Испокон веков на русской земле были мастера, способные творить своими руками красивые вещи. К народным промыслам относятся фарфоровые изделия, декоративная роспись, глиняные игрушки, пуховые платки, лаковые миниатюры. В исконно русских произведениях промыслового искусства отражается душа народа.

Матрешка - это символ художественных промыслов нашей страны. Деревянная расписная кукла родом из г. Сергиев Посад, ей всего около 100 лет. Но популярность матрешки огромна.


Гжель является народным керамическим промыслом. Всем знаком знаменитый сине-белый узор, запечатленный на необыкновенной фарфоровой посуде.


Хохлома - это уникальное искусство росписи деревянных изделий красками. Необыкновенную красоту детской мебели, декоративным блюдам придает специальная технология покрытия лаком.

4. Оренбургский платок


Оренбургские пуховые платки ручной работы дарят тепло золотых рук мастериц, искусно создавших их из нежного козьего пуха.


Дымковская игрушка, изготовленная из глины, расписанная и обожженная в печи, несомненно, является символом русского мастерства.

6. Палехская миниатюра


Палехские лаковые миниатюры хранят традиции искусства иконописи Древней Руси. Шкатулки и броши из папье-маше мастера искусно расписывают золотой темперой на черном фоне.

7. Тульский самовар


Тульские самовары - гордость русских мастеров самоварного дела. Тульские умельцы способны создать самовар любой сложности и из любого материала, к тому же красиво расписать его.


Скань - это ювелирная техника создания ажурного узора из золотой, серебряной или медной проволочки. Уникально каждое изделие, выполненное в этой изящной технике.


Каслинское литье из бронзы или чугуна - это сложные технологии отливки и формовки изделий, графическая четкость силуэта и чеканка вручную высокохудожественных изделий.


Пушнина - продукция пушного промысла - высоко ценится во всем мире. Русский мех согревает душу и тело в самые лютые морозы.

Народные ремесла и промыслы России.

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.

Виды народных промыслов России. Их характеристика

Народное декоративно-прикладное творчество - сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы. Но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них удается в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова, в современных условиях «возрастает потребность народа в народном искусстве, в его подлинности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в современной культуре».

Ведущая творческая идея традиционного народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

Художественная обработка дерева.

Дерево - один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных опушек издревле притягивали к себе ценителей красоты, пробуждали у нашего народа творческую энергию. Не случайно у народных мастеров именно дерево - один из самых любимых природных материалов.

В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева.

Резьба по дереву - это богородская скульптурная и абрамцево-кудринская плоскорельефная резьба в Московской области; изготовление изделий с трехгранновыемчатой резьбой Кировской, Вологодской, Томской, Иркутской, Архангельской областей; резьба по бересте в Вологодской и Кировской областях.

К традиционным художественным промыслам росписи по дереву относятся: Хохломской, Городецкий и Полхов-Майданский промыслы Нижегородской области; Сергиево-Посадская роспись с выжиганием, роспись с выжиганием в Кировской, Горьковской, Калининской, Иркутской и в ряде других областей; изготовление изделий со свободной кистевой росписью в Архангельской, Вологодской областях. У каждого из этих промыслов есть своя история и свои неповторимые особенности.

Богородская резьба.

Недалеко от подмосковного города Сергиева Посада раскинулось старинное русское село Богородское.

Здесь сосредоточено производство знаменитой богородской резной деревянной скульптуры и игрушки. Их традиции восходят к XVII веку, когда у стен Троице-Сергиева монастыря продавались резные деревянные игрушки.

Богородские изделия изготовляются из дерева мягких пород - липы, ольхи, осины. Основными инструментами народных мастеров были топор, специальный богородский нож и набор круглых стамесок различного размера. Лезвие богородского ножа оканчивается треугольным скосом и отточено до остроты бритвы.

В течение веков сложились так называемые маховые приемы резьбы. Любое изделие режется ножом «с маху», сразу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительных эскизов, подготовленных в рисунке или глине.

Богородские игрушки интересны не только резьбой, но и своей оригинальной конструкцией. Чаще всего это игрушки с движением. Их традиционный герой - богородский мишка – смышленый и деятельный медвежонок, выступающий в компании с человеком.

Очень красивы, пластичны, выразительны богородские кони, вполне реалистичные и одновременно сказочные. Человеческие фигуры в богородских композициях также очень выразительны. Наиболее традиционна среди них фигурка русского крестьянина, представляющего классический образ доброго, хитрого, мастеровитого русского мужичка.

Художественные изделия из бересты.

