К Бритов. Осенний день

На днях добралась таки до выставки Владимирских художников.
Разочарована, тем как она организована.
Один малюсенький зал. Десяток картин с гравюрами, да и то, пожалуй, не лучшее, что есть в местных фондах, плюс по два-три экспоната лаковой миниатюры, гусевского стекла, керамики.
А между тем, то что во Владимире появилась и развивается своя школа живописи говорят с 1960-х годов.
Темы картин-пейзажей в основном небольшие деревеньки, районные города, базары, старые улочки, поля и перелески, - всё чем полна тихая провинциальная жизнь.
Цвета.
Очень насыщенные цвета, часто повторяются яркие пятна одного и того же тона. Центра композиции - здание, дерево - наиболее интенсивны по цвету.

В. Юкин. Март

Узнаваемый приём владимирских живописцев - высокий горизонт и высокая точка зрения . Это усиливает декоративность.

К.Бритов. Старый Владимир.

Небо на полотнах занимает очень скромное место. Иногда его почти совсем нет. Оно едва проглядывает между домами и деревьями. Зато земля - цветистых ковёр.

В. Юкин. Село Акиньшино.

Деревья, дома, улицы - расположены как бы ступеньками, ярусами.

Н.Мокров. На берегу реки.

Мазки широкие, энергичные, крупные цветовые пятна


В. Егоров. Село Усолье

Декоративность владимирских художников сродни сродни народному декоративно-прикладному творчеству.
Что-то есть у них и от импрессионистов - неуловимое дрожание цвета, игра света и тени...

Смирнов. В.И.Начало весны.

Подобные приёмы наложения красок можно встретить у К.Коровина, И.Грабаря.

Ещё несколько неживописных работ, подсмотренных на выставке

20 декабря в Москве в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) на Дербеневской набережной открылась большая выставка представителей владимирской школы живописи «На краю цвета». Это важное мероприятие в культурной жизни столицы России и знаменательное событие в летописи культуры Владимирской области анонсировал государственный телеканал «Культура» и многочисленные аншлаги на московских улицах.

Идея представить московской публике творчество владимирских живописцев и графиков в популярном музейно-выставочном комплексе принадлежит основателю ИРРИ, меценату, предпринимателю Алексею Ананьеву.


Экспозиция насчитывает около 60 полотен 25 авторов, в том числе Кима Бритова, Владимира Юкина, Валерия Кокурина, Юрия Матушевского, Николая Модорова, Николая Мокрова, Петра Дика, Виктора Дынникова, Владимира Нилова, Владимира Севостьянова, Бориса Французова и других. На выставке также представлена мстерская лаковая миниатюра и редкие фотографии и документы.


Картины собирали в Государственной Третьяковской галерее, в музейно-выставочном центре «РОСИЗО», по частным коллекциям. 20 произведений предоставил для выставки Владимиро-Суздальский музей-заповедник.


Выставку открывал Алексей Ананьев. На церемонии присутствовали члены отделения Союза художников России Владимирской области и многочисленные любители владимирского искусства.


Мастера владимирского пейзажа постепенно отходили от соцреализма и обретали свой необычный творческий почерк, основанный на глубоких традициях искусства родной земли, в 1950-х годах. Впервые о феномене владимирской живописи начали говорить после I Республиканской художественной выставки «Советская Россия» в 1960 году, где были представлены работы Владимира Юкина, Кима Бритова и Валерия Кокурина. Интерес к необычному творчеству молодых художников из Владимирской области в культурных кругах в начале 60-х годов стремительно возрастал. В 1964 году в Москве в выставочном зале Союза Художников России прошла «Выставка работ художников Владимира, Мстёры, Гуся-Хрустального». Владимирские деревеньки, районные города, базары, старинные улочки, поля и реки в яркой цветовой палитре, одухотворенные эмоционально-лирическим настроением никого не оставили равнодушным.


Многие произведения мастеров владимирского пейзажа вошли в музейные и частные коллекции России и других стран.

«Владимирская школа, как и знаменитая школа Барбизона, неразрывно связана с местом своего зарождения. Художники Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин искали вдохновение в природе Владимирской области и в её ремёслах – в мстёрской вышивке и лаковой миниатюре, в художественном стекле из Гусь-Хрустального и в гороховецкой игрушке. Синтез народного искусства и классического художественного образования стал основой стиля владимирцев. Их яркие, самобытные пейзажи скорее вызывают ассоциации с творчеством фовистов и группы Наби, чем с работами современников, а эксперименты с грунтом и цветом отсылают к аналогичным опытам Игоря Грабаря и Винсента Ван Гога.

Поиски нового стиля были начаты молодыми художниками послевоенного поколения. Это было частью общей атмосферы, царившей в культуре страны – художники ощущали свежий ветер перемен и откликались на него искусством чистым и эмоциональным. Время сталинского «большого стиля» закончилось. На смену официальным и помпезным полотнам пришли пейзажи и жанровые произведения нового содержания.

Художник Владимир Юкин говорил: «Это в воздухе было, проявлялось не только в живописи, но в литературе и в музыке. Отмирал прежний стиль, сдержанный колорит, лакировка действительности. Война закончилась, люди почувствовали вкус новой жизни. Нельзя было повторять пройденный путь».

