Юрий Витальевич родился в Пскове. Он имеет большой опыт работы в сфере культуры. В разное время занимал руководящие должности в государственных музеях-заповедниках «Павловск» и «Ораниенбаум», Санкт-Петербургском фонде культуры, Государственном музее истории религии и других учреждениях культуры города.

Ю. В. Мудров - член Союза художников России, член ИКОМ (Международный совет музеев), Европейского общества культуры, творческого Союза музейных работников СПб и Ленинградской области и др. Он является автором десятков книг, альбомов, каталогов (на многих языках), сотен публикаций, участником теле- и радиопередач. Юрий Витальевич Мудров принимает активное участие в работе Псковского отделения ИППО.

На снимке, который сделан во время одного из заседаний отделения, слева направо:

И. И. Лагунин , заместитель председателя Псковского отделения ИППО, искусствовед-архитектор, руководитель представительства «Российская ассоциация реставраторов» по Псковской области, член-корреспондент Академии архитектурного наследия;

Ю. В. Мудров , руководитель программ Санкт-Петербургского общественного фонда по содействию развитию культуры и искусства;

архимандрит Тихон (Секретарёв ),наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, доктор богословия;

В. Н. Туманов , председатель Псковского отделения ИППО;

Mudrov Yuri
МУДРОВ Юрий Витальевич
11.07.1952 г.р., г. Псков

Образование
- Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина АХ СССР, Ленинград (Санкт-Петербург), история и теория искусства, 1975;

Специализация
- Русское искусство 18 - 21 вв.
- Русская и западноевропейская художественная культура 18 – 20 вв.
- Музейное дело

Место работы, должность
- Санкт-Петербургский Общественный Фонд по содействию развитию культуры и искусства, руководитель программ

Основные кураторские проекты, выставки
- Выставочный проект «Александр Бенуа ди Стетто (1896 - 1979). Возвращение в Россию». 2006 – по 2014 г.г. (СПб: Музей театрального и музыкального искусства, НИМ РАХ,ГРМ, РЭМ, Елагиноостровский дворец-музей, ГМО «Исаакиевский собор», Музей А.В.Суворова; Москва – ГТГ, Дарвиновский музей; музеи: Казань, Тюмень, Новгород Великий, Псков, Вятка (Киров), Йошкар – Ола, Чебоксары, Нижний Новгород,Сыктывкар, Петрозаводск, Вологда, Ярославль, Кострома,Коломна, Курск,Орел, Липецк, Рязань,Ульяновск, Елабуга, Набережные Челны и др. городов. - 50 выставок

Конференции (доклады) последних лет
- «Творчество А.З.Бенуа ди Стетто и русская реалистическая школа», доклад на международной конференции « А.А.Пластов и реалистическое искусство ХХ – ХХI в.в.» Ульяновск, 2012, сентябрь;
- «Императрица Мария Федоровна (1759 – 1828) – художник», Москва, РАХ, 2012. декабрь;
- «Путешествие Графа и Графини Северных по Европе 1781 – 1782 г.г.», Гос. Музей
А.С.Пушкина, Москва, 2012, апрель, открытое «Научное заседание»;
- «Путешествие Графа и Графини Северных по Италии 1781 – 1782 г.г.», Москва, РАХ, 2011,декабрь;
- «Путешествие Графа и Графини Северных по Франции 1781 – 1782 г.г», СПБ. НИМ РАХ, 2010;
- «Архимандрит Алипий (Воронов) – коллекционер русского искусства», Кемерово, Обл. музей изобразительных искусств, 2010.

Избранные публикации, теле-, радиопередачи
Петербургский Сецессион.3. - СПб, 2014.
Толстиков. Живопись. - СПб, 2013.
Павловск. - /Императорский резиденции.Зимний дворец. Петергоф. Царское Село... - СПб, 2013.
Петербургский Сецессион. 2..- СПб, 2013.
Любовь Костенко. Живопись. Графика: Альбом. – Киров, 2012.
Житие священномученика Иосифа Астраханского. Георгий Панайотов. Искусство небесное и земное. Книжная графика. – СПб. 2012.
Дмитрий Сергеевич Кондратьев.1928 – 2008. – Киров, 2012.
Татьяна Лысак – Полищук. Живопись. Буклет. – Москва, 2012.
О.А.Еремеев. «Победа». Буклет. – СПб: 2012
Проникновение. Каталог выставки произведений Саида Бицираева. – СПб, 2011
Александр Иванович Репин (1925 – 1997). Выставка произведений. Каталог. //Государственная Третьяковская галерея. – М., 2010.
Лариса Яковлева. Я прожила интересную жизнь, как хотела. - //Под. ред. Ю.В.Мудрова. – Сост., предисловие, статьи. – СПб, 2010
Ярославль. 1000-летию Ярославля посвящается. – СПб, 2009.
Искусство земное и небесное. Георгий Панайотов. – СПб, 2009.
Вместе. Андрей Яковлев. Владимир Рогозин. Живопись. – СПб, 2008.
Виктор Николаев. Монографический альбом. Вст. ст. – СПб, 2008.
Александр Бенуа ди Стетто (1896 – 1979). « ...художник жизни, архитектор мечты». Живопись. Графика. // Государственная Третьяковская галерея. Выставка произведений. Каталог. – СПб, 2007.
Кронштадт. – СПб, 2007
Александр Бенуа ди Стетто (1896 – 1979). Акварель. Каталог. - //Российский Этнографический музей.– СПб, 2007
Владимир Рогозин. Живопись. 2004 – 2007. Выставка произведений. //Научно – исследовательский музей РАХ. – СПб, 2007.
В кругу друзей... Выставка русской живописи. Каталог. - СПб, 2007.
Восточная коллекция. Каталог выставки. Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум». //Авт. – сост. - М.П.Лебединская. Вст. ст., научный руководитель – Ю.В.Мудров. – СПб, 2007.
Ю.В.Мудров, А.А.Раздолгин, В.С.Телемаков. Возрожденные из пепла. Дворцово – парковые ансамбли пригородов Санкт – Петербурга: история и современность. - //Научн. ред. – Ю.В.Мудров. – СПб, 2007.

Александр Бенуа ди Стетто (1896 – 1979).Пейзаж. Портрет. Живопись. Каталог. - //Государственный Русский музей. – СПб, 2007
Александр Бенуа ди Стетто (1896 – 1979). Живопись. Графика. Каталог. - //Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств. – СПб, 2007
Ораниенбаум. Век ХIХ... (По материалам выставки «Осколки зеркала». К 150-летию Мекленбург – Стрелицкого дома в России). - СПб, 2006.
ИКОМ России и Международное музейное сообщество. 1956 – 2006. //Авторы – составители – Ю.В.Мудров, Г.Н.Скитович. – Российский Комитет Международного Совета музеев. – М., 2006.
Тихая моя Родина. Пейзажи Вячеслава Федорова. – СПб, 2006
Ораниенбаум. – СПб, 2005.
Ораниенбаум. Китайский дворец. – СПб, 2005.
Ю.В.Мудров, М.П.Лебединская. Ораниенбаум. Сороковые... //Государственный музей – заповедник «Ораниенбаум» СПб, 2005.

