Прогресс, кроме того, что постоянно находит все новые и новые занятия для людей, высвободившихся от необходимости производить продукты питания, позволяет нам еще и существенно продвинуться в организации процесса обучения игре на гитаре. Тут стоит сказать, что при помощи современных гаджетов и приложений можно развивать как технику так и теорию.

Давайте посмотрим на 5 приложений, некоторые из которых какие-то 50 лет назад не существовали даже как физические устройства и которые сейчас доступны буквально каждому музыканту. Надеюсь, многие из них для вас знакомы, если же нет, обязательно добавьте их в свой арсенал для занятий.

№1 Продвинутый метроном.

Сейчас просто метрономом уже никого не удивить, их встраивают в тюнеры или используют как приложение на телефоне. Некоторые изобретательные музыканты идут дальше и предлагают уже не просто метрономы, а полноценные по не очень-то кусачим ценам. Отдельно идут различные приложения для iPhone/Android, которых набралось уже с несколько десятков, если не сотен.

Просто заниматься с метрономом очень быстро может наскучить, поэтому можно использовать приложение или девайс, который может исполнять более сложные рисунки. А дальше просто попробуйте воспользоваться идеей, о :

  1. Начните с медленного темпа, метроном должен играть шестнадцатые ноты. Играйте ритмический рисунок или рифф, при этом так как постоянно звучат шестнадцатые, вам будет достаточно просто ориентироваться во времени.
  2. Переключите метроном на игру восьмыми нотами. Задача для вас должна немного усложнится, если вы играете рисунок, построенный на шестнадцатых. Но все еще будет достаточно опорных восьмых нот, так что вы будете чувствовать себя достаточно комфортно.
  3. Переключитесь на четверти. Теперь вам будет еще сложнее держать темп, но нужно просто стараться.
  4. Пробуйте с половинными нотами и затем целыми. Если метроном так не может, просто используйте четверти и темп в два или четыре раза медленнее.

С метрономом, который может играть различные доли вы можете заниматься как развитием своего внутреннего чувства ритма по предложенной схеме или придумать какие-либо свои. Например включить на одну долю триоли на другую шестнадцатые ноты и пытаться играть в таком же рисунке гамму, а затем так же переходить на четверти.

№2 Прогрмаммы для замедления музыки

№3 программы для редактирования видео/видеочаты

Сейчас в сети доступны просто какие-то безумные объемы облучающего видео. Есть, конечно, и откровенный мусор, но так же и очень много хороших видеошкол().

Теперь если вы непоняли какой-то кусок видео, его всегда можно загрузить в редактор видео и крутить по кругу, пока вам не надоест. 20 лет назад для этого пришлось бы затереть видеокассету до дыр, 50 лет назад это вообще было невозможно, так как не было ни видеошкол, ни видеомагнитафонов.

Я добавил сюда видеочаты типа скайпа только потому, что они так же связаны с видео, но по сути просто новый инструмент коммуникации с преподователем не важно где вы находитесь. То есть вы можете заниматься как у своего знакомого из соседнего подъезда, так и у Greg Howe или Frank Gambale, тут уж каков бюджет — таков сюжет.

Я считаю это одним из лучших инструментов для развития музыканта. Портативные студии массово появились в восьмидесятые, но стоили достаточно дорого. С полным переходом на цифру и увеличением мощей компьютеров, записать песню можно в домашних условиях.

С DAW можно писать свою игру во время занятий, чтобы потом обратить внимание на свои ошибки или отнести ее на рецензию к другу или преподователю. В DAW вы можете пользоваться плагинами для замедления, использовать различные , делать минусовки или демо, снимать песни и тут же при помощи записывать свои кавера.

Но самое интересное, что звукозапись становится все более мобильной. Посмотрите, что уже можно вытворять просто с Garage Band на iPad и маленьким аудио интерфейсом

5. Band-in-a-Box

В определенный момент для каждого музыканта наступает время, когда нужно учится играть песни. Это достаточно легко решается сейчас, так как почти для всех известных гитарных композиций без труда можно найти минусовку.

Если же вам мало занятий с минусовками, но при этом вы не сильны в написании собственных минусов при помощи DAW, лучшим и по сути единственным инструментов для вас становится Band-in-a-Box.

Приложение есть для платформ PC или MAC, а так же появилась версия и для iPhone .

Основная ценность Band-in-a-Box в том, что это действительно группа внутри вашего компьютера. Все что вам нужно сделать, это выбрать стиль в котором должна звучать ваша композиция и задать аккорды(этот шаг можно пропустить), вам тут же будет сгенерирована аранжировка. Приложение использует MIDI звуки вашей звуковой карты, поэтому звучание будет не очень, но никто не мешает вам затем экспортировать полученный результат в MIDI файл и загрузить его в DAW, а там уже использовать VST.

