человек из «Дома с химерами»

Лешек Дезидерий Владислав Городецкий (таково полное имя архитектора, названного у нас Владиславом Владиславовичем) родился 4 июня (23 мая по старому стилю) 1863 года в старинной польской семье, в живописном селе Шелудьки, что на Южном Буге.


У Лешека рано проявился талант к рисованию; после окончания реального училища он поступает в Императорскую академию искусств в Петербурге, которую блестяще заканчивает в 1890 году.
С этого времени и вплоть до Гражданской войны судьба связывает Владислава с Киевом.

Одной из первых работ Городецкого стал проект здания Городского музея древностей и искусств на улице Александровской (ныне Михаила Грушевского). Оформленный в виде античного храма с шестью дорическими колоннами и портиком, музей весьма удачно завершает перспективу Европейской площади в направлении Печерска.

Параллельно Владислав Городецкий по заказу киевского табачного короля Соломона Когена занимался строительством на улице Большой Подвальной (ныне — улица Ярославов Вал), 7, кенасы — молельни для общины караимов, небольшой народности со своеобразной религией, включающей элементы ислама, иудаизма и других восточных культов. Решенное в мавританском стиле, это здание напоминает одновременно и мечети Аравии, и дворцы из «Сказок тысячи и одной ночи».

По проекту Городецкого было возведено здание для мебельной фабрики австрийского фабриканта Кимаера на сложном участке в районе улиц Ольгинской и Институтской.
Одной из киевских «жемчужин» Городецкого стал костел Святого Николая на Большой Васильковской (Красноармейской), 75.В 1897 г. состоялся конкурс проектов; победу одержал молодой архитектор С. Воловский, студент последнего курса института. Из-за молодости и неопытности Воловского власти решили поручить рабочее проектирование и руководство строительством уже хорошо известному на ту пору в Киеве Городецкому.
Торжественная закладка храма состоялось 4 августа 1899 года. Костел был построен в традиционном для Городецкого духе историзма, в неоготическом стиле.
Вместе с материальным достатком у Городецкого появилось хобби, которому он уже не изменял всю жизнь. Владислав Владиславович страстно увлекся охотой, путешествуя в самые экзотические места.Охотился Городецкий в Туркестанском крае, на Кавказе и в Полесье...

Наконец, Городецкий решает, что пора строить дом и для себя. Он приобретает два участка в центре Киева, на Банковой; на одном из них и был возведен в 1903 году знаменитый .

C о стороны Банковой у дома всего три этажа, а со стороны площади Франко — шесть! На каждом этаже архитектор расположил по большой отдельной квартире, а на первом этаже — две небольшие.
Дом действительно «залит» бетонными рельефами и скульптурами: увидишь на нем и носорогов, и гигантских лягушек, и мифических тритонов.

После триумфа «Дома с химерами» заказы посыпались на Городецкого со всех концов Украины: мавзолей графов Потоцких в селе Печера на Подолье, гимназия в Умани, фабрика углекислоты в Симферополе, на Байковом кладбище.
Кроме архитектурной славы, Городецкий стяжал известность и как страстный охотник, заядлый путешественник по экзотическим краям (мечтал ведь с детства!). В 1895 - 1910 гг. он отправился в «охотничье турне» по землям Ленкорани, Закаспийского края, Туркестана, Афганистана, Алтая, Семиречья и Западной Сибири, а зимой 1911 - 1912 гг. — побывал в своем знаменитейшем африканском сафари, о котором судачил не один год весь Киев.
В память об этом путешествии В. Городецкий издал книгу «В Джунглях Африки. Дневник охотника», собственноручно украшенную рисунками и фотографиями. Книга была издана в 1914 г. и сейчас является редкостью. Впрочем, ее можно увидеть в экспозиции Музея Одной Улицы на Андреевском спуске...
Во время Гражданской войны, в 1920 году, вместе со своей супругой Корнелией Марр Городецкий уезжает в Польшу.В Польше до сих пор сохранилось немало его творений. Архитектор создал крытый рынок и водонапорную башню в Пётркове Трибунальском, водопровод с башнями и бойни в Радоме, Ченстохове и Люблине, казино в Отвоцке и баню в Згирже.
В 1928 году 65-летний, но по-прежнему неугомонный Городецкий отправляется в Тегеран, где строит дворец для шаха и первый в иранской столице железнодорожный вокзал. Кроме того, им были разработаны для Тегерана проекты театра и отеля...
Незадолго до смерти Владислав Владиславович совершает свое последнее путешествие на охоту — в район Мазендерана на южном побережье Каспийского моря. Зодчий планировал отправиться и в горы Афганистана, но внезапная смерть 3 января 1930 года от сердечного приступа не позволила осуществить задуманное. На лютеранском кладбище в Тегеране, у скромной могилы Городецкого много цветов.

