Во Второй книге Моисея под названием «Исход», рассказывается о том, как этот великий пророк организовал исход евреев из Египта, произошедший во второй половине II века до н. э. Первые пять книг Библии тоже принадлежат Моисею и описывают удивительные истории и божественные чудеса ради спасения еврейского народа.

Сколько лет водил Моисей евреев по пустыне

Основоположником иудейской религии, законником и первым еврейским пророком на земле был Моисей. Многих совершенно не зря интересует, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне. Дабы понять всю суть происходящего, для начала нужно ознакомиться с самим сюжетом этой истории. Моисей (библейский персонаж) сплотил все колена народа израильского и вывел его к земле Ханаанской, обещанной Богом Аврааму, Исааку и Иакову. Именно на него Бог возложил эту непосильную ношу.

Рождение Моисея

С вопросом о том, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, стоит разобраться очень подробно. История Моисея начинается с того, что новый царь Египта, не знавший пророка Иосифа и его заслуг перед Египтом, обеспокоенный тем, что народ Израилев множится и становится сильным, начинает относиться к нему с особой жестокостью и принуждает его к непосильному физическому труду. Но народ все равно крепнул и увеличивался. И тогда фараон приказал бросать в реку всех новорожденных мальчиков-евреев.

В это время в одной семье из племени Левина женщина родила младенца, она положила его в корзину с обработанным смолою дном и пустила по реке. А его сестра стала наблюдать, что же дальше будет с ним.

В это время дочь фараона купалась в реке и вдруг, услышав детский плач в тростнике, нашла ребенка в корзине. Она сжалилась над ним и забрала его к себе. Сестра его тотчас подбежала к ней и предложила найти кормилицу. С тех пор родная мать стала ему кормилицей. Вскоре мальчик окреп и стал дочери фараона, как родной сын. Она дала ему имя Моисей - потому что вытянула его из воды.

Моисей взрослел и видел, как тяжко трудятся братья его Израилевы. Как-то раз он увидел, как египтянин бьет бедного еврея. Моисей, осмотревшись по сторонам, чтобы его никто не увидел, убил египтянина и закопал его тело в песке. Но в скором времени обо всем узнал фараон, и тогда Моисей решил бежать из Египта.

Побег из Египта

Так Моисей оказался на земле Мадиамской, где познакомился со священником и его семью дочерями, одна из которых - Сепфора - стала его женой. Вскоре у них родился сын Гирсам.

Через некоторое время умирает Народ Израилев вопит от несчастий, и этот вопль услышал Бог.

Однажды, когда Моисей пас овец, он увидел пылающий терновый куст, который почему-то не сгорал. И вдруг он услышал голос Божий, который приказал Моисею идти обратно в Египет, спасти от рабства сынов Израилевых и вывести их из Египта. Моисей очень испугался и начал молить Бога, чтобы Он выбрал кого-нибудь другого.

Он боялся, что ему не поверят, и тогда Господь наделил его знамениями. Он попросил бросить на землю свой жезл, который сразу превратился в змею, а потом заставил Моисея взять ее за хвост, чтобы опять сделался жезл. Дальше Бог заставил Моисея засунуть за пазуху руку, и тогда она побелела и покрылась проказой. А когда опять положил он ее за пазуху, она стала здоровой.

Возвращение в Египет

Помощником Моисея Бог назначает брата Аарона. Они пришли к народу своему и показали знамения, чтобы те поверили тому, что Бог хочет, чтобы они служили ему, и народ поверил. Потом Моисей и его брат пришли к фараону и просили его, чтобы тот отпустил народ Израилев, потому что так велит их Бог. Но фараон был непреклонен и все знамения Божия посчитал дешевым фокусом. Его сердце ожесточилось еще больше.

Тогда Бог посылает фараону одну за другой страшные десять казней: то вода озер и рек превратилась в кровь, где рыба стала мертвой и смердящей, то вся земля покрылась жабами, то налетели мошки, то песьи мухи, то случилась моровая язва, то нарывы, то ледяной град, то саранча, то тьма. Каждый раз, когда случалась одна из этих казней, фараон смягчался и обещал отпустить народ Израилев. Но когда получал прощение у Бога, обещания свои не сдерживал.

Исход евреев из Египта становится практически невозможным, но только не для Бога, который подвергает его народ самой страшной казни. В полночь Господь поразил смертью всех египетских первенцев. И только тогда фараон отпустил израильтян. И вот Моисей выводит евреев из Египта. Путь к Моисею и Аарону показывал Господь днем и ночью в виде огненного столпа.

Придя в себя от ужаса, фараон отправляется за ними вдогонку, взявши с собою шестьсот отборных колесниц. Увидев приближение к ним египетского войска, сыны Израилевы, расположившиеся у моря, сильно испугались и завопили. Они стали упрекать Моисея в том, что лучше быть рабами египтян, чем умереть в пустыне. Тогда Моисей с повеления Господа поднял жезл, и море расступилось, образовалась суша. И пошел народ Израилев из шестисот тысяч, но египетские колесницы тоже не остановились, тогда вода сомкнулась вновь и потопила все вражеское войско.

Израильтяне держали путь через безводную пустыню. Постепенно запасы воды иссякли, и люди стали страдать от жажды. И вдруг они нашли источник, но вода в нем оказалась горькой. Тогда Моисей бросил в него дерево, и она стала сладкой и пригодной для питья.

Гнев народа

Через некоторое время народ Израилев обрушился на Моисея с гневом, что им не хватает хлеба и мяса. Моисей успокоил их, заверил, что вечером они наедятся мяса, а утром насытятся хлебом. К вечеру налетели перепела, которых можно было ловить руками. А утром выпала как иней, лежала она на поверхности земли. По вкусу она было похожа на лепешку с медом. Манна стала их постоянной пищей, посылаемой Господом, которую они ели до самого окончания их долгого странствования.

На следующем испытательном этапе у них не оказалось воды, и опять они обрушились на Моисея с гневными речами. И Моисей по воле Божьей своим жезлом ударил по скале, и пошла из нее вода.

Через несколько дней на Израильтян напали амаликитяне. Моисей сказал своему верноподданному слуге Иисусу, чтобы тот выбрал крепких мужей и сразился, а сам стал молиться на высоком холме, подняв к небу руки, как только его руки опускались, враги начинали побеждать. Тогда двое израильтян стали поддерживать руки Моисея, и амаликитяне были разбиты.

Гора Синай. Заповеди

Народ израильский продолжил свой путь и остановился возле горы Синай. Шел третий месяц его скитаний. Бог послал Моисея на вершину горы и сказал, чтобы народ Его подготовился к встрече с Ним, чтобы были они чистыми и вымыли свои одежды. На третий день были молнии и громы, и доносился сильный трубный звук. Десять заповедей Моисей и народ получили из уст Бога, и теперь они должны были жить по ним.

Первая гласит: служите одному Богу Истинному, который вывел вас из земли Египетской.

Вторая: не создавайте себе кумира.

Третья: не произносите имя Господа всуе.

Четвертая: по субботам не работайте, а прославляйте имя Господа.

Пятая: почитайте родителей своих, чтобы было вам хорошо и продлились дни вашей жизни на земле.

Шестая: не убей.

Седьмая заповедь: не прелюбодействуй.

Восьмая: не укради.

Девятая: не произноси ложных свидетельств на своего ближнего.

Десятая: не желай ничего ближнего своего, ни дома его, ни жены его, ни поля его, ни раба или рабыни его, ни вола его, ни осла его.

Воззвал Господь Моисея на гору Синай и долго беседовал с ним, по окончании беседы вручил ему две каменные скрижали с заповедями. Сорок дней пробыл Моисей на горе, и Бог учил его, как нужно правильно выполнять Его наказы, как надо построить походную скинию и служить в ней Богу своему.

