Сценарий

литературно-музыкального бала «Романтика 19 века»

(звучит музыка, гости проходят в зал)

1 ОТДЕЛЕНИЕ

(за сценой)

И скоро балу быть…
И сердце трепетное бьётся…
Как даст мне Бог его прожить?
Как он душе моей придется?
И то ли радость, то ли страх
Сейчас внутри меня теснится…
Того не выразить в словах,
Тому осталось только сбыться.

Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

Танец «Полонез»

(звучит легкая музыка, выходят ведущие)

Ведущая:

Сегодня бал, в огнях весь дом,
Подъехали кареты,
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты

Ведущий:

Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры,
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах

Ведущая:

Везде банты и кружева,
Мелькают эполеты,
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты

Ведущий:
Зал весь в свечах и зеркалах,
Хрустальный звон бокалов,
Хозяин дома объявил
Раздолию начало

Ведущая:
Мазурки музыка звучит,
Её сменяют вальсы,
Никто веселья не отверг
И скучным не остался

Ведущий:

Наш бал открыт!

Ведущая:

Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть Вас на нашем балу!

Ведущий:

В этом году бал посвящен теме: «Романтика 19 века». Сегодня участники бала исполнят польки, вальсы, контрдансы, кадриль, марш и котильоны

Ведущая :

Кто-то из участников порадует нас пением, исполнением музыкальных произведений, мастерством художественного чтения и театральными постановками.

Ведущий :

Сударыня! А Вы знаете, что в соседнем зале у нас игровой салон?

Ведущая :

Конечно, и я Вам, сударь, даже больше скажу! Я, как и многие наши гости, успела там побывать! Там можно познакомиться с незатейливыми играми, загадками-шарадами, узнать свою судьбу у веселых цыганок-гадалок. А кое-кто из наших уважаемых гостей даже успел пофлиртовать с помощью таинственных карт цветов….

Ведущий :

Именно так развлекались дамы и господа 19 века на светских приемах и в гостях.

Ведущая : Обращаем Ваше внимание, в течение всего нашего вечера работает жюри – это старшеклассники школы № 11. В их власти определить самую танцевальную пару, лучшие костюмы, лучшие голоса, лучших актеров и музыкантов.

Ведущий :

Уважаемые гости и конкурсанты! В вашей власти определить лучший номер, который получит приз зрительских симпатий. Для этого вам необходимо проголосовать!

Ведущая : И именно вам сегодня предстоит выбрать короля и королеву бала! Все ваши предложения просим опускать во второй ящик для голосования.

Ведущий :

А если вы желаете кому-то из присутствующих написать письмо, сделать комплимент, а может рассказать о своих чувствах, для вас работает наша почта! Наши почтальоны в тот же миг доставят Ваше послание адресату!

Ведущая :

Лишь только вальс нам дарит этот миг,
И только он сейчас разъединяет…
Листая время, как страницы книг,
Забытым чувством снова опьяняет…
И кто подскажет, как спастись сейчас?
Я отвести уже не смею взгляда…
А вальс кружит, кружит, как в первый раз…
Душа безбрежной музыкой объята…

Ведущий :

Литературно-музыкальный бал «Романтика 19 века» начинает испанский вальс! Дамы и господа! Прошу, выстраиваемся в круг. Король всех бальных салонов – вальс. (после того как все встали) Маэстро, мы готовы! Музыку!

ИСПАНСКИЙ ВАЛЬС

Ведущий :

Спасибо. Реконструкция испанского вальса принадлежит итальянскому хореографу Фабио Моллика. Танец относится ко второй половине 19 века.

Ах, сударь! Я так волнуюсь!

Ведущий :

И по какому поводу, сударыня, Ваше волнение?!

Как? Разве вы не осведомлены? На нашем балу присутствую такие знатные господа!

Ведущий :

Дамы и господа! Представляем вам почетных гостей нашего бала!

(представление почетных гостей, приветственное слово от руководителя образовательного учреждения)

Ведущий :

А мы представляем вам хозяйку бала –……………………!

(слово для приветствия хозяйки бала)

Ведущая :

Созвучье нот, переплетенье слов,
И в грусти капелька надежды,
Пускай прольется свет ее безбрежный.
Ведущий :
Пускай душа заплачет о любви
Или прильнет к другой душе украдкой.
Ты в даль неясную сегодня не зови,
В плену воспоминаний ей так сладко.

Ведущая :
Созвучье нот, переплетенье слов
И вечно неразгаданная тайна,
Струне гитарной ты не прекословь,
Дослушай до конца романс печальный.

(романс в исполнении учеников 2 В класса)

Ведущий :

Кто эти прелестные создания?

Ведущая :

Ученики 2 класса ……………………..! В нашей школе есть очень интересный человек. Талантливый педагог, милая женщина, воспитавшая не одно поколение красивых голосов!

Ведущий : ее воспитанники от мала до велика, и ученики, и педагоги – призеры и победители вокальных конкурсов. …………………………………..!