Статьи:
Князь Олег (Романов). - //Аврора, 2014, № 1.
Ю.В.Мудров, О.С.Савицкая. Архимандрит Алипий (Воронов). Монах. Художник. Собиратель. Воин. - //Аврора, 2013, № 4.
Императрица Мария Фёдоровна (1759 - 1828) - художник. - //Русское искусство, 2013, № 4.
Ю.В.Мудров, А.Ю.Мудров, О.С.Савицкая. - М.К.Аникушин. М.Т.Литовченко. - //Петербургский художник, 2013, № 21.
Ю.В.Мудров, А.Ю.Мудрова. "Творческая Одиссея" Андрея Яковлева. - //Петербургский художник, 2013, № 19.
Санкт – Петербургский Союз художников. // Искусство Наций – II. К 20-летию Конфедерации Союзов художников стран СНГ. – М.: Галарт. - 2012
К творческим портретам мастеров: Дмитрий Сергеевич Кондратьев (1928 – 2008). - Александр Толстиков. – Саид Бицираев. – Татьяна Лысак – Полищук. - //Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 23. С. 54 – 73. – СПб: Ассоциация искусствоведов (АИС), 2012.
Преданья старины далекой.//Русское искусство, 2012, №4
Легенда музейного мира. - //Русское искусство, 2012, №3
Художник Андрей Яковлев и его времена. - //Юный художник, 2012, №9
Триумф итальянской живописи. - //Юный художник, 2012, №5
Встречая творческий юбилей. Андрей Яковлев – 50 лет в Союзе художников. - //Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 25 – СПб: Ассоциация искусствоведов (АИС), 2012.
Возрождая миниатюрную живопись. Новое имя в искусстве. - //Петербургские искусствоведческие тетради. Вып.25. С.47 – 49. – СПб: Ассоциация искусствоведов (АИС), 2012.
А.Мудров, Ю.Мудров. «Плоды среди корзин смеются...». - // Green City, 2012, № 6
«Дней Александровых прекрасное начало...». - // Green City2012, №5
С.Федорова, Ю.Мудров. Любезные места Флоренции. - // Green City, 2012, №4Военное царство цветов. - //Green City, 2012, №3
Венценосной хозяйке Павловских садов... - //Green City, 2012, №2
Избранница художника. (Интервью). - //Леди тайм, 2012, №2
Поэт. Лицеист. Воин. Герой. (К 120-летию Князя Олега Константиновича Романова. - // Царскосельская газета, 2012, 6, 13, 20 декабря 2012 г
Главный хранитель. - // Царскосельская газета, 2012, 12 июня.
Испанская рапсодия. - // Караван, 2011, декабрь
Проникновение. Каталог выставки произведений Саида Бицираева. Живопись. Графика. // Ю.В.Мудров. С думой об Испании, с Родиной – в сердце. С.4 – 10. – Всероссийский музей А.С.Пушкина. Музей-усадьба Г.Р.Державина. – СПб.: Изд – во Политехн. Ун – та, 2011

О.С.Савицкая, Ю.В.Мудров. Два бойца. (Монах и музейщик. На перекрестке судеб. Часть 2). - // Художник Петербурга, 2011, №17
Выставка трех.- // Художник Петербурга, 2011, №17
Художник, потерявшийся во времени. Еще один из рода Бенуа. Александр Бенуа ди Стетто. - // Антикварное обозрение, 2011 , №2
Григорий Гагарин. - //Юный художник, 2011, №6
Виктор Ашотович Абрамян. Воспоминания о художнике. Каталог выставки. // Составление и общая редакция – Ю.В.Мудров. СПб.: Санкт-Петербургский Союз художников. Голубая гостиная, 2011.
Художник. Моряк. Реставратор. Материалы к творческой биографии Анатолия Владимировича Трескина. - //Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 22. СПб.: Ассоциация искусствоведов (АИС), 2011
Юрий Мудров, Вера Лискова. Фарфоровое сокровище Ораниенбаума. К 300-летию Ораниенбаума. – // Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 22. СПб.: Ассоциация искусствоведов (АИС), 2011
Два бойца: монах и музейщик. На перекрестке судеб (Часть 1). - // Художник Петербурга, 2011, №16
Юбилей мастера (Ю.М.Павлов). Предисловие. //Художник Петербурга, 2011, №16
Блестящее путешествие графа и графини Северных в Италию. //Русское искусство, 2011, №2, Восставшие из руин. Созвездие Царского Села. - //Юный художник, 2010, №4
Екатерининский парк. - //Юный художник, 2010, №10
Комментарий к статье А.А.Яковлева «Подарок судьбы». - //История Петербурга, 2010, №2
Обретение и триумф «забытого» художника. - //Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 18. СПб.: Ассоциация искусствоведов (АИС) , 2010
А. Мудров, Ю. Мудров. Художник – балтиец. Иван Титов. Начало пути. Материалы к биографии. - //Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 17. СПб.: Ассоциация искусствоведов (АИС), 2010
А. Мудров, Ю. Мудров. Любимый город Ярослава Крестовского. - //Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 17. СПб.: Ассоциация искусствоведов (АИС), 2010
Искусство земное и небесное. Георгий Панайотов. - //Ю.В.Мудров. -Искусство небесное и земное. С. 2 – 4. – СПб.: «Коломенская ВЕРСТА». - 2009. - 16 с., илл.

Блестящее путешествие. Граф и Графиня Северные во Франции. - //Русское искусство, 2009, №IV
Александр Иванович Репин (1925 – 1997). Живопись. «Дальнейший показ запретить...» (Вспоминая выставку произведений Александра Репина 1977 года). Каталог выставки. – СПб.: Научно- исследовательский музей РАХ, 2009
Обретение «забытого» художника из династии Бенуа. - // Bisiness Partner, 2009, № 2
Выставочный зал – весь Петербург (К выставке скульптора В.Э.Горевого в Мемориальном музее А.В.Суворова). - //История Петербурга, 2009, №5(51)
О книге «Старый Петербург». - //История Петербурга, 2009, №6

Любовь Костенко. Выставка. – Псков.: Псковский Государственный Объединенный Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2008. 6 с., илл.

Ю.В.Мудров, А.Ю.Мудров. Великий гражданин великого города. К 90-летию М.К.Аникушина (заметки к творческому портрету скульптора). - //История Петербурга, 2008, №1
Павильон Роз в Павловске. - //Юный художник, 2008, №2
Роль потомков Н.А.Римского – Корсакова в создании музеев, посвященных композитору. - //Программа и тезисы докладов научно – практической конференции «Музеи театра и музыки в международном пространстве». - СП.: Издательство «Арт Деко». – 2008

Вместе. Андрей Яковлев. Владимир Рогозин. Живопись. – СПб.: Галерея на Миллионной. - 2008.

