Социальные уровни культуры

Предмет лекции – основные социальные уровни культуры

Цель лекции – рассмотреть социальные уровни культуры и их основные черты

Задачи:

Выявить основные социальные уровни культуры

Выяснить место культуры среди других общественных явлений

Показать особенности функционирования и развития культуры в той или иной социальной среде

Раскрыть влияние культуры на все общественные системы

Требования к уровню освоения содержания:

Прослушав лекцию, студенты должны:

Иметь представление о различных социальных уровнях культуры;

Уметь различать явления согласно определенному социальному уровню культуры

Уметь ориентироваться в современной социально-культурной ситуации.

План:

1. Характеристика основных социальных уровней культуры (стр.2)

2. Классика и современность (стр.3)

3. Элитарный и массовый уровни культуры (стр.4)

4. Официальная культура и субкультура (стр. 6)

Социальные уровни культуры определяются местом, которое занимает тот или иной индивид, группа, класс, народ в социальных отношениях, его положение в социальной структуре общества и представляют собой социальное пространство. В социальном пространстве присутствуют как восходящие, так и нисходящие социальные перемещения. Любой уровень культуры – часть социального пространства. В культурологии выделяют следующие социальные уровни культуры:

Самый высокий уровень – классический.

Классический уровень определяется пребыванием в вечном настоящем. Академик Д.С. Лихачев определяет этот уровень как Вечный текст с текущим содержанием. Как достояние вечности – произведения бессмертны, но как достояние времени – изменчивы и зависят от общественной жизни эпохи. Вечный текст идет от автора, текущее содержание – возможность к интерпретации . Интерпретация – раскрытие смыслов и значений, наиболее важных для современности. Вечное настоящее культуры, обладает признанием в обществе и общечеловеческими ценностями, такими как жизнь, смерть, любовь…

Понятие классики и совресменности

Прежде всего – Элементарные знаковые системы языки культуры: определенный набор международной математической символики, формулы, нотная грамота, стихотворные размеры, архитектурные ордера и т.д.

Следующий слой вечного в культуре связан с Законами науки, образами искусства, общечеловеческими нормами морали.

Более высоким уровнем вечного являются культурные программы и парадигмы, определившие основу мировоззрения. Например, такие направления как классицизм и романтизм в культуре Нового времени.

Наконец, наиболее глубоким слоем вечного в культуре является то, что называется культурным универсумом . Это целые эпохи истории мировой культуры во всем их своеобразии: культура Античности, Возрождения, Просвещения и т.д.


Противостоит классическому уровеньСовременной культуры.

Этот уровень определяется Изменчивостью вечного – возможностью интерпретации вечных ценностей в соответствии со временем и местом актуальной культуры. Термин актуальной культуры применяется для характеристики той культуры, которая функционирует в настоящем, в данный момент. Включает в себя явления культуры возникшие в разные эпохи. Современный уровень культуры так же состоит из нескольких слоев: 1. небольшой слой великих творений культуры, сохраняющих свою актуальность независимо от времени создания. 2. бессмертные, непреходящие ценности национальныхкультур. Они определяют специфику культуры, являются ее визитной карточкой. 3. преходящие ценности актуальной культуры, сохраняющие свою актуальность только в конкретное время и для конкретного народа. Как правило, они отражают специфику «сегодняшнего дня» культуры, подчеркивают важные моменты сиюминутной жизни общества. Выполнив свою культурную миссию, они уходят в небытие. Эти ценности делятся на две группы. Часть из них принадлежит всей национальной культуре, другая же, несравненно большая, является достоянием той или иной субкультуры внутри актуальной национальной культуры.

Каждая субкультура представляет собой определенную систему норм и ценностей, которая отличает ту или иную группу от более широкого сообщества: Образ - Элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия; Манера поведения - Особенности невербального общения (экспрессия, мимика, пантомима, походка) Сленг - Специфический словарь и его использование.

Выделяются следующие типы субкультуры: Негативные - Отклонение от норм актуальной культуры. Позитивные - модификации в соответствии с возрастными, профессиональными, классовыми и другими особенностями тех или иных групп людей. Этнические - “маленькие” народности внутри общества

Элитарная культура – высший слой, управляющий культурой и развивающий ее. В концепции Х. Ортеги-и-Гассета элита противопоставляется массе. Элита – это люди, обладающие моральным и интеллектуальным превосходством; организованные и волевые лидеры; это творческое меньшинство социума. Элитарная культура создается профессиональными творцами по заказу привилегированной части общества. Представляет собой принципиально закрытое общество, обладающее духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Различаются политические и культурные элиты. Политическая элита призвана интегрировать общество, а культурная аккумулировать духовную и душевную энергию.

