«Как мне живется и как жилось, Вы всегда узнаете из газет».

Не вызывает сомнения тот факт, что современная Россия может по праву гордиться своими культурными деятелями. Однако, память человеческая выборочна и отдавая дань уважения одним, мы, зачастую, забываем многих других достойных нашего внимания выдающихся людей.

Центрами русской музыкальной культуры многие годы остаются Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского и Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова. Появление этих учреждений, а с ними и профессионального музыкального образования в России стало возможным благодаря талантам братьев Рубинштейнов, Антона и Николая.

И, если имя Антона Григорьевича Рубинштейна широко известно (чему во многом способствуют многочисленные творения на композиторском поприще), то имя Николая Григорьевича Рубинштейна незаслуженно находится в тени славы его знаменитого брата.

14 июня 2015 года исполняется 180 лет со дня рождения великого артиста. Настало время вспоминать.

Николай Рубинштейн родился 14 июня 1835 года в Москве, в семье купца второй гильдии, православного, по происхождению еврея - Григория Романовича Рубинштейна, предки которого жили в Бессарабии. Мать музыканта - Калерия Христофоровна (урождённая Лёвенштейн), родом из Восточной Пруссии, где, вероятно, она и познакомилась с будущим мужем. Несколько лет семья проживала в приднестровском селе Выхватинец, где родились старшие дети: Яков, Любовь и Антон.

Незадолго до рождения младшего сына Рубинштейны перебрались в Бердичев, а в 1834 году и в Москву, поселившись в доме на Ордынке, в Толмачевом переулке. На первом этаже располагалось, купленное Григорием Романовичем производство карандашей и булавок, а на втором жилые комнаты. Судя по всему, в этом доме и родились младшие дети - Николай в 1935 году и София в 1841-м.

Большое влияние на будущее своих детей оказала мать - Калерия Христофоровна. В молодые годы она смогла получить разностороннее и достаточно глубокое по тем временам образование (в числе прочих наук изучая языки и музыкальную грамоту). Заметив тягу Антона и Николая к музыке, мама сама занималась с ними с раннего возраста.

В то время как 12-летний Антон, отучившись у матери и будучи уже учеником А.И.Виллуана, гастролировал по Европе, занятия 4-хлетнего Николая только начались. Твёрдость и даже властность характера Калерии сыграли решающую роль в воспитании будущего пианиста. Николай Григорьевич так впоследствии вспоминал это время: "Нас, то есть детей, будили в шесть часов утра даже зимой, и вот после чашки молока я должен был садиться за фортепиано и непременно положенное время играть упражнения. Мать садилась с работой в смежной комнате, из которой в небольшое оконце видно было фортепиано. Бывало, в комнате утром темно, холодно, иногда одолевал сон, но как только задремлешь, сейчас же слышится стук в оконце, мгновенно пробуждаешься от дремоты, потому что знаешь, что стук даром не пройдет". Кроме прочего, Калерия Христофоровна вела учёт сыгранному: после каждого повторения заданного, она откладывала по одной карте из колоды карт.

Как ни удивительно, но такой подход матери к обучению совершенно не ослабил любовь мальчика к музыке и фортепиано. И даже по прошествии многих лет Рубинштейн мог безошибочно и даже с большим совершенством сыграть произведение, выученное ещё в детские годы. Его способность быстро осваивать новые музыкальные тексты была потрясающей: "Положите ему какую хотите музыку — он читает ее, как газеты...", - говорил об этом Князь Одоевский.

В 1844 году мать везёт младших сыновей и дочь Софию в Берлин, - продолжать музыкальное образование. По пути они посещают Петербург, где 15-летний Антон и 9-летний Николай дают совместный концерт для императорской семьи и заслужат похвалу Николая I: "Учитесь, не балуйтесь, вы сделаете русским честь".

В Берлине Калерия Рубинштейн нанимает для занятий лучших учителей - Т. Куллака (фортепиано) и З. Дена (теория музыки). К сожалению, через 2 года из Москвы приходит скорбная весть о кончине Григория Романовича и Калерия Христофоровна с младшими детьми вынуждена возвратиться в Москву. Антон останется заграницей до 1848 года, зарабатывая себе на жизнь концертами и уроками музыки.

По приезду в Москву, из-за пошатнувшегося финансового положения, Калерия Христофоровна вынуждена пойти на службу в Пансион, где будет преподавать музыку и языки. Но, несмотря на трудности, обучение Николая будет продолжено: его учителем станет А.И. Виллуан. Вскоре учитель и ученик совершат гастрольное турне по крупным городам России, длившееся около двух лет. Эта поездка принесёт Рубинштейну славу выдающегося пианиста.

По возвращении в Москву Виллуан простится с Николаем, так как признается, что научил его всему, чему мог. С этого времени Рубинштейн самостоятельно занимается собственным совершенствованием в музыкальной сфере.

Перед 13 летним Николаем всё более ярко очерчивалась перспектива николаевской солдатчины. Избежать службы можно было, выучившись в Университете. Денег на преподавателей у семьи не было, поэтому Рубинштейн принял решение самостоятельно подготовиться к поступлению. Менее чем за три года он сумел освоить необходимые знания и в 1851 году, успешно сдав вступительный экзамен, был принят на Юридический Факультет. Первое время, увлечённый новой деятельностью, Николай исправно посещал все занятия и даже в свободные часы слушал курсы профессоров других факультетов. Однако вскоре его интерес к наукам стал угасать и к концу обучения он почти совершенно перестал бывать в Университете.

