Философские термины .

Аберрация - (лат. aberratio уклонение), отклонение от нормы.

Абсолют - (от лат. absolutus - безусловный - неограниченный) - безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий (бог, Абсолютная личность - в теизме. Единое - в неоплатонизме и т. п.). Вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух. идея, божество).

Абсолютный дух - в философской системе Гегеля - заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субьективного духа и объективного духа, дух восходит к абсолютному знанию.

Абстрактное - в диалектической традиции понимается в широком смысле как «бедность», односторонность знания. Связывалось Гегелем с рассудочностью мышления.

Аксиология - философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, о структуре ценностей мира (то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами) и о структуре личности.

Амбивалентность -двойственность, противоречивость чувств, эмоций, испытываемых человеком к одному и тому же объекту.

Антагонизм - одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций.

Антиномия - противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и. как правило, логически выводимым в рамках некоторой концептуальной системы (теории).

Антропология (философская) - учение о человеке, его сущности и природе.

Антропософы - последователи антропософии - религиозно-оккультного учения о человеке, созданного в начале XX века в России Штейнером и его адептами.

Апокатастас - возвращение вещей в своем былом обличий и состоянии.

Апофагпичвский - относящийся к апофатическому богословию, которое базируется на отрицательных утверждениях о Боге, как не имеющем атрибутов, не подлежащем определению, поскольку Он находится вне бытия и качественности.

Апперцепция - результат жизненного опыта индивида, обеспечивающий выделение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, ею осмысленное восприятие.

Априорный - не опирающийся на знание фактов, чисто умозрительный. Априорное утверждение

Архетип - беспрецедентная, бессознательная, предшествующая форма, которая, судя по всему, представляет собой часть наследуемой структуры психэ (души), и вследствие этого способна спонтанно проявлять себя везде и в любое время.

Аскетизм - термин, обозначающий признание и исполнение - аскезу - предписаний, имеющих целью достижение духовно-нравственного совершенства при помощи подавления телесно-чувственных влечений и желаний и сосредоточенности человека исключительно только на жизни духа. Эти предписания включают в себя существование в бедности, половое воздержание, терпение, отрешенность от суеты мира и т.п.

Атеизм - исторически разнообразные формы отрицания, опровержения религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека.

Аутентичный - подлинный, исходящий из первоисточника.

Бессмертие - существование личности или души после смерти; в более широком смысле - слияние души с Богом или с «мировым духом»; и, наконец, существование личности в сознании потомков.

Бессознательное - совокупность психических процессов, не представленных в сознании субьекта. В ряде психологических теорий - особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В «философии бессознательного» Э. Гартмана Бессознательное - универсальная основа бытия.

Благо - то, что заключает в себе определенный положительный смысл. «Высшее Благо» (термин введен Аристотелем, лат. summum bonum) - то, в зависимости от чего в философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство, «эвдемония» в древнегреческой этике, Единое - у Платона и в неоплатонизме, бог в средневековой схоластике. С кон. 19 в. понятие Благо вытесняется понятием ценности. В более узком смысле Благо в этике - синоним добра.

Богоискательство - религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный период общественных перемен и получило широкое распространение после поражения революции 1905-1907 гг. Предлагалось перестроить современные формы гражданского быта и человеческого существования на основе обновленного христианства. (Представители: Бердяев Н.А, Булгаков С.Н., Мережковский Д.С., Гиппиус З.Н., Минский Н.)

Бытие - философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, Бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное Бытие, объективно-идеальное Бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), Бытие личности.

Вера - принятие чего - либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость.

Верификация - в обычном словоупотреблении - доказательство, подтверждение истинности какого-либо положения; в логике и методологии науки: процесс установления истинности научных утверждений эмпирическими методами проверки.

Вещь в себе - философское понятие, означающее вещи, как они существуют сами по себе («в себе), в отличие от того, как они являются «для нас» в познании; одно из центральных понятий «Критики чистого разума» И. Канта.

Власть - в общем смысле, способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия.

Воля - стремление и способность осуществлять свои желания, достигать поставленных целей; либо власть, возможность распоряжаться. В метафизике и оккультной философии. Воля есть то, что руководит проявленными вселенными в вечности, Воля есть единый и единственный принцип абстрактного вечного Движения, или его воодушевляющая сущность. «Вопя есть первая из всех сил», говорит Ван Гельмонт, «... Воля есть атрибут всех духовных существ и выражает себя в них тем экгивнее, чем больше они освободились от материи.»

Герменевтика - (от греч. hemieneutikos - разъясняющий - истолковывающий), искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.). учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. 19-20 вв. - учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках).

Героизм, героическое - совершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых слоев населения и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. С древних времен люди отказывали в героизме тем необыкновенным и ярким действиям, которые не отвечали интересам народа, общественным идеалам.

Гносеология - раздел философии, учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Гностицизм - (от греч. gnostikos - знающий) - философское учение, признающее возможность познания объективного мира и его закономерностей; религиозное дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения (т. н. иудеохристиэнекий Гностицизм), популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго эзотеричен; притязал на «истинное» знание о боге и конечных тайнах мироздания.

Государство - основной институт полип ической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономических и социальных структур, подавление социальны) противников. Обладав монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всегс населения, правом взимания налогов и сборов.

Гражданское общество - необходимый и рациональный способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; (общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. Гражданское общество контролирует государство, которое служит обществу;

мир интересов, отношений и институтов, призванный предотвращать такие формы государственной организации, при которой внутренние интересы членов общества подменяются интересами государственного аппарата.

Гуманизм - исторически изменяющаяся система воззрения, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление сьоих.слособностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.

Движение - способ существования материи, в самом общем виде - изменение вообще, всякое взаимодействие обьектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютною и относительного.

Дедукция - (от лат. deductio - выведение) - вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом - следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция - основное средство доказательства.

Деизм - религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

Детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.

Дефиниция - определение.

Деятельность - способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с ошужающим миром.

Диалектика - учение о наиболее общих эщономерных связях и становлении, развитии бытия и познания; основанный на этом учении метод мышления. В результате внутренних противоречий появляется новое. Закон перехода количествен-ных изменений в качественные.

Диалог - (dialogue, от греч. dialogos) - разговор между Двумя или несколькими лицами; философский термин, используемый в современных онтологических теориях коммуникации для обозначения особого уровня коммуникативного процесса, на котором происходит слияние личностей участников коммуникации.

Дивергентный - расходящийся в разные стороны.

Добро - основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе.

