В субботу мы были в Третьяковской галерее. В зале Перова у картин «Чаепитие в Мытищах» и «Крестный ход на Пасху» я услышал, как экскурсовод сказала своей группе: « Эти картины были написаны в то время, когда отвергались все традиционные ценности. Поэтому относиться к этим картинам надо осторожно».

Под традиционными ценностями экскурсовод, видимо, подразумевала уважение к духовенству, к Русской православной церкви. Да, на этих картинах духовенство, представители Русской православной церкви выглядят весьма неприглядно. Но прямо напротив висит потрясающая картина Перова «Христос в Гефсиманском саду». Художник не отвергает Христа, напротив, он страстно стремится укрепиться в вере. А между этими картинами висит огромное полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере». Отрешенный от служения священник Никита, прозванный своими противниками Пустосвятом, вызывает на спор представителей официальной церкви, и спор этот происходит в присутствии самой царевны Софьи. В страстном споре Никита, казалось, одерживает победу, но тут в спор вмешивается государственная власть в лице Софьи. По ее приказу Никита был схвачен и казнен. И не так важно, прав или не прав Никита. Главное, что окончательную точку в споре о вере ставит государственная власть, и ставит весьма жестоко.

И это отнюдь не конец пути. Брат Софьи Перт I упразднит патриаршество, церковью будет управлять Святейший синод, главу которого, обер-прокурора, лицо светское, назначает сам государь-император. Этот синод примет указ, обязывающий священников под страхом смертной казни нарушать тайну исповеди, если речь идет о государственной измене. Но что есть государственная измена? Именно из исповеди Петр узнал, что брошенная им жена Евдокия Лопухина не верна ему. А измена даже брошенной жены государя - государственная измена, и соучастник преступления майор Глебов был жестоко казнен. Посаженный на кол, он умирал несколько часов, а Петр любовался его мучениями. Майор нашел в себе силы плюнуть Петру в лицо. Самому государю! Какое попрание традиционных ценностей…

Павел I уже официально объявит себя главой Русской православной церкви, а при Николае I священникам, словно государственным чиновникам, будут платить из казны жалование. Именно против этого огосударствления церкви, неизбежно ведущего к падению ее авторитета, страстно протестует Перов. Да, конец XIX - начало XX в. время, когда в России широко распространяется атеизм. Но это время яркого расцвета русской религиозной философии, религиозные искания ярко отразились и в живописи: Крамской «Христос в пустыне», Поленов «Христос и грешница», Ге «Что есть истина?». И этот список можно продолжить. Да, тогда в споре между атеизмом и поиском веры победил атеизм. Но не огосударствление ли церкви было тому виной? Не в начале этого же пути находимся мы ныне? И протест против этого есть ли отвержение традиционных ценностей?

P . S . В Третьяковку я попал на следующий день, после вынесения приговора участницам группы « Pussy Riot »

Перов В.Г. Чаепитие в Мытищах


Перов В.Г. Христос в Гефсиманском саду


Перов В.Г. Никита Пустсвят. Спор о вере

Картина Василия Григорьевича Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере», написанная в 1880-1881 гг., является иллюстрацией известного исторического события XVII века - так называемых «прений о вере», которые проходили 5 июня 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля в присутствии царевны Софьи.

Главным героем произведения является реальная историческая личность – бывший суздальский священник по имени Никита. Он обвинял представителей духовенства в невежестве и пустом использовании святых изречений. Никита отличался особым мастерством оратора и после окончания «прений о вере», он вышел победителем, но, несмотря на это, царевна Софья приказала схватить бунтаря и казнить, что было исполнено на следующий день.

Многофигурная композиция картины отличается высокой сложностью и невероятной глубиной вложенной в неё мысли. На ней изображена кульминация спора, где веские аргументы уже не имеют значения перед лицом грубой силы. Именно поэтому в центре полотна можно увидеть смятения на лицах людей.

Схваченный Никита Пустосвят в ярости наступает на лежащее на полу Евангелие. На его лице виден гнев, переплетённый с чувством безысходности и несправедливости.

