ШУЛЬГИН, ВАСИЛИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ (1878–1976), российский политический деятель. Родился 1 (13) января 1878 в Киеве в семье В.Я.Шульгина, профессора истории Киевского университета и основателя право-националистической газеты «Киевлянин», скончавшегося в год его рождения. Крестник министра финансов Н.Х.Бунге. Воспитывался отчимом, Д.И.Пихно, профессором политэкономии Киевского университета, взявшим на себя редактирование «Киевлянина». Учился во Второй Киевской гимназии и на юридическом факультете Киевского университета; в студенческие годы сформировались его правонационалистические и антисемитские убеждения. По окончании университета в 1900 был избран земским гласным; стал ведущим журналистом «Киевлянина». Во время Русско-японской войны 1904–1905 призван в армию в чине прапорщика запаса полевых инженерных войск и служил в 14-м саперном батальоне; в военных действиях не участвовал.

В 1907–1917 – депутат 2-й, 3-й и 4-й Государственной Думы от Волынской губернии, где имел земельную собственность (триста десятин земли в деревне Курганы); член монархической фракции националистов; получил широкую известность как один из лидеров правого лагеря. Резко критиковал Первую русскую революцию 1905–1907 и активно поддерживал политику П.А.Столыпина. В 1908 выступил против отмены смертной казни. В 1911 возглавил редакцию «Киевлянина». Несмотря на свой антисемитизм, осуждал еврейские погромы. Во время процесса М.Бейлиса в сентябре 1913 обвинил прокуратуру в презвзятом ведении дела; номер «Киевлянина» с его критической статьей был конфискован, а сам он в 1914 приговорен к трехмесячному тюремному заключению. В том же году издал первую часть исторического романа (В стране свобод ).

С началом Первой мировой войны пошел добровольцем на фронт; воевал под Перемышлем в составе 166-го Ровенского пехотного полка. После ранения был откомандирован в распоряжение Юго-Западной областной земской организации и стал начальником передового перевязочно-питательного отряда. В начале 1915 основал в Думе фракцию «прогрессивных русских националистов». В августе 1915 вошел в руководство Прогрессивного блока, объединившего националистов, октябристов, кадетов, прогрессистов и центристов; член Особого совещания по обороне. Открыто обличал правительство за неумелое ведение войны и развал тыла; выступил против ареста и осуждения депутатов-большевиков.

Во время Февральской революции 27 февраля (12 марта) 1917 был избран членом Временного комитета Государственной Думы. Прилагал все усилия, чтобы остановить развитие революции. Участвовал в формировании первого Временного правительства, предлагая в качестве его главы М.В.Родзянко. 2 (15) марта вместе с А.И.Гучковым отправился в Псков к Николаю II, предложив ему от имени Временного комитета отказаться от власти в пользу сына Алексея; император, однако, подписал акт отречения в пользу своего брата Михаила. 3 (16) марта, по возвращении в Петроград, участвовал в переговорах с Михаилом, завершившихся отказом великого князя от российского престола.

Обвинял Временное правительство в слабости и нерешительности. Принял участие в Совещании общественных деятелей в Москве 8–10 (21–23) августа 1917, осудившем разлагающую деятельность Советов в тылу и на фронте и призвавшем к решительной борьбе с ними; избран членом постоянного Совета общественных деятелей. 14 (27) августа выступил на Государственном совещании в Москве с речью против отмены смертной казни, против выборных комитетов в армии и автономии Украины. Считал возможным сотрудничество премьер-министра А.Ф.Керенского с главнокомандующим Л.Г.Корниловым в деле восстановления порядка в России. Во время Корниловского выступления был по постановлению местного Комитета охраны революции 30 августа (12 сентября) 1917 арестован в Киеве, а его газета запрещена. Выйдя из тюрьмы, основал в Киеве в начале октября 1917 Русский национальный союз; отказался участвовать в работе Предпарламента. Был выдвинут крымскими монархистами кандидатом в Учредительное собрание.

