Имя: Томас Мор (Thomas More)

Возраст: 57 лет

Деятельность: юрист, философ, писатель-гуманист

Семейное положение: был женат

Томас Мор: биография

Томас Мор – это известный писатель-гуманист, философ и юрист из Англии, также занимавший пост лорд-канцлера страны. Наиболее известен Томас Мор произведением под названием «Утопия». В этой книге он, взяв в качестве примера выдуманный остров, изложил свое видение идеальной общественно-политической системы.


Философ также был активным общественным деятелем: ему была чужда эпоха Реформации, и он чинил препятствия распространению протестантской веры на английские земли. Отказавшись признать за Генрихом VIII статус главы английской церкви, он был казнен по Акту об измене. В XX веке Томаса Мора причислили к лику католических святых.

Детство и юность

Биография Томаса Мора начинается в семействе лондонского судьи Высшего королевского суда сэра Джона Мора. Томас появился на свет 7 февраля 1478 года. Его отец был известен неподкупностью, честностью и высокими моральными принципами, что во многом определило мировосприятие его сына. Первое образование сын прославленного судьи получил в грамматической школе Святого Антония.

В тринадцатилетнем возрасте Мор-младший получил должность пажа при кардинале Джоне Мортоне, в течение некоторого времени работавшем лорд-канцлером Англии. Мортону пришелся по вкусу веселый, остроумный и любознательный молодой человек. Кардинал заявил, что Томас непременно «станет изумительным человеком».


В шестнадцать лет Мор поступил в Оксфордский университет. Его преподавателями были величайшие британские юристы конца XV века: Вильям Гросин и Томас Линакр. Учеба давалась молодому человеку относительно легко, хотя уже в ту пору его начали привлекать не столько сухие формулировки законов, сколько произведения гуманистов того времени. Так, к примеру, Томас самостоятельно перевел на английский язык биографию и труд «Двенадцать мечей» гуманиста из Италии Пико делла Мирандола.

Спустя два года после поступления в Оксфорд Мор-младший, по указанию отца, вернулся в Лондон с целью добиться улучшения знаний в области английского права. Томас был способным учеником и с помощью опытных юристов того времени изучил все подводные камни английского законодательства и стал блистательным адвокатом. При этом он интересовался философией, штудировал произведения древних классиков (особенно – Лукиана и ), совершенствовал латинский и греческий и продолжал писать собственные сочинения, часть которых была начата еще во время учебы в Оксфорде.


«Проводником» в мир гуманистов для Томаса Мора стал Эразм Роттердамский, с которым адвокат познакомился на торжественном приеме у лорда-мэра. Благодаря дружбе с Роттердамским начинающий философ вошел в круг гуманистов своего времени, а также в кружок Эразма. Находясь в гостях в доме Томаса Мора, Роттердамский создал сатиру «Похвала глупости».

Предположительно, период с 1500 до 1504 годы молодой адвокат провел в лондонском картезианском монастыре. Однако он не захотел окончательно посвятить жизнь служению Богу и остался в миру. Тем не менее, с тех пор Томас Мор не оставлял привычек, полученных за время жизни в монастыре: он рано вставал, много молился, не забывал ни об одном посте, занимался самобичеванием и носил власяницу. Это сочеталось со стремлением служить и помогать стране.

Политика

В начале 1500-ых годов Томас Мор преподавал право параллельно с ведением адвокатской практики, а в 1504 году он стал членом Парламента от купечества Лондона. Работая в Парламенте, он не раз позволял себе открыто высказываться против налогового произвола, который чинил жителям Англии король Генрих VII. Из-за этого юрист впал в немилость в высших эшелонах власти и был вынужден на некоторое время отказаться от политической карьеры, вернувшись исключительно к адвокатской работе.


Одновременно с ведением судейских дел, в это время Томас все более уверенно пробует свои силы в литературе. Когда в 1510 году новый правитель Англии – Генрих VIII – созвал новый Парламент, литератору и юристу вновь нашлось место в высшем законодательном органе страны. В то же время Мор получил должность помощника городского шерифа Лондона, а через пять лет (в 1515 году) он стал членом делегации английского посольства, направленной во Фландрию для ведения переговоров.

Тогда Томас и начал работать над своей «Утопией»:

  • Первую книгу этого произведения автор написал во Фландрии и завершил вскоре после того, как вернулся домой.
  • Вторую книгу, основное содержание которой – повествование о выдуманном острове в океане, который якобы был недавно открыт исследователями – Мор, преимущественно, написал раньше, и по завершении первой части произведения лишь слегка подправил и систематизировал материал.
  • Третья книга была издана в 1518 году и включала в себя, помимо написанного ранее материала, «Эпиграммы» автора – обширное собрание его поэтических произведений, выполненных в жанре поэм, стихотворений и непосредственно эпиграмм.

«Утопия» была рассчитана на просвещенных монархов и ученых-гуманистов. Она оказала большое влияние на развитие идеологии утопистов и упоминала о ликвидации частной собственности, равенстве потребления, обобществленном производстве и т.д. Одновременно с написанием этого произведения Томас Мор работал и над другой книгой – «Историей Ричарда III».


Страна Утопия, описанная Томасом Мором

Король Генрих VIII высоко оценил «Утопию» одаренного адвоката и в 1517 году решил назначить его своим личным советником. Так знаменитый утопист вступил в Королевский совет, получил статус королевского секретаря и возможность работать над дипломатическими поручениями. В 1521 году он начал заседать в высшем английском судебном учреждении – «Звездной палате».

В то же время он получил рыцарский титул, земельные пожалования и стал помощником казначея. Несмотря на успешную политическую карьеру, он оставался скромным и честным человеком, о стремлении которого к справедливости знала вся Англия. В 1529 году король Генрих VIII пожаловал верному советнику высший государственный пост – должность лорд-канцлера. Томас Мор стал первым выходцем из буржуазии, которому удалось занять этот пост.

Произведения

Наибольшую ценность среди трудов Томаса Мора имеет произведение «Утопия», в состав которого входят две книги.

Первая часть работы представляет собой литературно-политический памфлет (произведение художественно-публицистического характера). В нем автор выражает свои взгляды на то, насколько несовершенна социальная и политическая система. Мор критикует смертную казнь, иронически высмеивает разврат и тунеядство духовенства, жестко выступает против огораживания общинных людей, выражает несогласие с «кровавыми» законами о рабочих. В этой же части Томас предлагает и программу реформ, призванных исправить положение вещей.


Во второй части представлено гуманистическое учение Мора. Основные идеи этого учения сводятся к следующему: главой государства должен быть «мудрый монарх», частная собственность и эксплуатация должны быть заменены обобществленным производством, труд обязателен для всех и не должен быть изнурительным, деньги могут быть использованы только для торговли с другими странами (монополия на которую принадлежит государственному руководству), распределение продуктов должно осуществляться по потребностям. Философия Мора предполагала полную демократию и равноправие, несмотря на наличие короля.


