В коммерческой деятельности касса предприятия и непосредственно контрольно-кассовый аппарат - понятия абсолютно разные. Касса юридического лица - это вся имеющаяся на предприятии наличность, не переданная в банк по тем или иным причинам. Касса индивидуального предпринимателя - это его наличные деньги, полученные в результате предпринимательской деятельности. Контрольно-кассовая машина (ККМ) - это техническое средство, с помощью которого на бумаге (кассовом чеке) фиксируется сделка купли-продажи за наличный расчет.

В России ККМ используется как средство контроля государства за оборотом наличных денег - своевременностью и полнотой их оприходования. Для этих целей кассовый аппарат оснащается фискальной памятью - специальным запоминающим устройством, информацию из которого нельзя изменить или удалить. ККМ регистрируется в налоговых органах, требует периодического техобслуживания, соблюдения правил эксплуатации, заполнения многочисленных форм отчетности и журналов, правильного хранения и уничтожения кассовых лент и т. д. Естественно, применение кассового аппарата, помимо затрат времени и сил, влечет и материальные расходы.

Но есть и хорошие новости. Торговля без ККМ вполне возможна. Всегда приятно попасть в группу, для которой законодательством предусмотрены какие-то льготы или послабления. Все вышеперечисленные «кассовые прелести» не касаются организаций и индивидуальных предпринимателей - плательщиков ЕНВД или использующих патентную систему налогообложения , а также занимающихся строго определенными в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" видами деятельности.

По поводу «патентов» и «вмененки» - логика законодателя вполне понятна: зачем контролировать выручку, если ее размеры на налоговых платежах никак не отражаются? Что касается остальных «счастливчиков», в законе определено, что они могут не применять ККМ в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения. К ним относятся: торговцы газетами и журналами, лотерейными билетами, талонами для проезда в транспорте, мороженым, безалкогольными напитками в розлив, из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином; продавцы вразвал овощей и бахчевых культур, продовольственных и непродовольственных товаров с ручных тележек, корзин, лотков; приемщики от населения стеклопосуды и утильсырья (за исключением металлолома). ККМ можно не применять при торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, осуществлении продаж в пассажирских вагонах поездов утвержденного перечня чайной продукции; при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний; при продаже по номинальной стоимости государственных почтовых марок. Кроме того, без кассового аппарата имеют право работать организации и ИП, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях, утвержденных в соответствующем перечне субъекта РФ; аптечные и медицинские предприятия, расположенные в сельских поселениях. При этом, во всех вышеперечисленных видах деятельности допускаются расчеты с использованием платежных карт.

По требованию покупателя продажа может быть оформлена товарным чеком. При осуществлении бытовых услуг населению вместо кассового аппарата используются бланки строгой отчетности. Многие предприятия, не обязанные применять ККМ , все же используют ее, не регистрируя в налоговых органах - для успокоения привыкших к кассовым чекам покупателей, а также контроля за продавцами и выручкой. В мае 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 07.05.2013 N 89-ФЗ, согласно которому при определенных условиях требования о применении контрольно-кассовой техники не будут распространяются также на кредитные организации.

Однако разрешение не применять кассовые аппараты отнюдь не означает, что на этих предприятиях нет кассы и обязанности вести кассовую дисциплину! И, к сожалению, ввиду Положения Центробанка РФ от 12.10.2011 г. №373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ» и Приказа Минфина от 17.10.2011 г. №133н, которым утвержден «Административный регламент исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки...», касается это не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей.

По законодательству нашей страны, все наличные деньги, поступившие в кассу от предпринимательской деятельности должны быть сданы в банк. В соответствии с п.1.2 Положения Центробанка №373-П, индивидуальные предприниматели и организации самостоятельно устанавливают максимально допустимую сумму наличных, хранящихся в кассе на конец рабочего дня – лимит остатка наличных (лимит кассы). Методика расчета указана в Приложении к данному Положению. Остальные деньги должны быть положены на специально открытый счет или, как это следует из практики, выданы предпринимателем самим же себе под отчет или на личные нужды. Лимит кассы можно превысить в дни выплаты зарплат (до 5 дней включительно), а также в случае работы предприятия в выходные и праздничные дни.

Первичные кассовые документы заполняются по формам и в порядке, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. №88. Поступление наличных денежных средств в кассу оформляется приходным кассовым ордером, выдача - расходным, ведется кассовая книга. Так что, ваша касса в любом случае под контролем, даже если это не влияет на налоговые отчисления, а ближайший банк находится за тридевять земель.

