С тех пор как вечный судия Мне дал пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
М. Лермонтов. «Пророк»
Воистину жемчужиной творчества Булгакова стал его роман «Мастер и Маргарита». Он не только позволяет проникнуться атмосферой быта двадцатых - тридцатых годов, не только, следуя гоголевским традициям, обнажает пороки и недостатки современников но читателя задуматься над вопросами, так добро и зло, истина, справедливость, свобода. Не случайно именно в годы «строительства» (что так Воланда, так как было прекрасной почвой для его экспериментов) государства Булгаков обращается к В писатель находит для себя ответы на вопросы человеческого бытия. Но увенчается ли успехом «го донести людям? Не останется ли он одинок в
В романе глубоко осмысливает проблему одиночества. Не так, очевидно одиночество главных героев (Мастера, Маргариты, Пилата). Чем же это вызвано?
Главный Мастер в своем неожиданном, искреннем, смелом романе о Пилате и Иешуа выразил авторское понимание истины. широко освещает проблему взаимоотношений Мастеи и с одиночеством творческой личности. Роман смысл всей его не принят обществом. Более того, он критикой, даже будучи неопубликованным. Что же такого сказать людям Мастер? Он хотел донести до них необходимость веры, необходимость поиска истины. Но она (как и он сам) Обществу чужды размышления об истине, о правде - о тех высших категориях, значимость которых каждый должен осознать для себя сам. Люди заняты удовлетворением мелочных потребностей (но ведь «не хлебом они не борются со своими слабостями и недостатками, легко поддаются о чем так красноречиво говорит сеанс черной магии. что в таком обществе личность творческая, но находит
В романе есть путь которого до определенной степени повторяет Мастер. Это Иешуа (Иисус), который так же, как и Мастер, пыл отвергнут Была отвергнута и правда, которую он проповедовал Но Иешуа не чувствует себя одиноким, хотя и говорит: «Я один в мире». Иешуа верит в то, что Бог всегда с ним; он готов бороться за свои убеждения и даже отдать за них свою А Мастер оказывается неспособным к борьбе, он сжигает тем самым отрекаясь от истины. Если бы Мастер обраон не был бы одинок. Но Мастер, удалившись от лювыше их в своем понимании жизни, в то же время не попс действительно верному пути, не обратился к Богу. И в этом я вижу причину его С одиночеством Мастера созвучно одиночество Понтия Пилата. Он имеет, казалось бы, для счастливой жизни: деньги, власть, славу... Это как раз то, что должно побуждать окружающих его людей к общению с ним. Но уже при первом знакомстве с Пилатом мы какое-то томление его души. Он еще не почувствовал себя одиноким, но не Иешуа говорит ему: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит Иешуа видит в нем Совесть, видит неравнодушие к людям (ведь выражение «болит голова » имеет и переносный смысл). Встреча Пилата и Иешуа была недолгой, но они успели поговорить об истине, Иешуа в Пилате мысль и душу, пробудил
кдей, жажду поиска истины. Не случайно автор проводит параллель между сегодняшним днем и далеким В поиске истины Булгаков видит вечное стремление человека, но за два тысячелетия человечество не созрело до понимания истины, и каждый, кто заду о ней, кто приближается к ее пониманию, невольно встает выше толпы и становится одинок.
Одиночество Пилата - это не только доказательство того, что он отошел от обыденной суеты и приблизился к пониманию истины. Это еще и наказание. Наказание за то, что он пренебрег Совестью, предпочел выполнить закон ершалаимский, преступив закон высший. Разве не его муки совести, его одиночество состояние Раскольникова после преступления?! Пилат стал выше но в то же время сам преградил себе путь к Богу. никем не виданное одиночество в глазах» Маргариты на первый взгляд имеет совершенно другую природу. Ее сердце требует любви, любви возвышенной, чистой, вечной. И
она находит ее, она «заполняет собой» душу Мастера и ради него на все. Но истина, в понимании самого Иешуа, есть не что иное, как царство добра, справедливости, ради которого Иешуа приносит себя в жертву. Любовь - это тоже безграничная доброта, готовность на самопожертвованию. Отдав душу дьяволу, Маргарита также совершила величайшую жертву во имя спасения своей любви.

