Джон Эрнст Стейнбек (John Ernst Steinbeck) родился 27 февраля 1902 года в калифорнийском Салинасе (США) в семье чиновника-бухгалтера, трудившегося в окружной администрации, и учительницы.

У Джона были ирландские и немецкие корни. Его дед по отцовской линии, Иоганн Адольф Гросстейнбек , переехав в США, сократил свою фамилию в США. Отец будущего писателя, Джон Эрнст Стейнбек , и его мать Оливия Гамильтон , разделявшая пристрастие сына к чтению и письму, жили вместе с детьми (у Джона были еще три сестры) в маленьком сельском городке. Он был по существу границей поселения и располагался среди плодородных земель.

Стейнбек-младший летом трудился на ранчо вместе с мигрантами. Отсюда ему стало известно о жестких аспектах жизни наемных рабочих и тёмной стороне человеческой природы. Это выразилось в последствии в его произведении «О мышах и людях». Джон изучал также округу, местные леса, фермы и поля.

В 1919-м он, окончив среднюю школу, поступил в Стэнфордский университет, где учился с перерывами до 1925 года. В итоге Стейнбек бросил этот вуз, так и не доучившись. П реследуя свою мечту стать писателем, о н ездил в Нью-Йорк, перебивался случайными заработками. Однако его творения не публиковались. Стейнбек вернулся в Калифорнию, где какое-то время работал гидом и сторожем на рыбоводном заводе в Тахо-Сити.

Там он встретил свою первую жену, и они поселились в коттедже его отца в Пасифик Гроу (Калифорния), на полуострове Монтерей. Стейнбек-старший обеспечил сына бесплатным проживанием и бумагой для рукописей. Это позволило писателю отказаться от работы и сосредоточиться на любимом ремесле.

Джон Стейнбек / John Steinbeck. Творческий путь

В 1935-м была опубликована повесть «Квартал Тортилья-Флэт », ставшая первым писательским успехом Джона. Стейнбеки , улучшив свое благосостояние, вышли из бедности и построили дом в Лос-Гатосе. В 1940м Джон отправился в путешествие вокруг Калифорнийского залива со своими влиятельными друзьями. Этот круиз описывается им в «Море Кортеса ».

В путешествии писателя сопровождала его супруга Кэрол . Их брак начал страдать в то время и завершился в 1941 году, когда прозаик начал работу над новой рукописью. Весной 1943-го Стейнбек женится во второй раз.

В том же году он в качестве военного корреспондента участвует во Второй Мировой. В 1944-м получает ранение в Северной Африке. После Джон, уставший от войны, подает в отставку и возвращается домой.

В 1947-м вместе с известным фотографом Робертом Капа Стейнбек едет в СССР и посещает Москву, Сталинград, Киев, Тбилиси, Батуми. Калифорнийский писатель таким образом становится одним из первых американцев, побывавших во многих уголках Союза со времен коммунистической революции.

Произведение Джона Стейнбека о путешествии «Русский дневник » было проиллюстрировано снимками Капы . А в 1948-м, когда книгу издали, автора приняли в Американскую академию искусств и литературы.

Стейнбек - лауреат Пулитцеровской премии (1940), лауреат Нобелевской премии по литературе (1962). Обладатель Президентской медали Свободы . Эту награду - одну из самых высших американских регалий для гражданских лиц писателю лично вручил в сентябре 1964 года тогдашний глава США Линдон Джонсон.

Весной 1948 года вторая супруга объявила Джону, что жаждит развода с ним по разным причинам, связанным с отчуждением. В августе их брак перестал существовать. А Стейнбек целый год находился в глубокой депрессии из-за смерти его близкого друга Эда Рикеттса, получившего роковое ранение в автокатастрофе. Зимой 1950-го писатель, преодолев хандру, женится в третий раз.

Осенью 1962 года Джону Стейнбеку присуждают Нобелевскую премию в области литературы.

Соответствующий комитет подчеркнул в своем решении, что автор награждается «за реалистические и преисполненные художественности произведения, отличающиеся пронизанным добротой юмором и социальным пониманием… Его симпатии всегда на стороне угнетенных, обиженных и бедствующих. Он любит противопоставлять простыв радости жизни грубому и циничному стремлению к наживе». Наряду с «Гроздьями гнева » в числе достижений писателя отмечались роман «Зима тревоги нашей » и повесть «О мышах и людях ».

Джон Стейнбек / John Steinbeck. Киноиндустрия

Джон Стейнбек , великий калифорнийский прозаик, широко известен миру и в качестве сценариста. На основе его романов и повестей были сняты культовые картины. Некоторые произведения автора имеют по несколько киноверсий.

Это мини-сериал 1981 года «К востоку от рая » с участием Джейн Сеймур , Брюса Бокслайтнера , Карен Аллен , Тимоти Боттомса и др., экранизация новеллы «О мышах и людях » (1992) с Джоном Малковичем («Поля смерти », «Империя Солнца », «На линии огня », «Человек в железной маске », др.) и Гэри Синизом (« C.S.I.: Место преступления Нью-Йорк» , « Зеленая миля », « Форрест Гамп », др. ) в главных ролях.

