Приветствую моих постоянных и новых читателей! В статье «Вольфганг Амадей Моцарт: биография, факты, видео» — о главных жизненных этапах австрийского композитора и музыканта-виртуоза, создавшего за свою недолгую жизнь более 600 музыкальных произведений.

Биография Вольфганга Амадея Моцарта

Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Зальцбурге. Этот город только со временем вошел в состав Австрии, а ранее был столицей Зальцбургского архиепископства.

Его музыкальные способности проявились уже в 3-летнем возрасте. Отец Вольфганга — Леопольд был скрипачом и композитором в придворной капелле. Он преподавал сыну уроки игры на скрипке, органе и клавесине. Уже в 5 лет маленький композитор сочинял небольшие пьесы. Вскоре высшее общество заинтересовалось юным гением.

Портрет шестилетнего Вольфганга в костюме, подаренном императрицей.

Моцарт-отец с 6-ти летним сыном Вольфгангом и со старшей дочерью Анной (Наннерль) давали концерты по всей Австрии, Германии, Голландии, Швейцарии. Бывали в Париже и Лондоне.

Талантливый малыш не только поражал публику своими музыкальными способностями, но и делал из выступления целое представление. Например, играл без ошибок с завязанными глазами или играл по клавишам, накрытых тканью.

Начало творческого пути

Свой первый концерт вундеркинд сочинил в 4 года. Писал малыш его не только пером, но и макая пальцы в чернила. Отец думал, что сын просто рисует, но когда посмотрел на итог рисования, заплакал. Ведь это было сложнейшее произведение, которое сыграть было не под силу даже взрослым музыкантам.

К 17-ти годам юный виртуоз уже создал целый ряд музыкальных произведений:

  • 13 симфоний, 4 оперы («Митридат, царь Понтийский», «Lucio Sulla», «La bella finta Giardiniera», «Сон Сципиона»),
  • 24 сонета и множество небольших сочинений.

Семья Моцартов. На стене портрет матери. Художник Иоганн Непомук де ла Кроче, ок. 1780 г.

В 1779 Вольфганга пригласили на пост придворного органиста в родном городе Зальцбурге.

В 1781 музыкант переехал в Вену. Ему пришлось бедствовать, даже имея покровителей. Это ему не помешало создавать великие произведения – «Женитьба Фигаро», «Милосердие Тита», «Дон Жуан», «Реквием». А некоторые фрагменты оперы «Волшебная флейта» были написаны специально для некоторых ритуалов масонской ложи.

Личная жизнь Моцарта

Как и большинство творческих личностей, Вольфганг был довольно любвеобилен. Каждой новой пассии-вдохновительнице он посвящал новые музыкальные творения.

Моцарт и Констанция во время своего медового месяца. Открытка XIX века

Его женой стала дочь хозяйки квартиры в Вене, в которой жил композитор. У Моцарта и Констанции Вебер родилось шестеро детей, но выжили только двое.

Вольфганг часто посещал балы, приемы, маскарады. Умел красиво танцевать, блестяще играл в бильярд, любил животных и птиц. Его рост составлял 1,63 м, знак зодиака — .

Смерть Моцарта

Прожил музыкант-виртуоз всего 35 лет. Умер в 1791 году. Его смерть длительное время была связана с подозрением об отравлении. Подозревали в этом преступлении композитора Антонио Сальери. Считалось, что мотивом отравления стала конкуренция.

В 1997 году в Милане было проведено судебное разбирательство по данному поводу. Давно умерший Сальери был оправдан, а причиной смерти была установлена ревматическая лихорадка, осложненная сердечной недостаточностью.

Точное место захоронения Вольфганга Амадея Моцарта не установлено. Он был похоронен в общей могиле на кладбище Святого Марка в Вене. В то время в отдельных могилах с надгробиями хоронили лишь богачей и знать.

Это место довольно безлюдное, но возле символической могилы Моцарта можно всегда встретить почитателей его таланта.

Послушайте «Реквием» (лат. Requiem - заупокойная месса) - последнее, незавершенное произведение Моцарта↓

Кино и музыка

Музыку Вольфганг Амадей Моцарт писал на века. Поэтому и сейчас его оперы часто встречаются в современных фильмах и сериалах.

  • 1982 — Исторический сериал «Моцарт» о жизни и творчестве композитора.
  • 1984 — Художественный фильм «Амадей» (США)
  • 1991 — Художественный фильм «Вольфганг А. Моцарт» — (австрийский режиссер Юрай Герц)
  • 2006 — Мультипликационный сериал «Маленький Моцарт» (Германия).
  • 2010 — Мультфильм «Моцарт» (РОссия).
  • 2010 — Фильм «Сестра Моцарта» — о семье композитора.

Вольфганг Амадей Моцарт: краткая биография (видео)

Моцарт Вольфганг Амадей — австрийский композитор. Большое влияние на музыкальное развитие Моцарта оказал его отец Леопольд Моцарт, обучивший сына игре на музыкальных инструментах и композиции. В возрасте 4 лет Моцарт играл на клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (1-я симфония исполнена в 1764 в Лондоне). Клавесинист-виртуоз, Моцарт выступал также как скрипач, певец, органист и дирижер, блестяще импровизировал, поражая феноменальным музыкальным слухом и памятью.

Уже с 6 лет в биографии Моцарта виден успех: он с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии. В возрасте 11 лет выступил как театральный композитор (школьная опера "Аполлон и Гиацинт"). Год спустя создал нем. зингшпиль "Бастьен и Бастьенна" и итальянскую оперу-буффу "Притворная пастушка". В 1770 папа римский наградил его орденом Золотой шпоры.

В том же году 14-летний музыкант после специального испытания был избран членом Филармонической академии в Болонье (здесь Вольфганг Моцарт некоторое время брал у Дж. Б. Мартини уроки композиции). Тогда же юный композитор дирижировал в Милане премьерой своей оперы "Митридат, царь понтийский". В следующем году там же была исполнена серенада Моцарта "Асканий в Альбе", через год опера " Луций Сулла". Артистическое турне и дальнейшее пребывание в Мангейме, Париже, Вене способствовали широкому ознакомлению Моцарта с европейской музыкальной культурой, его духовному росту, совершенствованию профессионального мастерства. К 19 годам Вольфганг Амадей Моцарт был автором 10 музыкально-сценических произведений различных жанров (среди них оперы "Мнимая садовница", поставленная в Мюнхене, " Сон Сципиона" и "Царь-пастух" в Зальцбурге), 2 кантат, многочисленных симфоний, концертов, квартетов, сонат, ансамблево-оркестрических сюит, церковных композиций, арий и других произведений. Но чем больше вундеркинд превращался в мастера, тем меньше интересовалось им аристократическое общество.