Долг - это категория этики, в которой выражается нравственная задача отдельного индивида, группы лиц. класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящихся для них внутренне принимаемым обязательством.

Дуализм - (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен X. Вольфом. Один из крупнейших представителей - Р. Декарт.

Дух - свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит за любые границы, поэтому он способен доходить до вершин мироздания.

Душа - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или а случае смерти (ср. учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платан, неоплатонизм). У Аристотеля Душа - актив-i нов целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях Душа человека - созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало.

Евразийство - идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-30-х гг. Историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов, во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры.

Жизнь - одна из форм существования материи, способная к развитию (эволюции). В метафизическом смысле - основной мотив созерцающего мир мышления как содержание переживания человека; жизненная судьба вообще.

Западничество - В России в середине 19 в.: общественное течение, представители которого, принадлежа к разным политическим направлениям, признавали, в отличие от славянофилов, западноевропейский капиталистический путь развития приемлемым для России. Представители: П.В. Анненков. В.П. Боткин, Т.Н. Граневский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков. И.С. Тургенев, П.Я.Чаадаев, Б.Н.Чичерин

3ло - противоположность добра. То, что воспринимается как препятствующее жизни, уничтожающее ее или обеспечива-ющее некоторую ценность, то, что вызывает дисгармонию.

Знак - материальный, чувственно воспринимаемый пред мет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Знаки бывают языковыми и неязыковыми. Представление, возникающее в сознании благодаря знаку, есть значение знака; представление, слившееся со своим значением в некое внутреннее единство, есть символ. Важнейший знак для человека - явление.

Идеал - (греч. idea - идея, понятие, представление) - совершенство, совершенный образец чего-то, высшая цель стремлений, деятельности.

Идеализм --- направление в философии; считает идею, сознание, дух первичными, а природу, бытие, материю - вторичными.

Идентификация - (отождествление) бессознательный процесс, благодаря которому индивид ведет себя, думает и чувствует, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Играет важнейшую роль в формировании личности.

Идеология - (греч. idea - понятие, представление + логия) - система идей, взглядов, нравственных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к дейсгвительности, выражаются интересы соц. групп.

Имманентный - внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство.

Индивид - (от лат. individuum - неделимое) - единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, труппы, коллектива. В логике И. называют любой объект, обозначаемый единичным, или собственным, именем.

Индивидуализм - тип мировоззрения, сутью которого является, в конечном счете, абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причем не какому-то определенному социальному строю, а обществу вообще, миру в целом.

Индустриальное общество - общество, основанное на развитии крупного промышленного производства, формирующее соответствующее модели рынка, потребителя, социальной организации, науки и культуры. Ориентация людей на постоянный рост обьема производства, потребления, знания. Идея роста и прогресса - «ядро» индустриального мифа или идеологии. Экстенсивное развитие производства, «механизация» общественных связей, отношений человека с природой.

Интеллигибельный - философский термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и недоступный чувственному познанию.

Интенция - намерение, цель, направление и направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет.

Интерпретация - (interpretation, от лат. inlerpretatio - посредничество) - разъяснение, истолкование, раскрытие смысла, значения чего-либо (напр. той или иной акции, решений, действий властей, а также положений и норм различных видов права, статей законов, кодексов, указов и т.д.).

Императив (от лат. imperativus - повелительный) - требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике практического разума» - общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив - безусловный принцип поведения.

Истина - соответствие высказывания реальности, соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта.

Категорический императив - центральное понятие этики И. Канта, безусловное общеобязательное формальное правило поведения всех людей. Требует поступать всегда в соответтвии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

Конфликт - (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоп. интересов, взглядов или мнений.

Космизм - совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-интуи-тивному познанию внеземных пространств.

Культура - форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность её продукты и результаты.

Либерализм - идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Истоки Либерализма - в концепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др.. направленных против абсолютизма и феодальной регламентации.

Либидо - преимущественно бессознательные сексуальные влечения, вообще стремления, желания, склонности. К.Г. Юнг в полемике с 3. Фрейдом расширяет его до понятия психической энергии вообще, своего рода метафизического принципа психики. Личность - индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также - своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений и т.д.

Логика - (от греч. logos - слово, понятие, рассуждение, разум) - наука о законах и операциях правильного мышления, наука о способах доказательств и опровержений. Основателем логики считается Аристотель.

Максима - (лат. maxima (regula, sententia) - основное правило, принцип) - краткое изречение, вид афоризма нравственного, этического характера; правило поведение принцип, которым человек руководствуется в своих поступках; обычно выражается в констатирующей или наставительной форме.

Материализм - это одно из направлений в философии, которое исходит из того, что мир - по природе своей материален, материя, природа, бытие существуют вне и независимо от сознания; материя первична и является источником ощущений, а сознание вторично, производно;

мир и его закономерности вполне познаваемы.

Материя - (латинское materia). вещество; субстрат, субстанция; содержание (в отличие от формы). Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом Материя понималась как чистая потенция. Сформулированное Р. Декартом понятие материи как телесной субстанции, обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма 17-18 вв. Материя - центральная категория, диалектического материализма.

Мессианизм - религиозная вера в пришествие Мессии (спаситель, который должен явиться с неба для установления «царства божия»).

Метафизический - относящийся к метафизике, надэмпирический, стоящий над всяким возможным опытом, трансцендентный; по Канту, рассмотрение метафизично, если оно «содержит то, что изображает понятие, данное априори».

Метод - (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В (философии Метод - способ построения и обоснования системы философского знания.

Методология - (от метод и...логия) - учение о структуре, (логической организации, методах и средствах деятельности; Meтодология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принцилов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Мистицизм - пристрастие к мистическому, склонность к неопределенному. неточному мышлению, в тех случаях, когда речь идет о вещах нематериальных.

Мифология (от греч. mylhologia от греч. mytnos - предание + logos- учение) изображение природы, всего мира как населенных живыми существами с их магической, чудесной и фантастической практикой.Форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Монада - (от греч. топаз - род. п. топ ados - единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г.В. Лейбница, воспринимающая и отражающая др. монаду и весь мир.

Мораль - (от лат. moralis - нравственный) совокупность ограничений и претензий людей в системе соц. взаимодействия, взаимных свобод и обязательств, эквивалентов в процессах соц. обмена, принимаемых и выполняемых людьми добровольно, без законодательного принуждения; одна из основных форм общественкого сознания, достижение гуманистической культуры человека.

