Сценарий
литературно-музыкального бала «Романтика 19 века»
(звучит музыка, гости проходят в зал)
1 ОТДЕЛЕНИЕ
(за сценой)
И скоро балу быть…
И сердце трепетное бьётся…
Как даст мне Бог его прожить?
Как он душе моей придется?
И то ли радость, то ли страх
Сейчас внутри меня теснится…
Того не выразить в словах,
Тому осталось только сбыться.
Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!
Танец «Полонез»
(звучит легкая музыка, выходят ведущие)
Ведущая:
Сегодня бал, в огнях весь дом,
Подъехали кареты,
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты
Ведущий:
Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры,
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах
Ведущая:
Везде банты и кружева,
Мелькают эполеты,
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты
Ведущий:
Зал весь в свечах и зеркалах,
Хрустальный звон бокалов,
Хозяин дома объявил
Раздолию начало
Ведущая:
Мазурки музыка звучит,
Её сменяют вальсы,
Никто веселья не отверг
И скучным не остался
Ведущий:
Наш бал открыт!
Ведущая:
Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть Вас на нашем балу!
Ведущий:
В этом году бал посвящен теме: «Романтика 19 века». Сегодня участники бала исполнят польки, вальсы, контрдансы, кадриль, марш и котильоны
Ведущая :
Кто-то из участников порадует нас пением, исполнением музыкальных произведений, мастерством художественного чтения и театральными постановками.
Ведущий :
Сударыня! А Вы знаете, что в соседнем зале у нас игровой салон?
Ведущая :
Конечно, и я Вам, сударь, даже больше скажу! Я, как и многие наши гости, успела там побывать! Там можно познакомиться с незатейливыми играми, загадками-шарадами, узнать свою судьбу у веселых цыганок-гадалок. А кое-кто из наших уважаемых гостей даже успел пофлиртовать с помощью таинственных карт цветов….
Ведущий :
Именно так развлекались дамы и господа 19 века на светских приемах и в гостях.
Ведущая : Обращаем Ваше внимание, в течение всего нашего вечера работает жюри – это старшеклассники школы № 11. В их власти определить самую танцевальную пару, лучшие костюмы, лучшие голоса, лучших актеров и музыкантов.
Ведущий :
Уважаемые гости и конкурсанты! В вашей власти определить лучший номер, который получит приз зрительских симпатий. Для этого вам необходимо проголосовать!
Ведущая : И именно вам сегодня предстоит выбрать короля и королеву бала! Все ваши предложения просим опускать во второй ящик для голосования.
Ведущий :
А если вы желаете кому-то из присутствующих написать письмо, сделать комплимент, а может рассказать о своих чувствах, для вас работает наша почта! Наши почтальоны в тот же миг доставят Ваше послание адресату!
Ведущая :
Лишь только вальс нам дарит этот миг,
И только он сейчас разъединяет…
Листая время, как страницы книг,
Забытым чувством снова опьяняет…
И кто подскажет, как спастись сейчас?
Я отвести уже не смею взгляда…
А вальс кружит, кружит, как в первый раз…
Душа безбрежной музыкой объята…
Ведущий :
Литературно-музыкальный бал «Романтика 19 века» начинает испанский вальс! Дамы и господа! Прошу, выстраиваемся в круг. Король всех бальных салонов – вальс. (после того как все встали) Маэстро, мы готовы! Музыку!
ИСПАНСКИЙ ВАЛЬС
Ведущий :
Спасибо. Реконструкция испанского вальса принадлежит итальянскому хореографу Фабио Моллика. Танец относится ко второй половине 19 века.
Ах, сударь! Я так волнуюсь!
Ведущий :
И по какому поводу, сударыня, Ваше волнение?!
Как? Разве вы не осведомлены? На нашем балу присутствую такие знатные господа!
Ведущий :
Дамы и господа! Представляем вам почетных гостей нашего бала!
(представление почетных гостей, приветственное слово от руководителя образовательного учреждения)
Ведущий :
А мы представляем вам хозяйку бала –……………………!
(слово для приветствия хозяйки бала)
Ведущая :
Созвучье нот, переплетенье слов,
И в грусти капелька надежды,
Пускай прольется свет ее безбрежный.
Ведущий
:
Пускай душа заплачет о любви
Или прильнет к другой душе украдкой.
Ты в даль неясную сегодня не зови,
В плену воспоминаний ей так сладко.
Ведущая
:
Созвучье нот, переплетенье слов
И вечно неразгаданная тайна,
Струне гитарной ты не прекословь,
Дослушай до конца романс печальный.
(романс в исполнении учеников 2 В класса)
Ведущий :
Кто эти прелестные создания?
Ведущая :
Ученики 2 класса ……………………..! В нашей школе есть очень интересный человек. Талантливый педагог, милая женщина, воспитавшая не одно поколение красивых голосов!
Ведущий : ее воспитанники от мала до велика, и ученики, и педагоги – призеры и победители вокальных конкурсов. …………………………………..!