Традиционным видом русского народного декоративно-прикладного творчества является изготовление художественно оформленных изделий из березовой коры, бересты. Еще в древности березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной. При обработке береста сохраняла свои природные свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которым она применялась для изготовления сосудов для жидкостей, молока и меда.

Известно, что на лесистой территории России - Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сибири - в Пермской, Тобольской губерниях издревле развивались промыслы, прославившиеся берестяными изделиями.

Разнообразные берестяные изделия народов России можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления, характера и размера используемой бересты. Прежде всего, нужно выделить вещи, сделанные из целого куска бересты. Они наиболее просты по форме, их проще всего изготовить. К ним относятся низкие широкие открытые сосуды - чекманы, кузовки, набирушки.

Значительную часть представляют плетеные изделия. К ним относятся солонки, плетеная обувь - бродки, чехлы, сумки - заплечники. Наиболее сложные и трудоемкие предметы утвари - бураки, короба, туески. Разнообразны и способы украшения берестяных изделий: выскабливание, гравирование, тиснение, резьба и роспись.

Декорирование берестяных изделий.

Тиснение по бересте - один из древнейших видов украшений берестяных изделий. Широко распространена была техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или чеканов. При всей своей простоте тиснение позволяет достигать высокого художественного качества изделия, обогащая своеобразную поверхность бересты рельефным рисунком. Он представляет собой простейшие геометрические фигуры - круги, полоски, гребешки, звездочки, равномерно расположенные на украшаемой поверхности Инструменты для тиснения - набор штампиков - чеканов, вырезанных из твердых пород дерева (березы, дуба, вяза) или выкованных из металла.

В зависимости от размера и вида изделия бересту нарезают полосками, пластинами. С нее снимают огрубевший наружный слой. Перед нанесением рисунка бересту размечают шилом на полосы или клетки. Подготовленную бересту кладут на доску внутренним слоем вверх. Взяв в левую руку штамп, плотно прикладывают его узорной стороной к бересте и, сильно ударяя по ней молотком, наносят рисунок. Глубина рисунка зависит от силы удара.

Резьбу по бересте русские мастера применяли довольно широко. Но, пожалуй, наиболее виртуозной была прорезная или просечная береста на русском Севере. По праву первое место среди традиционных народных художественных промыслов резьбы по бересте занимает г. Великий Устюг в Вологодской области. Промысел возник здесь во второй половине XVIII века и получил название по имени реки Шемоксы, на берегах которой он развивался. В ХVIII-ХIХ вв. на городской ярмарке можно было купить изящные берестяные табакерки, шкатулки для рукоделия и хранения игр, портсигары с рельефными пейзажами, сюжетными сценами. Постепенно резные изображения становились менее рельефными, более орнаментальными, ажурными, в чем сказалось влияние северной резьбы по кости. В конце XIX в. формируются основные стилевые особенности шемогодской резьбы: ажурно-орнаментальные мотивы, закрученные спиралью завитки с розеткой внутри. Чтобы берестяное кружево лучше читалось, под бересту подкладывалась фольга или цветная бумага.

Не меньшую известность завоевали северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Среди них выделяются туеса, расписанные пермогорской росписью, получившей название от селения Пермогорье на Северной Двине. Роспись пермогорских туесов отличается характерным сочетанием белого, золотисто-кремового фона с мелким растительным орнаментом из листьев, завитков, цветов, среди которых изображаются разнообразные сцены жизни - чаепитие, посиделки, охота и т.д.

Хохломская роспись по дереву.

Всемирно известные хохломские изделия изготавливают главным образом в Нижегородской области. Одно предприятие хохломской росписи находится в городе Семенове, другое в селе Семино (100 км от Нижнего Новгорода). Искусство хохломской росписи зародилось в конце XVII века. Свое название оно получило от села Хохлома, где проводились в прошлом большие ярмарки. На них продавалась деревянная посуда, в основном крашеная или, иначе, расписная.

Хохломские изделия - ковши, братины, ложки, поставцы - изготавливаются из липы или березы. Так называемое «белье» - неокрашенные деревянные заготовки, покрывают грунтом, шпаклюют и смазывают олифой три-четыре раза, просушивая каждый слой. На высушенную поверхность последнего слоя олифы наносится алюминиевый порошок. Получается блестящая «серебряная» поверхность. Далее поверхность хохломского изделия расписывается масляными красками свободным кистевым приемом без предварительного рисунка.

