СПРАВОЧНЫЙ ЛИСТ

ВЕЕЛЬЗЕВУЛ
(Евр. баалзевув) идол или божество Аккаронское, охранявшее от мух. В Новом Завете это одно из имен начальника злых духов, князя бесовского, которого Сам Господь называет сатаною.

ЗНАМЕНИЕ
Евр. "от" или "нес". Знамение - залог или доказательство для утверждения завета, или же свидетельство о чем-либо грядущем (Быт.9:12-17; 17:11; Исх.3:12; Ис.7:14), сверхъестественное явление (Лук.21:11), чудо, как печать божественного посольства, могущества и власти (Исх.4:8-9; Map.8:11). Небесными знамениями назывались также движения и различные положения планет, по которым языческие звездочеты якобы читали божественные откровения (Иер.10:2).

ХУЛА
То, что порочит кого-нибудь, что-нибудь, осуждение, порицание.

ЗАЕМ
Как единственный Собственник всей занимаемой евреями земли, Иегова условием пользования землею предписал им давать взаймы своим бедным братьям и каждый седьмой год все не покрытые займы прощать (Втор.15:1). Если брали что в залог, то должны были делать это с милосердием, руководствуясь любовью (Исх.22:26-27). На нуждающихся братьев нельзя было налагать роста (Исх.22:25; Лев.25:36) и требовать проценты за деньги, за хлеб или за что-либо другое (Втор.23:19). В том же духе запечатлевает и Иисус в сердцах Своих учеников эту заповедь: давать взаймы, не ожидая получить обратно; эта заповедь действительна даже по отношению к врагам (Лук.6:34), что противоположно закону (Втор.23:20), который разрешал давать деньги в рост чужеземцам.

ДИНАРИЙ
Самой обыкновенной монетой был римский динарий. В Евангелии говорится о 200 динариях (Мар.6:37) и о 2-х динариях (Лук.10:35).
Серебряный динарий с портретом императора Тиберия 14-37 г. н. э.

Этот динарий соответствовал греческой драхме (т.е. горсть). В Матф.20:2 динарий составлял поденную плату работника. По Тациту, динарий был ежедневной платой солдату во времена Тиверия. Сравн. Откр.6:6 "Хиникс (около литра) пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий" - цена припасов во время дороговизны. Римский динарий в то время был самой распространенной монетой, и долгое время он являлся мерой определения ценностей. Динарий начал чеканиться в 3-ем столетии до Р.Х. с изображением римской богини, украшенной шлемом. Затем римляне стали помещать на динарий изображение кесаря с надписью.

АЛАВАСТР
(Матф.26:7; Марк.14:3; Лук.7:37) - род белого, мелкозернистого, плотного камня из породы гипса, из которого изготовлялись различные изделия. Название свое получил от алебастровой горы и города Алебастрон в Фивах, в Египте. В древности из него делали вазы, урны, и многое другое.
Чаще всего алебастровые сосуды употребляли для хранения благовонных масел, и использовали для этого алебастровые бутылки с длинным горлышком, которое запечатывали воском, или глиной.
Выражение (Map.14:3) - "разбивши сосуд" (алебастровый), по-видимому, означает только то, что женщина, пришедшая в дом Симонов с алебастровым сосудом мира драгоценного, который возлила на голову Спасителя, открыла или распечатала его. Так как миро, содержавшееся в подобных сосудах, иногда было слишком дорого, то подобные сосуды не откупоривались, но должны были испускать благоухание через свои пористые стенки. И, может быть, именно вследствие этого некоторыми и был сделан упрек женщине, которая в благоговейной любви к Господу, открыла или распечатала свой сосуд и возлила на Его голову всю драгоценную жидкость, благоухания которой хватило бы на многие годы.

ЕХИДНА

Ядовитая змея, величиной около 12 футов и более. Укус ее очень опасен и в большинстве случаев оканчивается скорой и неизбежной смертью. Так что в древности смотрели на укус ехидны, как на особое наказание Божие (Деян.28:1-6). Не удивительно, что жители острова Мелит сочли апостола Павла за Бога, когда увидели, что ехидна, повисшая на его руке, не причинила ему вреда. Посему-то ехидна всегда представляется образом того, что по природе своей причиняет вред и погибель, и называют ее именем людей коварных, злых и безбожных. Отсюда слова, обращенные к фарисеям и саддукеям:
"Порождения ехиднины" (Матф.З;7; Лук.3:7).
Это самое сильное выражение обличения людей злых и нечестивых.

МИРО
Особенный состав из благовонных веществ для священного помазания. В Ветхом Завете оно, по велению Божию, составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного, касии, елея или оливкового масла.
"И сделай из сего миро масть для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания" (Исх.30:23-25).
Миром помазывались не только священники, но и пророки, цари.

Какое самое убедительное доказательство того, что Иисус – Бог, а не Сын Человеческий, а то мусульмане почитают Христа не за Бога, а за пророка и никакой веры в Него поэтому не имеют, хотя ожидают Второго Пришествия! Благодарю Вас.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

О том, что Иисус Христос является не только Сыном Человеческим, но и воплотившимся Богом, говорит Священное Писание. Когда апостол Фома уверовал в воскресение своего Учителя, он сказал: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28). Евангелие от Иоанна начинается: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог » (1:1). В тексте Слово (Логос), которое новозаветные книги применяют к Иисусу Христу, прямо названо Богом. По-гречески: «Феос ен о Логос». Св. апостол Павел пишет: «А о Сыне : престол Твой, Боже , в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Евр.1:8-9). Сын Божий дважды назван Богом. В греческом тексте в обоих случаях стоит Феос (Теос) - Бог. Апостол Павел пресвитерам города Ефеса сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога , которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). Основатель Церкви Иисус Христос, проливший Свою Кровь, совершенно определенно назван Богом. В Послании к Титу читаем: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (2:11-13). Что может быть более определенно: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа».