Ведущая : А мы продолжаем знакомство с бальной культурой и начнем с танцев.
Ведущий : Конечно, скажете вы, как можно знать наверняка какие это были танцы?
Ведущая : В то время еще не было кино и видео творчества, чтобы запечатлеть и запомнить. Однако ведущие хореографы разных стран задались поисками источников и смогли восстановить казалось бы утраченное. Реконструированные социальные танцы, исполняемые на балах, хореографы смогли распространить по всему миру.
Ведущий : Теперь и в Березниках, небольшом городе России, они известны. Большую роль в распространении бальных танцев 19 века играет наш городской клуб исторического танца «Береслада» и их руководитель ………! Они у нас в гостях, поприветствуем!
Ведущая : Кавалеры! Приглашайте дам. Объявляется следующий танец «Марш карусель». Маэстро! Музыку!
(МАРШ КАРУСЕЛЬ)
Ведущий : 19 век – «Золотой» век литературы! Век бессмертных и прекраснейших творений! Вы только вслушайтесь в эти имена: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов….
(«Письмо Татьяны к Онегину» исполняет ученица 11 класса)
Ведущая : А у нас в гостях лицей № 1. Они дарят свой танец. Вальс из мультфильма «Анастасия»
(ВАЛЬС АНАСТАСИЯ)
Ведущая : Музыка к следующему танцу была специально написана Андреем Петровым для кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово»
Ведущий : Ох уж эти гусары! Похитители дамских сердец!
Ведущая : Гусарская полька! Маэстро! Музыку!
(ГУСАРСКАЯ ПОЛЬКА)
Ведущий :
Когда звучит напев старинный,
Он будто призывает на
Уйти за ним дорогой длинной
Туда, где встретит нас романс.
Ведущая
:
Он истомит и очарует,
Заставит верить и любить,
Где сердце заново тоскует,
И вечер дивный не забыть.
Ведущий
:
Потом неистово и страстно
Достигнет он таких вершин,
Где будет многое подвластно,
И ты не сможешь быть один...
Ведущая
: Романс «Утро туманное» исполняет ученица школы № 11 ………!
(Романс «Утро туманное»)
Ведущий :
В конце 19 века берет свое начало Серебряный век русской поэзии. По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы XIX века.
Ведущая :
Но поэты серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Поэзия этого периода - явление феноменальное даже для русской культуры.
Ведущий : в небольшое путешествие по литературным страницам серебряного века мы отправляемся вместе с учениками школы №3 .
(стихи С.Есенина, стихи М.Цветаевой)
Ведущий : Уважаемые участники бала! Предлагаю желающим выйти в центр! Объявляется котильон танец-игра!
Ведущая : Котильоны бывают разные: вальсовый, полечные, галоп, кадриль или мазурка. Даже название у него по-французски пикантное. Он назван так из-за присутствия фигур позволяющих дамам похвастаться вторым слоем юбок, не менее украшенным, чем первый. В 19 веке котильон был любимейшим из бальных танцев. Он давал танцующим много предлогов для разговора, для ухаживаний и даже для объяснения в любви.
Ведущий : Все дамы предпочитают кавалеров, у которых на груди красуются ордена и медали. Это говорит о мужестве и силе.
Ведущая : правила нашего котильона ордена огласит хозяйка нашего бала!
(Котильон Ордена)
Ведущая : Предлагаю Вам, сударь, отгадать о каком танце далее пойдет речь? Увлекательный, способный возбудить сладкие грезы и томительные мечты, что-то среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом…
Ведущий : Мне кажется, это вальс! Вальс долгое время считался вольным и неприличным, создавал для объяснений удобную обстановку, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.
Ведущая : В России вальс танцевали долго и быстро, вальсировать можно было в два-три тура, выходить из танца разрешалось до окончания музыки – можно было присаживаться, а потом снова включаться в очередной тур.
Ведущий : Маэстро! Музыку! Вальс цветов!
(ВАЛЬС ЦВЕТОВ)
Ведущая : Сударь, а как Вы относитесь к балету?
Ведущий : Я восхищен русским балетом! В 19 веке русский балет достиг небывалой до этого популярности, его воспевали в своих произведениях Пушкин, Державин, Грибоедов.
Ведущая : Встречайте ученицу школы № 3!
(балетный номер)
Ведущий : В аристократических салонах в начале 40-годов 19 века получил распространение и признание чешский танец «Полька». Не взирая на популярность, временно затмившую даже вальс, польку не танцевали на придворных балах.
Ведущая : во время исполнения польки дирижер должен допускать танцевать только несколько пар, чтобы они могли показать свое танцевальное искусство не будучи стеснены. Первоначально полька исполнялась с постоянными фигурами, к концу 19 века фигуры упростились или исчезли, начали появляться варианты танца: полька-галоп, полька-мазурка.
Ведущий : Кавалеры! Приглашаем дам. Шотландская полька. Маэстро! Музыку!