Современные Перову критики отмечают, что среди персонажей данной картины мастер изобразил несколько превосходных типажей. Художник изобразил историческую сцену настолько беспристрастно, что среди гармоничного нагромождения изображений предметов и людей невозможно заметить его собственное отношение к происходящему. Сочувствует ли автор произведения Никите или нет? Этого художник на полотне не указал.

Контраст настроений можно проследить, взглянув на удивительное спокойствие царевны Софьи и её свиты. Быть может, этим Перов хотел указать на равнодушие власть имущих к проблемам истинной веры, описать бессмысленность и бессилие любых протестов против государственной власти.

Помимо описания картины В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Никита Пустосвят

Ники́та Пустосвя́т (настоящее имя Никита Константинович Добрынин ; ум. 6 (16) июля , Москва) - суздальский священник, противник церковной реформы Патриарха Никона . Прозвище Пустосвят было дано его оппонентами.

Биография

В челобитных к государю и к Собору, просил о прощении и 26 августа 1667 года , по приказу царя, был освобождён и привезён в Москву, без возвращения сана. С тех пор до 1682 года о нём ничего не известно. В том году сторонники старого обряда, по смерти Феодора Алексеевича , задумали, опираясь на стрельцов , восстановить «древлее благочестие». Главный агитатор в пользу восстания князь Хованский избрал Никиту, который добился назначения «прений о вере» в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ. На прениях, проходиших 5 июля и ведшихся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату. Выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу. Царевна Софья на следующее утро приказала схватить их: Никита был казнён на Лобном месте , а его соратники разосланы по монастырям, откуда некоторым удалось бежать.

Сохранилось предание, что сторонники старого обряда тотчас после казни собрали останки Никиты и похоронили их в Гжатске Смоленской губернии .

Старообрядцы признают Никиту «столпом правоверия», православные иерархи отзывались о нём как о грубом, вредном и невежественном (Пустосвят) расколоучителе. Последующие исследователи (напр. арх. Никанор, в «Описании раскольнич. соч.») также долго видели в нём лишь «невежественного раскольника». Происходило это оттого, что с «Челобитной» знакомились лишь по тем выдержкам, какие заключались в «Изобличениях» Симеона Полоцкого. Только профессор Субботин , издавший её впервые в полном виде (в «Материалах для истории раскола» т. IV), показал, что она богата содержанием; обвинения против церкви изложены тщательно и искусно, и автор по начитанности, находчивости и способности излагать мысли простым и ясным языком может занять место среди раскольничьих писателей наряду с протопопом Аввакумом и дьяконом Фёдором Ивановым. Некоторые несомненные следы непонимания и искажения никоновского текста объясняются, по мнению проф. Субботина, распространенным среди сторонников старого обряда стремлением найти у противников ересь. Симеон Полоцкий пользовался только чистовой «челобитной», которая была не окончена.

Ссылки

  • Добрынин Никита Константинович в православной энциклопедии
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Никита Пустосвят" в других словарях:

    - (наст. фам. и имя Добрынин Никита Константинович) (? 1682) идеолог раскола, писатель. Осужден собором 1666 67. Раскаялся и остался на свободе. Участник Московского восстания 1682. 5 июля возглавил раскольников на прении о вере в Кремле. Казнен … Большой Энциклопедический словарь

    - (настоящие имя и фамилия Никита Константинович Добрынин) (? 1682), идеолог раскола, писатель. Осуждён собором 1666 67. Раскаялся и остался на свободе. Участник Московского восстания 1682. 5 июля возглавил раскольников на прении о вере с… … Русская история

    Один из замечательнейших расколоучителей и начальных вождей раскола. Его полное имя было Никита Константинов Добрынин. О жизни его до выступлений против никоновских новшеств ничего не известно, кроме того, что он был соборным попом в г. Суздале.… … Большая биографическая энциклопедия

    Настоящие имя и фамилия Никита Константинович Добрынин (? 1682), священник, один из лидеров старообрядчества. В 1665 выступил против реформ патриарха Никона. Осуждён церковным собором 1666 67. Во время восстания стрельцов в Москве в 1682… … Энциклопедический словарь