Золотой телец

Моисея долго не было, и не выдержали израильтяне, и усомнились в том, что Бог благосклонен к Моисею. И тогда они стали просить Аарона вернуться к языческим богам. Тогда тот велел всем женщинам снять золотые украшения и принести ему. Из этого золота он вылил тельца, и, как богу, принесли ему жертвы, а потом устроили пир и священные пляски.

Когда Моисей собственными глазами увидел все это нечестивое пиршество, он сильно разгневался, бросил скрижали с откровениями. И разбились они о скалу. Потом стер в порошок золотого тельца и высыпал его в речку. Многие в тот день раскаялись, а те, кто не сделал этого, были убиты, и насчитывалось их три тысячи.

Затем опять вернулся Моисей на гору Синай, чтобы предстать перед Богом и просить Его простить народ Израилев. Великодушный Бог смилостивился и опять дал Моисею скрижали откровения и десять заповедей. Моисей целый год с израильтянами провел у горы Синай. Построив скинию, они стали служить Богу своему. Но теперь Бог повелевает отправиться в путь к земле Ханаанской, однако уже без Него, и ставит перед ними Ангела.

Проклятие Бога

После долгого пути, наконец, они увидели землю обетованную. И тогда приказал Моисей собрать двенадцать человек, чтобы отправить их в разведку. Через сорок дней они вернулись и рассказали, что земля Ханаанская плодородна и густонаселенна, но также обладает сильным войском и мощными укреплениями, поэтому завоевать ее просто невозможно, и для народа Израилева это будет верной гибелью. Услышав это, народ чуть не побил камнями Моисея и решил искать себе нового начальника вместо него, а потом и вовсе пожелали вернуться в Египет.

И рассердился пуще прежнего Господь на народ Израилев, который не верит ему при всех его знамениях. Из тех двенадцати разведчиков он оставил только Иисуса, Навина и Халева, которые были готовы исполнить волю Господа в любую минуту, а остальные умерли.

Господь израильский народ сначала хотел истребить язвою, но потом по заступничеству Моисея заставил скитаться его сорок лет по пустыням, пока те, кто роптал, от двадцати лет и выше, не вымрут, и разрешил только их детям увидеть землю, обещанную их отцам.

Ханаанская земля

Моисей 40 лет водил по пустыне еврейский народ. На протяжении многих лет трудностей и лишений израильтяне не раз корили и ругали Моисея и роптали на самого Господа. Через сорок лет выросло новое поколение, более приспособленное к скитаниям и суровой жизни.

И вот настал день, когда Моисей повел их в чтобы завоевать ее. Дойдя до ее границ, они расположились возле Моисею было на то время сто двадцать лет, он чувствовал, что конец его близок. Поднявшись на самый верх горы, он увидел землю обетованную, и в полном уединении он преставился перед Богом. Теперь обязанность вести народ на обещанную землю Бог возложил на Иисуса - сына Навина.

У Израиля больше не было такого пророка, как Моисей. И уже всем было неважно, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне. Теперь они тридцать дней оплакивали смерть пророка, а потом, переплыв через Иордан, они начали сражаться за землю Ханаанскую и, в конце концов, через несколько лет завоевали ее. Их мечты о земле обетованной сбылись.

В.Я Канатуш

Закон дал нам Моисей, наследие об-ще-ству Иакова. И он был царь Израилев…

Вт. 33:4-5

Моисей как вождь

В истории человечества Моисей более всего известен как выдающийся вождь, как великий пророк и как непревзойденный, Богом помазанный законодатель.

О том, что он был пророк, Библия дает множество указаний. Осия, например, пишет о нем (12:13): «Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта и чрез пророка Он охранял его». Пророческое служение Моисея примечательно тем, что Господь Сам открылся ему и велел идти в Египет, к своим братьям, чтобы возвестить им откровение об Иегове (Сущем) и вывести их из египетского рабства. С этого момента Моисей и его окружение были включены в драму Египта.

Во Второзаконии (18:18-22) Моисей сам себя называет пророком, воздвигнутым Богом, в том смысле, что лично от Него он получил заповеди, законы и постановления и передал их народу, а также был учителем и воспитателем народа. Здесь он представлен, как величайший из провозвестников Божиих, так как предсказывает пришествие другого Пророка, Который будет более, чем Пророк, — о Сыне Божием Иисусе Христе, Спасителе мира.

Но служение Моисея не ограничивалось только миссией пророка. Священное Писание показывает, как многогранна была его деятельность, в которой он наиболее ярко проявил себя как вождь и законодатель Израиля. В пророческом псалме Асафа (76:21) Моисей и его старший брат Аарон представлены, как вожди, рукой которых Сам Бог вел израильский народ. Но это общее представление о служении Моисея, красной нитью прошедшее через весь Ветхий Завет.

О том, что он был вождь, находим подтверждение и в Новом Завете. Стефан ви-дит Моисея как правителя, «начальника и избавителя» (Деян. 7:35). Павел в Послании к Евреям (3:2,5) сравнивает его со Христом, «Вождем спасения» (Евр. 2:10; Мф. 2:5-6).

Для верных Божиих Моисей — несомненный лидер, воистину выдающийся вождь, фактически «царь Израилев» (Вт. 33:5). Да, он был вождь от Бога, Его помазанник.

Кратко рассмотрим, что представлял он из себя как вождь, и хотя бы упомянем те основные черты, которые так существенно отличают его от множества вождей и лидеров всех времен и народов.

1. Моисей был вождем не сам от себя, но призван и поставлен на это служение Богом (Исх. 3-4). Хотя он долго отказывался, но Господь настоял и все равно поставил его, так как готовил его с детства в особых условиях и особыми путями. Он снабдил его всеми необходимыми духовными дарами, помазал Духом Святым, открыл ему сокровенную истину и многие из тайн.

2. Он — вождь, которого Бог использовал исключительным образом (Исх. 5 гл. и далее). Когда Моисей возвратился в Египет из мадиамской пустыни и предстал перед фараоном, Бог могущественно действовал через него.

3. Моисей — истинный вождь, исполненный отеческого, даже священнического духа и милосердия. Он любил свой народ и заботился о его материальном и духовном бла-го-состоянии. Когда народ согрешал (а согрешал он часто), Моисей молитвенно заступал его перед Богом, ходатайствовал о нем и делал это решительно и смело.

4. Он — вождь, которому противостояла сильная оппозиция из его же народа, даже из его близких. Библия передает два случая такого противостояния, как наиболее яркие. Остановимся на них подробнее, чтобы извлечь для себя уроки.

а) Мариамь и Аарон (Чис. 12:1-3).

Когда влияние Моисея возросло, он сталкивается с честолюбивыми и завист-ливыми соперниками, в числе которых оказались, к удивлению, его сестра и брат. Сестра была инициатором и привлекла на свою сторону Аарона. Она забыла, что если бы Моисей самоотверженно не последовал призыву Божию, то всем им при-шлось бы долго страдать под бичами приставников. Она явно была недовольна вто-рым местом и по наущению сатаны попыталась подорвать авторитет Моисея. По-водом к недовольству послужил его брак с Сепфорой, у которой бы-ла смуглая кожа, как у эфиоплянки. Свою зависть они оба (Мариамь и Аарон) благочестиво прикрыли мнимой ревностью о Боге, отказываясь признать за Моисеем единственное право говорить народу от имени Иеговы.