До 2017 года многие ИП могли осуществлять свою деятельность без выдачи кассового чека. С принятием в 2016 году закона №54-ФЗ расширяется перечень предпринимателей, которые должны использовать кассы для расчетов с покупателями. Работа ИП без кассового аппарата с 2018 года станет подвергаться штрафам со стороны налоговой инспекции. Новые стандарты торговли будут внедряться постепенно, начиная с 2017 года.

Переход на онлайн кассы

С 1 февраля 2017 года прекращена регистрация кассовой техники устаревшего образца. Предпринимателям на ОСНО, УСН, ЕСХН был установлен срок в полгода для перерегистрации ККМ и обеспечению передачи информации в онлайн режиме (подготовительный этап установлен до 1 июля 2017 года). А с 2018 года на использование подобной техники переводятся все или .

Исключения из общих правил – сфера продажи пива и . Для таких бизнесменов срок установки новых аппаратов – до 31 марта 2017 года.


Онлайн устройства будут внедряться постепенно по 2018 год. С учетом того, что сейчас более 2 млн ИП на патенте и ЕНВД, а некоторые оказывают услуги с применением типографских отчетных бланков, на новых ККМ будут работать более 3,5 млн пользователей.

Когда использование кассы необязательно


В настоящее время разрешено выписывать товарный чек для ИП без кассового аппарата. Однако все предприниматели будут переведены на работу с электронными чеками. Поэтому многим придется дополнительно .

Новый закон устанавливает сферы бизнеса, для которых применение ККМ не нужно:

  • печатный изделия, продаваемые в киосках, если выручка от них составляет более половины от всех доходов;
  • торговля ;
  • талончики на проезд в автобусах и другого общественного транспорта;
  • услуги по организации питания учащихся во время занятий;
  • торговля сезонная, бахчевыми культурами, овощами, фруктами;
  • продажа кваса, молока, и других продуктов из цистерн;
  • ремонт обуви;
  • услуги присмотра за , престарелыми, лежачими больными и некоторые другие виды торговли и оказания услуг в соответствии с законом.

Кроме того, ИП может работать без кассового аппарата в отдаленной местности, труднодоступных районах. Перечень таких мест утверждается на региональном уровне. Послабления не действуют для торговли подакцизными товарами или с помощью торговых автоматов.

Принимать наличные, работая со старыми образцами ККМ, могут ИП в населенных пунктах, численностью менее 10000 человек.

Безусловным освобождением от использования кассы пользуются при торговле литературой, атрибутами культа, при оказании услуг .

Преимущества работы с ККМ

Кассовый аппарат – это один из способов завоевания доверия со стороны покупателя. Получая документ о покупке, он может быть уверен, что его не обманут. Вместе с чеком начинает действовать гарантийный срок обмена или возврата товара.

Это упрощает работу бухгалтера или самого ИП по отслеживанию , ежедневному контролю поступления и реализации товара. Исключаются ошибки или обман со стороны кассиров, ведь каждая операция фиксируется.

Выбить покупку по кассе гораздо проще, чем вручную заполнять товарный чек. Это сокращает время обслуживания покупателя и не требует особых навыков от продавцов. При расчетах банковской картой также нужна контрольно-кассовая техника, подтверждающая факт оплаты покупки.

И последнее преимущество – возможность подключения современной кассы к различным устройствам: принтеру, электронным весам, сканеру.

Принцип работы онлайн касс

Данные о покупке в режиме онлайн передаются через кассовый аппарат в ФНС, где хранятся в системе электронного хранилища данных. Посредником в процессе выступает специальная организация – оператор фискальных данных. После присвоения номера чеку эта организация подтверждает покупку, без этого подтверждающий покупку документ формироваться не будет.

Производители оборудования уверяют, что процедура получения чека с помощью онлайн кассы занимает всего несколько секунд и не доставит неудобств ни продавцу, ни покупателю. Выданный образец будет содержать фискальный номер операции и данные о сайте ОФД, где можно найти документ в случае потери. Также продавец может выслать электронную версию по запросу покупателя.

Во сколько обойдется установка онлайн ККМ? Например, ИП на УСН, которые применяют старую ККМ, должны выяснить вопрос ее модернизации под новый образец. Это обойдется намного дешевле покупки современной кассы. В целом расходы предпринимателя будут выглядеть следующим образом:

Предпринимателю нужно убедиться в следующих моментах:

  • включена ли модель кассы в перечень Налогового ведомства;
  • есть ли оператор фискальных данных в списке на официальном сайте налоговой службы.

