Андреян Захаров

Думал ли этот человек, что через многие десятилетия его имя станет олицетворением русского гения в архитектуре? Ведь во мнении даже иных специалистов он – автор лишь одного памятника зодчества, хотя его проекты осуществлялись во многих городах России. Значительная часть замыслов не получила воплощения ни при жизни, ни после смерти мастера. Что чувствовал зодчий, видя, как лучшие его проекты разбиваются о невежество и тупость чиновников? Об этом можно только догадываться…

А.Д. Захаров

Адриан (Андреян) Дмитриевич Захаров родился в 1761 году в семье офицера – разночинца по происхождению. С пяти до двадцати лет обучался в Академии художеств и, получив большую золотую медаль, был послан в Париж продолжать образование у профессора Шальгрена. Хорошо известна исключительно высокая оценка, которую французский зодчий дал своему русскому собрату.

Рис. В.Г. Исаченко. «Птичник» в Гатчине

Кирха в Малых Колпанах близ Гатчины. Обмерный чертеж В.Г. Исаченко

Удивительна быстрота профессионального роста Захарова. С 1794 года – академик, с 1796 – профессор Академии художеств, в конце XVIII века становится городским архитектором Гатчины. Для этого петербургского пригорода Адриан Дмитриевич выполнил много работ: руководил перестройками во дворце, создал проекты монастыря святого Харлампия, церкви и казарм в районе Екатеринвердера, гатчинского воспитательного селения для детей (два варианта). Уже здесь проявились свойственные ему градостроительный подход к проектированию, чувство ансамбля, особенное внимание к генплану и планировке зданий. Внешний облик этих неосуществленных сооружений предельно скромен, но благороден.

На берегах речки Колпанки в гатчинском парке Захаровым были возведены здания «Фермы» и «Птичника» (конец XVIII в.). Грубо офактуренные известняковые плиты, пудостский камень, высокая кровля придают особое очарование «Ферме». Прекрасно вписано в пейзаж «Сильвии» (название части парка) одноэтажное здание «Птичника» с обращенным к реке дорическим портиком, балюстрадой и мезонином. О широте диапазона мастера свидетельствует трехарочный Львиный мост, переброшенный через Карпин пруд (проспект 25 Октября). Почерк Захарова характерен для расположенного на Красноармейском проспекте, 48, здания «Соляных магазинов». Несмотря на поздние искажения, здесь можно видеть «захаровские» пропорции проемов. Одной из самых ранних построек зодчего является сложенная из известняковой плиты кирха в Малых Колпанах близ Гатчины с «готическими» стрельчатыми окнами (шпиль, колокольни, увы, разрушены в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены). Наряду с Н.А. Львовым Захаров сыграл важнейшую роль в формировании Гатчины на рубеже XVIII–XIX веков.

Велики его заслуги и в застройке других городов. В начале столетия зодчий создал множество «образцовых проектов» – военных училищ, жилых зданий, присутственных мест, губернаторских домов, провиантских складов для провинциальных городов. Главными свойствами их сам Захаров считал экономичность и художественную выразительность. Это были двухэтажные, скупо декорированные здания, облик которых оказал сильное воздействие на развитие классицизма в России и на Украине. Одной из наиболее характерных построек является губернаторский дом в центре Калуги. Несомненно влияние (если не говорить о прямом участии) Захарова на планировку Круглой площади в Полтаве.

Адриан Дмитриевич участвовал в составлении альбома «Российской архитектуры» (по замыслу В.И. Баженова), создал чертежи многих шедевров зодчества Петербурга и Москвы. В 1800-е годы Захаров пользуется непререкаемым авторитетом как инженер, знаток строительного дела в самом широком смысле этих слов. Немало времени посвятил он консультациям, авторскому надзору, экспертизам, составлению расчетов, смет, обстоятельных пояснительных записок. Архитектор наблюдал за строительством казарм на набережной реки Фонтанки, 90, за ремонтом Никольского собора и его колокольни. А сколько проектов других зодчих, откорректированных Захаровым, разошлось по российским городам! Адриан Дмитриевич и сам много ездил по России, основательно знакомился с архитектурой разных эпох.

Большинство произведений Захарова не дошли до наших дней. Однако без них не составить представления о гигантском труде архитектора, ряд его построек, особенно в провинции, еще ждет своих исследователей. К сожалению, не сохранились Адмиралтейские казармы (находившиеся на месте нынешнего Дворца труда): от большого комплекса Морского госпиталя, перестроенного им, сохранилось лишь здание кухни; ряд его построек, особенно в провинции, еще ждет своих исследователей. Не был осуществлен проект монументальных, несмотря на малую высоту, провиантских магазинов на набережной Невы против Горного института. Своеобразие авторского почерка проявилось тут в особой, только этому зодчему присущей чистоте форм, ясности пропорций, в сочетании узких проемов и широких простенков. Скульптура у входов, маски на замковых камнях – элементы принципиального для Захарова синтеза искусств.

