С кассовыми аппаратами в аптеках происходят без преувеличения эпохальные изменения. 15 июля прошлого года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 290‑ФЗ. Он внес изменения в другой базовый акт - Федеральный закон от 22.05.2003 № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа». Главное, что меняется в связи с этим событием, - теперь вездесущее налоговое око приступает к наблюдению за операциями контрольно-кассовой техники (ККТ) в режиме онлайн.

Итак, интернет связывает терминалы уполномоченных налоговыми органами операторов и ККТ аптечных организаций. Эти кассы становятся абсолютно прозрачными для налоговиков, в результате чего аптеки, их кассовое оборудование и первостольники получают роль невольных участников своего рода реалити-шоу.

Как это, согласно Закону № 54‑ФЗ, должно происходить, какие у аптечных организаций ожидаются проблемы и расходы, дает ли новый порядок им какие‑либо удобства и выгоды - на эти вопросы отвечает наша статья.

Онлайн-кассы

Начнем с изменений материальной базы. С 1 февраля 2017 г. организации и индивидуальные предприниматели (ИП) должны постепенно начать применять контрольно-кассовое оборудование, соответствующее действующей редакции Закона № 54‑ФЗ. Из положений статьи 1.1 и статьи 4 («Требования к кассовой технике») Закона следует, что ККТ должна обеспечивать передачу фискальных данных в налоговые органы, а также запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирование фискальных документов.

Проще говоря, организации и ИП должны избавиться от кассовых аппаратов старых образцов, приобрести и наладить работу так называемых онлайн-касс, имеющих, в частности, функцию выхода в интернет. Это нужно для того, чтобы данные каждого выбитого чека, проще говоря, электронные версии чеков - в тот момент, когда происходит кассовая операция - моментально отправлялись через интернет в хранилище, находящееся в полном в распоряжении налогового органа.

У онлайн-касс другая «начинка», нежели у кассовых аппаратов старого образца. Вместо блока памяти под названием ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная) в них используется так называемый фискальный накопитель - устройство для хранения, шифрования и защиты фискальных данных ККТ.

Реестры ККТ и фискальных накопителей ведет Федеральная налоговая служба (ФНС). Их, а также онлайн-сервис проверки заводских номеров онлайн-касс можно найти на сайте nalog.ru, в частности, по следующим ссылкам - и .

ОФД и деньги

Необходимо оговориться, что онлайн-процедура передачи данных в ФНС происходит не напрямую - а через оператора фискальных данных (ОФД). Так называется организация, которая имеет разрешение на обработку этих самых данных. Списки таких организаций тоже можно найти на сайте nalog.ru по следующей ссылке .

Заключить договор с одним из таких официально уполномоченных операторов - обязанность организации или ИП, содержащего онлайн-кассу (или кассы). А уж ОФД, в свою очередь, уведомляет налоговые инстанции о том, что он заключил договор с конкретным налогоплательщиком, о регистрационном номере каждой единицы ККТ, заводском номере каждого экземпляра фискального накопителя, дате и сроке заключения договора.

Добавим, что годовые услуги ОФД стоят около 3–3,8 тыс. руб., а каждый экземпляр онлайн-кассы обойдется в 30–40 тыс. руб.

Можно попытаться сэкономить - не покупать онлайн-кассу, а модернизировать вашу работающую старую модель кассового аппарата. Это обойдется ненамного дешевле - 10–20 тыс. руб. Следует учесть также затраты - времени и финансов - на обучение аптечного персонала новому порядку применения ККТ, в частности, работе с онлайн-кассами.

Ну и придется потратиться на хороший тариф у надежного поставщика интернет-услуг (в год в среднем около 5 тыс. руб.), ведь онлайн-связь с ОФД - одно из необходимых условий работы всего этого аптечно-кассового реалити. Кстати, именно поэтому - то есть по причине отсутствия или сложностей с бесперебойной и качественной интернет-связью - в труднодоступных и отдаленных местностях страны организации и ИП вправе не применять ККТ при условии выдачи покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт расчета (п. 3 ст. 2 Закона № 54‑ФЗ).

Что касается договора с Центром технического обслуживания (ЦТО), который раньше обслуживал и пока еще обслуживает кассовые аппараты старого типа, то его в рамках нового порядка можно не заключать.

Сроки и этапы

Новый порядок вводится поэтапно, но довольно стремительно. С 1 февраля регистрация касс старого образца в вашей инспекции ФНС уже невозможна. Это означает, что те, кто с начала прошлого месяца регистрировали свои кассовые аппараты - теперь исключительно онлайн-кассы - уже работают по новому порядку применения ККТ.

Следующий этап: до 1 июля 2017 г. организации и индивидуальные предприниматели обязаны приобрести онлайн-кассы, чтобы не позднее этого срока начать их применять.

И лучше, конечно, купить их заранее, не оставлять на последний момент. В конечном итоге, перейти на новый порядок придется почти всем, но некоторые категории субъектов предпринимательской деятельности получили отсрочку до 1 июля 2018 г.

Эту годовую отсрочку имеют:

  • те, кто применяет патентную систему налогообложения (ПСН);
  • те, кто является плательщиком единого налога на вмененный доход (ЕНВД);
  • те, кто занимается вендингом, то есть осуществляет торговлю с использованием торговых автоматов;
  • организации и ИП, выполняющие работы и оказывающие услуги населению.

