Двенадцатилетний Иисус в храме поражает учителей Израиля своим знанием Закона и мудрыми ответами. Отрок изображается сидящим на троне, ведь Он находится «в том, что принадлежит Отцу». Об иконе Преполовения из Пскова рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА

Преполовение. Икона XV в. Псков, Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Кликните для увеличения

Название праздника Преполовения означает половину срока между двумя великими праздниками - Пасхой и Троицей, приходится он на среду четвертой седмицы по Пасхе. Однако сюжетом иконы праздника стал эпизод Евангелия от Луки, повествующий о том, как двенадцатилетний отрок Иисус, пошел с родителя в Иерусалим на праздник и остался там в храме. Мария и Иосиф только через три дня нашли Его, сидящего посреди учителей и беседующего с ними. И как пишет евангелист: «все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его». А когда Матерь Его стала упрекать Сына: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Он сказал им: «зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:47-49).

Этот сюжет не часто встречается в живописи, в основном, в аналойных иконах. На псковской иконе XV века мы видим отрока Иисуса, сидящего на возвышении, в левой руке Он держит свиток, правая поднята в знак беседы: Иисус беседует учителям Закона, которые сидят вокруг Него, их позы и жесты также показывают, что они активно реагируют: вопрошают, обсуждают, соглашаются, недоумевают.

Икона очень насыщенная по цвету, ее колорит строится на сочетании различных оттенков красного и зеленого, что характерно для псковской школы. Но здесь это контрастное сочетание цветов призвано передать напряженность беседы Иисуса и законников. Иконописец не просто иллюстрирует Евангелие, а стремиться подчеркнуть необычность ситуации, в которой юный отрок оказывается учителем, а умудренные старцы — учениками.

Иисус облачен в золотые ризы, что подчеркивает Его Божественное достоинство. На это же указывают и буквы на кресчатом нимбе: οωN, в переводе с греческого —«Сущий», это имя Бога, открытое Моисею на горе Синай. Надписание этого имени подтверждает Единосущность Сына Отцу.

Интересно решен архитектурный антураж, напоминающий скорей формы средневековых городских сооружений. Тем не менее, красная стена с угловой башней символизирует стену Иерусалима, зеленое здание с башенками и колоннами — Иерусалимский Храм. Арка с зеленой крышей и золотой разделкой внутренних кессонов оказывается как бы сзади Иисуса, она напоминает балдахин, словно божественный отрок восседает на царском троне. Подножие, на котором покоятся ноги Иисуса, также указывает на трон. Все эти детали призваны подчеркнуть Божественное и царское достоинство Христа впервые явленное в этой беседе с мудрецами Израиля.

Преполовение - это очень старый христианский праздник и важнейшая церковная дата. Ежегодно ее отмечают между праздником Воскресения и Троицей.

О 12 главных христианских праздниках церковь и православные верующие не забывают никогда. Одним из самых важных празднеств является, без сомнения, Пасха. А Пятидесятница (так называют Троицу) тоже имеет важное значение, причем не только в церковном, но и в народном календаре. Между ними по обычаю должно быть 50 дней, поэтому у второй даты такое странное на первый взгляд название.

Преполовение — это половина срока между двумя величайшими праздниками. В 2016 году оно наступит 25 мая, так как Пасха пришлась на Первомай.

История Преполовения

Уже с 5-го века встречаются упоминания о песнях в честь этой даты. Многие церковные служители писали литургии к этому дню. Праздник отмечают больше недели, хотя особое внимание отводится самой «середине». Преполовение — это лишь дата, с которой не связано какое-либо событие. Это просто символическая радость приближения Троицы.

На всей неделе празднества православные христиане вспоминают Воскресение Господне, чудо возвращения Христа. Сошествие Святого Духа с Небес ждут еще 25 дней, как раз на Пятидесятницу.

Традиции и приметы Преполовения 25 мая

С этим днем связано огромное количество традиций и примет, о которых следует знать всем верующим. Раньше, когда люди были не столь образованы в духовном плане, для них этот праздник был абсолютно не понятен, поэтому они придумывали разные легенды, чтобы хоть как-то пролить свет на Преполовение. Со временем приметы обрели истинную народную мудрость.