Творчество

  • 1890 — Южнорусский машиностроительный завод, Киев, ул. Жилянская, 101.
  • 1897—1899 — Дом национального художественного музея Украины. Киев, ул. Грушевского, 6. Центральный портал представляет собой классический древнегреческий ордер, а горельеф во фронтоне изображает аллегорию торжества искусств. Пара величественных львов стерегут здание. Возведён из бетона и является уникальным в своем роде.
  • 1899—1909 — Костёл Святого Николая, Киев, ул. Большая Васильковская, 75. Построен в готическом стиле — с двумя шпилевыми башнями, традиционным круглым окном — «розой», с насыщенным лепным декором.
  • 1900 — Караимская кенасса в мавританском стиле. Киев, ул. Ярославов Вал, 7. Во время реконструкции был уничтожен купол.
  • Мебельная фабрика Кимаера, Киев, ул. Архитектора Городецкого, 13
  • Доходный дом, Киев, ул. Большая Васильковская, 25.
  • 1901—1903 — Дом с химерами — собственный доходный дом в стиле модерн, Киев, ул. Банковая , 10. Расположен на крутом склоне, поэтому на улицу выходят фасады в три этажа, а во двор — шестиэтажные. Украшен снаружи и внутри множеством скульптурных деталей. Их выполнил итальянский скульптор и близкий друг архитектора — Элио Саля (1864—1920), соавтор всех архитектурных произведений Городецкого в Киеве.
  • Здание вокзала в Тегеране
  • Гимназии в Умани и Черкассах.
  • Больница в Мошнах .
  • Сахарный завод в Шпикове.
  • Мавзолей Потоцких в с. Печера.
  • Вилла в Евпатории.
  • Тегеранский железнодорожный вокзал (Иран).
  • Дворец для шаха в Тегеране.
  • Гостиница в Тегеране.

Создан 25 янв 2011

Одним из первых купить автомобиль и заработать состояние на африканское сафари, построить великолепный дом над обрывом и завести обезьяну — все это больше похоже на выходки эпатажного миллионера, чем на историю жизни уважаемого архитектора. Однако именно таким был всемирноизвестный архитектор Владислав Городецкий.

Первое, о чем любой из нас подумает, услышав имя Городецкого - это знаменитый Дом с Химерами. Однако киевский Гауди украсил наш город множеством своих шедевров, посвятив Киеву 30 лет своей жизни. На центральных улицах он спроектировал доходные дома, украсил фасад художественного музея и возвел в столице римско-католический костел.

Дом с Химерами

Работу в Киеве Владислав Городецкий начинал с мелких проектов: усыпальница, деревянный тир, канализационные сети. Лишь потом предприимчивый архитектор открыл собственный цементный завод и смог заявить о себе. Городецкий решает, что пора строить дом для себя. Он приобретает два участка в центре Киева, на Банковой. Именно на одном из них и был возведен в 1903 году знаменитый «Дом с химерами». В распространенной легенде про Дом с химерами говорится, что архитектор построил его на спор. Когда Городецкий приобрел участок на отвесном склоне, его назвали сумасшедшим. Тем не менее, строительство дома заняло 2 года.

Cо стороны Банковой у дома всего три этажа, а со стороны площади Франко - шесть! На каждом этаже архитектор расположил по большой отдельной квартире, а на первом этаже - две небольшие. Дом действительно «залит» бетонными рельефами и скульптурами: увидишь на нем и носорогов, и гигантских лягушек, и мифических тритонов.

Костел Святого Николая

Римско-католический собор Святого Николая построенный Городецким в 1909 году. К этому времени старый Александровский костел в Киеве уже не мог вместить всех прихожан, потому было принято решение о строительстве нового костела в память пребывания в Киеве царя Николая II.

В конкурсе проектов победил молодой архитектор С.Воловский, предложивший постройку в стиле средневековой европейской готики. Руководство проектом взял на себя опытный мастер своего дела Городецкий, значительно изменивший первоначальный проект. Для доработки проекта архитектор совершил путешествие в Вену, в результате чего прообразом многих элементов киевского костела стал Вотивкирхе - храм середины 19 века, расположенный возле Венского университета.