Кроме просто аранжировки, Band-in-a-Box можно использовать для создания мелодий.

Но еще более интересной мне показалась функция обучения. На просторах интернета я нашел несколько минусовок Jamiroquai, загрузил их в Band-in-a-Box и теперь для занятий я использую свой Custom стиль. Хочется думать, что когда я импровизирую мне аккомпанируют музыканты JK.

Если у вас есть что добавить в список, делитесь в комментариях.

Как научиться играть на гитаре? Этим вопросом задается почти каждый человек, который решил посвятить часть своей жизни музыке. И это вполне закономерно – поскольку одни говорят, что сделать это можно самому, а другие сразу отправляют в музыкальную школу, на частные уроки преподавателя. Разумеется, при должной сноровке и усердии научиться играть на гитаре можно любыми методами, и эта статья как раз посвящена всему списку возможных способов.

Самоучитель на гитаре, подборка статей для начинающих

Данный раздел содержит в себе список статей и уроков, которые позволят научиться играть самостоятельно. Весь материал написан понятным языком, а для особо проблемных моментов сняты специальные ролики, которые визуально объясняют постановку рук, манеру исполнения и другие важные технические вещи.

Стоит также сказать, что эти уроки «Как научиться играть на гитаре самостоятельно» могут быть полезны не только совсем новичкам, но и опытным музыкантам, которые решили сами подтянуть какие-то пробелы в своих знаниях. Все упомянутые ниже статьи актуальны как для новых людей, так и для уже продвинутых в области гитары.

В этом разделе представлены уроки, посвященные самым азам игры на гитаре – стандартным «блатным аккордам», как их ставить, менять, и какие песни можно сыграть на них. В целом, эти уроки отлично подойдут для человека, который взял в руки гитару вообще в первый раз, и хочет начать свой путь обучения. Обязательно обратите внимание на этот раздел, если собираетесь учиться самостоятельно.

Виды переборов

Следующий раздел полностью посвящен видам переборов. Сюда входят как классические аккордовые рисунки, так и основы фингерстайл-паттернов, и различные красивые переборы. Если вы увлеклись акустической гитарой и игрой пальцами – обратите внимание на данные уроки.

Виды боя

Этот раздел по большей своей части посвящен освоению различных ритмических рисунков, опять же, начиная с элементарных «четверки» и «шестерки» и заканчивая сложными боями, которые потребуют координации и серьезного чувства ритма.

Этот раздел хоть и стоит четвертым по списку, но по факту является самым важным для каждого музыканта, независимо от его навыков игры. Все уроки тут посвящены важнейшему моменту – технике игры и постановке рук. Статьи и уроки поясняют, как правильно держать гитару, в каком положении должны быть пальцы и прочие нюансы данного вопроса.

Упражнения на гитаре

На этот раздел также рекомендуется обратить пристальное внимание. В нем имеются разборы различных гитарных упражнений, а также советов по развитию техники игры, скорости пальцев, четкости штриха. В основном они состоят из роликов, но также имеются и текстовые варианты статей с подробными объяснениями и разборами.

Настройка гитары

Раздел посвящен тому, какие гитарные строи бывают, какие ноты они содержат и чем отличаются друг от друга. Здесь почерпнуть много информации сможет новичок, который и понятия не имеет о том, как правильно настраивать гитару.

Импровизация и техника игры

В этом блоке уроков подробно рассказываются основы и глубины такой вещи как импровизация. По большей части здесь собраны различные блоки гамм, пентатоник, основы музыкальной и теории, и жанровые стандарты и фразы, на которых строится любая импровизация. Этот комплекс уроков будет полезен не только новичкам, но и опытным гитаристам, у которых имеются проблемы с сочинением песен и гитарных соло.

Помимо этого , ниже вы найдете блок статей, посвященный общим гитарным моментам, которые должен знать каждый – например, замене струн, а также проработке вашей техники игры.

В этом разделе составлен список композиций с разбором, по которым можно начать свое обучение – они все играются по-разному, но хорошо подойдут для новичков и уже освоившихся гитаристов.

Три способа обучения игре на гитаре

Говоря честно – это самый сложный и долгий способ. Причина одна – вы будете постигать все сами, методом долгих проб и ошибок, и этот процесс может действительно растянуться на долгие годы. Особенно это касается технических моментов – которые очень желательно, чтобы объяснял преподаватель. Тем не менее, для желающих делать всё самим, чуть выше был представлен большой комплекс статей для обучения, а также .

