Гончарство – один из древнейших видов народного ремесла. Уже трипольские гончарные изделия свидетельствуют о тонком эстетическом вкусе давних гончаров, их высоком мастерстве. Гончарство несет в себе ценную информацию об этнографических особенностях быта древнейших племён и народов, которые заселяли нашу землю в прошлом. Имея сведения о геомагнитном поле Земли, ученые определяют возраст гончарных изделий с точностью до 25 лет (обожженный на огне горшок, намагнитившись, остается таким в течение многих столетий).

Керамика (гр. keramos – глина) во времена средневековья испытала технологические нововведения: применение ножного гончарного круга, производство плитки и т.п. В XVII в. в Украине распространилась одна из разновидностей керамики – майолика, которая получила широкое применение во многих городах Украины, хотя центры её изготовления были лишь в Киеве, Нежине, Ичне, а позднее – в Опошне (Полтавщина), Косове (Ивано-Франковщина), Славянске (Донетчина). Майоликовые изделия из цветной глины, покрытые глазурью и расписанные в народном стиле, и ныне украшают дома современных украинцев. Популярна сегодня и керамическая пластика: игрушка и скульптура. Среди керамических изделий – миски, кувшины, горшки, макитры, кружки, бочонки. Изделия керамической пластики – львы, кони, олени, птицы, сюжетные наборы скульптурок.

Резьба – одна из древнейших техник художественного декорирования деревянных изделий. На Прикарпатье и Буковине технику плоской резьбы очень часто объединяют с инкрустацией – орнаментальным обрамлением кусочками дерева, металла, слоновой кости, перламутра, бисера и т.п.

Для художественного декорирования дерева издавна использовали росписи разной краской, которые потом покрывали лаком.

Гутничество – изготовление изделий из стекла – было известно в Украине свыше тысячи лет назад. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских погребениях уже находят ожерелья из стекла с добавлением разноцветных красителей. Название промысла происходит от слова "гута", что означает стекловарную печь.

Изделия из стекла были не будничными вещами, они использовались как праздничные художественные украшения. Это была не только посуда, но и декоративные игрушки, а также разные подсвечники, ожерелья. Сегодня гутнические промыслы – редчайшее явление в Украине. Известны только три его центра: один в Ивано-Франковской области и два на Львовщине.

Ткачество – один из древнейших и самых важных элементов национальной культуры украинского народа. О наличии ткацкого производства на восточнославянских землях в древнейшие времена свидетельствуют археологические находки периода ранних неолитических культур. Практическая потребность человека в тканях для одежды и хозяйственных нужд обусловила массовое их изготовление в домашних условиях. Решетиловка (Полтавщина) – один из центров украинского народного ткачества, ковроделия, вышивки и кушнирства. Решетиловские ковры отличаются неповторимым цветочным орнаментом, каждая веточка, каждый цветочек которого – словно гимн красоте природы.

Вышивка – один из давних и наиболее распространенных видов народного декоративно-прикладного искусства. Она возникла очень давно и передавалась от поколения к поколению. Ныне вышивкой занимаются на всей территории Украины. Основная функция вышивки – обрамление одежды и тканей для обустройства жилья. Вышивание одежды – давняя восточнославянская традиция.

Декоративная роспись. Петриковская роспись – визитная карточка Украины. Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Петриковку основал Петр Калнышевский. И сразу же в этом казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х гг. ХХ в. Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статев. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю петриковскую мастерицу Татьяну Пату. А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение "Петриковка" и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

Бондарство – вид деревообрабатывающего промысла, связанный с изготовлением ёмкостей – бочек, кадок, вёдер и т.п. По сравнению с плотничеством и другими деревообрабатывающими промыслами бондарство в Украине распространилось позднее. Это ремесло требовало особого мастерства, поскольку связано со сложными техническими операциями. Бондари владели началами геометрии: в частности радиус дна кадки вычисляли путем деления величины ее окружности на шесть.

