Введение

Перцептивнаясторона общения

Интерактивнаясторона общения

Коммуникативнаясторона общения

Структураобщения

Функцииобщения

Средства коммуникации

Общение как социально-психологический феномен

Заключение

Списоклитературы


Введение

Общение является однимиз предметов социально-психологического исследования.

Общение -многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализациимежличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостьюорганизации осуществления и поддержания совместной деятельности людей.

Исследования Г. М.Андреевой, Д. Мида, Г. Келли и других ученых, анализировавших содержание имеханизмы общения, показали, что его ведущими процессами или сторонами общенияявляются:

Коммуникативная(передача информации в процессе общения);

Интерактивная (т.е.взаимодействие партнеров);

Перцептивныекомпоненты (восприятие партнерами друг друга).

В рамкахсоциально-психологического знания относительно проблематики общения наиболеесодержательно глубокий и объемный материал наработан по общению межличностному.В этом плане все три стороны общения в совокупности отражают многоаспектность ипри этом неоднозначную сложность внутреннего, субъективного мира одногочеловека, если речь идет о его отношении к другому. Коммуникативная сторонаобщения отражает тот аспект межличностного контакта, который выражается вобмене участниками общения информацией.

Рассмотрим болееподробно процессы и стороны общения.


Перцептивная сторона общения

В процессе восприятия учеловека формируется образ другого, понимание его личностных черт. Наибольшиесложности в процессе восприятия человека человеком представляет не тольконеоднозначность самого объекта (человека или группы людей), но и тот факт, чтопо внешним признакам, по тому образу, который формируется в результат контакта,партнеры стремятся вывести суждение о внутренних качествах друг друга. Отсюдате многочисленные стереотипы, связывающие конституцию или черты лица синдивидуальными особенностями.

Основными механизмамипознания другого человека являются идентификация и рефлексия .

Идентификация предполагаетотождествление с воспринимаемым субъектом, на основании чего и делается вывод оего индивидуальных особенностях и предполагаемом поведении. Человек стараетсяпоставить себя на место другого и, исходя из этого, попытаться понять егосостояние и возможные способы действия в конкретной ситуации. Часто при этомсобственные понятия и схемы поведения распространяются на другого, что можетстать причиной ошибки, так как отличия этого от другого не учитываются приидентификации. Более эмотивные люди, естественно, чаще используют именно этотметод познания, заражаясь переживаниями партнера по общению.

Под понятием рефлексииподразумевается не способность человека к самонаблюдению, но осознание того,каким воспринимают его окружающие. Такой отраженный образ Я, т.е. Я в глазахдругих, является важным элементом Я-концепции и самооценки, он всегда, болееили менее осознанно, присутствует в структуре личности. При общении же этоотраженное представление о себе играет доминирующую роль, и от того, насколькооно совпадает с действительным образом субъекта у партнера (или партнеров), вомногом зависит успех контакта.

Главным содержаниемперцептивного процесса общения является система интерпретаций поведениядругого, причин его поступков, симпатий и антипатий. На основании этой системысубъект стремиться предвидеть и дальнейшие действия партнеров, в том числе и поотношению к себе. Так как реальных сведений о причинах тех или иных действийокружающих часто крайне мало и не всегда они соответствуют действительности,процесс интерпретации поведения получил название атрибуции (или каузальнойатрибуции), т.е. приписывания. Атрибутировать, т.е. приписывать партнерампричины их поступков и высказываний, люди могут либо на основании анализапохожих случаев, либо по аналогии с собственным поведением в сходных ситуациях.В последнем варианте часто включается и механизм идентификации, когда субъект,ставя себя на место другого, приписывает ему и собственные мотивы ипереживания, которые могут привести к сходному результату. При анализе людивспоминают о похожих случаях, произошедших с другими людьми, либо поведениепартнера в аналогичных ситуациях, полагая, что при этом действуют одни и те жепричины.

Так же на восприятиеокружающих оказывает влияние и эффекты «ореола», «новизны»,«бумеранга».

Эффект«ореола» заключается в том, что первое, общее впечатление о человеке,часто основанное на установках или каких-то отрывочных сведениях о нем,распространяется на восприятие его поступков и личностных качеств. При этомможет сформироваться как положительный, так и отрицательный «ореол».Если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем всеего поведение, черты и поступки оцениваются только позитивно, несмотря на ихреальное содержание. В его деятельности выделяются и преувеличиваются восновном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или незамечаются. Если же общее первое впечатление о каком-либо человеке оказалосьотрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем илине замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания кнедостаткам.

Эффект«новизны» заключается в том, что по отношению к знакомому человекунаиболее значимой оказывается последняя, более новая информация о нем, тогдакак по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация. Именнопоэтому эмоционально насыщенная или значимая информация о новом человеке можетстимулировать формирование положительного или отрицательного«ореола».

Еще одним важнымэффектом восприятия является эффект «бумеранга», заключающийся в том,что в некоторых случаях воздействие информации на партнеров по общению (илина широкую аудиторию) вызывает результат, обратный ожидаемому. Какправило, этот эффект возникает в тех случаях, когда подорвано доверие кисточнику информации или этот источник (как субъект, так и средство массовойинформации или учреждение) вызывает неприязнь у воспринимающих. Иногда эффектбумеранга возникает, если информация длительное время носит однообразный несоответствующий изменившимся условиям характер.

Анализ перцептивногопроцесса общения показывает, что при восприятии другого человека возникает нетолько представление о нем, но и эмоциональное отношение, при котором партнерможет вызывать как ситуативное эмоциональное переживание, так и стойкоечувство, как положительное, так и отрицательное.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторонаобщения - условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения,связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместнойдеятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей.Общение всегда должно предполагать некоторый результат - изменение поведения идеятельности других людей. Здесь общение выступает как межличностноевзаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающихсяв их совместной деятельности. Наиболее распространенным является деление всехвзаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кромекооперации говорят также о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции,ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принципразличных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие егопроявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются“позитивными” с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия,так или иначе “расшатывающие” совместную деятельность, представляющие собойопределенного рода препятствие для нее.

