Здание украсили фризы с русскими писателями и музами в пикантных позах. Среди них можно узнать Гоголя, Пушкина и Льва Толстого. Причем фигура Толстого - это первое прижизненное скульптурное изображение писателя, выставленное для всеобщего обозрения.

Считается, что эти фризы предназначались для Музея изящных искусств на Волхонке. Композиция «Парнас» представляла собой процессию из пятидесяти фигур в античных одеждах. Они направлялись к окруженному музами Аполлону, который раздавал венки славы художникам, писателям и ученым разных стран. Но очередь за славой оказалась столь тесной, что наталкивала на эротические фантазии. Да и античные тоги больше напоминали простыни, а музы - девушек из дома терпимости. Поэтому Иван Цветаев отказался от этой работы. И уже в распиленном состоянии фриз украсил дом Бройдо.

Со временем фигуры начали осыпаться. Но недавно здание отреставрировали.

Говорят, что... ...появление эротического фриза на этом здании было связано с открытием в нем борделя, куда хаживали поэты и писатели. Но это лишь легенда. А кто-то и вовсе находит в этом фризе намек на нетрадиционную ориентацию Жерихова, ведь украшенное сходными барельефами здание гимназии Флерова в Мерзляковском переулке, построил он же.

А вы знаете, что в Москве есть дом, на котором "наше всё" - Пушкин, Гоголь и Толстой - изображены в двусмысленном и...м-м-м... фривольном окружении? Этот дом знают многие, кто ходит Арбатскими переулками, но мало кто вглядывается в разрушающиеся барельефы. Не вглядывалась и я, пока не узнала любопытные подробности.
Дом 4/5 в Плотниковом переулке был построен для домовладельца Г.Е.Бройдо по проекту архитектора Н.И. Жерихова, в 1907 году. Автором скульптур предположительно является Л. С. Синаев-Бернштейн.
Согласно одной из версий, скульптору был заказан фриз "Парнас" для музея изящных искусств на Волхонке. Первоначально на нем было изображено шествие процессии из 50 фигур, среди которых были писатели, художники и ученые из разных стран. Они направлялись к Аполлону, раздававшему венки славы. Среди них были и русские писатели, изображенные в античных одеждах, в объятиях муз (к примеру, на верхнем фото - по-видимому, Пушкин и осуждающе глядящий на него Гоголь). Однако скульптурная композиция была отвергнута заказчиком, который посчитал ее излишне фривольной, и каким-то образом часть фигур попала на доходный дом в Плотниковом переулке.
Согласно другой версии, до революции здание являлось борделем, и писатели являлись нередкими гостями заведения.
Достоверным фактом является то, что сегодня барельефы находятся в ужасном состоянии, постепенно разрушаются, и на некоторые фигуры так грустно смотреть, что фото я не стала размещать.
Так что давайте посмотрим, пока еще есть что. А заодно - еще одно не совсем обычное здание напротив "дома с барельефами" и несколько атмосферных осенних фото из Гагаринского переулка.

Ах, эти Арбатские переулки... На подходе к дому в Плотниковом

Общий вид со стороны Плотникова переулка

Общий вид фигур со стороны Малого Могильцевского переулка

Обычный дом, над Львом Толстым (кстати, считается, что это его первое прижизненное скульптурное изображение) - обычный балкон.

Лев Толстой обнимается с Пушкиным

Фигуры повторяются, вот еще один Гоголь

Кто там справа от Толстого??

Копия композиции с верхнего фото - но уже на другой стене здания

А на другой стороне Плотникова переулка - вот такой очаровательный особнячок (это его сторона, обращенная в Глазовский переулок). Я думала, что это хорошо отреставрированный модерн, а оказалось, что дата постройки - второе десятилетие XXI века. Это пятиквартирный клубный дом ПлотникоFF, строительство которого завершено недавно. Что ж, мне кажется, стилизация неплохая...

И просто несколько осенних фото из Гагаринского переулка. Успела заснять последние хорошие дни...

Первые сведения об этом участке относятся к середине XVIII века. В этот период на территории располагались четыре примерно одинаковых по размерам двора. В пожаре 1812 года все деревянные дома сгорели и через некоторые время отстроены заново. В 1887–1907 годы владение принадлежало Ю.В.Державиной и ее сестре дочери губернского секретаря М.В.Никифоровой.

