Александр Иванович Куприн - замечательный мастер слова. Он сумел отразить в своем творчестве самые сильные, возвышенные и тонкие человеческие переживания. Любовь - это прекрасное чувство, которым проверяется человек, как лакмусовой бумагой. Способностью глубоко и искренне любить обладают далеко не многие. Это удел сильных натур. Именно такие люди привлекают внимание писателя. Люди гармоничные, живущие в ладу с собой и природой, являются идеалом писателя, именно такую героиню он выводит в повести “Олеся”.

Простая полесская девушка живет в окружении природы. Она слушает звуки и шорохи, “понимает” голоса животных, вполне счастлива своей жизнью и свободой. Она самодостаточна. Ей хватает того круга общения, который у нее есть. Окружающий ее лес Олеся знает и понимает, она читает природу как загадочную и интересную книгу. “Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник, из которого выглядывали три крошечных птичьих головки с красными шейками и черными блестящими глазенками. - Смотри, бабушка, зяблики опять за мною увязались, - воскликнула она, громко смеясь, - посмотри, какие смешные... голодные совсем. А у меня, как нарочно, хлеба с собой не было”.

А вот столкновение с миром людей несет Олесе, похоже, одни невзгоды и переживания. Местные крестьяне считают Олесю и ее бабку Мануйлиху колдуньями. Они готовы обвинить во всех бедах этих бедных женщин. Однажды людская злоба уже согнала их с насиженного места, и теперь у Олеси единственное желание, чтобы их оставили в покое:

Как бы нас с бабкой вовсе в покое оставили, так лучше было бы, а то...

Но жестокий мир людей не знает пощады. Олеся по-своему умна и прозорлива. Она прекрасно знает, что несет ей встреча с городским жителем, “панычем Иваном”. Любовь - прекрасное и возвышенное чувство - оборачивается гибелью для этой “дочери природы”. Она не вписывается в окружающий мир злобы и зависти, корысти и лицемерия.

Необычность героини, ее красота и независимость внушают окружающим людям ненависть, страх, злобу. Все свои несчастья и беды крестьяне готовы вымещать на Олесе и Мануйлихе. Их безотчетный страх перед “ведьмами”, коими они считают бедных женщин, подогревается безнаказанностью за расправу над ними. Приход Олеси в церковь - это не вызов селу, а желание примириться с окружающим миром людей, понять тех, среди которых живет ее возлюбленный. Ненависть толпы родила ответную. Олеся грозит селянам, избившим и оскорбившим ее: - Хорошо же!.. Вы еще у меня вспомните это! Вы еще все наплачетесь досыта!

Теперь примирения быть не может. Правота оказалась на стороне сильных. Олеся - хрупкий и прекрасный цветок, которому суждено погибнуть в этом жестоком мире.

В повести “Олеся” Куприн показал неизбежность столкновения и гибели естественного и хрупкого мира гармонии, когда он соприкасается с жестокой реальностью.

Олеся - «цельная, самобытная , свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины», а Иван Тимофеевич - «человек хотя добрый, но только слабый». Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич - образованный человек, писатель, приехавший в Полесье «наблюдать нравы», а Олеся - «ведьмака», необразованная девушка, выросшая в лесу.Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически.

А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось: побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не ходила в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…» Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь мешала ему жениться на ней: «Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса».

Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича - это трагедия людей, которые «выломились» из своей социальной среды. Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. И, как известно люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто от них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.

Нельзя не сказать также о литературном мастерстве А. И. Куприна. Перед нами картины природы, портреты, внутренний мир героев, характеры, настроения -все это глубоко поразило меня. Повесть «Олеся» - это гимн прекрасному первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас.

Сочинение

Повесть «Поединок» Куприн посвятил М. Горькому. Тот назвал это произведение «прекрасной повестью». Популярность этой книги перешагнула границы России — она переводилась в то время на немецкий, французский, итальянский, испанский, шведский, болгарский, польский языки.

В чём же причина популярности повести? Прежде всего — в её обличительном пафосе.

Куприн показал в своей книге дикие нравы армейской жизни, рассказал о жестоком обращении армейских чинов с солдатами. Жалкими, забитыми предстают перед читателями денщик Гайнан и солдат Хлебников. Солдат Хлебников — больной, физически очень слабый человек. И насколько нужно иметь жестокое сердце, чтобы издеваться над таким человеком! Офицеры ради забавы (это говорит об их примитивности) измываются над Хлебниковым! Они бьют его, смеются, вымогают деньги. И за него некому заступиться! Солдаты, денщики в повести находятся в униженном положении, к ним относятся, как к скоту.

Своим содержанием повесть «Поединок» отвечала на важный вопрос того времени: почему царизм терпел одно поражение за другим в русско-японской войне? Да о каких победах могла идти речь, если в русской армии процветали корысть, разврат, пьянство? Интеллектуальный уровень офицеров, тех, кто муштрует солдат, крайне низок. Так, армейский служака капитан Слива за свою жизнь «не прочёл ни одной книги и ни одной газеты», а другой офицер, Веткин, вполне серьёзно заявляет: «В нашем деле думать не полагается». В этой затхлой армейской жизни задыхаются люди думающие, благородные, интеллектуальные, демократически настроенные, такие, как подполковник Назанский и подпоручик Ромашов.

Ромашов — честный русский офицер, ему очень и очень одиноко на военной службе. Он искренне был убеждён, что офицеры — люди с тонкой душевной организацией, патриоты. Но окунувшись в армейский быт, он вдруг увидел, что здесь царят «грубые армейские привычки, фамильярность, карты, попойки». Досуг офицеров составляют игры на «скверном маленьком бильярде», «пиво», «сигареты» и проститутки.

Ромашов испытывает «мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей».