Ведущая : А мы продолжаем знакомство с бальной культурой и начнем с танцев.

Ведущий : Конечно, скажете вы, как можно знать наверняка какие это были танцы?

Ведущая : В то время еще не было кино и видео творчества, чтобы запечатлеть и запомнить. Однако ведущие хореографы разных стран задались поисками источников и смогли восстановить казалось бы утраченное. Реконструированные социальные танцы, исполняемые на балах, хореографы смогли распространить по всему миру.

Ведущий : Теперь и в Березниках, небольшом городе России, они известны. Большую роль в распространении бальных танцев 19 века играет наш городской клуб исторического танца «Береслада» и их руководитель ………! Они у нас в гостях, поприветствуем!

Ведущая : Кавалеры! Приглашайте дам. Объявляется следующий танец «Марш карусель». Маэстро! Музыку!

(МАРШ КАРУСЕЛЬ)

Ведущий : 19 век – «Золотой» век литературы! Век бессмертных и прекраснейших творений! Вы только вслушайтесь в эти имена: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов….

(«Письмо Татьяны к Онегину» исполняет ученица 11 класса)

Ведущая : А у нас в гостях лицей № 1. Они дарят свой танец. Вальс из мультфильма «Анастасия»

(ВАЛЬС АНАСТАСИЯ)

Ведущая : Музыка к следующему танцу была специально написана Андреем Петровым для кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово»

Ведущий : Ох уж эти гусары! Похитители дамских сердец!

Ведущая : Гусарская полька! Маэстро! Музыку!

(ГУСАРСКАЯ ПОЛЬКА)

Ведущий :

Когда звучит напев старинный,
Он будто призывает на

Уйти за ним дорогой длинной
Туда, где встретит нас романс.
Ведущая :

Он истомит и очарует,
Заставит верить и любить,
Где сердце заново тоскует,
И вечер дивный не забыть.
Ведущий :
Потом неистово и страстно
Достигнет он таких вершин,
Где будет многое подвластно,
И ты не сможешь быть один...
Ведущая : Романс «Утро туманное» исполняет ученица школы № 11 ………!

(Романс «Утро туманное»)

Ведущий :

В конце 19 века берет свое начало Серебряный век русской поэзии. По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы XIX века.

Ведущая :

Но поэты серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Поэзия этого периода - явление феноменальное даже для русской культуры.

Ведущий : в небольшое путешествие по литературным страницам серебряного века мы отправляемся вместе с учениками школы №3 .

(стихи С.Есенина, стихи М.Цветаевой)

Ведущий : Уважаемые участники бала! Предлагаю желающим выйти в центр! Объявляется котильон танец-игра!

Ведущая : Котильоны бывают разные: вальсовый, полечные, галоп, кадриль или мазурка. Даже название у него по-французски пикантное. Он назван так из-за присутствия фигур позволяющих дамам похвастаться вторым слоем юбок, не менее украшенным, чем первый. В 19 веке котильон был любимейшим из бальных танцев. Он давал танцующим много предлогов для разговора, для ухаживаний и даже для объяснения в любви.

Ведущий : Все дамы предпочитают кавалеров, у которых на груди красуются ордена и медали. Это говорит о мужестве и силе.

Ведущая : правила нашего котильона ордена огласит хозяйка нашего бала!

(Котильон Ордена)

Ведущая : Предлагаю Вам, сударь, отгадать о каком танце далее пойдет речь? Увлекательный, способный возбудить сладкие грезы и томительные мечты, что-то среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом…

Ведущий : Мне кажется, это вальс! Вальс долгое время считался вольным и неприличным, создавал для объяснений удобную обстановку, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.

Ведущая : В России вальс танцевали долго и быстро, вальсировать можно было в два-три тура, выходить из танца разрешалось до окончания музыки – можно было присаживаться, а потом снова включаться в очередной тур.

Ведущий : Маэстро! Музыку! Вальс цветов!

(ВАЛЬС ЦВЕТОВ)

Ведущая : Сударь, а как Вы относитесь к балету?

Ведущий : Я восхищен русским балетом! В 19 веке русский балет достиг небывалой до этого популярности, его воспевали в своих произведениях Пушкин, Державин, Грибоедов.

Ведущая : Встречайте ученицу школы № 3!

(балетный номер)

Ведущий : В аристократических салонах в начале 40-годов 19 века получил распространение и признание чешский танец «Полька». Не взирая на популярность, временно затмившую даже вальс, польку не танцевали на придворных балах.

Ведущая : во время исполнения польки дирижер должен допускать танцевать только несколько пар, чтобы они могли показать свое танцевальное искусство не будучи стеснены. Первоначально полька исполнялась с постоянными фигурами, к концу 19 века фигуры упростились или исчезли, начали появляться варианты танца: полька-галоп, полька-мазурка.

Ведущий : Кавалеры! Приглашаем дам. Шотландская полька. Маэстро! Музыку!

(ШОТЛАНДСКАЯ ПОЛЬКА)

2 ОТДЕЛЕНИЕ.