    Никита, известный в истории с прозвищем Пустосвят, собственно Н. Конст. Добрынин виднейший руководитель старообрядческого движения 1682 г. Суздальский священник, ревнитель старины, Никита только по оставлении властительным патриархом кафедры… … Биографический словарь

    - (настоящая фамилия и имя Добрынин Никита Константинович; прозвище «Пустосвят» было дано сторонниками официальной церкви) [г. рождения неизвестен умер 6 (16).7.1682, Москва], суздальский священник, один из идеологов Раскола. Был тесно… … Большая советская энциклопедия

    - (Добрынин Никита Константинович) (ум. 6.VII.1682) суздальский священник, один из идеологов раскола. Был тесно связан с т. н. кружком ревнителей благочестия и, как и многие члены кружка, занял отрицательную позицию по отношению к церк. реформам… … Советская историческая энциклопедия

    - (Константинов сын, Добрынин) расколоучитель XVII в. Был священником в Суздале; при патриархе Иосифе участвовал в исправлении и печатании церковных книг, вместе с протопопом Аввакумом, Лазарем, Стефаном и др. Напечатанные им книги, полные ошибок,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Никита Пустосвят - – расколоучитель XVII в., был священником в Суздале, участвовал при патриархе Иосифе в исправлении и печатании церковных книг, вместе с протопопом Аввакумом, Лазарем, Стефаном и др. Напечатанные им книги, полные ошибок, подверглись при… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    - (наст. имя и фам. Никита Константинович Добрынин; г. рожд. неизв. – 1682) – идеолог раскола, писатель. Осужден собором 1666 67. Раскаялся и остался на свободе. Участник Моск. восст. 1682. 5 июля возглавил раскольников на «прении о вере» в Кремле … Энциклопедический словарь псевдонимов

407 )

На картине изображён драматический момент «спора о вере» - исторического события времён московской смуты 1682 года , к двухсотлетию которого Перов планировал завершить работу над полотном . Прения состоялись 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля . Композиция картины строится на противопоставлении правой части, где находится группа раскольников -старообрядцев во главе с суздальским священником Никитой Пустосвятом , и левой части, где изображены власть имущие - царевна Софья Алексеевна , патриарх Московский Иоаким , архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов) и другие .

Современники высоко оценивали ряд фигур на полотне, особенно в правой его части, которая была более проработана художником. Писатель Николай Лесков отмечал, что «картина „Никита Пустосвят“ представляет собой удивительный факт художественного проникновения» , а критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы» . В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные . При этом признавалась роль Перова в создании концепции исторического героя, готового отдать за убеждения свою жизнь, а также отмечался историзм, пронизывающий всю образную структуру полотна .

История

Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят. Спор о вере» - самым большим по размеру из всех своих полотен - в 1880-1881 годах . Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы» . По всей видимости, Перов хотел приурочить окончание работы над полотном к двухсотлетию изображённого на нём события, происшедшего в 1682 году . При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году . По некоторым сведениям, в процессе работы над полотном Перову помогал его ученик Александр Новоскольцев .

В статье о Перове, включённой в 13-й том «Русского биографического словаря », историк искусства Алексей Новицкий сообщает некоторые сведения, переданные ему Елизаветой Егоровной , вдовой художника. Идея создания картины «Никита Пустосвят», скорее всего, появилась у Перова под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским , с которым художник неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола . В частности, Мельников-Печерский снабдил Перова портретами, которые были нужны для написания левой стороны картины. По сведениям из того же источника, взяться за написание такого большого полотна Перова убедил художник Иван Шишкин . Перов долго искал подходящего натурщика для Никиты Пустосвята и в конце концов «нашёл такого среди бродяг» .

