Базаров и Одинцова: испытание любовью. Тема любви в романе.

Цели: рассмотреть образы Базарова и Одинцовой; совершенствование навыков анализа прозаического произведения; воспитание у студентов активной жизненной позиции.

Оборудование: портреты Базарова и Одинцовой, запись романса Тургенева «Утро туманное» (в исполнении Н. Обуховой)

Ход урока.

Тайны человеческой жизни велики, а любовь -

самая недоступная из этих тайн.

И. С. Тургенев

« Спящее, холодное сердце»

А. Одинцова

«Страстное, грешное, бунтующее сердце»

Е. Базаров

    Оргмомент

    Вступительное слово учителя.

Один из исследователей «Отцов и детей» писал: «Нигилизм нашел свою судьбу там же, гегельянство – у ног женщины». И действительно, у Тургенева нет такого романа, повести, где герои не проверялись бы любовью. Сердца русских женщин у Тургенева – пробные камни интеллигентских настроений. Свой жизненный путь, испытание любовью проходит и демократ-нигилист Е. Базаров. Материалист, естествоиспытатель, Базаров не признает ничего возвышенного, романтического, чего нельзя было бы проверить опытным путем.

Переход к проблеме.

- Мы уже говорили о взглядах Базарова на искусство, природу, а как смотрит он на любовь (до встречи с А. С. Одинцовой)?

- Вульгарно-материалистически: («любовь – белиберда», «романтическая бредь», «можешь – добейся толку, нет – отвернись»)

Поворот в ходе романа начинается с XIV главы. До этого момента главным был конфликт внешний – противостояние Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя.

    Работа с текстом.

- Что думает о любви, о женщине Базаров в начале романа? Найдите необходимые цитаты.

- «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?»

Почему Базаров и Аркадий едут в город?

И вот на балу у губернатора Базаров с Аркадием встречают Анну Сергеевну. Какое впечатление произвела на Базарова Одинцова при первом знакомстве?

- « Это что за фигура?»

Что привлекало Базарова в ней?

- Сочетание «герцогини», дворянки с чисто русскими, национальными чертами: достоинством, спокойствием, добротой и силой. Она далека от народной среды, но и на ее долю выпало много невзгод.

Только ли внешне привлекла Базарова Одинцова?

- Интересная собеседница, спорит, не соглашается с Базаровым (примеры: глава 16 спор об антропологической теории). Одинцова заводит Базарова в споре в тупик. Но Базаров и не спорит, он полюбил.

Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой?

« Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. Вот те раз!- бабы испугался!»- подумал он, заговорил преувеличенно развязно, а Одинцова не спускала с него своих ясных глаз.»

До встречи с Одинцовой Базаров считал: « Нравится тебе женщина - старайся добиться толку; а нельзя- ну, не надо, отвернись- земля не клином сошлась»

Так ли это? Почему Базаров не смог « отвернуться» от Одинцовой?

Проследите за поведением Базарова после встречи с Одинцовой.

- Как ведет себя герой, впервые полюбив?

В нем проснулся тот, кого он всегда презирал и высмеивал – романтик (глава 17, прогулка Базарова ночью по росе).

Чтение фрагмента.

Переход к героине.

Каковы ваши первые впечатления об Одинцовой. Расскажите историю её

-- Чем были для Базарова дни, проведённые в имении Одинцовой?

С приездом в поместье Анны Сергеевны начинается смятенность Базарова. «Какой я смирненький стал», - отмечает Базаров.

- А что же Анна Сергеевна? Прав ли критик Писарев, утверждая, что у Анны Сергеевны был зародыш чувства, она не дала ему развиться?

Ответом на этот вопрос является глава 17. Это кульминация в отношениях героев. Героиня жаждет любви, но спокойной, контролируемой, а не страстной, которая «бог весть до чего доведет». Спокойствие ей дороже. Базаров же в чувстве груб, нетерпелив, он вспугнул ее чувство. Он не умеет тонко чувствовать.

Базаров и Одинцова в сцене объяснения. Сравните поведение, чувства героев.

