33. Социально-экономические отношения в соседской общине.

Первобытная соседская община.

Под первобытной соседской общиной мы понимаем социально-экономическую структуру, состоявшую из ведущих самостоятельное хозяйство отдельных семей, объединенных друг с другом территориально-соседскими связями и совместной собственностью на главное средство производства (землю, пастбища, промысловые угодья) . Сочетание частной собственности отдельных семей с коллективной и составляет изначально присущий соседской общине дуализм.

Характерными чертами первобытной соседской общины являются: наличие общей территории, общественного имущества и общинное землевладение при частном землепользовании, наличие общинных органов управления, различные формы кооперации и взаимопомощи между общинниками, их совместное выступление в войнах и делах, связанных с межобщинными отношениями, наличие определенного идеологического (религиозного) единства общинников, переплетение территориальных связей с распадающимися кровнородственными, в общественной сфере - сосуществование общины с позднеродовыми учреждениями.

Как и любой соседской общине, первобытной присущи переплетение и борьба коллективной и частной собственности.

Для стадии формирования соседской общины характерна замена связей, основанных на родстве, соседско-территориальными , которые на первых порах причудливо с ними переплетаются или даже облекаются в кровнородственную оболочку. В качестве примеров можно привести сохранение за соседской общиной тотемного названия древней родовой общины, распространение терминов кровного родства на односельчан, особенно свойственников, использование родовых святилищ для обрядов общинного значения у чейенов, кроу, тлинкитов, ирокезов, хопи, команчей и других племен североамериканских индейцев, или институт доха у народов Нижнего Амура (распространение экзогамных запретов на группу неродственных родов, связанных соседскими отношениями).

Это переплетение родовых и соседских связей , чрезвычайно разнообразное в конкретных обществах, заставляет поставить вопрос о критериях, позволяющих отличать родовую общину на позднейшем этапе ее развития от соседской и о характере переходных форм между ними.

Главные признаки, характеризующие любую соседскую общину, это наличие отдельных семейных коллективов, самостоятельно ведущих хозяйство и распоряжающихся произведенным продуктом, так что каждый своими собственными силами производит обработку отведенных ему полей и урожай им присваивается единолично, и коллективная собственность на основное средство производства. Семьи, представленные в общине, могут быть родственными и неродственными - коль скоро в хозяйственном отношении они обособлены, это не имеет принципиального значения.

Нельзя согласиться с исследователями, решительно противопоставляющими патронимию соседской общине и полагающим, что последняя может существовать только как территориальное объединение неродственных семей. Факты говорят об обратном. В горных районах Северной Албании еще в начале прошлого века все члены соседской общины считали себя потомками одного предка и избегали вступать друг с другом в брак. Соседские общины, состоящие из патронимически родственных семей, еще в 19-м веке были нередки на Кавказе, известны они и в Юто-Восточной Азии и других местах.

На начальных этапах формирования соседской общины общинная собственность на землю сосуществует с родовой, иногда даже занимая подчиненное положение. На некоторых островах Ново-Гебридского архипелага деревни, хотя и состоят из подразделений нескольких родов, но еще не образуют общины и не имеют земельной собственности. На островах Тробриан, Шортландских, Флорида, Сан-Кристобаль, Санта-Анна, Вао, Фате и других соседская община уже возникла и общинная собственность на землю сосуществует с родовой и индивидуальным заимочным землепользованием, а на острове Амрим земля принадлежит всей общине в целом, но распределяется между различными родовыми группами.

В стадиальном отношении такая община является переходной от родовой к чисто соседской. Ее можно считать ранним этапом соседской общины или переходным типом; между этими двумя точками зрения мы не видим больших различий. Главным критерием, позволяющим ее выделять, является не столько сосуществование общинной собственности с частной (это разумеется для любой соседской общины), сколько переплетение родовых связей с соседскими. Переход от такой общины к собственно соседской в значительной мере зависит от судеб позднего рода, от времени, когда он окончательно прекращает свое существование. Поскольку род чаще всего доживает до классового общества, очевидно, именно этот ранний этап соседской общины и является наиболее характерным для ее бытования в разлагающемся первобытном обществе, и для ее обозначения кажется вполне приемлемым термин "первобытная соседская община".