Кооперация обозначаеткоординацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование,суммирование этих сил). Важным показателем “тесноты” кооперативноговзаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Что касаетсяконкуренции, то здесь анализ чаще сконцентрирован в наиболее яркой её форме -конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, взглядов оппонентов(субъектов взаимодействия).

Один и тот же человеквыполняет различные роли. Множество ролевых позиций нередко порождает ихстолкновение - ролевые конфликты. Взаимодействие людей, исполняющих различныероли, регулируется ролевыми ожиданиями. “Исполнение” роли подверженосоциальному контролю и обязательно получает общественную оценку, асколько-нибудь незначительное отклонение от образца осуждается.

Исходным условиемуспешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людейожиданиям друг друга. Но общение не всегда строится успешно и часто не лишеновнутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизмпозиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, чтоиногда оборачивается взаимной враждебностью. В этом случае возникаетмежличностный конфликт.

Интеракция такжерассмотрена с точки зрения транзактного анализа американским психологом Э.Берном. С его точки зрения, в каждом человеке существует три “Я”: Дитя(зависимое, подчиняемое и безответственное существо); Родитель (независимый,неподчиняемый, берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться сситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собойи ими).

Выступая в позицииДитя, человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе, в позиции Родителя -самоуверенно-агрессивным, в позиции Взрослого - корректным и сдержанным. Вовзаимодействии людей эти позиции согласованы лишь тогда, когда один изпартнеров готов принять позицию, определенную для него другим партнером.

Наиболее успешным иэффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут другдруга понять и два Ребенка.

Трансакция - единицавзаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого.

Суть теории Э. Бернасводится к тому, что, когда ролевые позиции партнеров по общению согласованы,акт их взаимодействия доставляет обоим чувство удовлетворения. Если положительнаяэмоция заранее присутствует в общении на радость партнеров, то такой типвзаимодействия Э. Берн называет “поглаживанием”. При согласовании позиций, очем бы ни говорили собеседники, у них идет обмен поглаживаниями. Лишениеответного поглаживания уже задевает человека. Если же, вопреки его ожиданиям, кнему еще и обращаются с несогласованной позиции, это вызывает гнев и можетстать причиной конфликта.

С психологической точкизрения, содержание конфликта может быть очень многообразным по ролевым позициямпартнеров. Для всего диалога решающее значение может иметь то, насколькоправильно выбрана позиция, насколько она согласована между партнерами пообщению. То, какую позицию мы займем в контакте, сразу же определяет и кругпсихологический ролей, которые нам предстоит исполнить.

Коммуникативная сторона общения

Коммуникативная сторонаобщения предполагает обмен информацией между партнерами. Решающее значениеприобретает ориентация партнеров друг на друга, их активность в стремленииубедить другого или побудить его к определенному действию, т.е. происходит непросто «движение» информации, но ее развитие, уточнение и обогащение.Поэтому коммуникатору (человеку, сообщающему информацию) необходимо учитыватьне только то, что говорится, но и каким образом, соотносить содержание сведенийс установками, ценностями, мотивами каждого из воспринимающих.

Исходя из тех задач,которые ставит перед собой коммуникатор, выделяются побудительные сообщения(побудить сделать что-либо), информативные (передать сведения), экспрессивные(сформировать переживание), фактические (установление и поддержание контакта).

Фактическое, т.е.бессодержательное, общение предполагает использование коммуникацииисключительно с целью поддержания самого процесса общения.

Чисто информативная цельсообщения может не предполагать реакции собеседника, т.е. для коммуникатораможет быть важен сам факт сообщения безотносительно к тому, какое воздействиеон оказал на воспринимающего и понято ли оно верно.

Наиболее сложнойзадачей коммуникации является реализация намерения повлиять на поведениедругого, так как в этом случае необходимо не только понимание значимостисообщения, но и одинаковый подход к оценке ситуации или других партнеров,близкая система ценностей. Выделяются такие способы воздействия в процессеобщения, как убеждение, внушение, подражание, заражение. При убеждениикоммуникатор ориентируется на сознательное, разумное восприятие своейинформации, поэтому его монологическая или диалогическая речь должна бытьмаксимально развернутой и выразительной. Остальные способы воздействияпредполагают ориентацию не только (и не столько) на сознание, сколько набессознательные чувства, переживания, стремления людей.

Особое место в анализекоммуникативного процесса занимает изучение специфических коммуникативныхбарьеров, нарушающих процесс обмена информацией, адекватное понимание иреагирование на сообщение. Барьеры могут порождаться социальными факторами,например, политическими разногласиями, различиями во взглядах, связанными сразницей в статусных положениях, окружении, культуре, религии. Также причинойнепонимания могут быть и индивидуальные особенности партнеров, например,интравертированность, тревожность, мнительность собеседников.

Структура общения

Общение как процессимеет свою структуру, которая подробно рассматривалась разными авторами.

Б. Ломов предложилклассификацию состоящую из трех уровней:

ü Макроуровень: общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другимилюдьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизничеловека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются,сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцентделается на анализе психического развития индивида);

ü Мезауровень: общение рассматривается как совокупность целенаправленных, логическизавершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которыхоказываются люди в процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезкахсвоей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения - «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрываетсядинамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапыобщения);

ü Микроуровень:внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения каквзаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одногопартнера и противодействие другого, например «вопрос - ответ», «сообщениеинформации - отношение к ней» и т.п.).

Г. Андреева определяетструктуру общения, как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов:коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами);интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е.обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процессвосприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основевзаимопонимания).

Б. Парыгинрассматривает структуру общения как взаимосвязь двух аспектов - содержательнойи формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием иформой.

А. Бодалев в структуреобщения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) ипрактичный (деятельный) компоненты.

Логическим основаниемдля моделирования структуры общения как процесса (передача информации,взаимовлияния, познания друг друга, обмен результатами деятельности и т.п.)может быть характеристика его относительно автономных компонентов, таких как:цель, содержание, средства общения; участники процесса, тип связи,устанавливается между ними; мотивы, потребности, ценностные ориентацииучастников общения; коммуникативный потенциал субъектов общения; виды и формыобщения; социокультурная и этнопсихологическая специфика общения;этико-психологические и тендерные особенности общения; стиль, стратегии итактики общения; результат общения.