Работая главным архитектором Морского ведомства, Захаров руководил множеством построек в адмиралтействах страны. В Петербурге им были созданы на Провиантском острове, на берегу Мойки у устья Невы деревянные адмиралтейские конюшни на каменном фундаменте. К этой группе проектов относятся планы Кадетского корпуса в Николаеве, госпиталя для Казани и несохранившегося Черноморского госпиталя в Херсоне – целого комплекса построек с двором-садом, с компактной планировкой зданий.

Многостороннее дарование Захарова было оценено еще современниками. Петербургским Адмиралтейством восхищались Пушкин, Батюшков, Григорович, многие художники. Здание это – не только архитектурный шедевр, но и доминанта центра города, главное звено в системе его ансамблей. Оно завершает перспективы трех улиц, определяя знаменитую трехлучевую планировку Петербурга. Без Адмиралтейства невозможно представить себе панораму невских берегов. Творение Адриана Дмитриевича стало архитектурным символом города на Неве.

Адмиралтейство

Адмиралтейство

Заказ на перестройку здания, возведенного Иваном Коробовым, он получил, став в 1805 году главным архитектором Адмиралтейства. По размаху композиционного замысла мало что можно сравнить с этим произведением не только в русской, но и в европейской архитектуре классицизма. В нем Захаров выразил не столько символ дворянской империи, сколько духовную мощь своего народа.

Трехосевая композиция образована башней и двумя крылами с двенадцатиколонными портиками. Центральная четырехъярусная башня с триумфальной аркой ворот несколько напоминает надвратные вышки древнерусского зодчества.

Постоянно варьируется зодчим мотив куба, в том числе и в павильонах, выходящих на Неву. Главный фасад, несмотря на свою протяженность (более четырехсот метров), не кажется монотонным благодаря точно найденным пропорциям трехчастной композиции, декоративному чутью, сочетанию творческого вдохновения и трезвого расчета.

Адмиралтейство. Фрагменты фасада

Захаров проявил уважение к трудам своего предшественника, одного из «птенцов гнезда Петрова», Коробова (достойный внимания пример!), сохранил созданные им шпиль, башню, частично стены и даже оси некоторых проемов, но его произведение приобрело совершенно иное звучание. Окна и входы расставлены скупо, простенки гораздо шире, чем были раньше, и это опять-таки вызывает в памяти древнерусские памятники, хотя подобные приемы встречаются и во французском зодчестве. Почти гладкие стены захаровского творения при минимуме декора вызывают ощущение мощной каменной кладки. В облике башни несомненны романтические элементы, которые мы видим и в ряде других работ мастера. Поразительно строг и благороден захаровский ордер – главное средство пластической характеристики строения. Блистательна прорисовка профилей. Адмиралтейские формы «дышат» настолько широко и свободно, что даже многие памятники эпохи классицизма представляются в сравнении с этим зданием излишне декоративными, а неоклассическая архитектура начала XX века кажется бутафорской и напыщенной.

Вестибюль Адмиралтейства

Адмиралтейство – не просто памятник классицизма или ампира. Как и все подлинно великие творения человеческого гения, оно выше рамок и канонов стиля. Для его создателя главным было художественное равновесие масс, единство градостроительных, объемно-планировочных, а так же социальных задач. Любая деталь подчинена здесь целому, благодаря ясности мышления автора гигантское здание не подавляет человека, ибо во всем ему соразмерно.

Адриан Дмитриевич скончался в 1811 году, когда ему было всего пятьдесят лет… Завершением работ по Адмиралтейству руководили помощники и сотрудники архитектора – А.Г. Бежанов, Д.И. Калашников, И.Г. Гомзин. Но этот памятник русской славы, достойный стоять рядом с лучшими из древних кремлей и монастырей России, не дошел до нас таким, каким хотел увидеть его создатель. Еще при Николае I на месте фриза были пробиты окна третьего этажа (впрочем, это было сделано достаточно тактично): в 1860-е годы уничтожена часть статуй, в 1870-е – засыпали каналы внутри комплекса. Во второй половине столетия градостроительный замысел зодчего был нарушен возведением зданий, закрывавших с Невы фасад Адмиралтейства за исключением двух павильонов.

В 1805 году Захаров выстроил Литейный двор на углу Большого проспекта и 4-й линии – одну из главных достопримечательностей тогдашней столицы (впоследствии был перестроен под квартиры служащих Академии художеств). Здесь отливались многие монументы. Через пять лет он перестроил церковь Богоматери на Смоленском кладбище (возведенную в 1780-е гг. А. А. Ивановым).

Сохранились в перестроенном виде здания казарм Измайловского полка на пересечении Измайловского проспекта и нынешних Красноармейских улиц.

В Ленинграде сохранились еще два значительных произведения Захарова. Широко известный жилой дом Академии наук на набережной Лейтенанта Шмидта, 1, был перестроен в 1808–1809 годах из здания, возведенного по проекту С.И. Чевакинского. Строительством руководил А.Г. Бежанов. Лаконична обработка фасадов, главный украшен портиком из дорических колонн. Дом со множеством памятных досок, посвященных жившим здесь ученым, занимает важное место в застройке нев ских набережных.