Такая община является соседской, потому что имеет главную ее особенность - сочетание частной собственности с коллективной. О том, что она присуща эпохе разложения первобытного общества, свидетельствует и археологический материал. В Дании уже в поселениях бронзового века в пределах каждой деревни ясно видны границы индивидуальных участков и общинного пастбища. Нечто подобное еще раньше наблюдается на неолитическом Кипре.

Однако такая община является не просто соседской, а именно первобытно-соседской, так как коллективная собственность в ней представлена двумя формами: общинной и родовой. Подобное сочетание двух форм коллективной собственности может сохраняться очень долго, и не только в разлагающихся первобытных обществах, но даже в раннеклассовых, как это видно на многочисленных африканских примерах.

В настоящее время можно считать доказанным универсальный характер не только соседской общины в целом, но и ее раннего этапа - первобытной соседской общины, которая прослежена как в патриархальных, так и в поздне-материнских и безродовых обществах. Таким образом, поздние формы родовой организации эпохи разложения первобытного общества в основном одновременны первобытной соседской общине. Они сосуществуют, различаясь не только своими функциями, но и структурами: в то время как род основан на принципе кровного родства, община покоится на территориально-соседских связях.

Хотя род и община как формы социальной организации и дополняют друг друга, создавая для индивида двойную линию защиты, между ними идет определенная борьба за сферу влияния. Конечная победа соседской общины над родом определяется уже тем, что она является не только социальной организацией, каковой практически стал поздний род, но организацией социально-экономической , в которой социальные связи переплетаются и определяются производственными.

Соседская община гибнет тогда, когда коллективная собственность становится тормозом дальнейшему развитию частной . По общему правилу это происходит уже в классовых обществах, хотя известны и исключения, обычно связанные с нехваткой земли (например, в Микронезии и Полинезии). Основные средства производства постепенно переходят в частную собственность. Возникновение аллода в земледельческих обществах хорошо прослежено на примере раннесредневековой Западной Европы. Однако, даже потеряв свои производственные функции, община может сохраняться как социальная организация в качестве административно-фискальной или территориально-самоуправляющейся единицы.

Соседская община может долго сохраняться и в классовых обществах, основанных на натуральном хозяйстве. Иногда она умышленно консервируется господствующими классами. Однако такая община, несмотря на сходства внутренних структур, отличается от первобытной. В первобытной соседской общине эксплуатация только зарождается, в классовой - превалирует. Община или подвергается эксплуатации в целом, или выделяет из своей среды как эксплуататоров. так и эксплуатируемых.

Достаточно долго сохраняли у себя патриархальный быт. Народ разделялся на племена, отдельное племя состояло из родов. Родом называлось некоторое количество семей, объединенных родственными связями, владеющих общей собственностью и управляемых одним человекам - старшиной. Поэтому в славянских племенах понятие «старший» означает не только «старый», но и «мудрый», «уважаемый». Родовой старшина - мужчина средних лет или преклонного возраста - имел большую власть в роду. Для принятия более глобальных решений, например, обороны от внешнего врага, старшины собирались в вече и вырабатывали общую стратегию.

Распад родовой общины

Начиная с VII века племена стали расселяться, занимая при этом обширные территории. Этому процессу способствовали следующие факторы:

Появление частной собственности на орудия земледелия и продукты трудовой деятельности;

Владение собственными участками плодородной земли.

Связь родов терялась, на смену патриархальной родовой общине приходит новая форма социального устройства - соседская община. Теперь людей связывают не общие предки, а сопредельность занимаемых территорий и одинаковые методы ведения хозяйства.

