Дьявольский ветер
Дьявольский ветер (англ. Devil wind, также встречается вариант англ. Blowing from guns — буквально «Развеивание пушками») — название типа смертной казни, заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы (как ядром, так и «холостым» зарядом пороха).
Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев (1857—1858 годы) и активно применялся ими для умерщвления мятежников.
Особый ужас данного типа казни для приговорённых заключался в том, что «Дьявольский ветер» неизбежно разрывал тело жертвы на куски, что в свете религиозных и общественных традиций Индии имело весьма негативные последствия для расстреливаемого.

Казнь лидеров восстания сипаев при помощи «Дьявольского ветра» (В.Верещагин, 1884)

Практикуемые в современном мире виды смертной казни:

Расстрел
Расстрел производится, как правило, из пистолета, реже — другого ручного огнестрельного оружия, например, расстрел из пулемёта, практиковавшийся в Таиланде с 1934 по 2001 гг. В XIX веке для той же цели использовались митральезы (при подавлении Парижской коммуны), еще ранее — пушки, заряженные картечью (например, во время Французской революции, восстания Пугачева). В древности практиковался расстрел из луков, аркебуз.
В Китае, где на сегодняшний день приводится в исполнение наибольшее число смертных приговоров, стреляют в затылок из автомата стоящему на коленях осуждённому. Власти периодически устраивают публичные показательные расстрелы осуждённых государственных чиновников-взяточников.

Повешение
Впервые убийство через повешение использовали древние кельты, принося человеческие жертвоприношения воздушному богу Езусу.
Со второй половины XIX века во многих странах при смертной казни применяется тип повешения, при котором тело осуждённого не просто лишается опоры и повисает на верёвке, а падает с большой высоты (несколько метров) через люк. В таком случае смерть наступает не от асфиксии через несколько минут, а от разрыва шейных позвонков и спинного мозга практически мгновенно. При таком повешении необходимо рассчитывать длину верёвки в зависимости от веса осуждённого так, чтобы голова не отделилась от тела (в Великобритании существовала «официальная таблица падений» (англ. Official Table of Drops) для расчетов длины веревки).
Садам Хусейн был казнен через повешение.

Побиение камнями
Вид смертной казни, знакомый ещё древним иудеям и грекам.
После соответствующего решения уполномоченного юридического органа (царя или суда) собиралась толпа граждан, убивавших виновного бросанием в него тяжёлых камней.
К побитию камнями приговаривали лишь за те 18 видов преступлений, за которые Библия прямо предписывает подобную казнь. В Талмуде забрасывание камнями было заменено сбрасыванием приговорённого на камни. Согласно Талмуду, приговорённого следует сбрасывать с такой высоты, чтобы смерть наступила мгновенно, но его тело при этом не было обезображено.
Побиение камнями происходило так: приговорённого судом поили вытяжкой из наркотических трав в качестве обезболивающего, после чего его сбрасывали со скалы, и, если он не умирал от этого, сбрасывали на него сверху один большой камень.
Статья 119 Исламского уголовного кодекса Ирана (Ходоуд и Кисас) гласит:"При наказании в виде забрасывания камнями до смерти камни не должны быть слишком большими, чтобы осужденный не умирал от одного или двух ударов; они также не должны быть и настолько малы, чтобы их нельзя было назвать камнями".
Смерть обычно наступает от повреждения мозга, так как выбираются камни такой величины, чтобы они не могли ломать кости. Такая казнь очень мучительна, поскольку человек способен выносить сильные удары, не теряя при этом сознания. В Иране, например, специально регламентируется такое исполнение казни, которое исключает скорую смерть осуждённого.
В настоящее время побиение камнями применяется в некоторых мусульманских странах. На 1 января 1989 года побивание камнями сохранялось в законодательстве шести стран мира. В докладе «Международной амнистии» приводится рассказ очевидца о подобной казни, состоявшейся в Иране:
«Рядом с пустырём из грузовика высыпали множество камней и гальки, затем привели двух женщин, одетых в белое, на их головы были надеты мешки… На них обрушился град камней, окрасивших их мешки в красный цвет… Раненые женщины упали, и тогда стражи революции пробили им головы лопатами, чтобы окончательно убить».
Забивание камнями в Иране (документальная видеосъёмка исполнения смертного приговора). Смотреть страшновато!