(ШОТЛАНДСКАЯ ПОЛЬКА)
2 ОТДЕЛЕНИЕ.
Ведущая :
Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи
От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.
Ведущий : Мы продолжаем наш литературно-музыкальный бал «Романтика 19 века» и приглашаем пары на Вальс «Жизнь художника»
(ВАЛЬС ЖИЗНЬ ХУДОЖНИКА)
Ведущая : А мы напоминаем, что все присутствующие на балу гости сегодня выбирают короля и королеву бала, не забывайте голосовать за ваших фаворитов.
Ведущий : у нас также работает почта, пишите ваши послания, комплименты, а возможно и признания, и они тут же будут доставлены адресату.
(видео фрагмент из фильма «Война и мир»)
Ведущая : А мы объявляем контрданс на 6 пар!
(контрданс на 6 пар)
(Романс в исполнении учеников 7 класса школы № 11)
Ведущий : Объявляем вальс «Конькобежцы»! Маэстро музыку!
(ВАЛЬС КОНЬКОБЕЖЦЫ»)
Ведущая : Мазурка. Успех этого танца пришелся на 1810-е годы - стремительная мазурка с быстрым темпом и сложными па являлась кульминацией бала, и обычно была последним танцем перед ужином.
Ведущий :
Ведущая роль в мазурке принадлежала кавалеру - он выбирал фигуры, движения и переходы, а дама подчинялась его порывам. Каждый участник должен был проявить изобретательность и импровизировать, не нарушая общего рисунка танца.
Ведущая : Котильон «Охота на кавалеров», . ………..! Просим объяснить вас правила игры!
(КОТИЛЬОН ОХОТА НА КАВАЛЕРОВ)
Ведущий : Бальмонт сказал:
«О, цветы красоты! Вы с какой высоты?
В вас неясная страстная чара.
Пышный зал заблестал, и ликуют мечты,
И воздушная кружится пара.
Не живи как цветок. Он живёт краткий срок,
От утра и до вечера только.
Так прожить - много ль жить? Жизнь его лишь намёк.
О! Красивая, нежная полька!»
Ведущая : Берлинская полька!
(БЕРЛИНСКАЯ ПОЛЬКА - РАЗУЧИВАНИЕ)
(На экране видеофрагмент из оперетты «Летучая мышь»)
Ведущий : Кадриль «Летучая мышь»
(КАДРИЛЬ « ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ»)
(Песня в исполнении ученицы 8 класса)
Ведущая : ученица школы № 11 ……………!
Ведущий : Котильон «Ручеек»
(КОТИЛЬОН РУЧЕЕК)
Ведущий : Наши гости из клуба исторического танца «Береслада» желают подарить нам очаровательную Богемскую польку.
(БОГЕМСКАЯ ПОЛЬКА)
Ведущая : Контрданс Гуарача!
(КОНТРДАНС ГУАРАЧА)
Ведущий : Пришло время огласить решение жюри.
Ведущая : Победитель в номинации…..
(объявляют победителей по номинациям.)
Ведущий : Контрданс «Почтовая джига»!
(Контрданс «ПОЧТОВАЯ ДЖИГА)
Ведущая : А сейчас главная интрига сегодняшнего бала!
Ведущий : Кто же станет королем и королевой БАЛА? Приглашаем на сцену Лузину Ольгу Васильевну для оглашения результатов.
(выбор королевы и короля бала)
Ведущая : Королевский вальс!
(КОРОЛЕВСКИЙ ВАЛЬС)
Ведущий : Котильон «Поле битвы»! Ольга Васильевна! Поясните, пожалуйста, правила!
(КОТИЛЬОН «ПОЛЕ БИТВЫ»)
Ведущая : Как гласит один из афоризмов 19 века «Кадриль соответствует сангвистическим характерам, галоп желчным, вальс холерическим, а полька есть исключительно принадлежность людей нервических и страстных».
Ведущий : Приглашаем всех присутствующих на финальный галоп!
(ФИНАЛЬНЫЙ ГАЛОП)
Ведущая :
Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.
Ведущий :
Довольны все и стар и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро…
До новых встреч!
Ведущая : и в заключении этого прекрасного вечера слова благодарности от хозяйки бала. ………….., Вам слово!
Ведущий : Наш бал закрыт!
Ведущая : До скорых встреч!
Сценарий бала в стиле XIX века
Цель: Создание условий для развития творческой личности.
Задачи:
Учить творческому восприятию художественной культуры.
Познакомить с нравами и бытом дворянства XIX века.
Развивать эстетический вкус.
Формировать у учеников социальные компетенции, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
Воспитать духовную культуру учащихся
Оборудование:
проектор мультимедиа, компьютер,
слайд с бальной сценой.
За кадром звучат стихи в исполнении.