Известность, полученная благодаря музыкальным способностям, открыла ему двери в высшее Московское общество, где он вскоре занял достаточно твёрдое положение. Великосветские балы и развлечения в кругу друзей пришлись ему по душе. Здесь же Николай пристрастился к картам. Вплоть до конца жизни азарт к играм будет настолько силён, что Рубинштейн будет проигрывать большую часть из своих гонораров. Так, в один из дней студенчества, будучи приглашённым на концерт во Владимире, у Николая как раз совершенно не будет денег даже на дорогу и он вынужден занимать у друзей необходимые 15 рублей. Сборы за выступления превзойдут все ожидания, однако, полученные 300 рублей, Рубинштейн проиграет в тот же вечер и возвращаться ему будет не за что...

В 1854 году на одном из балов Рубинштейн повстречает прелестную девушку из дворянской семьи. Любовь будет настолько сильна, что, несмотря на возражения со стороны родственников невесты и их требования прекратить концерты в обмен на женитьбу, Николай пойдёт на всё, лишь бы добиться свадьбы. Молодые поженились уже по окончании Университета, в 1951 году. Однако, семейная жизнь не была безоблачной. Выполняя своё обещание не давать концерты, Рубинштейн, чтобы прокормить семью занялся педагогической деятельностью. С раннего утра и до поздней ночи он ездил по частным урокам и, возвращаясь домой, тут же ложился спать, чтобы вовремя встать с утра. Жена Николая, в свою очередь, продолжала вести светскую жизнь: посещала балы, принимала гостей, поздно засыпала и просыпалась к полудню. Чувства молодых быстро охладели и в 1858 году они, наконец, развелись.

Окончив Университет Рубинштейн, по устоявшемуся в то время обычаю, должен был поступить на какую-либо службу. Связи в высших кругах Москвы позволили ему устроиться при Канцелярии Московского Генерал-губернатора. Служба была, конечно, номинальная, поэтому уроки, даваемые Николаем Григорьевичем, почти полностью занимали его время. Уже в 1857 году, практически ни разу не побывав в Канцелярии, Рубинштейн выходит в отставку с чином губернского секретаря.

После развода Николай с радостью возвращается к концертной деятельности, коей ему так не хватало. Но ежедневный труд педагога не прошёл даром - Рубинштейн ещё более погрузился в музыку, развил технические навыки и углубился в искусство. Выработанные в этот период твёрдые музыкальные принципы в дальнейшем проявятся в руководстве Московским музыкальным Обществом, а с 1866 года и Московской Консерваторией. Возобновившиеся музыкальные выступления в качестве пианиста и дирижёра симфонических оркестров всё больше укрепляли авторитет Николая Григорьевича, популярность его возрастала. Москва, Россия, и вся Европа рукоплескали юному, 23-х летнему пианисту-виртуозу. Повсюду его принимали радушно и с удовольствием. У Рубинштейна был необычайный дар знакомиться с талантливыми людьми не только в музыкальной, но и в иных сферах. Эта способность и приобретённые связи сыграют вскоре немалую роль при воплощении задуманных им идей.

Постепенно жажда перемен и назревшая, витавшая в воздухе необходимость, породила в Рубинштейне мысль создания системы профессионального музыкального образования. Вслед за братом, который поселился в Петербурге и в 1859 году основал там Русское Музыкальное Общество, уже через год Николай открывает в Москве его филиал. Огромный авторитет, завоёванный Рубинштейном за годы концертной деятельности и талант организатора, позволили привлечь к реализации проекта лучшие умы того времени: П. С. Киселева, В. М. Лосева, князя Ю. А. Оболенского, В. И. Якунчикова. В качестве руководителя был избран сам Николай Григорьевич.

Многие проблемы при становлении Общества устранены были стараниями Рубинштейна. Скромный и нетребовательный в обычной жизни, он был готов на любые уговоры и поклоны ради воплощения своей идеи, ради музыки. Необходимое для концертов и репетиций хора помещение, нашлось благодаря знакомству с Московским Генерал-губернатором П. А. Тучковым, который знал и благодушно относился к Николаю. Он отдал Обществу на первое время одну из зал генерал-губернаторского дома.

Достаточно быстро был собран хор и оркестр из членов Общества, стали проводиться квартетные собрания, концерты, в которых участвовал и сам Рубинштейн. Мероприятия РМО стали столь популярны, что достать билеты на них было практически невозможно. За годы деятельности в РМО под управлением Рубинштейна состоялось более 250 концертов.

Менее чем за десятилетие молодому Рубинштейну удастся не только создать новую организацию, но и повлиять на музыкальную культуру Москвы, бывшую до той поры, городом достаточно провинциальным в этой сфере. Приходить на концерты в вечерних платьях и фраках стало считаться хорошим тоном, а разговоры в зале во время выступлений приобрели статус вопиющих случаев. Опоздавшие к началу мероприятия по строгому требованию Николая Григорьевича к посещению не допускались. Престиж концертов РМО был чрезвычайно высок. Публика замирала, когда Рубинштейн, став за дирижёрский пульт, обводил глазами зал. По завершении каждого номера звучали неистовые овации восторженных слушателей, которые обожали Рубинштейна.

В год появления Московского отделения РМО при нём в городе открываются несколько частных бесплатных Музыкальных классов. В 1862 году усилиями Антона Григорьевича Рубинштейна наконец откроется Петербургская Консерватория. Как и при организации РМО, Николай будет участвовать и в её создании, помогая брату с Уставными документами. Естественно, что идея Консерватории и в Москве посещала Николая Григорьевича не раз. Однако для её реализации необходимы были немалые деньги. И снова авторитет и неуёмная энергия Рубинштейна сыграли значительную роль в сборе средств. Была объявлена благотворительная подписка, которую с энтузиазмом поддержали газеты. Первым пожертвователем, внёсшем 1000 рублей стал В.И. Якунчиков. Ещё по 1000 рублей внесли: великая княжна Елена Павловна, Н.Г. Рубинштейн и Н.П. Трубецкой, П.Н. Ленин.

