Этот дом на 4 квартиры построили в 1862 году для жены отставного подполковника А.Д. Сабко. Вскоре здание купил коллежский асессор А.А. Цветаев - нет, не родственник, просто однофамилец. Затем домом владели Вильсоны, Родионовы, Балашовы, Дмитриевы.

Марина Цветаева провела здесь и самый счастливый, и самый тяжелый периоды жизни. Она буквально расцвела после рождения дочери, но в 1917 году жизнь резко изменилась: голод, холод, нищета, неустроенность. В апреле родилась вторая дочь, а в январе 1918 года Эфрон уехал в Добровольческую армию. Вскоре его след оборвался.

Дом в Борисоглебском переулке стал общежитием, и Марине Цветаевой с дочерями досталась кухня. Чтобы выжить, пришлось рубить на дрова стулья и шкафы красного дерева, обменять рояль на пуд черной муки, варить кашу на воде и пустые похлебки в самоваре. Бумагу тоже нужно было экономить, и Цветаева писала стихи на обоях. В попытке спасти дочерей от нищеты, голода и безысходности, она отдала их в Кунцевский приют. Там в 1920 умерла от голода младшая, Ирина.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1921 году Марина Цветаева узнала, что ее муж в Константинополе. Но она с дочерью Алей отправилась за границу. Семья собралась уже в Болшево.

Дом в Борисоглебском переулке в советские годы оставался коммуналкой. Он постепенно ветшал, но о ремонте не было и речи. В конце 1930-х здание даже планировали снести, но помешала Великая Отечественная война.

О сносе вспомнили вновь в 1979 году. Все уже было готово: жильцов выселили, выключили воду и электричество. Но дом спасла Надежда Катаева-Лыткина: она просто отказалась съезжать. Несколько лет она в промерзающем полуразрушенном доме сохраняла культурное наследие для потомков. Ее поддерживали деятели науки и культуры - Д. Лихачев, Е. Евтушенко, Р. Рождественский.

Наконец в 1990 году дом признали памятником, отремонтировали, и восстановили интерьеры. А в 1992 открылся культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой» и мемориальный музей Марины Цветаевой. Научным руководителем стала Надежда Катаева-Лыткина.

А вы бы хотели дополнить рассказ о музее Марины Цветаевой в Москве?

Мемориальный культурный центр знаменитой поэтессы Серебряного века «Дом-музей Марины Цветаевой» находится в центральной части Москвы. Открытие музея состоялось в 1992 году в Борисоглебском переулке благодаря общественности и неравнодушным людям.

История дома

Дом, в котором сейчас находится музей Марины Цветаевой, был выстроен еще в 1862 году. Здание является прекрасным примером уютной русской усадьбы. Внутренняя планировка помещений довольно нестандартна: небольшие комнаты, узенькие коридоры, множество лесенок. Поэтесса поселилась здесь с мужем и дочкой в 1914 году. Вскоре она познакомилась с другими поэтами Серебряного века: с Софьей Парнок и Осипом Мандельштамом, который влюбился в Марину.

Три последующих года стали самыми счастливыми для семьи поэтессы, но в 1917 грянула революция, а за ней пришли неустроенность, нищета, холод и голод. Рождается вторая дочь, а муж Цветаевой уезжает в Ростов, где собирается добровольческая армия. Новые власти превращают дом в общежитие, красивая мебель рубится на дрова, а семья поэтессы перебирается на кухню – в самое теплое место. Вскоре дела женщины с двумя детьми стали столь плохи, что она была вынуждена отправить дочек в приют, где одна из них умирает. Не в силах переносить наступившую безысходность, в 1922 году Марина Цветаева с выжившим ребенком уезжает за границу, а дом становится коммуналкой и постепенно разрушается.

В 1979 году совершенно ветхий дом собираются снести, но его спасает обычная женщина, жившая в нем. Надежда Катаева-Лыткина просто отказалась съезжать, и несколько лет «держала оборону» в аварийном доме, невзирая на то, что все остальные жители давно его покинули. Мужественную женщину поддержали в этой борьбе с бюрократами общественные организации, таким образом, усадьбу спасли. В 1990 году в мэрии был зарегистрирован Культурный Центр дом-музей Марины Цветаевой. А несгибаемая последняя жительница дома стала первым директором дома-музея.

Экспозиция музея

Экспозиция дома-музея повествует о судьбе Марины Цветаевой и ее домочадцев. В этом же доме расположены Научная библиотека, Архив Русского Зарубежья, зал для концертов и «Кафе поэтов». На нижнем этаже музея обустроились кассы и выставочные залы для временных экспозиций. В цоколе – гардероб и киоск с книгами Цветаевой. Этажом выше хранятся фотографии и рукописи. В жилых помещениях восстанавливается интерьер и дизайн таким, как он был во времена Марины Цветаевой.

На третьем этаже музея расположились маленькие помещения с низкими потолками. Здесь в нескольких комнатах тоже воспроизведены интерьеры тех лет, а некоторые – стали выставочными залами с памятными экспонатами, фотографиями и подлинными письмами семьи поэтессы. Есть отдельный зал, повествующий о белогвардейце Сергее Эфрон – муже поэтессы.

В доме-музее Марии Цветаевой хранится Архив Русского Зарубежья. В нем множество рукописей и личных фондов Адамовича, Куприна, Бунина и многих других писателей.

В доме-музее есть библиотека, в которой представлены книги на разных языках, связанные с именем Цветаевой. Дважды в год здесь проводятся Культурологические чтения и Международные Цветаевские конференции. В уютном Концертном зале музея часто проходят вечера писателей, презентации их книг и научных трактатов, встречи с художниками и музыкантами. В выставочном зале постоянно проводятся художественные и профильные выставки, а поэты и любители русской словесности собираются в «Кафе поэтов». Творческая жизнь в доме-музее кипит, и незримый дух великой поэтессы Марины Цветаевой витает в ее земной обители, где она провела самые счастливые и самые несчастные мгновения своей жизни.