В образе подпоручика Ромашова угадываются автобиографические черты. Это и неудивительно: по окончании кадетского корпуса Куприн четыре года находился на военной службе. Всю жизнь его мучили воспоминания о розгах в кадетском корпусе. У Ромашова тоже уже в годы, проведённые в военном училище, «душа была уже навеки опустошена, мертва и опозорена». Ромашов выражает протест против пошлости, невежества, произвола.

В обрисовке семейно-бытовых сцен Куприн показал себя писателем-психологом. В основе конфликта лежит пылкая юношеская влюблённость, любовь Ромашова к привлекательной Шурочке Николаевой. Шурочка, как и Ромашов, на голову выше всех армейских служак, заметно отличается своим интеллектуальным развитием от полковых дам. Шурочка обладает сильной волей, хитростью, дальновидностью. Все её помыслы направлены на то, чтобы вырваться «к простору, свету» из циничной армейской обстановки. «Мне нужно общество, большое, настоящее общество, свет, музыка, поклонение, тонкая лесть, умные собеседники», — говорит Шурочка.

Мечту подобного рода можно было бы приветствовать, если бы не те бесчеловечные средства, которыми она воспользовалась. Ради карьеры мужа (недалёкого по своим умственным данным), ради того, чтобы вырваться из удушающей атмосферы армейского гарнизона, она идёт на подлость: отговаривает Ромашова, который её очень любит, от выстрела, и он погибает на поединке, став жертвой заговора.

На примере жизни и гибели главного героя мы убеждаемся в безвыходном положении армейских людей, жаждущих осмысленной жизни. Главным виновником физической и духовной трагедии Ромашова является не Шурочка Николаева, которая, в сущности, и сама жертва, а весь общественный строй, порождающий буйных Бек-Агамаловых, деспотичных Осадчих, армейских чинодралов Николаевых, Шульговичей, уничтожающих достоинство офицеров, низших по званию. В такой среде нет места честным людям: они здесь или морально опускаются, находя утеху в пьянстве, как получилось с Назанским, или же погибают, как Ромашов.

Другие сочинения по этому произведению

Автор и его герои в повести А. И. Куприна "Поединок" Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок» Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок») КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК» Мир человеческих чувств в прозе начала xx века Нравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок». Нравственные искания героев Куприна на примере героев повести «Поединок» Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты Поединок в «Поединке» (по одноименной повести А.И.Куприна) Поединок насилия и гуманизма Развенчание романтики военной службы (по повести «Поединок») Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок») Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок») Сила любви (по повести А. И. Куприна «Поединок») Смысл названия и проблематика повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок» Три гордых призвания человека по повести А. И. Куприна «Поединок» Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова и Назанского в повести А.И. Куприна «Поединок» Анализ повести "Поединок" Куприна А.И. В чем смысл названия повести А. И. Куприна "Поединок" Образ Ромашова в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова в повести «Поединок» Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок» Изображение армейской среды в повести А. И. куприна «Поединок» Проблематика повести А. Куприна “Поединок” Повесть А. И. Куприна «Поединок»: сюжет и герои Любовь в повести А. И. Куприна «Поединок» Подпоручик Ромашов Образ подпоручика Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок»

Урок литературы в 11 классе «Актуальны ли проблемы, поднятые А.И.Куприным в повести «Олеся»?

Цели урока:

образовательные:

Обучать умению рассуждать, критически мыслить на заданную тему;

Отрабатывать умение ведения дискуссии и отстаивания своей точки зрения; развивающие:

Развивать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации;

Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;

Систематизировать полученные ранее знания и использование в ходе дискуссии;

воспитательные:

Формировать умение различать добро и зло;

Воспитывать общекультурные нормы (чуткое, уважительное отношение к людям)

Вид занятия: дискуссия.

Тип занятия: получение новых знаний на основе имеющихся.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный.

Оборудование: памятки, оценочные листы экспертов, таблички «спорщиков».

Учащиеся разбиваются на 3 группы: 1) «спорщики» - бизнесмен, психолог, домохозяйка, деловая женщина, пенсионер, ученик 11 класса; 2) эксперты, оценивающие ответы «спорщиков»; 3) зрители.

Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами заканчиваем изучение произведений Куприна, нам предстоит обсудить вот какой вопрос: актуальны ли проблемы, поднятые в повести «Олеся»? Мы будем учиться дискутировать. А мы умеем, скажете вы. Но подумайте, как проходит любой наш спор на уроке? А вот так, как в стихотворении Пушкина:

Глухой глухого звал к суду судьи глухого.

Глухой кричал: «Моя им сведена корова!».

«Помилуй! – возопил глухой ему в ответ. –

Сей пустошью владел еще покойный дед!»

Судья решил: «Чтоб не было разврата,

Жените молодца – хоть девка виновата!».

И вот когда мы садимся за «круглый стол», получается разговор «глухих», потому что каждый стремится сказать что-то свое, не слушая других. Все кричат – непонятно, то ли друг на друга, то ли по существу вопроса, и, получается, что утверждение «в споре рождается истина» не про нас. Давайте попытаемся сделать это как положено. Для этого познакомимся правилами ведения спора. Читаем памятку.

Памятка «Как вести дискуссию».

1. Вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора.

2. Внимательно выслушивать говорящего.

3. В споре не допускать тона превосходства, уважать мнение товарищей.

3. Грамотно и чётко ставить вопросы.

4. Приводить аргументы.

5. Формулировать не только главные выводы, но и промежуточные.

6. Каждый участник имеет право и возможность высказаться.

7. Не повторяться!

8. Нельзя критиковать людей – только их мнения и позиции.

9. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.

Как вы думаете, для чего люди спорят, дискутируют?

Ученик: Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия.

Учитель: Итак, начинаем работу. На прошлом уроке мы проанализировали повесть Куприна «Олеся». Вспомните, пожалуйста, историю ее создания.