Сегодня бал, в огнях весь дом,
Подъехали кареты
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты
Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах
Везде банты и кружева
Мелькают эполеты
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты
Зал весь в свечах и зеркалах
Хрустальный звон бокалов
Хозяин дома объявил
Раздолию начало
Мазурки музыка звучит
Её сменяют вальсы
Никто веселья не отверг
И скучным не остался
Вед.1. Герцогиня Ротарь Снежанна Федоровна, с сыновьями и дочерьми!
Вед.2. Герцог Туктаров Данил, с сестрами!
Вед.1. Графиня Осерцова Тамара Анатольевна, с племянниками!
Вед. 2. Баронесса Андреева Татьяна Владимировна, со своим семейством!
Вед. 1. Герцогиня Круткова Светлана Анатольевна, со своим семейством!
Вед.2. Княгиня Вагапова Ольга Геннадьевна, с сыновьями и дочерьми!
Слайд с портретом Петра I.
Вед. 1 Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич.
Вед. 2: И название им велено было дать ассамблеи. А в наше время они стали именоваться балами. Слово «бал» произошло от старофранцузского bailer, что означает «танцевать, прыгать».
Вед. 1: Сейчас на балах приняты не только танцы и общение, но и благотворительные базары, лотереи, исполнение романсов, музицирование.
Вед. 2: По-моему, нынешний оркестр играет восхитительно, не правда ли, мой друг.
Пары замирают, слушая музыку в исполнении оркестра. 3 мин.
Вед. 1: У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы, господа.
Вед. 2: И свои, иногда очень жесткие правила.
Слайд с портретом Екатерины II.
Вед. 1: Императрица Екатерина Великая собственноручно написала правила о балах, приказав соблюдать их неукоснительно.
Вед. 2: Помнится, матушка-императрица повелела шляпы и шпаги оставлять за дверьми бального зала.
вед. 1: А поскольку сама любила шутки и переодевания, ряженых и танцы, то и придворным велено было любить то же самое.
Слайд с портретом Павла I.
Вед. 2: Батюшка мой рассказывал, что император Павел запретил употребление на балах пляски, называемой вальсеном! Воспретил также ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции же приказал следить за исполнением указа строжайшим образом!
Вед.1: О времена, о нравы!
Слайд с портретом Александра I.
Вед. 2: Государь император Александр Павлович, к счастью, платья французского покроя вновь разрешил.
Вед. 1: И с той поры модные танцы и можно, и нужно. Балы же в Зимнем Дворце сделались регулярными.
Слайд с изображением бала.
Вместе . Добрый вечер, уважаемые дамы и господа!
Вед. 2. Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть Вас на нашем балу.
Девушка.
Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи
От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.
Класс делает 2 шага вперед, юноши на втором плане, девушки на первом делают реверанс. У каждого класса свой реверанс.
Е.Н.
Господа, объявляется торжественный выход их величеств. Всем встать.
Все встают и выходят на пустующее место зала. Выстраиваются, создавая «живой коридор» для прохождения императора и исторических гостей.
Е.Н.:
«Божиею милостию Татьяна Борисовна, императрица Всея Ашпанской школы».
С княжной Васильевой Зоей Михайловной
С графиней Довженко Ольгой Алексеевной
(проходят и занимают места ЖЮРИ)
Церемониймейстеры, стоя у двери, трижды ударяют своими жезлами - длинной тростью чёрного дерева с шаром слоновой кости наверху, двуглавым орлом и бантом Андреевской ленты.
Арапы раскрывают двери, все склоняются.
Оркестр исполняет полонез из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин".5 минут
Вед. 1: Господа, бал открывает полонез.
Слайд с иллюстрацией о полонезе.
Вед.2:
Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!
Исполняется полонез
Вед.1. Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец.
Вед.2. Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии!
Вед.1. Теперь же настала пора усладить наш слух изысканной музыкой.
Литературная дуэль
Задание для начальных классов: командой разукрасить плакат
Литературная дуэль среди учащихся старших классов
Презентация с литературной дуэлью
На пути облако “Запевайка” для начальных классов
Ведущий. Ребята, а вы знаете, что бывают цветные песни?.......
А я уверена, что вы знаете несколько цветных песен. Поэтому без сомнения предлагаем вам исполнить вместе с нами по 1 куплету из таких песен…..
(Исполнение песен под фонограмму)
Пример:
- “Жил, да был черный кот…”
- “Голубой вагон бежит, качается…”
- “Голубая луна…”
- “Где-то на белом свете…”
- “Листья желтые над городом кружатся…”
- “В лесу родилась елочка, зеленая была…”
- “Синий, синий иней…”
- “Синенький скромный платочек…”
- “Рыжий, рыжий кот…”
- “Калина красная…”
- “Очи черные…”
Вед.1. Танец полька! Родом не из Польши, а из Чехии! Прошу не путать! Прелестное, жизнерадостное дитя!
вед.2: Полька, господа! Кавалеры приглашают дам!