Одним словом, отсрочку получили те представители малого бизнеса, кто на сегодняшний день, согласно п. 7 ст. 7 упомянутого выше Закона № 290‑ФЗ о применении контрольно-кассовой техники, имеет право осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с помощью пластиковых карт без применения ККТ (при условии выдачи по требованию покупателя или клиента товарного чека, квитанции и т. п.). Добавим, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), ПСН и ЕНВД, могут до 1 февраля 2021 г. не печатать на чеке и не передавать ОФД данные о наименовании товара.

Еще одно важное отраслевое уточнение. Согласно п. 5 ст. 2 Закона № 54‑ФЗ, вообще могут не применять ККТ аптечные организации фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в сельских населенных пунктах. Соответственно, и новый порядок применения ККТ для них не актуален.

Как зарегистрировать кассу

Одним из преимуществ нового порядка называют упрощение процедуры регистрации кассового аппарата. Для этого теперь не надо никуда ездить - кассу можно зарегистрировать из своей аптеки. Достаточно иметь заключенный договор с ОФД, завести кабинет на сайте nalog.ru и оставить заявку на регистрацию кассы. Отметим, что заявка должна быть подписана электронной подписью заявителя, так что тем, у кого ее пока нет, рекомендуем заблаговременно обзавестись.

Ну а налоговая служба, зарегистрировав данную единицу ККТ, должна незамедлительно прислать пользователю кассовой техники ее регистрационный номер. П. 3 ст. 4.2 Закона № 54‑ФЗ дает ей на это время до следующего рабочего дня. Пользователь же должен записать этот номер в фискальный накопитель. С этого момента данная единица ККТ считается зарегистрированной, и можно начать отбивать чеки.

Путешествие чека

Многое меняется также в процедуре появления и передачи кассового чека, в его содержании. Итак, посетитель аптеки выбирает лекарственный препарат и выражает желание его приобрести. Согласно заказу покупателя и действиям первостольника формируется/выбивается чек. Информации в чеке при новом порядке станет значительно больше - перечень сведений, которые должны в нем присутствовать, имеется в ст. 4.7 Закона № 54‑ФЗ.

Данные чека - по сути, его электронная версия - записываются на фискальный накопитель ККТ, автоматически удостоверяются и отправляются по сети ОФД, откуда в контрольно-кассовую машину поступает обратное сообщение о том, что чек оператором фискальных данных принят. Оператор хранит все чеки в электронном виде, и они у него в любой момент доступны налоговой службе. Всё это происходит моментально - первостольник только отбил чек, а тот уже прошел все описанные стадии и находится на хранении у ОФД и в распоряжении Большого налогового брата, то есть ФНС.

Пришлите чек на мой e-mail

Новый порядок дает возможность получить чек не только в привычном бумажном виде. Согласно п. 2 ст. 1.2 Закона № 54‑ФЗ, потребитель до момента расчета может сообщить первостольнику номер своего мобильного телефона или e-mail, для того чтобы получить кассовый чек (либо бланк строгой отчетности) или интернет-ссылку на него посредством sms или электронной почты. Это еще одна операция, которую могут осуществлять онлайн-кассы, - согласно п. 1 ст. 4 Закона № 54‑ФЗ, ККТ должна обеспечивать передачу любого документа, записанного в фискальный носитель, в электронной форме.

П. 4 ст. 1.2 определяет, что полученный таким пока еще не очень привычным электронным образом чек приравнивается к чеку, отпечатанному на бумаге, - конечно, при условии, что сведения в них идентичны. А, согласно следующему пункту 5, при дистанционных расчетах продавец отправляет покупателю чек в электронной форме или посредством sms до совершения расчетов. При этом бумажный чек не печатается. Это тоже полезно иметь в виду аптечным организациям, поскольку правительственное постановление о порядке розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом уже разработано и может вскоре вступить в силу.

Кстати, новый порядок применения ККТ дает больше возможностей потребительскому контролю. Покупатели теперь смогут извлечь собственный чек не только из электронной почты, но и из базы данных ОФД, что позволит проверить его легальность, в том числе с помощью мобильных приложений. При новом порядке также облегчается возможность восстановления чека в случае утери его бумажной версии (путем получения электронной).

Новые штрафы

В заключение расскажем о мерах административного наказания за нарушения в данной сфере, которые содержатся в новой редакции статьи 14.5 КоАП РФ. Если организация или ИП вообще не применяют ККТ , за это полагается штрафовать:

  • должностных лиц - в размере от четверти до половины суммы расчета, осуществленного без применения ККТ (но не менее 10 000 руб.) ;
  • юридических лиц - от 75 % до 100 % суммы расчета, осуществленного без применения ККТ (но не менее 30 000 руб.) .

Повторное совершение такого правонарушения, в случае если сумма расчетов без применения ККТ составила 1 млн руб. и более, должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного года до двух лет, а деятельность юридических лиц и ИП за то же самое может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Если не успеть вовремя заменить старый кассовый аппарат онлайн-кассой нового типа или, например, нарушить порядок регистрации/перерегистрации ККТ, порядок и условия ее применения, то можно схлопотать:

  • должностным лицам - административный штраф в размере от 1500 руб. до 3000 руб. или предупреждение ;
  • юридическим лицам - административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. или предупреждение .

Такие же штрафы предусмотрены за непредоставление налоговым органам по их запросам информации и документов. А если установлено, что продавец не выдал покупателю по его требованию чек или бланк строгой отчетности - в том числе в электронной форме - это влечет за собой:

  • для должностных лиц - административный штраф в размере 2000 руб. или предупреждение ;
  • для юридических лиц - административный штраф в размере 10 000 руб. или предупреждение .