Могут ли иметь вес для мусульманина приведенные свидетельства? Могут, потому что Коран признает авторитет Евангелия: «И отправили Мы по следам их Ису, сына Марйам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором - руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных» (Сура 5). Представители ислама проявляют очевидную непоследовательность: имея источником об Иисусе Христе Евангелие, они изменяют его в соответствии со своими религиозными построениями.

Божественность Иисуса Христа доказывается не только текстом священных книг Нового Завета, но и богословски. Господь Иисус является Спасителем мира. Он искупил род человеческий от вечной смерти. Искупительный Подвиг не может совершить ни один человек, даже пророк. Это доступно только воплотившемуся Богу. Мысль эта являлась исходной у святителя Афанасия Великого в борьбе с лжеучением ариан.

«Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1Ин.4:2).

Иисуса Христа разные верующие воспринимают по-разному. Мусульмане и иудеи, которые также как и христиане верят в Бога Израилева, Иисуса считают пророком, то есть человеком. Христиане же Его воспринимают исключительно небожителем. Однако между христианами идет спор о Его равенстве Богу Отцу и Его происхождении - сотворен Он или рожден?

Сначала давайте посмотрим на ветхозаветные тексты Библии, которые говорят о божественности Иисуса. Изначально в Ветхом завете в пророчестве о Христе (Христос – это перевод слова Мессия) сказано, что Он будет не человек, а небожитель, который имеет жизнь от начала:

Ис. 9:6 Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности , Князь мира.

Мих.5:2 И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных .

Из приведенных текстов однозначно видно, что предсказанный в Писании Христос - Бог. Что касается Его имени, я думаю, Вы понимаете, что имя в прежние времена имело особый смысл – оно отображало характер человека или надежды, возлагаемые родителями на его носителя. Так, Иисус в переводе означает Спаситель. Естественно, Христос мог полноправно носить и другие ранее приписываемые Ему имена: Советник, Чудный и Эммануил, что значит “С нами Бог" (см. Ис. 7:14, Матф. 1:23) и др.

Не случайно Христос был назван Иисусом - Спасителем. Именно Он “расплатился” крестной смертью за наши грехи и Спас нас для вечной жизни. Поэтому ИМЕННО ЕГО ИМЕНЕМ мы спасемся. Сегодня не редко можно встреть не совсем верные толкования стихов, связанных со спасением и именем Господа. Например, Свидетели Иеговы считают, что нужно обязательно знать одно из имен Господа - Иегова, чтобы спастись. Об именах Бога мы в рамках этого материала много рассуждать не будем, я постараюсь в будущем уделить этому вопросу отдельный материал. Но на счет имени связанного со спасением мы поговорим. Итак, в Ветхом завете есть следующий текст:

Иоиль. 2:28 И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. 29 И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. … 31 Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. … 32 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Если внимательно изучать Библию, то видно что именно этот отрывок цитируется в Новом завете в связи со Спасением, излитием Святого Духа на первых христиан и описанием признаков приближения Второго Пришествия Христа:

Деян. 2:17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. 18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего … 19 И покажу чудеса … 20 Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. 21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

То есть, призыв имя Господа представлен здесь в ПРЯМОЙ связи с Первым и Вторым Пришествием Иисуса. А чуть далее апостол Петр прямо говорит каким именем конкретно нам предстоит спастиcь:

Деян. 4:12 Нет другого имени под небом (речь об Иисусе), данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.

Позднее апостол Павел повторяет эту же мысль:

Рим. 10:13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется .

А несколькими фразами выше Павел четко показывает, что говорит об Иисусе:

Рим. 10:9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься .

Я думаю, что Вы понимаете, что для Спасения не достаточно знать и призывать имя “Иисус Христос”, а необходимо жить так как учил Тот, Кто носит это имя. А теперь давайте двинемся дальше, находя подтверждении в Библии тому, что Иисус Христос Господь Бог.

Чтобы сразу исключить некоторые вопросы отметим, что Иисус никогда не говорил о Его превосходстве над Богом Отцом. Наоборот, Иисус всегда возвещал, что Отец больше чем Он – Сын.

Иоан. 14:28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня .

Это нормально и естественно, как и в любой праведной семье, где есть взрослый сын. Сын (дочь) согласно 5 заповеди Декалога (Исх. 20 гл.) должен почитать отца не зависимо от своего возраста.

Но то, что Иисус Сын, не делает Его не Богом. Христос, как многократно говорит Библия - является Богом для людей. Именно Он сотворил Землю:

Кол. 1:16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано .

Свидетели Иеговы в качестве аргумента, “умаляющего” Иисуса перед Богом Отцом, приводят тот факт, что Христос Сам называл Отца Богом:

Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Иоан. 20:17).

Однако, этот факт не делает Иисуса не Богом. Просто Иисус, являясь Богом, констатирует тот факт, что Его Отец является Богом. Можно здесь привести аналогию из мира. Например, хозяевами фирмы являются родные отец с сыном. Праведный сын, глубоко уважающий отца, разговаривая с работниками своей организации об отце будет уважительно называть его "хозяином". Хотя де-юре и де-факто для сотрудников компании и отец и сын являются хозяевами данного предприятия.