Базаров : «Страсть в нём билась сильная и тяжёлая».

Одинцова : «Заставила себя дойти до известной черты».

Продолжите ряд сопоставлений

«Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно... Вот чего вы добились»

Автор прослеживает внутреннее состояние Базарова («он легко раздражался, говорил нехотя») и в то же время отмечает глубинные психологические различия между главным героем и Одинцовой. Он захвачен чувством целиком: «Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, - страсть, сродняя злобе».

Одинцова же, привыкшая руководствоваться в жизни больше рассудком, чем чувством, под влиянием уходящей жизни и желания новизны «заставила себя дойти до известной черты» и спокойно отступила.

Базаров после своего признания всю ночь «не спал и не курил» и почти ничего не ел. Автор отмечает: «Сумрачно и резко выдавался его похудалый профиль из-под нахлобученной фуражки».

Элементы дискуссии: «Но почему они не остались хотя бы друзьями? В чем причина краха их отношений?»

Точки зрения.

    Базаров раздваивается между философской системой демократа и романтической «белибердой»: он и любит Одинцову, и ненавидит одновременно. Материалист Базаров душит Базарова-романтика.

    Любовь Базарова страстное, но тяжелое чувство. Герой нетерпелив, порой глух к настроению, даже бестактен, и огонек любви (в душе Анны Сергеевны) погас.

    Одинцова хочет полюбить, но не может, боясь потерять свободу. Оба героя слишком властны, самостоятельны, привыкли довлеть над другими, а в любви кто-то должен уступать.

Вывод, итог спора . Базаров, полюбив, бежит от любви, потому что считал ее предрассудком, чепухой, но любовь, мстя за себя, поставила героя в драматическое положение – ему отказали, его любовь безответна. Оба героя испугались любви (и потери независимости).

Почему трагедия Базарова дана на фоне любви Аркадия и Кати? Какова их функция в замысле автора?

Аркадий свою страсть к Анне Сергеевне сначала заменил на спокойную дружбу с Катей, которая постепенно переросла в любовь.

Оба (Катя и Аркадий) одинаково ровные/ романтичные натуры. Базаров и Анна Сергеевна на фоне Кати и Аркадия почувствовали себя стариками, рационализм и гордость состарили их до времени.

Каким образом Евгений Базаров пытается подавить в себе любовную тоску?

Финал.

- Зачем же перед смертью Базарову обязательно нужно видеть Анну Сергеевну?

Перед смертью человек не может лгать, сдерживать свои истинные чувства, и Базаров отдает себя во власть романтической любви. Она победила. Прощание с Анной Сергеевной чисто пушкинское: «Вы молоды, прекрасны, и должны жить долго …». (У Пушкина «Я вас любил так искренне, так нежно, как, дай вам Бог, любимой быть …)

- Нужно ли было Базарову умирать?

    Демократ Базаров вторгался в жизнь самоуверенно, его материалистический скальпель отсекал все жизненное (природу, искусство, любовь), пока именно скальпель не поразил его самого.

    Пред лицом смерти отступили и медицина, и физиология, оставив Базарова наедине с собой. Умирающий Базаров прост, человечен. Базаров-атеист свое спасение видит в родительской любви-молитве.

Звучит романс «Утро туманное».

    Итоги

    Домашнее задание:


“Тольколюбовью держится и движется жизнь”.

И. С. Тургенев

И. С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке любовью и проверке смертью. Почему он выбрал именно эти испытания?
Я думаю, потому что любовь - это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества, а смерть - это великий уравнитель, к ней как к неизбежному нужно быть готовым и уметь умереть достойно.
В сочинении я хочу решить, выдержал ли Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, первую проверку - проверку любовью.
В начале романа автор представляет нам своего героя как нигилиста, человека, “который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”, для которого романтизм - это чушь и блажь: “Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”. Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления - надуманными и нелепыми. Таким образом, “...отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство” Базарова. И этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.
Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытаемся быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной “о своих убеждениях и воззрениях”, а толкует о медицине, о ботанике и т. п.
Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.
Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.
В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью, в отличие от героев остальных произведений И. С. Тургенева. Базаров жертвует всем ради любви: своими убеждениями и воззрениями, - он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен - Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.
В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев находит героя, которого так долго искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