Мемориальный музей Цветаевой находится в самом центре Москвы, в Борисоглебском переулке за Новым Арбатом. Он размещен в бывшем доходном доме постройки начала прошлого века, здесь поэтесса прожила 8 лет перед эмиграцией из России в 1922 году.

После войны коммунальное жилище было приговорено к сносу, от которого дом спасла одна из жилиц, почитательница поэтического таланта бывшей соседки. Несколько лет упорная женщина жила без отопления и электричества, пока общественность и академик Лихачев не добились решения, учреждающего музей Цветаевой.

При проведении недавнего ремонта дома прошла и реконструкция экспозиции, использованы современные дизайнерские решения. Тематические выставки и постоянная экспозиция претерпели значительные изменения. Это заметно даже для тех, кто ранее музей Цветаевой не посещал, настолько необычный для старых зданий вид приобрели некоторые помещения.

Преобразования коснулись даже гардероба и кассового вестибюля, расположенных в цокольном этаже. Здесь пока сохранили анонс юбилея поэтессы, отмеченного в 2017 году. Предусмотрен вход в музей Цветаевой по электронным билетам, установлен специальный терминал. Обычные стойки под буклеты и информационные материалы обрели современный облик, не загромождают помещение.

Ожидается, что проведенная при подготовке к 125-летию работа в дальнейшем будет продолжена. Обновление экспозиции, пополнение подлинными личными вещами могло бы дополнительно оживить интерес к экспозиции, привлечь новых посетителей. ряд шагов в этом направлении руководство заведения уже сделало.

Рядом с кассами оборудован просторный холл с книжными стеллажами и читательскими столиками, освещаемыми индивидуально. По задумке авторов концепции переделки, здесь можно перечитать стихотворения поэтессы либо по старой памяти, либо вдохновившись просмотром экспозиции.

Юбилейная выставка

Поэма Воздуха, одно из самых сложных для восприятия произведений Цветаевой, во многом определила содержание и стилистику оформления юбилейной выставки. Девиз экспозиции и ее главная теме – где мой дом? — взята из начальных строк гимна Чехии, куда выехала Цветаева в 1922 году. Выставка состоит из ряда разделов, названных Воздухами – от Первого до Последнего. Каждому выделено отдельное пространство, каждый освещает определенную эпоху в жизни поэтессы. Предваряет эти разделы краткая, образно изложенная биография героини, смыслы ее жизни и творчества.







Первый воздух – описание детства и юности, становления личности и выявления поэтического таланта. Слагать стихи маленькая Марина начала в 5 лет, в 18 на свои средства выпустила первый сборник, замеченный рядом ведущих поэтов России той поры. В составе экспозиции галерея изображений современников, воссозданный интерьер кабинета отца поэтессы. Иван Владимирович – искусствовед и профессор филологии, основатель Музея изящных искусств (ныне музей имени Пушкина).

Несколько следующих разделов представляют жизнь Марины Цветаевой как цепь во многом случайных событий, по ее собственному выражению. Устроители выставки иллюстрируют этапы биографии героини фотографиями, дополняя их показом натуральных экспонатов. Несколько ведущих литературных и исторических хранилищ передали в музей Цветаевой имеющиеся раритеты во временное пользование.

Полумрак на протяжении просмотра и точечная подсветка экспонатов концентрируют внимание посетителей на восприятии информации. Происходящие в жизни Цветаевой события в решающей степени обусловлены внешними обстоятельствами, которые сильнее людей, по меткому выражению Де Голля. Удачная женитьба по любви, любимые и любящие дети – все меркнет из-за мировой войны и революции.

Роковые обстоятельства

Цветаева познакомилась с будущим мужем Сергеем Эфроном на даче Волошина в Коктебеле. Скоропалительный брак по любви в юном возрасте – ему 16, она на год старше, подарил им троих детей, разделивших сложную родительскую судьбу. Точнее, судьбы их складывались как бы параллельно, лишь временами соприкасаясь. Эфрон мирился с увлечениями супруги, натуры увлекающейся и впечатлительной. Мировую войну Сергей провел братом милосердия санитарного поезда и юнкером, в октябре 1917 участвовал в боях с большевиками. Потом воевал в составе Добровольческой армии Корнилова, после сдачи Крыма в 1920 году эмигрировал.

Марина в 1912 году родила дочь, названную Ариадной, всю жизнь звала ее Асей, возможно, в память о старшей сестре. Вторая дочь – Ирина появилась уже при проживании в будущем мемориальном доме, погибла от голода и болезни в интернате Кунцево, не достигнув и 3-х лет. Старшая сестра чудом выжила до приезда матери, находясь с нею до кончины Цветаевой. За Пятым воздухом следует Последний.

Сергей Эфрон от белогвардейца прошел путь к сотрудничеству с НКВД, в эмиграции соединившись с женой и дочерью. Они уехали в Чехословакию в 1922 году, в 1925-м родился желанный Мариной и мужем сын Георгий, прозванный Муром.

Семья вернулась в Россию в 1939 году, а в начале войны сын с матерью выехали в порядке эвакуации в Елабугу. Юноша погиб при освобождении Белоруссии, не слишком долго пережив расстрелянного уже после возвращения в Россию отца.

Сама Марина Ивановна покончила жизнь самоубийством, прекратив дыхание с помощью зловещей веревки. Именно ею Борис увязывал поклажу, провожая поэтессу в эвакуацию. Передают даже реплику будущего нобелевского лауреата по поводу крепости веревки — «хоть вешайся».

Однако не этот трагический конец подразумевают организаторы выставки под Последним воздухом Марины Цветаевой. Всю жизнь она прожила поэтическим творчеством, символом которого стал демонстрируемый в финале экспозиции рабочий стол.