Начало производства подносов в Жостово относится к 1807 г. Каждый поднос обычно проходил через руки трех человек: коваля, изготовлявшего форму, шпаклевщика и живописца, грунтовщика, после просушки покрывавшего изделие лаком

Жостовское письмо начинается с «замалевки» - нанесения разбеленной краской силуэтов цветов и листьев, затем на просохший замалевок лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием «тенежки» погружает букет в глубину фона. Далее следует «плотное корпусное письмо», наиболее ответственный этап живописи. «Бликовка» - наложение бликов - выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Далее «чертежка» размещает детали, очерчивает лепестки, прожилки и семена. Завершает письмо «привязка» - тонкие травки и усики.

Расширяя выразительные средства, живописцы Жостова разрабатывают новые способы орнаментальной росписи. Так появился новый прием «копчения», с помощью которого на поверхность подноса наносился узор, напоминающий рисунок панциря черепахи.

Кроме черных и белых фонов, подносы расписывают и по цветным, и по золотым фонам На поверхность подноса наносится порошок бронзы или алюминия. Просвечивая сквозь слой лака, он создает эффект золота. На золотом фоне краски приобретают особую яркость, а подносу придают вид дорогого предмета.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Народная керамика.

Керамика - различные предметы из обожженной глины. Они создаются гончарами. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары изготавливали разнообразные по формам и декору миски, кувшины, блюда, фляги и другие предметы, широко использовавшиеся народом в быту.

К керамике относятся майолика, терракота, фарфор, фаянс, отличающиеся друг от друга составом глин.

Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными непрозрачными глазурями – эмалями.

Терракота - это изделия из обожженной глины, не покрытые глазурями.

Фарфор отличается составом массы, в которую входит белая глина - каолин высокой температуры плавления, или полевой шпат, придающие фарфоровым изделиям белизну, тонкость стенок, прозрачность.

Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, имеет более толстый черепок.

Гжельская керамика. В Гжели, Речицах, Турыгине и других селах Раменского района Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти все население местных деревень.

Уже в XVII в. гжельские мастера славились гончарными изделиями, а глины, которые они употребляли, отличались высоким качеством.

В середине XVIII века гжельские мастера начали выпускать изделия в технике майолики, с росписью по сырой эмали. Блюда, квасники, кувшины они украшали нарядной росписью зеленых, желтых, фиолетовых тонов. На них изображались цветы, деревья, архитектура, целые сюжетные сцены.

Сосуды украшались также скульптурой: условно переданными человеческими фигурками, птицами, животными Скульптура выполнялась отдельно.

Во второй половине XVIII века в росписи гжельских мастеров излюбленным материалом был кобальт. Сочетание белого фона с синей подглазурной росписью стало типичным и для современных мастеров, работающих в производственном объединении «Гжель».

Орнамент, украшающий гжельские изделия - растительный. Цветы, травы, изогнутые стебли с листьями, колосья переработаны в декоративные. Ручная роспись характеризуется свежестью и непосредственностью рисунка, свободно и легко располагающегося на поверхности вещи. Живопись мазка зависит от движения руки. Мастерицы гжельского промысла, наносящие роспись вручную, постепенно создали свой творческий почерк. Повторяя, казалось бы, одни и те же виды росписи при тиражировании изделий, они всегда вносят что-то новое.

Скопинская керамика. Город Скопин Рязанской области - известный центр народного гончарства. В середине XIX века в Скопине насчитывалось свыше 50 мастерских. Но известность Скопину создали выполняемые местными гончарами сосуды сложных причудливых форм, подсвечники в виде фигур фантастических зверей, птиц. Сосуды обильно украшались скульптурными изображениями фантастических зверей, львов, драконов. Эти образы были нередко заимствованы с лубочных картинок - рисунков с близкими простому народу темами и сюжетами, продававшихся обычно на ярмарках.

Сложные, богато разработанные формы мастера выполняли вручную, на гончарном круге. В этом сказывалось виртуозное владение материалом и техникой. Разнообразие форм вещей и скульптурных сказочных образов свидетельствует о неистощимой фантазии мастеров. Скопинские изделия обычно покрыты зелеными и желто-коричневыми потечными глазурями. Интенсивный цвет, обилие скульптурных украшений и причудливость форм сообщают искусству Скопина выразительность и яркое своеобразие.

Мастерство и фантазия скопинских мастеров проявляются при создании сосудов, кувшинов, бочонков для солений, ваз для фруктов и др. В наши дни этот промысел развивается, основываясь на выработанных традициях, но формы сосудов стали менее сложными и причудливыми.

Дымковская игрушка. Большую известность получила игрушка из слободы Дымково, расположенной близ г.Вятки. Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождался бойкой торговлей свистульками. Их яркая красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению.