Реакция Моисея была образцовой. До глубины души уязвленный, он не стал оправ-дываться перед ними, потому что для него превыше всего была слава Божия, а не собственный авторитет. В связи с этим делом Библия и упоминает, что Моисей «был человек кротчайший из всех людей на земле». Но не-смотря на свою кротость, он твердо стоит против оппозиции там, где он прав и верен Господу, и всякий раз Сам Бог вступается за него. Кротость Моисея в английской Библии переведена как смирение. Это способность Моисея подчиниться воле Божией, смиренное хождение перед Ним. Если у человека это есть, тогда он смел и отважен перед людьми. Так и Господь Иисус был самым смиренным среди людей, но Он твердо стоял за истину.

В данном случае Моисей сохранял полное достоинства и величия спокойствие, и Господь не допустил, чтобы авторитет Его слуги был оспариваем. Поскольку дело шло о публичном оскорблении, оно потребовало публичного суда и наказания: Бог наказал Мариамь проказой, и она была удалена из стана на семь дней. Когда ревнивые и честолюбивые соперники посягают на помазанников Божиих, то какими бы немощными и заблуждающимися они ни были, Бог подвергнет их суду и наказанию.

б) Восстание Корея, Дафана и Авирона (Чис. 16).

Второй вызов был брошен Кореем и его сообщниками, питавшими безосно-вательную зависть к Моисею и даже Аарону. Они тоже, под влиянием сатаны, прикрывают свою зависть мнимой ревностью за святость общества. «Полно вам, — заявляют они, — все общество, все святы, и среди них Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» Какое лицемерие! Но оно воздействовало, и эти трое составили заговор против Моисея и Аарона, втянули в него 250 именитых мужей и произвели возмущение в народе. И хотя Моисей и на этот раз не оправ-ды-вался, Бог не замедлил заступиться за него, и над отступниками свершился грозный суд: разверзлась земля и живыми поглотила Корея и всех его сообщников с семьями и имуществом. Бог ревниво защищает тех, кого Он призвал и поставил!

5. Моисей — вождь, который заботился о том, чтобы иметь преемников. Он понимал, что после его отшествия дело Божие будет продолжаться, и просил Господа поставить на его место человека, могущего продолжить его миссию (Чис. 27:15). Господь усмотрел и поставил его преемником Иисуса Навина.

6. Моисей — вождь, который тоже спотыкался и получал от Бога наказание (Вт. 32:48-52). Но он осознавал свои ошибки и сокрушался, молился Богу о милости (Вт. 3:23-29), что указывает на его высокий и чуткий дух. Он верой преодолел все свои слабости и вошел в славу Божию победителем.

7. Моисей — мудрый вождь, проявлявший готовность выслушивать по-лез-ные со-веты и увещания от тех, кто стоял рангом ниже его. Его отличала удивительная спо---собность принимать и следовать этим советам, когда он убеждался в их целе-сооб-раз-ности и разумности. Примером такого рода служит совет его тестя Иофора (Исх. 18:1-27).

Израиль вышел из Египта, как беспорядочная, неорганизованная толпа рабов, забитых, униженных и строптивых. Трудности пути в пустыне часто вы-зы-вали у них ропот и недовольство, ставили проблемы. Их надо было рассматривать, выслу-шивая жалобы людей, выносить по ним решения. Этот народ надо было приводить в порядок, делать его дисциплинированной нацией. Но общество было ог-ромным (около двух миллионов), а он, вождь, поставленный от Бога, один! Невы-но-симый гнет управления, перегрузки судебных функций едва не подорвали здоровье Моисея, так как физические и нервные силы человека имеют свой предел, который нельзя переступать! И вот однажды, наблюдая за тяготами судо-производства, Иофор подает Моисею, своему глубоко уважаемому зятю, разумный и своевременный совет. Он предлагает ему второстепенную часть той непосильной ра-боты, которую он нес один и едва не свалился под ее бременем, передать другим. Пусть это будут спо-собные, хотя и менее одаренные, чем он, но обязательно бого-боязненные, надежные и достаточно зрелые люди. Сам же он должен сосре-до-точиться на высших целях и функциях руководства народом в целом.

Это был совет от Бога, и Моисей последовал ему.

Искусство распределения обязанностей и заданий — великий талант руководства. Он тем и славен, что руководитель, не выпуская из рук бразды правления, одно-временно предоставляет другим проявить свои дарования, при этом не пере-кладывая на плечи сотрудников своей ноши. Господь не благословляет ленивых, а тех, кто стяжает себе власть и имя трудами других, с омерзением отвергает!

Моисей — это вождь сугубо ветхозаветной истории. Новый Завет нам тоже представляет выдающихся вождей, лидеров нового времени, нового, Христова, Завета, нового, Христова, духа, руководителей более возвышенных качеств. Это Апостолы и многие служители и подвижники Церкви. Но мы много чему можем поучиться и у Моисея, особенно его обращению с людьми, теми, кто находился к нему в оппозиции. Мы должны ходатайствовать за тех, кто стоит в оппозиции к нам и выдвигает против нас несправедливые обвинения. И после нас дело Божие будет продолжаться, поэтому и мы должны беспокоиться о своих преемниках и го-товить их заблаговременно. Мы тоже спотыкаемся и падаем, поэтому должны хо-дить в смирении и быть снисходительны к другим.

Итак, Моисей как вождь является образцом для нас в том, что он никогда не переставал учиться руководству.

Моисей как законодатель

В этом качестве Моисей проявил гениальные способности. Он — личность уникальная и неповторимая, единственная в истории человечества, которая так близко приступала в присутствие Бога. «…Кто отважится сам собою приблизиться ко Мне? — говорит Господь» (Иер. 30:21). Конечно, только тот, кого Он Сам приблизит, чтобы предстательствовать перед Ним. Этим особым избранником и был Моисей, поднявшийся в присутствие Господа настолько близко, что лицо его «стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним». От Бога он получил необходимое свидетельство о Его святости, Его чело-веколюбии и гнушании идолами и о Его участии в судьбах человеческой истории (Исх. 34:1-35).

Однако величие личности Моисея не исчерпывалось тем, что Бог так приблизил его к Себе и так доверительно беседовал с ним. Оно заключа-лось в том, что Бог через него даровал народу Свое живое творческое слово, преобразившее мировоззрение и жизнь народа, просветившее его силой Божиих откровений. Моисей впервые в истории человечества сформулировал и передал народу уставы, законы и поста-новления Господни, которые с такой чистотой и ясностью изложены в Синайском кодексе и получили название Закона Моисеева. Израиль отныне и впредь стал жить и поступать, руководствуясь заповедями этого Закона.

Благодаря этому великому делу Моисей стал фигурировать в Писании, как тот, через кого Бог дал ветхозаветный Закон. И потому в Новом Завете читаем: «Ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). Новый Завет много раз соединяет Моисея и Закон вместе. Новозаветные писатели часто говорили: «как сказал Моисей», ссылаясь на него, как на незыблемый авторитет.

Цель Бога в отношении Израиля была чрезвычайно велика: народ необходимо было, во-первых, оторвать от зависимости Египту и подвести к зависимос-ти от Бога, чтобы дать ему источник сил свыше; и во-вторых, употребить его в прямом назначении как пророков и священников для народов земли. Для этого потребовалось заключить с Израилем Завет.

Книга Исход в главах 19-20 показывает хронику тех событий. На третий месяц после выхода евреев из Египта Господь приводит их в Синайскую пустыню к величественному Синайскому хребту и размещает стан у горы Хорив, чтобы здесь заключить с ними Завет и преподать законы для руководства. Обстановка для этого была чрезвычайно серьезной, экстремальной и даже шоковой, настолько взволновавшей и поразившей все собрание, что люди не в состоянии были в полной мере оценить происходящее. Народу было повелено стоять у подножия горы в полной готовности ко встрече с Господом, три дня готовиться к этому событию и соблюсти святость и чистоту как внутренне, так и внешне. А стоя у подножия горы, не сметь переступить запретной черты, чтобы не быть мгновенно пораженными Богом.