В постройке киевского костела Городецкий впервые использовал закладку фундамента на бетонных сваях (в виду того, что грунт был неустойчив из-за протекающей там речки Лыбедь), в конструкции использовался железобетон. Храм богато украшен лепниной, имеет традиционное круглое окно-розетку.

Караимская кенасса

В прошлом - это молитвенный дом для общины караимов (Караимская кенасса), а нынче - Дом актера, который находится я в центре Киева, около Золотых ворот. Для ее возведения использовался дорогой бетон, ведь заказчиком был состоятельный владелец табачной фабрики. Он щедро оплатил и проект, и работу, а Владислав Городецкий, в свою очередь, не пожалел фантазии. Здание выполнено в мавританском стиле - черные стены внизу имеют толщину около полутора метра.

Нашей столице Владислав Городецкий подарил свое видение модерна. Его здания казались эпатажными для современников. Столетие спустя - они по-прежнему остаются таковыми, придавая нашему городу особый шарм и уникальность.

Все архитекторы ошибаются. Ошибки лучших из них становятся достопримечательностями, как Дом с химерами Владислава Городецкого в Киеве. Мимо проходят основные туристические маршруты, но доступ внутрь серьезно ограничен, поскольку здание занимает департамент протокола президента Украины.

В конце XIX века Киев ощутил наконец последствия индустриализации. Российская империя богатела, но богатства теперь доставались новым людям. Помещиков с их поместьями и наследственную аристократию затмили вышедшие из низов промышленники и финансисты. Они по-другому зарабатывали и по-другому тратили деньги. Созданный буржуазией спрос на недвижимость для жилья и инвестиций спровоцировал строительный бум 1890-х — 1900-х годов.

Среди архитекторов того времени не оказалось великих. Спустя 100 лет наиболее известно имя Владислава Городецкого, место которому в истории сохранил помпезный, обруганный критиками, неудачный с инженерной точки зрения «Дом с химерами». Большинство адресованных ему упреков звучат очень современно и до сих пор применяются по отношению к громким строительным проектам.

Спорная репутация архитектора

Сын украинских помещиков польского происхождения приехал в Киев в 1889 году после окончания Императорской академии искусств и вскоре женился на дочери владельца двух дрожжево-винокуренных заводов. Новые связи помогли получить первые заказы на проектирование склепов и дворовых туалетов. «Строительная контора домовой канализации архитектора В. В. Городецкого» — так называлось его первое бюро.

Помогло увлечение стрельбой. Владислав вступил в Киевский отдел Императорского общества правильной охоты, построил тир и вошел в круг самых влиятельных жителей города. Уже в следующем году Городецкого пригласили в состав Домостроительного общества, которое застраивало прилегающий к Крещатику район. Совместно с директором общества Шлейфером Городецкий спроектировал самый дорогой в городе отель «Континенталь». Заработок он вложил в цементный завод «Фор» купца Евгения Зайцева, вместе с которым часто охотился. В 1902 году Зайцев отдал Городецкому подряд на строительство четырехэтажного доходного комплекса в самом центре, на углу Крещатика и Прорезной, с огромным для того времени бюджетом в 800 тысяч рублей.

К своему 40-летию и строительству собственного дома Городецкий подходил с резюме, в котором значились несколько коммерческих зданий, Музей древностей и искусств (ныне — Национальный художественный музей) по проекту Петра Бойцова, Николаевский костел по проекту Валовского, и Караимская кенасса, главным украшением которой стали лепные украшения итальянца Элио Саля. Достройка чужих проектов и отсутствие собственного выраженного стиля были среди причин того, что в советской литературе Городецкого зачастую лишали статуса архитектора и называли инженером.

Интерьеры «Дома с химерами»

Непрозрачная сделка по покупке земли

Для постройки собственного дома Городецкий присмотрел на крутом склоне улицы Банковой два участка, объявленных непригодными для строительства. Дождавшись, пока из-за отсутствия покупателей цена упадет до минимума, архитектор купил у Домостроительного общества землю на деньги, одолженные в Обществе взаимного кредита. Директором обеих фирм был партнер Городецкого по строительству «Континенталя» Шлейфер. Залогом стало еще не построенное здание. Теперь его называют «Дом с химерами».

Рискованная схема финансирования

Пузырь на рынке недвижимости в Киеве надувался безоглядным кредитованием. Чтобы пройти весь процесс от покупки земли до оформления интерьеров дома, Городецкий взял 30 ссуд.