Александр Бенуа ди Стетто. Анималистические зарисовки. Графика. Каталог выставки. - /Авторы вступ. ст. – сост. О.С.Савицкая, Ю.В.Мудров. Пушкинские Горы.: Государственный мемориальный историко – литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское». - 2008
... Для этого нужна еще одна жизнь. - //Русское искусство. – 2008. - №4
Юрий Мудров, Ольга Савицкая. Забытый из династии Бенуа. - //Ассоциация искусствоведов. Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 10. – СПб.:2007. - 366с.- С.106-137.

О.С.Савицкая, Ю.В.Мудров. Лица великого города. К 90-летию со дня рождения скульптора М.Т.Литовченко. - //История Петербурга, 2007, №6
«The little house of her Imperial majesty» - // Russian fine art magazine, 2007, №III,
Владимир Рогозин. Живопись. 2004 – 2007. Выставка произведений. Научно – исследовательский музей РАХ. - //Автор – составитель – Ю.В.Мудров. - СПб.: ООО «Арт Деко», 2007.
Александр Бенуа ди Стетто. Живопись. Графика. Каталог выставки. - /Авторы вступит. ст. – сост. О.С.Савицкая, Ю.В.Мудров. – Пушкинские Горы.: Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское», 2007.
В кругу друзей... Выставка русской живописи. Каталог выставки. /Автор – сост. Ю.В.Мудров. СПб.: ООО «Арт Деко», 2007
Казанский собор. - //Юный художник, 2007, №2
Ю.Мудров, О.Савицкая. Анималистические зарисовки Бенуа ди Стетто. - //Юный художник, 2007, №7
Юрий Мудров, Вера Лискова. Мейсенское чудо Ораниенбаума. - //Русское искусство, 2007, № III,
Юрий Мудров, Ольга Савицкая. «Забытый» из династии Бенуа. - //Третьяковская галерея, 2007, № 1
Ольга Савицкая, Юрий Мудров. Забытый мастер из семьи Бенуа. - //Русское искусство, 2007, № IV
Восточная коллекция. Каталог выставки. Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум». //Авт. – сост. - М.П.Лебединская. Вст. ст., научный руководитель – Ю.В.Мудров. – СПб.: «Историческая иллюстрация». 72 с., илл.

Юбилей Российского ИКОМа. - //Декоративное искусство, 2007, № 4, с. 154.

Ю.В.Мудров, О.С.Савицкая. «Другой Александр Бенуа». Возвращение в Россию. - //История Петербурга, 2007, №
Юрий Мудров, Ольга Савицкая. The pechory collection of archimandrite Alipii. - //Russian fine art Magazine, 2007, № II
Александр Бенуа ди Стетто (1896 – 1979). Натюрморт. Живопись. Выставка произведений. Каталог. - //Санкт-Петербургский Государственный музей театрального и музыкального искусства. – Авт. вст. ст. и сост. Ю.В.Мудров, О.С.Савицкая. – СПб.: Арт Деко. – 2006. – 73с., илл.

Александр Бенуа ди Стетто (1896 – 1979). Анималистические зарисовки. Графика. Выставки произведений. Каталог. - //Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. – Авт. вст. ст., сост. Ю.В.Мудров, О.С.Савицкая. – СПб.: Арт Деко.

«Домик маленький, собственный Ея Императорского Величества». - //Русское искусство, 2006, № III
Блестящее путешествие. - //Юный художник, 2006, № 8
Ораниенбаум. Век ХIХ... (По материалам выставки «Осколки зеркала». К 150-летию Мекленбург – Стрелицкого дома в России). - /Вступит. ст., с. 4 – 5; «Александр Бенуа и Ораниенбаум». - СПб.: «НП – Принт», 2006
Юрий Мудров, Ольга Савицкая. «Петербургские подношения» Псковскому музею (К 130-летию Псковского Государственного музея-заповедника). - //Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 7. СПб.: ИД «Петрополис», 2006
A play fortress. - //Where, 2006, №8

Юрий Мудров, Ольга Савицкая. Александр Бенуа ди Стетто, художник из рода Бенуа. - //Academia, Российская Академия художеств, 2006, ноябрь
Юрий Мудров, Ольга Савицкая. Печорская коллекция архимандрита Алипия. - //Русское искусство, № II
Oranienbaum. – СПб.: «Альфа – Колор», 2005. – 36 с., илл.

Государственный музей – заповедник «Ораниенбаум». Краткий путеводитель. – СПб.: ООО «ИПК «НП – Принт». -2005
Е.Г.Денисова. Дворец Петра. - /Научн. ред. – Ю.В.Мудров. – СПб.: ООО «Союз дизайн». - 2005.
Е.И.Кочерова, Ю.В.Мудров. Живопись европейских мастеров. - //История Петербурга, 2005, №1(23)
Жемчужина рококо. - //Юный художник, 2005, №10

Ораниенбаум. Государственный музей-заповедник. Краткий путеводитель. – СПб.: 2004

Kronstadt. – СПб.: «Иван Федоров». – 2004. – 32., илл.

Архимандрит Алипий (Воронов) – собиратель живописи. -//Тропининский вестник. Материалы Всероссийской научной конференции. 2003. «Меценатство в России. Перспективы развития в ХХI веке». – М.: Музей В.А.Тропинина. -2004
Вступительное слово. - //Петербургская династия. Виктория Белаковская. Анатолий Прошкин. Виктор Прошкин. Владимир Прошкин. Марианна Прошкина. Живопись. Акварель. Каталог выставки. Авт. – сост. А.Ю.Мудрова. – Государственный музей А.С.Пушкина. - СПб., М.:2004.-
М.П.Лебединская, Ю.В.Мудров. Сокровища Востока. - //История Петербурга, 2003, №6(22)

