СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Модест Мусоргский. Старый замок

1-е занятие

Программное содержание . Учить детей чувствовать настроение музыки, различать выразительные средства, создающие образ.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы когда-нибудь видели старый замок? Каменные толстые стены, высокие башни, причудливые, удлинённой формы окна с резными решётками...

Замок обычно стоит в живописном месте, на высокой горе. Он суровый, мощный, обнесён оградой - толстыми стенами, валами, рвами. Послушайте, как музыка может нарисовать картину старого замка в исполнении симфонического оркестра.

Слушание: Модест Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» (в исполнении симфонического оркестра).

Эту пьесу написал замечательный русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Она входит в его цикл «Картинки с выставки». С некоторыми пьесами из этого цикла вы уже знакомы.

Пьеса интересна тем, что музыка без помощи слов очень выразительно изображает картину мрачного, сурового старинного замка, и мы чувствуем какой-то необыкновенный дух таинственности, старины. Словно замок виднеется в тумане, окружён ореолом загадочности, волшебства. (Пьеса исполняется повторно.)

2-е занятие

Программное содержание . Развивать творческое воображение детей, умение выразить в слове, рисунке характер музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Послушайте пьесу, в которой музыка рисует картину старого замка в исполнении на фортепиано (исполняет пьесу, дети вспоминают её название).

Слушание: Модест Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» (в фортепианном исполнении).

П е д а г о г. А как вы думаете, в этом замке кто-нибудь живёт или он заброшенный, нежилой? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. В нём никого нет, он заброшенный, пустой.

П е д а г о г. А почему вы так думаете, как музыка рассказала об этом?

Д е т и. Музыка застывшая, грустная, тихая, медленная, таинственная.

П е д а г о г. Да, музыка звучит загадочно, волшебно, будто всё замерло, заснуло. Один и тот же звук в басу тихо и монотонно повторяется, создавая характер оцепенения, загадочности.

Мелодия на этом мрачном, сонном волшебном фоне звучит грустно, заунывно, иногда с некоторым волнением, будто ветер завывает в пустых покоях замка. И снова всё замирает, остаётся без движения, стихает...

Вы знаете сказку о спящей красавице? В ней рассказывается о том, как принцесса, уколов палец веретеном, заснула на много- много лет. Её заколдовала злая волшебница. Но доброй волшебнице удалось смягчить колдовство, и она предсказала, что принцесса проснётся, когда её полюбит прекрасный юноша. Вместе с принцессой заснули все, кто был в замке на балу. Замок погрузился в оцепенение, зарос, затянулся паутиной, пылью, всё замерло на сотни лет... (Звучит фрагмент.) Может быть, композитор хотел изобразить такой замок или другой - замок Кощея Бессмертного, в котором нет ничего живого, замок мрачный, страшный, унылый? (Звучит фрагмент.)

Придумайте свою сказку про старинный замок, чтобы она была близкой по духу, по настроению этой музыке, и нарисуйте замок, который возникает в вашем воображении, когда вы слушаете эту музыку. (Пьеса исполняется повторно.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 8 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Модест Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» (в фортепианном и исполнении симфонического оркестра), mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Обложка первого издания «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского (под редакцией Н. А. Римского-Корсакова) 1886

Цикл «Картинки с выставки», состоящий из 10 музыкальных зарисовок и интермедии «Прогулка», был создан русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским в период с 2 по 22 июня 1874, однако идея его создания возникла раньше – весной того же года.В этот период композитор посетил выставку работ, посвященную творчеству талантливого архитектора и дизайнера Виктора Александровича Гартмана. На ней было представлено более 400 произведений, среди которых были как знаменитые творения автора, так и небольшие зарисовки, часть из которых и вдохновила композитора на создание цикла.

Говоря об истории написания «Картинок с выставки», нельзя не упомянуть и о том, что при жизни В.А. Гартман был дружен с М.П. Мусоргским, и смерть товарища и творца близкого к идеям «Могучей кучки», стала серьезным ударом для композитора.