Могила А.Д. Захарова

Свойственная Захарову ясность и строгость решения проявилась и в доме № 26 на набережной реки Фонтанки, лучшей постройке на участке между мостами Белинского и Пестеля, с изысканными пропорциями в формах зрелого классицизма.

Как член комиссии по постройке Биржи. Адриан Дмитриевич активно участвовал в создании генплана Стрелки Васильевского острова, проекта зданий Академии наук на набережной Невы, включив в комплекс произведение Д. Кваренги. Его замечания учитывал Т. де Томон, возводя ростральные колонны.

К сожалению, до наших дней не сохранились Андреевский собор в Кронштадте и церковь Петра и Павла близ Петербурга (в селе Александровском). Захаров перестраивал также Инвалидный дом на берегу Большой Невки у Каменноостровского моста (в 1970-е гг. здание было снова перестроено).

По своему образному мышлению Захаров – глубоко национальный зодчий. Плодотворное воздействие его искусства ощущается в работах А.А. Михайлова, А.И. Мельникова, В.П. Стасова, Н.И. Мартоса, Д.И. Калашникова. Однако наследие большого мастера не только живет в творениях учеников, но и само по себе является непреходящей ценностью. Захарова можно поставить в ряд величайших представителей не только русской архитектуры, но всей отечественной культуры в целом. Его творчеством вдохновлялись зодчие послевоенного Ленинграда.

Андреян Дмитриевич Захаров (8(19) августа 1761 - 27 августа (8 сентября) 1811, Санкт-Петербург) - русский архитектор, представитель стиля ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Биография

Родился 8 августа 1761 года в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. В раннем возрасте был отдан отцом в художественное училище при петербургской Академии Художеств, где проучился до 1782 года. Его учителями были А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старов и Ю. М. Фельтен. В 1778 году Андреян Захаров получил серебряную медаль за проект загородного дома, в 1780 году - Большую серебряную медаль за «архитектурную композицию, представляющую дом принцев». При окончании училища получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования. Продолжал учиться в Париже с 1782 года по 1786 год у Ж. Ф. Шальгрена.

В 1786 году вернулся в Петербург и начал работать преподавателем в Академии художеств, одновременно начав заниматься проектированием. Через некоторое время Захарова назначили архитектором всех недостроенных строений Академии Художеств.

После этого он работал в Санкт-Петербурге, достиг звания главного архитектора Морского ведомства.

С 1787 года Захаров преподавал в Академии Художеств, среди его учеников был архитектор А. И. Мельников.

С 1794 года Захаров стал академиком петербургской Академии Художеств.

В конце 1799 года указом Павла I Захаров был назначен главным архитектором Гатчины, где проработал почти два года.

Работы в 1799-1804 годах

Работы, производимые А. Д. Захаровым в этот период шли по нарастающей сложности задач и раскрытия таланта архитектора. Он работал со всё возрастающими по сложности задачами.

1799-1800 Гатчина. Лютеранская церковь Святого Петра

Строительство кирхи было начато неизвестным архитектором в 1789 году, но не окончено. Захаров приступил к работам в 1799 году, под его руководством здание было значительно перестроено, закончена внутренняя отделка, также был создан иконостас и кафедра с балдахином. Самой заметной из выразительных деталей нового здания были позолоченные петух и шар, изготовленные для шпица, завершающего колокольню из толстой латуни (уничтожены в Великую Отечественную войну, не восстановлены).

1800 Гатчина. Горбатый мост

Горбатый мост в Дворцовом парке Гатчины был построен А. Д. Захаровым по собственному проекту, первые документальные свидетельства датируются ноябрём 1800 года. Мост имеет два широких береговых устоя, оформленных в виде террас - обзорных площадок. Террасы и пролёт моста обнесены балюстрадой, в средней части моста устроены каменные скамьи для отдыха. Поскольку архитектура моста рассчитана на восприятие с большого расстояния, его элементы создают игру света и тени, отчётливо видимую издалека.

Гатчина. «Львиный мост»

Построен по проекту А. Д. Захарова в 1799-1801 гг. Второе название мост получил из-за каменных львиных масок, которые украшают замковые камни его трех арок. Кроме этих каменных масок по замыслу архитектора на невысоких постаментах моста предполагалось установить скульптурные группы, аллегории «Изобилие рек». После трагической гибели императора Павла I этот проект не был осуществлен. Но даже без скульптуры Львиный мост принадлежит к лучшим произведениям дворцово-парковой архитектуры. Разрушенный в годы войны Львиный мост восстановлен в конце прошлого века.

Гатчина. «Ферма»

Гатчина. «Птичник»

1803-1804. Проект застройки Васильевского острова

Перестройку Васильевского острова в Санкт-Петербурге по проекту Захарова предполагалось выполнить в традициях французской градостроительной школы: единство ансамбля должно было быть достигнуто общим ритмом расстановки зданий и одинаковыми архитектурными деталями. Исполнение проекта должно было привести к перестройке здания Академии наук.

1803-1804. Архитектурный план нижегородской ярмарки

Захаров подготовил проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки, по которому архитектор А. А. Бетанкур построил её через несколько лет.