Моисей поднялся на гору в присутствие Господа, Который сошел на гору, отчего она дымилась и пылала огнем. Этому экстремальному явлению сопутствовали дым, огонь, гром, молнии, землетрясение и густое облако. Темная вершина Синая, казалось, являлась центром шторма и сейсмической активности. Оттуда, из среды огня, из этого центра шторма вечный Бог вселенной объявлял Десять Заповедей Своему насмерть перепуганному народу. Люди были настолько потрясены и дрожали от ужаса, что взмоли-лись к Моисею, чтобы он, а не Бог говорил с ними напрямую. Никогда прежде они не были так объединены в своем желании, как на этот раз, и никогда прежде они не испытывали подобного страха. Страх переполнял их настолько, что они не могли нормально реагировать на происходящее и просили Моисея быть их заступником, их ходатаем, их посредником и их послом.

Таким образом, в тот наиболее серьезный и ответственный день в истории Израиля было решено, что Моисей будет говорить к народу именем Бога, и все, о чем он как посредник и заступник будет им говорить или требовать от них, будет восприниматься как Божие слово и как Божие требование. Небесное слово и небесная воля будут переданы израильтянам через этого избранного посредника. В этом Моисей отразил главный про-образ Мессии Иисуса Христа — Посредника и Ходатая Нового Завета.

Стоявший у подошвы Синая народ трепетал перед святостью и гроз-ностью Бога, потому что каждый сознавал свою нечистоту и греховность, и каждый знал, что Бог судит нелицеприятно. Завет, заключенный с Израилем у горы Синай, можно представить в рамках Завета, заключенного с Авраамом, Исааком и Иаковом. Однако этот Завет был новым и отличаю-щимся своей требовательностью, повелительностью и необходимостью подчинения. Моисеев Завет должен был продемонстрировать народам (через Израиля) слабость человечества в достижении Бога и в то же время подчеркнуть Его милость, предоставляя людям только один путь доступа к Нему.

Ни одна нация в мире не имела такого доступа, и ни один народ не имел таких мудрых и проницательных законов, какие имел Божий народ, и потому Израиль был ответственен в демонстрации этой правды людям (Вт. 4:5-7). Этот Завет не только обеспечил верное и правдивое свиде-тельство народам о требованиях Бога, но также содержал надежду спасе-ния для всего человечества, так как все нации увидят Бога вселенной, Творца неба и земли через послушный Израиль, Его избранный народ. (Вт. 28:9-10).

С того времени, как Бог у Синая бросил в огромный мир человечес-кого общества Свои строгие заповеди и постановления, считают еврейские богословы, и долго после того, как сопутствующие этому событию сейсми-ческие явления и Таинственный Голос прекратились, сила Божиих повеле-ний произвела такое неизгладимое впечатление, что веками отражалась в людских разговорах вплоть до сегодняшнего дня.

Господь остался верен Своему Завету, Израиль же со своей стороны часто нарушал его и не сдерживал обещания. Новый Завет в совершенстве осуществил то, с чем не справились евреи, и потому ново-заветная Церковь названа царями и священниками (1Пет. 2:9; Отк. 5:10).

У горы Синай через Моисея Господь преподал народу Десять фундаментальных Заповедей, носящих название Десятисловия или Декалога и положенных в основание «книги завета» (Исх. 24:7). Эта Книга Завета или Свод Законов, начиная с книги Исход и кончая книгой Второзакония, является расширенным толкованием Десяти Запо-ведей, приспособленных к потребностям оседлого образа жизни. Но дух Моисеева учения насквозь пронизывает и эти постановления.

Десять Заповедей, изложенных в книге Исход (20:1-17), разделяются на две части: одна половина размещалась на одной скрижали, другая — на второй. Первая часть характеризует отношение человека к Богу (ст. 2-12), вторая — отношения между детьми (ст. 13-17). Суть этих заповедей можно сформулировать следующим образом:

1. О единобожии — закон против политеизма. Это была совершенно исклю-чительная заповедь, до того времени абсолютно неизвестная другим религиям древности.

2. Закон против служения образу. Бог — есть Бог ревнитель.

3. Величие и значение имени Божиего. Это закон против злоупотребления Его именем или употребления Его имени всуе, т. е. напрасно.

4. Закон о субботе.

5. Закон о почитании родителей, которые в каком-то смысле представляют Бога пред людьми. Ап. Павел говорит, что это «первая заповедь с обетованием» (Еф. 6:1-3).

6. Закон священного дара человеческой жизни: «не убей!»

7. Закон святости брака: «не прелюбодействуй».

8. Закон неприкосновенности собственности: «не кради».

9. Закон против ложного свидетельства, подчеркивающий необходи-мость святости характера и личности человека.

10. Закон против посягательства на чужое, подчеркивающий необходимость иметь святое сердце, потому что все желания исходят из сердца.

Итак, Десять Заповедей охватывают обе стороны жизни, одна из которых связана с Богом, другая — с людьми. Образно говоря, первые пять заповедей обращены вверх, другие пять — вокруг нас. Десять Заповедей — основа Моисеева Закона; они имеют непреходящее значение. Поэтому Иисус говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). В новозаветную эру большинство заповедей из Закона было упразднено, так как на его смену пришла Благодать (Ин. 1:17; Гал. 2:15-19). Однако нравственные предписания Закона не теряют силу, а лишь доводятся до совершенства (Мф. 5:21-48). Поэтому Иисус, цитируя две великих заповеди (Мф. 22:37-38), фактически обобщил ими все Десятисловие, даже весь Закон. В учении Иисуса Христа и Апостолов мы находим все ветхозаветные заповеди, кроме субботнего дня, т. к. соблюдение субботы связано с выходным днем. И Христос, и Ап. Павел объяснили, как понимать субботу по Новому Завету (Мр. 2:23-28; Рим. 14:5-6; Евр. 4:1-11).

Вникнем в то, как Павел трактовал Закон. В Послании к Галатам он разъясняет, что мы получаем оправдание не через Закон, а единственно по вере в жертву Иисуса Христа. Целью Закона никогда не было оправдание: его задача — показать, что мы грешники и нуждаемся в Спасителе. Поэтому мы должны рассматривать Закон через Голгофу и воскресение Христа, тогда все становится на свои места.

Вот четыре важнейших назначения Закона, указанных Павлом:

1. «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений…» (Гал. 3:19). Закон был дан после того, как Авраам получил обетование о рождении Мессии и спасении по Благодати. Завет Бога с Авраамом, Исааком и Иаковом не отражал сущности греха. Через всю историю спасения завет с патриархами — это завет, полученный по вере. Поэтому через Моисея был дан Закон, имевший определенную цель: во-первых, показать страшную пагубную силу греха и, во-вторых, подвести людей к покаянию и вере. И когда Иисус Христос пришел на землю, первое, что Он возвестил, это покаяние и веру в Евангелие (Мр. 1:15). То же проповедует и Петр в день Пятидесятницы (Деян. 2:38). Таким образом, Закон был дополнением к откровениям, данным Аврааму (Рим. 5:20).

2. Закон был дан на определенный срок — «до времени пришествия семени» (Гал. 3:19), т. е. Иисуса Христа. Он один исполнил Закон, который до Него никто не мог исполнить по причине действия иного закона — закона греха и смерти. Исполнив, Он отменил его, поэтому о Нем сказано: «Конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4). Закон имел цель подвести людей ко Христу, Который есть наш Спаситель (Евр. 7:11-12,17). Только верой в Христа, Сына Божия, Первосвященника Нового Завета человек обретает спасение.