Октябрьский переворот встретил враждебно. В ноябре 1917 создал в Киеве секретную монархическую организацию «Азбука» для борьбы с большевиками. Одновременно возобновил издание «Киевлянина», критикуя сепаратистскую политику Центральной Рады (верховного органа власти на Украине, созданного местными националистами). В ноябре-декабре посетил Новочеркасск, где вел переговоры с вождями Белого движения М.В.Алексеевым и Л.Г.Корниловым. В январе 1918 после взятия большевиками Киева был арестован и избежал казни только благодаря заступничеству видного деятеля РСДРП(б) Г.Л.Пятакова. В конце января 1918, оставаясь твердым сторонником союза России с Антантой, решительно осудил Брест-Литовское соглашение Центральной Рады с Германией. Когда в начале марта 1918 в Киев вошли немецкие войска, в знак протеста прекратил издавать свою газету. Находился в постоянном контекте с командованием Добровольческой армии и с руководством антибольшевистского Национального центра, организованного в Москве в мае 1918. Занимался вербовкой офицеров для отправки их в Добровольческую армию. В августе 1918 перебрался в Екатеринодар к генералу А.Д.Деникину; вместе с генералом А.М.Драгомировым разработал Положение об Особом совещании при Верховном руководителе Добровольческой армии , юридически оформив систему управления на территориях, занятых белыми. Являлся фактически главным идеологом Белого движения на юге России; издавал в Екатеринодаре монархическую газету «Россия» (затем «Великая Россия»). Основал Южнорусский национальный центр, ставивший своей задачей реставрацию конституционной монархии; в качестве кандидата на российский престол выдвигал великого князя Николая Николаевича. С ноября 1918 обосновался в Одессе. В январе 1919 возглавил Комиссию по национальным делам при Особом совещании. Призывал А.И.Деникина немедленно осуществить аграрную реформу. В августе 1919 переехал в занятый белыми Киев; возобновил издание «Киевлянина», где публиковал списки расстрелянных ЧК и одновременно осуждал деникинцев за насилия над мирным населением и еврейские погромы, которые считал губительными для Белого дела.

После разгрома войск А.И.Деникина осенью 1919 вернулся в Одессу. Когда отряды Г.И.Котовского в феврале 1920 заняли город, ушел в составе отряда полковника Стесселя вместе с женой и двумя сыновьями к румынской границе, однако румынские военные не пропустили их в Бессарабию. Некоторое время скрывался в Одессе, а затем сумел перебраться в Крым к генералу П. Н.Врангелю.

После вступления Красной армии в Крым в ноябре 1920 бежал вместе с младшим сыном Дмитрием в Константинополь. Пытаясь найти своего пропавшего в Крыму сына Вениамина, в сентябре 1921 тайно приехал в Гурзуф, однако поиски его окончились неудачей. В 1921–1922 входил в состав Русского совета, созданного П.Н.Врангелем в качестве российского правительства в изгнании. Обосновался в Югославии в городе Сремские Карловицы; написал две книги воспоминаний – 1920 и Дни . В 1925–1926 в поисках сына вновь тайно побывал в Советской России; посетил Киев, Москву и Ленинград; описал свое путешествие в эссе Три столицы , в котором высказал надежду на внутреннее перерождение большевистского режима и восстановление сильной русской государственности. По возвращении из России продолжил активную публицистическую и литературно-художественную деятельность. В 1930 издал антисемитскую брошюру Что нам в них не нравится , в которой возлагал на евреев вину за большевистскую революцию, в 1934 – вторую часть исторического романа Приключения князя Воронецкого (В стране неволи ), а в 1939 – работу Украинствующие и мы , направленную против украинских националистов. В 1937 отказался от участия в политической жизни русской эмиграции.

Испытывая симпатии к фашизму (прежде всего в его итальянской версии) и одобрив в 1938 аншлюс Австрии, перешел, однако, с началом Второй мировой войны на антигерманские позиции, увидев в гитлеризме угрозу национальным интересам России. После захвата немцами Югославии в апреле 1941 отказался от любых контактов с оккупантами.

В октябре 1944, когда в Югославию вошли советские войска, арестован сотрудниками СМЕРШа. В январе 1945 отправлен в СССР; за «антисоветскую деятельность» приговорен к длительному тюремному заключению. Отбывал срок во Владимирской тюрьме. После освобождения в 1956 остался жить во Владимире, где написал книгу Годы о своей десятилетней работе в Думе (1907–1917). В начале 1960-х обратился с двумя открытыми письмами к русской эмиграции, призвав ее отказаться от враждебного отношения к СССР. Умер во Владимире 15 февраля 1976.

Сочинения: Недавние дни . Харьков, 1910; В стране свобод . Киев, 1914; 1920 . София, 1921; Дни . Белград, 1925; Три столицы . Берлин, 1927; Что нам в них не нравится: Об антисемитизме в России . Париж, 1930; Приключения князя Воронецкого . Белград, 1934; Украинствующие и мы . Белград, 1939; Годы . М., 1979.

Иван Кривушин

Российский политический деятель, публицист Василий Витальевич Шульгин родился 13 января (1 января по старому стилю) 1878 года в Киеве в семье историка Виталия Шульгина. Его отец умер в год рождения сына, мальчика воспитывал отчим, ученый-экономист Дмитрий Пихно, редактор монархической газеты "Киевлянин" (сменил на этой должности Виталия Шульгина), впоследствии — член Государственного Совета.

В 1900 году Василий Шульгин окончил юридический факультет Киевского университета, еще год учился в Киевском политехническом институте.

Был избран земским гласным, почетным мировым судьей, стал ведущим журналистом "Киевлянина".

