Принято считать, что главный источник вдохновения серии Monument Valley - картины Маурица Эшера. На самом деле источников гораздо больше. За каждым уровнем игр франшизы стоит какое-либо произведение, фото или даже музыкальный клип.

О том, чем вдохновлялись дизайнеры уровней Monument Valley 2, рассказал в блоге The Work behind The Work Дэвид Фернандес Уэрта (David Fernández Huerta), арт-директор игры.

«Беспредметная композиция», Ольга Розанова

Мы очень многое взяли из работ других художников и из истории художественного искусства. То, что мы делали, можно сравнить с художественной интерпретацией чего-либо. Изменить содержание и сделать своим.

Постер к музыкальному альбому Modern Vampires of the City группы Vampire Weekend, Ростам Батманглиж

Эта запись, которая есть у меня дома. При работе над уровнем я не смотрел на постер, но изображение было где-то у меня в подкорке. Такие вещи мы все таскаем с собой.

Постер коммуны Сен-Рафаэль, расположенной на Лазурном Берегу, Том Морель Де Тангай (Tom Morel De Tanguy)

Иногда мы утаскиваем такие вещи с отпуска, как это сделал я, когда посещал Помпеи пару лет назад.

Лондонский Национальный театр, Денис Ласдан (Denys Lasdun)

Мы часто также отталкивались от постеров Баухаус и архитектурного стиля брутализм.

Кадры из клипа Ники Минаж (Nicki Minaj) на песню Super Bass, режиссёр Санаа Хамри (Sanaa Hamri)

Один из наших художников, Лорен Кейсон (Lauren Cason), очень любит клипы Ники Минаж.

Концепт-арт к «Питеру Пэну» Уолта Диснея, Мэри Блэр (Mary Blair)

Эта иллюстрация к приключениям Питера Пэна - одна из любимых работ Лорен и важнейший источник её вдохновения на протяжении всей карьеры.

Лакричное ассорти

Мы хотим, чтобы каждый в команде был погружён в художественный стиль игры. Поэтому мы распечатываем кучу референсов и крепим их к доскам, чтобы затем, при работе над уровнем, мы могли их таскать с собой по всему офису (рабочие места у нас не закреплены за сотрудниками).

Процесс обычно идёт от макета к концепт-арту и от зарисовок к финальной версии. Процесс сильно зависит от художника. Мы стараемся совмещать разные подходы, а это значит, что каждый работает немного по-своему.

Нас всегда спрашивают, как эти, на первый взгляд, совершенно невозможные уровни работают. Невозможность и оптические иллюзии - это сердце Monument Valley. Секрет в том, что трёхмерные объекты выстроены так, что с точки зрения камеры путь выглядит возможным. Когда же персонаж проходит через определенные части пути, он по факту телепортируется из одной точки в другую.