Народничество - идеология и движение разночинной интеплигенции, отражало антифеодальные интересы крестьянства, выступало одновременно и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны.

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация бъективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.

Натурфилософия - (от лат. natura - природа) - фил. природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее последовательности. Возникла в Древней Греции в досократовский период (милетская школа) и явилась по существу первой ист. формой фил.

Неофит - новообращенный в какую-либо религию; новый сторонник какого-либо учения.

Нигилизм - позиция абсолютного отрицания. Теоретический нигилизм отрицает саму возможность познания истины. По Ницше - это явление, связанное с переоценкой высших ценнстей.

Ничто - отсутствие или даже небытие чего-либо, выражавшее в языке при помощи отрицания. Это отрицание может иметь лишь относительный смысл, означая отсутствие свойств, состояний. процессов в определенном нечто, или абсолютный.

Ноосфера - сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.

Норма - предписание, образец поведения или действия, заключения о чем-либо или мера оценки.

Обскурантизм - крайне враждебное отношение к просве-дению и науке, мракобесие.

Общественный договор - философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми.

Общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

Объект - (от лат. objectum - предмет) - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве Объекта может выступать и сам субъект.

Онтология - раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

Отчуждени е - процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную сипу, господствующую над ним и враждебную ему.

Парадигма - (от грен, paradeigma - пример - образец) - (исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение (определенного исторического периода в научном сообществе, система основных науч. достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

Парадокс - (от греч. paradoxes - неожиданный - странный) - неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. В логике - противоречие, полу-(ченное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.

Патристика - философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Отцы церкви пытались согласовать Священное писание и языческие тексты античных философов.

Плюрализм - (от лат. pluralis - множественный) - философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «Плюрализм» введен X, Вольфом (1712).

Пограничные ситуации - ситуации, в которых человеческая экзистенция познает себя как нечто безусловное. Пограничные (ситуации наряду с удивлением и сомнением являются источником философии. Мы реагируем на пограничные ситуации маскировкой или отчаянием, сопровождающимися восстановлением нашего самобытия (самосознания).

Познание - процесс получения и обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире.

Постмодернизм - явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления.

Право - система общеобязательных социальных норм, а также отношений, закрепляемых государством с помощью этих норм и охраняемых им; включает также права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяющие правовой статус личности.

Прагматизм - (от греч. pragma - род. п. pragmatos - дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекы знания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач.

Прогресс - тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Просвещение - политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодального и утверждения буржуазного строя.

1. Анализ – расчленение предметов на составляющие их элементы

2. Анархия – (от греч. anarchia - безвластие) - состояние, в котором находится общество, когда в нем упразднена государственная власть

3. Априори – (лат. a priori - предшествующий) - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом.

4. Атараксия – (от греч. ataraxia - невозмутимость) - душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность в философии Эпикура

5. Атрибут – (от лат. attribuo - наделять) - признак, примета, существенное свойство.

6. Атрибуты материи – объективность существования, т. е. независимость от сознания человека, неуничтожимость, движение, пространство, время.

8. Бессознательное – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания.

9. Биосфера – живая оболочка Земли, имеющая сложную структуру.

10. Благо - то, что имеет ценность. Благо является предпосылкой нравственных ценностей

11. Бог – (лат. deus, греч. theos) - высший предмет религиозной веры, рассматриваемый всегда более или менее как личность, считается сущностью, наделенной «сверхъестественными», т. е. необыкновенными, свойствами и силами;

12. Бытие – общее понятие о сущем вообще, реальное существование мира.

13. Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость.

14. Верификация – (от лат. verus - истинный и facio - делаю) - подтверждение.

15. Власть – это один из важных видов социального взаимодействия, специфическое отношение между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свои волю и интересы.

16. Воля – представляет собой духовный акт, благодаря которому подтверждается некоторая ценность, признанная таковой, или благодаря которому стремятся к ней.

17. ВОЛЯ - сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий.

18. Время – длительность материальных событий и порядок их следования друг друга.

19. Гармония – (греч. harmonia – связь, соразмерность) – созвучие, согласие

20. Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает обязательные юридические веления, обладает суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения



21. Движение – любое изменение, преобразование, процесс.

22. Демократия – это способ функционирования политической власти, основанной на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении его широким кругом прав и свобод.

23. Деятельность – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого получается нечто новое – продукт, результат.

24. Добро – это основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе.

25. Закон – предписание относительно того, как человек должен вести себя в обществе; в науке положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области.

26. Знание – обобщенный результат деятельности человека, существующий в знаковой и идеальной форме

27. Идеал – мысленный образ совершенства и потому желанного будущего

28. Идеология – совокупность убеждений, взглядов, установок и представлений людей, связанных с определенным пониманием общественной жизни, оценкой ее качества, перспектив преобразования.

29. Индивид – это единичный представитель человеческого рода. Конкретный человек.

30. Информационное общество – общество, в котором основным богатством и ресурсом служит информация. Данное понятие возникло во II пол. 60-х гг. – человечество впервые осознало наличие информационного взрыва, когда количество циркулирующей в обществе информации стало возрастать.

31. Искусство – первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»); в общепринятом специальном смысле - обозначение мастерства в сфере творчества

32. Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; ИСТИННЫЙ - соответствующий действительному положению вещей, но имеются также и неоткрытые, неизвестные истин

33. Карма – (санскр. «труд») - в широком смысле - сумма добрых и злых деяний жизни, которая на основе присущей ей автоматически закономерной причинности создает предпосылки для новой жизни с определенной судьбой

34. Классы – это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли богатства, которой они располагают.

35. Коллектив – организованная группа людей, объединенная общими целями и интересами, совместной деятельностью.

36. Коммуникация – передача сообщений от одной стороны к другой, от одного индивида к другому, от одной социальной группы к другой.

37. Консенсус – это одна из оптимальных форм завершения конфликта, когда конфликтующие стороны приходят к согласию

38. Конфликт это процесс резкого обострения противоречия и борьбы.

39. Культура – (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей; в широком смысле, культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа, распадается на различные области – нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, экономики, общественно-политическое устройство, искусство и т. д.

40. Личность – это, прежде всего, социальные качества человека, которые формируются только в обществе.

41. Материя (вещество) – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается в наших ощущениях, существуя независимо от человека. Синоним объективной реальности, вселенной.

42. Менталитет – умонастроение народа

44. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека (и общества) на окружающий мир и свое место в этом мире

45. Мистика – духовная практика непосредственного постижения Абсолюта, сверхъестественного.