Полька в исполнении класса
Е.Н. выходят желающие 5-10 чел
Команды задают друг другу «поэтические» вопросы, заимствуя строки из известных стихотворений. Команде соперников нужно ответить тоже поэтической строкой - только это должна быть цитата из другого произведения. Желательно сделать все так, чтобы на «стыке» цитат родился забавный сверхсмысл. На обдумывание ответа отводится 1 минута.
Вот примеры вопросов-ответов:
Мечты, мечты.
Где ваша сладость? (А.С. Пушкин.)
В пустыне, чахлой и скупой. На почве, зноем раскаленной... (А.С. Пушкин.)
Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела? (М.Ю. Лермонтов.)
Во глубине сибирских руд... (А.С. Пушкин.)
Чего тебе надобно, старче? (А.С. Пушкин.)
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало... (АЛ. Фет.)
Зачем вы посетили нас
В глуши забытого селенья? (А.С. Пушкин.)
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть... (А Фет.)
5) Что же ты, моя старушка. Приумолкла у окна? (А.С. Пушкин.)
И скучно и грустно,
И некому руку подать... (М.Ю. Лермонтов.)
Вед.1. Дамы и господа, а сейчас игра «Ручеек».
Вед.1: Вальс, господа! Вальс!
Слайд с бальной сценой, где танцующие кружатся в вальсе.
Вед.2 . Итак, Вальс дружбы!
Вед.1: Дамы и господа, сейчас каждый из вас получит записку с пожеланиями. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.
Вед.2 В зал вносит поднос с записками. Каждый гость берет записку.
Тексты пожеланий:
«Выбрав дорогу, не сворачивай»
«Загляни в свою душу, спроси у своего сердца»
«Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!»
«Не забывай о себе!»
«Помни, пущенная стрела, не возвращается!»
«Найди счастье в дне сегодняшнем!»
«Знай, рассеются облака, покажется вершина!»
«Помни, как бы медленно ты не двигался, главное – не останавливаться!»
«Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!»
Сегодня для вас самый лучший день! Как и все остальные!
«То, что вас ждет, будет прекрасно!»
«Счастье не за горами, двигайтесь в том же направлении!»
«Ваше будущее прекрасно, все в розовом цвете!»
Звучит музыка, все исполняют заключительную песню.
Вед.1:
Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.
вед.2:
Довольны все и стар и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро
Звучит музыка.
Вед. вместе: Господа, бал окончен.
«Бал XIX века»
(сценарий внеклассного мероприятия)
Борисова Светлана Петровна, Попова Валентина Николаевна, учителя русского языка и литературы Хоринской СОШ им. Г.Н. Чиряева Верхневилюйского улуса Республики Саха
План вечера:
Представление гостей. Встреча их хозяевами бала.
Светская беседа.
Дуэль.
Игра в фанты.
Бал. Танцы (полонез, менуэт, вальс).
СЦЕНА 1. Представление гостей. Встреча их хозяевами бала
(в ролях учащиеся 9-10-ых классов)
Действующие лица : Хозяин и хозяйка бала, тётушка, граф, богатая вдова княгиня Друбецкая, распорядитель бала, виконт Мортемар, граф Потанин, графиня Потанина с дочерьми Элен и Анет, княгиня Болконская с дочерью Ольгой, первый раз прибывшей на бал, полковник и другие.
Чтецы .
Чтец: Глухая полночь. Строем длинным,
Осеребренные луной,
Стоят кареты на Тверской
Пред домом пышным и старинным.
Пылает тысячью огней
Обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей;
Гул танца с гулом разговоров… (Е.А.Боратынский «Бал»)
Чтец: Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и розах, с виду злые;
Тут было несколько девиц,
Не улыбающихся лиц;
Тут был посланник, говоривший
О государственных делах;
Тут был в душистых сединах
Старик по-старому шутивший;
Отменно тонко и умно,
Что нынче несколько смешно. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
Хозяйка бала (мужу): Mon cher, я очень волнуюсь... Ведь сегодня будет столько \ именитых гостей. Сама княгиня Друбецкая обещала быть. Ты ведь знаешь, она
похоронила мужа и теперь - богатая вдова. Она будет украшением нашего салона. Я
так надеюсь на виконта Мортемара - он, говорят, удивительный рассказчик.
Хозяин бала: Дорогая, у нас непременно пройдёт отличный вечер. А вот, кажется,
первые гости.
Хозяин бала: (Обращаясь к первому гостю). Моё почтение, граф!
Граф: Здравствуйте, я всегда так люблю бывать в вашем доме! Графиня, Вы, как
всегда обворожительны! (Графу) Надеюсь, мы сегодня будем играть в карты?
Хозяин бала: Да, в преферанс, как всегда.
Граф: 3начит, у меня будет возможность отыграться!
Хозяин бала: Прошу к гостям. Вы не знакомы с тётушкой? (подводит к ней).