Основные черты элитарной культуры

Способность к созданию культурных феноменов

Обладание знанием и умением (талант)

Стремление к самосовершенствованию и совершенствованию окружающего мира.

Для более широкого представления о сущности реабилитационного процесса в отношении лиц с ограниченными возможностями принципиальное значение имеет конкретная, содержательная трактовка такого понятия, как «социально-культурная среда».

В социологическом анализе среда рассматривается, прежде всего, как «социальная среда». В современной социологии социальная среда рассматривается как внешние условия в особой системе связей между людьми, то есть когда система связей в социуме характеризует взаимодействие между людьми, социальными группами, в ходе которого и возникают определённые общественные отношения. В результате этого взаимодействия происходят изменения и преобразования действительности. Здесь можно оперировать формулой «человек – окружающие условия», что позволит увидеть в явлении взаимодействие, которое выражает воздействие одного на другое и определяет восприятие такого воздействия. Последнее должно проявиться в социальных преобразованиях, носящих проявление индивидуальности человека в его взаимодействии с окружающей средой.

Понятие «среда» вошло в культурологические науки сравнительно недавно. В отечественной науке разработана теория «среды». Культурологический термин «среда» означает устойчивую совокупность вещественных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект (личность, группа, класс, общество) и которые оказывают влияние на его деятельность по созданию и освоению духовных ценностей и благ, на его духовные потребности, интересы и ценностные ориентации в области культуры. Это определение позволяло ввести уточняющее понятие «социокультурная среда». Следовательно, под социокультурной средой понимается определённая система «среда-личность», так как в ней существует внутренняя связь условий и деятельности, их взаимопроникновение. Таким образом, социально-культурная среда выступает как сфера реализации общественных функций культуры, направленных на духовное формирование и социализацию личности, в том числе и инвалида. При этом социализация понимается как процесс объединения людей, а культурная направленность выступает как содержание объединения.



Вещественную сторону социально-культурной среды следует рассматривать как совокупность определённых культурных ценностей в данном социуме и их использования в деятельности инвалида, включённого в данную среду. Следовательно, сюда следует отнести также характер организации и механизм функционирования духовных ценностей. В перечень общечеловеческих ценностей среды необходимым составляющим включается и толерантность, как принцип построения взаимоотношений между членами социума. И от того, как будет сформулирована ценностная модель толерантного отношения между субъектами, зависит уровень результативности.

Личностная сторона среды – это люди, окружающие личность, воздействующие (положительно или отрицательно) на её формирование, складывание духовных потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентаций. Категории «социокультурная среда» и «личность» тесно связаны друг с другом. Личность без среды не существует, но понятие социально-культурной среды становится бессмысленным, если мы не соотносим его с личностью.

Личностная сфера социокультурной среды дифференцируется в зависимости от следующих аспектов: во-первых, от уровней воздействия среды на личность. В данном аспекте различают макросреду и микросреду. Под «макросредой» понимают само общество и социальные группы, информационное пространство. Под «микросредой» понимают среду ближайшего окружения. «Макросреда» состоит из множества «микросред». Культурное взаимодействие макросреды и личности осуществляется посредством межличностных контактов и приобретённым индивидуальным опытом. Именно, своеобразие различных уровней социокультурной среды во многом определяют формирование общих (типовых) и особенных (индивидуальных) признаков личности инвалида.

Индивид, групповое сознание, взгляды, представления, чувства, установившиеся традиции, культура речевого общения и средства массовой коммуникации, составляют духовную атмосферу и отражают сущностные характеристики отношений (инвалида со средой, среды к инвалиду). Как предметная среда, так и духовная атмосфера представляет непосредственное окружение личности, определяя её ценностные ориентации и установки, нормы и правила поведения её в той или иной бытовой общности.

Среда ближайшего окружения неоднородна, может включать в себя и положительные и отрицательные элементы.

Принято считать, что культурная среда творится профессиональными работниками культуры, художниками, дизайнерами, другими представителями творческой интеллигенции, специализированными государственными и негосударственными организациями и службами. Они призваны представить человеку некое культурное пространство, которое он обживает. При этом в самом понятии «Обживание культурного пространства» как будто бы содержится признание необходимости активного, деятельностного начала. Однако, на практике такое «обживание», как правило, сводится к освоению предложенных кем-то извне и реализованных идей и проектов.

Среда - это по существу испытательный «полигон», в рамках которого отрабатываются и осваиваются различные по назначению и показаниям социально-культурные реабилитационные методы и технологии.