Царство истины, его начало Иешуа видит именно в любви. И для того чтобы «возлюбить ближнего своего», полюбить все человечество, требуется еще большая сила, чем душевная сила Маргариты. Чем больше будет людей, способных на всепоглощающую любовь, тем скорее мы приблизимся к «царству истины и справедливости ». Одиночество же Маргариты говорит о том, как мало таких людей встречал Булгаков.
Говоря об одиночестве, не упомянуть Ивана Бездомного. В начале романа мы видим поэта, на потребу атеистическому обществу. В конце же романа он отказывается от мы видим одинокого человека, который, поняв несправедливость и фальшь окружающего его находится на пути к познанию истины. На примере судьбы этого поэта Булгаков показал неспособность неверующего человека противостоять злу.
Именно в поиске истины, в борьбе за справедливость, в борьбе добра со злом видит Булгаков смысл человеческой жизни. Но автора беспокоит, что люди не меняются, что за две тысячи лет они ни на шаг не приблизились к пониманию смысла своей жизни (об этом автор заявляет устами Воланда: как люди. Любят деньги, но ведь это всегда Писатель показал трагедию творческой личности, обреченной на непонимание.
В запрете романа Мастера угадываются судьбы многих произведений, не увидевших свет тогда, когда они были особенно нужны, угадываются судьбы многих поэтов и писателей, не получивших заслуженного признания. Но еще более знамением времени видит Булгаков одиночество Совести и Любви, Искренности и Доброты, на которых зиждется «царство истины и справедливо Только познав истину и любовь, слушая голос совести, чело век, по Булгакову, обретает покой. И в конце романа автор высказывает надежду на то, что люди обретут-таки покой и встретят понимание. Надежду на то, что люди, постигшие вечные ценности, высшие категории бытия, незыблемость которых утверждает Евангелие, не будут одиноки.

С тех пор как вечный судия Мне дал пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
М. Лермонтов. “Пророк”
Воистину жемчужиной творчества Булгакова стал его роман “Мастер и Маргарита”. Он не только позволяет проникнуться атмосферой быта двадцатых – тридцатых годов, не только, следуя гоголевским традициям, обнажает пороки и недостатки современников но читателя задуматься над вопросами, так добро и зло, истина, справедливость,