В Библии имеются как минимум два текста, которые в Ветхом и Новом Заветах прямо показывают нам взаимоотношения двух личностей, обе из которых именуются Богом. И в обоих этих случаях, одной из личностей Божества является Христос.

В Евангелие от Матфея Иисус просит у фарисеев истолковать Псалом Давида, где говорится о Христе. Вот этот Псалом:

“Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих” (Пс. 109:1).

Иисус спросил у фарисеев:

“Что вы думаете о Христе ? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом , когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом , как же Он сын ему? ” (Матф. 22:42-45).

Здесь хорошо видно, что Иисус относит это пророчество к Себе, говоря, что Сам Господь через псалмопевца называет Христа Господом.

Также Псалом 44 показывает нам наличие двух личностей Божества:

“Престол Твой, Боже , вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже (Пс. 44:7,8).

Мы видим здесь, что Бога помазал Бог. Понятие помазанник в еврейской традиции относится к Мессии, то есть ко Христу. Именно этот отрывок ветхозаветного Писания цитирует в Новом Завете апостол Павел, относя Его к Богу Сыну - Иисусу:

“А о Сыне : престол Твой, Боже , в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже , Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих” (Евр. 1:8,9).

Поэтому тот факт, что Иисус называет Отца Богом, никак не может служить основанием, чтоб не признавать Самого Иисуса Богом. Как мы увидели (и увидим далее еще), в Библии имеется множество свидетельств о том, что Иисус Бог.

Также и Сам Иисус говорил о Своем Единстве с Отцом и Божественной сущности:

"И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира " (Иаан. 17:5).

"Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах " (Иаон. 3.13)

"Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде?" (Ин. 6:62)

"Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе , так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня" (Иоан. 17:21).

"Вы называете Меня Учителем и Господом , и правильно говорите, ибо Я точно то " (Иоан. 13:13).

"Видевший Меня видел Отца " (Иоан. 14:9).

"Все , что имеет Отец, есть Мое" (Иоан. 16:15).

"Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий , как и говорю вам" (Иоан. 8:25).

"Я и Отец - одно " (Иоан. 10:30).

"Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь " (Иоан. 8:58).

Подумайте, как мог адекватный человек и даже Ангел - небожитель, делать подобные заявления?


Именно Иисусу Христу Бог Отец дал право Судить людей и воскрешать:

Иоан. 5:21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет .

Иоан. 5:22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну .

Иоан. 6:40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день .

Откр. 1:17 Я есмь Первый и Последний, 18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.

Слово Божие говорит нам, что Иисус не был сотворен, а рожден прежде всякого творения:

Кол. 1:15 рожденный прежде всякой твари ; 17 Он есть прежде всего .

Иоан. 1:3 Все чрез Него начало быть , и без Него ничто не начало быть, что начало быть .


Интересны и ветхозаветные пророчества об Иоанне Крестителе и его миссии. Все комментаторы Нового Завета нам говорят о том, что пророк Иоанн пришел, чтобы приготовить путь Господу Иисусу Христу. Три евангелиста предсказания пророков Михея и Исаии относят к Иоанну и Иисуса - см. Мар. 1:2,3, а также Матф. 11:10, Лук. 1:76, Лук. 3:4, Лук. 7:27.

Мар. 1:2. вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. 3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу , прямыми сделайте стези Ему.

Такое толкование новозаветных текстов мало кем оспаривается. Однако, давайте теперь посмотрим на сами ветхозаветные пророчества, которые цитируются неоднократно в Новом Завете и относятся к Иоанну и Иисусу.

Мал. 3:1 Вот, Я посылаю Ангела Моего , и он приготовит путь предо Мною

Посмотрите, как это пророчество звучит в Новом Завете при обращении к Иисусу в Мар. 1:2 "вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою " . То есть, мы видим, что в Мал. 3:1 Бог Сам посылает Ангела перед Собой, а в Мар. 1:2, Бог послыает Ангела перед Иисусом. Опять, как уже было рассмотрено выше, мы видим как бы два Бога. И в то же время Он в других цитатах этого пророчества Един.

Далее еще интереснее. В оригинале иудейского текста (масоретский текст, который тщательно переписывается иудейскими книжниками с самых древних времен и с которого переводится Ветхий завет на все другие языки) пророческая фраза об Иоанне и Иисусе звучит так:

Ис. 40:3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу , прямыми сделайте в степи стези Богу нашему

Здесь слова "путь Господу" звучат "путь Сущему", где Сущий - это тетраграмматон - одно из главных имен Бога - Иегова (Яхве). Таким образом, согласно древнейших пророчеств, цитируемых апостолами в Новом завете, Иоанн приготовил путь не просто Христу - Мессии, а Богу Иегове, коим являлся Иисус.

Страница из масоретского текста пророка Исаии 39 - 40 главы с подчеркнутой фразой в Ис. 40:3 "путь Иегове"


А теперь давайте посмотрим еще на несколько новозаветных текстов, где Иисус косвенно и прямо назван Богом:

Лук. 2:11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь .

Иоан. 1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами , полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца . (Слово – это Иисус, то есть Иисус Бог).

Иоан. 1:18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем , Он явил (СУЩИЙ В НЕДРЕ ОТЧЕМ буквально означает "вечно существующий внутри Бога", что прямо говорит о принадлежности Иисуса Христа к Божеству).