Внешний - проявляется вкоммуникативных действиях участников процесса, в выборе стиля, формы, стратегииобщения, в языковой активности, интенсивности действий, адекватности поведенияи т.д.

Внутренний - воспроизводит субъективное восприятие ситуации взаимодействия, котороевыражается с помощью вербальных и невербальных сигналов.

Функции общения

Что касается функций(от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимаютвнешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет впроцессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Известны различныеподходы к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматриваяобщение в контексте его органического единства с жизнью общества в целом и снепосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека.

Выделяют следующиефункции:

Общение являетсяформой существования и проявления человеческой сущности, оно играет вколлективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;

Представляет собойважнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучногосуществования, обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением(подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любоговозраста.

Б.Ломов выделяет вобщении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обменеинформацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляциясовместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную(регуляция эмоциональной сферы человека.

Информационно-коммуникативнаяфункция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, еереализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравниваниеразличий в исходной информированности людей, которые вступают в психологическийконтакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений(здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровеньсвязан со стремлением человека понять других (общение, направленное наформирование оценок достигнутых результатов).

Вторая функция - регуляционно-коммуникативная - заключается в регуляции поведения. Благодаряобщению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но иповедения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процессвзаимного налаживания действий.

При таких условияхпроявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности,совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция икоррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация,внушение и др.

Третья функция - аффективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу человека, вкоторой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе исоциальное.

Можно привести другую,немного подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель (А.Реан), в которой общение образует: когнитивно-информационный (прием и передачаинформации), регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностяхповедения субъектов, на взаимной регуляции их действий),аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции наэмоциональном уровне) и социально-перцептивний компоненты (процесс взаимноговосприятия, понимания и познания субъектов).

Л. Карпенко по критерию«цель общения» выделяет восемь функций, которые реализуются в любом процессевзаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

· контактную- установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передачесообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимоориентированности;

· информационную- обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями),т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;

· побудительную- стимулирование активности партнера по общению, что направляет его навыполнение тех или иных действий;

· координационную- взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместнойдеятельности;

· понимание- не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но ипонимания партнерами друг друга;

· амотивную- вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний,изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

· установленияотношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных,деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действоватьиндивиду;

· осуществлениявоздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательныхобразований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностейактивности, норм и стандартов поведения и т.п.).

Анализ особенностейобщения в сфере деловых взаимоотношений также указывает на егомногофункциональность (А. Панфилова, Е. Руденский):

Инструментальнаяфункция характеризует общение как социальный механизм управления, что даетвозможность получить и передать информацию, необходимую для осуществленияопределенного действия, принятия решения и т.п.;

Интегративной- используется как средство объединения деловых партнеров для совместногокоммуникативного процесса;

Функциясамовыражения помогает самоутвердится, продемонстрировать личностный интеллекти психологический потенциал;

Трансляционная- служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений и др.;

Функциясоциального контроля призвана регламентировать поведение, деятельность, аиногда (когда речь идет о коммерческой тайне) и языковые акции участниковделового взаимодействия;

Функциясоциализации способствует развитию навыков культуры делового общения; с помощьюэкспрессивной функции деловые партнеры пытаются выразить и понять эмоциональныепереживания друг друга.

Все приведенные функциитрансформируются в одну главную функцию общения - регуляторную, котораяпроявляется во взаимодействии индивида с другими людьми. И в этом смыслеобщение является механизмом соииально-психологической регуляции поведения людейв их совместной деятельности. Выделенные функции, по мнению исследователя,следует рассматривать как одно из оснований для классификации всех другихфункций человека как субъекта общения.


Средства коммуникации

Для передачи любаяинформация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможналишь посредством использования знаковых систем. Самое простое делениекоммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковыесистемы.

Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самымуниверсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информациипосредством речи менее всего теряется смысл сообщения.

Можно обозначитьпсихологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание»«Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом онвоплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщенияраскрывается одновременно с декодированием.

Можно выделить трипозиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

Открытая (открытообъявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);

Отстраненная (держитсяподчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);

Закрытая (умалчивает освоей точке зрения, скрывает ее).

Невербальнаякоммуникация . Выделяют четыре группы невербальныхсредств общения:

1) Экстра- ипаралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общениюопределенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех,покашливание и т.д.)

2) Оптико –кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика,пантомимика).

Жест – это движение рукили кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: - коммуникативные (заменяющие речь) - описательные (их смысл понятен только присловах) - жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика – это движениемышц лица.

Пантомимика –совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3)Проксемика(организация пространства и времени коммуникативного процесса).

В психологии выделяютчетыре дистанции общения:

Интимная (от 0 до 0,5метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительнымиотношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передаетсяс помощью жестов, взглядов, мимики.

Межличностная (от 0,5до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

Официально-деловаяили социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причемчем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

Публичная (более 3,7метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общениичеловек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

Визуалика, или контактглаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10секунд.

Вербальная иневербальная коммуникации тесно переплетаются между собой, органическидополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.


Общение как социально-психологический феномен

Отечественнаяпсихологическая наука имеет давние традиции относительно исследования категории«общение» и выявления ее специфически-психологического аспекта. Преждепринципиальным является вопрос взаимосвязи общения и деятельности.

Исходя из идеи единстваобщения и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), подобщением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматриваетлюбые формы совместной деятельности людей. То есть любые формы общенияпринадлежащие к специфических форм совместной деятельности. К тому же люди непросто общаются в ходе выполнения ими определенных функций, но они всегдаобщаются во время соответствующей деятельности.

Г. Андреева считает,что целесообразным является широчайшее понимание связи деятельности и общения,когда общение рассматривается и как аспект совместной деятельности (посколькусама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как еесвоеобразный дериваты (от лат. derivatus производное от чего первичного).

Другими словами,общение целесообразно рассматривать в двух планах: как аспект совместнойдеятельности и как ее продукт.