2. При помощи платных онлайн-курсов

Это более простой вариант, поскольку, как правило, подобные работы делают опытные гитаристы и преподаватели, и при хорошем выборе курса вы полностью пройдете через все этапы обучения так, словно вы обучились у этого человека лично.

3. С помощью преподавателей музыкальных школ у вас в городе

Самый эффективный вариант – обратиться к преподавателю лично. Именно таким способ можно обучиться быстрее всего – поскольку у вас будет человек, который покажет, как надо и не надо делать.

Минусы и плюсы самостоятельного обучения

Плюсы

— Вам никто не составляет программу, вы полностью предоставлены сами себе. Можете учить то, что хотите, обучаться тому, чему хотите – и в целом предоставлены сами себе;

— Зачастую видеоуроки дают всю ту же самую информацию, что и преподаватели в музыкальных школах, но бесплатно. На самостоятельно обучении вы буквально не потратите ни копейки;

— Многие преподаватели не смогут объяснить вам, как работает тот или иной музыкальный жанр – и это вам в любом случае придется исследовать самому.

Минусы

— При всей своей бесплатности этот процесс займет гораздо больше времени для обучения. Причина проста – вам никто не покажет, как надо и не надо делать, вы до всего будете доходить самостоятельно. Особенно если вы не используете в процессе обучения различные онлайн-уроки и видеокурсы;

— Как правило, подобранная преподавателем программа будет рассчитана на ваш уровень игры, и будет для вас максимально комфортной. Чего не скажешь о самостоятельном обучении, когда вы выбираете что учить самостоятельно;

— Помимо технических моментов, вам постепенно будут давать различную музыкальную теорию – которая также очень важна для грамотного развития навыка игры.

Как добиться успеха в гитаре?

  1. Регулярно упражняйтесь. Постоянно выделяйте хотя бы пару часов на то, что позаниматься – отработать упражнения, вспомнить боксы, гаммы и фразы. Регулярность – один из главных критериев будущего успеха;
  2. Постоянно разучивайте новые песни. И речь идет не только о композиция на акустику – разучивайте различные песни в электричестве, соло, и другое – и постоянно усложняйте разбираемый материал.
  3. Не торопитесь. Всегда начинайте с медленного темпа — и не гонитесь за скоростью. Помните, что главное в данном вопросе – техника является важнейшим критерием. Следите за своей постановкой рук, за чистотой исполнения песни и за правильностью игры. Научитесь играть медленно – и наращивание скорости не станет быть проблемой.
  4. Учите музыкальную теорию. Это важно для того, чтобы не теряться при импровизации и сочинительстве своих собственных песен. Кроме этого, это значительно увеличивает вашу внутреннюю библиотеку музыкальных фраз. Вы не только сможете слушать песни – но и понимать то, как они работают.
  5. Осваивайте разные техники игры. Перебором, боем, если речь об электрогитаре – то теппинг, свип, вертушки. Постоянно обучайтесь чему-то новому, не застревайте на одном и том же.
  6. Запоминайте и учите аккорды и их аппликатуру. Не застревайте на первых трех ладах – уходите дальше, ведь и там можно ставить нужные позиции, меняя звук и гармонию своих композиций. Это очень поможет в сочинительстве песен и импровизации.

Что делать после освоения всех азов?

Ответ очень прост – учиться дальше. Продолжать смотреть уроки, усложнять все упражнения и двигаться. В идеале, если вы начинали обучение самостоятельно – найти себе преподавателя для того, чтобы отточить ваши навыки и вывести их на качественно новый уровень. Постоянно обучайтесь чему-то новому – поскольку в области гитары невозможно достичь вершин, когда двигаться уже некуда.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Рассмотрено: Утверждено:

на методическом совете МАОУ ДОД ДООЦ ИО директора МАОУ ДОД ДООЦ на 2015 / 2016 учебный год И.Н. Волкова

на 20__/ 20__ учебный год «____» _____________ 2015 г.

