Жалобой считается обращение в письменном виде к госорганам или иным организациям с просьбой устранить нарушения законных прав. Заявить об этом можно либо самостоятельно, либо коллективно. Причем, собрав единомышленников, можно ускорить процесс рассмотрения жалобы. Рассмотрим подробнее образцы коллективных жалоб и правила их подачи.

Виды

Правомерность написания жалоб регламентирована ФЗ-59. В данном документе упоминаются коллективные виды жалоб и указано, что конкретных требований к оформлению документа нет. Чаще всего граждане объединяются, чтобы написать жалобу:

  • вышестоящему руководителю на линейное начальство;
  • в трудовую инспекцию, судебную инстанцию, прокуратуру на непосредственного руководителя, некачественный товар или непредоставление услуг;
  • на педагога в департамент образования;
  • на медработника в департамент здравоохранения.

Но независимо от того, на кого будет составляться жалоба, начинать лучше с претензии к непосредственному начальству. И далее, если не принимаются меры, идти в госструктуры, суды и т.д.

Рассмотрим, как составляются образцы коллективных жалоб.

Как написать жалобу

Законодательно не установлена форма написания жалобы. Но есть общие требования, которые необходимо соблюдать при написании данного документа. К таким правилам относят:

  1. При составлении жалобы запрещено использовать нецензурную лексику, жаргонные выражения и оскорбления в адрес того, на кого она составляется. Претензии с подобными нарушениями остаются без внимания, а подающий жалобу может быть лишен права ссылаться на возможность досудебного урегулирования конфликта.
  2. Текст жалобы должен быть четким и лаконичным. Не нужно писать очень много лишней информации. Она должна быть сжатрй и затрагивать те моменты, которые являются наиболее важными для общей оценки. Не следует использовать выражения, которые можно понять двояко. При этом все указанные данные должны быть достоверными.
  3. Нужно правильно выбрать адресата жалобы. Практически во всех ситуациях существует негласный принцип очередности. Начинать всегда нужно с непосредственного руководителя и далее, если меры не принимаются, идти в более высокие инстанции.
  4. Немаловажную роль играет грамотность. Заявителю нужно следить за правильностью написания и соблюдать важные условия деловой переписки.

Чем коллективная жалоба отличается от обычной

Когда ситуация нарушает права не только одного конкретного человека, но и нескольких других, то все потерпевшие от незаконных действий могут объединиться и написать коллективную жалобу.

Под коллективной жалобой понимают такое обращение, где претензии указывает не один человек, а целый коллектив, чьи права были нарушены в пределах одной ситуации.

Написание жалобы от коллектива ничем не отличается от индивидуальной жалобы. Разница лишь в том, что в первом случае отражено мнение нескольких человек по одному конкретному вопросу, а также вводятся описания каждой конкретной ситуации. Как написать коллективную жалобу, было рассмотрено ранее.

После написания жалобы все лица, принимавшие участие в ее составлении, должны поставить свои подписи.

За помощью в трудовую инспекцию

Жалоба в трудовую инспекцию может подаваться при любом нарушении прав работающего гражданина. В том числе сюда относятся вопросы невыплаты компенсаций и нарушения гарантий, положенных законом. Также в трудовую инспекцию коллектив может написать жалобу о нарушении трудового режима, режима отдыха, продолжительности рабочего дня и перерывов и других условий.

Жалоба в трудовую инспекцию может быть подана следующим образом:

  • лично подана в отдел по работе с такими жалобами. Документ составляется в двух экземплярах и отдается уполномоченному лицу, причем на своем экземпляре заявитель должен поставить визу - дату и подпись принявшего лица. Далее жалоба рассматривается, и ответ должен быть направлен по указанному адресу;
  • отправлена по почте. Все действия осуществляются, как в первом варианте, только сама жалоба отправляется по почте;
  • подача через сайт Гострудинспекции. Считается самым легким способом и наиболее удобным. Необходимо зайти на сайт госструктуры и выбрать вкладку "онлайн приемная". Далее из предложенных проблем выбрать нужную, обосновать причину обращения и отправить заявку.

Если пишется коллективная жалоба на директора организации, то в последнем варианте подачи претензии нужно будет указать полные реквизиты самой фирмы, а также меру наказания: проведение проверки, привлечение руководителя к ответственности, возбуждение дела и т.п.

К жалобе могут быть приложены различные документы: трудовые договора, документы, которые могут подтвердить сказанные слова в претензии.

Жалоба в прокуратуру

Жалоба в прокуратуру - это документ, составляется с целью защитить нарушение права граждан. Такая форма обращения считается действенной и эффективной.

Коллективная жалоба в прокуратуру подается от двух и более лиц по следующему алгоритму:

  1. Указывается вся информация о заявителях.
  2. Запрещено частично упоминать о тех лицах, которые инициировали написание претензии.
  3. Жалоба принимается только в письменном виде.
  4. Подача жалобы происходит по той же схеме, что и в трудовую инспекцию.

Основными причинами, по которым граждане могут обратиться сразу в прокуратуру, минуя остальные инстанции, являются:

  • задержка зарплаты в производстве;
  • непредставление госорганом необходимой информации;
  • незаконное увольнение;
  • отказ в регистрации акта гражданского состояния.

Чтобы органы прокуратуры приняли жалобы, необходимо указывать следующую информацию:

  • точный адрес и местонахождение отделения;
  • полные реквизиты заявляющих;
  • причины, по которым подается претензия;
  • основные требования граждан;
  • подписи всех лиц и дата.

Сроки рассмотрения подобных жалоб составляет до одного месяца.

Жалоба на соседей

Коллективная жалоба на соседей подается в зависимости от сложившейся ситуации:

  1. Постоянно пьющие и дебоширы. Такие лица обычно причиняют своим соседям много проблем. Если уровень шума превышает допустимый, то граждане могут обратиться к участковому. В случае затопления или возгорания, виной которых являются соседи, следует обратиться в жилищную инспекцию. Если соседи мусорят на площадке, обратиться нужно в Роспотребнадзор.
  2. Любители домашних животных. Когда соседи не следят за своими питомцами и не убирают за ними в подъезде, обратиться можно в жилищно-эксплуатационную компанию.
  3. Жильцы, постоянно делающие ремонт. Таких соседей помогут усмирить сотрудники ЖКХ.

Важные нюансы

Самое главное, что нужно помнить - второй экземпляр претензии должен оставаться у заявителей. Срок рассмотрения жалобы будет зависеть от того, в какую инстанцию она подается. В госорганах претензия будет рассматриваться около 30 дней.

Если по каким-то причинам срок ответа на жалобу законодательно не установлен, заявители могут просить рассмотреть претензию в удобный им период. Но чаще всего, это не меньше 10 дней с того момента, как она получена. Ответ на жалобу должен содержать не только вариант решения, но и сроки его исполнения.

Если ответа нет

Если случаются ситуации (хоть и крайне редко), когда образцы коллективных жалоб остаются без ответа, гражданам нужно обратиться с претензий вновь, сделав при этом акцент на моменте, что первое обращение осталось без ответа.