Фильм стал второй киноверсией одного из известнейших произведений классика американской литературы Джона Стейнбека . Первая экранизация повести «О мышах и людях », поставленная Льюисом Майлстоуном и отмеченная четырьмя номинациями на «Оскар », увидела свет в 1939-м, спустя пару лет после выхода одноименной книги из печати.

Военный триллер «Спасательная шлюпка » (lifeboat) от именитого режиссера Альфреда Хичкока тоже снят по сюжету одноименного рассказа Стейнбека и считается признанной классикой кинематографа.

Успешными картинами, снятыми по мотивам произведений писателя, стали оскароносная драма «Гроздья гнева » (1940) с Генри Фонда , вестерн «Вива, Сапата! » (1952) с Марлоном Брандо и Энтони Куинном , лента «Рыжий пони » режиссера Льюиса Майлстоуна , трагикомедия «Консервный ряд », где снялись Ник Нолти , Дебра Уингер , Фрэнк МакРей , и другие фильмы.

«Оскар»: номинации: 1953-й - лучший сценарий «Вива, Сапата! »; 1946-й - лучший сюжет «Медаль за Бенни »; 1945-й - лучший сюжет «Спасательная шлюпка ».

Произведения Джона Стейнбека и ныне перечитываются во многих странах мира, по-прежнему привлекая людей своей незамысловатой простотой, реалистическим изображением действительности, добрым юмором, неизменной симпатией к обездоленным и угнетенным, принципиальной преданностью демократическим идеалам.

Джон Стейнбек / John Steinbeck. Личная жизнь

В январе 1930 года Джон Стейнбек женился на Кэрол Хеннинг , но их отношения спустя время закончились разводом. Это было в 1941-м. В марте 1943 года писатель вступил в брак с Гвиндолин, «Гвин» Конгер . У пары родились двое детей - Томас Майлс Стейнбек (1944) и Джон Стейнбек IV (1946 - 1991). В мае 1948-го Гвиндолин сообщила романисту, что хочет с ним расстаться.

Спустя немногим более года Стейнбек встретился с режиссером Элейн Скотт в ресторане в Кармель (Калифорния), и у них завязался роман, переросший в супружескую жизнь. Они поженились в декабре 1950 года. Третий брак писателя продолжался до самой его смерти.

Осенью 1967 года писатель перенес тяжелую операцию, после чего один за другим последовали два тяжелых сердечных приступа. 20 декабря 1968 года Джон Стейнбек скончался в Нью-Йорке. Его похоронили на калифорнийской земле. Статьи по поводу смерти прозаика в американских газетах и журналах были сдержанными, авторы старались придерживаться фактов и избегать эмоций и оценок. Обращала на себя внимание публикация в газете «Нью-Йорк таймс» . Если шестью годами ранее издание сетовало, что Нобелевскую премию присудили Стейнбеку , то теперь его тон был совершенно иным. «Стейнбеку не нужна была Нобелевская премия. Нобелевский комитет нуждался в нем, - писала теперь газета. - Он занимает в нашей литературе прочное место. Его влияние живет в многочисленных трудах писателей, которые научились у него, как сделать забытого всеми человека незабываемым».

Джон Стейнбек / John Steinbeck. Библиография

Романы:
«Золотая чаша» Cup of Gold, 1929
«Неведомому Богу» To a God Unknown, 1933
«Квартал Тортилья-Флэт» Tortilla Flat, 1935
«И проиграли бой» In dubious Battle, 1936
«Гроздья гнева» The Grapes of Wrath, 1939
«Консервный ряд» Cannery Row, 1945
«Заблудившийся автобус» The Wayward Bus, 1947
«К востоку от Эдема» East of Edem, 1952
«Благостный четверг» Sweet Thursday, 1954
«Короткое правление Пипина IV» The Short Reign of Pippin IV, 1957
«Деяния короля Артура и его благородных рыцарей» The Acts of King Arthur and His Noble Knights, 1959
«Зима тревоги нашей» The Winter of Our Discontent, 1961

Повести:
«Рыжий пони» The Red Pony, 1933
«О мышах и людях» Of Mice and Men, 1937
«Луна зашла» The Moon Is Down, 1942
«Жемчужина» The Pearl, 1947
«Светло горящий» Burning Bright, 1950

Сборники рассказов:
«Райские пастбища» The Pastures of Heaven, 1932 (12 рассказов, объединённых общим местом действия (фермами в плодородной долине Райские пастбища) и некоторыми персонажами. Семья Мэнро, переселившись туда, прямо или косвенно приносит героям почти всех новелл несчастья)
«Долгая долина» The Long Valley, 1938 (12 рассказов)
«Змея» The Snake (рассказ)
«Хризантемы» Chrysanthemums (рассказ)

Документальная проза:
«Море Кортеса» Sea of Cortez, 1942
«Бомбы вниз» Bombs Away, 1942
«Русский дневник» A Russian Journal, 1948
«Путешествие с Чарли в поисках Америки» Travels with Charley in Search of America, 1962