Описание произведений

«Картинки с выставки» открывает интермедия «Прогулка », по задумке автора эта пьеса изображает композитора, ходящего по выставке картин, она несколько раз повторяется в течение цикла.

Зарисовка «Гном » исполняется в тональности ми-бемоль минор, ее отличает динамика, ломанность линий, смена моментов напряжения и спокойствия. Эскиз Гартмана, послуживший основой для этой мелодии, не сохранился, однако известно, что на нем была изображена елочная игрушка-щелкунчик.

Медленная, поэтичная, глубокая мелодия пьесы «Старый замок » в тональности соль-диез минор, напоминающая живое пение под аккомпанемент старинного инструмента, приглашает нас на прогулку по итальянскому замку, изображенного на акварели художника. В каталоге выставки эта картина Гартмана не значилась.

На смену «Старому замку» приходит легкая, солнечная, подвижная, светлая мелодия «Тюильрийского сада » в тональности си мажор. К середине она становиться более спокойной, как будто среди играющих ребят появляются няни. Завершается композиция смешиванием двух тем. По воспоминаниям соратников художника на рисунке был изображен дворец Тюльири, наполненный гуляющими детьми.

«Скот » - это мрачная, тяжелая мелодия, передающая медленный ход повозки, запряженной волами, в ее музыкальную канву вплетены славянские народные напевы. Зарисовка ярко рисует музыкальными средствами безрадостную жизнь простого народа, исполняется в тональности соль-диез минор.

В основе пьесы «Балет невылупившихся птенцов » лежат эскизы к костюмам, которые Гартман разрабатывал для постановки в Большом театре. Пьеса написана в тональности фа мажор, это легкая, чрезвычайно динамичная мелодия, изображающая смешной, хаотичный танец, который к концу произведения становится более упорядоченным.

Музыкальный этюд «Два еврея, богатый и бедный » основан на рисунках, подаренных композитору Гартманом. Композиция лежит в тональности си-бемоль минор, она напоминает живой разговор двух персонажей, один из которых изображен с помощью тяжеловесных, уверенных звуков, дополненных цыганской гаммой, а другой – тонких, жалобных мелодий.

Следующая шумная и динамичная, суетливая и легкая пьеса «Лимож. Рынок » исполняется в тональности ми-бемоль мажор, она ярко передает атмосферу наполненного сплетнями и гомоном рынка, жизнь которого, замерев на секунду, возобновляется вновь. О рисунке, вдохновившем композитора почти ничего не известно.

«Катакомбы. С мертвыми на мертвом языке » – медленное, мрачное произведение, холод и таинственность которого еще острее воспринимаются после легкости предыдущей композиции. Безжизненные, то резкие, то тихие однозвучия повисают в тишине подземелья. Эта пьеса посвящена картине «Парижские катакомбы».

Композиция «Баба-Яга » - это динамичная, выразительная пьеса, полностью оправдывает свое название. Иногда она наполняется неистовством полных аккордов, иногда становится тревожной и неустойчивой, пьесу отличают диссонансы и неравномерные акценты. В ее основе лежит эскиз, изображающий часы в форме жилища мифического персонажа.

Завершает цикл мощный, медленный ритм с крупными длительностями пьесы «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве ». Это громкая торжественная музыка, основанная на русских народных мотивах, сменяющаяся тихой мелодией. Завершается она искусно воссозданным с помощью фортепиано колокольным звоном и кодой. Пьеса посвящена эскизу архитектурных ворот в Киеве, разработанному Гартманом.

Открытый урок по музыке в 4 классе по программе Критской

Тема урока : М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»

Цель урока: Знакомство с музыкой из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» -

«Старый замок»

Задачи:

Уметь слышать исполняющие инструменты, определять и сравнивать характер, настроение музыки, средства музыкальной выразительности;

Назвать идею создания сюиты;

Воспитывать любовь к музыке Мусоргского;

Формировать интерес к предмету, эстетическому воспитанию учащихся; кругозор о композиторе и его произведениях.

