Вы решили устроить для своего ребенка, и не знаете, что придумать оригинального? Почему бы не организовать домашний для своих детей!

Создать домашний театр своими руками только на первый взгляд кажется сложной задачей. На самом деле, при большой доле творческого подхода и сравнительно небольших вложениях, вы можете получить настоящий праздник, который надолго запомнится и вам, и вашему ребенку.

Как сделать домашний театр

Формат и технологии организации домашнего театра будут различаться, в зависимости от целей представления. Если импровизированное шоу вы решили сделать одной из составляющих детского дня рождения, то скорее всего, это должен быть мини-спектакль, которому не будет посвящено все время праздника. И, конечно же, главную роль обязательно должен исполнить именинник! Если для вас организация детских праздников кажется чем-то непосильным, то лучше доверить её профессиональным постановщикам.




Другой критерий — возраст ребенка. Если малышу не больше трех лет, не нужно устраивать большое представление — пусть это будет маленький детский домашний кукольный театр , где главными актерами будут пальчиковые куклы. Его можно обустроить где угодно — за столом, на кровати или диване, на полу. В качестве сценария подойдут те сказки, которые вы читаете вместе с малышом, — лучше всего, если герои будут ему знакомы. Такой домашний кукольный театр — это не просто развлечение, а еще и способ развития для вашего чада. Во время игры с пальчиковыми куклами развивается фантазия, память, включается воображение.

Для более взрослых детей можно устроить домашнее представление посерьезнее — с выбором сценария, распределением и заучиванием ролей, подготовкой декораций, костюмов и грима. Здесь уже можно пригласить друзей ребенка поучаствовать принять участие в мероприятии, а также позвать зрителей. Как правило, в качестве последних будут выступать родители детей, бабушки и дедушки, соседи.

Домашний театр для детей — этапы организации

Первым делом нужно выбрать произведение, которое будет ставиться на сцене. Кстати, сцену нужно обязательно сделать — огородить какое-то пространство, иначе ощущение театра будет неполным. Лучше всего, если книга, которую вы берете за основу, будет известна всем участвующим в подготовке мероприятия. К примеру, если вы устроите детский праздник Алиса в Стране Чудес, вы вряд ли попадете впросак — большинство детей все же читали эту книгу, или смотрели фильм.




Дальше следует распределить роли. Конечно, всем деткам захочется играть красивых, умных, смелых и сильных персонажей. Но что же тогда делать с отрицательными героями? Попробуйте преподнести их образы юным актерам так, чтобы эти герои казались им интересными.

Следующий этап — подготовку костюмов каждый артист должен взять на себя. Конечно же, не без помощи своих родителей. Кстати, что касается костюмов и грима для вашего ребенка, то здесь в ход пойдут старые родительские вещи, а также мамина косметичка.

Декорации лучше всего сделать общими усилиями участников мероприятия — каждый может принести из дома все, что может сойти за театральный реквизит. Обязательно предложите детям сделать что-то своими руками — это также будет способствовать их развитию.

Ну вот и все! Осталось только выучить роли, заранее зарядить видеокамеру и предложить зрителям садиться поудобнее. Представление начинается…

Чем детский спектакль отличается от взрослого? У него должна быть тема, интересующая детей, и понятный ребенку язык. Разговаривать можно о чем угодно, хоть о смерти, главное — понятно. Если вы ставите спектакль в домашних условиях, без профессиональной ко-манды, то лучше всего не разыгрывать его по ролям как в классическом психологическом театре: непрофессиональным актерам сложно не сфальшивить. Мы предлагаем несколько форматов современного театра, которые помогут поставить спектакль для небольшой компании и при этом не требуют особенных умений, специального реквизита и долгой подготовки.

Предметный театр

От 1 до 3 участников

Театр теней

От 3 до 5 участников

Театр обозначения

От 3 до 7 участников

От 1 до 15 участников

Предметный театр

От 1 до 3 участников

Что это такое

Спектакль с предметами — один из самых доступных вариантов домашнего спектакля. Он устроен как кукольный театр, только вместо кукол здесь — любые предметы, которые можно найти дома, — на глазах у зрителей они будут превращаться в героев спектакля. К примеру, вы рассказываете «Куроч-ку Рябу», и зарядка от телефона становится мышкой, разбивающей хвостом-проводом яичко, а чайник, на ручку которого вы надеваете очки, — грустным дедушкой. Благодаря тому, что предмет начинает выполнять не свою функ-цию, и происходит преображение, «чудо театра».