Уже 1 сентября 1866 года Московская Консерватория была торжественно открыта. Со дня основания учреждения и до конца жизни Николай Рубинштейн являлся директором этого учебного заведения. В своей речи на одном из первых заседаний совета Консерватории Рубинштейн отметил, что необходимо «… приготовить не только специалистов по тому или иному инструменту, но и музыкантов в обширнейшем смысле этого слова». Для реализации этого тезиса к преподаванию были привлечены лучшие педагоги того времени. Одним из первых приглашённых на работу, стал П.И Чайковский, только закончивший Петербургскую Консерваторию.

Николай Григорьевич умел находить молодые таланты - это было его страстью. Помогая пока ещё мало зарабатывающему Чайковскому, он поселил его в своей квартире и всячески старался поддерживать. Совершенно не принимая печального и поношенного вида одежды Петра, Николай всячески пытался поменять положение дел сообразно собственным вкусам и представлениям о моде. Он отдал своему подопечному чёрный фрак, который не носил, а после взялся и за остальные элементы одежды. Чайковский, в своём письме к братьям иронично напишет: «Этот последний (Н.Г. Рубинштейн) ухаживает за мной, как нянька, и хочет непременно исполнять при мне эту должность. Сегодня он подарил мне насильно шесть рубашек, совершенно новых (не говорите этого Давыдовым и никому), а завтра хочет насильно везти заказывать платье».

Чайковского и Рубинштейна на протяжении жизни связывала тесная творческая дружба. Первым исполнителем многих сочинений Петра Ильича являлся Николай Рубинштейн. «Я бы, конечно, никогда не сделал себе имени, если бы у меня не был под рукой такой превосходный истолкователь, как ты», - писал Чайковский Николаю Рубинштейну.

Помимо руководства Московской Консерваторией и концертной деятельности, Николай Григорьевич занимался преподавательской деятельностью: он вёл фортепианный класс и дирижирование. Главной своей задачей в качестве педагога он считал не только обучение студентов игре на инструменте, но и воспитание культурных, широкообразованных людей. Проникновение в замысел произведения и естественная её передача слушателю, по мнению Рубинштейна, являлись важнейшими элементами исполнительства наряду с техническим мастерством. Николай Григорьевич умел, показывая произведение, играть его так, чтобы не заглушить индивидуальности ученика, исполнять пьесу соответственно уровню студента.

Студенты-пианисты всей Консерватории втайне мечтали попасть в класс Рубинштейна. Многие ученицы из других классов, заручившись согласием своих профессоров, посещали уроки Николая Григорьевича. Бывали случаи, что студенты некоторых преподавателей занимались у учеников Рубинштейна. Учиться к Рубинштейну приезжали даже из-за границы.

По поводу популярности Николая Григорьевича, в письмах к своей племяннице, сестра которой обучалась в Московской Консерватории, высказывался Ф.М. Достоевский: «Машеньке скажите, что я обожаю Рубинштейна, серьезно, и раскаиваюсь в клеветах, мною на него взведенных» (от 4 февраля 1872 года), а чуть позже (от 20 апреля 1872 года) уточнит свои «клеветы»: «<…> я глубоко стал уважать Nicolas. Я сознаюсь искренно, что он много сделал для музыкального русского воспитания, но зачем же из-за него застреливаются русские барыни с полдюжиной его карточек на груди? Вот это, это что такое? Жестокий! Тиран!!».

Учениками Рубинштейна были многие выдающиеся музыканты своего времени: концертирующие пианистки Н. Н. Калиновская, Ф. Фриденталь, П. Бертенсон-Воронец, Н. А. Муромцева, А. Ю. Зограф, пианист и историк пианизма Р. В. Геника, А. К. Аврамова - преподаватель Московской консерватории. Наиболее известными учениками Николая Рубинштейна были Танеев, Зилоти и Эмиль Зауэр.

Несомненно, Рубинштейн был хозяином музыкальной Москвы. За свою недолгую, но яркую жизнь он сумел изменить атмосферу музыкального общества от «захолустного городка» до «выше Европейского уровня».

Неимоверное количество творческих мероприятий было проведено под руководством и при участии Николая Григорьевича. В 1865 году он участвует в создании Артистического кружка (клуб творческой интеллигенции города, просуществовавший до 1883 года), в котором собирался весь свет Московской богемы. Среди его членов были такие знаменитости как И.С. Тургенев и М.Е. Салтыков-Щедрин, историки Забелин и Ключевский.

В 1872 году силами студентов Консерватории была поставлена опера Глюка «Орфей». Исполнение настолько понравилось присутствующим на показе Александру II и другим членам царской семьи, что Консерватории была учреждена ежегодная субсидия в 20.000 рублей в год на последующие пять лет. В 1877 году Николай Григорьевич организовал концерты в 33 городах России, собранные деньги с которых были отправлены в пользу Красного Креста, в помощь раненым на Русско-Турецкой войне.

В 1879, по настоянию Чайковского, Рубинштейн дирижировал премьерой оперы «Евгений Онегин», поставленной студентами Консерватории.

Более всего Николай Григорьевич выступал именно в Москве. Широта музыкальных взглядов позволяла Рубинштейну просвещать свою публику. Он знакомил слушателей с малоизвестными и новыми произведениями западно-европейских и русских композиторов (в том числе своих современников): И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Бетховена, Мендельсона, Р. Шумана, Листа, Ж. Бизе, Н. Гаде, Э. Грига, а также М.И. Глинки, А.С.Даргомыжского, А.Г. Рубинштейна, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.А. Балакирева, П.И. Чайковского и др.

Бывая заграницей, Рубинштейн всячески старался популяризировать русскую культуру. Лондон, Париж, Кенигсберг и Вена неоднократно становились свидетелями пианистического гения молодого музыканта. Одним из ярчайших мероприятий, устроенных Рубинштейном в Европе стали «Русские концерты» на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.