Ученик: Художественным утверждением духовной полноценности и нравственной красоты человека из народа явились произведения, созданные Куприным между 1898 и 1901 годами на материале полесских впечатлений. Весной и летом 1897г. Куприн путешествовал по украинскому Полесью, служил на Волынщине в качестве управляющего небольшим имением, затем был охотником, рыбаком.

Для Куприна эта поездка была своеобразной «творческой командировкой», которая преследовала совершенно очевидную цель – поведать другим об увиденном и пережитом. В полесском цикле имеется тенденция противопоставить деревенскую жизнь жизни капиталистического города, который выглядит скопищем голодного и нищего люда, буржуазной сытости и мещанского благополучия – синонимом социального неравенства людей. Эта тенденция нашла своё отражение и на страницах повести «Олеся» – пожалуй, самого значительного произведения полесского цикла (1898 год).

Учитель: Каков сюжет «Олеси»?

Ученик: Городской интеллигент Иван Тимофеевич, начинающий писатель, приезжает в Полесье и знакомится с девушкой-колдуньей, живущей в лесу со своей бабкой. Олеся и Иван полюбили друг друга, но не могут быть вместе в силу причин: разность положения, воспитания, жизненного опыта, наконец, предсказанного героиней трагического исхода их отношений. Иван Тимофеевич побуждает Олесю пойти в церковь, после чего темные деревенские мужики и бабы, считая ее колдуньей, избивают до полусмерти и вынуждают несчастную покинуть родные места. А «возлюбленный» почти мгновенно смиряется с произошедшим.

Учитель: Раскройте образы обоих героев.

Ученик: Олеся незнакома с жизнью в обществе, с так называемой цивилизацией. Ей дороги свободная воля, естественные порывы, навыки колдовских заговоров, передающихся в их семье от бабушки к матери, от матери к внучке. Героиня красива, сильна, здорова, умна и добра, она исключительная личность. Портрет девушки, данный Куприным, – это выражение её богатого внутреннего мира. Всё в ней есть – и решительность, и властность, и наивность, и даже лукавство, и всё это неуловимо, необычно, волнующе.

Ученик: Характеристику Ивана Тимофеевича Куприн дает устами героини повести. Во время гадания Олеся говорит Порошину: “Человек вы хотя и добрый, но только слабый... Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь”.

Учитель: Хорошо, давайте обратимся к проблемам повести.

Ученик: Во-первых, это тема любви. Писатель показывает, как в исключительной ситуации раскрывается вечный, общечеловеческий смысл высокого чувства делать человека прекрасным. Куприн ищет в реальной жизни людей, исполненных святым чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. «Олеся» – гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству

Ученик: Во-вторых, в повести Куприн выразил свое убеждение, что только вдали от цивилизации, от капиталистического города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.

Ученик: Я бы выделил еще одну проблему: драматичная судьба человека, наделенного неординарными способностями, сверхвозможностями. Такой человек может помогать людям, но сам всегда остается одиноким и непонятым обществом. Олеся тому пример.

Учитель: Совершенно верно очертили вы круг проблем. Как вы понимаете значение слова «актуальный»?

Ученик: Важный, существенный для настоящего момента.

Учитель: Являются ли проблемы, поднятые Куприным, актуальными; созвучны ли они современному человеку? Я приглашаю 6-ых желающих участвовать в дискуссии. Займите места, распределите роли, кто от чьего имени будет говорить. Памятки перед вами. Приступите к обдумыванию вопроса. Еще 6-ых назначаю экспертами. Вам необходимо внимательно следить за ходом дискуссии и заносить данные в оценочную таблицу. Задание понятно?

Третья группа – зрители. Итак, актуально ли купринское понимание любви? Приемлемо ли оно для наших современников? По этой проблеме желает высказаться…

Бизнесмен: Ситуация, описанная в повести, вовсе не представляется мне драматичной: никто не умер, герои просто расстались, как это часто бывает в жизни. Оба с самого начала знали, что слишком они разные. На прощание Олеся благодарит Ивана за краткое счастье, а он долгие годы хранит память о ее нежной и великодушной любви. То есть трагедийный аспект, который усматривали читатели, критики, современники Куприна, для меня неприемлем.

Психолог: Кстати, в «Гранатовом браслете» один из героев так и говорит: «Любовь должна быть трагедией… Величайшей тайной в мире». Речь ведь идет о настоящем чувстве – о такой любви, которая способна преобразить несовершенного человека. Олеся возвращает своему избраннику, пусть не надолго, утраченную естественность и остроту переживаний. В этом видел Куприн подлинный смысл любви – духовно преображать человека.

Деловая женщина: Да разве можно переделать слабого человека? Вы же убедились в этом! Я так же, как и коллега (бизнесмен) считаю, что купринское понимание любви сегодня не актуально. Зачем самопожертвование во имя чувства, которое изначально обречено? Я вообще удивлена, что такая умная, решительная, волевая девушка могла полюбить и желать связать свою жизнь с человеком, ставшим бы со временем как камень на шее.

В то же время сам образ Олеси, несмотря на его экзотичность, романтичность, очень современен, особенно такие качества девушки, как самостоятельность, независимость, стремление повышать свой интеллектуальный уровень, чему-то учиться (она же постоянно спрашивает Ивана о каких-то научных вещах), словом, развиваться, самосовершенствоваться, твердый характер – все это очень важно для современной женщины. Олеся четко знает, чего она хочет в жизни, она целеустремленная, она способна добиваться своего.

Домохозяйка: Нет, все-таки знаете, это слишком прагматичная позиция, как бы мы ни раскладывали по полочкам наших избранников, – слабый он или не слабый, сможет обеспечивать семью или нет, - все в душе желают встретить именно такую любовь, в духе Куприна – красивую, всепоглощающую, лишенную сомнений «быть или не быть». Может быть, вслух только об этом не говорят. По-прежнему популярны фильмы о любви, книги о любви, интернетовские сайты просто вопят об этом.