  • Люди называли неделю Преполовения временем русалок, поскольку считалось, что они в этот день собираются в дальний путь.
  • Христос сказал, что истинная благодать — это вода. Православная церковь по традиции в этот совершает крестный ход к водоемам.
  • Если в этот день будет лить сильный дождь, то гадания на Троицу считаются намного более точными. Это древнее поверье и примета, которая проверена временем. О гаданиях на Троицу в этом году мы писали ранее в другой нашей статье.
  • В церкви в Преполовение освящается вода в малых количествах.
  • В деревнях люди приглашают церковнослужителей для освящения колодцев.
  • В этот день и на всей неделе праздника люди молятся о хорошем урожае, а служители церкви освящают поля, чтобы добиться милости Божией.
  • Именно на Преполовение открывается купальный сезон.
  • Если посадить лук именно в этот день, то он не будет таким горьким, как обычно.

В церквях в этот день обычно проводятся праздничные литургии. Дома люди также читают молитвы. Можно вспомнить молитву Святому Духу . Многие читают ее ежедневно, но в этот день она будет знаковой и самой важной, ибо Преполовение — это праздник ожидания воссоединения Троицы: Святого Духа, Отца и Сына. Удачи вам, счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Преполовение Пятидесятницы - это один из самых древних праздников в Церкви. О нём упоминает, например, великий святой и учитель, живший в V веке, святитель Иоанн Златоуст. Собственно, слово «преполовение» происходит от слова «половина»: это праздник середины срока в 50 дней от дня Светлого Христова Воскресения до дня Сошествия Духа Святого на апостолов - Пятидесятницы.

Эти два праздника отмечают самые значительные вехи в истории человечества: Воскресение Христа, Его победу над нашей гибелью, нашим небытием, и - приход к нам, людям, Утешителя, Духа Истины, Бога Духа Святого. Так раскрывается значение подвига и жертвы, которые совершил ради человечества Господь наш Иисус Христос. Ведь Бог Сын, Бог Слово, для того и стал плотью, одним из нас, людей, чтобы нас спасти от гибели и наполнить жизнью, соединив неразрывной связью со Святым Животворящим Духом.

Отец, Сын и Дух Святой - Единая и Нераздельная Троица, Бог наш, источник жизни, счастья и всякого блага. Благодаря причастию Тела и Крови Господних и принятию в себя Духа Святого мы, люди, становимся неразрывно связаны с Богом-Троицей.

И вот середину срока между этими двумя величайшими событиями отмечает Церковь особенным праздником как середину радостного ожидания.

Вообще, середина пути - это всегда особенная веха. Время оглянуться на пройденное расстояние и вглядеться в оставшийся путь (не случайно полное глубокого христианского смысла произведение Данте «Божественная комедия» начинается словами «Земную жизнь пройдя до половины...»). Это отражается и в богослужебном укладе Церкви: середина Великого поста отмечается Крестопоклонной неделей, особым праздником в честь Креста Господня, призванным подкрепить силы постящихся в труде, а середина срока между двумя вершинами человеческой истории отмечается праздником Преполовения.

«... Опытный путешественник, стремящийся к своей цели, особенно рад вспомнить, какой длинный путь он уже проделал, и от этого становится еще сильнее, чтобы завершить то, что ему осталось, и вся сила его обновляется. Так и мы с торжественной радостью и благочестием проведем этот день (Преполовение Пятидесятницы - Е.М.) , который смягчает и умеряет пылкость нашего ожидания, чтобы со свежими душевными силами мы достигли истинной благодати и радости Святого Духа » (Св. Петр Златословесный, V век).

Этот праздник имеет глубокие исторические корни. В Евангелии описывается, как Христос в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение ветхозаветного праздника Кущей, вошел в храм и учил. «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен » (. Ин. 7 37-39).

Кроме того, именно на праздник Кущей произошло одно из немногих известных нам событий Христова детства, когда Матерь Божия и Иосиф Обручник, возвращаясь из Иерусалима, потеряли маленького Иисуса, а «через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его » (Лк. 2. 46-47)

Праздник Кущей был одним из великих всенародных древнеизраильских торжеств, установленных в память пребывания израильтян в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне. Наш праздник преполовения Пятидесятницы - можно сказать, исторический наследник, «прямой потомок» того древнего празднества, отмечавшегося в народе Божием.

Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний считались особенно важными. В восьмой, последний, день торжества иудеи совершали обряд торжественного возлияния воды, которое было ветхозаветным прообразом излияния Святого Духа на верных, обещанного Христом. Обещание Христово о даре Духа Святого мы и отмечаем торжественно в праздник Преполовения Пятидесятницы. А в ознаменование благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил животворной воде, Церковь в этот день совершает освящение воды, молясь «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия» .

Как и все великие церковные праздники, отмечающиеся несколько дней (так называемые «многодневные»), Преполовение Пятидесятницы имеет и свой день «отдания». Отданием называется последний день празднования, как правило, восьмой, и он сопровождается не меньшими торжествами, чем начало праздника.

Отдание - аподосис - переводится с греческого языка как «возвращение». Это день возвращения сердцем и разумом к смыслу и сути празднуемого события. Человеку для того, чтобы оценить и понять дарованное ему, зачастую требуется этого лишиться, отдать. Отдание - это день, когда праздник удаляется от нас, отдаётся нами, чтобы мы могли осознать его ценность и значение и ожидать его нового наступления.

Праздник Преполовения - скользящий: день, на который он выпадает, зависит от того, в какой день . Преполовение знаменует середину пятидесяти дней между Пасхой и Духовым днем, или Троицей (сошествием Святого Духа), то есть приходится он на 25-й день после Христова Воскресения. Название «Преполовение» заимствовано, по-видимому, из Евангелия, в котором упомянуто, что Христос посетил один из храмов для того, чтобы прочесть проповедь, в преполовение Кущей (одного из Ветхозаветных праздников). Преполовение Пятидесятницы отмечают в православии, а также в некоторых восточнокатолических церквях, в которых служение проходит по византийскому обычаю.

праздника


Преполовение - один из древнейших праздников христиан, о котором упоминали Иоанн Златоуст (IV в.), Анатолий Константинопольский (V в.) и Андрей Критский (VII в.). Скорее всего, именно во времена Иоанна Златоуста он был установлен официально.

Значение праздника


Чтобы уяснить значение Преполовения, стоит вкратце пояснить сущность праздника Кущей. Во время него вспоминали сорокалетнее странствование по Аравийской пустыне евреев, когда они направлялись в землю Обетованную, и тот день, когда Господь показал Моисею на горе кущу, которая стала прообразом скинии (шалаша), в которых жили евреи во время странствий.

Основным моментом празднования у иудеев было шествие к Силоамскому источнику, чтобы набрать воды в золотой сосуд. В храме воду смешивали с вином и выливали на жертвенник. Действие это было призвано напомнить не только открытие Моисеем источника воды в пустыне, но и пришествие на землю Спасителя. При этом спокойные воды Силоама символизируют и Царство Божье, мирное и тихое, в противовес бурной жизни земных царств, и самого Христа, который пришел на землю со смирением в сердце.

Таким образом, праздник Кущей был напрямую связан с водой, которая олицетворяла жизнь и спасение. И Христос, придя в храм в последний день праздника (который длился восемь дней), не только учил народ, но и сравнил себя с источником, к которому следует приложиться страждущим. Так он завуалировано сообщил человечеству, что он и есть Мессия, посланный Богом на землю для искупления человеческих грехов.

Церковное празднование


Преполовение в христианской традиции также празднуется восемь дней. Отсчет начинается от четвертой среды и заканчивается средой пятой недели после Пасхи. В этот день церковь не только продолжает радоваться воскресению Спасителя, но и предвосхищает радость от Сошествия Святого Духа и Вознесения. Вода также играет немаловажную роль в праздновании: из церквей идут крестные ходы к источникам, чтобы освятить воду в озерах, на реках и в колодцах.

Народное празднование


Церковная традиция освящения воды породила народный обычай в этот день набирать воду из освященного источника и хранить как средство от болезней людей и скота. Обязательно обливали друг друга водой, чтобы очиститься от грехов. Также в этот праздник в некоторых местностях было принято «кумление», хотя чаще всего этот обряд проводился на Маргоскиной неделе.

В настоящее время Преполовение остается преимущественно церковным праздником, который известен не очень большому количеству даже верующих людей, хотя в православных храмах он отмечается постоянно.

Преполовение Пятидесятницы означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками - Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи, и как бы связывает их воедино . Отмечается в среду 4-ой седмицы после Пасхи (за 25 дней до Троицы) .