Участие в творческой жизни Москвы было широчайшим: деятельное участие в открытии издательской фирмы П.И.Юргенсона, руководство Фондом вспомоществования вдовам и сиротам музыкантов, методическая и организационная помощь педагогам провинциальных городов, ежегодные благотворительные концерты и многое другое. В июне 1880 года Рубинштейн организовал музыкальную часть праздника по случаю открытия памятника А.С. Пушкину в Москве. Николай Григорьевич дирижировал кантатой С.И. Танеева «Я памятник воздвиг…».

Уже в конце 70-х годов Рубинштейн заболевает. Постепенно ему становится всё хуже, однако он не прекращает свою музыкально-просветительскую деятельность. В начале 1881 года Николаю Григорьевичу предложено руководить Русскими концертами на Всемирной Выставке в Париже. Кроме того, врачи (в том числе С.П. Боткин) рекомендовали ему посетить для лечения Ниццу. В Европу его сопровождал друг детства С.М. Третьяков с женой, которые не покидали Николая до конца. Болезнь быстро прогрессировала, усилия французских врачей были безуспешны.

Николай Григорьевич Рубинштейн скончался в Париже 23 марта 1881 года. Городской совет выделил на перевозку и погребение тела Рубинштейна необходимую сумму, за братом поехал Антон Рубинштейн. Проводить своего кумира в последний путь собралась практически вся Москва. Распорядителем церемонии был 18-летний К.С. Алексеев (будущий «Станиславский»). В знак траура, в день похорон в Москве были зажжены уличные фонари. На панихиде «Громадная лестница была украшена тропическими растениями, стояло множество лавровых венков. Гроб утопал в несметном количестве цветов. После панихиды мы долго оставались. В тишине церкви слышно было, как плакали ученики Николая Григорьевича, стоя на коленях у гроба, полуспрятавшись в цветах» (из дневника В.Н. Третьяковой).

Незадолго до своего ухода, по воспоминаниям Веры Николаевны Третьяковой, Рубинштейн завещал, «чтобы после его смерти исполнили в память его «Реквием» Шумана и чтобы в день смерти его устраивали обед, на котором будут являться все, помнящие его, и с бокалом шампанского говорить: жаль, что с нами нет Ник[олая] Григорьевича]!»

Долгое время память о Николае Рубинштейне будет ещё осязаемой: тотчас после смерти П.И. Юргенсон издал альбом с его фортепьянными сочинениями, П. И. Чайковский посвятил ему трио a-moll «Памяти великого артиста», С.И Танеев - кантату «Иоанн Дамаскин». Вплоть до революции 1917 года в первое после 11 марта воскресенье (дата смерти по старому стилю) в ресторане Арбат будут проходить «Рубинштейновские обеды», на которые собирались многие выдающиеся музыканты, чтобы почтить память Николая Григорьевича.

Жаль, но в советское время имя Николая Григорьевича Рубинштейна будет надолго забыто. В современной России память о Рубинштейне только начинает возвращаться.

Имя Н.Г. Рубинштейна носит Детская школа искусств в Москве. С 1999 года там же открыта Мемориальная комната Рубинштейна. 19 декабря каждого года, в День именин Святого Николая в Школе проходит концерт, посвященный Николаю Григорьевичу. С 1912 года, с перерывами, существует Музей имени Н. Г. Рубинштейна при МГК им. П.И. Чаковского.

В 2007 и 2013 годах Московской консерваторией проводился Международный конкурс камерных ансамблей и струнных квартетов имени Рубинштейна. Николай Григорьевич был блистательным участником камерно-ансамблевых выступлений. Его обширные музыкальные знания и потрясающий талант позволяли давать полную свободу в выборе произведений приезжим артистам, с которыми ему предстояло играть в квартетах. Неудивительно, что именно этот конкурс по праву именуется Рубинштейновским.

«Прямо легендарной представляется личность Н.Г. Рубинштейна теперь, когда, по прошествии многих лет, оглядываешься на все то, что им было сделано, и вспомнишь, какую кипучую, но продуктивную, без малейшего отдыха деятельность он проявлял тогда. Казалось, создание и управление Музыкальным обществом и консерваторией, директорство которой он взял на себя и где, кроме того, он сам вел класс фортепьянной игры, было более чем достаточно и для сильного человека, но Рубинштейн не ограничивался этим; не было, кажется, ни одного концерта, дававшегося в пользу действительно достойного общеполезного дела, в котором Н.Г. не выступал бы в качестве дирижера оркестра или солиста. Он был неизменным руководителем концертов, дававшихся в пользу недостаточного студенчества, вел спевки хора Музыкального общества, и к нему же по всем делам, как к хозяину музыкальной Москвы, обращались все приезжающие в Москву музыканты» . И далее: «Н.Г. был в полной мере отзывчивый и добрый человек, не умевший отказывать, когда его помощь действительно была нужна, причем он совершенно не считался со своими личными средствами и раздавал гораздо даже больше, чем сам имел, живя потом в долг.» (из воспоминаний Н.В. Давыдова).

Юлия Лузикова

14 июня исполняется 175 лет со дня рождения известного пианиста, дирижера, снователя Московской консерватории Николая Григорьевича Рубинштейна.

Русский пианист, дирижер, педагог и музыкально-общественный деятель Николай Григорьевич Рубинштейн родился 14 июня (2 июня по старому стилю) 1835 г. в Москве в семье мелкого фабриканта. Семья Рубинштейн перебралась в Москву из приднестровского села Выхватинец за три года до рождения Николая. Заниматься музыкой он начал с четырех лет под руководством матери, а с семи лет концертировал вместе со старшим братом Антоном, также ставшим выдающимся пианистом.