Депутат II, III и IV Государственной думы от Волынской губернии. Впервые избран в 1907 году. Первоначально входил во фракцию правых. Участвовал в деятельности монархических организаций: являлся действительным членом Русского собрания (1911-1913) и входил в состав его совета; принимал участие в деятельности Главной палаты Русского народного союза им. Михаила Архангела, являлся членом комиссии по составлению "Книги русской скорби" и "Летописи погромов смутных 1905-1907 годов".

После начала Первой мировой войны Шульгин пошел на фронт добровольцем. В звании прапорщика 166-го Ровенского пехотного полка Юго-Западного фронта участвовал в боях. Был ранен, после ранения возглавлял земский передовой перевязочно-питательный отряд.

В августе 1915 года Шульгин вышел из фракции националистов в Государственной думе и образовал Прогрессивную группу националистов. Одновременно он вошел в состав руководства Прогрессивного блока, в котором видел союз "консервативной и либеральной части общества", сблизившись с бывшими политическими противниками.

В марте (феврале по старому стилю) 1917 года Шульгин был избран в состав Временного комитета Государственной думы . 15 марта (2 марта по старому стилю) он, вместе с Александром Гучковым, был направлен в Псков для переговоров с императором и присутствовал при подписании манифеста об отречении в пользу великого князя Михаила Александровича, о чем впоследствии подробно написал в своей книге "Дни". На следующий день — 16 марта (3 марта по старому стилю) он присутствовал при отказе Михаила Александровича от престола и участвовал в составлении и редактировании акта отречения.

По заключению Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 ноября 2001 года он был реабилитирован.

В 2008 году во Владимире на доме №1 по улице Фейгина, где Шульгин жил с 1960 года по 1976 год, установлена мемориальная доска.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Василий Витальевич Шульгин родился 1 января 1878 года в Киеве. Он был сыном профессора Киевского университета Виталия Яковлевича Шульгина, основателя и издателя газеты «Киевлянин». Матерью была ученица отца.

К сожалению, отец Шульгина умер, когда ему был всего год от рождения. Но Василию Витальевичу повезло с отчимом. Им стал профессор университета, экономист, впоследствии член Д. И. Пихно.

Окончив киевскую гимназию, Василий поступает в Киевский университет, где изучал право. Уже в университете у него сформировалось негативное отношение к революции. Этому послужили поступки революционно настроенных студентов.

Закончив в 1900-ом университет, он отбывал воинскую повинность с 1901-1902 годы. Вышел в запас прапорщиком. После этого некоторое время жил в деревне, но к 1905 стал ведущим сотрудником газеты «Киевлянин», которой на тот момент руководил его отчим. А уже с 1911г становится главным редактором детища своего покойного отца.

С 1907г он полностью посвящает себя политике, был депутатом II-IV Государственных дум от Волынской губернии. Входил во фракцию русских националистов и умеренных правых. В 1913-ом Шульгин выступил на страницах своей газеты по делу Бейлиса, обвинив прокуратуру в фальсификации дела и предвзятости. Номер газеты был конфискован властями, а сам автор был приговорен к трем месяцем тюрьмы.

Дальше началась и Василий Витальевич пошел добровольцем на фронт, где был ранен. Уже в 1915-ом выходит из фракции националистов и образовывает Прогрессивную группу националистов, а позднее становится членом бюро Прогрессивного блока от фракции прогрессивных националистов, член Особого совещания по обороне.

27 февраля 1917 года Василий Шульгин был избран в состав Временного комитета Государственной Думы. Он и А.И. Гучков 2 марта того же года отправляются в Псков принимать документ об отречении от престола в пользу великого князя Михаила Александровича, а уже 3 марта он присутствовал при отказе Михаила Александровича от престола и участвовал в составлении и редактировании акта отречения.

На государственных совещаниях высказывался против отмены смертной казни, против выборных комитетов в армии, за сильную власть против автономии Украины, поддержал программу генерала Л. Г. Корнилова. Был членом основанной П. Б. Струве «Лиги русской культуры». В конце августа был арестован как корниловец и редактор газеты «Киевлянин» по постановлению Комитета охраны революции. Вскоре был освобожден. Уже в октябре в Киеве возглавил «Русский национальный союз».

После переворота 25-го октября становится основателем тайной осведомительной организации под названием «Азбука». Впоследствии эта организация станет альтернативной разведывательной службой Добровольческой армии. Уже в начале 1918 ездил в Новочеркасск и стал одним из основателем Добровольческой армии вместе с .

Разработал «Положение об "Особом совещании при Верховном руководителе Добровольческой армии", членом которого стал с ноября 1918. В конце 1918г выпускал газету «Россия», в которой пропагандировал монархизм и национализм. С января 1919г Шульгин возглавил комиссию по национальным делам. А с августа продолжил выпуск «Киевлянина».