Основные отличия соседской общины от родовой

Причиной ослабевания родственных связей стало постепенное отдаление родственных семей друг от друга. Основные отличия нового социального уклада состояли в следующем:

В родовой общине все было общим - добыча, урожай, орудия труда. Соседская община ввела понятие частной собственности наряду с общественной;

Соседская община связывает людей обрабатываемыми землями, родовая - родством;

В родовой общине старшим был старейшина, в соседской же решения принимал хозяин каждого дома - домовладыка.

Уклад соседской общины

Независимо от того, как называлась древнерусская соседская община в каждом отдельном случае, все они имели множество сходных административных и хозяйственных черт. Каждая отдельная семья обзаводилась собственным жилищем, имела свою пашню и покосы, отдельно рыбачила и отправлялась на охоту.

В собственности каждой семьи были луга и пашни, жилища, домашние животные, орудия труда. Леса, реки были общими, сохранялись также угодья, принадлежавшие всей общине.

Постепенно власть старейшин утрачивалась, зато усилилось значение мелких хозяйств. В случае необходимости люди не отправлялись за помощью к далеким родственникам. Домовладельцы всей округи сходились вместе и на вече решали важные вопросы. Глобальный интерес заставлял выбирать ответственного за решение проблемы - выборного старейшину.

Ученые не пришли к единому мнению относительно того, как называлась древнерусская соседская община. Скорее всего, в разных землях она именовалась по-разному. До наших времен дошли два названия славянской соседской общины - задруга и вервь.

Расслоение общества

Соседская община у восточных славян дала начало формированию социальных классов. Начинается расслоение на богатых и бедных, выделение правящей верхушки, которая укрепляла свою власть за счет военных трофеев, торговли, эксплуатации более бедных соседей (батрачество, а позднее - и рабство).

Из самых обеспеченных и влиятельных домовладык начинает формироваться знать - чадь нарочитая, которая состояла из таких представителей соседской общины:

Старейшины - представляли собой административную власть;

Вожди (князья) - осуществляли полный контроль над материальными и человеческими ресурсами общины в период военного времени;

Волхвы - духовная власть, которая базировалась на соблюдении общинных обрядов и на поклонении языческим духам и богам.

Важнейшие вопросы решались по-прежнему на сходке старейшин, но постепенно право принимать решения перешло к вождям. Князья в соседской общине опирались на свою дружину, которая со временем приобрела черты профессионального военного отряда.

Прообраз государственности

Родоплеменная знать, успешные купцы и наиболее обеспеченные общинники становились знатью, господствующим классом. Земля стала ценностью, за котороую стоило сражаться. В ранней соседской общине более слабых землевладельцев прогоняли с нужных земельных наделов. В период зарождения государственности крестьяне оставались на земле, но при условии, что они будут платить налоги. Богатые землевладельцы эксплуатировали своих более бедных соседей и пользовались рабским трудом. Патриархальное рабство возникало за счет пленных, захваченных в военных набегах. За пленников из знатных родов требовали выкуп, бедные попадали в рабство. Позднее рабами богатых землевладельцев становились разорившиеся крестьяне.

Изменение формы общественного устройства повлекло за собой укрупнение и консолидацию соседских общин. Образовывались племена и племенные союзы. Центрами союзов были грады - хорошо укрепленные поселения. На заре возникновения государственного строя восточные славяне имели два крупных политических центра - Новгород и Киев.

Соседская община – это несколько родовых общин (семей), живших в одной местности. В каждой из этих семей есть своя глава. И каждая семья ведет свое хозяйство, по своему усмотрению использует произведенный продукт. Иногда соседскую общину еще называют сельской, территориальной. Дело в том, что члены ее проживали обычно в одной деревне.

Родовая община и соседская община– это два последовательных этапа в становлении общества. Переход от родовой общины к соседской стал неизбежным и закономерным этапом в древних народов. И на это были свои причины:

Кочевой образ жизни стал меняться на оседлый. Земледелие стало не подсечно-огневым, а пашенным. Орудия труда для обработки земли стали более совершенными, а это, в свою очередь, резко увеличило производительность труда. Появление социального расслоения и неравенства среди населения.