В таких ситуациях нужно помнить, что госорганы несут ответственность за несвоевременное исполнение своих обязанностей. Поэтому при отсутствии ответа, скорее всего, жалоба либо не дошла, либо произошел сбой, либо она была составлена с нарушением основных правил. Коллективу граждан лучше повторить попытку.

Многие работающие граждане Российской Федерации сталкиваются с нарушениями их полномочий со стороны работодателя. Для решения спорных вопросов касающихся законности трудового процесса со стороны руководства организаций была создана инспекция труда. При обращении в такую инспекцию, необходимо знать, что сроки давности трудовых споров составляют не больше трех месяцев с момента выявления правонарушения.

Основания для обращения в инспекцию по труду

Действующим законодательством РФ предусмотрено, что при нарушении прав трудящихся, любой человек имеет полное право на обращение в трудовую инспекцию. Так как данный проверяющий орган направлен исключительно на возобновление прав рабочих.

Трудящиеся различных организаций могут обратиться в трудовую инспекцию, если между ними и руководством предприятия были документально оформлены трудовые отношения. Подача жалобы в контролирующее учреждение может осуществляться в связи со следующими причинами:

  • полная или частичная невыплата зарплаты. В таком случае действующее законодательство Российской Федерации предусматривает для работодателя-нарушителя уголовную ответственность;
  • не предоставление заработанного отпуска. Подчиненный имеет право пожаловаться на руководителя, если он не выплачивает положенную компенсацию за не отгулянный отпуск;
  • несоответствие трудовых условий, которые могут повлечь ухудшение здоровья трудящихся;
  • несоблюдение законодательных документов по охране труда;
  • невыполнение трудовых нормативно правовых актов;
  • противозаконное сокращение или увольнение;
  • не выплата пособия при расчете;
  • отказ в предоставлении трудовой книжки по письменной просьбе сотрудника, или при его увольнении;
    необоснованный отказ в приеме на работу, когда соискателю центр занятости предоставляет вакансию на определенном предприятии, а его руководитель отказывается трудоустраивать нового сотрудника;
  • отказ в предоставлении работнику положенных льгот предусмотренные законодательством;
  • вопросы, связанные с работой и оплатой в нерабочие дни (выходные, праздничные).

Трудовой кодекс РФ предусматривает еще множество причин для обращения в трудовую инспекцию. Чтобы трудовая инспекция приняла решение в пользу трудящегося, ему необходимо помимо заявления, предоставить безоговорочные доказательства имеющихся нарушений.

Подача заявления и его анонимность

В каждой области имеется своя инспекция по труду. Поэтому обращаться в такое учреждение необходимо в том регионе, где случилось правонарушение трудящегося.

Заявка по несоблюдению трудовых отношений может подаваться тремя основными способами:

  1. собственнолично. Для такого способа пострадавшему от неправомерных действий работодателя необходимо самому явиться в контролирующую организацию с жалобой (в двух экземплярах) и сопутствующими документами, и отдать их в канцелярию. Где работники инспекции обязаны на экземпляре заявитель поставить дату и входящий номер документа;
  2. отослать заявление по почте. Чтобы быть уверенным, что отправленная жалоба доставлена адресату, ее необходимо отсылать заказным сообщением с уведомлением;
  3. отправить заявление по электронной почте. Этот способ является самым удобным и безопасным. Так как весь собранный пакет документов сканируется и отправляется по интернету, а оригиналы остаются на руках у владельца.

Многие граждане при подачи жалобы хотят остаться неизвестными, то есть анонимно заявить о правонарушениях руководителя. На такие действия работника могут подтолкнуть следующие причины:

  • для работающего сотрудника — опасение за свою карьеру. Так как руководитель узнавший, кто инициировал проверку, может понизить в должности или уволить данного сотрудника;
  • для уволенного сотрудника – опасение, каких либо действий со стороны работодателя, которые могут обернуться для бывшего трудящегося разными неприятными последствиями.

Однако нужно учесть, что анонимные заявления трудовая инспекция не принимает. Поэтому при подачи документов, заявщику необходимо будет указать свои сведения. Единственным выходом из такой ситуации является письменная просьба, вписанная в саму жалобу, о неразглашении информации ответчику. Также на словах нужно будет объяснить работникам инспекции причины данной просьбы.

Подача заявления через интернет

Чтобы подать заявление онлайн нужно:

  1. войти на официальную страницу инспекции по труду соответствующего региона;
  2. на открывшемся сайте вписать все требуемые данные;
  3. описать волнующие вопросы;
  4. прикрепить файл с отсканированным пакетом документов.

Помимо этого, необходимым условием является четкое указание, какие именно действия работник ждет от проверяющего органа:

  • проверка руководителя предприятия;
  • возбуждение административного производства, и привлечение нарушителей к ответственности;
  • получение консультации по интересующему вопросу.

В электронно жалобе обязательно нужно отобразить следующие данные:

  • фамилию, имя, отчество пострадавшего;
  • его адрес и телефон;
  • фамилию, имя, отчество работодателя;юридический и фактический адрес предприятия;
  • полное название организации;
  • обстоятельства нарушения;
  • дальнейшие предпочитаемые действия в отношении лица допустившего нарушения;
  • перечень приложенной документации (отсканированные копии трудового договора, трудовой книжки, паспорта заявителя и другие).

Также нужно поставить дату составления и отправления заявления и подпись заявителя. Данная жалоба рассматривается в течение тридцати дней, после чего на электронную почту заявщика, должен прийти ответ о принятых мерах, или уведомление о необходимости продления срока проверки.

Нужно учитывать, что жалобы, в которых отсутствуют необходимые сведения о заявителе или работодателе, а также анонимные заявления, не принимаются и не рассматриваются государственным учреждением.

Период рассмотрения заявки

В трудовой инспекции, как и в других госорганах, определены сроки, которые предусматривают прием документов, их рассмотрение, принятие необходимых мер и дача письменного ответа заявителю.

Заявления в инспекции по труду должны рассматриваться в течении месяца со дня их получения. Продлеваться данный срок может только в случаях определенной необходимости и не больше чем на тридцать дней. Если период рассмотрения жалобы продлен, специалисты проверяющего органа должны об этом письменно уведомить заявителя, и указать конкретные причины таких предпринятых действий.

Проверка инспекции

Существует два вида проверок при которых представители трудовой инспекции имеют право на проверку организаций:

  • плановая проверка. Выполняется при отсутствии жалоб. В основном таким проверкам подвергаются организации, где произошло чрезвычайное происшествие или было обнаружено большое количество нарушений нормативно правовых актов. Перед началом осуществления проверки, инспектор обязан заранее уведомить руководство предприятия. Уведомление составляется в письменной форме, где указывается дата начала и конца проверки;целевая проверка. Осуществляется при поступлении жалобы. В данном случае,
  • инспектор проверяет на предприятии наличие нарушений указанных в заявлении. При их обнаружении уполномоченное лицо выписывает нарушителю административное взыскание, а также выдает предписание установленного образца для устранения выявленных правонарушений. Выполнение которых инспектор обязан будет проверить при следующем инспектировании.

Кроме этого представитель проверяющей организации может обратиться в органы прокуратуры, судебные учреждения или принять другие меры реагирования входящие в его полномочия.