После крымского краха Василию придется отправиться в эмиграцию, это случится в ноябре 1920. Сначала последует Константинополь, где он будет включен Врангелем в «Русский совет». С 1922-23г побывает в Болгарии, Германии и Франции. А с 1924 года будет находиться в Сербии. Там он много печатается эмигрантской периодике и выпускает мемуарные очерки.

В конце 1925- начале 1926г побывает нелегально в России. Шульгина пригласит подпольная антисоветская организация «Трест». Как окажется позднее, эта организация находилась под контролем Государственного политического управления. В России он успел побывать в родном Киеве, Москве и Петербурге. Позднее он напишет книгу «Три столицы: Путешествие в красную Россию» об изменениях России после революции.

Василий Шульгин был членом Русского общевоинского союза (РОВС) с 1924, Национально-трудового союза нового поколения (с 1933); живя в Югославии, работал бухгалтером. В декабре 1944-го в Югославию вступила Красная Армия. 24 декабря 1944 года Шульгина арестовали и отправили во внутреннюю тюрьму МГБ в Москве.

Так в возрасте 63-лет за прежнюю контрреволюционную деятельность его осудили на 25 лет. Свой срок он отбывал во Владимире. В 1956г был освобожден и направлен в дом инвалидов в Гороховце. Позднее в 1961 был гостем XXII съезда КПСС. Снялся в документально-художественном фильме «Перед судом истории». Василий Витальевич умер 15 февраля 1976 года. Ему шел 99-ый год. Он чуть-чуть не дожил до ста лет.

Шульгин Василий Витальевич - (13 января, 1878-15 февраля, 1976) -русский националист и публицист. Депутат второй, третьей и четвёртой Государственной думы, монархист и участник Белого движения.

Шульгин родился в Киеве в семье историка Виталия Шульгина. Отец Василия умер за месяц до его рождения, и мальчика воспитывал отчим, учёный-экономист Дмитрий Пихно, редактор монархической газеты «Киевлянин» (сменил на этой должности В. Я. Шульгина), впоследствии - член Государственного Совета. Шульгин изучал право в Киевском университете. Негативное отношение к революции сформировалось у него ещё в университете, когда он постоянно становился очевидцем беспорядков, организованных революционно настроенными студентами. Отчим Шульгина устроил его на работу в свою газету. В своих публикациях Шульгин пропагандировал антисемитизм. В силу тактических соображений Шульгин выступил с критикой дела Бейлиса, поскольку было очевидно, что этот одиозный процесс играл на руку только противникам монархии. Это послужило поводом для критики Шульгина со стороны некоторых радикальных националистов, в частности, М. О. Меньшиков назвал его «еврейским янычаром» в своей статье «Маленький Золя»

В 1907 г. Шульгин стал членом Государственной Думы и лидером фракции националистов в IV Думе. Он отстаивал крайне правые взгляды, поддерживал правительство Столыпина, включая введение военно-полевых судов и другие неоднозначные реформы. С началом Первой мировой войны Шульгин ушёл на фронт, но в 1915 г. был ранен и вернулся.27 февраля 1917 г. Советом старейшин Думы В.В. Шульгин был избран во Временный комитет Государственной думы, который брал на себя функции правительства. Временный комитет принял решение, что император Николай II должен немедленно отречься от престола в пользу сына Алексея при регентстве его брата великого князя Михаила Александровича.

02 марта к царю в Псков для переговоров Временный комитет направил В.В. Шульгина и А.И. Гучкова. Но Николай II подписал Акт об отречении от престола в пользу брата великого князя Михаила Александровича. 03 марта В.В. Шульгин принимал участие в переговорах с великим князем Михаилом Александровичем, в результате которых тот отказался принимать престол до решения Учредительного собрания. 26 апреля 1917 г. В.В. Шульгин признавался: "Не скажу, что вся Дума целиком желала революции; все это было бы неправдой....Но, даже не желая этого, мы революцию творили".

В.В. Шульгин всячески поддерживал Временное правительство, но, видя его неспособность навести порядок в стране, в начале октября 1917 г. переехал в Киев. Там он возглавил "Русский национальный союз".

После Октябрьской революции В.В. Шульгин создал в Киеве подпольную организацию "Азбука" с целью борьбы с большевизмом. В ноябре-декабре 1917 г. отправился на Дон в Новочеркасск, участвовал в создании белой Добровольческой армии. С конца 1918 г. редактировал газету "Россия", потом "Великая Россия", воспевая монархические и националистические принципы и чистоту "белой идеи". Когда надежда на приход к власти антибольшевистских сил была потеряна, Шульгин сначала перебрался в Киев, где принимал участие в деятельности белогвардейских организаций («Азбука»), позже эмигрировал в Югославию.