В сентябре 1880 года Перова в его московской мастерской навестил художник Иван Крамской . Позднее, уже из Петербурга, Крамской писал Павлу Третьякову : «Был у Перова, видел картину „Никита Пустосвят“ и нашёл и его самого, а, главное, картину, гораздо лучше, чем ожидал. Есть головы положительно хорошие» . Встречаются упоминания об этом полотне и в воспоминаниях художника Михаила Нестерова , который описывал, как ученики натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества , в котором преподавал Перов, заходили к нему на именины : «Учеников встречал именинник со своей супругой, приглашал в мастерскую, где во всю стену стоял „Пустосвят“, а по другую „Пугачёвцы“» (имелась в виду картина «Суд Пугачёва») .

В последний год своей жизни Перов сильно болел, и, по выражению Алексея Новицкого, картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках» . Тем не менее полотно осталось незаконченным. Историк искусства Николай Собко писал, что Перов оставался недоволен многим в картине, особенно в её правой стороне, и «замышлял многое переписать тут на-ново, да смерть помешала исполнить ему это намерение» . 29 мая (10 июня) 1882 года Василий Перов скончался от чахотки , и в том же году картина была приобретена у его наследников Павлом Третьяковым .

Картина не была показана на выставках при жизни художника, который после выхода в 1877 году из Товарищества передвижных художественных выставок практически не принимал участия в выставочной деятельности . Николай Собко сообщал, что художнику Михаилу Боткину удалось уговорить Перова послать «Никиту Пустосвята» (вместе с полотном «Первые христиане в Киеве») на Всероссийскую промышленно-художественную выставку , которая открывалась в Москве 20 мая 1882 года, за несколько дней до смерти автора . Картина, под названием «Никита Пустосвят (из времён царевны Софьи Алексеевны)», действительно фигурировала в каталоге выставки , но по какой-то причине там не экспонировалась .

В 1883 году полотно было включено в каталог посмертной выставки произведений Перова, проходившей в Санкт-Петербурге: по одним источникам, оно там экспонировалось , а по другим - нет . Как бы то ни было, во время выставки некоторые специалисты получили возможность ознакомиться с картиной «Никита Пустосвят». В частности, художник Владимир Осипов (ученик Павла Чистякова) высказал следующее мнение об этом произведении Перова: «Какие прекрасные вещи его молодости, какая добросовестность выписки. Двухсаженное полотно изображает Грановитую палату. Масса фигур, движения самые крайние, композиция запутанная, пятна совершенно нет, - но типы попадаются удачные, картина только подмалёвана » .

Согласно каталогу Третьяковской галереи, картина «Никита Пустосвят. Спор о вере» предстала перед зрителями на выставке, проходившей в 1933-1934 годах в Москве, а затем - на выставке 1934 года в Ленинграде . Обе экспозиции были посвящены 100-летию со дня рождения Перова и проходили в зданиях Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея , соответственно. Полотно «Никита Пустосвят» также принимало участие в выставке произведений Перова, посвящённой 150-летию со дня рождения художника. Эта выставка проходила в 1984-1985 годах поочерёдно в Москве, Ленинграде, Киеве и Минске .

Сюжет и описание

В основу сюжета картины положен «спор о вере» - историческое событие времён московской смуты 1682 года , также известной как Хованщина. После смерти царя Фёдора Алексеевича , происшедшей 27 апреля 1682 года, обострилась борьба за власть между боярскими родами Милославских и Нарышкиных . Царевна Софья Алексеевна решила воспользоваться недовольством стрельцов , которые выступили на стороне Милославских и казнили ряд представителей рода Нарышкиных и их сторонников. В результате этого стрелецкого бунта Софья Алексеевна была объявлена регентшей при малолетних царях Иване и Петре , а начальником Cтрелецкого приказа был назначен князь Иван Андреевич Хованский . В то же самое время, почувствовав слабость центральной власти, активизировались раскольники -старообрядцы , представители которых собрались в Москве и проповедовали свои взгляды в стрелецких полках, а также предлагали провести открытый теологический диспут на Красной площади . Лидером раскольников - противников официальной церкви - был суздальский священник Никита Добрынин , по прозвищу Пустосвят. Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима .

Фрагменты картины «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Перед входом в Грановитую палату, на Красном крыльце , раскольники столкнулись со священниками, которых не пускали в помещение; в возникшей потасовке изрядно досталось и самому Никите Пустосвяту, которого один из священников схватил за волосы. Подоспевшие стрельцы разняли дерущихся и проводили раскольников к месту спора. В «Истории России с древнейших времён » Сергей Соловьёв так описывал их приход: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади; они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества , а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины! Царевны-девицы открыто пред всем народом, и одна царевна заправляет всем!» По описанию Соловьёва, на троне рядом с Софьей Алексеевной сидела её тётка Татьяна Михайловна , а пониже в креслах - царица Наталья Кирилловна и царевна Мария Алексеевна .

Патриарх Иоаким спросил староверов, зачем они пришли и каковы их требования. Никита Пустосвят ответил: «Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам своё праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами, и чтоб церкви Божии были в мире и согласии». Патриарх возразил, что не пристало им исправлять что-либо в церковных делах, поскольку они ещё «грамматического разума не коснулись». В ответ Никита заявил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах!» Далее ему попытался возражать архиепископ Холмогорский Афанасий , но Пустосвят подскочил к нему с поднятой рукой, говоря: «Что ты, нога, выше головы ставишься? Я не с тобою говорю, а с патриархом». Стрельцы оттащили Никиту от Афанасия, а Софья встала и начала говорить: «Видите ли, что Никита делает? В наших глазах архиерея бьёт, а без нас и подавна бы убил» .

Тот момент этого драматического противостояния, когда спор сменился насилием, и изобразил Перов на своём полотне . Чуть правее центра картины, с крестом в руке - Никита Пустосвят. Справа от него - монах Сергий с челобитной . На полу, приложив руку к щеке, на которой Никита «запечатлел крест», лежит архиепископ Афанасий. В левой части полотна - царевна Софья Алексеевна, которая встала со своего трона, разгневанная дерзким поведением раскольников. Рядом с ней - патриарх Иоаким, к которому рвётся Никита Пустосвят. В глубине изображён князь Иван Хованский . Стоя́щий по правую руку от Софьи молодой боярин - по-видимому, князь Василий Голицын .

Царевна Софья - молодая женщина в парчовых одеждах - выделяется своей царственной осанкой и гордым взглядом. Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, „управляемого“ гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята» . Сравнивая с картиной Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре…» (1879, ГТГ), искусствовед Нонна Яковлева отмечала, что перовский образ царевны Софьи - «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная; она благообразна и светла даже в гневе»; «она стоит над схваткой, смиряя её» . Искусствовед Ольга Лясковская писала, что женские фигуры получились у Перова слабее всего, отмечая при этом, что, возможно, он собирался ещё поработать над образом Софьи .

Со стороны староверов-раскольников главным действующим лицом является Никита Пустосвят - «растерзанный, исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения» . Искусствовед Леонид Дитерихс отмечал, что фигура Пустосвята «одна могла бы быть целой картиной»; по его словам, «во всей русской школе живописи нельзя найти другой, подобной ей, где бы так поразительно верно разгадан был характер этого фанатика раскола» . Пустосвят изображён как выходец из народа, из бедного провинциального духовенства. Он одет в потёртый подрясник , под которым видны его худые плечи, а священника в нём выдаёт только надетая на шею епитрахиль . На ногах его - лапти и онучи , одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. Он весь в движении - одной рукой держит восьмиконечный крест, а другую отвёл назад, как бы готовясь нанести удар . Перов много работал и над изображениями других раскольников, среди которых критики отмечали образы священнослужителя, стоящего справа с иконой в руках, старика, указывающего на свиток, а также изображённого у самого правого края полотна раскольника, выглядывающего из-за спины стрельца .

Отношение автора полотна к созданному им образу Никиты Пустосвята остаётся неясным - создаётся впечатление, что художник является бесстрастным зрителем изображаемого им события. В этой схватке «ясно одно - непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти» . В картине показан «отчаянный поединок сильных характеров, который может разрешиться только катастрофой - смертью главного героя» . Так и произошло в действительности: Софья не смогла смириться с существованием оппонента-проповедника, столь фанатично преданного своим идеям и верованиям, и вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен .

Эскизы и этюды

В описи произведений Перова, опубликованной Николаем Собко в 1899 году, упоминались пять рисунков, созданных художником в период работы над картиной «Никита Пустосвят», а также «головы оттуда же, 2 листа» (все указанные эскизы и этюды датированы 1880 годом). Согласно приведённой информации, бо́льшая часть этих рисунков была в собственности художника Владимира Перова (сына Василия Григорьевича), а меньшая часть - в московской коллекции А. И. Балк . Один из графических эскизов впоследствии был передан в собрание Третьяковской галереи - «Никита Пустосвят. Спор о вере» (бумага на картоне, карандаш, 15,3 × 23 см , 1880) .

В списке, составленном Николаем Собко, также упоминался живописный эскиз для картины «Никита Пустосвят», датированный 1881 годом и находившийся «у г. Сорокоумовского, в Москве» (по-видимому, имелся в виду один из представителей известной купеческой династии Сорокоумовских ).

Отзывы и критика

В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные . Помимо «Никиты Пустосвята», в этом ряду упоминалась также его другая картина - «Суд Пугачёва» (1875, Государственный исторический музей). В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника, искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины неудачными и эклектическими и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» в той же степени реакционна, как и трактовка крестьянской революции в его картине «Суд Пугачёва». Вместе с Перовым Фёдоров-Давыдов критиковал и поддержавшего его Николая Лескова, которому нравилось представление раскольников в виде слепых фанатиков и интриганов, а Софьи - в качестве олицетворения «мудрой и могущественной государственной власти самодержавия» . Отмечая, что картины Перова относятся к наиболее психологичным в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания» .

Искусствовед Владимир Обухов отмечал, что, работая над образами Никиты Пустосвята и его товарищей, Василий Перов проявил себя в качестве одного из создателей концепции исторического героя - «деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь». К достоинствам картины Обухов относил «историзм, которым проникнута вся её образная структура». Он отмечал, что в картине «Никита Пустосвят» исторический характер присутствует не только в обстановке, но и в образах стрельцов, монахов и раскольников - «это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы». Главным недостатком полотна Обухов считал «полное отсутствие живых авторских интонаций», отстранённую позицию художника по отношению к тому, что изображено на картине - положительные явления спокойно им констатируются, а по отношению к отрицательным сторонам нет прямого осуждения. Среди других недостатков Обухов упоминал бросающуюся в глаза жёсткость живописи, «некоторый композиционный разлад», а также условность образов некоторых персонажей - в частности, царевны Софьи и архиепископа Афанасия .

Обсуждая произведения на историческую и религиозную тематику, написанные Перовым в последнее десятилетие его жизни, искусствовед Владимир Леняшин отмечал, что в целом они не получили должной оценки в художественных кругах . В качестве исключения Леняшин приводил мнение художника Николая Ге , который считал, что при переходе от обыденного жанра к религиозному, а затем к историческому талант Перова «развивался, и он поднимался всё выше и выше». Высоко оценивая картины «Суд Пугачёва» и «Никита Пустосвят. Спор о вере», Ге отмечал, что Перов «перешёл к истории и сделал только две вещи, которые не кончил, но которые имели громадное значение» . По словам Леняшина, «не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием» .

Примечания

Литература

  • Антоненко С. Г. «Мы пришли не о грамматике с тобой говорить…» Староверы и власть на полотне Василия Перова // Родина . - 1996. - № 10 . - С. 40-43 .
  • Верещагина А. Г. Некоторые проблемы исторической живописи В. Г. Перова // Советское искусствознание. - 1988. - № 24 . - С. 212-238 .
  • Дитерихс Л. К. В. Г. Перов. Его жизнь и художественная деятельность . - СПб. : Типография Ю. Н. Эрлиха , 1893. - 80 с.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png