Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

СБОРНИК ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

Камышлов, 2016

Составитель: Валуева Анастасия Юрьевна студентка 4 курса, специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», сборник творческих заданий по изобразительному искусству как средство развития креативных способностей учащихся 3 класса, – 2016. – 11 с.

Руководитель: Болотова Е.Ю., преподаватель.

Сборник включает в себя творческие задания по изобразительному искусству как средство развития креативных способностей учащихся 3 класса.

© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016

Оглавление

Пояснительная записка

1 класс

Пояснительная записка

Сборник творческих заданий разработан на основе требований ФГОС и способствует развитию креативной личности младшего школьник, а именно творческого мышления.

Данный сборник представляет собой подбор творческих заданий, направленных на развитие креативных способностей. Задания разделены на классы и группу заданий. Каждый блок задания поделен еще в соответствии с уровнем знаний обучающихся.

1. Тренировочные задания;

2. Частично – поисковые задания;

3. Творческие задания

Листая сборник можно увидеть следующие условные знаки:

задания для одаренных детей

задания для детей с ОВЗ

Данный сборник может быть использован педагогами по изобразительному искусству, педагогами дополнительного образования в области изобразительного искусства, во внеурочную деятельность, студентами, родителями.

Материалы сборника могут представить интерес для педагогов начальной школы и студентов педагогических колледжей при прохождении производственных практик

3 класс

    Тема: «Музеи в жизни города»

Изобрази художественный музей России

    Дорисуй

    Изобрази музей, с помощью:

Цветных карандашей Гуашью или акварелью + пальчики

    Создай красочный, выразительный художественный литературный, исторический музей

    Тема: «Картина – особый мир. Картина пейзаж»

Изобразите пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением

    Дорисуй:

    Изобрази:

Зимний пейзаж с помощью акварели Горный пейзаж с помощью гуаши + ватных палочек

    Создай яркий, красочный осенний пейзаж, с помощью акварели, гуаши, ватных палочек, цветных карандашей, фломастеров, мелков и т.д.

    Тема: «Картина – портрет»

Создайте портрет кого либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрета

    Дорисуй

    Изобрази:

Портрет, с помощью восковых мелков Портрет, с помощью гуаши + губки

    Создай портрет или автопортерт, с помощью акварели, гуаши, ножниц, цветной бумаги, кусочки ткани, пластилин и т.д.

    Тема: «Картина – натюрморт»

Создайте натюрморта с ярко выраженным настроением

    Дорисуй

    Изобрази натюрморт

С помощью гуаши С помощью гуаши + ватные палочки

    Создай натюрморт, с помощью акварели, гуаши, ватных палочек, губки и т.д., передавая настроение

    Тема: «Картины исторические и бытовые»

Изобразите сцену из своей повседневной жизни в картинах бытового жанра

    Дорисуй

    Изобрази

Бабушка вяжет носки, с помощью акварели Мама шьет платье с

и гуаши + ватные палочки помощью акварели и гуаши + губка

    Создай сцену из своей повседневной жизни в картинах бытового жанра, с помощью акварели, гуаши, ватных палочек и т.д.

    Тема: «Скульптура в музее и на улице»

Создай фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры

    Создай фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры, с помощью акварели, гуаши, ватных палочек и т.д.