В полномочия инспектора по труду входит:

  • контроль за соблюдением трудовых нормативно правовых актов работодателем;
  • составление, вручение и контроль за выполнением предписаний;
  • контроль за ознакомлением трудящихся с законодательными актами по охране труда;
  • привлечение виновных лиц к ответственности;
  • участие в расследованиях несчастных случаев;отстранение от должности не квалифицированных
  • сотрудников предприятия;
  • участие в судебных разбирательствах;
  • предоставление различной информации в правоохранительные органы.

Полный перечень полномочий, обязанностей и ответственности инспектора в сфере труда предусмотрены в должностной инструкции уполномоченного лица, которая подписывается юристом организации, и утверждается первым руководителем государственного уреждения.

Несогласие с принятым решением

В случае если заявитель не согласен с решением, которое принял инспектирующий орган после проведенной проверки, он может на законодательном уровне оспорить данный результат. Для этого нужно написать соответствующее заявление на имя руководителя регионального отделения трудовой инспекции. Если такое действие не принесло ожидаемых результатов, обидчик может обратиться с жалобой в главный госорган инспекции по труду Российской Федерации или обжаловать принятое решение в судебном порядке.

Криминальная ответственность

К уголовной ответственности работодатель может привлекаться если он не выплачивает заработанные денежные средства больше трех месяцев.

Для этого работник, которому задолжали заработную плату, должен с соответствующим заявлением и справкой о задолженности обратиться в правоохранительные органы. Сотрудники которого после проведенной проверки, и установления факта нарушения, согласно статье 145.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации привлекут работодателя к уголовной ответственности.

Вконтакте

Организация, которая защищает права граждан в части трудовых отношений и обеспечивает стороны трудового договора информацией о существующих нормах, называется инспекцией труда. Любой спор, основанный на нарушениях российского трудового законодательства можно решить, если жалоба на работодателя в трудовую инспекцию обоснована и подана по всех правилах.

Куда обратиться с жалобой на работодателя?

Ответ однозначен — жаловаться надо в трудовую инспекцию.

Трудовая инспекция — это тот самый орган государственного надзора, который может вам помочь. Он осуществляет контроль за исполнением норм и правил трудового кодекса РФ в каждой отдельно взятой организации, ведущей свою деятельность официально и согласно законам РФ.

Если же вы работаете в организации, которая никак не зарегистрирована, ведет свою деятельность незаконно и соответственно вы в ней никак не числитесь, то с претензиями вы можете обратиться в прокуратору или в органы МВД.

Частная и коллективные жалобы в трудовую инспекцию

Заявление в территориальный орган государственной инспекции труда (далее ГИТ) может быть направлено любым гражданином, права которого были ущемлены. Для этого необязательно быть работником предприятия. Например, это может быть человек, уже расторгнувший трудовой договор или тот, которому, как он считает, несправедливо отказали в принятии на работу.

Можно также написать жалобу в трудовую инспекцию коллективно − это добавит заявлению весомости, так как будет отображать мнение сразу нескольких человек.

Анонимная жалоба в трудовую инспекцию

Внимание: анонимные заявления инспекцией не принимаются. Но, если работник боится преследований или предвзятого отношения со стороны руководителя, как пожаловаться в трудовую инспекцию и не навредить своей карьере? Следует знать, что, государственный инспектор должен беречь охраняемую законом тайну, если сам заявитель возражает против ее разглашения.

Что проверяет трудовая инспекция?

Если на основании жалобы проводится проверка трудовой инспекцией, что проверяют и какие события могут спровоцировать ее, зависит от характера нарушений.

Это может быть:

  • задержка или невыплата зарплаты, компенсационных (расчетных) выплат при увольнении;
  • нарушение рабочего графика или графика отпусков, не предоставление перерывов в работе для отдыха;
  • случаи производственного травматизма, несоблюдение норм безопасного труда;
  • неправильный расчет выплат по больничным листам, других страховых выплат;
  • не предоставление должности, предусмотренной ТД (трудовым договором) или предоставление должности, не соответствующей указанной в договоре, другие нарушения трудовых прав.

Полномочия трудовой инспекции

ГИТ имеет право на выполнение следующих функций:

  • контроль за четким выполнением норм трудового законодательства;
  • рассмотрение дел и составление протоколов (в рамках полномочий) о нарушениях административного характера;
  • выдача предписаний о необходимости устранения правонарушений, подготовка различных документов для привлечения к ответу нарушителей;
  • направление собранной информации в органы исполнительной региональной власти, в суды, правоохранительные органы.

Обращение в трудовую инспекцию

Сроки для обращения и рассмотрения письменной жалобы

Возможность обращения в трудовую инспекцию ограничивается 3 месяцами начиная со дня, когда работник узнал о нарушении. Для споров, касающихся увольнения – срок равен 1 месяцу с момента получения на руки документов. Если опоздали обратиться в суд (дается срок − 1 месяц), работник может смело писать заявление в трудовую инспекцию на работодателя о состоявшемся правовом нарушении. Даже если по делу идут судебные разбирательства, ГИТ также может проводить расследование.
В подтверждение получения жалобы, инспектор должен завизировать экземпляр заявителя. Ответ на поданную жалобу он обязан дать в течение 30 календарных дней. Время на ответ может быть увеличено, если для этого будут уважительные причины, о чем должен быть предупрежден заявитель. Ответ отправляется по адресу (электронному или же почтовому), который указан в обращении.

Внимание: Если координаты отправителя (адрес, фамилия) отсутствуют в жалобе, то она не рассматривается.

Способы подачи жалобы

У человека есть возможность выбрать, как пожаловаться в трудовую инспекцию на работодателя, в удобный для него способ:

  • Посетить территориальное отделение ГИТ;
  • Воспользоваться услугами почты и оправить обращение заказным письмом;
  • Заполнить на официальном сайте службы по труду онлайн-форму и приложить необходимые документы в электронном виде онлайн — //онлайнинспекция.рф/problems

Как обратиться в инспекцию

Как написать в трудовую инспекцию на работодателя и с чего начать:

  1. Определить адрес инспекции, ответственной за Вашего работодателя (как правило, деление происходит территориально), а если у вас небольшой город, то ГИТ — 1 на город;
  2. Составить жалобу, которая будет содержать полные сведения о нарушениях законных прав;
  3. Приложить копии документов, подтверждающие личность, а также изложенные факты;
  4. Воспользоваться удобной формой подачи документов.

Как написать заявление в трудовую инспекцию (образец)

Унифицированной формы заявления нет, но составить его нужно таким образом, чтобы информация, которая в нем содержится, смогла отобразить создавшуюся ситуацию. Рассмотрим данные, которые должны указываться в жалобе:

  • Наименование территориального органа трудовой инспекции, полное имя ее руководителя, должность.
  • Полное имя подателя жалобы;
  • Адрес заявителя для получения ответа;
  • Название и адрес рабочего предприятия;

В объяснительной части указывают:

  • Должность заявителя, дата принятия/увольнения с работы (если эти события состоялись)
  • Факты и доводы, прямо указывающие на нарушение законодательства по труду, результат обращения к руководителю и предпринятые попытки решения вопроса;
  • Выражение своей точки зрения на варианты решения проблемы;
  • Дата составления заявления, подпись.