«Утопия» стала основой для последующего развития утопических учений. В том числе, она сыграла немалую роль в становлении гуманистической позиции такого известного философа, как Томмазо Кампанелла. Другим значимым произведением Томаса Мора стала «История Ричарда III», по поводу правдоподобности которой до сих пор ведутся дебаты: одни исследователи считают книгу историческим произведением, другие – скорее художественным. Утопист также написал немало переводов и стихотворных трудов.

Личная жизнь

Еще до того, как эпоха Возрождения пополнилась знаменитым произведением Томаса Мора и до того, как он начал занимать высокие посты в государстве, гуманист женился на семнадцатилетней Джейн Кольт из Эссекса. Это произошло в 1505 году. Она была тихой и доброй девушкой и вскоре родила мужу четырех детей: сына Джона и дочерей Сесиль, Элизабет и Маргарет.


В 1511 году Джейн скончалась из-за лихорадки. Томас Мор, не желая оставлять детей без матери, в скором времени женился на обеспеченной вдове Элис Мидлтон, с которой счастливо прожил до самой смерти. У нее также был ребенок от первого брака.

Смерть

Для Томаса Мора цитаты из его произведений были не просто художественным вымыслом – он глубоко верил во все положения своего учения и оставался религиозным человеком. Поэтому, когда Генрих VIII захотел расторгнуть брак со своей супругой, Мор настаивал, что сделать это может только Папа Римский. В роли последнего на тот момент выступал Климент VII, и он был против бракоразводного процесса.


В результате Генрих VIII разорвал связи с Римом и встал на путь создания англиканской церкви в родной стране. Вскоре была коронована , новая супруга короля. Все это вызвало настолько сильное возмущение у Томаса Мора, что он не только оставил пост лорда-канцлера, но и помог монахине Элизабет Бартон публично осудить поведение короля.

Вскоре Парламент принял «Акт о престолонаследии»: все английские рыцари должны были принести присягу, признавая детей Генриха VIII и Анны Болейн законными и отказываясь признавать какую-либо власть над Англией за исключением власти представителей династии Тюдоров. Томас Мор отказался произнести присягу и был заключен в Тауэр. В 1535 году его казнили за государственную измену.

В 1935 году он был причислен к лику католических святых.

Томас Мор родился в семье известного лондонского юриста, королевского судьи. После двух лет учебы в Оксфордском университете, Томас Мор, по настоянию отца, закончил юридическую школу и стал адвокатом. Со временем Мор приобрел известность и был избран в английский парламент.

В начале XVI века Томас Мор сближается с кружком гуманистов Джона Колета, в котором знакомится с Эразмом Роттердамским. Впоследствии Мора и Эразма связывала тесная дружба.

Под влиянием друзей-гуманистов формируется и мировоззрение самого Томаса Мора - он начинает изучать труды античных мыслителей, выучив греческий язык, занимается переводами античной литературы.

Не оставляя литературных трудов, Томас Мор продолжает свою политическую деятельность - он был шерифом Лондона, председателем палаты общин английского парламента, получил рыцарское звание. В 1529 году Мор занял высший государственный пост в Англии - стал лордом-канцлером.

Но в начале 30-х годов XVI века положение Мора резко изменилось. Английский король Генрих VIII решил осуществить в стране церковную реформу и встать во главе церкви. Томас Мор отказался присягнуть королю как новому главе церкви, покинул пост лорда-канцлера, но был обвинен в государственной измене и в 1532 году заточен в Тауэр. Через три года Томас Мор был казнен.

В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515–1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". Уже при жизни это сочинение, кратко называемое «Утопией», принесло Мору всемирную славу. Само слово «Утопия» придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: «оu» «не» и «topos» - «место». Буквально «Утопия» означает "место, которого нет" и недаром сам Мор переводил слово «Утопия» как «Нигдея».

В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.

Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем Гитлодеем, самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Повествование состоит из двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей высказывает свое критическое мнение об увиденном им современном положении в Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, - Рафаэль Гитлодей излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.

Уже давно замечено, да этого не скрывает и сам автор, что «Утопия» задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского «Государства» - как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, так как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Поэтому вполне понятно, что в «Утопии» можно найти определенный синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков, эпикурейцев с учениями самих гуманистов и прежде всего с "философией Христа".

Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном - общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире. Рафаэль Гитлодей обличал своих современников: "Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны".

Утопийцам же удалось создать государство, построенное на принципах справедливости. И недаром Гитлодей с восхищением описывает "мудрейшие и святейшие установления утопийцев, которые весьма успешно управляют государством с помощью весьма малочисленных законов; и добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает".

Как возможно существование общества справедливости? Томас Мор обращается к идеям Платона и устами своего героя заявляет: "Для общественного благополучия имеется один-единственный путь - объявить во всем равенство". Равенство предполагается во всех сферах - в хозяйственной, социальной, политической, духовной и т. д. Но прежде всего в имущественной сфере-в Утопии отменена частная собственность.

Именно отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, создает условия для рождения общества всеобщей справедливости: "Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы". Более того, "оттого что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего". И - "хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты".

В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег - деньги в Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда наживы, скаредность, стремление к роскоши и т. д.

Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса Мора самоцелью - это всего лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность развитию человеческой личности. Более того, сам факт добровольного согласия утопийцев жить без частной собственности и денег связан прежде всего с высокими нравственными качествами жителей острова.

Рафаэль Гитлодей описывает утопийцев в полном соответствии с теми идеалами гармонически развитой личности, которые вдохновляли мыслителей Эпохи Возрождения. Все утопийцы - это высокообразованные, культурные люди, которые умеют и любят трудиться, сочетая физический труд с умственным. Будучи самым серьезным образом озабочены идеями общественного блага, они не забывают заниматься собственными телесным и духовным развитием.

В Утопии, по убеждению Томаса Мора, царит полная веротерпимость. На самом острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет право вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в Единого Бога, которое утопийцы называют Митрой.

В этом смысле на Мора несомненное влияние оказало учение Марсилио Фичино о "всеобщей религии". Но в то же время Томас Мор идет и дальше Фичино, ибо напрямую связывает идею Единого Бога с пантеистической идеей Божественной природы: "При том, что в Утопии не у всех одна и та же религия, все ее виды, несмотря на их разнообразие и множество, неодинаковыми путями как бы стекаются к единой цели - к почитанию Божественной природы". И пантеизм выражен Мором с наибольшей силой из всех предшествующих гуманистов.

Религиозные убеждения утопийцев гармонично сочетаются с их великолепным знанием светских наук, в первую очередь, философии: "…Никогда они не говорят о счастье, чтобы не соединить с ним некоторые начала, взятые о религии, а также философии, использующей доводы разума, без этого, они полагают, само по себе исследование истинного счастья будет слабым и бессильным". Причем удивительным образом философские учения утопийцев в точности похожи на учения гуманистов, хотя, как известно, остров Утопия никак не связан с другой землей.

Религиозно-философские воззрения утопийцев в сочетании с принципами равенства создают условия для высокого уровня развития нравственных начал на острове. Рассказывая о добродетелях жителей Утопии, Томас Мор, устами Рафаэля Гитлодея, излагает опять же гуманистическую "апологию наслаждения". Ведь в понимании гуманистов сами человеческие добродетели были напрямую связаны с духовными и телесными наслаждениями.

