5 июня 2017 года, в день Святого Духа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного храма Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове г. Москвы и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к присутствующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреподобие, многочтимая матушка Феофания! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю со вторым днем праздника Святой Пятидесятницы — днем Святаго Духа!

Замечательно, что именно сегодня произошло великое освящение храма Святой Троицы здесь, в Троице-Лыкове. Это место было одним из самых знаменитых уголков старой Москвы. Расположенная здесь усадьба принадлежала выдающимся государственным деятелям, первым из которых был Лыков-Оболенский, вельможа при Василии Шуйском, а затем при Михаиле Феодоровиче. Затем хозяевами стали Нарышкины — тоже известные вельможи; при них это место расцвело и стало очень значимым для Москвы и ее окрестностей, потому что Нарышкин попытался перенести на русскую почву западноевропейский архитектурный стиль барокко — но так, чтобы он не воспринимался как чужестранный. Так называемое московское (или нарышкинское) барокко, в традициях которого построен и этот храм, соединяет в себе элементы и западноевропейской, и византийской, и русской архитектуры. Лишь несколько храмов в Москве и области были построены во времена Нарышкина в таком стиле, но Троицкий храм в Троице-Лыкове отличается особой красотой и изяществом — это поистине царский храм.

Впоследствии усадьба перешла к купцам Карзинкиным, людям глубоко верующим, благоговейным, которые решили украсить это замечательное по архитектуре и ландшафту место добрыми делами. Так появились богадельня и приют для детей, страдавших тяжелыми психическими заболеваниями. Это были изгои общества, никто не знал, как лечить таких больных, которые, подобно прокаженным древним, оставались вне всякого общения с окружающим миром. Но благочестивые люди, унаследовавшие эту замечательную усадьбу, создали здесь приют, а для того чтобы бездомные, нищие, больные получали должный уход, была основана женская монашеская община.

После Октябрьской революции храмы были закрыты — действовал только один, деревянный, в честь Святой Троицы, на месте, где сейчас построен деревянный храм в честь Серафима Саровского. В Успенском храме организовали клуб, который люди из-за страха Божия почти не посещали, а вокруг маленького деревянного храма по праздникам собирались тысячи людей. Тогда директор клуба, движимый ревностью, поджег деревянный храм, и он сгорел. Пришел в упадок и бывший барский дом, хотя некоторое время его использовали как место отдыха тогдашние начальники. Так Господь провел сие место от взлета к падению, от славы к бесчестию, поруганию, исповедничеству…

В 1990-е годы Успенский храм был передан Церкви, но объем восстановительных работ был настолько велик, что осуществить все сразу было очень сложно. Когда в 2010 году я приехал сюда, это место поразило меня своей красотой и своей запущенностью. Я понял, что нужны особые усилия для того, чтобы возродить его первоначальную красоту, и Господь посетил меня мыслью о том, что, как в 1917 году здесь была организована женская община, поставившая своей целью помощь страждущим, так и в наше время здесь должен быть женский монастырь. Зная, как помогает верующим матушка Матрона, в том числе строить и восстанавливать святыни, зная также об особых способностях игумении Феофании организовывать такого рода работу, я вознамерился передать Покровскому женскому монастырю это место для организации подворья. Сегодня мы можем засвидетельствовать, что практически все восстановлено, в том числе замечательные деревянные постройки, архитектурный шедевр, получивший имя его создателя Ропета, а ведь от этого дома в 2010 году, когда я к нему подходил, оставался только подвал…

Сегодня некоторые представители интеллигенции говорят, что Церкви ничего передавать нельзя, что в Церкви с памятниками не справятся, их не смогут содержать и реставрировать. Но те, кто это утверждает, преследуют совсем не те цели, которые декларируют. Их цель другая — чтобы Церкви не было в местах, отмеченных талантом созидателей, архитекторов и художников, чтобы Церковь оставалась где-то на периферии. Так вот, тех, кто делает сегодня эти голоса слышимыми для многих, нужно привозить в такие места, как Троице-Лыково, — чтобы они посмотрели на фотографиях, до чего государство и тогдашние хранители культуры довели это место, а затем убедились бы, как Церковь своими немощными силами все это восстановила.

Вспоминая заслуги и труды тех, кто в новейшее время восстановил это святое место, я одновременно вспоминаю тысячи и тысячи закрытых храмов, многие из которых являются памятниками архитектуры. Вспоминаю, как в советское время, посещая глубинку, я подходил к полуразрушенным храмам, на стене которых словно в насмешку сохранялись таблички «Охраняется государством». Сегодня эти храмы, якобы охранявшиеся государством, но ставшие почти руинами, отреставрированы — в первую очередь Церковью, ее чадами, ее благодетелями, верующими людьми, которые не жалеют средств для того, чтобы красота духовная и красота материальная, воплощающая нашу национальную культуру, вернулась к своему первозданному виду, а то и превзошла его.

Благодарение Богу, в последние годы государство стало содействовать Церкви. Через Министерство культуры отпускаются средства, и государство принимает активное участие в том, чтобы вместе с Церковью восстанавливать замечательные памятники архитектуры. Когда-то мы молились о том, чтобы это время наступило. Когда-то мы удивляли иностранцев, которые поверить не могли, что государство не восстанавливает памятники, связанные с Церковью. Но вот это время пришло, и мы благодарим Бога за то, что совместными усилиями Церкви и государства мы достигаем значительных результатов в деле восстановления исторических памятников.

Так и этот храм является примером замечательного сотрудничества Церкви и государства. Никому не приходит в голову утверждать, что он, став действующим, потеряет свой вид, что за ним будут плохо ухаживать, что будет причинен урон архитектуре или восстановленной живописи. Все понимают: пока здесь совершается молитва, здесь позаботятся и о стенах, и о живописи, и о всей красоте, доставшейся нам от благочестивых предков. Некогда она была загублена при активном участии государства, но ныне Церковью и государством восстанавливается.

Хотел бы особенно поблагодарить Вас, матушка, за Ваши труды. Действительно, Вам удалось восстановить в кратчайшие сроки то, что дошло до нашего времени. Парк приобретает свою красоту, — замечательно, что сюда могут приходить люди, и дети могут играть на площадке. Это место открыто для москвичей, для всех тех, кто способен по-настоящему видеть красоту и беречь ее. И мы надеемся, что подворье Покровского женского монастыря в Троице-Лыкове будет и впредь продолжать свою созидательную деятельность, развивая те направления служения, которые здесь уже имеются, — а здесь есть и гимназия, аккредитованное среднее учебное заведение, и другие учреждения, которые оказывают помощь нашим ближним.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Село Троице-Лыково получило свое название по фамилии его владельца боярина Б. М. Лыкова, известного военачальника Смутного времени. Он выстроил в усадьбе деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. После смерти Лыкова село было передано боярам Нарышкиным. Им владели по очереди три брата, при последнем из них, Льве Кирилловиче, был выстроен каменный трехглавый храм Живоначальной Троицы (1698-1702) - образец «нарышкинского барокко». Храм украшен богатой резьбой по камню. В 1834 г. Троице-Лыково приобрел генерал-майор Н.А. Бутурлин, принадлежавший к старинному дворянскому роду. При нем в 1852 г. был построен каменный зимний храм Успения Пресвятой Богородицы.

В 1876 г. усадьбу приобрел почетный гражданин, купец I-ой гильдии И.И. Карзинкин. Последняя из владельцев, Юлия Михайловна Карзинкина, в 1903 г. пристроила к Успенскому храму два придела и колокольню. Она также открыла школу, сиротский приют, детскую больницу и богадельню. Эта богадельня стала впоследствии ядром монашеской общины. Женский монастырь во имя Святой Троицы был открыт 5 августа 1916 г. Но существовал этот монастырь очень недолго - он был закрыт в 1923 г.