Кузнечество – обработка металлов способом горячей ковки. Процесс ковки происходил так: кузнец разогревал докрасна кусок металла в горне, где горел древесный уголь (горение усиливалось раздуванием пламени), потом брал клещами железо, бил по нему молотом, придавая нужной формы. Часто кузнецу помогал помощник – обычно подросток, который исполнял обязанности молотобойца. Выковав предмет, его бросали в корыто с водой для закала. Важными видами кузнечества были подковка коней, а также оковка телег и особенно натягивание железных шин на колеса. С большим почетом и вместе с тем с определенной предубежденностью относились к кузнецам как к волшебникам, которые владеют сложным и таинственным искусством преобразования металла в те или другие вещи. В них видели защитников от нечистой силы, "кузнецов человеческих судьб". Кузница на селе по обыкновению была местом собрания мужчин, своеобразным клубом. Сегодня наибольшим центром кузнечества является Донетчина.

Народные ремёсла и промыслы в России

Русские народные промыслы

В России известны такие центры народных промыслов:

v Хохлома

v Жостово

v Городец

v Филимоново

v Федоскино

v Дымково

v Гусь-Хрустальный и др.

Хохлома

Хохлома – один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в ХVІІ в. близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, где причудливо переплетены травные узоры из ярко-алых ягод и золотых листьев на чёрном фоне.

Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие краски: красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Жостовская роспись

В начале ХІХ в. в деревне Жостово Мытищинского района Московской области жили братья Вишняковы, которые занимались росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках.

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией является роспись.

Ростовская финифть

На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали – "финифть" – происходит от греческого "фингитис", что переводится как "светлый, блестящий камень".

Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей.

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно "вошедшие" в современную моду – не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в ХVІІ в. в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его вытесняла однотонная финифть: белая, синяя и зелёная. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар

В 1760-х г. оружейник Федор Иванович Лисицын создал в Туле свое частное, или, как тогда говорили, "партикулярное" предприятие, выпускавшее не только кастрюли, но и "приборы для нагревания воды". Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками и др.

В начале XIX в. известность приобретает фабрика "Купцов Василия и Ивана Ломовых в Туле", основанная в 1812 г. На крышках самоваров гравировали надпись: "Василый Iван Ломовъ въ Туле".

За высокое качество самовары Ломовых одними из первых имели право носить государственный российский герб как высшую награду. И сейчас самовары, сделанные руками тульских мастеров, – это подлинные произведения искусства и непременный атрибут чаепития в России.

Гжель

В самом центре России, в живописном подмосковном регионе (Раменский район) производят фарфор с нарядной синей росписью и многоцветной майоликой.

Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики.

На самом деле, никто не знает, когда возник этот промысел, ведь первое упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 г.

На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы домашнего обихода, посуду, изразцы, черепицу.

Со второй половины XVIII в. Гжель прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В конце ХVIII и начале XIX в. наметился постепенный переход от многоцветной росписи, характерной для майолики, к одноцветной, подглазурной.

Палехская миниатюра

Это народный промысел, развившийся в посёлке Палех Ивановской области.

Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы.Палехская миниатюра – это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Городецкая роспись

Городецкая роспись возникла в середине ХІХ в. в городе Городец. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой; украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Филимоновская игрушка

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. Возраст филимоновской игрушки достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи глиняной игрушки пришло в одоевские края Тулы из далекого верхнего палеолита. А при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI вв., с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

Красота и сила филимоновской игрушки – в языческой древности. Главное в игрушке – свисток. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень изображал удачный брак, тепло и плодородие. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей – монолитные, скупые на детали, они близки к древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Практически на всех стадиях производства филимоновской игрушки мастера следуют старинным традициям. Это и способ лепки, и обжиг, и классическая филимоновская роспись. После лепки игрушки сушат, а затем обжигают при температуре 950 градусов. После обжига приступают к росписи. Основные ее элементы – это ёлочки и солнце.