на 20__/ 20__ учебный год

на 20__/ 20__ учебный год

Вокально – инструментальная студия «БЛИЦ»

программа дополнительного образования

художественно-эстетической направленности

«Игра на гитаре»

(для обучающихся с 10 лет до 21 года)

Срок реализации программы: 3 года

Педагог дополнительного образования

Котов Владимир Вадимович

Карпинск

2015

Введение:

Изучение музыки способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Занятие музыкой развивает навыки самостоятельной практической деятельности, как в области музыкального творчества, так и других областях, где требуются такие качества, как терпение, усидчивость, сосредоточенность, трудолюбие, взаимопонимание и взаимоуважение. В настоящее время среди детей школьного возраста чрезвычайно высок интерес к инструментальной музыке, обучению игре на музыкальных инструментах, исполнению музыкальных произведений. Навыки коллективного творчества развивают у учащихся умение слушать музыку, слышать другие партии в музыкальных произведениях, ритмически организовывают, расширяют, как музыкальный, так и общий кругозор. Особое место в музыкальном творчестве школьников занимает игра на гитаре. Особенность и специфичность вокально-инструментальных занятий заключается в том, что они, в рамках поставленных целей и задач, решают задачи воспитания и профессиональной ориентации молодежи. Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребёнок развивается в соответствии со своими способностям, интересами и потребностями.

Назначение программы:


Данная программа рассчитана для работы с детьми по подгруппам и индивидуальным занятиям. Объединение «Игра на гитаре» посещают обучающиеся с 10 лет до 21 года. Программа рассчитана на 3 года обучения. Обучающиеся получают навыки игры на гитаре, занимаются вокалом. В процессе обучения, они творчески реализуют свои способности, полученные знания.

Актуальность и перспективность программы:

Воспитательный аспект заключается в более тонком восприятии красоты окружающего мира. Обучающие учатся быть ответственным во всех начинаниях и делах, а также быть аккуратными, трудолюбивыми, с уважением относиться к старшим, друзьям, уметь жить и адаптироваться в коллективе. Для занятий подбираются произведения известных талантливых композиторов и исполнителей российской и зарубежной эстрады. Обучающиеся вместе с педагогом определяют жанр музыки, раскладывают на партии звучания музыкальных инструментов. Подбирают мелодии на слух, перекладывая на гитару, что активизирует и развивает гармонический и мелодический слух.

В обучении используются произведения и песни различной трудности, разумно сочетая их, так как способности у всех разные. Много времени уделяется индивидуальным занятиям, для закрепления пройденного материала и развития творческой самоотдачи подростков.

Обучающий момент - приобретение навыков игры на гитаре, знакомство нотной грамотой, на основе которого реализуются многие функции образовательного процесса. Осмысление выразительных особенностей музыкального языка. Развитие сценической речи является приоритетным моментом обучения. Все это способствует расширению кругозора, определяет образное мышление, развитие памяти, гибкости пальцев - физическое развитие, развивает самостоятельность в решении различных задач. Воспитывает активность в исполнении композиций, на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки.

Авторская песня под аккомпонимент гитары всегда волнует и трогает человека своей лиричностью и доступностью. Ребята с большим удовольствием разучивают авторские песни патриотического содержания, что формирует у них любовь к Отечеству. Обучающиеся приносят с собой на занятия любимые песни записанные на различных носителях и начинается интересная творческая работа, подбор и переложение музыки на гитару.

Обучающиеся творческого объединения «Игра на гитаре» активно участвуют в различных мероприятиях Детского оздоровительно – образовательного центра.

В ходе систематических занятий учащиеся, развиваясь творчески, приобретают определенные навыки, которые помогают им в творческом саморазвитии и успешной социализации.

Программа основывается на следующих педагогических принципах:


1. Постепенное изучение материала от простого к сложному.

    2.Учёт возрастных особенностей.
    3.Учёт индивидуальных способностей.
    4. Дифференцированное обучение.
    5. Приоритет практической деятельности.
    6. Включение обучающихся в разнообразную деятельность.
    7. Сочетание индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

  1. Цель программы создание условий для осмысления, понимания и освоения игры на гитаре, как средства формирования музыкальной культуры исполнителя, как неотъемлемой части духовной культуры личности.

Задачи программы:

Развивающие :

    развитие образного мышления, внимания, памяти, воображения обучающихся;

    развитие их музыкальных, творческих способностей;

    развитие ритмики, музыкального слуха и голоса обучающихся;

    развитие устойчивого, глубокого интереса и любви обучающихся к музыкальному творчеству.

Воспитательные :

    формирование музыкальной культуры обучающихся, их гражданской позиции;

    воспитание музыкального вкуса;

    привитие обучающимся истинных жизненных ценностей, высоких духовных идеалов, руководствуясь которыми они могли бы направлять свои творческие устремления на благо общества.

Обучающие :

    овладение обучающимися техническими комплексами игры на гитаре;

    формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы;

    формирование у обучающихся представлений, знаний, умений и навыков исполнения на гитаре различных музыкальных произведений;

    ознакомление с основами применения компьютерных технологий в работе с музыкальным материалом;

    выявление одаренных детей и их профориентация.