3. Закон был дан израильскому народу, как наставление, как «детоводитель ко Христу» (Гал. 3:24). Он сдерживал грех. Если посмотреть на него сверху, он был инструментом управления Израилем. Это был барьер, отделявший его от язычников. Если смотреть на него снизу, он служил препятствием для развития греха в Израиле.

4. Если смотреть на Закон изнутри, то он был зеркалом, помогающим человеку увидеть самого себя (Иак. 1:23-25). Благодаря Закону каждый мог увидеть себя грешником и понуждаться в Искупителе.

Кроме скрижалей Десятисловия, Моисей получил от Бога откровение о построении скинии, законы, уставы и постановления относительно всех сторон жизни народа — общественной, гражданской, духовной, семейной. Он не только передал это народу, но и научил его все тщательно соблюдать, строго наказывая нарушителей Закона.

Вот что пишет д-р Лоуренс Даф-Форбс относительно двух даров на Синае: «Закон был Божиим шоковым лечением от безумия греха! И мне кажется, что шок был так силен, что ум человека не был в состоянии в полной мере оценить и порадоваться факту, что с этой самой горы, в тот же самый момент и через того же самого человека, Моисея, тот же самый вечный Бог дал человечеству второй превосходный подарок.

Было два откровения на горе Синай, а не одно! Первое сопровожда-лось немедленно другим, разъяснительным, подаренным от любви к людям. Законы, которые Бог дал на Синае, были дарованы от любви, ибо Бог, хотя и Верховный Законодатель, извергает любовь на их происхождение. И в самом деле, свет, ярко светящий с этой самой горы, был светом, струившимся от любви; поддерживающая и успокаивающая правда была про-демонстрирована преподнесением второго Божественного подарка, второго дара от Трона Господня, ибо в то же самое время Бог передал проект Храма, уникального в истории, детали которого начинают открываться в Исходе 25 гл.

Это поразительно: Закон, объявляющий Самого Бога Автором, Влады-кой и Глашатаем, сопровождается сооружением, которое в равной мере заявляет Самого Бога его Творцом, Оформителем и Руководителем» (Ж. «Виноградник», 03-94).

Конечно, для столь великой задачи необходим был образованный и одаренный человек, способный изложить и духовным, и юридическим языком все заповеди и предписания Закона в доступной и вразумительной форме. Моисей был таким человеком, которого Бог готовил от чрева матери и соответствующим образом воспитывал в Своей школе. Фактически законодательство Моисея было первым в мире чело-ве-колюбивым законом, четко и ясно сформулированным и переданным от Бога целому народу. Этот Закон был столь совершенен и прогрессивен, что впоследствии был заимствован многими народами для составления своих законодательств. Моральная сила его заповедей неиссякаема.

Преподавая Израилю Закон на Синае, Бог преследовал далеко идущую цель: «Итак, если вы будете слушаться голоса Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля» (Исх. 19:5). Изучая историю израильского народа на предмет выполнения ими этой задачи, мы видим, что она полна драматизма: сколько раз этот народ был на грани исчезновения! Но всякий раз он словно восставал из пепла, возрождался и укреплялся. В чем причина столь феноменального явления?

У этого народа было нечто такое, что давало ему силу снова и снова восставать и двигаться вперед. Этим нечто было слово живого Бога, Его откровение, Его святой Закон, который Израиль получил через Моисея. Именно этот Закон сформировал его в крепко сплоченную Нацию; не просто в интеллектуально сильных людей, но в избранный народ, в общество Господне. Этот Закон сопровождал его во все периоды его истории и сохранил во всех превратностях судьбы. Он не был сухим предписанием определенных правил и постановлений об отношении человека к Богу, друг к другу, животным, природе, земле и т. д., но был живым творческим словом Самого Бога, Его откровением и потому явился сокровенным источником силы для национального и духовного сознания Израиля. Источник созидательной силы Закона заключался в Боге, поэтому он обладал большим влиянием на народ. Закон открывал Бога, бесконечно великого и непостижимого, Который хочет говорить с человеком и давать ему Свои откровения, наставления и законы, чтобы он мог праведно жить. В Законе Израиль видел Бога своим Творцом и Попечителем, а себя — Его творением, всегда нуждающимся в Нем и обязанным Ему поклоняться и служить.

Но самое главное назначение Закона было в том, что благодаря ему Бог тща-тель-ным образом оберегал израильский стан от посягательств сатанинских сил, пытаю-щихся туда проникнуть, чтобы губить народ. Моисей, как мудрый домо-стро-итель, старался уберечь народ от контактов с властями тьмы. Передавая ему законы и постановления от Бога, он строжайшим образом внушал народу мысль, что каждое нарушение заповеди — не просто преступление или грех, но это та дверь, через которую духи зла могут вторгнуться в общество и разложить его.

Поэтому от Синайского Кодекса веет такой суровостью. Сегодня многие читатели Библии зачастую не понимают ни Моисея, ни Бога, ни причин такой большой строгости по отношению к нарушителям Закона. Они не понимают и той роковой опасности, которая постоянно угрожала всему обществу и стояла за тем или иным нарушением заповеди Божией. А потому необходимо взглянуть на этот вопрос с позиций откровения Божия в Новом Завете, раскрывающем как сущность опасности, так и сокровенный смысл строгости Моисея. Послание Апостола Павла к Ефесянам (2:2; 6:12) снимает покров над этой тайной, показывая существование высоко организованной иерархии властей тьмы, ведущих непрестанную войну против народа Божия и использующих малейший проступок верующего, чтобы нанести урон всему обществу Господню.

Учитывая именно эту грозную опасность, Бог и создал такой непреодолимый барьер в виде строгих предписаний Закона. И Моисей, и Закон Моисеев соответ-ствовали этой колоссальной задаче. Именно с этой точки зрения и следует рас-сматривать некоторые «неблаговидные» проступки отдельных персонажей Библии, так как они были спровоцированы через обольщение и явились результатом совращения их диаволом.

В связи с этим приведу выдержку из книги Дж. Пенн-Луис и Э. Робертса, духовных работников начала нашего века, трудившихся на юге Англии. Они пишут: «На огненной горе Бог дал Моисею строжайшие указания, как обороняться от влияния и воздействия этих духов. Он получил торжественное повеление хранить израильский стан в чистоте от всякого общения с властями тьмы, наказывая смертью любую попытку предоставить вход этим властям в стан. Моисей обязан был применить наказание смертью к каждому, кто хотя бы на йоту готов был уступить усилиям духов обольстителей.

Уже тот факт, что Бог дал такой Закон, который простирается на эту духовную область, а также тяжесть наказания, угрожавшая каждому за преступление этого Закона, доказывали:

1) существование высокоорганизованных властей тьмы;

2) их зло и великую опасность для человеческого общества;

3) их способность общаться с людьми и стремление завладеть ими;

4) необходимость неизбежной и постоянной борьбы с ними и с их делами.

Бог никогда не установил бы определенных законов для защиты от воображаемых опасностей; к тому же Он не установил бы тяжелейшего из всех наказаний, если бы соприкосновение народа со злыми существами невидимого мира не было таким страш-ным преступлением с тяжелыми последствиями. Суровость наказания ука-зы-вает на то, что вожди народа должны были быть в состоянии ясно и отчетливо различать духов, так чтобы верно судить в тех случаях, которые доводились до их сведения» («Война со святыми», Лейкастер, 1916).

Как во времена Моисея, так и в более поздние времена духовный подъем и духовный упадок израильского народа зависел от того положения, какое он занимал в отношении сатанинских воинств тьмы. Когда вожди народа твердо придерживались Закона Божиего, оберегали стан от проникновения в него духов зла, народ в духовной жизни стоял высоко; когда же вожди впадали в грех и отступали от Закона, духи зла проникали в их среду. Начиналось падение, нравственное разложение, а затем и полное поражение народа. И если порой сила Божия могущественно проявлялась в этом народе, как затем и в новозаветной Церкви, то это зависело от того, насколько их вожди преодолевали силы властей тьмы.