Способ рассказа в таком спектакле — сторителлинг, пересказ сюжета от первого лица. Актер не пытается играть, он выступает именно рассказчиком, и благодаря его от-странению от сюжета прием получается честнее: я Глаша, и я рассказываю вам сказку «Курочка Ряба» — а вовсе не играю Курочку Рябу.

Сколько длится спектакль

Нужно заранее ограничить себя во времени: 7 минут для домашнего дет-ского спектакля — идеально, больше 15 не должно быть точно.

Что понадобится

Помимо самих предметов — героев спектакля, нужно подготовить сцену: спектакль удобнее всего играть на хорошо освещенном столе (может помочь настольная лампа).

Что ставить

Хороший вариант — взять любимую книгу. В ней нужно найти сюжетную линию, где есть проблема и ее решение или изменение героя. Вот, к примеру, проблема в «Колобке»: не сработало. На медведе, волке, зайце песня Колобка работала-работала, а на лисе нет. Почему? Потому что невозможно одним и тем же способом решать все жизненные задачи. Да еще и хвастаться при этом.

Как ставить

Если вы сильно адаптируете книгу, то нужно писать сценарий. Если вы остав-ляете текст без изменений — достаточно просто собрать в одном месте все нужные кусочки (или заложить закладками в книге). Также нужно выпи-сать всех героев и придумать для них подходящие образы. К примеру, мышь — ботинок с длинным шнурком-хвостом и двумя носками-ушами внутри, мышо-нок — ботинок поменьше. Большая улитка — рулетка, маленькая улитка — скрученный санти-метр. Есть специальные пособия, которые помогут потренировать фантазию, поразмышлять, как можно использовать предмет.

Если вдруг за время подготовки вы удачно придумали героя, которого нет в книге, — ничего страшного, его вполне можно добавить в сценарий или заменить им кого-то другого. Не обязательно визуализировать всех героев, но всех важных — желательно. И главных героев стоит обозначить особо: например, хорошо, если они все время присутствуют на сцене.

Что важно учитывать: все предметы должны становиться героями на глазах у зрителя, лишь тогда это будет театром. То есть заготовки, к примеру зава-рочный чайник и очки, должны лежать под рукой, но превращаться в персо-нажа — в данном случае в дедушку — они должны только во время спектакля, когда о дедушке впервые заходит речь. Если предметов очень много, то, помимо рассказчика, в спектакле можно задействовать одного-двух участников.

Сцена из спектакля «Сказки из маминой сумки». Режиссер Марфа Горвиц, художник Александра Ловянникова. Фестиваль «КРЯКК», 2013 год

В выборе предметов можно себя ограничить, договориться, к примеру, что сказка создается только из вещей, которые могут оказаться на кухне, в кладов-ке или в маминой сумке. Можно даже придумать красивый заход: например, мама пришла с работы, садится за стол с компьютером поработать, а рядом две ску-чающие дочки, которые начинают играть и ей мешать. Тогда мама решает рассказать сказку, чтобы их увлечь: из сумки достает расческу — она стано-вится ежиком, переворачивает ноутбук — он становится домом и так далее. При этом кроме сумки, конечно, может быть заранее приготовлено много предметов в коробках, на полках вокруг.

Развивать действие помогут театральные эффекты. Если нарезать мелко бу-магу и посыпать сцену сверху — получится снег, если направить на кусочки бумаги фен или вентилятор — метель, если мять над героями фольгу — будет молния, положить на стол синий целлофан — море, а если прозрачный целло-фан — лед. Театральные эффекты могут изображать и поворотные моменты: если какой-то герой умирает — можно эффектно вытащить из рукава и под-бросить над ним красный платок. Сюжетные повороты легко показывать также и переменой света или звуками: яичко упало и разбилось — удар ложкой по чашке или хлопок в ладоши.

Спектакль «Сказки из маминой сумки». Режиссер Марфа Горвиц, художник Александра Ловянникова. «Театр Вкуса», 2016 год

Для всего спектакля можно взять саундтрек из любимого фильма (беспро-игрышный вариант, кстати, музыка из фильмов Уэса Андерсона) или просто любимую песню или классическую композицию.

Театр теней

От 3 до 5 участников

Что это такое

Теневой спектакль тоже построен на сторителлинге: спектакль ведет рассказ-чик, а остальные с помощью теней иллюстрируют его рассказ. Тени могут быть разными: есть силуэтные тени (когда тень отбрасывают специально вырезан-ные фигурки), живые (тень отбрасывает человек целиком) и («играют» пальцы актера). Все теневые техники можно объединить, иногда тень может даже выходить за ширму, и это очень зре-лищно: вот лодка плывет перед ширмой, а потом заезжает за нее, и мы уже видим ее удаляющуюся тень.

Сколько длится спектакль

Оптимальное время для домашнего спектакля — 7-15 минут.