Чтец: В роскошных перьях и цветах,
С улыбкой мертвой на устах,
Обыкновенной рамой бала
Старушки светские сидят
И на блестящий вихорь зала
С тупым вниманием глядят… (Е.А.Боратынский «Бал»)
Граф: Граф_________. Моё почтение! Как ваше здоровье? Как здоровье её величества?
Тётушка: Слава богу, нынче лучше, мой друг!
Хозяйка бала (следующей гостье): Вот и княгиня Друбецкая! О, я слышала, что Вы недавно из Парижа? Надеюсь, вы всё нам расскажете?
Княгиня Друбецкая: Да, chere Марго (подходят к тётушке и раскланиваются).
Чтец: Я вас люблю, хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь – мне отрада;
Вы отвернетесь – мне тоска;
За день мучения – награда
Мне ваша бледная рука… (А.С.Пушкин «Признание. К Александре Ивановне Осиповой»
Распорядитель бала: Виконт Мортемар.
Виконт Мортемар: Графиня, целую ваши ручки! Вы как всегда прекрасны! Вашу
красоту можно сравнить лишь с красотой розы!
Хозяйка бала: Ах, mon cher, Вы умеете говорить комплименты!
Виконт Мортемар: Avant tous dites - moi, commet voux alles, chere amie? (Прежде
всего скажите, как ваше здоровье, милый друг?)
Хозяйка бала: Как моё здоровье? Спасибо, слава богу. Надеюсь, вы у нас до конца?
Виконт Мортемар: Нынче середа. У английского посланника праздник. Мне надо
показаться там.
Хозяйка бала: Ах, как жаль.
Распорядитель бала: Княгиня Болконская с дочерью.
Хозяин бала: Княгиня! Добрый вечер! (целует руку)
Княгиня: Это моя дочь Ольга!
Хозяин бала: Рад, очень рад! Вы не видали тётушку? Извините, я должен вас оставить. (Уходит, кланяясь.).
Княгиня: (подходят к тётушке) Как ваше здоровье, тётушка? Позвольте представить мою дочь – Ольга, повернись к нам!
Тётушка: Какое милое создание!
Чтец: Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Всё в Ольге…но любой роман
Возьмите и найдёте, верно,
Её портрет; он очень мил. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
Княгиня: Пора, Ольга, подумать тебе о замужестве.
Дочь княгини: Маменька, я слишком молода!
Княгиня: Посмотри, сколько здесь кавалеров! А вот виконт Мортемар, самая
известная фамилия в Париже. Я слышала, что он недавно вернулся из Парижа. Его
отец оставил ему огромное состояние.
Дочь княгини: Маменька, какой он душка!
Княгиня; Смотри, он идёт к нам"
Подходят хозяйка бала и виконт Мортемар.
Чтец: Судьба свои дары явить желала в нем,
В счастливом баловне соединив ошибкой
Богатство, знатный род – с возвышенным умом
И простодушие с язвительной улыбкой. (А.С.Пушкин «К портрету Вяземского»)
Хозяйка бала: Княгиня! Разрешите вам представить виконта Мортемара.
Княгиня: Я очень рада! (Обращаясь к хозяйке бала) Марго! Я давно Вас не видела!
(Глядя на дочь и виконта) Оставим их! (Уходят)
Виконт Мортемар: Как ваше имя, о прекраснейшая?
Дочь княгини: Ольга!
Виконт Мортемар: Я вижу, Ваша мать строга с вами? Разрешите мне Вас
ангажировать на менуэт?
Дочь княгини: Да, конечно! Я первый раз на балу. Надеюсь, Вы мне обо всём
расскажете? (Уходят)
Распорядитель бала: Граф и графиня Потанины с дочерьми! (Входят супруги
Потанины, дочери Элен, Адель)
Хозяин бала: Как дела в сенате?
Граф Потанин: Как всегда - дебаты.
Хозяин бала: Графиня, рад Вас видеть. Представьте своих дочерей.
Графиня Потанина: Это наша старшая дочь, Элен. Это младшая дочь, Адель.
Хозяин бала: Располагайтесь, надеюсь, Вам у нас понравится! Прошу к гостям.
(Уходит)
Элен: Maman, посмотрите, в каких туалетах блистают дамы, а мы так давно ничего
нового не покупали!
Потанина: Вы у меня самые обворожительные!
Адель: А как наши прически?
Потанина: Вот только здесь подправить. Я думаю, вы хорошо воспитаны. Не
забывайте о манерах!
Чтец: Играй, Адель,
Не знай печали.
Хариты, Лель
Тебя венчали
И колыбель
Твою качали.
Твоя весна
Тиха, ясна:
Для наслаждения
Ты рождена.
Час упоения
Лови, лови!
Младые лета
Отдай любви,
И в шуме света
Люби, Адель,
Мою свирель. (А.С.Пушкин «Адели»).
Сцена 2. Светская беседа
(в ролях учителя)
Друзья, вы, надеюсь, уж все прочитали комедию бытописателя Москвы?
Вы говорите об Александре Грибоедове?
Разумеется! О его комедии «Горе от ума». Пушкин с восторгом отзывался о ней!