В истории мировой архитектуры Захаров Андреян Дмитриевич оставил заметный след. Его период творчества совпал с расцветом русского зодчества. Дата рождения Захарова А.Д. - 8 августа 1761 года. Одаренный от природы ребенок родился в Санкт-Петербурге. Его отец состоял на службе в Адмиралтейской коллегии. В шестилетнем возрасте он становится учеником художественного училища, что состояло при Академии художеств. Закончив его, Андреян Дмитриевич переходит на архитектурное отделение и здесь показывает свои способности.

Ни одна его работа не осталась незамеченной. Ему вручают серебряные медали за проекты загородного дома и дома принцев. Захаров блестяще заканчивает Академию художеств, унося с собой золотую медаль. Ею он был удостоен за дипломный проект «Увеселительный дом». Отличившись на выпускных экзаменах, он оказывается в числе других учеников, которые отправляются во Францию. Там молодой архитектор собирает новые знания, учась у Беликара, Шальгрэна. Но его мечтой была поездка в Италию, где бы он мог воочию познакомиться со знаменитыми архитектурными памятниками. На поездку за границу не были отпущены средства, а личных у молодого человека не было.

Захаров возвращается в Санкт-Петербург и начинает заниматься архитектурной деятельностью и одновременно успевает обучать юных дарований. В 1800 году получив должность архитектора Гатчины , он приступает к проектированию ряда новых сооружений. Так появилась «Ферма», «Птичник», Львиный мост , монастырь святого Харлампия.

После кончины императора Павла работы в Гатчине отошли на задний план. Захаров в должности главного архитектора Адмиралтейства стал заниматься разработкой проекта нового дома. К тому времени старое здание Адмиралтейства не отвечало требованиям. Оно ветхо смотрелось на фоне красивых мастерски созданных сооружений. Поэтому перед Андреяном Дмитриевичем стояла задача выстроить прекрасное здание - символ города. Он с ней блестяще справился, чем и увековечил о себе память.

Новое здание Адмиралтейства имеет главный фасад протяженностью в 407 метров. За основу был взят прежний план строения. По центру удалось сохранить башню со шпилем, созданную Коробовым. Пришлось ее лишь облагородить. Прекрасное сооружение, выполненное в стиле ампир, заключило в себе декоративные рельефы и лепнину, барельефы, многочисленные скульптуры, архитектурные выпуклости.

Жаль, что самому автору не удалось увидеть плод своего труда во всей красе. Все работы по Адмиралтейству были закончены уже после его кончины. Андреян Дмитриевич тяжело заболел. Так и не оправившись от недуга, Захаров умирает 8 сентября 1811 года в пятидесятилетнем возрасте.

Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811)

Архитектор Андреян Дмитриевич Захаров, прославленный зодчий русского классицизма-ампира, обессмертил себя постройкой уникального здания Адмиралтейства в Ленинграде. А. Д. Захаров вошёл в русскую архитектуру как один из одарённейших её представителей, как талантливейший зодчий-градостроитель, смело решавший труднейшие архитектурные задачи своего времени. Он уделял большое внимание организации строительства, вопросам планирования отдельных посёлков, реконструкции ранее построенных сооружений, архитектурно-полноценному решению мелких, утилитарных построек и т. д. Трудно переоценить значение А. Д. Захарова для русской архитектуры рубежа XVIII и XIX вв. Созданным им Адмиралтейством он подвёл итог значительному этапу развития русской архитектуры и градостроительства и определил на десятилетия их дальнейшее развитие.

Андреян Дмитриевич Захаров родился 19 августа 1761 года в семье мелкого служащего адмиралтейской коллегии прапорщика Дмитрия Ивановича Захарова. Шести лет он был отдан в училище при Академии художеств. Тем самым был как бы предопределён его дальнейший путь к искусству и архитектуре. Окончив училище, он перешёл в "архитектурные классы" Академии, где продолжил своё образование. Награды за удачные курсовые проекты, свидетельствующие о большой его одарённости, следуют одна за другой.

В 1778 г. за проект "Загородного дома" он получил вторую серебряную медаль, а через два года, в 1780 г., за проект "Дома принцев" - первую серебряную. Осенью следующего года он окончил Академию с большой золотой медалью. Она была получена им за дипломную работу, изображавшую "Увеселительный дом" (Фокзал). Это отличие давало А. Д. Захарову право на заграничное пенсионерство.

Следуя установившейся традиции, осенью того же года А. Д. Захаров выехал во Францию вместе с другими воспитанниками Академии, отличившимися на выпускных экзаменах.

Прибыв в Париж, А. Д. Захаров попытался попасть в мастерскую прославленного французского архитектора де-Вальи, обучавшего некогда Баженова. "Я был ему представлен, - писал Захаров в Академию, - но он меня взять своим учеником не мог, ...у него места не было, а позволил приносить свои работы, в чём он никогда никому не отказывал...".

А. Д. Захарову пришлось искать другого руководителя, который смог бы своими советами и указаниями завершить его образование. Проработав полгода у малоизвестного архитектора Беликара, А. Д. Захаров, не удовлетворённый им, перешёл к Шальгрэну, под руководством которого работал до конца своего пенсионерства.