С 1769 Вольфганг Амадей Моцарт числился концертмейстером придворной капеллы в Зальцбурге. Архиепископ Иероним граф Коллоредо, правитель церковного княжества, деспотически ограничивал возможности его творческой деятельности. Попытки найти другую службу были тщетны. В княжеских резиденциях и аристократических салонах Италии, немецких государств, Франции композитор встречал равнодушие. После скитаний в 1777-79 Вольфганг Амадей Моцарт был вынужден вернуться в родной город и занять должность придворного органиста. В 1780 для Мюнхена был написана опера "Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант". Хлопоты о службе остались безуспешными. Средства к существованию Моцарт добывал эпизодическими изданиями сочинений (большинство крупных произведений опубликованы посмертно), уроками игры на фортепиано и теории композиции, а также "академиями" (концертами), с которыми связано появление его концертов для фортепиано с оркестром. После зингшпиля "Похищение из сераля" (1782), явившегося важной вехой в развитии этого жанра, композитору почти 4 года не представлялся случай писать для театра.

В 1786 в императорском дворце Шенбрунн была исполнена его небольшая музыкальная комедия "Директор театра". При содействии поэта-либреттиста Л. Да Понте в том же году удалось, осуществить постановку в Вене оперы "Свадьба Фигаро" (1786) но она шла там сравнительно недолго (возобновлена в1789); тем более радостен был для Моцарта шумный успех " Свадьбы Фигаро" в Праге (1787). С энтузиазмом отнеслась чешская публика и к специально написанной для Праги опере Моцарта "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787); в Вене же (пост. 1788) эта опера была принята сдержанно. В обеих операх полностью раскрылись новые идейные и художеств, устремления композитора. В эти годы достигло расцвета также его симфоническое и камерно-ансамблевое творчество. Должность "императорского и королевского камерного музыканта", предоставленная императором Иосифом II в конце 1787 (после смерти К. В. Глюка), сковывала деятельность Моцарта. Обязанности Моцарта ограничивались сочинением танцев для маскарадов. Лишь однажды ему поручили написать комическую оперу на сюжет из светской жизни — "Все они таковы, или Школа влюбленных" (1790). Вольфганг Моцарт намеревался покинуть Австрию. Предпринятая им в 1789 поездка в Берлин не оправдала его надежд. С воцарением в Австрии нового императора Леопольда II (1790) положение Моцарта не изменилось. В 1791 в Праге, по случаю коронации Леопольда чешским королем, была представлена опера Моцарта "Милосердие Тита", встреченная холодно. В том же месяце (сентябрь) увидела свет "Волшебная флейта". Поставленная на подмостках пригородного театра. Эта опера Моцарта нашла настоящее признание у демократической публики Вены. Среди передовых музыкантов, сумевших в полной мере оценить силу дарования Моцарта, были его старший современник И. Гайдн и младший — . В консервативных кругах его новаторские произведения осуждались. С 1787 прекратились "академии" Моцарта. Ему не удалось организовать исполнения 3 последних симфоний (1788); три года спустя одна из них прозвучала в благотворительных концертах в Вене под управлением А. Сальери.

Весной 1791 Вольфганга Моцарта зачислили бесплатным помощником капельмейстера собора св. Стефана с правом занять это место в случае смерти последнего (капельмейстер пережил его). За полмесяца до смерти Моцарт слег (диагноз - ревматически-воспалительная лихорадка) Умер, не достигнув 36 лет. Был погребен в общей могиле на кладбище св. Марка (местонахождение могилы неизвестно).

Вольфганг Амадей Моцарт: биография и творчество.
Вы сейчас находитесь на портале

Вольфганг Амадей Иоанн Хризостом Теофиль Моцарт родился 27 января 1756 годав Австрии, в городе Зальцбург на берегу реки Зальцах. В XVIII веке городсчитался центром музыкальной жизни. Маленький Моцарт рано познакомился смузыкой, звучавшей в резиденции архиепископа, с домашними концертами узажиточных горожан и с миром народной музыки.

Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, был одним из наиболееобразованных и выдающихся педагогов своей эпохи и стал первым учителем сына. Ввозрасте 4-х лет мальчик уже отлично играет на фортепиано и начинает сочинятьмузыку. По свидетельству одной записи того времени, он буквально за несколькодней освоил игру на скрипке и вскоре поразил свою семью и друзей отца рукописью«фортепианного концерта».
В шесть лет он впервые выступил перед широкой публикой, а черезкороткое время вместе со своей сестрой Анной, тоже незауряднойисполнительницей, отправился в концертное турне в Мюнхен, Аугсбург, Мангейм,Брюссель, Вену, Париж, а затем его семья отправляется в Лондон, где в то времянаходились крупнейшие мастера оперной сцены.
В 1763 году в Париже были впервые изданы произведения Моцарта(сонаты для фортепиано и скрипки).
История музыки свидетельствует о целом ряде чудесных выступлений,которыми Моцарт повергал своих слушателей в изумление. Мальчику было всего 10лет, когда он принял участие в сочинении коллективной оратории. Его целуюнеделю держали в настоящем плену, открывая запертую дверь лишь чтобы передатьему пищу или нотную бумагу. Моцарт блестяще выдержал испытание, и вскоре послеоратории, исполненной с большим успехом, поражает публику оперой «Аполлони Гиацинт», а затем и ещё двумя операми «Мнимая простушка» и«Бастьен и Бастьенна».
В 1769 году Моцарт отправляется в турне по Италии. Великиеитальянские музыканты сначала с недоверием и даже с подозрением относятся клегендам, окружающим имя Моцарта. Но его гениальное дарование покоряет и их. ВИталии Моцарт учится у знаменитого композитора и педагога Дж.Б. Мартини,концертирует, пишет оперу «Митридат - царь понтийский», которая имеетбольшой успех.
В 14 лет он становится членом прославленной Болонской академии иФилармонической академии в Вероне. Вершины славы Моцарт достигает в Риме.Прослушав всего один раз в соборе святого Петра «Мизерере» Аллегри,он по памяти записывает его на бумагу. Памятью о поездке в Италию являются оперы«Митридат, царь Понтийский» (1770), «Лючио Силла» (1772),театрализованная серенада «Асканио в Альбе».
После поездки в Италию Моцарт создаёт квартеты для струнныхинструментов, симфонические произведения, сонаты для фортепиано и произведениядля самых разных сочетаний инструментов, оперы «Мнимая садовница»(1775), «Король - пастух».
Молодой композитор, знавший до сих пор только блестящую сторонужизни, познаёт теперь её изнанку. Новый князь-архиепископ Иероним Колоредо нелюбит музыки, не любит Моцарта и всё чаще и чаще даёт ему понять, что Моцартлишь слуга, которому полагается не больше уважения, чем любому поварёнку илилакею. Оставив Зальцбург и придворную службу, он поселяется в Мангейме. Здесьон знакомится с семьёй Веберов и приобретает несколько верных и надёжных друзейсреди любителей искусства.
Но тяжелые материальные заботы, унижения и ожидания в прихожих,упрашивания и поиски протекции вынуждают молодого композитора вернуться вЗальцбург. По ходатайству Леопольда Моцарта архиепископ принимает обратносвоего бывшего музыканта, но даёт строгое указание: его слугам и лакеям(разумеется, и Моцарту) публичные выступления запрещены. Однако в 1781 годуМоцарту удаётся получить отпуск для постановки в Мюнхене новой оперы«Идоменей». После успешной премьеры, решив больше не возвращаться вЗальцбург, Моцарт подаёт заявление об увольнении и получает в ответ потокругательств и оскорблений. Чаша терпения переполнена; композитор окончательнопорвал с зависимым положением придворного музыканта и поселился в Вене, где ипрожил последние 10 лет жизни.
Однако перед Моцартом встают новые трудности. Аристократическиекруги отворачиваются от бывшего вундеркинда, и те, кто ещё недавно платили емузолотом и овациями, теперь считают творения музыканта чрезмерно тяжёлыми,путаными и абстрактными. А Моцарт тем временем создаёт шедевры. В 1782 годуисполняется его первая зрелая опера «Похищение из сераля»; летом тогоже года он женится на Констанции Вебер.
Новый творческий этап в жизни Моцарта связан с его дружбой сИосифом Гайдном (1732-1809). Под влиянием Гайдна музыка Моцарта обретает новыекрылья. Рождаются первые чудесные квартеты Моцарта. Но кроме блеска, ставшегоуже поговоркой, в его сочинениях всё чаще проявляется более трагическое, болеесерьёзное начало, свойственное человеку, видящему жизнь во всей её полноте.
Композитор всё дальше и дальше уходит от требований общего вкуса,которые ставят перед покорными сочинителями музыки салоны вельмож ибогачи-меценаты. В этот период появляется опера «Свадьба Фигаро»(1786). Моцарта начинают вытеснять с оперных подмостков. По сравнению в лёгкимитворениями Сальери и Паэзиелло, произведения Моцарта кажутся тяжёлыми ипроблематичными.
Бедствия и лишения всё чаще заглядывают в дом композитора,молодые супруги не умеют экономно вести хозяйство. В этих тяжёлых условияхрождалась опера «Дон-Жуан» (1787), которая принесла автору мировойуспех. Во время написания последних страниц партитуры Моцарт получает известиео смерти отца. Теперь композитор действительно остался одиноким; он уже неможет надеяться, что отцовский совет, умное письмо, а может быть и прямоевмешательство помогут ему в трудную минуту.
После премьеры «Дон-Жуана» в Праге императорский дворвынужден пойти на некоторые уступки. Моцарту предлагают занять местопридворного музыканта, принадлежавшее недавно скончавшемуся Глюку (1714-1787).Однако это почётное назначение приносит композитору немного радости. Венскийдвор относится к Моцарту как к заурядному сочинителю танцевальной музыки изаказывает ему менуэты, лендлеры, контрдансы для придворных балов.
К последним годам жизни Моцарта относятся 3 симфонии (ми-бемольмажор, соль минор и до мажор), оперы «Так поступают все» (1790),«Милосердие Тита»(1791), «Волшебная флейта»(1791).
Смерть застала Моцарта 5 декабря 1791 года в Вене во время работынад «Реквиемом». История создания этого произведения рассказываетсявсеми биографами композитора. К Моцарту пришёл немолодой незнакомец, приличноодетый и приятный. Он заказал для своего друга «Реквием» и заплатилщедрый аванс. Мрачный тон и таинственность, с которыми был сделан заказ,породили у мнительного композитора мысль, что этот «Реквием» он пишетдля себя.
«Реквием» был завершен учеником и другом композитора Ф.Зюсмайером.
Моцарт был похоронен в общей могиле для бедняков. Его жена в деньпохорон лежала дома больная; друзья композитора, вышедшие проводить его впоследний путь, из-за ужасной непогоды были вынуждены вернуться домой сполпути. Так случилось, что никто точно не знает, где нашёл вечный покойвеликий композитор...
Творческое наследие Моцарта составляют более 600 произведений

Вольфганг Амадей Моцарт – талантливый, одарённый, известный композитор, написавший около 650 произведений.

Детские годы

27 января 1756 года в музыкальной австрийской семье родился будущий композитор – Моцарт. Его талант был обнаружен еще в детстве – с 4 лет он пробовал писать первые мелодии, а с шестилетнего возраста блестяще давал концерты в Европе. Родители всячески образовывали талантливого ребёнка и научили его играть на инструментах. Помимо музыкальной одаренности Моцарт отличался необыкновенной редкой памятью, которая позволяла ему полностью запомнить и записать произведение, послушав его лишь раз. К 17 годам в репертуаре композитора насчитывалось уже около 45 объёмных произведений.

Творческий путь

В 1769 году Моцарт получает должность концертмейстера в Зальцбурге, а уже в следующем году становится членом Филармонической академии.

В период с 1775 по 1780 год происходит расцвет творчества Моцарта. В этот период он создает свои известные оперы – «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», и большинство симфоний (всего их Моцартом было написано 49). С 1777 года композитор давал успешные концерты в Германии и Франции. Последнее произведение Моцарта, которое он так и не успел закончить – «Реквием». Произведения Моцарта контрастны, драматичны и глубоки, но при этом имеют и мягкие, плавные оттенки.

Семья

Верной супругой и творческой музой Моцарта стала Констанция Вебер. У пары родились шесть детей, выжили из которых лишь двое сыновей.

Смерть

С ноября 1791 года Моцарт тяжело болел и 5 декабря умер от лихорадки. Похороны выдающегося композитора, подарившего миру столько прекрасных произведений и показавшего людям великолепный мир музыки, состоялись 6 декабря в присутствии самых близких людей. Чуть позже Моцарту был установлен памятник в Вене.

Творчество интересные факты

Биография Моцарта о творчестве

Моцарт родился в 1756 году. С детства с ним занимался композитор-отец Леопольд Моцарт. Это был настолько одаренный ребенок, который в возрасте четырех лет уже начал писать концерты для клавесина, а в возрасте шести благополучно гастролировал по Европе. Может сказались гены, или просто мальчик был талантлив, но равных ему в то время не было. Маленький Моцарт обладал уникальной памятью. Стоило ему один раз услышать произведение, он мог сразу перенести его на бумагу.

В 1762 году семья композитора направляется в Вену, а затем путешествие охватывает всю Европу - у композитора спонтанно получилось дать концерты во многих городах. После оглушительного успеха, ему предложили издать свои произведения. И это в подростковом возрасте.

В одном из таких путешествий, они были приглашены на аудиенцию к императрице. Она уже была наслышана о талантливом мальчике, а тут такая возможность увидеть и насладиться его игрой.

К своим семнадцати годам он занимал место концертмейстера при дворе архиепископа. В его коллекции было около 40 произведений. За заслуги в области музыки Папа Римский присвоил ему титул рыцаря Золотой шпоры.