Успешного вам перехода на новый порядок применения ККТ! Желаем вам обойтись меньшими затратами и без штрафов.

Ответы на эти вопросы под Ваши задачи можно получить у нашего менеджера по телефону +7 (960) 481-66-79 или заполнив Ниже рассмотрим общие ответы на конкретных примерах(возьмем несколько разных аптек) Будем рассматривать аптеку, в которой будет происходить автоматизация.

Какое оборудование необходимо

  1. Холодильники (разных температурных режимов)
  2. Компьютерное оборудование(ПК, мониторы, принтер или МФУ, ИБП)
  3. (сканер ШК, принтер ШК, ФР или АСПД, детектор банкнот, денежный ящик, дисплей покупателя)
  4. ЛВС и телефония (локальная сеть, телефон, факс, сеть Интернет)
Теперь по порядку про каждое оборудование. Компьютерное оборудование. Для выбора компьютеров, следует обратиться к компании, которая будет производить автоматизацию Вашей аптеки . Разные программы для аптек, могут предоставлять разные требования для компьютеров. Например, не все программы будут работать на ОС Windows 8, некоторым не подойдет 64 битная ОС, и т.д. Поэтому лучше сначала уточнить технические требования, а уже потом приобретать. Дорогие POS терминалы не часто используются для аптек. Они больше подходят для автоматизации других видов деятельности, например, супермаркетов. По опыту автоматизации аптек на продукте АСУ "М-Аптека+", рассмотрим несколько вариантов. Рассмотрим небольшую аптеку, где используется два ПК (один для "первостольника", второй для заведующего аптекой) ПК для "первостольника" - обычно довольно "слабый" ПК. Главное требование к нему - это наличие всех необходимых портов для подключения оборудования(сканер, ФР или АСПД, дисплей покупателя и т.д.), а так же возможность подключения к локальной сети. Так же, для ПК желательно купить ИБП (источник бесперебойного питания), для подключения к нему не только компьютера, но и кассового аппарата. ПК заведующего в таком случае будет исполнять роль "сервера" программы для аптеки. К нему предъявляется больше требований, таких как:
  • наличие второго жесткого диска, для резервного копирования базы данных;
  • мощный процессор;
  • объем оперативной памяти от 4Гб;
Кассовое оборудование. Конечно, хорошо бы снова обратиться к компании, которая будет производить автоматизацию аптеки, что бы они посоветовали оборудование, или хотя бы сказали - какие требования к нему(метод подключения, конкретная фирма или модель). С этой информацией уже надо подбирать под себя оборудование. При выборе программы "М-Аптека+" для автоматизации, Вы смело можете обращаться в нашу компанию за оборудованием. или ? Зависит от Вашей системы налогообложения. Если Вам можно работать без чеков(ЕНВД) - то дешевле использовать АСПД(при покупке-цена в два раза ниже, и при дальнейшем обслуживании-не требует затрат, в отличии от ФР, где ежегодно только за новую ЭКЛЗ надо платить 9-11 т.р., не считая обязательного постановления на обслуживание в сервисный центр). Экономия для владельцев аптек - на лицо.
. Выбор будет зависеть от проходимости, предъявляемой скорости сканирования. Технология сканирования определяется качеством ШК на товаре(заводской или внутренний). Автоматизация аптек решает одну из проблем - реализация товара, а значит, сканер лучше подобрать понадежнее, и который в дальнейшем не будет вызывать трудностей у сотрудников.
. Выбор будет зависеть от объема печати и примерного необходимого срока хранения основной массы товара в аптеке (если предполагается что товар с момента оклеивания штрих кодом уйдет из аптеки в течение полугода, то подойдет принтер с прямой термопечатью, а если же срок хранения будет - год или больше, то лучше использовать принтер с термотрансферным методом печати). Так же, в аптеке, лучше использовать принтер, имеющий простой способ заправки ленты, и калибровки.
. Для начала необходимо определить, ящик будет с механическим замком, или с полуавтоматическим. Механические ящики значительно дешевле. Полуавтоматические - дороже, но открываются автоматически при пробитии чека. Это может служить как плюсом, так и минусом - ящик при открытии "отстреливает", что может нанести травму кассиру.
. Необходимо отнестись к выбору достаточно серьезно, так как дешевый аппарат, пропустив даже одну купюру номиналом в 5000 или даже в 1000 рублей, уже получается не только не эффективным, но и по затратам сравнивается с более дорогим детектором. Пропуск нескольких банкнот - и Вы уже окупили бы хороший дорогой аппарат. ЛВС и телефония. ЛВС. Локально-вычислительная сеть - это объединение в одну общую сеть несколько компьютеров для их совместной работы. Если в Вашей аптеке планируется использование двух и более компьютеров, то локальная сеть Вам просто необходима. Сеть может быть как проводной, так и беспроводной(WiFi). WiFi более удобна за счет скорости установки(не надо тянуть провода), но качество сигнала может менять ся в зависимости от внешних факторов, и уровень сигнала зависит от перегородок/перекрытий в помещении и дальности от базовой станции.

Как не купить "лишнего" оборудования?