Участок в 1 550 квадратных метров обошелся в 15 640 рублей. Под залог земли получены средства на строительство первого этажа. Под залог первого этажа взяты деньги на второй, под залог второго — на третий. Так за 65 тысяч были закончены шесть этажей и крыша. Еще 59 тысяч рублей стоил один только первый год из двух лет отделочных работ.

Элитарность

К началу XX века в Киеве существовала 36-разрядная градация жилья по комфортабельности и годовой плате. Помимо расположения дома и площади квартиры, учитывался этаж (чем ниже, тем лучше) и набор услуг: отопление, электричество, телефон, холодильные камеры в подвале, наличие швейцара и посыльного, стоянка для экипажей и гараж. Аренда квартиры площадью до 100 квадратных метров в центральных кварталах стоила около 300 рублей в год. Семикомнатная люксовая квартира с полным сервисом на Николаевской улице (теперь — Архитектора Городецкого) обходилась в 700.

В «Доме с химерами» семье Городецкого отводилась квартира площадью 380 м² на первом этаже с кабинетом, двумя гостиными, столовыми, будуаром, спальней, детской, комнатой для гостей, прихожей, тремя комнатами для прислуги, кухней, комнатой для мытья посуды, ванной комнатой, двумя хозяйскими туалетами и кладовой.

Другие сдавались: двухкомнатная на первом этаже — за 420 рублей в год, трехкомнатная — за 540, 6-комнатная на втором этаже — за 1 200, 8-комнатная на третьем — за 2 000, 10-комнатная на четвертом и 9-комнатная на пятом — за невероятные 3 500 рублей каждая, 8-комнатная на шестом — за 2 750 рублей в год. В доме был грузовой лифт, общая прачечная, ледник, сараи для дров и экипажей, коровник для поставки свежего молока, винные погреба.

Ненадежное инженерное решение

Крутой склон на купленном Городецким участке земли заставил его применить новые конструкционные решения. Во-первых, у дома две высоты: с фасада он трехэтажный, а в сторону Крещатика смотрят шесть этажей. Во-вторых, у дома два разных фундамента: ленточный на горке и укрепленный полсотней буронабивных бетонных свай внизу.

Свайная технология была для Киева начала XX века новой, и архитектор не сумел правильно ее применить. За несколько десятков лет лежащие на разных фундаментах части здания раскололись. В некоторых местах трещина достигла ширины 40 сантиметров. Для спасения дома в конце 1990-х понадобился капитальный ремонт с забиванием 177 новых опор.

Спорная художественная ценность

По первоначальному проекту дом имел две шатровые крыши и обходился без скульптурного декорирования. Решение обильно украсить фасад пришло, когда в 1901 году ударил строительный кризис, и спрос на недвижимость резко упал. Многочисленные скульптуры из бетона должны были выделить дом среди ряда новостроек и привлечь жильцов, а также загрузить мощности завода «Фор» — напомним, Городецкий владел его акциями.

Скульптор Элио Саль не поставил на «Дом с химерами» ни единой фигуры химеры. Зато там есть олени, антилопы, слоны, питон, носороги, крокодил, карпы, жабы, пантера, орел и варан. Рекламный ход, выданный за художественный прием, современники не оценили. «Отвратительное уродство», «наглое творение», «неудачное наследие средневековых готических зданий», — писали киевские газеты.

Тем более оценить здание не могли советские критики. «Яркий образец претенциозного декаданса, упадка буржуазных вкусов», «чрезмерно экстравагантный особняк, перегруженный фантастическими скульптурными изображениями», — писали они спустя 30-40 лет.

Ненужность дома. Несостоятельность владельца

При полном заполнении квартир аренда ежегодно приносила бы Городецкому 13 910 рублей. В 2 300 рублей обходилось техническое обслуживание здания, 4 410 надо было отдать в счет долгов. Однако очередь желающих поселиться в «Доме с химерами» не стояла. Отпугивали цены, шум запущенного по улице Банковой трамвая, давящий дизайн интерьеров, расставленные тут и там охотничьи трофеи хозяина.

В 1909 году Городецкий впервые заложил «Дом с химерами», в 1912 году — опять, и потом уже не смог выкупить. Непоправимый урон бюджету архитектора нанесло осуществление мечты — участие в африканском сафари. Туром для трех киевлян по Кении руководил зоолог, выпускник Парижского университета. Ему помогали два следопыта, два оруженосца, конюх, три личных слуги для туристов, два повара, два препаратора, кинолог, четыре охранника и почти 150 носильщиков.

