Вальс

(франц. valse, от нем. Walzer, от walzen - выкручивать ногами в танце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero) - парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых распространённых бытовых муз. жанров, прочно утвердившийся в проф. музыке европ. стран. Муз. размер трёхдольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп умеренно-быстрый.
Назв. "В." появилось в 70-х гг. 18 в. как обозначение нар. крестьянского танца нек-рых областей Юж. Германии и Австрии (то же что лендлер, или "нем. танец").
С проникновением в город (прежде всего в Вену) танц. движения и музыка В. становятся более плавными, темп - более быстрым, определяется яркий акцент на 1-й доле такта, ритмич. формула

С нач. 19 в. В. - самый популярный во всех слоях европ. общества танец. Развитие В. особенно интенсивно проходило в Вене. Расцвет венского В. связан с творчеством Й. Ланнера, И. Штрауса-отца, а позднее его сыновей Йозефа и в особенности Иоганна, прозванного "королём вальса". И. Штраус-сын развил излюбленную вальсовую форму своего отца и Ланнера, состоявшую обычно из 5 В. ("Walzerkette" - "цепь вальсов") с интродукцией и кодой, обогатил В. со стороны ритмики, гармонии, инструментовки. Для вальсов И. Штрауса характерно небольшое укорочение первой доли при исполнении, постепенное ускорение темпа при переходе от интродукции к собственно В. Наиболее известны его В.: "Прекрасный голубой Дунай", "Сказки Венского леса", "Весенние голоса". Кроме венского В., были распространены разл. варианты франц. В., состоявшего из трёх частей разл. темпа и в размере не только 3/4, но и 3/8, 6/8. Широко популярны В. франц. композитора Э. Вальдтейфеля. В 20 в. появляется новый вид В. - В.-бостон, пришедший в Европу из Сев. Америки в 20-х гг. (наз. также англ. В., медленный В., см. Бостон).
Ранний В., мало отличавшийся от лендлера, или "немецкого танца", нашёл претворение в музыке венских классиков (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). Ф. Шуберт, импровизировавший свои В. во время танцев, дал первые образцы поэтизации жанра, нередко превращая В. в лирич. миниатюру. Форма шубертовских В. - простая двухчастная или (реже) трёхчастная - типична для ранних В. Такие В. часто объединялись в серии, сюиты. Традиции Шуберта в области В. были продолжены Р. Шуманом ("Бабочки" и "Карнавал" для фп.) и И. Брамсом (16 вальсов для фп. в 4 или 2 руки, ор. 39, "Вальсы любви" и "Новые вальсы любви" для вокального квартета, а также для фп. в 4 руки).
Тенденция к превращению В. в крупное конц. инстр. произведение, заметная уже в вальсах И. Н. Гуммеля ("Танцы для зала Аполлона" - "Tдnze fьr die Apollosale" для фп. - с трио, репризой и кодой, ор. 31, 1808), впервые находит полное выражение в "Приглашении к танцу" ("Aufforderung zum Tanz") К. M. Вебера (1819). Преодолевая сюитность, Вебер на основе В. создаёт развёрнутую пьесу с интродукцией и кодой, проникнутую единой поэтич. идеей. Эта тенденция нашла отражение и в венских вальсах И. Штрауса-сына. Вальсы Ф. Шопена, Ф. Листа приближаются к поэмным жанрам романтич. музыки, сочетая в себе лирико-поэтич. выразительность с элегантностью и блеском, иногда виртуозностью.
В. проникает во многие виды инстр. и вок. музыки. В симфонии он иногда занимает место менуэта ("Фантастическая симфония" Берлиоза, 5-я симфония Чайковского). В опере, помимо массовых танцевальных сцен ("Фауст", "Евгений Онегин"), В. используется как основа сольных вок. эпизодов ("Ромео и Джульетта" Гуно, "Травиата" Верди, "Богема" Пуччини и др.). В. широко применяется в балетах (Л. Делиб, П. И. Чайковский), в оперетте, особенно венской (И. Штраус-сын), позднее в музыке для кино.
Характерные черты В. - лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной ритмической формулой обнаруживаются во многих темах произведений композиторов 19 в. (Ф. Шопена, И. Брамса, Дж. Верди, П. И. Чайковского и др.). Такие темы позволяют говорить о вальсовости как их жанровом признаке.
Жанр В. получил развитие во мн. нац. муз. школах (вальсы Э. Грига для фп., "Грустный вальс" - "Valse triste" Я. Сибелиуса и др.); особое значение он приобрёл в рус. музыке - от ранних опытов любительского и бытового музицирования (вальс А. С. Грибоедова для фп., рус. бытовой романс) до классич. образцов поэтически обогащенного симф. и концертного В. (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов).
В симф. творчестве П. И. Чайковского В. служит обобщённым поэтизированным выражением представлений о красоте, ценности жизни. Эта традиция развивается в вальсах С. С. Прокофьева ("Пушкинские" В., опера "Война и мир", балет "Золушка" и др.).
В музыке 20 в. жанр В. иногда используется для воссоздания атмосферы прошлого - с оттенком идиллия, любования или же в юмористич., иронич., гротесковом преломлении (Г. Малер). К типу вальсов Штрауса возвращаются Р. Штраус (опера "Кавалер роз"), М. Равель (хореографии, поэма "Вальс", представляющая собой образец драматизации жанра). К пародийному использованию В. прибегают И. Ф. Стравинский ("Петрушка", "История солдата"), А. Берг ("Воццек"), Д. Д. Шостакович ("Катерина Измайлова"),
Литература : Друскин М., Очерки по истории танцевальной музыки, Л., 1936; Ивановский Н. П., Бальный танец XVI - XIX веков, Л.-М., 1948; Вie О., Der Tanz, В., 1906; Weig1 В., Die Geschichte des Walzers nebst einem Anhang ьber die moderne Operette, Langensalza, 1910; Mendelssohn J., Zur Entwicklung des Walzers, "StMw", Jg XIII, 1926; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Сarner M., The waltz, L., 1948; Nick Ed., Vom Wiener Walzer zur Wiener Operette, Hamb., (1954). Е. M. Царёва.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Вальс" в других словарях:

    вальс - вальс, а … Русский орфографический словарь

    вальс - вальс/ … Морфемно-орфографический словарь

    А; м. [франц. valse] 1. Парный бальный танец, характеризующийся трёхдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар; музыка этого танца. Танцевать, исполнять в. Закружиться в вихре вальса. Свадебный в. Вальс бостон. 2.… … Энциклопедический словарь

    - (франц. valse, от нем. Walzer). Род танца и музыка, написанная для этого танца, медленный (старинный) и скорый, венский. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВАЛЬС немецкий танец, с очень ускоренным… … Словарь иностранных слов русского языка

    вальс - valse f. <, нем. Walzer. 1. Парный танец трехдольного размера. Сл. 18.Танцовали и кадрили, и экосезы, и вальцы нет нужды, как: в селе и в Малороссии не льзя требовать Парижских, или Московских зефиров. ММ 4 29. По иностранному мы в вальсах… …

    Вальсок, вальсик Словарь русских синонимов. вальс сущ., кол во синонимов: 6 бостон (6) в … Словарь синонимов

    - (французское valse, немецкое Walzer, от walzen кружиться в танце), 3 дольный парный бальный танец. В конце 18 века австрийский и южно немецкий крестьянский танец (смотри Лендлер). С начала 19 века один из самых популярных в Европе. Наибольшим… … Современная энциклопедия

    ВАЛЬС, вальса, муж. (франц. valse). 1. Танец с трехдольным ритмом, состоящий в плавном поступательном кружении. «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием.» Грибоедов. 2. Музыка для этого танца. || Род музыкального произведения с трехдольным… … Толковый словарь Ушакова

    вальс флёри - * valse fleurie. Цветущий вальс. Вальс цветов, с цветами. Репетицию начинаю с valse fleurie из Волшебного зеркала. М. Петипа 83 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Вальс - это замечательный танец, который вдохновлял многих поэтов на проникновенные строки.

Танец в жизни людей присутствовал постоянно. С самых древних времен и вплоть до наших дней он является одним из способов самовыражения. Раньше танцы можно было лицезреть на сельских площадях или в пышных дворцовых залах. Некоторые из них навсегда сохранились в своей эпохе. Другие же успешно дошли до нашего времени. Вальс - это один из танцев, который не утратил свою популярность до сих пор.

Зарождение вальса

Этот чрезвычайно увлекательный и всегда юный танец живет на протяжении двух столетий и пользуется сумасшедшей популярностью. В Австрии, Германии и Чехии на различных праздниках крестьяне весело кружились парами. Walzen в переводе с немецкого означает "прокатывать". Отсюда и произошло название танца. Постепенно уходили характерные для народной пляски "притоптывания" и "подпрыгивания".