В жалобе конкретно указываются подробные обстоятельства, даты, фамилии граждан, причастных к нарушению законодательства, а также ссылаются на документы (копии должны прилагаться к заявлению), которые важны для рассмотрения дела. Например, заявление в трудовую инспекцию о невыплате заработной платы, будет содержать сведения о плановой и фактической дате выплаты зарплаты, способах расчета. Указываются только факты, без описания событий, которые к делу никак не относятся. К жалобе прилагаются копии документов, подтверждающих личность заявителя, прием или увольнение с работы и т. д. Образец заявления в трудовую инспекцию можно просмотреть и скачать для ознакомления.

Последствия рассмотрения жалобы

В результате Вашей жалобы по окончании расследования составляется акт. Если факты подтвердились работодателю грозят следующие последствия — ГИТ вправе отреагировать следующим образом:

  • выдать предписание о дальнейшем устранении правонарушений;
  • составить протокол (в рамках полномочий) о нарушениях административного характера;
  • отстранить от работы сотрудника или персонал организации;
  • подготовить документы о привлечении нарушителей трудового права к ответственности;
  • предоставить соответствующую информацию в органы местной власти, правоохранительные инстанции, в суд;

Если написать жалобу в трудовую инспекцию на работодателя по нарушениям, не входящим в полномочия ГИТ, то на протяжении одной недели она направится в органы, которые занимаются рассмотрением данных вопросов. При этом заявителя уведомляют о переадресации обращения.

Заявителю после изучения обстоятельств дела направляется письменный ответ о результатах проверки. В нем дается разъяснение о том, подтвердились ли факты нарушения, и какие меры приняты по отношению к руководителю. Если в рамках компетенции трудовой инспекции решить проблемы не представляется возможным, то гражданину разъясняют варианты дальнейших действий предусмотренных законом для восстановления его прав. Результаты проведенной проверки можно использовать в качестве аргумента в суде.

Граждане вправе оспорить решение, подав жалобу вышестоящему руководству ГИТ или обратиться в прокуратуру и суд. Если заявителя не удовлетворила жалоба в трудовую инспекцию на работодателя, образец документа для обращения в вышестоящие инстанции о признании решения ГИТ незаконным можно скачать здесь.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Похожие записи

    Здравствуйте,моей жене не выплачивают дикретные уже месяц, хотя по закону работадатель обязан рассчитать сумму дикретных в течении 10 дней после написания заявления и выплатить в ближайшую дату зарплаты,но этого не происходит отвечая что не могут набрать денег еле хватает на зарплату работникам.Скажите жалоба в трудовую инспекцию как то исправит ситуацию?

  • Ирина 18:19 | 12 Мар. 2017

    Добрый день. Я проработала в январе месяц на клиниговую компанию. Сначала менеджер тянул заключение договора со мной. Как только январь закончился, мне сказал, что во мне больше не нуждаются и все мне оплатят. Далее он заблокировал мои номера телефонов, чтобы я не могла до него дозвониться. За время моей работы ко мне не было ни одной претензии. Я успела отсканировать листы из журнала, где вела записи о своей выполненной работе. В общежитии, где я убиралась в вечернюю смену, вахтеры могу подтвердить то, что я отработала месяц на клининг. Могу ли я обратиться в трудовую инспекцию, для того, чтобы эту компанию наказали за то, что они нарушили мои права, не заключив со мной договор, тем самым обманув меня не выплатили мне обещанной оплаты? Спасибо.

    • Lawyer 21:34 | 12 Мар. 2017

      Ирина, здравствуйте. Законодательство допускает старт трудовых отношений без оформления трудового договора на основании устной договоренности. Однако устанавливается временное ограничение – 3 дня с момента начала работы должен быть подписан ТД (ст. 67 ТК РФ). Допуск сотрудника к работе без ТД свыше трех дней является нарушением законодательства. Осуществившие допуск вица привлекаются к административной, гражданской или уголовной ответственности в зависимости от тяжести правонарушения (ст. 67.1 ТК РФ).

      Вы имеете право обратиться с жалобой в Трудовую инспекцию. ТИ проведет проверку деятельности компании, и при выявлении подтверждения факта найма сотрудника без заключения договоров, привлечь к ответственности администрацию организации. Фактический труд сотрудника без оформления ТД также подлежит оплате, как и при заключении соглашения. Но для получения зарплаты в ожидаемом размере потребуется доказать, что именно такие действовали условия на момент вашей работы.

      Для реального получения задолженности по зарплате, включая компенсацию просрочки, рекомендуем обращаться в суд. Подробный алгоритм описан на сайте. В суде вам потребуется доказать факт наличия трудовых отношений с ответчиком. Для этого подойдут письменные доказательства и свидетельские показания. А для обоснования суммы требований надо предоставить подтверждения конкретных сумм. Свидетельские показания о размере зарплаты другого лица не могут учитываться судом.

  • Добрый день, посоветуйте пожалуйста,как составить заявление в трудовую инспекцию. Ситуация такая: Устроилась на работу в 2009 в коммерческую организацию, с официальной зарплатой и работала в течении 5 лет практически без отпуска, брала 1 неделю в год, но при этом оформляла учебный отпуск, предоставляла необходимые документы для его оформления (при этом практически весь отпуск находилась на рабочем месте, но не суть.). Вобщем спустя 5 лет ушла в декрет, вернулась через 3 года, директор был мне не рад, уменьшил мне ставку от моей прошлой зарплаты, я продержалась полгода и уволилась. Окончательного расчета ждала как никогда, т.к. за 3,5 года неплохая должна была получится сумма. Но когда его получила, мне только компенсировали 8 дней отпуска, за эти пол года, когда я уже отработала после декрета. Сказали: «скажи спасибо, хоть что-то выплатили». Объяснили это тем, что якобы прошлый бухгалтер неправильно оформлял мне отпуск. Хотя перед уходом в декрет, я на всякий случай переписала, всю информацию о моих начислениях.В трудовой инспекции мне говорят, что у них мало полномочий, что либо доказать, попробуйте решить все мирным путем. Но я предполагая, что им лишний раз заморачиваться не хочется. Посоветуйте как составить заявление, какие документы и данные запросить на проверку?И может нужно мне какие — либо документы попытаться восстановить или не будет смысла?А еще я в личном деле, мельком заметила заявление написанное не моей рукой и я предполагаю, что они будут прикладывать поддельные заявления.

  • draiver 09:23 | 27 Сен. 2017

    Здравствуйте!Я отработал в организации почти 4 года.Режим работы был с 6.30 до 22.00.По 15 а иногда и более часов,иногда и до утренних часов.Регламентированного перерыва на обед и ужин не было,ели как получится,то в машине что с собой брали то какие-нибудь пирожки и т.д.Работал водителем «на семье»но официально оформленным на предприятии.Сейчас меня «попросили»и я уволился по собственному желанию.Выдали справки,трудовую,компенсацию за неиспользованный отпуск и расчет.Расчет рабочего времени в табеле проставляли по 11 часов.Исходя из этого могу ли я потребовать перерасчета рабочего времени на основании путевых листов,которые находятся на предприятии?

