Роман И.А. Гончарова «Обломов» посвящен описанию пагубных последствий крепостного режима, причем последствий не для крестьян, а для дворян. Главный герой этого романа Илья Ильчич Обломов. Он простой, добрый, но очень ленивый и избалованный человек.

Для него круглосуточное лежание на любимом диване заменяет всевозможную жизнь и деятельность. Обломов живет мечтами о том, как он переедет в свое имение и будет там прекрасно жить-поживать.

Отчасти в образе Обломова продолжается тема «лишнего человека», однако Обломов и сам хочет быть лишним это для него удобно и комфортно, никто не будет мешать ему вести размеренный образ жизни.

Значение сна Обломова

Его вера в собственную исключительность, воспитанная с детства, получила название «обломовщина». Детство свое Обломов вспоминает во сне: один из самых ярких эпизодов романа сон Обломова, был написан еще в 1848 году.

На примере этой картины из детства показывается, насколько калечит человека крепостное право, когда барину не нужно ничего делать. Обломов привык, что верный слуга Захар и кто-нибудь еще сделают все за него, а он барин, он выше этого, поэтому суетиться ни в коем случае не будет. Гончаров критикует такое барство.

Образ Андрея Штольца

Лучший друг Обломова Андрей Иванович Штольц, сын русской дворянки и немца; прямая противоположность Обломову. Штольц это «образец всякой силы», он с детства привык трудиться за материальную плату, так всю жизнь и живет.

Он упрекает Обломова в вечной лени, старается поднять его с дивана, однако безуспешно. По словам А.П. Чехова, образ Штольца творческая неудача Гончарова. Он задумывался как образ идеального человека, а в итоге получилась «продувная бестия, очень собою довольная».

Неизвестно, во имя чего живет Штольц, у него нет цели в жизни. Чем-то он похож на Обломова, в итоге реализует его идею о мирной жизни в поместье.

Образ Ольги Ильинской

В конце романа Штольц женится на Ольге Сергеевне Ильнской, которая изначально была возлюбленной Обломова. Ольга похожа на тургеневских девушек, которые нравствственно выше мужчин, ее образ это синтез разума и чувства.

Ради Ольги Обломов встает с дивана и готов отказаться от некоторых своих принципов и лени. Однако она сама лишь убеждает себя, что влюблена: Ольга еще слишком молода, не знает жизни, поэтому принимает легкое увлечение за любовь.

Обломов пишет ей письмо, в котором объясняет, что это не любовь, а настоящее чувство придет к ней позднее. Ольга не верит, но со временем убеждается, что это действительно так. После предложения руки и сердца воссоединиться им мешают всякие бытовые мелочи, но на самом деле отсутствие любви. Разрыв неизбежен.

Через несколько месяцев у Ольги начинается роман со Штольцем, в котором уже нет ни ревности, ни соперничества. Обломов искренне желает своей любимой женщине счастья, пусть и с другим, но и здесь его не будет Ольга умна и возвышенна, она хочет найти смысл жизни, а Штольц слишком приземленный для нее.

Образ Агафьи Пшеницыной

Сам Обломов в итоге женится на Агафье Матвеевне Пшеницыной, простой недалекой женщине, которая привыкла все в жизни делать сама. Она не думает о смысле бытия, гораздо большее ее волнуют вопросы бытовые.

Обломова она принимает таким, какой он есть, искренне любит его. Даже несколько преклоняется перед ним, как перед своим барином (а позднее и перед сыном). Обломов же продолжает любить Ольгу...

Образ Ольги Ильинской в романе И.А. Гончарова "Обломов"

“Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию быть великим знатоком венского сердца”, - заметил один из наиболее проницательных русских критиков - Н. А. Добролюбов. Действительно, образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке вообще.

“Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии” - именно так, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини. И уже в нем мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщи-не: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. “В редкой девице, - подчеркивает автор, - встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.

Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”, он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу*, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием. “Где она брала уроки жизни?” - с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображенную любовью.

Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателю посмотреть на него так, как того хотел автор.

Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.

Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет “соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее. Штольц и Ольга упрекают Обломова в бездеятельности, а он в ответ лишь дает несбыточные обещания или улыбается “как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой”.

Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей “миссии”: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!” - решительно отвечает она Обломову.

Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него - деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее - безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. “Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер”, - с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? <...> Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” “Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.

Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно”. С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.

“Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни, <...> живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали”, - писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.