Урок 29. Заповеди.
Давайте зададим главный вопрос: что за заповеди принес Моисей на скрижалях и для кого они были написаны? Большинство людей уверены в том, что заповедей было 10. Представляете, как долго и упорно это вдалбливалось народу, что мало кто знает, что их на самом деле было гораздо больше. Откройте красочную иллюстрированную Детскую библию, и вы увидите картинку, на которой нарисован Моисей, держащий скрижали только с десятью заповедями. Это вранье вдалбливается нашим детям уже с детства. Во многих школах ввели обязательный урок по изучению Библии. Не каждый взрослый человек может разобраться в этой «чудокниге», а уж что говорить о детях. Они наивно верят каждому слову учителя, которое воспринимают как аксиому.
Подобное зомбирование ведет к тому что, вырастая, эти люди уже не анализируют заложенную в них информацию, а продолжают слепо верить в то, что им когда-то было вбито в голову. Если им задать вопрос: «Почему это так?», они ответят: «Потому». На этом весь диалог и закончится. Они не смогут ответить на вопрос развернуто, потому что их не учили анализировать, думать и приходить к собственным выводам. Почему, изучая законы химии или физики, ученикам на уроках дают подробный анализ каждого закона: вот с этого все началось, за этим следует это, а за этим –то, а из всего вышеизложенного подводим итог… Так почему же библейские законы не разбираются подобным образом, а преподносятся, как нечто неоспоримое, которое нельзя подвергать ни критике, ни анализу? До какого времени мы будем позволять нам пудрить мозги и морально уродовать наших детей?
Зачем нам жить по еврейским заповедям? Разве наши языческие законы были хуже? Разве наши боги не учили нас честолюбию, уверенности в себе, честности, верности и т.д. Евреи свято выполняют все законы своего бога, которые были переданы им с Моисеем. Исход, гл.34:27 «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем». Вот несколько из заветов, о которых никто и никогда не упоминает:
Исход, гл.34:11-16 «Сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев; Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их. Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – «ревнитель»; Он – Бог ревнитель. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их. И не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блуждение вслед богов своих».
Исход, гл.23, 13-33 «Соблюдайте все, что Я сказал вам; и имени других богов не упоминайте: да не слышится оно из уст твоих… Не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их; но сокруши их, и разрушь столбы их… Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих… Не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: Мало по малу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей. Не заключай союза ни с ними, ни с богами их. Не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо, если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью».
В этих заповедях иудохристианский бог четко говорит о том, что есть другие Боги и их дети, которые были до его появления. Он очень боится их, поэтому наставляет свою армию победить их хитростью и обманом. Его цель очевидна – уничтожить всех богов, поработить людей и завладеть Землей.
Давайте немного отойдем от Библии и прочитаем несколько цитат из Талмуда (священная книга иудеев) (16). Христиане Талмуд в полном объеме не признают. Однако адаптированный вариант иудаизма – Ветхий Завет, включающий Пятикнижие Моисея (тору), является основной частью Библии.
- «Там, где написано «Не делай вреда ближнему», не говорится «не делай вреда гою».
- «Подобно тому, как человек превосходит животное, евреи превосходят все народы на земле».
- «Жизнь гоев, о, еврей, в твоих руках, тем более их деньги».
- «Лицемерие допустимо в том смысле, что еврей должен казаться вежливым относительно нечестивых, пусть оказывает им почтение и говорит: «Я вас люблю». Это дозволено лишь в том случае, если еврей имеет нужду в нечестивом или имеет основания его опасаться; в противном случае это является грехом».
- «Произнося клятву, про себя можно оговорить такие условия, при которых клятва не будет действительна. Талмуд разрешает поступать таким образом всякий раз, когда какая-либо гойская власть требует от еврея принятия клятвы».
- «Еврей совершает доброе дело, когда убивает вольнодумца, неверующего, который отрицает учение Израиля, равно и того, кто сделался гоем».
Христианская Библия недалеко ушла от Талмуда. Тот же еврейский шовинизм. Та же пропаганда шовинистической теории богоизбранного народа. То же самое жидолюбие и презрение к другим народам – неевреям (гоям). Библия пронизана запретами еврейского бога на смешанные браки евреев с другими народами. Библейский бог также считает за людей только евреев, а другие народы для него, то же самое, что и животные.
Библия в Ветхом Завете постоянно пропагандирует еврейское мировое господство и еврейский паразитизм. Второзаконие 11:23-25 «Вы (евреи), овладеете народами, которые больше и сильнее вас; всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; никто не устоит против вас».
Второзаконие 6:10-11 «Введет тебя (еврейский народ) бог твой, в ту землю, которую он клялся… дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться».
Вот вам и общечеловеческий подход. Отношения к евреям и к неевреям разные. В Библии четко видно кто такой ближний свой. Это только еврей. Так что, когда написано «возлюби ближнего своего, как самого себя», это совсем не значит любить всех людей на земле. Это в переводе с еврейского означает: «Возлюби еврей еврея».
Давайте посмотрим, как евреи относятся к русским, заглянув в их настольную книгу Катехизис (правила поведения) еврея в СССР 1958 года издания (в сокращении):
Евреи! Любите друг друга, помогайте друг другу. Наша сила - в единстве, в нем залог наших успехов, наше спасение и процветание. Единство – это цель, оно же и средство к достижению цели. Помогайте друг другу, не бойтесь прослыть националистами. Наш национализм интернационален и поэтому вечен. Истинный интернационализм только то, что кровными узами связан с еврейством, все остальное – провокация и обман.
Формируйте свои национальные кадры. Кадры решают все. Готовьте еврейскую молодежь принять эстафету поколений. Пусть каждое поколение неевреев сталкивается с нашей глубоко эшелонированной обороной. Для этого необходимо как можно раньше выдвигать на руководящие должности наших молодых людей, доказывая их зрелость и гениальность.
Мир жесток, в нем не места филантропии. Каждый народ – кузнец своего счастья. Не наше дело заботиться о русских национальных кадрах. Если они не думают о себе, почему мы должны думать о них? Не берите пример с русских, которые живут созерцательно, надеясь на авось. Не ждите милости от природы - взять их наша задача.
Создавайте свои коллективы и этими коллективами выталкивайте неевреев. Помните: все высокооплачиваемые, влиятельные, прибыльные должности – все это наш национальный доход.
Русские неспособны глубоко мыслить, анализировать и делать глубокие обобщения. Они подобны свиньям, которые живут, уткнувшись рылом в землю, не подозревая, что есть небо. Они воспринимают все явления слишком поверхностно, слишком конкретно, они не видят факты в их последовательности, в их связях, они не способны думать, обобщать и абстрагироваться. Для них каждый случай – только случай, как бы часто он ни встречался.
Все, что знают и умеют они, умеем и знаем мы. То, что знаем и чувствуем мы, им знать и чувствовать не надо. Все, что они имеют, - это их предел. Все, что имеем мы, - это наше средство к достижению большего. Все, что они имеют сегодня, - это наше в их временном пользовании. Взять у них то, что нам завещано богом, - это наша задача.
Русские упрямы, но они не обладают достаточным упорством в достижении цели. Они ленивы, поэтому всегда спешат. Все проблемы они пытаются решить разом. Они пренебрегают малым ради большой решающей победы. Мы исповедуем тактику малых побед, хотя и не против больших. Малая победа – тоже победа!
Русские завистливы, они ненавидят своих собратьев, когда те выдвигаются из серой массы. Предоставьте им возможность разорвать этих выдвиженцев – они с удовольствием разорвут. Будьте всегда арбитрами, становитесь в позу миротворцев, защищайте «несчастных», против которых ополчается толпа, но лишь настолько, чтобы прослыть добрыми объективными. Немного выдержки, и вы займете место того, которого только что растерзали.
Русские не умеют просить, считая это унижением, а сами без того унижены и бедны. Мы говорим: «Всякое унижение благо, если оно дает выгоду». Нет аморальных вещей, если они способствуют утверждению и процветанию нашего народа. Цель освещает средства.
Русские глупы и грубы. Свою глупость и грубость они именуют честностью, порядочностью и принципами. Неумение приспосабливаться и менять свое поведение в зависимости от ситуации, отсутствие гибкости ума они называют «быть самим собой», «принципиальностью». Гои глупы и грубы настолько, что не умеют даже лгать.
Постоянно помните о пределах, которые ставят себе гои, их мышление заскорузло в этих пределах. Они не способны выйти за них. В этом их несчастье, в этом наше преимущество. Говорите и поступайте так, как этого не допускает их мораль, как этого не допускают их понятия. Делайте то, что кажется им невозможным, невероятным. Они не поверят в то, что вы способны на слова и поступки, на которые они не способны.
Говорите и поступайте уверенно, напористо и агрессивно, обескураживающее и ошеломляюще. Больше шума и словесной мишуры, больше непонятного и наукообразного. Пусть ломают голову в поисках рациональных зерен в наших идеях, пусть ищут и находят в них то, чего там нет. Завтра им дадим новую пищу их примитивным мозгам.
Не важно, что вы говорите – важно, как вы говорите. Ваша самоуверенность будет воспринята как убежденность, амбиции – как возвышенность ума, манера поучать и поправлять – как превосходство. Крутите им мозги, взвинчивайте нервы! Подавляйте волю тех, кто вам возражает. Компрометируйте выскочек и крикунов, натравливайте самолюбие толпы на скептиков. В беседах и диспутах используйте риторические приемы, которые находятся на грани приличия. Русские этого долго выдержать не могут. Избегая скандалов, они уходят, освобождая вам место… Особым шиком они считают хлопнуть дверью и уйти. Предоставьте им эту возможность! Вежливая наглость – вот наш девиз!
