Кривонос Елена Ивановна,

учитель русского языка и литературы Кузнецово – Михайловской общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней, с. Кузнецово – Михайловки, Тельмановского района, Донецкой области.

«Тема любви в повести А.Куприна «Гранатовый браслет»

(Развернутый конспект урока по литературе в 11 классе)

2016 уч.год

Урок построен с использованием интерактивных методов обучения.

Тип урока: повторительно – обобщающий урок.

Форма урока: урок – беседа ( аналитико-исследовательская работа по тексту)

Цели урока:

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;

Обозначить роль детали в рассказе;

Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту, культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление;

Пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать своё мнение, приводя аргументы из текста и жизни.

Методические приёмы: работа с текстом, аналитическая беседа, блиц – опрос, прием «Шесть шляп».

Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.

Оборудование: портрет А.И. Куприна; аудиозапись Второй сонаты Л.В. Бетховена.

Эпиграфы «Да святится имя твое…»

«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви»

А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)

«Не добивайся счастья быть любимым,- умей любить, когда ты нелюбим»

Е. Евтушенко

Чтение и обсуждение эпиграфа.

Откуда взяты строчки для первого эпиграфа?

Как вы поняли второй эпиграф?

Кому из героев больше подходит третий эпиграф?

1.Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о любви, ведь нам предстоит обсудить повесть Александра Куприна «Гранатовый браслет», а она тоже о любви. И прежде чем непосредственно перейти к обсуждению произведения Куприна, к раскрытию его главных тем, к обсуждению характеров героев, проведём блиц – опрос, который поможет вам вспомнить содержание и некоторые детали произведения.

- В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)

- Где происходят события произведения? (Черноморский курорт.)

- Как зовут главную героиню? (Княгиня Вера Шеина.)

- Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)

- Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)

- Как зовут сестру Веры Шеиной? (Анна Фриессе.)

- Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)

- Его должность? (Предводитель дворянства.)

- Какого числа были именины княгини веры Шеиной ? (17 сентября по старому стилю, 30 сентября – по новому.)

- Что подарил ей муж? (Серьги из жемчуга грушевидной формы.)

- Что подарила Вере сестра? (Записную книжку «в удивительном переплёте». )

- Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Жени Рейтер.)

- Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)

- С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты? («Точно кровь».)

- Кто такой Желтков? (Влюблённый в Веру телеграфист.)

- Как зовёт Желткова его хозяйка? (пан Ежий»)

- Настоящее имя Желткова? (Георгий.)

- Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)

2. Обсуждение повести «Гранатовый браслет» . Аналитико-исследовательская работа по тексту.

Учитель: В повести «Гранатовый браслет» нашла свое отражение вечная тема – любовь.

Цель нашего урока (проблемный вопрос) – понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

- Кто же из героев оказался способным на такую возвышенную любовь? (Желтков)

Учитель: Отчего же такая «страстная» любовь у Желткова все же неразделенная? (Герои находятся на разных социальных ступенях (она из высшего общества, а он мелкий чиновник) и Вера замужем).

Учитель: - Да и сам герой прекрасно понимает и признаётся в письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».

Учитель: А раз герои находятся на разных социальных ступенях, значит и отношение к любви у них разное. Что же представляет из себя светское общество, к которому принадлежит Вера? Чем они занимаются, как представляют любовь? Полного описания всех гостей у Куприна нет, но по их рассказам, мы можем представить их внутренний мир и их понимание любви.Они играют в азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории.

Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.)

Учитель : - Вечеринки, игра в покер; сплетни, флирт светский; прогулки – вот чем занимаются эти знатные люди; кто-то ещё числится в каких-то благотворительных заведениях.

- Когда происходит завязка действия рассказа?

- Что же ждёт от именин героиня и что происходит в этот день ?

(Вера «всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа – серьги; подарок от сестры – записную книжку; и от человека с инициалами Г.С. Ж. – браслет.)

Учитель: - Наверное, действительно, подарок Г.С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом.

- Что значит для Желткова это гранатовый браслет?

(Для него браслет – фамильная драгоценность.)