Кол 2:9 в Нем обитает вся полнота Божества телесно.

Филип. 2:6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек .

Рим 9:5 Христос по плоти, сущий над всем Бог , благословенный во веки, аминь .

Евр. 1: 1 Бог … 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне , Которого поставил наследником всего (не раз упоминается, что все, принадлежащее Отцу, принадлежит и Его Сыну - Иисусу), чрез Которого (через Иисуса) и веки сотворил .(то есть, через Иисуса создана Вселенная) 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей (Иисус держит все Словом, что говорит нам о сотворении земли Его Словом) , совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, 4 будучи столько превосходнее Ангелов , сколько славнейшее пред ними наследовал имя. 5 Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? (Бог назвает Иисуса Сыном, как никого из Ангелов) И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? 6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. .

1 Тим 3:16 И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти , оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

Кстати, в этом тексте в некоторых переводах стоит не слово «Бог», а «Который» или «Он». Это связано с греческим оригиналом. Но и в этом случае, данная фраза доказывает, что Иисус не простой человек, а Небожитель. Ведь разве можно назвать великой тайной тот факт, что человек пришел в плоти человеческой? Посмотрите аналогичное высказывание Павла об Иисусе:

Рим.8:3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего (Иисуса) в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти.

Здесь речь о Сыне Бога Иисусе Христе, Который был послан Отцом Богом в плоти человеческой для искупления человечества от греха.

Как мы видим, ни один и не два библейских текста говорят нам о том, что Иисус Христос Господь Бог. Если бы один стих говорил об этом, то можно было бы искать искажение перевода или глубоко заглядывать в контекст. Но Господь оставил в Своем Слове достаточно свидетельств, чтобы у исследователей Библии не оставалось сомнения – Иисус Христос есть Господь Бог .


Валерий Татаркин



Святой Дух Бог? >>

Христа мы называем Сын Божий. О том, как раскрывается понятие «Сын Божий» в Ветхом и Новом Заветах, а также — была ли божественность Христа открыта людям до Его воскресения, — протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ, зав. кафедрой библеистики Санкт-Петербургской Духовной академии.

Исцеление слепорожденного. Фрагмент фрески. Сретенский монастырь

Сын Божий и Мессия — в чем разница?

Одна из важнейших богословских идей Церкви — учение о Личности Иисуса. Споры о Личности Христа начались еще при земной жизни Спасителя. Однако христология — учение о Христе как Втором Лице Святой Троицы, Боге-Слове, Сыне, равном Отцу и ставшим Человеком, первоначально выраженное в Новом Завете, раскрывается подробно и детально лишь к IV в. Но в Евангелии мы часто встречаем выражение «Сын Божий», которое, на первый взгляд, указывает на Божественность Христа. Так ли это?

Первые сомнения возникли у современных богословов в начале XX века. Они справедливо указывали, что традиционное церковное понимание выражения «Сын Божий» как Христос, Второе Лицо Святой Троицы, равный Отцу, не вписывается в контекст целого ряда повествований Нового Завета. Маловероятно, например, чтобы идею единства Иисуса, распинаемого на Кресте, с Богом могли выразить не только римский сотник, но и «те, которые стерегли с ним Иисуса», воскликнувшие: «воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54; Мк. 15:39), — тем более что евангелист Лука иначе передает смысл слов сотника: «истинно человек этот был праведник» (Лк 23:47). Непонятно и то, как столь возвышенную идею, сочетающую в себе элементы ветхозаветного монотеизма и христианского триединства, мог с ходу принять только что исцеленный Христом слепорожденный, толком даже не слышавший его проповеди и не бывший его учеником (Ин 9:35-38). Да, он проявил твердость в вере в исцелившего его Христа как «пророка » (Ин 9:17) — но это свидетельствует лишь о том, что он был тверд и в иудейской вере, которая предполагала исключительный монотеизм и не допускала возможности иной личности Бога, кроме единого Сущего. И в то же время он с готовностью исповедует свою веру во Христа как «Сына Божия» (Ин 9:38).

Конечно, исследователям первой половины XX века было известно, что выражение «Сын Божий» использовалось в ряде текстов Ветхого Завета в переносном смысле — как указание на праведную личность или личность, имеющую особую связь с Богом по благодати и служащую Богу. «Сынами Божиими» названы в Ветхом Завете ангелы, как находящиеся в непосредственной близости к Нему и исполняющие Его поручения (Иов. 38:7; Пс. 88:7 и др.). Своим «сыном» и «первенцем» назвал Господь народ Израильский (Исх. 4:22; Ос. 11:1; Иер. 31:9). «Сынами Божиими» псалмопевец именует членов еврейского народа (Пс 28:1). Этот же термин используется для указания на праведников из рода Сифа (Быт. 6:2, 4).

Но в ряде случаев в Ветхом Завете «Сыном Божиим» назван и грядущий Мессия. Причем то, как Он назван Сыном, допускает понимание и в переносном смысле, как «Сына Божия» — пророка, понятное современникам пророков и многим поколениям их потомков иудеев, и в прямом, — как Царя Израилева, Который спасет Свой народ: «Вот, наступают дни, говорит Господь, — и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» (Иер. 23:5-6; ср. Пс. 131:11). Или: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе». (Пс. 2:6-8), — что могло стать возможным и понятным только со времени возвещения новозаветного Откровения: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есьм корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя». (Отк. 22:16).