«Отцы и дети» - роман о противостоянии, взаимном непонимании двух поколений. Вечная тема. Сама идея романа всегда актуальна, но произведение написано все-таки о людях - современниках Тургенева. Нужно учитывать, что политическая обстановка в России с тех пор изменилась, и больше не существует базаровых (хотя есть похожие типы). Но на тот момент главный герой был живым представителем времени. В этом ракурсе он - единственный представитель «детей» в романе.

Характер Базарова сложен и противоречив. Его взгляды претерпевают изменение под воздействием различных причин. В начале романа Базаров - убежденный нигилист. Он отрицает буквально все: принципы либералов, английский аристократизм, логику истории, авторитеты, искусство. Столкнув своего героя с серьезными жизненными испытаниями, автор заставил его поступиться рядом убеждений, прийти к скептицизму и пессимизму. А ведь поначалу, до встречи с Одинцовой, Базаров из всех столкновений (с Павлом Петровичем, Николаем Петровичем, Аркадием) выходил победителем. Еще незадолго до исторической встречи Евгений Базаров - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, гордый, целеустремленный, обладающий способностью влиять на других людей и даже подавлять их. Что же с ним произошло?

После встречи с Одинцовой в Базарове начинают медленно назревать перемены, порожденные внутренней борьбой. Свое зарождающееся чувство герой сначала с напускной развязностью прикрывает небрежными - подчас циничными - репликами об Одинцовой.

Приезд в усадьбу Одинцовой - еще один шаг на пути к падению убеждении Базарова. В герое начинают проявляться чувства, ранее не свойственные ему. Например, робость. Он уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание. В нем поселяется тревога. Сам понимая, что в нем просыпается отрицаемое им чувство и столь ненавистный ему «романтизм», он всячески пытается бороться с собой. Любовь он всегда считал чем-то вроде болезни. И вот этой болезнью заразился сам. Он с презрительным хохотом и цинизмом отказался бы от всего этого... И не мог. Это и удручает Базарова. Это и заставляет его, когда он признается в своих чувствах Одинцовой, назвать свое чувство «глупым, безумным». Одинцова испугалась этого тяжелого чувства и отшатнулась от Назарова. Для такого гордого человека, как он, этого было достаточно, чтобы без слов понять правду.

От поражения в любви не застрахован никто. Зато в этом испытании проверяются воля, выдержка, стойкость. Но куда же делась стойкость Базарова? Он спасовал перед жизненной неудачей, перед тем, во что вообще не верил. Попав во власть романтики, которую он не называл иначе, как «белибердой», Базаров начинает поступаться многими своими убеждениями и взглядами. Им овладевают тоска, уныние, апатия. Он пытается храбриться, в нем идет сложная внутренняя борьба. Меланхолия заставляет главного героя заняться наукой. Он едет в имение Кирсановых.

Внезапно возникшие взаимоотношения Базарова с Фенечкой понадобились автору в качестве повода к дуэли с Павлом Петровичем. Вызов на дуэль, как и все, что делал Павел Петрович, был полон пафоса и извечной английской аристократичности. Самое удивительное, что Базаров этот вызов принял. Хотя проще всего ему было отказаться, ведь он всегда смеялся над подобными обычаями, и ему было все равно, как на него посмотрят. Сам же Базаров сравнивает двух дуэлянтов с «учеными собачками», танцующими на задних лапах. И все же он принимает вызов.

Базаров ранит Павла Петровича, но ведет себя при этом, как истинно благородный человек. Он заботится о раненом, забыв при этом и свои убеждения, и неприязнь к Павлу Петровичу. И это делает Базарова привлекательным в глазах чи тателя. Если смотреть па дуэль как па очередное испытание, то Базаров прошел его с честью, показав себя смелым и честным человеком.