Перед покупкой списка оборудования, который Вам скорее всего дадут в компании, которая занимается автоматизацией, не постесняйтесь спросить у них по каждой позиции - назначение оборудования, и в чем разница при работе аптеки без него. Теперь по-порядку.
Компьютерная техника.
Не стоит покупать дорогой системный блок, Вы и Ваша программа скорее всего не сможет использовать его на полную. Если у Вас есть свои компьютеры (стоит дома, или отдал кто то из знакомых), то не стесняйтесь, и попросите, пусть профессионалы посмотрят Вшу технику. Во первых необходимо знать в рабочем она состоянии или нет. Во вторых - подходит ли она для работы с программой для аптеки. Если все в порядке, то можете использовать свою технику, но не забывайте, что она уже не новая, и сэкономив сейчас, не значит, что в дальнейшем Вам не придется покупать новую. Вам предлагают МФУ(сканер, копир, принтер) с функцией факса от хорошего производителя, но многие зачастую забывают о том, что для факса им нужен телефонный номер в помещении, а если его нет, то зачем переплачивать за функцию, которой Вы не сможете польоваться, тем более, что есть аналогичные модели без функций факса(что значительно дешевле).
Торговое и кассовое оборудование. Что должна иметь аптека?
для аптечного бизнеса может стоить от 1800 рублей и до 11000 рублей, при чем, не всегда цена это показатель качественной и необходимой для Вашей аптеки работы. С некоторыми задачами может одинаково справиться сканер за 2000 и 10000. Попросите продавца объяснить Вам разницу, не принцип работы считывающего устройства, где можно понять только то что у них они разные, и именно плюсы и минусы, желательно для Вашего случая. Многие продавцы пытаются продавать сканер за 9-10 т.р., объясняя что он высокоскоростной, легко считывает штрих коды на разных расстояниях, при чем, они говорят совершенно серьезно и правильно, он хороший, и действительно такой как Вам и рассказали. Но нужен ли он Вам, если у Вас планируется небольшой поток покупателей. С такими задачами по силам справиться самому бюджетному сканеру.
. Дешевые детекторы (с проверкой только УФ) думаю можно отнести к "лишним покупкам", другое дело детекторы с ИК проверкой. Стоимость таких аппаратов от 3000 рублей, которые оправдают себя при 1-3 нахождении поддельной банкноты(обычно проверяют купюры в 1 и 5 тысяч рублей).
с электромеханическим замком - тут стоит подумать, нужно ли платить двойную цену за такой замок? Скорее всего подходящим вариантом будет обычный металлический денежный ящик на 4-5 отсеков для купюр стоимостью 1300-1800 рублей.
. Достаточно ответственным момент при выборе, тут стоит учесть максимальную нагрузку в сутки, и возможные размеры этикеток. Обычно хватает моделей в ценовой категории 9-12 т.р., которые подходят для средней аптеки. Так же необходимо понимать, что есть разные режимы печати - термо и термотрансферная. Аптека, где почти весь товар, обернется примерно за год-полтора, может использовать более дешевый принтер с термопечатью. В редких случаях, следует выбирать принтер с термотрансферной печатью, так как обычно она нужна если используется в сложных условиях, и этикетка подвержена сильным внешним воздействиям(мороз, сырость).
- отличное устройство, правда оправдывать себя оно будет только на инвентаризации, где товар находится далеко от кассовых рабочих мест. За частую можно обойтись без него, используя сканеры штрих кода на кассах.
.
Необходимо учитывать его необходимость со стороны закона, а так же приносимую им пользу. Открывающаяся аптека зачастую не может себе позволить траты "лишних" 4-5 т.р., за то в дальнейшем, можно подумать о его приобретении, так как в последнее время люди все чаше и чаше видят подобные дисплеи в крупных магазинах, что отпечатывается в сознании, как качество организации, её серьезность.

Автоматизация аптек

Практически в любом магазине торгового оборудования Вам скажут, что подбирать оборудование необходимо исходя из требований/предпочтений того программного продукта, которым будет автоматизироваться Ваша аптека.
Наша компания работает с одним из лучших автоматизаторов - компанией ООО "Эскейп-Юг". Эта компания уже давно на рынке страны, и знает потребности Вашего бизнеса.
Работая с этой компанией, мы знаем какое кассовое, компьютерное и торговое оборудование лучше использовать для работы с программой "М-Аптека+". Основными направлениями, которые необходимо автоматизировать являются следующие:
  • Заказ товара у поставщика
  • Приход товара и его расценка
  • Печать этикеток(штрихкодов), ценников, стеллажных карт
  • Контроль ЖНВЛП(ЖВЛС) препаратов
  • Контроль сроков годности и забракованных серий
  • Продажа товара
  • Первичная отчетность
  • Аналитика
  • Реализация товаров
Так же, стоит подумать на будущее - автоматизация это не просто купить программу. Вы вкладываете средства, потом время и силы на освоение программы, Вы и Ваши сотрудники привыкают работать с ним. Будет затратно, и неудобно переходить с одной Программы на другую, при неправильном выборе.
Поэтому следует учитывать еще несколько важных моментов:
  • Дальнейшее развитие Вашей аптеки, до сети аптек(даже 2 аптеки) - ведение централизованной общей информации по всем аптекам в сети, а не вариант, где каждая аптека сама по себе.
  • Выделение общего сервера, или вынос офиса аптечной сети из помещения аптеки. Зачастую, после роста бизнеса, аптека увеличивает товарный запас и ассортимент, увеличивается количество менеджеров, которые работают с остальными аптеками в сети, и возникает ситуация, когда необходимо "вынести" менеджеров/операторов в отдельный офис, другое помещение, другой город (сталкивались и с таким).
  • Централизованное ведение справочной информации.
  • Легкость расширяемости системы и скорость автоматизации новых подразделений.

К работе на кассовой машине допускаются лица, освоившие правила эксплуатации ККТ в объеме технического минимума и изучившие Типовые правила. С лицами, допущенными к работе, заключается договор о материальной ответственности.