А. Д. Захаров регулярно сообщал Академии о своих занятиях: "Продолжаю ходить в Королевскую Академию на лекции, - писал он, - беру программу, когда в оной Академии задают, временем с мастеровых работ копирую" (рапорт от 27 декабря 1783 г.). В июле следующего, 1784 г. он сообщает об отсылке в Петербург одного из своих проектов: "Компановал и рисовал оного программу, которая была задана господином Шальгрэном... под смотрением которого я оную работал".

Несмотря на полное удовлетворение своим руководителем и его советами, А. Д. Захаров, однако, стремился съездить в Италию, эту обетованную страну всех людей искусства XVIII в. Посещение прославленных памятников Рима и северной Италии, их изучение и зарисовка как бы завершали пройденный курс обучения. 20 апреля 1785 г. он официально сообщил Академии о "нетерпимом и прежестоком" своём желании посетить Италию с её художественными и архитектурными сокровишами. "Как ни славны мастера в архитектурной школе во Франции - писал Захаров, - однако вспоможения, какие художник может иметь, всегда есть очень превосходны к тем, которые ему одарит Италия, где художество было воздвигнуто на превысокий градус совершенства". Академия художеств не возражала против поездки А. Д. Захарова в Италию, но денег на неё не отпустила. Своих же средств у молодого зодчего не было, и его горячее желание осталось неосуществлённым. В мае 1786 г. А. Д. Захаров вернулся на родину.

В том же году первого декабря А. Д. Захаров был признан "назначенным" на соискание звания академика. Ему была предложена тема: "Дом для публичных увеселений". Как видно, общественные здания все более и более завоёвывали себе место в конкурсных испытаниях Академии художеств. Проект на предложенную тему А. Д. Захаров закончил только через восемь лет - в 1794 г., когда и был удостоен звания академика. Такая длительная задержка с исполнением проекта была вызвана большой педагогической работой, на которую был приглашён молодой архитектор. Он начал эту работу в Академии художеств уже с 1787 г. и не прерывал её до самой смерти. Он вёл её и в годы наиболее интенсивной работы над проектом, и при строительстве Адмиралтейства, когда это колоссальное здание поглощало всё его внимание и силы.

Первой известной нам работой А. Д. Захарова надо считать проект торжественной декорации в связи с заключением мира с Турцией в Яссах в декабре 1791 г. Это раннее архитектурное произведение А. Д. Захарова выполнено ещё в типичной манере XVIII в., с её пристрастием к аллегориям. Сохранилось "изъяснение рисунка" самого автора, которое образно раскрывает нам мысли, лёгшие в основу этого проекта: "Изображён храм Российского благополучия в торжественном украшении. По среди храма алтарь с возжённым на нём пламенем... По среди входа ко храму положены сухопутные и морские трофеи, означающие победы последней войны... По концам входа воздвигнуты два обелиска, на коих гербы российских губерний. Ко одному Гении присовокупляют медальон с надписью: Очаков и по Днестр... Храм и памятники основаны на каменной горе. Гора знаменует твёрдость и непоколебимость".

В этой архитектурной декорации многое ещё не нашло окончательного решения, чрезмерно обилие всевозможных архитектурных форм, не говоря уже о некоторой несогласованности масштабов отдельных частей композиции. Но и в этом раннем проекте А. Д. Захарова мы обнаруживаем те приёмы и тот монументализм, которые будут потом развиты мастером в его последующих произведениях.

Практическая деятельность А. Д. Захарова как архитектора началась лишь в последние годы XVIII столетия. В 1800 г. он назначается архитектором города Гатчина. Здесь он ведёт работы по дворцу, составляет по сумасбродной мысли императора Павла проект монастыря Харлампия, который предполагалось построить недалеко от дворца, и строит ряд парковых павильонов. Из этих работ наиболее интересной является здание "птичника" или "фазанника". Здание выполнено, как и дворец, из местного, естественного камня. Особенно привлекательна центральная часть. Её колонны и пилястры, покрытые продольными канелюрами, особенно выгодно выделяются на фоне затенённых стен лоджии (род отступа в массиве здания). Центральная часть увенчана балюстрадой из тяжёлых тумб с шарами и красивых фигурных балясин. Окна второго этажа под лоджией и боковых крыльев завершаются арками. Этот приём, как и растёсанные швы между камнями, усиливает значение материала - камня, из которого сделано здание. Круглые башни на боковых фасадах не менее монументальны, чем центральная часть.

В этой ранней постройке А. Д. Захарова уже угадываются те характерные черты архитектуры мастера, которые позднее станут лейтмотивами его произведений. Строгая простота и монументальность форм - вот что привлекает А. Д. Захарова, к чему стремится он и чего достигает с таким совершенством.

После смерти Павла работы в Гатчине прервались. А. Д. Захаров направляется в ряд губернских городов, где он должен был выбрать места для постройки зданий военных училищ. В это же время он составляет проект церкви при Александровской мануфактуре, которая была выстроена в 1804 г. Несмотря на то, что традиции архитектуры XVIII в. здесь видны ещё вполне отчётливо, всё же отдельные части здания, как колонный портик, обработка стен храма и т. д., позволяют видеть в этом произведении и черты новой архитектуры, получившей впоследствии название стиля ампир. Постройка этого храма, как и составление проектов типовых зданий государственных учреждений для губернских и уездных городов, явилась как бы подготовкой к той огромной работе, которая должна была поглотить все силы зодчего.