46. Монада – (от греч. monás - единица) - у Джордано Бруно физический и одновременно психический элемент действительности. Но подлинным основателем учения о монадах (монадологии) является Лейбниц

47. Мораль – нравственность

48. Наука – многогранный многоаспектный и сложноустроенный феномен: он предстает и как социальный институт, как определенная деятельность по производству знаний, и как традиция, позволяющая этой специфической деятельности осуществиться. Это социальный институт, обеспечивающий функционирование профессиональной (познавательной) деятельности.

49. Нация – (от лат. natio - народ, племя) - народ, который создал себе зависящее от него правительство и имеет в своем распоряжении территорию, границы которой более или менее уважаются др. нациями (народ, организованный в государство). . .

50. Ноосфера – это сознательно создаваемое человеком состояние природной среды, сфера разума

51. Общение – вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

52. Общественное сознание – совокупность эмоций, настроений, взглядов, теорий общества на том или ином этапе его развития

53. Общество – это форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на социальной солидарности и разделении труда.

54. Основный вопрос философии выявляет основной разлад во взаимоотношении человека с миром. Энгельс в своем определении уловил только один аспект основного вопроса – отношение материи к идеи. Важно ответить на другую часть о. в. ф. : познаваем ли мир или нет? В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на гностиков и агностиков.

55. Отчуждение – характеристика особой формы взаимоотношения человека в процессе его жизнедеятельности с окружающим миром, при котором продукты собственной деятельности противостоят человеку, господствуют над ним, как нечто чуждое ему.

56. Партия – это организованная группа единомышленников, придерживающихся определенного мировоззрения, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

57. Познание – процесс постижения человеком новых, прежде неизвестных фактов, явлений действительности.

58. Потребность – нужда в чем-либо, запросы и желания человека.

59. Права человека – это естественные возможности человека, обеспечивающие его жизнь, достоинство и свободу деятельности.

60. Принципы – идеи и правила, которыми человек должен руководствоваться в жизни.

61. Природа – (от греч. physis, от phyein - возникнуть, быть рожденным; лат. natura, от nasci - то же самое) - то, что существенно для каждого сущего с самого его возникновения.

62. Природа – совокупность естественных условий существования человека

63. Природная среда (географическая среда) – часть материального мира, природы, задействованная в жизнедеятельности человека и общества.

64. Прогресс – поступательное движение, развитие людей в направлении к лучшему, высшему.

65. Пространство – то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря органам чувств. Это протяженность и взаимное расположение материальных предметов и явлений относительно друг друга.

66. Разум – ум, способность, деятельность человеческого духа, направленное не только на причинное познание, но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений

67. Революция – (от позднелат. revolutio - поворот, переворот) - 1) переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; 2) внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя

68. Регресс – движение назад

69. Религия – мировоззрение, соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога.

70. Рефлексия – самопознание, самоосознание, процесс осмысления чего-либо при помощи изучения самого себя

71. Реформа – преобразование, нововведение, изменение в какой-либо сфере

72. Свобода – это специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности, а также творческой деятельности. Свобода и ответственность – это две стороны одного целого – сознательной деятельности человека.

73. Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

74. Смерть - естественный конец жизни живого организма

75. Смысл жизни (человека) - регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

76. Сознание – это высшая функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном отражении действительности.

77. Софистика - сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, т. наз. софизмов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью. .

78. Способ производства – единство производительных и производственных отношений

79. Способности – в широком смысле – психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности.

80. Справедливость – является предварительным условием осуществления всех остальных ценностей и состоит в том, чтобы уважать чужую личность и не вторгаться в сферу ее свободы.

81. Стагнация – застой, замедление

82. Субстанция (от лат. – сущность) – нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому, например, материя.

83. Схоластика – школьная философия в период христианского средневековья.

84. Счастье – состояние полного удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, идеал

85. Теория – (от греч. theoria - рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли знаний.

86. Труд – социальная деятельность человека, т. е. способность человека преобразовывать среду существования.

87. Философия – это особая форма духовного опыта человека и общества, которая постоянно теоретически обосновывается и обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Это научное теоретизирование о мире, месте человека в нем. Само слово «философия» буквально означает любовь к мудрости, в более широком смысле – стремление к истине.

88. Цель – субъективный образ желаемого, то ради чего предпринимаются действия.

89. Ценности – социокультурное значение определенных предметов, процессов, явлений для человека

90. Цивилизация – социокультурный комплекс. В науке различают земную, внеземную и космическую Ц. Это уровень развития материальной и духовной культуры.

91. Человек – это понятие, употребляемое для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

92. Элита – высшие привилегированные слои общества, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры.

93. Эманация – истечение, излучение божественного абсолюта в философии неоплатонизма

94. Я или эго – та часть человеческой личности, которая осознается как я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия

95. Язык – средство выражения мысли, которым владеет человек, высшая форма проявления объективного духа.

Словарь терминов по философии

Абсолют (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – в философии и религии безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких либо условий (Бог, абсолютная личность).

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – форма познания, основана на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечений от частных свойств и связей.

Агностицизм (от греч. agnostos – недоступный познанию) – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины.

Акселерация (от лат. acceleration – ускорение) – ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению предшествующими поколениями.

Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) – философское учение о ценностях, теория ценностей.

Альтруизм (от лат. alter -другой)бескорыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизма.

Анализ (от греч. analysis – разложение)

1) мысленное или реальное расчленение объекта на элементы..

2) научное исследование вообще.

Аналогия (от греч. analogia - соответствие) - сходство между предметами, явлениями и т.д. Аналогия- индуктивное умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.

Анархия (от греч. anarchia – безвластие) – безвластие, безначалие, беспорядок, стихийность, неорганизованность.

Анимизм (от лат. anima – душа) – у примитивных народов вера в одушевлённость всей природы, в то, что у людей, животных, растений, предметов есть душа.

Античность (от лат. antiqus – древний) относящейся к истории, к культуре древних греков, римлян.

Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis –происхождение) – становление человека как вида в процессе эволюционного развития.

Антропология (от греч. anthropos – человек и логос – слово, учение) – наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека.

Антропоморфизм (от греч. anthropos – человек и morphe – форма) – уподобление человеку, наделение человеческими признаками чего-либо, кого-либо. Антропоморфный – человекоподобный.

Антропосоциогенез (от греч. anthropos – человек, лат. societas - общество и genesis – происхождение) – процесс одновременного, взаимообусловленного становления человека и общества.