Живопись русских художников второй половины ХIХ – начала ХХ веков из собрания Государственного мемориального музея А.В.Суворова. Каталог выставки. - //Составители каталога Жукова Е.В., Мудров Ю.В., Попова М.С., науч. ред. Мудров Ю.В. – СПб.: Серебряные ряды. – 2003
Гостилицы. - //Три века Санкт-Петербурга. Осьмнадцатое столетие. Книга первая. А – М. – СПб., М.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, Издательский центр «Академия». – 2003
Из Москвы в Ленинград. Каталог-проспект выставки советской живописи 1950-1970-х гг. - //Сост. авт. текста Ю.В.Мудров. – СПб.:Серебряные ряды. – 2003.
Катальные горы в Петербурге и его пригородах. - //История Петербурга, 2003, №1(11),
Собранье петербургских лиц. Московский музей – петербургскому юбилею. – //История Петербурга,2003, №5(15
Выдающийся реставратор живописи А.В.Трескин. - //История Петербурга, 2003, №6(16)
Встречи с С.С.Гейченко. - //Михайловская Пушкиниана. Выпуск 26. К 100-летию Семена Степановича Гейченко. – Пушкинские Горы. М.: 2003
Ораниенбаум. Государственный музей-заповедник. – СПб.: Серебряные ряды. (год изд. не указ.). 2003
Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум». Краткий путеводитель. – СПб.: Издательство «ЭГО». – 2002
Ораниенбаум. - //Музеи Санкт-Петербурга. Выставка новых поступлений. 1996 – 2001. Приобретения Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга. Каталог. – СПб.: ТО «Пальмира». – 2002
«Павловск». - //Российская музейная энциклопедия. Том второй. Н – Я. – М.: Прогресс, Рипол Классик. – 2001
История рода князей Юсуповых: век Х – век ХХI... - // Науч. ред. Ю.В.Мудров. – СПб.: Серебряные ряды. – 2001
Санкт-Петербург. Юбилейная выставка. - //Мир музея, 2001, №2
«Лучше зажечь свечу...». - //История Петербурга, 2001, №3
Осколки зеркала. - //Все музеи Северо-Запада. – 2001 (Герцоги Мекленбург – Стрелицкие в России ХIХ – начала ХХ в.в.)

«Общества друзей музеев» в музеях России. Вчера. Сегодня. Завтра. Опыт и перспективы. - //ИКОМ. Информационный бюллетень №1/2001. –Выступления участников Международной конференции «Музейный менеджмент». Г.Вологда. 20-22 сентября 2000г. – М.: Российский Комитет Международного Совета музеев. – 2001.
Послесловие, составитель. - //Д.С.Лихачев. Небесная линия города на Неве. Воспоминания, статьи. – СПб.: «Серебряные ряды» - 2000
Растрелли и Елизавета. Эпоха барокко. Каталог юбилейной выставки к 300-летию Франческо Бартоломео Растрелли. – // Авторы-составители – Ю.М.Денисов, Н.В.Силинская, В.И.Грибанов. Научн. ред.Ю.В.Мудров. – СПб.: Серебряные ряды. – 2000
Вступительное слово (совм. С Н.Ф.Завьяловой). «К читателям». Выдающийся реставратор живописи А.В.Трескин. Опыт творческого портрета. - //Русская и западноевропейская художественная культура. Сборник памяти первого Почетного гражданина г.Павловска Анатолия Михайловича Кучумова (1912-1994). – СПб.: 2000
Читая справочник о храмах. - //Царскосельская газета, 2000, №100, 5 сентября.
Вступительная статья. - //Пушкиниана юбилеев. 1937.1949. каталог выставки живописных произведений из собрания Всероссийского музея А.С.Пушкина. – СПб.:1998
Г.Свешникова, Ю.Мудров, Н.Федорова. Юсуповский дворец. – СПб.: Издательство «П-2». – 1999,
Избранное. 1989 – 1999. Юбилейная выставка в Смольном соборе. –
//Каталог выставки. Научный редактор Ю.В.Мудров. – СПб.: 1999
«Пушкин – это наше все...». - // «Пушкин – это наше все...». Каталог выставки из собрания Г.Р.Кирзнера. – Всероссийский музей А.С.Пушкина. - СПб.:1999.
Вступительная статья. - //Пушкиниана юбилеев. 1937.1949. Каталог выставки живописных произведений из собрания Всероссийского музея А.С.Пушкина. – Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. – СПб.:1999
Вступительная статья. – //Протоиерей Иоанн Жемчужин. Десять лет в Павловске. – СПб.: 1997. – 96с
Павловск. Императорский дворец. Страницы истории. - //Сост. и науч. ред. Ю.В.Мудров. - Павловск. Авт.Ю.Мудров.– Владельцы Павловска.Авт.Мудров. – Слово об А.М.Кучумове. Авт.Ю.Мудров.. - Библиотека Росси. Авт.И.Алексеева, Ю.Мудров - СПб.:Арт-Палас. Ленарт.-1997.
Собор Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских в Павловске. К истории строительства. Свидетельства очевидца. - //Православие и культура. Каталог выставки. Материалы научно-практической конференции. Третья Всероссийская выставка «Православная Русь». – СПб.: 1997
Юрий Мудров, Людмила Коваль. Возрождение «Розового павильона». - //Мир музея, 1997, №2,
Павловск. - //Окрестности Санкт-Петербурга. СПб.: Издательство «П-2». – 1997.-
Павловск. - //The Environs of StPetersburg. СПб.:Издательство «П-2». – 1997.
Ю. Мудров, Л. Коваль. Павловск. Розовый павильон. – СПб.: Арт-Палас. – 1996.
Юрий Мудров, Людмила Коваль. Pavlovsk. The Rose Pavilion. – СПб.: Арт-Палас. – 1996.
Юрий Мудров, Людмила Коваль. Pavlovsk. Le Pavillion des Roses. – СПб.: Арт-Палас. – 1996. –
Ю.В.Мудров, Л.Коваль. Санкт-Петербург:Православная церковь в императорской России. - // Sainte Russie. Icones - Objеts Sacres - Costumes Religieux. - France, Montbeliard.: 1996
Вступительное слово о А.М.Кучумове. - //Кучумовские чтения. Сборник материалов научной конференции, посвященной памяти А.М.Кучумова (1912 – 1994). Государственный музей-заповедник «Павловск». - Научн. ред. – Ю.В.Мудров, Л.В.Коваль. – СПб, Павловск.: 1996
Хранитель Кучумов. - //Павловск. Историко-краеведческий альманах. 2. - Павловск.:1996 - 304 с., илл. - С.233-236.
Вступительное слово (совм. С Н.Ф.Завьяловой). Павловск и его коллекции. - //Спасенные шедевры императорских дворцов из собрания Государственного музея-заповедника «Павловск» - Государственный музей истории культуры Среднего Прикамья. – Каталог выставки. – Сарапул.: Арт-Палас. – 1996
Palacio de Pavlovsk. - // Casas Gente. – Mexico.:1993-1994, №84.
Вступительное слово. - //Korea Russia Pavlovsk Grand Palace Invited Artists Exhibition. – Коrеа.: 1996
Павловск. Дворец и парк. - //Splendeur et Intimite a la cour Imperiale de Russie. – France, Montbeliard.: 1995.
Splendeur et Intimite. А la cour Imperiale de Russie. - // Науч. ред. Ю.В.Мудров. - France, Montbeliard.: 1995.
Павловск. Дворец и парк. – СПб.: Lenart. - год изд. не указ. 1995.
Pavlovsk. Palace and Park. – СПб.:Lenart . – год изд. не указ. – 8 с., илл.