Жертвой увлечения Городецкого стали 104 животных, включая льва, крокодила и двух носорогов, а также его особняк.

На устроенном кредиторами аукционе дом выкупил сотрудник французского консульства. Потом — Первая мировая, революция, национализация. В советское время в доме жили актеры соседнего Театра имени Франко и размещалась поликлиника для руководства ЦК КП(б)У. После реконструкции 2003 года, когда по чертежам и рисункам Городецкого восстановили интерьер и росписи на стенах, «Дом с химерами» стал использоваться для протокольных мероприятий президента Украины.

В 1920 году Владислав Городецкий эмигрировал в Польшу. Умер и похоронен в Иране, где строил вокзал по заказу американской компании.

(Все фото, кроме подписанных иначе, — Валентин Бо)

Слева — единственное дошедшее до нашего времени фото Владислава Городецкого. Справа — памятник Городецкому в киевском Пассаже. Фото Сергея Супинского / AFP / East News

Родился в мае 1863 года в польской шляхетской семье на Подолье в селе Шолудьки (ныне в Немировском районе Винницкой области). В 1890 году окончил Императорскую Академию художеств в Петербурге. В том же году переехал в Киев, где прожил 30 лет.

Городецкий был владельцем цементного завода «Фор» под Киевом и реализовывал большинство своих проектов из своего бетона.

В 1920 году эмигрировал в Польшу . В 1928 году американская компания, инвестировавшая деятельность Городецкого в Польше, пригласила его на должность главного архитектора синдиката по сооружению персидских железных дорог, и он переехал в Тегеран . 3 января 1930 года Владислав Городецкий умер. Похоронен на армянском кладбище Долаб в Тегеране.

Творчество

  • 1890 - Южнорусский машиностроительный завод, Киев, ул. Жилянская, 101.
  • 1897-1899 - Дом национального художественного музея Украины, Киев, ул. Грушевского, 6. Центральный портал представляет собой классический древнегреческий ордер, а горельеф во фронтоне изображает аллегорию торжества искусств. Пара величественных львов стерегут здание. Возведён из бетона и является уникальным в своем роде.
  • 1899-1909 - Костёл Святого Николая, Киев , ул. Красноармейская, 77. Построен в готическом стиле - с двумя шпилевыми башнями, традиционным круглым окном - «розой», с насыщенным лепным декором.
  • 1900 - Караимская кенасса в мавританском стиле, Киев, ул. Ярославов Вал, 7. Во время реконструкции был уничтожен купол.
  • Мебельная фабрика Кимаера, Киев, ул. Архитектора Городецкого, 13
  • Доходный дом, Киев, ул. Красноармейская, 25.
  • 1901-1903 - Дом с химерами - собственный доходный дом в стиле модерн, Киев, ул. Банковая, 10. Расположен на крутом склоне, поэтому на улицу выходят фасады в три этажа, а во двор - шестиэтажные. Украшен снаружи и внутри множеством скульптурных деталей. Их выполнил итальянский скульптор и близкий друг архитектора - Элио Саля (1864-1920), соавтор всех архитектурных произведений Городецкого в Киеве .
  • Гимназии в Умани и Черкассах .
  • Больница в Мошнах .
  • Сахарный завод в Шпикове.
  • Мавзолей Потоцких в с.

Владислав Городецкий (настоящее имя - Лешек Дезидерий Владислав Городецкий ) - выдающийся киевский архитектор конца XIX -го века. Многие здания, являющиеся «визитной карточкой» города — его работа.

памятник Городецкому на Крещатике

Владислав Городецкий родился в родился 4 июня (23 мая по старому стилю) 1863 года в старинной польской семье, в живописном селе Шелудьки, что на Южном Буге. Талант к рисованию проявился у мальчика рано.Начальное образование будущий архитектор получил в реальном училище Святого Павла в Одессе, где он неизменно получал «отлично» по рисованию, черчению и начертательной геометрии, а вот по остальным предметам мальчик не очень успевал. Неудивительно, что по окончанию училища Городецкий поехал учиться в Императорскую академию искусств в Петербурге.

Городецкому посчастливилось творить во время «строительной лихорадка» - в конце XIX века . В Киеве тогда начали то и дело появляться многоэтажные жилые дома, разнообразные общественные сооружения (училища, храмы, гимназии, театры).

Кстати, Городецкий, помимо двух своих основных увлечений — архитектура и охота, являлся хозяином цементного завода. В своих архитектурных творениях Городецкий активно использовал свой же цемент, что было абсолютным новаторством на то время.

