Актер, который почти всегда вызывал у зрителей улыбку, огорчил публику только один раз, когда умер 29 декабря 1993 года. Хоронили Фрунзика Мушеговича Мкртчяна в канун Нового года.

Позже авторы документального фильма, рассказывающего о судьбе армянского актера, подчеркнут в синхроне: новогодней ночью армяне пили первый бокал без звона и молча. Время было тяжелым, почти блокадным, в дома не подавалось электричество, и всем казалось, что привычная нормальная жизнь закончилась. Любительские кадры похорон наложили на звук национального духового инструмента: душа навзрыд, когда слышишь «причитание» дудуки — парафраз народных мелодий — и видишь в кадре заплаканные лица тысяч и тысяч ереванцев, аплодирующих актеру в последний раз... Такие кадры не скомпилируешь.


Сейчас чаще всего актера вспоминают в роли шофера Хачикяна в фильме «Мимино», а предвзятому зрителю Мкртчян знаком по эпизоду в картине «Не горюй!». Помните, как сидят в долговой яме двое проштрафившихся и персонаж Мкртчяна вдруг спрашивает визави: «Хочешь конфетку?» И тут же сам себе отвечает: «А нету!»

Многие называли его «грустный веселый человек». Все-таки существует трагическое начало в комическом. Известного всему миру клоуна Енгибарова журналисты тоже ведь называли клоуном «с осенью в сердце»...


СМИ утверждали, что во время съемок «Мимино» Фрунзик Мкртчян начал сильно пить. Несколько раз съемки даже приходилось отменять. В итоге режиссер Данелия поставил перед актером жесткое условие — либо алкоголь, либо роль. Несколько дней Мкртчян не притрагивался к спиртному. А потом, пишут, пришел к режиссеру и грустно сказал: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой». И лучшую сцену допроса свидетеля Хачикяна в суде Мкртчян мастерски сымпровизировал.


Казалось бы, тогда, при жизни в Советском Союзе, всеобщее обожание — пропуск в счастливую и обеспеченную жизнь. Например, паспортный контроль в аэропортах известный актер проходил без документов: просто показывал свой знаменитый профиль. Большой нос, грустные глаза, изломанные в печали брови... Его называли комиком без улыбки, как великого Макса Линдера. Родные актера говорили, что еще в детстве Фрунзик был беспомощным, «над ним все смеялись». Площадку коммунальной квартиры маленький актер превратил в театральную сцену. Разыгрывал на ней моноспектакли, говорил «что в голову взбредет». А соседи-зрители смеялись...


Легенда гласит, что сам актер к своему массивному носу относился с юмором и даже сочинял о себе анекдоты. Вахтанг Кикабидзе в одном из интервью рассказал такую историю: «Мы с Арчилом Гомиашвили пошли на премьеру спектакля «Сирано де Бержерак», в котором Фрунз играл роль Сирано. В этом спектакле есть очень долгий монолог Сирано, где он рассуждает на тему своего большущего носа. У Фрунза этот монолог получился очень коротким, даже минуты не потянул. Когда мы после спектакля ехали в машине, я ему говорю: «Слушай, Фрунз, ты почему этот длинный монолог так сократил? Все-таки классическое произведение...» А он отвечает: «Буба джан, когда долго говоришь про нос, армянам это неприятно».


Родной брат актера Альберт Мкртчян вспоминал случай в США. «У меня хранится статья из газеты «Нью-Йорк таймс». «Пять минут молчания Мгера Мкртчяна» называется. Дело в том, что на одном из его выступлений в Америке больше половины зала составляли американцы, которые не говорили ни по-русски, ни по-армянски. Тогда брат вышел на авансцену и пять минут молча стоял и смотрел в зал. Публика от хохота сползала со своих кресел на пол. А Фрунзик еще раз окинул их взглядом, поклонился и ушел».


Говорят, и сегодня во многих офисах Еревана висят портреты талантливого земляка Фрунзика Мкртчяна.

Личная жизнь актера была скрытной и сложной. Как выяснилось позже, жутко несчастной. Не похожей на жизнь звезды советского экрана.

По трагическим совпадениям до сегодняшнего дня ни сын, ни дочь, ни супруга актера — никто не дожил. У Фрунзика Мкртчяна было три брака, с актрисой Дамирой — второй женой — они познакомились еще в институте. Родили двоих детей. В профессиональном кругу говорили, что смерть дочери окончательно добила сердце Фрунзика Мкртчяна, однако на самом деле Нунэ умерла через пять лет после того, как не стало актера. Об этом рассказал его брат Альберт: перенесшая сложную операцию Нунэ сидела в палате вместе со своим мужем, и у нее оторвался тромб... Кстати, взрослого душевнобольного сына Вазгена после смерти Фрунзика усыновил тоже он... Вазген умер в 33 года от цирроза печени. Это случилось совсем недавно.


События развивались и «добивали» Фрунзика Мушеговича по нарастающей: жизнь в доме через некоторое время стала невыносимой из-за сцен ревности Дамиры. Как сказано было в том же документальном фильме, после спектаклей или съемок артисту не хотелось даже возвращаться домой. Истерики и скандалы жены были необъяснимы и учащались. Рождение второго ребенка — сына — ничего не изменило. Так продолжалось до тех пор, пока известный артист не обратился к врачам. Приговор — шизофрения.

А поначалу их совместной жизни она даже сопровождала мужа на съемках... Например, в «Кавказской пленнице» Дамире отвели эпизод: она сыграла жену водителя товарища Саахова. Помните красивую женщину, которая печально рассказывает у ворот герою Юрия Никулина о местных обычаях — похищении невест? Словом, когда усилия местных специалистов оказались бессильны, Дамиру отправили в психиатрическую клинику во Франции.