Музей Цветаевой – мемориальная квартира

Мемориальную часть экспонируемых помещений музей Цветаевой представляет в традиционном формате, здесь нет современных изысков. Привычен и состав комнат, и комплектование экспонатами как за счет подлинников от родственников и других дарителей, так и подбором аналогов. Парадная лестница по конструкции и украшению достойна богатого особняка, для доходного дома очень хороша.

В годы Первой мировой и Гражданской войн, в условиях безденежья, дефицита продуктов и топлива Цветаева чаще пользовалась лестницей черного хода. Ведь приходилось носить не совсем приличные грузы – древесные отходы для отопления, скромнейшие продовольственные покупки. И выносить вещи для продажи или обмена на продовольствие тоже случалось. Планировка квартиры была и сохранена на удивление хаотичной, много углов и закутков, разные уровни полов и потолков.

В ходе последней реконструкции музей Цветаевой оформил экспозицию в ранее недоступной для осмотра комнате, так называемой Гостевой. Первоначально она соответствовала названию, затем сдавалась в аренду, давая хоть какие-то средства для жизни.

Сейчас смысл старого названия частично вернулся, представляя круг знакомых и гостей Марины, навещавших ее и в радости, и в горе. Сохранена в помещении и отопительная печь, уже как музейный экспонат.

Подсвеченный изнутри стенд используется для показа предметов увлечения хозяйки. Здесь статуэтки и миниатюры, блокноты и записные книжки, письменные принадлежности, книги и картины.

Напротив, на помосте, сохранен белый диван, имеющий какую-то особую ценность. Большой планшет представляет пояснительный текст ко всей экспозиции, на стене картины разных жанров и авторов, подаренные знакомыми художниками.

Из Гостевой комнаты – в гостиные

Виденная уже из коридора семейная гостиная Цветаевых сохранила подлинный камин, старинные часы и ряд предметов обстановки. Интерьер дополнен рядом предметов, подобранных сотрудниками музея из аналогичных прежним образцов. Над камином портрет отца поэтессы в парадном мундире, с орденской лентой через плечо.

Сюртук члена-корреспондента Академии наук украшен несколькими российскими и иностранными наградами за заслуги в областях истории, археологии и искусствоведения. Фотография выполнена в ателье Фишера, самого престижного фотографа Москвы, снявшего большинство видных современников.

Диван в стиле ампир и кресло с высокой спинкой (именно такие называли вольтеровскими) были особенно любимы Мариной Ивановной. Посетителей же часто интересуют массивные напольные часы с длиннющим маятником и гигантскими гирями.

В застекленном шкафу примечательно большое фарфоровое блюдо, которое сохранил музей Цветаевой. Это подарок крестьян деду Сергея Эфрона по матери, Петру Дурново, скорее всего при отмене крепостного права. Любопытны и вазы на камине, и экран для топки с восточным рисунком середины XIX века.

Основная гостиная соединяется дверным проемом с Музыкальной, от обстановки которой осталось очень мало вещей. Помещение это проходное, соединено еще и с кабинетом Цветаевой, и с детской комнатой. Рояль не оригинален, музей Цветаевой приобрел инструмент в качестве реквизита. Подлинный предшественник был обменян на мешок картофеля в голодном 1920 году.

Атмосфера Музыкальной гостиной напоминала Марине о родительском доме, откуда и был вывезен старый рояль. На стене висел такой же портрет Бетховена и фотография матери, с детства приучившей детей к музыке.

Кабинет Цветаевой и детская комната

Кабинет Цветаевой служил не только местом творчества, он был и спальней, и будуаром, и личной гостиной. Меблировка, утраченная в лихие годы, подобрана не просто по временнόй аналогии, а по фактическому сходству, признанному современниками. Широкая тахта укрыта пестрым покрывалом, перед ложем расстелена шкура матерого волка. На стене – копия портрета Сергея Эфрона в молодости, сделанная неизвестным мастером или любителем с оригинала художницы Магды Найман.

Рабочий стол, место творческих занятий, был особенно дорог Цветаевой, но о его подлинности достоверные данные отсутствуют. черновики писем или стихов под стеклом возможно распознать, только приблизившись, — сделайте это во время визита в музей Цветаевой.

Нестандартная комната, изобилующая углами, выступами и нишами, позволяла разместить только подходящие по конфигурации предметы. даже сами сотрудники музея не могут пояснить, почему планировка обычного доходного дома столь затейлива.

В уголке подле рабочего стола стоит угловой книжный шкаф, другой бы не поместился. За стеклом любимые книги поэтессы, выше – икона. Копия той, под которой венчались супруги. Над столом портрет Наполеона и репродукции Врубеля, творческого собрата Цветаевой. В нише стены удобно разместилась этажерка с патефоном.

Детская комната – самая просторная в доме, малое количество мебели этот простор красноречиво подчеркивает. Огромных габаритов сундук служил постелью няне, пока хватало средств на ее наем. Главный предмет в помещении – детская кроватка дочери, с куклой на белом убранстве. На стене – изображение резвящихся ребятишек, подле кроватки – деревянная раскрашенная лошадка.

Массивный платяной шкаф да зеркало в простенке между оконными проемами, небольшой столик перед ним с детскими фотографиями меблировку исчерпывали. Остается упомянуть божницу, изделие довольно интересное, но неизвестного происхождения, и размещенные в ней святые образа. Детская – не только самая большая, но и самая освещенная комната цветаевской квартиры, отданная любимой дочке и отраженная в ее воспоминаниях.

Проходные комнаты и кабинет Сергея Эфрона

Чтобы добраться до комнаты главы семейства, нужно из детской вернуться в прихожую, пройти ряд лестниц и подняться в мезонин. По пути встретятся несколько коридоров и ниш, непонятного на первый взгляд предназначения. Этот переход наглядно демонстрирует нестандартность планировки дома, не похожую на обычные жилища, предназначенные для сдачи внаем.