Совершим прогулку по достопримечательностям, которые оставил Киеву Городецкий

Это сейчас Городецкого величают выдающимся архитектором, а когда он только приехал в Киев — был обычным (хотя очень одаренным) амбициозным выпускником Академии искусств. Так что поначалу, чтобы зарекомендовать себя, ему приходилось выполнять буквально любую работу: молодой архитектор проектировал охотничий тир, корпуса Южноресского завода и даже отхожие места (в ту пору они замысловато величались «ретирадами»).

Но вскоре такой труд принес свои плоды — Городецкому поручили доработать Городской музей древностей и искусств (ныне — Национальный художественный музей). Архитектор, работавший над зданием до этого, ретировался, когда узнал, что фасад здания должен выходить на Царскую площадь (ныне Европейская), а не на Александровскую улицу, как планировалось раннее. Городецкий блестяще справился с поставленной задачей — благодаря своему недюжинному таланту ему даже удалось скрыть скудность бюджета строительства. В величественном здании все равно были и античные колоны, и вычурная лепнина.

здание Национального художественного музея Украины

Следующей работой Городецкого стал костел святого Николая на Большой Васильковской. Проект этого здания разрабатывал молодой архитектор Станислав Воровский, а Городецкому, как более опытному, поручили наблюдение за стройкой. Но Городецкий настолько «докорректировал» проект юного архитектора, что сам вошел в историю как автор этого произведения. Сейчас в костеле святого Николая помимо богослужений проводят концерты органной и камерной музыки. Подробнее об этом уникальном сооружении можно узнать .

тот самый костел святого Николая

Слава «архитектурного редактора» не прельщала Городецкого — он хотел всколыхнуть Киев, соорудить нечто шокирующее и невиданное. Почему бы не построить собственный дом, который станет знаменит на весь город? Выбор неугомонного архитектора пал на совершенно непригодный для строительства участок земли — мало того что над обрывом, так еще и перепад высот значительный. Помимо вызова обществу был у Городецкого и меркантильный интерес — эту землю ему удалось приобрести за очень небольшую сумму. А через два года на неприглядном участке по улице Банковой появился Легендарный дом с химерами. Этот дом уникален — не только необычной внешней и внутренней отделкой здания, в нем с одной стороны три этажа, а с другой — шесть. Кроме того, здание построенно из цемента — абсолютное архитектурное новаторство. Однако, самое интересное в доме с химерами это сами химеры - фасады дома облеплены скульптурными изображениями всевозможных мифологических чудовищ. Водосточные трубы выполнены в виде змей, каждый из углов дома венчает фигура русалки. Гигантские жабы настолько правдоподобны, что кажется вот-вот спрыгнут под ноги прохожим. Среди дельфинов, слонов, львов и русалок затерялся маленький крокодильчик. Еще немного о доме Городецкого можно узнать .

дом Городецкого

Еще одно произведение Городецкого в Киеве — караимская кенаса (по улице Ярославов Вал, 7). Затейливое сооружение было возведено для киевской общины караимов, чья своеобразная религия (смесь ислама, иудаизма и восточных культов) навела архитектора на нестандартное решение при постройке этого сооружения. Здесь присутствует и мавританский стиль, и элементы мечетей Аравии и намек на архитектуру Гранады и Альгамбры. Это здание до сих пор удивляет киевлян и гостей города своими формами.

караимская кенаса

усыпальница Потоцких

Владислав Городецкий строил гимназии в Умани и Черкассах, в Мошнах — больницу, в Шпику — сахарный завод, в Пещере — мавзолей Потоцких, в Евпатории — собственную виллу и тому подобное.

Неумолимые реалии вынудили архитектора Городецкого эмигрировать 1920 рок к Польше, где он продлил архитектурную практику за счет американских инвестиций в перестройку городского хозяйства разоренной войной страны.

в 1928 году та же американская компания пригласила Городецкого на должность главного архитектора синдиката по сооружению персидских железных дорог. Там, в далеком Тегеране, уже пожилым человеком, Владислав Городецкий построил железнодорожный
вокзал, дворец для шаха, спроектировал гостиницу и тому подобное.

3 января 130 года Владислав Городецкий отошел в вечность и был похоронен на римо-католическом кладбище Долаб в Тегеране. На сером камне вычеканили польским языком эпитафию со
словами: «Профессор архитектуры».

А улица в центре Киева, которую он проектировал, на которой стоят построенные за его чертежами дома, где он жил, названа именем архитектора Городецкого.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png