Позже Фрунзик снова женился на очаровательной женщине — дочери председателя Союза писателей Армении Оганесяна. Рассказывают, что, когда актер в очередной раз отправился в ЗАГС, один из друзей пожурил его, мол, не зачастил ли он в это учреждение. На что Фрунзик со свойственным ему юмором ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?» Увы, но и этот брак распался. «Был ли он замкнутым человеком? — рассуждает Альберт Мушегович. — Нет, он же жил среди людей. И в то же время жил один. Однажды, когда его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один».

После неудач в личной жизни Фрунзик замкнул свое внимание на детях и театре. Казалось, все налаживается. Дочь Нунэ вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину. Смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. Однако поведение юноши тоже стало тревожить отца. Вазгена консультировали лучшие врачи-психиатры, которые, увы, в этом случае были бессильны. Мальчику по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Дамира, они даже не узнали друг друга. Трагедия...

В последние годы жизни Фрунзик отказался от кино, сосредоточив все силы на создании своего театра. Коллеги по ереванскому театру имени Сундукяна называют его актером от начала до конца. Фрунзику Мкртчяну покорялись все роли: трагика, комика, классические, современника... И у известного и любимого всеми актера должно было бы все сложиться... И театр мог бы и должен был быть... Не успел. Или устал?

Он умер мгновенно во сне. Инфаркт. Народному артисту СССР, лауреату Государственной премии СССР, лауреату Государственной премии Армянской ССР Фрунзику Мкртчяну было всего 63 года.

Альберт Мкртчян как-то высказал свою версию смерти брата: «Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе».


Фрунзе Мушегович Мкртчян (4 июля 1930 года – 29 декабря 1993 года) – советский актёр театра и кино, армянин по национальности. За всю актёрскую карьеру снялся более чем в 35 художественных фильмах, также более 30-ти лет проработал в Ереванском театре им. Сундукяна , а позже организовал свой собственный театр. В 1978 году Фрунзе Мкртчян был удостоен Государственной премии СССР, второй по значимости премии Советского Союза, а в 1984 году получил звание народного артиста СССР.

Фрунзе Мкртчян родился в 1930 году в Армении в городе Ленинакан (сейчас город Гюмри) в семье простых рабочих местного текстильного комбината. В 30-е годы в СССР была мода называть детей в честь героев-революционеров, военных полководцев и прочих культовых личностей. Так мальчик получил имя в честь советского государственного деятеля Михаила Фрунзе . Позже, уже став известным актёром, он захотел поменять своё имя на Мгер , что в переводе означает «светлый, солнечный ». По другой версии, Мгером его стали называть зрители, когда Театр им. Сундукяна , в котором играл Мкртчян, гастролировал по Ливану . По словам брата Фрунзика Альберта , у актёра было два паспорта: в одном он был «Фрунзе Мкртчян », в другом – «Мгер Мкртчян ».

Мкртчян с детства проявлял актёрские способности. Он принимал участие в самодеятельности при текстильном комбинате, где работали его родители, а также устраивал импровизированные спектакли для соседей на лестничной клетке своего дома. В 1952 году Мкртчян поступил в ереванский театральный институт, а будучи на втором курсе, начал играть в Театре им. Сундукяна . В 1955 году актёр дебютировал в кино в эпизодической роли в картине «В поисках адресата ». Впоследствии за Мкртчяном закрепилось комедийное амплуа, и он с успехом сыграл в таких известных картинах, как «Тридцать три » (1965 г.), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика » (1966 г.), «Не горюй! » (1969 г.), «Мимино » (1977 г.), «Одиноким предоставляется общежитие » (1983 г.).

Популярность Фрунзика Мкртчяна росла с каждым фильмом, в котором он снимался. Однако личная жизнь актёра складывалась не так гладко. В первый раз он женился совсем молодым и довольно быстро развёлся. Вторую супругу, Данару , Мкртчян встретил в середине 50-х, когда она приехала в Ленинакан поступать в театральный институт. Фрунзик и Данара поженились и стали вместе работать в ереванском театре им. Сундукяна. Позже у них родилась дочь Нунэ , а затем сын Вазген . Казалось, личная жизнь Мкртчяна наладилась, но внезапно Данара серьёзно заболела. У неё обнаружилось тяжёлое наследственное психическое заболевание, которое практически не поддавалось лечению. Фрунзик показывал свою жену многим специалистам, но те только разводили руками. Из-за болезни Данара постоянно ревновала мужа, утверждая, что в каждом уголке страны, куда он ездил с гастролями, его ждали любовницы. Домашняя жизнь актёра стала настоящим адом.

Из-за проблем в семье Мкртчяну пришлось отказываться от многих ролей в кино. О нём постепенно начали забывать. Известность вернулась к актёру в конце 1970-х, когда он снялся в своей триумфальной роли в фильме «Мимино », за которую получил Государственную премию СССР. Но состояние Данары ухудшалось, и Мкртчяну пришлось госпитализировать её в психиатрическую больницу во Франции без права выхода оттуда. Фрунзик остался один с двумя детьми. Через некоторое время его дочь Нунэ вышла замуж за студента из Аргентины и уехала к нему на родину. Вскоре после этого у Вазгена обнаружилось то же заболевание, что и у Данары. Мкртчян не терял надежды вылечить сына, однако все его усилия оказались напрасными. Вазген был госпитализирован в ту же клинику, что и его мать. Говорили, что, встречаясь в больничном коридоре, они ни разу не узнали друг друга. Мкртчян пытался вновь наладить семейную жизнь и женился на дочери председателя Союза писателей Армении Тамаре Оганесян . Но через несколько лет пара распалась.

Из-за неустроенности в личной жизни Мкртчян стал злоупотреблять алкоголем. Он почти не снимался в кино, ушёл из театра. Однажды Фрунзика госпитализировали в больницу, где у него случилась клиническая смерть, и врачи буквально вытащили актёра с того света. 29 декабря 1993 года Мкртчян снова много выпил. Его брат Альберт, который всё это время ухаживал за ним, заволновался, когда на следующее утро Фрунзик не отвечал на его телефонные звонки. Отправившись в его квартиру, Альберт обнаружил, что брат скончался.