ИП без кассового аппарата: наказания

Штраф за торговлю при нарушении законодательства может быть наложен в следующих случаях:

  1. ККМ не зарегистрирована или не имеет специальных отметок производителя.
  2. Продавец не выдал чек.
  3. На чеке отсутствует информация о товаре и предпринимателе.
  4. Чек не соответствует покупке.
  5. ККМ используется не по месту регистрации.

Ну и, конечно же, будет выписан штраф ИП без кассового аппарата.

Как видно из таблицы, например, ИП на УСН без кассового аппарата будет оштрафован на сумму от 10000 руб.

Штрафы будут налагаться и в случае использования «неправильной» кассы (зарегистрированные с нарушениями или не отвечающие требованиям к ККМ) – для ИП до 3000 руб.

Если покупателю не был выдан чек в бумажном или электронном виде предприниматель наказывается предупреждением или штрафом до 2000 руб.

Может ли ИП работать без кассового аппарата? Ответ на вопрос зависит от системы налогообложения и видов деятельности. В любом случае с 2018 года (с 1.07) все предприниматели обязаны перейти на онлайн кассы, за исключением некоторых сфер торговли.

Цель любой проверочной закупки — найти нарушения и использовать их против нас и нашей компании. Следовательно, будьте уверены, что проверяющие (сотрудники милиции, ФНС, торговой инспекции или другого органа) сделают все, чтобы вы допустили те самые нарушения, которые дадут им возможность в полной мере реализовать свои законные права.

Практика складывается так, что зачастую сами сотрудники милиции или налоговой инспекции провоцируют продавца на совершение нарушений. Например, отказываются принимать на руки кассовый чек, просят оформить корешок приходного кассового ордера вместо кассового чека или вообще кладут деньги на прилавок, забирают товар и быстро уходят в надежде, что продавец не станет пробивать кассовый чек.

Бывали даже случаи, когда предварительно в течение месяца сотрудники милиции регулярно покупали в одном и том же магазине различные товары, превращаясь тем самым в постоянных покупателей, после чего провоцировали персонал магазина на совершение каких-либо нарушений.

Главное правило в этом случае — никогда не терять бдительности и не поддаваться на провокации!

Нарушения и ответственность

Одним из самых распространенных нарушений, выявляемых в ходе осуществления сотрудниками государственных органов проверочных закупок, является нарушение кассовой дисциплины (неприменение ККМ, нарушение порядка ведения кассовых операций и т.д.).

Контрольно-кассовую технику вы должны применять всегда, когда речь идет о реализации товаров, работ или услуг за наличный расчет либо с использованием платежных карт (ст. 2 закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»). Причем речь здесь идет абсолютно обо всех организациях, в том числе и об оптовых фирмах, которые в единичном случае отпустили товар за наличность.

Штрафы за неприменение ККМ налагаются как на должностных лиц в размере от 1 000 до 4 000 рублей, так и на сами юридические лица в размере от 10 000 до 40 000 рублей (ст. 14.5 и 14.15 КоАП РФ).

Когда без ККМ не обойтись, а когда…

Если ваша организация занимается розничной торговлей товаров, выполняет работы или оказывает услуги физическим лицам, то вам лучше сразу купить, зарегистрировать и установить контрольно-кассовую машину. Кроме того, необходимо подробно проинструктировать продавцов-кассиров, как себя вести во всех ситуациях, которые могут возникнуть на практике. Поскольку сотрудники контролирующих (правоохранительных) органов теперь станут для вас постоянными гостями.

Если же доля клиентов, рассчитывающихся наличными деньгами, невелика, и если они для организации являются скорее разовыми, чем постоянными, то трудностей с покупкой, регистрацией, установкой, обслуживанием ККМ и повышенным вниманием со стороны налоговых и правоохранительных органов можно избежать. Естественно, ни о каком нарушении законодательства и речи быть не может.

Договор между гражданами

Есть несколько законных способов принять наличную выручку без использования ККМ, которые мы хотим вам предложить.

Одним из них является прием выручки по договору между двумя физическими лицами. Этот способ хорошо применим для организаций, которые занимаются оказанием услуг (выполнением работ). Однако способ этот применим только в отношении нелицензируемых услуг и работ. Суть его заключается в том, что одной из сторон договора выступает не наша организация, а наш сотрудник как самостоятельное физическое лицо, которое заключает договор и будет лично оказывать услуги. Оплату за оказание услуг (выполнение работ) сотрудник будет принимать сам, выдав при этом соответствующий документ (расписку о получении денег).

При использовании данного метода обратите внимание на следующие особенности.

Во-первых, залогом успешной его реализации будет являться правильно составленный договор (договор купли-продажи, договор оказания услуг, договор подряда или иной договор). Пусть ваш юрист для этих целей разработает специальный договор, в котором укажет все необходимые условия (в том числе оказание услуг или выполнение работ лично).