  • Мария Полянская 00:04 | 28 Сен. 2017

    Здравствуйте! 12.09 написала заявление об увольнении на 25.09. Меня без причин и без приказа отстранили от работы. Ни расчета, ни трудовой я так и не получила. Какие документы необходимо приложить для подачи жалобы в прокуратуру и трудовую инспекцию?

  • Marina Zholobova 08:37 | 09 Ноя. 2017

    Здравствуйте.Я работаю в детском саду воспитателем.На протяжении долго в коллективе напряженная ситуация, постоянные конфликты с участием одного человека (работающая техперсоналом).Человек не соблюдает никакую субординацию ни с кем совершенно. Постоянные докладные, заявления от педагогов и медсестры не дают никакого результата. Дело дошло и до меня, у нас с … произошел большой конфлик.Мной была написана докладная на имя заведующего. Заведующий в свою очередь передала эту докладную в комиссию по разрешению споров, в которой я была председателем. По согласованию с членами комиссии и заведующим временно был поставлен др.человек. Но когда меня пригласили на комиссию оказалась, что участник конфликта самовольно поставила председателем комиссии свою сестру, кот работает так же в данном учреждении. Никакой официальной бумаги мне не предоставили.По ходу заседания в мой адрес были произнесены разные обзывательства, угрозы о том что они мне не датут попрасту работать и лучше уволиться и т.д. Заведующая не понятно по каким причинам не отреогировала никак. Я считаю что были нарушены мои права как быть, так как мне из за одного человека пришлось уволиться, так как невозможно работать.

  • Здравствуйте! Меня зовут Наталья. Я с 15 марта 2017 г. после тяжёлой операции нахожусь на длительном больничном, но с 07.09.2017 по 27.10.2017 мне ничего ещё не заплатили. Я поинтересовалась в бухгалтерии почему так долго не выплачивают мне пособие по временной нетрудоспособности. Мне ответили, что больничные листы они давно передали в Страховой фонд. Но сегодня уже 13 ноября и я до сих пор сижу без денег. Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать. Может заявления или жалобу на главного бухгалтера написать Страхового фонда? И такое же заявления оставить в нашей бухгалтерии управления образования?

  • Здравствуйте. Я работаю врачом-офтальмологом на смешанном приёме. Получаю зар.плату за выполнение 1 ставки и стимулирующие выплаты за лечебную работу, а также за выполнение плана ещё на 0,5 ставки. На сегодняшний день я выполнила 1,5 ставки приёма. Ещё месяц работы впереди. У меня установлено рабочее время по табелю 6 часов 36 минут. Часто бывает, что пациенты стоят в очереди до последнего. Мне сверхурочные не оплачивают. И главный врач дала ясно понять, что сверх выполненной мной нормы, оплаты мне не видать. Вправе ли я отказывать пациентам, идущим ко мне на приём без записи, конечно, кроме экстренных ситуаций? И могу ли я составить жалобу на руководителя за неоплаченный приём сверх нормы?

  • Здравствуйте.
    За период работы в магазине накопилось 18 отгульных дней за работу в праздники и 278 часов принудительной переработки. Руководство отказывалось оплачивать сверхурочные часы и работу в праздники по факту, ссылаясь на то, что можно брать только отгулами. Но на просьбы согласовать отгул всегда находилась причина для отказа, такие как: сейчас высокий сезон, нехватка в штате, плохо обученный персонал (стажеры) и т.д. Договорились (устно) с руководством, что при увольнении все равно зачтутся все положенные отгульные дни и сверхурочные часы.
    Настал момент написания заявления на увольнение по собственному желанию и соответственно отработки 14 дней. Из 18 отгульных дней за работу в праздники согласовали только 3 дня, т.к. они были текущего года 2017, а остальные 15 дней и 278 часов сгорели, т.к. были за период 2014-2016 гг. На мои слова о незаконности данных действий и просьбе предоставить письменный отказ — прозвучала фраза: будут доказательства, что работали в эти дни, будет дальнейший разговор. После моего напоминания, что все эти данные хранятся у них — сказали, что сгорели все эти данные, восстановлению не подлежат.
    У меня есть сохраненные все графики работ с учетом переработок и работы в праздничные дни, но большинство из них в электронной форме (без подписей и печатей).
    Как мне быть? Помогите, пожалуйста, восстановить справедливость.

  • Здравствуйте! Я 14 лет работала в МУПе. 3 года назад в рамках оптимизации МУПы близлежащих районов слили в областное АО. Недавно выяснилось, что в разных районах были разные оклады у работников одной и той же должности. Теперь мы все оказались в одной организации, но оклады нам не выровняли. Является ли это нарушением? Если да, то куда можно пожаловаться? (руководитель на наши вопросы отвечает лишь обещаниями, но дело не двигается).

  • Добрый день. Работодатель закрыл магазин в котором я работал администратором и сделал приказ о перемещении меня в другие магазины, сделал несколько приказов.
    Теперь сложилась ситуация, что работодатель звонит мне каждый день и принуждает к увольнению. Так же работодатель грозит искать изъяны в моей работе и уволить по статье.
    Комичность ситуации в том, что я, как администратор магазина, приезжая в каждый магазин компании работаю вместе с закреплённым администратором в магазине. Т.е. нас двое администраторов в одном магазине в одно время. У нас таким образом пересекаются должностные обязанности. Например, выдержка из обязанностей:
    1. Организация и оперативное управление работой магазина
    2. Обеспечение ключевых показателей эффективности
    3. Предоставление отчётов за день и за месяц
    4. Составление графиков работы персонала
    5. Доводить до сведения персонала плановые показатели на день и на месяц
    6. Проводить тренинги и обучение
    7. Набирать продавцов
    8. Увольнять продавцов
    9. Взаимодействие с арендодателями
    и так далее включая ответственность за товар и деньги.

    Как вы понимаете возникает конфликт интересов. Два администратора в магазине имеют равные должностные обязанности. Например, я могу утвердить приём на работу продавца в тот магазин, а второй администратор не хочет. И начинается внутренний конфликт.
    При этом работодатель имеет право требовать с меня выполнения своих должностных обязанностей. И работодатель сам создал такую ситуацию.

    Я хочу обратиться в трудовую инспекцию по этому поводу. На какие законные акты и статьи можно аппелировать в данной ситуации?
    Изменение условий труда по бумагам не произошло ст.74 ткрф, бумаги в порядке. Да и работа вроде как обусловлена трудовым договором, поэтому ст.60 ткрф тоже не привяжешь. А получается, что изменения фактически есть и конфликт интересов двух администраторов на точке есть и мы мешаем как бы друг другу работать согласно должности.

    На работу я была вызвана к руководителю организации, где мне были представлены докладные записки. Мною была написана объяснительная записка. В результате я получила выговор. Ситуация осложнилась тем, что по состоянию здоровья мне сделали операцию.Я нахожусь на больничном листе, а работодатель ищет всякую возможность избавиться от меня.