Смерть Фрунзика Мкртчяна стала огромной трагедией для армянского народа, ведь любимому актёру было всего 63 года. Прощание с ним происходило 31 декабря 1993 года. Тысячи людей шли за гробом Мкртчяна, провожая его в последний путь.

После смерти Фрунзика его душевнобольного сына усыновил брат актёра Альберт. Вазген Мкртчян умер в 2004 году от цирроза печени в возрасте 33-х лет. Нунэ Мкртчян умерла после серьёзной операции в 1998 году, всего на 5 лет пережив своего отца. Данара Мкртчян находится в психиатрической клинике в Ереване.

Фильмография Фрунзе Мкртчяна :

1955 – В поисках адресата – эпизод

1956 – Из-за чести – Вардан

1959 – О чём шумит река – Хачатур

1960 – Парни музкоманды – Арсен

1965 – Тридцать три – профессор Брокк

1966 – Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика – Джабраилов, дядя Нины

1966 – Айболит 66 – пират

1966 – Формула радуги – милиционер

1966 – Двадцать шесть бакинских комиссаров – усатый Гочи

1967 – Треугольник – кузнец

1967 – Из времён голода

1968 – Белый рояль – Юсуф Юсуфович Ахмедов

1969 – Взрыв после полуночи – Мухташев

1969 – Не горюй! – арестованный турок-контрабандист

1970 – Адам и Хева – Бекир

1971 – Мы и наши горы – пастух Ишхан

1971 – Вчера, сегодня и всегда – муж

1971 – Хатабала – Шак

1972 – Мужчины – Сурен

1972 – Айрик (Папа) – Овсеп

1977 – Багдасар разводится с женой – Багдасар

1977 – Наапет – Апро

1977 – Солдат и слон – Арменак

1977 – Мимино – Рубик Хачикян (Рубен Вартанович Хачикян), шофёр

1978 – Суета сует – Борис Иванович

1979 – Добрая половина жизни – эпизод

1979 – Приключения Али-бабы и сорока разбойников – Мустафа

1980 – Пощёчина – Григор-ага

1980 – Крупный выигрыш – Гарник

1981 – Тифлис – Париж и обратно – Рачик

1982 – Песнь прошедших дней – Никол

1983 – Пожар – Рубен

1983 – Одиноким предоставляется общежитие – жених Нины

1984 – Легенда о любви – разбойник

1985 – Танго нашего детства – отец

1987 – Как дома, как дела?

1987 – На дне – Барон

Фрунзик Мкртчян: грустное солнце

В ТУ НОЧЬ постояльцы гостиницы «Россия» были удивлены странным шумом, доносившимся из гостиничного ресторана. Самые недовольные даже выходили из своих номеров с твердой решимостью разобраться, в чем дело, и навести порядок.
Однако, оказавшись в дверях ресторана, неожиданно начинали улыбаться и задерживались там до утра. Отгадка была проста - режиссер Георгий Данелия снимал свой новый фильм «Мимино».
ПО СЦЕНАРИЮ герой Вахтанга Кикабидзе приходил в ресторан на встречу с неуловимой Ларисой Ивановной и, не дождавшись ее, бросался в пляс, пытаясь перетанцевать товарища Хачикяна - своего соседа по номеру, которого играл Фрунзик Мкртчян.
Несмотря на то что Фрунзик на момент съемок был уже не очень трезв, его танцы и попытки во время очередного па сесть на шпагат и поднять с пола носовой платок поражали всех.
Когда у окружающих уже не осталось сил на смех, а Фрунзик все никак не мог подхватить злополучную ткань, режиссер подозвал Кикабидзе и попросил выхватить у покрасневшего от усилий Мкртчяна платок. Актер выполнил волю режиссера. А Фрунзик, поняв, что его обхитрили, поднял голову и обвел собравшихся таким взгядом, что ресторан вновь зашелся от хохота…