И, наконец, последнее испытание. Смерть. После неудачи с Одинцовой Базаров возвращается в имение к родителям (см. сочинение ). Там его одолевают невеселые размышления о жизни, о невозможности счастья, о тщетности человеческой деятельности. Когда Базаров заражается и понимает, что умрет, он приходит к очень простой мысли. Мысль эта заключается в том, что невозможно отрицать смерть, ибо она сама отрицает все и всех. Поздно, но все же Базаров успевает осознать ложность многих своих убеждений. Не только смерть невозможно отрицать, но и любовь, и традиции, и многое другое. То, что Базаров приходит к такому убеждению, говорит не о слабости, а скорее о силе характера. Сложно бывает признавать свои ошибки. Базаров перед лицом смерти сумел все-таки сделать это. А ведь с его упрямством такой шаг был очень труден.

Sine ira et studio P.C. Tacitus
(Без гнева и пристрастия П. К. Тацит)

В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего характера и идей, Тургенев помещает в жизненные обстоятельства, требующие характера и применения идей на практике — для преодоления конкретных жизненных препятствий. При этом ни в одном из тургеневских произведений обстоятельства «испытания любовью» не повторяются.

Так, Дмитрия Рудина в одноимённом романе (1855) полюбила замечательная девушка Наталья Ласунская. Она первая признаётся в любви, и тут Рудин, который и сам влюблён, отступает. Он не уверен, что сможет устроить достойную жизнь для Натальи, боится взять на себя ответственность за её судьбу, поэтому советует ей покориться воле матери-аристократки, которая никогда не согласится на брак своей дочери и нищего философа Рудина. «Покориться! Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о жертвах...» (IX), — подводит итог возвышенным рудинским призывам Наталья. Сцена последнего объяснения у заброшенного пруда доказывает жизненную несостоятельность Рудина, прекрасного оратора и неуверенного в себе, беспомощного в реальных обстоятельствах человека.

Фёдор Лаврецкий в романе «Дворянское гнездо» (1858) изображён зрелым человеком, много повидавшим (Россию и Францию, столицы и провинцию), много передумавшим (идеи западников и славянофилов, отношения дворянства и народа), много пережившим (любовь к жене и её измену). Лаврецкий знакомится с Лизой Калитиной, отличающейся необыкновенной душевной и нравственной чуткостью. Он влюбляется в Лизу сначала безнадёжно, а после известия о смерти жены начинает мечтать о личном счастье. Но внезапный приезд жены (известие о её смерти оказалось ложным) разбивает все его надежды. Герой и не пытается что-нибудь предпринять в сложившейся ситуации, сразу смиряется со своей трагической судьбой, о чём свидетельствует последнее свидание-прощание главных героев (ХLII). Лиза уходит в монастырь, а Лаврецкий остаётся одиноким, неприкаянным человеком.

Главным героем романа «Накануне» (1859) становится бедный студент Московского университета, болгарин по национальности Дмитрий Инсаров, человек с сильным характером, целеустремлённый, воодушевлённый великой идеей борьбы за свободу родины. Этот герой противостоит «грызунам, гамлетикам, самоедам» — русским дворянам-интеллигентам, героям первых романов Тургенева. В Инсарова влюбляется молодая дворянка Елена Стахова, покорённая героической личностью болгарина, его страстной любовью и одновременно гордой скромностью, уверенностью в себе (чего не было в Лаврецком), отсутствием позёрства (чем грешил Рудин). В сцене объяснения в любви Инсаров заявляет, что не может отказаться от главной цели своей жизни — борьбы за освобождение Болгарии от турецкого ига, но Елена, одобряя эту высокую и благородную цель, готова разделить вместе с ним все трудности опасной героической борьбы (XVIII). Так Инсаров и Елена находят счастье, не противопоставляя свою любовь другой важной цели — борьбе за свободу Болгарии.

Итак, главные герои рассмотренных романов Тургенева, кроме болгарского патриота Инсарова, «испытание любовью» не прошли. Что же в этом отношении можно сказать о Базарове?