Ольга Ильинская - светская барышня, она, как и Наденька Любецкая, знает жизнь с ее светлой стороны; она обеспечена и не интересуется особенно, откуда берутся ее средства. Ее жизнь, однако, гораздо содержательнее, чем жизнь Наденьки или жены Адуева-старшего; она занимается музыкой и проделывает это не по моде, а потому, что способна наслаждаться красотой искусства; она очень много читает, следит за литературой, за наукой. Ее ум постоянно работает; в нем один за другим возникают вопросы и недоумения, и Штольц с Обломовым еле успевают прочитывать все необходимое для объяснения интересующих ее вопросов.

Вообще в ней преобладает голова над сердцем, и в этом отношении она очень подходит к Штольцу; в ее любви к Обломову главную роль играет рассудок и чувство самолюбия. Последнее чувство вообще является одним из главных двигателей ее. Во многих случаях высказывает она это чувство самолюбия: она «плакала бы и не уснула ночь, если бы Обломов не похвалил ее пения»; самолюбие ей мешает расспрашивать прямо Обломова о предметах, ей не вполне понятных; когда Обломов после сорвавшегося невольно признания в любви говорит ей, что это неправда, он сильно затрагивает ее самолюбие; она боится показаться Штольцу «мелкой, ничтожной», рассказывая ему о бывшей любви к Обломову. Она встречается с Обломовым и принимается за его оживление; ей нравится роль спасительницы, столь излюбленной вообще женщинами. Она увлекается своей ролью и увлекается, вместе с тем, Обломовым. Это увлечение продолжается до тех пор, пока последний проявляет признаки деятельности и жизни, как будто действительно собираясь отрешиться от своей лени, застоя; вскоре, однако, Ольга убеждается, что Обломов безнадежен, что все ее старания не могут увенчаться успехом, и с горечью должна признаться, что она оказалась несостоятельной, недостаточно сильной в деле его оживления.

Тут она сама видит, что любовь ее не была непосредственной сердечной привязанностью, а скорее рассудочной, головной любовью; она любила в Обломове свое творение, будущего Обломова. Вот что говорит она ему в минуту расставания: «Мне так больно, так больно... Но я не раскаиваюсь. За гордость я наказана. Я слишком понадеялась на свои силы. Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, а ты уже давно умер. Я не предвидела этой ошибки. Я все ждала, надеялась... Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела... что указал мне Штольц, что мы выдумали вместе с ним... Я любила будущего Обломова».

После разрыва с Обломовым она становится женой Штольца. Последний принимается за ее «довоспитание», заключающееся в подавлении в ней молодых порывов и воспитания в ней «строгого понимания жизни». Это ему наконец удается, и они как будто счастливы; но Ольга все же не вполне спокойна, ей недостает чего-то, она стремится к чему-то неопределенному. Это чувство она не может заглушить в себе ни развлечениями, ни удовольствиями; муж объясняет это нервами, мировым недугом, общим для всего человечества, брызнувшим на нее одной каплей. В этом стремлении к чему-то неопределенному сказалась особенность натуры Ольги, ее неспособность оставаться на одной ступени, стремление к дальнейшей деятельности, совершенствованию.

Образ Ольги - один из оригинальных образов в нашей литературе; это женщина, стремящаяся к деятельности, неспособная оставаться пассивным членом общества.

Н. Дюнькин, А. Новиков

Источники:

  • Пишем сочинения по роману И. А. Гончарова «Обломов». - М.: Грамотей, 2005.

Образ Ольги Ильинской – это прекрасная, мастерская работа И.А. Гончарова, которая удалась ему на славу. Именно в образе этой женщины автор раскрывает основные черты характера и внешности русской женщины.

Гончаров представляет Ольгу обычной женщиной. Она не была наделена великой красотой, в ней не было шика и блеска. Но, в то же время, ее черты лица соединялись воедино и создавали гармонию и грацию. Именно такие женщины являлись редкостью в то время.

Простота и природность были изюминкой Ольги. Она была чужда окружающему обществу. Она была словно не в своей тарелке. К счастью, ее разум, сообразительность и решительность позволили ей занять достойное положение среди других особ, найти себя в жизни.

Она привлекает своей персоной и сама проникается вниманием к Илье Ильичу. Соотношение и соединение образа Ольги и образа Обломова позволяет автору раскрыть внутренний мир главного героя, оголить все его слабости перед читателем. Именно эта женщина смогла внести изменения в жизнь Ильи Ильича. Именно она пробудила в нем хоть небольшое желание жить и двигаться вперед.

Что же привлекает Ольгу в Обломове – его простота, его доверчивость. Он не избалован светской жизнью. Он не испорчен, не циничен. Но, такие разные личности не могут построить совместного счастья. Бездеятельность и лень Обломова пугают его. Он понимает, что ради семьи нужно двигаться, активничать, чем-то заниматься, к чему-то стремится. Поэтому, так и не решается изменить себя.