Это очень важная и серьезная истина, от понимания которой зависит победа или поражение народа Божия. И сегодня там, где служители понимают этот вопрос и тверже придерживаются библейских принципов борьбы, они тщательно оберегают свою паству от обольщения и проникновения в нее учений заблуждения; а те церкви, где сами служители отступили от истины и попустили ересям проникнуть в их среду, — подверглись разлагающему действию обольстителей. И как древнему Израилю Бог заповедал тщательно соблюдать Закон и хранить себя (И.Нав. 22:5), так и Церкви Нового Завета надлежит усиленно бодрствовать и тщательно хранить себя от учений заблуждения, последнее время наводнивших весь мир (1Ин. 5:18; Лук. 21:36).

Преподав Израилю Закон, правила духовной и общественной жизни, Моисей постепенно подвел его под дисциплину Божию так, что властям тьмы были закрыты все двери в общество Господне. Народ был поставлен под знамена, по коленам и по станам, и выглядел со стороны организованным и могущественным обществом.

Вот как предстал Израиль перед глазами пророка Валаама, нанятого его проклясть: «С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: Вот, народ живет отдельно, и между народами не числится… Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастия в Израиле; Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него. Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него. Нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог!» (Чис. 23:9,21-23).

Задача Моисея по формированию Израиля в общество Господне, защищенное Законом Божиим во всех сферах его жизни и деятельности, была завершена. Бог велел Моисею избрать себе преемником Иисуса Навина, а самому взойти на гору Фасги, чтобы отойти с этой земли. Подводя итог его жизни, Библия свидетельствует: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу» (Вт. 34:10). Можно добавить еще: и такого законодателя и вождя тоже больше не было.

http://www.maloestado.com/books/VKanatush/herosoffaith.htm

– это праздник всех ветхозаветных праведников, которые удостоились стать предками по плоти Иисуса Христа. В этот день мы также вспоминаем и пророков, которые предрекали рождение Мессии. И первый среди них – святой пророк Боговидец Моисей, о котором сказано, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей» (Втор. 34:10).

Уже давно является камнем преткновения для многих ученых умов. То археология представляет мало фактов, то реки текут не там, где нужно, то море ведет себя неадекватно, – словом, сложно составить ясную научную картину происшедшего. Человеку церковному, может быть, и нет нужды тщательно проверять разносторонние факты церковной истории, если мы веруем, что Святой Дух руководил писателями Библии. И святой апостол Павел призывает нас не вдаваться в документальность изложения, а извлекать пользу из написанного: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). И правда, если мы верим, что Христос Спаситель восстал из мертвых, то трудно ли нам поверить, что Господь развел для евреев воды Красного (Чермного) моря? А если нет веры в библейские события, то как можно именовать себя христианином?

Однако и нам, безусловно принимающим истинность Пятикнижия Моисея, полезно внимательно вчитываться в библейский текст, задавать самому себе вопросы, учиться на примерах святых, – словом, заниматься тем, что именуется «созерцанием». И задаем мы вопросы не как праздные зеваки, желающие поглумиться над святыней, а с целью назидания, а это хорошо и похвально.

Вопросов же для читателей Пятикнижия – масса. Например, почему повел евреев не коротким путем в землю Ханаанскую, а кружным? Короткий путь по побережью Средиземного моря занимает меньше 300 километров, и по сравнению с вдвое большим маршрутом, который избрал Моисей по безводной пустыне, он может показаться легкой прогулкой. С одной стороны, мы читаем: «Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел [его] по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет» (Исх. 13:17). С другой стороны, что есть невозможное для Бога Всемогущего? Он смог бы так погнать филистимлян, что евреи не увидели бы ни одного из них до самого Ханаана. Но опять же: Он мог и расположить сердце фараона, чтобы египетский правитель безо всяких казней отпустил бы богоизбранный народ.

Евреи должны были научиться самому главному: доверять свою жизнь Богу

Конечно, мог! Но раз не совершил простейшим путем, то лишь потому, что с нравственной точки зрения это было бы неполезно. Евреи должны были увидеть, какой ценой они «куплены», увидеть величие Господа Саваофа и ничтожность египетских «божков». Они должны были научиться самому главному: доверять свою жизнь Богу, уповать на Него. Но, как видим, казни египетские мало чему научили их. Как евреи роптали уже в Египте, так их ропот на Бога и Моисея не прекращался всю дорогу. Для этого-то и выбран окружной путь – для урока смирения. Вот как Моисей сказал об этом народу израильскому перед своей смертью: «Помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты, и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа» (Втор. 8:2-3).

Надо сказать, что израильский народ с завидным упорством проваливал каждый новый экзамен, оказываясь неблагодарным и маловерным. Эти ропотные хуления мы видим на протяжении всех сорока лет странствования израильтян. Этот ропот стал причиной того, что Господь пять раз хотел полностью истребить мятежный народ и произвести новый от Моисея, но пророк в молитве умилостивлял Бога простить евреев. Господь переменял свое решение, но, даже несмотря на это, в Пятикнижии описаны несколько случаев, когда в стане евреев начиналось поражение и только по молитве Боговидца останавливалось.

Кто же был этот великий ходатай за народ, могущий изменить решение Божие? На многих иконах мы видим перед собой убеленного сединами грозного и сурового старца. Таков ли был ? Ему было около 80 лет, когда Господь призвал его освободить народ Божий из египетского рабства. Бог воззвал к Моисею из горящего куста и повелел возвращаться в Египет. Но Моисей несколько раз отказывался, сначала оправдываясь, что никто не поверит, что Господь послал его. Когда же Бог тут же совершил несколько чудес в удостоверение своей силы, Моисей нерешительно указал на свое косноязычие: «О, Господи! человек я не речистый». Но Господь властно напомнил ему: «Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь? итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить». Тогда Моисей и вовсе уже робко попросил: «Господи! пошли другого, кого можешь послать» (Исх. 4:10-13), – ибо великим и страшным было дело, на которое призывал его Бог. После этих слов, как говорит Библия, гнев Божий возгорелся на Моисея, и Господь назначил ему в помощники его брата Аарона.

В этом месте Моисей предстает перед нами мягким, нерешительным человеком. Но Господь видел его внутреннее мужество и силу воли, способную нести крест управления огромным народом. Кроме того, Моисей был преисполнен пламенной веры и такой же молитвы. О его силе его молитвы говорит случай при переходе моря. Когда фараон со своим войском стал догонять евреев и прижимать их к побережью, народ принялся за свое обычное дело – стал роптать. Моисей успокоил народ и стал внутренне молиться. «Что ты вопиешь ко Мне?» (Исх. 14:15) – ответил на его молитву Господь и повелел, что делать дальше. Его беззвучную молитву Бог приравнял к воплю по силе духовного напряжения!

Только такой пламенный молитвенник и мог выдержать присутствие Божие в течение 40 дней на горе Синайской при шуме грома и блеске молний. И в то время, как прочие израильтяне от страха говорили Моисею: «Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх. 20:19), сам Моисей дерзновенно обращается к Творцу: «Покажи мне славу Твою» (Исх. 33:18). Так дерзновенен бывает тот, кто уже вкусил Божественной благодати, и исполняется желанием ненасытным вкушать ее вновь и вновь.