Народные промыслы Украины
(Информация предоставлена Головановой Галиной Антоновной – Нижегородское общество украинской культуры «Джерело», член правления, зам. председателя регионального отделения КУР),

Народные художественные промыслы в Украине являются неотъемлемой составляющей украинской культуры, они вобрали у себя черты, присущие отдельным этнографическим регионам страны. Из поколения в поколение передавались тайны технического и технологического мастерства, совершенствовались приемы обработки природных материалов. На протяжении веков мастера создавали вещи, необходимые людям в быту. Лучшие из них мы называем теперь произведениями народного искусства.

В ряде населенных пунктов (Опишня, Решетиловка, Косел, Богуслав, Гавареччина, Петриковка, Дихтяри, Глиняни, Клембивка и другие) существовали школы традиционного народного искусства.

Под воздействием климатических, естественных условий, особенностей быта украинцев, свойств местного сырья и исторических факторов в каждом этнографическом регионе Украины производили локальные предметы художественной образности, орнаментики, формотворення.

И тем не менее, в народных промыслах Украины много общего с другими славянскими народами. Как и в Беларуси, России, так и в Украине было развито:

Гончарство – один из найдревнейших видов народного ремесла. Технология гончарного производства сложная и длительная. Для украинских гончарных изделий характерна глубокая традиционность, пластичная виразительность, народна декоративность и простота, которая придает самобытному искусству национальный колорит. В настоящее время керамические промыслы существуют во многих городах и селах Украины (Виннице, Коломые, Косове, Мукачеве, Одессе и других городах и селах Украины).

В ХVIII ст. в Украине распространился один из видов керамики – майолика. Майоликовые изделия из цветной глины, расптсанные в народном стил, и ныне украшают жилища современных украинцев.

Серед керамических изделий миски, полумиски, глечики (крынки), горшочки макитры, барыла и др.

Кузнечное дело . О розвитии этого ремесла свидетельствуют археологические находки на територии Украины. Корни кузнечного ремесла уходят до пятитысячных глубин прошлого. Руду в давние времена добывали из болотных руд, которых было много в долинах рек, особенно в Поднипровье. Приеомы обработки металла – кувка, сварка, термическая обработка. На Киевской Русі существовало более 16 кузнечных ремесел, ассортимент изделий из железа и стали тоже был чрезвычайно широк. Это оружие, орудия производства, ремесленнические инструменты, конская збруя, предметы домашнего обихода, украшения и элементи одежды.

Мастера Львова, Ивано-Франковска, Черновцов, Ужгорода продолжают традиции старых кузнечных ремесел в своих декоративных решетках, подсвечниках и тому подобном.

Ткачество – самое древнее ремесло, которым занимались украинские женщины. Ткани изготовляли сначала для собственного потребления, но уже с ІХ-Х ст. это домашнее ремесло переросло в промысел, который удовлетворял потребности городского населения. С возникновением промышленного изготовления ткани домашние ткацькие ремесла постепенно пришли в упадок.

Ткачество как ремесло было распространено на всех землях Украини со времен Киевськой Руси. С появлением мануфактур и фабрик опять сосредоточилось в селах как кустарный промысел.

Оброботка кожи - это одно из найдревнейших занятий украинцев. Достаточно высокого розвития техника и технология обробоки шкур животных достигла еще в дренерусский период.

Гутництво – изготовление изделий из стекла – было известно в Украине более тысячи лет. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских захоронениях уже находят бусы из стекла. Название промисла происходит лт слова “гута”, что означает стекловарную печь. Гутництво было широко распространено на территории Полесья. Гутники изготовляли столовую, кухонную, аптечную посуду.

