Который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.

Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры.

По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов». Вследствие своей выразительности, он давно стал достоянием церкви.

Человек, исполняющий музыкальные произведения на органе, называется органистом .

Советские реактивные системы залпового огня БМ-13 солдаты Третьего рейха называли «орган Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет.

История органа

Зародыш органа можно видеть в , а также в . Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis - «водный орган») изобрёл грек Ктезибий, живший в Александрии Египетской в 296 — 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона.

Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы - в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.

Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.

Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.

В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число трубок.

Устройство органа

Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб и трубок ; например, орган в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тысяч труб и трубок. В органе бывают трубы и трубки следующих величин: в 1 фут ноты звучат тремя октавами выше писанных, в 2 фута - ноты звучат двумя октавами выше писанных, в 4 фута - ноты звучат октавой выше писанных, в 8 футов - ноты звучат как пишутся, в 16 футов - ноты звучат октавой ниже писанных, в 32 фута - ноты звучат двумя октавами ниже писанных. Закрытие трубы сверху приводит к понижению издаваемых звуков на октаву. Не все органы имеют трубы больших размеров.

Клавиатур в органе бывает от 1 до 7 (обычно 2-4) ; называются они мануалами . Хотя каждая клавиатура органа имеет объём в 4-5 октав, благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, объём большого органа имеет 9,5 октав. Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром .

Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых кнопок или регистров (находящихся над клавиатурой или по бокам инструмента) приводит в действие соответствующий ряд трубок. Каждая кнопка или регистр имеет своё название и соответствующую надпись, с обозначением длины самой большой трубы этого регистра. Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. (Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой.) Регистров в органах бывает от 2 до 300 (чаще всего встречается от 8 до 60).

Все регистры распадаются на две категории:

  • Регистры с трубами без язычков (лабиальные регистры). К этой категории принадлежат регистры открытых флейт, регистры закрытых флейт (bourdons), регистры призвуков (микстуры), в которых каждая нота имеет несколько (более слабых) гармонических призвуков.
  • Регистры, у которых трубы с язычками (язычковые регистры). Соединение регистров обеих категорий вместе с микстурой называется plеin jeu.

Клавиатуры или мануалы расположены в органах террасой, один над другой. Кроме них, существует ещё педальная клавиатура (от 5 до 32 клавиш), преимущественно для низких звуков. Партия для рук пишется на двух нотоносцах - в ключах и как для . Партию педалей пишут чаще отдельно на одном нотном стане. На клавиатуре педалей, называемой просто «педаль», играют обеими ногами, пользуясь попеременно каблуком и носком (до XIX века - только носком). Орган без педали называется позитив, маленький переносный орган - портатив.

Мануалы в органах имеют названия, которые зависят от расположения труб в органе.

  • Главный мануал (имеющий самые громкие регистры) - в немецкой традиции называется Hauptwerk (фр. Grand orgue, Grand clavier) и располагается ближе всего к исполнителю, либо на втором ряду;
  • Второй по значимости и громкости мануал в немецкой традиции называется Oberwerk (более громкий вариант) либо Positiv (облегченный вариант) (фр. Рositif), если трубы этого мануала расположены НАД трубами Hauptwerk, либо Ruckpositiv, если трубы этого мануала расположены отдельно от остальных труб органа и установлены за спиной органиста; клавиши Oberwerk и Positiv на игровом пульте располагаются уровнем выше клавиш Hauptwerk, а клавиши Ruckpositiv — уровнем ниже клавиш Hauptwerk, тем самым воспроизводя архитектурное строение инструмента.
  • Мануал, трубы которого расположены внутри своеобразного ящика, имеющего во фронтальной части вертикальные створки жалюзи в немецкой традиции называются Schwellwerk (фр. Recit (expressif). Schwellwerk может быть расположен как в самой верхней части органа (более распространенный вариант), так и на одном уровне с Hauptwerk. Клавиши Schwellwerka располагаются на игровом пульте на более высоком уровне, чем Hauptwerk, Oberwerk, Positiv, Ruckpositiv.
  • Существующие разновидности мануалов: Hinterwerk (трубы расположены в задней части органа), Brustwerk (трубы расположены прямо над местом органиста), Solowerk (сольные регистры, очень громкие трубы, расположенные отдельной группой), Choir и т.д.