При первом включении кассы необходимо войти в режим программирования ККМ и настроить необходимые параметры функционирования :

  1. Ввести текущую дату.
  2. Запрограммировать заголовок чека-наименование торговой организации (аптеки).

В течение смены кассир-операционист или другое материально-ответственное лицо обязаны:

  • осуществлять операции ввода сумм в соответствии с руководством по эксплуатации на данный тип кассовых машин;
  • для одного покупателя определить общую сумму покупки, услуги по показанию индикатора кассовой машины или с помощью счетных уст-ройств и назвать ее покупателю;
  • получить от покупателя деньги за товары согласно сумме, называемой покупателем, в следующем порядке :
  1. четко назвать сумму полученных денег и положить эти деньги отдельно на виду у покупателя;
  2. напечатать чек - при расчетах с использованием контрольно-кассовой машины;
  3. назвать сумму причитающейся сдачи выдать ее покупателю вместе с чеком (при этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно).

Основные реквизиты кассового чека:

В ККМ предусмотрены следующие виды отчетов:

  1. отчеты Х (без гашения) - отчеты о текущем состоянии кассы. Получение этих отчетов не вызывает каких-либо изменений в состоянии денежных регистров ККМ. При вводе отчетов Х данные в фискальную память не заносятся;
  2. отчеты Z (с гашением) - отчеты о текущем состоянии кассы с последующим обнулением денежных регистров, кроме не обнуляемых.

В отчетах формируются только те операции, которые выполнялись. В разных типах ККМ предусмотрены определенные виды отчетов, например, сменный отчет, отчет по кассирам, отчет по отделам (услугам); отчет по продажам через коды товаров (услуг), почасовой отчет и т.п.

Чеки на приобретение товара действительны только в день их выдачи покупателю . Если покупатель по какой-либо причине возвращает чек, то кассир вправе выдать по нему деньги только при наличии на чеке подписи руководителя организации или его заместителя. Деньги по неиспользованным чекам возвращаются покупателям обязательно той кассой, которая выдала чек.

В конце смены кассиром совместно с администрацией составляется "Акт о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам", где перечисляются номера и суммы каждого чека. После этого чеки погашаются, наклеиваются на лист бумаги и вместе с актом сдаются в бухгалтерию.

Сумма по акту на возвращенные покупателям чеки заносятся в "Журнал кассира-операциониста". В ней также указывается количество напечатанных за день нулевых чеков. При возврате покупателем товара (кроме ЛП,), а также при ошибочном наборе на чеке кассового аппарата неправильной суммы выдается "сторнированный" чек.

Эти операции должны оформляться следующим образом. Возврат покупателю денежных средств происходит при предъявлении им товара (кроме ЛП) и документа, подтверждающего его приобретение в аптеке, т.е. чека кассового аппарата. При приеме товара и выдаче денег покупателю выписывается приемная накладная, а покупатель в своем заявлении указывает причину возврата. Заявление подписывается также лицами, уполномоченными руководителем осуществлять прием возвращенного товара и выдачу денежных средств.

При выдаче "сторнировочного" чека может возникнуть ситуация, когда выручка за текущий день, отраженная в кассовом аппарате, окажется меньше суммы, которую должен получить покупатель за возвращенный товар. В этом случае возврат денежных средств покупателю должен осуществляться через главную кассу аптеки путем выписки расходного кассового ордера.

Если кассовый аппарат пробил чек на неправильную сумму, ошибочно выданный чек должен сторнироваться, после чего составляется акт, в котором указывается номер чека, сумма и причина ошибки. В объяснительной записке кассира, пробившего этот чек, должна быть указана причина ошибки, после чего акт заверяется членами комиссии, назначенной приказом директора аптеки.

Акт, два чека кассового аппарата (ошибочный и "сторнировочный") и объяснительная записка подкладываются к отчету кассира за тот день, в который была произведена ошибка.

При приеме наличных денежных средств от юридического лица кроме чека ККТ обязательно должны быть выданы счет-фактура и корешок приходного кассового ордера. В конце дня распечатываются отчеты Z (с гашением) и контрольная кассовая лента. По показаниям счетчиков (регистров) отделов на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленты. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку и данными отчета Z.

После определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в книге кассира-операциониста за подписями кассира и представителя администрации аптеки. Итоги по контрольным лентам должны регистрироваться в книге продаж по окончании дня.

В приказе об учетной политике можно сделать запись о том, что итоги по операциям с физическими лицами учитываются в книге продаж, а с юридическими лицами - нет, т.к. им выдается счет-фактура, которая заносится в книгу продаж.

Использованные контрольные ленты хранятся в упакованном или опечатанном виде в бухгалтерии предприятия в течение 15 дней после подписания результатов последней инвентаризации, а в случае недостачи - до окончания рассмотрения дела. После окончания установленного срока хранения контрольные ленты, рас¬печатка сдаются по Акту об их списании (уничтожении) организациям по заготовке вторичного сырья.

Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов обязаны применять ККТ только в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, ряд юридических фактов или занятие видами деятельности, которые не предполагают продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, исходя из положений Федерального закона, не требуют применения ККТ.

В случае ошибки кассира-операциониста: - при вводе суммы и невозможности погашения чека в течение смены неиспользованный чек актируется в конце смены; - в выдаче сдачи покупателю при возникновении спора покупатель имеет право потребовать у администрации снятия кассы.

Кассир-операционист не имеет права:

  • снимать кассу без разрешения администрации;
  • не выдавать кассовый чек покупателю;

В случае установки кассы в отделе аптеки - на рабочем месте провизора (фармацевта) на него распространяются обязанности кассира-операциониста.