Таким образом, произошел постепенный распад родовых отношений, который сменился семейными. Общая собственность стала уходить на второй план, а на первый выдвинулась частная. Однако долгое время они продолжали существовать параллельно: леса и водоемы были общими, а скот, жилище, орудия, участки земли – индивидуальными благами. Теперь каждый человек стал стремиться заниматься своим делом, зарабатывая им на жизнь. Это, несомненно, требовало максимального объединения людей, чтобы соседская община продолжала существовать.

Отличия соседской общины от родовой

Чем отличается родовая община от соседской?

Во-первых, тем, что в первой обязательным условием было наличие между людьми родственных (кровных) связей. В соседской же общине такого не было. Во-вторых, соседская община состояла из нескольких семей. Причем каждая из семей владела своей собственностью. В-третьих, совместный труд, существовавший в родовой общине, был забыт. Теперь каждая семья занималась своим участком. В-четвертых, в соседской общине появлялось так называемое социальное расслоение. Выделялись более влиятельные люди, формировались классы.

Человек в соседской общине стал более свободным и независимым. Но, с другой стороны, он потерял мощную поддержку, которая была в родовой общине.

Когда мы говорим о том, чем отличается соседская община от родовой, то необходимо отметить один очень важный факт. Соседская община имела большое преимущество над родовой: она стала видом не просто социальной, а
социально-экономической организации. Она дала мощный толчок для развития частной собственности и экономических отношений.

Соседская община у восточных славян

У восточных славян окончательный переход к соседской общине произошел в седьмом веке (в некоторых источниках ее называют «вервь»). Причем такой вид социальной организации просуществовал достаточно долго. Соседская община не давала крестьянам разориться, в ней царила круговая порука: более богатые выручали бедных. Также в такой общине разбогатевшие крестьяне всегда должны были ориентироваться на соседей. То есть еще как-то сдерживалось социальное неравенство, хоть оно и закономерно прогрессировало. Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления. Это касалось и воинской повинности.

В заключение

Соседская община и родовая община – это разновидности социального устройства, существовавшие в свое время у каждого народа. С течением времени постепенно происходил переход к классовому строю, к частной собственности, к социальному расслоению. Эти явления были неизбежными. Поэтому общины ушли в историю и сегодня встречаются только в некоторых отдаленных регионах

ОБЩИНА - надсемейное объединение людей, самоуправляющийся хозяйственный и социально-бытовой коллектив; характерна для доиндустриальной стадии развития человеческого общества.
Наиболее древним типом общины была кровнородственная община, сложившаяся еще у первобытных народов.
Кровнородственная община долгое время существовала у германцев, иранцев, финноугров и некоторых других народов. Ее наличие археологи определяют по существованию "больших домов", площадью до 300 кв.м. В каждом из таких домов жила одна патронимия (раter - "отец"; группа близких родственников по отцовской линии). Кровнородственные связи у этих народов продолжали играть большую роль и при переходе к соседской общине. Все члены патронимии возводили себя к хорошо памятному предку. Иногда имена предков помнились на протяжении десяти-двенадцати поколениЙ. Чужеземцев в такую общину принимали лишь на "правах" раба, поскольку он не происходил от этого предка. В племени, состоящем из общин-патронимий, существовала строгая иерархия родов - от правящих до совсем незнатных. Выходец из незнатного рода не мог стать во главе племени.
Со временем кровнородственная община превратилась в соседскую (территориальную). У земледельческих племен территориальная община вытесняет кровнородственную раньше, чем у скотоводческих. Земледелец имел больше возможностей прокормить себя, свою жену и детей без постоянной помощи рода.
У славян соседская община возникла очень рано. Об этом свидетельствуют находки археологами "малых домов", в которых могла проживать только одна семья. В состав славянской общины достаточно легко вливались чужеземцы. Рабы, захваченные в войнах, со временем имели возможность или уйти, или стать полноправными членами общины. Община выбирала старейшин. Земля принадлежала общине, а не отдельной семье. Характерной особенностью славянской общины были переделы земли.
Славянские города служили центрами племен и местом убежища крестьян-общинников от внешней опасности. Жители города и сельской округи делились на десятки, сотни, тысячи. Возможно, существовал и совет старейшин - "старцы градские", руководившие народным собранием - вечем .
Развитие соседской или крестьянской общины у славян связано с постепенным разложением родо-племенных отношений и формированием Древнерусского государства.

