Краткое описание
Организация образовательного процесса в детском саду по теме события народного календаря "День рождение Домового".
Описание
День рождения Домового.
(Воспитание наследием русской культуры)
Мартынова Екатерина Сергеевна
методист ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск Самарской области
Фильшина Лариса Николаевна
музыкальный руководитель
ГБОУ ООШ № 12 г
.о. Чапаевск Самарской области
структурного подразделения – детского сада № 5
Социально-педагогическое и культурологическое направление являются приоритетными в работе нашего педагогического коллектива. Дошкольный возраст – это благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры. Наши педагоги считают, что знакомство детей с праздниками из народного календаря способствует возрождению преемственности поколений, передаче нравственных устоев, духовных и художественных ценностей, русских традиций и обычаев. И что не мало важно, через приобщение к народной культуре активно развивается эмоциональная отзывчивость дошкольников к историческому наследию России.
10 февраля в народном календаре особая дата – Велесичи (Кудесы) - день рождения Домового. Вот мы и решили устроить для детей праздник – настоящий день рождения, а Домовенок Кузя – главный именинник на нем. Готовились к празднику все: и дети и взрослые. Каждая группа приготовила подарок – сюрприз для именинника. Дети совместно с родителями изготовили домовых – один другого краше. Выставка «С Днем рождения, Домовенок Кузя!» вызвала у посетителей положительные эмоции, чувства теплоты и единения с близкими людьми. Дошкольники рассказывали о своих домовых: какие они у них получились, как их изготовили. О многих легендах и сказаниях о домовых узнали старшие дошкольники. А когда наступил день рождения домового, сам Домовенок Кузя пришел в каждую группу и пригласил ребят на праздник. Шутки, песни, веселые конкурсы, танцы и сладкий пирог от Кузи – настоящий День рождения! А наградой для взрослых – улыбки детей и слова, вырвавшиеся из души ребенка: «Кузя, а ты придешь к нам еще! С тобой так хорошо!».
Устраивайте детям фольклорные праздники, они не только познакомят дошкольников с русской культурой, но и подарят им море положительных эмоций.
Сценарий развлечения дня зимних именинников
для всех возрастных групп детского сада
«День рождения Домовенка Кузи»
Действующие лица
: Домовенок Кузя, Баба Яга
Реквизит:
2 метлы,2 листа, маркеры, шапки, шляпки (6-8 штук), зеркало, ширма, куклы: сова, кот, петух, лиса.
Музыкальное оформление
: Русские народные песни (аудиозапись)
Звучит веселая музыка. Дети проходят в зал, садятся на свои места, дети – «именинники» на первый ряд.
Домовенок Кузя
: Здравствуйте, ребята!
В детском садике живу
С самого открытия
Без меня здесь не прошло не одно событие.
Как живете, как поете,
Что на завтрак, на обед -
Все я знаю, все я слышу ведь живу здесь много лет.
Знаю все ваши секреты,
Могу много рассказать,
Даже дать могу советы, как вам лучше поступать.
С вами праздники справляю, веселюсь от всей души.
С Днем рождения поздравляю,
Взрослые и малыши!
Ребята, у меня сегодня День рождения, но на сегодняшнем празднике у нас в зале есть то же именинники, дети у которых день рождения зимой.
Эй, ребята, именинники, выходите и со мною попляшите!
·
Звучит веселая музыка Домовенок Кузя и дети именинники пляшут.
·
Дети садятся на свои места
Домовенок Кузя:
Ребята, хочу вас предупредить, что с минуты на минуту здесь появиться Баба Яга. Я ее тоже пригласил на день рождения. Да вот и она – легка на помине!
·
Слышен голос Бабы яги: У-у-у! Лечу! Разойдитесь!
Баба Яга влетает на сцену.
Яга:
Всем привет! Это я, Баба Яга. Не опоздала ли я на праздник?
Домовенок Кузя:
Ты, Яга как раз вовремя (Баба Яга обнимает Кузю)
Яга:
Кузенька, поздравляю тебя с днем рождения, и всех ребят которые родились зимой. Ребята вы не удивляйтесь, что я здесь. Кузенька, как-то жил у меня в избушке, и с тех пор мы с ним дружим. Надо вам сказать, что домовой, по народному поверью – существо сверхъестественное и живет в каждом доме Он радуется, веселиться и грустит вместе с вами, а если потребуется он и оберегает свое хозяйство.