Восстановление Павловского дворца и парка. - //Спасение историко-художественных ценностей ленинградских музеев в годы Великой Отечественной войны. Санкт-Петербургские музейные чтения. – СПб – Гатчина.: год изд. не указ. 1995
Дворец и парк. - //Павловск. Историко-краеведческий альманах. I. – Павловск,: 1994
Павловск. Дворец и парк. - //La Table des Tsars. Porcelaines du Palais de Pavlovsk. - // France, Montbeliard.:1994
Вступительное слово. – //Заслуженный художник Российской Федерации Мария Тимофеевна Литовченко. Скульптура. Каталог произведений. – Авт. вступ. ст. О.С.Савицкая, сост. Е.Н.Литовченко. – СПб.:1994
Pavlovsk. - // Russian Imperial Palaces. – СПб.: Len Art. – 1994.
Выставка А.Ю.Синицы. - //Андрей Синица. Живопись. Буклет. – СПб.:год изд. не указ. 1994.
Живописный уголок. - //Павловские ведомости. – 1994, №18(65)
Павловск. Дворцово-парковый ансамбль. – СПб.: Континент. – 1993
Pavlovsk. Das Schloss und Parkensemble. – СПб.: Континент. – 1993
Pavlovsk. Ensemble Park – Palais. – СПб.: Континент. – 1993
Pavlovsk .Palace and Park Ensаmble. – СПб.: Континент. – 1993
Вступительная статья. - //Новые поступления Государственного музея-заповедника «Павловск». 1983 – 1993 г.г. Каталог выставки. Составитель Н.В.Федорова. - СПб.:1993
Вступительная статья. - //Legacy of Czar and Czarina. Collection from the Palace of Pavlovsk. - Nassau Counti Museum of Art. – Nassau, USA.: год изд. не указ. 1994
«Друзья Павловска» (1980-е гг.). - //Знаточество, коллекционирование, меценатство. Сборник статей. Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. – СПб.: 1992
Павловск. - //Русские императорские дворцы. – СПб.: LenArт. – 1991. –
Павловск. - //Die Russischen Kaiserschlosser. – СПб.: LenArt. – 1991
Павловск. - //Les Palais des Impereurs de Russie. – СПб.: LenArt. - 1991
Павловск. - //Russian Imperial Palaces. – СПб.:Lenart. - 1991.
Выставка из собрания Эзраха. - //Художник, 1990, №2
В.Е.Савинский. Путь к мастерству. - //Художник, 1989, №4
Из собрания Иосифа Эзраха. - //Декоративное искусство, 1989, №10
Этапы большого пути (Скульптор Б.В.Пинчук). - //Ленинградская панорама. -1988,№12.
У реставраторов Пскова. - //Декоративное искусство, 1986, №8
Ю.Мудров, О.Савицкая. Выставка произведений В.Маркова. Выставка произведений молодых художников. - /Художник, 1984, №1
Л.Скобкина, Ю.Мудров. Достижения советских реставраторов. - //Декоративное искусство, 1984, №2
В экспозиции – работы реставраторов. - //Декоративное искусство, 1983, №1
Ю.Мудров, О.Мудрова. Коллекция Пскова. - //Художник, 1979, №11

Членство в других творческих и общественных организациях
- Член Союза художников России (член Президиума Правления СХ СПб и председатель Секции искусствоведения и критики; Член Комиссии по искусствоведению СХ РФ) ;
- член ИКОМ, Европейского общества культуры, Творческого Союза музейных работников СПб и Ленинградской области (член Правления) и др.

Иностранные языки
Немецкий

Живет и работает в г. Санкт - Петербурге.

эл. почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юрий Мудров

Официальный сайт Пушкинского заповедника

Власти Санкт-Петербурга приняли решение о смене директора Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Ираду заменит на этом посту Виталий Мудров. Документы о назначении Мудрова 15 июня оказались на столе вице-губернатора , сообщает .

«Документы на Мудрова ко мне поступили, он будет назначен. Это уважаемый и опытный искусствовед», — охарактеризовал Мудрова замглавы города.

Сообщения о том, что руководство комитета по культуре Санкт-Петербурга приняло решение о назначении нового директора Исаакия, появились утром 15 июня, передает .

«По итогам проведенного отбора представленных кандидатов комитетом по культуре Санкт-Петербурга принято решение о назначении на должность директора ГМП «Исаакиевский собор» Мудрова Юрия Витальевича, который приступит к работе с 15 июня 2017 года», — сообщали в комитете.

В Петербургской епархии, в свою очередь, назвали внезапным сообщение о назначении нового директора Исаакия.

«Пока епархия не может никак прокомментировать информацию, поскольку она слишком внезапна», — сказали представители епархии.

Две недели назад в СМИ уже появлялись сообщения о намерении губернатора города Георгия Полтавченко в срочном порядке найти замену исполняющему обязанности руководителя Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Ираде Вовненко.

В свою очередь, глава комитета по культуре тогда отказался комментировать сообщения СМИ на эту тему.

«Не могу ничего сказать на эту тему», - сказал Сухенко «Интерфаксу».

«Я сама ухожу, сейчас пишу заявление. И очень счастлива от этого», — пояснила она.

Однако днем ситуация, очевидно, поменялась.

«Она не увольняется. Сейчас она работает, подписывает документы», — сказали в пресс-службе музея.

Сама Вовненко также опровергла сообщения о том, что написала заявление об увольнении.

«Не подтверждаю эту информацию», — сказала она.

Вовненко была представлена коллективу на совещании в музее 31 мая 2017 года после того, как в конце апреля стало известно, что народный артист России , выступающий против передачи Исаакия в собственность Русской православной церкви, намерен покинуть пост директора. Его полномочия закончились 5 июня.

Споры вокруг судьбы собора и планов по его передаче Русской православной церкви продолжаются уже почти два года. За это время сторонники храма и музея неоднократно встречались в суде и на парламентской трибуне, обсуждалась возможность проведения референдума. 15 июня вопрос о том, что будет с Исаакием, прозвучал в ходе "Прямой линии" с президентом РФ Владимиром Путиным. В тот же день к работе приступил новый директор Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.

О том, как в ближайшее время будет действовать храм-музей, который считается одним из символов Санкт-Петербурга, есть ли возможность прекратить общественные споры и как выглядит решение, устраивающее все стороны, Юрий Мудров рассказал в интервью ТАСС.

Юрий Витальевич, недавно Смольный объявил, что спешка в вопросе Исаакия пропала и сейчас идет поиск некоего вдумчивого решения, которое будет устраивать все стороны. Как сейчас выглядит ситуация, на взгляд директора?