Одна из ниш возле печной топки содержит плетеный ящик немалых размеров. Это либо короб для белья или одежды, либо емкость для продовольствия, хотя подобные объемы запасов в те времена маловероятны. На стене коридора музей Цветаевой предусмотрительно разместил схему здания, чтобы самостоятельные туристы не сбились с пути.

Проходная комната крошечной площади жильцами, очевидно никогда не использовалась. Оригинальный столик с полукруглой столешницей и пара зачехленных стульев – вся ее нехитрая меблировка. Единственная достопримечательность помещения – вид из окна на типичный московский дворик с нагромождением домов.

Кабинет Сергея Эфрона воссоздан в предреволюционном состоянии, ведь после вступления в Белое движение он здесь не бывал. Первые взгляды посетителей приковывает чучело гигантского орла с распростертыми крыльями, укрепленное над диваном. Два дивана совершенно разной конструкции подобраны позднее, когда создавался музей Цветаевой. Марина с дочерью занимала эту комнату летом в отсутствии мужа, а в последний год перед эмиграцией уже не владела этим помещением.

Своеобразие кабинета заключалось в наличии выхода на крышу детской, превращенную в огороженную террасу. Еще примечателен потолочный оконный проем, дающий дополнительное освещение и возможность видеть Луну и звезды ясными ночами. Рабочий стол практически пуст, не считая малого бюро и светильника с зеленым абажуром. На тумбочке – фотографии родственниц Сергея и оригинальная статуэтка, имитирующая морскую волну. Вероятно, это символ приморского Коктебеля, где познакомились будущие супруги.

Историческая экспозиция

Оформление постоянной экспозиции, рассказывающей о жизненном пути супруга Марины Цветаевой, выполнено сходно с временной юбилейной выставкой. Хотя не исключено, что именно временное окажется самым долговечным. Подробно описывать события жизни, службы у Корнилова и сотрудничество с НКВД, как и последующую эмиграцию, необходимости нет. Все стенды снабжены заголовками крупным шрифтом, есть и пояснения, да и сами экспонаты достаточно красноречивы.













Многие выставленные экспонаты имеют отношение лично к Сергею Эфрону, часть именно ему и принадлежали. Особую ценность имеют фотографии разных лет. Документы и знаки воинского различия. На примере мужа Цветаевой прослеживается типичная судьба честного русского патриота, боровшегося за идеалы Белого движения, но в конце концов сломленного пропагандой и подкупом большевистской системы. Карательный механизм новой власти не щадил даже сотрудничающих с ним и при малейших подозрениях нещадно карал.

Прямо напротив выхода из подъезда посетившие музей Цветаевой видят памятник поэтессе, и большинство его внимательно рассматривают, некоторые возлагают цветы. Марина изображена в длинном закрытом платье, в задумчивой позе, сидящей опершись локтями о стол и прислонив голову к сцепленным кистям. Создан и установлен монумент в 2007 году, выполнила скульптуру Нина Матвеева.

Сложная и трагическая судьба Марины Цветаевой, испытавшей немало личных трагедий и принявшая горькую смерть, созвучна надрыву ее поэтических строк. Не вполне достоверно известно место ее захоронения, не была она и отпета – не полагается это самоубийством по православным канонам.

Однако народная любовь позволила сделать исключение – так выразился Алексий Второй, благословляя отпевание по ходатайству сестры поэтессы, Анастасии. Просьбу поддержал диакон Андрей Кураев, и отпели страдалицу в Большое Вознесения у Никитских ворот. Произошло это в год 50-летия ее смерти, в 1991 году.

Дом 6.

Ближайшие станции метро: Арбатская, Смоленская.

В доме-музее можно увидеть личные вещи Марины Цветаевой и членов ее семьи. На стене висит портрет Бетховена, неизвестного художника. Этот портрет принадлежал Цветаевой. В одной из комнат располагается зеркало, которое было изготовлено по заказу Марины Цветаевой. По ее задумке зеркало имело искажающий эффект. Находящийся возле зеркала столик также принадлежал Марине.

В здании восстановлена обстановка периода жизни здесь Марины. Так, можно посмотреть комнату, в которой Цветаева, члены ее семьи, друзья играли на фортепиано, пели. Восстановлен кабинет поэта, а также кабинет ее мужа Сергея Эфрона.

В музее много мемориальных вещей - фарфоровая посуда семьи Цветаевых; диван, подаренный Цветаевым Борисом Пастернаком; вязанный коврик, сделанный руками Ариадны Эфрон (дочери Марины Цветаевой); копия портрета Сергея Эфрона (мужа Марины Цветаевой) - Марине очень нравился именно этот портрет; молитва, написанная рукой Марины Цветаевой в 1920 году; Знак 1-го кубанского (ледового) похода, участником которого был Сергей Эфрон.

В музее находится надгробная табличка с кладбища Парижа родителей Сергея Эфрон. Эту табличку передала музею парижанка, посетившая музей. Она рассказала, что нашла ее случайно. Дело в том, что по правилам парижского кладбища, места предоставляются в аренду на срок 50 лет с последующим продлением. Если аренда не продлевается, то место передают другим. Так и произошло с родителями Сергея Эфрон - срок аренды закончился, родственников не осталось и место на кладбище передали другим. Парижанка случайно обнаружила эту табличку, которую отставили в сторону новые владельцы этого места и привезла ее в музей.

Здесь хранятся документы трагической кончины Цветаевой - ее заявление с просьбой о приеме на работу судомойкой. Отказ ей в этой просьбе подвиг ее на самоубийство. Также в музее хранится запись акта о смерти 1941 года.

Музей располагается в старинном особняке, построенном в 1862 году. Здесь Марина Цветаева с мужем и дочерью в сентябре 1914 года сняла полутораэтажную квартиру. Цветаевой тогда был 21 год. Она с семьей прожила здесь вплоть до своего отъезда за границу в мае 1922 года. В этом доме родилась и прожила недолгую - менее трех лет - жизнь младшая дочь Цветаевой Ирина, умершая в феврале 1920 года от голода.