Ус ловия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
- решение реальных, практически значимых задач;
- мотивация (личностная, социальная);
- индивидуализация процесса обучения;
- учет возрастных особенностей;
- активизация воображения;
- умение видеть красивое.

Для успешной реализации программы подготовлены специальные упражнения.

Цель упражнений - вооружить обучающихся техническими приемами, которые помогут выразительно исполнять сочинения различные по характеру и степени трудности.

Упражнения:
1.Работа над дикцией.
2.Работа над звукоизвлечением.

3. Техника пальцев при игре на гитаре.
4.. Упражнения для развития беглости пальцев.

На протяжении процесса обучения учащиеся должны освоить:
1. Упражнения для ежедневных занятий. Исполнение инструментальных композиций.
2. Аккомпонимент и исполнение эстрадных и бардовских песен.
3. Расположение и название баррэаккордов на гитаре.
4. Основы музыкальной грамоты.


Оценку полученных результатов проводить в ходе различных по форме занятий:

■ комбинированные;
■ посещение концертов;
■ занятия - импровизации;
■ праздники как формы коллективной работы.

Обучение по программе состоит из:

1. Теоретический части (знакомство с инструментом (гитара), музыкальные

термины).

2. Практической части. (Обучение игре на гитаре, практическое изучение тем).

1. Музыкальная грамота.

Музыкальный звукоряд. Расположение аккордов на гитаре. Музыкальный строй. Полутон. Целый тон. Буквенное обозначение. Буквенное обозначение альтерации.

2. Бардовская песня. Изучение текстов и их анализ. Прослушивание известных эстрадных групп и исполнителей.

3. Работа с инструментом (гитара).

Знакомство с минором и мажором. Разучивание инструментальных композиций. Упражнения для пальцев левой и правой руки. Правильное расположение пальцев левой руки на грифе. Разучивание гамм. Упражнения для растяжки пальцев левой руки. Игра перебором. Приемы игры различным боем. Прослушивание известных бардов, подбор их песен и переложение на гитару.

Духовно-нравственное воспитание.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи единого комплекса музыкальных и духовных качеств: игра на гитаре, пение, вокальные и голосовые данные, артистизм.

Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Содержание программы направленно на воспитание высоконравственных, творческих, успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности музыкальной культуры. Данная программа создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только музыкальных, творческих, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения, достижение личностных результатов.

При реализации данной программы, наряду с решением специфических задач музыкального воспитания (развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных, развитие и совершенствование навыков игры на гитаре), формируется личность человека в целом, т.е. одновременно развиваются психические процессы, мыслительные операции, нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность), эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту музыкального произведения).

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе реализации данной программы:

Личностные УУД.

Ценностно-смысловая ориентация обучающихся.

Действие смыслообразования.

Коммуникативные УУД.

Умение выражать свои мысли.

Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Планирование сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Регулятивные УУД.

Целеполагание.

Волевая саморегуляция.

Оценка качества и уровня усвоения материала.

Контроль в форме сличения с эталоном.

Планирование промежуточных целей с учетом результата.

ОбщеучебныеУУД.

Умение структурировать знания.

Выделение и формулирование учебной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Анализ объектов.

Синтез, как составление целого из частей.

Классификация объектов.

Практическая деятельность.

Программа I – го года обучения. В первый год осуществляется начальный этап.

Обучающие задачи:

1. Удовлетворения и поддержка интереса учащихся по овладению знаниями, умениями игры на гитаре, работа над вокалом.
2. Обучение навыкам игры на гитаре.
3. Формирование умений основ исполнительского искусства.
4. Обучение музыкальных терминов.
5. Включение учащихся в активную творческую деятельность.

В целях успешного обучения желательно не обременять учащихся чрезмерным объемом знаний, учитывать индивидуальные способности, изучать материал последовательно, двигаясь от самого простого к сложному, по возможности давать разнообразный тренировочный и художественный материал.

Во втором полугодии первого года обучения продолжается дальнейшее развитие и исполнительских навыков, развитие у обучающихся навыка исполнения эстрадных композиций и бардовских песен.
Они должны точно исполнять авторский текст песни, постоянно заботясь о качестве звучания гитары, атаке звука, интонации, ритмичности, динамике и т.д. Гаммы, упражнения и композиции проигрываются с применением различных динамических оттенков и ритмических рисунков. Диапазон расширяется.