Я думаю, что сейчас не только Смольный так думает и действует, но мне представляется, к этому пришли все. Не могу дать ответ за епархию, а тем более за патриархию, но считаю, что вдумчивый, взвешенный подход отличает текущий момент от того сумбурного процесса, который был прежде. Когда меня нанимали на работу, администрация Петербурга, комитет по культуре, предложил мне должность директора музея-памятника "Исаакиевский собор", и я, конечно, сказал, что я иду работать директором музея и все буду делать таким образом, что сегодня Исаакиевский собор - музей, и только исходя из этих позиций. И в принципе, мне не сказали: готовьтесь, продумывайте какие-то варианты. Сегодня это музей, и я думаю, что музей будет в Исаакиевском соборе. Тем более когда я пришел 15 июня, мне повезло, и Владимир Владимирович Путин сразу объяснил, что надо делать. Он сказал, что Исаакиевский собор, безусловно, храм, но Исаакиевский собор, безусловно, музей.

Как вы прокомментируете публикации некоторых СМИ о том, что сроки передачи Исаакиевского собора РПЦ могут быть ускорены и она пройдет уже в этом году?

У нас есть планы, которые мы должны выполнять, мы несем всю ответственность за это: и моральную, и материальную, мы же государственное учреждение. На сегодня я об этом процессе ничего не знаю. Ту задачу, что передо мной поставлена, мы выполняем и строим определенную музейную перспективу.

- Каким, по-вашему, может быть решение по Исаакию, которое устроило бы всех?

В деталях еще не проработано заявление президента, прозвучавшее в ходе "Прямой линии" 15 июня, а вообще там четко сказано для нас: музею быть. Пока мы работаем в прежнем режиме и ближайшую перспективу тоже рассматриваем в том же порядке и в том же состоянии, в каком мы сегодня находимся. Тем более у нас есть все, чтобы хорошо работать. Наша главная задача - чтобы соборы блистали так же, как и ранее, потому что это величайшие памятники человеческой мысли, человеческих рук, мастерства, и конечно, духовные центры.

Работы очень много. Все музейные структуры функционируют стабильно: и реставрация идет, и экскурсионное обслуживание, туристов принимаем, занимаемся концертной деятельностью, ведь у нас есть хор, с детьми работаем. Наверное, в дальнейшем какие-то подвижки будут, но это не коснется основной музейной деятельности.

Состояния тревоги я не испытываю, но скажу, что пришел работать серьезно, с полной ответственностью, с полной отдачей, смотрю на основу коллектива - все достойно работают. Я не хочу кого-то специально успокаивать или убаюкивать, просто состояние дел сегодня таково, что мы работаем, нам никто не мешает, даже, скорее, помогают кто может. Когда мы разговаривали с губернатором Георгием Полтавченко, он сказал: "Надо помочь - поможем". Хотя я так понимаю, что помогать? Собор крепко стоит на земле.

Среди ваших прошлых мест работы - Музей истории религии в Санкт-Петербурге. Он одним из первых в стране сменил адрес в связи с передачей РПЦ Казанского собора, где располагался. Как вы считаете, оказал ли этот факт влияние на ваше нынешнее назначение?

Мне сначала предлагали другую музейную работу, потом возник Исаакиевский собор, вероятно, выбирали исходя из того опыта, который я имею в крупных музеях в качестве и руководителя, и заместителя директора. В Музее истории религии я работал в тот период, когда Казанский собор, где он раньше располагался, передавали Русской православной церкви (в 2000 году. - Прим. ред.) , тогда вообще ни у кого такого опыта не было. Я был заместителем директора по экспозиционной, выставочной работе и международным связям.

- Как вы планируете строить взаимоотношения с Санкт-Петербургской епархией РПЦ?

Мы планируем строить хорошие отношения, развивать то, что есть. С Санкт-Петербургской епархией Русской православной церкви работаем по прежней схеме, в том виде, как она была моими предшественниками создана. Это соглашение о социальном партнерстве 2005 года, там все прописано - по две службы в день, как положено. На сегодняшний день во взаимоотношениях ничего не поменялось: относиться с уважением друг к другу, выполнять соглашение.

Я сказал, что иду работать директором музея и все буду делать таким образом, что сегодня Исаакиевский собор - музей, и только исходя из этих позиций

С митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием я встречался, но встречался протокольно. Познакомились, он представил меня ключарю (настоятелем Исаакиевского собора является митрополит, а административные функции выполняет ключарь. - Прим. ред.) , и мне было подтверждено, что мы работаем так, как было.

Я подтвердил, что мы обязательно будем предоставлять на большие праздники возможность служить в центральном нефе. Это новое в наших договоренностях - то, что не всегда раньше получалось. В двунадесятые и престольные праздники собора все богослужения будут проходить в центральном нефе. В этом нет никакого неудобства для нас, а для церкви торжественность богослужений важна. И туристам нет никакого урона, они вообще радуются, когда идет служба, и наши туристы, и китайские себя хорошо ведут в это время. Служба им интересна. Экскурсоводы видят ситуацию, позволяют какое-то время смотреть на богослужение, фотографировать, и у нас нет ни одного обращения посетителей о том, что кто-то кому-то мешает.

- Будут ли проводиться крестные ходы?

Я светский человек и руководитель музея. Будут инициативы - будем рассматривать. Конечно, на день Исаакия Далматского - безусловно, на день Александра Невского, на престольные праздники. Специальных обращений о том, чтобы их было больше, не было. А потом, это не совсем наш вопрос, это уже епархия, вопрос города, безопасности движения и так далее. Нам надо открыть двери, быть доброжелательными, и все.

Незадолго до вашего назначения отдел по взаимодействию с РПЦ в составе дирекции музея был расформирован. Есть ли необходимость в таком подразделении и будет ли в музее человек, специально отвечающий за эти вопросы?

Специалист по этим вопросам будет назначен в самое ближайшее время. Я не думаю, что мы будем создавать большой отдел или, как было раньше, специальную должность заместителя директора, но специалист обязательно будет, который это позволит четче координировать. Пока никаких сбоев я не вижу.

- Как складывается туристический сезон для Исаакия?

Туристический сезон в этом году складывается примерно так же, как в прошлом, за полгода ГМП "Исаакиевский собор" принял 1,74 млн туристов (в эту цифру входят посетители Исаакиевского собора и Спаса на Крови, а также слушатели выступлений Концертного хора Санкт-Петербурга и участники автобусных и водных экскурсий "Соборное кольцо". - Прим. ред.) . Вопрос о том, что слухи о возможном закрытии музея якобы вызвали рост турпотоков, не стоит. В центре города высится величественный, могучий памятник, естественно, туда хочет зайти каждый турист. Но было бы смешно, если бы такие музеи, как Исаакий, Эрмитаж, Петергоф работали плохо, не уделяли внимания туристам.

Я считаю, блестяще у нас работает Музей Ахматовой, Музей хлеба, им надо прилагать огромные усилия, чтобы туда люди шли, а Исаакий стоит здесь, каждый турист в него войдет, потому что не было бы Исаакия - не было бы Петербурга. В этом году есть вечерние экскурсии, продолжаются концерты, другие программы, в том числе связанные с белыми ночами, колоннада открыта до утра.