Планируемый результат : проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость учащихся.

Оборудование: компьютер, диски с музыкой, учебники по музыке Е.Д. Критской, 4 класс.

На доске: портреты композиторов П.Чайковского и М. Мусоргского, картинки к музыкальным произведениям М. Мусоргского, картинки музыкальных инструментов: виолончель, фортепиано.

На столах у учащихся : таблица эмоциональных состояний, тест-викторина, текст песни «Перемена мала», учебник музыки 4 класс, Е.Д.Критской.

Организационный момент:

Музыкальное приветствие:

Учитель: Сегодня, друзья, как вчера, начинается день наш с утра,

На всех языках говорят, говорят миллионы ребят

У-ся: Доброе утро!

У-ль: Доброе утро! С этих слов начинает свой день детвора.

У-ся: Доброе утро!

У-ль: Доброе утро!

Все: Доброе утро!

Ход урока:

Звучит музыка П.Чайковского «Вариации на тему рококо» (4 кл. 5ч. № 2 диск)

У-ль: Какое произведение вы слушали? Назовите его.

У-ся: Вариации на тему рококо.

У-ся: П.И.Чайковский.

У-ль: Что такое вариации?

У-ся: Развитие, изменение музыки. Когда, одна и та же музыка звучит в разных вариантах, развивается, изменяется.

У-ль: Что означает – рококо?

У-ся: Это французское слово, которое в переводе на русский язык означает – раковина.

У-ль: Где первоначально зародился этот стиль? Что это означает?

У-ся: В архитектуре. Что означает изысканность, грациозность, изящество. Именно ее изображение часто помещалось в центре орнамента.

(рисунок в стиле рококо стр.76, учебник)

У-ль: Чем отличаются музыкальные произведения в стиле рококо?

У-ся: Изысканностью, изяществом, грациозностью?

У-ль: Какими средствами музыкальной выразительности это достигалось?

(работа по таблице)

У-ся: Неторопливый темп, негромкая динамика, изящный ритм, мажор.

У-ль: Какие интонации мы слышим в музыке Чайковского?

У-ся: Шутливые, маршевые, лирические, задушевные.

У-ль: Что эти интонации придают музыке?

У-ся: Русский характер.

У-ль: Для какого инструмента композитор написал это произведение?

У-ся: Для виолончели с оркестром. (показать изображение виолончели)

У-ль: Кто солирует на виолончели?

У-ся: Мстислав Ростропович.

(Физминутка)

У-ль: Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой из сюиты русского композитора М.

Мусоргского «Картинки с выставки». (портрет композитора)

С некоторыми из них мы уже знакомились.

Назовите те пьесы из сюиты, которые вы знаете. (обратиться к рисункам на доске )

У-ся: «Баба Яга», «Гном», «Балет невылупившихся птенцов».

Что такое сюита?

У-ся: Ряд, последовательность разнохарактерных пьес.

У-ль: Помните идею создания сюиты?

После смерти друга М.П. Мусоргского, художника Виктора Гартмана, композитор отобрал для себя 10 наиболее понравившихся картин и написал к ним музыку в форме сюиты.

После каждой картинки звучит интермедия, которая называется «Прогулка», т.е. переход от одной картины к другой. Интермедия- это отстраненное произведение, не имеющее ничего общего с сюжетом.

«Прогулка» - слушание.

Композитор по-своему интерпретировал картинки художника. Например: У Гартмана на рисунке были изображены часы в виде избушки на курьих ножках. А Мусоргский в своей музыке решил показать избушку обитаемой. Он назвал эту картинку «Баба Яга».

У-ль: Давайте вместе с вами мысленно перенесемся в Средневековье, во времена замков и рыцарей, прекрасных дам, трубадуров и менестрелей - бродячих певцов-музыкантов.

(Рисунок стр.79, учебник)

У-ль: Каким мы увидели замок на рисунке?

У-ся: Серый, мрачный, таинственный.