Относительно другойпозиции, когда категория «общения» может рассматриваться, как самостоятельная исведена к деятельности (В. Знаковое, А. Реан и др.), процесс общения становитсядля человека не только средством, но и целью. Идею автономности и самоценностиобщения А. Реан и Я. Коломинский обосновывают:

Во-первых,теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека (А.Маслоу), в которой общение является одной из основных потребностей (ононеобходимо для того, чтобы разделить с другим человеком свое горе или радость,чтобы чувствовать себя человеком);

Во-вторых, с позицийсубъект-субъектного подхода к общению (если деятельность связана с формулой«субъект - объект», то в общении никого из партнеров нельзя рассматривать какобъект, ведь каждый из них является активным субъектом этого процесса).

Общение являетсясоциальным явлением, природа которого проявляется в социуме, в среде людей вовремя передачи социального опыта, норм поведения, традиций и др.

Оно способствуетобогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности,удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмомвоспроизведение событий, настроений, координирует усилия людей, помогаетобъективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера,эмоций, волевой и мотивационной сферы.

Итак, специфика общениязаключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одногоиндивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями,информацией, интересами, чувствами, деятельностью и т.д.

Успешность любыхконтактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению. Вреальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, еекоммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческиесимпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость,привлекательность и вражда.

В связи с этимчрезвычайно важно знать те взаимоотношения, которые сложились между членамиконтактной группы, ведь от них, в конечном итоге, зависит вся система общенияотдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства,используемые в процессе взаимодействия.

Потребность человека вобщении обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостьювзаимодействовать с другими людьми.

Общение являетсяосновным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функцийобучения, воспитания и развития индивида.

Изучая поведениемладенцев, американские исследователи К. Флейк-Хобсон, Б. Робинсон и П. Скинотмечают, что в первые недели жизни дети могут обмениваться со взрослыми толькожестами, мимикой, многочисленными звуками, что свидетельствует о генетической«запрограмированности» на общения с окружением.

Общение - это весьспектр связей и взаимодействия людей в процессе духовного и материальногопроизводства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальныхотношений и психологических особенностей отдельного человека, которыеосуществляются через прямые или косвенные контакты, в которых вступают личностии группы.

Это широкое пониманиеобщения, а узкий контекст - межличностного общения - указывает на процесспредметного и информационного взаимодействия между людьми, в которомформируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностныеотношения и проявляются психологические особенности коммуникативного потенциалакаждого индивида.


Заключение

Основываясь наинформации изложенной в данной работе, можно сделать вывод, что общение - этомногоплановый, но целостный процесс развития контактов между людьми, которыйвключает в себя три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную иперцептивную.

Коммуникативная сторонаобщения представляет собой обмен информацией между участниками совместнойдеятельности.

Интерактивная сторона -это взаимодействие общающихся людей - обмен в процессе речи не только словами,но и действиями, поступками.

Перцептивная сторонаобщения - восприятие общающимися людьми друг друга. Очень важно, воспринимаетли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного,понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего непоймет и ни с чем сообщенным ему не разберется.

В социальной психологииявление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такиефеномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство илидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

В результате общенияпроисходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляетсяобъединение (или размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения.

Общение являетсячрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, оноохватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений,осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которыеявляются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются иобогащаются.


Списоклитературы

1.Андреева Г. М.Социальная Психология. Москва: Аспект пресс, 1998.

2.Берн Э. Игры, вкоторые играют люди. - Екатеринбург. 1999.

3.Общение иоптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г. М., Яноушека Я.Москва, издательство МГУ, 1987.

4.Парыгин Б. Д.Основы социально-психологической теории. - М., 1971.

6.Бодалев А.А. Восприятиеи понимание человека человеком. М., 1982.

Лабунская.В.А/Экспрессиячеловека: общение и межличностное познание. “Феникс”. Ростов-на-Дону.1999.

7.Пиз А. Языктелодвижений. - Новгород, 1992.

Лекция 2. Тема. Психология управления общением

1. Общение как социально-психологический феномен

2. Психологическая структура общения

3. Психологические особенности управленческого общения

Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач (экономических, производственных, воспитательных, правоохранительных и т.д.). Важнейшим условием взаимодействия людей в группах является общение. В чем же сущность этого понятия?

Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя:

Обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами;

Выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения;

Восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.

Иногда проявляется тенденция к отождествлению понятий «общение», «социативные отношения», «межличностные отношения». Однако эти понятия, будучи взаимосвязанными, не являются тождественными, поскольку имеют свою специфику.

Понятие общения имеет более широкий смысл. Общение объективно порождается совместной жизнедеятельностью людей в системах их внешних отношений с социальной средой и внутригрупповых межличностных отношений.

Социальные отношения проявляются в общении людей не как личностей, а как представителей социальных классов (отношения работодателя и работника), экономических структур (продавец и покупатель товара), иерархических формальных организаций (областные и районные отделы правоохранительных органов) и т. п.

Межличностные отношения строятся на основе деловых и эмоциональных оценок, а также предпочтений людьми друг друга.

Таким образом, отношения между людьми, как безличностные, так и межличностные, всегда вплетены в общение и могут быть реализованы только в нем. Вне общения немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ объединения индивидов и вместе с тем как способ их развития в личностном и профессиональном плане. Отсюда вытекает существование общения и как реальности общественных отношений, и как реальности отношений межличностных. Общение с необходимостью осуществляется при самых разнообразных человеческих отношениях, т. е. имеет место, как при положительных, так и при отрицательных социальных и межличностных отношениях.

Можно сказать, что общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание.



В процессе общения формируется общая программа и общая стратегия совместной деятельности. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Поэтому общению принадлежит важное место и в развитии человека.

В психологической науке имеется несколько подходов к пониманию сущности общения между людьми:

Общение - процесс передачи информации от одного субъекта к другому при помощи различных коммуникативных средств и механизмов. Целью общения выступает достижение взаимопонимания (А. Г. Ковалев);

Общение есть взаимодействие людей, а передача информации является лишь необходимым условием, но не сутью общения (А. А. Леонтьев);

Общение есть процесс взаимоотношений людей в коллективе, в ходе которого складываются коллективистские свойства группы (К. К. Платонов);

Общение - это и обмен информацией, и взаимодействие людей, и их взаимоотношения (Б. Д. Парыгин).