Антропоцентризм (от греч. anthropos – человек и латинского centrum – центр) - 1) Воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной. 2) Человек в центре внимания общества, высшая ценность.

Апологеты (от греч. apologia – защита) – защитники принципов христианства, раннехристианские писатели и философы.

Апостериори (от лат. a posteriori - из последующего) – происходящее из опыта.Априори (от лат. a prioriиз предшествующего) - 1) Знание, предшествующее опыту, независимое от него, внеопытное знание.

2)Судить, знать заранее, наперед.

Аскетизм (от греч. asketes – упражняющийся, подвижник) – принцип ограничения или подавления чувственных желаний, крайнее воздержание от жизненных благ.

Ассимиляция (от лат. assimilatio – подобный) – слияние одного народа с другим, с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.

Атараксия (отгреч. ataraxia-невозмутимость) – состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец.

Атеизм (от греч. atheos – безбожный) – отрицание Бога, неверие в Бога.

Биоцентризм (от греч. bios-жизнь и лат. centrum-центр) - сознательная установка человека на сохранение и воспроизводство жизни на Земле.

Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) - 1) направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия. 2) политика, не считающаяся с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей осуществляющих её лиц.

Воля - духовный акт, способность выбирать, иногда даже наперекор своим интересам.

Всеединство – единство Вселенной, в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое.

Гедонизм (от греч. hedone – удовольствие) – направление в этике рассматривающее чувственное наслаждение, удовольствие как цель жизни и доказательство нравственности.

Гелиоцентризм (от греч. helios – Солнце и лат. centrum – центр) – Коперниковская картина мира, согласно которой Солнце находится в центре Вселенной.

Географический детерминизм (от лат. determinare-определять, обуславливать) – учение о том, что развитие общества обусловлено географическими факторами (климат, почвы, ландшафт и.т.д.)

Геополитика (от греч. ge – Земля и politike – государственные или общественные дела) – концепция, согласно которой политика государства (особенно внешняя), предопределяется географическими факторами (климат, почвы, природные ресурсы, положение страны и т.д.)

Геоцентризм (от греч. ge –Земля и лат. centrum – центр) – мировоззрение, согласно которому Земля находится в центре мира.

Герменевтика (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – искусство, традиция и способы толкования текстов, учение о принципах их интерпретации.

Гилозоизм (от греч. hile – материя и zoe – жизнь) – философское учение о всеобщей одушевлённости материи.

Глобализация – приобретение процессами и явлениями общепланетарного, всемирного характера.

Глобальные проблемы (от лат. globus-шар) - проблемы, охватывающие весь земной шар и требующие совместных усилий всех стран для их решения.

Гносеология (от греч.gnosis – знание, познание) – это теория познания, изучает формы познания, цели, методы, ответственность людей. Гносеологический – относящийся к процессу познания.

Гностицизм (от греч.gnosis – знание, познание) – философский взгляд, допускающий возможность познания мира и достижения истины.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный)

1) отношение к человеку как высшей ценности.

2) человечность в отношении к людям.

Дарвинизм – учение Ч. Дарвина о происхождении и развитии животных и растений путем естественного отбора, теория эволюции природы, основанной на естественном отборе.

Двойственная истина – термин, обозначающий учение о разделении философских и богословных истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот.

Деизм (от лат. deus - бог) - философское воззрение, согласно которому

бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий.

Демографический «взрыв» - резкое ускорение темпов роста населения в мире.

Деспотия (от греч. despoteia-неограниченная власть) – форма неограниченной самодержавной власти, характеризующаяся полным бесправием подданных.

Детерминизм (от лат. determinare-определять, обуславливать) – философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.

Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу) – философское учение о внутреннем противоречии всего существующего и метод познания мира в единстве и постоянном изменении.

Догма (то же, что и догмат) – положение, принимаемое за непреложную истину, неизменную при любых обстоятельствах.

Догмат (от греч. dogma – мнение) – положение церковного вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критики.

Догматизм – схематически – окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учёта конкретной реальности, условий, места и времени.

Доиндустриальное общество еще называют традиционным, где определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами.

Доминирующая культура – разновидность культуры содержит своего рода культурные универсалии данного общества, т.е. ценности и нормы большинства людей .

Дуализм (от греч. dualis – двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправия двух начал: духа и матери.

Духовная культура - знания, идеи, языки, искусство, обряды, обычаи, традиции, социальные нормы и ценности и т.д.

Европоцентризм – осознание и признание европейских ценностей как главенствующих.

Зооморфизм (от греч. zoon-животное и morphe-форма) – представление богов в образе животных.

Идеализм – (от греч. idea – идея) – направление в философии, утверждающее, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно.

Императив (от лат. imperativus-повелительный) – в этике Канта – непреклонное, безусловное нравственное требование. Гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив – общеобязательное правило для всех людей во всех случаях.

Индивид - 1.единичный представитель человеческого рода, родовая

биологическая характеристика человека.

2.обозначение единичного в отличии от совокупности, массы.

Индустриальное общество – это общество, где определяющим фактором развития является промышленность, с корпорацией и фирмой во главе.

Интеллект (от лат. intellectum - ум, познание, рассудок) – разум, способность мыслить, рационально познавать.

Интуитивизм (от лат. intuitio – пристально смотреть) – течение в философии, которое видит единственно достоверное средство познания в интуиции (чутье, проницательности), а не в интеллекте.

Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумное) – учение, исходящее из того, что познание мира недоступно рассудку. Источниками познания иррационализм считает инстинкт, интуицию, чувство, любовь и так далее.

Карма (от санскрит. karma- деяние) - закон воздаяния, общая сумма совершенных поступков и их последствий для последующего существования.

Конфессия (от лат. confessio) – вероисповедание.

Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – замысел, точка зрения, трактовка чего – либо.

Контркультура (от лат. contra - против + культура) – культурные ценности социальных групп, противостоящие доминирующей культуре, отвергающие общепризнанные нормы и ценности (террористы, уголовники, рэкетиры и.т.д.) Конформизм (от лат. conformis-подобный) – некритическое следование образцу, мнению, отсутствие собственной позиции, беспринципное соглашательство. Космизм - направление в философии, которое рассматривало космос, окружающую природу и человека как единое целое, учение о космическом единстве всего живого. Космология (от греч. Kosmos – Вселенная и logos – учение) – учение о Вселенной как единое целом.

Космоцентризм (от греч. kosmos-Вселенная + centrum-центр) – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов.

Креационизм (от лат. creatio – создание, творение) – религиозное учение о сотворении Богом мира из ничего. Характерно для иудаизма, христианства, ислама.