Однако в период перед пришествием Спасителя идея трансцендентности Божества в еврейском народе настолько усиливается, что фраза «Сын Божий» начинает пониматься исключительно в переносном смысле. К III-II вв. до Р.Х. термин «Сын Божий» как Мессия почти не встречается в богословской лексике тех источников, которые были известны ученым к середине XX века. Не вошел он в этом значении и в перевод Ветхого Завета с древнееврейского на греческий язык Семьюдесятью толковниками. Этот перевод (известный как Септуагинта) был осуществлен в среде александрийских иудеев примерно в тот же период III-II вв. до Р.Х. В ряде случаев образное указание оригинального текста на ангелов как «сынов Божиих» заменено здесь на буквальное раскрытие символики термина «ангелы» (напр., Иов 38:7, и др.). Так что в распоряжении новозаветных ученых до середины XX века не было ни одного еврейского текста из Палестины, относящегося к периоду накануне пришествия в мир Спасителя, в котором фигурировало бы выражение «Сын Божий» в значении Мессии.

Кумранское откровение

Все это подтолкнуло некоторых исследователей, требующих «демифилогизировать» традиционное христианство (прежде всего — Р. Бультмана и его последователей), выступить с шокирующим заявлением о том, что выражение «Сын Божий» не использовалось ни Господом Иисусом Христом, ни апостолами, а вошло в христианское богословие после распространения христианства в грекоримском мире — путем заимствования идеи божественности римских императоров. Ряд римских императоров (Юлий Цезарь, Октавиан и др.), действительно были провозглашены сенатом после их смерти «божественными», и тогда императоры-преемники, которые, как правило, были их родными или приемными сыновьями, получали титул divi filius — «сын божественного» (так именовались Октавиан, Тиберий и др.). Такое объяснение объявляло евангельскую историю недостоверной, а христианское богословие — восходящим к римскому языческому культу, и не могло быть принято исследователями, разделяющими церковное учение о богодухновенности Священного Писания.

Переломный момент в исследованиях наступил во второй половине XX века, когда в 1946-1952 гг. был найден ряд кумранских рукописей, имеющих религиозный характер и датируемых с III в. до Р.Х. по сер. I в. по Р.Х. Рукописи были полностью опубликованы только в начале 1990-х гг., и примерно тогда же стало развиваться альтернативное по отношению к первоначальному и ставшему хрестоматийным воззрение на их происхождение. Содержание рукописей и археологические раскопки в Кумране последних 10-15 лет подтолкнули исследователей к мысли, что в Кумране не было религиозного поселения ессеев и рукописи были написаны не членами этого замкнутого религиозного движения, как считалось ранее, а представителями разных течений иудаизма в разных местах Палестины. В этом случае рукописи могут рассматриваться как остатки неизвестной библиотеки (возможно даже — Иерусалимского храма), в которой были представлены религиозные тексты различных кругов иудейского общества периода позднего Второго храма (IV в. до Р.Х - I в. по Р.Х.). Библиотека была спрятана в пещерах Иудейской пустыни во время осады римлянами Иерусалима в 68 г., видимо, с целью сохранить ее от уничтожения.

Если все перечисленное выше верно, то тексты рукописей могут служить ценным источником для анализа религиозного мировоззрения иудеев времен Христа Спасителя. На этой позиции стоят сегодня многие ученые.

Именно кумранские рукописи изменили сделанные ранее выводы ученых о том, что сам термин «Сын Божий» был почти полностью изгнан книжниками из богословского употребления. В манускрипте 246 из 4-й пещеры, который так и называется «Сын Божий», написано о воцарении «необычного царя, правящего вечно»: «Он будет называться Сыном Божиим, они будут называть Его Сыном Всевышнего, <...> Его Царство будет вечное Царство, и Он будет праведен во всех путях Своих. Он будет судить землю в праведности, и каждый пребудет в мире. Войны прекратятся на земле, и каждый народ поклонится Ему». О некоем «Сыне Божием первенце», на которого Бог возложил «корону небес и славу облаков» говорится и в свитке 369 из 4-й пещеры («Молитва Еноха»). Мысль о том, что «Бог родит Мессию», содержится и в кумранской рукописи «Устав собрания» (имеющей, впрочем, ессейское происхождение).

Эти документы позволили исследователям сделать вывод о том, что выражение «Сын Божий» во времена Спасителя было в иудаизме особым титулом Христа Мессии, но Мессии, не имеющего божественной природы. Тогда становятся абсолютно понятными и восклицания сотника, и исцеленного слепорожденного. Наиболее ярко это подтверждают евангельские слова Нафанаила, который, только познакомившись с Иисусом, воскликнул: «Равви! Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев» (Ин 1:49). Фраза «Сын Божий» в иудаизме употреблялась исключительно как титул Мессии-человека, хотя и наделенного, по благодати, особыми качествами.

Мессия или Бог?

Значит ли это, что в Евангелиях выражение «Сын Божий» также означает только Мессию-человека, понимаемого порой в узком смысле как царь Израилев (как в устах Нафанаила)? Близкого к Богу, исполненного Его благодатью, и оттого носящего имя «Сын Божий», но не единосущного Богу-Отцу?