Что понадобится

Для теневого театра вам будет нужна ширма (подойдет простыня) и несколько источников света. Рассказчик находится перед ширмой, а актеры и свет — за ней. Проектор или настольную лампу удобнее всего поставить посередине на полу или на сто-ле — это общий свет. Чтобы подсвечивать конкретные тени, каждый актер должен взять в руку фонарик или телефон с фонариком. Если участников много, то можно назначить осветителей — они будут ответствен-ными и за фонари для отдельных теней, и за лампу.

Если вы работаете с силуэтными тенями, то нужно заранее их вырезать и приготовить. Удобнее всего будет управлять ими с помощью палочек (подойдут палочки для суши), а закреплять фигурки пластилином.

Что ставить

Литературная основа может быть такая же, как в предметном театре: любимая книга, адаптированная под спектакль, — нужно выделить сюжетную линию, в которой есть интересная вам проблема и ее решение.

Как ставить

Хорошо, если по книге сразу понятно решение спектакля: к примеру, если это произведение про взрослых и детей или про великанов и лилипутов, то спектакль может строиться на игре с размерами теней. Допустим, вы берете историю про Одиссея и Циклопа. Тогда один человек встает ближе к лампе, дальше от шир-мы — у него получается большая тень, это великан Циклоп. Другой ближе к ширме, дальше от лампы — у него тень меньше, это герой Одиссей. По сюжету Одиссей протыкает глаз Циклопу — актеру достаточно вытянуть вверх по диагонали руку, чтобы у зрителей создалось впечатление, что его палец попадает в Циклопа.


Сцена из спектакля «Сказка, которая не была написана». Режиссеры Вячеслав Игнатов, Мария Литвинова, художник-постановщик Максим Обрезков. Театр «Трикстер», 2015 год Международный фестиваль театров кукол «Ковчег»

Теневое мастерство требует репетиций, поэтому для такого спектакля точно понадобится режиссер — человек, который все репетиции будет находиться перед ширмой, чтобы следить, не перекрывают ли друг друга тени и хорошо ли они видны.

Интересно, когда тени начинают взаимодействовать с рассказчиком. К при-меру, он рассказывает, как герои пошли в лес, и на плечо ему садится птичка (силуэтная тень), рассказчик на нее дует, и птичка улетает. Еще один удачный прием — использовать контраст одного и толпы, когда все актеры за ширмой одинаково откликаются на слова рассказчика. Тогда сцена с лесом будет выгля-деть так. Рассказчик говорит: «И пошли они в лес», — все остальные актеры изображают руками качающиеся веточки. Рассказчик: «И увидели кота», — все актеры начинают мяукать и поднимать руки с согнутыми пальцами, как будто царапаются.

Образ рассказчика стоит всегда связывать со спектаклем. Подумайте, кто бы мог рассказывать вашу историю? Если это сказка — бабушка или дедушка. Если древнегреческий миф — грек в тоге. От чьего лица неожиданно услышать знакомый сюжет? Рассказчиком «Волшебника страны Оз» может быть не только Элли, но и Тотошка, а сказки Пушкина может рассказывать даже дуб у лукоморья.

Как сделать спектакль интереснее

Театр можно извлекать из всего. Ширма тоже может быть игровой: например, если это спектакль по «Мэри Поппинс», то он может начинаться с того, что семья Бэнкс ищет няню, все актеры ходят по сцене с газетами, а потом меня-ется ветер, и сверху надвигается ширма, склеенная из кусков газет. Можно играть с освещением: менять свет проектора на синий (если происходит что-то волшебное), красный (если надо изобразить опасность). Блуждающим фонарем можно показывать опасные моменты, кульминацию, какую-то нестабильность. Им же - сделать акцент на герое. Очень интересно в теневом театре смотрятся постановочные танцы . Если по-разному работать с лампами, то изображение будет преломляться — это будет эффектной перебивкой в спектакле. Оживить спектакль поможет и музыка: лучше, чтобы она была живая, например барабан или колокольчик для акцен-тов или общего фона.

Театр обозначения

От 3 до 7 участников

Что это такое

Эта театральная форма больше всего будет похожа на тип театра, который наиболее знаком детям: здесь все еще есть рассказчик, но спектакль разыгрывают уже не куклы или тени, а актеры. Отличие в том, что актеры тут тоже не совсем играют, как в психологическом театре, а скорее обозначают действия и реакции, дистанцируясь от своих героев Такой театр близок «эпическому театру», который придумал немецкий драматург Бертольт Брехт. В театре Брехта актеры не отождествляли себя с персонажами и не стремились к «подлинности», а наоборот, преподносили знакомое с неожиданной стороны. Декорации были лаконичными, а пьесы - отвечающими современным проблемам. .