Лепились игрушки из местной красной глины, обжигались, затем покрывались меловым грунтом, разведенным на молоке. По белому фону игрушка расписывалась анилиновыми красками, разведенными на яйце. Цвета этих красок поражают своей силой, праздничностью. Яркая малиновая, желтая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментами в виде точек, кружочков, кисточек. Сочетание нескольких цветов в одном изделии требует от мастерицы особого умения. Иногда узор покрывался кусочками сусального золота, придававшими изделиям еще большую нарядность.

Образы дымковских игрушек отражают городской быт. Дамы и кавалеры, кормилицы, няньки, модницы, удалые всадники отличаются яркостью красок, особой выразительностью, яркой праздничностью и юмором. Форма изделий, так же, как и роспись, условна.

Со временем дымковская игрушка находит широкое применение в быту как декоративное украшение. В связи с этим значительно укрупняется и размер изделий дымковских мастериц. Часто встречаются многофигурные композиции, изображающие народные гулянья, праздники.

Дымковская игрушка близка народу метким изображением характеров, остроумием, чувством радости жизни. В этом се непреходящая ценность и уникальность.

Каргопольская игрушка. Город Каргополь Архангельской области - это центр традиционного русского народного художественного промысла глиняной игрушки. Его происхождение в Каргополе связано с богатыми местными залежами глины, которые определили его широкое развитие уже в XIX веке. Здесь делали посуду, а наряду с ней игрушки: коней, оленей, баранов и т.д. В 1930 г. потомственный гончар И. В. Дружинин возродил здесь традицию глиняной игрушки. Его расписные игрушки отмечены единством стиля; крестьянки, охотники представлены с поразительной остротой характера; животные - кони, коровы и т.д. - наделены индивидуальными признаками. Они приземисты, сдержанны по расцветке.

Каргопольские игрушки лепились по частям: на торс насаживалась юбка, присоединялись ноги. Игрушки обжигались и покрывались белой краской.

Веселый Полкан-богатырь со знаком солнца на груди народной мастерицы и сказительницы М Бабкиной наделен большой силой. Его образ связан с древнеславянской мифологией.

Мастерица сохранила традиционные приемы лепки и росписи. Каргопольский орнамент состоит из геометрических узоров, крест в круге - солнце, кружочки, ромбики, зигзаги, которые имели символическое значение.

Каргопольские мастера используют неяркие цвета: красный, желтый, коричневый, болотный, малиновый.

Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново Одоевского района Тульской области является центром традиционной русской глиняной игрушки. Зарождение промысла связано с давним производством гончарной посуды. С XIX в. филимоновская игрушка становится, широко известна. Это игрушки, в основном свистульки, в виде фигурок животных, украшенные геометрическим орнаментом. В 1967 г. в Филимонове была создана мастерская. Традиционная филимоновская игрушка основывается на пластических качествах жирной глины «синики». После высыхания глины игрушки трескаются; трещины на них заглаживаются, придавая фигуркам более вытянутую форму. При обжиге природный сине-черный цвет меняется на белый. Поэтому фон у игрушки расписывается анилиновыми красками, разведенными на яйце: красной, желтой, зеленой, синей, фиолетовой. Геометрический орнамент состоит из полосок, солярных знаков. Нередко женские фигуры расписывают не только полосами, но и цветами, розетками, треугольниками. Современные мастера сохранили в своем творчестве традиционные формы сочетания цветов и орнамент.

Кружевоплетение.

Русские кружева ручного плетения известны в истории наших народных художественных промыслов с конца XVIII века. Ручное кружевоплетение возникло и сформировалось сразу как народный промысел, не проходя стадии домашнего ремесла. Западноевропейское кружево стало проникать в Россию во второй половине XVII - начала XVIII вв.; оно служило отделкой одежды дворян и помещиков. С распространением моды на кружева и кружевные отделки многие дворяне заводят у себя крепостные мастерские по кружевоплетению Ранние кружева, относящиеся к XVIII - первой половине XIX вв., нередко выполнялись из золотых и серебряных ниток с добавлением жемчуга.

Кружева ручного плетения выполняются при помощи коклюшек-бобинок, выточенных из дерева. Перед кружевницей находится плотно набитый валик - подушка. На подушке закрепляется рисунок будущего кружева, нанесенного на плотную бумагу. На рисунке-сколке точками обозначаются места пересечения и переплетения нитей. В руках у кружевницы от 6 до 12 пар коклюшек с льняной хлопчатобумажной или шелковой нитью.

Вологодское кружево. Своей плотностью, белизной и узорчатостью они очень напоминают морозные узоры на стеклах и иней в лесу на деревьях в разгар зимы, в тихий морозный день.