Ведущая :

Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи

От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.

Ведущий : Мы продолжаем наш литературно-музыкальный бал «Романтика 19 века» и приглашаем пары на Вальс «Жизнь художника»

(ВАЛЬС ЖИЗНЬ ХУДОЖНИКА)

Ведущая : А мы напоминаем, что все присутствующие на балу гости сегодня выбирают короля и королеву бала, не забывайте голосовать за ваших фаворитов.

Ведущий : у нас также работает почта, пишите ваши послания, комплименты, а возможно и признания, и они тут же будут доставлены адресату.

(видео фрагмент из фильма «Война и мир»)

Ведущая : А мы объявляем контрданс на 6 пар!

(контрданс на 6 пар)

(Романс в исполнении учеников 7 класса школы № 11)

Ведущий : Объявляем вальс «Конькобежцы»! Маэстро музыку!

(ВАЛЬС КОНЬКОБЕЖЦЫ»)

Ведущая : Мазурка. Успех этого танца пришелся на 1810-е годы - стремительная мазурка с быстрым темпом и сложными па являлась кульминацией бала, и обычно была последним танцем перед ужином.

Ведущий :

Ведущая роль в мазурке принадлежала кавалеру - он выбирал фигуры, движения и переходы, а дама подчинялась его порывам. Каждый участник должен был проявить изобретательность и импровизировать, не нарушая общего рисунка танца.

Ведущая : Котильон «Охота на кавалеров», . ………..! Просим объяснить вас правила игры!

(КОТИЛЬОН ОХОТА НА КАВАЛЕРОВ)

Ведущий : Бальмонт сказал:

«О, цветы красоты! Вы с какой высоты?

В вас неясная страстная чара.

Пышный зал заблестал, и ликуют мечты,

И воздушная кружится пара.

Не живи как цветок. Он живёт краткий срок,

От утра и до вечера только.

Так прожить - много ль жить? Жизнь его лишь намёк.

О! Красивая, нежная полька!»

Ведущая : Берлинская полька!

(БЕРЛИНСКАЯ ПОЛЬКА - РАЗУЧИВАНИЕ)

(На экране видеофрагмент из оперетты «Летучая мышь»)

Ведущий : Кадриль «Летучая мышь»

(КАДРИЛЬ « ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ»)

(Песня в исполнении ученицы 8 класса)

Ведущая : ученица школы № 11 ……………!

Ведущий : Котильон «Ручеек»

(КОТИЛЬОН РУЧЕЕК)

Ведущий : Наши гости из клуба исторического танца «Береслада» желают подарить нам очаровательную Богемскую польку.

(БОГЕМСКАЯ ПОЛЬКА)

Ведущая : Контрданс Гуарача!

(КОНТРДАНС ГУАРАЧА)

Ведущий : Пришло время огласить решение жюри.

Ведущая : Победитель в номинации…..

(объявляют победителей по номинациям.)

Ведущий : Контрданс «Почтовая джига»!

(Контрданс «ПОЧТОВАЯ ДЖИГА)

Ведущая : А сейчас главная интрига сегодняшнего бала!

Ведущий : Кто же станет королем и королевой БАЛА? Приглашаем на сцену Лузину Ольгу Васильевну для оглашения результатов.

(выбор королевы и короля бала)

Ведущая : Королевский вальс!

(КОРОЛЕВСКИЙ ВАЛЬС)

Ведущий : Котильон «Поле битвы»! Ольга Васильевна! Поясните, пожалуйста, правила!

(КОТИЛЬОН «ПОЛЕ БИТВЫ»)

Ведущая : Как гласит один из афоризмов 19 века «Кадриль соответствует сангвистическим характерам, галоп желчным, вальс холерическим, а полька есть исключительно принадлежность людей нервических и страстных».

Ведущий : Приглашаем всех присутствующих на финальный галоп!

(ФИНАЛЬНЫЙ ГАЛОП)

Ведущая :

Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.

Ведущий :

Довольны все и стар и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро…

До новых встреч!

Ведущая : и в заключении этого прекрасного вечера слова благодарности от хозяйки бала. ………….., Вам слово!

Ведущий : Наш бал закрыт!

Ведущая : До скорых встреч!

Сценарий бала в стиле XIX века

Цель: Создание условий для развития творческой личности.

Задачи:

Учить творческому восприятию художественной культуры.

Познакомить с нравами и бытом дворянства XIX века.

Развивать эстетический вкус.

Формировать у учеников социальные компетенции, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

Воспитать духовную культуру учащихся

Оборудование:

проектор мультимедиа, компьютер,

слайд с бальной сценой.

За кадром звучат стихи в исполнении.

Сегодня бал, в огнях весь дом,
Подъехали кареты
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты

Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах

Везде банты и кружева
Мелькают эполеты
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты

Зал весь в свечах и зеркалах
Хрустальный звон бокалов
Хозяин дома объявил
Раздолию начало

Мазурки музыка звучит
Её сменяют вальсы
Никто веселья не отверг
И скучным не остался

Вед.1. Герцогиня Ротарь Снежанна Федоровна, с сыновьями и дочерьми!