После отъезда Марины Цветаевой за границу дом превратили в коммуналку. В 1979 году вновь было принято решение о сносе дома. Но его удалось сохранить.

31 августа 1991 года, в день 50-летия гибели М.Цветаевой, на Доме была установлена мемориальная доска. Официальное открытие Культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой» состоялось 12 сентября 1992 года - в год столетия со дня рождения поэта.

Изображения

Памятник Марины Цветаевой Бюст Марины Цветаевой Бюст Марины Цветаевой
Окно-иллюминатор - характерная черта здания Комната, где Цветаевы играли на фортепьяно. На стене портрет Бетховена, который был у Цветаевой Диван, подаренный Цветаевым Борисом Пастернаком Коврик, вышитый Ариадной Эфрон
Портрет Сергея Эфрон Молитва, написанная рукой Марины Цветаевой в 1920 году Знак 1-го кубанского (ледового) похода Граммофон - Цветаева любила слушать музыку
Кабинет Марины Цветаевой Столик и зеркало Марины Цветаевой Посуда Марины Цветаевой Герб дворян Цветаевых
Акт о смерти Марины Цветаевой

Стихи есть бытие: не мочь иначе…
«Быт». Это такая мерзость, что грех её оставлять на плечах, уже и без того обременённых крыльями.
М. Цветаева.


Кто из москвичей не знает о Собачьей площадке? Здесь, к северу от Арбата, свой неповторимый мир. Целая сеть улиц и переулочков, расходящихся в разные стороны от площадки, в центре которой возвышается прекрасный фонтан, с гранёным красным столбом с львиными мордами на гранях, с гранёной же оградой, на которой вылеплены амурчики с трубами. Один из переулков, берущих начало от Собачки, так ласково называли площадку - Борисоглебский. А в переулке этом есть дом под номером 6. Этот дом - памятник не единожды. Построенный в 1862 году он живёт уже более 150 лет, а потому является архитектурным памятником. Но памятник он ещё и потому, что в нём находится мемориальная квартира поэта мирового масштаба - Марины Ивановны Цветаевой.

Да, Собачьей площадки давно уже нет, нет фонтана и сквера. На их месте теперь пролегает широкая и ровная стрела Нового Арбата. А Борисоглебский переулок остался.Не сохранился дом в Трёхпруном переулке, где родилась Марина Цветаева, нет и её собственного дома в Замоскворечье, где появился первенец - Ариадна, нет храма Рождества Христова в Палашах, где венчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Но сохранился дом в Борисоглебском переулке, обретение которого стало событием в жизни Цветаевой. Единственный из земных, о котором поэтесса скажет «мой дом».

Вход в дом-музей М. Цветаевой


Вот что вспоминала сестра Цветаевой Анастасия Ивановна о первом рассказе Марины Ивановны про новый дом:
«Я уже перевезла свои вещи со склада Ступина, где они год стояли на хранении, в особнячок у Зоологического сада, когда ко мне ворвалась Марина.
-Ася, нашла! Нет, нашла уже по-настоящему! Вот это будет Мой Дом! Это тебе понравится! Знаешь где? Борисоглебский переулок на Поварской».
Под № 6 в Борисоглебском переулке значились 4 дома. Два - соединённые чугунными витыми воротами - выходили в переулок, два - стояли во дворе. Они образовывали замкнутый двор с перемычками кирпичных стен. В разное время в разных строениях под №6 жили сёстры Цветаевы. В одном доме (строение №2) с февраля 1913 года - Анастасия и в другом (строение №1) с 1914 по 1922 год - Марина. Из-за этой путаницы до сих пор у биографов бываю недоразумения.
«Колодцем уюта и волшебства», по словам Анастасии Ивановны Цветаевой, называли свой борисоглебский дом его хозяева - Марина Цветаева и Сергей Эфрон.
Их дочь Ариадна Эфрон рассказывала: « Они встретились - семнадцатилетний и восемнадцатилетняя - 5 мая 1911 года на… коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей - красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик… с поразительными, огромными, в пол лица глазами… Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года».

Марина Цветаева и Сергей Эфрон. 1911 год.

В 1912 году родилась их дочь, Ариадна. А в 1914 супруги въехали в дом в Борисоглебском. Волшебный дом, волшебная квартира. Квартира, необыкновенная по своей планировке. Но давайте начнём с крыльца - ажурный козырёк из чугунного литья, опирающийся на две литые колонки.
«В летние и осенние вечера Марина Ивановна любила сидеть на крыльце своего дома… совсем как в провинции. Здесь, на крыльце, происходили и приёмы гостей. Приходили и сиживали на ступеньках и Анастасия Ивановна, и Волконский, и Майя Кудашева. На крылечке мы много и о многом беседовали» - так вспоминал о том времени писатель Эмилий Миндлин.
Заходим в дом. На первом этаже были две квартиры, где жили соседи Цветаевой. А мы поднимаемся вверх по парадной лестнице. Витражи, мерцание огромного овального окна антресольного этажа, зеркало между первым и вторым маршами - начало пути к порогу квартиры №3, которая станет Домом в Доме.

Парадная лестница

«Обожаю лестницу: идею и вещь, обожаю постепенность превозможения - но самодвижущуюся «современную» презираю…» - писала Марина Цветаева Вере Буниной 19 августа 1933 года.

Вот мы и у входных дверей квартиры. И снова со слов Цветаевой - «Справа - высокая дверь, двойная. По-моему, она красного дерева (я ещё не видела красного дерева)… Входишь. Передняя какой-то странной формы, вся из углов, потому что одна дверь впереди, одна как-то наискось, стеклянная. Справа - тёмный коридор. Потолок высоко… На этом месте всё начинается!»