Живая легенда

4 ИЮЛЯ ему исполнилось бы 75 лет. В Армении Мкртчян - настоящий национальный герой. На одном из центральных проспектов Еревана стоит огромный портрет, с которого на прохожих с грустной улыбкой смотрит этот самый, пожалуй, известный и обожаемый всеми армянин. Кстати, сами армяне своего любимца называют иначе - Мгером.
«Вообще-то родители назвали своего первенца Фрунзиком, - рассказывает брат актера Альберт Мкртчян. - Наверное, в честь советского военачальника Михаила Фрунзе. В тридцатых годах армян обвиняли в национализме, вот они и стали давать детям странные имена.
Появились Роберты, Альберты, Фрунзики. А когда много лет спустя Театр им. Сандукяна, в котором работал брат, гастролировал по Ливану, местные армяне назвали его Мгером. Это библейское имя, которое в переводе обозначает Солнце».
Сегодня брат Фрунзика Альберт Мушегович - художественный руководитель Ереванского театра им. Мгера Мкртчяна. На здании театра - мемориальная доска с барельефом в виде знаменитого профиля актера. Фрунзик никогда не переживал из-за своей внешности.
Тем более что сам ничего необычного в ней не видел. А о своем выдающемся во всех отношениях носе даже придумывал анекдоты. Когда Мкртчяна приглашали выступать за деньги на различных пирушках, он категорически отказывался, смеясь, по его собственным словам, прямо в нос приглашающему.
«Нет, брат никогда не стеснялся своей внешности, - смеется Альберт. - А глядя на тех, кого природа не наделила таким же носом, как у него, всегда удивлялся. А потом, у всех армян такие носы. У меня, что, не такой разве?»
Мкртчян-младший пусть и не как две капли воды, но очень похож на Фрунзика. По профессии Альберт Мушегович - кинорежиссер, окончил ВГИК. Кстати, в своей дипломной работе Альберт снял брата.
«Фильм назывался «Фотография» и длился всего 15 минут, - говорит он. - Я дал ему роль отца, сын которого погиб на войне. Фрунзик сумел заставить зрителей первые 10 минут умирать от смеха, а последние пять - плакать».
Фрунзик Мкртчян стал легендой уже при жизни. Говорят, у актера даже было два паспорта - один официальный, а другой - подарок друзей, в котором так и было написано - «Мгер Мкртчян». Хотя паспорт народному кумиру был без надобности.
Когда вместе с Вахтангом Кикабидзе и Георгием Данелия Фрунзик отправился в Кремль получать Государственную премию за фильм «Мимино», охранники потребовали у них предъявить документы. На что Мкртчян с укоризненной улыбкой ответил: «Разве иностранные шпионы в Кремль без документов ходят?» Разумеется, лауреатов пропустили без досмотра.
А однажды вместе с друзьями Мкртчян отправился навестить арестованного товарища. Оставив друзей в ресторане, Фрунзик на несколько минут отлучился и появился уже… в компании арестованного и начальника СИЗО.
Не нуждался Мкртчян и в деньгах. «Мне совсем недавно рассказали такую историю, - продолжает Альберт Мкртчян. - Как-то Фрунзику неожиданно пришла в голову идея слетать в Сочи. Он вообще был спонтанным человеком - мог сидеть-сидеть, а потом подхватиться и отправиться на другой конец Советского Союза.
Так и в тот раз, взяв с собой друга, Фрунзик уже через несколько часов был в Сочи. В кармане у него была 1000 рублей. Отдохнув на курорте и погуляв в ресторанах, друзья вернулись в Ереван. В кармане у Фрунзика по-прежнему лежала тысяча рублей».
Популярность у Мкртчяна была фантастическая. Как-то, уже после выхода на экраны фильма Георгия Данелия «Мимино», Фрунзик на несколько дней прилетел в Москву. Вместе с братом они торопились на важную встречу, и Фрунзик предложил добраться на нее на метро.
«Мы еле-еле втиснулись в вагон, - вспоминает Альберт. - Народу - не протолкнуться: кто читает, кто дремлет. Однако уже через тридцать секунд, после того как Фрунзик оказался в вагоне, все принялись аплодировать. Брату стало неловко, и на следующей станции мы вышли.
Его любили не только в Москве и городах Советского Союза. У меня хранится статья из газеты «Нью-Йорк таймс». «Пять минут молчания Мгера Мкртчяна» называется. Дело в том, что на одном из его выступлений в Америке больше половины зала составляли американцы, которые не говорили ни по-русски, ни по-армянски.
Тогда брат вышел на авансцену и пять минут молча стоял и смотрел в зал. Публика от хохота сползала со своих кресел на пол. А Фрунзик еще раз окинул их взглядом, поклонился и ушел».

Мамин любимчик

С ДЕТСТВА Фрунзик прекрасно рисовал. Однако ни о какой другой профессии, кроме актерской, не думал. Он родился в Ленинакане, родители - Мушег и Санам - работали на местном текстильном комбинате. «Наши отец и мать были детьми геноцида, - рассказывает Альберт Мкртчян.
- Им было по 5 лет, когда их нашли буквально на дороге и поместили в один детский дом. Они вместе выросли, поженились и в 24-м году, когда открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильный комбинат, устроились туда на работу. При комбинате был клуб, в самодеятельном кружке которого играл Фрунзик».
Квартира Мкртчянов была на втором этаже. На лестничной клетке десятилетний Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице детворой моноспектакли. Когда после одного из представлений он вышел на поклоны, то с удивлением заметил, что публики стало больше - маленькие зрители сидели на коленях у своих родителей, которые самозабвенно аплодировали маленькому гению.
В том, что мальчик одарен чрезвычайно, уже тогда не сомневался никто. В Ереване до сих пор с восхищением рассказывают, как 17-летний Мкртчян играл роль 80-летнего старика и никто не мог узнать в согбенном старце парня с рабочей окраины.
«Театральный триумф начался у Фрунзика с его первых же ролей, - говорит Альберт Мкртчян. - Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошел к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль.
Кого он потом только не играл в театре, начиная от царя Гвидона и заканчивая Сирано де Бержераком. Кино его тоже сразу полюбило. Считал ли Фрунзик себя реализованным? Нет, конечно. Только дурак будет так думать.
Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы - я и наши две сестры - даже обижались на нее. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик - беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына».
По-настоящему суперзвездой Фрунзик стал после роли водителя Хачикяна в фильме Данелии «Мимино».
Кстати, массу смешных реплик, ставших поистине народными («Такие вопросы задаете, что неудобно отвечать даже», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь» и другие), Фрунзик придумал сам. Сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде - абсолютная импровизация актера.
По предложению Мкртчяна режиссер снял эпизод, в котором герои Фрунзика и Кикабидзе оказывались в одном лифте вместе с двумя китайцами. И один китаец говорил другому: «Как же эти русские похожи друг на друга». По требованию цензуры эпизод из картины пришлось вырезать.
Запомнились съемки «Мимино» и неприятными моментами - Мкртчян начал сильно пить. Несколько раз съемки приходилось отменять. В конце концов Данелия поставил перед Фрунзиком жесткое условие - либо алкоголь, либо кино. Несколько дней Мкртчян не притрагивался к спиртному. А потом пришел к режиссеру и грустно сказал: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой».