Обвиняйте в антисемитизме тех, кто пытается разоблачить вас. Клейте им ярлык антисемитов, и вы увидите, с каким удовольствием остальные гои подхватят эту версию. Вообще-то все русские антисемиты, но как только вы приклеите этот ярлык одному – он становится беззащитным, ибо все остальные кидают его нам в жертву и уничтожают своими руками. А мы поставим клеймо на следующую жертву.
Играйте на сердолюбии русских. Изображайте из себя бедных и несчастных, вызывайте к себе жалость и симпатию, распускайте слухи о народе – вечном страдальце, о гонениях в прошлом и дискриминации в настоящем. Тактика «бедного еврея» проверена тысячелетиями! Пусть русские имеют меньше вас, все равно они помогут иметь нам больше. Русские любят быть благодетелями и покровителями. Возьмите от них то, что они могут дать: с паршивой овцы хоть шерсти клок!
Информируйте друг друга обо всем, что может представить нам вред или пользу. Информация – это святая святых! Деньги, кадры и информация – три кита, на которых зиждется наше благополучие! Священная обязанность, долг каждого еврея, поставить в известность другого еврея о том, что намереваются делать гои. Сегодня ты помог мне, завтра я помогу тебе – в этом наша сила.
Бог завещал нам владеть миром – мы им владеем. Наша задача – удержать мир в наших руках. Держите в своих руках средства пропаганды и информации: печать, радио, телевидение, кино. Нужно и далее проникать в аппарат партийного и государственного управления. Вокруг любого вопроса формируйте общественное мнение с учетом наших национальных интересов. Ни один общественный процесс нельзя пускать на самотек. Если он не принесет нам пользу, спускайте его на тормоза или направляйте его против врагов наших – гоев. Любое начинание должны возглавлять мы, чтобы вести его в нужном направлении.
В любом коллективе берите власть в свои руки и управляйте им в наших интересах. Административную и творческую часть производственного процесса должны выполнять мы. Пусть гои обеспечивают черновую, материально-техническую базу нашего творчества. Пусть они следят за чистотой наших помещений и охраняют плоды наших трудов. Пусть они будут не выше вахтера или уборщицы.
Не допускайте к творчеству русских! В виде исключения можно допустить гоев нерусского происхождения. И не бойтесь прослыть националистами: иллюзию интернационализма нам обеспечит наличие лиц смешанной национальности с примесью еврейской крови или, на худой конец, представители нацменьшинств. Если у вас есть вакансия – берите только еврея. Если не можете сделать этого, ликвидируйте должность. Если не можете сделать ни того, ни другого – берите азиата. Если нет такого, берите поляка, украинца или, на худой конец, белоруса – у этих свои счеты с русскими. После небольшой обработки они станут вашими союзниками.
Не разрушайте открыто памятников русской старины, но и не восстанавливайте их. Пройдут годы, и они сами разрушатся. А хулиганы и «любители старины» их растащат по кирпичикам. Народ без истории, как ребенок без родителей, и из него можно вылепить все, что необходимо.
Держите под неустанным контролем каждый шаг влиятельных и перспективных русских. Если не удается блокировать молодых и перспективных русских, делайте их управляемыми. Привлекайте их в свои компании, создавайте вокруг них плотное кольцо еврейского окружения, лишайте их контактов и знакомств помимо вас. Вынуждайте их жениться на еврейских женщинах и только после этого открывайте им «зеленую улицу». Помогая таким русским, вы вносите вклад в дело нашей еврейской общины. Отныне их зарплата – наш национальный доход. Ради своих детей они потеряют свои «гражданские права», чувства и ум, во всяком случае, не смогут быть антисемитами. Сожительство с еврейской женщиной – это один из способов вовлечения талантливых русских в сферу нашего влияния и сферу наших интересов.
Будьте бдительны, испанская инквизиция и немецкий фашизм не должны повториться. Гасите в зародыше любые попытки противопоставить нас обществу, уничтожайте антиеврейские тенденции в самом начале, в каком бы виде они ни возникли. Фашизм – явление не случайное, он возникает так, где мы недооцениваем стремление местного народа быть хозяином своей земли. Фашизм подспудно зреет во всех народах. На наше счастье разные народы приходят к нему в разное время и под разными названиями.
Скупайте, похищайте и уничтожайте, не допускайте к переизданию произведения, раскрывающие нашу тактику и стратегию, представляющих евреев в дурном свете. Народы гоев не должны помнить и знать фактические причины еврейских погромов и гонений. По этим вопросам они должны знать только нашу трактовку.
Особое внимание уделяйте непокорным, упрямым, которые не хотят склонить головы перед нашим превосходством, не хотят работать на нас и противодействуют нашей практике и политике. Не позволяйте вырасти из маленьких антисемитов большим погромщикам! Пусть они в зародыше зачахнут с их упрямой идеей национального достоинства. Разоблачайте их, компрометируйте, ополчайтесь против них всеми имеющимися средствами. Пока они одиноки, им не устоять против нашего коллективизма, против нашего натиска. Взывайте к общественности и администрации, тащите их в милицию, если можно – в суд. Если вы старше, обвиняйте в нарушении почтения к старшим, если ровня по возрасту – обвиняйте в нарушении принципов братства и обязательно интернационализма. Эффективность этих приемов проверена многими поколениями. Главное – обвинить. Пусть они оправдываются. Тот, кто оправдывается, - уже наполовину виноват!
Либо наш порядок, либо полная дезорганизация. Там, где хотят обойтись без нас, должен быть хаос! Делайте так, чтобы беспорядок продолжался до тех пор, пока измученные гои, отчаявшись, не попросят нас взять власть в свои руки и обеспечить им спокойную жизнь. Гои должны работать под нашим руководством и приносить нам пользу. Тот, кто не приносит нам пользы, должен быть изгнан. Вне наших интересов нет общественной пользы! Тот, кто не с нами, - тот против нас! Око за око! Зуб за зуб! Так учил Моисей, так жили наши предки. Так будет жить и мы. Месть – священное чувство, оно воспитывает характер, утверждает человека. Исторгните из себя чувство покорности и смирения по отношению к гоям.
Лозунг христианского милосердия, смирения, униженности и самоотречения оставьте глупым гоям – они достойны именно этого. Среди гоев проповедуйте, насаждайте христианские «добродетели», сами же оставайтесь твердыми. Будьте непримиримыми в душе к врагам нашим! Если вы им простите малую обиду сегодня, завтра они нанесут вам большую. Не привыкайте к обидам сами и отбивайте у других охоту чинить ее вам.
Пусть гои уговаривают друг друга осторожности, умеренности и гибкости по отношению к вам. Пусть они осторожно сдерживают наш натиск. Мы должны действовать решительно и быстро, ставя их всегда перед свершившимся фактом. Никогда не ослабляйте натиск. Чем жестче сопротивление гоев, тем значительнее наши издержки, тем выше должны быть наш доход и наши накопления. Наша сегодняшняя прибыль должна окупать возможные утраты в будущих погромах, которые время от времени происходят в каждой стране. Пусть гои сегодня платят за то, что где-то возьмут часть своего обратно.
Мы всегда должны быть готовы уйти от гнева и ненависти, уйти туда, где нас примут в расчете оживить экономику нашими капиталами. Периодическая смена стран в поисках более благоприятных условий для существования является частью нашей стратегии. В этом заключается символ «вечного жида». Но уйти мы должны, если надо будет, не бедными и больными, а здоровыми и богатыми. Деньги – это наши ноги. Мы смещаем свой центр тяжести туда, куда предварительно переведены наши деньги, наш капитал. Окрепнув материально в странах рассеяния, собрав с них свою дань, время от времени мы собираемся на земле своих предков для того, чтобы укрепить наш дух, наши силы, наши символы, нашу веру в единство.
Мы собираемся для того, чтобы снова разойтись. И так во все века.
Надо сказать, что на данный момент не все евреи являются слугами Системы. Но высшая еврейская каста и этот момент смогла повернуть себе на пользу. Она с легкостью отдает «предателей» на растерзание, используя их как пушечное мясо, а потом кричит во всеуслышание о том, как жестоко обращаются с представителями еврейской нации, взывая к жалости и милосердию. К сожалению, и многие представители других национальностей, давно уже находятся по другую сторону баррикад. В связи с этим сложно разобраться, кто есть кто, - кто свой среди чужих, а кто чужой среди своих. Но все на самом деле не так сложно, как это кажется. Их отличительные черты – лживость, трусость, интриганство, предательство, жадность, бесчестие и т.д. Нужно учиться различать. Не судите по словам человека, а судите по делам его.
Война, которую ведут против нас слуги Системы, не заметна для глаз (особенно для тех, кто и не хочет этого видеть). Они вползают к нам в Дом, как змеи, тихо и вкрадчиво. Но беда в том, что мы не хотим на это обращать внимание (ведь пока ничего страшного-то не произошло). А разве не страшно видеть их по всюду: в политике, на руководящих постах средств массовой информации, в крупном бизнесе и т.д.
Сколько можно прятать свою голову, как страус, в песке. Не пора ли ее поднять и посмотреть по сторонам. Они относятся к вам как к свиньям, как к ничтожествам, а вы покорно склоняете свои головы перед ними. Мы – сильный и могучий русский народ, превратились в жалких рабов этой якобы «богоизбранной расы». Да кто они такие, что мы должны им безропотно отдать себя и все свое имущество. Получается, что они правы, - мы глупы, трусливы и завистливы. Надо уметь признаваться свои ошибки и исправлять их.
Надо вспомнить и о своих плюсах. Русский человек всегда отличался смелостью, честностью, справедливостью. Эти трусливые и лживые представители Системы презирают нас, но они нас и боятся. Они боятся нашей честности и открытости, отзывчивости и доброты. Мы настоящие, в отличие от них. В этом наше оружие и преимущество. Мы должны оставаться самими собой, мы должны подняться с колен, выпрямить спину и дать им отпор. Если мы этого не сделаем, то наступит (в ближайшее время) момент, когда это скопище змей нанесет смертельный укус и будет поздно. Давайте, не допустим этого!