Кассир -операционист имеет право:

  • в течение смены по указанию руководителя или его заместителя изменять шифр, применять штампы и оттиски "Погашено", "Счет", "Кон-троль» и т.д.;
  • получать распечатки по кассовой машине (отчет Х);
  • изменять совместно с программистом (оператором) шифр в кассовой машине.

Кассиру -операционисту запрещается:

  • работать без контрольной ленты или склеивать ее в местах обрыва;
  • допускать посторонних лиц в помещение кассы к кассовой машине, кроме директора аптеки, его заместителя, бухгалтера, дежурного администратора и с их разрешения технического специалиста или контролирующего лица, для проверки кассы;
  • покидать кассовую кабину без уведомления администрации и, не отключив кассовую машину, не закрыв на ключ кассовую кабину, кассовую машину. В случае необходимости покинуть кассовую кабину все ключи (от кабины, рабочий ключ от кассовой машины и денежного ящика) должны находиться у кассира;
  • самостоятельно вносить изменения в программу работы кассового терминала (для чего последний должен иметь защиту от несанкционированного доступа).

Кассир не должен иметь в кассе личных денег, не учтенных через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы).

При закрытии аптеки или по прибытии инкассатора , если он по графику прибывает до закрытия аптеки, кассир должен :

  • подготовить денежную выручку и другие платежные документы;
  • составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему кассиру (в небольших аптеках с одной - двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка).

В соответствии с Федеральным Законом, действующим на территории России, все коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности, оказывающие платные услуги населению или реализующие в розницу товары народного потребления, обязаны при проведении расчетов задействовать контрольно касс. технику (ККТ). Такие аппараты в обязательном порядке подлежат государственной регистрации, в противном случае их использование будет считаться не законным. В статье мы рассмотрим порядок применения контрольно-кассовой техники.

Какие изменения ожидают юридических и физических лиц в 2017 году?

Президентом Российской Федерации 04.07.2016 года были утверждены изменения в закон ФЗ №54 «о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Внесенные инновации в Федеральное законодательство принуждают всех коммерсантов-субъектов предпринимательской деятельности модернизировать контрольно касс. аппараты или заменить новыми моделями задействованную технику.

Стоит отметить, что в 2017 году коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям будет позволен применять только ту ККТ, которая обладает способностью через ОФД передавать данные о продажах на серверы Федеральной Налоговой Службы.

Правила использования ККТ для ИП и организаций

Предприниматели, которые попадают под действие Федерального Закона о контрольно кассовой технике, должны будут соблюдать его регламент:

  • о каждой проданной единице товара физические и юридические лица должны передавать информацию (в электронном виде) ОФД (впоследствии операторы фискальных данных обработанные данные передадут в ФСН);
  • пройти регистрацию или перерегистрацию ККТ в установленные законом сроки;
  • выдавать каждому покупателю фискальный чек и т. д.

На что направлено внедрение ККТ в деятельность ИП и организаций

Разработчики нового ФЗ №54 ожидают от внесенных изменений в порядок применения контрольно кассовой техники следующего:

  1. Максимально повысить уровень гражданской ответственности у потребителей, которые теперь будут вовлекаться в процесс контроля за работой коммерсантов-субъектов предпринимательской деятельности использующих ККТ.
  2. Проводить детальный анализ расчетов, осуществляемых между коммерсантами-субъектами предпринимательской деятельности и потребителями, благодаря задействованию автоматизированной системы.
  3. Своевременно выявлять зоны риска, в которых чаще всего могут происходить административные правонарушения.
  4. В любой момент проводить более результативные камеральные проверки коммерсантов-субъектов предпринимательской деятельности.

Благодаря вступившему в силу Федеральному Закону субъекты предпринимательской деятельности получили возможность регистрировать в Федеральной Налоговой Службе контрольно касс. технику без личного присутствия. Им не придется даже передавать фискалам ККТ, если они решать провести его электронную регистрацию.

Какие законом установлены сроки?

Коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности должны помнить о сроках, которые определены Федеральным Законом №54:

Содержание Сроки
Коммерческие фирмы и индивидуальные предприниматели могут в добровольном порядке пройти регистрацию используемой ККТ, оснащенную сертифицированным ФН (фискальным накопителем) с 01/02/2016 года
Обязательная регистрация контрольно касс. техники с функцией передачи данных в ФСН с 01/02/2017 года
Обязательная передача данных о каждой продаже через ОФД с 01/02/2017 года
Запрещается устанавливать новый ЭКЛЗ с 01/02/2017 года
Допускается использование только ФН с 01/02/2017 года
Требования Федерального Закона №54 должны соблюдать все коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности, попадающие под его регламент с 01/02/2017 года
Требования Федерального Закона №54 должны соблюдать все коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности, которые до этого времени входили в льготную группу налогоплательщиков с 01/07/2018 года

Начиная с 1 февраля 2017 года вся используемая на территории Российской Федерации контрольно касс. техника должна передавать оператору фискальных данных чеки в электронной форме. В соответствии с регламентом ФЗ №54 (статья 2. п. 2), коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности обязаны сделать следующее:

  • заменить ЭКЛЗ на фискальный накопитель;
  • подключить к интернету кассу;
  • с оператором фискальных данных необходимо заключить соответствующий договор;
  • отправлять с указанной в законе даты чеки в электронном виде через ОФД.

Какие субъекты предпринимательской деятельности попадают под действие закона?