В советское время в Успенской церкви находилась столовая суворовского училища, затем здание церкви использовалось Институтом атомной энергии как склад. С него были снесены главы с крестами, разрушена колокольня, уничтожено внутреннее убранство. Постройки усадьбы (дом Карзинкиных, школа, богадельня), лишенные ухода и присмотра, полностью разрушились.

Троицкая церковь в 1935 г. была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры и поэтому избежала существенных повреждений.

30 марта 1989 г. в Успенской церкви возобновились богослужения. За 12 лет расчищена территория усадьбы, выстроено здание богадельни (ныне приходской дом), установлена ограда, устроены ремонтные мастерские, склад и трапезная. Проложена пешеходная трасса со стороны ул. Твардовского. Прихрамовая территория заасфальтирована, по усадьбе проложены дорожки. Успенский храм восстанавливается в его первоначальном облике.



Построена в 1694-97 гг., по другим источникам 1691-95 гг. (зодчий Яков Г. Бухвостов с товарищами М. Тимофеевым и М. Семеновым) на западе Москвы, на правом, высоком берегу реки Москва, напротив Серебряного бора, рядом (на севере) — Строгино, на средства и в усадьбе стольника М. К. Нарышкина. Село Троицкое название по храму, а Лыково — по владельцам князьям Лыковым. Они coopудили здесь первый деревянный храм Успения Божией Матери (начало XVII в.; сожжён в 1936 г.). Участником устройства храма был Петр I, посещавший в Троице-Лыкове своих родственников. Освящен в 1708 г.

В стиле «московского барокко», однопрестольный, летний. На невысоком подклете — гульбище, обнесённое балюстрадой с тремя широкими лестницами. Четырехугольный, с востока и запада обрамлён симметричными полукружиями алтаря и придела. На нём три восьмигранных яруса. К четырехугольному зданию с запада и востока примыкают притворы, каждый из которых завершён двумя декоративными восьмигранными ярусами с одной главой. Храм — «иже под колоколы» (здание завершает колокольня) с луковичной главой. Пышный белокаменный декор (резные колонки порталов и наличников окон первого яруса, витые колонки восьмигранных ярусов и обрамления восьмигранных окон северного и южного фасадов, волюты и раковины, фигурные фронтоны). Внутри был резной девятиярусный иконостас (не сохранился, предпринимаются попытки восстановить его по оставшимся деталям). Трапезная, алтарь и храм отделены арками. Между двумя стенами, с трех сторон идут двойные хоры.

В 1917 г. в Троице-Лыково создана Свято-Троицкая женская община. Около 1930 г. закрыт. Использовался под склад. До 1978 г. в усадьбе находилась школа военных музыкантов-суворовцев. С 1970 г. реставрировался (арх. И.В. Ильенко). Возвращен РПЦ. Ведутся работы по воссозданию внутреннего убранства.

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=315



Сергия, мученика, и мученицы Иулии над усыпальницей Карзинкиных часовня (Одинцовская улица, дом № 24).

На кладбище Троицкой церкви в Троице-Лыкове (Строгино), вблизи алтаря находится часовня над могилами семьи купцов и известных благотворителей Карзинкиных, последних владельцев усадьбы Троице-Лыково. В часовне, над склепом, в котором упокоились Сергей Иванович Карзинкин, умерший в 1886 г., и его супруга Юлия Матвеевна Карзинкина, умершая в 1915 г., находились семейные иконы мученика Сергия и мученицы Иулии. Ю.М. Карзинкина основала в Троице-Лыкове Свято-Троицкую обитель, насельницы которой и сохраняли память об основательнице общины. По ее завещанию, в котором она передала усадьбу для устройства женской обители, дети Юлии Матвеевны и Сергея Ивановича Карзинкиных и члены их семей имели право быть погребенными в семейном склепе. Часовня была сделана из цветного стекла, богато украшалась цветами. После закрытия храмов усадьбы могилы и сама часовня были уничтожены.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://rutlib.com/book/21735/p/17



Своё название Троице-Лыково получило по имени возведённой в нём Троицкой церкви и по фамилии первого его владельца - князя Лыкова-Оболенского. Село Троицкое известно по историческим документам с ХVI века. При царе Василии Шуйском Троицкое было пожаловано за службу князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. Борис Михайлович был правнуком князя Ивана Владимировича Оболенского, носившего прозвище "Лыко". Во времена правления царей Василия Шуйского и Михаила Романова князь занимал видное общественное и служебное положение. В 1606 году был пожалован во бояре. После свержения с престола Шуйского к власти пришла Боярская Дума, состоявшая из семи бояр, в числе которых был и боярин Лыков. В Смутное время совершил немало ратных подвигов: в 1609 году отличился в победном сражении на Ходынском поле, не дав полякам захватить и сжечь Москву, способствовал победе царских войск над отрядами самозванца Лжедмитрий II и повстанческой армией Болотникова, разбил войско гетмана Лисовского и освободил захваченный поляками город Коломну. По просьбе Земского собора при царе Михаиле Романове принимал активное участие в умиротворении страны: оборонял Можайск от поляков и бесстрашно усмирял разбойников, которые безчинствовали под Москвой. Он был женат на Анастасии Никитичне Романовой, родственнице жены Иоанна Грозного царицы Анастасии и сестре патриарха Филарета, поэтому по жене князь приходился дядей царю Михаилу Фёдоровичу Романову. Это родство выдвинуло его в первый ряд московской знати.

С 1619 по 1642 годы Лыков управлял важнейшими государственными Приказами. Боголюбивый князь строил храмы, помогал монастырям. Боярину Лыкову принадлежали также земли у озера Селигер и остров Столбный, где ещё в 1594 году был основан монастырь Нилова Пустынь, который своей известностью обязан преподобному Нилу Столобенскому. Лыков считал святого своим небесным покровителем и оказывал монастырю всяческую поддержку. Борис Михайлович Лыков, пятьдесят лет верой и правдой прослужив своему Отечеству, умер в 1646 году и был погребён в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре. В конце ХVII века Троицкое переходит во владение князей Нарышкиных - братьев царицы Натальи Кирилловны, матери царя Петра I. Иван Кириллович Нарышкин, женившись на княжне Лыковой, получил, надо полагать, это поместье в приданое. В 1682 году, во время "стрелецкого бунта", он был схвачен мятежниками и принял мученическую смерть на Красной площади. В 1690 году село Троицкое было пожаловано другому брату царицы, стольнику царя Петра I - Мартемьяну Кирилловичу Нарышкину, одному из самых влиятельных и богатых царедворцев того времени, возглавлявшему Посольский приказ. Ему, в частности, принадлежали знаменитые Тульские заводы и подмосковное село Фили, в котором он построил всемирно известный храм Покрова Богородицы.

В 1749 году Троице-Лыково досталось Кириллу Григорьевичу Разумовскому, женатому на внучке Льва Кирилловича - Екатерине Ивановне Нарышкиной. Граф Кирилл Григорьевич был президентом Петербургской Академии наук, генерал-фельдмаршалом, блистательным вельможей при дворе двух императриц: Елизаветы и Екатерины Великой. Во второй половине ХIХ века владельцем имения стал граф, генерал-майор Николай Александрович Бутурлин - потомок древнейшего русского дворянского рода, уходящего корнями в ХIII век и давшего стране многих известных военных деятелей, государственных мужей и дипломатов. В 1876 году усадьба Троице-Лыково перешла к купцу Ивану Ивановичу Карзинкину - потомственному почётному гражданину, а после его смерти - к сыну Сергею Ивановичу, тульскому дворянину, главе известной чайной фирмы, который умер в 1886 году и погребён в фамильной часовне-усыпальнице у Троицкого храма. Последняя владелица Троице-Лыково - его вдова Юлия Матвеевна Карзинкина. К концу ХIХ века Троице-Лыково было классической русской усадьбой - подмосковным "дворянским гнездом": барский дом в русском стиле с затейливой резьбой, за ним сад с цветниками, парк с рекой, прудами, островками, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями. Центральное место занимали храмы.