Свобода. Не случайно именно в годы “строительства” (что так Воланда, так как было прекрасной почвой для его экспериментов) государства Булгаков обращается к В писатель находит для себя ответы на вопросы человеческого бытия. Но увенчается ли успехом “го донести людям? Не останется ли он одинок в
В романе глубоко осмысливает проблему одиночества. Не так, очевидно одиночество главных героев (Мастера, Маргариты, Пилата). Чем же это вызвано?
Главный Мастер в своем неожиданном, искреннем, смелом романе о Пилате и Иешуа выразил авторское понимание истины. широко освещает проблему взаимоотношений Мастеи и с одиночеством творческой личности. Роман смысл всей его не принят обществом. Более того, он критикой, даже будучи неопубликованным. Что же такого сказать людям Мастер? Он хотел донести до них необходимость веры, необходимость поиска истины. Но она (как и он сам) Обществу чужды размышления об истине, о правде – о тех высших категориях, значимость которых каждый должен осознать для себя сам. Люди заняты удовлетворением мелочных потребностей (но ведь “не хлебом они не борются со своими слабостями и недостатками, легко поддаются о чем так красноречиво говорит сеанс черной магии. что в таком обществе личность творческая, но находит
В романе есть путь которого до определенной степени повторяет Мастер. Это Иешуа (Иисус), который так же, как и Мастер, пыл отвергнут Была отвергнута и правда, которую он проповедовал Но Иешуа не чувствует себя одиноким, хотя и говорит: “Я один в мире”. Иешуа верит в то, что Бог всегда с ним; он готов бороться за свои убеждения и даже отдать за них свою А Мастер оказывается неспособным к борьбе, он сжигает тем самым отрекаясь от истины. Если бы Мастер обраон не был бы одинок. Но Мастер, удалившись от лювыше их в своем понимании жизни, в то же время не попс действительно верному пути, не обратился к Богу. И в этом я вижу причину его С одиночеством Мастера созвучно одиночество Понтия Пилата. Он имеет, казалось бы, для счастливой жизни: деньги, власть, славу… Это как раз то, что должно побуждать окружающих его людей к общению с ним. Но уже при первом знакомстве с Пилатом мы какое-то томление его души. Он еще не почувствовал себя одиноким, но не Иешуа говорит ему: “Истина прежде всего в том, что у тебя болит Иешуа видит в нем Совесть, видит неравнодушие к людям (ведь выражение “болит голова ” имеет и переносный смысл). Встреча Пилата и Иешуа была недолгой, но они успели поговорить об истине, Иешуа в Пилате мысль и душу, пробудил
Кдей, жажду поиска истины. Не случайно автор проводит параллель между сегодняшним днем и далеким В поиске истины Булгаков видит вечное стремление человека, но за два тысячелетия человечество не созрело до понимания истины, и каждый, кто заду о ней, кто приближается к ее пониманию, невольно встает выше толпы и становится одинок.
Одиночество Пилата – это не только доказательство того, что он отошел от обыденной суеты и приблизился к пониманию истины. Это еще и наказание. Наказание за то, что он пренебрег Совестью, предпочел выполнить закон ершалаимский, преступив закон высший. Разве не его муки совести, его одиночество состояние Раскольникова после преступления?! Пилат стал выше но в то же время сам преградил себе путь к Богу. никем не виданное одиночество в глазах” Маргариты на первый взгляд имеет совершенно другую природу. Ее сердце требует любви, любви возвышенной, чистой, вечной. И
Она находит ее, она “заполняет собой” душу Мастера и ради него на все. Но истина, в понимании самого Иешуа, есть не что иное, как царство добра, справедливости, ради которого Иешуа приносит себя в жертву. Любовь – это тоже безграничная доброта, готовность на самопожертвованию. Отдав душу дьяволу, Маргарита также совершила величайшую жертву во имя спасения своей любви.
Царство истины, его начало Иешуа видит именно в любви. И для того чтобы “возлюбить ближнего своего”, полюбить все человечество, требуется еще большая сила, чем душевная сила Маргариты. Чем больше будет людей, способных на всепоглощающую любовь, тем скорее мы приблизимся к “царству истины и справедливости “. Одиночество же Маргариты говорит о том, как мало таких людей встречал Булгаков.
Говоря об одиночестве, не упомянуть Ивана Бездомного. В начале романа мы видим поэта, на потребу атеистическому обществу. В конце же романа он отказывается от мы видим одинокого человека, который, поняв несправедливость и фальшь окружающего его находится на пути к познанию истины. На примере судьбы этого поэта Булгаков показал неспособность неверующего человека противостоять злу.
Именно в поиске истины, в борьбе за справедливость, в борьбе добра со злом видит Булгаков смысл человеческой жизни. Но автора беспокоит, что люди не меняются, что за две тысячи лет они ни на шаг не приблизились к пониманию смысла своей жизни (об этом автор заявляет устами Воланда: как люди. Любят деньги, но ведь это всегда Писатель показал трагедию творческой личности, обреченной на непонимание.
В запрете романа Мастера угадываются судьбы многих произведений, не увидевших свет тогда, когда они были особенно нужны, угадываются судьбы многих поэтов и писателей, не получивших заслуженного признания. Но еще более знамением времени видит Булгаков одиночество Совести и Любви, Искренности и Доброты, на которых зиждется “царство истины и справедливо Только познав истину и любовь, слушая голос совести, чело век, по Булгакову, обретает покой. И в конце романа автор высказывает надежду на то, что люди обретут-таки покой и встретят понимание. Надежду на то, что люди, постигшие вечные ценности, высшие категории бытия, незыблемость которых утверждает Евангелие, не будут одиноки.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Проблема одиночества в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Другие сочинения:

  1. – Родные есть? – Нет никого. Я один в мире. М. Булгаков. Мастер и Маргарита. Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” называют “вершинным романом русской литературы 20 века”. Это произведение освещает практически все философские проблемы, когда-либо волновавшие человечество и человека. Read More ......
  2. В первоначальном варианте роман “Мастер и Маргарита” был историей современных Фауста и Маргариты, рассказанной Булгаковым. А если так, то это история необыкновенной любви, преступившей законы общества, поисков истины и того мгновения, которое должно по красоте своей затмить все, мгновения, за Read More ......
  3. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” можно назвать шедевром мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не перестает будоражить умы миллионов читателей. Каждая глава этого романа является значимой, интересной, содержательной. Вереница разворачивающихся на страницах произведения событий перемежается Read More ......
  4. Михаил Афанасьевич Булгаков не просто интереснейший писатель, самобытная личность, но и глубочайший философ. Его творчество наполнено серьезными размышлениями на различные темы. Своеобразным их апофеозом, без всяких сомнений, можно считать роман “Мастер и Маргарита”. Это произведение создавалось на протяжении двенадцати лет. Read More ......
  5. Глубокая и твердая гражданская позиция всегда отличала русского писателя от писателя любой другой части суши. Так, невозможно представить А. С. Пушкина в отрыве от его гражданской лирики. Знаменитая фраза Н. А. Некрасова “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть Read More ......
  6. Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” по праву считается не только величайшим произведением литературы, но и кладезем удивительных по своей глубине философских мыслей. Сам роман состоит как бы из двух частей. Это роман о Мастере и роман, написанный самим Read More ......
  7. Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека. Роман М. А. Read More ......
  8. Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” – вершинное произведение писателя. Замысел этой книги возник в 1928 году, а работа над ней начата в 1929. Роман имел варианты названий: “Черный маг”, “Копыто инженера”, “Жонглер с копытом”, “Гастроль Воланда”. Но первая Read More ......
Проблема одиночества в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

>Сочинения по произведению Мастер и Маргарита

Одиночество

Философско-мистический роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» считается вершиной его творчества. Вот уже много десятилетий он будоражит общественность и вызывает жаркие споры. В одном все соглашаются, что это неоднозначное произведение, в котором автору удалось соединить столь разные составляющие. Примечательно то, что лейтмотивом романа избрана тема одиночества. С самого начала мы знакомимся с поэтом Иваном Поныревым, который неслучайно выбрал для себя псевдоним Бездомный .

Время, в которое жил и творил Булгаков, было не таким уж легким для страны и его соотечественников. После 1917 года многие оказались лишены свои дома, Родины, надежды, веры в светлое будущее. Поэтому быть одиноким и несчастным в таких условиях было совсем несложно. Автор тонко подмечает­ роль личного счастья в жизни людей. Любовь способна изменить все вокруг. Она меняет мировосприятия, мироощущение. В обоих сюжетах, описанных им, мы видим людей, которые страдают от одиночества в огромных домах и дворцах с избытком материальных благ.

Несчастен Понтий Пилат , поселившийся в Иродовом дворце. Несчастна Маргарита , живущая в красивом особняке. Истинное счастье и желание жить приходит только с любовью и верной дружбой. Не случайно автор рассматривает два параллельных времени: сегодняшний день и далекое прошлое. И только Воланд знает, что в поисках истины человечество мечется уже две тысячи лет. Неумение разглядеть его в простых вещах ведет к неминуемому одиночеству. Булгаков буквально проверяет своих героев на прочность и силу духа. Эту проверку с достоинством проходит только Маргарита.