По сути дела, Утопия - это гуманистический образ совершенного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможноть расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопией прекрасно понимает - его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.

Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т. д., стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об "идеальном государстве".

  • ВЛАСТЬ
  • МОРАЛЬ
  • ОБЩЕСТВО

В статье рассматриваются социально-политические взгляды Томаса Мора. Особое внимание уделяется изложению его концепции государства.

  • Совершенствование информационной политики Российской Федерации
  • Основные правила работы со СМИ органов местного самоуправления
  • Интегрированная земельная политика как объект политологического исследования

Томас Мор – английский философ и писатель, придерживающийся гуманистических взглядов. Его главной книгой является «Утопия», в которой он рисует свой идеал общества в виде фантастического острова-государства. Он следует многим мыслителям эпохи Возрождения, усмотревших в культе индивидуализма, ставшего идейным стержнем Ренессанса, ограниченность и обращались к осмыслению социальности, без которой полноценное существование невозможно и которую необходимо усовершенствовать. Методом построения такого общества он считает убеждение людей в необходимости такого будущего. Главным инструментом жизнедеятельности общества он считает общечеловеческую мораль .

Мор видел в Реформации угрозу для церкви и общества, критиковал религиозные взгляды Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла и, находясь на посту лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Англии. Отказался признавать Генриха VIII главой церкви Англии и считал его развод с Екатериной Арагонской недействительным. В 1535 году был казнён в соответствии с Актом об измене. В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви. Скорее всего, его взгляды должны быть охарактеризованы как традиционализм, но революционный дух его книги говорит о присущей ему симпатии к новшествам, к умеренному либерализму .

Главной темой размышлений Мора стали проблемы социально-политического устройства. Он не создал оригинальной социально-философской концепции, основанной на глубоко разработанной теоретической философии, однако вызывает интерес его содержательный подход к рассмотрению социальных проблем, в котором тем не менее прослеживается его отношение к проблеме взаимоотношений индивида и общества. Важное место в мировоззрении Мора занимают религиозные убеждения. С одной стороны, он образцовый католик, выступающий против протестантизма и англиканской церкви. С другой стороны, он гуманист, понимающий необходимость научного мышления, просвещения людей своей эпохи. Мы считаем, что он является последователем католического философа Фомы Аквинского, предложившего искать союз между религией, наукой и образованием . Такую же позицию отстаивают и ряд мусульманских богословов .

Главной проблемой социально-политического устройства Т. Мор считал вопрос о собственности, которая порождает множество социальных недугов – неравенство, угнетение, зависть и т.д. Излечение от социальных болезней он видел в замене частной собственности общественной. Т. Мор хорошо знал социальную и моральную жизнь современной ему Англии. Его сочувствие к тяжелому положению народных масс получило отражение именно в книге «Утопия», которая пронизана влиянием идей Платона, и прежде всего его сочинением «Государство».

Самая специфическая черта социально-философской концепции Т. Мора – антииндивидуалистическая трактовка общественной жизни, мыслимая им в его версии идеального государства. Последовательный антииндивидуализм требует отмены частной собственности, уравнивая всех в потреблении (эту идею мы впоследствии обнаруживаем в теории научного коммунизма марксизма). И если у Платона частная собственность отсутствует лишь в правящих сословиях, то в утопическом государстве Т. Мора она отсутствует у всех. Т. Мор пытался свести государство к большой семье, в которой не может быть имущественного расслоения, ибо в рамках семьи частная собственность утрачивает свой смысл. При этом необходимо, чтобы люди осознали эту утрату и приняли ее.

По примеру Платона Т. Мор считает справедливость и следование законам главнейшей опорой государства. Причем жители Утопии подчиняются не столько юридическим, сколько этическим законам: писаных законов у них очень мало. Интересно, что такой взгляд на регулирование общественной жизни высказывали классики марксизма-ленинизма. У жителей Утопии своя религия, более древняя, чем христианство. Содержание ее сводится к убеждению в существовании единого божественного существа (Родителя), разлитого во всем мире. Здесь мы видим противоречие во взглядах католика Мора и идеолога Утопии. Впрочем такие противоречия обнаруживаются и по ряду других вопросов этого социалиста-утописта.

Методология анализа общества, предложенная Мором, вряд ли оправдана. Но для своего времени она была прогрессивна, она показывала, что есть и другие пути общественного устройства. К сожалению, Мор не видел других путей объяснения общественного развития, многомерности исторического и социологического знания .

На основе сказанного выше, можно сделать следующие выводы:

  1. Поскольку Т. Мор утверждает, что несовершенство индивидуального существования людей в государстве детерминируется сложившейся системой собственности, это фактически означает объективный подход к взаимоотношениям индивида и общества, при котором социальное целое в лице общественных отношений воздействует на индивидов, превращая их в страдающие объекты.
  2. Изменив социальное целое, можно добиться изменения индивидуального существования в лучшую сторону.

Список литературы

  1. Давлетгаряева Р.Г. Воспитание как определяющий фактор дальнейшего развития человечества // Современный мир: экономика, история, образование, культура сборник научных трудов. Уфа, 2005. С. 301-304.
  2. Давлетгаряева Р.Г. Универсальная этика и кризис современной цивилизации // Особенности развития агропромышленного комплекса на современном этапе материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XXI Международной специализированной выставки. 2011. С. 182-183.
  3. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41-44.
  4. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в правовом и педагогическом пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19-26.
  5. Семенова Э.Р. Идеи традиционализма и либерализма в философии права // Альманах современной науки и образования. 2013. № 3 (70). С. 161-163.
  6. Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288-291.
  7. Зиатдинова Ф.Н., Давлетгаряева Р.Г. Основные принципы организации и управления в системе образования // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2013. № 2 (26). С. 130-132.
  8. Рахматуллин Р.Ю. Религия и наука: проблема взаимоотношения (на примере ислама) // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 793-795.
  9. Рахматуллин Р.Ю. Проблема объективности исторического знания или как возможен единый учебник истории // European Social Science Journal. 2014. № 8-3 (47). С. 69-73.

Томас Мор - английский юрист, философ, писатель-гуманист. Лорд-канцлер Англии. В 1516 году написал книгу «Утопия», в которой изобразил своё представление об идеальной системе общественного устройства на примере вымышленного островного государства.

Мор видел в Реформации угрозу для церкви и общества, критиковал религиозные взгляды Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла и, находясь на посту лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Англии. Отказался признавать Генриха VIII главой церкви Англии и считал его развод с Екатериной Арагонской недействительным. В 1535 году был казнён в соответствии с Актом об измене. В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви.

Образование

Томас родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом. Весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям произвели впечатление на Мортона, который предсказал, что Мор станет «изумительным человеком». Мор продолжил своё образование в Оксфорде, где учился у Томаса Линакра и Вильяма Гросина, знаменитых юристов того времени. В 1494 году он вернулся в Лондон и в 1501 году стал барристером.

Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. Он долго не мог выбрать между гражданской и церковной службой. Во время своего обучения в Lincoln’s Inn (одной из четырёх коллегий барристеров) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году - женится.

Семейная жизнь

В 1505 году Мор женился на 17-летней Джейн Кольт, старшей дочери эсквайра из Эссекса. Согласно биографии, написанной его зятем Уильямом Ропером, Томасу больше нравилась её младшая сестра, но из учтивости он предпочёл Джейн. Друзья Мора описывали её тихой и доброй нравом. Эразм Роттердамский посоветовал ей получить дополнительное образование к тому, которое она уже получила дома, и стал её личным наставником в области музыки и литературы. У Мора с Джейн было четверо детей: Маргарет, Элизабет, Сесиль и Джон.

В 1511 году Джейн умерла от лихорадки. В течение месяца Мор женился снова, выбрав в качестве второй жены богатую вдову Элис Мидлтон. В отличие от первой жены, Элис была известна как сильная и прямая женщина, хотя Эразм свидетельствует, что брак был счастливым. У Мора и Элис не было общих детей, но Мор воспитывал дочь Элис от первого брака как свою собственную. Кроме того, Мор стал опекуном молодой девушки по имени Алиса Кресакр, которая позднее вышла замуж за его сына, Джона Мора. Мор был любящим отцом, который писал письма своим детям, когда он был в отъезде по правовым или государственным делам, и призывал их писать ему чаще. Мора серьёзно заинтересовало образование женщин, его отношение было в высшей степени необычным в то время. Он считал, что женщины столь же способны к научным достижениям, как и мужчины, и настаивал, чтобы его дочери получили высшее образование, так же, как и его сын.

Религиозная полемика

В 1520 реформатор Мартин Лютер опубликовал три работы: «Обращение к христианскому дворянству немецкой нации», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина». В этих работах Лютер изложил своё учение о спасении через веру, отверг таинства и другие католические практики и указал на злоупотребления и пагубное влияние Римско-католической церкви. В 1521 году Генрих VIII ответил на критику Лютера манифестом «В защиту семи таинств», вероятно, написанным и отредактированным Мором. В свете этой работы папа Лев X наградил Генриха VIII («Защитник веры») за его усилия в борьбе с ересью Лютера. Мартин Лютер ответил Генриху VIII в печати, называя его «свиньёй, болваном и лжецом». По просьбе Генриха VIII Мор составил опровержение: Responsio Lutherum. Оно было опубликовано в конце 1523 года. В Responsio Мор защищал верховенство папы, а также таинство других церковных обрядов. Эта конфронтация с Лютером подтвердила консервативные религиозные тенденции, которых придерживался Мор, и с тех пор его творчество было лишено всякой критики и сатиры, которые можно рассматривать как вред авторитету церкви.

В парламенте

Первым деянием Мора в Парламенте стало выступление за уменьшение сборов в пользу короля Генриха VII. В отместку за это Генрих заключил в тюрьму отца Мора, который был выпущен на свободу только после уплаты значительного выкупа и самоустранения Томаса Мора от общественной жизни. После смерти Генриха VII в 1509 году Мор возвращается к карьере политика. В 1510 году он стал одним из двух младших шерифов Лондона.

При дворе короля

В 1510-х годах Мор привлёк к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515 году он был отправлен в составе посольства во Фландрию, которое вело переговоры касательно торговли английской шерстью (знаменитая «Утопия» начинается со ссылки на это посольство). В 1517 году он помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся против иностранцев. В 1518 году Мор становится членом Тайного Совета. В 1520 году он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём Франции Франциском I неподалёку от города Кале. В 1521 году к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр» - он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией».

В 1529 году король назначил Мора на высший пост в государстве - лорд-канцлера. Впервые лорд-канцлером стал выходец из буржуазной среды.

По-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств» (лат. Assertio septem sacramentorum, англ. Defence of the Seven Sacraments), ответа Генриха VIII Мартину Лютеру. За этот манифест папа Лев X пожаловал Генриху титул «Защитник веры» (любопытно, что долгое время после того, как Англия порвала с католической церковью, английские монархи продолжали носить этот титул, а на английских монетах до сих пор присутствуют буквы D. F.). Также Томас Мор написал ответ Лютеру под своим собственным именем.

Конфликт с королём. Арест и казнь

Особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и в конечном итоге - к смерти. Кардинал Томас Уолси, архиепископ Йорка и лорд-канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Екатерины Арагонской, в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Папа Римский. Климент VII был против этого развода - на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Екатерины.

В 1532 году Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание англиканской церкви; Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля - Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью. Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды, и не попади он под защиту Палаты лордов, не миновать бы ему тюрьмы. В том же году Парламент принял «Акт о супрематии», провозглашавший короля Верховным главой Церкви, и «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу тем самым:

Признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн;
- отказывался признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров.

Томас Мор, как и рочестерский епископ Джон Фишер, был приведён к этой присяге, но отказался произнести её, так как она противоречила его убеждениям.

17 апреля 1534 года он был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен на Тауэр-Хилл. Перед казнью держался очень мужественно и шутил.

За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых папой Пием XI в 1935 году.

Политические взгляды

Основная причина всех пороков и бедствий - это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.
- Утопия (идеальная страна) - своеобразная федерация из 54 городов.
- Устройство и управление каждого из городов одинаковы, но главным является центральный город Амаурот, в котором расположен главный сенат. В городе 6000 семей; в семье - от 10 до 16 взрослых. - Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешён переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет.
- Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.
- В Утопии нет частной собственности (её автор считает причиной всех зол) и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.
- Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники.
- Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.
- В Утопии существует институт рабства. По Мору, в этой идеальной стране есть и должны быть рабы (бесправная категория населения), обеспечивающие возможность осуществления принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям» для каждого свободного гражданина.

Томас Мор в культуре

В 1592 году была написана пьеса «Сэр Томас Мор]». Её авторство приписывается коллективу драматургов, в числе которых Генри Четл, Энтони Манди, Томас Хейвуд и Уильям Шекспир (сохранилась частично из-за цензуры).

О Томасе Море в 1966 году был снят фильм «Человек на все времена». Этот фильм завоевал две премии Московского кинофестиваля, шесть премий «Оскар», семь премий BAFTA и множество других наград. Роль сэра Томаса Мора сыграл английский актёр Пол Скофилд.

Название фильма взято у Роберта Виттингтона, современника Мора, который в 1520 году написал о нём так:

Мор - человек ангельского ума и выдающейся учёности. Я равного ему не знаю. Где ещё есть человек такого благородства, такой скромности, такой приветливости? Когда тому время, он удивительно весел и жизнерадостен, когда тому время, он так же грустно серьёзен. Человек на все времена.

В британско-ирландско-канадском историческом телесериале «Тюдоры» роль Томаса Мора исполняет британский актёр Джереми Нортэм.

Биография Томаса Мора и его отношения с королём Генрихом VIII легли в основу романов «Волчий зал» и «Внесите тела» английской писательницы Хилари Мэнтел, а также основанного на них мини-сериала Би-би-си «Волчий зал».

МОР ТОМАС - английский гу-ма-нист и государственный дея-тель.