- Как вы, выпускница МГИМО, золотая медалистка, дочь профессора, внучка академика, стали валютной проституткой?
 - Даже не знаю… Наверное, просто повезло!
Анекдот из девяностых

Я сижу сейчас на заседании совета директоров восточно-европейского Microsoft и со мной в комнате сидят несколько голландцев, американцы, две гречанки, несколько немцев, англичан, два чеха, венгр, канадец, серб, французы, итальянцы, поляк, швейцарцы. А из России только один я. Почему наших так мало в Европе, особенно на руководящих позициях, несмотря на размер рынка? Немногие исключения если и встречаются в глобальных компаниях, то чаще в компаниях с российскими корнями. А вот в международных компаниях примеры совсем редки.

Что мешает нашим людям строить международную карьеру? Попробую ответить на этот вопрос некоторыми замечаниями из своего опыта. Не претендую на объективность и полноту, это 100% мой субъективный опыт.

Замечание на полях: в связи с ростом курса евро и доллара всё чаще приходится слышать желание поскорее из России уехать в Европу и Штаты. Наверное, стоит написать про это отдельную заметку, чтобы поподробнее раскрыть мысль, в которой я после нескольких лет жизни в Европе убеждён на 100%: в России не всё так плохо, а “за границей” не всё так хорошо. Более того, текущий курс рубля приближает уровень жизни в России к европейскому, с учётом существующих здесь налогов. Просто у нас при старом курсе было значительно лучше, чем в Европе, что изнутри было не так заметно. Подробнее см. заметку .

Мне для понимания особенностей нашего ведения бизнеса было очень полезно взглянуть на нас со стороны. . Говорят, что для того, чтобы понять свой родной язык, нужно изучить иностранный. Я склонен с этим согласиться. Именно поэтому так ценится международный опыт.

Я уже несколько лет отвечаю в Microsoft за технический евангелизм в регионе Центральной и Восточной Европы, куда входит Россия и ещё 33 страны. Работа в региональной штаб-квартире позволила взглянуть на бизнес в России и на принятые в России правила ведения бизнеса со стороны. Понять, чем отличается менталитет в других странах. Это было очень полезно и интересно! Я обнаружил несколько интересных моментов недопонимания между “нами” и “ими”, что является одной из причин, почему “наших” так мало “там”. Вот некоторые из них:

1. Мы считаем себя абсолютно уникальными . По нашему мнению, есть Россия и есть весь остальной мир. Россия не похожа ни на одну другу страну в мире ни в чём и является единственной в своём роде. Любые аналогии между нами и другими странами мы воспринимаем, как в лучшем случае непонимание, в худшем - оскорбление. Как можно было нас сравнить с какой-то там … (любая страна из 180). Безусловно, у нас очень много уникальных черт. Но их не меньше у любой другой страны в мире. И мы не уникальны хотя бы в этом. А на самом деле у нас гораздо больше похожего, чем отличий. Наше стремление считать себя абсолютно уникальными нам здорово мешает, так как не даёт изучать и перенимать чужой опыт (мы-то считаем его к нам неприменимым!) Открытость к чужому опыту и готовность изучать других, искать похожее, а не отличия даёт очень большие возможности для развития.

2. Мы склонны все успехи приписывать себе, а все неудачи - внешним обстоятельствам . Это, наверное, свойство человеческой природы вообще, но у нас оно выражено особенно ярко. Мы привыкли очень много внимания уделять внешним обстоятельствам вместо того, чтобы думать о том, что можно было бы сделать. Например, иногда диалоги с российской командой на различных business review выглядят очень забавно:
Российская команда:
 - У нас всё очень плохо.
Штаб-квартира:
 - Да, мы в курсе, читаем новости, видим показатели.
они опять ничего не понимают! У нас же действительно всё очень плохо! (и вслух):
 - У нас всё совсем-совсем плохо!
Штаб-квартира (привыкшая уже к такому подходу):
 - Да-да, мы всё знаем и понимаем, всей душой болеем за вас! Давайте поговорим, что вы делаете в этой ситуации?
Российская команда (про себя): ещё издеваются! Они ведь не понимают, что у нас совсем-совсем всё плохо! (и вслух):
 - Да вы не понимаете, у нас же действительно всё совсем-совсем плохо, санкции, контр-санкции, ВВП, курс доллара, беда-беда!

Такой диалог зацикливается, стороны часто не слышат друг друга. Хотя на самом деле все всё понимают и хотят действительно обсудить, что можно делать в текущих условиях. Есть вещи, на которые мы повлиять не можем, что толку о них разговаривать? Но есть и вещи, которые мы можем и должны сделать. Их и надо обсуждать.

3. Мы очень не любим обратную связь (feedback) и особенно критику . . Это тоже свойство человеческой природы вообще, но на моём опыте, “нашим” это свойственно особенно. Критику принимаем персонально и перестаём быть конструктивными, когда слышим её в свой адрес.