В 1767 году его пригласили на свадьбу дочери императрицы Марии Терезии. Но ввиду неблагополучных событий, про композитора просто в тот момент забыли. И Моцарту не удалось выступить. Эпидемия оспы, распространившаяся в то время, подкосила и молодого композитора, последствиями заболевания стала кратковременная слепота мальчика.
Зенит славы пришелся на 1775-1780 гг. Моцарт постоянно совершенствовался. В его произведениях можно услышать ряд неповторимых приемов, присущих только ему. На это повлияло учение у местного органиста, а также знакомство с младшим сыном известного композитора Иоганом Христианом Бахом. Это знакомство, а впоследствии и дружба подарила молодому композитору много интересного и полезного. Благодаря своему другу он стал наиболее раскрепощен.

После этого Моцарту поступило предложение выступать при дворе Георга 3. Игра его была настолько виртуозной, что было принято решение о привлечение его к написанию архиепископу хвалебной композиции.

Несмотря на тяжелое материальное положение, неблагоприятную обстановку в семье, Моцартом в это период было написано 4 оперы, 13 симфоний, 12 балетных номеров.

В 1781 году в театре была поставлена опера «Идоменей», композитором которой был Моцарт. Это был новый поворот в карьере композитора. Много было написано для церковной капеллы, он считал такие произведения лучшими.

В 1782 году была готова вторая опера «Похищение из сераля». Оглушительный успех оперы в Вене способствовал распространению популярности по всей Германии. Однако почитатели музыки Вены практически были незнакомы с творчеством композитора. В этом же году был заключен брак с Констанцией Вебер. Это были настолько сильные чувства, что ради своей возлюбленной композитор пошел против воли отца. На свадебной церемонии присутствовала только мать, сестра и опекун его возлюбленной. В браке у них родилось шесть детей.

Слава и успех Моцарта была оглушительной. Тем более это стало приносить определенный доход. Уже вскоре семья Моцарта смогла купить дом.

С осени 1791 года Моцарт стал сильно болеть. Работа подкосила его окончательно. В последнее время он практически не поднимался. Умер композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Точное место захоронения композитора доподлинно не известно, так как места захоронения в то время не обозначались табличками, или памятниками. Благодаря воспоминаниям сына композитора в честь столетия со дня смерти на могиле Моцарта был установлен памятник в виде плачущего ангела.

Интересные факты и даты из жизни

Вольфганг Амадей Моцарт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart). Родился 27 января 1756 года в Зальцбурге - умер 5 декабря 1791 года в Вене. Крещён как Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт. Австрийский композитор и исполнитель-виртуоз.

Моцарт проявил свои феноменальные способности в четырёхлетнем возрасте. Он является одним из самых популярных классических композиторов, оказавшим глубокое влияние на дальнейшую западную музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

Уникальность Моцарта состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и сочинил более 600 произведений, многие из которых признаны вершиной симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки.

Наряду с и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы. Обстоятельства неоднозначной жизни Моцарта, а также его ранней смерти были предметом многочисленных спекуляций и споров, которые стали основой многочисленных мифов.


Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, в доме по адресу Гетрайдегассе 9.

Его отец Леопольд Моцарт был скрипачом и композитором в придворной капелле князя-архиепископа зальцбургского, графа Сигизмунда фон Штраттенбаха.

Мать - Анна Мария Моцарт (урожденная Пертль), дочь комиссара-попечителя богадельни в Санкт-Гильгене.

Обоих считали красивейшей супружеской парой в Зальцбурге, и сохранившиеся портреты подтверждают это. Из семерых детей от брака Моцартов выжили только двое: дочь Мария Анна, которую друзья и родственники звали Наннерль, и сын Вольфганг. Его рождение едва не стоило матери жизни. Лишь спустя некоторое время она смогла избавиться от слабости, внушавшей опасение за её жизнь.

На второй день после рождения Вольфганг был крещён в Зальцбургском соборе Святого Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова - имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, что значит «возлюбленный Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Музыкальные способности обоих детей проявились в очень раннем возрасте.

В семь лет Наннерль стала получать от отца уроки игры на клавесине. Эти уроки оказали огромное воздействие на маленького Вольфганга, которому было всего около трёх лет: он садился за инструмент и мог подолгу развлекаться подбором созвучий. Кроме того, он запоминал отдельные места музыкальных пьес, которые слышал, и мог проиграть их на клавесине. Это произвело большое впечатление на отца, Леопольда.

В 4 года отец начал разучивать с ним на клавесине небольшие пьесы и менуэты. Почти сразу же Вольфганг хорошо научился играть их. Вскоре у него возникло стремление к самостоятельному творчеству: уже в пять лет он сочинял маленькие пьесы, которые отец записывал на бумаге. Самыми первыми сочинениями Вольфганга стали Анданте До мажор и Аллегро До мажор для клавира, которые были сочинены между концом января и апрелем 1761 года.

В январе 1762 года Леопольд предпринял со своими детьми первую пробную концертную поездку в Мюнхен, оставив жену дома. Вольфгангу на момент поездки минуло только шесть лет. Об этом путешествии известно только, что оно длилось три недели, и дети выступали перед курфюрстом Баварии Максимилианом III.

13 октября 1763 года Моцарты поехали в Шенбрунн, где тогда находилась летняя резиденция императорского двора.

Императрица устроила Моцартам теплый и вежливый. На концерте, длившемся несколько часов, Вольфганг безупречно играл самую разнообразную музыку: от собственных импровизаций до произведений, которые давал ему придворный композитор Марии Терезии, Георг Вагензейль.

Император Франц I, желая воочию убедиться в таланте ребёнка, просил его демонстрировать при игре всяческие исполнительские трюки: от игры одним пальцем до игры на покрытой тканью клавиатуре. Вольфганг без труда справлялся с подобными испытаниями, кроме того, вместе с сестрой он играл в четыре руки самые разные пьесы.

Императрица была очарована игрой маленького виртуоза. После окончания игры она усадила Вольфганга себе на колени и даже позволила поцеловать себя в щеку. По окончании аудиенции Моцартам было предложено угощение и возможность осмотреть дворец.

Известен исторический анекдот, связанный с этим концертом: якобы, когда Вольфганг играл с детьми Марии Терезии, маленькими эрцгерцогинями, он поскользнулся на натёртом полу и упал. Эрцгерцогиня Мария Антуанетта, будущая королева Франции, помогла ему подняться. Вольфганг будто бы подскочил к ней и сказал: «Вы славная, я хочу на Вас жениться когда вырасту». Моцарты бывали в Шенбрунне дважды. Чтобы дети могли появляться там в более красивой одежде, чем та, которая у них была, императрица подарила Моцартам два костюма - для Вольфганга и его сестры Наннерль.