В 1907 году владение было куплено кандидатом коммерческих наук Г.Е.Бройдо. В этом же году на месте снесенного одноэтажного деревянного дома и сарая вдоль всей западной границы был построен четырехэтажный с полуподвалом доходный дом по проекту архитектора Н.И.Жерихова.

10 марта 1908 г. Бройдо продал свое владение вместе с вновь построенным домом дворянину П.П.Александрову и вдове сына статского советника В.В.Шестаковой, которым здание принадлежало до 1917 года. Но в истории Москвы строение известно именно как "дом Бройдо".

Дом Бройдо – жилой доходный дом, все этажи которого были заняты квартирами, сдаваемыми внаем состоятельным жильцам. В нем проживали и владельцы дома П.П.Александров и В.В.Шестакова. В полуподвале находились подсобные помещения. После 1917 года квартиры были превращены в коммуналки.

В настоящее время здание имеет два различно оформленных главных фасада, выполненных в эклектичном стиле: западный, обращенный на Плотников пер., и северный, выходящий на М.Могильцевский пер. Эркер на северо-западном углу фасада на высоте 2–4 этажей зрительно объединяет композицию. Парадный вход в здание оформлен декоративным порталом с каменными масками в угловых частях.

Фриз доходного дома Германа Бройдо, который также широко известен под названием «Дом с писателями», представляет собой композицию из отдельных фрагментов (19 барельефов) – повторяющихся фигур писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах, а также Аполлона и муз, обращенных и прильнувших друг к другу. Происхождение фриза не установлено, несмотря на поиски специалистов.

Считается, что барельеф Л.Н.Толстого стал первым скульптурным изображением классика, созданным и представленным публике при жизни писателя. Некоторые предполагают, что это мог быть фрагмент фриза, выполненного скульптором Л.С.Синаевым-Бернштейном для Музея изящных искусств на Волхонке, от которого заказчик впоследствии отказался. Однако документальных подтверждений данной версии не имеется.

На начало реставрационных работ фасады дома Бройдо находились в неудовлетворительном состоянии, штукатурный слой отслоился, кирпичная кладка местами разрушена. Некоторые части лепного декора были полностью утрачены.
Во время проведения ремонтно-реставрационных работ специалисты укрепили кирпичную кладку, воссоздали уникальный лепной фриз, сохранившиеся элементы архитектурного декора отреставрировали, воссоздали оконные проемы и дверные полотна, заменили фигурные элементы водосточных труб и ограждения кровли, а также отремонтировали стропильную систему.

В 2018 году доходный дом Г.Е.Бройдо стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "за научно-методическое руководство / за научно-исследовательскую работу ".

Nbsp;
Продолжу своё знакомство с достопримечательностями Остоженки, начатое прежде и .
На улице Остоженка привлек моё внимание прекрасной архитектурой и дом №20. Он расположен он на углу улицы Остоженка и Барыковского переулка.

Дом №20 принадлежал «кандидату коммерческих наук» Герману Ефимовичу Бройдо. Построил он его в 1902 году. Бройдо Г.Е. и его супруга Анжелика Гастоновна специализировались на застройке участков особняками и доходными домами «под ключ» с последующей продажей.

Большинство построенных ими сооружений находятся в районе Арбата и Пречистенки. Жил он на Денежном пер. д. 7К2. Как выглядел его собственный дом можно посмотреть
Интересно, что Барыковский переулок прежде назывался переулком Дурново, по имени одного из домовладельцев. Название Барыковский объясняется тем, что «богатый помещик И.И. Барыков, большой хлебосол, дававший по два раза в неделю роскошные обеды, где бывали все важные московские чиновники, заболел и дал обет основать богадельню. По выздоровлении он приобрел участок в Дурновском переулке, выстроил дом для "убежища престарелых женщин", ставший называться Барыковской богадельней, оставил средства на ее содержание и возобновил там с 1855 г. Спасский храм».

Авторство здания на Остоженка ул., дом 20, принадлежит архитектору Н.И. Жерикову. Николай Иванович Жерихов (1870-е гг. 1916) московский архитектор, один из выдающихся мастеров эпохи модерна. Происходит из крестьянской семьи. Не получил полноценного архитектурного образования. Несмотря на это, в начале прошлого века Жериков был одним из самых популярных архитекторов Москвы.