Учитель: Но чаще всего это все подделка, суррогат настоящего чувства.

Домохозяйка: Да, в то-то и дело, что любовь легко находится, нет проблем в знакомствах, но всем хочется особенной любви – настоящей, которую действительно не часто встретишь. Произведение Куприна заставляет нас тосковать об этом.

Ученица 11 класса: Я согласна с вами. Истинная любовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Любовь должна основываться на высоких искренних

чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти и возвышает маленького человека над суетным миром несправедливости и злобы. Вы сейчас скажете: это высокие слова, но, как было уже сказано, все мечтают о такой любви. А разве не так?

Деловая женщина : Смысл жизни не сводится только к любви. Есть еще увлекательная, интересная работа, верные друзья, книги, музыка, путешествия по миру, исследования неразгаданного. В современной жизни просто масса возможностей реализовать себя как личность. А герои Куприна зацикливаются на одном: что Олеся, что этот, Желтков из «Гранатового браслета». Он ведь сам говорил, что в жизни его больше ничего не интересует. А если бы еще что-то у него было в жизни, разве бы он закончил так недостойно свой путь?

Пенсионер: Не будем тревожить несчастного ГСЖ. Я все-таки попытаюсь вас переубедить словами известного драматурга 17 века Ж.- Б. Мольера:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно,

Что не жил….

Настоящее чувство еще к вам придет, и так же, как Олеся, вы сможете ради вашего избранника пренебречь и принципами, и друзьями, а понадобится, и работой.

Бизнесмен: Все вы по-своему правы. Вот слушаю вас и понимаю, что то, о чем мы говорим, будет актуально всегда и в общем-то, соглашаюсь, что настоящая любовь драматична, она приносит страдания, приходится совершать какие-то усилия души, сердца, жертвовать чем-то. Но все это стоит того, чтобы любимый человек был рядом или же если не получается быть вместе, как героям куприновской повести, то чтобы он был счастлив.

Психолог: Да, удивительно, что после трагической развязки светлая атмосфера «Олеси» не меркнет. Читая произведения писателя, ощущаешь особенно тонкое, глубокое и чуткое осознание всего сущего. Кажется, писатель знает то, о чем ты переживаешь, и старается помочь тебе, направляет на верный путь. Ведь тот мир, в котором мы живем, иногда настолько загрязнен ложью, подлостью и пошлостью, что нам порой необходим заряд положительной энергии, чтобы противостоять засасывающей трясине. Кто же укажет нам источник чистоты? По-моему, Куприн обладает таким талантом. Он как мастер, шлифующий камень, открывает в наших душах богатство, о котором мы сами не догадывались.Таким образом, проблема любви у Куприна по-прежнемуактуальна.

Учитель: Вы это очень хорошо сформулировали: то есть если произведение так сильно воздействует на нас, заставляет нас размышлять, то оно для нас актуально. А современно ли звучание другой проблемы повести – «человек и природа»? Только в единении с природой, живя вдали от цивилизации, человек может стать совершенной личностью; городская жизнь не дает людям счастья.

Пенсионер: С этим я, конечно же, согласен. Большинство горожан стремится за город, покупают и строят дома в деревнях. Почему мы так рвемся на дачу, выехать на природу? Потому что нам там хорошо, душа отдыхает. Одним словом, природа привлекает подавляющее большинство людей. А в свое время мои сверстники наоборот стремились в город, деревни пустели.

Домохозяйка: Ну да,людей привлекает свежий воздух, более- менее чистая экология, а цивилизацию и все удобства городской жизни они тащат с собой. Какой загородный коттедж не оснащен спутниковой антенной, ноутбуком и т.д? О духовном совершенствовании здесь нет речи. Вот у японцев специальные дни для созерцания природы выделены, праздник любования сакурой называется, момент обретения гармонии с собой и природой.

Учитель : Не уклоняйтесь от «Олеси».

Ученик 11 класса : Да, вот Куприн показал в образе Олеси такого естественного человека. Она живет в полном отстранении от людей, но в согласии с обитателями полесских чащоб – птицами, зверями. Все исконные, врожденные, утраченные в социуме возможности развиваются в Олесе свободно, не стесненные цепями условностей, которые накладывает городская жизнь. Героиня искренна в любом побуждении. Но в то же время ее привлекает цивилизация: Олеся расспрашивает Ивана Тимофеевича о Петербурге, интересуется знаниями из разных областей. А полюбив, она и вовсе готова следовать в город за своим возлюбленным. Так что, наверное, Куприн ошибался. Я уверен, что для современного человека важно жить в городе, учиться в высших учебных заведениях, ходить в театры, музеи, ну и много еще всего должно быть, что дается человеку для полноценного развития.

Деловая женщина: Согласна! Я бы тоже не смогла долго жить вдали от города. Я просто этого не могу понять! Что за странное убеждение – только природа может сделать человека прекрасным - и откуда оно взялось? Если уйти всем в лесную глушь, мы наоборот в дикарей превратимся.

Психолог: Вообще, концепция естественного человека не нова. Она появилась еще в 18 веке. Французский писатель, философ Руссо писал об этом. А русской литературе последователями его выступили сентименталисты и Николай Карамзин. Природа в их произведениях играла большую роль. Кстати, вы обратили внимание на пейзажные зарисовки в повести Куприна?

Деловая женщина: Еще бы! Я их пропустила, скука смертная!

Пенсионер: Вот и зря. Не умеете, вы, молодые, самую красоту заметить. Я, когда читал описание весеннего леса, все дачу свою вспоминал, как поеду весной, вдохну свежего, пахнущего холодной лесной прелью воздуха… Все-таки без природы мы никуда. На природе человек действительно лучше становится, спокойнее, добрее, перестает суетиться, задумывается о вечном. Природа душу лечит.