Облегчениями для играющих и средством для усиления или ослабления звучности служат следующие устройства:

Копула - механизм, с помощью которого связываются две клавиатуры, при чём выдвинутые на них регистры действуют одновременно. Копула даёт возможность играющему на одном мануале пользоваться выдвинутыми регистрами другого.

4 подножки над клавиатурой педалей (Pеdale de combinaison, Tritte), из которых каждая действует на известную определенную комбинацию регистров.

Жалюзи - прибор, состоящий из дверец, закрывающих и открывающих всё помещение с трубами разных регистров, вследствие чего происходит усиление или ослабление звучания. Дверцы приводятся в движение подножкой (швеллером).

Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются исполнителю.

Орган нередко соединяется с оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере.

Также существуют электрические (электронные) органы, например, Hammond .

Композиторы, сочинявшие органную музыку

Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Адам Рейнкен
Иоганн Пахельбель
Дитрих Букстехуде
Джироламо Фрескобальди
Иоганн Якоб Фробергер
Георг Фридрих Гендель
Зигфрид Карг-Элерт
Генри Пёрселл
Макс Регер
Винцент Любек
Иоганн Людвиг Кребс
Матиас Векман
Доминико Циполи
Сезар Франк

Видео: Орган на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Самый большой, самый величественный музыкальный инструмент имеет древнюю историю возникновения, насчитывающую множество этапов усовершенствования.

Наиболее отдаленным от нас во времени предком органа принято считать вавилонскую волынку, распространенную в Азии в XIX-XVIII веках до нашей эры. В мех этого инструмента воздух нагнетался через трубку, а с другой стороны был расположен корпус с дудками, имеющими отверстия и язычки.

История возникновения органа помнит и «следы древнегреческих богов»: божество лесов и рощ Пан, по преданию, придумал объединить тростниковые палочки разной длины, и с тех пор флейта Пана стала неразлучна с музыкальной культурой Древней Греции.

Однако музыканты понимали: на одной дудочке играть легко, а вот на нескольких – не хватает дыхания. Поиски замены человеческого дыхания для игры на музыкальных инструментах принесли первые плоды уже во II-III веке до н.э.: на музыкальную сцену на несколько веков вышел гидравлос.

Гидравлос – первый шаг к величию органа

Приблизительно в III веке до н.э. греческий изобретатель, математик, «отец пневматики» Ктезибий Александрийский создал устройство, состоящее из двух поршневых насосов, резервуара для воды и трубок для издания звуков. Один насос подавал воздух внутрь, второй подавал его к трубам, а резервуар с водой выравнивал давление и обеспечивал более ровное звучание инструмента.

Через два столетия Герон Александрийский, греческий математик и инженер, усовершенствовал гидравлос, добавив в конструкцию миниатюрную ветряную мельницу и металлическую шаровидную камеру, погруженную в воду. Усовершенствованный водяной орган получил 3-4 регистра, в каждом из которых находилось 7-18 труб диатонической настройки.

Водяной орган получил большое распространение в странах Средиземноморского региона. Гидравлос звучал на состязаниях гладиаторов, свадьбах и пиршествах, в театрах, цирках и на ипподромах, во время религиозных обрядов. Орган стал любимым инструментом императора Нерона, его звучание можно было услышать по всей Римской империи.


На службе у христианства

Несмотря на общий культурный упадок, наблюдавшийся в Европе после падения Римской империи, орган не был забыт. Уже к середине V века усовершенствованные духовые органы строились в церквях Италии, Испании и Византии. Центрами органной музыки становились страны наибольшего религиозного влияния, а оттуда инструмент распространялся по всей Европе.

Средневековый орган значительно отличался от современного «собрата» меньшим количеством труб и большим размером клавиш (длиной до 33 см и шириной 8-9 см), по которым для издания звука били кулаком. Были изобретены «портатив»- маленький переносной орган, и «позитив» — миниатюрный стационарный орган.

XVII-XVIII века считаются «золотым веком» органной музыки. Уменьшение размеров клавиш, обретение органом красоты и разнообразия звучания, кристальной тембровой ясности и появление на свет целой плеяды предопределили великолепие и величие органа. Торжественная музыка Баха, Бетховена, Моцарта и множества других композиторов звучала под высокими сводами всех католических соборов Европы, а практически все лучшие музыканты служили церковными органистами.