Приезд маленького виртуоза произвел настоящую сенсацию, благодаря этому Моцарты ежедневно получали приглашения на приёмы в дома знати и аристократии. Леопольд не хотел отказываться от приглашений этих высокопоставленных особ, так как в них он видел потенциальных покровителей сына. Выступления, длившиеся порой по несколько часов, сильно изматывали Вольфганга.

18 ноября 1763 года Моцарты прибыли в Париж. Слава о детях-виртуозах быстро распространялась, и, благодаря этому, желание знатных особ послушать игру Вольфганга было велико.

Париж произвёл на Моцартов большое впечатление. В январе Вольфганг написал свои первые четыре сонаты для клавесина и скрипки, которые Леопольд отдал в печать. Он считал, что сонаты произведут большую сенсацию: на титульном листе было указано, что это сочинения семилетнего ребёнка.

Концерты, которые давали Моцарты, вызывали большой ажиотаж. Благодаря полученному в Франкфурте рекомендательному письму, Леопольд и его семья были взяты под покровительство немецкого энциклопедиста и дипломата, Фридриха Мельхиора фон Гримма, имевшего большие связи. Именно благодаря усилиям Гримма, Моцартов пригласили выступить при дворе короля в Версале.

24 декабря, в рождественский сочельник, они прибыли во дворец и провели там две недели, давая концерты перед королём и маркизой . На новый год Моцартам даже было позволено присутствовать на торжественном пиршестве, что считалось особой честью - они должны были стоять у стола, рядом с королём и королевой.

В Париже Вольфганг и Наннерль достигли удивительных высот в исполнительском мастерстве - Наннерль равнялась с ведущими парижскими виртуозами, а Вольфганг, кроме своих феноменальных способностей пианиста, скрипача и органиста, поражал публику искусством аккомпанемента экспромтом к вокальной арии, импровизацией и игрой с листа. В апреле, после двух больших концертов, Леопольд решил продолжить путешествие и посетить Лондон. Благодаря тому, что в Париже Моцарты дали много концертов, они неплохо заработали, кроме того, им дарили разные драгоценные подарки - эмалевые табакерки, часы, украшения и прочие безделушки.

10 апреля 1764 года семья Моцартов покинула Париж, и через пролив Па-де-Кале отправилась в Дувр на специально нанятом ими корабле. Они прибыли в Лондон 23 апреля, и пробыли там пятнадцать месяцев.

Пребывание в Англии еще больше повлияло на музыкальное образование Вольфганга: он познакомился с выдающимися лондонскими композиторами - Иоганном Христианом Бахом, младшим сыном великого Иоганна Себастьяна Баха, и Карлом Фридрихом Абелем.

Иоганн Христиан Бах подружился с Вольфгангом несмотря на большую разницу в возрасте, и стал давать ему уроки, оказавшие на последнего огромное влияние: стиль Вольфганга стал свободнее и элегантнее. Он проявил к Вольфгангу искреннюю нежность, проводя с ним за инструментом целые часы, и играя с ним вместе в четыре руки. Здесь же, в Лондоне, произошло знакомство Вольфганга с известнейшим итальянским оперным певцом-кастратом Джованни Манцуолли, который даже стал давать мальчику уроки пения. Уже 27 апреля Моцартам удалось выступить при дворе короля Георга III, где вся семья была тепло принята монархом. На другом выступлении, состоявшемся 19 мая, Вольфганг поразил публику игрой с листа пьес И. Х. Баха, Г. К. Вагензейля, К. Ф. Абеля и Г. Ф. Генделя.

Вскоре после возвращения из Англии Вольфганга, уже как композитора, привлекли к сочинению музыки: к годовщине принятия князем-архиепископом зальцбургским С. фон Штраттенбахом сана, Вольфганг сочинил хвалебную музыку («A Berenice ... Sol nascente», также известную как «Licenza») в честь своего владыки. Исполнение, приуроченное непосредственно к торжеству, состоялось 21 декабря 1766 года. Кроме того, для нужд двора в разное время были сочинены также ныне утерянные различные марши, менуэты, дивертисменты, трио, фанфары для труб и литавр, и прочие «произведения на случай».

Осенью 1767 года должно было состояться бракосочетание дочери императрицы Марии Терезии - юной эрцгерцогини Марии Жозефы с королём Неаполя Фердинандом. Это событие стало поводом очередной гастрольной поездки Моцартов в Вену.

Леопольд надеялся, что собравшиеся в столице доблестные гости по достоинству смогут оценить игру его детей-вундеркиндов. Однако, по прибытии в Вену Моцартом сразу не повезло: эрцгерцогиня заболела оспой и умерла 16 октября. Из-за смятения и растерянности, царившей в придворных кругах, не появилось ни единой возможности выступить. Моцарты помышляли об отъезде из поражённого эпидемией города, однако их удерживала надежда на то, что они, несмотря на траур, будут приглашены ко двору. В конце концов, оберегая детей от болезни, Леопольд с семьёй бежал в Оломоуц, однако сначала Вольфганг, а потом и Наннерль успели заразиться и заболели так тяжело, что Вольфганг на девять дней потерял зрение. Вернувшись в Вену 10 января 1768 года, когда дети поправились, Моцарты, сами того не ожидая, получили от императрицы приглашение ко двору.

1770-1774 годы Моцарт провёл в Италии. В 1770 году в Болонье он познакомился с исключительно популярным в то время в Италии композитором Йозефом Мысливечеком; влияние «Божественного Богемца» оказалось столь велико, что впоследствии, по сходству стиля, некоторые его сочинения приписывали Моцарту, в том числе ораторию «Авраам и Исаак».

В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, всё же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский», которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера «Луций Сулла». Для Зальцбурга Моцарт написал «Сон Сципиона» по поводу избрания нового архиепископа, для Мюнхена - оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий.

Когда Моцарту исполнилось 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных сочинений, 13 симфоний, 24 сонаты , не говоря о массе более мелких композиций.

В 1775-1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном).

26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей», обозначившая определённый поворот в творчестве Моцарта. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идаманта, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» - один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века.

В конце июля 1781 года Моцарт начинает писать оперу «Похищение из сераля» (нем. Die Entführung aus dem Serail), премьера которой состоялась 16 июля 1782 года.

Опера была восторженно принята в Вене, и вскоре получила широкое распространение по всей Германии. Однако несмотря на успех оперы, авторитет Моцарта как композитора в Вене был достаточно низок. Из его сочинений венцам не было известно почти ничего. Даже успех оперы «Идоменей» не распространился за пределы Мюнхена.

Стремясь получить должность при дворе, Моцарт надеялся при помощи прежнего покровителя по Зальцбургу - младшего брата императора, эрцгерцога Максимилиана, стать учителем музыки принцессы Вюртембергской Элизабет, заботу об образовании которой взял на себя Иосиф II. Эрцгерцог горячо рекомендовал Моцарта принцессе, однако император назначил на этот пост Антонио Сальери, как лучшего преподавателя пения.