В 1844-1846 гг. Николай Рубинштейн жил с матерью и братом в Берлине, где брал уроки игры на фортепиано у немецкого пианиста, композитора Теодора Куллака и теории музыки у известного немецкого музыкального теоретика Зигфрида Дена. Затем занимался у русского музыкального педагога, композитора Василия Виллуана.

В 1847 г. Николай Рубинштейн вернулся в Россию и до конца дней жил в Москве.

В 1855 г. он окончил юридический факультет Московского университета. В годы учебы в университете Рубинштейн с большим успехом концертировал, а в 1858 г. возобновил регулярную концертную деятельность.

В 1859 г. по его инициативе было открыто московское отделение Императорского Российского музыкального общества (ИРМО) и Николай Рубинштейн стал его председателем и дирижером симфонических концертов. Он также принимал деятельное участие в открытии Московской консерватории в 1866 г. и стал ее первым директором и профессором фортепианного класса.

Как отмечают музыкальные критики, Рубинштейн был выдающимся педагогом по игре на фортепиано, прекрасным капельмейстером и перворазрядным пианистом-художником. Он в течение всей жизни выступал как пианист, главным образом в Москве, с разнообразным репертуаром, основу которого составляли произведения Баха, Бетховена, Листа, Шумана, Шопена, а также русских композиторов-современников.

Рубинштейн был исключительно сильным дирижером (критики сравнивали его в этом смысле с Вагнером). Под его управлением прошло более 250 концертов, главным образом в Москве, но также в Петербурге и других городах. Сбор с концертов, данных им в конце 1870-х гг. в 33 городах России, был пожертвован в пользу Красного Креста.

За границей Рубинштейн концертировал редко: в 1872 г. он играл в Вене, в том же году организовал русские концерты на всемирной выставке в Париже. В этих концертах Рубинштейн выступал дирижером и пианистом. Он был первым серьезным пропагандистом русской музыки во Франции.

Содействие молодым, начинающим талантам было его страстью. Его учениками были композитор, пианист Сергей Танеев, один из лучших дирижёров и пианистов России начала XX века Александр Зилоти.
Немаловажную роль сыграл Николай Рубинштейн в композиторской карьере Петра Ильича Чайковского. Он был глубоким интерпретатором и пропагандистом его творчества, первым исполнителем многих его фортепианных и симфонических произведений.

Под руководством Рубинштейна силами учеников консерватории состоялась первая постановка оперы "Евгений Онегин".

Сочинял Рубинштейн мало, исключительно фортепианные пьесы и романсы.

Популярность Николая Рубинштейна в Москве и вообще в России, не только как музыканта, но и как филантропа, была очень велика.

Скончался Николай Рубинштейн 23 (11 по старому стилю) марта 1881 г. в Париже, но похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. После его смерти московской фирмой Юргенсона был издан альбом, в который вошли все его фортепианные сочинения.

На его смерть Петр Чайковский написал фортепианное трио "Памяти великого художника"; тому же событию посвящена кантата Сергея Танеева "Иоанн Дамаскин".

Рубинштейну посвящен также Второй концерт для фортепиано с оркестром, "Русское скерцо " Чайковского.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Русский пианист, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Брат А. Г. Рубинштейна . С 4 лет обучался игре на фортепиано под руководством матери. В 1844-46 с матерью и братом жил в Берлине, где брал уроки у Т. Куллака (фортепиано) и З. Дена (гармония, полифония, музыкальные формы). По возвращении в Москву занимался у А. И. Виллуана, в сопровождении которого совершил первое концертное турне (1846-47). В начале 50-х гг. поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1855). В 1858 возобновил концертную деятельность (Москва, Лондон). В 1859 выступил инициатором открытия Московского отделения РМО, с 1860 до конца жизни его председатель и дирижёр симфонических концертов. Организованные им при РМО Музыкальные классы были преобразованы в 1866 в Московскую консерваторию (до 1881 её профессор и директор).

Рубинштейн - один из виднейших пианистов своего времени. Однако его исполнительское искусство было мало известно за пределами России (одно из исключений - триумфальные выступления на концертах Всемирной выставки, Париж, 1878, где он исполнил 1-й концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского). Большей частью концертировал в Москве. Его репертуар носил просветительский характер, поражал широтой: концерты для фортепиано с оркестром И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Листа, А. Г. Рубинштейна; сочинения для фортепиано Бетховена и др. композиторов-классиков и в особенности романтиков - Р. Шумана, Шопена, Листа (последний считал Рубинштейна лучшим исполнителем своей «Пляски смерти» и посвятил ему «Фантазию на темы „Афинских развалин“»). Пропагандист русской музыки, Рубинштейн неоднократно исполнял посвященные ему фортепианную фантазию «Исламей» Балакирева и др. пьесы русских композиторов. Исключительна роль Рубинштейна как интерпретатора фортепианной музыки Чайковского (первый исполнитель многих его сочинений), который посвятил Рубинштейну 2-й концерт для фортепиано с оркестром, «Русское скерцо», романс «Так что же!...», написал на смерть Рубинштейна фортепианное трио «Памяти великого художника».

Игра Рубинштейна отличалась размахом, техническим совершенством, гармоничным сочетанием эмоционального и рационального, стилистической законченностью, чувством меры. В ней не было той стихийности, которую отмечали в игре А. Г. Рубинштейна. Рубинштейн выступал также в камерных ансамблях с Ф. Лаубом, Л. С. Ауэром и др.