Вальс - это один из танцев, который на рубеже 18-19 столетий стремительно распространялся по разным странам.

Кто из композиторов писал вальсы?

К жанру вальса обращались многие композиторы. Изначально данный танец завоевал Вену. Один из Иоганн Штраус написал около 447 пьес такого рода. Благодаря особую мягкость очертаний приобрел вальс. Музыка Фредерика Шопена наполнена широкой мелодической распевностью. Его танцы, написанные в этом жанре, отличаются нежностью и глубокой проникновенностью. Ф. Шопена по праву можно считать творцом поэтичных, лирических и блестящих концертных вальсов.

Характерные черты вальса

  • трехдольный размер вальса;
  • лиризм;
  • пластичность;
  • изящество;
  • типичная ритмическая формула;
  • довольно быстрое движение;
  • фактурная формула аккомпанемента: бас и два аккорда;
  • простая мелодия, которая часто идет по звукам трезвучия;
  • полетность;
  • "взлетающая" мелодическая линия.

Предшественники вальса

В первую очередь это лендлер. Он представляет собой трехдольный австрийский и немецкий танец неторопливого движения.

Лендлеры встречаются в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта. Мелодия в этих танцах в основном простая. Движется ровными восьмыми нотами по звукам трезвучия.

Позже появился вальцер как разновидность лендлера. В переводе с немецкого он означает "кружащийся".

И собственно вальс появился в восемнадцатом веке как бальный вариант вальцера.

Классика. Музыка. Вальс

Много вальсов написал Франц Шуберт. Они у него напоминают лендлеры и вальцеры. Однако у композитора есть и изящные и легкие танцы в жанре вальса. У Франца Шуберта имеются также своеобразные "цепочки", которые могут включать до двадцати маленьких разных вальсиков.

В 20-х годах 19 века появляется венский вальс. Он имеет уже более упорядоченную форму. Количество "звеньев" колеблется в пределах пяти. Они все звучат в единой тональности. Музыка начинается вступлением и заканчивается кодой. Такую форму придумали Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус. Сын И. Штрауса использует излюбленную отцом пятичастную форму, но его вальсы превращаются в развернутые музыкальные поэмы.

Фортепианные вальсы Фредерика Шопена представляют собой лирические миниатюры, которые рассказывают о переживаниях человеческой души. Всего их у композитора восемнадцать. Вальсы Фредерика Шопена разные по характеру. Есть тихие и напевные, а есть блестящие и виртуозные. Написаны они в форме рондо.

Виды вальса

  1. Венский вальс. Чтобы правильно его танцевать, нужно следить за строгим и подтянутым корпусом. Красота данного танца состоит в меняющемся темпе и в чередующихся правых и левых поворотах. Несмотря на скорость кружения, движения выполняются плавно.
  2. Вальс-бостон. Это который окончательно был сформирован в Англии. На данный момент его считают самостоятельным танцем. В музыке английского вальса происходит смена ритма мелодии. Наряду с этим меняется движение партнеров, положение в паре, техника исполнения. Движения в этом танце волнообразные, мягкие и скользящие.
  3. Танго-вальс. Его еще называют аргентинский. В нем сочетаются элементы танго и вальса. Танцуется он на три четверти.

Таким образом, вальс - это достаточно быстрого движения. Его размер - три четверти. К его характерным чертам можно отнести: плавность, "полетность", изящество, пластичность и лиризм. Он имеет типичную ритмическую и фактурную формулу. Мелодическая линия простая. К жанру вальса обращались многие композиторы. Это Шуберт, Штраус, Шопен, Глинка, Чайковский, Шостакович и многие другие.

История вальса насчитывает чуть больше двухсот лет. По временным меркам, это очень молодой и юный танец, что полностью отражено в его характере, стремительном, легком и жизнерадостном. Но приковывает он взгляд не только энергичностью. Вальс буквально пропитан романтикой, которая ощущается в каждом движении танцоров. Не зря он выступает главным танцем на свадьбе. Чтобы заслужить подобный «статус», этому танцевальному направлению пришлось многое пережить. Предлагаем узнать, что именно.

Историю вальса и множество интересных фактов об этом танце читайте на нашей странице.

Название танца происходит от немецкого слова «walzer», которое означает кружиться, вращаться. Основу вальса составляет именно плавное, беспрерывное кружение пары с одновременным движением по залу. Обычно начинающим танцорам предлагают мысленно представить большой квадрат, по которому им и предстоит вальсировать. Но это не единственная особенность танца.