Сын юри-ста, впо-след-ст-вии су-дьи ко-ро-лев-ской ска-мьи Дж. Мо-ра (около 1450-1453 годов - 1530 год). На-чаль-ное об-ра-зо-ва-ние по-лу-чил в грам-ма-тической шко-ле при гос-пи-та-ле Св. Ан-то-ния. В 13 лет при-нят па-жом в дом ар-хи-епископа Кен-тер-бе-рий-ско-го Дж. Мор-то-на, где при-влёк вни-ма-ние сво-и-ми ин-тел-лек-ту-аль-ны-ми спо-соб-но-стя-ми. В 1492-1494 годы в Окс-форд-ском университете изу-чал грам-ма-ти-ку, ри-то-ри-ку и ло-ги-ку, древне-греческий и французские язы-ки, ма-те-ма-ти-ку, ис-то-рию, при-об-рёл на-вы-ки иг-ры на скрип-ке и флей-те, за-тем про-хо-дил обу-че-ние в лон-дон-ских шко-лах пра-во-ве-де-ния Нью-Инн и Лин-кольнс-Инн (с 1496 года). Ак-тив-но изу-чал про-из-ве-де-ния ан-тич-ных и ран-не-хри-сти-ан-ских мыс-ли-те-лей, в т. ч. Пла-то-на, Ари-сто-те-ля , Лу-киа-на, Ав-гу-сти-на.

Зна-чительное влия-ние на Т. Мора ока-за-ло сбли-же-ние с круж-ком окс-форд-ских гу-ма-ни-стов - Дж. Ко-ле-том (1467-1519 годы), Т. Ли-нак-ром (около 1460-1524 годы), У. Гро-си-ном (1446-1519 годы), У. Ли-ли (1468-1522 годы). В 1499 году Т. Мор по-зна-ко-мил-ся с Эраз-мом Рот-тер-дам-ским.

Около 1502 года Т. Мор за-нял-ся ад-во-кат-ской прак-ти-кой, в 1502-1504 годы так-же пре-по-да-вал пра-во в шко-ле Фер-ни-валс-Инн. В 1504 году из-бран в пар-ла-мент, в сте-нах ко-то-ро-го под-верг кри-ти-ке фи-нан-со-вую по-ли-ти-ку Ген-ри-ха VII . Опа-са-ясь ре-прес-сий, на вре-мя ос-та-вил по-ли-ти-ку и вер-нул-ся к ад-во-кат-ской дея-тель-но-сти. В 1506 году в Па-риже опуб-ли-ко-вал под-го-тов-лен-ный им совместно с Эраз-мом Рот-тер-дам-ским пе-ре-вод на латинский язяк кни-ги диа-ло-гов Лу-киа-на (со-труд-ни-че-ст-во Т. Мора и Эраз-ма Рот-тер-дам-ско-го про-дол-жа-лось и в по-сле-дую-щие го-ды; Эразм Рот-тер-дам-ский по-свя-тил Т.Мору книгу «По-хва-ла глу-по-сти», на-пи-сан-ную в 1509 году, ко-гда он гос-тил в до-ме Т. Мора). В 1508 году Т. Мор по-се-тил Лё-вен-ский и Па-риж-ский университеты, где по-зна-ко-мил-ся с прак-ти-ко-вав-шей-ся в них сис-те-мой пре-по-да-ва-ния. В 1509 году всту-пил в Ком-па-нию тор-гов-цев тка-ня-ми (Mercer’s Company), от име-ни ко-то-рой в сен-тяб-ре то-го же го-да вёл пе-ре-го-во-ры о за-клю-че-нии кон-трак-тов с ан-твер-пен-ски-ми тор-гов-ца-ми.

В 1510 года как де-пу-тат от Лон-до-на Т. Мор вновь во-шёл в пар-ла-мент, со-зван-ный но-вым ко-ро-лём Ген-ри-хом VIII; то-гда же на-зна-чен по-мощ-ни-ком городского ше-ри-фа (за-ни-мал этот пост до 1518 года, вы-пол-няя функ-ции су-дьи и юри-дического со-вет-ни-ка). В 1515 году по ре-ко-мен-да-ции лон-дон-ских тор-гов-цев вклю-чён в со-став английского по-соль-ст-ва, на-прав-лен-но-го во Флан-д-рию для пе-ре-го-во-ров о про-дле-нии сро-ка дей-ст-вия со-гла-ше-ний о тор-гов-ле шер-стью. На-хо-дясь во Флан-д-рии, Т. Мор вновь встре-тил-ся с Эраз-мом Рот-тер-дам-ским и по-зна-ко-мил-ся с другими вид-ны-ми ни-дерландскими гу-ма-ни-ста-ми П. Эги-ди-ем и И. Бус-ли-ди-ем.

Во вре-мя тор-го-вых пе-ре-го-во-ров, про-хо-див-ших со зна-чительными пе-ре-ры-ва-ми, Т. Мор при-сту-пил к на-пи-са-нию 1-й кни-ги со-чи-не-ния «Уто-пия», ко-то-рую за-вер-шил по воз-вра-ще-нии на ро-ди-ну в 1516 году; 2-я кни-га (соб-ст-вен-но по-ве-ст-во-ва-ние о яко-бы не-дав-но от-кры-том го-су-дар-ст-ве уто-пий-цев) бы-ла им в основном на-пи-са-на го-раз-до рань-ше. Пред-ва-рив про-из-ве-де-ние всту-пительное пись-ма-ми еди-но-мыш-лен-ни-ков-гу-ма-ни-стов, Т. Мор из-дал его в декабре 1516 года в Лё-ве-не под названием «Весь-ма по-лез-ная, а так-же за-ни-ма-тель-ная, по-ис-ти-не зо-ло-тая кни-жеч-ка о наи-луч-шем уст-рой-ст-ве го-су-дар-ст-ва и о но-вом ост-ро-ве Уто-пия» («Libellus vere aureus nec minus salutaris quam festivus de optimo reip. statu deque nova Insula Utopia»). 3-е, ба-зель-ское из-да-ние «Уто-пии» 1518 году Т. Мор до-пол-нил «Эпи-грам-ма-ми» («Epigram-mata») - со-б-ра-ни-ем по-этическое про-из-ве-де-ний различного жан-ра (сти-хо-тво-ре-ния-ми, по-эма-ми и соб-ст-вен-но эпи-грам-ма-ми, на-прав-лен-ны-ми в т. ч. про-тив французского гу-ма-ни-ста Ж. де Бри, сек-ре-та-ря французской ко-ро-ле-вы, вос-хва-ляв-ше-го в сво-ей по-эме «Chordigera» по-то-п-ле-ние английского ко-раб-ля французским суд-ном). «Уто-пия» бы-ла пе-ре-ве-де-на на немецкий (1524 год), итальянский (1548 год), французский (1550 год), английский (1551 год), ни-дерландский (1553 год) язы-ки. Она за-ло-жи-ла ос-но-ву жан-ра фи-лосовской уто-пий, по-лу-чив-ше-го раз-ви-тие в XVII-XIX веках (ра-бо-ты Ф. Бэ-ко-на, Т. Кам-па-нел-лы, С. Джон-со-на, Э.Г. Мо-рел-ли, Г. Ба-бё-фа, К.А. де Рув-руа Сен-Си-мо-на, Ш. Фу-рье, Э. Ка-бе и др.).