Основу вологодского кружева составляет плотная «лента-полотнянка», которую за то, что она так прихотливо вьется, обрисовывая разнообразные формы кружевного орнамента, называют еще «вилюшкой». Для вологодского кружева типичен растительный орнамент. Мотив симметрично развернутого пышного куста с широкими лапчатыми листьями и фронтальными шести, восьми - и более лепестковыми цветами-розетками образует широкую узорную кайму кружевного изделия. Решетки имеют стройный, ритмически совершенный характер, производят впечатление прочности, надежности. Ассортимент вологодских кружев очень разнообразен, он включает в себя круглые салфетки, дорожки, скатерти, декорированные настенные панно, оконные занавески, портьеры.

Михайловское кружево. Большой интерес представляет кружево, производимое в г. Михайлове Рязанской губернии. Здесь исполняли кружево плотное, из толстых нитей, не только белое, но и разноцветное, яркое. Оно хорошо подходило к красочным нарядам русских крестьян. Носили его на своих рубахах не только женщины, но и мужчины. Им обшивали женские передники, полотенца, простыни. Оно имело несложный вид заостренных зубцов - «мысов», веерообразных фигур, так называемых бубенцов. В кружевах применялись нити всего трех цветов: белого, красного и синего, но они так умело сочетались, что каждый кусок кружева казался красочным по-новому. В 1950-х годах происходят заметные изменения в облике Михайловского кружева. Укрепляются узоры, вводятся новые цвета. Эти изменения в большой мере связаны с именем талантливой художницы - кружевницы. Д.А.Смирновой. В ее работах впервые появляются изображения человеческих фигур. Д.А.Смирнова с мастерицами промысла стремится сохранить красоту цветных узоров как уникальное явление русского народного искусства.

Вышивка - один из наиболее распространенных видов народного искусства.

Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. И помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом благополучие.

В процессе исторического развития у каждого народа складывался определенный характер вышитого узора, своеобразные приемы технического выполнения, неповторимые колористические решения.

Вышивка не требовала сложного оборудования - игла, нитки, холст - вот и все, что нужно для того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные изделия для украшения жилища. Вышивку широко применяли в быту как сельского, так и городского населения. Многие виды вышивки активно использовали для украшения одежды и предметов быта зажиточной части населения.

Особую ценность представляет крестьянская вышивка, где она была связана с творчеством жителей сельской местности. Именно в этой вышивке сформировались художественно-стилистические особенности, не утратившие ценность и в наши дни.

Вышивка народов нашей страны необычайно разнообразна по художественным и техническим приемам, характеру использования в быту. В любой союзной и автономной республике, крае, области, районе встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц.

Процесс формирования современных строчевышивальных промыслов неоднозначный. В каждой местности он связан с укладом жизни, развитием общей культурной традиции, степенью взаимовлияния культур соседних народов. В настоящее время вышивка получила особенно широкое развитие на предприятиях художественных промыслов в России, а также на Украине, в Белоруссии, Молдове, Узбекистане и Таджикистане.

Золотное шитье ранее применяли для изготовления предметов культового назначения, а также для украшения головных уборов. Такая вышивка была характерна для Нижегородской, Тверской, Вологодской и многих других областей. Однако наиболее развита эта вышивка в Торжке, мастерицы которого сумели донести свое искусство золотного шитья до наших дней. Здесь используют трудоемкие приемы этого шитья: кованый шов, литой шов, в прикреп и др. Для достижения большого эффекта рельефности узора при его выполнении под настил подкладывали кусочки картона, бересты или кожи.

Неповторим современный торжокский золотошвейный промысел Тверской области, на котором, сохраняя традиционные приемы, выполняют нарядные изделия - пояса, сумочки, шапочки, жилеты, папки для торжественных случаев.

В золотной вышивке использовали самые разнообразные узоры - от простых полос, петелек, звездочек до сложных композиций растительного орнамента. Как и раньше, золотную вышивку дополняют нашивками блесток и включением самых разнообразных разреженных швов, которые особенно часто применяют при оформлении дополнений к костюму - шарфов, платков, нагрудных украшений.

Своеобразная вышивка получила развитие во Владимирской области. Это тонкая белая гладь с всевозможными стягами и ажурными дополнениями и яркая декоративная вышивка - так называемые владимирские швы.

Знаменитые центры народных промыслов России

Богородская резная игрушка.