Учитель : - Браслет для Желткова не только символ благоговейной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом и пишет молодой человек в письме к Вере Шеиной: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…»

- Почему Желтков подарил эту ценную вещь, а не оставил её себе?

(Ради спокойствия любимой женщины – браслет поможет её предвидеть что-то плохое и не допустить этого.Кроме того, браслет для него самая дорогая вещь – только так он мог выразить свою любовь к ней.)

- Что почувствовала героиня, получив этот подарок?

(Почувствовала тревогу, ощущение приближения чего-то неприятного. В этом браслете она видит какое-то предзнаменование. Не случайно она сравнивает эти красные камни с кровью: браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь!» – восклицает она. Спокойствие Веры было нарушено.)

- Как ведут себя эти знатные люди, узнав о письмах, чувствах и подарке Желткова?

(Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Эти люди готовы растоптать плебея за посягательство на то, что ему, по их мнению, недоступно, они легко могут признать простого человека сумасшедшим. Подарком Желткова муж и брат Веры оскорблены.) Да и сам хозяин дома рассказывает веселую историю любви трубочиста к его жене, в которой образ Желткова претерпевает изменения: «телеграфист» переодевается в «трубочиста», герой трагически гибнет, оставляет после смерти завещание (две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами). Для светского общества высмеять чувства другого – это норма. Рассказы других – такие же: кто-то за кем – то волочился, кто – то с кем – то сошелся, но вывод сделал генерал Аносов: «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью…». Генерал делает вывод: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…», а всё, что он видел, - «так… какая-то кислятина…» )

Хотя после рассказа Веры о Г.С.Ж., генерал делает неожиданный вывод: «Безумец; может быть, это просто ненормальный парень, маниак, почём знать? - может быть, твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»

- Почему Желтков решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может, его испугал визит мужа и брата Веры?

(Вера просила «прекратить эту историю».)

- Может, ему стоило уехать?

(От любви не скроешься никуда.)

Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Или что-то другое хотел сказать автор?

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» «постичь жизнь», которая )

(Имя Георгий означает « победоносец» . Желтков из победоносцев. Куприн в своём произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

3.Учитель: А теперь, давайте проанализируем произведение методом шести шляп мышления.

Ученик1 . Я надеваю белую шляпу, становлюсь ученым и излагаю факты.

(Ученик рассказывает о прототипе главного героя – мелком чиновнике Жолтикове и его любви к светской даме, матери писателя Любимова.И о подлинной истории гранатового браслета, который хранится в фонде Пушкинского дома.)

Ученик2 . Я надеваю черную шляпу, становлюсь критиком. (Ученик рассказывает о главном противоречии повести – неравной любви, о том, что такая любовь не может быть взаимной, о безрассудности и непродуманности действий главного героя.)

Ученик3. Я надеваю желтую шляпу и ищу достоинства, преимущества и позитивные стороны главного героя. Ведь нужно подчеркнуть, что маленький человек смог разрушить неприступную стену светского безразличия, и даже муж Веры, придя в дом Желткова с решительными намерениями, отказывается от них, увидев настоящую любовь, ту, которую он, муж, совсем не испытывает к своей жене.

Ученик4 . Я надеваю зеленую шляпу и разрушаю стереотипы. Оказывается, любовь – великое чувство, на которое способны люди низкого сословья. По сравнению со светскими львами из высшего общества, простой телеграфист стоит гораздо выше, так как способен на большее.

Ученик5 . Я надеваю красную шляпу и говорю о своих чувствах. Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть». Мне очень понравилось произведение, образ Желткова – одно из лучших достижений Куприна. Этот молодой человек единственный носитель светлого, самоотверженного чувства в низменном мире богатства, эгоизма, лицемерия. И потому этот рассказ звучит как призыв писателя ценить и оберегать любовь как высокую ценность человечества.

Ученик6. Я надеваю синюю шляпу и подвожу итог стихотворением Николая Ленау, австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…»

Звучит соната Бетховена.

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

«Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

4.Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

5. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе по творчеству И.Бунина и А.Куприна.