Допустим, рассказчик говорит о соревнованиях за сердце принцессы: герой должен попасть из лука в мишень, чтобы жениться на девушке. Тогда один артист стреляет, второй берет его стрелу, медленно показывает ее ход, доносит до мишени, показывает, что стрела попадает — бам! (чтобы усилить эффект, можно добавить музыкальное сопровождение) — и уже с обычной скоростью начинается праздник свадьбы. А смерть, к при-ме-ру, изображается так: один герой стреляет во второго, тот замирает, третий подходит и рисует гримом или краской красный кружок на груди — важно, что во время рисования жертва не двигается, и только когда этот процесс завер-шен, умерший может уйти со сцены (или начать танцевать или странно дви-гаться — изобразить переход в другое состояние). Это похоже на живые картины: обычная картина фиксирует какое-то важное событие, а живая запечатлевает весь процесс, который привел к этому событию.

Сцена из спектакля «Кавказский меловой круг». Режиссер Никита Кобелев. Московский академический театр имени Владимира Маяковского, 2016 год

Сколько длится спектакль

Так же, как и в предыдущих вариантах, хронометраж постановки — от 7 до 15 минут.

Что понадобится

Обязательного реквизита нет, но здорово будет использовать в спектакле живую музыку: например, барабаны.

Что ставить

Для такого спектакля удобнее всего будет взять волшебные сказки, где есть явные превращения, которые будет интересно показывать «крупным планом», замедлять.

Как ставить

Излюбленный прием: ребенок засыпает за книжкой. Допустим, сидит за столом, читает окончание абзаца и засыпает. Вокруг появляются герои сказки, которую он читал, может быть, оживают предметы: со стола убирают вазу с цветами, вместо нее на стол облокачивается актер в цветочном костюме. И эти герои продолжают сказку, а сам ребенок становится, например, принцем. В таком случае у спектакля будет не один рассказчик, а целая группа: один будет передавать слово другому. Завершить сказку можно звуком будильника или голосом мамы — кольцевая композиция всегда придает целостность действию.



Спектакль «Золушка» поставлен по пьесе Жоэля Помра - это социальная драма о том, как память об умершей матери не отпускает девушку Зою по кличке Зола, отчего она берется за всю черную работу и не находит себе места. В этой сцене сестры и отец обозначают углы маленькой тесной комнаты и убеждают Золу (Надежда Лумпова), что комната ей очень подходит. За кадром - Фея-крестная, рассказчик, который ведет спектакль.

© Театр «Практика»

Сцена из спектакля «Золушка». Режиссер Марфа Горвиц

Первая встреча мачехи (Катерина Васильева) и отца (Александр Усердин) Золы. Все герои замерли, и каждый выражает отношение к этой встрече: мачеха и отец рады новой любви, сестры недовольны, что им теперь предстоит жить вместе, и подчеркнуто высокомерно и снисходительно смотрят на Золу. Зола как оберег выставляет вперед часы с будильником, которые каждые пять минут звонят, напоминая о матери.

© Театр «Практика»

Для героев нужно придумать костюмы: в ход идут вещи из шкафа, простыни, цветная бумага и все, что найдется дома. Если это принц и принцесса, можно сделать им короны из фольги или бумаги и золотые плащи — купить термопокрывало в магазине для охотников и рыболовов.

Пригодится и упаковочная бумага (например, бесплатная из IKEA). Такая бумага может вообще стать решением всего спектакля: из нее можно вырезать весь реквизит и сделать одноцветные костюмы всем персо-нажам. Например, если речь идет о скучной жизни, которая преображается благодаря любви или творчеству, то костюмы можно во время спектакля раскрашивать красками и фломастерами.

Для того чтобы создать образ, будет достаточно и одной детали костю-ма. Задайте себе вопрос: что самое важное в вашем персонаже? Допустим, вы играете собаку из «Бременских музыкантов», которую хозяева выгнали из дома за то, что она «стара стала». Ее главной характеристикой может быть старость. Фантазируйте: почему именно ее выгнали, вероятно, она ослепла или потеряла нюх? Тогда костюмом могут быть очки, которые собака иногда теряет, долго ищет и оттого везде опаздывает. А если у вас собака из «Вол-шебного кольца», то ее главное качество — преданность. Достаточно поводка, чтобы показать, как собака следует за своим хозяином и как рада ему служить.

Как сделать спектакль интереснее

Чтобы рассказ смотрелся более театрально, помогут эффектные театральные приемы. Рассказчик говорит: «Жила-была девочка, и вдруг она...» — девочка выбрасывает из-за пазухи красную ленточку. Рассказчик (после паузы): «Влюбилась».