Во-вторых, деньги берите в руки только после того, как клиент подпишет два экземпляра договора (один из которых тут же заберите себе), а также после того, как клиент возьмет в руки вашу расписку о получении денег (обязательно составьте второй экземпляр расписки, который будет храниться у вас на всякий случай).

В-третьих, если данный клиент обернулся проверяющим и сообщил вам о проверочной закупке, не нервничайте и ведите себя спокойно. Закон на вашей стороне. При составлении акта проверочной закупки обязательно укажите в нем, что между вами и данным физическим лицом был заключен соответствующий договор, копию которого вы можете предоставить в любой момент. Деньги при этом можете не возвращать, они после подписания договора принадлежат вам.

В-четвертых, если все хорошо и клиент не обернулся в проверяющего, не спешите выкидывать ваш экземпляр договора. Положите его в надежное место, и пусть он полежит какое-то время. Мало ли что может случиться.

Договор поручения

Другой способ приема наличных денег без использования ККМ связан с искусственным исключением оборота наличных денег, даже если клиент принес к вам в офис целый чемодан наличности. Суть его — заключение между клиентом и вами (сотрудником вашей компании) договора поручения на внесение денежных средств через банк на расчетный счет компании (путем перечисления денежных средств без открытия банковского счета). Эти правоотношения регламентируются главой 49 Гражданского кодекса.

В данном случае клиент (как юридическое или физическое лицо) заключает с другим физическим лицом (нашим сотрудником) договор, в рамках которого поручает последнему совершить определенные юридические действия — внести денежные средства на указанный расчетный счет без открытия банковского счета. Наш же работник, по тому самому договору, после осуществления операции обязан предоставить клиенту квитанцию либо платежное поручение с отметкой банка о перечислении денег по указанным реквизитам. Такая возможность для банков предусмотрена пунктом 2 статьи 863 Гражданского кодекса, а также положением Центробанка от 09.10.2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

С подобными операциями мы сталкиваемся каждый месяц, когда производим оплату за квартиру, за домашний телефон, коммунальные платежи и т.п.

Ключ к успешному оформлению данной сделки — правильно оформленный договор, в котором, помимо всего прочего, следует обязательно указать, что поручение будет исполнено поверенным лично и что договор является безвозмездным. Кроме того, никаких сроков исполнения поручения в договоре указывать не нужно, ведь такой договор будет бессрочным, а значит, никто не будет интересоваться, почему деньги не переведены на расчетный счет организации, а лежат в сейфе (п. 2 ст. 971 ГК РФ).

Деньги принимайте (берите в руки) только после того, как клиент подпишет данный договор в двух экземплярах (один из них сразу же заберите себе и положите его в сейф), а также после того, как передадите клиенту расписку о получении денег по договору.

Даже если он достанет из кармана служебное удостоверение сотрудника милиции или Федеральной налоговой службы, а также постановление или другой документ на проведение проверочной закупки, вы в любом выше­стоящем органе, суде докажете, что деньги у данного товарища принимались не за реализацию товаров (работ, услуг), а по договору поручения.

В любом случае помните: сотрудник милиции или налоговой инспекции, понимая последствия данных правоотношений, не будет подписывать подобные документы и под мягким предлогом откажется от заключения такой сделки. Зачем же ему просто так терять свои деньги!


О том, может ли ООО работать без кассового аппарата, и в каких случаях это допустимо, рассмотрим ниже. Стоит отметить, что новый закон, касающийся онлайн-касс, начал действовать летом 2016 года (ФЗ №290). С 3 июля прошлого года многие ООО и ИП должны осуществить переход на кассовые аппараты нового типа.

Переходный период, когда можно работать без передачи данных онлайн, закончился 1 февраля 2017-го, а уже с начала июля 2017 года все компании и предприниматели должны зарегистрировать только онлайн-кассы. Перерегистрировать или снимать с учета старые ККТ запрещено.

Стоит ли покупать кассовый аппарат ООО?

Если исходить из ФЗ №54, все субъекты предпринимательской деятельности, которые в своей работе производят расчеты с применением наличных средств или позволяющие производить оплату с помощью банковской карты, должны иметь кассовую машину. С другой стороны, в законе прописаны исключения, когда ООО вправе работать без ККМ. К таким случаям можно отнести:

  • Организации, которые оказывают услуги вне зависимости от системы выплаты налогов, вправе не применять ККТ, если при осуществлении сделки клиенту передается БСО. К категории таких документов можно отнести кассовый чек, транспортный билет, талоны, абонементы, а также различные типы путевок (экскурсионные, туристические).