За период с 1902 по 1915 годы по его проектам было сооружено 46 доходных домов в дорогих районах Москвы (Арбат ул., Остоженка ул., Басманная ул., Мещанская ул.). Характерной чертой творчества зодчего можно назвать чрезмерное и порой чересчур экстравагантное украшение фасадов своих построек. Доходный дом Г.Е. Бройдо на Остоженка ул., 20 - первое здание, построенное Жериковым. Эту постройку можно назвать знаковым памятником эпохи раннего московского модерна. Здание по периметру на уровне третьего этажа опоясывает очень красивый фриз с лепными изображениями антилоп.

По архитектуре здания специалист пишет: «Хотя все элементы фасада здания выполнены в стилистике модерна, они довольно разнородны и относятся к его различным течениям — металлические кронштейны напоминают мотивы декоративного, в частности бельгийского, Ар Нуво, тяжелый металлический козырек над входом более тяготеет к рациональному модерну Вены. Самой характерной и интересной частью фасадной композиции является удивительно красивый фриз между третьим и четвертым этажами с рельефными изображениями антилоп. Особенно эффектен он в вечерние часы, когда скользящие лучи солнца делают тонкие рельефные натуралистические изображения животных особенно отчетливыми и объемными.

Вид дома с обратной стороны

К сожалению, в 90-х годах прошлого века дом подвергся реконструкции и в значительной мере утратил первоначальный облик.»

Самый знаменитый дом из построенных Николаем Жериховым доходных домов построен в 1907 году на углу Малого Могильцевского и Плотникова переулков также принадлежал Г.Е. Бройдо. Его лично я не видела и не фотографировала. Выглядит он так(снимки из интернета).

Первые сведения об этом участке относятся к середине XVIII века. В этот период на территории располагались четыре примерно одинаковых по размерам двора. В пожаре 1812 года все деревянные дома сгорели и через некоторые время отстроены заново. В 1887–1907 годы владение принадлежало Ю.В.Державиной и ее сестре дочери губернского секретаря М.В.Никифоровой.

В 1907 году владение было куплено кандидатом коммерческих наук Г.Е.Бройдо. В этом же году на месте снесенного одноэтажного деревянного дома и сарая вдоль всей западной границы был построен четырехэтажный с полуподвалом доходный дом по проекту архитектора Н.И.Жерихова.

10 марта 1908 г. Бройдо продал свое владение вместе с вновь построенным домом дворянину П.П.Александрову и вдове сына статского советника В.В.Шестаковой, которым здание принадлежало до 1917 года. Но в истории Москвы строение известно именно как "дом Бройдо".

Дом Бройдо – жилой доходный дом, все этажи которого были заняты квартирами, сдаваемыми внаем состоятельным жильцам. В нем проживали и владельцы дома П.П.Александров и В.В.Шестакова. В полуподвале находились подсобные помещения. После 1917 года квартиры были превращены в коммуналки.

В настоящее время здание имеет два различно оформленных главных фасада, выполненных в эклектичном стиле: западный, обращенный на Плотников пер., и северный, выходящий на М.Могильцевский пер. Эркер на северо-западном углу фасада на высоте 2–4 этажей зрительно объединяет композицию. Парадный вход в здание оформлен декоративным порталом с каменными масками в угловых частях.

Фриз доходного дома Германа Бройдо, который также широко известен под названием «Дом с писателями», представляет собой композицию из отдельных фрагментов (19 барельефов) – повторяющихся фигур писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах, а также Аполлона и муз, обращенных и прильнувших друг к другу. Происхождение фриза не установлено, несмотря на поиски специалистов.

Считается, что барельеф Л.Н.Толстого стал первым скульптурным изображением классика, созданным и представленным публике при жизни писателя. Некоторые предполагают, что это мог быть фрагмент фриза, выполненного скульптором Л.С.Синаевым-Бернштейном для Музея изящных искусств на Волхонке, от которого заказчик впоследствии отказался. Однако документальных подтверждений данной версии не имеется.

На начало реставрационных работ фасады дома Бройдо находились в неудовлетворительном состоянии, штукатурный слой отслоился, кирпичная кладка местами разрушена. Некоторые части лепного декора были полностью утрачены.
Во время проведения ремонтно-реставрационных работ специалисты укрепили кирпичную кладку, воссоздали уникальный лепной фриз, сохранившиеся элементы архитектурного декора отреставрировали, воссоздали оконные проемы и дверные полотна, заменили фигурные элементы водосточных труб и ограждения кровли, а также отремонтировали стропильную систему.

В 2018 году доходный дом Г.Е.Бройдо стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "за научно-методическое руководство / за научно-исследовательскую работу ".

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png