Море, потоп или водопад можно изображать целлофаном или пледом. Простынями хорошо показывать сугробы. Погоду могут передавать и сами актеры: например, один герой берет в руки уголки плаща второго и встряхивает ткань, как будто плащ надувается от ветра. А можно и вовсе обойтись без декораций и решить все звуком: если мять крахмал в мешке, то будет похоже на скрип шагов по снегу, если подуть в гофрированную трубу или начать ей размахивать — получится ветер или вьюга; причем интересно будет извлекать звуки не за сценой, а на глазах у зрителя, открытым приемом.

От 1 до 15 участников

Что это такое

Читка — самый взрослый формат домашнего спектакля, он подойдет для детей старше 12 лет. Со стороны читка выглядит очень простым делом: актеры сидят на стульях и читают пьесу по ролям. Но чтобы это стало спектаклем, а не про-сто чтением, нужна серьезная подготовка: разбор пьесы и продумыва-ние пере-ходов между сценами, — поэтому нужно, чтобы кто-то взял на себя функцию режиссера (возможно, понадобится помощь взрослого).

Сколько длится спектакль

Здесь не может быть ограничения по времени: играть нужно столько, сколько требуется для прочтения.

Что понадобится

Стулья, на которых будут сидеть актеры, и распечатанные тексты пьесы.

Что ставить

Подходящие пьесы можно найти на сайте конкурса детской драматургии «Маленькая ремарка » и в сборниках современной драматургии взрослых авторов. Вот пьесы, на которые стоит обратить внимание:

  • Анастасия Букреева. «Ганди молчал по субботам » 10 действующих лиц
  • Ирина Васьковская. «Бог ездит на велосипеде » 8 действующих лиц
  • Иван Вырыпаев. «Чему я научился у змеи » Монопьеса
  • Вадим Климовский. «Митина война » 8 действующих лиц
  • Маша Конторович. «Мама, мне оторвало руку » 12 действующих лиц
  • Серафима Орлова. «Аста » 10 действующих лиц
  • Дана Сидерос. «Всем кого касается » 13 действующих лиц
  • Юлия Тупикина. «Вдох-выдох » 6 действующих лиц

Как ставить

После того как вы выбрали текст, нужно распределить роли и выбрать рассказ-чика, который будет читать ремарки. Всегда приветствуется разбор ролей — обычно это происходит так: режиссер с актерами разговаривают о том, что в пьесе нравится, что волнует, и обсуждают каждую роль отдельно.

Есть простой вариант разбора: надо определить главную тему пьесы и сформу-лировать вопрос, связанный с этой темой. К примеру, если тема — стремление к счастью, то вопросом может быть «Что для моего персонажа является сча-стьем?». Для ответа на этот вопрос надо проследить всю линию персонажа. Когда вы найдете ответ, это поможет правильно расставить акценты в пьесе, лучше понять, какие сцены для персонажа ключевые.

А еще разбор пьесы поможет придумать, как реагировать на ремарки, которые читает рассказчик. Авторские пояснения и указания, как играть, — самое интересное в читке. Актеры не должны откликаться на них буквально, иначе получится скучно. Если написано «говорит, улыбаясь» — это не значит, что надо непременно улыбаться, можно никак не реагировать и продолжить говорить как до этого, если «запыхавшись», — наоборот, можно прочесть предельно спокойно, если «герои ссорятся», а мы знаем, что герои — семейная пара, которая только и делает, что ссорится, — то они могут говорить нарочито лениво или нежно. Решение должно быть парадоксаль-ным — это закон театра. Но оно всегда основано на тексте: актерская игра дает ремарке дополнительное измерение и раскрывает характер героя, расширяет смысл текста, а не проти-воре-чит ему.

«Ганди молчал по субботам». Драматург Анастасия Букреева, режиссер Кирилл Вытоптов. Фестиваль «Любимовка» , 2017 год

Рассказчика можно объединить с маленькой ролью или придумать ему отдель-ный образ: например, если вы ставите пьесу, где главный мотив — какое-то соревнование героев, то рассказчиком может быть футбольный комментатор. Но очень важно любую идею проверять в репетициях: иногда то, что кажется в теории очень складным, совершенно не работает на сцене. Поэтому репети-ция — это бесконечное изменение в поисках идеальной формулы. При этом нужно помнить, что актерская игра в читке должна быть минималь-ной, главный принцип — концентрация на тексте. Поэтому минимали-стичными будут и подача, и музыкальное сопровождение, и сценические решения.