Написать сочинение «Любовь и счастье героев в произведении А.Куприна «Гранатовый браслет»

Куприн в своих произведениях показывает нам настоящую любовь, где нет ни грамма корысти, и, которая не жаждет никакой награды. А любовь в рассказе «Гранатовый браслет» описывается всепоглощающей, это не просто увлечение, а великое чувство на всю жизнь.

В рассказе мы видим настоящую любовь одного бедного чиновника Желткова к замужней Вере Шеин, как он счастлив просто любить, ничего не требуя взамен. И как мы видим, ему совершенно было не важно, что он ей не нужен. И как доказательство своей безграничной любви, он дарит Вере Николаевне гранатовый браслет, единственную ценную вещь, которая досталась ему в наследство от мамы.

Родные Веры, недовольные вмешательством в их личную жизнь, просят Желткова оставить её в покое и не писать письма, до которых ей всё равно нет дела. Но разве же можно отнять любовь?

Единственной радостью и смыслом в жизни Желткова была любовь к Вере. У него не было, каких либо целей в жизни, его ничего больше не интересовало.

В итоге он решает покончить с собой и выполняет волю Веры, оставив её. Любовь Желткова так и останется безответной…

Поздно поймёт она, что это была настоящая любовь, та, о которой многим приходиться только мечтать, прошла мимо неё. Позже, глядя на мёртвого Желткова, Вера будет сравнивать его с величайшими людьми.

Рассказ «Гранатовый браслет» красочно показывает нам все мучения и нежные чувства, которые противопоставлены бездуховности в этом мире, где влюблённый готов на всё ради любимой.

Человек, который сумел так трепетно полюбить, присутствует какое-то особое понятие жизни. И пусть Желтков был всего лишь обычным человеком, он оказался выше всех установленных норм и стандартов.

Куприн изображает любовь, как недостижимою тайну, а для такой любви не существует сомнений. «Гранатовый браслет» очень интересное и в тоже время грустное произведение, в котором Куприн старался нас научить ценить в жизни что-либо своевременно…

Благодаря его произведениям мы оказываемся в мире, где перед нами предстают бескорыстные и добрые люди. Любовь - это страсть, это мощное и настоящее чувство, показывающая лучшие качества души. Но кроме всего этого, любовь - это правдивость и искренность в отношениях.

Вариант 2

Любовь - это слово вызывает совершенно разнообразные эмоции. Оно может нести, как позитивный настрой, так и негативный. Куприн был уникальным автором, который мог в своих произведениях сочетать несколько направлений любви. Одним из таких рассказов стал «Гранатовый браслет».

Автор всегда трепетно относился к такому явлению, как любовь, а в своем рассказе он ее превознес, можно сказать, боготворил, что сделало его произведение настолько волшебным. Главный герой - чиновник Желтков - был безумно влюблен в одну даму по имени Вера, правда открыться ей смог целиком только в конце своего жизненного пути. Вера сначала не знала, как реагировать, потому что ей приходили письма с признаниями в любви, а ее семья смеялась и издевалась над этим. Один только дедушка Веры предположил, что слова, написанные в письмах, могут оказаться не пустыми, тогда внучка пропускает мимо себя любовь, о которой мечтают все девушки на свете.

Любовь показана как светлое, чистое чувство, а объект обожания чиновника Желткова предстает перед нами образцом женского идеала. Наш герой готов завидовать абсолютно всему, что окружает и прикасается к Вере. Он завидует деревьям, которых она могла коснуться, проходя мимо, людям, с которыми она разговаривает по дороге. Поэтому, когда к нему пришло осознание безвыходности его любви и жизни, он решает преподнести любимой женщине подарок, с помощью которого, хоть и не самостоятельно, он сможет прикоснуться к ней. Этот браслет был самым дорогим предметом, который имел наш бедный герой.

Любовь на расстоянии очень тяжело ему давалась, но он лелеял ее в своем сердце долгое время. На прощание, перед смертью, он написал ей последнее письмо, в котором сообщил, что уходит из жизни по велению Бога, а ее благословляет и желает дальнейшего счастья. Но можно понять, что Вера, поздно осознавшая свой шанс, уже не сможет спокойно и счастливо жить, возможно, это была единственная настоящая и искренняя любовь, которая ждала ее в жизни, и она ее упустила.