Информационно-познавательная, просветительная составляющая характеризует приобретение лицами с ограниченными возможностями знаний и понятий о реальных явлениях окружающего их мира, осознание ими необходимости непрерывной связи со своим непосредственным окружением, использование знаний в практической деятельности с целью переустройства своего образа жизни.

Досугово-творческая составляющая связана с организацией досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей лиц, обладающих социальной недостаточностью, обеспечением их книгами, журналами, газетами, специальными телевизионными и радиопередачами, играми; содействия в организации оздоровительных мероприятий, занятий физкультурой и спортом, посещении театров, выставок, различных культурно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.

Цементирующей основой для сохранения и развития жизнеспособной социально-культурной среды является, как свидетельствует практика, наличие в существующей инфраструктуре города или района достаточно популярных у жителей традиционных и современных нетрадиционных досуговых центров, в которых преобладающим фактором является досуговая активность населения, самостоятельное культуротворческое начало.

Создавая новые условия функционирования социокультурной среды, эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации культурно-досуговой деятельности, так и к целям и методам их реализации.

Социально-культурная среда – конкретное непосредственно данное каждому человеку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это совокупность различных условий его жизнедеятельности и социального поведения, это – его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это – конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума.

Значение социально-культурной среды в процессе динамичного развития общественных отношений достаточно велико, так как она создаёт условия для формирования интеллектуального потенциала нации и во многом определяет духовную жизнь общества.

Но на теоретическом уровне сущность социально-культурной среды как социального феномена не вполне осознана, что является препятствием к её формированию как социологической категории и созданию дополнительных возможностей для развития различных видов и форм социально-культурной деятельности в границах социально-культурной среды.

Первые попытки теоретического анализа социальной среды можно отнести к началу 1980 года, когда в работах М.В. Лашиной и ряда других учёных была исследована сущность этой категории.

Для лучшего понимания специфики категории «Социально-культурная среда», в которую включаются различные феномены социальной и культурной жизни, отечественные социологи и культурологи предлагают рассматривать исходные понятия «социум» и «культура» как относительно автономные реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.

Социум можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также социальных взаимодействий, отношений.

Культура, как результат человеческой деятельности, представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих социальную принадлежность, индивидуальное самоопределение личности.

«Социальное» и «культурное» тесно переплетены, так как в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным «атомом» социальных структур, отношений и культурных процессов.

Сущность социума – делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры – способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению её социальноролевой ограниченности в процессе ценностно-ориентированной активности.

Анализируя различия между культурной и социальной системами, можно рассматривать их не просто как отдельные и взаимозависимые, но и как взаимопроникающие системы. Определённые аспекты культурной сферы не могут быть понятны безотносительно к фактам социальной сферы, и наоборот, социальная сфера не может анализироваться без её соотнесения к культуре. В этом смысле культурная и социальная системы не могут быть отделены друг от друга, хотя и могут трактоваться как аналитически независимые.

Все части культуры переплетаются в сложное целое. Понятия, отношения, ценности и правила тесно взаимосвязаны. Глубина и степень подобной взаимосвязи между различными сторонами культуры, устойчивые культурные модели, которые при этом возникают, обозначаются термином «культурная интеграция».

Для понимания процессов, протекающих в культуре и обществе в целом, выделяют различные уровни культуры.

1. Первый уровень – Доминирующая (или доминантная) культура, обозначающая те ценности, традиции, взгляды, которые разделяются лишь частью общества, однако эта часть имеет возможность навязывать их обществу в целом либо в силу того, что данные группы составляют этническое большинство, либо они располагают механизмами принуждения (например, в Российской Федерации доминирующая культура – русская культура).

2. Следующий уровень – субкультура. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, то постепенно у каждой из них формируется собственная культура – собственная система ценностей и правил поведения.

Система норм и ценностей, которая отличает группу от более широкого сообщества, называется субкультурой .

Субкультура выступает как часть общей культуры. Существует молодежная субкультура, субкультура пожилых людей, субкультура национальных меньшинств, профессиональная субкультура, криминальная субкультура.

Субкультура формируется под влияние таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия, место жительства, возраст и т.д. (молодежные субкультуры, культура компьютерщиков на Западе). Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре .

Субкультура имеет в обществе свои функции и дисфункции. Функция субкультуры : субкультура в определенной социальной группе позволяет членам группы адаптироваться вместе (например Всероссийское общество слепых); позволяет удовлетворить специфические потребности («гей-культура» в России). Дисфункция субкультуры : субкультура какую то группу противопоставляет обществу, что зачастую приводит к социальным конфликтам (например криминальная субкультура).

3. Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями, называется контркультурой .