Гостиная "синяя лунность"

У каждой комнаты своё имя, своё лицо. «Имя - это душа» - говорила Марина Ивановна. Назвать по имени - душу окликнуть. Гостиную с потолочным окном-фонарём Цветаева называла «синей лунностью».
«…Дверь открывается - ты в комнате с потолочным окном - сразу волшебно! Справа камин… Я так вдруг обрадовалась… Я уже в этой комнате почувствовала, что это - мой дом! Понимаешь? Совсем ни на что не похож. Кто здесь мог жить? Только я! Такая квартира, будто ты в ней давно живёшь, так всё понятно, точно это всё ты сам сделал… Как во сне! Как я давно его искала, это мой дом!» - рассказывала Марина сестре.
В гостиной стояли визави два дивана красного дерева (у одной из стен, по воспоминаниям Али, - длинный, неудобный, чёрный - клеёнчатый или кожаный - диван с высокой спинкой), тёмный большой буфет с посудой, под потолочным окном - «световым колодцем» - круглый обеденный стол. Кроме света потолочного окна - два бра синего стекла по обеим сторонам камина.

М. Цветаева. На обороте рукой А.С. Эфрон "10-е годы, МЦ в старинном кресле"

Бой напольных часов - и часов в виде верблюда, стоящих на полке камина, бюст Пушкина (подарок отца, Ивана Владимировича Цветаева), чучела лис, старинные гравюры на стенах. Такой помнили эту комнату родные и друзья Цветаевой, приходившие в её дом.
Увы, практически ничего из этих вещей не сохранилось. Марина Ивановна пережила в этой квартире тяжёлые послереволюционные годы. Многие предметы были проданы или выменяны на продукты. Часть мебели пошла на дрова для печки-буржуйки, чтобы в доме было тепло и можно было приготовить еду. Светлые стены покрылись копотью. Эта квартира видела и счастье и горе великой поэтессы. Здесь ждала она известий от мужа белогвардейца, ушедшего на фронт, присоединившегося к корниловской армии. Больше четырёх лет в разлуке, около трёх лет не зная - жив или нет. Но даже в самые трудные дни друзья приходили в дом Цветаевой. В 1921 году в гостиной с потолочным окном (к этому времени уже разбитым и забитым) жили и красноармеец Борис Бессарабов, и поэт Эмилий Миндлин, вспоминавший - «У буржуйки… не текли - стояли наши тихие вечера… Я с самого детства пристрастился слушать огонь и чуть ли не в печь окунался лицом. Марина Ивановна подшучивала надо мной, называла «огнепоклонником». Бывали тут и София Парнок, и Осип Мандельштам, и Тихон Чурилин, а так же многие другие. Поэты и писатели, они шли в этот дом, они ценили и любили Марину Цветаеву.

Но вернёмся к квартире. Из гостиной-столовой двери ведут в тёмную проходную комнату с роялем - музыкальную шкатулку и убежище от пуль одновременно или попеременно. Здесь стоял рояль, привезённый из Тарусы, принадлежавший ещё матери - виртуозной пианистке Марии Александровне Цветаевой-Мейн. Портреты, гравюры на стенах, шкуры бурого и белого медведей на полу, штофные обои - вино-красные с золотом. И даже в самые тяжёлые времена, во время голода и разрухи, Марина Ивановна играла на этом рояле в четыре руки с князем Сергеем Михайловичем Волконским. А в двадцатом году она обменяла рояль на пуд ржаной муки.

Тёмная гостиная

Из этой комнаты двери вели в две другие. «Высокие белые двери» распахивались в детскую, а «маленькая тёмная дверь» в рабочую комнату Цветаевой.
Из рассказа сестре - «…Ощупью доходишь до двери - двери двойные, высокие - и вдруг ты в зале! Зала, понимаешь? Справа окна - во двор. Три окна. Это будет Алина детская. Чудно! Они с Андрюшей (племянник Цветаевой) могут бегать, как мы в зале бегали… И шары воздушные, красные и зелёные будут летать, как у нас - высоко… Помнишь, как у нас улетали? Тут будет Алино детство!»

Детская

Так как «все в… семье были зверопоклонниками» в детской жили не только пудель Джек и дымчатый кот Кусака, но и три белки в клетках на окнах. Слева от двери, по воспоминаниям Ариадны Сергеевны, была чёрная печка-колонка, которую топили углём, за ней - до потолка - бабушкин шкаф орехового дерева, с книгами трёх поколений и игрушками на нижних полках, кроватка с сеткой, сундук, на котором спала нянька. Справа - мягкий диван. Зеркало - в простенке между окнами. На полу ковёр - «серый с рыжим узором листьев»… из Марининого детства, из дома в Трёхпрудном и рождественская картинка с собакой, и картины в круглых рамахработы Марии Александровны, бабушки Али, среди них - копии Греза. Аля не забудет «девушку с птичкой» и над кроватью - портрет «печального мальчика в бархатной рамке». «Детская была просторна, ничем не загромождена» (40 квадратных метров). Эту комнату Аля позже делила с младшей сестрой Ириной, родившейся в 1917 году и умершей в 1920, немного не дожив до своего третьего дня рождения.

Аля с Ириной. 1919 г.

Ариадна Сергеевна вспоминала - «В ребёнке, которым я была, Марина стремилась развивать с колыбели присущие ей самой качества… Никогда не опускаясь до уровня ребёнка, а неустанно как бы приподнимая его, чтобы встретиться с ним на одной точке, на которой сходятся взрослая мудрость с детской первозданностью, личность взрослого с личностью маленького».

У себя же в дневнике Марина Цветаева пишет об Ариадне: «Такого существа не было - и не будет. Были трёхлетние гении в Музыке - в Живописи - в Поэзии - и т.д. и т.д. - но не было 3летнего гения - в Душе!»

А мы с вами выходим из детской и заходим в «маленькую тёмную дверь», ведущую в рабочую комнату Марины Цветаевой.

Комната М. Цветаевой. Скан из книги "Борисоглебье".