Разное:
The Harvest Gypsies: On the Road to the Grapes of Wrath, 1936
«Они из крепкой породы» Their Blood Is Strong, 1938
«Когда-то была война» Once There Was a War, 1958
«Америка и американцы» America and Americans, 1966
Journal of a Novel: The East of Eden Letters, 1969

Джон Стейнбек / John Steinbeck. Фильмография

Сценарист:
К востоку от рая East of Eden
John Steinbeck"s Flight (2016)
И проиграли бой (2016) In Dubious Battle
О мышах и людях (2014) Of Mice and Men
Жемчужина (2001) The Pearl
О мышах и людях (1992) Of Mice and Men
Гроздья гнева (ТВ, 1991) The Grapes of Wrath
Зима тревоги нашей (ТВ, 1983) The Winter of Our Discontent
Консервный ряд (1982) Cannery Row
Американский театр (сериал, 1981 – 1994) American Playhouse
О мышах и людях (ТВ, 1981) Of Mice and Men
К востоку от рая (мини-сериал, 1981) East of Eden
Möss och människor (ТВ, 1977)
Fareler ve insanlar (ТВ, 1975)
Рыжий пони (ТВ, 1973) The Red Pony
Topoli (1972)
Des souris et des hommes (ТВ, 1971)
The Harness (ТВ, 1971)
Of Mice and Men (ТВ, 1968)
Ikimize bir dünya (1962)
Пьеса недели (сериал, 1959 – 1961) Play of the Week
Заблудившийся автобус (1957) The Wayward Bus
Утренний театр (сериал, 1955 – 1958) Matinee Theatre
К востоку от рая (1955) East of Eden
Сборник (сериал, 1952 – 1961) Omnibus
Вива, Сапата! (1952) Viva Zapata!
Люкс-видео театр (сериал, 1950 – 1959) Lux Video Theatre
Рыжий пони (1949) The Red Pony
Первая студия (сериал, 1948 – 1958) Studio One
Жемчужина (1947) La perla
Медаль за Бенни (1945) A Medal for Benny
Спасательная шлюпка (1944) lifeboat
Луна зашла (1943) The Moon Is Down
Квартал Тортилья-Флэт (1942) Tortilla Flat
The Forgotten Village (1941)
Гроздья гнева (1940) The Grapes of Wrath
О мышах и людях (1939) Of Mice and Men

Актер:
Вождь краснокожих и другие (1952) Full House

Играет самого себя:
Биография (сериал, 1987) Biography

Джон Эрнст Стейнбек (1902-1968) — американский прозаик, автор многих известных всему миру романов и повестей: «Гроздья гнева» (1939), «К востоку от рая» (1952), «О мышах и людях» (1937), «Зима тревоги нашей» (1961) и других; лауреат Нобелевской премии по литературе (1962). В 1947 году Стейнбек совершил поездку в СССР вместе с известным фотографом Робертом Капа. Они посетили Москву, Киев, Тбилиси, Батуми и Сталинград, став одними из первых американцев, побывавшими во многих уголках СССР со времён социалистической революции. Книга Стейнбека об их путешествии «Русский дневник» была проиллюстрирована фотографиями Капы. В 1948 году, когда книга была издана, Стейнбек был принят в Американскую академию искусств и литературы. Ниже размещен фрагмент из книги "Русский дневник" (перевод с английского Е.Р. Рождественской).

Казалось, он несколько удивился, узнав, что писатели в Америке не собираются вместе и почти не общаются друг с другом. В Советском Союзе писатели — очень важные люди. Сталин сказал, что писатели — это инженеры человеческих душ. Мы объяснили ему, что в Америке у писателей совершенно иное положение — чуть ниже акробатов и чуть выше тюленей. И с нашей точки зрения, это очень хорошо. Мы считаем, что писатель, в особенности молодой, которого очень расхваливают, так же быстро может быть опьянен успехом, как и киноактриса, о которой печатают хорошие рецензии в специальных журналах. А если критика будет как следует колошматить писателя, в конечном счете это обернется для него только пользой.

Нам кажется, что одним из самых глубоких различий между русскими и американцами является отношение к своим правительствам. Русских учат, воспитывают и поощряют в том, чтобы они верили, что их правительство хорошее, что оно во всем безупречно, что их обязанность - помогать ему двигаться вперед и поддерживать во всех отношениях. С другой стороны, американцы и англичане остро чувствуют, что любое правительство в какой-то мере опасно, что правительство должно играть в обществе как можно меньшую роль и что любое усиление власти правительства - плохо, что за существующим правительством надо постоянно следить, следить и критиковать, чтобы оно всегда было деятельным и решительным.

Позже, когда мы сидели за столом с крестьянами, они спросили нас, как действует правительство, и мы постарались объяснить, что мы очень боимся, если власть будет сосредоточена в руках одного человека или одной группы людей, что наше правительство живет компромиссами, предназначенными для того, чтобы власть не перешла в руки одного человека. Мы старались объяснить, что люди, стоящие во главе нашего правительства, и те, кто в это правительство входит, так боятся чьей-то власти, что охотнее скинут хорошего лидера, чем допустят прецедент единовластия. Я не думаю, что нас достаточно хорошо поняли, поскольку людей в Советском Союзе воспитывают на мысли, что сам лидер хорош и лидерство — вещь хорошая. И никакого контраргумента привести нельзя, это камень преткновения, на котором обе системы теряют возможность понять друг друга.