25 мая 1805 г. А. Д. Захаров был назначен "Главных адмиралтейств архитектором". Эта дата является в жизни зодчего знаменательной. Он вступает на путь интенсивной архитектурной деятельности, результатом которой является постройка нового здания Адмиралтейства, принёсшего ему мировую славу.

Ещё во время Петра - архитектор Коробов по его приказу построил деревянное здание первого Адмиралтейства. Оно служило не только местом, где помещалось управление русского флота, но, главным образом, предназначалось для починки и постройки русских военных кораблей. Длинные низкие корпуса, окружённые на случай военной опасности рвами и земляными бастионами, образовывали в плане фигуру, напоминавшую большую, несколько растянутую букву П. Лишь в центре этих корпусов высилась стометровая башня, увенчанная шпилем с корабликом вверху, этим символом Адмиралтейства. Первоначально это сооружение почти никак не было связано с архитектурным пейзажем новой столицы, тем более, что центральная часть города, со всеми дворцами и правительственными зданиями, должна была располагаться на Васильевском острове. Остальную часть города предполагалось разместить на противоположном, правом, берегу Невы. Лишь высокая башня со шпилем как бы перекликалась со стройной колокольней собора Петропавловской крепости, увенчанной таким же шпилем - иглой.

Но со временем положение Адмиралтейства в городе сильно изменилось. Из здания, стоявшего на краю города, оно превратилось в его чуть ли не главное сооружение. Во всяком случае ко времени А. Д. Захарова оно играло, даже в своём непритязательном виде, виднейшую роль в городе. Стараниями русских зодчих - Захарова, Еропкина и Обухова - в середине XVIII в. была упорядочена планировка Петербурга. Три проспекта, являвшиеся главнейшими улицами столицы, украшенные замечательными дворцами, частными домами, храмами и зданиями государственных учреждений, сошлись к основанию башни Адмиралтейства. Вопреки первоначальному замыслу город стал строиться на левом берегу Невы, на так называемой адмиралтейской стороне. Здесь были сосредоточены лучшие и важнейшие здания города. Благодаря этому Адмиралтейство заняло совершенно особое место в городе и его архитектуре. Из практического, производственного сооружения оно превратилось в здание, игравшее огромную архитектурно-организующую роль в городе.

Но к началу XIX в., когда Петербург украсился исключительными по мастерству и красоте зданиями, старое Адмиралтейство Коробова не могло уже отвечать той роли, которой оно было теперь наделено стараниями многих архитекторов XVIII в. Естественно, что здание должно было быть коренным образом перестроено согласно новому положению, которое оно занимало в городе. Эта трудная, но почётная задача выпала на долю А. Д. Захарова.

А. Д. Захаров подошёл к её разрешению в первую очередь как зодчий-градостроитель. Он понял, что ему надо было выстроить не отдельно стоящее прекрасное здание, а главное здание столицы России. И он выстроил это здание. Великие замыслы Баженова, мечтавшего перестроить центр Москвы в виде одного грандиозного сооружения, ожили вновь в проектах А. Д. Захарова в Петербурге.

Одной из больших заслуг А. Д. Захарова явилось то, что он сохранил башню со шпилем Коробова, одев её лишь в новый подобающий ей наряд. Тем самым сохранялась преемственность с тем зданием, которое было некогда сооружено по повелению Петра. Но А. Д. Захаров придал своему зданию гораздо большее значение, чем оно имело до того. Его Адмиралтейство сделалось памятником великого акта основания Петербурга, как столицы, как порта, как "окна в Европу". Адмиралтейство стало символом города.

А. Д. Захаров сохранил схему прежнего плана в виде буквы П. Башня, как и прежде, являлась узлом всей архитектурной композиции. В неё зодчий вложил весь свой талант. Башня сделалась олицетворением силы русского флота. Низ башни представляет собой могучий куб в виде единого массива. В его толще прорезаны ворота-арки, ведущие во внутренний двор Адмиралтейства. Ряды замковых камней над двойной аркой говорят о её нагрузке. Трубящие "славы" по её бокам, барельеф "на заведение флота в России" и грации, несущие земную сферу, дополняют убранство этой части башни. Одновременно эти скульптуры своей композицией, своими основными линиями вторили архитектурным линиям, благодаря чему создавалось глубокое единство, связывающее скульптуру с архитектурой. Кроме того, тематика скульптур раскрывала смысл величайших деяний Петра.

Над этим тяжёлым могучим основанием высится лёгкая башня, обрамлённая, словно венком, колоннадой и украшенная многочисленными скульптурами. Золотой шпиль с золотым же корабликом вверху легко и стремительно возносится в небо, завершая купол этого величественного сооружения. Учитывая обычно облачное небо над столицей, А. Д. Захаров применил не только золото (шпиль), но и окрасил всё здание в жёлтый с белым цвет. Поэтому даже в самые мрачные дни непогоды Адмиралтейство кажется всегда радостным, светлым, ярким, блещущим, точно купающимся в лучах яркого солнца.