Влия-ние на «Уто-пию» Т. Мора ока-за-ли диа-ло-ги Пла-то-на о го-су-дар-ст-ве, «За-пис-ки о Галль-ской вой-не» Юлия Це-за-ря, со-чи-не-ния Ци-це-ро-на «О пре-де-лах до-б-ра и зла», Дио-ге-на Ла-эр-тия «Жиз-ни и мнения про-слав-лен-ных фи-ло-со-фов...», трак-тат Ав-гу-сти-на «О гра-де Бо-жи-ем», ра-бо-ты Эраз-ма Рот-тер-дам-ско-го, пись-ма А. Вес-пуч-чи и др. 1-я и 2-я кни-ги «Уто-пии» те-ма-ти-че-ски и кон-цеп-ту-аль-но впол-не са-мо-стоя-тель-ны. В 1-й - да-ёт-ся ана-лиз со-ци-аль-но-эко-но-мич. по-ло-же-ния Анг-лии, под-вер-га-ют-ся ост-рой кри-ти-ке ого-ра-жи-ва-ние и хо-зяйств. мо-но-по-лизм, ри-су-ет-ся кар-ти-на раз-ло-же-ния английской де-рев-ни, упад-ка ре-мес-ла, нравственной пор-чи об-ще-ст-ва. Во 2-й - опи-са-но иде-аль-ное го-су-дар-ст-во Уто-пия, по-коя-щее-ся на эко-но-ми-ко-по-ли-тических и нрав-ст-вен-но-пра-во-вых ос-но-ва-ни-ях, аде-к-ват-ных пред-став-ле-нию о че-ло-ве-ке, сло-жив-ше-му-ся в ре-нес-санс-ной куль-ту-ре. В нём сча-стье ин-ди-ви-дуу-ма не при-но-сит-ся в жерт-ву бла-го-по-лу-чию гражданского кол-лек-ти-ва, а рег-ла-мен-та-ция ма-те-ри-аль-ных по-треб-но-стей не толь-ко не ве-дёт к за-кре-по-ще-нию лич-но-сти, но, на-про-тив, при-зва-на соз-дать оп-ти-маль-ные ус-ло-вия для «ду-хов-ной сво-бо-ды и про-све-ще-ния».

В Уто-пии раз-ли-чия в склон-но-стях и взгля-дах ка-ж-до-го чле-на об-ще-ст-ва при-ни-ма-ют-ся в рас-чёт: об этом сви-де-тель-ст-ву-ет сво-бод-ный вы-бор уто-пий-ца-ми ро-да за-ня-тий, раз-но-мыс-лие при ис-тол-ко-ва-нии на-блю-де-ний при-ро-ды, не-сход-ст-во то-чек зре-ния на мо-раль, раз-ли-чие ре-лиг. ве-ро-ва-ний и их тер-пи-мое от-но-ше-ние друг к дру-гу. «Ас-ке-ти-че-ская про-сто-та» уто-пий-ско-го бы-та со-че-та-ет-ся с утон-чён-ны-ми ду-хов-ны-ми на-сла-ж-де-ния-ми (coluptas), свя-зан-ны-ми с уп-раж-не-ни-ем в доб-ро-де-те-ли и соз-на-ни-ем бес-по-роч-ной жиз-ни, ко-то-рые яв-ля-ют-ся «выс-шим бла-гом» (sum-mum bonum). Сам об-раз уто-пий-ско-го об-ще-жи-тия, в ко-то-ром уп-разд-не-ны ча-ст-ная соб-ст-вен-ность, де-неж-ное об-ра-ще-ние, при-ви-ле-гии, по-лу-чае-мые по про-ис-хо-ж-де-нию, про-из-во рос-ко-ши на по-тре-бу иму-щим, стал сво-его ро-да куль-ми-на-ци-ей гу-ма-ни-стич. меч-та-ний о строе, воз-вы-шаю-щем лю-дей об-ра-зо-ван-ных и доб-ро-де-тель-ных. Имен-но ли-ца об-ра-зо-ван-ные и доб-ро-де-тель-ные за-ни-ма-ют пер-вен-ст-вую-щее ме-сто в Уто-пии: из их чис-ла изби-ра-ют-ся выс-шие долж-но-ст-ные ли-ца го-су-дар-ст-ва (тра-ни-бо-ры или про-то-фи-лар-хи), чле-ны гл. по-ли-тич. ор-га-на (Се-на-та), а так-же пра-ви-те-ли ка-ж-до-го из 54 го-ро-дов (прин-цеп-сы). В уто-пий-ском го-су-дар-ст-ве лю-ди, про-явив-шие спо-соб-но-сти к нау-ке, ос-во-бо-ж-да-лись от по-все-днев-но-го тру-да, в то вре-мя как ос-таль-ные жи-те-ли долж-ны бы-ли изу-чить ре-мёс-ла и ра-бо-тать еже-днев-но по 6 час, а так-же тру-дить-ся в те-че-ние 2 лет в ка-че-ст-ве зем-ле-дель-цев. По-сле еже-днев-но-го тру-да в сво-бод-ное вре-мя уто-пий-цы за-ни-ма-лись «бла-го-род-ны-ми нау-ка-ми», разл. ви-да-ми иск-ва и фи-зич. уп-раж-не-ния-ми. Наи-бо-лее тя-жё-лую ра-бо-ту в Уто-пии вы-пол-ня-ли ра-бы. Ими ста-но-ви-лись гра-ж-да-не, со-вер-шив-шие тяж-кие уго-лов-ные пре-сту-п-ле-ния, плен-ни-ки, за-хва-чен-ные во вре-мя вой-ны, и вы-ку-п-лен-ные уто-пий-ца-ми ино-стран-цы, ко-то-рым на их ро-ди-не гро-зи-ла смерт-ная казнь.

По-ви-ди-мо-му, в од-но вре-мя с «Уто-пи-ей» Т. Мора ра-бо-тал и над «Ис-то-ри-ей Ри-чар-да III» («History of King Richard III»), ис-то-рическим со-чи-не-ни-ем, ко-то-рое так и ос-та-лось не-за-вер-шён-ным. По-свя-щён-ное крат-ко-му пе-рио-ду - от смер-ти Эду-ар-да IV до всту-п-ле-ния на пре-стол Ри-чар-да III (1483 год) - это про-из-ве-де-ние со-дер-жит не толь-ко из-ло-же-ние со-бы-тий из ис-то-рии Анг-лии, но и ана-лиз сис-те-мы вла-сти, ос-но-вы-ваю-щей-ся на про-из-во-ле и на-си-лии. Пер-во-на-чаль-но оно бы-ло из-да-но ано-ним-но в 1543 году в со-ста-ве хро-ни-ки Дж. Гар-дин-га, за-тем в 1548 и 1550 годы в хро-ни-ке Э. Хол-ла с ука-за-ни-ем на при-над-леж-ность его Т. Мора. В 1557 годы отдельным из-да-ни-ем «Ис-то-рию Ри-чар-да III» опуб-ли-ко-вал У. Рас-телл. Вер-сия это-го про-из-ве-де-ния на латинский язык, имею-щая рас-хо-ж-де-ния с анг-лоя-зыч-ной, вы-шла в свет в 1566 году. В 1587 году «Ис-то-рию Ри-чар-да III» в сво-ей хро-ни-ке пе-ре-пе-ча-тал Р. Хо-лин-шед, из ко-то-рой её за-им-ст-во-вал У. Шек-спир, ра-бо-тая над тра-ге-ди-ей «Ри-чард III».