Вед.2. Герцог Туктаров Данил, с сестрами!

Вед.1. Графиня Осерцова Тамара Анатольевна, с племянниками!

Вед. 2. Баронесса Андреева Татьяна Владимировна, со своим семейством!

Вед. 1. Герцогиня Круткова Светлана Анатольевна, со своим семейством!

Вед.2. Княгиня Вагапова Ольга Геннадьевна, с сыновьями и дочерьми!

Слайд с портретом Петра I.

Вед. 1 Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич.

Вед. 2: И название им велено было дать ассамблеи. А в наше время они стали именоваться балами. Слово «бал» произошло от старофранцузского bailer, что означает «танцевать, прыгать».

Вед. 1: Сейчас на балах приняты не только танцы и общение, но и благотворительные базары, лотереи, исполнение романсов, музицирование.

Вед. 2: По-моему, нынешний оркестр играет восхитительно, не правда ли, мой друг.

Пары замирают, слушая музыку в исполнении оркестра. 3 мин.

Вед. 1: У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы, господа.

Вед. 2: И свои, иногда очень жесткие правила.

Слайд с портретом Екатерины II.

Вед. 1: Императрица Екатерина Великая собственноручно написала правила о балах, приказав соблюдать их неукоснительно.

Вед. 2: Помнится, матушка-императрица повелела шляпы и шпаги оставлять за дверьми бального зала.

вед. 1: А поскольку сама любила шутки и переодевания, ряженых и танцы, то и придворным велено было любить то же самое.

Слайд с портретом Павла I.

Вед. 2: Батюшка мой рассказывал, что император Павел запретил употребление на балах пляски, называемой вальсеном! Воспретил также ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции же приказал следить за исполнением указа строжайшим образом!

Вед.1: О времена, о нравы!

Слайд с портретом Александра I.

Вед. 2: Государь император Александр Павлович, к счастью, платья французского покроя вновь разрешил.

Вед. 1: И с той поры модные танцы и можно, и нужно. Балы же в Зимнем Дворце сделались регулярными.

Слайд с изображением бала.

Вместе . Добрый вечер, уважаемые дамы и господа!

Вед. 2. Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть Вас на нашем балу.

Девушка. Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи

От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.

Класс делает 2 шага вперед, юноши на втором плане, девушки на первом делают реверанс. У каждого класса свой реверанс.

Е.Н.

Господа, объявляется торжественный выход их величеств. Всем встать.

Все встают и выходят на пустующее место зала. Выстраиваются, создавая «живой коридор» для прохождения императора и исторических гостей.

Е.Н.:

«Божиею милостию Татьяна Борисовна, императрица Всея Ашпанской школы».

С княжной Васильевой Зоей Михайловной

С графиней Довженко Ольгой Алексеевной

(проходят и занимают места ЖЮРИ)

Церемониймейстеры, стоя у двери, трижды ударяют своими жезлами - длинной тростью чёрного дерева с шаром слоновой кости наверху, двуглавым орлом и бантом Андреевской ленты.

Арапы раскрывают двери, все склоняются.

Оркестр исполняет полонез из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин".5 минут

Вед. 1: Господа, бал открывает полонез.

Слайд с иллюстрацией о полонезе.

Вед.2: Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

Исполняется полонез

Вед.1. Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец.

Вед.2. Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии!

Вед.1. Теперь же настала пора усладить наш слух изысканной музыкой.

Литературная дуэль

    Задание для начальных классов: командой разукрасить плакат

    Литературная дуэль среди учащихся старших классов

Презентация с литературной дуэлью

    На пути облако “Запевайка” для начальных классов

Ведущий. Ребята, а вы знаете, что бывают цветные песни?.......

А я уверена, что вы знаете несколько цветных песен. Поэтому без сомнения предлагаем вам исполнить вместе с нами по 1 куплету из таких песен…..

(Исполнение песен под фонограмму)

Пример:

- “Жил, да был черный кот…”

- “Голубой вагон бежит, качается…”

- “Голубая луна…”

- “Где-то на белом свете…”

- “Листья желтые над городом кружатся…”

- “В лесу родилась елочка, зеленая была…”

- “Синий, синий иней…”

- “Синенький скромный платочек…”

- “Рыжий, рыжий кот…”

- “Калина красная…”

- “Очи черные…”

Вед.1. Танец полька! Родом не из Польши, а из Чехии! Прошу не путать! Прелестное, жизнерадостное дитя!

вед.2: Полька, господа! Кавалеры приглашают дам!

Полька в исполнении класса

Е.Н. выходят желающие 5-10 чел

Команды задают друг другу «поэтические» вопросы, заимствуя строки из из­вестных стихотворений. Команде соперников нужно ответить тоже поэтической строкой - только это должна быть цитата из другого произведения. Желательно сделать все так, чтобы на «стыке» цитат родился забавный сверхсмысл. На обдумы­вание ответа отводится 1 минута.