«Для него никого не существует кроме Сальери!», - разочарованно писал Моцарт своему отцу 15 декабря 1781 года.

Между тем, было совершенно естественно, что император предпочёл Сальери, которого он ценил в первую очередь как вокального композитора.

15 декабря 1781 года Моцарт написал отцу письмо, в котором он признавался о своей любви к Констанции Вебер и сообщал, что собирается жениться на ней. Однако Леопольд знал больше, чем было написано в письме, а именно то, что Вольфганг должен был дать письменное обязательство жениться на Констанции в течение трёх лет, иначе выплачивать ежегодно по 300 флоринов в её пользу.

Главную роль в истории с письменным обязательством сыграл опекун Констанции и её сестёр - Иоганн Торварт, придворный чиновник, пользовавшийся авторитетом у графа Розенберга. Торварт попросил мать запретить Моцарту общаться с Констанцией до того, как «это дело не будет закончено письменно».

Из-за сильно развитого чувства чести, Моцарт не смог оставить возлюбленную и подписал заявление. Однако позже, когда опекун ушёл, Констанция потребовала у матери обязательство, и сказав: «Дорогой Моцарт! Мне не нужно от Вас никаких письменных обязательств, я и так верю Вашим словам», разорвала заявление. Этот поступок Констанции сделал её ещё дороже Моцарту. Несмотря на такое мнимое благородство Констанции, исследователи не сомневаются, что все эти брачные прения, в том числе и разрыв контракта - ни что иное, как хорошо разыгранный Веберами спектакль, целью которого было как бы организовать сближение Моцарта с Констанцией.

Несмотря на многочисленные письма сына, Леопольд был непреклонен. К тому же он не без оснований полагал, что фрау Вебер ведёт с его сыном «некрасивую игру» - она хочет использовать Вольфганга как кошелёк, ведь как раз в то время перед ним открывались огромные перспективы: он писал «Похищение из Сераля», проводил множество концертов по подписке и то и дело получал заказы на различные сочинения от венской знати. В сильном смятении Вольфганг взывал к помощи сестры, доверяя её старой доброй дружбе. По просьбе Вольфганга Констанция писала его сестре письма и посылала различные подарки.

Несмотря на то, что Мария Анна дружественно приняла эти подарки, отец упорствовал. Без надежд на обеспеченное будущее свадьба казалась ему невозможной.

Между тем сплетни становились всё более нестерпимыми: 27 июля 1782 года Моцарт в полном отчаянии писал отцу, что большинство людей принимают его уже за женатого и что фрау Вебер крайне возмущена этим и до смерти замучила его и Констанцию.

На помощь Моцарту и его возлюбленной пришла покровительница Моцарта, баронесса фон Вальдштедтен. Она предложила Констанции переселиться в свою квартиру в Леопольдштадте (дом № 360), на что Констанция охотно согласилась. Из-за этого фрау Вебер теперь была разгневана и намеревалась в конце концов силой вернуть дочь обратно в свой дом. Чтобы сохранить честь Констанции, Моцарт должен был скорее жениться на ней. В том же письме он самым настойчивым образом молил отца о разрешении на женитьбу, несколько дней спустя повторив свою просьбу. Однако желанного согласия опять не последовало. В это время Моцарт дал себе обет написать мессу, если он удачно женится на Констанции.

Наконец, 4 августа 1782 года в венском кафедральном соборе Святого Стефана состоялось обручение, на котором присутствовали только фрау Вебер с младшей дочерью Софи, господин фон Торварт в качестве опекуна и свидетеля обоих, господин фон Цетто, свидетель невесты, и Франц Ксавер Гиловски в качестве свидетеля Моцарта. Свадебный пир устроила баронесса, при этом сыграли серенаду для тринадцати инструментов. Только днём позже пришло долгожданное согласие отца.

За время брака у супружеской пары Моцартов родилось 6 детей , из которых выжили только двое:

Раймунд Леопольд (17 июня - 19 августа 1783)
Карл Томас (21 сентября 1784 - 31 октября 1858)
Иоганн Томас Леопольд (18 октября - 15 ноября 1786)
Терезия Констанция Аделаида Фредерика Марианна (27 декабря 1787 - 29 июня 1788)
Анна Мария (умерла вскоре после рождения, 25 декабря 1789)
Франц Ксавер Вольфганг (26 июля 1791 - 29 июля 1844).

Находясь в зените своей славы, Моцарт получает огромные гонорары за свои академии и издание своих сочинений, он обучает множество учеников.

В сентябре 1784 года семья композитора поселяется в шикарной квартире по адресу Гроссе Шулерштрассе 846 (ныне - Домгассе 5) с годовой арендой в 460 флоринов. В это время Моцартом написаны лучшие из его сочинений. Доходы позволяли Моцарту держать дома прислугу: парикмахера, служанку и повариху, он покупает у венского мастера Антона Вальтера фортепиано за 900 флоринов и бильярдный стол за 300 флоринов.

В 1783 году Моцарт знакомится с известнейшим композитором Йозефом Гайдном, вскоре между ними завязывается сердечная дружба. Моцарт даже посвящает Гайдну свой сборник из 6 квартетов, написанных в 1783-1785 годах. Эти квартеты, столь смелые и новые для своего времени, вызвали недоумение и споры среди венских любителей, однако Гайдн, осознававший гениальность квартетов, принял подарок с величайшим почтением. К этому периоду относится также и другое важное событие в жизни Моцарта: 14 декабря 1784 года он вступил в масонскую ложу «К благотворительности» .

Моцарт получил от императора заказ на новую оперу. За помощью в написании либретто Моцарт обратился к знакомому либреттисту, придворному поэту Лоренцо да Понте, с которым он познакомился на своей квартире у Барона Ветцлара ещё в 1783 году. В качестве материала для либретто Моцарт предложил комедию Пьера Бомарше «Le Mariage de Figaro» (фр. «Женитьба Фигаро»). Несмотря на то, то Иосиф II запретил постановку комедии в Национальном театре, Моцарт и да Понте всё же приступили к работе, и, благодаря нехватке новых опер, выиграли положение. Свою оперу Моцарт и да Понте назвали «Le nozze di Figaro» (итал. «Свадьба Фигаро»).

Благодаря успеху «Свадьбы Фигаро», Моцарт считал да Понте идеальной кандидатурой либреттиста. В качестве сюжета для либретто да Понте предложил пьесу «Дон Жуан», и она пришлась Моцарту по душе. 7 апреля 1787 года в Вену приезжает юный Бетховен. Согласно широко распространённому мнению, Моцарт, послушав импровизации Бетховена, якобы воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!», и даже взял Бетховена к себе в ученики. Однако, никаких прямых доказательств тому не существует. Так или иначе, Бетховен, получив письмо о тяжелой болезни матери, был вынужден вернуться в Бонн, проведя в Вене всего две недели.