Такое внимание к общению свидетельствует о важности оценки психологами его роли. Противоречия в точках зрения косвенно указывают на сложную взаимосвязь общения с другими, неразрывно связанными психологическими явлениями - взаимоотношениями, взаимодействием и с самой деятельностью, на сложность кристаллизации сущности самого общения в этих взаимосвязях.

Общение, как это видно из определений, данных рядом авторов, неразрывно связано с деятельностью людей. Это признают все психологи, рассматривающие общение с позиций деятельностного подхода. Однако характер этой связи понимается по-разному.

Другие психологи общение считают особым видом деятельности. Одни из них (Д. Б. Эльконин) называют его коммуникативной деятельностью (или деятельностью общения), самостоятельной на определенном этапе развития человека (например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте); другие (А. А. Леонтьев) - одним из видов деятельности (например, речевая деятельность).

Третья точка зрения (Б. Ф. Ломов) состоит в том, что деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие и взаимосвязанные деятельности, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. Придавая особое значение общению, Б. Ф. Ломов пишет, что реальная жизнь человека не исчерпывается предметно-практической деятельностью. Общение выполняет в ней особые функции обмена идеями, интересами, передачи черт характера, формирования установок личности, ее позиции.

Таким образом, несмотря на некоторые различия, авторы всех точек зрения признают связь между деятельностью и общением, хотя и раскрывают ее по-разному. Понятно, что в жизни малой группы, в которой люди находятся в постоян­ном непосредственном контакте, общению принадлежит очень важная роль.

Общение выполняет ряд функций в жизни и совместной деятельности малых групп. Прежде всего это познавательная функция. Она состоит в том, что общение является источником важной для личности информации о происходящих событиях в социуме, в сфере, к которой принадлежит группа, во внутренней жизни самой группы, восприятиях членами группы друг друга, информации о намерениях, состояниях и действиях других членов группы, событиях в их жизни, достигаемых результатах совместной деятельности, мнениях группы об отдельных членах и др. В конечном счете общение служит интересам взаимопонимания. Высший уровень взаимопонимания и развития группы - коллектив - это союз единомышленников.

Развивающая функция общения заключается в ее роли во всей социализации личности в ее онтогенезе. В малой группе эта социализация идет и продолжается с особой интенсивностью в результате непосредственного и занимающего много времени общения между членами группы. Совершается разносторонний обмен знаниями, суждениями, мнениями, переживаниями, ценностями и идеалами, мотивами и интересами, в результате чего происходят изменения психологических свойств и качеств личности членов группы. Особенности группы в целом выступают как общий фактор, влияющий на членов группы, обеспечивающих сближение их знаний, взглядов, отношений, умений, привычек и проч., и вместе с тем представляют собой пространство, открывающее возможности и для проявлений индивидуализации развития. Естественно, что характер развивающих влияний группы зависит от того, какова ее деятельность, организация жизни и деятельности, каково руководство ею, какие интересы, ценности, мнения, традиции, обычаи, взаимоотношения и другие групповые социально-психологические явления в ней преобладают, характерны для нее и проявляются в специфике общения между членами группы.

Детерминирующая функция состоит в том, что общение является одним из существенных факторов социальной зависимости поведения членов малой группы, побуждения у них интересов, целей, планов, мотивов, желаний, потребностей, поступков и действий, а также регуляции их появлений. Общение способствует возникновению, усилению определенных психических состояний, процессов, проявлений активности и, наоборот, - сдерживанию, недопущению, ослаблению их.

Сплачивающая функция способствует возникновению единого мнения в группе, между членами группы, достижению взаимопонимания, согласия, отысканию компромисса, установлению близких взаимоотношений, синхронизации, согласованию действий.

Функция управления, руководства малой группой реализуется использованием общения в качестве организующего фактора, способствующего установлению организационного по рядка в жизни и деятельности группы, достижению четкого взаимодействия всех членов группы в ходе совместной деятельности, достижению ее целей и удовлетворения интересов каждого.

После изучения данной главы студент должен:

  • знать психологическое значение понятия "общение";
  • уметь описать общение как специфический психологический феномен, отличающийся от поведения и индивидуальной деятельности;
  • владеть некоторыми приемами прогнозирования и предотвращения конфликтных ситуаций в общении.

Общение как психологический феномен

Более 100 лет исследований в области экспериментальной общей психологии привели ученых к мысли о необходимости создания новой отрасли науки, которая бы занималась изучением общения людей. Это было вызвано целым рядом причин. Во-первых, психические процессы, психические свойства и состояния проявляются по-разному в разных жизненных ситуациях, но особенно в тех, которые сопровождаются общением – как непосредственным, в частности в малых социальных группах, так и опосредованным, например при восприятии рекламы. Во-вторых, психологи обратили внимание на возможность эмпирического изучения социальных явлений, которые требуют глубокого психологического анализа, в частности межличностных оценок и сравнений, поведения людей в группах, поведения потребителей и пр. В-третьих, многие смежные науки, такие как экономика, социология, политология, история и др., потребовали от психологов объяснить, почему именно в обществе происходят те или иные явления, которые не находят ответов в рамках общей психологии, но явно имеют психологическую природу. Например, были поставлены вопросы относительно того, как возникают паника на биржах или этнические и религиозные конфликты.

И наконец, в-четвертых, некоторые ученые осознали тот факт, что в процессе общения определенные предметы и явления начинают приобретать для людей особые свойства, какими ранее не обладали. Было показано, что некоторые свойства объектов, играющих важную роль в жизни людей, в реальности не существуют, а проявляются только в социальных условиях, при непосредствен ном или опосредованном общении. В частности, такое представление во многом отражено в понятиях теории символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида , представителя Чикагской социологической школы (рис. 9.1). Эти свойства имеют символическую природу: их ощущают, воспринимают и ценят одни люди, но абсолютно не воспринимают и не ценят другие. Например, было замечено, что подобными свойствами обладают продукты творческой деятельности. Иногда они даже становятся "сверхценными" для определенных групп людей, при этом очень часто независимо от тех материальных затрат, которые потребовались на их создание. Так появилось представление о социально-психологическом феномене, который получил название сверхчувственных свойств .