    Я хочу обратиться в трудовую инспекцию по поводу снятия выговора. На какие законные акты и статьи можно аппелировать в данной ситуации?

  • Анна 12:18 | 21 Мар. 2018

    Здравствуйте! Мне задерживал зарплату работодатель в течение года, выплачивая лишь четвертую ее часть, а в какие-то месяцы не выплачивал совсем. Все время мотивировал тем, что заказчики не рассчитываются во время, денег на счетах у фирмы нет и др. Говорил, что рассчитается позже. После того, как не выплатил за последние два месяца, сказал, что в целях экономии отправляет в отпуск без содержания, заявление на этот отпуск я не писала, сказала работодателю, что буду искать другую работу. Работу нашла, при увольнении работодатель сказал, что денег на счетах нет и поэтому не выдаст расчет. Могу ли я указать в письме к работодателю (а далее и в судебном иске) и сумму, положенную мне за те дни, на которые он меня отправлял в неоплачиваемый отпуск, если я заявление на такой отпуск не писала? Заранее благодарю

    Здравствуйте. на работе в пригородной компании очень много нарушений. Обратилась на горячую линию к президенту и письмо направили в инспекцию по труду. После этого начались нападки в мой адрес. Сегодня получаю уведомление о том, что срочный договор со мной прекращается 1 августа, даже причина не указана. По договору принималась на работу вместо кассира которая в декрете. Однако этот кассир выходит на работу когда руководству это необходимо. каказащитить мои права и отстоять право на работу.

    Добрый день! Хотел перенести отпуск на работе, начальник против, просит вступить в профсоюз, вступление стоит около 10 тысяч рублей в год, вступать не хочу, у меня маленький ребенок, жена в декрете, имею официальный документ отказа! помогите решить проблему пожалуйста!

Последнее обновление Март 2018

Нарушение норм ТК и дискриминация в сфере трудового права сейчас, к сожалению, ни для кого не является редкостью: согласно данным социальных исследований, с ущемлением трудовых прав в той или иной степени сталкивался каждый пятый россиянин. В то же время законодательство предусматривает, что гражданин имеет право сообщить о несоблюдении ТК на рабочем месте в Государственную инспекцию труда (ГИТ). В каких случаях Вы можете заявить о нарушениях, как правильно составить и подать жалобу, какая ответственность предусмотрена для работодателя – об этом в нашей статье.

Кто и в каких случаях может подать претензию в трудовую инспекцию

В нынешней экономической ситуации трудно найти человека, который хоть раз не сталкивался или не испытывал на себе трудовой дискриминации. Возникает вопрос: что может сделать рядовой сотрудник в ситуации, когда работодатель нарушает его трудовые права? Согласно законодательству, в данной ситуации каждый гражданин имеет право заявить о нарушениях в ГИТ, составив жалобу. Обратиться в Инспекцию можно в случае, если Вы стали свидетелем злоупотреблений со стороны работодателя, либо испытываете дискриминацию на себе лично.

Рассмотрим на примерах противоправные действия работодателя, зафиксировав которые, Вы можете обратиться в ГИТ:

  1. Принимая Вас на службу, работодатель нарушил процедуру оформления.
    • если в трудовом договоре не указана информация о размере оклада, поощрительных выплатах и условиях их получения, то Вы смело можете обращаться в ГИТ, так как это является нарушением ТК;
    • Если Вы – беременная женщина, то работодатель не имеет права оформлять Вас на испытательный срок;
    • При приеме на работу Вас не ознакомили с внутренними правилами и распоряжениями, после чего к Вам были применены меры взыскания за их нарушение.
  2. В процессе трудовой деятельности к Вам применялась разного рода дискриминация:
    • Грубым, но довольно распространенным нарушением, является отказ в предоставлении работнику ежегодного отпуска;
    • Выплата зарплаты осуществляется несвоевременно и не в полном объеме, существуют долги по выплатам;
    • Вам не были выплачены компенсации, предусмотренные ТК (больничные, отпускные и т.п.). Вместо больничного руководитель принуждает Вас оформить отпуск «за свой счет»;
    • Вас принуждают работать сверхурочно, в выходные и праздничные дни, переводят на рабочее место, условия которого не соответствуют нормам ТК.
  3. Были допущены нарушения при увольнении:
    • Вы не были своевременно и в установленном порядке уведомлены об увольнении/сокращении;
    • при расторжении трудового договора Вас не были перечислены все причитающиеся выплаты (например, компенсация за неиспользованный отпуск);
    • компенсации были выплачены позже дня увольнения;
    • в последний рабочий день Вам не была выдана трудовая книжка.

Если Вы сами или Ваш коллега столкнулись с одной из вышеописанных ситуаций, то Вы имеете все основания обратиться с претензией в ГИТ.

Как видим, Вы можете заявить о правонарушениях не только в период работы, но и после увольнения, если расторжение трудового договора проводилось с нарушением установленной процедуры. Если Вам незаконно было отказано при приеме на работу (к примеру, работодатель принуждал Вас к прохождению «испытательного срока» без оплаты и оформления ), то Вы также имеете право заявить об этом в Инспекцию.

Как составить жалобу

Законом не установлена форма, согласно которой должна быть составлена претензия в ГИТ. Вы можете подать жалобу на работодателя в трудовую инспекцию, написав письмо в свободной форме. При этом не стоит забывать об обязательных реквизитах. Для того, чтобы правильно написать жалобу, в тексте нужно указать основные данные:

  • информация о Вас как о заявителе (ФИО, почтовый/электронный адрес для получения ответа);
  • данные о работодателе (наименование организации, адрес);
  • суть претензии;
  • Ваша подпись и дата.

Что касается описания правонарушения, то при составлении заявления стоит придерживаться правил деловой переписки. Информация должна быть достоверна и проверена, отражать объективное положение вещей, а не Ваше отношение к конкретному лицу (начальнику, коллеге). В то же время суть претензии нужно подавать кратко и точно, избегать лишних, не имеющих значения деталей. Лучше, если заявление будет составлено в виде фактов, которые Вы описываете последовательно в хронологическом порядке.

Образец жалобы

Вы можете написать жалобу в трудовую инспекцию согласно образцу, приведенному ниже:

Государственная инспекция труда
г. Пермь, ул. Ленина, д.23
от Курочкина Валерия Дмитриевича
г. Пермь, ул. Строителей, д.28 кв.47
контактный телефон: 147-15-84

24.02.2014 я был принят на работу в АО «Монолит» (г. Пермь, ул. Металлургов, д. 17) на должность старшего кладовщика, где и работаю по сегодняшний момент. Трудовым договором предусмотрено, что я работаю на условиях 40-часовой рабочей недели с выходными в субботу и воскресенье.

В марте 2016 заведующий складом Петухов С.Л. сообщил мне в устной форме об изменении графика и необходимости работы в выходной день (субботу). Данные изменения в трудовое соглашение внесены не были, доплата за работу в выходные дни мне не выплачивалась. При разговоре с Петуховым получил ответ, что график будет официально изменен с апреля 2016, оклад будет повышен пропорционально отработанному времени.

