И сегодня расскажем вам о Царских комнатах и Великокняжеских усыпальницах .

Рисунок внешнего гроба императора Александра I. Архитектор О. Монферран. 1826.


Царские комнаты построены в 1900-1907 годах как единый комплекс с Великокняжеской усыпальницей, Царским подъездом и 36-метровой галереей, соединяющей усыпальницу с собором. Эта помещения (гостиная и приемная с двумя уборными) предназначались для отдыха членов царской семьи при посещении ими Петропавловского собора.

Интерьеры Царских комнат были оформлены «в стиле Людовика XV» по проекту Л.Н. Бенуа. После революции Царские комнаты были разорены, а их убранство, включая камины, люстры, ковры, мебельные гарнитуры, утрачено. В ходе реставрационных работ, произведенных в 2012-2013 годах, интерьерам частично возвращен их первоначальный облик.

Проект катафалка и балдахина для похорон Александры Федоровны. Архитектор Г. Боссе. 1860 г.


Экспозиция представлена в отреставрированных интерьерах Царских комнат Петропавловского собора. 30 экспонатов из собрания ГМИ СПб раскрывают значимость Петропавловского собора как одного из самых главных храмов страны и символа российской государственности.

Створка катафалка императора Александра I. По проекту К.И. Росси. 1826. Дерево, резьба, левкас, золочение.


В галерее, которая соединяет Великокняжескую усыпальницу с Петропавловским собором и Царскими комнатами, развернута экспозиция, посвященная траурным церемониям.

Г. Бота. План и разрез могилы императора Александра III. Проектный чертёж. 1894. Тушь, акварель. Копия.


Великокняжеская усыпальница возведена в 1896-1908 годах по проекту Д.И. Гримма при участии архитекторов А.О. Томишко и Л.Н. Бенуа. Была создана для погребения членов императорской семьи в связи с недостатком места для продолжения захоронений в Петропавловском соборе. После установления советской власти Великокняжеская усыпальница была закрыта.

Витраж «Воскресение Христово».


Интерьер памятника значительно пострадал: были уничтожены иконостас, Царские врата, мраморные надгробные плиты были разбиты. Витраж «Воскресение Христово», выполненный в 1905 году по эскизу Н.А. Бруни витражистом Г.И. Кузиком, погиб во время блокады Ленинграда.

Великокняжеская усыпальница.


В отличие от Петропавловского собора, где могилы готовились лишь после смерти члена императорской фамилии, под полом усыпальницы сразу сделали 60 бетонных погребальных камер. Эскиз надгробной мраморной плиты в бронзовой раме, уложенной вровень с полом, разработанный Л.Н. Бенуа для оформления могилы великого князя Алексея Александровича в 1908 году, впоследствии стал образцом для оформления всех последующих захоронений в усыпальнице.

Могила великого князя Владимира Александровича в Великокняжеской усыпальнице. 1910-е. Фотография.


В 1909 году Бенуа разработал и общий тип надгробного сооружения, которое получило название «поставы» и устанавливалось при могилах великих князей. На бронзовом ажурном постаменте укреплялись мемориальная табличка, золоченый крест с сиянием, киот с иконой и лампада на кронштейне.

Леонтий Николаевич Бенуа. Проект оформления могилы в Великокняжеской усыпальнице. 1909. Бумага, тушь, акварель. РНБ.


С 1908 года по 1915 год в Великокняжеской усыпальнице были погребены 13 членов императорской фамилии, в том числе восемь захоронений перенесли из собора. Последним перед революцией 1915 году, здесь обрел упокоение второй сын великого князя Константина Николаевича - великий князь Константин Константинович, известный как поэт и переводчик под псевдонимом «К.Р».

Великокняжеская усыпальница.


Традиция захоронений великих князей в усыпальнице возродилась 29 мая 1992 года, когда согласно завещанию покойного в Великокняжеской усыпальнице захоронили правнука Александра II - великого князя Владимира Кирилловича.

Интерьер Великокняжеской усыпальницы. 1907 год. Фотография.


Если вас интересует полный перечень лиц захороненных в Великокняжеской усыпальнице, то обратись к этому плану на сайте музея.