Психолог: Да, действительно, красота природы продолжает нас волновать. Однако руссоистские тенденции, убеждения Куприна все-таки для нас не совсем приемлемы, так как современному человеку трудно совсем оторваться от цивилизации.

Учитель: Интересно, что проблема «человек и природа» - я говорю уже в общем- продолжает оставаться актуальной. Люди ищут равновесия, стремятся к единению с природой и так и не могут его найти?

Психолог: Возможно, потому, что это - идеал, который недостижим, но к нему необходимо стремится..

Учитель: Хорошо, вот мы подошли к обсуждению 3 проблемы.

Домохозяйка: Можно, начну я? Сегодня Олеся нашла бы своему дару достойное применение. Вы только посмотрите, сколько объявлений на столбах и в газетах: предсказываю будущее, сниму порчу, поправлю здоровье, приворожу мужа и т.д.! Как сейчас популярны колдуньи и гадалки! Их не изгоняют, их не боятся – к ним, наоборот, обязательно идут посоветоваться или решать проблему. Ну признайтесь же, каждый, наверное, второй ходил к гадалке.

Бизнесмен: Ну да, было дело. Признаться, я несколько суеверен. Когда я начинал бизнес, мне советовали сходить за финансовым прогнозом моего частного предпринимательства.

Судьба, видимо, благоприятствовала мне, все сложилось. Но я не сказал бы, что гадалка произвела на меня хорошее впечатление – ее больше интересовало, сколько я ей заплачу.

Ученица 11 класса : А вот героиня повести Куприна очень честна и бескорыстна, она готова помогать людям просто так, если бы к ней обращались. Я все же думаю, что ясновидящие, гадалки, обладающие какими-то неординарными способностями, как, например, видеть будущее человека, не должны использовать свой дар в финансовых целях.

Деловая женщина : На что же они тогда существовать будут?

Ученица 11 класса: Я опять сравню с Олесей. Она вовсе не ставила себе цель зарабатывать ясновидением. Она с детства привыкла довольствоваться малым, тем, что было, чего не скажешь о ее скуповатой и жадной до гостинцев бабушки. Эта привычка Олеси – довольствоваться малым, заботиться о материальных ценностях только чтобы поддержать себя- это тоже импонирует автору.

Видимо, люди обращались к Олесе (это было не часто, судя по всему, так как «ведьмаков» боялись), она помогала им. К своей способности видеть будущее, исцелять Олеся относится спокойно. Но иногда кажется, что она будто тяготится своим даром – ей ведь открыты многие истины в поведении, поступках людей и особенно ее возлюбленного. Есть ощущение, что ее это не радует.

Пенсионер: Какие истины? Вы что, всерьез верите, что человек может предсказывать будущее? Даже сам Иван говорит, что Олеся не «заговорила» кровь, а просто прижала искусно вену выше пореза – это может не только медик, но и любой человек, знакомый с оказанием первой помощи. А что касается предсказаний будущего, то я скажу так: несмотря на то, что девушка долгое время жила вдали от людей, она хорошо выучила их натуру – часто лицемерную и малодушную. Ей не составило труда раскусить Ивана Тимофеевича и предвидеть, что ему недостанет сил любить ведьму.

Психолог: В ваших словах, безусловно, есть истина. Современные гадалки и ясновидящие вряд ли поголовно все имеют неординарные сенсорные способности, они просто очень хорошо знают натуру человеческую, знают людей. Они настоящие психологи, и умело используют это в своих целях. Они всегда говорят то, что человек хочет услышать. Вот поэтому-то люди и идут к ним.

Учитель: А как вы думаете, что еще заставляет наших современников обращаться к гадалкам?

Психолог: Наверное, душевная тревога, неумение самостоятельно справиться с проблемой, просто безысходность, потеря надежды на лучшее, отсутствие веры в себя. И вы знаете, это просто болезни нашего времени.

Пенсионер: Да, не могу не согласиться. Но тогда получается, что это людям живется плохо, а гадалкам – хорошо. А мы же размышляем о судьбе человека с неординарными способностями, у которого не складываются взаимоотношения с обществом. Вы думаете, Олесю ненавидят только потому, что она гадалка и якобы связана с дьяволом?

Бизнесмен: Я думаю, что не только из-за этого. Начну вот с чего: кто такие эти деревенские обыватели? Темная, необразованная масса, «первобытные натуры», как Иван говорит, пьяная толпа, следующая только животным инстинктам, люди, привыкшие унижаться пред властями, но в своем кругу деспотичные, грубые, непорядочные. И разве Олеся – искренняя, совестливая, добрая – могла найти с ними общий язык? Вспомните Катерину из драмы Островского «Гроза» - такая же история. Общество отторгает таких людей, которые слишком правильные, что ли. Оно считает их странными, ненормальными.

Домохозяйка: Ну не сравнивайте, пожалуйста, наше современное общество с деревенскими жителями Полесья конца 19 века. И это не общество отторгает таких людей, как Олеся и Катерина, а они – его. Но вообще я тоже заметила, что совестливому, порядочному человеку, правдолюбцу, не привыкшему подстраиваться под всех, живется намного сложнее в этом мире. Он как будто болеет за всех, видит зло вокруг, борется с несправедливостью, но тем самым только вызывает гнев и неприятие, непонимание остальных, чего, мол, вечно суется?

Пенсионер: Это точно! Я однажды в трамвае сделал замечание молодым людям, которые матерились и сам был уже не рад: чуть не вытряхнули из трамвая.

Бизнесмен : А я заступился за девушку, к которой два подонка приставали.

Учитель : Тогда извечный вопрос: что делать? Как быть в этой жизни правдолюбцу, честному, порядочному человеку, «лучу света в темном царстве»?