Рис. 9.1.

Приблизительно по этим (и некоторым другим) основаниям возникла новая отрасль науки – социальная психология . Объектами ее изучения стали различные типы, виды, формы и условия общения и деятельности, а также феномены общения, которые влияют на психические процессы, свойства и состояния людей.

Стремясь понять, чем занимается социальная психология, в первую очередь следует обратить внимание на то, что люди по-разному общаются друг с другом: есть люди очень общительные (экстраверты), а есть необщительные, замкнутые (интроверты). Второе, что должно привлечь наше внимание: в процессе общения люди оказывают воздействие, влияют друг на друга и меняют свое поведение в зависимости от характера общения, степени и форм такого воздействия. Но самое интересное, это, наверное, то, что общение людей способно порождать нечто новое в природе, то, чего ранее никогда не существовало. Иногда может возникнуть впечатление, что это новое появляется как бы из ничего, однако на самом деле его источником является именно общение людей друг с другом. Такая идея возникла в результате теоретического анализа феномена социального в ряде социально-психологических теорий.

В частности, в соответствии с теорией Дж. Г. Мида, человек – социальный продукт межличностного взаимодействия. Он принимает на себя некие роли под влиянием других людей ("обобщенный другой"), В процессе социализации формируется рефлексирующее социальное "Я", т.е. его происхождение полностью социально. Главное в социальном "Я" – способность становиться объектом самонаблюдения , в результате чего внешний социальный контроль трансформируется в самоконтроль. Для глубокого описания этого явления Мид использовал понятие "самость". Это свойство не является врожденным, его происхождение также сугубо социально. Чтобы эффективно взаимодействовать, человек должен понимать намерения других людей. Это осуществляется с помощью процесса, который Мид называл принятием роли. Процесс принятия роли предполагает, что индивид с помощью воображения ставит себя на место того человека, с которым общается. Ключевое понятие символического интеракционизма – взаимодействие (интеракция ). Основой взаимодействия служит не совместная деятельность, а обмен символами.

Дж. Г. Мид, а также Ю. Хабермас, X. Блумер и др„ развивая взгляды социолога Георга Зиммеля, утверждали, что общество построено на обмене жестами и символами посредством языка. Утверждалось, что для понимания поведения людей необходимо познание внутреннего символического смысла, некоего языкового кода, который понятен только участникам взаимодействия. В процессе социализации определяющую роль играют так называемые значимые другие – люди, чьи суждения и действия являются эталоном при формировании собственных суждений, мнений и поведения человека.

  • Биография Дж. Г. Мида довольно примечательна. Он родился в США, учился в Гарвардском университете, а также в Лейпциге и Берлине, где познакомился с работами В. Вундта. Мид никогда не имел ученой степени, но преподавал социальную психологию в США в университете Чикаго. Не имея научного статуса, он не опубликовал ни одной своей книги, однако имел большое влияние. Лекции Дж. Г. Мида были собраны и опубликованы уже после его смерти.

Вопросы

1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

2. Виды общения.

3. Характеристика коммуникативной стороны общения.

4. Характеристика интерактивной стороны общения.

5. Характеристика перцептивной стороны общения.

Общение как социально-психологический феномен.

Функции общения.

Проблема общения – одна из центральных в социальной психологии. Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с коллегами по работе какое-то общее дело и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвертыми вообще неизвестно зачем разговариваем. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата.

Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью . Человек, передающий информацию, называется коммуникатором , получающий ее – реципиентом .

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.

Психическое развитие ребенка начинается именно с общения. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка.



Понятие «общение» относится к числу межпредметных категорий. Его изучают философия, психология, социология, педагогика. Эти науки рассматривают общение как один из видов человеческой деятельности, обеспечивающий другие виды деятельности (игра, труд, учебная деятельность). Общение – это и социальный процесс, так как оно обслуживает групповую (коллективную) деятельность и реализует общественные отношения. Нередко общение сводят только к коммуникации – передаче, обмену информацией посредством языка или других знаковых средств.

Категория «общение» достаточно подробно разработанная в отечественной психологической науке. Так, Б. Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. А. Н. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности. Д. Б. Эльконин и М. Н. Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе. Близка к ним и позиция целого ряда ученых (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Б. Г. Ананьев указывает на важность общения как одной из детерминант развития психики человека. Широкое распространение получила точка зрения на общение как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению (Я. Л. Коломинский).

Современная психолого-педагогическая наука использует различные определения понятия «общение». Приведем лишь некоторые из них:

1. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежит мотивация участников, направленная на изменение поведения и личностно-смысловых новообразований партнера.

2. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себе обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

3. В широком смысле общение – одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей.

4. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

5. Под общением понимается внешнее, наблюдаемое поведение, в котором актуализируются и проявляются межличностные отношения (Я. Л. Коломинский).

Роберт Семенович Немов выделяет в общении ряд аспектов : содержание , цель и средства .

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей (предупреждение об опасности). У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного живого существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств (касание тела), речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Структура общения . Традиционно в структуре общения исследователи выделяют три взаимосвязанных стороны общения коммуникативная сторона общения (обмен информацией между субъектами), интерактивная сторона общения (оказание воздействия на поведение, установки, мнение собеседников в ходе общения, построение общей стратегии взаимодействия), перцептивная сторона общения (восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка партнерами по общению друг друга) (Г. М. Андреева).

Б. Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения:

Субъекты общения;

Средства общения;

Потребности, мотивация и цели общения;

Способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения;

Результаты общения.

Функции общения . Согласно представлениям Б. Ф. Ломова в общении выделяют следующие три функции : информационно-коммуникативная (охватывающая процессы приема – передачи информации), регуляционно-коммуникативная (связанная с взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности), аффективно-коммуникативная (относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния).

А. А. Брудный выделяет следующие функции общения:

§ инструментальная , необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

§ синдикативная , которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;

§ трансляционная , необходимая для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;

§ функция самовыражения , ориентированная на поиск и достижение взаимного понимания.