Стоит отметить, что с начала июля 2018 года организации (ООО) и ИП обязаны перейти к применению бланков строгой отчетности в электронном виде. Чтобы решить подобную задачу, придется купить специальную технику, а именно ККТ, необходимую для создания бланков БСО, а также их последующей распечатки. Новые бланки должны передаваться в ФНС в электронной форме, а также на e-mail покупателя.

  • Компания или ИП, которая работает на ЕНВД или ПСН (для ИП) может не применять кассовый аппарат в своей деятельности. Но при наличии соответствующего требования со стороны клиента, они должны предоставлять чек или другой документ. Последний должен подтверждать прием наличных средств.

В такой квитанции (чеке) должно содержаться название бумаги, номер по порядку, «имя» компании, ИНН, наименование и число приобретенной продукции. Здесь же должна указываться сумма оплаты, а также ФИО сотрудника, выдавшего бумагу.

  • Организации и ИП, которые работают на любой форме выплаты налогов, вправе не использовать ККМ при ведении определенных видов деятельности. К этой категории можно отнести реализацию газет и журналов, лотерейных билетов и ценных бумаг, талонов и проездных документов для общественного транспорта. Сюда же стоит отнести торговлю на ярмарках и рынках, мелкорозничный сбыт, прием от населения посуды и другие.

Кроме того, установка ККТ не обязательна, если компания работает в труднодоступном регионе, или относятся к категории аптечных организаций.

Какие требования предъявляются к ККТ?

Чтобы поставить кассовую машину на учет, а в дальнейшем применять ее в работе, компании необходимо задействовать только те модели, которые отражены в государственном реестре. Чтобы определить, имеется ли модель в перечне или нет, достаточно заглянуть в реестр или поверить при покупке кассовой машины наличие сверху специальной бирки с надписью «Государственный реестр» и указанием требуемого года.

Чтобы ККТ могла быть включена в госреестр, она должна соответствовать ряду требований. Вот только некоторые из них:

  • Возможность фиксации информации в памяти устройства, на ленте и чеке с учетом параметров и технических характеристик.
  • Обеспечение печати кассовых документов, а также возможность долговременного хранения данных.
  • Наличие опции, позволяющей эксплуатировать аппарат в фискальном режиме.
  • Исправность и обеспечение технической поддержкой со стороны поставщика.
  • Наличие паспорта установленного типа, а также идентификационного знака.
  • Прочие требования (наличие часов, корпуса, накопителя памяти и других опций).

В госреестре, кроме списка допущенных моделей, содержатся данные по реквизитам, требующим отражение в чеке ККТ. Список необходимых реквизитов может различаться в зависимости от вида деятельности ООО. Следовательно, при выборе кассовой машины стоит брать во внимание, в какой сфере она будет применяться. Это может быть торговля, реализация билетов или оказание услуг людям.

Многие руководители путают ККТ с ЧПМ (машинками для печати чеков). В них не предусмотрен блок памяти, поэтому отнести такие устройства к категории контрольно-кассовой техники и, соответственно, поставить на учет не получится.

Как зарегистрировать ККМ в налоговой?

Как только ООО покупает кассовую машину, и заключает договор с ЦТО, технику необходимо поставить на учет в налоговой службе. Если речь идет об ИП, сделать это можно по месту проживания, а вот в случае с ООО — по юридическому адресу основного офиса. Но здесь имеется оговорка.

Если ККМ планируется применять по другому адресу, придется создавать обособленный филиал, и уже по месту его нахождения ставить контрольно-кассовую машину на учет. В ситуации, когда компания имеет несколько отделений, которые отчитываются различным ФНС, расположенным в одном муниципальном секторе, регистрация всех ККМ может производиться в одной налоговой инспекции.

Чтобы зарегистрироватьККМ, необходимо пройти несколько этапов:

  1. Передача необходимых бумаг. К основным документам стоит отнести паспорт ККТ, заявление, а также договор с ЦТО. Могут потребоваться и дополнительные бумаги — квитанция о покупке устройства, паспорт, учредительные и прочие документы.
  2. Осмотр кассовой машины. Аппарат можно привозить лично или будет осуществлен выезд работника ФНС на объект. Работа должна производиться в присутствии человека, который подавал заявление. Главное внимание уделяется целостности кожуха ККМ, а также наличию соответствующего значка.
  3. Фиксализация и последний этап регистрации. Как только осмотр произведен, а работник ФНС не выявил замечаний, вводится специальный пароль, который защищает память от постороннего проникновения. Далее печатается пробный чек и проверяется наличие всех параметров. В завершение делается отметка в паспорте ККТ, выдается карточка с подтверждением регистрации, а также передаются бумаги, которые прилагались к заявлению на регистрацию.