Ко-роль Ген-рих VIII, обес-по-ко-ен-ный ра-зо-ре-ни-ем кре-сть-ян-ст-ва в ре-зуль-та-те ого-ра-жи-ва-ний, одоб-рил кри-тический па-фос «Уто-пии» и на-зна-чил Т. Мора в 1517 году сво-им со-вет-ни-ком. В том же го-ду Т. Мор в со-ста-ве английской де-ле-га-ции уча-ст-во-вал в пе-ре-го-во-рах с Фран-ци-ей, про-хо-див-ших в го-ро-дах Ка-ле и Бу-лонь. В 1518 году Т. Мор стал ко-ро-лев-ским сек-ре-та-рём, в 1520 и 1521 годы при-ни-мал уча-стие в пе-ре-го-во-рах с им-пе-ра-то-ром Свя-щен-ной Римской им-пе-рии Кар-лом V и тор-гов-ца-ми Ган-зы. В 1521 году стал за-се-дать в «Звёзд-ной па-ла-те», то-гда же на-зна-чен по-мощ-ни-ком ка-зна-чея ко-ро-лев-ст-ва и воз-ве-дён в ры-цар-ское дос-то-ин-ст-во.

Ген-рих VIII це-нил Т. Мора за об-шир-ные по-зна-ния и ост-рый ум, лю-бил бе-се-до-вать с ним о по-ли-ти-ке, нау-ках и искусстве, до-ве-рял ему де-ли-кат-ные по-ру-че-ния ди-пло-ма-тического и литературного ха-рак-те-ра. При этом сам Т. Мор не пе-ре-оце-ни-вал сте-пень до-ве-рия Ген-ри-ха VIII. В 1521 году от име-ни ко-ро-ля вы-шел в свет трак-тат «За-щи-та се-ми та-инств про-тив Мар-ти-на Лю-те-ра» («Assertio septem sacra-men-tum aduersus Martinum Luthe-rum»), ре-дак-то-ром, а так-же, воз-мож-но, со-ав-то-ром ко-то-ро-го был Т. Мор. На от-вет-ный пам-флет М. Лю-те-ра, со-дер-жав-ший ос-корб-ле-ния в ад-рес ко-ро-ля, Т. Мор в 1523 году опуб-ли-ко-вал (сна-ча-ла под псевдонимом Фер-ди-нанд Ба-ра-вел-лий, за-тем Уиль-ям Росс) «От-вет Лю-те-ру» («Responsio ad Luthe-rum»), в ко-то-ром об-ви-нил немецкого ре-фор-ма-то-ра в под-стре-ка-тель-ст-ве на-ро-да к бун-ту про-тив за-кон-ных вла-стей. В по-ле-ми-ке с Лю-те-ром М. вы-дви-нул 4 по-сту-ла-та, от-ра-жав-шие его собств. от-но-ше-ние к цер-ков-ной тра-ди-ции: 1) о без-ус-лов-ном ав-то-ри-те-те Биб-лии; 2) о том, что Пи-са-ние не со-дер-жит все-го, что бы-ло со-вер-ше-но и ска-за-но Бо-гом; 3) о спо-соб-но-сти ка-толич. церк-ви (бла-го-да-ря при-сут-ст-вию в ней Св. Ду-ха) без-оши-боч-но от-ли-чать бо-же-ст-вен-ную тра-ди-цию от че-ло-ве-че-ской; 4) идея о том, что для пра-виль-ной ин-тер-пре-та-ции Пи-са-ния не-об-хо-ди-мо ру-ко-во-дство-вать-ся мне-ни-ем от-цов Церк-ви и ве-рой всех хри-сти-ан.

В сво-их ра-бо-тах Т. Мор вёл по-ле-ми-ку не толь-ко с Лю-те-ром, но и с его английскими по-сле-до-ва-те-ля-ми, в т. ч. У. Тин-де-лом (1494-1536 годы). В ря-де со-чи-не-ний («Диа-лог о ере-сях», 1529 год; «Оп-ро-вер-же-ние от-ве-та Тин-де-ла», 1532-1533 годы) Т. Мор вы-сту-пил не толь-ко про-тив основных лю-те-ран-ских те-зи-сов, под-дер-жи-вае-мых Тин-де-лом (спа-се-ние ис-клю-чи-тель-но че-рез ве-ру, Пи-са-ние как един-ст-вен-ный её ис-точ-ник, не-сво-бо-да че-ло-ве-че-ской во-ли и др.), но и об-ви-нил его в тен-ден-ци-оз-ном пе-ре-во-де Биб-лии на английский язык, в ко-то-ром, по мне-нию Т. Мора, Тин-дел пу-тём ис-ка-же-ния смыс-ла слов соз-на-тель-но про-дви-гал лю-те-ран-скую док-три-ну. При этом са-му идею пе-ре-во-да Пи-са-ния на английский язык Т. Мор оце-ни-вал по-ло-жи-тель-но.

В апреле 1523 года Т. Мор при под-держ-ке лорд-канц-ле-ра Т. Уол-си из-бран спи-ке-ром Па-ла-ты об-щин, в 1524 году - вы-со-ким рас-по-ряди-те-лем Окс-форд-ско-го, в 1525 году Кем-бридж-ско-го университетов. В ию-ле 1525 года ему по-жа-ло-ван пост канц-ле-ра гер-цог-ст-ва Лан-ка-стер-ско-го. В 1527 году Т. Мор уча-ст-во-вал в пе-ре-го-во-рах с пред-ста-ви-те-ля-ми французского ко-ро-ля в г. Амь-ен, в 1529 году - в за-клю-че-нии до-го-во-ра о ми-ре ме-ж-ду Анг-ли-ей, Фран-ци-ей и Свя-щен-ной Римской им-пе-ри-ей. По-сле сме-ще-ния Уол-си в октябре 1529 года Т. Мора бы-ла вру-че-на боль-шая пе-чать лорд-канц-ле-ра Анг-лии. В но-яб-ре то-го же го-да он от-крыл ра-бо-ту ре-фор-мационного пар-ла-мен-та, пре-тен-зии ко-то-ро-го к английскому ду-хо-вен-ст-ву на-шли по-ни-ма-ние у ко-ро-ля.