Если рассматривать проблему Понтия Пилата, нельзя не заметить, что он сам виноват в своем одиночестве. Он пренебрег совестью, в чем раскаивался всю жизнь. Маргарита пошла другим путем. Она отдала все, что можно было, ради вечной и возвышенной любви. В конце концов, она нашла это чувство, и оно заполнило всю ее душу, не оставив места одиночеству. Не хочет ли автор таким поворотом событий сказать, что чем больше на свете будет людей, готовых жертвовать ради любви всем, тем быстрее воцарится справедливость и исчезнет угроза одиночества?

Этот роман заканчивается воссоединением влюбленных, но остальные люди не меняются, что беспокоит Воланда еще больше. Получается, что его приезд изменил жизнь только одной паре, а проживающие в Москве на тот момент десятки тысяч или миллионы других людей, так и остались на духовно низком уровне. Как отмечает мессир, за две тысячи лет почти ничего не изменилось. «Люди как люди», они всё также любят деньги и предпочитают оставаться в неведении.

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно назвать шедевром мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не перестает будоражить умы миллионов читателей. Каждая глава этого романа является значимой, интересной, содержательной. Вереница разворачивающихся на страницах произведения событий перемежается с глубокими философскими размышлениями, затягивая читателя, не давая ему опомниться, заставляя его размышлять над вечными вопросами, переоценивать, пересматривать взгляды на жизнь.
Булгаков писал свое произведение в тяжелое для страны время. Тоталитаризм и диктатура загоняли людей в жесткие рамки, лишая их свободы и права выбора. Писатель осуждал позицию власти, что, несомненно, отразилось и в самом романе. Поэтому на протяжении всего произведения Булгаков поднимает такой вопрос, как одиночество личности в обществе.
На мой взгляд, эта тема прежде всего связана с образом Понтия Пилата. Историю пятого прокуратора Иудеи начинает рассказывать Воланд. Читатель попадает в древний город Ершалаим, в котором общеизвестная библейская история раскрывается очень своеобразно. Примечательно, что главным героем этой истории является не подсудимый Иешуа Га-Ноцри, в котором мы без труда узнаем Иисуса Христа, а Понтий Пилат, его палач.
Это очень одинокий человек, единственной привязанностью которого является его собака Банга. Прокуратор страдает тяжелой неизлечимой болезнью, которая приносит ему невыносимые страдания. У этого героя, по сути, нет смысла жизни. Он по необходимости выполняет свою работу.
Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому «сумасшедшему философу». Он находит интересного себе человека, может быть, даже друга. Кроме того, Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Он желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря.
Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности. Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: «Синедрион просит отпустить Вар-раввана». Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слова остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести.
Тема одиночества самым тесным образом связана и с Маргаритой, возлюбленной мастера. Эта женщина чувствовала себя несчастной, пленницей в окружающем ее обществе.
Можно сказать, что всю свою жизнь до встречи с Мастером Маргарита была несчастна. И это несмотря на то, что внешне ее жизнь была вполне благополучной, многие завидовали героине. У Маргариты был любящий муж - прекрасный человек, занимающий высокий пост и способный полностью обеспечить свою жену. Материально героиня ни в чем не нуждалась. Но ей не хватало любви, тепла, смысла, ради которого стоило бы жить.
После встречи с мастером жизнь ее переменилась, но ненадолго. После опубликования романа о Понтии Пилате начались страшные гонения на мастера, которые тот не в силах был выдержать. Герой сжигает свое произведение, попадает в сумасшедший дом и исчезает из жизни Маргариты.
Все это время героиня чувствует себя несчастной, она не живет, а существует. Маргарита вновь чувствует себя одинокой. Свободу и любовь ей возвращает нечистая сила в лице Воланда и его свиты. Натершись волшебным кремом Азазелло, Маргарита становится ведьмой. Теперь она может покинуть ненавистную ей реальность, перестает быть пленницей рамок и запретов окружающего ее общества.
С самых первых страниц романа мы сталкиваемся с представителями литературного общества Москвы: председателем МАССОЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и популярным поэтом Иваном Бездомным. Из их беседы мы понимаем, что Бездомному была заказана большая антирелигиозная поэма. Поэт обязан был этим произведением показать, что Христа никогда не существовало на свете, а все легенды о нем являются не более чем байками. Иметь свою позицию, отличающуюся от вышеобозначенной, поэт не имел право. На мой взгляд, это явное проявление несвободы, рамок, запрета. Человек либо полностью подчиняется политике партии и имеет шансы быть напечатанным, либо имеет свою позицию и подвергается гонениям. Такой инакомыслящий обречен на одиночество в обществе, где принято думать одинаково.
Жертвой подобных гонений становится и мастер. Его поистине высокохудожественный роман не был оценен лишь оттого, что автор посмел затронуть запретную в стране библейскую тему. Но мастер написал именно то, во что по-настоящему верил. В конце романа он не заслужил света лишь потому, что имел слабость отречься от своего произведения. Но герой вместе со своей верной Маргаритой был награжден освобождением от страшной советской действительности и вечным покоем.
Таким образом, тема одиночества является одной из ведущих тем в «Мастере и Маргарите». Булгаков отмечает, что на одиночество в обществе, причем, совершенно любом, обречены люди, думающие нестандартно, творчески, по-другому. И преодолеть это одиночество им часто не под силу. Это его крест, который он должен нести до конца жизни. Лишь высшие силы могут помочь ему, спасти от тяжкой доли быть всегда одному.