Под действие Федерального Закона №54 попадают следующие категории физических и юридических лиц:

  • торговые точки, реализующие в розницу товары;
  • заведения общественного питания (рестораны, кафетерии и т. д.);
  • заправочные станции;
  • аптеки;
  • юридические и нотариальные конторы;
  • другие коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие наличные расчеты с населением за товары или услуги (кроме льготной категории).

Руководители коммерческих организаций и индивидуальные предприниматели могут провести подготовку к вступлению в силу инноваций: проведя модернизацию имеющейся контрольно кассовую техники или купить новую.

Штрафы за отсутствие ККТ для ИП / организаций и должностных лиц

Если организации и индивидуальные предприниматели в 2017 году продолжат эксплуатировать старые контрольно касс. аппараты, им нужно быть готовым к неприятным последствиям:

Содержание Должностные лица ИП и юридические лица
Если контрольно касс. техника будет использоваться в неустановленном порядке штраф от ¼ до ½ размера суммы расчёта (сумма должна превышать 10 000 рублей) штраф от ¾ до целого расчёта (сумма должна превышать 30 000 рублей)
При систематическом нарушении регламента Федерального законодательства Запрет на осуществление коммерческой деятельности сроком 1-2 года Приостановка деятельности на срок, не превышающий 90 дней
Использование контрольно касс. техники, которая не соответствует требованиям ФЗ
Если потребителю коммерсант-субъект предпринимательской деятельности не предоставит электронный или бумажный чек, даже по требованию штрафные санкции до 2 000 рулей (возможно предупреждение) штрафные санкции до 10 000 рулей (возможно предупреждение)
Если представителям контролирующих органов индивидуальный предприниматель или коммерческая организация несвоевременно или вовсе не передала информацию о продажах и соответствующую документацию административный штраф от 1 500 руб. до 3 000 руб. (возможно предупреждение) административный штраф от 5 000 руб. до 10 000 руб. (возможно предупреждение)

Ответы на часто задаваемые вопросы по ККТ

Вопрос №1. В связи с вступлением в силу Закона 54-ФЗ (ст.2 п.2) многие коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности обязаны будут с 2017 года вести онлайн-кассы. Какие коммерческие фирмы и индивидуальные предприниматели не попадают под эту категорию?

Изменения, внесенные в Федеральное законодательство, предусматривают поэтапный переход на онлайн-кассы. Контрольно касс. технику могут не применять коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности, которые ведут бизнес и соответственно проводят расчеты с клиентами в труднодоступных или отдаленных местностях (кроме ПГТ и районных центров). Они вместо фискальных чеков должны выдавать покупателям документы (например, бланки БСО), подтверждающие факт оплаты за товар.

Вопрос №2. Если индивидуальный предприниматель на упрощенной системе налогообложения, оказывающий парикмахерские услуги на основании патента (не использует кассу), планирует осуществлять розничную торговлю косметикой, он должен применять ККТ?

В Федеральном Законе №54 четко сказано, что использовать в своей работе зарегистрированную в Государственном Реестре контрольно касс технику обязаны все коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности, которые продают товары или оказывают услуги за наличный расчет. Закон делает исключение для некоторых категорий налогоплательщиков, в частности для юридических и физических лиц работающих на патенте или использующих режим ЕНВД (эта льгота будет действовать только до 01.07.2018 года).

Вопрос №3. Когда нужно будет перейти на использование онлайн-касс?

Не смотря на то, что Федеральный Закон №54 вступил в силу еще в июле 2016 года, коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности должны осуществить переход на новые правила использования ККТ с 01.02.2017 года.

Вопрос №4. Если в феврале 2017 года индивидуальный предприниматель принесет на регистрацию обычную кассу, ему откажут в постановке на учет?

Если коммерсант-субъект предпринимательской деятельности не модернизировал до февраля 2017 года свою ККТ, то он не сможет ее зарегистрировать. Ему в любом случае придется купить либо новую онлайн-кассу, либо модернизировать старый аппарат. Это нужно сделать не позже 01.07.2017 года.

Вопрос №5 . Если индивидуальный предприниматель проживает и осуществляет коммерческую деятельность в районе, в котором отсутствует возможность подключить интернет, как ему быть с ККТ в 2017 году?

Законодатели предусмотрели этот момент и позволили физическим и юридическим лицам в регионах с отсутствием интернет-покрытия использовать старые контрольно касс. аппараты. В скором времени в специализированных средствах массовой информации будет опубликован список таких районов.

Преимущества использования ККТ

Субъекты предпринимательской деятельности от вступления в силу Федерального Закона № 54 получат массу преимуществ. Это можно рассмотреть на нескольких примерах:

Если коммерческие фирмы и индивидуальные предприниматели выполнят все требования Федерального законодательства, они смогут максимально сократить ежегодные расходы на обслуживании контрольно касс. техники. Как подсчитали эксперты, за 6 лет использования новых ККТ их издержки снизятся на 35%.

Переход на новые правила использования контрольно касс. техники позволит организациям и предпринимателям избавиться от налоговых проверок. Начиная с 2017 года, Федеральная Налоговая Служба будет в автоматическом режиме получать всю информацию относительно проданных товаров или оказанных услуг.

Заключение

Каждый коммерсант-субъект предпринимательской деятельности, который оказывает услуги населению или продает в розницу товары за наличный расчет, обязан выполнить требование Федерального Закона №54. В этом случае юридическим и физическим лицам удастся избежать серьезных проблем с Федеральной Налоговой Службой, которая за любые нарушения кассовой дисциплины применяет большие штрафные санкции. Если коммерческие фирмы и индивидуальные предприниматели проигнорируют требования вступившего в силу закона, они будут привлечены к административной ответственности.