Столь пламенный дух изменяет и плоть. У Моисея на лице отобразилось сияние Божественной славы. Поэтому после Богоявления ему на горе Синай Моисей полагал на свое лицо покрывало каждый раз, как выходил к народу, и снимал его, когда входил в скинию. Казалось бы, такой совершенный предводитель, через которого изрекается Божия воля, должен пользоваться непререкаемым авторитетом. Но только не среди израильтян! Множество раз евреи роптали на Моисея, а однажды даже покусились оспорить его право главенствовать. Аарон и Мариам – брат и сестра Моисея – стали упрекать его за то, что он женился не на израильтянке. Они упрекают его, хоть упрекнуть не за что – ведь они вспоминают жену, которую Моисей имел до начала своего общественного служения. Как пишет блаженный Феодорит Киррский, Моисей имел одну жену, Сепфору, да и ее отпустил, когда Бог призвал его для освобождения народа израильского.

«Одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?» (Чис. 12:2) – говорят Аарон и Мариам, подразумевая свое духовное равенство с ним. И это они дерзают сказать человеку, покрывающему свое лицо ради неземного сияния, осеняющего его!

«Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3).

Слово «кротчайший» встречается здесь единственный раз в Библии

Тут бытописатель дает нам еще одну интереснейшую характеристику Моисея: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Слово «кротчайший» встречается здесь единственный раз в Библии. Кротчайший Моисей… Как-то это даже странновато звучит и не вяжется с образом пророка, в гневе разбившего скрижали завета при горе Синай, и с образом полководца, с мечом в руках ведущего израильские полки на неприятеля. Тем не менее, этот суровый пророк и полководец в ответ на эти завистливые обвинения кротко молчит, становясь прообразом молчащего на допросе Спасителя. Когда речь заходила о славе Божией, Моисей всегда являл себя ревностным служителем Господним, не знающим страха или усталости, но, когда дело касалось его собственной персоны, он предпочитал бесславие. Так было при купине, так Моисей вел себя и сейчас.

Но сам Господь вступился за своего избранника: «Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, – он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» (Чис. 12: 6-8) И ропотники были наказаны за свою дерзость.

Но и Моисей был сделан из плоти и крови и мог оступиться. И, может быть, именно ошибками образ пророка Моисея становится нам роднее, чем если бы мы взирали на него, как на исключительного небожителя. Ошибка – печать земного человека, не ошибаются лишь совершенные, и наш земной путь – путь искоренения своих духовных ошибок.

Где-то и Моисей поддавался слабости и маловерию

Где-то и Моисей поддавался слабости и маловерию. После очередного возмущения народа Моисей, духовно утомленный маловерием окружающих, скорбно молится Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его? <…> Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня; когда Ты так поступаешь со мною, то [лучше] умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего» (Чис. 11: 11-12, 14-15). Тут мы сразу вспоминаем второго великого пророка – Илию. После явления славы Господней на горе Кармил, когда огонь с небес пожрал жертву Илии, и все идольские пророки были умерщвлены, нечестивая царица Иезавель послала убить его. Пророк Илия ушел в пустыню, в ту самую Аравийскую пустыню, где за 500 лет до этого странствовал пророк Моисей с израильским народом, сел под можжевеловым кустом и в изнеможении от такого удивительного неверия своих соплеменников просил себе смерти: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:4). Так и нам бывает иногда тяжко видеть вокруг себя тотальное отступление от веры, а если мы в ответе за окружающих, то эта тяжесть просто невыносима. Это же неверие иудеев заставляет, по словам святителя Иоанна Златоуста, изречь и самого Христа: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17)

Маловерие подобно яду или концентрированной кислоте. Оно разъедает все, к чему прикасается. Поэтому Святые отцы и запрещают людям, не твердым в вере, читать еретические книги – опасность заражения духовной болезнью очень велика. Время от времени все мы впадаем в маловерие. И великий Моисей также оказался в нем повинен. Израильтяне оказались в пустыне Син, где не было ни капли воды, ни для людей, ни для скота. Людей же было только 600 тысяч воинов от 20 лет. Весь народ, вышедший из Египта можно, таким образом, оценить в более чем 2 миллиона человек. Когда народ начал жаловаться на отсутствие воды, Господь сказал Моисею: «Возьми жезл и собери общество, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы». собрал народ и сказал: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?», но в сердце его было сомнение, что Господние слова исполнятся. И он не приказал словом скале, как велел ему Бог, а ударил по скале жезлом, и истекла вода. Поэтому Бог и сказал Моисею с Аароном: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Чис. 20:8-12).

Какое суровое наказание для Моисея! Недаром пророк перед своей смертью молил Господа: «Владыко Господи, дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан» (Втор. 3: 24-25). Но Бог желал, чтобы в новые мехи вливали новое вино, чтобы в землю обетованную вошли мужи совершенной веры. Блаженный Феодорит Киррский еще указывает, что земля обетованная – это символ благодати Нового Завета, а поэтому закон в лице Моисея и окончился до перехода израильтянами через Иордан. Поэтому-то Моисей и назвал своего самого верного служителя – Осию, сына Навина, – Иисусом, то есть спасителем (Чис. 13:17). Именно Иисус Навин ввел иудеев в землю обетованную, прообразуя то, как Иисус Христос введет свой народ в Царство Благодати.

И как закон являлся «детоводителем» ко Христу (Гал. 3:24), издали открывал человеку благодатные заповеди блаженства, так и Моисей удостоился издали узреть землю обетованную. Перед смертью Господь повелел взойти ему на гору Нево и показал ему там всю землю, обещанную Аврааму, даже до Средиземного моря. Там и умер Моисей.

Перед своей смертью он , из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» (Втор. 18:15). Исполнились эти слова в полноте лишь на Христе Спасителе, ибо, как свидетельствует Писание, «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей». И как Моисей был при жизни «кротчайшим», искал не себе славы, а лишь прославления Господа Бога, таким же кротчайшим он остался и после смерти. Моисей «скрылся» от чрезмерного почитания соплеменников, как говорит Библия: «Никто не знает [места] погребения его даже до сего дня» (Втор. 34: 6).

В Типиконе на день пророка Моисея указана служба «без праздничного знака»

Избежал Моисей и почитания христиан, потому что почти никто, даже из людей церковных и священства, не сможет, не заглядывая в календарь, назвать день его памяти. Этот день – 17 сентября по новому стилю. А в Типиконе на день пророка и Боговидца Моисея указана служба «без праздничного знака» – самое скромное, какое только может быть, богослужение. Но он воистину велик! И об этом свидетельствует и то, что в час Преображения на горе Фавор Христу явились два величайших ветхозаветных праведника, пророки Моисей и Илия, и «говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:33).

Сорокалетнее странствование израильского народа так напоминает нам нашу собственную жизнь. Что Моисей говорит своим соплеменникам, мы можем смело относить к себе: Бог и нас смиряет и испытывает, томит голодом и кормит манною, чтобы мы научились единственно уповать на Творца Небесного. Всегда промышляет о нас, даже если нам и кажется, что мы оставлены. Так и Израиль, хоть по временам голодал и жаждал – но не без Промысла Божия. Недаром Моисей говорит народу: «Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла вот уже сорок лет» (Втор. 8:4). Как походную скинию-храм, мы должны носить в своем сердце постоянное памятование Господа. Вслушаемся еще раз в слова Моисея, которые через полторы тысячи лет повторил Христос Спаситель, потому что к тому времени их уже многие позабыли: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6:5-9).

Моисей жил в семье Фараона, на земле в которой «текли молоко и мёд». До того момента, когда ему пришлось бежать из Египта из за угрозы наказанием. Он убил египтянина который избивал его соплеменника. Ему было больно смотреть на своих близких, их нищету и униженное положение в обществе. Он хотел передать им знания которые ему дали лучшие учителя и учёные этой процветающей страны в которой были развиты науки и производство. Но его народ не мог понять и принять их. Моисей старался научить их очень простым вещам, но то, что он говорил воспринималось в лучшем случае, как добрые пожелания, а в худшем, как элементарная глупость.