Ковроделие – такое древнее направление ручного ткачества, что археологи находят остатки ковровых изделий в скифских поселениях. Известные центры украинського ковроделия: Подилля, Волынь, Полтавщина, Киевщина, Черниговщина. Нине традиционным ковроделием в Украинеі занимаються 24 фабрики и художественные мастерские.

Деревообработка, резьба по дереву . С древних времен из дерева изготавливали посуду, орудия труда, лодки, предметы быта и т.д. Техника обработки дерева очень разнообразная. Самая тонкая работа – резьба. Художественная обработка дерева известна со времен Киевской Руси.

К работе сдеревом можна отнести и лозоплетение, которое особенно распространено на Полесье и Западной Украине.

Оброботка металлов . Бронзоплавильное производство в Украине известно с с IV-II тисячелетия до н.э.).

Писанкарство . Уникальним украинским искусством, связаним одновременно и с веруванниями, мифологией, и с обрядами, является писанкарство, т.е. расписывание яиц с помощью различных техник. Еще не так давно писанки изготовлялись специально на продажу, так как умением писать писанки владела далеко не каждая хоэяйка. Постепенно настоящие домашние писанки витеснили сувениры - деревяные, керамические. Но в некоторых регионах Запалной Украини еще до сих пор можна заказать писанки у мастрицы-писанкарки. Символіка писанки чрезвичайно глубока и в тоже время проста. Яйцо – символ солнца, весеннего возрождения природы.

Обработка камня.

Роспись . Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.
Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

Вышивка . Украинский дом украшали рушниками, дерюгами, коврами. Пол посыпали ароматными травами, чтобы веяло уютом, пахло свежестью.

Народный символ Украины, национальный оберег - рушник. Рушник - это символ согласия, любви, красоты, счастливой судьбы, надежды, защиты от злых сил. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки. Рушники не только украшали жилье, их также вешали над дверями и окнами, чтобы никакое зло не проникло в дом. Хорошо украшенный рушник висел на колышке возле крыльца, им вытирали руки и посуду, накрывали кадку с тестом, испеченные паляницы, с ним ходили доить корову, начинали обжинки - рушник сопровождал человека везде. В каждом регионе Украины рушники имеют свои характерные признаки. На Киевщине, Черниговщине преобладает растительный узор красного, синего и черного цветов, для Западной Украины характерен геометрический узор с яркими красками.

Традиційні вміння та навички українського народу, що формувались протягом століть з метою раціонального перетворення життєвого простору та естетизації навколишньої дійсності. До народних ремесел та промислів відносять хліборобство, бджільництво, рибальство, гончарство, писанкарство, теслярство, гутництво та сотні інших занять, збережені крізь призму часу.

Одним з традиційних господарських занять українців здавна було мисливство. Це заняття, поряд із збиральни­цтвом та рибальством, є найдавнішим в історії люд­ства. Проте, як справедливо зазначив польський ет­нолог Казимир Мошинський, се­ред слов’янських народів мисливство ніколи не було головним господарським заняттям. Незважаючи...

Для приготування крашанки вам знадобляться: свіжі курячі яйця без дефектів на шкаралупі, чистий бджолиний віск, свічки воскові церковні, а також парафінові господарські, фарби, серветки, м’який простий олівець, столовий оцет і кістка, спеціальні інструменти для розпису воском. Підготовка яєць до розпису. ...

Крапанка Підігрійте харчові фарби на водяній бані. На тихому вогні відваріть яйця і остудіть їх. Запаліть тоненьку воскову свічку і покрийте яйце гарячими крапельками воску. Не забувайте обертати яйце і стежте, щоб нітрохи не розтікалися. Пофарбуйте яйце в жовтий колір...

Ну чим не магія? В давнину вважалося, що для приготування писанок годяться тільки первородні неодмінно запліднені яйця молоденьких курочок, знесені в березні, в перший весняний молодик. Крім яєць, потрібні були чистий бджолиний віск, непочата вода, живий вогонь, кістка для розпису...