У-ль: А теперь сравним с музыкой Мусоргского.

«Старый замок» - слушание (диск 4 кл. 5ч. № 3)

У-ль: Как звучала эта музыка? (таблица эмоциональных состояний)

У-ся: Тихо, таинственно, завораживающе.

У-ль: О чем рассказывает эта музыка? Меняется ли настроение в музыке?

У-ся: Воспоминание о прошлом этого замка, где были и радость, и грусть, где когда-то кипела жизнь.

У-ль: Какими средствами музыкальной выразительности композитор этого добился?

У-ся: Тихая динамика, постепенно нарастающая и затихающая, спокойный темп, минор.

У-ль: Какой инструмент звучал?

У-ся: Фортепиано.

У-ль: Что напоминал вам аккомпанемент?

У-ся: Песни трубадуров.

У-ль: Почему картинка заканчивается громким аккордом?

У-ль: Что бы вы рассказали об этой музыкальной картинке? Что бы нарисовали?

Пусть это задание будет домашним.

Итог урока:

Тест-викторина

  1. Кто является композитором произведения «Картинки с выставки»?
  2. По эскизам какого художника создавалось произведение «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского?
  3. Что такое сюита?
  4. Сколько частей в сюите «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского?
  5. Что такое интермедия?
  6. Как в сюите называется интермедия?

(учащиеся зачитывают вопросы и ответы, сравнивают их, отмечают правильные ответы)

Учитель объявляет оценки за урок. Записывается домашнее задание.

У-ль: Урок заканчивается, скоро перемена. Давайте исполним песню.

«Перемена мала» - исполнение.

МОУ-сош с. Логиновка

Открытый урок по музыке:

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» - «Старый замок »

4 класс

учитель музыки Бойко Т.И.

Презентация "Старый замок" 4 класс.

Рассказ о создании произведения.

Понятия: сюита, старинная музыка, менестрель, трубадур.

Музыкальные вставки: старинная музыка трубадуров, пьеса Мусоргского "Старый замок".

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Старый замок"»

М.П.Мусоргский

Презентация к уроку в 4 классе

Выполнила: Гринева Л.В. учитель музыки


Модест Петрович Мусоргский

1839-1881

Русский композитор, гениальный мастер музыкальных характеристик.


В.А. Гартман

В феврале 1874 года открылась в Петербурге посмертная выставка работ русского художника-архитектора Виктора Александровича Гартмана.

Тут были самые разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки.

Во всем чувствовался большой талант художника.


Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии.

Рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур.

У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия.


МЕНЕСТРЕЛЬ - в средние века странствующий поэт музыкант, трубадур.

Трубадур - в средние века в Провансе (на юге Франции): странствующий поэт певец. Трубадуры воспевали красоту;



Сюита музыкальная композиция, которая относится к жанру инструментальной музыки.

Слово «сюита» переводится с французского дословно - последовательность или чередование.

Сюита - это многочастный цикл, состоящий из нескольких пьес, различных между собой по характеру, но связанных общей художественной мыслью.


Старинная музыка

Старинное музыкальное искусство – необъятный пласт мировой культуры.

Это понятие охватывает 12 столетий , начиная со времени падения Западной Римской империи (конец V в.) и заканчивая наступлением эпохи Классицизма (середина XVIII в.).


Домашнее задание:

Сочини рассказ к музыкальной картинке М.Мусоргского «Старый замок»

Фортепианный цикл (1874)

Оркестровка Мориса Равеля (1922)

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, саксофон-альт, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, бич, трещотка, тарелки, большой барабан, тамтам, колокольчики, колокол, ксилофон, челеста, 2 арфы, струнные.