Воистину жемчужиной творчества Булгакова стал его роман «Мастер и Маргарита». Он не только позволяет проникнуться атмосферой быта двадцатых - тридцатых годов, не только, следуя гоголевским традициям, обнажает пороки и недостатки современников Булгакова, но и заставляет читателя задуматься над вопросами, так волновавшими писателя: добро и зло, истина, справедливость, любовь, свобода. Бог… Не случайно именно в годы «строительства» атеистического (что так порадовало Воланда, так как было прекрасной почвой для его экспериментов) государства Булгаков обращается к Евангелию. В нем писатель находит для себя ответы на вечные вопросы человеческого бытия. Но увенчается ли успехом «его попытка донести истину людям? Не останется ли он одинок в своем стремлении?

В романе писатель глубоко осмысливает проблему одиночества. Не случайно так, очевидно одиночество главных героев (Мастера, Маргариты, Понтия Пилата). Чем же это вызвано?

Главный герой. Мастер в своем неожиданном, искреннем, смелом романе о Пилате и Иешуа выразил авторское понимание истины. Булгаков широко освещает проблему взаимоотношений Мастера и общества и сталкивается с одиночеством творческой личности. Роман Мастера, смысл всей его жизни, не принят обществом. Более того, он решительно отвергнут критикой, даже будучи неопубликованным. Что же такого хотел сказать людям Мастер? Он хотел донести до них необходимость веры, необходимость поиска истины. Но она (как и он сам) отвергнута. Обществу чужды размышления об истине, о правде - о тех высших категориях, значимость которых каждый должен осознать для себя сам. Люди заняты удовлетворением мелочных потребностей (но ведь «не хлебом единым…»), они не борются со своими слабостями и недостатками, легко поддаются искушениям, о чем так красноречиво говорит сеанс черной магии. Неудивительно, что в таком обществе личность творческая, думающая одинока, но находит понимания, отзыва.

В романе есть герой, путь которого до определенной степени повторяет Мастер. Это Иешуа (Иисус), который так же, как и Мастер, пыл отвергнут людьми. Была отвергнута и правда, которую он проповедовал им. Но Иешуа не чувствует себя одиноким, хотя и говорит: «Я один в мире». Иешуа верит в то, что Бог всегда с ним; он готов бороться за свои убеждения и даже отдать за них свою жизнь. А Мастер оказывается неспособным к борьбе, он сжигает РУКОПИСЬ, тем самым отрекаясь от истины. Если бы Мастер обратился к Богу, он не был бы одинок. Но Мастер, удалившись от людей, став выше их в своем понимании жизни, в то же время не пошел по действительно верному пути, не обратился к Богу. И в этом я вижу причину его одиночества.