Гончарство – одне із древніх ремесел наших пращурів. А духовним центром глиняного мистецтва сміливо назвемо село Опішне на Полтавщині. Поселення на місці Опішного існувало ще за неоліту. Потім його місце зайняли скіфське, слов’янське городища. Жили тут люди і в козацькі ...

2014 року при центрі народної культури “Музей Івана Гончара” в Києві створено медіа-центр “Фольклоре” з метою популяризувати традиційну культуру українського народу. Представляємо Вам частинку цього проекта, що вчить давнього ремесла – створювати іграшки з соломи. Майструймо разом з Марією Білай.

Перший рамковий вулик винайшов українець Петро Прокопович 1814 року. І нині Україна займає одне з перших місць в Європі з виробництва меду. Знаменитий бджоляр Петро Іванович Прокопович народився в 1775 році на Чернігівщині в с. Митченки Конотопського повіту в небагатій дворянській...

Шиття сорочок – давня загальнослов’янська традиція, що особливого розвитку набула в гуцульському регіоні. З правіку тут збережені техніка крою, моделювання, розташування оздоб, техніка вишивки, кольори та узори. Сорочка передавалась в роду від старших до молодших, була оберегом, віщувала гарну долю, ...

Гуцульські вишиванки – унікальні витвори мистецької душі українського народу. До них звертаються історики та етнографи, щоб глибше дослідити матеріально-духовні засади їх життя. Витоки мистецтва шиття всього українського народу лежать в давньоруських та давньослов’янських канонах та стилях. Вишивка гуцулів зберегла в...

зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком.

Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать
. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным...

Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот вид изобразительного искусства - Петриковская роспись.

Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства "Петриковка"

Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью,


к оторые находятся в музеях, относятся к 18 - 19 столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.

Опошнянская керамика

Гончарство — традиційне ремесло, в тому числі і українське - виробництво глиняних виробів (кахлів, іграшок, скульптур).

Відоме в Україні з кінця мезолітичної доби. З часів енеоліту гончарні вироби починають оздоблювати орнаментом, мальованим глиняними кольоровими фарбами. З винайденням гончарського круга гончарство стало окремим ремеслом.

Гончарство досягло високого розвитку в добу трипільської культури. За княжої доби гончарство в Україні було великим промислом. Від XVI-XVII ст.ст. безперервно розвивалося, ставши в ХІХ ст. однією з найважливіших галузей української кустарної промисловості. Гончарі продавали свої найрізноманітніші вироби на ярмарках або розвозили їх, у віддалені від місць продукції райони.


У сучасному світі гончарні вироби майже повністю замінила набагато дешевша фабрична керамічна, скляна, пластмасова продукція. Але навіть і у XXI сторіччі гончарні вироби цінуються любителями ручної, штучної роботи, як витвори мистецтва. А славетна Опішнянська кераміка відома далеко за межами Полтавської області.

Украинская вышивка

Искусство вышивки на Украине своими корнями уходит в дохристианский период, как и все направление — имеет многовековую историю. Это подтверждают и результаты археологических раскопок, и свидетельства путешественников.

По свидетельствам Геродота, скифы имели одежду с вышитыми узорами.

В целом, возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры. Связано это с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI—V вв. до н. э.

За все время существования материалом для вышивки служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шёлка… Часто с целью обогащения одежды умельцы использовали жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты..

32.

33.

Плетение из лозы

Плетение, как ремесло имеет долгую историю. Плетёные изделия из различных растительных материалов были известны ещё в Древнем Египте. При раскопках в гробнице Тутанхамона были обнаружены два плетёных стула, которые хорошо сохранились и выглядят вполне современно. В Древнем Риме патриции возлежали на ложах, сделанных из прутьев ивы. Одно из них, изготовление которого датируется II столетием новой эры, хранится в музее Треве. В античную эпоху для плетения использовали ветви деревьев и кустарников, особенно ивы, а также корни и другие материалы.