Замечательная вещь! «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицы».
Но этой замечательной вещи цензура не дала хода! Пока знаем ее только по спискам.
Хочу порадовать! Фаддей Булгарин издал первый театральный альманах «Русская талия». (Рассматривают журнал.)
Вы смотрите! Какая пестрая смесь! И рассказы о деятелях театра, и отрывки из пьес...
И созвездие имен драматургов... А вот и «Горе от ума»! Два действия.
Друзья! Я слышала, что Пушкин посетил Московский университет и студенты
восторженно его встретили.
Да, известен такой случай. Поэт был приглашен в университет на лекцию по
теории искусств известного профессора И.И.Давыдова, и там прозвучала знаменитая фраза президента Академии наук: «Это вам теория искусств, а это (он указал на Пушкина) - практика
Сцена 3. Игра в карты
(в ролях ученики 9 класса)
Хозяин бала : Господа, играем в преферанс. Ну, что, как обычно?
Князь Друбецкой : Да, с Вашего позволения, граф.
Полковник: Господа, с удовольствием. А если в фараон, я располагаю нынче выиграть.
Князь Друбецкой : …до ужина, чтобы прогнать как сон,
В задоре иногда, в игры зело горячи,
Играем, в карты мы, в ерошки, в фараон,
По грошу в долг и без отдачи.
Полковник : А вы раздумали и написали опять обыкновенный куш, двадцать рублей?
Юнкер : Так и быть, господа, я вам сделаю банчик в двадцать пять тысяч!
Хозяин бала : Так, Браво, юнкер! Главное что в игре? Нужна отвага, удар, сила!
Князь Друбецкой : А не про Вас ли говорят, господин полковник:
При нем остерегись, переносить горазд,
И в карты не садись: продаст.
Полковник : Нет не про меня. Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты.
Князь Друбецкой : Полковник, здесь была другая карта!
Полковни к: Вы оскорбили меня, наконец! Как вы смеете! Я требую сатисфакции. Прямо здесь и сейчас. Граф, прошу Вас быть моим секундантом!
Князь Друбецкой : Тогда Вас прошу быть моим! (юнкеру)
Юнкер : Бога ради, позвольте мне уладить дело с миром, если только возможно!
Полковник : Это не в нашей власти!
Хозяин бала : Господа! Прошу Вас! Только не здесь! В соседней зале! А то дамы могут услышать!
Сцена 4. Дуэль
Князь Друбецкой : Все ли у вас готово?
Юнкер : При мне всегда две пары: одна Кухенрейтера, другая Лепажа: мы вместе осмотрим их.
Хозяин бала : Это наш долг, Пригоняли ли вы пули?
Юнкер: Пули деланы в Париже и, верно, с особенною точностию.
Хозяин бала : Я согласен на все, что может облегчить дуэль; будет ли у нас лекарь, господин полковник?
Юнкер : Вот перед вами величайший оригинал и благороднейший человек в мире господин доктор Вернер, не возьметесь ли вы, доктор, сопровождать нас до сего места, где должны встретиться в поединке эти господа.
Доктор Вернер: Я очень знаю, господа, что не могу ни запретить, ни воспрепятствовать вашему безрассудству, - и приемлю охотно ваше предложение, Я рад купить, хотя и собственным риском, облегчение страждущего человечества!
Полковник (стреляет)
Князь Друбецкой : Вы промахнулись! Я стреляю вверх! Не могу унизиться, чтобы убить человека.
Хозяин бала: Господа, пожмите руки в знак примирения. Предлагаю Вам доктор, получить этот подарок за ваше беспокойство.
Доктор Вернер : Я отказываюсь от подарка, и покорнейше кланяюсь Вам.
Сцена 5. Игра в фанты (в зале)
Бал . Танцы (полонез, менуэт, вальс).
Участвуют все классы в несколько заходов.
Чтец: Кружатся дамы молодые,
Не чувствуют себя самих,
Драгими камнями у них
Горят уборы головные;
По их плечам полунагим
Златые локоны летают;
Одежды легкие, как дым,
Их легкий стан обозначают.
Чтец: Вокруг пленительных харит
И суетится, и кипит
Толпа поклонников ревнивых;
Толкует, ловит каждый взгляд.
Шутя, несчастных и счастливых
Вертушки милые творят.
Чтец: В движенье всё. Горя добиться
Вниманья лестного красы,
Гусар крутит свои усы,
Писатель чопорно острится,
И оба правы; говорят,
Что в то же время можно дамам,
Меняя слева взгляд на взгляд,
Смеяться справа эпиграммам.
Чтец: Меж тем, и в лентах, и в звездах,
Порою с картами в руках,
Выходят важные бояры,
Встав из-за ломберных столов,
Взглянуть на мчащиеся пары
Под гул порывистых смычков… (Е.А.Боратынский «Бал»)
Чтец: Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой…
Чтец: Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах, по деревням
Ещё мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Всё те же; их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
К конкурсам
«Кудри девы – чародейки,
Кудри – блеск и аромат,
Кудри – кольца, струйки, змейки,
Кудри – шелковый каскад!