Тайна заключается в том, что она скрыта за кажущейся простотой.

Это с одной стороны, а с другой стороны необходима подготовленная почва на которую упадут семена духовных знаний. Каким образом можно было донести свои знания до народа? Моисей понял, что ему надо заменить их веру в идола на веру в закон, который приведёт в землю наполненную богатством и процветанием. Вера в идола не позволит народу вырваться из рабства и нищеты, а вера в закон приведёт народ к жизни в изобилии. Моисей жил окружённый роскошью и наслаждался богатой жизнью каждый день, а его соплеменники умирали от непосильного труда и плохого питания. Он делал попытки объяснить людям то, как надо жить и относиться друг к другу. Но его встречали упрёками, насмешками и не пониманием. Однажды он вмешался в драку своих соплеменников с криком: «Ну, что же вы делаете, вы же братья». В другой раз, когда он разнимал дерущихся один из них сказал: «Убей и меня, как убил того египтянина». Они испытывали к нему недоверие, зависть и злобу — это и был результат их бездуховного состояния. Они не понимали и не желали понять того, что он хочет им помочь.

У безграмотного человека есть нужда и он просит помощи, а точнее денег. Нет денег — нет помощи. Всё очень просто и примитивно. Каковы мысли внутри человека — таков и он сам. Примитивный и не образованный человек не может иметь светлые и духовные мысли. Его жизнь, является отрожением его мыслей. Моисей в отчаянии убегал к себе и думал о том, как можно помочь своему народу. Он понимал, что всё богатство Египта держится на знании, трудолюбии и профессионализме людей занимающихся своим делом. Каждый на своём месте создавал богатство этой великой страны.

Но для того, что бы обрести свою землю надо иметь, нечто большее.

Земля в которой «текут молоко и мёд» не находится в какой-то географической точке, она там где живут достойные, грамотные и трудолюбивые люди. Духовное богатство должно было поднять еврейский народ из дикости и нищеты. Сегодня, можно сказать, что Моисей добился своего. Вера в закон принесла свои результаты.

Безграмотная масса интуитивно и подсознательно требует обмана и получает его сполна.

Сегодняшний день. Прошло несколько тысячь лет и люди со средним и высшим образование, смотря и слушая будущих народных избранников голосуют за того, кто больше обещает. А не за того кто старается объяснить проблемы и пути выхода из сложившегося положения. Интеллектуальный уровень основной массы народа в плачевном состоянии. Кандидат в президенты или депутаты вынужден опускаться до уровня массы и говорить на её языке. Будущий избранник бодро обещает каждой студентке по студенту. Каждому студенту по бутылке. Каждой бутылке по пробке … Каждому чиновнику по шапке! по шапке! Масса довольна и смеёться. Кандидат тоже доволен и смеёться. Его ждёт богатство. Чиновников ждёт спокойная и сытая жизнь — жизнь с избытком. Народ ждёт карма.Каждый получает то, что заработал и то чего он достоин.

Не удивительно, что Моисею пришлось для того, чтобы донести до народа знания, обратится к богу и вере. Это был единственный путь достучаться до своего народа. Насилием и чудесами насаждая новую непривычную для них веру, Моисей вёл свой народ в землю обетованную. Как только у людей открылись глаза. Они увидели, что всегда были в той земле по которой текут молоко и мёд. Это оказывается им надо было измениться. Для чего и был дан им закон. Для того, что бы исполняя его, народ вошёл в духовное царство — царство мира, благоденствия и процветания. С этого времени любая земля в которой жил этот народ стала для него землёй обетованной. Но возникла новая проблема, не менее сложная, чем первая. Так всегда бывает в жизни. Успех — рождает новые проблемы и задачи.


МОИСЕЙ

Моисей — великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета), произвёл Исход евреев из Древнего Египта , сплотил израильские колена в единый народ.

Библеисты обычно датируют его жизнь XV—XIII вв. до н. э.

На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

В искусстве образ Моисея вдохновлял многих великих художников, писателей и музыкантов. Его ваял Микеланджело, ему посвятил оперу Джоаккино Россини , Зигмунд Фрейд написал книгу «Моисей и монотеизм».



Имя Моисей — «извлеченный или спасенный из воды», по другим указаниям, это имя египетского происхождения и означает «дитя».

Моисей родился в Египте . Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил евреев в рабов. Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола.

В ту пору в семье Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иохаведе удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в корзине из тростника и осмоленной асфальтом и смолою в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона , пришедшая туда на купание.

Она сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мириам, издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына».

Выпасая скот у горы Хорив (Синай), он из неопалимой купины получил призыв Бога, открывшего ему свое имя («Аз есмь сущий») к освобождению своего народа.

Возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном (которого Бог выбрал ему в помощники служить «его устами» , так как Моисей пытался сослаться на свое косноязычие), ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта.

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб; мор скота; болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом; нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им отлучиться на три дня, и евреи, взяв скот и кости Иосифа Прекрасного и некоторых других патриархов, начали Исход .

Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через Красное море , которое расступилось перед ними, но потопило погоню. Бог повел свой народ в Землю Обетованную через Аравийскую пустыню. Моисей по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорива, ударив в нее своим жезлом .

В третий месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай , где Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями , ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по 40 дней. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца , перед которым евреи начали служить и веселиться. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца.

В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания.

Несмотря на великие трудности, Моисей продолжал свой народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых, но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе — Бог разрешил им ударить в скалу жезлом и высечь источник, а по маловерию они ударили не 1 раз, а 2.

Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную . Своим преемником по указанию Бога он назначил Иисуса Навина. Могила Моисея была скрыта Богом , чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа. Жил Моисей 120 лет. Сорок лет провёл во дворце, другие сорок — со стадами овец в земле мадиамской, и последние сорок — в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне.

В Новом Завете во время Преображения на горе Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илия.

Лесюер, Эсташ - Младенец Моисей на реке Нил

Пуссен, Никола - Моисей, иссекающий воду из скалы

Шампень, Филипп де - Пророк Моисей .

Вслед за Пятикнижием Моисея в Ветхом Завете помещается Книга Иису́са Нави́на (Книга описывает историю еврейского народа от смерти Моисея до смерти Иисуса Навина) и Книга Судей Израилевых (Судьи — лица, управлявшие еврейским народом в период от Иисуса Навина до воцарения первого царя Саула). В книге Судей описана такжеистория Самсона и Далилы .

РУФЬ

Руфь(Рут) - знаменитая библейская праведница.. Жизнь её относится к последним годам смутного периода Судей. Родом моавитянка (моавитяне происходят от племянника Авраама, Лота), после смерти мужа не хотела расстаться со своей свекровью Наоми , приняла её религию. В Книге рассказывается о том, как бедная Руфь собирала колосья на жатве богатого Вооза, как последний, обратив на неё внимание, приказал рабочим побольше оставлять недожатых колосьев . Потомона стала женой знатного Вооза (Боаза) и стала таким образом прабабкой (праматерью) царя Давида .

Рут стала символом праведного вхождения в еврейской народ, поэтому зачастую женщины, проходящие обращение в иудаизм, выбирают себе еврейское имя Рут.

Фабрициус, Барент Питерс - Руфь и Вооз

Далее следуют Книги Царств —исторические книги Ветхого Завета. Книги Царств охватывают около 600 лет жизни еврейского народа. В первых двух Книгах рассказывается о жизни пророка Самуила , который помазал на царство двух первых царей — Саула и Давида .

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png