До встречи с Одинцовой Базаров вообще плохо понимал, что такое любовь. Услышав от Аркадия историю Павла Петровича и княгини Р., молодой нигилист язвительно вопрошает: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. (...) Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество» (VII). Иными словами, в любви он предполагает чистую физиологию, а духовную близость, сердечное влечение влюблённых друг к другу отрицает. Пока в женщинах его привлекает только внешняя красота. Встретив в саду Фенечку, он сразу спрашивает у Аркадия: «Кто это? Какая хорошенькая!» (IX); услышав от Ситникова об эмансипе Кукшиной, уточняет: «Хорошенькая она?» (XII); разглядев на балу красавицу Одинцову, резюмирует своё впечатление: «Кто бы она ни была — просто ли губернская львица, или «эманципе» вроде Кукшиной, только у неё такие плечи, каких я не видывал давно» (XIV).

Но вот, прожив две недели в усадьбе Одинцовой, он чувствует, что влюбился не на шутку, причём теперь он оценил не только красивые плечи, но и сильный характер, тактичное поведение, интеллект, заботу о младшей сестре Кате, то есть душевные качества Анны Сергеевны. Он, вопреки своим теоретическим убеждениям, поддался тому самому романтическому чувству любви, которое «называл белибердой, непростительной дурью» (XVII). Отказаться от прежних взглядов на любовь гордому, самоуверенному Базарову нелегко, но молодой нигилист недолго носился со своей обидой на жизнь, которая опровергла его убеждения насчёт любви. «Идеальная» (то есть духовная) любовь существует, и Базаров, не тратя много времени на романтические колебания и бесплодные томления (как это делали влюблённые герои предыдущих произведений Тургенева), объясняется Одинцовой в любви. Так, благодаря своей решительности, Базаров достойно выдержал первое, но не главное «испытание любовью».

Всё намеченное он исполняет. Думается, не случайно Аркадий выслушивает следующее рассуждение Базарова: « ...по-моему — лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. (...) Мужчине некогда заниматься такими пустяками» (XIX). Погостив с Аркадием три дня у родителей, Базаров возвращается в Марьино, где оставил «все свои препараты» (XXI) и где без помех может продолжить своё настоящее дело — исследовательские опыты. Там же молодой нигилист пытается «добиться толку» (XVII) от Фенечки, которая была с ним ласкова и показалась ему простой и нетребовательной в амурных делах. Однако и здесь он ошибся: поцелуй в беседке оскорбил Фенечку: «"Грешно вам, Евгений Васильевич", — шепнула она уходя. Неподдельный упрёк слышался в её шёпоте. Базаров вспомнил другую недавнюю сцену, и совестно ему стало, и презрительно досадно» (XXIII).

Чтобы победить свою несчастную любовь, герою нужна не только личная решимость, но и время, которое, как известно, лечит всё. А Тургенев не даёт молодому нигилисту времени: примерно через месяц после объяснения с Одинцовой Базаров заражается трупным ядом и, проболев неделю, умирает. Только разобравшись в обстоятельствах болезни героя, можно решить, выдержал Базаров «испытание любовью» или нет. Если при вскрытии тифозного трупа герой порезался случайно, то логично предположить, что он мог бы перебороть в душе любовь к Анне Сергеевне, не «киснуть» до конца жизни, как Павел Петрович, а заняться более важным делом, к которому себя готовил. Поскольку он имел душевные силы сопротивляться смертельной болезни, постольку и несчастную любовь сумел бы со временем победить.

Но в обстоятельствах заражения Базарова есть странные детали. Герой порезался, хотя постоянно препарировал лягушек и, следовательно, поддерживал свои хирургические навыки. Кроме того, когда у уездного лекаря не оказалось адского камня, Базаров почему-то не воспользовался другим спасительным средством — не прижёг порез железом. Возникает подозрение, что герой сознательно заразился и предпочёл умереть, чтобы не терзаться душевными муками из-за безответной любви. Стало быть, он не выдержал «испытание любовью».