Природа и сущность древнерусской общины, которая именовалась вервью, до сих пор остается недостаточно изученной. Вероятно, на ранней стадии она объединяла несколько близлежащих поселений, в каждом из которых жило несколько (иногда несколько десятков) семей. В общинном владении находились пастбища, луговые и лесные угодья, места охоты и рыбной ловли, а также скот. Община обеспечивала устойчивость отношений внутри племени или союза племен. Более того, в течение длительного времени общинная организация тормозила процессы имущественного расслоения и выделения из среды свободных общинников более зажиточных семей.
Свободные общинники ("люди", по терминологии Русской Правды) оставались основным населением Руси и в первые века после образования Древнерусского государства. По мере обложения общинников княжеской данью (позднее - податями) община утрачивала владельческие права на землю, что вело к образованию и расширению вотчинного землевладения и постепенному закрепощению крестьянства.
На всем протяжении истории Древнерусского государства и Московской Руси, вплоть до сер. XVII в. община в определенной степени гарантировала входившим в нее крестьянам минимум прав в их взаимоотношениях с землевладельцами и государственной властью в обмен на выполнение общинниками определенной суммы обязанностей. Отношения внутри общины регулировались круговой порукой, зафиксированной еще в Русской Правде и сохранявшей свое значение на протяжении нескольких столетий. Земская реформа сер. XVI в. повысила роль общинного самоуправления, особенно в районах с преобладанием черносошного населения. Однако по мере юридического оформления крепостного права община все более подпадала под контроль государственных органов.
Тем не менее община сохраняла важную роль в организации хозяйственно-поземельных отношений в деревне, в частности, - в определении принципов пользования общинными угодьями - лесами, реками, лугами и др., в периодическом переделе земли, находящейся в наследственном владении крестьянских хозяйств, в распределении между ними налогов и податей. Эти функции община в той или иной степени сохраняла вплоть до нач. XX в.


Б 2.1. Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения.

Краткое описание событий

Даты, события

Понятия

· Появление славян на территории Беларуси. Славянские поселения на юге Беларуси (г. Петриков, д. Хотомель)).

· Славянизация балтов.

· Восточнославянские племена на территории Беларуси: кривичи-полочане, дреговичи, радимичи.

· Общественные отношения:

Переход к соседской общине (вервь);

Неукреплённые поселения (селища);

Князь, дружина, военное ополчение.

· Возникновение имущественного неравенства среди крестьян-общинников способствовало зарождению феодального хозяйственного уклада.

Vв. – первые письменные известия о славянах.

V-VIIв. – славяне начали широко расселяться по территории Европы.

VIв. – появление славян в Среднем Поднепровье.

VI-VIIв. – славяне разделились на 3 группы: западные, восточные, южные.

VIII-IX в. – на территории Беларуси сложились племенные объединения восточных славян.

Балты – племена индоевропейского происхождения, предки современных литовцев и латышей. До прихода славян заселяли Северную и Среднюю Беларусь.

Славянизация балтов – постепенный процесс сближения балтского населения со славянским, результатом которого было окончательное слияние балтов со славянами.

Князь – первоначально вождь племени, позднее – правитель княжества.

Дружина – отряд вооружённых и специально обученных военному делу людей.

Полюдье – сбор дани с населения.