Вейтесь, лейтесь, сыпьтесь дружно!
Пышно, искристо и жемчужно!
Вам ненадобен алмаз:
Ваш извив неуловимый
Блещет краше без прикрас,
Без перловой диадимы;
Только роза – цвет любви,
Роза – нежности эмблема-
Красит роскошью эдема
Ваши мягкие струи…
Кудри, кудри золотые,
Кудри пышные, густые-
Юной прелести венец!» Владимир Бенедиктов
«Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит» Алексей Толстой
«Дитя столицы, с юных дней
Он полюбил ее движенье,
И ленты газовых огней,
И шумных улиц оживленье.
Он полюбил гранит дворцов,
И с моря утром ветер влажный,
Он научился находить
Везде поэзию – в туманах,
В дождях, не устающих лить,
В узорах инея зимою,
И в дымке хмурых облаков,
Зажженных зимнею зарею…» Семен Надсон
«Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.» Иван Бунин
«Между дев, что на свет
Солнца глядят,
Вряд ли, я думаю,
Будет в мире когда
Хоть бы одна
Дева стол мудрая» Сапфо
«Лира, лира священная,
«Кто прекрасен – одно лишь нам радует зрение,
Кто ж хорош – сам собой и прекрасным покажется»
«Кому венец: богине ль красоты
Иль в зеркале ее изображенью?
Поэт смущен, когда дивишься ты
Богатому его воображенью.
Не я, мой друг, а божий мир богат,
В пылинке он лелеет жизнь и множит,
И что один твой выражает взгляд,
Тог поэт пересказать не может» Афанасий Фет
«..замирают звуки лиры
В руках дряхлеющих певца:
Его смущает вид порфиры
И ослепляет блеск венца.
Воздвигни ж хоры песнопений,
Младые окрыли мечты,
Царица светлых вдохновений
И королева красоты!» А.Фет
К светской беседе. Анекдоты 18 начала 19 века (литературные)
1 )Спросили у Пушкина на одном вечере про барыню, с которой он долго разговаривал, как он её находит, умна ли она?
– Не знаю, - отвечал Пушкин, очень строго и без желания поострить, - ведь я с ней говорил по - французски.
2 ) Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе?
Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт быстро нашелся:
– Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись.
3 ) Когда Гоголю подали котлетку, жаренную на прованском масле и совершенно холодную, Гоголь снова выразил неудовольствие. Лакей преспокойно пощупал ее грязной рукой и сказал:
Нет, она тепленькая: пощупайте её!
4 ) Дельвиг однажды вызвал на дуэль Булгарина. Булгарин отказался, сказав: «Скажите барону Дельвигу, что я на своем веку видел более крови, нежели он чернил»
5 ) Приятель Дашкова выражал ему удивление, что он ухаживает за госпожою, которая не хороша собою, да и не молода. «Все это так, - отвечал князь, - но если бы ты знал, как она благодарна!»
6) Когда В.А.Перовскому сообщили о замужестве Софи Бобринской, его спросили: «А кто её выдал замуж?»- «Мужики, - ответил Перовский, - 8000 душ».
7 ) Блудову однажды передали, что какой-то сановник худо о нем отзывался, говоря, что он при случае готов продать Россию. «Скажите ему, что, если бы вся Россия исключительно была наполнена людьми на него похожими, я не только продал, но и даром отдал бы её».
8 ) Пушкин говаривал про Дениса Давыдова: «Военные уверены, что он отличный писатель, а писатели про него думают, что он отличный генерал».
9 ) Некую госпожу Андриан Тютчев называет: «Неутомимая, но очень утомительная».
10 ) Одна дама, услышав, что сало вздорожало по причине войны, вскричала: «Ах, боже мой! Неужели армии будут сражаться при свечах?»
11) Кто-то спрашивает должника: «Когда же заплатите вы мне свой долг? – «Я и не знал, что вы так любопытны», - отвечает тот».
12 ) Умному К. советовали жениться на умной и любознательной девице Б. И она, и он были рябые. «Что же, - отвечал он, - вы хотите, чтобы дети наши были вафли».
13) Г-жа Б. не любила, когда спрашивали её о здоровье. «Уж увольте меня от этих вопросов, - отвечала она, - у меня на это есть доктор, который ездит ко мне и которому плачу 600 р. В год»
14) - Частенько трудитесь, батюшка? – спросил врач священника на похоронах.
По вашей милости, - отвечал с поклоном священник.
15) У одной деликатной дамы вскочил на лице или на руке прыщик. Увидела, испугалась и в ту же минуту послала за доктором. Приезжает доктор, степенный, серьезный старичок, осматривает язву и требует немедленно чернил и бумаги: «Скорее, скорее! Боюсь, чтобы не зажило, пока напишу рецепт.