Вот примеры вопросов-ответов:

Мечты, мечты.
Где ваша сладость? (А.С. Пушкин.)

В пустыне, чахлой и скупой. На почве, зноем раскаленной... (А.С. Пушкин.)

Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела? (М.Ю. Лермонтов.)

Во глубине сибирских руд... (А.С. Пушкин.)

Чего тебе надобно, старче? (А.С. Пушкин.)

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало... (АЛ. Фет.)

Зачем вы посетили нас
В глуши забытого селенья? (А.С. Пушкин.)

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть... (А Фет.)

5) Что же ты, моя старушка. Приумолкла у окна? (А.С. Пушкин.)

И скучно и грустно,
И некому руку подать... (М.Ю. Лермонтов.)

Вед.1. Дамы и господа, а сейчас игра «Ручеек».

Вед.1: Вальс, господа! Вальс!

Слайд с бальной сценой, где танцующие кружатся в вальсе.

Вед.2 . Итак, Вальс дружбы!

Вед.1: Дамы и господа, сейчас каждый из вас получит записку с пожеланиями. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.

Вед.2 В зал вносит поднос с записками. Каждый гость берет записку.

Тексты пожеланий:

«Выбрав дорогу, не сворачивай»

«Загляни в свою душу, спроси у своего сердца»

«Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!»

«Не забывай о себе!»

«Помни, пущенная стрела, не возвращается!»

«Найди счастье в дне сегодняшнем!»

«Знай, рассеются облака, покажется вершина!»

«Помни, как бы медленно ты не двигался, главное – не останавливаться!»

«Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!»

Сегодня для вас самый лучший день! Как и все остальные!

«То, что вас ждет, будет прекрасно!»

«Счастье не за горами, двигайтесь в том же направлении!»

«Ваше будущее прекрасно, все в розовом цвете!»

Звучит музыка, все исполняют заключительную песню.

Вед.1: Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.

вед.2: Довольны все и стар и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро

Звучит музыка.

Вед. вместе: Господа, бал окончен.

«Бал XIX века»

(сценарий внеклассного мероприятия)

Борисова Светлана Петровна, Попова Валентина Николаевна, учителя русского языка и литературы Хоринской СОШ им. Г.Н. Чиряева Верхневилюйского улуса Республики Саха

План вечера:

Представление гостей. Встреча их хозяевами бала.

Светская беседа.

Дуэль.

Игра в фанты.

Бал. Танцы (полонез, менуэт, вальс).

СЦЕНА 1. Представление гостей. Встреча их хозяевами бала

(в ролях учащиеся 9-10-ых классов)

Действующие лица : Хозяин и хозяйка бала, тётушка, граф, богатая вдова княгиня Друбецкая, распорядитель бала, виконт Мортемар, граф Потанин, графиня Потанина с дочерьми Элен и Анет, княгиня Болконская с дочерью Ольгой, первый раз прибывшей на бал, полковник и другие.

Чтецы .

Чтец: Глухая полночь. Строем длинным,

Осеребренные луной,

Стоят кареты на Тверской

Пред домом пышным и старинным.

Пылает тысячью огней

Обширный зал; с высоких хоров

Ревут смычки; толпа гостей;

Гул танца с гулом разговоров… (Е.А.Боратынский «Бал»)

Чтец: Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы;

Тут были дамы пожилые

В чепцах и розах, с виду злые;

Тут было несколько девиц,

Не улыбающихся лиц;

Тут был посланник, говоривший

О государственных делах;

Тут был в душистых сединах

Старик по-старому шутивший;

Отменно тонко и умно,

Что нынче несколько смешно. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Хозяйка бала (мужу): Mon cher, я очень волнуюсь... Ведь сегодня будет столько \ именитых гостей. Сама княгиня Друбецкая обещала быть. Ты ведь знаешь, она

похоронила мужа и теперь - богатая вдова. Она будет украшением нашего салона. Я

так надеюсь на виконта Мортемара - он, говорят, удивительный рассказчик.

Хозяин бала: Дорогая, у нас непременно пройдёт отличный вечер. А вот, кажется,

первые гости.

Хозяин бала: (Обращаясь к первому гостю). Моё почтение, граф!

Граф: Здравствуйте, я всегда так люблю бывать в вашем доме! Графиня, Вы, как

всегда обворожительны! (Графу) Надеюсь, мы сегодня будем играть в карты?

Хозяин бала: Да, в преферанс, как всегда.

Граф: 3начит, у меня будет возможность отыграться!

Хозяин бала: Прошу к гостям. Вы не знакомы с тётушкой? (подводит к ней).

Чтец: В роскошных перьях и цветах,

С улыбкой мертвой на устах,

Обыкновенной рамой бала

Старушки светские сидят

И на блестящий вихорь зала

С тупым вниманием глядят… (Е.А.Боратынский «Бал»)

Граф: Граф_________. Моё почтение! Как ваше здоровье? Как здоровье её величества?

Тётушка: Слава богу, нынче лучше, мой друг!