Народный депутат

НЕСМОТРЯ на всеобщее обожание, в личной жизни Фрунзик был несчастлив. После непродолжительного первого брака он встретил удивительно красивую студентку театрального института Дамиру. Как и все женщины, она не устояла перед обаянием Фрунзика и в скором времени стала его женой.
У пары родилось двое детей - сын Вазген и дочь Нунэ. Актер их обожал, из каждой поездки привозил массу игрушек. Но чаще всего он тут же отнимал их у детей и начинал играть сам.
«Ему все было интересно, - говорит Альберт. - Как устроены, например, игрушечные голуби, которые взлетают в небо и потом возвращаются к тебе в руки. Фрунзик разбирал их, пытаясь понять устройство механизма. И, разумеется, потом не мог собрать обратно.
Он до конца жизни чему-нибудь удивлялся. Не мог, например, понять, как работает телевизор. Как это фильм из Америки доходит до Еревана. Разбирал приемник, раскручивал все, а потом даже мастер не мог ничего починить».
Дамира всюду сопровождала мужа. В «Кавказской пленнице» она сыграла жену водителя товарища Саахова, которая печально рассказывает герою Юрия Никулина о местных обычаях - похищении невест.
С каждым днем поведение Дамиры становилось все более и более странным. Она устраивала мужу жуткие сцены ревности. Наконец, Фрунзик не выдержал и по совету друзей обратился к врачам. Приговор медиков оказался страшным - шизофрения. Когда усилия местных специалистов оказались бессильны, Дамиру отправили в психиатрическую клинику во Франции.
Личная жизнь Фрунзика со временем вроде начала налаживаться. Он познакомился с очаровательной женщиной. Тамара была дочерью председателя Союза писателей Армении Оганесяна.
Рассказывают, что, когда актер в очередной раз отправился в загс, один из друзей пожурил его, мол, не зачастил ли он в это учреждение. На что Фрунзик со свойственным ему юмором ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?» Увы, но и этот брак не принес Мкртчяну счастья.
«Был ли он замкнутым человеком? - рассуждает Альберт Мушегович. - Нет, он же жил среди людей. И в то же время жил один. Однажды его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один».
Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать…»
Дочь Нунэ к этому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину. Смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. Однако поведение юноши тоже стало настораживать отца. Вазгена показывали лучшим врачам-психиатрам, которые, увы, ничего не смогли сделать.
Мальчику по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Динара, они даже не узнали друг друга.
В последние годы жизни Фрунзик отказался от кино, сосредоточив все силы на создании своего театра. «28 декабря 1993 года я весь день провел у него дома, - рассказывает Альберт Мкртчян.
- Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своем следующем спектакле.
Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Мы вообще с ним очень чувствовали друг друга.
Помню, я как-то в четыре утра вдруг проснулся и тут же набрал номер брата. Он тогда был в Москве, снимался в «Мимино». После первого же гудка он поднял трубку. «Ты чего не спишь?» - спрашиваю. «Какое там, - отвечает, - рядом со мной только что человек умер».
Так и в тот день я пытался дозвониться до него. Хотя и понимал, что это невозможно: телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не могла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года…
Поначалу правительство хотело перенести похороны на 2 января. Но я не согласился. Армения прощалась с братом 31 декабря. До пантеона, где находится его могила, за гробом шли тысячи людей.
Сейчас из брата начинают делать легенду, расказывая то, чего не было. Говорят, что его здоровье подорвала гибель в автокатастрофе дочери. На самом деле Нунэ умерла через пять лет после того, как не стало Фрунзика.
У нее была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у нее оторвался тромб. Вазгена после смерти брата я усыновил. Но в прошлом году его тоже не стало. Цирроз печени. 33 года ему было.
Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Фрунзик, конечно, понимал, какой он актер.
Но никогда не показывал это. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».

…Когда вторая жена Фрунзика Мкртчяна стала устраивать сцены ревности без всяких на то оснований, он был готов к любому объяснению, но только не к тому, что услышал от врачей. Это поставило карьеру актера «на паузу» и навсегда изменило его жизнь.

Блестящее начало

Сын армян, спасшихся от турецкого геноцида, Фрунзик Мкртчян в 15 лет подрабатывал помощником киномеханика. Волшебный мир кино так увлек его, что парень стал посещать театральный кружок, а затем поступил в студию при театре города Ленинакана (ныне Гюмри).

Игра на сцене стала его способом борьбы с насмешками из-за слишком большого, даже по армянским меркам, носа.

«Когда Бог раздавал народам носы, спрашивал у людей, какой формы они хотели иметь орган обоняния. Русский пожелал такой, чтоб рюмку не мешал опрокидывать. Грузин, как Кавказские горы. Армянин спросил: «А почем?» Когда Господь ответил, что бесплатно, армянин произнес: «Тогда как можно больше», — будет шутить Мкртчян через много лет.


Из-за чести (1956)

Но тогда, в детстве, для него стало открытием, что недостаток может превратиться в достоинство: необычная внешность позволяла играть Сирано де Бержерака практически без грима, да и в других ролях Мкртчян был настолько хорош, что быстро стал звездой театра.

Вслед за сценой актер покорил кинематограф. Первые роли в фильмах он сыграл, еще будучи студентом Ереванского театрально-художественного института. В профессии все складывалось как нельзя лучше — чего нельзя было сказать о личной жизни.

Семейная драма


Первый брак с однокурсницей Кнарой быстро закончился разводом, что по молодости не казалось трагедией. Вторые серьезные отношения Фрунзика — с актрисой Донарой Пилосян — уже были более взрослыми.

Донара была настоящей красавицей, любившей мужа всем сердцем и получавшей такую же любовь в ответ. Они познакомились, когда она поступала в театральный вуз, быстро поженились и стали вместе работать. Донара часто сопровождала Мкртчяна на съемках — в «Кавказской пленнице» ей даже досталась эпизодическая роль жены Джабраила.

Это она печально объясняет Шурику особенности кавказских свадеб, стоя у ворот после похищения Нины.


Какое-то время дом Фрунзика Мкртчяна был полной чашей: любимая жена, обожаемые дети (дочь Нунэ и сын Вазген), признание публики и работа, на которую он шел с удовольствием. Но затем что-то начало меняться.


Донара вдруг стала очень ревнивой и подозрительной: не отпускала от себя мужа ни на шаг, скандалила, считала, что вместо гастролей он уезжает к любовнице. Фрунзик сначала успокаивал супругу, потом начал срываться сам: часто после съемок или спектаклей ему не хотелось возвращаться домой, и он шел выпивать или просто шатался по городу.

Когда обстановка дома стала совсем невыносимой, Мкртчян последовал совету друзей и записал жену на прием к психиатру. Диагноз «шизофрения» разделил их жизнь на до и после.