В этом рассказе Куприна любовь несет трагический оттенок, потому что она так и осталась не раскрывшимся цветком в жизни двух людей. Сначала она была безответна очень долгое время, но когда она начала пускать ростки во второе сердце, первое, уже изнеможенное от ожидания, перестало биться.

Произведение «Гранатовый браслет» можно воспринимать не только, как «оду» любви, но и как молитву о любви. Желтков в своем письме использовал выражение «да святится имя Твое», что является отсылкой к писаниям Божьим. Он обожествлял свою избранницу, что, к сожалению, все равно не смогло привести его жизнь к радостному концу. Но он не страдал, он любил, и это чувство было даром, потому что далеко не каждому дано испытать столь сильное чувство хоть раз в жизни, за что наш герой остался благодарен своей избраннице. Она подарила ему, хоть и безответную, но истинную любовь!

Сочинение Любовь в произведении Куприна Гранатовый браслет

За многие века существования человечества написано бесчисленное количество произведений на тему любви. И это неспроста. Ведь любовь в жизни каждого человека занимает огромное место, придавая ей особый смысл. Среди всех этих произведений можно выделить очень мало количество, которые описывают на столько сильное чувство любви, как произведение Куприна «Гранатовый браслет».

Главный герой чиновник Желтков, как он сам описывает свое чувство, имеет счастье испытать самую настоящую безграничную любовь. Его чувство такое сильное, что местами его можно принять за нездорового, душевно больного человека. Особенность чувства желткова заключается в том, что этот человек ни в коем случае не желает тревожить предмет своей безграничной любви и страсти. Он не требует взамен этой сверхчеловеческой любви абсолютно ничего. Ему даже и в голову не приходит возможность остудить, успокоить свое сердце одной лишь встречей с Верой. Это не только говорит о железной силе воли человека, но и о безграничной любви этой личности. Именно любовь не позволяет ему хоть на миг быть удостоенным внимания предмета любви.

В письме Желтков называет свою любовь божьим даром и выражает свою благодарность Господу за возможность испытать такое чувство. Конечно и читателю и другим героям произведения прекрасно известно, что любовь Желткова не принесло ему, кроме горьких страданий и мучений, ничего иного. Но только человек, переживший все это и прочувствовавший такое сильное чувство любви в праве судить или же понимать героя.Желтков не в силах ничего поделать со своей любовью. Он знает о невозможности дальнейшего своего сосуществования с этим чувством любви. Именно поэтому самым лучшим выходом для него становится самоубийство. Перед этим поступком он в письме уверяет всех, что прожил счастливую жизнь.

10 класс, 11 класс

Несколько интересных сочинений

    Сегодня необычный день – мы вместе с классом отправляемся в музей. Кто-то из одноклассников не в первый раз посещает подобное место и уже рассказывает другим, о том, как там интересно, но для меня это абсолютно уникальное открытие.

  • Характеристика и образ Князя Святослава из Слово о полку Игореве сочинение

    Святослав Всеволодович – прославленный князь Киева, мудрый и умиротворенный. Положение вещей в стране его сильно задевает, ведь Святослав мыслит старыми принципами

  • Их воскресила любовь (сочинение по роману Преступление и наказание)

    Роман «Преступление и наказание» не только представляет читателю огромное количество проблемных тем, но и различные варианты ответов. Тема любви не исключение. Ведь именно любовь помогла выжить

  • Сочинение Утро изменившее жизнь После бала для 8 класса

    Иногда случается так, что один небольшой эпизод может изменить мнение о человеке и дальнейшую жизнь. Так случилось и в рассказе Л.Н.Тольстого «После бала»

  • Сочинение Раскольников и Свидригайлов сравнительная характеристика

    Произведение Федора Михайловича Достоевского поражает читателя многообразием образов и противоречивостью характеров героев. Одним из главных героев произведения является Раскольников. Он довольно неоднозначный и непростой человек

Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

(«Болезнь любви неизлечима…»)

Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С.Тургенев.

Любовь… Слово, обозначающее самое трепетное, нежное, романтическое и вдохновенное чувство, присущее человеку. Однако люди часто путают любовь с влюбленностью. Настоящее же чувство овладевает всем существом человека, приводит в движение все его силы, вдохновляет на самые невероятные поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение. Но любовь - это не всегда радость, взаимное чувство, счастье, данное двоим. Это ещё и разочарование от неразделенной любви. Человек не может разлюбить по желанию.