Контркультура разновидность культуры, ценности которой прямо противоположны(враждебны) доминирующим ценностям данной культуры . Например, субкультура террористов противостоит «человеческой культуре», а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

В социологии выделяется еще она разновидность культуры, которая зачастую способна вступать в конфликт как с доминирующей культурой, так и с субкультурой. Это – культура-захватчик .

Культура захватчик культура, которая попав в другую культуру, начинает трансформировать ее (американская культура вне своих территориальных рамок, имеет особенность навязывать свои ценности тем национальным культурам, в которые она проникает: в России, например, можно зачастую встретить слово «shop » вместо привычного «магазин», или долларовый эквивалент цен на рынке товаров и услуг вместо рублевого и т.д.).

Мировоззренческие установки в отношении собственной и чужих культур могут различаться. Склонность оценивать свою собственную культуру как хорошую и правильную, а другие культуры как странные или примитивные и даже аморальные получила название «этноцентризм». Представление о том, что любой элемент культуры должен быть соотнесен с конкретным временем, местом и социальными условиями, его породившими, получило название «культурного релятивизма». Наиболее оптимальный способ межгруппового и межкультурного восприятия и взаимодействия – сочетание черт как этноцентризма, так и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и выказывая приверженность основным ценностям этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.

Сложность некоторых терминов заключается в огромном количестве толкований, каждое из которых в какой-то степени верно, но не отображает общей картины. Именно это и происходит с культурой — это слово используется до такой степени часто, что возникает иллюзия абсолютно прозрачного понимания. Как определить уровень культуры, чтобы можно было признать его достаточным или же, напротив, признать необходимость тщательной работы по его повышению? Если оставить академические определения культурологам, то любой человек может назвать некие общие понятия, относящиеся именно к этой жизненной сфере.

Происхождение и толкование термина

Если изучать лингвистическую структуру слова «культура», то можно смело утверждать, что речь идёт о системе удаления всего лишнего, о запретах и ограничениях. Латинское слово culter, которое лежит в основе самого понятия, переводится как «нож» или любое другое орудие, которое отрезает лишнее. Получается, что уровень культуры чего-либо - это избавленное от лишнего, ненужного и даже опасного, некое идеальное или приближённое к идеалу явление.

Окультуривание — приведение из дикого состояния в облагороженное, удобное, приятное и красивое. Культивация (родственный термин из сельского хозяйства) — целенаправленное выращивание чего-то полезного в необходимом качестве и количестве. Следовательно, уровни развития культуры - это стремление человека улучшить и облагородить свою жизнь методом создания правил, устранения лишнего. Стоит признать, что культура в широком смысле слова делает жизнь безопаснее, удобнее и приятнее. В бытовом приложении, например, гораздо спокойнее сосуществовать с людьми, которые взаимно соблюдают внимательны к собеседнику, не позволяют себе диких выходок, неопрятности и так далее.

Как определить свой уровень культуры в бытовом смысле?

Если учесть, что фраза «культурный человек» сама по себе обладает положительной эмоциональной окраской, то хочется действительно соответствовать высоким стандартам, чтобы получать сопутствующие социальные бонусы. Как определить, являетесь ли вы достаточно приличным в данном смысле человеком, чтобы гордиться собой и считать достойным общения с другими, не менее культурными людьми? Вот тут мы попадаем в стандартную ловушку, ведь объективно высокий уровень культуры включает в себя огромное количество факторов, которое субъективной оценке поддаётся с огромным трудом. Тем не менее каждый считает себя вправе объявить своё личное оценочное мнение эталонным.

Как в бытовом смысле определить уровень культуры человека? Есть нужно полным комплектом столовых приборов, вилкой и ножом, нельзя облизывать пальцы, шмыгать носом, чихать, не прикрывая рот рукой. А лучше вообще не чихать. Поэтому у озабоченных собственным реноме молодых людей возникают вполне резонные вопросы по части этикета. Можно ли, например, высморкаться в носовой платок, при этом находясь в обществе? Вопрос не праздный и достаточно сложный, ведь шмыгать носом нельзя, вытирать его рукой нельзя, насморк не отменить по мановению волшебной палочки. А издавать физиологические звуки в платочек тоже кажется неприличным.

Разные уровни культуры в обществе часто соприкасаются именно с этикетом, умением вести себя согласно правилам, установленным именно в этом конкретном собрании людей. На это опирается и такое явление, как субкультуры. Получается, что одни и те же действия могут быть объявлены бескультурными, допустимыми (извинительными) или одобряемыми, в зависимости от возрастной, профессиональной, досуговой или мировоззренческой направленности членов группы.