Увы, мы не успели посетить колокольню Петропавловского собора. На изучение Петропавловской крепости смело можно выделять целый день, а мы пришли сюда лишь во второй половине дня. Не повторяйте нашей ошибки и заранее спланируйте ваш визит. А мы обязательно вернёмся сюда в следующий приезд.
При написании этого текста использовались статьи с сайта Музея истории Петербурга и из книги «Петропавловский собор. Усыпальница императорского дома Романовых». Книгу можно приобрести в сувенирных магазинах музея. Рекомендуем.

Адрес музея: г. Санкт-Петербург, о. Заячий. Ближайшая ст. метро «Горьковская». Подробнее со схемой проезда можно ознакомиться .
Музей работает ежедневно, кроме среды (выходной). С часами работы можно ознакомиться .
Информацию о ценах на билеты можно найти .
Мы рекомендуем покупку комплексного билета (действителен 2 календарных дня), что сильно сэкономит ваши средства.

Великокняжеская усыпальница в Санкт-Петербурге. Место захоронения некоронованных членов российского императорского дома, выполненное в архитектурном стиле эклектика. Здание было построено в 1897-1908 годах по проекту Д. И. Гримма, А. И. Томишко и Л. Н. Бенуа. При помощи специальной галереи усыпальница примыкает к Петропавловскому собору.

Необходимость строительства усыпальницы была вызвана тем, что к концу XIX века в самом Петропавловском соборе уже не осталось места для новых погребений. Чтобы освободить место для будущих могил царствующих особ в 1896 году было принято решение пристроить рядом Великокняжескую усыпальницу и перенести часть захоронений туда.

Здание усыпальницы было богато декорировано в смешанной стилистике позднего ренессанса и французского классицизма. Фасады украшены многочисленными деталями, купол покрыт темным шифером, а главка и крест — сусальным золотом. Внутренние стены были облицованы сердобольским гранитом и белым итальянским мрамором, колонны сделаны из темного лабрадора, а иконостас — из мрамора.

Решетка перед вестибюлем Великокняжеской усыпальницы по желанию Николая II была выполнена по образцу решетки Летнего сада.

Несмотря на устоявшееся название «Великокняжеская усыпальница», оно не совсем точно передает содержание этого места — помимо великих князей и княгинь императорского дома усыпальница предназначалась для членов породнившейся с Романовыми семьи Богарне (герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских).

При строительстве сооружения под полом оборудовали 60 могил, а всего в Великокняжеской усыпальнице с 1908 по 1916 годы были захоронены 13 членов императорской фамилии, причем, восемь из них были перенесены из Петропавловского собора. Уже в 1992 году здесь был погребен правнук императора Александра II князь Владимир Кириллович Романов, в 1995 году — его родители, а в 2010 году - его жена Леонида Георгиевна.

Годы советской власти нанесли большой урон внутреннему убранству Великокняжеской усыпальницы. Сначала после революции 1917 года были уничтожены все захоронения, бронзовые элементы переплавлены, иконостас ликвидирован, а внутри устроен склад бумаги. Затем, уже во время Великой Отечественной войны, взрывная волна разрушила ценный алтарный витраж. Окончательная реставрация усыпальницы окончилась только в 2006 году.

Здание Великокняжеской усыпальницы включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Великокняжеской усыпальницы будет интересно туристам, интересующимся церковной архитектурой рубежа XIX-XX веков, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями Государственного музея истории Санкт-Петербурга на территории — ,

Координаты : 59°57′02″ с. ш. 30°19′02″ в. д.  /  59.9506417° с. ш. 30.3173278° в. д.  / 59.9506417; 30.3173278 (G) (Я)

Великокняжеская усыпальница - усыпальница некоронованных членов российского императорского дома, расположена в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости рядом с православным Петропавловским собором . Традиционное название «Великокняжеская усыпальница» не совсем точно: помимо особ, имевших титул великих князей и княгинь, усыпальница была предназначена также для князей императорской крови и членов породнившейся с Романовыми семьи Богарне , имевших титул герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских.

С 1954 года входит в музейный комплекс, ныне Государственный музей истории Санкт-Петербурга .

История

Здание Великокняжеской усыпальницы было возведено по проекту, составленному архитектором Д. И. Гриммом в 1896 году . Реализация проекта осуществлена в -1908 годах архитекторами А. И. Томишко и Л. Н. Бенуа . С 1908 по 1916 год в ней были погребены тринадцать членов императорской фамилии (восемь захоронений перенесены из Петропавловского собора).