В средней школе Салинаса Джон хорошо учился по таким предметам, как английский язык, литература и биология, издавал школьную газету. Закончив школу в 1919 г., он поступил в Станфордский университет на отделение журналистики, но по профилирующим дисциплинам учился плохо и через год вынужден был уйти из университета. За последующие два года молодой человек переменил много специальностей, изучал биологию на Морской научно-исследовательской станции в Пасифик-Гров и, накопив денег на обратную дорогу, вернулся в Станфорд, где проучился недолго, печатая стихи и рассказы в университетском журнале «Спектейтор» («Spectator»). Университетского диплома начинающий писатель так и не получил.

Нанявшись рабочим на грузовое судно, С. морем добирается до Нью-Йорка, где непродолжительное время работает в газете «Нью-Йорк америкен» («New York American»), безуспешно пытаясь «пристроить» куда-нибудь свои новеллы, после чего вновь возвращается в Калифорнию, где работает строителем, журналистом, матросом и сборщиком фруктов и одновременно пишет свой первый роман «Золотая чаша» («Cup of Gold», 1929) – романтическое повествование об английском пирате XVII в. Генри Моргане, алчность которого мешает ему обрести счастье. Позже автор назвал свою первую книгу «незрелой вещью». «Я вырос из нее, – писал С., – и она меня разражает».

В следующем году С. женится на Кэрол Хеннинг и поселяется в Пасифик-Гров в коттедже, ренту за который оплачивает ему отец. В Пасифик-Гров С. встретился с биологом Эдвардом Ф. Риккетсом, чьи воззрения на взаимосвязь всего живого предвосхитили появившиеся впоследствии экологические теории и глубоко повлияли на формирование взглядов писателя. В романе «Неведомому богу» («То a God Unknown», 1933) ощущаются идеи Риккетса, теория архетипов Юнга, позаимствованная С. у Ивлина Рейнолдса Отта, бывшего ученика Юнга, а также у мифолога Джозефа Кэмпбелла. Несмотря на важность романа «Неведомому богу» для становления С. как прозаика, он оказался непонятным и трудночитаемым и успеха ни у критиков, ни у широкого читателя не имел.

Следующий роман С. «Квартал Тортилья-Флэт» («Tortilla Flat», 1935) становится бестселлером. Это первое произведение писателя, имеющее точный географический адрес – побережье Калифорнии; в романе изображена группа колоритных персонажей – бессребреников, пьяниц и философов, проживающих на холмах, над заливом Монтерей. Состоящий из отдельных эпизодов, роман, по замыслу автора, должен был ассоциироваться с легендами о короле Артуре, которые писатель любил с детства, и, подобно роману «Золотая чаша», показать антигуманное влияние материализма. Обратившись к насущным социальным проблемам, С. в 1936 г. пишет роман «И проиграли бой» («In Dubious Battle»), заглавие которого представляет собой скрытую цитату из мильтоновского «Потерянного рая» («Paradise Lost») и в котором рассказывается о двух организаторах забастовки сборщиков фруктов. В 1937 г. выходит повесть С. «О мышах и людях» («Of Mice and Men») – трагическая история о двух простых тружениках, Джордже и его слабоумном друге Ленни, которые лелеют несбыточную мечту о собственном доме и клочке земли. «Здесь больше чувства и естественности, чем в его ранних книгах, – напишет в 1980 г. биограф писателя Пол Маккарти. – Эта повесть более реалистичная и точная». Американский исследователь Ричард Астро назвал «О мышах и людях» «пасторалью, в которой писатель отстаивает простые человеческие ценности, противопоставляя им стяжательство и власть». По этой чрезвычайно популярной повести, благодаря которой С. становится заметной фигурой в американской литературе, Джордж С. Кауфман написал пьесу, которая в 1937 г. с успехом шла на Бродвее.

Вслед за сборником рассказов «Долгая долина» («Long Valley», 1938) и повестью «Рыжий пони» («The Red Pony»), вышедшей отдельным изданием в 1953 г., С. пишет свой наиболее известный и значительный роман – «Гроздья гнева» («The Grapes of Wrath», 1939), одиссею семейства Джоудсов, которое во время Великой депрессии пускается в изнурительный путь из Оклахомы в Калифорнию. Природа, социальные невзгоды и грабительская алчность крупных фермеров угрожают семейству Джоудсов, однако в конце концов герои романа побеждают обстоятельства (хотя бы в философском смысле), убедившись, что их место в «одной большой душе», которой принадлежит вся человеческая семья. «Гроздья гнева» быстро становятся одним из самых популярных бестселлеров, удостаиваются восторженных рецензий и Пулитцеровской премии 1940 г. Одновременно роман вызвал бурю споров, нашлись и такие критики, которые обвинили автора в коммунистической пропаганде, осудили за искажение истины.