Кассовая дисциплина – это осуществление наличных расчетов в соответствии с законодательно установленными правилами. К денежным расчетам относятся все приходные и расходные операции, например, расчеты с покупателями, поставщиками, выдача зарплаты сотрудниками и т.д. Аптека работает с наличной выручкой, что обязывает ее применять контрольно-кассовую технику. Однако в некоторых случаях наличие кассы является необязательным.

Нужна ли касса в аптеке

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ до 1 июля 2018 года организации и ИП на ЕНВД могут осуществлять денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товары.

Некоторые вопросы вызывает отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска лекарственных средств в аптечных организациях. Общие положения» (пункт 6.14), в котором четко указана обязанность регистрации ККМ в налоговом органе по месту нахождения аптеки. Однако данный стандарт означает лишь то, что при наличии в аптеке кассового аппарата он должен быть зарегистрирован в налоговом органе, но вовсе не обязывает аптеку иметь контрольно-кассовую технику.

Порядок ведения кассовой дисциплины

Кассовый аппарат должен быть внесен в Госреестр и поставлен на учет в ИФНС по месту нахождения аптеки. Касса должна иметь фискальную память, быть исправной и печатать все необходимые документы. Необходимо соблюдать наличие пломб на ККТ, а обслуживать только у поставщика или в центре технического обслуживания.

Кассовые расчеты может вести руководитель аптеки или назначенное лицо, с которым необходимо заключить договор о полной материальной ответственности.

Все проводимые по кассе операции должны быть оформлены в соответствии с существующим порядком заполнения при совершении операции. Всю полученную в течения дня внекассовую выручку нужно оприходовать в конце рабочего дня. ИП на упрощенке не обязаны оформлять документы по кассе. При получении наличных средств обязательна выдача кассового чека.

Осуществление денежных расчетов производится в определенном порядке с проверкой подлинности купюр и их количества. Наличную выручку из кассы нельзя использовать на все нужды, только для определенных целей – выдача заработной платы, денежные расчеты с покупателями и поставщиками товара и пр. Брать деньги из кассы на личные нужды могут только индивидуальные предприниматели.

В случае использования кассовой техники необходимо вести установленные Госкомстатом журналы и документы:

  • журнал кассира-операциониста;
  • акт возврата денег покупателям;
  • журнал регистрации показаний контрольных счетчиков для кассы, работающей без кассира;
  • справка-отчет кассира-операциониста.

В конце рабочего дня снимается контрольный Z-отчет с показаниями выручки за день, которые заносятся в журнал. В соответствии с показаниями Z-отчета составляется справка-отчет, по которой выручка в конце дня сдается в операционную кассу. При необходимости можно заполнять журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов и книга учета принятых и выданных другим кассирам денежных средств.

Кто осуществляет контроль кассовой дисциплины в аптеке

Обязанность контроля за соблюдением кассовой дисциплины возлагается на работников, непосредственно участвующих в ее ведении. Проверку кассовой дисциплины осуществляют налоговые органы. Основной задачей налоговой проверки является выявление фактов:

  • использования неисправной или несоответствующей требованиям законодательства кассовой техники
  • невыдачи кассовых чеков
  • расхождений в суммах по кассе и указанных в документах
  • превышение лимитов кассового остатка и наличных расчетов
  • нарушений в сроках и объемах оприходованной выручки
  • выдачи крупных денежных сумм под отчет на неоправданно длительные сроки.

Порядок проведения проверки кассовой дисциплины

Решение о проведении проверки кассовой дисциплины принимается руководителем ИФНС. В ходе проверки необходимо предоставить доступ к кассовой технике и наличным средства, а также любые документы и пояснения по требованию проверяющих. Что проверяют:

Все документы, которые имеют отношение к оформлению кассовых операций.

Отчеты фискальной памяти и контрольные ленты ККТ.

Документы на приобретение, регистрацию и обслуживание ККТ.

Документы, связанные с приобретением, учетом и уничтожением БСО.

Учетные регистры бухгалтерских или хозяйственных операций.

Приказ на лимит кассового остатка.

Авансовые отчеты.

Ответственность за ведение кассовых операций с нарушениями

В 2016 году ответственность за нарушение кассовой дисциплины значительно усилилась. Так, за неприменение ККТ юридические лица платят штраф в размере от 75 до 100% суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 30 000 руб (до 15 июля сумма штрафа составляла от 30 000 до 40 000 руб), а должностные лица - в размере от 25 до 50% суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб. (ранее размер штрафа составлял от 3 000 до 4 000 руб.). Если при проведении повторной проверки снова выявятся нарушения, связанные с неприменением кассовой техники, то при общей сумме расчетов, выполненных без применения ККТ более одного миллиона рублей, грозит:

  • дисквалификация должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет;
  • приостановление деятельности до 90 суток для ИП и организаций (п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ в ред. федерального закона № 290-ФЗ).

С 2017 году усилится ответственность за нарушения в ведении кассовой дисциплины в виде применения ККТ, которая не соответствует установленным требованиям; применения контрольно-кассовой техники, используемой с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения:

  • предупреждение или штраф в размере от 1500 руб. до 3 000 руб. для должностных лиц;
  • предупреждение или штраф в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб. для юрлиц (ст. 14.5 КоАП РФ, п. 15 ст. 7 закона № 290-ФЗ).
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png