При всей неразрывной связи с католической церковью, для органа написано достаточно много «светских» произведений, в том числе, и русскими композиторами.

Органная музыка в России

Развитие органной музыки в России пошло исключительно по «светскому» пути: православие категорически отвергло использование органа в богослужениях.

Первое упоминание органа на Руси встречается на фресках Софийского собора в Киеве: «каменная летопись» Киевской Руси, датированная X-XI веками, сохранила изображение играющего на «позитиве» музыканта и двух калькантов (людей, закачивающих воздух в меха).

Живой интерес к органу и органной музыке проявляли Московские государи разных исторических периодов: Иван III, Борис Годунов, Михаил и Алексей Романовы «выписывали» из Европы органистов и строителей органов. При правлении Михаила Романова в Москве стали известны не только иностранные, а и русские органисты, такие как Томила Михайлов (Бесов), Борис Овсонов, Мелентий Степанов и Андрей Андреев.

Петр I, посвятивший жизнь внедрению в российское общество достижений западной цивилизации, еще в 1691 году поручил немецкому специалисту Арпу Шнитгеру построить для Москвы орган с 16 регистрами. Через шесть лет, в 1697 году, Шнитгер отправляет в Москву еще один, 8-регистровый инструмент. При жизни Петра в лютеранских и католических храмах на территории России были построены десятки органов, среди которых и гигантские проекты на 98 и 114 регистров.

Императрицы Елизавета и Екатерина II также внесли свой вклад в развитие органной музыки в России – при их правлении десятки инструментов получили Санкт-Петербург, Таллинн, Рига, Нарва, Елгава и другие города северо-западного региона империи.

Многие русские композиторы использовали орган в своем творчестве, достаточно вспомнить «Орлеанскую деву» Чайковского, «Садко» Римского-Корсакова, «Прометея» Скрябина, . Русская органная музыка сочетала в себе классические западноевропейские музыкальные формы и традиционную национальную выразительность и обаяние, обладала сильным влиянием на слушателя.

Современный орган

Пройдя исторический путь длиною в два тысячелетия, орган XX-XXI века выглядит следующим образом: несколько тысяч труб, расположенных на разных ярусах и изготовленных из дерева и металла. Деревянные трубы квадратного сечения издают басовые низкие звуки, а металлические трубы из сплава олова и свинца имеют круглое сечение и предназначены для более тонкого, высокого звучания.

Органы-рекордсмены прописаны за океаном, в Соединенных Штатах Америки. Орган, расположенный в Филадельфийском торговом центре Macy’s Lord & Taylor, весит 287 тонн и имеет шесть мануалов. Инструмент, расположенный в Зале согласия города Атлантик Сити, является самым громким органом в мире и насчитывает более 33000 труб.

Наиболее крупные и величественные органы России находятся в Московском доме музыки, а также в Концертном зале им. Чайковского.

Развитие в новых направлений и стилей значительно увеличило количество типов и разновидностей современного органа, со своими отличиями в принципе работы и специфическими особенностями. Сегодняшняя классификация органов такова:

  • духовой орган;
  • симфонический орган;
  • театральный орган;
  • электроорган;
  • орган Хаммонда;
  • орган Тифон;
  • паровой орган;
  • уличный орган;
  • оркестрион;
  • органола;
  • пирофон;
  • морской орган;
  • камерный орган;
  • церковный орган;
  • домашний орган;
  • органум;
  • цифровой орган;
  • рок-орган;
  • поп-орган;
  • виртуальный орган;
  • мелодиум.

Вконтакте

Орган – самый большой музыкальный инструмент, уникальное человеческое творение. В мире нет двух одинаковых органов.

Гигантский орган обладает множеством различных тембров. Это достигается за счет использования сотен металлических труб разного размера, через которые продувают воздух, и трубы начинают гудеть, или «петь». Причем орган позволяет тянуть звук сколь угодно долго с постоянной громкостью.

Трубы расположены горизонтально и вертикально, некоторые подвешены на крюках. В современных органах их число доходит до 30 тысяч! Самые большие трубы имеют высоту свыше 10 м, а самые маленькие – 1 см.

Система управления органом называется кафедрой. Это сложный механизм, которым управляет органист. У органа несколько (от 2 до 7) ручных клавиатур (мануалов), состоящих из клавиш, как на фортепиано. Раньше на органе играли не пальцами, а ударяли кулаками. Есть еще ножная клавиатура или просто педаль, имеющая до 32 клавиш.