С такой позицией нельзя согласиться. Внимательное чтение евангельского текста показывает, что Христос постепенно подводил своих последователей к мысли о том, что мессианское выражение «Сын Божий» означает не просто Мессию, но и Бога! Иногда Христос подводил слушавших к пониманию Своей Божественности через свои дела, наивысшим из которых было Его воскресение из мертвых, возможное только Богу. Засвидетельствовав это событие, ап. Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20:28). Но значит ли это, что божественность Христа не была открыта людям до Его воскресения? Но и до воскресенья Он явно Сам говорил об этом, как, например, в беседе с Никодимом (Ин.3:1-21) или иудеями: «Я и Отец — одно» (Ин 10:30). Евангелисты свидетельствуют, что окружавшие Христа люди, особенно религиозно грамотные, хорошо поняли Его весть о себе: Его хотели побить камнями за богохульство, поскольку Он «делает Себя Богом» (Ин 10:33), и именно богохульство было главным обвинением Христа на суде (Мф. 26:63-65). Знаменитое исповедание веры св. ап. Петра, когда на вопрос Христа апостолам: за кого они Его почитают, Петр от их лица ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16), также относится к случаю прямого понимания сыновства как равенства Богу — ведь у ап. Петра имеется важная оговорка о «Живом» Боге. Поэтому Христос так высоко ставит данное исповедание, указывая, что знание об этом ему открыли «не плоть и кровь, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф.16:17), и что на камне этой веры Он построит Церковь Свою.

Четвертое Евангелие, где Иоанн Богослов напрямую свидетельствует о божественности Христа Его словами: «Я и Отец — одно» (Ин.10:30), было написано апостолом на несколько десятилетий позже первых трех, синоптических, — уже после разрушения Иерусалимского храма, после размежевания христиан и иудеев, не принявших Мессию из Назарета. Казалось бы, в христианской среде иудейский мессианский титул должен был получить более однозначное понимание — что и произошло в Церкви почти через пятьсот лет, когда евангельское выражение «Сын Божий» стало мыслиться только в привычном нам догматическом смысле. Но поскольку одной из целей Иоанна Богослова было восполнение тех пробелов, которые имеются в первых трех Евангелиях, любимый ученик Господа посчитал уместным ради уточнения учения о Христе как Боге активно использовать и другие термины, говоря об Иисусе как воплотившемся «Единородном» «Слове Божием».

Эти два термина — «Слово Божие» и «Единородный» — уже не могли быть поняты иначе, как равенство Сына Отцу по природе. Это у нас, людей, изрекаемое слово ограниченно по смыслу и по своему существованию во времени — в силу нашей собственной ограниченности. Но Бог-Отец абсолютен — поэтому и Слово Его, чтобы адекватно выразить Его абсолютный разум, должно быть абсолютным. Отец вечен, тогда и Слово Его должно быть вечным, чтобы непрестанно выражать Его. Наконец, Отец есть совершенная Личность, и Слово Его также должно быть совершенной Личностью, чтобы в полноте выразить Его бытие.

Термин «Слово» дает именно тот смысл единства природы и различия Двух Личностей, который позже, в IV в., и был выражен отцами-каппадокийцами в философской терминологии, позволившей сформулировать основные понятии святоотеческой христологии. Евангелие от Иоанна, где апостол свидетельствует о Христе как божественном Сыне Отца, стало главной богословской почвой для преодоления соблазна арианства, пытавшегося истолковать понятие «Сын Божий» исключительно в переносном смысле и вызвавшего ожесточенные богословские споры в Церкви на протяжении почти всего IV в. Однако именно эти споры, в конечном счете, послужили уяснению библейского учения о Сыне Божием и утверждению православного исповедания воплотившегося Сына как равного по Божеству Отцу.

Обратимся к размышлениям о Христе как о Сыне Божием. В этих словах также заключена великая тайна. Именно они порождают неимоверное разномыслие. Человек либо принимает Христа как Сына Божия, либо, если он этого сделать не в состоянии, у него неизбежно возникают другие, самые различные предположения.

Что такое Сын Божий? В Священном Писании эти слова употребляются в различных смыслах, поэтому и христиане понимали их тоже по-разному. То или иное восприятие этого словосочетания делает человека или православным, или еретиком.

Нередко под ересью подразумевается все что угодно, например: обычай креститься двумя, тремя или пятью перстами справа налево или слева направо и многое-многое другое… Но изначально понятие «православие» возникло в связи с различным пониманием тайны Божия сыновства. Именно это – мерило и главный критерий нашего православия!

Иногда в Священном Писании сыновьями Божиими называются Ангелы, например:

И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. (Иов. 1:6).

В другом случае, когда в Вавилоне за отказ поклониться истукану, воздвигнутому великим Навуходоносором, в огненную печь бросили трех отроков – Ананию, Азарию и Мисаила, обнаружилось, что в печи находились не три, а четыре человека, и вид четвертого подобен Сыну Божьему (Дан. 3: 92).

Конечно же, рассуждая о «Сыне Божьем», халдеи вовсе не имели в виду «единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородна-го, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша». Они лишь выражали свое изумление перед чем-то поразительным, неслыханном, из ряда вон выходящим, тем более что поклонение духам и ангелам вообще было присуще язычеству.

Сам Господь говорит: Я сказал, вы – боги. И сыны Всевышнего – все вы (Пс. 81: 6). Речь в данном случае идет не об Ангелах, а о судьях, причем далеко не всегда праведных… Израильские цари тоже назывались сынами Божиими. Мессия в иудейском понимании означал царя, Сына Божия. Когда Нафанаил скажет: Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев (Ин. 1: 49), он не будет вкладывать в эти слова тот смысл, который сегодня подразумевается православными. Нафанаил имел в виду лишь некую исключительную личность, некоего избранника и посланника Божия, Который пришел в мир, чтобы исполнить какое-то Божественное предначертание. Впрочем, и весь избранный Богом израильский народ называется так же. У пророка Осии говорится:

Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего (Ос. 11: 1).