История создания

1873 год был трудным для Мусоргского. Друзья перестали собираться вечерами у Л.И. Шестаковой, сестры Глинки, тяжело заболевшей. В. Стасов, всегда морально поддерживавший композитора, надолго уехал из Петербурга. Последним ударом была внезапная, в расцвете лет и таланта, смерть художника Виктора Гартмана (1834-1873). «Что за ужас, что за горе! - писал Мусоргский Стасову. - В последний заезд Виктора Гартмана в Петроград мы шли с ним после музыки по Фурштадтской улице; у какого-то переулка он остановился, побледнел, прислонился к стене какого-то дома и не мог отдышаться. Тогда я не придал большого значения этому явлению... Порядком повозившись сам с удушьем и биениями сердца... я мнил, что это участь нервных натур, по преимуществу, но горько ошибся - как оказывается... Эта бездарная дура смерть косит, не рассуждая...»

В следующем, 1874 году, по инициативе вернувшегося Стасова была организована посмертная выставка произведений Гартмана, на которой были представлены его работы маслом, акварели, зарисовки с натуры, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты. Были и некоторые изделия, сделанные руками художника, - щипцы для раскалывания орехов, часы в виде избушки на курьих ножках и т. п.

Выставка произвела огромное впечатление на Мусоргского. Он решил написать программную фортепианную сюиту, содержанием которой стали бы произведения покойного художника. Интерпретирует их композитор по-своему. Так, эскиз к балету «Трильби», изображающий крошечных птенцов в скорлупках, превращается в «Балет невылупившихся птенцов», щипцы для орехов в виде кривоногого гнома становятся основой портрета этого сказочного существа, а часы-избушка вдохновляют музыканта на пьесу, рисующую полет Бабы-Яги на помеле.

Фортепианный цикл был создан очень быстро - за три недели июня 1874 года. Стасову композитор сообщал: «Гартман кипит, как кипел «Борис», - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге... Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в интермедиях видна... Как хорошо работается». Под «физиономией», видной в интермедиях, композитор подразумевал связки между номерами - образами Гартмана. В этих связках, названных «Прогулка», Мусоргский нарисовал себя, прогуливающегося по выставке, переходящего от одного экспоната к другому. Композитор закончил работу 22 июня и посвятил ее В.В. Стасову.

Тогда же, летом 1874 года, «Картинки» с подзаголовком «Воспоминание о Викторе Гартмане» были подготовлены композитором к печати, но опубликованы только в 1886 году, уже после смерти композитора. Еще несколько лет понадобилось на то, чтобы это глубоко оригинальное, не имеющее аналогов произведение вошло в репертуар пианистов.

Яркость образов, их живописность, фортепианная колористика подталкивали к оркестровому воплощению «Картинок». В архиве Римского-Корсакова сохранилась страница оркестровки одной из частей цикла - «Старого замка». Позднее ученик Римского-Корсакова М. Тушмалов сделал оркестровку, но она осталась неисполненной. В 1922 году Морис Равель, бывший страстным поклонником творчества Мусоргского, также обратился к этому произведению. Его блестящее оркестровое воплощение «Картинок с выставки» быстро завоевало концертную эстраду и стало столь же популярным, как и подлинная фортепианная версия произведения. Партитура была впервые издана Российским музыкальным издательством в Париже в 1927 году.

Музыка

Первый номер - «Прогулка» - основана на широкой мелодии в русском народном характере, с характерным для народных песен переменным метром, исполняемой сначала соло трубы, а далее поддержанной хором медных инструментов. Постепенно подключаются и другие инструменты, после звучания tutti без перерыва начинается второй номер.

Это «Гном». Ему свойственны причудливые, изломанные интонации, резкие скачки, внезапные паузы, напряженные гармонии, прозрачная оркестровка с использованием челесты и арфы. Все это ярко рисует фантастический и таинственный образ.

«Прогулка», существенно сокращенная по сравнению с начальной, переводит слушателя к следующей картинке - «Старому замку». Фагот, скупо поддержанный одиноким звуком второго фагота и пиццикато контрабасов, запевает меланхоличную серенаду. Мелодия переходит к саксофону с его характерным выразительным тембром, потом распевается другими инструментами под аккомпанемент, имитирующий звучание лютни.