Обычно исполнителю помогают один или два ассистента. Они переключают регистры, сочетание которых порождает новый тембр, не похожий на исходный. Орган может заменить целый оркестр, потому что его диапазон превышает диапазон всех инструментов оркестра.

Орган известен с глубокой древности. Создателем органа считается греческий механик Ктесибий, живший в Александрии в 296–228 гг. до н. э. Он изобрел водяной орган – гидравлос.

Сейчас чаще всего орган используется на богослужениях. В некоторых церквях и соборах устраивают концерты или органные богослужения. Помимо этого, есть органы, установленные в концертных залах. Самый большой орган в мире находится в американском городе Филадельфия, в универмаге «Маккейз». Его вес составляет 287 т.

Музыку для органа писали многие композиторы, но раскрыл его возможности как виртуоз-исполнитель и создал непревзойденные по глубине произведения как гений-композитор Иоганн Себастьян Бах.

В России органному искусству значительное внимание уделял Михаил Иванович Глинка.

Самостоятельно освоить игру на органе практически невозможно. Это требует большого музыкантского опыта. Обучение на органе начинается в училищах, при наличии навыков игры на фортепиано. Но хорошо овладеть игрой на этом инструменте возможно, продолжив обучение в консерватории.

ЗАГАДКА

Инструмент тот с давних пор

Украшал собой собор.

Украшает и играет,

Весь оркестр заменяет

Король инструментов — так часто именуют орган, внешний вид которого вызывает ощущение восторга, а звучание завораживает и воодушевляет. Большой, тяжеловесный струнно-клавишный инструмент, обладающий широчайшим регистром звучания, по праву считается чем-то вроде «легенды во плоти». Кто же изобрел орган и чем уникален этот тяжеловес?

Кто изобрел необычный инструмент?

История легендарного инструмента, научиться играть на котором способен далеко не каждый профессиональный музыкант, насчитывает сотни веков.

Название «organum» упоминается еще в античных писаниях великого Аристотеля и Платона. Но точно ответить, кто изобрел сие чудо, не представляется возможным. По одной из версий его родоначальником является вавилонская волынка, формирующая звук за счет направления струй воздуха в сторону краев трубки. По другой – флейта пана или китайское шэне, функционирующие по такому же принципу. Играть на соединенных между собой дудочках было не очень удобно, поскольку у исполнителя порой в легких не хватало воздуха. Идея качать воздух во время игры мехами стала настоящим спасением.

Близкий брат органа, его водяной аналог, был изобретен греческим умельцем Ктезибием еще в 200-х годах до н.э. Он называется гидравлос. Позднее гидравлическая конструкция была заменена мехами, что дало возможность значительно улучшить качество звучания.

Музыкальные инструменты более привычных для нас размеров и внешнего вида стали появляться в IV веке. В этот период благодаря стараниям Папы Виталиана органы стали задействовать в роли сопровождения католических богослужений. Начиная с первой половины V века струнно-клавишный инструмент стал неизменным церемониальным атрибутом не только византийской, но и всей западно-европейской императорской власти.

Широкое распространение в странах Европы легендарный «клавишник» получил к середине XIV века. Инструмент того времени был далек от совершенства: он имел меньшее количество труб и более широкие клавиши. К примеру, в ручной клавиатуре при ширине самих клавиш порядка 50-70 мм расстояние между ними составляло 15-20 мм. Для извлечения звуков исполнителю приходилось по огромным и тяжелым клавишам не «пробегать» пальчиками, а в буквальном смысле стучать локтями или кулаками.

Наибольшего размаха органостроение приобрело в XVI-XVII веках. В славно известную эпоху барокко мастера научились создавать инструменты, которые своим мощным звучанием смело могли конкурировать с целым симфоническим оркестром. Звуковые возможности инструментов позволяли имитировать звон колокольчиков, рокот камнепада и даже заливистое пение птиц.

Апофеозом органостроения по праву считается 1908 год, когда на всемирной выставке была представлена модель, включающая 6 мануалов. Самый крупный в мире действующий орган весит чуть более 287 тонн. Сейчас он украшает торговый центр «Macy’s Lord & Taylor» в Филадельфии.