В 1992 году в усыпальнице был похоронен правнук императора Александра II князь Владимир Кириллович Романов, в 2010 году - его жена Леонида Георгиевна, а в 1995 году здесь были перезахоронены останки его родителей.

Перечень захоронений

Захоронения особ, умерших до 1908 года (номера с 2 по 9) перенесены из Петропавловского собора . Останки Кирилла Владимировича и Виктории Фёдоровны (15 и 16) перенесены в 1995 г. из Кобурга .

  1. Вел. кн. Алексей Александрович (1850-1908)
  2. Вел. кн. Александр Владимирович (1875-1877), сын Владимира Александровича
  3. Вел. кн. Константин Николаевич (1827-1892)
  4. Вел. кн. Вячеслав Константинович (1862-1879)
  5. Вел. кн. Александра Николаевна (1825-1844)
  6. Княжна кр. имп. Наталия Константиновна (1905), дочь Константина Константиновича
  7. Вел. кн. Мария Николаевна (1819-1876)
  8. Князь Сергей Максимилианович Романовский, Герцог Лейхтенбергский (1849-1877)
  9. Герцогиня Александра Максимилиановна Лейхтенбергская (1840-1843), дочь Марии Николаевны
  10. Вел. кн. Владимир Александрович (1847-1909)
  11. Вел. кн. Александра Иосифовна (1830-1911)
  12. Князь Георгий Максимилианович Романовский, Герцог Лейхтенбергский (1852-1912)
  13. Вел. кн. Константин Константинович (1858-1915)
  14. Кн. Владимир Кириллович (1917-1992)
  15. Вел. кн. Кирилл Владимирович (1876-1938)
  16. Вел. кн. Виктория Фёдоровна (1876-1936)
  17. Леонида Георгиевна Багратион-Мухранская (1914-2010)

Сохранность и реставрация

Внутреннее убранство Великокняжеской Усыпальницы было уничтожено в годы Советского режима, иконостас не сохранился, алтарный витраж, созданный по эскизу художника Бруни Н. А. выбит взрывной волной во время Великой Отечественной войны.

Работы по капитальному ремонту и реставрации проводились неоднократно: в -1960-х годах и в 1980-х годах .

В 2006 году по сохранившемуся в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга проекту был воссоздан запрестольный витраж с изображением Воскресшего Спасителя. Работы проведены в мастерской А. И. Яковлева .

В 2008 году проводится реставрация фасада и кровли, планируемый срок окончания работ - конец 2008 года. По состоянию на май 2008 года проектная часть всех работ уже завершена.

По состоянию на август 2015 года Великокняжеская усыпальница открыта для посещения.

Напишите отзыв о статье "Великокняжеская усыпальница"

Литература

  • Андреева Ю. П. , Трубинов Ю. В. История строительства Великокняжеской усыпальницы // Краеведческие записки. - СПб., 1994. - Вып. 2. - С. 219-263.