Подмосковное село Богородское расположено недалеко от г. Сергиева Посада. Промысел резной деревянной игрушки возник в 16-17 веках. Можно выделить два вида игрушек: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Манера богородской резьбы точная, резкая, хорошо заметен след резца. Как правило, игрушку не расписывали, сохраняя натуральный теплый цвет дерева, но иногда делали раскрашенные игрушки. Тематика разнообразна: крестьяне, охотники, военные, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

Городецкая роспись.

Этот художественный промысел сложился к середине 19 века в старинном волжском городе Городце. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни, ворота резьбой, росписью и инкрустацией сложился очень давно. Позднее стали расписывать сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки. Особенности городецкой росписи – чистые яркие краски, четкий контур, белые штрихи, придающие условный объем и живописность. Городецкие мастера изображали не только растительный орнамент (цветы, листья, траву, древо жизни), но и сказочных персонажей, жанровые сценки: чаепития, катания на лодках и каруселях…

Хохломская роспись.

Уже в 17 веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в селах и деревнях Нижегородского края. Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображают растения, ягоды, плоды, птицы и рыбы. Узор заполняет практически всю поверхность. Фон может быть золотым, красным, черным.

Гжельская керамика.


В селе Гжель в нескольких десятках километров от Москвы издавна жили искусные гончары. С середины 18 века гжельские мастера освоили производство майолики с росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц. С 19 века роспись (цветочный узор) стали делать, в основном, синим кобальтом по белому. Иногда кроме цветочных гирлянд гжельские художники изображают сказочных птиц, пейзажи, картинки из народной жизни.

Скопинская керамика.

Археологические исследования показали, что уже в 17 веке в районе города Скопина, Рязанской области, уже существовал гончарный промысел. Особенность скопинской керамики в том, что изделия ручной работы дополнялись лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных. Иногда само издели было в форме зверя или птицы. Кроме этого посуда (горшки, крынки, кувшины, миски, кружки, подсвечники) украшалась растительным орнаментом и покрывалась глазурью коричневого, зеленого или желтого цвета. Внешне изделия напоминают ветви старого дерева, покрытого толстой рельефной корой.

Филимоновская игрушка.

Деревня Филимоново находится в Тульской области. Издавна здесь делали посуду и игрушки из местной светлой гончарной глины. Формы игрушек оригинальные, необычные. Фигурки несколько вытянуты, в росписи преобладает 3-4 цвета. Сама роспись – чередование горизонтальных полос по белому, желтому фону. В орнаменте используются также круги, «розетки», треугольники, зигзаги, точки. Игрушки изображали птиц, сказочных животных, всадников, барынь, бытовые сценки (жених и невеста, катание на тройке и т.д.)

Дымковская игрушка.

Название промысла связано с Дымковской слободой близ города Вятки (сейчас Дымково – окраина Кирова). Изображаются всадники, дамы в красивых нарядах с цветными оборками, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки. Позы и сами фигурки несколько условны, упрощены. В росписи используются яркие краски, как правило, по белому фону, позолота. В орнаменте используются круги, волнистые линии, полоски, клеточки.

Жостовские подносы.

Жостовский художественный промысел – это декоративная живопись на металлических подносах. Промысел возник в деревне Жостово (Подмосковье). Сначала жостовские мастера расписывали изделия из папье-маше, затем стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. Сюжеты росписи – цветочные, растительные орнаменты, пейзажи, сценки из народной жизни. Изображались розы, пионы, маки, астры, георгины, незабудки, фиалки и другие цветы, гроздья винограда, корзины спелых фруктов и ягод. Форма подносов разнообразная.

Каслинское чугунное литье.

Плавильный и сталелитейный завод в городе Касли, Челябинской области работает с середины 18 века. На заводе изготовляли ограды, решетки, посуду и даже мебель. Каслинские литейщики создавали не только монументальные сооружения, но и мелкие скульптуры, декоративные предметы. Чугунные скульптуры получались изящными: мягко струится одежда, перекатываются упругие мышцы – чугун словно оживает.

Народные промыслы наро́дные про́мыслы

Одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства ). Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение. Изделия народных мастеров (керамика, ткани и ковры, изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.) призваны прежде всего внести красоту и радость в обыденную жизнь человека. В России наиболее популярны были гжельская керамика, расписанная синими красками по белому; дымковская глиняная игрушка; вологодские кружева, городецкие росписи по дереву, лаковые миниатюры Палеха, Холуя, Мстёры, Хохломы, великоустюжское чернение по серебру и др.