Значительно труднее было решить корпуса, вытянувшиеся по обеим сторонам башни. В общей сложности они образуют фасад, имеющий до 400 метров длины. Такая длина фасада грозила тем, что здание зрительно легко могло распасться на отдельные почти не связанные друг с другом части или выглядеть скучным, "казённым". Но А. Д. Захаров преодолел и эту трудность. Умело расставляя колонные портики или отдельные выступы здания, чередуя их с лаконично обработанными стенами основных корпусов и умело подчиняя их башне, он избежал возможных недостатков. Здание Адмиралтейства не распадается на отдельные составляющие его части, наоборот, оно выглядит как единый, могучий массив, занимающий огромный квартал города. Общее единство и грандиозный масштаб закрепили за ним ту роль и значение в архитектуре города, которые ему придал архитектор.

Не менее блестяще завершены боковые корпуса со стороны Невы. Оба они заканчиваются парными павильонами. По центру этих павильонов расположены арки, перекрывавшие некогда канал, ведший во внутренний двор Адмиралтейства. По этому каналу входили мелкие суда для ремонта в мастерских Адмиралтейства. По бокам арок на постаментах укреплены скрещённые якори - эти символы флота. Павильоны увенчаны низкими цилиндрами, на которых в перевитых хвостах скульптур дельфинов укреплены флагштоки. По обеим сторонам центральных частей павильонов с их арками поставлены колонные портики, архитектурно связывающие эти части здания со всем остальным зданием Адмиралтейства.

Адмиралтейство, как ни одно другое здание той эпохи, обильно украшено скульптурами и барельефами, выполненными лучшими русскими скульпторами того времени. Декоративная лепнина, фигурные барельефы, фронтоны, отдельные скульптуры в исключительном изобилии украшают произведение А. Д. Захарова. Благодаря этому, несмотря на строгость архитектурных форм и линий, здание в целом выглядит исключительно пластичным, лишённым сухости и однообразия.

Несмотря на то, что Адмиралтейство было закончено после смерти его автора, несмотря на то, что оно претерпело ряд, порой даже значительных, изменений, оно до сих пор производит сильнейшее впечатление на зрителя. Адмиралтейство олицетворяет город, и недаром его изображение выбито на медали, посвящённой великой обороне города от фашистских орд, мечтавших его захватить в 1941-1942 гг. Оно стоит в ряду величайших архитектурных произведений мира. Можно поражаться тому, как мог зодчий в течение шести лет не только спроектировать это колоссальное сооружение, но и выполнить все его основные детали. Несмотря на эту огромную работу, А. Д. Захаров выполнял и ряд других работ, связанных с его должностью архитектора Военно-морского ведомства. Так, одновременно с выполнением первого варианта Адмиралтейства, он проектирует и строит собор в Кронштадте, многие детали и части которого очень близки к соответственным частям Адмиралтейства.

Среди этих работ выделяется проект "Морских провиантских магазинов", где стиль мастера, так привлекающий нас в Адмиралтействе, сказался, кажется, с ещё большей полнотой. Здание огромной протяжённости решено в спокойных лаконических и монументальных формах. Ни одна колонна, столь любимая архитекторами ампира, не украшает здание "магазинов". Тем не менее, оно привлекает нас изяществом и благородством своих форм, мерным ритмом окон и входов. Лишь кое-где размещённые скульптурные барельефы скромно украшают это монументальное сооружение.

Помимо этого проекта, А. Д. Захаров создал проект госпиталя, выстроенного в Херсоне, Гатчинского воспитательного селения и т. д. Но все эти произведения, как бы интересны они ни были, не могут сравниться с Адмиралтейством, являющимся подлинной непревзойдённой драгоценностью архитектуры русского классицизма-ампира.

Академия художеств отметила эту внезапную и столь тяжёлую утрату. В отчёте за 1811 г. мы читаем: "Академия в сем году лишилась сочлена своего, профессора архитектуры, статского советника Захарова, каковая потеря по сведениям и дарованиям его весьма для Академии чувствительна. Опыты талантов его и правильного вкуса в строений достаточно представить может и одно ныне строящееся здание Адмиралтейства, отличающееся великолепием и красотою".

О А. Д. Захарове : Грабарь И., История русского искусства, т. III; Историческая выставка архитектуры 1911 г., Спб., 1912; Лансере Н., Захаров и его Адмиралтейство, "Старые годы", Спб., 1912; Его же, Главное Адмиралтейство и история его создания, "Морской сборник", Л., 1926, № 8-9; Гримм Г. Г., Архитектор Андреян Захаров. Жизнь и творчество, М., 1940.

Андреян Дмитриевич Захаров, годы жизни отдавший формированию облика Санкт-Петербурга, известен всему миру, как автор Его значимость для русской архитектуры трудно переоценить, он определил направление развития отечественного зодчества на долгий период.