Ученица: Как что делать? Надо стараться всем быть порядочными.

Домохозяйка: Надо беречь таких людей.

Деловая женщина: В итоге-то к чему мы пришли? Сегодня гадалки, колдуньи, ведуньи и прочие не считаются людьми неординарными, это обычное явление. А вот человек порядочный, нравственный, который не может принять каких-то аморальных законов общества – по-прежнему явление исключительное. И как и 19 веке, так и в 21-ом судьба такого человека складывается порой драматично. Совершать нравственные, благородные поступки иногда нелегко, но обязательно нужно. Иначе общество точно деградирует. А как противостоять негативным его явлениям, этому нас учит русская литература.

Учитель: Давайте на этой оптимистичной ноте закончим и предоставим слово экспертам.

Эксперты высказываются.

Оценочная таблица для экспертов

Участники дискуссии

Говорит четко, полными предлож

Говорит убедительно, аргументированно

Внимательно слушает других

Говорит по теме

Побуждает всех участвовать

Приводит интересные факты

Манера держать себя

Хорошо знает предмет разговора, компетентен

Бизнесмен

Деловая женщина

Пенсионер

Ученик 11 класса

Психолог

Домохозяйка

Учитель: а сейчас я прошу выступить участников дискуссии с тем, что бы они изменили в ходе своей беседы.

Изменилось ли ваше мнение за время дискуссии?

Ученица: Для меня 3 проблема раскрылась глубже, видение ее предстало в ином – истинном свете. Наверное, мы поняли то, что действительно хотел сказать Куприн.

Учитель: Что нового вы узнали, что поняли? Благодаря кому вы это поняли? Что дала вам дискуссия?

Биография Куприна была насыщена разнообразными событиями, которые давали писателю богатую пищу для его литературных трудов. Например, повесть “Поединок” уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Работа над повестью “Поединок” в 1902-1905 годах была продиктована желанием осуществить давно задуманный замысел - “хватить” по царской армии, этому сосредоточению тупости, невежества и бесчеловечности. Все события произведения происходят на фоне армейской жизни, ни разу не выходя за ее рамки. Возможно, это сделано для того, чтобы подчеркнуть реальную необходимость хотя бы задуматься над теми проблемами, которые показаны в повести. Ведь армия - это оплот самодержавия, и если в ней есть недостатки, то их надо стремиться устранять. Иначе вся важность и образцовость существующего строя - это блеф, пустой звук, и нет никакой великой державы. Осознать весь ужас армейской действительности предстоит главному герою подпоручику Ромашову. Выбор автора не случаен, ведь Ромашов во многом очень близок Куприну: оба они окончили военное училище, поступили на службу в армию. С самого начала повести автор резко погружает нас в атмосферу армейского быта, рисуя картину ротных учений: отработка несения службы на посту, непонимание некоторыми солдатами того, что от них требуется (Хлебников, исполняющий приказания арестованного; Мухамеджинов, татарин, слабо понимающий по-русски и, как следствие, неверно исполняющий приказания). Осознать причины этого непонимания несложно. Хлебников, русский солдат, просто не имеет хоть какого-либо образования, и потому для него все произнесенное ефрейтором Шаповаленко - это не более чем пустой звук. Кроме того, причиной такого непонимания служит резкая смена обстановки: подобно тому, как резко нас погружает автор в такого рода обстановку, так и многие новобранцы не имели до этого никакого представления о военном деле, не общались с военными людьми, для них все ново: “...они еще не умели отделить шутки, примера от настоящих требований службы и впадали то в одну, то в другую крайность”. Мухамеджинов же ничего не понимает в силу своей национальности, и это тоже большая проблема для русской армии - всех пытаются “подвести под одну гребенку”, не учитывая особенностей каждого народа, которые являются, если можно так сказать, врожденными и не могут быть устранены никакой выучкой, тем более криком, физическими наказаниями. Вообще проблема рукоприкладства очень отчетливо фигурирует в данной повести. Это апофеоз социального неравенства. Конечно же, не надо забывать, что телесные наказания для солдат были отменены только в 1905 году. Но в данном случае речь уже идет не о наказании, а об издевательстве: “Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке, - били в кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валили кулаками на землю”. Разве станет так себя вести человек с нормальной психикой? Моральный мир каждого, кто попадает в армию, коренным образом меняется и, как замечает Ромашов, далеко не в лучшую сторону. Даже капитан Стельковский, командующий пятой ротой, лучшей ротой в полку, офицер, который всегда “обладал терпеливой, хладнокровной и уверенной настойчивостью”, как оказалось, тоже бил солдат (в пример Ромашов приводит то, как Стельковский выбивает вместе с рожком зубы солдату, неверно подавшему сигнал в этот самый рожок). Другими словами, завидовать судьбе таких людей, как Стельковский, не стоит. Еще меньше зависти вызывает участь простых солдат. Ведь у них нет даже элементарного права выбора: “Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову”. Солдаты должны все это терпеть и не могут даже пожаловаться, поскольку прекрасно знают, что тогда им будет. Вдобавок к тому, что рядовые подвергаются систематическому избиению, их еще и лишают средств к существованию: то малое жалованье, которое они получают, они почти всё отдают своему командиру. И эти самые деньги расходуются господами офицерами на всякие посиделки в барах с выпивкой, грязной игрой (опять-таки на деньги), к тому же в компании развратных женщин. Уйдя официально от крепостнического строя 40 лет назад и положив за это огромное количество человеческих жизней, Россия в начале XX века имела модель такого общества в армии, где офицерство - это эксплуататоры-помещики, а простые солдаты - это рабы-крепостные. Армейская система разрушает сама себя изнутри. Она не выполняет в достаточной степени ту функцию, которая на нее возложена. Тех, кто пытается пойти против этой системы, ожидает очень нелегкая судьба. В одиночку бороться с такой “машиной” бесполезно, она “поглощает всех и вся”. Даже попытки осознать происходящее повергают людей в шок: Назанский, постоянно болеющий и ушедший в запой (очевидно, пытаясь тем самым скрыться от реальной действительности) наконец, сам герой повести Ромашов. Для него с каждым днем все более заметными становятся вопиющие факты социальной несправедливости, все уродство системы. Он со свойственной ему самокритичностью находит и в себе также причины подобного положения вещей: он стал частью “машины”, смешался с этой общей серой массой ничего не понимающих и потерянных людей. Ромашов пытается от них отгородиться: “Он стал уединяться от общества офицеров, обедал большею частью дома, совсем не ходил на танцевальные вечера в собрание и перестал пить”. Он “точно созрел, сделался старше и серьезнее за последние дни”. Далось ему такое “взросление” нелегко: он прошел через общественный конфликт, борьбу с самим собой, ему даже была близка мысль о самоубийстве (он ясно представлял себе картину, на которой изображено его мертвое тело и толпа людей, собравшихся вокруг). Анализируя положение Хлебниковых в русской армии, образ жизни офицерства и ища пути выхода из подобной ситуации, Ромашов приходит к мысли, что армия без войны - это абсурд, и, следовательно, для того чтобы не было этого чудовищного явления “армия”, а его не должно быть, надо, чтобы люди поняли ненужность войны: “...Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам... И вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам”. Я тоже близок к подобной мысли: для решения таких глобальных проблем в армии, для решения глобальных проблем вообще необходимо, чтобы потребность в осуществлении перемен поняло большинство людей, поскольку небольшие группы людей, и уж тем более единицы, неспособны изменить ход истории. Проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, поднимает проблему взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа.