- Какие новые проекты появятся в музее в ближайшем будущем?

У нас много лет ведется работа с детьми, среди новых планов - создание студии "Юный иконописец", вести ее будет молодой человек лет 26–27, который с шести лет пишет иконы. У него огромный опыт, он замечательный лектор, уже имеет опыт преподавательской работы, и самое главное - он обыкновенный живой современный человек, кроме того времени, когда работает над иконой. Тогда, конечно, он целиком там. Будет найдена такая форма, чтобы молодой, юный человек познавал мир иконописи, потому что это отдельный большой художественный мир, и, безусловно, тема церковная - это и духовный момент, но вместе с тем это и то, что позволит подрастающему поколению расширить свой кругозор и понимать, что язык иконы требует какого-то объяснения, разъяснения. Сейчас программа разрабатывается.

Я думаю, что мы немного расширим выставочную работу. У нас есть замечательные фотовыставки, сделанные мастерами своего дела, и их очень любят, эти выставки. Сейчас они идут в трех музеях, коллектив активно сотрудничает с Ленинградской областью, я попросил, чтобы наши фотохудожники Евгений Горох и Евгений Мохорев подготовили новые материалы, посвященные реставрации, - очень интересные и с точки зрения эстетики, и искусства фотографии, какие-то необыкновенные ракурсы, лица людей, которые работают, собственно процесс работы. Это то, что мы запустим в ближайшее время, для названия найдем какую-нибудь поэтическую строку или еще что-то.

- Что будет происходить с новыми зданиями, которые музей получил в прошлом году?

Новые здания - это Большая Морская, 40, там нужно провести общие строительные работы, прежде всего - разобраться с коммуникациями, чтобы они были современными и нормально функционировали. Затем - ремонт с элементами реставрации. Там нет внутри какого-то особого художественного убранства, но есть элементы.

Там мы хотим создать музей петербургской-ленинградской реставрации, чтобы показать, насколько этот труд сложен и красив, каковы его результаты. Это будет современный интерактивный музей. Хотелось бы, чтобы туда могли прийти молодые люди, использовать новые технологии и так далее, плюс еще материалы какие-то потрогать. Будем делать время от времени так, чтобы туда приходили, когда там трудится реставратор, скажем, по субботам, и посетители могли бы увидеть его за работой.

Но это лишь верхняя часть айсберга, а нижняя часть, поскольку мы музей, должна быть не только интерактивной, так сказать, "аттракционной". Мы будем создавать архив, базу данных. Конечно, начнем с себя, с наших памятников - с Исаакия и Спаса на Крови, но также вступим в контакт и с Союзом реставраторов, и, я думаю, другим музеям это тоже будет интересно. Музея реставрации нет ни в Петербурге, ни в других городах, а петербургская-ленинградская реставрация - эталонная как явление, как школа. Она имеет грандиозный опыт, который связан с послевоенным восстановлением, опыт бесценный, мастера там фантастические сформировались в этот период работы. Современные мастера обучались у них.

Мы хотим создать музей петербургской-ленинградской реставрации, чтобы показать, насколько этот труд сложен и красив, каковы его результаты. Это будет современный интерактивный музей

Мы попытаемся создать архив всей ленинградской реставрации, начнем с того, что соберем все наше. Базу данных потом можно перевести в новые технологии, чтобы каждый человек мог посмотреть, как и что было. Мы начнем, конечно, с реставрации послевоенного времени, точнее, с момента основания в Ленинграде Ремесленного реставрационного училища. Это феноменальное явление - город в блокаде, ничего еще не ясно, но уже думают о том, как восстанавливать. Соборы, живопись, мозаики - всего этого без рук реставраторов не было бы.

Я говорил о наших планах губернатору, он их одобрил. Уже создана рабочая группа, которая будет заниматься концепцией нового музея и теми технологиями, которые мы будем использовать в этом музее.

Мы считаем, что это очень важная вещь, это собственно музейная деятельность. Мы будем параллельно работать над ремонтом и реставрацией и разработкой концепции. Трудно сказать, когда это откроется, но мы уже работаем.

При этом я считаю, что выставка "Чтобы помнили", посвященная блокаде и сохранению музейных ценностей в Исаакии во время войны, которая работает в нашем подвале, должна сохраняться.

В 2018 году исполнится 200 лет с начала строительства современного нам Исаакиевского собора по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. Как будет отмечаться этот юбилей?

Георгий Сергеевич (Полтавченко. - Прим. ред.) сразу откликнулся, когда я сказал, что надо отмечать 200-летие начала строительства собора. Мы будем делать большую межмузейную выставку, она будет в Российском этнографическом музее, в Мраморном зале, который перекликается с эстетикой Исаакиевского собора. Эта выставка важна, потому что исторические документы дадут возможность показать всем, что такое собор, чтобы никто не говорил глупостей типа "да это вообще не церковь", "он церкви никогда не принадлежал". Мы покажем все документы, и там будет видно, что, когда, кому принадлежало, кто что делал в соборе. Мы целенаправленно ориентируемся на то, что нашей аудиторией будут петербуржцы. Они любят Исаакиевский собор, даже те, кто поругивают его, есть такие эстеты, но все равно Исаакий все любят.

Мы пригласили все большие музеи: Музей истории религии (они уже откликнулись), Русский музей, Эрмитаж, Музей истории города, музеи-заповедники и архивы. У нас и свои материалы хорошие, но для того, чтобы ничего не прерывалось и все выстраивалось в одну цепочку, нам необходима помощь коллег. Получен самый благожелательный отклик, поэтому надеемся, что проект будет удачным. Также планируем провести к юбилею большую научную конференцию.

Беседовала Юлия Андреева

Судьба Исаакиевского собора, который собираются передать РПЦ, продолжает тревожить петербуржцев. «АиФ» встретился с новым директором музея-памятника Юрием Мудровым и спросил, что ожидает в будущем уникальный комплекс.

Юрий Витальевич, у Исаакия особый статус - это одновременно и музей, и храм. А какая функция для вас первоочередная?

Когда меня нанимали, администрация города предложила мне должность руководителя музея-памятника. Я дал согласие и сказал: «Буду работать директором музея, стоять на страже его интересов». Сегодня найдена очень хорошая модель, когда храм и музей действуют вместе. Какая функция главная, судить не берусь. Как директор считаю, что музей важнее. Своеобразную подсказку, как поступить, дал и президент страны. Так совпало, что в первый день моей службы состоялась «прямая линия», где Владимиру Путину задали вопрос о судьбе Исаакия. Глава государства чётко сказал: музею быть. Этой позиции и придерживаемся.

«Зачистка»? Смешно!

Исаакий - один из самых притягательных туристических объектов. В то же время там регулярно ведутся богослужения. Говорят, разрешат и венчание. Не создаст ли это сложностей?