Переход на передачу данных через Интернет

Как отмечалось выше, до начала июля 2017 года (по закону ФЗ №290) все предприниматели должны осуществить переход на онлайн-кассы. Главной целью нововведения является уменьшение случаев сокрытия наличных, а также повышение объема налоговых поступлений

Инициаторы нововведения уверяют, что процесс применения ККТ теперь упрощается, ведь регистрация проходит в электронном виде, нет необходимости в ежегодной перерегистрации, отменяется обязательное ТО, а также уменьшается число выездных проверок.

Вывод

С учетом сказанного, делаем окончательные выводы:

  • Если ООО работает на УСН, ОСНО или ЕСХН, установка ККТ является обязательной. Если указываются услуги населению, возможна выдача БСО.
  • Если ООО работает на ПСН или ЕНВД, применение ККТ не является обязательным условием. Но продавец обязан предоставить покупателю квитанцию или товарный чек. Кроме того, если оказываются услуги населению, требуется выдача БСО.

В 2016 году был выпущен в свет Федеральный закон № 290, изменивший 54-ФЗ и перевернувший все ранее существовавшие правила об использовании контрольно-кассовой техники. Новая идея ФНС о тотальном контроле наддвижением наличных денежных средств посредством специально оснащённых касс начала воплощаться в жизнь. Глобальный проект подразумевает в будущем обязательное использование ККТ для всех категорий налогоплательщиков, дело только во времени. Разберёмся в этапах реализации данного проекта, и выясним, может ли у ИП вестись работа без кассового аппарата.

Цель создания абсолютной системы контроля за движением каждого рубля ясна: прозрачность потока наличной выручки и расчётов с применением платёжных карт. Немедленная передача данных в ФНС и их фиксация не позволит недобросовестным бизнесменам вносить изменения задним числом, а значит, сведения о выручке будут максимально соответствовать действительности. Открытая информация об оборотах позволит налоговикам реже выходить на проверки.

Для покупателей также возникает ряд положительных моментов, связанных с получением «прозрачного» чека.

Реальный фискальный документ даёт гарантию возможности реализации потребительских прав, в случае необходимости. Например, обращение с целью возврата бракованного изделия, или гарантийный ремонт. Почти полностью исключается риск покупки контрафакта.

Так как вопрос о применении ККТ вскоре коснётся абсолютно всех представителей малого и среднего бизнеса, полезно будет кратко осветить некоторые преимущества для налогоплательщиков, применяющих новое оборудование.

Вскользь изучив проблему, может показаться, что контролёры «перегнули палку», обязав малый бизнес тратиться на дорогостоящие аппараты. Даже поэтапное внедрение в жизнь законопроекта и применение разнообразных отсрочек для некоторых групп налогоплательщиков не снимает окончательного бремени по обязательной покупке новых касс.

Однако если внимательнее присмотреться к нововведениям, можно разглядеть ряд удобных аспектов для бизнеса:

  1. Регистрацию новой кассы или впоследствии её перерегистрациюможно осуществить без посещения налоговой инспекции, достаточно просто направить свои сведения через сайт ФНС.
  2. Отменяется составление форм КМ (1-9), формировать и вести отчётность в бухгалтерии становится легче.
  3. С бизнеса снимается обязанность по обеспечению сохранности фискальных документов на бумаге, все отчёты и чеки передаются через интернет в ФНС и хранятся там.
  4. Онлайн-контроль за оборотом наличности, доступный для налоговых органов, позволяет последним существенно снизить количество проверок, что разгрузит бизнес от назойливого внимания контролёров.
  5. Новые кассы позволяют наладить и автоматизировать не только налоговый контроль, но и внутренний, в пределах фирмы. Систематический анализ данных позволит своевременно выявить нерадивых сотрудников и кассиров.

Таким образом, бизнесмены, истратившиеся на установку нового кассового оборудования, в качестве компенсации могут воспользоваться немалыми преимуществами применения новых касс.

Возможно, в долгосрочной перспективе, поставщики программного обеспечения разработают новые версии, которые ещё более полно позволят автоматизировать систему внутреннего аудита.

Можно ли ИП работать без кассового аппарата?

Работать организации и ИП без кассового аппарата могут только в том случае, если их род деятельности подходит под список, содержащийся в статье 2 Федерального Закона № 54.