В 1925-26 гг. он тайно посетил Советский Союз, описав свои впечатления от НЭПа в книге Три столицы. В эмиграции Шульгин поддерживал контакты с другими деятелями Белого движения до 1937 г., когда он окончательно прекратил политическую деятельность.В 1925-1926 гг. нелегально прибыл в Россию, побывал в Киеве, Москве, Ленинграде. Посещение СССР описал в книге "Три столицы", свои впечатления подытожил словами: "Когда я шел туда, у меня не было родины. Сейчас она у меня есть". С 30-х гг. жил в Югославии.

В 1937 г. отошел от политической деятельности. Когда в 1944 г. советские войска вступили на территорию Югославии, В.В. Шульгин был арестован и препровожден в Москву. За "враждебную коммунизму и антисоветскую деятельность" он был приговорен к 25 годам заключения. Срок отбывал во Владимирской тюрьме, работал над воспоминаниями. После смерти И.В. Сталина в период широкой амнистии политзаключенных в 1956 г. был освобожден, поселился во Владимире.

В 1960-х гг. призывал эмиграцию отказаться от враждебного отношения к СССР. В 1965 г. он снялся в документальном фильме "Перед судом истории": В.В. Шульгин,сидя в Екатерининском зале Таврического дворца,где заседала Государственная дума, отвечал на вопросы историка.

К 100-летитю русских революций 1917 года

Эпиграмма В. М. Пуришкевича
на В. В. Шульгина

В 2017 году будет отмечаться 100-летие двух русских революций преобразивших не только Россию, но и весь мир.

Об активных участниках тех событий написано немало. Значительно меньше — о тех, кто был по другую сторону баррикад в этих революциях.

Одним из таких «героев контрреволюции» был Василий Витальевич Шульгин, убежденный монархист, государственник, депутат трех Государственных Дум Российской империи, идеолог и один из основателей Белого движения в России, лидер эмигрантского движения и наконец, персональный пенсионер Всесоюзного масштаба.

Уже сам факт того, что он принимал отречение у последнего императора России, свидетельствует о значимости этой личности уже в тот период. Но для самого Шульгина это был лишь один из эпизодов его яркой, насыщенной событиями многогранной жизни, творцом которой был он сам.

Василий Витальевич Шульгин прожил почти столетие – 98 лет, наполненное трагическими событиями истории, требующими осмысления и оценки. Он родился 1 (13) января 1878 года в Киеве в семье историка Виталия Яковлевича Шульгина (1822 – 1878).

На формирование взглядов человека оказывает огромное влияние его семья и ближайшее окружение. Когда Василию ещё не было года, его отец умер, и мальчика воспитывал отчим, учёный-экономист Дмитрий Иванович Пихно, редактор газеты «Киевлянин» (он сменил на этой должности отца Василия Шульгина). С отчимом у Василия Шульгина сложились тёплые, дружеские отношения. Как впоследствии утверждал сам Шульгин, формирование его политических взглядов и мировоззрения произошло под влиянием отчима, и до самой его смерти на все политические события в стране Шульгин «смотрел его глазами». Интересен тот факт, что крёстным отцом Василия Шульгина был профессор Университета Святого Владимира, впоследствии министр финансов Российской империи Н.Х. Бунге.

Василий Шульгин окончил Вторую киевскую гимназию в основном с удовлетворительными оценками, однако был очень эрудированным человеком: он знал несколько иностранных языков, играл на многих музыкальных инструментах: гитаре, фортепиано и скрипке.

По окончанию гимназии Василий Витальевич учился на юридическом факультете Киевского Императорского университета святого Владимира, где у него сформировалось отрицательное отношение к революционным идеям, что впоследствии сказалось на его мировоззрении.

В Государственную Думу В.В. Шульгин избирался как помещик от Волынской губернии, поскольку имел 300 десятин земли. Таким образом, он был избран сначала во II, а позже в III и IV Думы, где был одним из лидеров фракции «правых», а затем умеренной партии русских националистов – Всероссийского национального союза и его киевского отделения – Киевского клуба русских националистов.

Работая в Думе, у Шульгина менялось отношение к своей работе. Будучи депутатом IV Думы, он писал в письме своей сестре Л. В. Могилевской в 1915 году: «Не думайте, что мы не работаем. Государственная Дума делает всё, что может; поддерживайте её всеми силами – в ней жизнь», а в апреле 1917 года, когда в результате революции Россия вообще осталась без представительного органа, Шульгин замечал, что «мыслить Россию без народного представительства… не решится ни один фанатик». На наш взгляд, в этом проявляется консервативная позиция мыслителя.

Безусловно, Василий Шульгин был великолепным оратором. Выступая в Думе, он говорил негромко и интеллигентно, был невозмутимым, ироничным, за это у него появилось прозвище «очковая змея». Во II и III Думах Шульгин поддерживал правительство П.А. Столыпина как в реформах, так и в подавлении революционного движения.