Когда ты слышишь скрипы, шаги над головой,
Шуршание, кашель хриплый
Знай - это Домовой.
Послушай Кузя, а наши ребята, для тебя приготовили поздравлялки.
·
Баба Яга и Кузя садятся на свои места
Баба Яга:
Выступают дети первой младшей группы споют «Веселою песенку»
·
Песня «Веселая песенка»
Баба Яга:
Дети средней группы сыграют на музыкальных инструментах
Русская народная песенка «Ах ты береза»
Баба Яга:
Дети старшей группы споют песню, какие они веселые ребята
·
песенка «Веселые ребята»
Баба Яга:
Дети подготовительной группы поздравляют всех именинников песенкой «День рождения»
·
песенка «День рождения»
Домовенок Кузя:
Спасибо, ребята, мне так понравилось ваше поздравление. А я ребяткам загадать хочу загадки
1.
Я катаюсь на нем до вечерней зори
Но ленивый мой конь, возит только с горы (санки)
2.
Жил я посреди двора, где играет детвора
Но от солнечных лучей, превратился я в ручей (снеговик)
3.
Растет она в низ головою, не летом растет, а зимой
Но солнце ее припечет – заплачет она и умрет (сосулька)
4.
У избы побывал – все окно разрисовали,
У реки погостили – во всю реку мост мостил (мороз)
Баба Яга:
А теперь посмотрим, какие вы ловкие да умелые – сумеете ли вы с моими волшебными метлами справиться? Постарайтесь как можно быстрее «оседлать» метлу и доехать на ней до кегли и обратно, передать метлу следующему участнику и команды. Выбираем 2 команды.
·
«Кто быстрее на метле»
Домовенок Кузя:
А я хочу проверить ребят, как они рисуют. Выбираем 2 команды по три человека в каждой. Даю им лист и маркеры. Ну-ка ребята, кто лучше нарисует мой портрет.
·
«Нарисуй портрет Кузи»
Домовенок Кузя (хвалит детей)
Какие забавные портреты получились. Я их в своем жилище повешу, любоваться ими буду. Спасибо!
Баба Яга:
Ой, Кузя, какая на тебе красивая шапка. Какие только шапки не встречаются в сказке и рассказах: шапки-невидимки, колпаки, тюрбаны, тюбетейки, шлемы и все не перечислить. Ребята, а ну-ка я буду называть героя из сказки, а вы будете его головной убор.
1.
Кот в сапогах (шляпа с пером)
2.
красная шапочка (красная шапочка)
3.
Буратино (колпачок с кисточками)
4.
Почтальон Печкин (шапка-ушанка)
5.
Дядя Степа (милицейская фуражка)
6.
Незнайка (Голубая шляпа)
7.
Скрудж Макдак (Цилиндр)
Домовенок Кузя:
А я знаю веселый конкурс. В этом конкурсе будут участвовать все желающие. У меня вот сколько разных шапок и шляпок. Я ребятам по очереди буду примерять шляпку, какую захочу. Надев шляпу, ребенок должен посмотреть в зеркало громко и серьезно сказать: «Ах, какой я красивый!» Или: «Ах, какая я красивая!» Только смеяться нельзя, кто засмеется, тот проиграет. Понятно? Тогда приступим к конкурсу.
·
Конкурс «Эта шляпа мне к лицу»
Баба Яга:
А я тоже знаю веселый конкурс, «Кто быстрее возьмет шляпу». Давайте поиграем!
·
Конкурс «Кто быстрее возьмет шляпу»
Домовенок Кузя:
Баба Яга, смотри, стоят две избушки (показывает на ширму) Интересно, а кто в них живет?
Баба Яга:
Да, интересно. А слышишь крылья хлопают, по-моему на эту полянку кто-то летит. Давай посмотрим.
Домовенок Кузя:
Давай!
·
Садятся на свои места
·
Кукольный спектакль «Кот, Петух и Лиса»
Домовенок Кузя: (Показывает на домик, на ширму, обращается к Бабе Яге)
Баба Яга, а я знаю, в этом домике тоже есть домовой, в каждом доме есть домой, а зовут его Нафаня, это мой друг.