Смертельная инъекция
Cмертельная инъекция — способ осуществления смертной казни, заключающийся в введении в организм приговорённого раствора ядов или сильнодействующих веществ. С целью ограничения физических страданий приговорённого также одновременно может вводиться и обезболивающее.
Смертельная инъекция применяется в качестве метода смертной казни в ряде штатов США, а также на Филиппинах, в Таиланде и в Китае. В США смертельная инъекция, как более гуманная, заменила в большинстве штатов казнь на электрическом стуле.
Приговорённый фиксируется на специальном кресле, ему вводятся в вены иглы, присоединённые к капельницам (обычно двум, для надёжности). Через них казненному делается внутривенная инъекция так называемого «техасского коктейля» — набора из трёх препаратов, разработанного врачом Стенли Дойчем. Последовательно вводятся:
пентотал натрия (sodium pentothal) — используется для анестезии и наркоза — не менее 5 г.
павулон (pancuronium bromide) — парализует дыхательную мускулатуру
хлорид калия (potassium chloride) — приводит к остановке сердца.
Смерть наступает в течение нескольких минут. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным.
По мнению критиков данного метода казни, смертельная инъекция создаёт лишь видимость гуманного способа умерщвления, не являясь таковым в действительности. По некоторым данным, на практике дозировки препаратов нередко нарушаются. Изучение записей о результатах вскрытия казнённых в нескольких штатах США показало, что концентрация обезболивающих веществ в крови у них ниже, чем необходимо для хирургической операции, а в некоторых случаях настолько низка, что казнимые могли оставаться в полном сознании. Между тем, при отсутствии обезболивания введение павулона и хлорида калия вызывает удушье и сильнейшие боли. Кроме того, квалификация персонала, делающего инъекции, часто недостаточна для того, чтобы уверенно и быстро ввести иглы в вены. Известны случаи, когда казнь затягивалась на десятки минут, а казнимый оказывался буквально исколот из-за того, что исполнителям не удавалось найти подходящую для инъекции вену. Запрет на смертельные инъекции во Флориде был введён после того, как при казни Анхеля Диаса ему не попали в вену и ввели растворы в мышцу, в результате чего до наступления смерти прошло более получаса.
Эти и другие факты привели к постановке вопроса о том, чтобы введение растворов при казни делали профессиональные медики. Однако правилами Американской медицинской ассоциации принимать участие в проведении смертной казни им запрещено под страхом лишения диплома и лицензии.

Электрический стул
Электрический стул (англ. electric chair) — приспособление, с помощью которого в некоторых штатах США приводятся в исполнение смертные приговоры. Для умерщвления приговорённого используется электрический ток, пропускаемый через его тело. Теоретически казнь на электрическом стуле является безболезненной, за исключением случаев отказа оборудования.
Электрический стул представляет собой кресло из диэлектрического материала с подлокотниками и высокой спинкой, оборудованное ремнями для жёсткой фиксации приговорённого. Руки крепятся на подлокотниках, ноги — в специальных зажимах ножек. Также к стулу прилагается специальный шлем. Электрические контакты подведены к местам крепления лодыжек и к шлему. В состав технического обеспечения входит повышающий трансформатор. Во время исполнения казни на контакты подаётся переменное напряжение порядка 2700 В, система ограничения тока поддерживает ток через тело осуждённого порядка 5 А. (Приведённые параметры характеризуют электрический стул, использовавшийся в штате Массачусетс, согласно описанию из раздела Ссылки.) Ток и напряжение ограничены, чтобы осуждённый не загорелся во время казни.
Система управления электропитанием стула имеет защиту от включения, которая должна быть деактивирована непосредственно перед казнью ответственным лицом, с помощью специального ключа. По одной из версий, стул может иметь один или несколько управляющих выключателей, нажатием на которые включается ток. В таком случае они включаются одновременно разными палачами, причём в действительности ток включает только один из них. Такой порядок используется для того, чтобы никто, включая самих исполнителей, не мог знать, кто в действительности осуществил казнь (по аналогии с широко известным видом расстрела, когда части стрелков выдаётся оружие, заряженное холостыми патронами).
Электрический стул был введён в качестве гуманного средства казни, позволяющего умертвить преступника, не причиняя ему излишних страданий. Сторонники этого вида казни утверждают, что она безболезненна — электрический ток используемых параметров разрушает отделы нервной системы, ответственные за ощущение и осознание боли, за время, в двадцать—тридцать раз меньшее, чем необходимо для того, чтобы человек почувствовал боль. Противники электрического стула указывают на то, что эти утверждения являются продуктом теоретических расчётов, а не проверенным фактом.