Спустя 3 месяца (июнь 2016) соглашение с новым графиком и окладом мне предоставлено не было, в связи с чем я обратился к руководителю АО «Монолит» Скворцову Л.Д., предварительно записавшись на прием. Во время личной беседы 24.07.2016 Скворцов сообщил мне, 6-ти дневная рабочая неделя введена для меня на постоянной основе, но изменения графика и оклада проводится не будут. При наличии у меня возражений, я могу писать заявление на увольнение.

В связи с вышеизложенным

  1. провести проверку данного факта и привлечь к ответственности виновных лиц;
  2. обеспечить внесение изменений в трудовой график и оклад;
  3. обязать АО «Монолит» выплатить мне компенсацию за работу в выходные дни в период с 01.01.2016 по 01.08.2016.

Подача претензии

После того, как претензия была составлена, Вы можете обратиться с ней в трудовую инспекцию удобным для Вас способом:

Вариант 1. Вы можете лично посетить ГИТ и передать претензию ответственному специалисту. Для этого необходимо предварительно составить заявление в 2-х экземплярах, на одном из которых работник Инспекции поставить подпись и дату получения. К претензии можно приложить дополнительные докуменspanты, подтверждающие Вашу позицию (копия трудового договора, заявления, докладные и т.п.).

Вариант 2. Если у Вы по тем или иным причинам не желаете (или не имеете возможности) отправиться в ГИТ лично, то можете воспользоваться почтовыми услугам. Для этого нужно отправить письмо с уведомлением и описью вложений (если имеются прочие документы, помимо претензии). Получив от Вас конверт, сотрудник Инспекции сверит наличие документов с описью и подтвердит получение. У Вас же останется корешок уведомления, где будет указана дата приемки документа и подпись ответственного лица ГИТ.

Вариант 3. Все большую популярность набирает электронный вариант отправки претензий. Как написать жалобу в трудовую инспекцию онлайн? Сделать это очень просто: Вам нужно зайти на официальный сайт трудовой инспекции в Вашем регионе и заполнить электронную форму. Оформляя заявку онлайн, Вы можете:

  • выбрать причину обращения из популярного списка (невыплата заработной платы, нарушение рабочего графика, дискриминация при увольнении/приеме на работу и т.п.);
  • оперативно заполнить анкету о себе и данные о работодателе благодаря удобному формату;
  • сообщить ГИТ о необходимых, по Вашему мнению, действиях, которые должны быть применены к работодателю (проверка, привлечение виновных к ответственности, административное взыскание и т.п.).

Также в бланке заявки позволяет указать способ, которым Вам будет удобно получить ответ (в виде электронного или почтового письма).

Инспекция имеет 30 дней на обработку Вашей заявки и уведомлении Вас о результатах , при этом не важно, каким способом была отправлена претензия. Если Ваша претензия не относится к компетенции Инспекции, то она будет передана компетентному органу для рассмотрения. Сделано это будет в 7-дневный срок после регистрации, Вы же получите извещение о перенаправлении заявки.

Следует помнить, что Инспекция имеет право не рассматривать Ваше заявление, если в нем содержаться прямые угрозы или оскорбления.

Анонимность

Многих интересует вопрос: можно ли составить жалобу в ГИТ анонимно, не указывая личных данных заявителя? Согласно законодательству, Инспекция вправе не рассматривать анонимные жалобы. В то же время, заявляя о нарушениях работодателя в ГИТ, Вы можете требовать сохранения конфиденциальности Вашего обращения. Для этого необходимо дополнить текст заявления соответствующей фразой (например, «При проведении проверки прошу не разглашать работодателю информацию обо мне как о заявителе» ) или поставить отметку о конфиденциальности в бланке электронной заявки.

Коллективная жалоба

Заявить о нарушениях со стороны работодателя можно, подав коллективную жалобу. Как правило, такие обращения касаются трудовых дискриминаций по отношению к коллективу в целом (отделу, цеху, подразделению и т.п.). В то же время закон не запрещает коллективно заявлять о нарушениях в отношении одного работника. При составлении обращения нужно указать ФИО представителя, от лица которого подается претензия.

Проверка по факту жалобы

Если обращение в Инспекцию составлено правильно и в нем содержится обоснованная информация о правонарушениях со стороны работодателя, то по истечению 30-ти дневного срока Вы получите уведомление о назначении проверки по жалобе.

При проведении проверки инспектор вправе провести осмотр условий труда, опросить работников предприятия, запросить для анализа необходимые документы (например, ведомости начисления заработной платы, если речь идет о задержке или невыплате зарплаты работникам ). По факту проверки инспектор составляет акт, в котором фиксирует факты нарушения ТК в отношении работника или трудового коллектива в целом. На основании установленных правонарушений к работодателю могут быть применены следующие меры:

  • выдано предписание , в котором указано о необходимости устранения тех или иных нарушений в установленный срок (например, выплатить Петренко С.Л. компенсацию за неиспользованный отпуск в срок до 01.08.2016 );
  • наложение административного штрафа . Сумма штрафа устанавливается индивидуально в соответствии с правонарушением.

В случае выявления серьезных правонарушений результаты проверки могут быть переданы в суд или прокуратуру для возбуждения уголовного дела по отношению к работодателю. В данном случае речь идет о грубых нарушений законодательства о труде:

  • нарушение правил техники безопасности ответственным лицом, которое повлекло за собой причинение вреда жизни и здоровью сотрудникам организации;
  • увольнение беременной женщины или матери, имеющей ребенка до 3-х лет;
  • систематическая невыплата заработной платы (более 3-х месяцев).

Различные виды взысканий, в том числе штрафы и уголовная ответственность, может быть применены как к первым лицам организации, так и к непосредственно виновным. К примеру, если сотрудник заявил о том, что он вынужден работать в условиях, не соответствующих нормам безопасности, то виновным в данном случае признается не только руководитель, но и специалист по охране труда .

О результатах проведенной проверки и мерах, примененных к работодателю, Вы будете проинформированы, получив соответствующее уведомление. В тексте уведомления также будет указана информация относительно Ваших дальнейших действий (если речь идет о незаконном увольнении, то в уведомлении будет описана процедура, необходимая для восстановления на рабочем месте). В случае, если результаты проверки Вас не удовлетворили или Вы считаете, что Ваши права нарушены действиями или бездействием инспектора ГИТ, Вы вправе отстоять свои интересы в суде. Для этого Вам нужно составить исковое заявление, к которому приложить уведомление от ГИТ. Также Вы можете пожаловаться на инспектора напрямую, направив обращение руководителю территориального отделения Инспекции.

Вопрос – ответ

Вопрос:
Сотрудница АО «Элемент» Степанова С.Д. – мать 2-х летнего ребенка. В марте 2016 Степанова была уволена в связи с ликвидацией АО «Элемент». Может ли Степанова обратиться в ГИТ с претензией о нарушении трудовых прав?

Нет, в данном случае действия руководства «Элемент» законны. Так как предприятие ликвидируется, то оно вправе уволить всех сотрудников, в том числе беременных женщин и матерей, чьим детям не исполнилось 3 года.

Вопрос:
Сотрудник АО «Статус» Федоров Н.Г. обратился в ГИТ в связи с невыплатой зарплаты за последние полгода. Может ли Федоров, не дожидаясь ответа Инспекции, подать иск в суд?