Чтобы избежать участия в полемике, С. отправляется со своим другом Риккетсом в зоологическую экспедицию по Калифорнийскому заливу, описанную затем в книге «Море Кортеса. Досужий отчет о путешествии и проведенных исследованиях» («Sea of Cortez: A Leisurely Lournal of Travel and Research», 1941), в которой рассказывается не только о результатах экспедиции, но и о беседах С. и Риккетса на самые различные темы – биологические, исторические, философские. В том же, 1941 г. С. развелся с первой женой и уехал в Нью-Йорк с Гвиндолин Конджер, певицей, на которой он женился через два года и от брака с которой у него было два сына.

В годы второй мировой войны С. служит в органах информации, а также консультантом в отделе пропаганды. Его вклад в победу выразился в таких книгах, как «Бомбы вниз» («Bombs Away», 1942), своего рода справочнике для летчиков, а также романе «Луна зашла» («The Moon Is Down», 1942), где рассказывается об оккупации маленького городка войсками тоталитарного режима (подразумевается вторжение нацистов в Норвегию), и в одноименной пьесе на ту же тему. В 1943 г. писатель становится военным корреспондентом газеты «Нью-Йорк гералд трибюн» («New York Herald Tribune») – впоследствии репортажи из Лондона, Северной Африки, Италии вышли отдельной книгой «Когда-то была война» («Once There Was a War», 1958).

В первом своем послевоенном романе «Консервный Ряд» («Cannery Row». 1945) С. изобразил группу бродяг, проживающих в районе монтерейских рыбоконсервных заводов, которые устраивают вечеринку своему другу Доку, прообразом которого послужил Риккетс. Поскольку этот роман знаменовал собой отход от прежних политических, социальных и философских взглядов автора, некоторые критики поспешили обвинить «Консервный Ряд» в тривиальности и сентиментальности. Аллегорический роман «Заблудившийся автобус» («The Wayward Bus») и повесть-притча «Жемчужина» («The Pearl») появились в 1947 г. и также вызвали противоречивые отклики. «В этих книгах, – писал Ричард Астро, – вера С., что люди могут работать сообща с целью сделать мир лучше... кажется менее применимой к тому миру, который он видит вокруг». В поисках вдохновения С. и фоторепортер Роберт Капа по заданию «Гералд трибюн» совершают поездку в СССР, в результате чего появляется «Русский дневник» («Russian Journal», 1948) с фотографиями Капа. В том же году в автомобильной катастрофе погибает Риккетс, а С. разводится со своей второй женой. В следующем году он знакомится с Элейн Скотт, на которой женится в 1950 г.

Лучшие дня

Пьеса С. «Светло горящий» («Burning Bright») была снята с постановки в 1950 г., уже после 13 представлений, зато сценарий фильма «Вива, Сапата!» («Viva Zapata»), поставленного в 1952 г. американским режиссером Элиа Казаном, как писал Астро, «напомнил лучшие книги С. 30-х гг. ». В эти годы писатель трудится над «большим романом», как он называл «К востоку от Эдема» («East of Eden», 1954), семейную сагу Гамильтонов, навеянную историей предков писателя по материнской линии, своего рода современную аллегорию по мотивам библейской легенды о Каине и Авеле. Американский критик Марк Скорер писал, что роман отличается «широтой, игрой воображения», однако другие критики его мнения не разделяли.

Выпущенный на экраны в год издания «К востоку от Эдема» одноименный фильм стал шестой по счету экранизацией произведений С. Кроме этого, были экранизированы «О мышах и людях», «Гроздья гнева» и «Квартал Тортилья-Флэт».

Последним романом писателя стала «Зима тревоги нашей» («The Winter of Our Discontent», 1961). После этого С. в основном пишет публицистику и путевые очерки. Возможно, наиболее удачным произведением 60-х гг. стало «Путешествие с Чарли в поисках Америки» («Travels With Charley in Search of America», 1962) – рассказ о поездке по стране со своим пуделем Чарли, в котором С. превозносит естественную красоту нации, сетуя на безудержный рост синтетической культуры.

В 1962 г. С. был удостоен Нобелевской премии по литературе «за реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением». Назвав С. «одним из мастеров современной американской литературы», Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, отметил, что «писатель всегда симпатизирует угнетенным, неудачникам и страдальцам; противопоставляет простые радости жизни жестокой и циничной страсти к деньгам».

В своей краткой ответной речи С. говорил о высоком долге литератора», того, кому «надлежит указывать на просчеты и ошибки людей и... превозносить их величие духа».

Почитатель президента Линдона Б. Джонсона, для которого он даже писал речи, С. выступал сторонником войны США во Вьетнаме, однако, побывав там в качестве журналиста, изменил свои взгляды. Его последняя книга – переложение на современный язык средневекового романа Томаса Мэлори «Смерть Артура» («Morte d"Arthur»), – работу над которой С. начал еще в 1957 г., вышла в свет уже после смерти писателя в 1976 г. под названием «Деяния короля Артура и его благородных рыцарей» («Acts of King Arthur and His Noble Knights»).

С. перенес два инсульта, в 1961 и 1965 гг., умер он в 1968 г. в своей нью-йоркской квартире от обширного инфаркта.