Чтобы не отвлекать зрителя от текста, актеры почти не должны двигаться — удобней всего им будет сидеть на стульях. Но можно по-разному организовы-вать пространство: например, участвующие в сцене герои могут выдвигаться вперед. Если это история о ссоре — пусть актеры сидят как на ринге, друг напротив друга. Если участников не так много, то один человек может играть две роли. Тогда он пересаживается с места на место, чтобы зрителю было понятно, за кого он читает. Если герой по сюжету умер, то он уходит или закрывает глаза, садится спиной к зрителям или встает на стул (чтобы приблизиться к небе-сам) — визуально что-то должно измениться.

Чем закончить читку? Всегда выигрышный ход — хореографическое упражне-ние, когда действие на сцене подчиняется какому-то закону. Есть, например, упражнение «движение на выдох». Актеры начинают дышать в такт, и на каж-дый выдох они делают любое движение: шаг, поворот, наклон головы, взмах руки. Как только заканчивается выдох, заканчивается движение. Когда ты со-средоточен на дыхании, у тебя нет времени хлопотать лицом, и это действо выглядит непонятно и завораживающе. К примеру, в пьесе про семью таким образом все могут собираться в семейный портрет.

Если это пьеса про созидание, то параллельно с читкой актеры могут рисовать картины, складывать оригами и создавать коллаж — к концу читки их произве-дение должно быть готово. Конец может быть решен и звуком: к примеру, если актеры начнут изображать отъезд поезда — «чучух-чучух», — все будет понят-но и без декораций. Главное, чтобы все решения были орга-ничны самой пьесе — именно поэтому режиссеру (или режиссерам) нужно работать с текстом и размышлять о героях, смыслах и главной теме спектакля.

Как сделать спектакль интереснее

Для того чтобы читка была не просто чтением текста, можно придумать театральные эффекты. Например, если это пьеса о том, что прошлого не вер-нуть, то все могут синхронно брать прочитанный лист и бросать на пол. Можно добавить детали реквизита, которые помогут актерам чувствовать себя персо-нажами и будут развивать действие: взять яблоко, шапку, сумку и так далее. К примеру, если один герой весь спектакль сидит с яблоком, а потом передает его другому, становится понятно, что это сцена о доверии, о любви. А если, допустим, под свой пафосный текст Ромео достает леденец, разворачивает его и отдает Джульетте, то мы понимаем, что на самом деле они еще дети .


Для большинства детей домашний театр - это знаменательное событие, ведь это куда увлекательнее, чем традиционные игры. Вы сможете разыгрывать вместе забавные сценки, знакомить малыша со сказкой и ее героями, вносить элемент фантазии. Поверьте, ребенок сам не заметит, как станет главным участником и режиссером сказки.

Пробуйте все вместе с вашим чадом и станете для него лучшим другом и помощником. Создавая домашний театр, вы учитесь вместе делать кукол, шить костюмы, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену и, конечно же, показывать сам спектакль.

Домашний кукольный театр для самых маленьких

Для самых маленьких идеально подойдет кукольный театр, поскольку они еще не готовы разучивать роли и выходить на сцену перед родителями или родственниками. Кукольный театр очень похож на обычную игру с игрушками. Для малышей подойдут знакомые народные сказки.

Не забывайте фантазировать: введите новых персонажей, добавьте смешные эпизоды или же переделайте концовку.

Не менее интересно сочинить и разыграть собственную историю. Для начала будет лучше, если вы сами разыграете представление. А со временем малыш включится в игру, выбрав для себя любимого персонажа. Кукольный театр можно купить, или создать своими руками, решать вам.

Отдельно стоит упомянуть магнитные театры , как замечательный способ развития образного и творческого мышления у дошкольников. Магнитные комплекты позволяют деткам дошкольного возраста самостоятельно создавать свои собственные сказки и истории.

Костюмы и декорации для домашнего театра

Деткам чуть постарше можно перейти от кукольного театра к «настоящему» с ролями, костюмами и декорациями.

  • При подготовке костюмов в ход пойдут старые платья, лоскутки тканей, платки.
  • Для грима пожертвуйте содержимым своей косметички, наверняка там найдется много уже ненужной косметики.
  • Музыка - вот что помогает ожить сказке. Чтобы спектакль стал более веселым и ярким, можно подобрать музыкальное сопровождение. Запишите на диск и включайте негромко музыку во время представления.
  • Натяните веревку и повесьте на нее большой кусок полотна или гардины - вот и получилась ширма. Украсить ширму можно вырезанными из бумаги цветами, птичками, звездами или снежинками, в зависимости от вашей фантазии и темы спектакля.
  • Какой же театр без декораций? Их подготовка в домашних условиях может занять время. Декорации делайте так, чтобы их можно было использовать в других спектаклях. Например, деревья можно с одной стороны раскрасить зеленым, а с другой стороны желтым цветом, чтобы показать осень и лето. Можно натянуть нитку и на нее повесить, вырезанные из картона, солнышко и облака. Творите вместе с крохой, придумывайте вместе, что еще можно сделать.