Таким образом, слова «Сын Божий» в дохристианские времена воспринимались далеко не так, как сегодня, и, читая Святое Евангелие, мы должны это учитывать.

А что же Сам Христос? О Своем бого-сыновстве Он говорит очень мало и весьма осторожно. Публично, практически, не говорит вообще. Возникает закономерный вопрос: почему? Ведь пришедшему в этот мир Спасителю не составило бы труда сотворить такое чудо, которое вынудило бы людей признать Его Сыном Божиим. Но какой в этом был бы смысл? Никакого, ведь Христос пришел для того, чтобы спасти нас. Он стал Человеком, чтобы, как говорит святой Афанасий Великий (ок. 298–373), люди стали богами, то есть, чтобы они приобщились к Божественной природе.

Господь хочет быть узнанным. Он не говорит о Себе: «Я – Сын Божий», Он ждет, когда так Его назовут люди. Человек сам должен прийти к истине, в противном случае это будет вынужденным признанием, которое не глубоко, от которого легко можно отказаться. Еще и поэтому Иисус предпочитает говорить притчами. Не стоит думать, что, даже отправившись за Христом, Его ученики сразу же уверовали в Отца и Сына и Святого Духа, в Сына, Единосущного Отцу и нераздельного с Ним. Они пошли за Господом, откликнувшись на зов своих сердец. Еще очень не скоро, далеко не сразу даже двенадцать апостолов осознают, Кем Он является на самом деле. Прозрение придет к ним постепенно…

Отцы Церкви полагают, что первым по-настоящему узнал Его Петр. Одни иудеи говорили, будто в Иисусе воплотился – Илья, другие – Иеремия или кто-то еще из древних пророков. Учитель спросил:

А вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16: 15–16).

Святые отцы считают, что здесь Петр прозрел во Христе действительно Сына Божия в том значении, в котором Он исповедуется в «Символе Веры», поэтому исповедание Петра и есть исповедание Церкви. Это – камень, на котором выстроена Церковь Божия.

Обратимся к православному пониманию Богосыновства Христа. С одной стороны, все мы – сыновья и дочери Божии по благодати, а Христос – Сын Божий по Существу. В этом заключается качественное различие.

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1: 14).

Слово «Единородный» означает, что второго, третьего и четвертого Сына нет. Нас же, детей Божиих, много, и после каждого останутся потомки. Люди жили до нас, будут жить и после, но если говорится о Единородном Сыне, то речь идет явно не о богосыновстве по благодати, а о богосыновстве по существу.

Апостол Павел называет Христа еще и первородным между многими братьями (Рим. 8: 29). Здесь речь идет о Его человеческой природе. Как человек, Он – Первенец, первородный между многими братьями , по Божеству же Господь единороден. Он – Первый и Единственный Божий Сын.

О чем еще говорит нам Священное Писание в этой связи?

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную [престола] величия на высоте (Евр. 1:3).

Слава Божия предполагает сияние, так же, как, например, солнцу присущ свет, энергия, единосущная самому солнцу. Если о Сыне говорится как о Сиянии славы Отца, это означает, что Он по природе Своей единосущен Отцу.

Теперь уже невозможно с точностью определить, что именно имел в виду апостол Павел под словом «ипостась», используя его в Послании к Евреям. Это слово по-разному понималось и святыми отцами. Только к концу IV столетия окончательно сложится то понимание ипостаси, которого мы придерживаемся сейчас, когда говорим об Отце, Сыне и Святом Духе. Изначально же это слово не воспринималось однозначно. Интересно обратиться к его прямому, буквальному смыслу. «Ипостась» – слово греческое. Приставка υπό означает «под». Есть, например, дьякон, а есть иподьякон – служитель, стоящий ниже дьякона по церковной иерархии. Иподьяконами называют прислужников на богослужениях, совершаемых епископами. А отаок; – это «статика». В качестве однокоренных слов можно привести, например, «иконостас». То есть ипостась – это в буквальном смысле «подставка». Подставка, на которую что-то ставят.

Всегда опасно, а зачастую и грешно говорить о Боге – Ему следует поклоняться. Выдающийся теолог, епископ и учитель Церкви, святой Иларий Пиктавийский (ок. 315–367), который за свою твердую позицию в борьбе с арианской ересью, отрицавшей божественность Христа, был назван «Афанасием Запада», писал: «Только злоба еретиков заставляет нас говорить о Боге, чтобы отметать неверные, ложные представления».

Употребляя слово «ипостась» по отношению к Господу, мы имеем в виду то, на чем может базироваться вся полнота Божества. Ипостась Отца – это Бог, ипостась Сына – тоже Бог и ипостась Святого Духа – это Бог. Ведь один и тот же предмет, установленный разные основания, все равно останется самим собой. Так и здесь: Бог может пребывать в ипостаси Отца, в ипостаси Сына и в ипостаси Духа Святого. При этом неизменной сохраняется вся полнота Божества – никакого рассечения на три части не происходит, существо Божие остается единым.