Каждый большой художник посвятил немало страниц этой «вечной» теме. Не обошел её стороной и А. И. Куприн. Писатель на всем протяжении своего творчества проявлял огромный интерес ко всему прекрасному, сильному, искреннему и естественному. К великим радостям жизни он относил и любовь. Его повести и рассказы «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет» повествуют об идеальной любви, чистой, безграничной, прекрасной и могучей.

В русской литературе, пожалуй, нет более сильного по эмоциональному воздействию на читателя произведения, чем «Гранатовый браслет». Куприн прикасается к теме любви целомудренно, благоговейно и в то же время нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться.

Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано всё. Разве можно говорить о любви после «Тристана и Изольды», после сонетов Петрарки и «Ромео и Джульетты» Шекспира, после пушкинского стихотворения «Для берегов отчизны дальней», лермонтовского «Не смейся над моей пророческой тоскою», после «Анны Карениной» Толстого и чеховской «Дамы с собачкой»? Но у любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя радость, своё счастье, своя печаль и боль, и своё благоухание.

Рассказ «Гранатовый браслет» является одним из самых печальных произведений о любви. Куприн признался, что он плакал над рукописью. А если произведение заставляет автора и читателя плакать, то это говорит о глубокой жизненности того, что создано писателем и о его великом таланте. У Куприна есть много произведений о любви, об ожидании любви, о трогательных её исходах, о её поэзии, тоске и вечной юности. Он всегда и всюду благословлял любовь. Тема рассказа «Гранатовый браслет» - любовь до самоуничижения, до самоотречения. Но интересно то, что любовь поражает человека самого обыкновенного - канцелярского чиновника Желткова. Такая любовь, мне кажется, была дарована ему свыше как награда за безрадостное существование. Герой рассказа уже не молод, и его любовь к княгине Вере Шеиной придала смысл его жизни, наполнила её вдохновением и радостью. Любовь эта была смыслом и счастьем только для Желткова. Княгиня Вера считала его безумцем. Она не знала его фамилии и ни разу не видела этого человека. Он только присылал ей поздравительные открытки и писал письма, подписываясь Г. С. Ж.

Но однажды, в день именин княгини, Желтков решился на дерзость: он прислал ей в подарок браслет старинной работы с прекрасными гранатами. Опасаясь, что её имя может быть скомпрометировано, брат Веры настаивает на возвращении браслета владельцу, а муж и Вера соглашаются.

В порыве нервного возбуждения Желтков признается князю Шеину в любви к его жене. Это признание трогает до глубины души: «Я знаю, что не в силах разлюбить её никогда. Что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно - смерть…» Любовь за долгие годы стала болезнью, неизлечимой болезнью. Она поглотила всю его сущность без остатка. Желтков жил только этой любовью. Пусть княгиня Вера и не знала его, пусть он не мог открыть ей свои чувства, не мог обладать ею… Это не главное. Главное - он любил её возвышенною, платоническою, чистою любовью. Ему достаточно было просто видеть её иногда и знать, что у неё всё хорошо.

Последние слова любви к той, что была смыслом его жизни долгие годы, Желтков написал в своем предсмертном письме. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать это письмо, в котором надрывно и изумительно звучит рефрен: «Да святится имя твоё!» Особую силу рассказу придает то, что любовь предстает в нём как неожиданный подарок судьбы, опоэтизированный и озаряющий жизнь. Любовь Желткова как луч света среди обыденности, среди трезвой реальности и устоявшегося быта. От такой любви нет лекарства, она неизлечима. Избавлением может служить только смерть. Эта любовь замкнута в одном человеке и несет разрушительную силу. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни заботы о будущем счастье людей, - пишет Желтков в письме, - для меня вся жизнь заключается в вас». Это чувство вытесняет все другие помыслы из сознания героя.

Особую силу и горечь повествованию придает и осенний пейзаж, безмолвное море, пустые дачи, травянистый запах последних цветов.