Туристам богослужения абсолютно не мешают. С епархией мы работаем по соглашению о социальном партнёрстве, где предусмотрено две службы в день. Всё бесплатно. В большие праздники предоставляем возможность провести обряд и в центральном нефе. Раньше это не всегда получалось, а для церкви важна торжественность. Для посетителей здесь никакого неудобства нет, наоборот - интересно. Когда идут службы, даже шумные китайские туристы ведут себя тихо, смотрят с неподдельным вниманием.

Также собор посещают множество паломников. Ни одной жалобы, что кто-то кого-то раздражает, я не получал. Что касается венчания, пока представители духовенства не обращались. Если честно, я бы не возражал. Ведь это так красиво!

Юрий Мудров: «Ни одной жалобы, что кто-то кого-то раздражает, я не получал». Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Острых вопросов тоже немало. Так, недавно вы уволили больше десяти человек. Некоторые из оппонентов открыто заявили о «зачистке» кадров. С чем это связано?

По решению администрации освобождён всего один сотрудник, работа которого нас не устраивала. Дама пару раз в неделю приходила во время концертов и отрывала билеты… При этом зарплата ей полагалась, как директору небольшого учреждения культуры. Также в штатном расписании было много странных, дублирующих должностей. В музее, например, нет театра, сцены и концертных площадок, однако числились два машиниста сцены, несколько концертных администраторов, режиссёр театра. Более того, создали целое концертное бюро, где через посредников организовывались выступления.

Со всеми этими, мягко говоря, не очень занятыми товарищами мы провели переговоры, предложили иные условия. В итоге более десяти человек ушли «по соглашению сторон», получив достойную, предусмотренную законом компенсацию. Поэтому о «зачистке» говорить смешно. Ни один из экскурсоводов, хранителей, реставраторов не потерял место. Трудовая инспекция подтвердила правоту наших действий.

Всё попробовать и потрогать

- Ещё прошла информация, что собираются уничтожить знаменитый камерный хор Исаакиевского…

Опять чьи-то фантазии. Хор под руководством Владимира Беглецова и сегодня входит в состав ГМП, все его участники активно работают. Конечно, раньше коллектив имел постоянную базовую площадку в Смольном соборе, где постоянно проходили концерты. Сегодня, после передачи собора РПЦ, такого центра нет, но артисты по-прежнему имеют прекрасную возможность выступать в Исаакии, Спасе на Крови, Академической капелле. 8 сентября в Исаакиевском соборе состоится концерт, посвящённый 76-й годовщине начала блокады, будут исполнены произведения Свиридова, Шостаковича. Вход свободный, и мы приглашаем всех.

- Недавно вам передали здание на Большой Морской, 40. Что там будет?

Хотим создать музей ленинградской-петербургской реставрации - показать, насколько этот труд сложен и красив. Ведь реставрационная школа нашего города - это образец, эталон. Накоплен огромный опыт, который связан с восстановлением дворцов, ансамблей после войны. Представьте: 1942-й, голод, холод, самая страшная блокадная зима, а сотрудники уже думали о возрождении, составляли методички, как и что спасать…

Музей планируем интерактивный, современный, чтобы туда могли прийти молодые люди, с помощью новых технологий всё потрогать и попробовать. Постараемся, чтобы они своими глазами увидели, как работают настоящие мастера, познакомились с умельцами, спасающими утраченные ценности.

Также попытаемся создать архив, затем данные переведём в новые технологии, чтобы каждый человек мог посмотреть, как возрождались памятники. Из новых проектов - создание студии юного иконописца. Вести её будет молодой человек. Ему нет и 30, однако он замечательный лектор, преподаватель и уже с шести лет пишет иконы.

Юрий Мудров: «Реставрационная школа нашего города - это образец, эталон». Исаакиевский собор. Фото: Commons.wikimedia.org / Jrissman

В соборе много делается, чтобы с детищем Монферрана познакомились люди с ограниченными возможностями. Планируется ли расширить спектр услуг для таких граждан?

У нас создана целая служба, которая занимается организацией доступной среды. Есть место даже для собак-поводырей, которые сопровождают незрячих. Подписи ко многим экспонатам, указатели выполнены рельефно, на языке Брайля. Колясочники могут воспользоваться специальным лифтом, который поднимет их на смотровую площадку, где город виден с высоты птичьего полёта. В Спасе на Крови разрабатывается новый маршрут для инвалидов по зрению. Стараемся, чтобы приходили все, кто может. У нас много интереснейших мастерских, студий для детей, где они даже эмаль делают своими руками. Есть и семейные программы, большинство - льготные. В целом же у нас свыше 25 льготных категорий граждан.

Забыли о Чайковском

- Петербург часто называют городом-музеем. А каких памятных мест у нас не хватает?

Безобразие, что до сих пор нет музея спорта. Ведь город был родоначальником многих видов, в том числе фигурного катания. Сколько олимпийских чемпионов воспитали, великолепных атлетов, а музей не создан. Позор, что нет и мемориального музея Чайковского. Это при том, что на Малой Морской сохранилась подлинная квартира, где великий композитор провёл свои последние часы, даже планировка не нарушена. Я там был. Сейчас, скорее всего, она в частной собственности и выкупить сложно, но надо пробовать. В своё время этим вопросом занимались Аникушин, Пиотровский, Гранин, но чиновники их не услышали. А ведь достаточно в одной из комнат поставить рояль, на котором играл Пётр Ильич, и паломничество обеспечено. Я как-то подсчитал: только за один день в городе в среднем идёт свыше десяти спектаклей на его потрясающую музыку. Это национальный гений, наше всё. А мы не можем сохранить даже память.

Аналогичная история с музеем Лермонтова. До революции в Петербурге он существовал. И сегодня есть все материалы, документы - главный лермонтовский фонд находится в Институте русской литературы. На Садовой, 61, сохранился дом, где жил поэт. Но он разрушается и разворовывается, а мемориальная зона так и не создана.

Юрий Витальевич, вы работаете в культуре Петербурга свыше 40 лет. Хорошо знаете эту сферу. Отвечают ли музеи запросам сегодняшнего дня?

Они в хорошем состоянии. Другое дело, нужно, чтобы посетители приходили не только в Эрмитаж и Исаакиевский, Казанский собор, но и музей Анны Ахматовой, хлеба, артиллерийский и т. д. Для этого надо использовать максимум возможностей, неожиданные ходы. Ведь у нас на глазах меняются эпохи, поколения, привычными становятся космические технологии. В стремительном беге времени многое забывается, искажается. И именно музеи сохраняют подлинные вещи, доказательства и артефакты, которые дают понять, что происходило на самом деле. Эту подлинность не перебьют никакие гаджеты и Интернет. Практика показывает: история жёстко учит тех, кто не анализирует события прошлого. Мы многое потеряли, но шанс исправиться есть. Важно не упустить время.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png