В самый разгар работы над оперой, 28 мая 1787 года, умирает Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея. Это событие настолько омрачило его, что некоторые музыковеды связывают мрачность музыки из «Дон Жуана» с пережитым Моцартом потрясением. Премьера оперы «Дон Жуан» состоялась 29 октября 1787 года в Сословном Театре в Праге. Успех премьеры был блистательным, опера, по выражению самого Моцарта, прошла с «самым громким успехом».

Постановке «Дон Жуана» в Вене, о которой помышляли Моцарт и да Понте, мешал всё более возрастающий успех новой оперы Сальери «Аксур, царь Ормуза», премьера которой состоялась 8 января 1788 года. Наконец, благодаря предписанию императора Иосифа II, заинтересованного пражским успехом «Дон Жуана», опера была исполнена 7 мая 1788 года в Бургтеатре. Венская премьера провалилась: публика, со времён «Фигаро» вообще охладевшая к творчеству Моцарта, не смогла свыкнуться со столь новым и необычным произведением, и в целом осталась равнодушна. От императора Моцарт получил за «Дон Жуана» 50 дукатов, и, как утверждает Дж. Райс, в течение 1782-1792 годов это был единственный случай, когда композитор получал плату за оперу, заказанную не в Вене.

С 1787 года резко снизилось количество «академий» Моцарта, а в 1788 году они вовсе прекратились - ему не удавалось собрать достаточное количество подписчиков. «Дон Жуан» на венской сцене провалился, и почти ничего не принёс. Из-за этого финансовое положение Моцарта резко ухудшилось. Очевидно, уже в это время у него начали накапливаться долги, усугубляемые затратами на лечение болеющей из-за частых родов жены.

В июне 1788 года Моцарт поселяется в доме по адресу Варингергассе 135 «У трёх звёзд» в венском пригороде Альзергрунд. Новый переезд был очередным свидетельством тяжелейших денежных проблем: арендная плата за дом в пригороде была значительно ниже, нежели чем в городе. Вскоре после переезда умирает дочь Моцарта Терезия. С этого времени начинается череда многочисленных душераздирающих писем Моцарта с просьбами о финансовой помощи к своему другу и брату по масонской ложе, богатому венскому коммерсанту Михаэлю Пухбергу.

Несмотря на столь плачевное положение, в течение полутора месяцев лета 1788 года Моцарт пишет три, ныне - самые знаменитые, симфонии: № 39 Ми-бемоль мажор (K.543), № 40 Соль минор (K.550) и № 41 До мажор («Юпитер», K.551) . Причины, побудившие написать Моцарта эти симфонии, неизвестны.

В феврале 1790 года император Иосиф II умер. С восшествием на престол Леопольда II Моцарт поначалу связывал большие надежды, однако новый император не был особым любителем музыки, и к нему музыканты доступа не имели.

В мае 1790 года Моцарт писал его сыну, эрцгерцогу Францу, надеясь зарекомендовать себя: «Жажда славы, любовь к деятельности и уверенность в своих познаниях заставляют меня осмелиться просить о месте второго капельмейстера, особенно потому, что весьма умелый капельмейстер Сальери никогда не занимался церковным стилем, я же с самой юности в совершенстве освоил этот стиль». Однако, прошение Моцарта было проигнорировано, что сильно его разочаровало. Моцарт был обойдён вниманием и во время визита в Вену 14 сентября 1790 года короля Фердинанда и королевы Неаполитанской Каролины - был дан концерт под управлением Сальери, в котором участвовали братья Штадлеры и Йозеф Гайдн; Моцарта ни разу не пригласили играть перед королём, что его оскорбило.

С января 1791 года в творчестве Моцарта наметился небывалый подъем, являвшийся завершением творческого спада 1790 года: Моцарт сочинил единственный за три прошедших года и последний по счёту концерт для фортепиано с оркестром (№ 27 си-бемоль мажор, K.595), который датируется 5 января, и многочисленные танцы, написанные Моцартом по долгу службы придворным музыкантом. 12 апреля он написал свой последний квинтет № 6, ми-бемоль мажор (K.614). В апреле он подготовил вторую редакцию своей симфонии № 40 соль минор (K.550), добавив в партитуру кларнеты. Позже, 16 и 17 апреля, эта симфония была исполнена на благотворительных концертах под управлением Антонио Сальери. После неудавшейся попытки получить назначение на должность второго капельмейстера - заместителя Сальери, Моцарт сделал шаг в другом направлении: в начале мая 1791 года он направил в венский городской магистрат ходатайство с просьбой назначить его на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана. Просьба была удовлетворена, и Моцарт получил эту должность. Она предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана. Хофман, однако, пережил Моцарта.

В марте 1791 года старый знакомый Моцарта ещё по Зальцбуру, театральный актёр и импрессарио Эмануэль Шиканедер, бывший тогда директором театра Ауф дер Виден, обратился к нему с просьбой спасти свой театр от упадка и написать для него немецкую «оперу для народа» на сказочный сюжет.

Представленная в сентябре 1791 года в Праге, по случаю коронации Леопольда II чешским королём, опера «Милосердие Тита» была принята холодно. «Волшебная флейта», поставленная в том же месяце в Вене в пригородном театре, напротив, имела такой успех, какого Моцарт в австрийской столице не знал уже много лет. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта эта опера-сказка занимает особое место.

Моцарт, как и большинство его современников, немало внимания уделял и духовной музыке, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» - «Ave verum corpus» (KV 618, 1791 год), написанный в совершенно не характерном для Моцарта стиле, и величественно-горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт работал последние месяцы своей жизни.

Интересна история написания «Реквиема». В июле 1791 года Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в сером и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был посланец графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, музицирующего дилетанта, любившего исполнять у себя во дворце силами своей капеллы чужие произведения, покупая у композиторов авторство; реквиемом он хотел почтить память своей покойной жены. Работу над незавершённым «Реквиемом», потрясающим своим скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».

В связи с премьерой оперы «Милосердие Тита», Моцарт приехал в Прагу уже больным, и с этих пор его состояние ухудшалось. Ещё во время завершения «Волшебной Флейты» у Моцарта начались обмороки, он сильно пал духом. Как только «Волшебная флейта» была исполнена, Моцарт с энтузиазмом занялся работой над Реквиемом. Эта работа настолько сильно занимала его, что он собирался даже, до тех пор пока Реквием не будет закончен, не принимать больше учеников. По возвращении из Бадена Констанция сделала всё, чтобы удержать его от работы; в конце концов она забрала у мужа партитуру Реквиема и вызвала лучшего в Вене врача, доктора Николауса Клоссе.

Действительно, благодаря этому состояние Моцарта настолько улучшилось, что он смог 15 ноября завершить свою масонскую кантату и продирижировать её исполнением. Он велел Констанции вернуть ему Реквием и работал над ним дальше. Однако улучшение продолжалось недолго: 20 ноября Моцарт слёг. У него началась слабость, руки и ноги распухли до такой степени, что он не мог ходить, затем последовали внезапные приступы рвоты. Кроме того, у него обострился слух, и он велел убрать из комнаты клетку со своей любимой канарейкой - он не мог выносить её пения.