Критерий (от лат. criterion – средство для суждений) – признак на основе которого производится оценка, классификация чего – либо; мерило оценки.

Либерализм (от лат. liberalis-свободный) – идеология, провозглашающая гражданские, политические, экономические свободы, свободу личности как базовые ценности общества.

Личность - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений.

1. Абсолют – первоначало всего сущего, которое не зависит не от чего другого, само содержит все существующее и творит его.

2. Абстракция – процесс мышления, в котором множество отвлекается от единичного, случайного, несущественного и выделяет общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания.

3. Агностицизм – учение о непознаваемости истинного бытия, то есть трансцендентности божественного; непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей.

4. Аксиология – учение о ценностях.

5. Акциденция – несущественное, изменчивое, случайное, которое может быть опущено без изменения сущности вещи.

6. Анализ и синтез – Анализ – процедура мысленного расчленения целого на части

Синтез – процедура мысленного сознания целого из частей.

7. Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах отношениях.

8. Архетип – прообраз, первичная форма, образец.

9. Атрибут – признак, примета, существенное свойство.

10. Бессознательность – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания.

12. Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающиеся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, н не могущее претендовать на объективную значимость.

13. Вероятность – возможность, взятая с ее количественной стороны.

14. Возможность и действительность – возможность – это, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличием бытия. Действительность – весь объективно существующий мир, конкретный, явления взяты в единстве с их сущностью. – конкретное бытие отдельного объекта, в определенное время, условия.

15. Время – универсальная форма материи……… субъект времени – основано на осознании времени. Объект времени – измеряется определенными отрезками.

16. Гедонизм – этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждения как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения.

17. Гилозоизм – философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую. Дух и материя не существуют друг без друга. Весь мир – универсум, нет границ между неживым и психическом, так как это порождение единой про материи.

18. Гипотеза – хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить проблемы эмпирического познания или связать различные знания в единое целое либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов.

19. Гносеология – учение о познании / метафизическая составная часть теории познания наряду с логической и психологической.

20. Движение – процесс изменения, не имеющий определенного направления.

Форма существования материи и духа.

21. Дедукция и индукция – дедукция – форма мышления, основанная на выведении частного из общего. Индукция – форма мышления, основанная на движении знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.

22. Деизм – форма веры, в основе лежит признание, что Бог – первопричина мира, но после его сотворения движение мироздания совершается без участия Бога.

23. Детерминизм – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни.

24. Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающееся в целесообразном изменении окружающего мира и самого себя. Носит осознанные характер, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс.

25. Диалектика – искусство аргументации, наука логики.

26. Догма – философский тезис, истинность которого вследствие этого кладется в основу той или иной философской системы.

27. Дуализм – сосуществование 2-х различных, несводимых к единству начала, принципов, образов.

28. Дух – выражающее идеальное начало, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающая человека и мир к абсолютному, безусловно, ценному.

29. Душа – понятие, выражающее исторически изменившиеся воззрения на психику и внутренний мир человека.

30. Жизнь – особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации; специфический способ разрешения противоречий внешнего и внутреннего, части и целого.

31. Закон – тождественное, постоянное, повтор наблюдающийся в явлениях и в процессах.

32. Знак – чувственно – воспринимаемый предмет, который в процессе духовной деятельности представляет другой, отличный от него предмет.

33. Знание – результат процесса познания, истинность, которая проверяется в ходе практики; отражение действительности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий, теорий; процесс понимания, оценки явлений бытия.

34. Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженное в формах сознания и воли человека.

36. Имманентно – внутреннее присущее предмету, явлению или процессу.

37. Инстинкт – совокупность врожденных устойчивых форм поведения животных.

38. Интерпретация – истолкование, объяснение; приписывание значений (смыслов) элементам теории.

39. Интроспекция – самонаблюдение, наблюдение человеком за собственной внутренней осознанной психической жизнью.

40. Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.

41. Историческое и логическое – понятия теоретической философии 1. В онтологической истории – процесс становления и развития объекта. Логическое – результат исторического развития, теоретическое воспроизведение объекта в развитом состоянии. 2. В гносеологии – историческое – метод познания; воспроизведение последовательности решающих стадий процесса развития и переходы между ними. Л- метод познания в статике, когда системы сформированы.

42. Качество – это система важнейших, необходимых свойств предметов – внешняя и внутренняя определенность системы характерных черт предметов, теряя которые предметы перестают быть тем, что они есть.

43. Количество – совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности.

44. Логос – глубинная божественная закономерность, которая направляет все бытие.

Посредник между внеприродным Богом и творимым им миром.

45. Материя – то, из чего все происходит, телесное первоначало.

46. Метафизика – важнейший раздел философского учения, умозрительно трактующий наивысшие, последние начала бытия, недоступные для известного понимания.

47. Методология – учение о научном методе познания.

Совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.

48. Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире.

49. Мистика – практика, целью которой является слияние, единение с абсолютом, субстанцией.

Философские и теоретические доктрины, обосновывающие мистическое и мировоззрение и практику.

50. Монизм – понятие, характеризующее такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений субстанции – первоначала, первопричины, единой основы всего сущего.

51. Мышление – высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на чувственную сферу преодолевает их ограниченность и проникает в сферу существенных связей мира, его законов.

52. Наблюдение – познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.

53. Необходимость и случайность – необходимость – то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти так, а не иначе. Случайность – то, что имеет основание и принцип преимущественно не в себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных; что может быть, а может и не быть; может произойти так, а может и иначе.

54. Нигилизм – отрицание идеалов и ценностей духовного порядка, отрицание культуры.

55. Общество – совокупность объективных общественных отношений, которые существуют в исторических определенных формах и складываются в процессе совместной практической деятельности людей.

56. Онтология – учение о бытии как таковом, не зависимом от частных его разновидностей.

58. Пантеизм – философское учение, согласно которому бог представляет собой безразличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею.

59. Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.

60. Понятие – мысль, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума) и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.

61. Практика – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем.