4. Часто к ревью бизнеса мы относимся, как к экзамену в институте . (Да-да, я знаю, что в русском языке надо писать “ревю”, а не “ревью”, но мне так как-то ближе). На экзамене ваша задача - показать, что вы - молодец, знаете материал, готовы ответить на вопросы в билете и дополнительные вопросы. Ожидания к бизнес-ревью немного другие. Цель - не проверить знания. Или, как минимум, это не основная цель. Цель - разобраться в проблемах, понять, что можно делать по-другому, выработать план. “Ревьюверы” (ещё одно слово, которое я не могу перевести на русский язык) искренне хотят помочь, дать советы, предложить новые идеи. “Нашему” подходу это категорически противоречит. Поэтому мы всегда стараемся представить результаты работы лучше, чем они есть (несмотря на “тяжелейшие внешние условия”), спрятать проблемы, не рассказывать об ошибках. И это очень мешает. Нам стоит как можно быстрее переходить от оценки себя, как руководителя к поиску и обсуждению решения проблем.

5. Как следствие, мы очень не любим признавать свои ошибки . Не умеем быть самокритичными. Мы всё время живём по принципу “сам не похвалишь - никто не похвалит”, что находит некоторое непонимание среди скромных европейцев. И, как следствие, они стараются нам помочь, напоминая о наших ошибках. Но у нас это вызывает крайне негативную реакцию (см. п.3 выше) и порой даже агрессию, так как мы любую критику воспринимаем, как личную обиду. Мы считаем себя умнее всех и не умеем учиться у других. Зато мы очень любим рефлексировать и заниматься самокопанием. (Это, наверное, хорошо). При этом мы никому не позволяем помогать нам в этом процессе взглядом со стороны. Но уж если мы признаём свои ошибки, то равных в самобичевании нам тоже нет. Причём часто мы считаем себя и самыми лучшими и самыми худшими одновременно. Как это у нас получается - секрет загадочной русской души.

6. Мы плохо говорим по-английски . К сожалению, если сравнивать с другими европейцами, это так. При этом мы сами считаем, что говорим очень хорошо! И это здорово мешает. Всё-таки коммуникации - это самое главное.

7. Мы любим подвиги и не очень любим спокойно работать . Здесь, думаю, комментировать не надо. Это не плохо и не хорошо, просто это ещё один повод для непонимания. Как следствие, мы очень не любим планировать. Возможно, к этому нас приучила непредсказуемость нашей жизни, когда планировать действительно бессмысленно, но при этом очень важно быстро реагировать на внешние обстоятельства. Ещё одно следствие из этого - мы не любим обещать. А если нас заставляют обещать, прогнозировать - то мы изо всех сил будем стараться занизить планы, чтобы потом их перевыполнить. Не всегда понимая, что точность прогноза порой важна не меньше, чем перевыполнение плана.

8. Мы по-другому воспринимаем время . Мы любим рефлексировать, но не любим планировать (см. выше). При этом в западной культуре очень любят планировать, но про прошлое обсуждают в основном результаты, а не действия, редко возвращаясь к планам. И вообще предпочитают говорить не о том, что делали, а о том, что сделали. И о том, что будем делать дальше. Мы же предпочитаем рассуждать о том, что мы хотели сделать (но не получилось по вине “независящих от нас невероятно сложных внешних обстоятельств” - естественно). А про будущее говорить смысла нет, всё равно оно непредсказуемо.

Но самое главное, думаю, это наше нежелание и неумение изучать и адаптироваться к другой культуре. Иметь свои собственные особенности - неплохо. Более того, очень многие наши особенности являются нашими очень сильными сторонами! Например, та же способность совершать подвиги, хоть каждый день. Но нежелание понимать особенности других и подстраиваться под них (не теряя своей идентичности) сильно ограничивает нас и мешает большому количеству очень светлых голов из России строить карьеру на западе. Это, пожалуй, главный вывод из этой заметки.

Да, не подумайте, что я пытаюсь сказать, что все “наши” вот такие, а я - другой. Нет, я точно такой же. Разве что я признаю за собой наличие этих недостатков и пытаюсь над ними работать и, как минимум, учитывать их наличие в своей работе.

Это, очевидно, 100% субъективный и неполный список, я продолжу ещё работать над ним и буду благодарен за отзывы и предложения. Особенно от тех из моих читателей, кто работает на руководящих позициях в Европе и Штатах: Anton Antich, Gaidar Magdanurov, Dmitry Sotnikov, Yuriy Larichev, Pavel Ershov, Alexey Badaev, Yuriy Misnik, Alexey Reshtenko, Irina Kozlova, Nikolay Pryanishnikov, Dmitriy Nikonov, Eugene Chigirinsky (не обижайтесь, пожалуйста, если кого-то забыл).

Уже несколько месяцев в интернетах стоит вой. Московские власти хотят снести “хрущевки” и невезучие “сталинки”, чтобы на их месте построить новые дома. Обитатели старых кварталов переживают, что их поселят где-нибудь далеко от центра, и нельзя будет сходить в любимый парк или отвести ребенка в школу, где уже отучилось три поколения семьи. Ужасает перспектива переехать с проспекта Вернадского куда-нибудь в ужасное Бутово, где, как известно, живет только пьяное быдло. В общем, нет предела чекистской мерзости.

У реновации есть немало сторонников. Действительно, много ли радости жить в убитой хрущобе с протекающей крышей и маленькой кухней? А власти обещают что-то более приличное, да еще и с ремонтом. Ведь панельная пятиэтажка – это реально избушка на курьих ножках. Там масса инженерных решений, исключающих возможность нормального ремонта. Да и не планировалось их ремонтировать. Думали, наступит светлое завтра, переселим людей в дворцы, а эти курятники снесем к известной матери.

Меня реновация не касается, поэтому ни “за”, ни “против” не впишусь. Но мне странно – почему никто не задается вопросом, с чего вдруг власти решили мутить этот проект именно сейчас? Ну не от любви же к своему народу, верно? И зачем мутить воду перед президентскими выборами?

Ответ на этот вопрос вас немного удивит. И вы будете удивляться – как же сами не догадались до такой простой вещи.

Строительная отрасль – это официально 3% ВВП современной России. На самом деле гораздо больше, потому что за ее счет кормятся перевозки, сфера услуг, рекламщики, финансисты, импортеры строительных и отделочных материалов, дизайнеры, ремонтники и т.д. и т.п. Думаю, суммарно набежит процентов 7-8. Это много. Много. Когда ВВП страны падает на 3%, мало не кажется никому. Падение на 7% – это катастрофа. За девяностые годы ВВП России сократился на 46%, то есть в среднем 4.6% в год. Вспомните – каково это было?