Для классического вальса характерно:

    быстрая и ритмичная структура. «Раз, два, три. Раз, два, три» - так отбивается ритм вальсовых шагов;

    трехдольный музыкальный размер. Это означает, что каждый такт включает три доли, на которые и совершаются движения;

    танец исполняется в закрытой позиции, когда партнеры стоят лицом друг к другу. При этом женщина располагается чуть правее;

    одна рука мужчина находится на талии партнерши. Она, в свою очередь, кладет руку ему на плечо. Свободными руками танцоры замыкают фигуру для исполнения вальса;

    легкость, воздушность и грациозность в каждом движении.

Вальс относится к бальным танцам, то есть его исполняют двое - мужчина и женщина. Если раньше его танцевали на балах, то теперь на торжественных мероприятиях и соревнованиях. Европейская программа спортивно-бальных танцев обязательно включает медленный и венский вальсы.

Популярные вальсы


Фридерик Шопен «Вальс №.10» . Это настоящая исповедь молодого и талантливого композитора. Мелодия была написана им в начале творческого пути, когда ему повстречалась Констанция Гладковская. Девятнадцатилетний юноша долго не решался подойти и познакомиться с очаровательной особой, поэтому музыка стала для него спасением от избытка переполнявших чувств.

Фридерик Шопен «Вальс №.10» (слушать)

П.И. Чайковский «Вальс цветов» (балет «Щелкунчик »). Эта композиция, написанная в ритмах вальса, по праву считается самой знаменитой работой автора. Она известна даже тем, кто ни разу не был на балете - трогательная, нежная мелодия звучит в советском мультфильме «Щелкунчик».

П.И. Чайковский «Вальс цветов» (слушать)



Е.Д. Дога «Свадебный вальс» (из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»). Всего одна-единственная летняя ночь понадобилась Евгению Дмитриевичу, чтобы написать завораживающую по красоте вальсовую композицию. В ней соединились романтика и трагичность - два главных чувства, сопровождавших героиню киноленты Ольгу Скворцову. Мелодия до сих пор считается самой известной среди киновальсов, написанных советскими композиторами. Ее часто выбирают в качестве первого танца молодожены.

Е.Д. Дога «Свадебный вальс» (слушать)

И.О. Дунаевский «Школьный вальс» . Именно эта мелодия символизировала окончание школы у советских школьников. Песня была написана в 1950 году. На ее сочинение композитора подвигло письмо выпускницы воронежской школы. Она вместе с одноклассниками никак не могла написать песню, в которой бы звучали слова благодарности своей учительнице. Не смог и Исаак Осипович. Вместо этого он написал «Школьный вальс», который звучал в каждой школе, а не только в одной воронежской.

И.О. Дунаевский «Школьный вальс» (слушать)

История вальса или «О времена! О нравы!»


Это выражение, произнесенное древнеримским мыслителем Марком Туллием Цицероном, как нельзя лучше описывает момент зарождения и развитие вальса. Аристократы и церковные деятели посчитали его неприличным и постыдным. Особенно возмущались чопорные англичане. Как это можно, обнимать барышню за талию на глазах у всех! Поэтому практически весь XIX век вальс на европейских балах был под запретом. Даже Екатерина II не признавала его.

Мнение высших чинов мало волновало простой народ, среди которого и возник вальс. Ауэрбах Лев Давыдович, советский музыковед, относит его рождение к 70-м годам XVIII века. При этом назвать единственную страну, повинную в «развращении» общества, невозможно. Истоки вальса прослеживаются как минимум в трех национальных танцах:

    чешский фуриант - настоящее представление, где молодой гордец притягивает к себе девушку за талию и начинает танцевать с ней под веселые песни;

    французская вольта - это парный танец, для которого характерны различные повороты;

    австрийский лендлер изначально представлял собой обряд сватовства, но позже превратился в быстрый танец, где юноша вращал понравившуюся девушку вокруг себя.


Получается, своим появлением вальс обязан многим танцам. Однако, его столицей принято считать Австрию из-за большего сходства танцевальных па с лендлером.

Примечательно, что и фуриант, и вольта, и лендлер - народные танцы. То есть их танцевали в деревушках и селах на различных праздниках. Как они попали на императорский двор? Его распространению в высших слоях общества помогла эрцгерцогиня Австрии Мария Терезия. Ей настолько понравился лендлер, что она решила перенести его в роскошные залы своего дворца. Так родоначальник вальса оказался в центре внимания европейских вельмож. Великосветские нравы стали вытесняться простотой движений и свободой выражения чувств. Постепенно танец менялся, превращаясь в тот вариант, о котором не перестают говорить до сих пор.