Ольга во многом сочувствует Обломову. Возможно, это самое главное чувство, которое руководило ей. Она считает отношения с Ильей своей миссией. Чувство долга переполняло ее душу. В какой-то степени, она пыталась доказать всем, насколько ее кропотливый труд и работа над Обломовым тяжки. Она не готова была стать с ним на один жизненный путь. Оба героя ждут невозможного. Обломов хочет получить от женщины безграничные эмоции любви, а Ольга пытается завести, воодушевить Обломова. Ни того, ни другого не происходит. Ольга высказывает Илье мысли о том, что в его жизни все потеряно и больше ничего не изменить. Она решается на предложение и выходит за него замуж. Она счастлива, но иногда, ее сердце переполняет тоска и грусть. Часть души, которая любила Обломова, умирает в Ольге.

Образ Ольги – это живой образ, жизненный и настоящий. Это один из самых знаменитых женских образов того времени, тех произведений.

Ольга Сергеевна Ильинская — из серии женских портретов Гончарова, натура яркая и запоминающаяся. Сближая Ольгу с Обломовым, Гончаров поставил себе две задачи, каждая из которых важна сама по себе. Во-первых, автор в своем произведении стремился показать те ощущения, которые пробуждает присутствие молодой, симпатичной женщины. Во-вторых, он хотел представить в возможно полном очерке саму женскую личность, способную к нравственному пересозданию мужчины

Падшего, обессиленного, но еще сохранившего в себе многие человеческие чувства.

Благотворное влияние Ольги скоро сказалось на Обломове: в первый же день знакомства Обломов возненавидел и ужасный беспорядок, царивший в его комнате, и сонное лежание на диване, на которое он облек себя. Мало-помалу, вдаваясь в новую жизнь, указанную Ольгой, Обломов покорился вполне любимой женщине, угадавшей в нем чистое сердце, ясный, хотя и бездеятельный ум и стремившейся пробудить его душевные силы. Он стал не только перечитывать книги, прежде валявшиеся без всякого внимания, но и передавать вкратце их содержание любознательной Ольге.

Каким же образом удалось Ольге произвести в Обломове такой переворот? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к характеристике Ольги.

Что за человек была Ольга Ильинская? Прежде всего, необходимо отметить самостоятельность ее натуры и незаурядность ее ума, явившиеся следствием того, что рано потеряв родителей, она шла своей твердой дорогой. На этой почве развилась и пытливость Ольги, поражавшая тех людей, с которыми сталкивала ее судьба. Охваченная жгучей потребностью знать как можно больше, Ольга осознает поверхностность своего образования и с горечью говорит о том, что женщинам не дают образования. В этих ее словах чувствуется уже женщина нового времени, стремящаяся сравняться с мужчинами по уровню образования.

Идейность натуры роднит Ольгу с тургеневскими женскими персонажами. Жизнь для Ольги – это обязанность и долг. На почве такого отношения к жизни выросла и ее любовь к Обломову, которого, не без влияния Штольца, она задалась целью спасти от перспективы умственно опуститься и погрузиться в тину недалекого существования. Идейным является и ее разрыв с Обломовым, на который она решилась только тогда, когда убедилась, что Обломова уже не возродить никогда. Точно также и неудовлетворенность, временами охватывающая душу Ольги после выхода ее замуж, вытекает из того же светлого источника: это ни что иное, как тоска по идейному делу, которого не мог ей дать благоразумный и рассудительный Штольц.

Но разочарованность никогда не приведет Ольгу к лени и апатии. Для этого она обладает достаточно сильной волей. Ольге свойственна решительность, которая позволяет не считаться ни с какими преградами, чтобы возродить любимого человека к новой жизни. И та же сила воли пришла к ней на помощь, когда она увидела, что ей не возродить Обломова. Она решила порвать с Обломовым и справилась со своим сердцем, как дорого ни стоило ей это, как ни трудно было вырвать любовь из сердца.

Как было уже сказано ранее, Ольга – женщина нового времени. Гончаров вполне ясно выразил существовавшую в то время потребность в подобном типе женщин.

План статьи «Характеристика Ольги Ильинской»

Основная часть. Характер Ольги
а) Ум:
— самостоятельность,
— вдумчивость,
— любознательность,
— идейность,
— возвышенный взгляд на жизнь.

б) Сердце:
— любовь к Обломову,
— разрыв с ним,
— неудовлетворенность,
— разочарованность.

в) Воля:
— решительность,
— твердость.

Заключение. Ольга, как тип новой женщины.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png