Основные виды культуры

Данное понятие принято делить на две главные категории — материальную и духовную. При этом вряд ли можно жёстко их разделить, потому что в них существует взаимопроникновение. Например, к относятся всевозможные материальные объекты, которые составляют собой жизнь человека, от жилища, транспорта и одежды, до всевозможных профессиональных и ремесленных отраслей. Но одним наличием материальной единицы сложно ограничиться, поэтому духовная культура неизбежно просачивается во все перечисленные сферы жизни.

Если речь идёт о жилище, то мы стремимся сделать его красивым и привлекательным с помощью всевозможных приёмов, пробуждающих положительные эмоции. Дизайн помещений в какой-то мере можно считать частью духовной культуры, поскольку в данном случае художник-дизайнер создаёт некий образ и восприятие пространства, используя материальные предметы утилитарного назначения. Замечательным примером можно считать высокую моду, которая кажется многим людям странной, непонятной и совершенно непрактичной. Однако на самом деле не ставит перед собой целью подарить миру новый вид юбки или костюма. Это художественные образы и эмоциональные духовные культурные явления, воплощённые с помощью одежды, так же как живописец орудует красками или карандашами.

Уровень культуры в духовном смысле - это сложное сочетание нематериальных произведений, которые, естественно, создаются с помощью вещественных вспомогательных средств. Музыка совершенно лишена материального воплощения, её нельзя пощупать, взвесить и измерить, но чтобы написать, исполнить и дать послушать другим, необходимо использовать инструменты, соответствующую технику.

Социум

В обществе воспитанным человеком чаще всего называют того, кто соблюдает требования этикета. Действительно, какие качества характеризуют уровень общей культуры в социуме? Если взять в качестве примера современность, то это духовность, толерантность и отсутствие предвзятости, отзывчивость и эмпатия по отношению к другим людям, честность, ответственность и прочие положительные общечеловеческие качества, которые заботливые родители стараются привить своим детям буквально с первых лет жизни. Вспомните: кидаться песком нельзя, отнимать совочек и ведёрко некрасиво, бить девочек и драться — вообще ужасно.

Краткой энциклопедией социальной культуры можно назвать поэму Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо». Простые рифмованные строчки прекрасно объясняют, что следует считать приемлемым, а какие качества однозначно порицаются воспитанными людьми и не могут считаться предметом подражания.

Как повысить социальный уровень культуры, если он чаще всего формируется за счёт основной массы населения? Получается, что мнение общества в целом становится определяющим фактором, и если большинство решит, что некое явление не соответствует требованиям духовности, то оно подлежит искоренению. Общество может ополчиться на что угодно, поскольку агрессивными гонителями выступают чаще всего умелые манипуляторы, за которыми идут массы, не берущие на себя труд самостоятельно думать. Объективность и непредвзятость в этом случае, к сожалению, не срабатывают, поскольку противоречат примитивному желанию оградить «своих» от «чужаков».

Физическая культура

Возможно, воспеванием здорового тренированного тела мы обязаны Древней Греции. Так или иначе, физической культурой называют стремление к гармоничному развитию методом активного времяпрепровождения. Уроки из школьной программы как раз должны быть на это направлены — у детей формируется правильная осанка, умеренная физическая активность помогает усваивать новые знания, способствует более полному отдыху. Стоит отметить, что сейчас уровень физической культуры многие пытаются подменить спортивными достижениями, но спорт сам по себе считается отдельной категорией. В нём слишком много направленности на чистый результат, соревновательность, рекорды, а если учесть коммерческую составляющую, то мы имеем активность исключительно ради самой активности как замкнутую систему.

Хорошо известный лозунг «В здоровом теле — здоровый дух» можно признать несколько устаревшим, особенно если учесть всевозможные виды физической культуры. Можно иметь не идеально здоровое тело, потерять ноги или руки, но при этом обладать неукротимым духом. Существует лечебная и коррекционная физкультура, как раз позволяющая людям с ограниченными возможностями доказать в первую очередь себе, что они могут полноценно радоваться жизни. Более того, параолимпийские игры стали источником вдохновения для многих совершенно здоровых людей. Потрясающей силы мотивация возникает у тех, кто восхищается спортивными достижениями тех, кого принято считать инвалидами — они смогли преодолеть свои проблемы, добиться впечатляющих результатов. Мотивационный эффект в данном случае размывает рамки, разграничивающие спорт и физическую культуру, и переходит в категорию настоящих ценностей, вдохновляющих на свершения и духовный рост в том числе.