Рассказы о любви.

Одна из первостепенных тем в творчестве Куприна - любовь. Персонажи его творений, "озаренные" настоящим сильным чувством. В произведениях этого замечательного писателя любовь, будто закономерность, бескорыстная и беззаветная. Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути.

Многие события проходят перед нами на страницах повести "Поединок". Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно одно и передается читателю. В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести "Олеся". Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей "необычностью", "в ней не было ничего похожего на местных девчат", свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом. Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен. Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже жениться на ней, но его останавливает сомнение: "Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил". Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она менялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно. В повести "Олеся" развивается тема купринского творчества - любовь как спасительная сила, оберегающая "чистое золото" человеческой натуры от "оподления", от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой - Олеся, "дитя природы", не подвергшееся влиянию городской цивилизации. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус - последняя дань щедрого сердца Олеси, память "об ее нежной, великодушной любви".

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества "естественного" человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Так возникает повесть "Гранатовый браслет", в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Писатель показал себя мастером в изображении реальных обстоятельств, он поселил необыкновенную любовь в душе простого, заурядного человека, и она смогла противостоять миру обыденности и пошлости. И этот дар поднял его выше всех остальных героев рассказа, даже выше самой Веры, которую полюбил Желтков. Она холодна, независима и спокойна, но это не просто состояние разочарованности в себе и окружающем мире. Любовь Желткова, такая сильная и при этом изящная, пробуждает в ней чувство тревоги – это внушает ей подаренный гранатовый браслет с "кровавыми" камнями. Она подсознательно сразу же начинает понимать, что такой любви не выжить в современном мире. И проясняется это ощущение только после гибели Желткова. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть. В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира – таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли – любовью.

У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа - специфика художественного таланта А. И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества - в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как нравственно-психологическое чувство. Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.

Александр Иванович Куприн часто в своих произведениях рисовал идеальный образ «естественного» человека, такого, который не подвластен тлетворному влиянию света, чья душа чиста, свободна, кто близок природе, живёт в ней, живёт с нею в едином порыве. Ярким примером раскрытия темы «естественного» человека является повесть «Олеся».

История, описанная в повести, появилась не случайно. Однажды А.И. Куприн гостил в Полесье у помещика Ивана Тимофеевича Порошина, который рассказал писателю загадочную историю своих отношений с некой колдуньей. Именно эта история, обогащённая художественным вымыслом, и легла в основу произведения Куприна.

Первая публикация повести состоялась в журнале «Киевлянин» в 1898 году, произведение носило подзаголовок «Из воспоминаний о Волыни», что подчёркивало реальную основу происходящих в повести событий.

Жанр и направление

Александр Иванович творил в конце 19 — начале 20 века, когда постепенно начинала разгораться полемика между двумя направлениями: реализмом и модернизмом, который только-только начинал заявлять о себе. Куприн принадлежит к реалистической традиции в русской литературе, поэтому повесть «Олеся» можно смело отнести к реалистическим произведениям.

По жанру произведение представляет собой повесть, так как в нём преобладает хроникальный сюжет, воспроизводящий естественное течение жизни. Читатель проживает все события, день за днём, вслед за главным героем Иваном Тимофеевичем.

Суть

Действие происходит в небольшой деревне Переброд Волынской губернии, на окраине Полесья. Молодой барин-писатель скучает, но однажды судьба его заводит на болото к дому местной ведьмы Мануйлихи, где он знакомится с красавицей Олесей. Между Иваном и Олесей вспыхивает чувство любви, но молодая колдунья видит, что ждёт её погибель, если она свяжет свою судьбу с нежданным гостем.

Но любовь сильнее предрассудков и страха, Олеся хочет обмануть судьбу. Молодая ведьма ради Ивана Тимофеевича идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождению вход туда воспрещён. Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван не понимает этого и не успевает спасти Олесю от разъярённой толпы. Героиню жестоко избивают. Она в отместку шлёт проклятье на деревню, и в ту же ночь случается страшная гроза. Зная силу гнева людского, Мануйлиха с воспитанницей поспешно покидают дом на болоте. Когда молодой человек на утро приходит в это жилище, то находит лишь красные бусы, как символ их с Олесей короткой, но настоящей любви.