Автотрофность – в философии русского космизма – способность живых организмов поддерживать свое существование без поедания других организмов –путем преобразования мертвого вещества в живое; способность ныне присущая растениям, которую в будущем должны обрести люди

Агностицизм - философская идея о полной или частичной непознаваемости мира

Анархизм - философская идея о безусловной ценности личной свободы человека и необходимости преодоления всех форм ее ограничения

Антропология - раздел философии, посвященный изучению человека

Антропоморфизм - перенесение человеческих черт на предметы внешнего мира

Антропоцентризм - философская идея, по которой человек должен быть главным предметом изучения как центральное звено мироздания (ср. теоцентризм)

Апория - парадокс, безвыходное положение мысли, мыслительный тупик

Априорный - не зависящий от чувственного опыта

Аскетизм - философская теория и практика ограничения желаний (как правило, материальных) для достижения духовного просветления (постижения истины)

Атараксия - душевная невозмутимость в учении античных скептиков

Атеизм - отрицание существования Бога

Атман - индивидуальная душа в индийской философии

Богочеловечество – в русской религиозной философии – идея о совершенном человечестве как конечной цели исторического развития общества

Брахман - душа мироздания в индийской философии или пантеистическое первоначало

Верификация - эмпирическая проверка суждений на предмет их истинности

Виртуальное - возможное, которое при определенных условиях способно превратиться в реальное

Волюнтаризм - идея, по которой человек сам формирует свой жизненный путь (ср. фатализм), а также представление о том, что в основе мира и человеческой деятельности лежит не разум, а воля

Всеединство – философский принцип единства какого-либо множества, когда каждый элемент этого множества является частью целого, но в то же время не сливается с ним полностью, сохраняя свою самостоятельность

Гедонизм - идея, по которой следует стремиться к удовольствиям и избегать страданий

Гелиоцентризм - представление об устройстве мироздания, по которому его центром является Солнце, а другие небесные тела движутся вокруг него

Геоцентризм - представление об устройстве мироздания, по которому его центром является неподвижная Земля, а другие небесные тела движутся вокруг нее

Гилозоизм - философская идея, по которой все предметы живой и неживой природы одушевлены

Гносеология - раздел философии, посвященный исследованию проблем познания

Дао - естественный путь вещей в древнекитайской философии

Дедукция - способ рассуждения, при котором из общего правила делается вывод для частного случая (ср. индукция)

Деизм - представление о Боге, по которому он создал мир, наделил его законами и самоустранился

Диалектика - философское учение о всеобщей взаимосвязи и вечном изменении вещей

Дуализм – одновременное наличие у чего-либо двух, как правило, противоположных качеств или свойств

Идеализм - философское представление, по которому реально и вечно существует некое бестелесное (сверхчувственное) начало, которое порождает (творит) материальный мир (ср. материализм)

Идеальное - не воспринимающееся органами чувств и не имеющее физических качеств (ср. материальное)

Идеальный Абсолют - бестелесное (сверхчувственное) первоначало мира (Бог, Мировой Разум, Душа Вселенной и т.п.)

Изостения - равносилие противоположных суждений в учении античных скептиков

Индукция - способ рассуждения, при котором путем обобщения нескольких частных случаев выводится одно общее правило (ср. дедукция)

Интуиция - способность к непосредственному постижению истины без доказательств и обоснований

Иррационализм - философское положение, по которому действительность невозможно постичь рассудочными способами

Историософия – философское осмысление истории

Карма - в индийской философии - судьба любого живого существа, предначертание, обусловленное всей совокупностью предыдущих жизней

Концептуализм - одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют после вещей в качестве понятий ума (то же, что умеренный номинализм)

Космос – в переводе с греческого – общий порядок мироздания – Вселенная, понимаемая как нечто гармоничное, прекрасное, упорядоченное

Космополитизм – идея, отрицающая национальные и государственные границы во имя единства человеческого рода, рассматривающая человека как “гражданина Вселенной”

Либидо – в учении З.Фрейда – бессознательное сексуальное влечение

Логика – наука о формах и законах правильного мышления

Логос – в учении Гераклита, стоиков и христиан – Мировой Закон, божественный принцип, управляющий миром

Майевтика - философский метод Сократа, помогающий человеку через противоречия, сомнения и рассуждения найти всеобщую истину

Материализм - философское представление, по которому реально и вечно существует физический (материальный) мир, а все духовные явления - это результат деятельности человеческого сознания, которое представляет собой высшую стадию эволюции физического мира (ср. идеализм)

Материальное - воспринимающееся органами чувств и имеющее физические качества (ср. идеальное)

Материя - совокупность всего физического, чувственного (материального)

Метафизика - учение о сверхприродном, сверхчувственном (или о высшем мире, находящимся за пределами нашего физического мира, или об универсальных законах последнего)

Методология - философское учение о методах познания и деятельности, а также - сама совокупность этих методов

Мистика - направление в духовной жизни средневековья, не допускающее возможности осмысления религиозных догматов, их обоснования средствами разума, призывающее только к безрассудной вере в них, а также – шире – направление в духовной жизни, практикующее иррациональное, интуитивно-непосредственное постижение божественного и слияние с ним

Монотеизм - единобожие, религиозное представление, по которому существует только один Бог

Натурализм - философская идея, признающая природу первичной реальностью и главным объектом познания, а также - стремящаяся объяснить все только естественными (природными) причинами

Нирвана - в индийской философии - прекращение земных рождений, воссоединение с Брахманом

Номинализм - одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют после вещей, только в качестве их названий (имен)

Ноосфера – в философии русского космизма – принципиально новая стадия мировой эволюции, когда решающей силой дальнейшего развития становится человеческий разум, целенаправленно преобразующий и совершенствующий Вселенную

Ноумен - в философии Канта - “вещь в себе”, то, что объективно существует, но не дано человеку ни в опыте, ни до него и поэтому непознаваемо

Объект - внешний по отношению к человеку мир (ср. субъект)

Объективное - существующее само по себе, то есть - вне человека и независимо от него (ср. субъективное)

Онтология - раздел философии, посвященный изучению (постижению) Бытия

Отчуждение – в учениях Гегеля, Фейербаха и Маркса – процесс отделения какого-либо творения или продукта от его творца, при котором творение становится независящим от своего создателя и враждебным ему

Пантеизм - представление о Боге, по которому он тождественен мирозданию

Патристика - философская деятельность “отцов” церкви - основоположников христианского миропонимания

Позитивизм - философское направление второй половины XIX-XX вв., по которому философия должна отойти от метафизических вопросов и стать методологией науки

Политеизм - многобожие, религиозное представление, по которому существует много богов (язычество)

Психоанализ – учение З.Фрейда о человеческой психике, а также созданная им теория и практика лечения психических заболеваний, одно из направлений в психологии

Психология – наука, изучающая многообразный мир человеческой психики

Рационализм - философское положение, по которому мир устроен разумно и поэтому вполне может быть познан рассудочными средствами, а также идея о приоритете последних перед чувственным опытом в деле познания