Интенсивной была деятельность Рубинштейна-дирижёра. Под его управлением прошли свыше 250 концертов РМО в Москве, ряд концертов в Петербурге и др. городах. В Москве под управлением Рубинштейна прозвучали крупные ораториальные и симфонические произведения: кантаты, месса И. С. Баха, отрывки из ораторий Г. Ф. Генделя, симфонии, оперные увертюры и Реквием В. А. Моцарта, симфонические увертюры, фортепианные и скрипичный концерты (с оркестром) Бетховена, все симфонии и большинство крупных сочинений Ф. Мендельсона, Шумана, Листа, увертюры и отрывки из опер Р. Вагнера. Рубинштейн оказал воздействие на формирование отечественной исполнительской школы. Он постоянно включал в свои программы сочинения русских композиторов - М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, Балакирева, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова. Под управлением Рубинштейна впервые были исполнены многие произведения Чайковского: 1-4-я симфонии (1-я посвящена Рубинштейну), 1-я сюита, симфоническая поэма «Фатум», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», симфоническая фантазия «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио», музыка к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка» и др. Он был также музыкальным руководителем и дирижёром оперных спектаклей Московской консерватории, в т. ч. осуществил первую постановку оперы «Евгений Онегин» (1879). Рубинштейна-дирижёра отличали огромная воля, умение быстро разучивать с оркестром новые произведения, точность и пластичность жеста.

Как педагог Рубинштейн воспитывал не только виртуозов, но и широкообразованных музыкантов. Он был автором учебной программы, в соответствии с которой в течение многих лет велось преподавание в фортепианных классах Московской консерватории. Основу его педагогики составляло глубокое изучение музыкального текста, постижение образного строя произведения и выраженных в нём историко-стилистических закономерностей путём анализа элементов музыкального языка. Большое место отводилось личному показу. Среди учеников Рубинштейна - С. И. Танеев, А. И. Зилоти, Э. Зауэр, Н. Н. Калиновская, Ф. Фриденталь, Р. В. Геника, Н. А. Муромцева, А. Ю. Зограф (Дулова) и др. Танеев посвятил памяти учителя кантату «Иоанн Дамаскин».

Музыкально-общественную деятельность Рубинштейна, связанную с общественным подъёмом 50-60-х гг., отличала демократическая, просветительская направленность. Стремясь сделать музыку доступной для широких кругов слушателей, он организовал т. н. народные концерты. Как директор Московской консерватории Рубинштейн добивался высокого профессионализма педагогов и учащихся, превращения консерватории в подлинно высшее учебное заведение, коллективности руководства (придавал большое значение художественному совету), воспитания разносторонне образованных музыкантов (внимание к музыкально-теоретическим дисциплинам). Заботясь о создании отечественных музыкально-педагогических кадров, привлёк к преподаванию, наряду с Лаубом, Б. Косманом, Дж. Гальвани и др., Чайковского, Г. А. Лароша, Н. Д. Кашкина, А. И. Дюбюка, Н. С. Зверева, A. Д. Александрову-Кочетову, Д. В. Разумовского, Танеева. Рубинштейн руководил также музыкальными отделами Политехнической (1872) и Всероссийской (1881) выставок. Много выступал в благотворительных концертах, в 1877-78 совершил турне по городам России в пользу Красного Креста.

Рубинштейн - автор фортепианных пьес (написанных в молодости), в т. ч. мазурки, болеро, тарантеллы, полонеза и др. (изд. Юргенсоном), оркестровой увертюры, музыки к пьесе B. П. Бегичева и А. Н. Каншина «Кошка и мышка» (оркестровые и хоровые номера, 1861, Малый театр, Москва). Был редактором русского издания Полного собрания сочинений для фортепиано Мендельсона. Впервые в России осуществил издание избранных романсов (песен) Шуберта и Шумана (1862).

Обладая высоким чувством долга, отзывчивостью, бескорыстием, он пользовался в Москве огромной популярностью. Ежегодно в течение многих лет в Московской консерватории и РМО проводились концерты памяти Рубинштейна. В 1900-е гг. существовал «Рубинштейновский кружок».

Л. З. Корабельникова

Николай Рубинштейн - популярный российский композитор и дирижёр. Известен как один из создателей Московской консерватории (занимал пост первого директора).

Краткая биография

Николай Рубинштейн был рождён 14 июня 1835 года на территории Москвы в семье мелкого фабриканта. Ранее семья Николая проживала на территории небольшого села Выхватинца (Приднепровье), но за 3 года до рождения мальчика его родителями было принято решение переехать в будущую столицу России.

В период с 1844 по 1846 года Николай вместе со своим старшим братом Антоном и матерью проживали в Берлине.

В возрасте 12 лет Рубинштейн с семьей снова возвращается в Москву, где будущий музыкант и прожил практически до конца своей жизни.

Кем был по профессии? В возрасте 20 лет юноша окончил Московский университет и получил профессию юриста.

Поскольку вся жизнь молодого человека была пронизана музыкой, то параллельно с обучением на юриста он гастролировал, и в 1858 году (через 3 года после получения профессии) он принял решение полностью посвятить себя концертной деятельности.

В 1859 году Николай приложил все усилия для открытия специального отделения Императорского российского музыкального общества в Москве.

Читателю с первых строк статьи стало известно, что основал Николай Григорьевич Рубинштейн. В 1866 году мужчина занял пост директора этой же Московской консерватории. Должность он занимал до конца своей жизни.

Плодотворным для пианиста был 1872 год, в это время он отыграл широко известный концерт в Вене и организовал концерт на Всемирной музыкальной выставке в Париже.

Смерть этого выдающегося музыканта зафиксирована в 1881 году на территории столицы Франции, но похоронили мужчину в Москве, на просторах Новодевичьего кладбища.

Отношения с братом

И Николай) всегда были довольно дружны, поскольку оба не представляли своей жизни без музыки.

Когда Николаю исполнилось 9 лет, его вместе с братом Антоном перевезли в Германию, в Берлин, где мальчики изучали музыку. В то время они гастролировали практически по всем европейским городам.

Николай всегда брал пример со своего старшего брата, даже созданная им Московская консерватория была попыткой повторить успех брата. Ведь Антон открыл консерваторию в Петербурге на 14 лет раньше.