«Мамина комната была праздником моего детства, и этот праздник надо было заслужить. Он начинался, как только я переступала порог: для меня заводилась музыкальная шкатулка, мне давали покрутить ручку шарманки, мне позволяли поиграть с черепашьим панцирем, поваляться на волчьей шкуре и заглянуть в стереоскоп…» - так для себя определила роль комнаты матери Ариадна Сергеевна в своих воспоминаниях - «В многоугольную, как бы гранёную, комнату эту, с волшебной елизаветинской люстрой под потолком, с волчьей шкурой - немного пугающей, но манящей - шкурой у низкого дивана, я входила с холодком робости и радости в груди».

«Я вошла - моя, понимаешь? Такая странная комната - такая родная… У окна, во двор… я поставлю мой письменный стол… И такой угол в этой комнате, она маленькая, но в ней дух дома!» - вспоминала Анастасия Ивановна рассказ сестры.

Стол и фотография мужа.

Письменный стол был подарен Марине Цветаевой к 16-летию отцом. Над столом справа - ярким пятном - пейзаж, написанный матерью, Марией Александровной. Сейчас на этом месте - копия картины «Дуэль» Наумова, которая была куплена Анастасией Ивановной Цветаевой в память той, что висела в спальне родителей в доме детства, в Трёхпрудном. В небольшом угловом книжном шкафу - книги на французском и немецком языках конца XIX - начала XX века, одноимённые тем, что были в библиотеке Цветаевой. На простой кушетке (а по воспоминаниям Ариадны Сергеевны здесь стояла «широкая и низкая тахта, покрытая куском восточного в лиловато-зелёную расплывчатую полоску шёлка»), как и когда-то бархатные коричневые подушки. Над кушеткой висел портрет мужа Сергея Эфрона, сидящего в шезлонге, работы художницы Магды Максимилиановны Нахман. Оригинал портрета был утрачен. В экспозиции представлена копия, выполненная по фотографии Анастасии Ивановны, где виден этот портрет. На полу - волчья шкура, аналогичная той, что была в этой комнате.

А теперь я приглашаю вас на второй этаж. По «лестнице Иакова», внутренней лестнице, ведущей на антресольный этаж, к окну-медальону «части замка» или неправильному иллюминатору, на капитанский мостик дома-корабля. Здесь - начало второго уровня квартиры.

«Лестница Иакова»

«Посетители наши всегда кого-нибудь приводили к нам или от нас уводили, и старинная полутораэтажная квартира наша, с внутренней лестницей, вся превращалась в движение, становилась сплошной лестницей, по которой, подобно библейским ангелам из «Сна Иакова», сновали студийцы…» - рассказывала Ариадна Эфрон - «...Лестница оканчивалась площадкой, хорошо освещённой окном; на неё выходили двери большой кухни, …ванной, чулана и уборной. Ещё одни, последний, коридорчик вёл мимо маленькой комнаты (где только всего и умещалось, что кровать с ничем не покрытым матрасом, стол, стул и бельевой шкаф) в папину большую и не очень светлую, т.к. часть её тоже кончалась каким-то закоулком…»

Комната С. Эфрона

А вот как воспринимала эту комнату сама Марина Цветаева - «… Серёжина комната. Ася, это знаешь что такое? По-моему, это - каюта… Мне показалось, тут должен быть иллюминатор, за ним волны. И, может быть, это всё - корабль… Да, что-то кораблиное есть в этой квартире - и это такая прелесть…»

Комната С. Эфрона

В 1919 году Марина Ивановна жила только лишь в этой комнате, вместе с обеими дочерьми. Вот что она писала об этом времени в своей Записной книжке в октябре 1919 года - «Я сейчас живу совсем, как мне нравится: одна комната - чердачная! - небо близко, рядом дети: Иринины игрушки, Алины книжки, - самовар, топор, корзиночка с картошкой - эти главные действующие лица жизненной драмы! - мои книги, мои тетрадки, лужа от дырявой крыши или широчайший луч через всю комнату, это вне времени, могло быть где угодно, когда угодно, - в этом есть вечное: мать и дети, поэт и крыша».

Справа от внутренней лестницы расположена кухня. Окна её глядят на юго-восток. Когда-то они глядели - на клумбу во дворе, на церковь Николы на курьих Ножках, и, как сегодня, в Борисоглебский переулок. Долгую зиму 1918-1919 года Марина с дочерьми пережила здесь.

Кухня. Теперь тут размещён выставочный зал.

«Можно ли было (будучи мной) - не играя - жить целый год в кухне с нянькой и двумя детьми, … выносить помойные вёдра, стоять в очереди за воблой, - стирать - стирать - стирать! всё это, страстно желая писать стихи! - и быть счастливой», - размышляет она в своих записях в апреле 1919 года. И ещё - «Мы научились любить: хлеб, огонь, дерево, солнце, сон, час свободного времени, - еда стала трапезной, потому что Голод... сон стал блаженством, потому что «больше сил моих нету», мелочи быта возвысились до обряда, всё стало насущным, стихийным».

Небольшая деревянная лестница из кухни ведёт в мансарду. Это - третий уровень квартиры. Вытянутая, узкая комната со скошенным потолком под самой кровлей, с широким, почти во всю стену, окном и маленьким узким оконцем над лесенкой. О том, как использовалась эта комната, говорят её названия: «бильярдная», «офицерская» и - на все времена - «восхитительная голубятня».

Восхитительная голубятня. Ныне ещё один выставочный зал.

1 июля 1921 года Марина Ивановна получает письмо от мужа. Это первое известие о нём, о том, что он жив. 14 июля в черновике её стихотворения о Георгии Победоносце, посвящённого Сергею Эфрону:

О - в мире чудовищ

Георгия - совесть,
Георгия - благость,
Георгия - слабость…
………………………….
Ты блудную снова
Простивший жену…
………………………….
- Так слушай же!
Стихотворение обрывается. Красными чернилами, огромными буквами:
«1 русск<ого> июля 1921 г.
в 10 ч. вечера
письмо от С.
- Георгий Победоносец! - Бог! Все крылатые сонмы!
- Спасибо!».