Это древний христианский праздник, о котором уже упоминает в своих поучениях свт.Иоанн Златоуст. К великому сожалению, в народном благочестии значение этого праздника совершенно стерлось, и люди как-то даже не стремятся прийти в церковь и вникнуть в богослужение этого праздника, весьма глубокого по своему содержанию, и до сих пор, по церковному уставу, очень важного.

В этот день вспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей вошел в церковь и учил. (Ин. 7:14-36).

Праздник Кущей (палаток) один из трех великих иудейских праздников, наряду с Пасхой и Пятидесятницей. Он продолжался семь дней и оканчивался восьмым, называемым по преимуществу святым и великим (Ин 7:37). Праздник был установлен в память 40-летнего странствования Евреев по пустыне Аравийской на пути из Египта в землю Обетованною, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию. Народ выходил на все время этого праздника из своих домов и жил в кущах или палатках, сделанных из зеленеющих древесных ветвей, и весело проводил это время в кущах, веселясь пред Господом (Лев 23:39-43.). В продолжение этого праздника приносилось множество жертв; кроме их каждое утро в храме совершалась жертва возлияния. Священник шёл к Силоамскому источнику и набирал в золотой сосуд воду. Возвратившись в храм при звуках труб, кимвалов и восклицаниях, он смешивал воду с вином и возливал её на западную сторону жертвенника при пении слов пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12,3). Возлияние воды напоминало иудеям обилие воды в пустыне, когда Моисей жезлом ударил по скале и из неё открылся источник. Но главное значение этого священнодействия заключалось в том, что оно прообразовывало пришествие в мир Мессии, то есть Господа Иисуса Христа .

Силоам

Источник Силоам, из которого набиралась вода, представлял собой небольшой водоем, питавшийся от струи воды, текущей из-под храмовой горы. В книге пророка Исаии упоминается о водах силоамских, текущих тихо. Они символизируют царство Давида, а также и грядущее Царство Христа, которое, в противоположность громким и бурным земным царствам, приходит в мир и пребывает в нем тихо, бесшумно и неприметно. Кроме того, текущие тихо силоамские воды означают еще и Самого Христа - кроткого, смиренного сердцем, пришедшего в мир тихо и незаметно для людей.

Примечательно, что само слово «силоам» означает «посланный» что, конечно, имеет прямое отношение к Мессии, Которого Отец посылает в мир для спасения мира. То, что воду из Силоама выливали перед жертвенником, означало, что ожидаемый Мессия принесет Себя в искупительную жертву.

Кроме того вода Силоама символизировала собой еще и грядущее таинство христианского Крещения, в котором человек прозревает для Бога и для вечной жизни. Вспомним евангельский эпизод, когда Христос посылал слепого умыться в Силоамской купели, и он, умывшись, тотчас прозрел.

Можно сказать, что праздник Кущей, который посетил Христос, был праздником воды живой, спасшей Его некогда в пустыне от гибели. Но эта земная вода явилась лишь только прообразом воды небесной, воды вечной жизни, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа.

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей», говорит Христос в последний великий день праздника. Все мы, подобно древнему Израилю, странствуем в пустыне мира сего и, чтобы не погибнуть в ней от духовной жажды, нуждаемся в спасительном источнике даров Божиих, которые преподаются верующей душе через Христа. Вода, которую Он нам дает, - это Благодать Святого Духа, соединяющая человека с Богом и доставляющая ему вечную жизнь и вечные блага. Это и есть та истинная небесная вода, которая одна только способна утолить жажду человеческой души, способна дать ей совершенное, никогда не оскудевающее насыщение. И в стяжании этой Благодати, в соединении с Богом как раз и заключается высшая цель и смысл христианской жизни.

Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской и Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в праздник Кущей, которое уподобляется воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».

На иконе «Преполовение» изображается 12-летний отрок Иисус, поучающий старцев. Он возвышается над ними на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет проходит на смену Ветхому. Поучение Спасителя изображено на фоне Храмовой многоярусной постройки. Ее покрывает на всю высоту красный плат – символ Воскресения Христова, которое спасает весь человеческий род. Второй цвет иконы – зеленый – символ обновления жизн и.

Тропарь, глас 8
Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / яко всем, Спасе, возопил еси: / жаждай да грядет ко Мне и да пиет. / Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

Кондак, глac 4
Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия; темже Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея .

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png