Музыкальная деятельность

Свою музыкальную деятельность Николай Рубинштейн, интересные факты из жизни которого вы можете узнать из этой статьи, начал ещё в возрасте 4 лет под строгим контролем матери, а уже с 7 лет мальчика вместе с братом приглашали на всевозможные концертные выступления как на территории России, так и в странах Европы.

Во время проживания в Берлине мальчик занимался у таких выдающихся людей, как Теодор Куллак (изучал основы игры на пианино и фортепиано) и Зигфрид Ден (изучал теоретические основы музыки). В Москве перешёл он обучался у известного российского музыкального педагога Василия Виллуана.

В возрасте 23 лет молодой человек уже полностью определился со своей жизненной целью и покинул юридическую сферу ради регулярной концертной деятельности.

В 1859 году Николай получил должность дирижера симфонических оркестров в отделении Императорского российского музыкального общества.

В 1866 году он занял должность преподавателя по фортепиано в Московской консерватории.

За всю жизнь Рубинштейн провёл около 250 концертов в роли дирижёра. Концерты проводились как в Москве, так и в других городах России.

А в 1870 году Николай провёл 33 концерта, а все вырученные финансы были пожертвованы Красному Кресту.

За рубежом мужчина не любил проводить концерты, единственными странами, ради которых он делал исключения, были Австрия и Франция. Но даже выступая на концертах за границей, он всё равно отдавал предпочтение российской музыке, за что его прозвали ярым пропагандистом.

Николай предпочитал исполнять уже известные музыкальные произведения. За свою жизнь он сочинил только несколько пьес и романсов для игры на фортепьяно.

Необычайная общительность музыканта

Пианист Николай Рубинштейн всегда обладал особенным талантом: он мог сойтись с любым человеком независимо от его возраста, пола и взглядов на жизнь. Именно поэтому в молодые годы музыканта пригласили вступить в «молодую редакцию» выпускаемого Погодиным журнала «Москвитянин». А затем молодой человек стал участником артистического кружка, членами которого были самые выдающиеся творческие личности того времени.

Отмечено, что в 1859 году, когда Боткин, Толстой и Оболенский разрабатывали проект Общества камерной музыки в Москве, именно Рубинштейна видели в его главе. К сожалению или к счастью, жизнь сложилась таким образом, что Николай посвятил всего себя Московской консерватории.

Развитие Московской консерватории под руководством Рубинштейна

Когда в 1866 году Николай Рубинштейн, биография которого насыщена интересными фактами, поспособствовал открытию в Москве музыкальной консерватории и занял пост её директора, практически никто (даже его брат) не верил, что таким образом мужчина хоть немного продвинет музыкальную сферу в массы.

Но уже через несколько лет благодаря особым управленским и организаторским способностям мужчины консерватория стала лучшим музыкальным заведением не только на территории Москвы, но и практически во всей России.

Именно Николай Рубинштейн поспособствовал тому, что консерватории было выдано право преподавать по собственным учебным программам - их разрабатывали непосредстенно преподаватели учебного заведения. Кроме того, там была создана единственная на территории всей России кафедра древнерусского церковного пения.

В коллективе преподавателей консерватории находились лучшие композиторы и музыканты того времени.

Судебное разбирательство

Несмотря на высокие достижения мужчины в музыкальном плане далеко не все представители власти того времени с уважением относились к Рубинштейну. За малейший промах Николаю сразу же вспоминали его принадлежность к еврейской народности и низкий чин.

Особенно ярко подобное отношение проявилось в период с 1869 по 1870 года во время судебного разбирательства. Суд был связан с тем, что Рубинштейн выгнал из своего кабинета ученицу, которая нарушала все существующие правила, некую П. К. Щебальскую. На первый взгляд незначительная ситуация оказалась предметом судебного разбирательства из-за того, что эта ученица оказалась дочерью генерала, а музыкант был всего лишь губернским секретарем.

Решение суда было принято не в пользу Николая. Суд постановил, что Рубинштейн как низший по чину нанёс оскорбление дочери генерала и теперь обязан выплатить им штраф в сумме 25 рублей. Если у Николая не было бы этих денег, то он вынужден был бы провести 7 дней в тюрьме.

Согласно газетным вырезкам того времени, практически все москвичи обсуждали это дело, и только благодаря вмешательству Сената приговор отменили.

Второе столкновение с властью

Не успел Николай Рубинштейн отойти от прошлого позора, как его заклеймили в деспотизме.

В 1879 году Советом профессоров Московской консерватории было принято решение запретить преподавателю данного заведения Шостаковскому выступать на публике для того, чтобы не позорить ни себя, ни консерваторию.

Но Шостаковский не был согласен с таким положением и объявил, что Рубинштейн деспот и завистник, поскольку не хочет, чтобы равный ему по силе пианист стал известным. Слова Шостаковского закреплялись тем, что он тоже был сыном генерала, а его семья находилась под покровительством брата Александра II.

И снова всё пошло по второму кругу. Началась травля музыканта в газетах и за глаза. Снова пришлось вмешаться Сенату.

Николай Рубинштейн и Чайковский

Среди преподавателей Московской консерватории, которые входили в число друзей Рубинштейна, присутствовал известный российский композитор Пётр Чайковский.

Когда Пётр Ильич узнал о гонении на Рубинштейна из-за предполагаемых деспотичности и зависти, он просто не мог терпеть подобную клевету, поэтому написал письмо российскому художественному критику Владимиру Васильевичу Стасову, который чуть ли не сильнее всех оскорблял Рубинштейна.