Хозяйка бала (следующей гостье): Вот и княгиня Друбецкая! О, я слышала, что Вы недавно из Парижа? Надеюсь, вы всё нам расскажете?

Княгиня Друбецкая: Да, chere Марго (подходят к тётушке и раскланиваются).

Чтец: Я вас люблю, хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

Мне не к лицу и не по летам…

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно, - я зеваю;

При вас мне грустно, - я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

Когда я слышу из гостиной

Ваш легкий шаг, иль платья шум,

Я вдруг теряю весь свой ум.

Вы улыбнетесь – мне отрада;

Вы отвернетесь – мне тоска;

За день мучения – награда

Мне ваша бледная рука… (А.С.Пушкин «Признание. К Александре Ивановне Осиповой»

Распорядитель бала: Виконт Мортемар.

Виконт Мортемар: Графиня, целую ваши ручки! Вы как всегда прекрасны! Вашу

красоту можно сравнить лишь с красотой розы!

Хозяйка бала: Ах, mon cher, Вы умеете говорить комплименты!

Виконт Мортемар: Avant tous dites - moi, commet voux alles, chere amie? (Прежде

всего скажите, как ваше здоровье, милый друг?)

Хозяйка бала: Как моё здоровье? Спасибо, слава богу. Надеюсь, вы у нас до конца?

Виконт Мортемар: Нынче середа. У английского посланника праздник. Мне надо

показаться там.

Хозяйка бала: Ах, как жаль.

Распорядитель бала: Княгиня Болконская с дочерью.

Хозяин бала: Княгиня! Добрый вечер! (целует руку)

Княгиня: Это моя дочь Ольга!

Хозяин бала: Рад, очень рад! Вы не видали тётушку? Извините, я должен вас оставить. (Уходит, кланяясь.).

Княгиня: (подходят к тётушке) Как ваше здоровье, тётушка? Позвольте представить мою дочь – Ольга, повернись к нам!

Тётушка: Какое милое создание!

Чтец: Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила,

Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Всё в Ольге…но любой роман

Возьмите и найдёте, верно,

Её портрет; он очень мил. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Княгиня: Пора, Ольга, подумать тебе о замужестве.

Дочь княгини: Маменька, я слишком молода!

Княгиня: Посмотри, сколько здесь кавалеров! А вот виконт Мортемар, самая

известная фамилия в Париже. Я слышала, что он недавно вернулся из Парижа. Его

отец оставил ему огромное состояние.

Дочь княгини: Маменька, какой он душка!

Княгиня; Смотри, он идёт к нам"

Подходят хозяйка бала и виконт Мортемар.

Чтец: Судьба свои дары явить желала в нем,

В счастливом баловне соединив ошибкой

Богатство, знатный род – с возвышенным умом

И простодушие с язвительной улыбкой. (А.С.Пушкин «К портрету Вяземского»)

Хозяйка бала: Княгиня! Разрешите вам представить виконта Мортемара.

Княгиня: Я очень рада! (Обращаясь к хозяйке бала) Марго! Я давно Вас не видела!

(Глядя на дочь и виконта) Оставим их! (Уходят)

Виконт Мортемар: Как ваше имя, о прекраснейшая?

Дочь княгини: Ольга!

Виконт Мортемар: Я вижу, Ваша мать строга с вами? Разрешите мне Вас

ангажировать на менуэт?

Дочь княгини: Да, конечно! Я первый раз на балу. Надеюсь, Вы мне обо всём

расскажете? (Уходят)

Распорядитель бала: Граф и графиня Потанины с дочерьми! (Входят супруги

Потанины, дочери Элен, Адель)

Хозяин бала: Как дела в сенате?

Граф Потанин: Как всегда - дебаты.

Хозяин бала: Графиня, рад Вас видеть. Представьте своих дочерей.

Графиня Потанина: Это наша старшая дочь, Элен. Это младшая дочь, Адель.

Хозяин бала: Располагайтесь, надеюсь, Вам у нас понравится! Прошу к гостям.

(Уходит)

Элен: Maman, посмотрите, в каких туалетах блистают дамы, а мы так давно ничего

нового не покупали!

Потанина: Вы у меня самые обворожительные!

Адель: А как наши прически?

Потанина: Вот только здесь подправить. Я думаю, вы хорошо воспитаны. Не

забывайте о манерах!

Чтец: Играй, Адель,

Не знай печали.

Хариты, Лель

Тебя венчали

И колыбель

Твою качали.

Твоя весна

Тиха, ясна:

Для наслаждения

Ты рождена.

Час упоения

Лови, лови!

Младые лета

Отдай любви,

И в шуме света

Люби, Адель,

Мою свирель. (А.С.Пушкин «Адели»).

Сцена 2. Светская беседа

(в ролях учителя)

Друзья, вы, надеюсь, уж все прочитали комедию бытописателя Москвы?

Вы говорите об Александре Грибоедове?

Разумеется! О его комедии «Горе от ума». Пушкин с восторгом отзывался о ней!