Обезглавливание
Обезглавливание (при помощи специального инструмента — гильотины или рубяще-режущих орудий — топора, меча, ножа; воинствующие исламисты в последние годы стали производить обезглавливания при помощи небольших ножей, по размеру сходных с карманными. В Колумбии как правые, так и левые организации (AUC, FARC), криминальные банды наркобаронов время от времени совершают обезглавливания используя мачете и бензопилы)
Обезглавливание служило видом смертной казни на протяжении тысячелетий. В средневековой Европе государственным и уголовным преступникам отрубали головы и выставляли их на обозрение публики. Казнь через обезглавливание мечом (или секирой, любым боевым оружием) считалась «благородной» и применялась в основном к аристократам, которые, будучи воинами, считались подготовленными к смерти от меча. «Неблагородными» видами казни были повешение и сожжение.
В традиции Китая обезглавливание считалось более суровой формой казни, чем удушение, несмотря на то, что удушению свойственны продолжительные мучения. Дело в том, что китайцы верили, что тело человека — это подарок его родителей, и поэтому возвращать в небытие расчленённое тело крайне непочтительно по отношению к предкам.
В Японии обезглавливание исторически совершалось в качестве второй части ритуала сэппуку. После того, как самоубийца вспарывал себе живот, второй участник ритуала отрубал ему голову при помощи катаны, чтобы ускорить смерть и облегчить мучения. Поскольку для отрубания требовался навык, только избранным позволялось принимать участие в ритуале. К концу периода Сэнгоку обезглавливание стало производиться, как только совершающий сэппуку наносил себе малейшее повреждение. Кроме того, обезглавливание было высшей мерой наказания. Одна из самых жестоких форм обезглавливания была применена к самураю Исида Мицунари, изменившего Токугаве Иэясу. Его закопали в землю и медленно отпилили ему голову тупой деревянной пилой. Этот вид наказания был отменён в период Мэйдзи.
Если меч или топор был острым, а палач умелым, результатом казни была быстрая и относительно безболезненная смерть. Если же оружие было плохо заточено или палач неловок, для отсечения головы могло понадобиться несколько ударов. По этой же причине приговорённому завязывали глаза: чтобы в решающий момент он не дёрнулся. Также приговорённым советовали заплатить палачу, чтобы тот выполнил свою работу на совесть.
На сегодняшний день Саудовская Аравия, Йемен и Катар имели законы, разрешающие обезглавливание.
Обезглавливания мечом в наши дни совершались в юрисдикциях, подчинённых исламскому шариату, а также воинствующими исламистами в горячих точках. По состоянию на 2005 год, Саудовская Аравия, Йемен и Катар имели законы, разрешающие обезглавливание, однако достоверные сведения об их применении существуют только в отношении Саудовской Аравии. Воинствующие исламисты в последние годы стали производить обезглавливания при помощи небольших ножей, по размеру сходных с карманными. Также обезглавливание сохранилось как "наследие" в некоторых бывших колониях Франции.
Известно, что чеченские боевики обезглавливали пленных солдат федеральных сил во время первой чеченской войны. Также ими были обезглавлены четыре работника британской телекоммуникационной компании, захваченные в 1998 году для выкупа. Их головы были позже найдены на обочине дороги.
Не совсем традиционные случаи обезглавливания встречались в последнее время в некоторых областях Колумбии. Такие военизированные правые организации, как AUC, пользуются этим для запугивания местных жителей; их левые противники из FARC, а также криминальные банды наркобаронов тоже время от времени совершают обезглавливания. Чаще всего в этих случаях используются мачете и бензопилы.
По некоторым данным, террористическая организация Абу Сайяф совершает обезглавливания на Филиппинах.
В октябре 2005 года в Индонезии три христианские школьницы были обезглавлены и одна серьёзно ранена, предположительно исламскими экстремистами.
В апреле 2005 года в Саудовской Аравии за угон автомобиля были обезглавлены шесть сомалийских граждан, что сильно обострило отношения между соответствующими странами.
* Самоубийство через обезглавливание хоть и редко, но встречается: в 2003 году британец Builder Boyd Taylor (деревня Милборн) лишил себя головы при помощи собственноручно построенной гильотины в своей спальне с электрическим запуском. Он строил её несколько недель.