После смерти С. популярность его падает, критики обвиняют писателя в сентиментальности, наивности, неумеренной склонности к аллегориям. «Невозможно предугадать окончательную судьбу репутации С., – писал Ричард Астро, – но похоже, что в литературе он останется главным образом как автор больших романов о Великой депрессии». По мнению биографа С., Поля Маккарти, «С. верит прежде всего в человека, в его долготерпение и творческую силу». С ним соглашается американский литературовед Джеймс Грей: «Романы, пьесы и короткие рассказы этого честного художника проникнуты стремлением отдать долг человечеству. Различные по настроению, задачам, темам, все эти жанры прославляют человека... Как никакой другой американский писатель, С. последовательно стремится по достоинству оценить жизнь человека, воздать ему должное».

Американский писатель Джон Эрнст Стейнбек родился в Салинасе, Калифорния, и был единственным сыном и третьим из четырех детей в семье Олив (Гамильтон) Стейнбек, школьной учительницы, и Джона Эрнста Стейнбека, управляющего, затем владельца мукомольни, а в дальнейшем казначея округа Монтерей. Интерес к литературе у будущего писателя пробудился под влиянием родителей. Долина Салинас с обрамляющими ее живописными холмами и прибрежными плато надолго запомнилась юному Стейнбеку, который впоследствии запечатлел родные места во многих своих произведениях.

В средней школе Салинаса Джон хорошо учился по таким предметам, как английский язык, литература и биология, издавал школьную газету. Закончив школу в 1919 году, он поступил в Станфордский университет на отделение журналистики, но по профилирующим дисциплинам учился плохо и через год вынужден был уйти из университета. За последующие два года молодой человек переменил много специальностей, изучал биологию на Морской научно-исследовательской станции в Пасифик-Гров и, накопив денег на обратную дорогу, вернулся в Станфорд, где проучился недолго, печатая стихи и рассказы в университетском журнале "Спектейтор" ("Spectator"). Университетского диплома начинающий писатель так и не получил.

Нанявшись рабочим на грузовое судно, Стейнбек морем добирается до Нью-Йорка, где непродолжительное время работает в газете "Нью-Йорк америкен" ("New York American"), безуспешно пытаясь "пристроить" куда-нибудь свои новеллы, после чего вновь возвращается в Калифорнию, где работает строителем, журналистом, матросом и сборщиком фруктов и одновременно пишет свой первый роман "Золотая чаша" ("Cup of Gold", 1929) - романтическое повествование об английском пирате XVII века Генри Моргане, алчность которого мешает ему обрести счастье. Позже автор назвал свою первую книгу "незрелой вещью". "Я вырос из нее, - писал Стейнбек, - и она меня разражает".

В следующем году Стейнбек женится на Кэрол Хеннинг и поселяется в Пасифик-Гров в коттедже, ренту за который оплачивает ему отец. В Пасифик-Гров Стейнбек встретился с биологом Эдвардом Ф. Риккетсом, чьи воззрения на взаимосвязь всего живого предвосхитили появившиеся впоследствии экологические теории и глубоко повлияли на формирование взглядов писателя. В романе "Неведомому богу" ("То a God Unknown", 1933) ощущаются идеи Риккетса, теория архетипов Юнга, позаимствованная Стейнбеком у Ивлина Рейнолдса Отта, бывшего ученика Юнга, а также у мифолога Джозефа Кэмпбелла. Несмотря на важность романа "Неведомому богу" для становления Стейнбека как прозаика, он оказался непонятным и трудночитаемым и успеха ни у критиков, ни у широкого читателя не имел.

Следующий роман Стейнбека "Квартал Тортилья-Флэт" ("Tortilla Flat", 1935) становится бестселлером. Это первое произведение писателя, имеющее точный географический адрес - побережье Калифорнии; в романе изображена группа колоритных персонажей - бессребреников, пьяниц и философов, проживающих на холмах, над заливом Монтерей. Состоящий из отдельных эпизодов, роман, по замыслу автора, должен был ассоциироваться с легендами о короле Артуре, которые писатель любил с детства, и, подобно роману "Золотая чаша", показать антигуманное влияние материализма. Обратившись к насущным социальным проблемам, Стейнбек в 1936 году пишет роман "И проиграли бой" ("In Dubious Battle"), заглавие которого представляет собой скрытую цитату из мильтоновского "Потерянного рая" ("Paradise Lost") и в котором рассказывается о двух организаторах забастовки сборщиков фруктов. В 1937 году выходит повесть Стейнбека "О мышах и людях" ("Of Mice and Men") - трагическая история о двух простых тружениках, Джордже и его слабоумном друге Ленни, которые лелеют несбыточную мечту о собственном доме и клочке земли. "Здесь больше чувства и естественности, чем в его ранних книгах, - напишет в 1980 году биограф писателя Пол Маккарти. - Эта повесть более реалистичная и точная". Американский исследователь Ричард Астро назвал "О мышах и людях" "пасторалью, в которой писатель отстаивает простые человеческие ценности, противопоставляя им стяжательство и власть". По этой чрезвычайно популярной повести, благодаря которой Стейнбек становится заметной фигурой в американской литературе, Джордж С. Кауфман написал пьесу, которая в 1937 году с успехом шла на Бродвее.