Примечания

Отрывок, характеризующий Великокняжеская усыпальница

– Письмо какое то рекомендательное, чорта ли мне в письме!
– Как чорта ли в письме? – поднимая и читая надпись, сказал Борис. – Письмо это очень нужное для тебя.
– Мне ничего не нужно, и я в адъютанты ни к кому не пойду.
– Отчего же? – спросил Борис.
– Лакейская должность!
– Ты всё такой же мечтатель, я вижу, – покачивая головой, сказал Борис.
– А ты всё такой же дипломат. Ну, да не в том дело… Ну, ты что? – спросил Ростов.
– Да вот, как видишь. До сих пор всё хорошо; но признаюсь, желал бы я очень попасть в адъютанты, а не оставаться во фронте.
– Зачем?
– Затем, что, уже раз пойдя по карьере военной службы, надо стараться делать, коль возможно, блестящую карьеру.
– Да, вот как! – сказал Ростов, видимо думая о другом.
Он пристально и вопросительно смотрел в глаза своему другу, видимо тщетно отыскивая разрешение какого то вопроса.
Старик Гаврило принес вино.
– Не послать ли теперь за Альфонс Карлычем? – сказал Борис. – Он выпьет с тобою, а я не могу.
– Пошли, пошли! Ну, что эта немчура? – сказал Ростов с презрительной улыбкой.
– Он очень, очень хороший, честный и приятный человек, – сказал Борис.
Ростов пристально еще раз посмотрел в глаза Борису и вздохнул. Берг вернулся, и за бутылкой вина разговор между тремя офицерами оживился. Гвардейцы рассказывали Ростову о своем походе, о том, как их чествовали в России, Польше и за границей. Рассказывали о словах и поступках их командира, великого князя, анекдоты о его доброте и вспыльчивости. Берг, как и обыкновенно, молчал, когда дело касалось не лично его, но по случаю анекдотов о вспыльчивости великого князя с наслаждением рассказал, как в Галиции ему удалось говорить с великим князем, когда он объезжал полки и гневался за неправильность движения. С приятной улыбкой на лице он рассказал, как великий князь, очень разгневанный, подъехав к нему, закричал: «Арнауты!» (Арнауты – была любимая поговорка цесаревича, когда он был в гневе) и потребовал ротного командира.
– Поверите ли, граф, я ничего не испугался, потому что я знал, что я прав. Я, знаете, граф, не хвалясь, могу сказать, что я приказы по полку наизусть знаю и устав тоже знаю, как Отче наш на небесех. Поэтому, граф, у меня по роте упущений не бывает. Вот моя совесть и спокойна. Я явился. (Берг привстал и представил в лицах, как он с рукой к козырьку явился. Действительно, трудно было изобразить в лице более почтительности и самодовольства.) Уж он меня пушил, как это говорится, пушил, пушил; пушил не на живот, а на смерть, как говорится; и «Арнауты», и черти, и в Сибирь, – говорил Берг, проницательно улыбаясь. – Я знаю, что я прав, и потому молчу: не так ли, граф? «Что, ты немой, что ли?» он закричал. Я всё молчу. Что ж вы думаете, граф? На другой день и в приказе не было: вот что значит не потеряться. Так то, граф, – говорил Берг, закуривая трубку и пуская колечки.
– Да, это славно, – улыбаясь, сказал Ростов.
Но Борис, заметив, что Ростов сбирался посмеяться над Бергом, искусно отклонил разговор. Он попросил Ростова рассказать о том, как и где он получил рану. Ростову это было приятно, и он начал рассказывать, во время рассказа всё более и более одушевляясь. Он рассказал им свое Шенграбенское дело совершенно так, как обыкновенно рассказывают про сражения участвовавшие в них, то есть так, как им хотелось бы, чтобы оно было, так, как они слыхали от других рассказчиков, так, как красивее было рассказывать, но совершенно не так, как оно было. Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды. Он начал рассказывать с намерением рассказать всё, как оно точно было, но незаметно, невольно и неизбежно для себя перешел в неправду. Ежели бы он рассказал правду этим слушателям, которые, как и он сам, слышали уже множество раз рассказы об атаках и составили себе определенное понятие о том, что такое была атака, и ожидали точно такого же рассказа, – или бы они не поверили ему, или, что еще хуже, подумали бы, что Ростов был сам виноват в том, что с ним не случилось того, что случается обыкновенно с рассказчиками кавалерийских атак. Не мог он им рассказать так просто, что поехали все рысью, он упал с лошади, свихнул руку и изо всех сил побежал в лес от француза. Кроме того, для того чтобы рассказать всё, как было, надо было сделать усилие над собой, чтобы рассказать только то, что было. Рассказать правду очень трудно; и молодые люди редко на это способны. Они ждали рассказа о том, как горел он весь в огне, сам себя не помня, как буря, налетал на каре; как врубался в него, рубил направо и налево; как сабля отведала мяса, и как он падал в изнеможении, и тому подобное. И он рассказал им всё это.
В середине его рассказа, в то время как он говорил: «ты не можешь представить, какое странное чувство бешенства испытываешь во время атаки», в комнату вошел князь Андрей Болконский, которого ждал Борис. Князь Андрей, любивший покровительственные отношения к молодым людям, польщенный тем, что к нему обращались за протекцией, и хорошо расположенный к Борису, который умел ему понравиться накануне, желал исполнить желание молодого человека. Присланный с бумагами от Кутузова к цесаревичу, он зашел к молодому человеку, надеясь застать его одного. Войдя в комнату и увидав рассказывающего военные похождения армейского гусара (сорт людей, которых терпеть не мог князь Андрей), он ласково улыбнулся Борису, поморщился, прищурился на Ростова и, слегка поклонившись, устало и лениво сел на диван. Ему неприятно было, что он попал в дурное общество. Ростов вспыхнул, поняв это. Но это было ему всё равно: это был чужой человек. Но, взглянув на Бориса, он увидал, что и ему как будто стыдно за армейского гусара. Несмотря на неприятный насмешливый тон князя Андрея, несмотря на общее презрение, которое с своей армейской боевой точки зрения имел Ростов ко всем этим штабным адъютантикам, к которым, очевидно, причислялся и вошедший, Ростов почувствовал себя сконфуженным, покраснел и замолчал. Борис спросил, какие новости в штабе, и что, без нескромности, слышно о наших предположениях?