Р. С. Немов считает, что по своему назначению общение многофункционально. Поэтому он выделяет следующие функции общения:

1. Прагматическая функция . Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция . Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развитие, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе зависит опосредовано его общением с взрослым.

3. Функция подтверждения . В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений . Общение способствует организации и поддержанию межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция . Даная функция реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь) и способствует развитию рефлексии.

Виды общения

Общение можно рассматривать с различных оснований и соответственно следует говорить о существовании многих видов общения .

Так, Н. И. Шевандрин выделяет следующие формы и виды общения:

1.Непосредственное и опосредованное общение . Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредованное общение – общение при помощи письменных или технических устройств.

2.Межличностное и массовое общение . Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

3.Межперсональное и ролевое общение . В первом случае участниками общения являются конкретные личности. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители ролей (учитель-ученик, начальник-подчиненный).

Роберт Семенович Немов рассматривает виды общения по содержанию , целям и средствами .

*материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности);

*когнитивное общение (обмен информацией, знаниями);

*кондиционное общение (влияние на физическое или психическое состояние друг друга);

*мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

*деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям :

*биологическое (для поддержания, сохранения и развития организма);

*социальное (развитие межличностных отношений, личностный рост).

По средствам :

*непосредственное общение (с помощью естественных органов, данных живому существу);

*опосредованное (с использованием специальных средств и орудий для организации общения);

*прямое (личные контакты и непосредственное восприятие общающихся);

*косвенное (осуществляется через посредников).

Психолог Л. Д. Столяренко выделяет виды общения по характеру протекания :

*«контакт масок» (формальное общение, когда используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия));

*примитивное общение (когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект (если нужен – вступают в контакт, мешает – оттолкнут));

*формально-ролевое общение (когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли);

*деловое общение (когда учитывают особенности личности собеседника, но интересы дела ставятся на первый план),

*духовно-межличное общение (вид общения, который наблюдается при дружеских отношениях);

*манипулятивное общение (общение, направленное на извлечение выгоды, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман));

*светское общение (суть его в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в данной ситуации).

Среди видов общения можно выделить невербальное и вербальное . Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средств общение. Невербальное это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать на эмоциональном и поведенческом уровнях. Многим высшим животным (собакам, обезьянам и дельфинам) дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка . По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче невербальных форм общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Развитие вербального общения опирается на невербальные средства коммуникации.

Также в социальной психологии выделяют императивное , манипулятивное и диалогическое общение . Рассмотрим их более подробно.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Императивная форма общения может эффективно применяться в военных уставных отношениях, в отношениях типа «начальник-подчиненный» в экстремальных ситуациях, в работе при чрезвычайных ситуациях. Но в интимно-личностных, детско-родительских, педагогических отношениях императивная форма общения крайне непродуктивна, так как в первую очередь реализуется установка «сверху-вниз».

Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как императив, манипуляция предполагает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще.

Символом такого типа общения стала концепция, развитая Дейлом Карнеги и его последователями. Дейл Карнеги (24 ноября 1888 - 1 ноября 1955) – американский писатель, публицист, педагог-психолог, преподаватель. Стоял у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область. Разработал собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения. Дейл Карнеги жил по принципу того, что нет плохих людей. А есть неприятные обстоятельства, с которыми можно бороться, и совсем не стоит из-за них портить жизнь и настроение окружающим. Основные произведения: «Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнеров» (1926); «Малоизвестные факты из жизни известных людей» (1934); «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (1936) ещё при жизни автора было продано более 5 млн. экземпляров); «Как перестать беспокоиться и начать жить» (1948); «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги, американский писатель, публицист, педагог-психолог, преподаватель. Стоял у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область, разработав собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения.

Карнеги родился 24 ноября 1888 года на ферме Меривилль в Миссури. Родился в семье фермера в американской глубинке. И хотя его семья жила в большой бедности, тем не менее он за счет собственной настойчивости смог получить неплохое образование. Ораторским искусством заинтересовался еще в школьные годы, активно участвуя во всевозможных диспутах, причем уже тогда учителя отмечали его особенную коммуникабельность. Ещё в школе учителя отмечали особенную коммуникабельность Дейла. По окончании школы Карнеги начал работать рассыльным в Небраске, затем актером в Нью-Йорке и, наконец, решил поучиться ораторскому искусству. Занятия были весьма успешны, и Дейл решил начать собственную практику. Во время учебы в педагогическом колледже в Уорренсберге семья была не в состоянии платить за его пансион и Дейл ежедневно проделывал верхом на лошади путь туда и обратно, преодолевая расстояние в шесть миль. Заниматься приходилось только в перерывах между выполнением различных работ на ферме. К тому же он не участвовал во многих мероприятиях, проводившихся в колледже, так как не имел ни времени, ни соответствующей одежды: у него был только один хороший костюм. Он пытался попасть в футбольную команду, но тренер не принял его, сославшись на его малый вес. У него мог бы развиться комплекс неполноценности, но его мать, понимавшая это, посоветовала ему принять участие в дискуссионном кружке, куда после нескольких попыток он был принят. Это событие осени 1906 года, когда он был студентом предпоследнего курса, оказалось поворотным пунктом в жизни.

Выступления в кружке действительно помогли обрести необходимую веру в свои силы, получить необходимую практику по ораторскому искусству и преуспеть по всем дисциплинам, связанным с ним. За год занятий Дейл завоевал все высшие награды на конкурсах по публичным выступлениям. В ходе работы Карнеги постепенно разрабатывал уникальную систему обучения навыкам общения. Эта система была настолько уникальна, что он решил оформить авторские права на неё, издав несколько буклетов, вошедших в книги "Public Speaking: A Practical Course for Business Men" и "Public Speaking and Influencing Men in Business", 1926.В ходе работы Карнеги сотрудничал Лоуеолм Томасом и позже издал их совместный труд - "Little Known Facts About Well Known People", 1934. Преподавание, лекции и публицистика приносят ему не только первую популярность, но и позволяет сформировать собственную систему обучения навыкам общения, включающую основные правила взаимоотношений между людьми. Он упорно занимается исследованиями в этой области, в результате его система получилась настолько уникальной, что он решает оформить авторские права на неё. Карнеги издает несколько брошюр, которые изначально с жадностью читались его слушателями.