Основным видом плетёных изделий были корзины, разнообразные по форме и назначению.


Плетение из природных материалов - соломки, ивового прута, бересты, болотных растений - это старинный вид ремесла и одновременно народного прикладного искусства. В последнее время оно все чаще приковывает к себе внимание не только художников, мастеров, галерейщиков, но и людей самых разных профессий.

Куда не кинь взор, без соломы не обойтись. Народ жил под соломенными крышами с соломенно-глиняной штукатуркой, спал на соломенных матрацах. Из соломы изготавливали вещи, необходимые в хозяйстве - дорожные сумки, ёмкости для хранения зерна, циновки, веревки, короба, шляпы, детские игрушки, праздничные украшения. В любом зыбком месте крестьянского хозяйства на помощь приходила солома, а запоздалых путников укрывала в стогах теплой золотой шубой.

Во все времена у разных народов существовали обычаи после сбора урожая приносить домой хлебные колосья, олицетворяющие достаток и благополучие. На Руси после уборки урожая с песнями и прибаутками приносили сноп-дожинок и ставили в святом углу под образами, славя Бога, дающего людям хлеб наш насущный.


Как не восхититься матушкой соломой, испокон веков наполнявшей быт наших предков!

Потрясающее самобытное изумительное искусство народа Украины.НЕ могла пройти мимо.

по материалам сайта

Ремесло периода Древности и Средневековья

Ремесло было развито в античных городах Северного Причерноморья. В ранний период, начиная с 1-го тысячелетия началось отделение ремесла от сельского хозяйства. В княжеские времена ремёсла отличались сложностью характера производства и более высоким качеством товаров. В крупных городах уже существовало более 60 отраслей: металлургия , кузнечество , переработка меха, шерсти, льна, кости, камня, производство стекла. Своего расцвета достигло производство украшений одежды и культовых сооружений. По социальному положению ремесленники Киевской Руси были поделены на свободных и холопов, а также на княжеских, боярских и городских (наибольшее количество). Они преимущественно селились в одном районе или на одной улице города. Для защиты своих интересов они создавали общества, которые можно считать зарождениями цехов. Татаро-монгольское нашествие привело к упадку ремесел. Они возродились только во времена Галицко-Волынского государства. Во 2-й половине XIV века -1-й половине XV века появилась цеховая организация в системе Магдебургского права.

Ремесло Новых времён

Во 2-й половине XVII века ремесленничество в Западной и Правобережной Украине уменьшилось в связи с общим упадком городов и мещанства, распространением нецехового ремесла, поселением при замках, панских дворах в городах и пригородах подданных сельских ремесленников, конкуренцией товаров европейских ремесленников. Лучше развивались ремесла в Киеве , Чернигове , Полтаве , Новгород-Северском , Нежине . В 1-й половине XIX века ремесленничество ощутило давление налоговой политики на центральных и восточных землях, а также в Галиции . Во 2-й половине XIX века негативное влияние оказало развитие фабричной промышленности и капитализма, строительство железных дорог, что облегчило перевозки фабричных товаров, утрата значения ремесленнических цехов, низкий уровень образования ремесленников. Значительный кризис ремесленники переживали в связи с неконкурентоспособностью перед фабрично-заводской продукцией в течение - -х годов.

Ремесло XX века

Перед 1-й мировой войной в 9 украинских губерниях Российской империи ремесленников и кустарей было 700 тысяч, самостоятельных ремесленников 57 тысяч, налогонеоблагаемых кустарей и ремесленников 105 тысяч, кустарей пищевой промышленности 135 тысяч, участников различных нетоваровых промыслов 45 тысяч. Кустари жили преимущественно в сёлах, ремесленники - городах. В начале 20-х гг. значение ремёсел частично увеличилось в связи с упадком фабричной промышленности. Количество ремесленников и кустарей в УССР возросло до 820 тысяч к г. Со временем, из-за национализации и развития фабричной промышленности, ремесла приходили в запустение. Количество ремесленников и кустарей в УССР в г. - 57.7 тысяч. После ликвидации промышленной кооперации в г. ремесленная и кустарная промышленность была передана в систему государственной региональной промышленности.