Да, направление претензии в ГИТ не лишает Федорова возможности защитить свои права иным путем. Тем не менее, судебный иск целесообразно подавать после получения ответа на жалобу в трудовую инспекцию. С одной стороны, уведомление и акт проверки будет весомым основанием для открытия судебного производства. С другой стороны, меры взыскания могут удовлетворить требования Федорова, и последующее обращение в суд не потребуется.

Вопрос:
Работник ООО «СтройТехМонтаж» написал жалобу в ГИТ 18.07.2016. Спустя 30 дней ответ из Инспекции работнику не поступил. Правомерны ли действия Инспекции в данном случае?

В отдельных случаях ГИТ имеет право на дополнительное время для обработки обращения (плюс 30 дней). Но при этом заявитель должен быть уведомлен, что срок обработки претензии продлевается. Кроме того, без ответа могут быть оставлены анонимные обращения, а также заявления с прямыми угрозами и оскорблениями.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.

Иногда в компаниях случаются конфликтные ситуации между работниками и работодателями. Эти конфликты приводят к неприятным для работников последствиям. Таким как, например, увольнения. Также случается, когда работодатель изначально склонен нарушать права своего работника.

Что делать тем сотрудникам организаций, права которых нарушаются? Что делать, если не выплачивается заработная плата, не соблюдаются условия по охране труда и так далее? Как восстановить свои права и добиться справедливого отношения? На эти и другие вопросы отвечает данная статья.

Зачем составлять жалобу?

Согласно статье 356 Трудового Кодекса РФ , трудовая инспекция рассматривает жалобы на работодателя, если он нарушает права работника. Среди таких нарушений можно отметить следующие:

  • Если работодатель не предоставляет своему сотруднику ту работу, которая оговаривается в трудовом договоре;
  • Если работодатель не выплачивает зарплату в установленный срок или не выплачивает её вовсе;
  • Если работодатель предоставляет такое рабочее место, которое не отвечает тем условиям, которые указаны в коллективном договоре;
  • Когда работодатель не предусматривает обязательное социальное страхование своего работника (в тех ситуациях, которые предусмотрены законодательством);
  • Если работодатель выделяет недостаточно времени для отдыха или не выделяет вовсе;
  • Другие нарушения работодателя, связанные с правами работника.

Обращение в трудовую инспекцию

Алгоритм действий подачи заявления в трудовую инспекцию:

  • Для начала необходимо узнать к какой инспекции относится организация, в которой работает заявитель. Для получения этой информации нужно позвонить в районную или городскую инспекцию;
  • Далее пишется заявление с указанием на нарушения работодателя;
  • После этого к заявлению нужно приложить документы, подтверждающие наличие описанных в заявлении нарушений;
  • Подать жалобу в трудовую инспекцию на работодателя можно отправить почтой или передать лично. Также в инспекцию можно обратиться посредством онлайн обращения на официальном сайте инспекции онлайнинспекция.рф . Для этого нужно пройти по вкладке «Для работников», а затем «Сообщить о проблеме».

Составление жалобы

Единой нормы составления жалобы в инспекцию не существует – она пишется в произвольной форме. Однако всё же существуют некоторые общие правила составления такого типа заявлений, которых следует придерживаться:

Жалобы - стандартный блок

  • В шапке заявления указывается:
    • Полное наименование трудовой инспекции;
    • ФИО руководителя инспекции;
    • Адрес инспекции;
    • ФИО заявителя;
    • Адрес заявителя;
  • Основной текст документа:
    • Информация о том, где и кем работает заявитель;
    • Допущенные работодателем нарушения и ссылки на законодательные нормы;
    • Просьба к инспекции;
    • Приложения, включающие список прилагающихся к заявлению документов;
    • Дата и подпись.

Коллективная жалоба

Существует немало организаций, в которых работодателями допускаются нарушения по отношению к большинству своих сотрудников. Например, работодатели нанимают новых работников, а по прошествии испытательного срока увольняют «за ненадобностью», не выплачивая при этом причитающуюся заработную плату.

Также существует и масса других случаев, когда компанией недовольно большинство сотрудников. В подобных ситуациях следует скооперироваться с недовольными начальством коллегами и составить коллективную жалобу в трудовую инспекцию.

Правила, которых следует придерживаться при составлении коллективной жалобы:

  • Данные, указывающиеся в шапке заявления:
    • Наименование трудовой инспекции, в которую пишется заявление;
    • ФИО руководителя инспекции и его должность;
    • ФИО заявителя. Здесь нужно учитывать, что, поскольку заявление составляется коллективом, то в шапке нужно указать представителя этого коллектива;
  • В основном тексте документа содержится:
    • Данные о работодателе и об организационно-правовой форме организации;
    • Суть заявления: нарушения, допущенные работодателем и ссылки на законодательные нормы;
    • Требования коллектива, связанные с урегулированием конфликта и принятием мер к работодателю;
    • Приложения, содержащие перечень документов, которые являются доказательством описанного в жалобе;
    • Дата и подписи всех лиц, участвующих в составлении заявления.

Что нужно помнить, подавая заявление?

На самом деле составить жалобу и отдать её на рассмотрение – это сделать половину дела. После подачи заявления нужно помнить следующее:

  • Срок предоставления ответа заявителю – не более 30 дней с момента получения заявления;
  • Жалоба не будет рассмотрена, если:
    • Информация, указанная в заявлении недостоверна;
    • Заявитель не указывает личных данных (ФИО, адрес);
    • Обращение содержит оскорбления и нецензурную лексику.;
  • В случае отказа решение инспектора обжалуется его руководителю. Если заявитель не соглашается с действиями руководителя, то за защитой своих прав он может обратиться в органы прокуратуры и в суд;
  • При неполучении ответа на заявление рекомендуется направить это заявление снова, указав при этом, что первое письмо рассмотрено не было. Возможно, по какой-либо причине инспекция труда не получила первое обращение или произошла другая ошибка;
  • В том случае, если инспектор отказывает в удовлетворении жалобы, он направляет заявителю мотивированный отказ, в котором будут содержаться результаты проверки. Впоследствии с полученным отказом можно обратиться в вышестоящие инстанции: в прокуратуру и в суд.

Инфо

Помните, что судебный орган может защитить ваши имущественные права, касающиеся невыплаченной заработной платы, компенсации морального ущерба и так далее. А прокуратура займётся проверкой несоблюдения работодателем закона, после чего на виновников будут наложены санкции.

Что входит в проверку трудовой инспекции?

Инспекция проверяет следующее:

  • Документация, в которую входят как бумаги, касающиеся трудовых отношений, так и бумаги по охране труда;
  • Трудовые договоры, которые не должны нарушать требования Трудового Кодекса РФ;
  • Локальные нормативные акты, к которым относятся положения, инструкции, правила и другое;
  • Отпуска работников. Здесь инспектор проверяет использование отпуска всеми работниками в течение последних лет, соблюдение графика отпусков, выплату отпускных;
  • Заработная плата;
  • Трудовые книжки;
  • Договоры о материальной ответственности.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png