На территории усадьбы Троице-Лыково в разное время было построено несколько храмов. Первую деревянную церковь во имя Святой Троицы (с приделами в честь святителя Николая и мучеников Флора и Лавра) построил в своём вотчинном селе ещё князь Лыков. Позднее она была разобрана и заменена каменной. Главным украшением парка и всей усадьбы - каменный храм во имя Живоначальной Троицы - изумительный по красоте вотчинный храм ХVII века "иже под колоколы" (когда здание церкви вверху завершается колокольней). На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году. Храм построен в стиле "московского барокко" (синтез западного барокко и древнерусского русского стиля), отличавшемся пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой.

Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов - известный зодчий того времени. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нём много писали, им восхищались. Великолепный девятиярусный иконостас потрясал своей виртуозной золочёной резьбой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Снаружи эта белоснежная церковь с золочёными ажурными крестами была так прекрасна, что её сравнивали с невестой, одетой в кружевной наряд и золотой кокошник, любующейся на своё отражение в водах Москвы-реки, поэтому храм ещё называли "Белым лебедем". Он был освящён в 1708 году при Петре I, и историки полагают, что царь посещал его, приезжая в Троице-Лыково навестить своих родственников.

Композиция храма - классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, "восьмерик на четверике". На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нём установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане. С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухъярусных восьмигранных барабанах. Храм поставлен на невысокий подклет-гульбище, со всех сторон окружённый изящной балюстрадой. Как во всех барочных храмах, здесь видна замечательная отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга. Роскошно было и убранство интерьера. До разорения в храме сохранялся резной девятиярусный иконостас, украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями. В западной части хоров было устроено царское место - фонарь с короной наверху. Первоначально стены изнутри были расписаны под мрамор. Хоры идут вдоль стен в два яруса; из верхнего есть выход на колокольню. Кованые двери и ставни были разрисованы растительным орнаментом, дополняющим резные каменные украшения стен. По верху восьмерика и яруса звона идёт ажурный декоративный ряд гребней, а грани ярусов разделены колонками.

1812 год принёс Троицкому приходу немало тягот и лишений. В деревнях сгорело 75 дворов, а двухмесячный постой французких солдат в селе в конец разорил местных жителей. Клириков храма постигли бедствия и голод. Французы увезли из храма богатую добычу. Среди украденных вещей было старинное серебряное паникадило, распиленное на куски. Партизаны отбили награбленное. Император Александр I вскоре прислал в храм новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. Вернули и древний антиминс. Три поколения Карзинкиных исполняли обязанности церковных старост: с 1876 по 1886 год - Сергей Иванович, затем до 1910 года - Сергей Сергеевич и до середины 1920-х годов Иван Сергеевич. В 1879 году Карзинкины взялись за ремонт храма: был заново вызолочен иконостас, вновь позолочена центральная глава, поновлена роспись, оштукатуренная церковь побелена. До самого закрытия храма в 1933 году здесь сохранялся первоначальный атласный антиминс с надписью: "Еже бысть при Державе Благочестивейшего государя царя и Великого Князя Всея России Самодержца Петра Алексеевича и при сыне его царевиче Алексее Петровиче Священнодействован Преосвященным Каллистом Архиепископом Тверским и Кашинским 1708 года месяца мая в 9 день". Храм Троицы закрыли вторым (после тёплой Успенской церкви) в 1933 году. В Троицком храме власти собирались открыть выставку народного хозяйства Туркменской ССР. С этой целью намечалась перестройка культового здания "в части изъятия глав, барельефов, украшения, отделки, напоминающих церковь". К счастью варварский замысел осуществить не удалось.

В 1935 году храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учёт Лигой Наций, позднее комиссией ЮНЕСКО. Таким образом он был спасён от разрушения. Зимой 1941 года Академия архитектуры организовала обмеры и фиксацию лучших памятников русского зодчества в Подмосковье. Вблизи шла война. В Лыково командировали знатока "нарышкинского" барокко Василия Николаевича Подключникова, который блестяще справился с этой работой. Результатом её стал замечательный, прекрасно иллюстрированный, несмотря на военное время, альбом "Три памятника ХVII столетия. Церковь в Филях. Церковь в Уборах. Церковь в Троицком", вышедший в свет в 1945 году, уже после смерти автора. Эти высокопрофессиональные обмеры впоследствии явились основой для реставрации здания. Ближе к нашему времени шедевр древнерусского зодчества оказался совершенно бесхозным.

Красавица-церковь отнюдь не перестала вызывать интерес - посмотреть на неё приезжали тысячи любителей старины. Однако к началу 1970-х годов в интерьере храма остались лишь жалкие фрагменты. Да и снаружи в нижнем ярусе сбили несколько резных колонн. Министерству культуры всё же удалось выделить на его реставрацию самые минимальные средства. Предполагалось открыть в его стенах, как и в церкви Покрова в Филях, филиал Государственного музея древнерусской живописи им. Андрея Рублёва. Более десяти лет здесь вела работы архитектор Всесоюзного производственного научно-реставрационного отдела Министерства Культуры СССР, заслуженный работник культуры Ирина Валентиновна Ильенко. Началось воссоздание утраченных элементов наружного убранства и деревянной резьбы в интерьере. Но финансирование прекратилось, и работы не были закончены. В середине 1980-х годов о создании нового музея не могло быть и речи, и памятник так и не обрёл пользователя. Лишь в октябре 1989 года оба храма в Троице-Лыково были возвращены Православной Церкви. В апреле 2013 года храмовый комплекс преобразован в подворье Покровского ставропигиального женского монастыря у Покровской заставы г. Москвы.

Материал взят из брошюры "Троице-Лыково. Подворье Покровского ставропигиального женского монастыря"



Село Троицкое с деревнею Черевковою, на реке Москве, в XVI ст. Московского уезда, в Сетунском стане, пожалованная вотчина при царе Василии Шуйском князю Борису Михайловичу Лыкову, «за его службу из прежнего его же поместья». Князь Лыков построил в деревне Черевкове деревянную церковь во имя Св. Троицы и назвал деревню селом Ново-Троицким, а крестьянские дворы из деревни Черевковой перенес в «старое село Троицкое и назвал деревнею Новая Черевкова».

В писцовых книгах 1627 г. значится: «в селе Новом Троицком церковь Живоначальной Троицы, да предел Николы чудотворца, да придел Флора и Лавра, древяна, клетцки, а в церкви образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение вотчинниково - князя Бориса Михайловича Лыкова, а у церкви на церковной земле во дворе поп Микифор Кириллов, да с ним церковный дьячок, брат его, Панкратко Кириллов, в селе двор вотчинников, а в нем живут деловые люди, и 5 дворов людских, в них 5 человек; в деревне Новой Черевковой, на пруде, что было село Старое Троицкое, 17 дворов крестьянских и 5 дворов бобыльских». В приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1628 г. написано: «церковь Живоначальной Троицы в вотчине боярина князя Бориса Михайловича Лыкова, в селе Троицком; дани 8 денег, по наказу гривна». Под 1642 г. при Троицкой церкви упоминаются приделы Николая чудотворца, Флора и Лавра; дани по окладу 12 алтын 5 денег, десятильничих и заезда гривна».