Газовая камера
Газовые камеры использовались для казни приговорённых преступников в США начиная с 1920-х годов. Газовые камеры широко использовались нацистской Германией как средство убийства в лагерях смерти. Это подтверждается многочисленными свидетельскими показаниями, а также нацистскими документами. В газовых камерах Освенцима и Майданека для массовых убийств применялся отравляющий газ Циклон Б, а в Треблинке и некоторых других лагерях смерти для массовых убийств использовались помещения, в которые закачивались выхлопные газы дизельных двигателей. Известны случаи использования автомобилей, оборудованных газовой камерой. Вплоть до конца XX века газовые камеры применялись также в Соединенных Штатах Америки для исполнения смертной казни. В последний раз (на ноябрь 2007) газовая камера использовалась 4 марта 1999, когда в Аризоне был казнён Уолтер ЛаГранд. В настоящее время законодательства пяти штатов допускают использование газовой камеры: Аризона, Вайоминг, Калифорния, Миссури, Мэриленд.
Данный метод неоднократно подвергался критике как довольно мучительный; смерть нередко наступала далеко не сразу. Так, при казни убийцы двух человек Дональда Хардинга в Аризоне 6 апреля 1992 года смерть наступила лишь через 11 минут; присутствовавшего при казни прокурора штата стошнило. Для ускорения наступления смерти осуждённым обычно советовали глубоко дышать, то есть принимать активное участие в собственной казни, что также считается неэтичным. Всё это привело к тому, что в настоящее время газовая камера в США на практике не применяется и в обозримом будущем её использование маловероятно.

По переводу названия этой казни практически невозможно догадаться о том, что она представляла собой на самом деле. Гораздо ближе к оригиналу звучит «пушечная стрельба», «выстрелы из пушек» или, на худой конец, «дуновение из пушек». Тогда становится понятно, что, во-первых, этот вид смертной казни был напрямую связан с пушками, а во-вторых, применялся он исключительно в военное время. Вероятно, поэтому широкого распространения и не получил.

Как и в случаях с множеством орудий пыток и смертной казни, изобретатель дьявольского ветра затерялся где-то в глубинах истории. Известно только, что был он англичанином, поскольку выстрелами из пушек убивали индусов в процессе восстания сипаев в 1857-58 гг.

Как именно осуществлялась казнь?

Весьма любопытным способом. Дьявольский ветер, вопреки предположениям, ничуть не напоминал . Осуждённый на смерть индийский солдат привязывался так, чтобы пушечное жерло упиралось ему между лопаток, и затем, собственно, производился выстрел. Неважно, имелось ли в наличии ядро или стреляли вхолостую, человека буквально разрывало на куски.

Казалось бы: что в этом жуткого? Гибель-то моментальная. В большинстве случаев, жертва даже не успевала почувствовать боли.

Сипаев страшила не боль, а психологический аспект подобной смерти. По их верованиям (см. « »), величайшим позором было предстать перед божествами в непотребном виде, т.е. будучи, в прямом смысле, собранным из кусков своего тела. Дополнительным моральным мучением являлась невозможность достойного захоронения, когда деление на касты после смерти терялось, и голова жреца – брахмана – соприкасалась с головой какого-нибудь неприкасаемого бедняка. Это происходило достаточно часто, поскольку дьявольский ветер являлся массовым видом казни.

А люди ещё удивляются, зачем нужна психология, которую презрительно именуют псевдо-наукой. Как видите, для сломления духа противников во время войны она просто незаменима.