Актер взялся за лечение жены всерьез: показывал ее специалистам Еревана и Москвы, возил за границу. Много лет ушло на то, чтобы смириться с неизбежным: Донаре ничем нельзя было помочь, ее состояние лишь прогрессировало. Занимаясь ее здоровьем, Мкртчян отказался от многих звездных ролей — в его карьере наступило затишье.

В конце концов, он согласился на то, чтобы поместить Донару в психиатрическую больницу во Франции. Сам он должен был продолжать работать, чтобы поднимать двоих детей. Когда дочь Нунэ вышла замуж и переехала в Аргентину, они с сыном остались вдвоем.

…На этот раз он понял все гораздо быстрее: слишком уж странности в поведении Вазгена напоминали поведение его матери. Врачи подтвердили: тот же диагноз, те же перспективы. Эта новость сломила Фрунзика Мкртчяна окончательно.

Он продолжал сниматься в кино и играть в театре, но внутренне так и не смирился, что его жена и сын живут в психиатрической больнице. Когда Донара и Вазген встречались друг с другом в коридоре, они даже не узнавали друг друга.

Конец

Черная полоса ненадолго сменилась на светлую, когда Фрунзик Мкртчян познакомился с Тамарой Оганесян. Они прожили вместе несколько лет, но к шестидесяти годам актер снова остался один. Из театра, в котором он прослужил больше тридцати лет, ушел, не согласившись с назначением нового режиссера.


В кино после 1987 года тоже не снимался — говорил, что в его возрасте делать это уже поздно. Мкртчян мечтал о собственном театре и даже начал работать над его созданием, но закончить не успел.

«Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку… Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе», — объяснял родной брат актера Альберт Мкртчян.

Мкртчян Фрунзик Мушегович

Народный артист СССР (1984)
Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1975, за фильм «Треугольник»)
Лауреат первого приза на Всесоюзном кинофестивале в Ереване (1978, за фильм «Солдат и слон»)
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за фильм «Мимино»)

Родителям Фрунзика было 5 лет, когда они попали в детский дом. В нем они вместе выросли, в 1924 году поженились, а когда в Армении открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильных комбинатов, вместе устроились туда на работу. Отец Фрунзика Мушег работал на заводе табельщиком, а мама Санам - посудомойкой в заводской столовой. У них было четверо детей, и одному из сыновей они дали имя Фрунзик в честь героя гражданской войны Фрунзе. Отец очень хотел, чтобы хорошо рисовавший Фрунзик стал художником, но в десятилетнем возрасте мальчик увлекся театром и начал ходить в драматический кружок. Он любил организовывать представления у себя дома на лестничной клетке - вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице публикой моноспектакли. Дети сидели на коленях у своих родителей и не стеснялись аплодировать маленькому актеру. В том, что Фрунзик чрезвычайно одарен, уже тогда не сомневался никто.

Чтобы прокормить большую семью, Мушег Мкртчян однажды украл небольшой кусок ткани на комбинате и был осужден на десять лет, после чего дети и его жена начали голодать, так как Санам получала за свою работу посудомойки всего 30 рублей.

В 1947 году Фрунзик окончил школу и пошел работать на завод, но через несколько лет поступил в Ереванский театрально-художественный институт и, еще будучи студентом второго курса института, получил приглашение в театр имени Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. Но после первого же спектакля учитель уступил роль Фрунзику. В 1956 году Мкртчян окончил театральный институт и был принят в труппу театра имени Сундукяна. Армен Джигарханян рассказывал: «Впервые Фрунзика я увидел не в кино, а на сцене. В середине 1950-х он уже был популярен. Народ ходил в Театр имени Сундукяна специально «на Фрунзика». И действительно, глядя на его сценическое существование, ты понимал, что он - Артист с большой буквы. Есть такие Богом поцелованные натуры, которые сразу рождаются артистами. Тайны мастерства у них в крови».

Во время учебы Мкртчян женился, но его первый брак был недолгим: бытовые и материальные проблемы привели к тому, что супруги вскоре расстались. Со своей второй женой Данарой Фрунзик Мкртчян познакомился в середине 50-х, когда она приехала поступать в Ленинакан в театрально-художественный институт. Сразу после окончания института Мкртчян впервые снялся в кино - в небольшом эпизоде в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан». А его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году - в фильме Г.Маляна и Г.Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен.

Но следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет, и ей стала в 1965 году роль профессора Берга в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии. Однако фильм по идеологическим причинам был очень быстро снят с проката.

Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актера и режиссера Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актер был утвержден на роль, и вскоре Мкртчян вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году. Альберт Мкртчян рассказывал: «Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы - я и наши две сестры - даже обижались на нее. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик - беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына».

В том же 1966 году на экраны СССР вышла искрометная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. В этой картине также сыграла и его настоящая супруга, актриса Данара Мкртчян.

После выхода этих двух фильмов Фрунзик Мкртчян сразу же стал одним из самых востребованных комедийных актеров страны. Сам Фрунзик признавался в своей любви именно к жанру комедии и, в частности, к Чарли Чаплину: «Чаплин для меня, как Бах в музыке - учитель человечества. Подобно тому, как жизнь кишит сюрпризами, так и Чаплин не переставал меня удивлять. Однажды московское телевидение снимало обо мне документальный фильм. Начинался он кадрами, где маленький мальчик смотрит в кинотеатре фильм с Чаплиным и загорается желанием однажды так же, как и он, сыграть в кино. Это было неслучайно. Я стал комиком потому, что мечтал об этом с детства. Я очень уважаю всех первопроходцев киногротеска. Они были тем, кем стал Гагарин в космонавтике. Только я лично никого не могу поставить в один ряд с Чаплиным».

Жизнь Мкртчяна складывалась успешно. Вскоре у супругов родились дочь Нунэ и сын Вазген, и его супруга Данара устроилась работать в театр.