С начала девяностых цены на недвижимость в России росли. Особенно сильно они подскочили в начале двухтысячных. Я покупал первую квартиру в Москве по тысяче долларов за квадратный метр, и все мне говорили – ты с ума сошел, это ж безумно дорого, не торопись, скоро подешевеет. Что характерно, когда я через несколько лет покупал в том же районе вторую квартиру, где квадрат стоил уже четыре тысячи, про дороговизну никто не говорил. Наоборот, удивлялись – как удалось найти такое выгодное предложение. В Саратове рост был в той же пропорции.

Естественно, спрос порождал предложение. И в регионах, и, особенно, в Москве. В строительную отрасль вкладывались немалые деньги. Создавались производственные мощности, закупалась техника, нанимались люди. Сейчас только на территории Москвы работает около двух десятков заводов железобетонных изделий. Можете посчитать самостоятельно – сколько их в Московской области.

Отрасль работала на пределе возможностей два десятка лет. А где-то в 2014 году, когда отшумела Олимпиада, все стало заканчиваться. Оно стало заканчиваться еще в 2012-2013, но тогда были надежды на оживление после Сочи. Надежды не оправдались.

И тут вдруг выяснилось, что жилье в России может не только дорожать, но и дешеветь. Причем не только в долларовом эквиваленте, в котором цены просто е*нулись, а даже в рублевом. И не где-нибудь в Пензе или Астрахани, а в Москве. Вот прямо в Первопрестольной.

А дешеветь они начали, потому что закончился платежеспособный спрос. Ну нет у людей таких безумных денег на квадратные метры. Нету – и всё тут. Все, кто хоть как-то мог, уже купил. Будут еще немногочисленные счастливчики – они тоже купят. Но большинству населения покупка хаты не грозит. Уж извините за прямоту. Так что это милое плавное снижение цен никого особенно не волновало. Грубо говоря, была цена до Солнца, стала до Венеры. А люди даже до Луны не способны. Не берут – и всё тут.

Государство уже давно потихонечку подкармливало строителей. Я много езжу по городам России. Там стоят целые кварталы жилья, построенные на государственные гарантии. Удивительное зрелище, особенно вечером. Стоит домина на 10 подъездов и 20 этажей, причем давно уже стоит, лет пять. А в нем горит два окна. Свободных квартир – сотни, но цены такие, что башню рвет даже у гордого жителя столицы. Местные такое не купят от слова совсем. Потому что у кого деньги есть, лучше возьмут в Подмосковье. Порядок цен тот же. А застройщику, в общем, пофигу. Немногочисленные жильцы терпеливо платят за коммуналку всего дома. А сам застройщик бабки получил от государства, и возвращать особо никто не заставляет. Можно пару квартир льготникам подбросить – и все хорошо.

В Подмосковье таких домов тоже множество. Строить-то строят, но стоят домища пустыми. Богатые регионалы куда-то подевались, а местные все тоже не шибко-то состоятельны. Очень, знаете ли, невесело жить в доме, где твоя квартира – единственная жилая на три окрестных этажа. Да и банально опасно. Так что люди не то, что покупают жилье – наоборот, сбежать норовят.

Конечно, можно продолжать строить коробки на государственные деньги. Но даже наше доброе государство начало понимать, что это обычное закапывание денег в землю. Построили коробку, и словно булыжник в болото булькнул. Даже кругов на воде нет. Стоит она пустая, экономике от нее и не жарко, и не холодно.

Да, еще же по мере роста налогов на собственность и цен на коммуналку начали сбрасывать инвестиционные квартиры. Окэшиться люди хотят. И это сотни квартир в одной только Москве. И тысячи в Московской области.

Ежу при таком раскладе понятно, что строить еще при таких запасах нераспроданных метров – немного наивно.

И что же делать? Не строить? Попросить строителей расслабиться? У нас же капитализм, верно? Придет невидимая рука рынка и наладит все в лучшем виде.

Не тут-то было.

Допустим, перестал какой-нибудь трест строить дома. Распустил работников по домам. Работникам тоскливо. Не все будут грустно кушать водочку. Некоторые могут заняться чем-нибудь менее социально-безопасным.

Встанет завод ЖБИ, на котором трест покупал железобетонные конструкции. Рабочие тоже по домам. Ну или не по домам. А оживить вставший завод такого типа после консервации, говорят, практически невозможно. Проще новый построить.

Встанут дружественные транспортники. Встанут смежники. Встанут ремонтные компании. Банки не будут кредитовать трест и выдавать ипотечные кредиты. Уже выданные кредиты зависнут. И так далее. Включите фантазию.

То есть, грубо говоря, даже остановка работы одного застройщика косвенно приведет к тому, что десятки тысяч людей (с учетом семей) вдруг окажутся без средств к существованию. Раньше такое бывало, но в силу нечеловеческого голода на кадры решалось в считанные дни. А теперь все немного не так.

Что если не один застройщик загнется, а сразу пять? Или десять?

А если представить, что такое уже началось в масштабах страны?

Программа реновации – это, по сути, единственный вариант спасти строительную отрасль и всех, кто за счет нее живет. Единственный разумный.

Государство фактически за свой счет строит новые здания. Но не бросает их стоять пустыми, а заселяет людьми. Они будут обживать новое место, появятся новые бизнесы, люди будут делать ремонт, покупать мебель и т.д.

Старые дома надо снести – это рабочие места.

На их месте необходимо проложить новые коммуникации – это рабочие места.

Надо построить новые дома – это рабочие места.

Продать жилье и помещения в старой Москве существенно проще, чем в чистом поле. А значит та же схема – новые бизнесы, новые кредиты, новые движения в экономике.

И это долгосрочная история. На 15 лет, может быть больше. Все это время строительной отрасли и всем, кто рядом с ней, будет чем заняться. Это важно.

И это вполне нормально, что государство выступает зачинщиком и спонсором. На то оно, в общем, и государство, чтобы не допускать кризисов. Не всегда получается. Но тут, похоже, получится.

Уже не раз говорилось, что это пилотный проект, и он может распространиться на регионы. Уверен – распространится. Потому что выбора нет. Остановка одного завода ЖБИ в Москве – укус осы. Встал такой же завод в Астрахани – как ломом по башке. Никому это не нужно. Кстати, с хрущевками в регионах пожиже, и строили их зачастую надежнее. У моей бабушки была квартира в саратовской версии – там стены из кирпича и метровой толщины. Сто лет простоит. Поэтому, скорее всего, обратят внимание на ветхое жилье и частный сектор в центрах городов.

Экономику надо оживлять. А оживляется она повсеместно вот именно такими проектами. Не такими красивыми, как внедрение нанотехнологий в робототехнике. Но заметно более действенными.

Вы скажете – но ведь на всей этой реновации кто-то очень круто наварится! Конечно же наварится. И вы даже не представляете – как хорошо. Но они наварятся при любом раскладе, не сомневайтесь. У них работа такая. Но только здесь – при хорошем раскладе – с навара перепадет всей стране.

