Адрес: Россия, Москва, 1-я Останкинская улица, 5
Дата постройки: 1798 год
Основные достопримечательности: храм Живоначальной Троицы, Парадный двор, Дворец, Парк
Координаты: 55°49"29.8"N 37°36"53.1"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Формирование архитектурного комплекса «Останкино» происходило на протяжении 4-х веков. Первые упоминания о нем как о селе Осташкино встречаются в исторических летописях XVI столетия (1558 г.). Владельцем этой местности в северной части Москвы тогда был Щелкалов Василий, который построил на территории своей усадьбы деревянную Троицкую церковь. С наступлением Смутного времени село было разорено, а церковь – сожжена.

Усадьба Останкино c высоты птичьего полёта

Впоследствии имение перешло во владение к Черкасскому Ивану Борисовичу, по указанию которого здание святыни было возведено заново. Работы по ее строительству велись на протяжении 2-х лет – с 1625 по 1627 годы. Но и этот храм со временем сгорел, а его место заняла 5-главая красная кирпичная церковь, отделанная белым резным камнем и декорированная полихромными изразцами. Тут она стоит и поныне. Внутри храма расположен резной 9-ярусный иконостас, 2 яруса которого сохранились со времен постройки здания, а остальные были пристроены уже в XVIII веке.

Усадьба Останкино с большим барским домом, садом и необычным храмом была настолько хороша, что сама императрица Анна Ивановна в 1730 году пожаловала на ее территорию. В 1732 году сюда 4 раза приезжала другая императрица – Елизавета Петровна. Здесь же проходила и церемония бракосочетания Варвары Черкасской (дочери хозяина) с графом Шереметевым Петром Борисовичем. Со смертью хозяина Черкасского усадьба перешла во владение к Шереметевым и пробыла их собственностью с 1743 по 1917 гг.

Вид на усадьбу с противоположной стороны Останкинского пруда

В 1767 году по решению Шереметева П.Б. здание церкви было дополнено колокольней, однако самые серьезные изменения, связанные с обустройством усадебного участка, произошли при Николае Петровиче – другом члене семьи Шереметевых. Он затеял строительство дворца и разбитие парка. Со смертью Николая Петровича усадьба обрела нового хозяина – в 1809 г. им стал его 6-летний сын Дмитрий, поэтому на протяжении последующих нескольких лет дворец был далек от светской жизни.

Начало 30-х годов XIX века знаменуется для усадьбы наступлением нового периода – ее парк превращается в излюбленное место гуляний москвичей независимо от их сословий. А со 2-й половины этого же столетия дворец вновь оживает и оказывается в центре внимания. С конца XIX века имение превратилось для хозяев в хороший источник дохода – они построили здесь летние дачи и сдавали их в аренду для отдыха.

В 1917 г. хозяин усадьбы Шереметев Александр Дмитриевич покинул Россию , и весь Останкинский комплекс стал собственностью государства – заботу о нем на себя взяла Комиссия по охране искусства и старины Моссовета.

Дворец усадьбы Останкино

Описание дворца Останкинского комплекса

Над разработкой проекта дворца трудились лучшие зодчие того времени: Старов, Кампорези и Бренна. Строительные работы велись на протяжении 6 лет (1792 – 1798 гг.) Мироновым и Аргуновым – крепостными архитекторами Шереметева. Результатом их труда стал деревянный дворец с оштукатуренными стенами, которые на первый взгляд кажутся каменными. Фасад, выкрашенный в бледно-розовый цвет, имел необычное название «цвет нимфы во время зари». За счет нежности цвета и белизны колонн вся конструкция передавала необычайное ощущение чистоты. В целом дворцовое здание стало воплощением стиля Классицизм. Украшением его главного фасада служит шестиколонный портик коринфского ордера, стоящий на выступе нижнего этажа. А украшением фасада, обращенного к парковой зоне, является 10-колонная лоджия ионического ордера. На наружных стенах дворца находятся барельефы – работы знаменитых скульпторов Замараева и Гордеева. Главной частью дворца считается театральный зал, который через закрытые галереи соединяется с павильонами – Египетским и Итальянским.