Итак, в «Отцах и детях» Тургенев применил свой любимый сюжетный ход — раскрытие характера героя (его нравственных и деловых качеств) через историю любви. Для литературных героев 30-40-х годов XIX века — «лишних людей» (именно к этому типу героев относятся Рудин и Лаврецкий) — «наука страсти нежной» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», 1, VIII) составляла главный, если не единственный, интерес в жизни. Для героев 60-х годов — «новых людей» — кроме любви, а иногда и помимо неё, в жизни существуют другие заманчивые цели: общественная и предпринимательская деятельность, наука, художественное творчество и т.д. Вопреки этим различиям прежних и современных героев, Тургенев склоняет Базарова, убеждённого демократа, перед «всесильной любовью». Писатель показывает даже, как романтическое чувство к прекрасной аристократке Одинцовой поколебало не только взгляды героя на любовь, ной его общественные и философские убеждения.

Базаров уже засомневался, следует ли ему тратить силы на мужиков Филиппа или Сидора, которые когда-нибудь будут жить в белых избах, а о Базарове даже не вспомнят (XXI). Он начинает думать о смерти («Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может...» — XIX), о ничтожности человека («...часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет...» — там же).

При всём том Тургенев понимал разницу между «лишними» и «новыми людьми», поэтому Базаров, в отличие от Рудина и Лаврецкого, пытается достойно выдержать «испытание любовью», победить свои романтические чувства, раз уж они безответные. Правда, пытается безуспешно, потому, может быть, что писатель дал герою слишком мало времени. Таким образом, Базаров в сравнении с прежними тургеневскими героями представлен более мужественным, волевым человеком, новее равно он трагически обречен, как, впрочем, и Инсаров, хотя последний безусловно выдержал своё «испытание любовью». Так проявилось сложное отношение автора к нигилисту Базарову — уважение его личных качеств и неприятие его общественной программы.

Отличное сочинение на тему: «Испытание Базарова любовью», написано от первого лица и отлично продемонстрирует ученикам средних и старших классов, один из вариантов написания данного сочинения. Материал подойдет для учеников следующих классов:

  • 9 класс;
  • 10 класс;
  • 11 класс.

Сочинение «Как базаров прошёл испытание любовью»

В том, что Базаров влюбился в Одинцову не остаётся сомнений. Она была умной и красивой женщиной, имеющей опыт и не похожей на остальных. Одинцова понравилась Базарову сразу. С самого первого момента она поразила его богатством своего тела. Он говорит, что хочет лишь очередной интриги, прикрывается цинизмом, но несмотря на это он ведёт себя не как обычно, что видит даже Аркадий.
Базаров вдруг замечает «романтизм» в самом себе. Но он не хочет этого, он не признаёт любовь как чувство и как нечто необходимое. Но он встретил женщину, равную себе, женщину, которую уважал и от которой он не может отвернуться так, как можно отвернуться от любой другой, понимая, что нет шансов на взаимность. Одинцовой он говорит: «вот чего вы добились». Он даже не способен признаться ей в люби, смотря в лицо, а стоит к ней спиной.

Ему легко говорить о любви, отрицая её, пока он сам не сталкивается с ней лицом к лицу. И тогда он трусит, бежит от неё. А что нужно было сделать, чтобы выдержать это испытание? Жениться на Одинцовой? Как-то измениться и заделаться в галки? Может быть.

Он не выдерживает испытание любовью. Да, он едет к ней вновь, с надеждой на то, что она ответит ему взаимностью. Но он и сам не признаёт свою надежду. Он забыл продумать план действий и понять, что делать и что менять в себе. Когда Базаров встречается с Одинцовой вновь, он уже никак не показывает своей любви, говорит, что это чувство напускное. Тургенев пишет: «Была ли правда, полная правда, в их (именно «их», а не «его») словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно». Из этих слов становиться ясно, что правды не было, и они любили друг друга. Почему тогда расстались?

Умирая Базаров хочет видеть Одинцову. В нём вдруг появляется старательно скрываемый «романтизм» и он говорит абсолютно искренне, любя Одинцову, и можно даже сказать, что он выдерживает это испытание, но уже слишком поздно. «Прощайте…» - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png