Вслед за сборником рассказов "Долгая долина" ("Long Valley", 1938) и повестью "Рыжий пони" ("The Red Pony"), вышедшей отдельным изданием в 1953 году, Стейнбек пишет свой наиболее известный и значительный роман - "Гроздья гнева" ("The Grapes of Wrath", 1939), одиссею семейства Джоудсов, которое во время Великой депрессии пускается в изнурительный путь из Оклахомы в Калифорнию. Природа, социальные невзгоды и грабительская алчность крупных фермеров угрожают семейству Джоудсов, однако в конце концов герои романа побеждают обстоятельства (хотя бы в философском смысле), убедившись, что их место в "одной большой душе", которой принадлежит вся человеческая семья. "Гроздья гнева" быстро становятся одним из самых популярных бестселлеров, удостаиваются восторженных рецензий и Пулитцеровской премии 1940 года. Одновременно роман вызвал бурю споров, нашлись и такие критики, которые обвинили автора в коммунистической пропаганде, осудили за искажение истины.

Чтобы избежать участия в полемике, Стейнбек отправляется со своим другом Риккетсом в зоологическую экспедицию по Калифорнийскому заливу, описанную затем в книге "Море Кортеса. Досужий отчет о путешествии и проведенных исследованиях" ("Sea of Cortez: A Leisurely Lournal of Travel and Research", 1941), в которой рассказывается не только о результатах экспедиции, но и о беседах Стейнбека и Риккетса на самые различные темы - биологические, исторические, философские. В том же, 1941 году Стейнбек развелся с первой женой и уехал в Нью-Йорк с Гвиндолин Конджер, певицей, на которой он женился через два года и от брака с которой у него было два сына.

В годы Второй мировой войны Стейнбек служит в органах информации, а также консультантом в отделе пропаганды. Его вклад в победу выразился в таких книгах, как "Бомбы вниз" ("Bombs Away", 1942), своего рода справочнике для летчиков, а также романе "Луна зашла" ("The Moon Is Down", 1942), где рассказывается об оккупации маленького городка войсками тоталитарного режима (подразумевается вторжение нацистов в Норвегию), и в одноименной пьесе на ту же тему. В 1943 году писатель становится военным корреспондентом газеты "Нью-Йорк гералд трибюн" ("New York Herald Tribune") - впоследствии репортажи из Лондона, Северной Африки, Италии вышли отдельной книгой "Когда-то была война" ("Once There Was a War", 1958).

В первом своем послевоенном романе "Консервный Ряд" ("Cannery Row", 1945) Стейнбек изобразил группу бродяг, проживающих в районе монтерейских рыбоконсервных заводов, которые устраивают вечеринку своему другу Доку, прообразом которого послужил Риккетс. Поскольку этот роман знаменовал собой отход от прежних политических, социальных и философских взглядов автора, некоторые критики поспешили обвинить "Консервный Ряд" в тривиальности и сентиментальности. Аллегорический роман "Заблудившийся автобус" ("The Wayward Bus") и повесть-притча "Жемчужина" ("The Pearl") появились в 1947 году и также вызвали противоречивые отклики. "В этих книгах, - писал Ричард Астро, - вера Стейнбека, что люди могут работать сообща с целью сделать мир лучше... кажется менее применимой к тому миру, который он видит вокруг". В поисках вдохновения Стейнбек и фоторепортер Роберт Капа по заданию "Гералд трибюн" совершают поездку в СССР, в результате чего появляется "Русский дневник" ("Russian Journal", 1948) с фотографиями Капа. В том же году в автомобильной катастрофе погибает Риккетс, а Стейнбек разводится со своей второй женой. В следующем году он знакомится с Элейн Скотт, на которой женится в 1950 году.

Пьеса Стейнбека "Светло горящий" ("Burning Bright") была снята с постановки в 1950 году, уже после 13 представлений, зато сценарий фильма "Вива, Сапата!" ("Viva Zapata"), поставленного в 1952 году американским режиссером Элиа Казаном, как писал Астро, "напомнил лучшие книги Стейнбека 1930-х годов". В эти годы писатель трудится над "большим романом", как он называл "К востоку от Эдема" ("East of Eden", 1954), семейную сагу Гамильтонов, навеянную историей предков писателя по материнской линии, своего рода современную аллегорию по мотивам библейской легенды о Каине и Авеле. Американский критик Марк Скорер писал, что роман отличается "широтой, игрой воображения", однако другие критики его мнения не разделяли.

Выпущенный на экраны в год издания "К востоку от Эдема" одноименный фильм стал шестой по счету экранизацией произведений Стейнбека. Кроме этого, были экранизированы "О мышах и людях", "Гроздья гнева" и "Квартал Тортилья-Флэт".

Последним романом писателя стала "Зима тревоги нашей" ("The Winter of Our Discontent", 1961). После этого Стейнбек в основном пишет публицистику и путевые очерки. Возможно, наиболее удачным произведением 1960-х годов стало "Путешествие с Чарли в поисках Америки" ("Travels With Charley in Search of America", 1962) - рассказ о поездке по стране со своим пуделем Чарли, в котором Стейнбек превозносит естественную красоту нации, сетуя на безудержный рост синтетической культуры.