На втором и третьем годах обучения основная направленность деятельности объединения - подготовка концертных номеров.
Наиболее успешное обучение учащихся требует постоянного контроля. Поэтому в конце второго полугодия первого года обучения проводится проверка знаний:
♦ устраивается итоговое занятие по пройденному материалу;

проводится отчетное концертное выступление учащихся;
♦ приглашаются родители и друзья.

Программа рассчитана на 3 года обучения.


1 год обучения:


Развитие музыкально-слуховых представлений восприимчивости к музыке. Знакомство с инструментом (гитара). Обучение игре на гитаре.


:

2 раза по 1 академическому часу. Всего в году 84 часа (в том числе индивидуальные).

Условиями отбора детей в творческое объединение «Игра на гитаре» являются: их желание заниматься гитарой и их способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься данным видом творчества, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных обстоятельств.

Предусматривается возможность индивидуальных занятий с обучающимися, а так же небольшими группами. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику обучения, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия, обучающихся объединения в городских мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

первого года обучения

п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Постановка пальцев

Изучение аккордов

Обучение основам техники игры на гитаре

Работа с метрономом

Упражнения на смену пальцев

Овладение основными переборами

Игра медиатором

Итого:

12

72

84

2 год обучения:

Развитие музыкально-слуховых представлений, восприимчивости к музыке и эмоциональной отзывчивости на неё, на основе дальнейшего накопления музыкальных впечатлений и расширение круга музыкальных образов. Развитие ритмики, музыкальной памяти и воображения. Приобретение новых знаний. Закрепление и развитие музыкально-исполнительских навыков приобретённых в первый год обучения, совершенствование навыков публичных выступлений.
Совершенствование навыков игры на гитаре.


Занятия проводятся 2 раза в неделю :

2 раза по 2 академических часа. Всего в году 84 занятия, 168 часов (в том числе индивидуальные).

Учебно-тематический план работы творческого объединения «Игра на гитаре»

второго, третьего года обучения

п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Инструктаж по технике безопасности

Изучение аккордов

Совершенствование техники игры на гитаре

Изучение техники боя

Подбор песни по слуху

Игра медиатором

Работа с репертуаром, аккомпанирование

Работа с метрономом

Отработка вокальных навыков

10.

Изучение простых и лёгких песен

11.

Упражнения на смену пальцев

12.

Работа с электрогитарой

13.

Игра медиатором

Итого:

9

159

168

Тематика программы 1, 2 и 3 года обучения.

Тема № 1. Вводное занятие:

Проверка музыкальных и вокальных данных.

Ознакомление с инструментом гитара и ее части, умелое обращение и бережное хранение инструмента.

Постановка игры на инструменте: положение корпуса, рук, пальцев и ног.

Настройка.

Тема №2. Техника пальцев при игре на гитаре:

Строение и функция мышц рук, значение правильной постановки пальцев рук для развития техники игры.

Специальные упражнения для развития беглости пальцев.


Тема № 3. Музыкальная грамота:

Расположение аккордов на гитаре их название.

Разучивание аккордов A m , D m , Е. Буквенное обозначение.

Разучивание аккордов баррэ.

Тема № 4. Игра перебором:

Упражнения для пальцев левой руки.

Первоначальные упражнения.

Тема №5. Звукоизвлечение на гитаре:


- Музыкальные звуки и их свойства.

Основные приемы звукоизвлечения (апойяндо, тирандо, апогандос).

Упражнения для растяжки пальцев.


Тема № 6. Изучение простых и лёгких песен:

Освоение текста и мелодии.


- Работа над дыханием.

Работа над образом.

Работа над дикцией.

Песни под гитару на память.


Тема № 7. Итоговое занятие. Анкетирование учащихся по анкете «Итоги года» :
- чему научились;
- чего достигли;
- какие возникли трудности и почему;
- что удалось;
- что не удалось и почему;
- чему бы хотели научиться в новом учебном году.

Тема № 8. Подготовка к отчётному концерту. Отчетный концерт :

Содержание работы по р еализация программы 2, 3 года обучения.


Мероприятия познавательно - воспитательного характера.

Коллективные посещения музыкальных мероприятий, концертов. Участие в мероприятиях ДООЦ, активное участие в социально – патриотических молодёжных акциях. Встречи с интересными людьми, музыкантами.

Основы музыкальной грамоты.

Теоретический курс:
Мажор и минор как отражение «света» и «тени» в музыке; лад как важнейшее средство музыкальной выразительности. Тональность: определение тональности как высотного положения лада; мажорные и минорные тональности; названия и обозначение тональностей; ключевое обозначение тональностей; диезные и бемольные тональности; эмоциональная выразительность тональностей; соответствие тональности характеру и содержанию музыкального произведения.