Самостоятельное творческое лицо владимирские художники обрели, пройдя через познание опыта передвижников, через увлечение искусством русских импрессионистов. Кроме того, на их формирование оказали влияние народное и древнерусское искусство.

Цвет и владимирский пейзаж – понятия неразделимые. Через цвет художники передают своё мироощущение, он для них является воплощением чувств. Сегодня стал совершенно очевидным и неоспоримым тот факт, что художники Владимира совершили цветовой прорыв в русском искусстве XX века, тем самым значительно расширив и обогатив его палитру", - рассказывает о владимирской школе живописи сайт .

Владимирская пейзажная школа живописи начала образовываться в середине 50-х годов прошлого столетия и вошло в сокровищницу подлинных достижений российской художественной школы. Основоположниками этой школы считаются Ким Бритов, Владимир Юкин, Валерий Кокурин, Николай Мокров и др.
Характерными особенностями этой самобытной школы являются звучностью цвета, мажорность пейзажа, праздничный колорит. Использование ярких чистых красок, цветовая насыщенность и ритмичность, иногда плоскостность изображения и фактурность широких мазков, придают полотнам повышенную декоративность. Пространство пейзажа, как правило, сведено к плоскости, планы сближены, композиция предельно проста, линия горизонта сознательно завышена. Этот набор приемов дает основания говорить о близости их эстетики со стилевыми принципами ростово-суздальской иконописи. Совершенно уникальной находкой владимирцев является применение экспериментальных объемных грунтов, усиливающих декоративный эффект фактурного письма.
В нашей галерее представлена авторская живопись профессиональных художников из Владимира, ярких представителей Владимирской школы пейзажной живописи.

Основная коллекция, которую представляет наша картинная галерея посвящена творчеству владимирских мастеров. Если вы хотите купить картину в Москве – приглашаем вас в Центральный Дом Художника, где на первом этаже расположена наша галерея живописи и антиквариата.

Важнейшая миссия, которую осуществляет Арт Союз Зебра – просветительская деятельность. Владимирская школа – уникальное явление в истории отечественной живописи и наша цель – сохранить и продолжить ее традиции.

В 1960-м году в Москве прошла первая республиканская выставка «Советская Россия». Тогда 3 владимирских художника – Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин – представили свои произведения, результат долгих творческих исканий. Именно тогда, они впервые заявили о себе, в итоге чего владимирская школа живописи стала направлением, которое прочно утвердилось в искусстве 1970-х годов и вошло в сокровищницу подлинных достижений российского национального искусства.

В своих работах Ким Бритов неистово изучал приемы фактурного письма, искал особый колорит, передающий настроение. Владимир Юкин стремился выразить чувства через состояние природы, а художник Валерий Кокурин изучал световоздушную среду, меняющую цвет и очертания предметов. Общность эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода при сохраняющейся индивидуальности манер позволили говорить о формировании новой школы в отечественной пейзажной живописи.

Основоположники Владимирской школы живописи:

Мастера владимирского пейзажа не сразу обрели свой необычный творческий почерк. В начале пути, в середине 1950-х годов, они работали в традиционном стиле соцреализма. Колорит картин был построен на сближенных тонах и следовал закономерностям пейзажной школы XIX столетия. Мягкая, бело-серебристая гамма живописи помогала создавать в произведениях лирическое настроение, отражать состояние светлой грусти, пробуждаемое тихой мелодией среднерусского пейзажа. Свободный от идеологии чистый пейзаж, в жанре которого работали владимирцы, был наиболее созвучен внутреннему протесту художников против официальных схем советской живописи тех лет.

Владимирская живописная школа опиралась на глубокие традиции искусства родной земли. Икона, мстерская лаковая миниатюра, домотканый половичок, лоскутное одеяло, светящаяся киноварью владимирская гладь - вот истоки цветовой палитры, на которой строилась их эстетическая система. В основе ее – смесь народной культуры, идущей из глубины веков, и вершин русского пейзажа, занявшего к началу XX века достойное место в европейском художественном процессе.

Темами картин становятся владимирские деревеньки, районные городки, базары, старинные улочки, неброские поля и перелески - все то, чем полна тихая провинциальная жизнь, за которой скрывается могучий пласт народной культуры, сохранившей свою яркую самобытность и красоту.

Мастера Владимирской школы живописи:

Много искусствоведов посвятили свои труды владимирским художникам. Искусствовед Платон Павлов писал: «Поиски цветовой яркости потребовали от художников решения некоторых специфических живописно-декоративных задач. Работа «открытыми» тонами, прежде всего, отражается на живописной передаче пространства. В этих случаях простое ослабление цветовой насыщенности путем размывки тонов на дальних планах может нарушить необходимое единство цветового решения. Поэтому в картинах владимирцев нередко задние планы не менее интенсивны по цвету, чем передние, однако качественный цветовой фон, которым они написаны, таков, что у зрителя не исчезает впечатление пространства».

Многолетнее плодотворное развитие владимирской школы живописи способствовало появлению таких талантливых и самобытных мастеров, как Станислав Бахвалов, Владимир Хамков, Дмитрий Холин, Василий Фомюк. Эстетика цвета - вот то главное, чем славятся владимирские художники среди пейзажистов других школ. Именно цвет позволяя создавать оптимистическое настроение.

Современные владимирские пейзажисты, работающие в традициях владимирской живописной школы:

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png