  • 5. Восприятие произведений искусства. Анализ произведений искусства. Значение искусства в жизни человека. Крупнейшие художественные музеи.
  • 6.Краткий обзор методов преподавания изобразительного искусства.Обучение рисованию в древности и в эпоху средневековья. Вклад художников Возрождения в методику преподавания изобразительного искусства.
  • 7. Обучение рисованию в учебных заведениях России в 18-19 веках.
  • 8. Совершенствование методов преподавания рисования в советской школе. Передовой педагогический опыт художников-педагогов и его роль в художественном воспитании детей.
  • 11. Художественное воспитание школьников. Цель, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
  • 12.Сравнительный анализ программ по изобразительному искусству (авторы в.С. Кузин, б.М. Неменский, б.П. Юсов и др.), структура и основные разделы программы. Виды, содержание программ, тематизм.
  • 14. Принципы планирования занятий. Календарное тематическое, иллюстрированное планирование по изобразительному искусству в 1-4 классах
  • 15. Особенности планирования уроков изобразительного искусства в 1 классе.
  • 16. Планирование уроков изобразительного искусства во 2-ом классе.
  • 17. Планирование урока изобразительного искусства в 3 классе
  • 1. Объясните значение слова.
  • 2. Кроссворд “Угадай ключевое слово”.
  • 1. Игра-пантомима “Живые скульптуры”.
  • 2. Игра «Лучший экскурсовод».
  • 22. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству. Организация работы факультативов по изобразительному искусству. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 1. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству.
  • 2. Организация работы факультативов по изобразительному искусству.
  • 3. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 23. Диагностика индивидуальных психологических особенностей учащихся. Методика проведения изо – тестов и контрольных заданий.
  • 24. Развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов. Дифференциация и индивидуализация обучения изобразительному искусству.
  • 25.Оборудование занятий по изобразительному искусству. Художественные техники и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства в начальных классах
  • 26. Психологические и возрастные особенности детского рисунка. Анализ и критерии оценки детских, учебных и творческих работ»
  • 27. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства в 1 – 4 классах. "Альбом учителя".Технологии педагогического рисования. Методика педагогического рисования.
  • 28. Демонстрации, выполняемые учителем на уроках художественного труда. Методика показа.
  • 30. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика обучения учащихся 1-4 классов в системе терминов и понятий по изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе.
  • 1. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству.

    Внеклассные занятия привлекают разнообразием своих форм и видов все больше учащихся. Нередко выявляются художественно-одаренные дети.

    Виды внеклассной работы по ИЗО для учащихся начальных классов :

      рисование с натуры, по памяти и по представлению; выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм; выполнение декоративных композиций (сюжетно-тематический натюрморт, орнамент); выполнение декоративных композиций-импровизаций; моделирование и художественное конструирование изделий из бумаги (бумагопластика); лепка;художественная роспись; аппликация; работа с тканью; -работа с природными материалами.

    Основными формами внеклассной работы по изобразительному искусству с детьми являются кружки, факультативные занятия, беседы, доклады, кинофильмы, домашнее рисование, рисование учащихся по ИЗО, выставки.

    Кружок – Наиболее распространенный вид внеклассной работе по изобразительному искусству. Занятия в кружках являются как бы продолжением классных занятий. Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов и т.д.

    Факультативные занятия дают широкие возможности для эстетического воспитания школьников. Эти занятия должны вызывать интерес учащихся к занятиям живописью, рисунком, гравюрой, керамикой, к изучению истории искусств. Факультативные занятия носят ярко выраженный проблемный характер. Они рассчитаны на активность и самостоятельность учащихся в восприятии материала, в выполнении заданий.

    Экскурсии углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками. Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

    Беседы. Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал.

    Лекции, доклады. Л екция значительно отличается от обычных лекций высшей школы: она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не все 45 минут, а с небольшими паузами, которые заполняются собеседованием. Лекция применяется в том случае, когда надо дать обобщенный материал о целой эпохе, направлении в искусстве, о жанре, о технике и технологии материалов (в живописи, графике, керамике, чеканке по металлу).

    Кинофильмы. Тема кинофильма по изобразительному искусству должна соответствовать учебной программе. При выборе фильма учитывается возраст учащихся. Просмотр каждого фильма сопровождается специальной беседой. Кинофильмы могут быть посвящены также технике изобразительного искусства.

    Домашнее рисование учащихся. Особенно сложной формой внеклассного руководства является наблюдение за домашней работой учащихся. Педагогу необходимо регулярно просматривать, кроме домашних заданий, еще и рисунки учащихся, выполненные ими по собственной инициативе. Это даст ему возможность сохранить творческий подход школьников к работе, направлять ее и оберегать от влияния дурного вкуса, фотографичности, натурализма.