В 1646 г. в селе Ново-Троицком с принадлежащими к нему деревнями Черевкова, Рублево и Луково - владении князя Б. М. Лыкова, находилось 2 двора боярских, 16 дворов задворных, людей в них 27 человек, 47 дворов крестьянских и двор бобыльский, в них 118 человек. При Троицкой церкви был священник Степан Лукьянов, которому выдавалось жалование в год по 6 руб. и хлеба 14 четвертей.

В 1690 г. село Троицкое с деревнями пожаловано Мартемьяну Кирилловичу Нарышкину и за ним утверждено в том же году отказною книгою, в которой упоминается «в селе церковь деревянная, рублена клетцки вверх, во имя Живоначальной Троицы, да два придела Николая чудотворца и Флора и Лавра не освящена». В приходной книге Патриаршего казенного приказа 1693 г. под статьею о Троицкой церкви отмечено: «сию церковь впредь писать в вотчине за боярином Мартемьяном Кирилловичем Нарышкиным, а преж сего было то село дворцовое, дани 12 алтын 5 денег, заезда гривна».

В 1698 г., по именному указу, село Троицкое с деревнями отдано во владение боярину Льву Кирилловичу Нарышкину с его матерью вдовою боярыней Анною Леонтьевною (мать царицы Натальи Кирилловны). В переписных книгах 1704 г. записано: «за боярином Львом Кирилловичем Нарышкиным село Троицкое, на Москве реке, а в селе церковь каменная во имя Живоначальной Троицы, да другая церковь деревянная во имя Успения Пресвятой Богородицы; да в селе двор боярский, двор приказчика, двор конюшенный, двор скотный, двор птичий, людей в них 19 человек, и 33 двора крестьянских, в них 105 человек».

По смерти Льва Кирилловича село Троицкое в 1732 г. досталось его сыну Ивану по разделу с его родным братом Александром Львовичем, а от Ивана Львовича в 1749 г. перешло к его дочери Екатерине Ивановне, жене графа Кирилла Григорьевича Разумовского, а в 1784 г. - их сыну графу Андрею Кирилловичу Разумовскому.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Троице-Лыково (Троицкое-Лыково) – один из самых красивых и дорогих уголков Москвы. В прошлом здесь, в излучине Москва-реки, располагались огромные пойменные луга, над которыми на отрогах холмов были построены старинные усадьбы. В 1930-е годы неподалеку пролегла лента канала Москва-Волга (ныне ). Троице-Лыково и находящийся рядом Серебряный бор превратились в излюбленные места отдыха москвичей. Однако уже в наше время нашлись силы, которые решили закрыть старинную усадьбу с уникальным памятником архитектуры для свободного доступа граждан.

* Организатор экскурсии:

Бывшая усадьба Троице-Лыково. Здесь не рады гостям 🙁

Поскольку на территории бывшей усадьбы фотографировать запрещают, фотографий получилось не так много и для написания этой статьи пришлось частично воспользоваться фото из интернета.

История усадьбы Троице-Лыково

История Троице-Лыкова начинается в 1610 году, когда Василий Шуйский, в то время царь Московский, пожаловал дворцовое село Троицкое князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому (1576-1646). Тот перенес его и деревянную Троицкую церковь на две версты севернее, ближе к Москва-реке, назвав это место Новым Троицким. Прежнее место, Старое Троицкое, получило название Черевково (Черепково). На месте алтаря бывшей церкви была поставлена часовня, которая была снесена к Московской Олимпиаде 1980 года.

Лыковы принадлежали к древнему знатному роду Оболенских. Прадед князя, Иван Владимирович Оболенский, носил прозвище «Лыко». От него и пошли Лыковы. Супруга князя, Анастасия Никитична, принадлежала к знатному роду Романовых: приходилась родственницей царице Анастасии – первой жене царя Ивана Грозного и была сестрой патриарха Филарета, отца первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Благодаря такому родству Лыковы стали одной из первых фамилий московской знати. С 1619 по 1642 годы Борис Михайлович Лыков ведал важнейшими государственными Приказами – Каменным, Сибирским, Казанского дворца, Ямским, Монастырским, был одним из участников Семибоярщины – переходного правительства Русского царства.

Согласно писцовым книгам 1646 года, в Троицком-Лыкове стояли двор боярский, двор скотный, 16 дворов задворных людей, а в них 27 человек. После смерти Бориса Михайловича село перешло в дворцовое ведомство.

В 1690 году владельцами Троицкого, а также Черепкова, Рублева и других деревень становятся Нарышкины, братья царицы Натальи Кирилловны, которым, соответственно, Петр I приходился племянником. В 1698-1703 годах на насыпном холме над Москва-рекой, в самом высоком месте усадьбы, на месте старого храма была возведена парадная каменная в стиле «нарышкинского барокко».

По некоторым данным, автором проекта мог быть русский зодчий Яков Григорьевич Бухвостов, один из основоположников нарышкинского стиля. На это указывает документ, гласящий: «Да помяни Господи мастеры здатели Святые церкви сия рабов твоих каменодельцев Михаила да Митрофана да Якова…» , обнаруженный в архиве профессором В.С.Топоровым. Кроме того, композиция и декор Троицкого храма близки Спасской церкви в Уборах и Входоиерусалимской надвратной церкви в Новом Иерусалиме, автором которых является Яков Бухвостов. По преданию, Петр I заложил камень в основание строящегося храма.

Троицкая церковь стоит на невысоком подклете-гульбище, со всех сторон украшенным балюстрадой. Церковное здание представляет собой обычную для времени строительства ярусно-пирамидальную композицию «восьмерик на четверике». На восьмерике поставлен более узкий ярус, в котором располагаются колокола, соединяя, тем самым, в одном здании церковь и колокольню — «церковь иже под колоколы». Венчает храм узорчатый барабан с одной главкой. С востока и запада к зданию пристроены симметричные алтарная часть и западный притвор, увенчанные главками на двухъярусных барабанах. Красочные, не повторяющие друг друга наличники обрамляют окна. Стены покрыты белокаменными украшениями. Кованые двери и ставни были украшены растительным орнаментом. Кресты были позолочены мастерами Оружейной палаты Алексеем и Борисом Маеровым.

Троицкая церковь, вид с запада

Троицкая церковь, деталь

Наличник окна

Северный фасад, деталь

Северный фасад

Внутреннее убранство храма было не менее роскошным. Высокий резной девятиярусный иконостас в барочном стиле украшали резные виноградные лозы с гроздьями, диковинные растения и плоды. Вдоль стен идут два яруса хоров, из верхнего яруса можно попасть на колокольню. Царское место, устроенное в западной части хора, представляет собой фонарь с венчающей его короной. Стены внутри первоначально были расписаны под мрамор.

В 1935 году Троицкий храм получил статус памятника архитектуры мирового значения и был взят на учет Лигой Наций.

Царское место

Иконостас Троицкой церкви, фото с сайта www.art-sobor.ru

После раздела недвижимости между братьями Нарышкиными в 1732 году, Троице-Лыково перешло к капитану Ивану Львовичу Нарышкину (1700-1734), а затем – к его дочери Екатерине Ивановне (1729-1771). Благодаря её браку с Кириллом Григорьевичем Разумовским (1728-1803), имение в 1749 году перешло во владения Разумовских.

В историю граф Кирилл Григорьевич Разумовский вошел как генерал-фельдмаршал, блистательный вельможа при дворе императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой, президент Петербургской Академии Наук. При нем и его сыне Алексее Кирилловиче (1748-1822), который увлекался ботаникой, в усадьбе был заложен регулярный парк.