С1911 года начинает преподавать риторику и сценическое мастерство самостоятельно, вскоре организуя собственную школу. Одновременно путешествовует по стране с популярными лекциями и публикует эссе на разные темы. 22 октября 1912 года он приступил к чтению лекций в первой своей группе, организованной в Христианской ассоциации молодых людей (ХАМЛ), расположенной на 125-й улице Верхнего Манхэттена. Спустя несколько месяцев его курс приобрел такую популярность, что вместо обычной ставки в два доллара за вечер дирекция ХАМЛ стала выплачивать ему по тридцать долларов. Прослышав об успехах молодого преподавателя из Нью-Йорка, его курс стали включать в программы обучения взрослых в центрах ХАМЛ соседних городов. Вслед за тем и другие профессиональные клубы стали обращаться к Карнеги с аналогичной просьбой.

В 1933 году главный управляющий издательства "Саймон энд Шустер" Леон Шимкин прослушал его авторский курс в Ларчмонте, штат Нью-Йорк. На него произвели впечатление не только аспекты курса, связанные с ораторским искусством, но и содержавшиеся в нем принципы взаимоотношений между людьми. Полагая, что книга на эту тему будет пользоваться большим спросом, он предложил Карнеги систематизировать все преподносимые им своим слушателям материалы и оформить их в виде книги. 12 ноября 1936 года вышла самая знаменитая его книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (How to Win Friends and Influence People) – оптимистическое собрание практических советов и жизненных историй под общим лозунгом «Верь, что ты добьешься успеха – и ты его добьешься». Как и предыдущие издания, эта книга не открывала каких-либо абсолютно новых вещей, неизвестных о человеческой природе, однако она содержала краткие и в то же время емкие советы по тому, как лучше себя вести, чтобы завоевать интерес и симпатию окружающих. Он убеждал читателей, что понравиться может каждый и каждому, главное хорошо преподнести себя собеседнику. Менее чем за год было распродано более миллиона экземпляров книги (еще при жизни автора только в США было продано более 5 млн. экземпляров). С тех пор она издана на многих языках мира. На протяжении десяти лет книга числилась в списках бестселлеров газеты «Нью-Йорк таймc», что до сих пор является абсолютным рекордом.

Большой секрет искусства обхождения с людьми . На свете есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать. Задумывались ли вы когда-нибудь над этим? Да, только один способ. И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать. Помните: другого способа нет.

Конечно, вы можете под дулом револьвера заставить человека отдать вам свои часы. Вы можете заставить служащего работать, угрожая ему увольнением в случае его отказа. Вы можете заставить ребенка делать то, что хотите, с помощью кнута или угрозы. Однако эти грубые методы чреваты весьма нежелательными последствиями.

Единственный способ, каким я могу побудить вас что-либо сделать, – это дать вам то, чего вы хотите.

А чего вы хотите? Известный венский ученый доктор Зигмунд Фрейд, являющийся одним из наиболее видных психологов XX века, говорит, что в основе всех наших поступков лежат два мотива, – сексуальное влечение и желание стать великим. Самый проницательный американский философ, профессор Джон Дьюи, выражает это несколько иными словами. Он утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является "желание быть значительным". Запомните это выражение: "желание быть значительным". Это существенно. Вы много прочтете об этом в данной книге.

Итак, чего вы хотите? Не столь многого, но того немногого, чего вы действительно желаете, вы добиваетесь с явной настойчивостью. Почти каждый нормальный взрослый человек хочет: 1) здоровья и сохранения жизни; 2) пищи; 3) сна; 4) денег и вещей, которые можно приобрести за деньги; 5) жизни в загробном мире; 6) сексуального удовлетворения; 7) благополучия своих детей; 8) сознания собственной значительности. Почти все эти желания удовлетворяются, – все, кроме одного. Одно желание, почти столь же сильное и властное, как желание пищи и сна, редко осуществляется. Это то, что Фрейд называет "желанием быть великим", а Дьюи – "желанием стать значительным".

Ничто другое так сильно не бьет по честолюбию человека, как критика со стороны начальников. Я никогда никого не критикую. Я верю в действенность поощрения человека на работе. Поэтому мне очень хочется хвалить людей, и я терпеть не могу их бранить. Если мне что-то нравится, то я чистосердечен в своей оценке и щедр на похвалу".

При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, который использует такой тип отношений с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечает Эверетт Шостром – один из ведущих критиков «карнегианского» подхода в общении, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим. Одно из самых известных произведений автора является «Анти-Карнеги, или человек-манипулятор», в котором собраны полезные советы как распознать манипулятивное общение и противостоять ему. В целом профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. Например, в процессе обучения всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее, замотивировать учащихся, привлечь внимание). Это приводит часто к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки на объяснение, научение, доказательство.

Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. В случае диалогического общения реализуется установка на равноправие. Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений : 1. общение по принципу «здесь и теперь»; 2. использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям; 3. восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения; 4. содержание общения должны включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения); 5. следует персонифицировать общение, то есть вести его от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.

Диалогическое общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.

Одним из видов общения является педагогическое общение . Ему присущи как общие черты и характеристики этой формы взаимодействия, так и специфические черты, связанные с содержанием образовательного процесса.

Педагогическое общение – это целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагога и воспитанника, в ходе которого происходит обмен учебными знаниями, восприятие и познание друг друга, развитие и взаимовлияние.Педагогическое общение выполняет ряд специфических функций. Среди них:

Познавательная (передача учащимся знаний);

Обмен информацией (отбор и передача той информации, которая необходима);

Организационная (организация деятельности учащихся);

Регулятивная (установление различных форм и средств контроля, воздействие с целью сохранения или изменения поведения);

Экспрессивная (понимание переживаний и эмоционального состояния учащихся) и др. Более детально вопрос о педагогическом общении рассмотрен в курсе возрастной и педагогической психологи.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png