Упоминаний о дьявольском ветре в истории сравнительно немного. Если бы в ту эпоху данным видом казни не заинтересовался известный художник В.Верещагин, весьма вероятно, что он бы и вовсе до нас не дошёл. Хотя упоминается он и позже – в романах Жюля Верна («Паровой дом») и Р.Сабатини («Одиссея капитана Блада»). А также в фильме «Капитан Немо». Примечательно, что Жюль Верн перевернул эту казнь с ног на голову, т.е. в его повествовании казнили при помощи пушечных выстрелов не индусов, а индусы – британского полковника, в виде отмщения за события 1857-ого года.

Возможно, именно с дьявольским ветром связана возникшая намного позже в цирках увеселительная идея - развлечение публики через пушечные выстрелы, когда в качестве ядра использовался человек в шлеме.

P.S. У вас в последнее время стала часто болеть грудь? На информационном портале otvet.hi.ru вы получите полный ответ на вопрос

По переводу названия этой казни практически невозможно догадаться о том, что она представляла собой на самом деле. Гораздо ближе к оригиналу звучит «пушечная стрельба», «выстрелы из пушек» или, на худой конец, «дуновение из пушек». Англичане с помощью тотального введения данной казни добивались сразу двух целей - убийство противников и психологическое подавление их сторонников неприемлемой с точки зрения индуизма смертью.

Как и в случаях с множеством орудий пыток и смертной казни, изобретатель дьявольского ветра затерялся где-то в глубинах истории. Известно только, что был он англичанином, поскольку выстрелами из пушек массово убивали именно индусов во время восстания сипаев в 1857-58 гг.

Как именно осуществлялась казнь? "Дьявольский ветер", вопреки предположениям, ничуть не напоминал расстрел. Осуждённый на смерть привязывался так, чтобы пушечное жерло упиралось ему между лопаток, и затем, собственно, производился выстрел. Стреляли вхолостую, человека буквально разрывало на куски.

Но сипаев страшила больше всего не боль, не смерть, а психологический аспект подобной смерти. По их верованиям величайшим позором было предстать перед божествами в непотребном виде, т.е. будучи, в прямом смысле, собранным из кусков своего тела. Дополнительным моральным мучением являлась невозможность достойного захоронения, когда деление на касты после смерти терялось, и голова жреца – брахмана – соприкасалась с головой какого-нибудь неприкасаемого бедняка. Это происходило достаточно часто, поскольку "дьявольский ветер" являлся массовым видом казни.

Упоминаний о "дьявольском ветре" в истории сравнительно немного. Если бы в ту эпоху данным видом казни не заинтересовался известный русский художник В.Верещагин, весьма вероятно, что он бы и вовсе до нас не дошёл. Хотя упоминается он и позже – в романах Жюля Верна («Паровой дом») и Р.Сабатини («Одиссея капитана Блада»).

Из воспоминаний В.В.Верещагина: "Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа производилась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам. Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их - это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. <...> Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом".

Многие видели репродукцию знаменитой картины художника-баталиста Василия Верещагина "Подавление индийского восстания англичанами" (1884), по легенде теми же англичанами выкупленной и уничтоженной.


На картине изображён дьявольский ветер (по-английски Devil wind,или Blowing from guns) — буквально «Дуновение из пушек» — название типа смертной казни, заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы (как ядром, так и «холостым» зарядом пороха).

Эта казнь была массово применена британцами во время Восстания сипаев (1857—1858 годы) и активно применялась ими для умерщвления мятежников. Сипаи - индийские повстанцы, сражавшиеся с британскими колониалистами за освобождение Индии.

Сипаи - не народ и не представители какого-либо освободительного движения. Сипаи - наёмные солдаты-добровольцы мусульманского и индуистского вероисповеданий, изъявившие желание служить британской короне и рекрутировавшиеся британскими колонизаторами в XVIII—XX веках из среды местного индийского населения.

Причиной восстания стали слухи о новых патронах с оболочкой, пропитанной свиным и коровьим жиром, распространившиеся в 34-м Бенгальском полку туземной пехоты. Для того чтобы зарядить винтовку, оболочку патрона необходимо было разорвать зубами, что для мусульман и индуистов являлось форменным святотатством.