Ну, а на что может опираться вся полнота Божества? Все мы тоже можем в определенном смысле служить «подставкой» для Бога. Мы можем содержать в себе Господа, а Господь может опираться на нас в Своем Промысле. Он волен избрать нас для того, чтобы мы исполняли Его волю, занимаясь каким-то конкретным делом. В таких случаях мы становимся своего рода «Божиими подставками», впрочем, «подставками» чрезвычайно убогими, никак не могущими вместить в себя всю полноту Божества.

Лишь значительно позже слово «ипостась» будет соотнесено с латинским словом persona – «личность». Мы говорим о трех «лицах» Божества, но при этом должны отдавать себе отчет в том, насколько ущербными сравнениями вынуждены пользоваться. Ведь в этом случае очень легко вообразить некую троичность, совершенно не относящуюся к Господу. Всей Вселенной не дано вместить Бога, а вот во Христе Он вместиться может, потому что Он – единородный Сын, Сиянье славы, ипостась Бога, равная первой ипостаси – Отчей.

Новый Завет говорит о «Слове», или «Логосе». Евангелие от Иоанна начинается так:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1:1).

Ранние отцы Церкви гораздо чаще пользовались понятием «Слово», нежели словом «Сын». Такое предпочтение объяснимо: ведь если речь идет о Сыне, то невольно напрашиваются мысли о том, что когда-то Он был рожден, а следовательно, до этого не существовал. Такие представления приводили христиан к ересям. Понятие «Слово» намного тоньше. Как ум порождает Слово, так и Отец, по мнению святых отцов, порождает Сына. Христос, Сын Божий, является Словом Отца. Он – выражение того, что сокрыто в Отце.

В определенном смысле можно сказать, что об Отце мы вообще ничего не знаем. Отец – это вечная тайна. Отец – сокровенье Сына, а Сын – это явленное Отца, Слово Отца. Впрочем, следует заранее четко уяснить: не существует сравнений, которые можно было бы применить к Божеству. Отцы Церкви подчеркивали: все, что они говорят о Боге, – это уже не Бог, а всего лишь их представления о Нем. Не случайно из-за отождествления истинного Бога с нашим крайне ограниченным пониманием то и дело возникали ереси, вспыхивала злоба, множились раздоры…

Существо Божие абсолютно непостижимо, так же как абсолютно непостижимо и Богосыновство Христа. Однако непостижимые сущности проявляются в ощущаемых энергиях, и мы можем составить себе некое представление о Боге, выразив его даже той несовершенной речью, теми скудными словами, которыми владеем.

Итак, «Слово», «Логос» – это источник учения, источник знания. Иногда «Слово» соотносят с понятием «смысл». Вообще, существует немало различных интерпретаций. Например, в одном из переводов Евангелия от Иоанна мы читаем: «В начале была Музыка. Музыка была у Бога, и Музыка была Бог». Конечно, этот текст нельзя признать полноценным переводом, но в любом случае перед нами – очень интересное осмысление. Исполненная музыка, так же как и произнесенное слово, – это, прежде всего, звучание. И Сын – это есть звучание Отца, звучание предвечной Тишины, характеризующееся гармоничным благозвучием. В этом смысле слово «Логос» вполне может переводиться и как «Музыка». Как Слово рождается в молчании, так и музыка возникает в тишине.

Еще апостол Павел именует Христа Божией силой:

Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1:24).

Слово «Сила» в данном случае употребляется в очень глубоком смысле. Человек тоже обладает определенной силой – нравственной, умственной и физической. Сама по себе сила – не личностна. Церковь будет возражать, если кто-либо решит представлять Сына Божия в качестве некоей безликой силы Отца. Перед нами – именно личностная Сила.

Не случайно апостол пишет о Христе – Божией Премудрости. Иудейское слово так же как и греческое Σοφία, по-русски означает «мудрость», «знание», «мастерство». Создается ощущение, что премудрость даже теснее соотносится с душой, нежели Слово. Слово уже вырвалось наружу, а премудрость по-прежнему пребывает в ее недрах…

В XIX столетии в трудах великого философа и поэта Владимира Соловьева (1853–1900) возникло учение о Софии, которое позже было развито в работах отца Павла Флоренского и протоиерея Сергия Булгакова (1871–1944).

Они рассматривали Софию не как Отца, не как Сына и не как Духа Святого. У Флоренского есть размышления о «Софии тварной» и «Софии нетварной», а Булгаков размышляет об «ипостаси неипостасной», вводя, по сути, практически четвертую ипостась Божию. В этом случае получается, что Бога и Его творение разделяет некое промежуточное «Нечто», ведь «София нетварная» – это Божий замысел о творении, а «София тварная» – Божий замысел в своем осуществлении.

В свое время мне было очень сложно читать эти работы. Я досадовал на себя за непонятливость и очень обрадовался, встретившись позже с книгой Владимира Лосского (1903–1958) «Спор о Софии». В ней автор показал всю несостоятельность этого утонченно-изощренного философского учения. Полагаю, что Ангел Хранитель сохранил меня от того, чтобы воспринять его.

Ничего промежуточного между Богом и тварью нет и размывать эту границу нельзя. Софиология низводит христианство к языческому мировоззрению. Согласно учению святых отцов, «София» – это не какая-то «Ипостась неипостасная», а Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий.

Начало учения о Премудрости Божией заложено еще в Ветхом Завете. В восьмой главе Притчей Соломона удивительно описывается «София», «Премудрость». Она Сама говорит о Себе, как о «художнице Божией», бывшей при творении мира. Причем речь идет именно о личностной, персонифицированной Премудрости:

Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png