Ограничения по времени, полный запрет, всевозможные гонения - все это было в истории вальса. Пока светское общество критиковало вальс, им наслаждалась французская буржуазия и другие слои населения Европы, которые были далеки от причуд аристократов. Его успели перенять даже американцы.

Одновременно танец оказывал сильное влияние на развитие различных музыкальных жанров: оперу , балет , сюиту. Специально для вальсирующих пар сочинялись красивые и великолепные мелодии, ставшие мировой классикой.

Полную свободу вальс приобрел в 1888 году благодаря Вильгельму II, последнему германскому императору. Теперь влюбленные могли без тени смущения наслаждаться любимым танцем и бесконечно кружиться по великолепным залам.

В настоящее время интерес к вальсу не столь ярок как в былые времена. Это танец больше интересует профессиональных танцоров и настоящих эстетов. Создаются школы, отдельные студии, где каждый желающий может научиться выполнять вальсирующие движения. Используются па в концертной и конкурсной деятельности танцевальных групп. При этом многие преподаватели танцев любят вальс за его сочетаемость с другими жанрами - в результате получается красивое выступление, где история переплетается с современностью.



Интересные факты

    Вальс буквально связал узами брака Льва Николаевича Толстого и Софью Андреевну Берс. Дело в том, что граф все никак не мог решиться сделать предложение своей возлюбленной. Томясь в нерешительности в доме Софьи Андреевны, он загадал: если ее младшая сестра Татьяна хорошо споет верхнюю ноту в вальсе Ардити «Поцелуй», то он сразу же сделает предложение. Таня не подвела - через 5 минут Соня стала невестой великого писателя.

    В годы Великой Отечественной войны композиторы не забывали про вальсы, накладывая трогательную музыку на стихи поэтов. «В лесу прифронтовом» М. Блантера, «Песенка о фонарике» Д. Шостаковича, «В землянке» К. Листова - некоторые примеры композиций, написанных в этом жанре для поднятия боевого духа.

    Английский поэт Джордж Байрон в начале XIX века иронично высказывался по поводу вальса. Он даже сочинил одноименную поэму, где высмеял веяния моды.

    Писать вальсы под влиянием чувственного опыта, любви и нежности было в духе Фридерика Шопена. На его творческом пути встретилось несколько очаровательных муз: Констанция Гладковская, Дельфина Потоцкая и Мария Водзиньская.

    Известная многим пьеса «Собачий вальс» не имеет ничего общего с жанром, заявленным в названии. Композиция по размеру больше похожа на польку.

Общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4.
Исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе - полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.
Впервые вальс стал популярен в в 80-х гг. XVIII в.
В последующие годы, распространившись во многие страны, вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса.

Происхождение
Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце "матеник" и его разновидности "фуриантэ", исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце "вольт" ("лавольта") и, наконец, в австрийском "лендлере", самом близком к вальсу из его предшественников. В XIX и начале XX вв. существовало несколько различных форм вальса, включая некоторые с размером 2/4, 6/8 и 5/4.

Вальс - одно из искусств выразительных движений в определенном ритме.