Замечательная вещь! «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицы».

Но этой замечательной вещи цензура не дала хода! Пока знаем ее только по спискам.

Хочу порадовать! Фаддей Булгарин издал первый театральный альманах «Русская талия». (Рассматривают журнал.)

Вы смотрите! Какая пестрая смесь! И рассказы о деятелях театра, и отрывки из пьес...

И созвездие имен драматургов... А вот и «Горе от ума»! Два действия.

Друзья! Я слышала, что Пушкин посетил Московский университет и студенты

восторженно его встретили.

Да, известен такой случай. Поэт был приглашен в университет на лекцию по

теории искусств известного профессора И.И.Давыдова, и там прозвучала знаменитая фраза президента Академии наук: «Это вам теория искусств, а это (он указал на Пушкина) - практика

Сцена 3. Игра в карты

(в ролях ученики 9 класса)

Хозяин бала : Господа, играем в преферанс. Ну, что, как обычно?

Князь Друбецкой : Да, с Вашего позволения, граф.

Полковник: Господа, с удовольствием. А если в фараон, я располагаю нынче выиграть.

Князь Друбецкой : …до ужина, чтобы прогнать как сон,

В задоре иногда, в игры зело горячи,

Играем, в карты мы, в ерошки, в фараон,

По грошу в долг и без отдачи.

Полковник : А вы раздумали и написали опять обыкновенный куш, двадцать рублей?

Юнкер : Так и быть, господа, я вам сделаю банчик в двадцать пять тысяч!

Хозяин бала : Так, Браво, юнкер! Главное что в игре? Нужна отвага, удар, сила!

Князь Друбецкой : А не про Вас ли говорят, господин полковник:

При нем остерегись, переносить горазд,

И в карты не садись: продаст.

Полковник : Нет не про меня. Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты.

Князь Друбецкой : Полковник, здесь была другая карта!

Полковни к: Вы оскорбили меня, наконец! Как вы смеете! Я требую сатисфакции. Прямо здесь и сейчас. Граф, прошу Вас быть моим секундантом!

Князь Друбецкой : Тогда Вас прошу быть моим! (юнкеру)

Юнкер : Бога ради, позвольте мне уладить дело с миром, если только возможно!

Полковник : Это не в нашей власти!

Хозяин бала : Господа! Прошу Вас! Только не здесь! В соседней зале! А то дамы могут услышать!

Сцена 4. Дуэль

Князь Друбецкой : Все ли у вас готово?

Юнкер : При мне всегда две пары: одна Кухенрейтера, другая Лепажа: мы вместе осмотрим их.

Хозяин бала : Это наш долг, Пригоняли ли вы пули?

Юнкер: Пули деланы в Париже и, верно, с особенною точностию.

Хозяин бала : Я согласен на все, что может облегчить дуэль; будет ли у нас лекарь, господин полковник?

Юнкер : Вот перед вами величайший оригинал и благороднейший человек в мире господин доктор Вернер, не возьметесь ли вы, доктор, сопровождать нас до сего места, где должны встретиться в поединке эти господа.

Доктор Вернер: Я очень знаю, господа, что не могу ни запретить, ни воспрепятствовать вашему безрассудству, - и приемлю охотно ваше предложение, Я рад купить, хотя и собственным риском, облегчение страждущего человечества!

Полковник (стреляет)

Князь Друбецкой : Вы промахнулись! Я стреляю вверх! Не могу унизиться, чтобы убить человека.

Хозяин бала: Господа, пожмите руки в знак примирения. Предлагаю Вам доктор, получить этот подарок за ваше беспокойство.

Доктор Вернер : Я отказываюсь от подарка, и покорнейше кланяюсь Вам.

Сцена 5. Игра в фанты (в зале)

Бал . Танцы (полонез, менуэт, вальс).

Участвуют все классы в несколько заходов.

Чтец: Кружатся дамы молодые,

Не чувствуют себя самих,

Драгими камнями у них

Горят уборы головные;

По их плечам полунагим

Златые локоны летают;

Одежды легкие, как дым,

Их легкий стан обозначают.

Чтец: Вокруг пленительных харит

И суетится, и кипит

Толпа поклонников ревнивых;

Толкует, ловит каждый взгляд.

Шутя, несчастных и счастливых

Вертушки милые творят.

Чтец: В движенье всё. Горя добиться

Вниманья лестного красы,

Гусар крутит свои усы,

Писатель чопорно острится,

И оба правы; говорят,

Что в то же время можно дамам,

Меняя слева взгляд на взгляд,

Смеяться справа эпиграммам.

Чтец: Меж тем, и в лентах, и в звездах,

Порою с картами в руках,

Выходят важные бояры,

Встав из-за ломберных столов,

Взглянуть на мчащиеся пары

Под гул порывистых смычков… (Е.А.Боратынский «Бал»)

Чтец: Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой…

Чтец: Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале всё дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Но в городах, по деревням

Ещё мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Всё те же; их не изменила

Лихая мода, наш тиран,

Недуг новейших россиян. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

К конкурсам

«Кудри девы – чародейки,

Кудри – блеск и аромат,

Кудри – кольца, струйки, змейки,

Кудри – шелковый каскад!