С одиночеством Мастера созвучно одиночество Понтия Пилата. Он имеет, казалось бы, все для счастливой жизни: деньги, власть, славу… Это как раз то, что должно побуждать окружающих его людей к общению с ним. Но уже при первом знакомстве с Пилатом мы замечаем какое-то томление его души. Он еще не почувствовал себя одиноким, но не случайно Иешуа говорит ему: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…» Иешуа видит в нем Совесть, видит неравнодушие к людям (ведь выражение «болит голова» имеет и переносный смысл).

Встреча Пилата и Иешуа была недолгой, но они успели поговорить об истине, Иешуа пробудил в Пилате мысль и душу, пробудил жажду поиска истины. Не случайно автор проводит параллель между сегодняшним днем и далеким прошлым. В поиске истины Булгаков видит вечное стремление человека, но за два тысячелетия человечество не созрело до понимания истины, и каждый, кто задумывается о ней, кто приближается к ее пониманию, невольно встает выше толпы и становится одинок.

Одиночество Пилата - это не только доказательство того, что он отошел от обыденной суеты и приблизился к пониманию истины. Это еще и наказание. Наказание за то, что он пренебрег Совестью, предпочел выполнить закон ершалаимский, преступив закон высший. Разве не напоминают его муки совести, его одиночество состояние Раскольникова после преступления?! Пилат стал выше толпы, но в то же время сам преградил себе путь к Богу.

«…Необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах» Маргариты на первый взгляд имеет совершенно другую природу. Ее сердце требует любви, любви возвышенной, чистой, вечной. И она находит ее, она «заполняет собой» душу Мастера и готова ради него на все. Но истина, в понимании самого Иешуа, есть не что иное, как царство добра, справедливости, ради которого Иешуа приносит себя в жертву. Любовь - это тоже безграничная доброта, готовность на самопожертвованию. Отдав душу дьяволу, Маргарита также совершила величайшую жертву во имя спасения своей любви.

Царство истины, его начало Иешуа видит именно в любви. И для того чтобы «возлюбить ближнего своего», полюбить все человечество, требуется еще большая сила, чем душевная сила Маргариты. Чем больше будет людей, способных на всепоглощающую любовь, тем скорее мы приблизимся к «царству истины и справедливости». Одиночество же Маргариты говорит о том, как мало таких людей встречал Булгаков.

Говоря об одиночестве, нельзя не упомянуть Ивана Бездомного. В начале романа мы видим поэта, стихоплетствующего на потребу атеистическому обществу. В конце же романа он отказывается от «сочинительства»; мы видим одинокого человека, который, поняв несправедливость и фальшь окружающего его мира, находится на пути к познанию истины. На примере судьбы этого поэта Булгаков показал неспособность неверующего человека противостоять злу.

Именно в поиске истины, в борьбе за справедливость, в борьбе добра со злом видит Булгаков смысл человеческой жизни. Но автора беспокоит, что люди не меняются, что за две тысячи лет они ни на шаг не приблизились к пониманию смысла своей жизни (об этом автор заявляет устами Воланда: «…Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…»). Писатель показал трагедию творческой личности, обреченной на непонимание.

В запрете романа Мастера угадываются судьбы многих произведений, не увидевших свет тогда, когда они были особенно нужны, угадываются судьбы многих поэтов и писателей, не получивших заслуженного признания. Но еще более страшным знамением времени видит Булгаков одиночество Совести и Любви, Искренности и Доброты, на которых зиждется «царство истины и справедливости». Только познав истину и любовь, слушая голос совести, человек, по Булгакову, обретает покой. И в конце романа автор высказывает надежду на то, что люди обретут-таки покой и встретят понимание. Надежду на то, что люди, постигшие вечные ценности, высшие категории бытия, незыблемость которых утверждает Евангелие, не будут одиноки.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png