В 1962 году Стейнбек был удостоен Нобелевской премии по литературе "за реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением". Назвав Стейнбека "одним из мастеров современной американской литературы", Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, отметил, что "писатель всегда симпатизирует угнетенным, неудачникам и страдальцам; противопоставляет простые радости жизни жестокой и циничной страсти к деньгам".

В своей краткой ответной речи Стейнбек говорил о высоком долге литератора, того, кому "надлежит указывать на просчеты и ошибки людей и... превозносить их величие духа".

1902 , Салинас , Калифорния , США - 20 декабря 1968 , Нью-Йорк , США) - американский прозаик, автор многих известных всему миру романов и повестей: « Гроздья гнева » ( 1939 ), « К востоку от рая » ( 1952 ), « О мышах и людях » ( 1937 ), « Зима тревоги нашей » (1961) и др.; лауреат Нобелевской премии по литературе ( 1962 ).
Джон Эрнст Стейнбек родился 27 февраля 1902 года в Салинас, штат Калифорния в семье чиновника окружной администрации. У Стейнбека были ирландские и немецкие корни. Иоганн Адольф Гросстейнбек, его дед по отцовской линии, сократил свою фамилию, когда переехал в США . Его отец, Джон Эрнст Стейнбек, служил казначеем. Мать Джона, Оливия Гамильтон, бывшая школьная учительница, разделяла общую страсть Стейнбека к чтению и письму. Стейнбек жил в маленьком сельском городке(который был, по существу, границей поселения), расположенным среди плодородных земель. Он проводил лето, работая на близлежащих ранчо, а затем с трудящимися-мигрантами на ранчо Спрекелс. Ему стало известно о жестких аспектах мигрирующей жизни и темной стороне человеческой природы, которая выразилась, к примеру, в произведении «О мышах и людях». Стейнбек также изучал округу, местные леса, поля и фермы.
В 1919 году Стейнбек окончил среднюю школу и поступил в Стэнфордский университет , где учился с перерывами до 1925 года , и который в конечном итоге бросил, не доучившись. Он ездил в Нью-Йорк , жил случайными заработками, преследуя свою мечту стать писателем. Когда же его работы не опубликовали, он вернулся в Калифорнию и работал некоторое время гидом и сторожем на рыбоводном заводе в Тахо-Сити, где он встретится с Кэрол Хеннинг, своей первой женой. Стейнбек и Хеннинг поженились в январе 1930 года . Стейнбек с женой жили в коттедже, который принадлежал его отцу - в Пэсифик Гроу, штат Калифорния, на полуострове Монтерей. Старший Стейнбек снабдил сына бесплатным проживанием, бумагой для рукописей, что позволило писателю отказаться от работы и сосредоточиться на своем ремесле.
После публикации повести «Квартал Тортилья-Флэт » в 1935 году , его первого писательского успеха, Стейнбеки вышли из относительной бедности и построили летом дом в Лос-Гатосе. В 1940 году Стейнбек отправился в путешествие вокруг Калифорнийского залива со своими влиятельными друзьями для сбора биологических образцов. В «Море Кортеса » описывается эта поездка. Хотя Кэрол сопровождала Стейнбека в этих путешествиях, их брак начал страдать в это время и завершился в 1941 году , когда Стейнбек начал работу над рукописью для новой книги. В марте 1943 года , после развода Стейнбека и Кэрол, он женился на Гвиндолин, «Гвин» Конгер. От второй жены у Стейнбека родились двое детей - Томас Майлс Стейнбек (1944 ) и Джон Стейнбек IV (1946-1991 ).
В 1943 году Стейнбек, в качестве военного корреспондента, участвовал во Второй Мировой войне, в частности, в диверсионных набегах СССР вместе с известным фотографом Робертом Капа . Они посетили Москву, Киев, Тбилиси, Батуми и Сталинград, став одними из первых американцев, побывавшими во многих уголках СССР со времен коммунистической революции. Книга Стейнбека об их путешествии Русский дневник , была проиллюстрирована фотографиями Капы. В 1948 году , когда книга была издана, Стейнбек был принят в Американскую академию искусств и литературы.
В мае 1948 года Стейнбек ездил в Калифорнию, чтобы быть рядом с его ближайшим другом Эдом Рикеттсом, который был серьёзно ранен, когда в его автомобиль въехал поезд. Рикетс умер за час до прибытия Стейнбека. По возвращении домой, Стейнбек столкнулся с Гвин, которая рассказала ему, что она хочет развестись по разным причинам, связанных с отчуждением. Он не смог ее отговорить, и развод завершился в августе того же года. Стейнбек провел год после смерти Рикетса в глубокой депрессии.
В июне 1949 года, Стейнбек встретился с режиссером Элейн Скотт в ресторане в Кармель, Калифорния. У них завязались отношения, и в декабре 1950 года они поженились. Этот третий брак продолжался до самой смерти Стейнбека в 1968 году. В сентябре 1964 года, Президент Линдон Джонсон наградил Стейнбека Президентской Медалью Свободы .
Джон Стейнбек скончался в Нью-Йорке 20 декабря 1968 г. от болезни сердца и сердечной недостаточности. Ему было 66 лет.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png