С развитием массового промышленного производства многие древние ремёсла и промыслы пришли в упадок. В кон. 19 – нач. 20 в. на волне интереса к национальному прошлому во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов. В России традиционные ремёсла целенаправленно культивировались в мастерских Абрамцева и Талашкино . Ныне мастера, работающие в традициях народных промыслов, создают как уникальные художественные произведения, так и эскизы для производства массовых промышленных изделий.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "народные промыслы" в других словарях:

    Одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. История Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже… … Википедия

    - … Википедия

    Одна из форм народного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно прикладного искусства). Многие народные художественные промыслы своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское… … Художественная энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ, одна из форм народного творчества, производство фольклорных художественных изделий (в частности, изготовление произведений декоративного искусства). Восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому… … Современная энциклопедия

    Одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок… … Энциклопедический словарь

    Народные художественные промыслы - Изделия чешских народных промыслов. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ, одна из форм народного творчества, производство фольклорных художественных изделий (в частности, изготовление произведений декоративного искусства). Восходят к древности, к… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Народные художественные промыслы - форма нар. творчества, включающая изготовление предметов быта, имеющих характер произведений декор. прикл. иск ва: вышивка, керамика, ковроделие, обработка дерева, камня, металла, кости, кожи, плетение кружев и т. д. Н. Х. П., как правило,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно прикладного искусства (См. Декоративно прикладное искусство)). Многие Н. х. п. своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились… … Большая советская энциклопедия

    Народные художественные промыслы - одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление кружев и кружевных изделий, вышивка, вязание и пр.). Многие Н. Х. П. своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское… … Энциклопедия моды и одежды

Книги

  • Народные промыслы , Клиентов Алексей Евгеньевич. Издательство Белый город представляет новую книгу для детей младшего и среднего возраста, входящую в полюбившуюся многим читателям серию История России. КнигаНародные промыслы посвящена…

Данная презентация состоит из двух частей и позволяет осуществить виртуальное путешествие по просторам России.

  • ознакомить учащихся с народными промысламикак формой народного художественного творчества;
  • ознакомить с производством художественных изделий, восходящих к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу;
  • развивать любознательность;
  • воспитывать любовь к Родине, уважение к труду.

В 1-й части рассказано о разных народных промыслах и художественных ремёслах. Во 2-й части учащиеся "побывают" в славном русском городе Городце и узнают, какой город называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства».

Материал можно использовать на уроках окружающего мира, изобразительного искусства и во внеклассной работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Народные промыслы России

Народные промыслы – это одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий, которые восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские.

Ремесла русских мастеров, по технологиям которые передавались из поколения в поколения. Это уникальные, качественные изделия, которые затрагивают разные группы народных промыслов: Гжель, Хохлома, Жостово, Павлово-Посадские платки, Оренбургский пуховый платок, шкатулки, самовары, матрёшки. «Народные промыслы России»

Народные художественные промыслы. Изделья из глины. Роспись по дереву. Изделия из металла. Изделье из папье-маше. Кружево. Резьба по кости.

Изделие из глины. Дымковская игрушка. Высота игрушки 20-25 см. Традиционными дымковскими игрушками считаются петухи, барыни, няньки. Дымковская игрушка.

Русский художественный промысел, сформировавшийся в Тульской области. Основную массу изделий мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи. Филимоновская игрушка

Гжель. Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики.

Роспись по дереву. Хохломская роспись возникла в 17 веке (Нижегородской области). Выполняется черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону.

Этапы хохломской росписи. Заготовка изделия. Грунтовка полуфабриката. Роспись. Покрытие лаком. Закалка в печи.

Береста Береста - неотъемлемая часть нашего культурного наследия, это часть нашей истории. Береста - это внешний пласт березовой коры золотистого цвета. Это удивительно пластичный и экологически чистый природный материал, из которого можно изготовить самые различные предметы.

В селах Полохов-майдан Нижегородской области делают яркие расписные игрушки-тарарушки – это матрешки, кони-тройки, шкатулки, грибы, вазочки, солонки. Полохов-майданская роспись.

Ложкарный промысел. Этим промыслом (дополнительный источник заработка) занимались крестьяне, жившие на малоплодородных землях (Архангельской, Новгородской, Владимирской).

Русские матрёшки Игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Изобретение русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Абра́мцево-ку́дринская резьба́

богородская игрушка - русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). пос. Богородское Московской области с XVI-XVIII веков. Богородская резьба

Городец - один из малых исторических городов России, древнейший город Нижегородского края. Он стоит на высоком левом берегу Волги, в 60 км вверх по реке от Нижнего Новгорода. На рубеже XIX-XX веков Городец - крупный центр сбыта изделий народных промыслов. В окрестных деревнях изготовляли глиняную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки. Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на прялках - знаменитая "городецкая роспись" Городец

Образцы работ

Городецкий узор.