В Петропавловском соборе с момента его основания хоронили венценосных особ и членов императорской фамилии, но к концу 19-го века места для погребений закончились. В связи с этим архитектору Д. Гримму было поручено возвести рядом с собором Великокняжескую усыпальницу.

Строительство началось в 1897 году. Архитекторы соединили усыпальницу с Петропавловским собором с помощью крытой галереи. В 1898 году Д. Гримм умер, и завершение проекта было доверено Л. Бенуа. Архитектор изменил силуэт здания и увеличил его высоту до 48 м. В черновом варианте усыпальница была готова к 1906 году.

Дворик перед парадным входом в здание был окружен решеткой, которую, по просьбе императора Николая II, Бенуа сделал похожей на решетку Летнего сада.

Фасад Великокняжеской усыпальницы богато украшен лепниной, портиками, декоративными вазонами. Декор здания Бенуа выполнил, комбинируя стили: поздний ренессанс с французским классицизмом. Высокий прямоугольный купол накрыт сланцевым шифером. На купол водружена башня с позолоченными главкой и крестом.

Внутреннее пространство поражает объемом и высотой. Такого эффекта Бенуа смог добиться за счет использования белого мрамора для стен и темных колонн из редчайшего минерала лабрадора.

Иконостас с образами работы Н. Бруни установлен у восточного крыла здания. На фасад усыпальницы поместили иконы-мозаики работы В. Фролова.

Пространства здания хватило для оборудования 60 бетонных склепов. Глубина каждой могилы – 3,2 м. Освящение усыпальницы состоялось в 1908 году. Постоянное богослужение в некрополе не планировалось, только панихиды по усопшим членам императорской фамилии.

В ноябре 1908 году в Великокняжеской усыпальнице прошли первые похороны – князя Алексея Александровича. До 1917-го года в здании успели похоронить 30 человек.

В революционные годы все склепы были разрушены, бронзовые детали интерьера здания отправили на переплавку. Усыпальница была передана Музею Революции, затем в ней находилась Книжная палата и библиотека. В конце концов, строение стали использовать как склад целлюлозной продукции.

В 1954 году новым хозяином здания стал Музей истории Ленинграда. По проекту И. Бенуа началась реставрация усыпальницы, по завершению которой в главном зале разместили выставку о Петропавловской крепости.

В 1992 году, после почти векового перерыва, в усыпальнице прошли похороны главы дома Романовых, великого князя Владимира Кирилловича.

В наше время Великокняжеская усыпальница – полностью отреставрированный объект культурного наследия страны, один из важнейших архитектурных памятников Петербурга.

Петропавловская крепость.

Великокняжеская усыпальница

Памятник архитектуры

1897-1908 - арх. Гримм Давид Иванович, Томишко Антоний Иосифович, Бенуа Леонтий Николаевич

К концу XIX в. возможности для новых захоронений в Петропавловском соборе были исчерпаны. В 1906 г. рядом была сооружена Великокняжеская усыпальница по проекту архитекторов Д. И. Гримма и А. О. Томишко.

По проекту к северной стороне собора примыкает объем парадного вестибюля, от которого крытая галерея ведет в восточном направлении к усыпальнице. При галерее устраивались царские комнаты.