Профессиональная этика

В любой сфере человеческой деятельности существует набор этических и духовных качеств, которые необходимо соблюдать. Часто говорят про уровни преподавателей, поскольку требовательность к представителям этой профессии с каждым годом повышается. Это неудивительно, ведь каких-то полтора века назад дети представляли собой ценность другого порядка. Преподаватель мог прибегать к физическим наказаниям, за ним признавалось право морального давления. По большому счёту, авторитет преподавателя считался непререкаемым и недосягаемым, особенно на фоне низкого уровня образования населения. Сейчас возможности гораздо шире, как и права ребёнка. Невозможно считать профессионалом преподавателя, который позволяет себе ударить ученика.

Можно сказать, что с этим тесно связны уровни правовой культуры, то есть степень понимания своих прав. Профессиональная этика одной группы людей всегда будет граничить с обыденным уровнем другой, например, как преподаватели и ученики в описанном выше примере, медики и пациенты, продавцы и покупатели.

Культура как симбиоз направлений искусства

Возможно, самый обширный и привычный смысл данного термина - это искусство: музыка, живопись, скульптура, танец, литература и так далее. Многообразие прекрасного создаёт некий ореол недосягаемости, однако даже в искусстве есть свои уровни развития культуры.

В первую очередь это, конечно, массовое или популярное направление. «Поп-звезда» — понятие как раз из этой области. Популярная культура в подавляющем большинстве случаев имеет коммерческое направление, нуждается в поддержке СМИ и является, по сути, выгодным предприятием. А вот элитный уровень подразумевает развитие фундаментальных видов искусства — академический вокал, балет, То есть направление традиционных классических видов искусства. Есть мнение, что это направление может быть только бесплатным или очень дорогим, потому что невозможно «делать на коленке» высокое искусство, пробавляясь крошками. Этим нужно заниматься либо профессионально за большие деньги, либо по велению души и таланта, при этом одно не исключает другое.

Наконец, существует также народное творчество, которое тоже нельзя сбрасывать со счетов. Его сложно популяризировать, при этом оно больше относится к фундаментальной части. Также имеется определённый уровень культуры, который является антагонистом общепринятых канонов. Это так называемая контркультура, к которой относится, например, андеграунд.

Контркультура противопоставляет себя доминирующему направлению, при этом с течением времени может аккуратно в него вплетаться, обогащая таким образом общий интеллектуальный и духовный багаж человечества. Всевозможные субкультурные течения, отрицающие, бунтарские и даже откровенно агрессивные, могут полностью исчезать или менять направление. Так произошло, например, с хиппи или панками. Всё неустойчивое и временное отсеялось, и теперь данные субкультуры обогатили нас, добавив новые грани восприятия.

Деструктивные течения, которые проповедуют разрушение культурных ценностей, не могут существовать достаточно долго. Во-первых, человек по своей натуре творец, и только разрушать он не может. Во-вторых, всё созданное конечно — когда больше нечего разрушать, приходится созидать, пусть даже и на обломках. Стремление «разрушить до основания» прослеживалось в большевистской морали, и с точки зрения сохранения культурных ценностей это было, конечно, деструктивное течение временного характера.

Повышение уровня культуры общества

При анализе некоторых негативных явлений можно в качестве объяснений услышать такой аргумент, как «низкий уровень культуры общества». И это действительно так. В погоне за экономическим развитием многие направления просто потеряли финансирование, и это повлекло за собой вполне логичные последствия. Высокий уровень культуры не достаётся по умолчанию, над ним необходимо работать, продвигать, буквально преподавать гражданам. В Советском Союзе имелось такое явление, как культурно-просветительский отдел, который занимался именно продвижением всевозможного искусства в массы. Сейчас это не настолько заметно, и многие творческие люди искренне полагают, что им дают недостаточно возможностей для развития, следовательно, и общество имеет всё меньше шансов поднять свой культурный уровень.

Трагично и то, что люди предпочитают развлекательное искусство, популярное, при этом не обращая внимания на фундаментальное, которое требует осмысления, прочтения, раскрытия подтекста. Отсутствует баланс, и поэтому культурный уровень среднего человека начинает формироваться на развлекательном контенте. Тем не менее с возрастом многие открывают для себя и фундаментальное направление, причём искренне удивляются, что оно оказывается не таким скучным, как казалось под модные ритмы популярных песенок.

Культурные ценности

Это расхожее выражение в большинстве случаев объединяет в себе всевозможные произведения искусства, от архитектурных памятников и ювелирных украшений до песен, танцев и литературных произведений. Это совокупность всего, что влияет на уровень общей культуры, формирующее некий эталон восприятия. При этом какая-то одна ценность не может считаться абсолютным эталоном, поэтому речь идёт именно о восприятии, о чувствах, которые она вызывает. Считается, что культура должна вызывать душевный подъём, который при этом может быть окрашен разными чувствами и ощущениями — печаль является такой же равноправной эмоцией, как и радость. Нельзя требовать, чтобы вызывало только позитивные эмоции, иначе неизбежно появится перекос, отдающий искусственностью и неискренностью.