Роспись по металлу. - народный промысел художественной росписи металлических подносов. С XIX века подносы стали изготавливать в деревне Московской губернии - Жостово. Жостовская роспись

Жостовские подносы Село Жостово знаменито тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы.

Особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль в сочетании с металлом. Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зелёный. Родина финифти – Ростов. Финифть

Изделье из папье-маше. В Федоскино, Палехе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки.

Народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы. Палехская миниатюра

Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) артель мастеров. Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: "тройки", "чаепития", сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Федоскинская роспись

Если говорить о кружевах, то нельзя обойти вниманием город Вологду - древнейший центр кружевного ремесла. Вологодское кружево напоминает драгоценную паутину. Искусство кружевоплетения никогда не придет в забвение, это хрупкое очарование не перестает трогать сердца людей, пленяя своей красотой. Вологодское кружево

Русская кукла Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Народные промыслы Центральной России

– это одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий, которые восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские. Народные промыслы

Деревянные изделия. Глиняные изделия. Народные художественные промыслы Народные промыслы России

Деревянные изделия Хохломская роспись Семёновская игрушка. Загорская матрешка. Полохов-майданская роспись Городецкая роспись Богородская игрушка

Народно-художественные промыслы основаны на коллективном творчестве и торговых отношениях, развивающих местную культурную традицию. Промыслы существовали в России со времён Киевской Руси. Основой для них послужили домашнее производство, рукотворность изделий. Культурная традиция по преемственности переходила от отца к сыну, от мастера к мастеру.

Городец Городец - один из малых исторических городов России, древнейший город Нижегородского края. Он стоит на высоком левом берегу Волги, в 60 км вверх по реке от Нижнего Новгорода.

Городец В древности Городец на Волге назывался малым Китежем. Славился мастерами - «Домовиками», главным делом которых было строительство домов. Дома покрывали резьбой от самого конька до завалинки. Здесь же создавались пряничные доски для печатания пряников – свадебных, поминальных, именинных.

Городец Образ коня – древний, связанный с культом солнца. Древний человек думал и верил в то, что если нарисовать солнце в виде животного, или красного круга, или цветка, или сделать в виде коня и иметь всегда рядом, то они охранят его от бед и несчастий. Принесут достаток и радость в дом. Не случайно в быту стали изображать коней на полотенцах, на детских люльках, сделали коня главной игрушкой.

Мотив « конь » «конь» является символом солнца, пожеланиями счастья.

В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

С помощью простых инструментов - ножа и топора, вырезались "запряжки" - кони с повозкой и с гордым изгибом шеи, каталки-вертушки, куклы из расколотого пополам полена, плоские с лицевой стороны и объемные сзади. Игрушки ярко раскрашивались в стиле городецкой росписи. В XIX веке в деревнях вокруг Городца мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, делали и деревянную расписную игрушку.

Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на прялках - знаменитая "городецкая роспись" Городецкий узор.

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское.

На рубеже XIX-XX веков Городец - крупный центр сбыта изделий народных промыслов. В окрестных деревнях изготовляли глиняную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки.

Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры-розаны и пионы), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

КОМПОЗИЦИЯ цветочная роспись; мотив «конь» или «птица»; сюжетная роспись.

Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.

Цветочная роспись «РОМБ» «ГИРЛЯНДА» «ПОЛОСА» «ВЕНОК»

Мотив « птица » Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

Сюжетная роспись. Любимые фоны - ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Элементы Городецкой росписи

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Богородская игрушка

Недалеко от Сергиева Посада раскинулось село Богородское. С давних времен повелась здесь резьба игрушки. В умелых руках резчиков осиновые, липовые или березовые чурки превращаются в чудесные фигурки. Огюст Роден - выдающийся скульптор Франции - при встрече с русскими художниками в 1910 году, взяв игрушку «Кузнецы», сказал: «Народ, который создал эту игрушку,- великий народ». Богородские изделия бывают некрашеные, сохраняющие природный цвет дерева, и реже - расписные.

Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе.

Легенда о том, как зародился промысел Богородской игрушки, рассказывает, что первую деревянную игрушку сделал сам Преподобный Сергий. Будто бы он в свободное от молитв и трудов время вырезал из липы птичек, коньков и дарил "на благословенье" детям.

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку « ауку ». Дети порадовались, поиграли и забросили « ауку » на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: « Возьму-ка я „ ауку “ да и покажу на базаре торгашам». « Ауку » купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться б огородской.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png