Строительство было начато в апреле 1897 г. После кончины в 1898 г. Д. И. Гримма, а затем в 1900 г. А. О. Томишко, строителем усыпальницы был назначен Л. Н. Бенуа. К тому времени стены и пилоны были возведены до основания сводов. Бенуа переработал проект, который был вновь утвержден 27 мая 1901 г. Применение параболической формы свода привело к изменению силуэта и увеличения высоты здания до 48 м. Возведение было в основном завершено в 1906 г.

    Западный фасад.
    Зодчий» 1898,
    Вып.11 Л.54

    План.
    Зодчий» 1898,
    Вып.11 Л.54

    Поперечный разрез.
    Зодчий» 1898, Вып.11 Л.55
    (добавил )

    Старая открытка.

    Усыпальница великих князей
    в Петропавловской крепости.
    Фото 1911 г.

    Внутрен. вид усыпальницы
    членов Императорской
    Фамилии. Л.Н.Бенуа

    Внутрен. вид купола усыпальницы
    членов Императорской Фамилии.
    Л. Н. Бенуа.

    Ежегодник ОАХ,
    Вып. 2, 1907., С.11-13
    (добаввил )

  • После революции все могилы в усыпальнице были уничтожены. Бронзовые украшения надгробных плит были отправлены в переплавку.. Здание использовалось Музеем Революции, затем Государственной центральной книжной палатой и Государственной публичной библиотекой, потом там находился склад бумажной фабрики. Иконостас был уничтожен, в центре алтарной стены пробили вход. В период блокады погиб алтарный витраж.

    В 1954 г. здание передали Музею истории Ленинграда. В 1964 г. проведена частичная реставрация по проекту арх. И. Н. Бенуа, после этого здесь открылась выставка «История строительства Петропавловской крепости», которая была демонтирована лишь в 1992 г.

    В мае 1992 г. здесь был похоронен правнук Александра II, глава Российского императорского дома великий князь Владимир Кириллович, скончавшийся в Париже. В том же году начато восстановление надгробных плит на местах исторических захоронений.

    Мозаичные иконы расположены на всех четырех фасадах усыпальницы, по одной на каждом. На трех больших круглых панно можно видеть изображения Божьей Матери: Казанской на южном фасаде, Иверской на северном и Феодоровской на восточном. Четвертое панно - на выходе из усыпальницы - образ Спаса Нерукотворного. Мозаики были установлены в 1907 г. по предложению архитектора Леонтия Бенуа, а выполнены в знаменитой петербургской Мозаичной мастерской архитектора Фролова. Панно с изображениями Божьей Матери диаметром около двух метров состоят из тысяч кусочков смальты множества цветов и оттенков, и каждый кусочек представляет собой сантиметровый кубик. Изображение Спаса Нерукотворного по размеру - меньше.

    Все четыре мозаики были сильно повреждены. Панно пошли трещинами, сильно загрязнились. Много оказалось таких участков, где смальта полностью отпала, где-то была расколота, выщерблена. Панно создавались сто с лишним лет назад, и сейчас абсолютно такую же мозаику, которую тогда делали, уже невозможно найти. Большая палитра мозаики у итальянцев, но даже в итальянской коллекции не смогли найти все фрагменты, которые были необходимы для реставрации икон. Недостающую часть материала смогли разыскать в мастерских Академии художеств в Петербурге. Всего во время реставрации мозаичных панно были заменены сотни кусочков смальты, около четырех килограммов драгоценного стекла. Все работы были выполнены руками двух петербургских специалистов.

    (Из статьи О. Ермошиной "Старинной мозаике вернули внутренний свет" в газете "Вечерний Петербург" №186 (25455) от 12.10.2015)

    Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости. АО "Арсис" 1993 г.

    Великокняжеская усыпальница, официально именовавшаяся Усыпальницей членов императорской фамилии (или Новой усыпальницей) при Петропавловском соборе, построена в 1896-1908 гг. по проекту архитектора Д. И. Гримма при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа. Ее строительство вызывалось тем, что к концу XIX в. практически уже были исчерпаны возможности для новых захоронений в Петропавловском соборе, выполнявшем роль некрополя дома Романовых.

    Под полом Усыпальницы было устроено 60 могил, каждая из которых представляет собой двухкамерный бетонный склеп глубиной 2,2, шириной 1,3 и длиной 2,4 метра. Каждая камера закрывалась наглухо тремя каменными плитами. Склепы разделяются бетонным стенками толщиной 12 сантиметров. Могилы расположены рядами вдоль стен с востока на запад. В отличие от Петропавловского собора, где могилы готовились лишь после смерти члена императорской фамилии, здесь они были сделаны все сразу.