Коротенькая «Прогулка» приводит в «Тюильрийский сад» (его подзаголовок - «Ссора детей после игры»). Это живое, радостное скерцо, пронизанное веселым гомоном, беготней, добродушной воркотней нянек. Оно проносится быстро, сменяясь ярким контрастом.

Следующая картинка называется «Быдло». Гартман изобразил под этим названием запряженную волами тяжелую телегу на огромных колесах. Здесь господствует мерное движение с тяжеловесными аккордами; на его фоне туба запевает протяжную тоскливую песню, в которой, однако, чувствуется угрюмая скрытая сила. Постепенно звучность ширится, нарастает, а затем стихает, словно повозка скрывается вдали.

Очередная «Прогулка» в измененном виде - с темой в высоком флейтовом регистре - подготавливает к «Балету невылупившихся птенцов» - очаровательному грациозному скерцино с причудливыми гармониями, прозрачной оркестровкой, многочисленными форшлагами, имитирующими птичий щебет.

Непосредственно за этим номером следует резко контрастирующая ему бытовая сценка «Самуэль Гольденберг и Шмуйле», обычно называемая «Два еврея - богатый и бедный». Стасов писал о ней: «Два еврея, зарисованные с натуры Гартманом в 1868 году во время его путешествия: первый - богатый толстый еврей, самодовольный и веселый, другой - бедный, тощий и жалующийся, почти плачущий. Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок, и Гартман сейчас же подарил их своему другу...» Сценка строится на сопоставлении властных энергичных интонаций в унисонах деревянной и струнной групп и соло трубы с сурдиной - с общим движением мелкими триолями, с мордентами и форшлагами, вьющейся вьюном, как бы захлебывающейся жалобной скороговоркой. Эти темы, сначала проведенные порознь, далее звучат одновременно, контрапунктом в разных тональностях, создавая неповторимый по колориту дуэт.

«Лимож. Рынок. (Большая новость)» - название следующего номера. Первоначально композитор предварял его небольшой программой: «Большая новость: господин Пьюсанжу только что нашел свою корову Беглянку. Но лиможские кумушки не вполне согласны по поводу этого случая, потому что госпожа Рамбурсак приобрела себе прекрасные фарфоровые зубы, между тем как у господина Панта-Панталео- на мешающий ему нос остается все время красным, как пион». Это блестящее каприччио, основанное на непрерывном суетливом движении с капризными, изменчивыми, дразнящими интонациями, перекличками инструментов, частой сменой динамики, завершающееся tutti фортиссимо - кумушки дошли до экстаза в своей болтовне. Но все резко обрывается фортиссимо тромбонов и тубы, интонирующих один звук - си .

Без перерыва, attacca, резким контрастом вступает следующий номер - «Катакомбы (Римская гробница)». Это всего 30 тактов мрачных аккордов, то тихих, то громких, рисующих мрачное подземелье в таинственном свете фонаря. На картине, по свидетельству Стасова, художник изобразил самого себя, с фонарем в руке осматривающего катакомбы. Этот номер - как бы вступление к следующему, наступающему без перерыва - «С мертвыми на мертвом языке». В рукописи композитор написал: «Латинский текст: с мертвыми на мертвом языке. Ладно бы латинский текст: творческий дух умершего Гартмана ведет меня к черепам, взывает к ним, черепа тихо засветились». В скорбном си миноре звучит измененная тема «Прогулки» в обрамлении тихих тремоло и аккордов духовых, напоминающих хорал.

«Избушка на курьих ножках» - снова подчеркнутый контраст. Ее начало живописует стремительный полет Бабы-Яги на помеле: широкие скачки, чередующиеся с паузами, переходят в неудержимое движение. Средний эпизод - в более камерном звучании - наполнен таинственными шорохами, настороженными звучаниями. Оригинальна оркестровка: на фоне непрерывных тремолирующих звуков флейт тему Бабы-Яги, состоящую из кратких попевок и сформированную еще в первом разделе, интонируют фагот и контрабасы. Потом она появляется у тубы и низких струнных в сопровождении тремоло и пиццикато струнных, отдельных аккордов челесты, в то время, как у арфы звучит ее измененный вариант. Необычные краски придают особый оттенок колдовства, волшбы. И снова стремительный полет.