Главные герои и их характеристика

Главными героями повести являются барин-писатель Иван Тимофеевич и лесная колдунья Олеся. Совершенно разные, они сошлись, но не смогли быть счастливы вместе.

  1. Характеристика Ивана Тимофеевича . Это человек добрый, тонко чувствующий. Он смог разглядеть в Олесе живое, природное начало, потому что сам ещё не до конца убит светским обществом. Одно то, что он уехал из шумных городов в деревушку, говорит о многом. Героиня для него не просто красивая девушка, она для него загадка. Эта странная знахарка верит в заговоры, гадает, общается с духами — она колдунья. И это всё привлекает героя. Он хочет увидеть, узнать что-то новое, настоящее, не прикрытое фальшью и надуманным этикетом. Но при этом Иван всё же сам находится во власти света, он думает насчёт женитьбы на Олесе, но его смущает то, как же она, дикарка, появиться в залах столицы.
  2. Олеся — идеал «естественного» человека. Она родилась и жила в лесу, природа была её воспитателем. Мир Олеси — это мир гармонии с окружающим миром. Кроме того, она находится в согласии со своим внутренним миром. Можно отметить такие качества главной героини: она своенравная, прямолинейная, искренняя, она не умеет жеманничать, притворяться. Молодая колдунья умна, добра, стоит лишь вспомнить первую встречу читателя с нею, ведь она нежно несла в подоле птенцов. Одной из главных черт Олеси можно назвать неподчинение, которое она унаследовала от Мануйлихи. Они обе как бы против всего света: живут отчуждённо на своём болоте, не исповедают официальной религии. Даже зная, что от судьбы не уйдёшь, молодая колдунья всё же пытается, тешит себя надеждой, что всё у неё с Иваном получится. Она самобытна и непоколебима, несмотря на то, что любовь ещё жива, она уезжает, бросает всё, не оглядываясь назад. Образ и характеристика Олеси доступны .

Темы

  • Главная тема повести — любовь Олеси, её готовность к самопожертвованию — является центром произведения. Ивану Тимофеевичу посчастливилось встретиться с настоящим чувством.
  • Другой немаловажной смысловой ветвью является тема противостояния мира обычного и мира людей природы. Жители деревни, столиц, сам Иван Тимофеевич — представители обыденного мышления, пронизанного предрассудками, условностями, клише. Мировоззрение Олеси и Мануйлихи – это свобода, открытые чувства. В связи с этими двумя героями появляется тема природы. Окружающая среда — колыбель, воспитавшая главную героиню, незаменимая помощница, благодаря которой Мануйлиха с Олесей живут вдали от людей и цивилизации без нужды, природа даёт им всё необходимое для жизни. Эта тема раскрыта наиболее полно в данном .
  • Роль пейзажа в повести огромна. Он является отражением чувств героев, их взаимоотношений. Так, при зарождении романа мы видим солнечную весну, а в конце разрыв отношений сопровождается сильной грозой. Подробнее об этом мы написали в этом .
  • Проблемы

    Проблематика повести разнообразна. Во-первых, писатель остро вырисовывает конфликт между обществом и теми, кто не вписывается в него. Так, когда-то жестоко выгнали Мануйлиху из деревни, избили саму Олесю, хотя обе колдуньи в отношении к деревенским жителям не проявляли никакой агрессии. Общество не готово принять тех, кто отличается от них хоть чем-то, кто не пытается притворяться, так как хочет жить по своим правилам, а не по шаблону большинства.

    Проблема отношения к Олесе проявляется ярче всего в сцене похода её в церковь. Для русского православного народа деревни было настоящим оскорблением, что та, которая служит злым духам, по их мнению, явилась во храм Христа. У церкви, где люди просят милости Божией, сами же они вершили суд жестокий и беспощадный. Возможно, писатель хотел на основе этой антитезы показать, что в обществе исказилось представление о праведном, добром, справедливом.

    Смысл

    Идея повести заключается в том, что люди, выросшие вдали от цивилизации, оказываются намного благороднее, деликатнее, вежливее и добрее, чем само «цивилизованное» общество. Автор намекает на то, что стадная жизнь отупляет личность и стирает ее индивидуальность. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. Первобытные инстинкты или же приобретенные стереотипы, как, например, неправильно истолкованная мораль, направляют коллектив к деградации. Так, обитатели деревни показывают себя большими дикарями, чем две колдуньи, живущие на болоте.

    Основная мысль Куприна заключается в том, что люди должны вновь обратиться к природе, должны научиться жить в гармонии с миром и с собой, чтобы их холодные сердца растопились. Олеся попыталась открыть мир настоящих чувств Ивану Тимофеевичу. Он не смог понять этого вовремя, но таинственная колдунья и её красные бусы останутся в его сердце навсегда.

    Вывод

    Александр Иванович Куприн в своей повести «Олеся» попытался создать идеал человека, показать проблемы искусственного мира, раскрыть людям глаза на ведомое и безнравственное общество, которое их окружает.

    Жизнь своенравной, непоколебимой Олеси была в какой-то мере разрушена прикосновением к ней мира светского в лице Ивана Тимофеевича. Писатель хотел показать, что мы сами рушим то прекрасное, что даёт нам судьба, просто потому что мы слепы, слепы душой.

    Критика

    Повесть «Олеся» является одним из знаменитейших произведений А.И. Куприна. Силу и талантливость повести оценили еще современники писателя.

    К. Бархин называл произведение «лесной симфонией», отмечая плавность и красоту языка произведения.

    Максим Горький отмечал молодость, непосредственность повести.

    Таким образом, повесть «Олеся» занимает важное место, как в творчестве самого А.И. Куприна, так и в истории русской классической литературы.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png