В современных бальных танцах быструю вариацию вальса называют.
Международный Стандарт вальса включает в себя только закрытые фигуры; это означает, что пара никогда не покидает закрытой позиции.
Американский стиль вальса в противоположность Международному Стандарту вальса включает практически полные разрывы закрытой позиции в некоторых фигурах. Например, фигура "укороченное боковое кружение" содержит раздельное вращение для обоих партнеров. Открытое вращение - другой хороший пример открытой танцевальной фигуры, при котором ведомый партнер переходит по левую и правую стороны ведущего партнера, направляемый левой или правой рукой ведущего (ведет только одна рука на выбор), задающей направление движения. Вальсы являются одной из главных тем многих американских мюзиклов и кинофильмов, включая "Вальс Эпохи Свинга", спетый Фредом Астером.
Вальс с перекрестным шагом - новый стиль в вальсе, при котором первый шаг пересекает по диагонали основную линию движения. Этот стиль развился в Стэнфордском Университете и допускает большой набор различных танцевальных фигур.
(в Перу он также называется "креольский вальс").
Первым композитором, написавшим Вальс-Кюрасо, был Ян Джерард Палм (1831-1906). Как и семья Штраус в Австрии, семья Палм сочинила множество популярных вальсов-кюрасо. Широко известными сочинителями вальсов-кюрасо из семейства Палм являются: Ян Джерард Палм (1831-1906), Джакобо Палм (1887-1982), Рудольф Палм (1880-1950), Джон Палм (1885-1925), Альберт Палм (1903-1957), Эдгар Палм (1905-1998) и Роберт Роджер (1939 год рождения). Помимо семьи Палм Вальс-Кюрасо сочиняли такие композиторы, как Джозеф Сикмэн Корсен, Крис Алдер, Джакобо Конрад и Уим Стейтес Малер, хорошо известные своими произведениями.
Мексиканский вальс (vals mexicano) следует той же основной ритмической модели, что и стандартный вальс, но мелодия отражает сильное испанское влияние. Мексиканский композитор Ювентино Розас написал вальс "Sobre las Olas" ("Над волнами"), хорошо известный в Соединенных Штатах как цирковая песня, которая исполняется во время шоу с трапециями.
Вальс-каджун (луизианский вальс) - медленное кружение по танцевальному залу, характеризующееся нежным покачиванием бёдер и танцевальным шагом, очень близким к прогулочному шагу. Исполняется исключительно в закрытой позиции.
Вальс-танго позволяет танцорам исполнять танец в три шага в каждом из четырех музыкальных тактов или без основных шагов в такте под музыку вальса. Также возможно менять количество шагов в каждой тактовой доле на всем протяжении песни.
Венесуэльский вальс
Западно-европейский вальс отличается от стандартного на 99%. Танцевальное движение происходит против часовой стрелки. Осанка партнеров и расположение их рук и ног достаточно свободны и даже немного сутуловаты. Преувеличенная жестикуляция, характерная для некоторых бальных стилей, здесь отсутствует. Пары зачастую танцуют в позиции "Променад", что зависит от местных предпочтений. В западно-европейском вальсе различают две разновидности: Испанский вальс и более поздний (возникший в конце 1930-х - начале 1950-х гг.) "вальс-преследование". Одно время данный вальсовый стиль считался показателем дурного обхождения, так как в некоторых фигурах мужчина вел свою партнершу задом-наперед.

Используемые источники
1. dancealltime.ru.
2. wikipedia.org.

Эдварда Мейбриджа (1893)

Вальс (фр. valse ) - общее название бальных , социальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе - полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах.

Происхождение

Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце «матеник» и его разновидности «фуриантэ», исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце «вольт» («лавольта») и, наконец, в австрийском «лендлере », самом близком к вальсу из его предшественников.

Есть мнение, что предшественником вальса является французский средневековый танец вольс. Начинался он чем-то вроде Польши, но через несколько тактов кавалер должен был приподнять свою даму, продолжая крутить её. Вольс танцевали при французском дворе, пока Людовик XIII не наложил запрет на него.

Родиной Вальса по праву считают Германию и Австрию.

В XIX и начале XX веков существовало несколько различных форм вальса, включая некоторые с размером 2/4, 6/8 и 5/4.

Вальс - одно из искусств выразительных движений в ритме 3/4.

Разновидности вальса

  • Быстрые формы вальса называют Венский вальс
  • Вальс международного стандарта - танцуется только в закрытых позициях
  • Можно танцевать и в открытых позициях, так танцевали в Италии в конце XVIII века

См. также

Напишите отзыв о статье "Вальс"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Вальс

Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился.
– Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка.
– Нет, нет, говорите, – сказала Наташа. – Он где же?
– Его убили почти при мне. – И Пьер стал рассказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть.
Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, – не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслажденье, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасыванья в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагиванья мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера.
Княжна Марья понимала рассказ, сочувствовала ему, но она теперь видела другое, что поглощало все ее внимание; она видела возможность любви и счастия между Наташей и Пьером. И в первый раз пришедшая ей эта мысль наполняла ее душу радостию.
Было три часа ночи. Официанты с грустными и строгими лицами приходили переменять свечи, но никто не замечал их.
Пьер кончил свой рассказ. Наташа блестящими, оживленными глазами продолжала упорно и внимательно глядеть на Пьера, как будто желая понять еще то остальное, что он не высказал, может быть. Пьер в стыдливом и счастливом смущении изредка взглядывал на нее и придумывал, что бы сказать теперь, чтобы перевести разговор на другой предмет. Княжна Марья молчала. Никому в голову не приходило, что три часа ночи и что пора спать.
– Говорят: несчастия, страдания, – сказал Пьер. – Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много. Это я вам говорю, – сказал он, обращаясь к Наташе.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png