28 ноября состояние Моцарта ухудшилось настолько, что Клоссе пригласил на консилиум доктора М. фон Саллаба, в то время главного врача Главной венской больницы. В течение двух недель, проведенных Моцартом в постели, за ним ухаживала его свояченица Софи Вебер (впоследствии Хайбль), оставившая после себя многочисленные воспоминания о жизни и смерти Моцарта. Она замечала, что с каждым днём Моцарт постепенно слабел, к тому же его состояние усугублялось ненужными кровопусканиями, которые были привычнейшими средствами тогдашней медицины, и применялись также докторами Клоссе и Саллаба.

Клоссе и Саллаба диагностировали у Моцарта «острую просовидную лихорадку» (такой диагноз был указан и в свидетельстве о смерти).

Как считают современные исследователи, более точно установить причины смерти композитора уже невозможно. У. Стаффорд сравнивает историю болезни Моцарта с перевёрнутой пирамидой: на очень небольшом количестве документальных свидетельств громоздятся тонны вторичной литературы. При этом объём достоверных сведений за последние сто лет не увеличился, а сократился: учёные с годами всё более критически относились к свидетельствам Констанции, Софи и других очевидцев, обнаруживая в их показаниях немало противоречий.

4 декабря состояние Моцарта стало критическим. Он стал настолько чувствительным к прикосновениям, что едва терпел свою ночную рубашку. От тела ещё живого Моцарта исходило зловоние, из-за чего находиться в одной комнате с ним было затруднительно. Спустя много лет старший сын Моцарта Карл, которому на тот момент было семь, вспоминал, как он, стоя в углу комнаты, с ужасом смотрел на опухшее тело своего отца, лежащего в кровати. По свидетельству Софи, Моцарт чувствовал приближение смерти и даже просил Констанцию сообщить И. Альбрехтсбергеру о его смерти прежде, чем о ней узнают другие, чтобы тот успел занять его место в Соборе Святого Стефана: он всегда считал Альбрехтсбергера прирожденным органистом и полагал, что должность помощника капельмейстера по праву должна быть его. В тот же вечер к постели больного был приглашён священник церкви Святого Петра.

Поздно вечером послали за врачом, Клоссе распорядился сделать холодный компресс на голову. Это подействовало на умирающего Моцарта так, что он потерял сознание. С этого момента Моцарт лежал пластом, беспорядочно бредя. Примерно в полночь он приподнялся на кровати и неподвижно смотрел в пространство, затем склонился к стене и задремал. После полуночи, без пяти минут час, то есть уже 5 декабря, наступила смерть.

Уже ночью в доме Моцарта появился барон ван Свитен, и, пытаясь утешить вдову, распорядился, чтобы она на несколько дней переселилась к друзьям. Одновременно он дал ей настоятельный совет устроить погребение как можно проще: действительно, последний долг умершему отдали по третьему классу, который стоил 8 флоринов 36 крейцеров и ещё 3 флорина за катафалк. Вскоре после ван Свитена приехал граф Деим и снял с Моцарта посмертную маску. «Чтобы одеть господина», рано утром был вызван Дайнер. Люди из похоронного братства, покрыв тело чёрной тканью, на носилках перенесли его в рабочую комнату и поставили его рядом с фортепиано. В течение дня туда приходили многие друзья Моцарта, желающие выразить соболезнования и ещё раз увидеть композитора.

Полемика вокруг обстоятельств смерти Моцарта не утихает и по сей день , несмотря на то, что со дня смерти композитора прошло более 220 лет. С его смертью связано огромное количество версий и легенд, среди которых особенно большое распространение, благодаря «маленькой трагедии» А. С. Пушкина, получила легенда об отравлении Моцарта известнейшим в то время композитором Антонио Сальери. Учёные, изучающие смерть Моцарта, разделились на два лагеря: сторонников насильственной и естественной смерти. Однако абсолютное большинство учёных считает, что Моцарт умер естественным путём, а любые версии отравлений, особенно - версия отравления Сальери, недоказуемы или просто ошибочны.

6 декабря 1791 года около 3 часов пополудни тело Моцарта было привезено к Собору Святого Стефана. Здесь, в Крестовой капелле, примыкающей к северной стороне собора, состоялась скромная религиозная церемония, на которой присутствовали друзья Моцарта ван Свитен, Сальери, Альбрехтсбергер, Зюсмайер, Дайнер, Рознер, виолончелист Орслер и другие. Катафалк отправился на кладбище Святого Марка, в соответствии с предписаниями того времени, после шести часов вечера, то есть уже в темноте, без сопровождающих. Дата захоронения Моцарта является спорной: источники указывают 6 декабря, когда гроб с его телом был отправлен на кладбище, однако регламент запрещал хоронить умерших раньше, чем спустя 48 часов после смерти.

Вопреки распространенному мнению, Моцарт не был похоронен в полотняном мешке в братской могиле вместе с бедняками, как это было показано в фильме «Амадей». Его похороны проходили по третьему разряду, что предусматривало погребение в гробу, но в общей могиле вместе с 5-6 другими гробами. В похоронах Моцарта не было ничего необычного для того времени. Это не были «похороны нищего». Погребенными в отдельной могиле с надгробием или памятником могли быть только очень богатые люди и представители знати. Впечатляющие (хотя и по второму разряду) похороны Бетховена в 1827 году проходили уже в другой эпохе и, кроме того, отражали резко возросший социальный статус музыкантов.

Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в Праге при большом стечении народа (около 4000 человек) в память о Моцарте спустя 9 дней после его смерти 120 музыкантов исполнили со специальными дополнениями написанный ещё в 1776 году «Реквием» Антонио Розетти .

Точное место погребения Моцарта доподлинно неизвестно: в его времена могилы оставались необозначенными, надгробные камни разрешалось ставить не на месте самого захоронения, а у стены кладбища. Могилу Моцарта много лет подряд навещала супруга его друга Иоганна Георга Альбрехтсбергера, которая брала с собой сына. Он точно помнил место захоронения композитора и, когда, по случаю пятидесятилетия со дня смерти Моцарта, стали разыскивать его захоронение, смог его показать. Один простой портной посадил на могиле иву, а потом, в 1859 году, там соорудили памятник по проекту фон Гассера - знаменитого Плачущего Ангела.

В связи со столетием со дня смерти композитора памятник перенесли в «музыкальный уголок» Центрального кладбища Вены, из-за чего снова возникла опасность потерять настоящую могилу. Тогда надзиратель кладбища Святого Марка Александр Кругер из различных остатков прежних надгробий соорудил маленький памятник. В настоящее время, Плачущий Ангел возвращен на свое прежнее место.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png