Храм Живоначальной Троицы

Внутреннее убранство усадебного дворца поражает простотой и нарядностью. Большая часть декора изготовлена из дерева, но оно имитирует разнообразные дорогостоящие материалы. При отделке залов применялась только золоченая резьба. За все резные работы отвечал резчик Споль. В Итальянском павильоне резной декор необычаен и красив – узорчатый паркет в нем настелен из редчайших пород дерева, а его стены обиты бархатом и атласной тканью. Во всех парадных залах стоит золоченая мебель, изготовленная русскими и европейским мастерами в XVIII – начале XIX столетий. Все виды украшений и светильники в свое время были изготовлены специально для дворца усадьбы Останкино.

Во дворце старинного Останкинского комплекса находится коллекция портретов – это работы известных мастеров XVIII – XIX ст., и уникальные полотна художников, чьи имена остались неизвестными. Когда-то во дворце хранилось 30 подлинных античных статуй, но, к сожалению, большинство древних скульптур было по разным причинам утрачено. И сегодня посетители дворца могут увидеть только пять из них. Среди фарфоровых изделий встречаются предметы, входившие в коллекцию семейства Черкасских. Всё это древние изделия из китайского и японского фарфора. Привлекает взор посетителей и коллекция вееров, собранная коллекционером Вишневским Ф.Е.

Парк усадьбы с видом на беседку "Миловзор" и декоративные скульптуры

Театр усадьбы Останкино – место развлечения москвичей

В XVIII веке посещение театра считалось модным мероприятием. Театральным искусством увлекался и Николай Петрович Шереметев. Желая превратить свой дворец в Пантеон искусств, он открыл собственный театр. Основой для первой постановки послужила опера Козловского «Взятие Измаила или Зельмира и Смелон». Театральная труппа состояла из пары сотен актеров, музыкантов и певцов, а их репертуар составляли оперы, комедии и балет. На сцене Останкинского театра Москвы зрители видели постановки произведений русских и зарубежных композиторов.

В помещении театра граф Шереметев любил устраивать праздники в честь знатных особ, прибывающих в усадьбу. В этих случаях в постановках участвовали самые талантливые актеры. Театральной звездой того времени была крепостная актриса и певица Прасковья Жемчугова. Проводился праздник и в честь приезда Александра I, но он был уже последним. В начале XIX века владельцы усадьбы распустили театр и покинули дворец. На сегодняшний день театральный зал сохранил свой «бальный» вид, и в нем все так же звучат камерные оркестры и воплощаются постановки старинных опер. Вместительным назвать его сложно, ведь полюбоваться театральным мастерством актеров здесь могут не более 250 человек, но зато он является лучшим во всей столице в плане акустики. Хорошая акустика здесь достигается за счет формы, в которой выстроен зал – по виду это подкова. Цветовое оформление театрального зала представлено голубыми и розовыми тонами.

Мемориал Добровольцам 13-ой и 6-ой дивизий народного ополчения оборонявших Москву в парке усадьбы

Приусадебный парк Останкино

Одновременно со строительными работами по возведению дворца велись и работы по разбивке сада. Сам Шереметев задумал окружить дворец регулярным парком, разбитым во французском стиле. Позднее он создал и пейзажный парк. Однако первый, регулярный парк, составлял основу Увеселительного сада, в котором имелись партер, кедровая роща, «Собственный садик», насыпная горка. Увеселительный сад соседствовал с дворцовым зданием. Часть кедровой рощи, находящаяся ближе к имению, называлась Прибавочным садом, но позднее ее превратили в Английский парк. Все работы по его созданию были возложены на садовника – настоящего англичанина. В саду удачно прижились липы и дубы, клёны и лещина, калина и жимолость. Парковый участок дополняли 5 искусственных прудов. Вдоль Ботанической улицы по задумке хозяина был размещен Парк скульптур. Помимо цветников, статуй и беседок с колоннами здесь имеются открытая галерея и эстрада.

В настоящее время усадьба на реконструкции.

Останкинская усадьба — красивейшее здание, окруженное многолетними дубами и липами, с прудами, сооруженными в XVII веке. Она принадлежала графу Петру Шереметьеву, именно он соорудил парк и большой бальный зал. Его наследник Николай Шереметьев увлекался театром, ему пришла мысль создать профессиональный домашний театр. Было решено расширить усадьбу, для этого был приглашен Итальянский архитектор Францеско Каспорези, именно он объединил в нем театр, Итальянский и Египетский павильоны и жилые помещения.