Реализм - одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют до вещей, в особом сверхчувственном мире и являются их причинами

Релятивизм - философское положение, по которому все в мире относительно и поэтому ни о чем нельзя высказываться определенно и окончательно

Сансара - в индийской философии - колесо перерождений индивидуальной души

Секуляризация - идейное и фактическое размежевание светского и духовного, мировоззренческое отделение Бога от человека, религии от философии

Сенсуализм – философская идея, по которой органы чувств предоставляют нам более верную информацию об окружающем мире, чем разум

Силлогизм - дедуктивное умозаключение

Скептицизм - философское сомнение в достоверности каких-либо положений

Соборность – в философии славянофилов – принцип сочетания личного и общего, добровольного союза людей для совместной деятельности

Солипсизм - философская идея, по которой каждый человек может полагать единственной существующей реальностью самого себя, а все остальное - своими ощущениями

Софизм – внешне правильное доказательство заведомо ложных утверждений с помощью преднамеренного нарушения логических законов

Социализм - учение и общественно-политическое движение, выступающее за построение общества без частной собственности, основанного на принципах справедливости и солидарности людей

Софиология – в русской религиозной философии – учение о Божественной Премудрости – главном принципе, по которому устроено мироздание

Сублимация – в учении З.Фрейда – преобразование сексуальной энергии в различные несексуальные виды деятельности

Субъект - человек, познающий внешний по отношению к нему мир (ср. объект)

Субъективизм - философская идея, по которой человек видит мир только в масштабе собственного восприятия

Субъективное - существующее в духовном, внутреннем мире человека и зависящее от него (ср. объективное)

Схоластика - средневековая философия, направленная на рациональное подкрепление религиозных догматов

Тавтология - высказывание, в котором две части одновременно следуют друг из друга (подразумевают друг друга)

Теизм - религиозное представление, по которому Бог является Творцом мира и постоянно его контролирует

Теодицея - богооправдание - религиозно-философская проблема объяснения существующего в мире зла

Теоцентризм - религиозно-философское представление, по которому главным предметом постижения должен быть Бог как причина и цель всего существующего, центральное звено мироздания (ср. антропоцентризм)

Универсалии - в средневековой философии - общие понятия

Утилитаризм - идея, по которой философия должна заниматься не отвлеченными вопросами, а проблемами реальной человеческой жизни и приносить конкретную пользу (см. позитивизм и прагматизм)

Утопия - социально-философское учение, рисующее модель идеального общественного устройства (или вообще какой-либо идеальный проект)

Фатализм - идея о предопределенности всего существующего, в том числе - любой человеческой жизни (ср. волюнтаризм)

Феномен - явление - то, что воспринимает познающий мир человек в своем чувственном опыте

Эвдемонизм - идея о том, что главной задачей философии должен быть поиск индивидуального человеческого счастья

Эволюция – процесс изменения, развития

Эвристика - философский метод, при котором вместо усвоения готовых ответов человек путем размышлений должен сам находить истину

Экзистенциализм - направление в философии ХХ в., полагающее главным предметом изучения (постижения) не объективный мир, а индивидуальное человеческое существование

Экзистенция - индивидуальное существование

Эмпиризм - философская идея, по которой основным источником познания должен быть чувственный опыт

Годы жизни выдающихся философов

(в хронологическом порядке)

Будда ок.583 - ок.483 до н.э.

Конфуций 551-479 до н.э.

Лао-цзы VI-V вв. до н.э.

Фалес ок.625-547 до н.э.

Анаксимандр ок.610 - ок.540 до н.э.

Анаксимен ок.588 - ок.525 до н.э.

Пифагор ок.580 - ок.500 до н.э.

Ксенофан VI-V вв. до н.э.

Гераклит ок.544 - ок.483 до н.э.

Парменид ок.540 - ок.470 до н.э.

Зенон Элейский ок.490 - 430 до н.э.

Горгий ок.483 - ок.375 до н.э.

Протагор ок.480 - ок.410 до н.э.

Сократ ок.469 - 399 до н.э.

Демокрит ок.460 - ок.370 до н.э.

Антисфен ок.435 - ок.370 до н.э.

Платон 428/27 - 348/47 до н.э.

Диоген ок.400 - ок.325 до н.э.

Аристотель 384 - 322 до н.э.

Эпикур 341 - 270 до н.э.

Пиррон ок.360 - ок.270 до н.э.

Зенон стоик ок.336 - ок.264 до н.э.

Климент ок.150 - ок.215

Тертуллиан ок.160 - ок.222

Ориген ок.185 - ок.254

Секст Эмпирик II-III вв.н.э.

Августин 354 - 430

Иоанн Росцелин ок.1050 – ок.1120

Пьер Абеляр

Бернар Клервосский

Альберт Больштедтский

Роджер Бэкон

Джованни Бонавентура

Фома Аквинский

Иоганн Экхарт

Дунс Скот

Уильям Оккам

Иоганн Таулер

Николай Кузанский

Николай Коперник

Джордано Бруно

Томазо Кампанелла

Фрэнсис Бэкон

Томас Гоббс

Рене Декарт

Бенедикт Спиноза

Джон Локк

Готфрид Лейбниц

Джордж Беркли

Шарль Монтескье

Франсуа Вольтер

Жан Жак Руссо

Поль Гольбах

Адам Смит

Иммануил Кант

Анри Сен-Симон

Георг Гегель

Давид Рикардо

Шарль Фурье

Фридрих Шеллинг

Артур Шопенгауэр

Петр Чаадаев

Огюст Конт

Алексей Хомяков

Людвиг Фейербах

Иван Киреевский

Джон Милль

Александр Герцен

Карл Маркс

Фридрих Энгельс

Федор Достоевский

Сёрен Кьеркегор

Герберт Спенсер

Лев Толстой

Николай Федоров

Вильгельм Дильтей

Эрнст Мах

Рихард Авенариус

Фридрих Ницше

Владимир Соловьев

Георгий Плеханов

Зигмунд Фрейд

Константин Циолковский

Анри Бергсон

Сергей Трубецкой

Евгений Трубецкой

Владимир Вернадский

Лев Шестов

Николай Лосский

Сергей Булгаков

Бертран Рассел

Николай Бердяев

Карл Ясперс

Людвиг Витгенштейн

Мартин Хайдеггер

Алексей Лосев

Жан Поль Сартр

Сергей Левицкий

Альбер Камю

1193-1207 – 1280

ок.1260 – 1327

1265/66 – 1308

ок. 1285 – 1349

ок.1300 – 1361

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png