«Вервь» - название сельской (соседской) общины у славян (верёвкой измеряли участок).

Племенные объединения восточных славян на территории Беларуси:


Первые письменные свидетельства о славянах относятся к VI в. Заселение территории Беларуси славянами происходило преимущественно с юга.

В период VIII – IX в. в. на территории Беларуси сложилось не­сколько объединений восточных славян. Кривичи-полочане рас­селились по течению Западной Двины. Существует литературная гипотеза, что их название происходит от слова «кровные», что значит «близкие по крови». Кривичи возникли в результате славянизации балтов - смешения (ассимиля­ции) пришлых славянских с мест­ными балтскими племенами.

Южными соседями полоцких кривичей были дреговичи , жив­шие между Припятью и Двиной. Наиболее распространено мне­ние, что их название происходит от слова «дрыгва» - заболо­ченная местность, на которой они жили (в древности Припятское Полесье представляло собой едва ли не сплошное огромное болото). Соседями дреговичей были радимичи , поселившиеся на реке Сож. Восточные славяне постепенно осваивали территорию Беларуси и к X в. стали основным ее населением. Для обозначения общности всех восточных славян историки используют термин «древнерусская народность».

Основными хозяйственными занятиями населения земель Беларуси были земледелие и животноводство, а также домашние промыслы и ремесла. Они относились к производящему хозяйству. Второстепенную роль игра­ли охота, рыболовство, бортничество (сбор меда лесных пчел). Эти занятия относились к присваивающему хозяйству.


Развитие земледелия у славян прошло путь от мотыжного и под­сечно-огневого к пахотному.

Обрабатывали землю бороной-суковаткой, сделанной из ство­ла дерева с обрубленными суками. С переходом к пахотному типу земледелия сначала использовали деревянную соху с железным со­шником. Распространенными сельскохозяйственными культурами были рожь, просо, пшеница.

В VIII в. на территории Беларуси окончательно сложилась соседская (сельская) община у славян. Ее формирование было обу­словлено переходом от подсечно-огневого к пахотному земледелию. Это вызвало распад большой патриархальной семьи на малые се­мьи. С помощью сохи обрабатывать землю и собирать урожай можно было силами одной малой семьи. Люди стали жить отдельными се­мьями и вести свое хозяйство. В поисках пригодной для земледелия земли члены одной семьи стали покидать укрепленные городища , где они жили родовой общиной. Они строили на новых землях, куда пришли, неукрепленные поселения.

Население в новых поселениях составляли небольшие семьи из разных родов. Между ними устанавливались отношения подобно тем, что существуют между соседями. Постепенно семьи объедини­лись в соседскую (сельскую) общину. В ней каждая семья получала право пользоваться своим участком земли - наделом. Но при этом семья не могла им распоряжаться по своему усмотрению, поскольку земля считалась собственностью всей сельской общины. В личной собственности семьи были орудия труда. Называлась сельская община у славян «вервь». Это название происходит от слова «веревка», которой отмеряли выделяемые общинникам участки земли.

В IX в. у восточных славян зарождается феодальный социаль­но-экономический уклад - способ ведения хозяйства, появление которого связано с возникновением имущественного неравенства среди общинников и расслоением их на знатных и бедных. Земля, бывшая прежде во владении всей сельской общины, постепенно пе­реходит в частную собственность отдельных общинников - старей­шин, военных вождей, их дружинников - вооруженных и специаль­но обученных военному делу людей. Из них постепенно формируется класс феодалов. Одновременно происходит превращение бедных общинников в зависимых крестьян.

Феодалы, захватывая общинные земли, обращали их в свою собс­твенность - феод, который мог даваться в пользование дружинни­кам (воинам) на время службы. Феодал-князь (от слова «конязь» - человек на коне) вместе со своей дружиной собирал с подвластного населения дань - натуральный налог продуктами, называвшийся полюдьем. Обычно это происходило осенью, когда уже был собран урожай.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png