    Выставки. Участие в выставке, выступление с докладом на вечере искусства, право написать объявление о предстоящем конкурсе на лучший детский рисунок - все-это является эффективным средством поощрения детей, пробуждает интерес к искусству, художественным занятиям.

    УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

    Рабочая тетрадь для работ по изобразительному искусству 1-4 класс\ авт.-сост. Е.В. Буянова.

    Тетрадь для самостоятельных работ составлена в соответствии с требованиями программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.:В2сб.\Под ред. В.В. Воронковой.-М.:Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2013.-сб.1,-304с.

    Предложенные задания помогут учащимся 1-4 классов закрепить и проверить знания по изобразительному искусству, а учителю позволяет сформировать у обучающихся умения самостоятельно ориентироваться в задании, формировать выводы,

    Предназначена учителям курса «ИЗО», педагогам специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов.

    ВВЕДЕНИЕ

    Предлагаемая рабочая тетрадь представляет собой практическое пособие для учителя. Предназначена для индивидуальной работы обучающихся по курсу «Изобразительное искусство» в сопровождении и под руководством учителя.

    Рабочая тетрадь содержит упражнения, вопросы и задания составленные по принципу доступности и предназначенные для самостоятельного поиска ответов учащимися ориентированием их на конкретный учебный материал.

    Предложенный материал значительно облегчит процесс обучения, поможет закрепить изученное, научить последовательно и системно делать выводы, обобщать, социально адаптироваться, сформировать устойчивый интерес к предмету.

    Учитель может использовать рабочую тетрадь для проверки знаний, умений и навыков.

    1.Художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

    (методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)

    Рисование сюжетное по замыслу

    «Посмотрим в окошко»

    Задачи. Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Создать условия для самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке.
    Предварительная работа. Экскурсия по школе с остановками возле всех окон и рассматриванием «видов» через видоискатель - картонные или деревянные рамки (пустые) разной формы и величины. Рассматривание иллюстраций в детских книжках, изобра­жающих разные домики с окошками, например: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Козлятки и волк», «Три поросёнка».
    Чтение чистоговорки Г. Лагздынь с договариванием детьми строчек из одинаковых слогов:
    На-на-на-на-на-на-на!
    Смотрит кто-то из окна!
    Не-не-не-не-не-не-не!
    Кто же там торчит в окне
    Ни-ни-ни-ни-ни-ни-ни!
    Эй, цветок не урони!
    Но-но-но-но-но-но-но!
    Мы отправились в кино!
    Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну!
    Тучи спрятали луну.
    Ны-ны-ны-ны-ны-ны-ны!
    Как темно-то без луны!
    На-на-на-на-на-на-на!
    Машет мама из окна!
    Материалы, инструменты, оборудо­вание. Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, цветные карандаши.

    Содержание занятия.
    Учитель читает детям рассказ «Окно»
    - На этой стене - окно, а на той стене - рама с картиной. Окно - тоже рама с картиной.
    Картина за окном больше, потому что там двор, за двором - огород, за ним -дорога, за дорогой - поле с зелёной тра­вой, а сверху - голубое небо. По дороге идут люди, а по небу плывут облака.
    И на картине тоже есть небо и облако. Всё время это облачко стоит на одном месте.
    В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и машет мне рукой.
    Через раму картины ничего не видно.
    Самая лучшая рама с картиной - наше окно. Всё в нём живое: и куры, и наседка с цыплятами, и собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу играть с ними. Больше всего я люблю смотреть в наше окно.
    Выполнение детьми практического задания.