Педагогическая деятельность

Андреян Дмитриевич Захаров, биография которого неразрывно связана с Санкт-Петербургом, сразу по возвращении на Родину приходит в родную Академию в поисках работы. В 1787 году его зачислили на должность адъюнкт-профессора, в 1792 году он защищает проект и становится профессором Академии. Свою педагогическую деятельность Захаров не оставлял до конца жизни. Он оказался талантливым учителем, за годы работы он смог сделать хорошую карьеру, а также выпустить немало достойных учеников. В частности, под его началом работал А.Н. Воронихин, его учеником был выдающийся русский архитектор А.И. Мельников.

Архитектор Гатчины

В 1799 году Андреян Дмитриевич Захаров, работы и проекты которого были замечены самым высшим руководством страны. Павел Первый назначает его главным архитектором Гатчины, с сохранением должности профессора в Академии. Здесь он создает проекты нескольких зданий и сооружений. Сначала он начал работать над проектом монастыря, но смерть Павла не позволила воплотить этот проект. В нем Захаров хотел воплотить новгородско-псковские традиции храмового зодчества. Под его руководством в Гатчине возводится Лютеранская церковь, до сегодняшнего дня не сохранилась. Также он проектирует два моста: Горбатый и Львиный, успевает закончить два павильона: «Птичник» и «Ферма». Первый был построен, а возведение второго остановила кончина Павла.

В это же время Захаров принимает участие в создании научного труда «Российская архитектура», что дает ему возможность детально рассмотреть особенности национальных традиций и поездить по стране. За это время он глубоко проник в основы отечественного зодчества, осознал специфику и мощь российского ландшафта и был готов к созданию крупных проектов.

Работа над обликом Васильевского острова

А. Д. Захаров развивался в своем мастерстве, он гармонично сочетал в себе талантливого архитектора и отличного практика-строителя. Его приглашают экспертом во все крупные проекты, осуществляемые в Петербурге. Так он вносит существенный вклад в создание проекта Биржи. В 1804 году архитектор создает проект застройки набережной Васильевского острова с перестройкой здания Академии художеств. В нем зодчий хотел воплотить лучшие традиции французской архитектуры с арками и колоннадами. Проект получил очень высокую оценку экспертов и коллег, но осуществить план не довелось, документы и схемы не сохранились. В это же время Андреян Дмитриевич работает над планом застройки Нижегородской ярмарки, создает проект Литейной мастерской для Академии художеств.

Дело жизни - Адмиралтейство

А. Д. Захаров, российский архитектор, который вошел в историю, как создатель одного из важнейших зданий Санкт-Петербурга - Адмиралтейства. В 1805 году его назначают главным архитектором адмиралтейского ведомства, которое в те времена было огромным и требовало множество построек. Захаров создал немало проектов, не все из них были осуществлены, некоторые сооружения не сохранились, но масштаб работ был впечатляющим. Он проектировал для многих городов России: Кронштадт, Санкт-Петербург, Херсон, Ревель, Архангельск, работы было очень много. Захаров очень трепетно относился к каждому проекту и не оставлял без доработки, иногда очень существенной, ни одного здания, от небольших служебных сооружений до главных корпусов Адмиралтейства в Архангельске и Астрахани. В этих проектах проявился талант Захарова-градостроителя, он определил облик набережных многих городов России. Самыми значительными работами стали здания Черноморского госпиталя в Херсоне, Кадетского корпуса в Николаеве, проект Канатного завода в Архангельске.

И все-таки главным делом жизни Захарова стал проект главного здания Санкт-Петербургского Адмиралтейства. Он создал эффектное, масштабное сооружение, длина его фасада составляет 400 метров. Ритм и симметрия фасада украшенного скульптурами выглядит величественно и парадно. А башня со шпилем и золотым корабликом задает вертикаль, которая стала доминантой городского ландшафта. Здание стало вершиной творчества Захарова, в этом сооружении все идеально: от продуманной функциональности до величественного и гармоничного внешнего вида.

Работы архитектора

Андреян Дмитриевич Захаров, фото зданий которого сегодня украшают все учебники по российской архитектуре, создал немало проектов разного масштаба по многим городам страны. Наиболее заметными работами стали:

  • собор Андрея Первозванного в Кронштадте;
  • план застройки «Провиантского острова» в Адмиралтействе Санкт-Петербурга;
  • собор Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе;
  • Морской госпиталь на Выборгской стороне Петербурга;
  • собор Александра Невского в Ижевске;
  • перепланировка Главного Гребного порта в Санкт-Петербурге.

Многие сооружения Захарова не сохранились до наших дней, но его наследие по достоинству оценено потомками.

Частная жизнь

Архитектор Андреян Дмитриевич Захаров всю свою жизнь посвятил любимой работе. Он много преподавал, трудился над проектами, и личное счастье устроить не успел. Свободное время он посвящал изучению книг по механике, искусству, технике, интересовался плотничьим ремеслом. Захаров страдал сердечными приступами, но не придавал этому значения. Летом 1811 года он сильно заболел и 8 сентября скончался. Академия художеств выразила глубочайшую скорбь по поводу его безвременного ухода. К сожалению, великий архитектор так и не успел увидеть завершенным ни один из своих больших проектов, многие его работы опережали время и не были реализованы.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png