Ну, за новоселье.

Просмотры: 9 151


В мире существует несколько музеев, посвящённых Карлу Фридриху Иерониму, больше известному как барон Мюнхгаузен. Таковые есть в Москве, в немецком Боденвердере и в латвийском Дунте. Последний, пожалуй, самый реалистичный и в то же время романтичный.

Российский музей - это скорее дань литературному герою - весёлому рассказчику, любившему приврать о своих приключениях. Экспозиция в Германии, открытая ещё в 1937 году, носит исключительно исторический характер. Здесь и дом, в котором родился и жил потомок древнего нижнесаксонского рода, и даже его могила. Однако память о знаменитом на весь мир бароне хранит и латвийская земля.


Именно здесь Мюнхгаузен - настоящий, а не литературный - прожил целых 13 лет. Да не один, а со своей любимой супругой Якобиной. Да-да! Это в знаменитом фильме Марка Захарова Карл и Якобина пылали друг к другу ненавистью, а в жизни супруги души в своей второй половинке не чаяли.

Всего в 52 км от Риги в небольшом живописном селении Дунте, что на побережье Рижского залива, расположился, наверное, самый правдивый музей Мюнхгаузена. Почему самый правдивый? Да потому что он совместил в себе подлинную историю и вымысел, реальность, в которой существовал барон, и фантазию, которую он подарил потомкам. А разве может одно существовать без другого, если мы говорим о Мюнхгаузене?! Именно в Дунте барон вытащил себя за косицу парика из болота, летал на упряжке из уток, усмирял бешеную шубу... Но обо всём по порядку.

История 1. Я не боялся казаться смешным. Это не каждый может себе позволить

В будущем году музею Мюнхгаузена в латвийском Дунте исполнится 20 лет. Первая экспозиция, посвящённая барону, была открыта в апреле 1991-го. Спустя три года выставка стала постоянной. Располагался тогда музей в деревянном здании местной корчмы. Барон в нём, разумеется, не жил, а лишь захаживал вместе с другими деревенскими мужиками пропустить кружку пива и потравить охотничьи байки. Слава об уникальном музее разлетелась по всему миру, так что в 1999 году здесь даже проходил Первый Всемирный слёт лгунов. Однако в 2001 году здание полностью сгорело. К счастью, все до единого экспоната тогда удалось спасти. Позже было принято решение отстроить новый музей прямо на том месте, где стоял дом, в котором проживала чета Мюнхгаузен.


32 мая (1 июня) 2005 года посетителей со всего мира впервые принял восстановленный дом барона. Таким это здание предстало передо мной. За современной отделкой трудно угадать подобие средневековой постройки. В любом случае дай Бог простоять музею на этом месте ещё не одну сотню лет, обрастая легендами и весёлыми байками, как и его бывший хозяин.



Музей располагается у озера, у которого Мюнхгаузен когда-то убивал одним выстрелом десяток уток. В местном лесу до сих пор растут вековые дубы, к одному из которых барону, как меткому охотнику, удалось пригвоздить лисицу за хвост. Говорят, что охват самого старого дуба более 7,5 метров.


Сразу скажу: какие экспонаты в музее подлинные, а какие не имеют к барону никакого отношения - угадать сложно (в этом особенность музея в Дунте). Экскурсовод, например, уверяет, что это кирпич из основания дома, в котором жил Мюнхгаузен. На нём якобы оставили свои следы любимая кошка и собака барона. Ну разве можно не поверить этой милой байке?


Ещё стоит отметить, что этот музей живёт и каждый, кто попадает в него, оказывается в сказке. Каждый посетитель перед началом экскурсии имеет возможность надеть на себя костюм, который могли носить во времена Мюнхгаузена, и проследовать в этом облачении по всем комнатам. Можно также трогать абсолютно все экспонаты. Фото - совершенно бесплатно. В общем, в атмосферу фантазии окунуться ничего не мешает.

История 2. Это не мои приключения, это не моя жизнь! Она приглажена, причёсана, напудрена и кастрирована!

Редакционная аннотация на первом текстовом развороте (так называемом контртитуле) этой книги столь же примечательна, как и подзаголовок: «Удивительные приключения барона Карла на суше, в воде, на войне и на охоте, верхом и в карете, правдиво описанные писателем Эрихом Распэ, честно пересказанные дедушкой Чуковским и изрисованные вдоль и поперёк Николаем Воронцовым». И надо признать, что эта экстравагантная «аннотация» довольно точно передаёт особенность нового издания всем известного произведения.

Но давайте войдём в дом к Карлу Фридриху Иерониму фон Мюнхгаузену. Человек с таким именем существовал не только в знаменитых рассказах Рудольфа Распе. Настоящий барон родился 11 мая 1720 года в немецком городке Боденвердере. Его семья была многодетной - Карл был пятым из восьми детей. Вообще же считается, что основателем рода Мюнхгаузенов является некий рыцарь Хейно (Ремберт), который ещё в XII веке участвовал в крестовом походе Фридриха Барбароссы. Карл Иероним мог и не родиться вовсе, поскольку его предки постоянно воевали и погибали в многочисленных войнах. Однако одному из них - монаху - всё же удалось уцелеть. Он и стал родоначальником ветви Мюнхгаузенов. Кстати, эта фамилия в переводе означает не что иное, как «дом монаха». Из родового генеалогического древа видно, что барон был сыном Отто фон Мюнхгаузена. Тот был полковником и умер, когда Карлу исполнилось всего четыре года.


Сам Карл Фридрих Иероним внешне был мало похож на книжного персонажа, прообразом которого являлся. Единственный портрет настоящего Мюнхгаузена, дошедший до наших дней, принадлежит кисти Г. Брукнера. Эта работа датирована 1752 годом (подлинник уничтожен во время Второй мировой войны). Как видно из портрета, где барон изображён русским офицером кирасирского полка, Мюнхгаузен отнюдь не был худощавым, а, напротив, мускулистым, с круглым лицом и совсем безбородым (носить бороду в XVIII веке считалось плохим тоном).

- Мне в этом? В однобортном? Вы что, не знаете, что в однобортном уже никто не воюет? Мы не готовы к войне!


Благодарить за ошибочное, но довольно устоявшееся представление о внешнем облике барона мы должны художника Гюстава Доре. Именно он в 1862 году изобразил Мюнхгаузена сухощавым, с хитрыми глазами и лихо закрученными усами и эспаньолкой.

Ну а славой лгуна настоящий Мюнхгаузен был обязан сразу двоим своим соотечественникам - Рудольфу Эриху Распе и Готфриду Августу Бюргеру. Мюнхгаузен очень любил заходить в один кабак. После пары кружек вина или пива словоохотливый барон принимался рассказать друзьям о своих приключениях на охоте и о воинских подвигах во время службы в России. Эти байки, приукрашенные слушателями, и дошли до Распе. В 1785 году он впервые издаёт на английском языке книгу «Рассказ барона Мюнхгаузена о его путешествиях в России». Разумеется, от правдивых охотничьих баек остаётся лишь толика. Позже Бюргер переводит книгу на немецкий и приправляет её содержание уже своими подробностями. Вот и выходит, что барон Мюнхгаузен совершенно незаслуженно предстал перед человечеством фантазёром и вруном. Кстати, большинство когда-либо изданных книг о приключениях барона, в том числе и на русском языке, тоже хранятся в музее.