То, что ценитель органной музыки наблюдает из зала – фасад инструмента. За ним скрывается просторное помещение, порой включающее по несколько этажей, уставленное механическими элементами и тысячами трубок. Чтобы понять принцип действия сего чуда, стоит рассмотреть хотя бы его краткое описание.

Орган является одним из самых громких музыкальных инструментов. Такой эффект достигается за счет регистров, включающего несколько рядов органных труб. Эти регистры по окраске звучания и целому ряду других объединяющих признаков делятся на несколько групп: микстуры, аликвотны, гамбы, флейты, принципалы. Регистровые трубы звучат в соответствии с нотной записью. Их можно включать как по отдельности, так и одновременно. Для этого задействуются расположенные на боковых панелях клавиатуры рукоятки.

Пультом управления исполнителя, работающего за инструментом, являются мануалы, педальная клавиатура и сами регистры. Число мануалов в зависимости от модификации «клавишника» может варьироваться от 1 до 7. Они располагаются террасой: один непосредственно над другим.

Педальная клавиатура может включать от 5 до 32 клавиш, посредством которых запускаются в действие регистры, формирующие низкие звуки. В зависимости от аппликатуры музыкального инструмента исполнитель нажимает на педальные клавиши носком или каблуком.

Наличие нескольких клавиатур, а также всевозможных тумблеров и рычагов довольно усложняет процесс игры. Поэтому зачастую вместе с исполнителем за инструментом сидит и его помощник. Для удобства чтения нот и достижения синхронности исполнения партия для ног традиционно располагается на отдельном нотном стане непосредственно под партией для рук.

В современных моделях функцию нагнетания воздуха в меха выполняют электромоторы. В средние века эту работу выполняли специально обученные кальканты, услуги которых приходилось оплачивать отдельно.

Несмотря на широкое распространение органов сегодня практически нереально встретить две одинаковых модели, поскольку все они собираются по индивидуальным проектам. Размеры установок могут варьироваться от 1,5 м до 15 м. Ширина крупных моделей достигает 10 м, а глубина – 4 м. Вес таких сооружений измеряется в тоннах.

Рекордсмены разных номинаций

Самого древнего представителя легендарного инструмента, сроки «жизни» которого датируются 1370-1400 годами, можно встретить в Стокгольмском музее. Он привезен из церковного прихода шведского острова Готланд.

Лидер в номинации «самый громкий орган» украшает Зал Согласия в Атлантик-Сити. Рекордсмен включает 7 мануалов и довольно обширный тембровый набор, формируемый за счет 445-и регистров. Звучанием сего гиганта насладиться не получится, поскольку его звук может спровоцировать у слушателей разрыв барабанных перепонок. Весит этот музыкальный инструмент свыше 250 тонн.

Инструмент, украшающий церковь Святой Анны, которая расположена в столице Польши, примечателен тем, что включает самые длинные в мире трубы. Их высота достигает порядка 18 метров, а издаваемый звук, способен в буквальном смысле оглушить. Частотный диапазон инструмента располагается в пределах, охватывающих даже область ультразвука.

Как устроен орган aslan wrote in May 12th, 2017

17 июня 1981 года его клавиш впервые коснулась рука музыканта — выдающегося органиста Гарри Гродберга, который исполнил для томичей токкаты, прелюдии, фантазии и фуги Баха.

С тех пор десятки известных органистов давали концерты в Томске, а немецкие органные мастера не переставали удивляться, как в городе, где разница температур зимой и летом составляет 80 градусов, инструмент все еще играет.


Дитя ГДР

Орган Томской филармонии родился в 1981 году в восточно-германском городе Франкфурт-на-Одере, на органостроительной фирме «W.Sauer Orgelbau».

В обычном рабочем темпе постройка органа занимает около года, и этот процесс включает несколько этапов. Сначала мастера осматривают концертный зал, определяют его акустические характеристики и составляют проект будущего инструмента. Затем специалисты возвращаются на родную фабрику, изготавливают отдельные элементы органа и собирают из них цельный инструмент. В монтажном цехе фабрики его впервые апробируют и исправляют недочеты. Если орган звучит так, как надо, его снова разбирают по частям и отправляют заказчику.

В Томске на все процедуры установки потребовалось лишь полгода — благодаря тому, что процесс прошел без накладок, недочетов и прочих тормозящих факторов. В январе 1981-го специалисты «Sauer» впервые приехали в Томск, а в июне того же года орган уже давал концерты.