К началу XIX века население села Троицкое увеличилось до 339 человек. Местные жители занимались сельским хозяйством, торговлей на московских рынках, обслуживали переправу на Москва-реке и сплавляли лес. Славились и кружева, изготовленные в Троицком.

Во время Отечественной войны 1812 года французская кавалерия и мародеры разорили усадьбу. Из Троицкого храма были вывезены многочисленные церковные ценности, в частности, святой антиминс. Однако благодаря партизанам, действовавшим неподалеку, награбленное удалось отбить и вернуть в усадьбу. Утраченным оказалось только старинное паникадило, которое распилили на куски. Взамен него император Александр I прислал новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. 14 февраля 1813 года усадебные храмы были вновь освящены и в них возобновились богослужения.

В 1834 году владельцем Троицкого-Лыкова стал граф Николай Александрович Бутурлин (1801-1867). В 1851-1852 годах был построен каменный зимний храм Успения Пресвятой Богородицы, выполненный в русско-византийском стиле, а также кирпичный господский дом и оранжереи.

В 1876 году Троицкое-Лыково приобрел купец и промышленник, владелец московских доходных домов и гостиниц, почетный гражданин Иван Андреевич Карзинкин (1790- после 1869). После его смерти усадьбу унаследовал его сын, тульский дворянин и владелец чайной компании Сергей Иванович Карзинкин (1847-1887). После его смерти усадьба отошла к его вдове, Юлии Матвеевне Карзинкиной (1850-1915).

При Юлии Матвеевне в усадьбе развернулось большое строительство. На обрыве над Москва-рекой по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета (Петрова) был построен сказочный деревянный дом в старинном русском стиле, украшенный затейливой резьбой (к несчастью, сгоревший в 1990 году). Облик этого дома можно отчасти представить по другому сохранившемуся творению Ропета — .

В усадьбе помимо хозяев жили многочисленные гости и странники. Здесь бывали братья Васнецовы, Третьяковы, Гнесины, подолгу гостила семья Шаляпиных.

За домом был разбит красивый сад, парк с «затеями» — рекой, прудами, островками, беседками, парковой скульптурой. Кроме того, в усадьбе были построены конюшни, каретный сарай, овчарня, скотный двор, свинарник, птичник, кузница с мастерской и водокачкой, амбар с подвалом, зернохранилище, деревянная баня, каменная оранжерея с теплицей и биологическая станция.

В 1876 году при Успенской церкви на средства купцов Корзинкиных была открыта богадельня, в 1891 году — лечебница для бедных. Юлия Матвеевна Карзинкина основала школу, сиротский приют, детскую больницу. В 1879 году была отремонтирована Троицкая церковь: заново позолочены иконостас и центральная главка, поновлена роспись, оштукатурены и побелены наружные стены.

По данным на 1884 год, в селе насчитывалось 88 крестьянских домов, в которых проживали 371 мужчина и 397 женщины, имелось одно земское училище, один конный завод, одна лавка и один трактир. Троицкое-Лыково в то время получило новое название – Карзинкино, и некоторое время в московских путеводителях можно было встретить два названия – новое и старое. В 1899 году заботы об усадьбе взял на себя сын Юлии Матвеевны, Сергей Сергеевич Карзинкин.

В начале 1900-х годов Успенская зимняя церковь была перестроена в псевдорусском стиле по проекту архитектора Семена Кулагина. Были построены колокольня, двухэтажная трапезная, приделы на хорах в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского (не сохранились).

Внутреннее убранство Успенского храма в Троице-Лыково. Фото с сайта tl.strogino.ru

К 1904 году Троицкое-Лыково насчитывало уже 125 дворов, в которых проживало 610 человек. В 1914 году по распоряжению Юлии Матвеевны Карзинкиной главный усадебный дом был отдан под богадельню, а Карзинкины переехали в деревянный дом Ропета. В 1915 году, перед своей смертью, Юлия Матвеевна Карзинкина завещала усадьбу Свято-Троицкой общине, которая вселилась сюда в 1917 году и открыла здесь Свято-Троицкий женский монастырь.

Удивительно, но Карзинкины благоволили революционным настроениям. У них часто собиралась революционно настроенная молодежь, Сергей Сергеевич был знаком с Лениным, оказывал финансовую помощь РСДРП и революционерам.

После революции усадьбу национализировали, некоторые из рода Карзинкиных эмигрировали. Вскоре монастырь прекратил свое существование, хотя община, преобразованная в коммуну, просуществовала до 1929 года. В марте 1922 года в Троице-Лыкове на протяжении почти трех недель отдыхал В.И.Ленин, поскольку ГПУ сочло, что пребывание вождя революции в Горках было опасным. Троице-Лыково даже рассматривалось в качестве одного из вариантов резиденции Ленина.

По словам Н.К.Крупской, во время прогулок они много разговаривали на антирелигиозные темы, и, возможно, именно здесь Ленин написал статью «О значении воинствующего материализма». В 1929 году деревянный дом, где жил Ленин, сгорел.

Затем бывшая усадьба была передана московскому зоопарку, который предложением так и не воспользовался. Потом здесь разместился дом отдыха сотрудников ГПУ. В 1924 году Троице-Лыково передали под Туркменский дом просвещения. О том периоде напоминает название — Туркменский проезд. Сюда привезли более 200 детей-туркмен и расселили в бывших храмах. Местные жители были возмущены таким соседством. В один из дней на Масленицу произошла такая большая драка, что в церквях стали бить в набат.

Впрочем, со временем страсти улеглись, местные жители и туркмены сдружились. Дом просвещения был преобразован сначала в туркменский рабфак, а затем – в Туркменский дом отдыха. В 1936 году сгорел деревянный Успенский храм.

Деревянный Успенский храм (не сохранился)

Осенью-зимой 1941 года, когда линия фронта подошла близко к Москве, по заданию Академии архитектуры были организованы обмеры и фиксация лучших архитектурных памятников Подмосковья. Обмерами Троицкой церкви занимался знаток «нарышкинского барокко» Василий Иванович Подключников. В 1945 году, уже после его смерти, был опубликован альбом «Три памятника XVII столетия. Церковь в Филях. Церковь в Уборах. Церковь в Троицком».

В 1942 году усадьба была передана Суворовскому музыкальному училищу. В 1960-е годы Троице-Лыково вошло в состав Москвы, но сумело сохранить свой дачный облик. Была снесена лишь северная часть села, находящаяся за оврагом – сейчас здесь высятся многоэтажки района Строгино. В настоящее время Троице-Лыково внесено в «Список охраняемых деревень Москвы» и является единственным селом в пределах МКАД, снос которого в ближайшее десятилетие не планируется.

Тем временем Троицкая церковь, несмотря на свой охранный статус, продолжала ветшать. Внутри были утрачены почти все росписи, пострадал и наружный декор. В 1970 году начались реставрационные работы под руководством профессора И.В.Ильенко, однако из-за недостаточного финансирования их вскоре свернули, и храм продолжил разрушаться. В 1980-е годы территорию планировали передать под профилакторий Института атомной энергии им. Курчатова. В 1989 году взрыв серьезно повредил Успенскую церковь, в которой в то время располагался склад лакокрасочных материалов Курчатовского института. Осенью 1990 года сгорел «сказочный» домик Ропета.

Руины дома Ропета

На рубеже 1980-90-х годов храмы на территории бывшей усадьбы были переданы Русской Православной Церкви. Они были восстановлены, начались регулярные богослужения. Казалось бы, на этой оптимистичной ноте можно было бы и закончить рассказ. Если бы не одно «но».

Таинственная стройка, или посторонним вход воспрещен

Я приехала в усадьбу Троице-Лыково с экскурсией. У входа на территорию стояла рамка металлоискателя. Это было странно, но не более. Сразу за ней ко мне подошел охранник, и, указывая на мой зеркальный фотоаппарат, запретил снимать на территории. Правда, милостиво разрешил нашей группе фотографировать на телефоны.