    По первоначальному проекту, утвержденному еще Александром III в 1887 г., устройство в Усыпальнице алтаря (придела) не предполагалось. В восточной части должно было стоять лишь небольшое распятие. Но летом 1905 года Николай II, по просьбе своей жены Александры Федоровны и ее сестры Елизаветы, повелел устроить в ней алтарь с иконостасом. Правда, здание рассматривалось не как церковь, а как некрополь-мавзолей. Отправлялись в нем лишь панихиды в присутствии членов императорской фамилии.

    5 ноября 1908 года только что построенное здание Усыпальницы было освящено, а через три дня состоялось первое захоронение - у южной алтарной части был погребен сын Александра II, великий князь Алексей Александрович.

    Как и в Петропавловском соборе, все погребения в Усыпальнице про-изводились по церемониалу. В течение одного-двух дней гроб с телом под специальным балдахином стоял в центре собора. После отпевания его переносили в Усыпальницу и опускали в медный ковчег, стоявший в могиле. Ковчег закрывался на два замка, ключи от которых хранились в Министерстве императорского двора. По специальному сигналу в момент опускания гроба производился ружейный и орудийный салют со стен крепости, звонили колокола.

    Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места и даты рождения и смерти, дата погребения.

    В феврале 1909 года рядом с Алексеем Александровичем был похоронен его брат, великий князь Владимир Александрович. В том же году из Петропавловского собора перенесли прах его сына Алексея Владимировича. А в 1911 - 1912 г. - останки еще нескольких членов царской семьи. При этом перезахоронение занимало несколько дней, так как склепы в Усыпаль-нице были меньше переносимых ковчегов.

    В 1916 г. в Усыпальнице насчитывалось тринадцать захоронений. восемь из которых были перенесены из Петропавловского собора.

    В годы советской власти судьба Великокняжеской усыпальницы складывалась довольно печально. В декабре 1926 года комиссия Главнауки, обследовавшая здание, пришла к выводу, что все бронзовые украшения на надгробных плитах, а также решетки алтарной части «подлежат переплавке как не представляющие исторической и художественной ценности». В 1932 г. здание было передано Государственной Центральной Книжной палате. На мраморном полу, пострадавшем от наводнения 1924 г., были сделаны деревянные настилы, на которых поставлены в три яруса стеллажи с книгами. Надгробные плиты были раздавлены. Проход в собор заделали кирпичной стеной. Книгохранилище оставалось там до конца Великой Отечественной войны.

    После войны в Усыпальнице некоторое время располагался склад бумажной фабрики. В 1954 г. здание было передано Музею истории города, и в первой половине шестидесятых годов после проведения ремонтно-реставрационных работ в нем разместилась выставка «История Петропавлов-ской крепости». Ее демонтировали в мае 1992 г. в связи с захоронением правнука Александра II, великого князя Владимира Кирилловича, и началом реставрационных работ. После их завершения зданию будет возвращен его первоначальный облик.