Для Шульгина П.А. Столыпин был образцом государственного деятеля. Василий Шульгин не мог точно сформулировать определение понятия «русская нация» и «настоящий русский». Для него главным критерием принадлежности к русской нации была любовь к России. При этом он не мыслил сильной России без мощного государства, при этом сама форма власти в России (монархизм, республика или что-то другое) не имела значение. Однако он считал, что для России наилучшей формой правления, обеспечивавшая сильную власть, являлась монархия.

По мнению Василия Шульгина, революция в России победила, поскольку произошло физическое и духовное вырождение классов, которые должны прийти к власти. Революцию Василий Шульгин не принял. Большевики, по мнению Шульгина, пришедшие к власти, утратили свои национальные чувства. Василий Шульгин писал, что «чем дороже нам русский народ в метафизическом смысле, тем отвратительнее должен быть реальный русский народ начала XX века» и что главным лозунгом русского народа в период Гражданской войны было «моя хата с краю – ничего не знаю».

Василий Шульгин полагал, что в русском национальном характере есть ещё такие недостатки: «Надо всегда отдавать себе отчет, что „кое-какство“, т. е. небрежность, неточность, недобросовестность – есть один из основных факторов русского народа… Второй фактор тоже не из веселых. Среди русской интеллигенции, в силу причин, о которых не стоит сейчас говорить, огромный процент озлобленных… Они ненавидят всякое творчество и живут только разрушением. Еще одна почтенная порода: утописты. Едва ли какая-нибудь страна страдала так от мечтателей, как родина Пушкина. К этой огромной клике чистых утопистов постоянно примазывались озлобленные, и союз мечтателя с желчью напоенным человеком вставал над Россией грозной тенью».

Народ, проживающий на юге России, В.В. Шульгин называл «малороссами», а край «Малороссией», не употребляя слова «Украина». Так же Шульгин считал украинский язык галицким диалектом. Уже тогда он говорил о проблеме украинского сепаратизма. К глубокому сожалению, данная проблема очень актуальна на нашем историческом этапе, когда Украина (а вернее, некоторые политические деятели) мыслят существование своей страны только в отрыве от братского русского народа, ориентируясь на чуждые ей западные идеалы. Об этом писал Василий Шульгин, предвидев возможный исход отрыва Украины от России.

Он отмечал: если «…на вопрос о народности будущие обитатели южной России будут отвечать: «Нет, мы не русские, мы – украинцы»… наше дело будет проиграно». Каждый житель Киевщины, Полтавщины и Черниговщины на вопрос, какой ты национальности, будет отвечать: «Я дважды русский, потому что я украинец». Единство русских, с точки зрения Шульгина, было необходимо и потому, что оно выступало залогом сохранения национальной силы, потребной для выполнения огромной задачи, возложенной на русскую нацию: «…и Север, и Юг в раздельности слишком слабы для тех задач, которые перед ними поставила история. И только вместе… северяне и южане смогут выполнить своё общее мировое предназначение».

На страницах «Киевлянина» Василий Шульгин писал, что Малороссия – часть России. Так как этнических и расовых отличий между великороссами и малороссами Шульгин не видел, для него «украинский вопрос» был политическим вопросом. Как истинный патриот, националист Шульгин приветствовал любовь к родному краю. Вообще же он считал, что все особенности каждой из трёх ветвей русского народа должны не нивелироваться властью, а повсеместно развиваться и подчёркиваться, и что только на таком местном патриотизме и при учёте местных культурных особенностей и возможно будет создать действительно крепкий союз между ними. Отделение Малороссии от Великороссии Шульгин считал шагом назад и в культурном отношении: «…мы не можем себе представить, чтобы один Шевченко, как бы он ни был своеобразно прекрасен, мог свалить Пушкина, Гоголя, Толстого и всех остальных русских колоссов».

В августе 1917 года в речи на Московском Государственном совещании Василий Шульгин выступил против предоставления Украине автономии, заявив, что малороссы «дорожат своим русским именем, которое заключается в слове «Малая Россия», сознают свою тесную связь с великой Россией, не желают слышать до конца войны ни о каких автономиях и хотят сражаться и умирать в единой русской армии. Василий Шульгин отрицательно относился к инициативе Центральной рады о создании в Русской армии украинских национальных частей. Он полагал, что такие первые части были сформированы ещё в 1914 году в Австро-Венгрии специально для войны с Россией. Василий Шульгин писал: «Одновременное формирование украинских полков в Австрии и в России под теми же самыми знамёнами, под теми же самыми лозунгами, теми же самыми приёмами (одни сманивают русских военнопленных, другие русских, ещё не пленных), — что это, глупость или измена? …Для одних измена, для других глупость».