Охранники ЧОПа у входа на территорию бывшей усадьбы

Разумеется, я была возмущена. Перед нами стояли старинные памятники архитектуры. Откуда запрет именно на съемку зеркальным фотоаппаратом?

Невзирая на запреты охранников, я все-таки стала фотографировать, тем более что экскурсовод сказал, что еще две недели назад такого запрета не было. Охранники стали ходить за нами, пристально следя, чтобы мы не нарушали запрет на фотосъемку. Наверное, можно было бы согласиться с ними и фотографировать на телефон. Но беда в том, что мой телефон садился. Да и сам этот запрет был в высшей степени абсурден.

Охранники в Троице-Лыково повсюду сопровождали нашу группу, пристально следя, чтобы мы не фотографировали на фотоаппараты

Когда мы вошли в Троицкую церковь, они встали с двух сторон, зорко следя, чтобы мы ничего не фотографировали внутри. Запретили они фотографировать снаружи и некое здание в старинном стиле, которое назвали «Гимназией». На мои просьбы показать письменный официальный запрет на фотосъемку зеркальным фотоаппаратом мне ответили отказом, мотивируя, что они люди подневольные, им начальник запретил и прочее-прочее.

Слева — здание Гимназии, которую по непонятным причинам запрещают фотографировать. По слухам, месяц обучения в ней стоит 15 тыс. рублей без питания

Естественно, настроение было подпорчено. Если бы не запрет охранников на фотосъемку, я спокойно сфотографировала бы храмы, прослушала замечательную экскурсию и затем написала бы статью про красоты этого места. Вместо этого они заострили моё внимание на серьезной проблеме.

Уже дома я стала разбираться, в чем же дело. Оказалось, что нынешняя ситуация весьма далека от идеала.

Доступ на территорию Троице-Лыково регулируется следующими законодательными актами:

1. Постановление правительства Москвы № 1012 от 1998 года «О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: природного парка «Москворецкий», природно-исторического парка «Останкино» и комплексного заказника «Петровско-Разумовское»,

2. Согласно закону № 48 от 2001 года «Об особо охраняемых природных территориях г. Москвы» Троице-Лыково признан зоной особо охраняемого ландшафта и зоной охраны историко-культурных объектов.

3. Федеральный закон № 73 от 2002 года «Об объектах культурного наследия народов России» гарантирует свободный доступ на территорию любому гражданину.

В интернете можно найти немало свидетельств того, как в Троице-Лыково нарушаются права граждан: ограничивается вход на территорию, запрещается фотосъемка. Из бесед с теми, кто неоднократно бывал здесь прежде, выяснилось, что уничтожены многие деревья в парке, часть территории огорожена и там ведется непонятное строительство.

С 1992 года здесь бесчинствовал «священник» Стефан Пристая, закрывший территорию от обычных граждан и превративший парк в гигантскую помойку, где были уничтожены сотни деревьев, кустарников и тысячи квадратных метров почвенного покрова. … В 2012 году усилиями общественности эти факты получили широкую огласку. Однако власти города вместо привлечения г-на Пристая к суду за совершённые преступления и расторжения договора аренды с РПЦ как недобросовестным арендатором передали усадьбу в прямое ведение патриарха Кирилла (Гундяева). Подробнее: http://openbereg.ru/?p=5749

В апреле 2013 года храмовый комплекс на территории храма Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе Троице-Лыково был передан в качестве подворья Покровскому ставропигиальному женскому монастырю, расположенному в Москве у Покровской заставы.

Мне очень бы хотелось узнать у настоятельницы монастыря, почему на территории запрещается фотографирование на хороший фотоаппарат памятника архитектуры, который находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Еще хочется понять, почему вообще запрещают фотографировать на территории монастырей и в храмах объекты культурного наследия. Когда идет служба, запрет понятен и обоснован. Но в другое время? Ведь наверняка многие, кто прочтут эту статью или увидят фотографии Троицкого храма в интернете, захотят увидеть его воочию, запечатлеть фото на память. И что же? Получат нагоняй от охранников. Будет ли после этого у человека доброе отношение к РПЦ? Ведь многие просто развернутся и уйдут. И больше никогда не вернутся сюда, помятуя о том гадливом чувстве, что это место для избранных небожителей. И еще, думаю, если бы я была здесь не в составе экскурсионной группы, а самостоятельно, охранники бы не стали церемониться и наверняка могли бы отобрать дорогостоящий фотоаппарат.

Усадьба Троице-Лыково на карте

  • Адрес: г.Москва, ул.Одинцовская, 24
  • Метро: Строгино, Крылатское, Спартак

Относительно того, когда можно попасть на территорию бывшей усадьбы, я не могу ничего сказать. Возможно, самый простой способ — это с экскурсией. Есть надежда, что по крайней мере своими глазами вы увидите все основные достопримечательности.

PS. К сожалению, вынуждена закрыть комментарии к этой статье по причине неадеквата некоторых комментаторов.

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.



Построен в 1851-52 гг. на средства, собранные генерал-майором Н. Бутурлиным в его усадьбе в с. Троице-Лыкове, на зап. Москвы, на правом высоком берегу р. Москвы, напротив Серебряного бора. Каменный, в русско-византийском стиле. Главной престол — Успения Пресвятой Богородицы, приделы — свт. Николая Чудотворца и великомученицы Екатерины. В 1876 г. на средства владельцев усадьбы купцов-чаеторговцев Корзинкиных при храме открыта женская богадельня, в 1891 г. — лечебница для бедных. В 1903 г. на средства Ю.М. Корзинкиной пристроена двухэтажная трапезная и колокольня (архитектор С.Ф. Кулагин).

Закрыт около 1930 г. Обезглавлен, переделан. В нем размещались клуб, производственно-техническое училище, столовая и в 1980-х гг. — склад красок, который сгорел, пострадало внутреннее архитектурное убранство храма.

Богослужения возобновлены 29 ноября 1990 г. Святыни — особо чтимые иконы Божией Матери Иверская, Державная, Ченстоховская. При храме — воскресная школа для детей и взрослых, общеобразовательная гимназия. В 50 м к северо-востоку от храма находился одноименный деревянный храм, coopужённый в нач. XVII в. боярином Б.М. Лыковым (владелец села в 1627-44 гг.). Этот храм не закрывался, но в 1936 г. был сожжен (не восстановлен).

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=314



Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове церковь (Одинцовская улица, дом № 24).

Современное церковное здание в русско-византийском стиле выстроено в 1852 г. Храм имел приделы великомученицы Екатерины и святителя Николая. В нем находились трехъярусные резные вызолоченные иконостасы. В 1903 г. выстроили двухэтажную трапезную и новую колокольню (архитектор Кулагин). В 1904 г. освятили устроенный на хорах с южной стороны придел Казанской иконы Божией Матери. Вскоре был освящен и придел преподобного Серафима Саровского.