    1. 1. Великий князь Алексей Александрович. Родился в С.-Петербурге 2 января 1850 г. Скончался в Париже 1 ноября 1908 г. Сын Александра II. Генерал-адмирал, генерал-адъютант, адмирал. Главный начальник флота и морского ведомства, член Государственного совета и Комитета министров. Погребен 8 ноября 1908 г.
      1. 2. Великий князь Владимир Александрович. Родился в С.-Петербурге 10 апреля 1847 г. Скончался там же 4 февраля 1909 г. Сын Александра II. Генерал- адъютант, генерал от инфантерии. Главнокомандующий войсками гвардии и Петербургским военным округом, член Государственного совета, президент Императорской Академии художеств. Погребен 8 февраля 1909 г.
      2. 3. Великий князь Александр Владимирович. Родился в Царском Селе 19 августа 1875 г. Скончался в С.-Петербурге 4 марта 1877 г. Сын Владимира Александровича. Погребен в Петропавловском соборе 7 марта 1877 г. Перезахоронен в Усыпальницу 14 -17 февраля 1909 г.
      3. 4. Великая княгиня Александра Иосифовна (урожденная Александра-Фридерика-Елизавета-Генриетта-Полина-Марианна, принцесса Саксен-Альтенбургская). Родилась в Альтенбурге 26 июня 1830 г. Скончалась в С.-Петербурге 23 июня 1911 г. Супруга Константина Николаевича. Председатель Императорского Русского музыкального общества и С.-Петербургского совета детских приютов. Погребена 30 июня 1911 г.
      4. 5. Великая княгиня Александра Николаевна. Родилась в Царском Селе 12 июня 1825 г. Скончалась в Царском Селе 29 июля 1844 г. Дочь Николая I, супруга принца Фридриха-Вильгельма Гессен-Кассельского. Погребена в Петропавловском соборе 4 августа 1844 г. Перезахоронена в Усыпальницу 23—28 сентября 1911 г.
      5. 6. Великий князь Вячеслав Константинович. Родился в Варшаве 1 июля 1862 г. Скончался в С.-Петербурге 15 февраля 1879 г. Сын Константина Николаевича. Погребен в Петропавловском соборе 18 февраля 1879 г. Перезахоронен в Усыпальницу 23-28 сентября 1911 г.
      6. 7. Великий князь Константин Николаевич. Родился в С.-Петербурге 9 сентября 1827 г. Скончался в Павловске 13 января 1892 г. Сын Николая I. Генерал-адмирал, генерал-адъютант, адмирал. Глав-ноуправляющий флотом и морским ведомством, председатель Адмиралтейств-совета, председатель Государственного совета, член Комитета министров. Председатель Императорского русского географического, Музыкального и других обществ. Погребен в Петропавловском соборе 15 января 1892 г. Перезахоронен в Усыпальницу 23-28 сентября 1911 г.
      7. 8. Княжна императорской крови Наталья Константиновна. Родилась 10 марта 1905 г. Скончалась 10 мая 1905 г. Дочь Константина Константиновича. Погребена в Петропавловском соборе 12 мая 1905 г. Перезахоронена в Усыпальницу 23 - 28 сентября 1911 г.
      8. 9. Князь Георгий Максимилианович Романовский герцог Лейхтенбергский. Родился в С.-Петербурге 17 февраля 1852 г. Скончался в Париже 20 апреля 1911 г. Сын Марии Николаевны, внук Николая I. Погребен 28 апреля 1912 г.
      9. 10. Великая княгиня Мария Николаевна. Родилась в Павловске 6 августа 1819 г. Скончалась в С.-Петербурге 9 февраля 1876 г. Дочь Николая I, супруга герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Президент Императорской Академии художеств, председатель Общества поощрения художников. Погребена в Петропавловском соборе 13 февраля 1876 г. Перезахоронена в Усыпальницу 13 - 14 июня 1912 г.
        1. 11. Князь Сергей Максимилианович Романовский герцог Лейхтенбергский. Родился в С.-Петербурге 8 декабря 1849 г. Убит 12 октября 1877 г. у Йован- Чифтлика в Болгарии. Сын Марии Николаевны, внук Николая I. Ротмистр лейб-гвардии Конного полка. Погребен в Петропавловском соборе 24 октября 1877 г. Перезахоронен в Усыпальницу 13-14 июня 1912 г.
        2. 12. Княжна Александра Максимилиановна. Родилась в С.-Петербурге 28 марта 1840 г. Скончалась в Сергиевке 31 июля 1843 г. Дочь Марии Николаевны. Погребена в Петропавловском соборе 5 августа 1843 г. Перезахоронена в Усыпальницу 13 -14 июня 1912 г.
        3. 13. Великий князь Константин Константинович. Родился в С.-Петербурге 10 августа 1858 г. Скончался в Павловске 2 июня 1915 г. Сын Константина Николаевича, внук Николая I. Генерал-адъютант, генерал от инфантерии, генерал-инспектор военно-учебных заведений. Президент Императорской Академии наук, поэт, академик по разряду изящной словесности. Погребен 8 июня 1915 г.
        4. 14. Великий князь Владимир Кириллович. Родился в Борго 30 августа 1917 г. Скончался в Майами (США) 21 апреля 1992 г. Внук Владимира Александровича, глава императорского дома Романовых. Погребен 29 мая 1992 г.
        5. (Текст В. Б. Гендрикова
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png