Позиция большевиков по украинскому вопросу, по мнению Шульгина, спасла идею независимой Украины. Василий Шульгин объяснял это тем, что в первые месяцы нахождения большевиков у власти, когда ещё действовали условия Брестского мира, навязанные большевикам Германией, «немцы обещали большевикам оставить их в Москве, если они не будут мешать созданию Украины. Он считал, что после поражения Германии в Первой мировой войне, когда большевики ещё верили в реальность мировой революции, отдельная «Украинская республика» была им нужна в пропагандистских целях, чтобы примером «независимой Украины» убеждать иные страны присоединяться к «международному интернационалу. Это сделало Шульгина ещё большим противником большевизма – «никогда я не был столь антибольшевик, как сейчас», — писал он в 1939 году в брошюре «Украинствующие и мы». Украина, как мы видим, всегда была разменной монетой в руках прозападных политиков, а страдал, переживая тяготы и невзгоды, всегда украинский народ.

Василий Шульгин выступал против проведённой большевиками реформы русского правописания, полагая, что реформа не учитывала особенности «малороссийского диалекта» и с её введением «малорусы получают новые – и серьёзные – основания к тому, чтобы указывать, что русская графика им не подходит». Василий Шульгин считал важным делом говорить европейцам о существовании иной точки зрения на украинскую проблему, чем та, о которой усиленно заявляли сторонники украинской независимости. В 1930-х годах Шульгин занимался переводом на французский язык своих работ на эту тему. Украинская эмигрантская община болезненно относилась к появлению на европейских языках книг Василия Шульгина. Особенно не понравилось название брошюры «Украинствующие и мы», изданной во Франции. Украинцы-эмигранты выкупили весь выпуск и уничтожили все эти экземпляры.

У Василия Шульгина отношение к «еврейскому вопросу» было очень противоречивым. Он открыто считал себя антисемитом и полагал, что во всех революционных потрясениях в России главную роль играли евреи. Василий Шульгин считал евреев разрушителями традиционных устоев русского государства. Но при этом для него была характерна принципиальная позиция о недопустимости обвинения евреев «во всех смертных грехах».

Подписав поначалу запрос крайне правых думских депутатов от 29 апреля 1911 года, усмотревших в смерти русского мальчика ритуальное убийство, Василий Шульгин впоследствии резко критиковал дело Бейлиса, поскольку несостоятельность обвинения в убийстве была очевидной и провокационной. В газете «Киевлянин» он писал: «Обвинительный акт по делу Бейлиса является не обвинением этого человека, это есть обвинение целого народа в одном из самых тяжких преступлений, это есть обвинение целой религии в одном из самых позорных суеверий. Не надо быть юристом, надо быть просто здравомыслящим человеком, чтобы понять, что обвинения против Бейлиса есть лепет, который любой защитник разобьет шутя. И невольно становится обидно за киевскую прокуратуру и за всю русскую юстицию, которая решилась выступить на суд всего мира с таким убогим багажом…» Номер газеты был конфискован властями, а сам Шульгин за «распространение заведомо ложных сведений» был приговорен к трем месяцам тюрьмы. Шульгин неоднократно выступал также против еврейских погромов.

В Думе (вплоть до 1920 года) Василий Шульгин и его фракция «Прогрессивных националистов» выступали за отмену черты оседлости и снятие всех прочих ограничений с евреев. Он говорил на одном из заседаний Думы: «Все ограничения и высылки, которым подвергают евреев, приносят один только вред; распоряжения эти полны всякого вздора и противоречий, и вопрос этот тем более серьёзен, что полиция, благодаря ограничениям, живёт среди Диаспоры на взятках, получаемых ею от евреев». Такая позиция Шульгина послужила поводом для его критики более радикальными националистами, которые обвиняли его в личной финансовой заинтересованности от еврейского капитала, в частности, М.О. Меньшиков назвал его «еврейским янычаром» в своей статье «Маленький Золя».

В начале Первой мировой войны Шульгин как истинный патриот своей родины ушёл добровольцем на Юго-Западный фронт в качестве прапорщика 166-го Ровненского пехотного полка, был ранен так сильно, что о дальнейшей службе в армии нельзя было говорить. Защищать свою Родину Василий Шульгин был готов всегда.

27 февраля (12 марта) 1917 года Шульгин был избран в состав Временного комитета Государственной думы, а уже 2 (15) марта 1917 года он вместе с А. И. Гучковым был направлен в Псков для переговоров с Николаем II об отречении. Интересен тот факт, что он присутствовал при подписании Николаем II манифеста об отречении от трона, поскольку, как и многие представители высших слоёв общества, считал выходом из ситуации конституционную монархию во главе c Алексеем Николаевичем (при регентстве дяди – брата царя великого князя Михаила Александровича). 3 (16) марта 1917 года Шульгин присутствовал при отказе Михаила Александровича от престола.

В состав Временного правительства он отказался войти, но старался его поддержать.