Вейтесь, лейтесь, сыпьтесь дружно!

Пышно, искристо и жемчужно!

Вам ненадобен алмаз:

Ваш извив неуловимый

Блещет краше без прикрас,

Без перловой диадимы;

Только роза – цвет любви,

Роза – нежности эмблема-

Красит роскошью эдема

Ваши мягкие струи…

Кудри, кудри золотые,

Кудри пышные, густые-

Юной прелести венец!» Владимир Бенедиктов

«Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит» Алексей Толстой

«Дитя столицы, с юных дней

Он полюбил ее движенье,

И ленты газовых огней,

И шумных улиц оживленье.

Он полюбил гранит дворцов,

И с моря утром ветер влажный,

Он научился находить

Везде поэзию – в туманах,

В дождях, не устающих лить,

В узорах инея зимою,

И в дымке хмурых облаков,

Зажженных зимнею зарею…» Семен Надсон

«Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.» Иван Бунин

«Между дев, что на свет

Солнца глядят,

Вряд ли, я думаю,

Будет в мире когда

Хоть бы одна

Дева стол мудрая» Сапфо

«Лира, лира священная,

«Кто прекрасен – одно лишь нам радует зрение,

Кто ж хорош – сам собой и прекрасным покажется»

«Кому венец: богине ль красоты

Иль в зеркале ее изображенью?

Поэт смущен, когда дивишься ты

Богатому его воображенью.

Не я, мой друг, а божий мир богат,

В пылинке он лелеет жизнь и множит,

И что один твой выражает взгляд,

Тог поэт пересказать не может» Афанасий Фет

«..замирают звуки лиры

В руках дряхлеющих певца:

Его смущает вид порфиры

И ослепляет блеск венца.

Воздвигни ж хоры песнопений,

Младые окрыли мечты,

Царица светлых вдохновений

И королева красоты!» А.Фет

К светской беседе. Анекдоты 18 начала 19 века (литературные)

1 )Спросили у Пушкина на одном вечере про барыню, с которой он долго разговаривал, как он её находит, умна ли она?

– Не знаю, - отвечал Пушкин, очень строго и без желания поострить, - ведь я с ней говорил по - французски.

2 ) Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе?

Какое сходство между мной и солнцем?

Поэт быстро нашелся:

– Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись.

3 ) Когда Гоголю подали котлетку, жаренную на прованском масле и совершенно холодную, Гоголь снова выразил неудовольствие. Лакей преспокойно пощупал ее грязной рукой и сказал:

Нет, она тепленькая: пощупайте её!

4 ) Дельвиг однажды вызвал на дуэль Булгарина. Булгарин отказался, сказав: «Скажите барону Дельвигу, что я на своем веку видел более крови, нежели он чернил»

5 ) Приятель Дашкова выражал ему удивление, что он ухаживает за госпожою, которая не хороша собою, да и не молода. «Все это так, - отвечал князь, - но если бы ты знал, как она благодарна!»

6) Когда В.А.Перовскому сообщили о замужестве Софи Бобринской, его спросили: «А кто её выдал замуж?»- «Мужики, - ответил Перовский, - 8000 душ».

7 ) Блудову однажды передали, что какой-то сановник худо о нем отзывался, говоря, что он при случае готов продать Россию. «Скажите ему, что, если бы вся Россия исключительно была наполнена людьми на него похожими, я не только продал, но и даром отдал бы её».

8 ) Пушкин говаривал про Дениса Давыдова: «Военные уверены, что он отличный писатель, а писатели про него думают, что он отличный генерал».

9 ) Некую госпожу Андриан Тютчев называет: «Неутомимая, но очень утомительная».

10 ) Одна дама, услышав, что сало вздорожало по причине войны, вскричала: «Ах, боже мой! Неужели армии будут сражаться при свечах?»

11) Кто-то спрашивает должника: «Когда же заплатите вы мне свой долг? – «Я и не знал, что вы так любопытны», - отвечает тот».

12 ) Умному К. советовали жениться на умной и любознательной девице Б. И она, и он были рябые. «Что же, - отвечал он, - вы хотите, чтобы дети наши были вафли».

13) Г-жа Б. не любила, когда спрашивали её о здоровье. «Уж увольте меня от этих вопросов, - отвечала она, - у меня на это есть доктор, который ездит ко мне и которому плачу 600 р. В год»

14) - Частенько трудитесь, батюшка? – спросил врач священника на похоронах.

По вашей милости, - отвечал с поклоном священник.

15) У одной деликатной дамы вскочил на лице или на руке прыщик. Увидела, испугалась и в ту же минуту послала за доктором. Приезжает доктор, степенный, серьезный старичок, осматривает язву и требует немедленно чернил и бумаги: «Скорее, скорее! Боюсь, чтобы не зажило, пока напишу рецепт.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png