Любовь по Куприну, - это страсть, это сильное и настоящее чувство, возвышающее человека, пробуждающее лучшие качества его души; это правдивость и честность в отношениях. Свои мысли о любви писатель вложил в уста генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться».

Мне кажется, что сегодня практически невозможно встретить такую любовь. Любовь Желткова - романтическое поклонение женщине, рыцарское служение ей. Княгиня Вера поняла, что настоящая любовь, которая дается человеку лишь раз в жизни и о которой мечтает каждая женщина прошла мимо неё.

Тема: Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Образовательные:

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, как писатель изображает влияние любви на человека; роль детали в рассказе; раскрыть смысл символических образов рассказа.

Развивающие:

Пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни.

Развивать умения выделять основные средства создания художественного образа.

Развивать умения определять функцию художественных образов в тексте.

Воспитательные:

Воспитывать трепетное отношение к чувству любви как вечной духовной ценности человека

Метод: слово учителя, комментированное чтение, аналитическая беседа, пересказы учащихся, выразительное чтение наизусть, прослушивание ауди-записи, просмотр эпизодов фильма, презентации.

Технологии: технология проблемного обучения (проблемный вопрос: «Понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделенной любви?»).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: ауди и видео-записи, портрет писателя, выставка книг А. И. Куприна, презентация.

Ход урока.

Любовь, любовь, -- гласит преданье,--

Союз души с душой родной.

Их единенье, сочетанье

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

Оно изноет наконец.

(Ф. И. Тютчев)

1.Эпиграф наизусть читает ученик (звучит Вторая соната Бетховена).

2.Объявление темы и целей урока.

Как вы поняли из эпиграфа, мы сегодня на уроке будем говорить с вами о любви.

Но о какой любви? (Неразделенной, непонятой.)

Запись темы урока.

3.Слово учителя (слайд 1).

Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в 1910 г., посвящен одной из главных тем его творчества-любви. В эпиграфе рассказа стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского, героя «Поединка», о том, что любовь-это талант сродни музыкальному. В основе произведения лежит реальный факт - история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.

4. Чтение учителем отрывка из воспоминаний Л. Любимова о прототипах рассказа:

«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось - Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры). Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения...

Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.

И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,- пишет Куприн,- пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» - все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинном беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрю - мо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

Л. Любимов. На чужбине, 1963

5. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова? (Куприн реальную пошлую историю идеализировал, возвысил).

Какие социальные преграды (и только ли они одни?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты? (Между княгиней Верой и мелким чиновником Желтковым существуют социальные преграды и перегородки сословного неравенства. Именно социальный статус и замужество Веры делают неразделенной и безответной любовь Желткова. Сам герой признается в своем письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».)

Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?

Куприн не был поэтом, но есть одно стихотворение, написанное им (слайд 2).

6.Чтение стихотворения «Навсегда» (слайд 3).

Есть ли связь между гранатовым браслетом, который дарит герой рассказа Вере Шейной, и «рубиновым браслетом» из позднего стихотворения Куприна «Навсегда»?

7.Беседа по рассказу «Гранатовый браслет».

В какое время происходит действие рассказа?

Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры Шеиной? (слайд 4).

(Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини. «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». В таком же спокойном, благоразумном состоянии пребывает княгиня Вера, на душе у нее покой: «И Вера была строго проста, со всеми холодна…любезна, независима и царственно спокойна».)

Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину? (слайд 5).

(Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением в обществе - она жена предводителя дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может выть, о любви к уединению и красоте природы Татьяны Лариной (тоже, кстати, княгини в замужестве). Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная» с «холодным и гордым лицом» княгиня (сравним с описанием Татьяны в Петербурге, глава восьмая, строфа XVII: «Но равнодушною княгиней,/Но неприступною богиней/Роскошной, царственной Невы») - тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия, все-таки экономить, так как «жить приходилось выше средств». Она нежно любит свою младшую сестру (их явную несхожесть и во внешности и в характере подчеркивает сам автор, глава II), с «чувством прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой», генералом Аносовым, другом их отца.)

(Куприн «собирает» всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: «она была суеверна».)

Какие подарки получила Вера? В чем их значение? (Чтение описания подарков).

(Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в

удивительном переплете... любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры.)

Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность? (Чтение описания браслета) (слайд 6).

(Подарок Желткова - «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной

стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь!» - это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть,- фамильную драгоценность.)

Каково символическое звучание этой детали?

(Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви. Вспомним подарок, оставленный Олесей Ивану Тимофеевичу, - нитку красных бус.)

Как развивается тема любви в рассказе?

(В начале рассказа чувство любви пародируется. Муж Веры, князь Василий Львович, человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».)

8.Пересказ историй любви, рассказанных генералом Аносовым (слайд 7).

Далее тема любви раскрывается во вставных эпизодах и приобретает трагический оттенок. Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда - короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» - говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - «сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических случаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и генерал почувствовал ее истинность: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

9.Продолжение беседы.

(Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас», - пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». Здесь можно усмотреть кощунство - ведь это слова молитвы. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» - любовь.)

10.Просмотр эпизода «Посещение князя Шеина и брата Веры Николаевны Желткова» из фильма «Гранатовый браслет».

Как ведут себя участники этой сцены?

Какие черты характера проявляет желтков в этом эпизоде?

Как характеризует поведение и слова Николая Николаевича?

11.Чтение эпизода: Прощание Веры Шеиной с умершим Желтковым (12 гл.).

Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной слез-«впечатление смерти» или что-то другое? Может быть, она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет»? А может быть, в ее душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство?

Какое значение имеет изображение героя после его смерти?

(Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность, ... как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев - Пушкина и Наполеона». Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.)

Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?

(Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки». В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душой Желткова.)

12.Основные выводы:

Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием?

(Найти в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на поставленный вопрос. « Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо…» (10 гл.); «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь поясничать» (11 гл.). И обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим»).

(Имя Георгий означает-победоносец. Желтков из победоносцев. Куприн в своем произведении нарисовал «маленького, но великого человека»).

В чем, на ваш взгляд, состоит сила любви?

И главный вопрос урока: «Как Куприн разрешает вечную проблему неразделенной любви?»

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему «громадное счастье». Свою жизнь он ограничил только этим чувством, пренебрегая всем остальным. Эта идеальная, чистая любовь возвышает «маленького человека», делает его значительным в собственных и чужих глазах. Не случайно Вера в лице мертвого Желткова увидела «глубокую важность», которую можно было заметить только в масках таких великих людей, как Пушкин и Наполеон. Любовь Желткова, та, которая бывает «раз в тысячу лет», осталась бессмертной. Именно такая любовь воспета Куприным. Еще в 17 веке известный драматург Ж.-Б. Мольер писал о любви:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил…) (читает учитель)

13.Чтение стихотворения А. Дементьева наизусть.

Ответом на вопрос о неразделенной любви может стать также и стихотворение А. Дементьева.

Любовь не только возвышает. Любовь порой нас разрушает. Ломает судьбы и сердца…В своих желаниях прекрасна, Она бывает так опасна, Как взрыв, как девять грамм свинца. Она врывается внезапно. И ты уже не можешь завтраНе видеть милого лица. Любовь не только возвышает. Любовь вершит и все решает. И мы уходим в этот плен. И не мечтаем о свободе. Пока заря в душе восходит, Душа не хочет перемен.(А. Дементьев)

14. Заключительное слово учителя

Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

Куприн так писал Ф. Д. Батюшкову (1906 г.): Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!».

А закончить сегодняшний урок хотелось бы стихотворением Николая Ленау, австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…», которое, как мне кажется, имеет связь с содержанием рассказа «Гранатовый браслет»:

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

«Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

15.Звучит вторая соната Бетховена и ученики читают финал рассказа.

16.Д/з.: Написать сочинение - рассуждение «Неразделенная любовь – «громадное счастье» или «громадная трагедия души»?».

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... В литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает очень существенное место. Личность и среда, индивидуум...

  2. Загрузка... В творчестве двух русских писателей начала века - А. И. Куприна и И. А. Бунина - прослеживается одна общая тема - тема любви. Необычайная...
  3. Загрузка... И. А. Бунин и А. И. Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно...
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png