С ноября 1920 Василий Шульгин находится в эмиграции, сначала в Константинополе, затем в 1922-1923 – в Болгарии, Германии, Франции, с 1924 – в Сербии. Он много работает и публикуется в периодических изданиях эмигрантов. В 1921 выходят его мемуарные очерки «1920» (София), затем «Дни» (Белград, 1925). Уже в конце 1920 – начале 1921 Василий Шульгин выдвигает идею, что «белая мысль» победит красное движение, что большевики фактически ведут дело к возрождению единой и неделимой России.

Помимо политики, Василий Шульгин занимался вопросами сохранения и развития русской культуры. Его всегда волновала возможная утрата русской эмиграцией своей национальной идентичности, поэтому он принимал участие в подготовке и издании литературно-публицистического сборника «Благовест». Кроме того, Шульгин был членом «Союза писателей и журналистов» Югославии.

В 1925 –1926 годах Василий Шульгин по фальшивому паспорту тайно посетил Советский Союз для налаживания связей с подпольной антисоветской организацией «Трест» и в попытке найти пропавшего сына. Он всегда тосковал по России, которую так любил.

В начале 1930 года Василий Шульгин окончательно переселился в Югославию, где попеременно проживал в Дубровнике и Белграде, в 1938 году переехал в Сремские Карловцы, где жили ветераны Русской армии. В декабре 1944 он был арестован советской контрразведкой и доставлен в Москву, где его осудили за прежнюю контрреволюционную деятельность на 25 лет тюремного заключения, которые он отбывал во Владимирской тюрьме. В 1956 был освобожден и направлен в дом инвалидов в Гороховце. Ему позволили поселиться вместе с женой, которой разрешили приехать из ссылки в Венгрии (где она находилась, будучи высланной из Югославии, как «советская шпионка»). Василию Шульгину разрешили вернуться к литературному труду, и в доме для престарелых в 1958 году он написал первую после освобождения книгу «Опыт Ленина», изданную только в 1997 году. В ней он постарался осмыслить результаты социальных, политических и экономических изменений, которые начались в России после революции. Однако затем официальные власти решили его использовать в пропагандистских целях. Ему была дана квартира во Владимире, организовано путешествие по стране, после которого появились статьи, изданные в брошюре «Письма к русским эмигрантам» (1961). В этой книге Василий Шульгин подчеркивал заслуги большевиков в воссоздании сильной России и призывал отказаться от борьбы с ними. В 1961 был гостем XXII съезда КПСС. Будучи русским националистом и истинным патриотом своей родины Василию Шульгину нравилось растущее влияние Советского Союза в мире, поскольку он видел в социализме черты, свойственные общинной организации, даже атеизм, он воспринимал как своеобразную модификацию православной веры. Василий Шульгин, тем не менее, не идеализировал советскую жизнь, говорил о будущих этнических проблемах, об угрозе сепаратизма, о низком жизненном уровень в СССР, особенно в сравнении с уровнем жизни в развитых странах Европы. Василий Шульгин не принял советского гражданства. Живя за границей, он так же не принимал иностранного гражданства, оставаясь подданным Российской империи, себя в шутку называл апатридом. После кончины жены Шульгин поселился рядом с кладбищем в деревне Вяткино под Владимиром и 40 дней прожил там, рядом со свежей могилой. В этом и проявилась его искренняя любовь. За одиноким стариком ухаживали соседи по дому.

Прожив столь долгую жизнь, Василий Шульгин навсегда остался честным человеком, ценящим закон и порядок, который нужно проводить в стране не путём насильственных действий, насилия и террора, как мы видим, сейчас происходит в Украине, а законным путём. Он до конца своей жизни остался монархистом и консерватором, в силу своего воспитания и образа жизни. Он всегда разоблачал коррупцию власти, оставаясь честным и справедливым человеком. Без сомнения, личность Василия Шульгина – яркая, противоречивая, многогранная, но этим она очень интересна и требует пристального внимания для изучения её историками. Некоторые события, которые сейчас происходят в нашей стране и за её пределами, Василий Шульгин предвидел и постарался написать об этом. Заслуживают внимание его мысли о государственной власти, о русском национальном характере, об украинском вопросе, актуальном во все времена. Идеи патриотизма пронизывают всё его творчество.

Василий Витальевич Шульгин умер во Владимире 15 февраля 1976 года от приступа стенокардии. По воспоминаниям современников, Василий Шульгин до последних дней жизни сохранил ясный ум и хорошую память и остался навсегда русским патриотом.

Шульгин В.В. Украинствующие и мы // Свободное слово Карпатской Руси. – 1986. – № 9 – 10.
Там же.
Зайдман И. Памяти антисемита. http://www.rubezh.eu/Zeitung/2008/
Бабков Д. И. Политическая деятельность и взгляды В. В. Шульгина в 1917– 1939 гг. : Дисс. канд. ист. наук. Специальность 07.00.02. – Отечественная история. – 2008.

Овсянникова Ольга Александровна

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png