Внутренняя композиция

По меркам специалистов, томский орган можно назвать средним по весу и размерам — десятитонный инструмент вмещает в себя около двух тысяч труб разной длины и формы. Как и пятьсот лет назад, их делают вручную. Деревянные трубы, как правило, изготавливают в форме параллелепипеда. Формы металлических труб могут быть более замысловатыми: цилиндрическими, обратноконическими и даже комбинированными. Металлические трубы делают из сплава олова и свинца в разных пропорциях, а для деревянных обычно используют сосну.

Именно эти характеристики — длина, форма и материал — влияют на тембр звучания отдельной трубы.

Трубы внутри органа стоят рядами: от самой высокой к самой низкой. Каждый ряд труб может играть по отдельности, а можно их объединить. Сбоку от клавиатуры на вертикальных панелях органа установлены кнопки, нажимая на которые, органист управляет этим процессом. Все трубы томского органа — звучащие, и лишь одна из них с лицевой стороны инструмента создана в декоративных целях и не издает никаких звуков.

С обратной стороны орган похож на трехэтажный готический замок. На первом этаже этого замка располагается механическая часть инструмента, которая через систему тяг передает работу пальцев органиста к трубам. На втором этаже установлены трубы, которые связаны с клавишами нижней клавиатуры, а на третьем этаже — трубы верхней клавиатуры.

Томский орган обладает механической системой соединения клавиш и труб, а это значит, что нажатие на клавишу и появление звука происходит практически мгновенно, без всякого запаздывания.

Над исполнительской кафедрой располагаются жалюзи, или по-другому швеллер, которые скрывают от зрителя второй этаж органных труб. С помощью специальной педали органист управляет положением жалюзи и тем самым влияет на силу звука.

Заботливая рука мастера

Орган, как и любой другой музыкальный инструмент, очень зависим от климата, а сибирская погода создает немало проблем по уходу за ним. Внутри инструмента установлены специальные кондиционеры, датчики и увлажнители, которые поддерживают определенную температуру и влажность воздуха. Чем холоднее и суше воздух, тем короче становятся трубы органа, и наоборот — при теплом и влажном воздухе трубы удлиняются. Поэтому музыкальному инструменту требуется постоянный контроль.

Уход за томским органом обеспечивают всего два человека — органист Дмитрий Ушаков и его помощница Екатерина Мастеница.

Главным средством борьбы с пылью внутри органа является обычный советский пылесос. Для его поиска была организована целая акция — искали именно такой, который бы обладал системой выдува, потому что пыль из органа в обход всех трубочек проще выдувать на сцену и уже потом собирать пылесосом.

— Грязь в органе нужно убирать там, где она есть и когда она мешает, — говорит Дмитрий Ушаков. — Если сейчас мы решим убрать из органа всю пыль, нам придется заново полностью его настраивать, и вся эта процедура займет около месяца, а у нас концерты.

Чаще всего чистке подвергаются фасадные трубы — они на виду, поэтому на них часто остаются отпечатки пальцев любопытных. Смесь для чистки фасадных элементов Дмитрий готовит сам, из нашатырного спирта и зубного порошка.

Реконструкция звука

Капитальная чистка и настройка органа производится раз в год: обычно летом, когда проходит относительно немного концертов, и на улице не холодно. Но небольшая настройка звука требуется перед каждым концертом. К каждому виду органных труб у настройщика особый подход. Некоторым достаточно закрыть колпачок, другим подкрутить ролик, а для самых маленьких трубочек используют специальный инструмент — штиммхорн.

Настроить орган в одиночку не получится. Один человек должен нажимать на клавиши, а другой регулировать трубы, находясь внутри инструмента. К тому же, человек, нажимающий на клавиши, контролирует процесс настройки.

Первый капитальный ремонт томский орган пережил сравнительно давно, 13 лет назад, после реставрации органного зала и извлечения органа из специального саркофага, в котором он провел 7 лет. В Томск были приглашены специалисты фирмы «Sauer», которые и провели осмотр инструмента. Тогда помимо внутреннего обновления, орган сменил цвет фасада и обзавелся декоративными решетками. А в 2012 году у органа наконец появились «хозяева» — штатные органисты Дмитрий Ушаков и Мария Блажевич.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png