Мкртчян был известен тем, что нередко помогал близким ему людям в беде, причем делал это тихо, без всякой помпы. Альберт Мкртчян рассказывал: «К славе он относился спокойно и никогда не страдал звездной болезнью. Но люди бурно реагировали на «живого» Фрунзика, что было равносильно вторжению на личную территорию. Каждый прохожий в Ереване считал его родным человеком. Однажды мы спустились в московское метро и смогли проехать только одну остановку - с аплодисментами. Никаких материальных благ он не нажил. Но просящим он не мог отказать. Тут его известность помогала добывать и квартиры, и машины, и лекарства. Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать… Он помогал родственникам, друзьям, соседям и совершенно незнакомым людям. Спустя месяц после смерти нашей матери к нам постучалась в дверь изможденная женщина. Узнав, что наша Санам (мать Фрунзика Мкртчяна) скончалась, она забилась в истерике и все время повторяла: «Мои дети теперь умрут…» Оказывается, наша мать пообещала поговорить с Фрунзиком насчет квартиры для несчастной. Женщина жила без мужа, с пятью детьми в съемной комнатке. Я глянул на Фрунзика и понял, что душа его плачет. Он сказал только одно слово: «Хорошо». Он пошел в ЦК, где его все уважали, и через три месяца выбил для женщины и ее детей квартиру. Он никогда помногу не разглагольствовал, большие дела делал тихо, без помпы».

В начале 1970-х годов в семье Мкртчянов случилось несчастье. Данара заболела тяжелым психическим расстройством - шизофренией, и ей пришлось расстаться театром, в то время как Фрунзик стал необыкновенно популярным актером и часто выезжал на съемки. Болезнь Данары привела к тому, что Мкртчяну приходилось часто отказываться от хороших ролей. Но, несмотря на то, что из-за несложившейся семейной жизни Фрунзик мог быть иногда недисциплинированным актером, обычно он очень старательно готовился к работе, долго и мучительно искал образ. В первой половине семидесятых вышло не так много фильмов с его участием, тем не менее в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР - руководство республики решило отметить его роль в фильме «Треугольник», который вышел на экраны в 1967 году.

Новый виток популярности для Мкртчяна наступил во второй половине семидесятых годов. Этому поспособствовал выход на экраны СССР комедии Георгия Данелии «Мимино», в которой он вместе с Вахтангом Кикабидзе создал великолепный актерский дуэт.

Много смешных реплик, ставших позже крылатыми - «Я тут так хохотался», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я тебе один умный вещь скажу…» и другие, - Фрунзик придумал сам. В частности, сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде была импровизацией актера.

Когда вместе с Вахтангом Кикабидзе и Георгием Данелия Фрунзик поехал в Кремль получать Государственную премию за фильм «Мимино», охранники потребовали у них предъявить документы. На что Мкртчян с укоризненной улыбкой ответил: «Разве иностранные шпионы в Кремль без документов ходят?»

После выхода этой картины, наполненной искрометными шутками, режиссеры снова вспомнили о Мкртчяне. Один за другим начали выходить фильмы с его участием. Мкртчян снялся в музыкальной комедии «Багдасар разводится с женой», лирической драме «Солдат и слон», сказке «Приключения Али-бабы и сорока разбойников», комедии «Суета сует» и других фильмах.

Со своими друзьями и коллегами о своей сложной семейной жизни Фрунзик Мкртчян предпочитал не общаться. На людях он всегда оставался веселым, жизнерадостным человеком, большим выдумщиком и мастером розыгрышей. Он мог запросто забраться ночью по водосточной трубе под окно друга и спеть серенаду с шампуром шашлыка в руке. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «С творческих капустников, которые в театре нередко затягивались до утра, мы выходили на улицу и вытворяли такое. Помню, хорошо выпившие, мы выкатились однажды в 5 утра на центральную площадь, где стоял огромный памятник Ленину и трибуна, и устроили свой парад. Там всегда находился дежурный милиционер, но Фрунзика это не смущало, отказать ему было невозможно. Он залезал на трибуну и начинал распределять всем роли. Один из нас был Генеральным секретарем, другой - министром иностранных дел, третий - членом Политбюро. Фрунзик чаще всего изображал народ. На наши лозунги с трибуны он из толпы выкрикивал всякие ругательства. Когда милиционер хватал его за шкирку, он возмущенно кричал на всю площадь: «Это кричал не я, кто-то из демонстрантов». Мог Фрунзик с криками и воплями остановить и поздний трамвай. Забравшись на крышу, он изображал Ленина на броневике…»

Мкртчяна любили и зрители, и коллеги по работе. Георгий Данелия, снявший его в трех своих фильмах, как-то заметил: «С ним очень легко работалось. Он все время придумывал интересные ходы, и режиссеру оставалось только отбирать нужное». А Ролан Быков, благодаря Довлатяна за предложенную кандидатуру Мкртчяна на роль разбойника в фильме «Айболит-66», признался: «Ты мне подарил солнце».

Между тем болезнь жены Фрунзика Данары прогрессировала, и в начале 1980-х годов Мкртчяну пришлось поместить ее в психиатрическую лечебницу. Он остался один с двумя детьми. После этого нелегкого решения ему пришлось разрываться между работой и семьей - Мкртчян продолжал активно работать в театре и в кино. В том числе, и в картинах у своего брата, который рассказывал: «Все роли для актера дороги, потому что в каждой остается часть его души, после съемок актер просто стареет. А самой драматичной его ролью была роль почтальона в моем фильме «Песнь прошедших дней». Это во многом автобиографичный фильм. У нас во дворе во время войны жил инвалид, который вернулся с фронта в Ленинакан и работал почтальоном. Однажды нам, пацанам, дали похоронку. Мы обрадовались и с криками «ура!» принесли конверт пожилой женщине. Мы думали, что это письмо с фронта… Фрунзик на всю жизнь запомнил этот случай. В фильме он должен был играть человека, который приносит матери похоронку на ее последнего, четвертого сына… Он чувствует, что если сделает это, то просто сойдет с ума. И возле церкви почтальон начинает этот бумажный конверт есть… Этот эпизод мы снимали в городе нашего детства, в Ленинакане. Фрунзик три дня не выходил из гостиничного номера, пил. Потом вышел, небритый, с синяками под глазами, и сказал: «Я готов сниматься в этом эпизоде». С ролью он играл, как кошка с мышкой, - три дня он превращался в старика-инвалида».