- Не усложняй, барон… В тайне - ты можешь верить.
- Я не могу в тайне. Я могу только открыто.


Надо сказать, переживал барон свою славу вруна очень тяжело, ведь после выхода книги в Мюнхгаузена начинают тыкать пальцем. К концу жизни Карл Иероним совсем замкнулся и почти не общался с соотечественниками. Они не могли простить земляку того, что в своих байках он повествует только о далёкой России, а не о родной Германии. Впрочем, книги о бароне не принесли большого счастья и своим создателям. Бюргер и Распе умерли почти одновременно - в 1794 году, даже не сумев пережить своего героя. Оба почили в одиночестве и нищете.

- Говорят, юмор жизнь продлевает…
- Это тем, кто смеётся, жизнь продлевает, а тем, кто острит, - укорачивает.

Отдельного внимания, на мой взгляд, заслуживают взаимоотношения барона и России. В 18 лет Мюнхгаузен, будучи сыном военного, становится корнетом русского кирасирского полка «Брауншвейг». Через два года он получает звание лейтенанта. Его полк был расквартирован в Риге, которая в те времена была в подданстве у России. Службе русской армии барон отдал 11 лет - с удовольствием отдал бы и больше, но был уволен из-за длительных отлучек. Кстати, немцы до сих пор припоминают барону службу в русском полку, а россияне, разумеется, гордятся тем, что Мюнхгаузен воевал против турок под русскими знамёнами.


Добрая половина рассказов о Мюнхгаузене, касающаяся его военных подвигов, относится именно к его службе в России. Совершенно точно известно, что Мюнхгаузен несколько раз бывал в Кёнигсберге (Калининграде) и в Северной столице. Одна из его баек (о том, как во время сильнейшего снегопада он привязал лошадь к столбику, который потом оказался крестом колокольни) начинается со следующих слов: «Я выехал в Россию…» Да и в большинстве других рассказов описывается именно российская природа - и бездорожье, и обильные снегопады, и богатые дичью леса.

Вот, например, какими были первые впечатления барона о России. «Холодный климат и нравы страны отвели бутылке, среди других светских развлечений, в России гораздо больше места, чем в нашей трезвой Германии. Мне приходилось встречать там людей, которые в благородном искусстве выпивки имели право считаться подлинными виртуозами». К сожалению, большинство иностранцев до сих пор считают, что россияне виртуозы по части выпивки. К нашему стыду, сие умозаключение небезосновательно.


История 3. Ну не меняться же мне из-за каждого идиота!

Гораздо больше мне нравится другое описание бароном России: «Я стремлюсь привлечь ваше внимание к более важным и благородным предметам, а именно - к лошадям и собакам, к лисицам, волкам и медведям, а их, как и всякой другой дичи, в России такое изобилие, что ей может позавидовать любая другая страна на земном шаре». Мюнхгаузен, как прирождённый охотник, конечно, не мог не воспользоваться уникальной возможностью побродить по лесу с ружьём. Оно здесь же, как и положено, висит на стене. Но самые многочисленные экспонаты музея - охотничьи трофеи, добытые Карлом. Правда, я совершенно не помню, в каком рассказе барон добыл буйвола, но, может быть, я плохо читала…



Среди дичи можно заметить и тех пернатых, которые фигурировали в рассказах о бароне. Самые узнаваемые - утки, которых барон нанизал на нитку, к которой привязал кусочек сала. Те, как мне помнится, подняли Мюнхгаузена в небо, покружили по округе и опустили рядом с домом. А уже потом Карл Иероним зажарил их на ужин.

- Утка готова.
- Отпусти её, пусть летает.



Здесь и другой герой правдивых рассказов о Мюнхгаузене - олень, у которого на голове растёт вишнёвое дерево. Кстати, экскурсовод уверяет, что это были любимые ягоды барона, так что удивляться тому, что они оказались у него под рукой, не стоит.

- Стрелял он не черешней, а смородиной, когда они пролетали над его домом.
- Медведи?
- Ну не мамонты же.


Почти во всех обитателях этой комнаты узнаю персонажей бароновских баек. Вот чучело лисы, которую Карл пригвоздил иглой за хвост к дереву, смелый селезень, умудрившийся победить сокола, а также шкуры, из которых, наверное, была скроена та самая бешеная шуба, которая едва не покусала Мюнхгаузена. Поскольку шкур несколько, делаю вывод, что одна из них принадлежала волку, которого барон вывернул наизнанку. Здесь же глухарь, несущий золотые яйца (наверное, аналог нашей Курочки Рябы).


Честно признаюсь, что ни одного рассказа про эти экспонаты я совершенно не помню. Наверное, барон далеко не всё нам рассказал.


Зато знаменитое ядро, на котором барон слетал на Луну, лежит на самом видном месте. Истории достоверно неизвестно, сколько раз летал Мюнхгаузен к естественному спутнику Земли. Но один раз точно. Кстати, при желании в музее вам покажут мультфильм или фильм о Мюнхгаузене. Мне довелось увидеть экранизацию латышских мультипликаторов.

Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врёт!



Но при взгляде на воскового Мюнхгаузена мне вспомнился российский мультфильм о бароне, в котором он постоянно «клялся своей треуголкой». Помимо головного убора, на голове у Карла тот самый парик, за который он вытянул себя из болота.

- Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?
- Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать.


Не исключено, что эта сбруя принадлежала тому самому коню, которого барон привязал в заснеженном поле к колышку. Наутро, как вы помните, Мюнхгаузен проснулся посреди улицы, а испуганно ржущий конь висел, привязанный к кресту местной церкви.


Снегопад подвёл и меня. Зима выдалась в Латвии на редкость богатой на осадки, поэтому знаменитая тропа Мюнхгаузена, которая располагается прямо в лесу, оказалась заметена метровым слоем снега. Но если вам посчастливится побывать в Дунте летом, то не забудьте пройти по самой длинной в Европе тропе, выложенной из осиновых дощечек. Её длина 5,3 км. На пути вам встретятся различные эпизоды из историй Мюнхгаузена - муха величиной с овцу, султанские пчёлы, летающая рыба, заячья тропа, ворота, способные перерезать коня, комариная кормушка, гнездо ледовой птицы, будка сумасшедшей собаки, лежащий великан, челюсть льва-крокодила и многое другое.

- Делайте что хотите, но чтобы через полчаса в лесу было светло, сухо и медведь!

Продолжение следует.




Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png