Уже в 1530 году воз-ник-ли раз-но-гла-сия ме-ж-ду Ген-ри-хом VIII и Т. Мором, ко-то-рый стал про-тив-ни-ком раз-во-да ко-ро-ля с его суп-ру-гой Ека-те-ри-ной Ара-гон-ской и так-же не при-нял ре-лигиозную по-ли-ти-ку ко-ро-ля. Т. Мор, в ча-ст-но-сти, от-ка-зал-ся под-пи-сать пись-мо, со-став-лен-ное английской зна-тью и ду-хо-вен-ст-вом (в т. ч. Т. Уол-си) в 1530 году, в ко-то-ром со-дер-жал-ся при-зыв, об-ра-щён-ный к па-пе Рим-ско-му, ан-ну-ли-ро-вать брак ко-ро-ля. Т. Мор так-же не под-дер-жал по-пыт-ки пар-ла-мен-та за-пре-тить кон-во-ка-ции (со-бо-ры ду-хо-вен-ст-ва) без раз-ре-ше-ния ко-ро-ля и объ-я-вить их ре-ше-ния не-дей-ст-ви-тель-ны-ми. Рез-кая кри-ти-ка Т. Мора пар-ла-мент-ско-го бил-ля о пре-кра-ще-нии вы-пла-ты т. н. пер-вых пло-дов Ри-му при-ве-ла к его от-став-ке в мае 1532 году.

На-пря-жён-ность в от-но-ше-ни-ях ме-ж-ду ко-ро-лём и Т. Мором воз-рос-ла по-сле от-ка-за по-след-не-го в 1533 году при-сут-ст-во-вать на ко-ро-на-ции А. Бо-лейн, на ко-то-рой Ген-рих VIII же-нил-ся по-сле раз-во-да с Ека-те-ри-ной Ара-гон-ской. На-ча-лись пре-сле-до-ва-ния бывшего канц-ле-ра, от-ка-зы-вав-ше-го-ся при-зна-вать ко-ро-ля гла-вой английской церк-ви. 13 апреля 1534 года Т. Мор пред-стал пе-ред ко-ро-лев-ской ко-мис-си-ей, по-тре-бо-вав-шей от не-го при-ся-ги по Ак-ту о пре-сто-ло-нас-ле-дии, при-зна-вав-ше-му за-кон-ны-ми на-след-ни-ков но-вой ко-ро-ле-вы. Т. Мор вы-ра-зил го-тов-ность при-знать ле-ги-тим-ность прав Бо-лейн, но от-ка-зал-ся от при-сяги, т. к. она не при-зна-ва-ла пап-ской су-пре-ма-тии.

17 апреля 1534 года Т. Мор был за-клю-чён в Тау-эр. В тюрь-ме Т. Мор, поль-зо-вав-ший-ся бла-го-да-ря ры-цар-ско-му ти-ту-лу не-ко-то-ры-ми при-ви-ле-гия-ми по срав-не-нию с другими за-клю-чён-ны-ми, на-пи-сал тео-ло-гическую ра-бо-ту «Диа-лог об уте-ше-нии в не-взго-дах» («A dialogue of comfort against tribula-tion»). В ию-ле 1535 году по об-ви-не-нию в государственной из-ме-не Т. Мор осу-ж-дён на смерть и каз-нён. Тра-диционная казнь для об-ви-нён-ных в государственной из-ме-не (по-ве-ше-ние, по-тро-ше-ние и чет-вер-то-ва-ние) бы-ла за-ме-не-на по ре-ше-нию Ген-ри-ха VIII на от-се-че-ние го-ло-вы. Те-ло Т. Мора бы-ло за-хо-ро-не-но в церкви Св. Пет-ра в Тау-эре, по не-ко-то-рым вер-си-ям, в даль-ней-шем оно бы-ло пе-ре-не-се-но в цер-ковь в Чел-си, в строи-тель-ст-ве од-ной из ка-пелл ко-то-рой Т. Мор при-ни-мал уча-стие. Его го-ло-ва, вы-став-лен-ная по-сле каз-ни на лон-дон-ском мос-ту, бы-ла, по пре-да-нию, вы-куп-ле-на близ-ки-ми род-ст-вен-ни-ка-ми или вы-да-на им. Впо-след-ст-вии, как ут-верж-да-ют био-гра-фы Т. Мора, го-ло-ва бы-ла по-хо-ро-не-на вме-сте с те-лом до-че-ри Т. Мора - Мар-га-рет в це-рк-ви в Чел-си.

Ги-бель Т. Мора бы-ла бо-лез-нен-но вос-при-ня-та со-вре-мен-ни-ка-ми. Па-па Па-вел III обе-щал от-лу-чить Ген-ри-ха VIII от Церк-ви, Эразм Рот-тер-дам-ский под-чёр-ки-вал, что та-ко-го анг-ли-ча-ни-на не бы-ло и боль-ше не бу-дет в ис-то-рии, Карл V зая-вил о том, что был бы го-тов по-те-рять луч-ший го-род, чем со-вет-ни-ка, по-доб-но-го Мо-ру.

В 1886 году Т. Мор был объ-яв-лен Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью блаженным му-че-ни-ком, в 1935 году ка-но-ни-зи-ро-ван. День па-мя-ти св. То-ма-са Мора, ус-та-нов-лен-ный Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью 14 февраля 1966 года, при-хо-дит-ся на 22 ию-ня.

Сочинения:

Уто-пия / Пер. и ком-мен-та-рии А. И. Ма-леи-на, Ф. А. Пет-ров-ско-го. 2-е изд. М., 1953;

The complete works. New Haven; L., 1963-1997. Vol. 1-21;

Эпи-грам-мы. Ис-то-рия Ри-чар-да III / Изд. под-гот. М. Л. Гас-па-ров, Е. В. Куз-не-цов, И. Н. Оси-нов-ский, Ю. Ф. Шульц. М., 1973;

Уто-пия / Пер. Ю. М. Ка-ган. М., 1978.

Дополнительная литература :

Surtz E.L. The praise of wisdom: a commentary on the religious and moral problems and backgrounds of St. T. More’s Utopia. Chi., 1957;

Surtz E.L. The praise of pleasure: philosophy, education and communism in More’s Utopia. Camb. (Mass.), 1957;

Hogrefe P. The sir T. Mo-re circle: a program of ideas and their impact on secular drama. Urbana, 1959;

Reynolds E.E. The field is won: the life and death of St. T. More. L., 1968;

Johnson R.S. More’s Utopia: ideal and illusion. New Haven; L., 1969;

Hexter J. H. More’s Utopia: the biography of an idea. Westport, 1976;

Оси-нов-ский И.Н. Т. Мор: уто-пи-че-ский ком-му-низм, гу-ма-низм, ре-фор-ма-ция. М., 1978;

Оси-нов-ский И.Н. Т. Мор. М., 1985;

Т. Мор, 1478-1978: ком-му-ни-сти-че-ские идеа-лы и ис-то-рия куль-ту-ры / Под ред. В. И. Ру-тен-бур-га. М., 1981;

Logan G.M. The mea-ning of More’s Utopia. Princeton, 1983;

Куд-ряв-цев О.Ф. Ре-нес-санс-ный гу-ма-низм и «Уто-пия». М., 1991.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png