Ссылки и источники

  • Енциклопедія українознавства (у 10 томах) / Головний редактор Володимир Кубійович. - Париж, Нью-Йорк: «Молоде Життя», 1954-1989.(укр.)
  • Українська радянська енциклопедія, Том 9, К., 1987, стор. 336-337
  • Подолинський С. Ремесла і хвабрики на Україні. - Женева, 1880
  • Грушевський М. Історія України-Руси, т. VI. - К.-Л., 1907
  • Charewiczowa L. Lwowskie organizacje zawodowe za czasow Polski przedrozbiorowej. - Л., 1929 (пол.)
  • Держплан УСРР. Нариси передвоєнного та сучасного стану кустарно-ремісничої промисловості України. - X., 1929
  • Січинський В. Нариси з історії промисловості. - Л., 1938
  • Крип’якевич І. Боротьба нецехових ремісників проти цехів у Львові (1590-1960 pp.) // З історії зах.-укр. земель, випуск 1, 4. - Л., 1957
  • Нариси стародавньої історії Української РСР. - К., 1957
  • Нестеренко О. Розвиток промисловості на Україні, І. - К., 1959
  • Компан О. Міста України в другій пол. XVII ст. - К., 1963
  • Моргун О. Нариси історії промислової кооперації України. - Мюнхен, 1966
  • Голобуцький В. Економічна історія Української РСР. Дожовтневий період. - К., 1970

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Украинские Карпаты
  • Украинские соколы

Смотреть что такое "Украинские ремёсла" в других словарях:

    Ремесло - типичное ремесло … Википедия

    УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… …

    СССР. Феодальный строй - В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия

    Литовская Советская Социалистическая Республика - (Летувос Тарибу Социалистине Республика) Литва (Летува). I. Общие сведения Литовская ССР образована 21 июля 1940. С 3 августа 1940 в составе СССР. Расположена на З. Европейской части СССР. Граничит на С. с… … Большая советская энциклопедия

    Туркменская Советская Социалистическая республика - (Туркменистан Совет Социалистик Республикасы) Туркменистан. I. Общие сведения Туркменская ССР образована первоначально как Туркменская область в составе Туркестанской АССР 7 августа 1921; 27 октября 1924 преобразована в… … Большая советская энциклопедия

    Народы Украины, Белоруссии, Литвы и Прибалтики в XIV-XV вв. - Украинский и белорусский народы вместе с русским народом выросли из единого корня древнерусской народности, образовавшейся в период существования Древнерусского государства. Галицкая, частично Волынская земля и Карпатская Русь, несмотря на… … Всемирная история. Энциклопедия

    Цыгане - Запрос «Цыган» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Цыгане Самоназвание рома … Википедия

    Срубная культура - Срубная культура протоскифская или киммерийская археологическая культура эпохи бронзы (17 12 вв. до н. э.). Сформировалась на основе полтавкинской культуры. Распространена в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и… … Википедия

    Украинская Советская Социалистическая Республика - (Украiнська Pадянська Cоцiалiстична Pеспублiка), Украинa, расположена на Ю. З. CCCP. Пл. 603,7 тыс. км2. Hac. 51,7 млн. чел. (1989). Cтолица Kиев. B республике 25 областей, 479 сельских p нов, 434 города, 927 посёлков гор. типа. … … Геологическая энциклопедия

    украинцы - Гуцул верховинец. украинцы (самоназвание), народ, основное население Украины (37,4 млн. человек). Живут также в России (4,36 млн. человек), Казахстане (896 тыс. человек), Молдавии (600 тыс. человек), Белоруссии (свыше 290 тыс. человек), Киргизии… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png