Ребенок с удовольствием примет участие в оформлении сцены. Не важно, если что-то будет вырезано и раскрашено неаккуратно, важно, что ребенок это делал с удовольствием. Творите вместе с малышом, придумывайте с ним.

Для себя оставьте роль рассказчика - должен же кто-то вести повествование: «Жили-были дед да баба…» и руководить всем процессом: следить за выходом маленьких артистов, подсказывать слова, если кто-то разволнуется.

Главное помните, что дети - не актеры. У них не хватит терпения выучить свою роль на зубок, поэтому не пытайтесь добиться от них актерской отдачи и идеальной слаженности. Так вы легко можете отбить интерес к вашей увлекательной затее.

Не жалейте времени на домашние постановки - результат будет стоить того, ведь для ребятишек это настоящий праздник.

Можно устроить настоящий праздник с представлением. Вручите театральные билеты, специально нарисованные по этому случаю, родственникам, соседям или близким. Также не забудьте устроить антракт с сладостями и напитками.

Польза домашнего театра

Домашний театр поможет научить ребенка правильно вести диалог, искать выход из сложных ситуаций, развивать память и самостоятельность мышления, обогащать словарный запас. А детская память сохранит яркие впечатления о вашем увлекательном совместном времени провождении.

Театрализованные игры развивают у детей выразительную речь и творческие способности. И хотя увлечение домашним театром, как правило, заканчивается вместе с детством, навыки общения, импровизации, фантазии, а главное - разговорные навыки остаются. Любые выступления раскрепощают ребенка и помогают побороть стеснительность.

Подготовила Марьяна Чорновил

Если сказка будет знакома . Времени на разучивание ролей в этом случае обычно бывает не так уж много, в знакомой можно импровизировать, потому что остальные участники хорошо знают сюжет и не растеряются.

Напишите . В начале укажите примерное место действия и возможную обстановку. Например, так: «Лесная полянка. Среди деревьев стоит избушка на курьих ножках». Разбейте сказку на сцены, для которых понадобятся разные декорации. В пером действии зритель видит избушку на курьих ножках снаружи, во втором - изнутри. Составьте необходимых декораций и посмотрите, из чего можно их сделать.

Выпишите персонажей. Как правило, они есть в сказке, но можно придумать и новых. Главное, чтобы они подходили по теме и чтобы у каждого было действие. В сказке Шарля Перро «Золушка» никакого пажа нет, а в советском фильме он есть, и стал одним из самых знаменитых персонажей.

Запишите диалоги. Можно взять те, которые уже есть в сказке, можно их дополнить или сочинить самим. Не исключено, что кто-то из актеров что-то досочинит по ходу действия или сымпровизирует непосредственно во время спектакля. Для каждого персонажа придумайте действия и запишите их в сценарий

Устройте чтение сценария. Читайте его полностью, со всеми ремарками, чтобы актеры могли как следует представить обстановку. Сначала прочтите весь спектакль два или три раза. Затем раздайте всем роли и прочтите сказку по ролям. Когда актеры хорошо запомнят текст, попробуйте

Подумайте о музыкальном сопровождении, а также о том, какие песни и танцы будут исполнять герои. Для русской народной сказки подойдут народные песни, герои европейских волшебных сказок могут танцевать средневековые танцы. Но можно пойти и по другому пути - взять для спектакля современные музыкальные произведения.

Сделайте декорации. Для этого может сгодиться все, что угодно. Дачный спектакль можно вообще поставить на открытом воздухе, использовав в качестве декораций настоящие деревья и настоящее небо. Если вы ставите спектакль в беседке или сарае, сделайте задник из куска мешковины или другой подходящей ткани. Декорации можно нарисовать, вырезать из бумаги, сделать из природного материала.

Подумайте, какие у вас будут костюмы. Их вовсе не обязательно шить полностью. В гардеробе каждого участника спектакля наверняка найдется что-нибудь подходящее. Для кота нужен черный или серый костюм, лисичка может быть в короткой юбочку, к которой прикреплен длинный рыжий хвост их поролона или мишуры. Маски или шапочки лучше сделать всем. Они понадобятся и в том случае, если у всех актеров есть одинаковые костюмы - например, черные трико.