Письмо включало в себя следующие строки: «Там, где предо мною открывается свет, польза и величайшие заслуги, вы видите только темноту, вред и даже некие преступления. Но я вам хочу сказать, что все ваши обвинения, направленные на Рубинштейна, безосновательны. Я 12 лет проработал под его руководством, и мне просто невероятно обидно слышать гнусные обвинения в сторону светлого человека. Подобные обвинения могут только привести к тому, что Николай бросит своё детище. Если рассуждать со стороны его карьеры, то этим он только продвинется вверх, но мне не хочется, чтобы погибали дела, так трепетно созданные ним».

Педагогические способности

Многие ученики Рубинштейна утверждали, что он просто невероятный педагог, в особенности это проявлялось в следующих моментах:

  1. Рубинштейн считал, что ученики должны разбираться во всех музыкальных сферах, а не делать акцент только на чём-то одном.
  2. Николай требовал от учеников выражения индивидуальности, а не беспрекословного подражания другим выдающимся личностям.
  3. Был требовательным. Если ученик не был готов к занятию, он нагружал его таким потоком информации и заданий, что в следующий раз такой оплошности никто не допускал.
  4. Делал акцент на увлечённости. Если ученику действительно что-то нравится, значит, у него всё получится.

Изречения учеников Рубинштейна

Несмотря на всю строгость пианиста все ученики были в восторге от его преподавания. Это проявляется в некоторых их изречениях:

  1. Э. Зауэр: «У него было особое чутье, которое позволяло выявить сильные стороны каждого ученика. Он утверждал: каждому - своё. Каждый отдельный талант требует индивидуального подхода, а если его обеспечить, то талант заиграет яркими красками».
  2. А. Зилоти: «На уроках Николай Рубинштейн показывал нам такое мастерство, что невольно хотелось достигнуть хотя бы небольшого количества его способностей. При этом каждому своему ученику он играл по-разному, чтобы затронуть отдельные струны души».

Похороны Рубинштейна

Несмотря на неоднозначное отношение к пианисту во время жизни его похороны действительно были почетными.

В знак траура на территории всей Москвы зажгли уличные фонари. На панихиду люди принесли огромное количество венков из лавра, возле гроба было сложено несметное количество цветов.

Для того чтобы Николай Рубинштейн, краткая биография которого была представлена вашему вниманию в статье, всегда оставался в памяти и сердцах людей, Чайковский написал в честь него трио a-moll «Памяти великого артиста».

Этот человек достоин уважения, и он действительно до сих пор остаётся в сердце каждого ценителя музыки.

РУБИНШТЕЙН, НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1835-1881)

Рубинштейн Николай Григорьевич, русский пианист, дирижер, педагог, основатель Московской консерватории.

Родился в Москве 2 (14) июня 1835. Музыкой первоначально занимался дома, в 1844-1846 жил с матерью и старшим братом - Антоном Рубинштейном (1829-1854) в Берлине, где брал уроки у Т.Куллака (1818-1882) и З.Дена (1799-1858). По возращении в Россию в 1847 и до конца дней жил в Москве; в 1855 окончил юридический факультет Московского университета.

Московская консерватория - Большой концертный зал


В 1859 стал инициатором открытия московского отделения Императорского Российского музыкального общества (ИРМО) и его бессменным председателем и дирижером симфонических концертов; с открытия Московской консерватории в 1866 - ее директор и профессор фортепианного класса.

Будучи, как и брат, пианистом-вундеркиндом, давал концерты в 11-12-летнем возрасте, однако возобновил регулярную концертную деятельность только в 1858. В течение всей жизни выступал как пианист, главным образом в Москве, с необычайно широким и разнообразным репертуаром: основу его составляли Бах, Бетховен, Лист, Шуман, Шопен, а также русские композиторы-современники; первый исполнитель многих сочинений (фортепианных и оркестровых) своего близкого друга - П.И.Чайковского (Рубинштейну посвящены Второй концерт для фортепиано с оркестром,



Русское скерцо Чайковского; на его смерть Чайковский написал фортепианное трио Памяти великого художника; тому же событию посвящена кантата Иоанн Дамаскин ученика Рубинштейна - С.И.Танеева). Еще более масштабной была дирижерская деятельность Рубинштейна: под его управлением прошло более 250 концертов, главным образом в Москве, но также в Петербурге и других городах; в качестве руководителя оперных спектаклей Московской консерватории он провел премьеру Евгения Онегина Чайковского и т.д.

Фигуры братьев Рубинштейнов, соизмеримые по масштабам дарований, во многом противоположны. В отличие от «западника» Антона, Николай Рубинштейн в молодости входил в так называемую «молодую редакцию» журнала «Москвитянин» и воспитался под влиянием А.Н.Островского и Аполлона Григорьева; его фигура неотделима от жизни Москвы целой эпохи: человек колоссальной энергии и обаяния, он был настоящим кумиром. Такое положение способствовало, с одной стороны, отличной посещаемости руководимых Рубинштейном концертов, а с другой, помогало ему добывать у московских меценатов (чаще всего - из купечества) средства, необходимые для деятельности ИРМО и консерватории. Большой патриот Москвы и ее «главного композитора» - Чайковского, Рубинштейн с глубоким, творческим пониманием относился ко всей новой русской музыке, без разделения на петербургскую и московскую школы, и постоянно исполнял произведения современников в своих концертах.


Рубинштейн был исключительно сильным дирижером, тяготевшим к крупным симфоническим концепциям и умевшим убедительно их осуществлять даже не с самыми сильными исполнителями (критики сопоставляли его в этом смысле с Вагнером). Его фортепианная техника была великолепна; сравнивая его игру и игру Антона Рубинштейна, пользовавшегося мировой славой, современники писали, что, в отличие от стихийности и демоничности Антона, игру Николая отличает сочетание «античного целомудрия и чувства меры» с «титанической силой» (Г.А.Ларош).

Московская консерватория - мемориальная комната Николая Рубинштейна

Умер Рубинштейн в Париже 11 (23) марта 1881.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png