Ниже кратко приведены некоторые пункты из данной статьи:

  • реализация газетной и журнальной продукции через киоски, причём продажа сопутствующих товаров должна приносить менее половины общего дохода;
  • реализация акций, облигаций и прочих ценных бумаг;
  • касса не применяется при получении оплаты за проезд в транспорте;
  • питание в школьных столовых;
  • продажа непродовольственных товаров в местах, где нет условий для их хранения, т.е. наоткрытых лотках. Перечень товаров ограничен, в него входят нижнее бельё и носовые платки, чулки и носки, стельки, приспособления из дерева для кухни, деревянные столовые приборы, корзинки, плетёные изделия;
  • торговля в поездах, с тележек и велосипедов, а также работа носильщиков;
  • продажа мороженого и разливных напитков (не алкоголь);
  • продажа молока или кваса из цистерн;
  • реализация овощей в сезон;
  • мелкий бизнес по ремонту обуви и изготовлению ключей;
  • услуги по уходу за ребёнком или за нуждающимися в помощи, заболевшими или людьми в возрасте;
  • применение ККМ не требуется для ИП, сдающих внаём жилые площади, владельцем которых он является;
  • вся деятельность, связанная с религией.

В тех случаях, когда деятельность ведётся в территориально удалённых регионах, в которых применение нового оборудования технически невозможно ввиду отсутствия связи, закон допускает работу без ККТ. То же условие распространяется на аптеки в сельских местностях.

Итак, список организаций и предпринимателей, для которых разрешена работа без кассового аппарата, невелик, однако он охватывает достаточно большую категорию предпринимателей, осуществляющих как розничную торговлю, так и оказывающих услуги населению.

Выдача кассовых чеков вменяется в обязанность для всех, кто считает налоги по выручке, это и упрощёнка, и ОСНО, и единый сельхозналог.

В перечисленных случаях ответом на вопрос: «Обязательно ли иметь и применять кассовый аппарат ИП?» –для таких организаций и ИП будет: «Да, обязательно, кроме случаев выдачи БСО вместо кассового чека». Все представители данной категории, желающие дальше работать, благополучно закупили новую кассовую технику до 1 июля 2017 года, и с тех пор все сведения об обороте их наличности передаются и хранятся в ФНС.

С 1 июля 2019 года применение новых моделей касс стало обязательным для бизнесменов, находящихся на специальном налоговом режиме ЕНВД или ПСН, при соблюдении перечисленных условий:

  • если род их деятельности связан с общественным питанием;
  • осуществляют розничную торговлю (за исключением торговли товарами из категории непродовольственных, перечисленных в предыдущем разделе);
  • если они являются собственниками торговых автоматов;
  • и одновременно они имеют действующие трудовые контракты с наёмными работниками.

Таким образом, все компании и ИП, занятые в указанных сферах и заключившие трудовые контракты, должны использовать ККТ нового образца.

Если компания или ИП, работающие в указанных сферах, не имели собственных сотрудников, а после 1.07.18 был заключён первый трудовой контракт, то хозяйствующий субъект обязан в течение месяца с даты приёма сотрудника в штат зарегистрировать и использовать кассовый аппарат в соответствии с инструкцией.

  1. Остальные субъекты, уплачивающие ЕНВД или патент, даже те, у кого сотрудников нет.
  2. Собственники торговых автоматов, также с нулевым штатом.

Таким образом, во второй половине 2019 года и далее к льготным категориям, имеющим право работать без касс, будут относиться только те хозяйственные субъекты, которые подходят под критерии статьи 2 Федерального Закона № 54.

Они были кратко перечислены в предыдущем разделе.

Рассмотрим более подробно категорию налогоплательщиков, реализующих услуги для населения, т.е. для физических лиц, и их обязанность по применению касс.

Такое право реализуется субъектами только при соблюдении следующих условий:

  • БСО можно выдать только в момент получения оплаты за услугу от физического лица или ИП (приравнивается к физлицу);
  • оформляется БСО только в качестве подтверждения оказанной услуги, чтобы убедиться, что род деятельности относится к услугам, а не к работам, лучше свериться с ОКУН;
  • выдача бланков при получении наличных, так же, как и кассовых чеков, обязательна;
  • корректному заполнению БСО следует уделить особенное внимание.

Невыполнение хотя бы одного из перечисленных условий будет трактоваться контролёрами, как неприменение ККТ, в результате чего можно заработать штраф за отсутствие кассового аппарата у ИП.

Если форма бланка для осуществляемых услуг не разработана органами исполнительной власти, то его можно утвердить самостоятельно.

В таком случае лишь следует включить в форму обязательные реквизиты:

  • название документа, к БСО относятся также билеты, проездные, талоны и т.д.;
  • 6-значный номер;
  • наименование ЮЛ или ФИО предпринимателя, адрес, ИНН;
  • оказание какой услуги было произведено, её цена;
  • сумма, полученная в качестве оплаты;
  • дата операции;
  • должность ответственного лица, подпись, печать.