Именно способностью воспринимать и чувствовать посыл и определяется уровень воспитанности и образованности человека. Отсутствие однозначного шаблона даёт возможность развиваться, появляются новые культурные ценности, которые могут противоречить друг другу. Стремление прослыть возвышенным человеком по указанному параметру может привести к желанию притвориться понимающим, но стоит помнить о том, что любое произведение искусства неоднозначно, ведь оно действует на эмоциональную часть личности, и восприятие является индивидуальным, вплоть до непонимания и отторжения.

Самостоятельное образование

Не обязательно тщательно изучать культурологию, чтобы при этом по праву считать себя образованным в данном смысле человеком. Это как раз та сфера жизни, в которой можно и нужно заниматься самообразованием. Повышение уровня культуры заключается не только в изучении и выполнении требований, которые предъявляет этикет. Необходимо помнить о субъективности восприятия, и если что-то кажется вам не соответствующим эталону, но при этом не нарушает общепринятые правила, то не стоит сразу объявлять явление вопиющим.

Не может опираться только на материальные ценности, иначе за этим последует неизбежный упадок и хаос. Духовный рост каждого отдельного человека в конечном итоге помогает формировать сильную и плодотворную цивилизацию, в которой уровень образования, культуры и традиций не противоречит экономическому росту и материальному благополучию. Путь у каждого человека может быть собственным, отличным от других: всевозможные направления искусства или религия, как духовные ценности, или материальная культура, без которой очень сложно создавать нечто эфемерное, затрагивающее эмоции и пробуждающее прекрасные душевные порывы.

Прежде чем разобраться, кто же такой культурный человек, важно дать четкое определение «культуре». Данное понятие с трудом поддается трактовке, так как является очень многоаспектным и проявляет себя в совершенно разных ипостасях. В соответствии с различными подходами, культуру необходимо рассматривать:

  • В общем смысле. Как совокупность характеристик, присущих определенной общности.
  • В более конкретном смысле. Как системообразующий элемент социальной действительности.

Не будет лишним каждый из них рассмотреть в отдельности.

О первом подходе

Он предполагает рассмотрение культуры как сочетания всех результатов исторического развития человеческих общностей. В данном контексте она включает в себя:

  • Особенности ментального склада ума.
  • Духовное наследие, включающее традиции, обычаи, культово-обрядные практики, праздники, быт, фольклор и искусство.
  • Систему ценностей, выработанных и устоявшихся на протяжении истории.

В широком смысле язык и вероисповедание так же воспринимаются как составные элементы культуры.

О втором подходе

Он рассматривает данное явление как основной социально-образующий фактор и концентрирует внимание на таких показателях индивида, как:

  • Духовная организация.
  • Полноценное разностороннее развитие.
  • Склонность к гносеологической (познавательной) деятельности.
  • Нравственное воспитание и моральные ориентиры.
  • Склонность к взаимодействию с другими представителями общества, эстетическое начало.

Культура, как социально-образующий фактор, является индикатором развитости обозначенных показателей у конкретного индивида и у групп людей, формирующих общество. В социальной психологии, чем она выше, тем в большей степени развиты приведенные показатели. В каждом отдельном обществе параметры культуры отличаются. Из чего следует вполне логичный вывод. И звучит он так: культуры неоднородны, разнообразны и уникальны.

Роль культуры в социальной жизни

Социум, или общество, являет собой одну из форм общностей. Это нужно запомнить. Каждому обществу, в свою очередь, независимо от его размера и состава, присущи отличительные черты, обеспечивающие его уникальность. Говоря о роли культуры в социальной жизни, целесообразно прибегнуть к теории систем.

Тут всё просто. Социальная жизнь - это своего рода система. И культура в данном случае выступает системообразующим элементом. Наравне с экономической формацией, политическим строем, формой устройства государства, в котором проживает общество.

Основополагающим постулатом рассматриваемой теории является следующее утверждение: «Изменение или удаление одного из элементов системы неминуемо влечет за собой изменение всей структуры в целом и в конечном счете ведёт к её распаду».

Но роль культуры в жизни социума носит витальный характер. И даже теоретическое рассмотрение исключения культуры из общественной жизни является не то, что бессмысленным. Оно просто логически невозможно.

Уровни проявления культуры

Как уже было сказано, трудность понимания и восприятия изучаемого понятия напрямую связана с плюрализмом форм его проявления.

Самый высокий уровень дифференцирования культур - цивилизационная принадлежность. К примеру, проявляется в разности совокупностей культур Африканских и Европейских народов. Самой яркой разделительной линией, отделяющей культуры между собой на сегодня, является национальная принадлежность.

