного на прошлом занятии

В начале работы детям предлагается вспомнить, что было пройдено на прошлом занятии, в качестве вспомогательного средства выступают куклы:

Вспомним, какую сказку мы проходили на прошлом занятии? Вот наши герои. Сегодня мы сочиним для них новую сказку.

б. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой

Пальчиковая гимнастика «Теремок», закрепление правил пользования куклой.

в. Введение куклы нового персонажа

Изменение сюжета осуществляется за счет введения в сказку нового персонажа:

Посмотрите, кого из героев не было в нашей сказке?

2. Основной этап.

а. Самостоятельное оставление детьми рассказа – описания нового героя сказки с использованием пальчикового тетра

Дети должны составить описательный рассказ без опоры на образец рассказа, но с опорой на куклы:

Давайте расскажем про нового героя. Какой он? В каких сказках встречается? Из какой сказки пришел к нам и как вы думаете, зачем?

б. Придумывание детьми нового сюжета

Детям необходимо придумать, как изменится сюжет, если в нем будет фигурировать новый персонаж. При необходимости задаются наводящие вопросы. В составлении сюжета опорой служат куклы старых персонажей и нового.

в. Самостоятельное составление детьми рассказа – повествования с использованием пальчикового тетра

Обыгрывание нового сюжета детьми.

3. Заключительный этап.

а. Самостоятельное составление рассказа детьми без использования пальчикового театра.

Завершающий этап в составлении рассказа – составление самостоятельного рассказа без опоры на наглядность в виде пальчикового театра.

Выводы

На основании проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

Пальчиковый театр, представляющий собой основное вспомогательное средство, облегчающее процесс формирования связной монологической речи, также является средством, мотивирующим детей, так как он вызывает интерес, любознательность, стимулирует к активному участию на занятии.

Дети выражают инициативу участвовать в инсценировке сказок, высказывают предложения по организации, принимают активное участие в создании нового сюжета.

В связи с тем, что на занятии присутствует группа детей, пересказ или рассказ строился коллективно: один ребенок начинает, другие продолжают, таким образом, все дети задействованы в работе. Это способствует формированию у детей умения слушать друг друга, не перебивать, а при необходимости помогать подсказками.

На начальных этапах работы могут возникнуть определенные трудности, связанные с использованием пальчикового театра.

Например: дети совершают нецелесообразно широкие движения куклой, куклы спадает с пальцев детей и пр. При соблюдении требований данные трудности ликвидируются за счет повторения правил пользования куклой на каждом занятии и закрепления их в практической деятельности.

  • Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  • Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада/ Н.А. Ветлугина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.-207с., ил.
  • Кравцова, Е.Е.Разбуди в ребенке волшебника: кн. для воспитателей дет.сада и родителей. – М.:Просвещение: Учебная литература, 1996.-160с.
  • Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб.:Литера, 2008.- 33с.
  • Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс].
  • Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей: . методическое пособие/ Л.Г. Парамонова.- Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.- 176с. +цв. вкл.
  • Режиссерская игра в детском дошкольном учреждении. [Электронный ресурс].
  • Рогожникова, М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки. }
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png