Сначала взбунтовался один из солдат, пытавшийся застрелить британского офицера, затем весь полк встал на его защиту. Британцы солдата повесили, полк расформировали, но было уже поздно. Кровь полилась рекой, и ее было уже не остановить. Лилась она с 1857 по 1859 годы. Восстание распространилось на всю Индию. Индийцы резали англичан, включая женщин и детей, англичане резали индийцев, также не ограничивая себя никакими моральными запретами.

Русский художник-баталист Василий Верещагин, изучавший применение этой казни перед написанием своей картины «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год), в своих воспоминаниях писал следующее:

"Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа производилась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам.

Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их — это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом."

Причиной применения британцами такой жестокой казни был трезвый расчет "белых людей". Дело в том, что у разорванного на мелкие клочки повстанца на том свете возникают непреодолимые трудности. Кстати, для того, чтобы безнадежно омрачить загробное существование, практиковалось также зашивание трупов мусульман в мешки из свиной кожи. Вот что говорит Верещагин:

"Смерти этой они не боятся, и казнь их не страшит; но чего они избегают, чего боятся, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это именно не только вероятно, но даже неизбежно при расстреливании из пушек.

Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строго разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень устрашает туземцев, и оно было главным мотивом введения казни расстреливанием из пушек в особенно важных случаях, как, например, при восстаниях.

Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, — а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии — бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!

Говорю это очень серьезно, в полной уверенности, что никто из бывших в тех странах или беспристрастно ознакомившийся с ними по описаниям не будет противоречить мне."

Так "белые господа" англичане, наряду с физическим уничтожением своих противников, одновременно вели с ними психологическую войну, играя на тонких струнах их древнейшей религиозной традиции.

Редьярд Киплинг, золотое перо британской расы "белых господ", в своём известном стихотворении "Бремя белых", говорил:

Несите бремя Белых

Среди племен чужих -

Сынов своих отправьте

Служить во благо их;

Без устали работать

Для страждущих людей -

Наполовину бесов,

Настолько же детей .

Не вышедшие из детства бесы - вот кем были покорённые народы для расы британских "белых господ". А вскоре на смену им пришла германская "раса господ", но это уже была немного другая история.

Доведенный до отчаяния народ Индии не раз восставал против своих английских угнетателей, но Ост-Индскую компанию это мало беспокоило. Колониальные власти были уверены в надежности своих наемных индийских солдат, с помощью которых они с легкостью подавляли недовольство плохо вооруженных крестьян.

Англичане еще с самого начала колонизации Индии имели огромное преимущество перед туземцами – ведь даже самые рьяные защитники родной земли, вооруженные лишь саблями и кожаными щитами, не могли выстоять перед ружейными залпами и артиллерийским огнем. Однако британцам не хотелось терять своих солдат в богом забытой части света, поэтому основной силой в политике объединения раздробленных индийских княжеств стали сипаи – наемные солдаты из числа местного населения, которых оснащали современными образцами оружия, обучали и выплачивали солидное жалование. Для бедноты попасть на службу к англичанам было пределом мечтаний. Сипаи набирались исключительно из индуистов и мусульман. К 1857 году в состав трех армий (Бенгальская, Бомбейская и Мадрасская) входило 233 тысячи сипаев, в то время как английских солдат в Индии было всего 36 тысяч.

Это казалось весьма грамотным ходом – дать бедным дикарям шанс на светлое будущее на службе у Ост-Индской компании, вооружить, обучить и поставить на стражу интересов колонизаторов. Даже несмотря на то, что в 1856 году жалование наемникам сильно урезали, а продвижение по службе ограничили сержантским званием, они все равно оставались верны, предпочитая службу смерти от голода или болезни в какой-нибудь разваливающейся лачуге. Но, занимаясь христианизацией и окультуриванием местного населения, колониальные власти не учли одной детали – не все традиции люди готовы выменять на деньги и лучшие условия.

Все началось с того, что на вооружение приняли патроны с пулями системы французского изобретателя Клода Минье. Этот патрон имел бумажную гильзу, которую при зарядке оружия нужно было скусывать зубами. Но, принимая на вооружение этот патрон, власти не учли, что гильза для защиты от влаги пропитывалась коровьим и свиным жиром, что в свою очередь оскорбляло религиозные чувства мусульман и индуистов.