    2.Говорящие цвета.
    Вопросы и задания.
    Вспомни, какие «говорящие» цвета ты уже знаешь? Покажи их на палитре и подбери подходящие предметы (картинки): лимонный - лимон... А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и подбери на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы. (Фиолетовый или иначе - сливовый.) Как ты думаешь, слово «малиновый» произошло от слова «малина» или наоборот? Как лучше сказать про лимон - жёлтый или лимонный? А как точнее? Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Жёлтый цвет - чистый, без примесей, а лимонный получается, если жёлтый слегка смешан с зеленым; жёлтый - тёплый, а лимонный - холодноватый.) Какие ещё «говорящие» цвета ты знаешь? А какие из них можно назвать «вкусными»? Нарисуй «вкусные» картинки.

    3.Игра-упражнение «Цвета радуги»

    Прочти внимательно стихотворение Т. Белозерова «На радуге»:

    Не во сне, а наяву – что же здесь такого?

    Я на радуге живу, в домике лиловом.

    Выбегаю поутру в бежевых сапожках,

    Ем в сиреневом бору алую морошку.

    С листьев падает роса в темно-синей чаще,

    Филин желтые глаза на меня таращит.

    Там, где свищут соловьи в закоулках бора,

    Пробираются ручьи к розовым озерам,

    Машет белка за кустом фиолетовым хвостом,

    Белорыбицы плывут под вишневый мостик…

    Я на радуге живу, приходите в гости!

    Какие цвета упоминаются в стихотворении? выбери эти цвета.

    4.Упражнение «Угадай и нарисуй деревья»

    Попробуй отгадать загадки о деревьях и нарисовать эти деревья:

    В белом сарафане стала на поляне,

    Летели синицы, сели на косицы.

    Что же это за девица: ни швея, ни мастерица,

    Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

    Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,

    Но в отличие от ёлки опадают те иголки.

    лиственница

    5.«Инопланетяне»

    Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.

    Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

    6.«Разноцветная лесенка»

    Вариант 1

    Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек.

    Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

    7.Раскрась правую половину елки с игрушками так же, как раскрашена левая.

    8. Найди на картинке максимальное количество фруктов и ягод круглой формы.

    9.Задания – опознание изображений.

    10. Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

    11. Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

    12. Попробуйте нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.

    13.«Дорисуй картинку» . В этом задании нужно придумать, на что похож рисунок, дорисовать его и раскрасить по-своему.

    14. Диктант

    У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный. Всё ходит по цепи кругом

    15. Раскрась рисунки согласно времени года.

    17.Упражнение: «Слушаем и рисуем»

    Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

    Матрешек будем рисовать:

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Всех больше первая матрешка:

    Зеленый сарафан, кокошник.

    За ней сестра - вторая,

    В жёлтом платье выступает.

    Третья меньше второй:

    Сарафанчик голубой.

    У четвертой матрешки

    Рост поменьше немножко,

    Сарафанчик синий,

    Яркий и красивый.

    Пятая матрешка -

    В красненькой одежке.

    Всех запомнить постарайся,

    За рисунок принимайся!

    18.Упражнение: «Нарисуй по рассказу»

    Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.

    В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.

    19. Основные цвета

    Характеристика цвета

    Составитель программы:

    Учитель ИЗО

    Ускова Е. Б.

    г. Владимир, 2013 г.

    Пояснительная записка.

    Направленность программы «По ступеням творчества» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации –1 год обучения.

    Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

    Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

    В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

    Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

    Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

    Основная цель программы:

    Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

    Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач :

    • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
    • художественно-творческой развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
    • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

    В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

    Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы – ученики 5-9 кл.

    Принцип построения программы:

    На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников:

    I группа – 5-7 кл.,

    II группа – 8-9 кл.

    Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в первой группе дети выполняют творческие задания, в второй группе – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

    Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

    Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

    Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

    • занятия в свободное время;
    • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
    • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

    Формы занятий

    Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

    Методы

    Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

    • · Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
    • · Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
    • · В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
    • · Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
    • · Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
    • · Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

    Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

    Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

    Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

    Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

    В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер — классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

    Ожидаемые результаты освоения программы:

    Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

    Тематический план

    «Сказочная страна рисования»

    для 5-7 классов

    Тема урока

    Кол-во часов

    Рисование осеннего пейзажа «Природа Родного края» Рассмотреть репродукции картин художников на осеннюю тему. Обратить внимание на композицию пейзажа, на осенний колорит. Учить рисовать разное состояние осенней природы; разные породы деревьев, кустарников.
    Рисование животных (уголь) Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы углем. (штрихи, растушевки)
    Рисование животных (гуашь)
    Рисование композиции «Зимующие птицы» Рассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать разные породы птиц, передавать их среду обитания; использовать разные способы работы красками.
    Рисование зимнего пейзажа Рассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками.
    Рассмотреть репродукции работ художников, рисующих зиму, зимнюю сказку, новогодние открытки. Обсудить композицию и сюжет темы. Учить рисовать сказочных героев, передавать сказочную атмосферу композиции. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).
    Рассмотреть новогодние открытки. Обсудить композицию оформления и сюжет плаката, рисовать сказочных героев, делать праздничную надпись. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).
    Декоративная работа из полос бумаги Рассмотреть узоры, составить узор в любой из геометрической форм. Учить выполнять декоративную работу из узких полос бумаги; наклеивать полосу на ребро.
    Изготовление из бумаги карнавальных масок и их роспись Познакомиться с происхождением и изготовлением масок, с правилами их украшения. Учить изготавливать новогодние маски из бумаги и украшать их перьями, бусами, мишурой т.д.
    Рисование животных в технике графика. Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать выразительные средства графики.
    Рисование портрета Учиться рисовать портрет по памяти, соблюдая пропорции фигуры человека, передавать характерные черты лица, цвет волос, любимый наряд.
    Рисование цветов Рассмотреть открытки и репродукции работ художников рисовавших цветы. Обратить внимание на их строение, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами.
    Рисование животных «Фауна владимирской области» Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы красками.
    Рисование фигуры человека Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты человека в полный рост; таблицу-схему пропорций фигуры человека. Учить рисование фигуры человека в полный рост с соблюдением пропорции
    Рисование «Мой друг». Учить рисовать людей, соблюдая пропорции фигуры человека; передавать портретное сходство своего друга. Использовать выразительные средства живописи.
    Рисование композиции «Страна восходящего солнца — Япония» Рассмотреть репродукции японского искусства. Учить рисовать фигуру человека в японской одежде, передавать окружение человека в японском стиле
    Рисование композиции «Китай» Рассмотреть репродукции китайского искусства. Учить рисовать фигуру человека в китайской одежде, передавать окружение человека в китайском стиле
    Итого часов

    ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

    Тематический план

    работы кружка по изобразительному искусству

    «Мир рисунков»

    для 8 — 9 классов

    Тема урока

    Количество часов

    Рисование осеннего пейзажа.
    Рисование осеннего натюрморта
    Рисование животных (уголь)
    Рисование животных (гуашь)
    Рисование зимующих птиц
    Рисование зимнего пейзажа
    Рисование композиции «Новогодние фантазии»
    Рисование новогоднего плаката
    Рисование новогоднего натюрморта
    Рисование животных (гуашь)
    Портрет
    Рисование цветов
    Рисование животных жарких стран
    Рисование весеннего пейзажа
    Рисование плаката «День победы»
    Искусство Японии
    Искусство Китая
    Итого часов

    ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

    К концу обучения учащиеся должны знать:

    — основные этапы развития русского и зарубеж­ного изобразительного искусства, национальные тра­диции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, искусство и памятники культуры своего края;

    — систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивно­ го строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции).

    — последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности - по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

    — систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктив­ное строение, светотень, цветоведение, композиция). Учащиеся должны уметь:

    — самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы про­изведения художников с музыкальными и литератур­ными произведениями;

    — самостоятельно выполнять различные учебные творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добива­ясь художественно-образной выразительности;
    — при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, конт­расты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;

    — определять степень холодности и теплоты оттен­ков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

    — в тематической композиции сознательно при­менять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воп­лощения замысла.

    — использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных предметах.

    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png