Реконструированная усадьба построена не из камня, а из дерева. Граф хотел, чтобы театральный зал можно было использовать и как площадку для танцев. Именно использование дерева позволяло это сделать.

В 1795 году было проведено торжественное открытие театра и постановка драмы «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». В театре была большая труппа, около 170 человек было задействовано в постановке драмы, комедий, оперы и балета. В театре Н. Шереметьева поставлены сотни опер, балетов и комедий. Одной из артисток была возлюбленная графа крепостная Полина Жемчугова. В 1801 году они тайно обвенчались. Театр просуществовал до 1804 года.

В 1856 году царь Александр II провел в Останкино неделю, создал на месте театра зимний сад, убрал машинное помещение и постелил полы. После революции 1917 года усадьба была объявлена национальным достоянием и в 1919 году открылась для посещения.


Деревянные конструкции покрыты армированной сеткой, на которую особым образом нанесен слой мраморной крошки. Получившаяся поверхность разрисована узорами удивительной красоты, интерьеры обставлены уникальной мебелью и великолепными светильниками.

На территории усадьбы растет старинная кедровая роща. Если приглядеться к зеленой сетке на фасаде одного из зданий, можно увидеть герб семьи Шереметьевых.

Режим работы:

  • открыт с 18 мая по 30 сентября;
  • вторник-воскресенье — с 11.00 до 19.00;
  • не работает во время дождя и при влажности свыше 80%.

Каждое третье воскресенье месяца вход в усадьбу бесплатный.

, официальный сайт

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158
Ассоциация музыкальных музеев и коллекций (АММиК) - R1928

Спонсоры, меценаты и грантодатели:
Благотворительный фонд В. Потанина

Единиц хранения:
21905, из них 17254 предметов основного фонда

Крупные выставочные проекты:
"Дворец во Дворце". Москва, ГМЗ "Царицыно", 2014 г.
"Непревзойденный Веджвуд". Москва, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, 2014 г.
"Сто лет праздников в подмосковной усадьбе. Кусково. Останкино. Архангельское. Люблино". Москва, Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, 2014-15 гг.
"Палладио в России. От барокко до модернизма". Италия, Венеция, Музей Коррер, 2014 г., Москва, ГМЗ "Царицыно", 2015 г.

Выездные и обменные выставки:
"Страсти по бисеру" (первая четверть XVIII - начало XX вв.). Весь спектр работ из бисера эпохи его расцвета - от чехольчиков для наперстка до мебели. От 200 до 300 экспонатов. Требуются витрины
Французская гравюра XVII - XIX вв. Из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Жанровая и репродукционная гравюра ведущих французских мастеров. На выставку предоставляются 60 листов, во всем блеске представляющих изысканное искусство французского эстампа
Английская цветная гравюра XVII - XIX вв. из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Великолепные цветные листы ведущих английских мастеров изысканного по технике, высочайшего по качеству исполнения и самобытного вида искусства. 40 экспонатов
"Джамбаттиста, Франческо и Лаура Пиранези. Шедевры мировой графики из собрания Московского музея-усадьбы Останкино". 40 редких листов из творческого наследия знаменитой художественной семьи - великого итальянского офортиста Джамбаттиста Пиранези, его сына Франческо и дочери Лауры
Архитектурный пейзаж в итальянской гравюре конца XVII - начала XIX вв. из собрания Музея-усадьбы Останкино. Шедевры графического искусства в жанре архитектурной ведуты, популярной как среди профессиональных художников и архитекторов, так и любителей искусств. 50 листов
Русский акварельный портрет XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Экспозиция включает такие известные имена, как П.Ф. Соколов, В.И. Гау, А.П. Рокштуль и др. 60 портретов, дополненных предметами ДПИ - веерами, шкатулками и пр.
Русский графический портрет I половины XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Камерные портреты, рисованные графическим и цветными карандашами, углем, пастелью, акварелью и гуашью. 50 портретов, дополненных предметами ДПИ - веерами, шкатулками и пр.
Русский миниатюрный портрет XVIII - XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Произведения самых известных мастеров русской миниатюры. Число экспонатов может варьироваться от 100 до 200 экспонатов. Требуются вертикальные витрины с подсветкой
Западноевропейский миниатюрный портрет XVIII - XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Произведения известных мастеров портретной миниатюры XVIII-XIX. Число экспонатов может варьироваться от 100 до 200 экспонатов. Требуются вертикальные витрины с подсветкой

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png