Практический курс:

Обучение игре на гитаре.

Последовательное изучение и практическое освоение позиций грифа гитары в связи с постепенным расширением звуко - высшего диапазона исполняемых музыкальных произведений. Изучение новых элементов и исполняемых приёмов гармонической и мелодичной техники правой руки. Работа над звуком на основе совершенствования техники звукоизвлечения (тирандо и апояндо).

Развитие исполнительской техники левой руки: работа над растяжкой пальцев, техникой смены позиций; развитие аппликатурно - технического гитарного приёма - баре. Развитие координации движений всех звеньев исполнительского аппарата. Развитие навыков художественного исполнения музыкального произведения на основе расширения круга исполняемых музыкально-выразительных исполнительских средств.

Развитие музыкально-образного мышления на основе усложнения музыкально-образного содержания изучаемых музыкальных произведений, обогащения музыкальных впечатлений. Дальнейшее развитие ритмики, всех видов музыкального слуха, музыкальной памяти. Углубление и расширение знаний в области музыкального искусства. Совершенствование музыкально-исполнительских навыков, приобретённых в первые годы обучения.

Развитие и усложнение практических навыков сольной и ансамблевой игры на музыкальном инструменте, необходимых для решения более сложных музыкально-исполнительских задач. Формирование начальных навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальным произведением.

Расширение практики публичных выступлений. Развитие исполнительской гитарной техники на основе качественного совершенствования ранее изученных и освоенных технических элементов и приёмов игры и их синтеза в более сложные технические комплексы, необходимые для исполнительской реализации более сложных музыкально-художественных задач. Изучение и практическое освоение особых способов звукоизвлечения и приёмов игры на классической гитаре: техническое легато(восходящее и нисходящее), натуральные флажолеты, вибрато, портоменто, глиссандо, арпеджиато.


Изучение темброво-звуковых свойств и возможностей классической гитары и практическое освоение способов и техники изменения, варьирования тембрового звучания на гитаре. Работа над качеством звука на основе совершенствования музыкально-звуковых представлений и техники звукоизвлечения.

Совершенствование работы над художественной стороной исполнения музыкального произведения на основе более глубокого и подробного анализа
изучаемых музыкальных произведений и использования вновь освоенных музыкально-выразительных исполнительских средств. Формирование навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальными произведениями на основе приобретённых знаний и умений в области анализа музыкальных произведений, исполнительских навыков и накопленного опыта классной работы над репертуаром. Развитие навыков гитарного аккомпанемента с использованием усложнённых гармоний, типов фактуры и тональностей.

Закрепление и дальнейшее развития навыков исполнительства на основе усложнения изучаемого материала.

Информационно-методическое обеспечение

Перечень оборудования и наглядных пособий:

    Гитара, электрогитара.

    Музыкальный центр, компьютер.

    Записи фонограмм в режиме «+» и « - ».

    Таблицы, схемы.

    Электроаппаратура.

    Зеркало.

    Подборка репертуара.

    Записи видео, формат CD, MP3.

    Записи выступлений, концертов.

Нормативно – правовая база:

1.1. Федерального уровня:

    Закон РФ «Об образовании» с изменениями от 10.07.1992 г. № 3266-1 (редакция от 10.11.2009 г. № 260-ФЗ).

    Постановление Правительства РФ № 142 от 24.02.09г. «Правила разработки и утверждения ФГОС».

    СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

1.2.НПА регионального уровня:

    Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года;

    Концепция развития дополнительного образования в Российской федерации до 2020 года;

1.3. НПА муниципального уровня:

    Профилактика првонарушений на территории ГО Карпинск на 2014-2016 г.г.;

    Муниципальная программа развития системы образования в ГО Карпинск на 2014-2020 г.г.

Используемая литература:

    Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1993г.

    Ариевич С. Практическое руководство игры на бас- гитаре. М.,1993г.

    Бранд В. Основы техники гитариста эстрадного ансамбля. М.,1979г.

    Браславский Д. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально- инструментальных ансамблей. М., 1993 г.

    Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. М.,1979г.

    Галоян Э. Ритмические этюды и вариации для малого барабана и в ансамбле с большим барабаном. М.,1972г.

    Зинкевич В. Курс игры на ударных инструментах. М., 1997

    Саульский Ю. Аранжировка, (эстрадная специализация). М., 1997 г.

    Копен В. Рождение джаза. М.,1994.

10.Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. М.,1984г.