В апреле 1922 года Марина Цветаева уезжает из России вместе с дочерью. Уезжает к мужу. И для неё начинается семнадцатилетняя разлука с Россией, с домом. В борисоглебский дом Марина и Сергей уже не вернутся никогда.
А что же дом? А дом уцелел. Уцелел чудом. Его наметили снести ещё до войны, признав на 70% изношенными все конструктивные части. Он был густо перенаселён, его испытывали на износ. Но, к счастью, его не снесли. Отремонтирован первый раз он в 1962-1964 годах. Ремонт был формальным, бесконрольным - заменили «старые» вековые дубовые двери и окна на сырые «новые», сосновые и липовые. Закрасили бурой краской для пола остатки красного дерева, выбросили фигурные стёкла и витражи. Но ведь дом уцелел!

Выставочный стенд с личными вещами.

В 50-е годы в дом приходил П. Антокольский, К. Паустовский, И. Эренбург. Хотели - впрок - мемориальную доску, но ничего не вышло. Позже ещё не раз пытались это сделать различные добровольцы, но всегда что-то где-то «застревало».
В октябре 1977 года поэты Тамара Жимурская, Владимир Леонович, Наталья Генина решили добиться публикации. Дом нужно было спасать. Была роскошная, шальная мысль: одна квартира, как некогда в Музее Скрябина, - хранительская, другая - подсобная и гардероб, третья - концертный зал и библиотека, четвёртая - Цветаевой - мемориал?!
В декабре 1978 года в газете «Литературная Россия» появилась заметка «Память о поэте». Следом ещё две, уже в январе 1979. А тем временем в доме протекала крыша, жильцы писали жалобы. Было принято решение всех расселить и отдать дом отделочному тресту. Над ним нависла реальная угроза полной перестройки. Новые попытки спасти его приводили к краху. От ответственности за дом, а значит и от расходов на его ремонт и содержание, без права что-либо перестраивать отказывались все. Пока к его спасению не подключилась библиотека им. Н.А. Некрасова. В мае 1986 года дом был передан библиотеке для размещения отделов, а именно - отдела краеведения. Тогда же было решено, что дом должен иметь концертный и выставочный зал.

Бусы янтарные. Были подарены М.И. Цветаевой Е.Я. Эфрон.

Директором была назначена Надежда Ивановна Катаева-Лыткина. Именно она спасла дом от разрушения, хранила и лелеяла его, жила и работала в нём. Члены краеведческого клуба «Москва», созданного при Некрасовской библиотеке, вместе с другими добровольцами приводили дом в порядок, чистили подвалы, разбирали чердак, искали документы, связанные с жизнью Цветаевой и других жильцов дома в 10-20-е годы. И всё собранное хранилось в квартире Надежды Ивановны, которая не выезжала из выселенного дома до тех пор, пока он не получил «охранной грамоты» - статуса Культурного центра.

Выставочный стенд с фотографиями друзей и родственников М. Цветаевой.

Официальная дата основания музея - 1 ноября 1990 года. 31 августа 1991 года, в день 50-летия со дня гибели Цветаевой состоялось открытие мемориальной доски. А 12 сентября 1992 года, в год столетия Цветаевой - открытие музея.
Концепция музея разработана Надеждой Ивановной Катаевой-Лыткиной. Так как многие вещи не сохранились, в мемориальной квартире они заменены аналогичными предметами, но более позднего времени, например, мебель конца XIX - начала XX века. Делали это очень скурпулёзно, тактично, чтобы воспроизвести обстановку того времени, когда в доме жила семья Марины Цветаевой. Квартира восстанавливалась по мемуарным описаниям - по воспоминаниям Анастасии Ивановны Цветаевой (сестры) и Ариадны Сергеевны Эфрон (дочери), друзей семьи, бывавших в этой квартире и хорошо знавших подробности обстановки, мелочи быта.

Письмо С.Я. Эфрона В.А. и А.К. Богенгардтам. Прага, 1922 год. Копия.

Ещё до открытия, узнав, что музею быть, многие цветаеведы, коллекционеры, библиофилы и литераторы стали приносить в дар музею различные вещи, связанные с жизнью Марины Ивановны и её родных и друзей. Так здесь появились три открытки от М. Цветаевой князю А. Оболенскому, датированные 1923-1925 годами. Это первые автографы поэтессы, поступившие в фонд музея. Есть здесь и другие вещи, принадлежавшие Марине Ивановне - её платье, настенное зеркало в раме, туалетный столик, настенные коврик, нарисованный Ариадной Сергеевной в ссылке в Туруханске. А ещё книги, картины, фотографии, письма и воспоминания, предметы быта, посуда, украшения.
Сейчас музею немногим больше 20-ти лет, а его коллекция составляет не одну тысячу экспонатов. И дары продолжают поступать. Здесь постоянно проводятся выставки, концерты, вечера памяти. Под музей занят весь дом. Выставочные залы есть на первом и на втором этажах, экспозиция постоянно меняется.
Приходите в дом-музей Марины Цветаевой. Он хранит дух своей эпохи, в нём особенный воздух. Вдохните его, насладитесь им. Уверена, вам понравится.


Текста тут много, надеюсь, у вас хватило сил дочитать. В основном он составлен из воспоминаний родных и близких Марины Цветаевой. Я очень благодарна культурному центру "Дом-музей Марины Цветаевой", издавшему книгу "Борисоглебье", на материалы которой я и опиралась в своей статье.

Адрес: Москва, Борисоглебский пер., дом 6, стр.1. Проезд: ст. м. «Арбатская». Карта
Время работы: Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье -12.00 - 18.00, четверг - 12.00 - 21.00
Выходной день - понедельник
Санитарный день - последняя пятница месяца
Цена билета: взрослый - 100 руб, льготный - 20 руб
Третье воскресенье каждого месяца вход бесплатно.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png