Храм закрыли в 1930 г. Были уничтожены купол и колокольня. Богослужения возобновились 29 марта 1990 г.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://rutlib.com/book/21735/p/17



Каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково построил во второй половине ХIХ века (1852 г.) владевший тогда имением Н. А. Бутурлин. Храм имел два придела: святой великомученицы Екатерины и святителя Николая Чудотворца. Автор проекта неизвестен, но в архитектуре храма видно влияние модного тогда "русско-византийского" стиля. В 1851 году придел вмц. Екатерины освятили. Позднее Юлия Матвеевна Карзинкина на свои деньги отреставрировала и расширила Успенский храм. В 1903-1904 годах по проекту архитектора Ф. Кулагина были пристроены трапезная, колокольня и на хорах новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. При перестройке был вызолочен иконостас, отреставрированы иконы, выложен узорчатый метлахский пол, частично сохранившийся до наших дней. Известно, что храмы Троице-Лыково посещал преподобный Серафим Саровский, который останавливался в усадьбе по дороге в Саров. По духовному завещанию Ю. М. Карзинкиной в Троице-Лыково в феврале 1917 года была учреждена Свято-Троицкая женская община, которая занималась делами милосердия. По завещанию вся усадьба, все земли и строения должны были принадлежать святой обители. Монастырь просуществовал недолго. В 1920-х годах здесь совершил одно из своих последних богослужений Святейший Патриарх Тихон. После революции 1917 года Троице-Лыково постигла участь тысяч российских усадеб - церковные и художественные ценности вывезли, кресты и колокола сняли, а в зданиях усадьбы и храмах разместили разные учреждения.

За 70 лет советской власти всё в Троице-Лыкове практически разрушилось и обветшало. В 1923 году усадьба была разделена на части и её существование как единое целого закончилось. В 1924 году советские власти вывезли группу детей из Туркмении и устроили здесь так называемый Туркменский дом просвещения и интернат. Бывшую домовую церковь Карзинкиных использовали под лекторий, кинотеатр и клуб. Юные граждане советской Туркмении работали на пасеке, в огороде, в яблоневом саду - хозяйство интерната было во многом натуральным. В феврале 1929 года колония загорелась. Огонь подозрительным образом оказался одновременно в различных местах. Пожар разгорался. Потушить его с помощью вёдер было уже невозможно. Вызванные пожарные не приехали. К счастью, никто не погиб. Так закончился один из социальных экспериментов первых лет советской власти. На месте колонии организовали обычный колхоз, который просуществовал недолго. После на этом месте располагалось Суворовское училище. Древнейший памятник - деревянная церковь, выстроенная как и каменная Троицкая в конце ХVII века, заказчиком которой был, надо полагать, владевший тогда имением Лев Кириллович Нарышкин - сгорела в 1936 году. Это был преднамеренный поджог. Спалил церковь заведующий клубом, устроенным в каменном Успенском храме, которого приводило в ярость отсутствие народа в его заведении и огромное количество прихожан, едва помещавшихся в храме. Нелёгкая судьба выпала этой церкви. После того как представители новой власти Успенскую и Троицкую церкви основательно пограбили, позже сняли с них колокола и кресты, которые увезли в неизвестном направлении.

Успенский храм закрыли в 1930 году. Были разрушены главка колокольни, абсиды и купол самого храма. Возле храма были варварски уничтожены некрополь и часовня-усыпальница, где была захоронена последняя владелица имения Ю. М. Карзинкина. С 1943 по 1979 год здесь был репетиционный зал Суворовского музыкального училища. В разное время в ней устраивались изба-читальня, госпиталь, клуб со сценой в алтаре и даже столовая, а последний владелец здания - Институт атомной энергии им. Курчатова - устроил в ней склад лакокрасочных материалов. В 1989 году здесь произошёл взрыв, уничтоживший остатки росписи потолка. Каким-то чудом остался нетронутым изумительный пол, покрытый ковровой кафельной плиткой. В октябре 1989 года обезглавленный, полуразрушенный храм Успения в Троице-Лыково был возвращён Православной Церкви. Его окружали тогда горы мусора, на колокольне росли деревья, по стенам проходили огромные трещины. 31 марта 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, храм был вновь освящён малым иерейским чином. 25 октября 1999 года, в канун праздника в честь Иверской иконы Божией Матери, в Троице-Лыково из Греции в сопровождении иноков была доставлена икона Божией Матери "Иверская". Она была написана в г. Салоники схиархимандритом Арсением по заказу благотворителей - специально для Успенского храма.

Сейчас Успенская церковь восстановлена: возведена колокольня, по старинным фотографиям воссозданы купол, декоративные кокошники и крыша здания, реконструированы иконостас, киоты, алтарь, перед которым уложен новый гранитно-мраморный пол. Перед алтарём храма Успения устроены две могилы, в которых захоронены останки, обнаруженные поблизости при земляных работах.

Материал был взят из брошюры: "Троице-Лыково. Подворье Покровского ставропигиального женского монастыря"

Понятие Святой Троицы обозначает Триединого Бога. Душа христианина устремлена к Всевышнему Создателю. Помыслы верующего человека воплощаются в храмах, где проходят церковные службы. Словно рвущийся в небеса храм Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове олицетворяет желание православных россиян быть ближе к Спасителю.

Усадьба Троице-Лыково

Троице-Лыковым называется поселение на высоком берегу реки Москва, где располагаются бывшая дворцовая деревня с Успенской и Троицкой церквями. История Троице-Лыкового поместья тесно связана с царской фамилией.

В 1610 году хозяином села стал боярин Борис Лыков-Оболенский, зять московского патриарха Филарета, который стал отцом первого русского самодержца из семьи Романовых - Михаила Федоровича. Согласно записям церковных книг 1646 года, в поселении проживало 27 человек. С 1690 года имение перешло во владение рода Нарышкиных. Сначала усадьбой управлял Мартемьян Кириллович, дядя Петра I, затем его брат Лев. После 1749 года деревня принадлежала статс-даме Е. И. Разумовской (в девичестве Нарышкиной). Екатерина Ивановна доводилась троюродной сестрой императрице Елизавете Петровне.

В 1804 году село, которое населяли 339 человек, выкупило семейство потомственных дворян Бутурлиных. В 1876 году поместье приобретает купец 1-й гильдии С. И. Карзинкин - известный московский продавец чая. Супруга предпринимателя Юлия устраивает в главном здании имения странноприимный дом, а в феврале 1917 года передает поместье Свято-Троицкой общине.

После прихода к власти большевиков усадьба в Троице-Лыково была переоборудована в санаторий, а позже здесь организовали рабфак для туркменских активистов. В 50-х годах прошлого века в усадьбе размещалось суворовское музыкальное училище. В городскую черту Москвы деревня перешла в 1960 году, однако до нынешних дней сохраняет сельский облик. Всего в 200 метрах от оживленных городских улиц располагается патриархальный дачный поселок.


История церкви

На рубеже XVII-XVIII вв. в архитектуре складывается специфическое направление, получившее название «нарышкинского барокко». В имениях бояр Нарышкиных возводились церкви, в которых сочетались элементы традиционного русского зодчества и европейского барокко. Яркими примерами являются: храм Покрова в московском районе Фили и церковь Успения на Покровке.

Здания, построенные в стиле «нарышкинского барокко», отличают следующие характерные черты:

  • сочетание различных архитектурных направлений;
  • внутренняя целеустремленность композиционного построения здания;
  • многоярусность;
  • разнородность отделки интерьера;
  • симметрия компонентов и равновесие частей строения.


Возведение и основание

Первая деревянная Троицкая церковь в селе возведена вотчинными крестьянами князя Лыкова-Оболенского. Здание имело приделы Николая Чудотворца и мучеников Лавра и Флора. Позднее постройку из дерева заменил каменный храм.

Вступив во владение Троице-Лыковым, Мартемьян Нарышкин начинает строительство парадной каменной церкви. На высоком холме у Москва-реки в 1694 году появляется величественный собор, который освятили в 1708 году в честь Живоначальной Троицы. После завершения отделочных работ белокаменный храм становится украшением усадьбы.

Архивные данные позволяют предположить, что над заказом боярина трудился зодчий Я. Г. Бухвостов. Сравнение здания в Троице-Лыкове с архитектурой религиозных строений в Филях, Китай-городе и Зюзино, авторство которых доподлинно установлено, подтверждают версию участия Якова Григорьевича в сооружении Троицкого собора.

Деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы в Строгино построен в 1704 году по заказу Льва Кирилловича Нарышкина. Несмотря на подновления, здание постепенно ветшало. В 1936 году большевистские активисты сожгли строение. Каменная церковь Успения Богородицы возведена в конце XIX века.


Историческая судьба

Во время Отечественной войны 1812 года в усадьбе располагались французские кавалеристы, которые разорили Троицкую церковь. Оккупанты украли антиминс, золотую чашу для причащения, церковную утварь. К счастью, русским партизанам удалось отбить награбленное имущество. Все вещи, за исключением паникадила из серебра, которое мародеры распилили и растащили по кускам, вернулись в храм.

Царь Александр I возместил утрату, прислав бронзовый всесвещник с подвесками их хрусталя. В течение зимы помещение приводилось в порядок. 14 февраля после освящения церкви богослужения возобновились

Семья купцов Карзинкиных бережно относилась к культовому зданию. В 1879 году производится капитальный ремонт храма. Отреставрирован иконостас и настенная живопись, новой позолотой покрыта центральная главка, наружные стены заново отштукатурены и побелены.

Разгром и разграбление

Под лозунгом борьбы с религией в 1933 году Советская власть закрывает Троицкий храм. Большевики хотели использовать помещение для устройства выставки народного хозяйства Туркменистана. Воинствующие атеисты сняли колокола и вынесли иконостас. В планах строителей коммунизма было изъятие куполов, уничтожение барельефов и украшений, связанных с православием.

Однако в 1935 году Лига Наций объявила собор Живоначальной Троицы архитектурным памятником всемирного значения. Сооружение взяла на учет комиссия ЮНЕСКО. Храм был спасен от разорения, но церковные службы не проводились.

Реставрация здания

В 1941 году академик архитектуры В. Н. Подключников снял размеры здания и составил подробное описание церкви во имя Святой Троицы. Василий Николаевич подготовил иллюстрированный альбом, который был издан через четыре года. Материалы, представленные в книге, использовались при реставрации храма в 70-х годах прошлого столетия. Работами руководил профессор И. В. Ильенко.

С 2000 года начались повторные восстановительные работы, ранее прерванные из-за скудного финансирования. В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл решает организовать здесь подворье Покровского женского ставропигиального монастыря. Руководит ремонтом помещений и уборкой территории настоятельница обители - игуменья Феофания (Мискина).


Современное положение

В апреле 2013 года в храмовом комплексе открывается официальное подворье Покровского монастыря в Троице-Лыково. В церквях восстановлены купола и крыша, воссозданы иконостасы, возвращены колокола.

5 июня 2017 года Патриарх Кирилл освятил восстановленный Троицкий храм. После Божественной литургии Предстоятель РПЦ (Русской Православной Церкви) передал собору в дар икону с житийными клеймами преподобного Серафима Саровского.

В церкви сохраняются святыни:

  • антиминс с дарственной надписью от Петра I и царевича Алексея;
  • чтимая икона Божией Матери «Иверская», привезенная от монахов горы Афон в 1999 году;
  • список святого образа Богоматери «Державная»;
  • местночтимый извод иконы «Ченстоховская».


Месторасположение храма

Храм Живоначальной Троицы находится в восточной части села на возвышенном берегу реки Москва. Сам дачный поселок располагается между Серебряным Бором и городским районом Строгино. Почтовый адрес церкви: г. Москва, район Строгино, ул. Одинцовская, дом 24Б.

Как добраться

Чтобы побывать в Троицком соборе, следует по Таганско-Краснопресненской ветке Московского метрополитена доехать до станции «Щукинская». Из метро подняться на улицу Маршала Василевского к памятному бюсту советского военачальника. В 70 метрах отсюда находится остановка автобуса №137, который ходит каждые 20 мин. Дорога займет 15 мин. От конечной остановки до храма нужно пройти 200 метров.

Можно доехать до станции «Строгино» Арбатско-Покровской линии метро. Выйдя из подземки, нужно дойти по Строгинскому бульвару до Таллинской улицы и повернуть направо. Через 130 метров находится автобусная остановка. Маршрут №137 ведет в цели путешествия.


Архитектура и убранство сооружения

Возведение религиозных помещений для богослужений происходит в соответствии с установленными правилами, которые требуют, чтобы церковь имела три части:

  • алтарь;
  • среднюю часть, называемую наос;
  • притвор.

Наос увенчивается одним или несколькими куполами. Над притвором строится колокольня.

При сооружении Троицкого собора зодчие отходят от общепринятых норм. В храме отсутствует притвор, а колокольня возвышается над средней частью. Уникальная композиционная структура создает впечатление, будто здание вот-вот устремится в небеса.


Внешний вид

Церковь Святой Троицы построена по схеме «восьмерик на четверике». Четырехугольный первый этаж, который окружает гульбище, покоится на возвышенном цоколе - подклете. На втором уровне восьмигранная коробка с высокими окнами служит основанием для четырехметровой колокольни. Сооружение венчает золотой купол на узорчатом барабане.

Над алтарем и притвором установлены двухъярусные барабаны с главками, выкрашенные в черный цвет и украшенные золотыми звездами. Позолотой крестов и купола занимались мастера Оружейной палаты Алексей и Борис Маеровы. В северной и южной частях храма расположены боковые входы.


Колокола

В церковной звоннице подвешиваются колокола, которые созывают верующих прихожан на богослужение или возвещают о важных частях литургии, проходящей храме. Звон одного колокола именуется «благовест». Колокольное многоголосье в честь радостного праздника определяют как «трезвон», а события, связанные с печалью, сопровождает «перезвон».

В колокольной башне собора Живоначальной Троицы подвешены 24 колокола. Разница в размерах придает им различные голоса. Как и много веков назад, нынешние церковные службы в Троице-Лыкове сопровождает колокольный звон.


Отделка фасадов

Красота наружных стен позволяет назвать храм Святой Троицы «песней в камне». Вертикальные элементы фасада - окна и двери - отделаны колоннами, украшенными орнаментом. Углы здания отмечены гладкими колоннами коринфского ордера.

Круглые окна и карнизы прямоугольных окон отделаны резным каменным декором. В том же стиле выполнен и десюдепорт - украшение над дверным проемом. Каждая грань сооружения завершается вычурным фронтоном, устремленным вверх. Элементы настенных деталей композиционно уравновешены и гармонично дополняют друг друга.


Внутреннее оформление

Интерьер Троицкого храма так же роскошен, как и отделка внешних стен. Иконостас в девять ярусов украшают резные колонны с виноградными лозами, обремененными гроздьями, экзотическими плодами и растениями. Вдоль стен в двух уровнях протянулись хоры. Стены, когда-то расписанные под мрамор, сейчас покрыты светло-голубой краской.

С левой стороны на первом ярусе хоров обустроено место для царской семьи. Архитектурный фонарь сверху украшает золотая корона. На боковых ограждениях изображен символ самодержавия - двуглавый орел.


Как проходят богослужения

Церковные службы проводятся в просторном помещении Успенского храма. В 8 часов утра начинается литургия, а в 16.45 вечерняя служба. В дни великих праздников проходит ранняя и поздняя литургия. Регулярно проводятся водосвятные и акафистные молебны.

Устремленная к небу белокаменная церковь Живоначальной Троицы на высоком речном берегу так прекрасна, что москвичи называют ее «Белый лебедь». В дачный поселок приезжают православные россияне, чтобы полюбоваться уникальной архитектурой храмового комплекса. Сюда приходят верующие для вознесения молитв Спасителю.

Видео

Видеорепортаж рассказывает об освящении Троицкого собора.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png