Федеральным законом под номером 290 установлен следующий порядок применения касс нового формата для лиц, выдающих БСО, независимо от системы налогообложения:

  • с середины 2019 года должны начать применять ККТ лица из сферы общественного питания, у которых есть наёмные работники;
  • с середины 2019 года обязанность иметь ККТ распространяется на всех хозяйственных субъектов, выдающих БСО.

Таким образом, бизнесмены, независимо от системы налогообложения, реализующие услуги для населения и не продающие никаких товаров, могут заполнять и выдавать бланки строгой отчётности до середины 2019 года, не применяя ККТ.

Соответственно, если организация находилась на УСН и оказывала услуги населению, то её обязанность по применению ККТ начнётся с середины 2019 года, если в штате есть работники и сфера деятельности попадает под общепит. В остальных случаях действует отсрочка до середины 2019 года.

Ответственность за неприменение ККТ

В связи с тем, что список налогоплательщиков, правомерно работающих без кассы, стремительно сужается, актуальным становится вопрос об ответственности за отсутствие ККТ, и в каких случаях может быть наложен штраф за торговлю без кассового аппарата для ИП.

Есть несколько видов нарушений, которые могут одинаково квалифицироваться контролёрами, как неприменение ККТ:

  • если аппарат вовсе отсутствует, т.е. нет аппарата ни старого, ни нового образца, в то время как обязанность по выдаче кассовых чеков установлена законом;
  • аппарат есть, чеки выдаются, но вместо кассы нового образца всё ещё используется старый аналог без передачи данных через интернет;
  • аппарат, используемый хозяйственным субъектом, оснащён функцией передачи данных через интернет, но не соответствует всем параметрам, закреплённым в законодательных актах.

За каждое из таких нарушений можно получить штрафы, о размерах которых будет рассказано далее.

С середины июля 2019 года вступили в действие новые положения о суммах штрафов за неприменение кассовой техники. В результате чего, штраф за неприменение ККМ для организаций и ИП в 2019 году существенно вырос. Так, за отсутствие кассы теперь установлен штраф в процентном соотношении от суммы неправильно оформленной покупки.

Так, должностное лицо будет нести ответственность в размере не менее 10 тыс. рублей, или сумма штрафа для него составит четверть или половину суммы продажи, осуществлённой без применения ККТ. Например, если размер сделки, неправомерно проведённой без кассы, составляет 4 тыс. руб., то должностное лицо должно будет заплатить штраф не менее 10 тыс. руб. Если цена сделки составила 60 тыс. руб., то штраф будет варьироваться от 15 тыс. руб. до 30 тыс. руб.

Юридическое лицо будет выплачивать штраф в размере не меньше, чем 30 тыс. руб. Расчётный размер штрафа составит от 75% до 100% от суммы сделки по чеку. То есть если провести без кассы продажу на сумму 100 тыс. руб., можно заработать штраф в той же сумме и перечислить её в полном объёме в бюджет.

Очень серьёзные меры ответственности теперь предусмотрены за аналогичное повторное нарушение законодательства о применении ККТ, при условии, что совокупная сумма продаж без кассы составила 1 млн руб. и более.

Должностные лица могут в таком случае получить серьёзное наказание в виде дисквалификации на период от 1 года до 3 лет. Это ограничение не позволит в течение указанного срока занимать руководящие должности, иным способом управлять фирмой или входить в состав совета директоров. Такие ограничения находят своё отражение в ЕГРЮЛ.

К индивидуальным предпринимателям, как хозяйственным субъектам, или к юридическим лицам при повторном нарушении может быть применено официальное приостановление экономической деятельности до 3 месяцев.

Период простоя может привести к срыву выгодных сделок, потере постоянных клиентов и их доверия.

Менее суровые меры применяются в случае, если ККТ применяется, но не соответствует действующим нормам или представляет собой устаревшую модель, сюда же относятся нарушения порядка перерегистрации.

Минимальным наказанием для должностного лица будет предупреждение, в случае применения денежного взыскания суммарный штраф составит 1.5-3 тыс. руб. Юридическое лицо также может заработать предупреждение либо взыскание в сумме от 5 до 10 тыс. руб.

Таким образом, штраф за работу без ККМ установленного образца для организаций и ИП в 2019 году уже нельзя назвать формальным, суммы санкций весьма ощутимы, особенно при повторном установлении контролёрами ведения продаж без фиксации оплаты через кассовый аппарат.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png