11.Мухина О. Возрастная психология. М., 2000г.

12. Тимонин Ю. Игры на шестиструнной гитаре. Изд –во «Арт-сервис». М., 2012 г.

Интернет-самоучители

Как правило, по запросу «самоучитель игры на гитаре» поисковые сервисы выдают сотни примерно одинаковых сайтов, представляющих интернет-аналоги бумажных изданий. В этом нет ничего плохого: подобные руководства могут дать вам необходимые теоретические знания, научить играть песни по табулатурам и читать аппликатуры аккордов.

  • Самоучитель GuitarProfy . Здесь можно найти всю необходимую теоретическую базу для дальнейшего саморазвития, таблицу соответствий нот на нотном стане и ладах гитары, а также примеры классических гитарных произведений.
  • Самоучитель GuitarUser . Небольшой учебник, написанный простым языком, который научит аккомпанировать любимым композициям. Подойдёт для тех, кто хочет петь песни друзьям под гитару, но не желает становиться профессионалом.

YouTube

Самоучителей игры на гитаре на YouTube, пожалуй, не меньше, чем текстовых учебников. Мы советуем обращать внимание на те, где уроки ведут авторитетные музыканты, или каналы с солидным количеством подписчиков. В остальном - руководствуйтесь личными предпочтениями, а мы расскажем о двух популярных русскоязычных каналах о гитаре.

Pima Live

Канал Антона и Алексея - двоих петербуржцев, которые не только делятся советами по игре и обучению, но и приглашают экспертов, дающих эксклюзивные уроки, разыгрывают инструменты и выкладывают видеообзоры гитар. Есть ролики как для новичков, так и для продвинутых гитаристов.

GitaristTV

На этом канале гитарист Павел выкладывает тщательные разборы популярных композиций на акустической гитаре. Репертуар широк: от поп-хитов Макса Коржа до саундтрека из «Интерстеллара».

Клубы по интересам «ВКонтакте»

С группами «ВКонтакте» всё сложнее: многие продвинутые гитаристы не общаются в коммьюнити для новичков, зато дилетантов, считающих себя профи, в таких группах очень много. Мы советуем скептически относиться к профессиональным советам из групп и пабликов. Но подобные клубы по интересам могут быть очень полезны при поиске единомышленников, аккордов и табулатур к песням. Также в таких группах почти всегда можно найти объявления о продаже и покупке .

  • «Любители гитары ». Одна из самых популярных групп о гитаре «ВКонтакте», насчитывающая более 120 тысяч подписчиков. В сообществе открыта стена, на которой можно разместить интересующий вас вопрос.
  • «Гитарист ». Ещё одна группа с открытой стеной и разнообразным контентом, связанным с гитарой и музыкой.
  • «Гитара и гитаристы ». Проект фламенко-гитариста Александра Куинджи. На стене запись не опубликовать, но интересующий вопрос можно задать в обсуждениях.

Программы

Guitar Pro 7 / guitar-pro.com

Нотный редактор, знакомый многим, кто имел дело с разучиванием мелодий по табулатурам. Можно записывать свои дорожки различных инструментов, экспортировать их в MIDI или выводить на печать. В программе есть метроном, функция отображения нотного стана и гитарного грифа, возможность записать любые нюансы артикуляции и добавить эффекты. В интернете можно найти табулатуры для Guitar Pro на любую известную песню. С поиском помогут специальные сайты:

  • 911tabs . Сайт-агрегатор, ищущий в крупнейших библиотеках табулатур и аккордов. Здесь можно найти ноты всех известных зарубежных песен и даже многих отечественных композиций.
  • GTP-tabs . Огромный архив партитур российских и зарубежных песен.

PreSonus Studio One 3 / wikipedia.org

Полезный опыт для любого гитариста - слушать себя со стороны. Для этого нужны специальные приложения. DAW-программы (секвенсоры) помогут записать ваши композиции, смикшировать гитарные дорожки и создать аккомпанемент из виртуальных инструментов. Существует не меньше десятка достойных секвенсоров. Новичкам мы советуем обратить внимание на PreSonus Studio One , Steinberg Cubase и Ableton Live .

Приложения

Yousician

Интерактивный самоучитель, распознающий взятые на гитаре ноты с помощью микрофона. Можно проходить уроки поэтапно или сосредоточиться на разучивании песен из библиотеки. Геймплей напоминает Guitar Hero, только перед вами загораются не цветные кружочки, а числа с обозначением лада на нужной струне. Бесплатная версия игры имеет ограничения, премиум-подписка обойдётся в 332 рубля в месяц при покупке на год.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png