Учитывая их многообразие, это как ничто лучше демонстрирует контраст различных культур. Существуют и другие, менее масштабные уровни культуры, которые способны существовать как в рамках одной национальности, так и за их пределами. Выходя за них, они объединяют людей на основе общности интересов, жизненных взглядов и убеждений, идеологии и т. д.

Такие проявления культуры могут быть основаны на совершенно разных фундаментах. И чаще всего именуются субкультурами. Примеры всем известны - неонацисты, хип-хоп-сообщество, косплееры, геймеры.

Материальная и духовная ипостаси

Рассматривая понятие культурного человека, их тоже стоит отметить вниманием. Тут имеет место быть как материальная, так и духовная ипостась. Причем в совершенно разных аспектах жизни.

Материальная культура воплощена в картинах, архитектурных памятниках, в произведениях кинематографа, музыки и поэзии, признанных классическими и приобщенными к историческому и национальному достоянию.

Материальная культура проявляет себя даже в конкретных брендах, напитках, наименованиях музыкальных групп. Последние три случая являются примерами проявления популярной культуры - как американские «Кока-кола», «Металлика», «Макдональдс» на рубеже девяностых-двухтысячных. Или Apple, «Майкрософт», «Старбакс» в наше время. Также она проявляется в национальных одеяниях, прическах, кухне и т. д. Это уже не просто составляющие культурного человека, а проявление самобытности социума, к которому он относится.

Что же касаемо нематериальных проявлений культуры? Они чаще всего обнаруживают себя в качестве признаков, используемых социологами и философами при описании психосоциологических особенностей разных обществ. Об этом будет более подробно сказано позже.

Кто такой культурный человек?

Это понятие теперь можно рассмотреть в подробностях. В современном понимании он воплощает собой личность, перманентно стремящуюся к удовлетворению баланса потребностей, включающих стремление к духовному, ментальному, нравственному и эстетическому самосовершенствованию.

В намерении гармонизировать и в равной степени развить эти 4 элемента, человек растет культурно. Духовное самосовершенствование предполагает приоритет интересов к творчеству, искусству и другим продуктам когнитивно-конструктивной деятельности личности над материальными ценностями. Данное стремление - ключевое качество культурного человека.

Что касательно ментального развития? Оно подразумевает стремление приумножать и расширять знания. Нравственное самосовершенствование - воспитание в себе основных благодетелей. Таких как честность, верность, справедливость, скромность.

Эстетическое самосовершенствование - любовь и осознание ценности красоты. Подразумевает склонность к прекрасному, или тягу к красоте. Имеется в виду не только слабость к красивому извне, но и приверженность к индивидуальному облагораживанию. Всё это - качества культурного человека.

Признаки культурной личности

Тоже интересная тема, и её стоит затронуть вниманием. На самом деле, при первой встрече с той или иной личностью нельзя точно определить, что это - культурный человек. Ведь духовное, ментальное и нравственное богатства не всегда способны отчетливо проявить себя при первом общении. В то же время существует ряд отличительных качеств и особенностей, которыми непременно обладает культурный человек.

Это, в первую очередь, наличие правильного воспитания, отвечающего нормам общества, в котором он проживает. А ещё соблюдение правил этикета во взаимодействии с другими людьми, умеренное поведение и негативное отношение к вычурности и эпатажу.

Обязательный «атрибут» культурного человека - это учёт и уважение комфорта окружающих. А ещё склонность не реагировать на явные провокации, способность защищать собственное достоинство, не прибегая к низостям и не теряя самообладания.

Физическими, визуально заметными признаками культурного человека могут выступать и особенности гардероба. Такая личность, как правило, избегает пестроты и скабрезности в одежде. Поскольку это может создать образ несерьезного, незрелого индивида.

В некоторых случаях аскетизм в быту и имидже может быть качеством культурного человека. Не стоит путать с безвкусием, низким качеством и пренебрежением к собственной внешности. Культурный человек умело проецирует на своем внешнем образе личные внутренние достоинства.

Социальная культура

Об этом - напоследок. Ранее было оговорено - что такое культура и культурный человек, были описаны качества и признаки, определяющие его. Но! Добавление к формуле «культурный человек» понятия социальности предполагает включение индивида с ярко выраженными духовными, ментальными, нравственными и эстетическими характеристиками в систему межличностных взаимоотношений в пределах организованной общности.

Это если углубляться в изучение понятия. Другими словами, социально-культурный человек - тот, кто способен применять свои развитые качества в процессе взаимодействия с другими членами социума, тем самым способствуя поступательному движению в процессе общественного развития.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png