Репетируйте сказку сначала с каждым актером в отдельности, потом - отдельные сцены. В конце надо обязательно прорепетировать всю сказку целиком, и лучше несколько раз. Пару последних репетиций проведите в костюмах и с полным музыкальным сопровождением. Если все получилось - можете звать гостей.

Представьте себе – вечерние сумерки, плотно задернутая штора и замершие в ожидании чуда зрители. Скоро возле самой обыкновенной лампы начнется волшебное представление, сотканное практически из ничего. Театр теней – завораживающее зрелище, которое нравится детям любого возраста, от годовалых малышей до младших школьников, которые с удовольствием принимают участие в подготовке спектакля и придумывают собственные сказки для теневого представления.

Для того, чтобы посмотреть театральное представление из света и тени, необязательно идти в настоящий театр. Всё это можно устроить дома, используя подручные материалы. Домашний театр теней – увлекательное и полезное занятие для всей семьи. В подготовке и проведении спектакля могут участвовать все, фантазия бьет ключом, сюжет полон неожиданностей, а уровень сложности декораций и фигурок зависит от интереса малышей и времени, которое все готовы этому уделить.

Какой театр теней бывает?

Пальчиковый театр представляет собой тени, которые появляются на экране благодаря различным положениям рук и переплетению пальцев «режиссера». Чаще всего это изображения всем известных животных, но профессионалы могут показать человеческие лица или какие-то неодушевленные предметы. Это здорово тренирует мелкую моторику и координацию.







Кукольный театр – это представление с использованием готовых фигурок и декораций. Персонажи вырезают из картона, закрепляют на палочках и двигают ими согласно действию. За счет того, что из картона можно вырезать практически все, кукольный театр теней представляет необозримое поле для полета детской фантазии.


Что нужно для домашнего театра теней?

1. Источник света - это может быть простая настольная лампа, туристический фонарик и любой другой светильник с направленным светом.

2. Экран – представляет собой полупрозрачную белую плоскость, которую можно сделать из разных материалов – калька, белая тонкая простыня, обыкновенный ватман или скрепленные между собой в стык листы белой бумаги. Рамкой для экрана может служить прорезанная крышка от любой коробки, художественный подрамник, двухэтажная детская кровать – какая угодно конструкция, на которую можно натянуть экран. можно сделать из разложенной обувн коробки, натянуть простыню на двухэтажную кровать. Маленькая «сцена» подходит для простых пальчиковых спектаклей, а если вы хотите подготовить настоящее кукольное представление – лучше сделать просторный большой экран, куда поместится вся история.

3. Декорации и персонажи – выберете, с чего вы хотите начать. Если решите попробовать пальчиковый театр, потренируйтесь вместе с ребенком складывать ладони и пальцы таким образом, чтобы на экране появлялись «живые» образы зверей. Собачка может лаять, крокодил разевать зубастую пасть, зайчик шевелить ушками – как придумаете сами. Для кукольного театра понадобится плотный картон, из которого вы будете вырезать декорации и фигурки.


Полезные советы:

1. Экран должен располагаться между зрителями и лампой. Актеры – между лампой и экраном. Не забывайте, что лампа нагревается, и во время представления лучше не прикасаться к источнику света.

2. Чтобы тени были чёткими, свет должен падать прямо, а не сбоку, и лампа должна стоять не близко, а в двух, трёх метрах от стены.

3. Источник света должен быть всегда позади экрана и немного сбоку. Становитесь так, чтобы тень от вашего тела почти не попадала на экран, а тень от рук была равномерно четкой.

4. Картонные фигурки лучше покрасить черной краской, тогда на экране они будут контрастными и заметными.

5. Размер теней на экране зависит от расстояния от фигурки до источника света. Чтобы фигурка стала меньше, поднесите ее вплотную к экрану. Чтобы она выросла в размерах – расположите ее подальше. Декорации лучше закреплять вплотную к экрану на скоч или загнутые скрепки, чтобы они не сдвигались во время представления, а у маленьких режиссеров появится лишняя пара рук.

6. Если детям понравится домашний театр, сделайте настоящий занавес, билетики и программки. Во время спектакля можно устраивать настоящий антракт с импровизированным буфетом.

5. Начните с небольшого числа персонажей, - двух или трех для первого раза вполне достаточно. Потренировавшись, вы легко сможете перейти к более сложным постановкам.

6. Чтобы сделать спектакль «цветным», используйте цветные лампочки или фильтры, которые можно закрепить на лампе. Для ночных сцен – синий фильтр, для утренних – красный и так далее.

7. Фигурки можно сделать подвижными, примотав руки, ноги, крылья и хвосты мягкой проволокой. Вместо палочек, на которых держатся персонажи, используйте обычные трубочки для напитков.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png