В середине 1980-х Мкртчян решился на третий брак. Его новой женой стала дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна Тамара. Сразу после свадьбы молодожены переехали в новую четырехкомнатную квартиру в центре Еревана, но и этот брак Мкртчяна оказался неудачным, и спустя несколько лет он развелся.

С середины восьмидесятых годов Мкртчян практически перестал сниматься в кино. Предложения к нему продолжали поступать, но он от них отказывался, шутливо заявляя: «Разве в моем возрасте играют в кино?» А в начале 1990-х Мкртчян ушел из театра имени Сундукяна. К уходу его подтолкнуло решение коллектива избрать главным режиссером Хорена Абрамяна. Мкртчян, 35 лет отдавший театру, сам претендовал на эту должность, и решение коллег его обидело. После ухода из театра имени Сундукяна Фрунзик Мкртчян решил создать собственный театр, но руководить им Фрунзику довелось недолго.

Здоровье Мкртчяна было подорвано - врачи диагностировали у актера проблемы с сердцем, печенью и желудком. Его дочь Нунэ к тому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину, и смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. И тут без того слабое здоровье подорвала новая трагедия. Оказалось, что Вазген унаследовал болезнь матери. В 1993 году Мкртчян повез его на лечение во Францию, где выяснилось, что болезнь сына неизлечима. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Данара, они даже не узнали друг друга. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «В семье Фрунзик был очень несчастлив. У него в доме не было домашнего уюта. И пил он так страшно, я думаю, потому, что ему не хватало теплых отношений в семье».

Мкртчян вернулся в Ереван, лишенный из-за военных действий с Азербайджаном света и тепла, и здесь его ждал новый удар: умер его близкий друг - народный артист Армении Азат Шеренц. Мкртчян сам попал в больницу, где у него случилась клиническая смерть, но врачи спасли жизнь артиста. Альберт Мкртчян рассказывал: «Когда врачи поставили трагический диагноз любимой жене, а потом и сыну, Фрунзик боролся до конца. Он много работал, чтобы обеспечить им достойное лечение. А еще - страшное землетрясение в Ленинакане в 1988 году. От нашего родного дома не осталось ничего. Погибли многие знакомые, друзья. И в Ереване жизнь в начале девяностых была очень тяжелой. Зимой 1993 года практически не было освещения и отопления. А Фрунзик очень любил «Адажио» Альбинони. Мы с друзьями приспособили к его магнитофону аккумулятор от машины, и он мог слушать свою любимую мелодию».

Последние месяцы Фрунзик Мкртчян жил дома, где за ним ухаживал его младший брат Альберт, который позже рассказывал: «28 декабря 1993 года я весь день провел у него дома. Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своем следующем спектакле. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Хотя и понимал, что это невозможно - телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не смогла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года… Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Главной его трагедией стала душевная болезнь сына, передавшаяся ему от матери. Вазген умер в прошлом году. Дочери не стало через пять лет после смерти Фрунзика. У нее была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у нее оторвался тромб. Брат, конечно, понимал, какой он актер. Но никогда не показывал этого. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».

На похороны Фрунзика Мкртчяна собралось огромное количество ереванцев. Прощание с любимым артистом затянулось, и похороны проходили в сумерках. Стоявшие на обочинах машины фарами освещали темные мостовые, и тысячи людей шли по улицам с зажженными свечами, пока гроб с телом артиста несли по живому многокилометровому освещенному коридору…

Журналист Иосиф Вердиян после смерти Фрунзика Мкртчяна написал: «Через пару недель после похорон Фрунзика я пригласил его брата, известного кинорежиссера Альберта Мкртчяна, к себе, и мы несколько часов кряду проговорили на кухне о его великом брате. Запомнилось: «Фрунзик желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены - огромное семейное горе».

Фрунзик Мкртчян похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване.

На его родине в Гюмри установлен памятник великому Артисту.

Леонид Филатов подготовил о Фрунзике Мкртчяне передачу из цикла «Чтобы помнили».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.peoples.ru
Материалы сайта www.tvkultura.ru
Материалы сайта www.rusactors.ru
Текст статьи «Слушай, как я думал, что я - один?», автор И.Вердиян
Текст статьи «Фрунзик Мкртчян: грустное солнце», автор И.Изгаршев
Текст статьи «Фрунзик по имени Солнце», автор В.Рамм

Фильмография:

1955 «В поисках адресата»
1956 «Из-за чести»
1959 «О чем шумит река»
1960 «Парни музкоманды»
1965 «Двадцать шесть бакинских комиссаров»
1965 «Тридцать три»
1966 «Айболит-66»
1966 «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
1966 «Формула радуги»
1967 «Из времен голода»
1967 «Треугольник»
1968 «Белый рояль»
1969 «Адам и Хева»
1969 «Мы и наши горы»
1969 «Не горюй!»
1969 «Вчера, сегодня и всегда»
1970 «Взрыв после полуночи»
1972 «Хатабала»
1972 «Мужчины»
1972 «Айрик» («Папа»)
1972 «Памятник» (короткометражный)
1977 «Мимино»
1977 «Наапет»
1977 «Солдат и слон»
1978 «Суета сует»
1979 «Добрая половина жизни»
1979 «Приключения Али-бабы и сорока разбойников»
1980 «Пощечина («Кусок неба»)
1981 «Крупный выигрыш»
1982 «Песнь прошедших дней»
1983 «Одиноким предоставляется общежитие»
1983 «Пожар»
1984 «Легенда о любви»
1985 «Танго нашего детства»
1987 «Как дома, как дела?»

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png