Бунт начался 10 мая 1857 года, после того как 85 сипаев отказались получать новые патроны и были приговорены к каторге. Это спровоцировало восстание трех полков в Мируте, что в 60 км от Дели, а в дальнейшем привело к восстанию всей Бенгальской армии. В этот день многие британские солдаты находились в увольнении, поэтому никак не могли оказать сопротивление взбунтовавшимся туземцам. Восставшие убили английских солдат, офицеров и чиновников, а также несколько европейцев из числа гражданских. Они освободили из заключения своих арестованных однополчан и еще 800 человек каторжников. Вскоре восставшие захватили Дели, где солдаты небольшого отряда англичан из числа охраны арсенала, осознав, что не смогут защитить собственность Ост-Индской компании, взорвали склад с боеприпасами вместе с собой и несколькими сотнями сипаев.

Наемники решили поднять на восстание всю Индию, поэтому двинулись к дворцу, где свой век доживал последний потомок Великих Моголов – падишах Бахадур-шах II. Его вывели из покоев и заставили подписать обращение, в котором весь индийский народ призывался на борьбу за независимость. То, что начиналось как восстание, переросло во всенародную освободительную войну. Ее фронт растянулся от Пенджаба до Бенгалии, а основными центрами сопротивления стали Дели, Канпур и Лакхнау, где образовались собственные самостоятельные правительства. Англичанам пришлось отступить на юг, где еще царило относительное спокойствие и были верные компании войска.

Оправившись от первого удара, колонизаторы приступили к подавлению мятежа. Англичане знали, что сборным пунктом сипаев является Дели, поэтому именно туда 6 июня 1857 года и был нанесен первый удар. Генерал Гарри Барнард захватил хребет Бедлико-Сераи, который возвышался над столицей, а после этого начал четырехмесячную осаду самого города. Англичане сделали из индусов хороших бойцов, особенно хорошо показали себя сипаи-артиллеристы, которые в своем искусстве ведения огня превзошли даже самих колонизаторов. Войскам Барнарда, скорее всего, пришлось бы очень туго, если бы не тот роковой склад, взорвавшийся в начале восстания, оставивший гарнизон Дели почти без снарядов. Однако 30-тысячный гарнизон города регулярно совершал вылазки и наносил удары, уничтожая небольшие отряды англичан.

На помощь колонистам пришло подкрепление в виде британских солдат, а также индусов, которые поддержали подавление восстания. В основном это были сикхи и пуштуны Пендажба. 8 сентября началась трехдневная артиллерийская подготовка, в результате которой были пробиты бреши в стенах города, и 14 сентября колониальные войска четырьмя колоннами двинулись на штурм. Ценой больших потерь им удалось преодолеть стены и захватить плацдарм внутри города. Далее последовали тяжелейшие уличные бои, которые продлились шесть дней и закончились покорением Дели.

Англичане, потеряв 1574 солдата, буквально обезумели от ярости, они расстреляли из пушек главную мечеть города и прилегающие к ней здания, где проживала элита мусульманского населения Индии. Город грабили и уничтожали, мирных индусов вытаскивали из домов и убивали, мстя за погибших товарищей. Ворвавшись во дворец падишаха, победители расстреляли всю его семью, а самого Бахадур-шаха II взяли в плен – так вместе с Дели пала древнейшая династия Великих Моголов.

Затем, 16 марта 1858 года, был взят город Лакхнау, а 19 июня в сражении при Гвалиоре войска под командованием генерала Роуза разбили последний крупный отряд повстанцев, который возглавлял Татиа Тони. Однако окончательно подавить восстание удалось лишь к апрелю 1859 года.

Несмотря на победу, английские колонизаторы были вынуждены пойти на целый ряд кардинальных изменений своей политики в Индии. Так, еще до окончания военных действий, в августе 1858 года, была ликвидирована Ост-Индская компания, и управление Индией перешло в руки Англии, что, в свою очередь, делало всех жителей колонии подданными английской короны. Вместе с этим был принят ряд законов, по которым за местными феодалами закреплялись права собственности на землю, а благодаря законам об аренде, которые ограничивали произвол помещиков и князей, колонисты снизили градус недовольства среди крестьян.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png