Без перерыва, attacca, вступает финал - «Богатырские ворота (в стольном городе во Киеве)». Это музыкальное воплощение архитектурного проекта киевских городских ворот, которые Гартман видел в древнерусском стиле, с аркой, украшенной старинным шлемом и надвратной церковью. Его первая тема, величавая, похожая на былинный напев, в мощном звучании медных и фаготов с контрафаготом, напоминает тему «Прогулки». Она все больше ширится, заполняет все звуковое пространство, перемежаясь со старинным церковным знаменным распевом «Елицы во Христа креститеся», поданным более камерно, в строгом четырехголосии деревянных инструментов. Заключает номер, как и весь цикл, торжественный и праздничный колокольный звон, переданный полнозвучием оркестра.

Л. Михеева

В 1922 году Морис Равель закончил оркестровку «Картинок с выставки» Мусоргского - произведения необычайно своеобразного и по самой музыке и по ее пианистическому воплощению. Правда, в «Картинках» есть много деталей, которые можно представить себе в оркестровом звучании, но для этого надо было отыскать на своей палитре краски, органически сливающиеся с оригиналом. Равель осуществил такой синтез и создал партитуру, оставшуюся примером мастерства и стилистической чуткости.

Оркестровка «Картинок с выставки» выполнена не только с исключительной изобретательностью, но и верностью характеру подлинника. В него были внесены небольшие поправки, но почти все они связаны со спецификой звучания инструментов. По существу они свелись к перемене нюансов, варьированности повторов, купюре одной «Прогулки», повторяющейся дважды, и добавлению одного такта в аккомпанементе к мелодии «Старинного замка»; большая длительность, чем в подлиннике, органного пункта в «Богатырских воротах» и введение нового ритма в партии медных исчерпывают перечень изменений, внесенных в партитуру. Все это не нарушает общего характера музыки Мусоргского, изменения деталей возникли при работе над партитурой, и они были минимальными.

Оркестровка «Картинок с выставки», как и всегда у Равеля, основана на точном расчете и знании каждого инструмента и возможных тембровых сочетаний. Опыт и изобретательность подсказали композитору множество характерных деталей партитуры. Напомним о glissando струнных («Гном»), великолепном соло альтового саксофона («Старый замок»), фантастическом колорите «Балета невылупившихся птенцов», грандиозном звучании финала. При всей своей неожиданности, оркестровые находки Равеля передают внутреннюю сущность музыки Мусоргского, включаются в строй его образов очень органично. Впрочем, как уже отмечалось, в фортепианной фактуре «Картинок» есть черты оркестральности, это создавало благоприятные предпосылки для работы вдумчивого и вдохновенного художника, каким и был Равель.

Равель обратился к оркестровке «Картинок с выставки», уже имея опыт работы над партитурой «Хованщины». Кроме того, он был автором оркестровых редакций собственных фортепианных произведений, и эти партитуры воспринимались как оригиналы, а не переложения. По отношению к «Картинкам с выставки» такие высказывания невозможны, но высокое достоинство оркестровки гениального произведения Мусоргского несомненно. Это подтверждает его неизменный успех у публики начиная с первого исполнения, состоявшегося в Париже 3 мая 1923 года под управлением С. Кусевицкого (Эта дата приводится Н. Слонимским в его книге «Music since 1900». А. Прюньер указывает другую - 8 мая 1922 года.).

Равелевская оркестровка «Картинок с выставки» вызвала и отдельные критические замечания: ее упрекали в недостаточном соответствии духу оригинала, не соглашались с изменениями нескольких тактов и т. д. Эти упреки можно услышать иногда и в наше время. Однако до сих пор оркестровка остается лучшей среди других, она по праву вошла в концертный репертуар: ее играли и продолжают играть лучшие оркестры и дирижеры всех стран.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png