Баба Яга:
Ребята, раз сегодня именины должны быть и угощения и веселая дискотека.
·
Угощение – пироги
·
Дискотека
Баба Яга:
Весело мне было с вами, но пора уходить. До свидания ребята.
Домовенок Кузя:
Мне тоже пора, но мы ребята еще с вами увидимся, потому что я всегда рядом. До свидания!
·
Баба Яга и Кузя уходят
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.
Методика, конспект развлечения.doc
День рождения Домового.
(Воспитание наследием русской культуры)
методист ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск Самарской области
Фильшина Лариса Николаевна
музыкальный руководитель
ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск Самарской области
структурного подразделения – детского сада № 5
Социально-педагогическое и культурологическое направление являются приоритетными в работе нашего педагогического коллектива. Дошкольный возраст – это благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры. Наши педагоги считают, что знакомство детей с праздниками из народного календаря способствует возрождению преемственности поколений, передаче нравственных устоев, духовных и художественных ценностей, русских традиций и обычаев. И что не мало важно, через приобщение к народной культуре активно развивается эмоциональная отзывчивость дошкольников к историческому наследию России.
10 февраля в народном календаре особая дата – Велесичи (Кудесы) - день рождения Домового. Вот мы и решили устроить для детей праздник – настоящий день рождения, а Домовенок Кузя – главный именинник на нем. Готовились к празднику все: и дети и взрослые. Каждая группа приготовила подарок – сюрприз для именинника. Дети совместно с родителями изготовили домовых – один другого краше. Выставка «С Днем рождения, Домовенок Кузя!» вызвала у посетителей положительные эмоции, чувства теплоты и единения с близкими людьми. Дошкольники рассказывали о своих домовых: какие они у них получились, как их изготовили. О многих легендах и сказаниях о домовых узнали старшие дошкольники. А когда наступил день рождения домового, сам Домовенок Кузя пришел в каждую группу и пригласил ребят на праздник. Шутки, песни, веселые конкурсы, танцы и сладкий пирог от Кузи – настоящий День рождения! А наградой для взрослых – улыбки детей и слова, вырвавшиеся из души ребенка: «Кузя, а ты придешь к нам еще! С тобой так хорошо!».
Устраивайте детям фольклорные праздники, они не только познакомят дошкольников с русской культурой, но и подарят им море положительных эмоций.
Сценарий развлечения дня зимних именинников
для всех возрастных групп детского сада
«День рождения Домовенка Кузи»
Действующие лица : Домовенок Кузя, Баба Яга
Реквизит: 2 метлы,2 листа, маркеры, шапки, шляпки (6-8 штук), зеркало, ширма, куклы: сова, кот, петух, лиса.
Музыкальное оформление : Русские народные песни (аудиозапись)
Звучит веселая музыка. Дети проходят в зал, садятся на свои места, дети – «именинники» на первый ряд.
Домовенок Кузя : Здравствуйте, ребята!
В детском садике живу
С самого открытия
Без меня здесь не прошло не одно событие.
Как живете, как поете,
Что на завтрак, на обед -
Все я знаю, все я слышу ведь живу здесь много лет.
Знаю все ваши секреты,
Могу много рассказать,
Даже дать могу советы, как вам лучше поступать.
С вами праздники справляю, веселюсь от всей души.
С Днем рождения поздравляю,
Взрослые и малыши!
Ребята, у меня сегодня День рождения, но на сегодняшнем празднике у нас в зале есть то же именинники, дети у которых день рождения зимой.
Эй, ребята, именинники, выходите и со мною попляшите!
Звучит веселая музыка Домовенок Кузя и дети именинники пляшут.
Дети садятся на свои места
Домовенок Кузя: Ребята, хочу вас предупредить, что с минуты на минуту здесь появиться Баба Яга. Я ее тоже пригласил на день рождения. Да вот и она – легка на помине!
Баба Яга влетает на сцену.
Яга: Всем привет! Это я, Баба Яга. Не опоздала ли я на праздник?
Домовенок Кузя: Ты, Яга как раз вовремя (Баба Яга обнимает Кузю)
Яга: Кузенька, поздравляю тебя с днем рождения, и всех ребят которые родились зимой. Ребята вы не удивляйтесь, что я здесь. Кузенька, как-то жил у меня в избушке, и с тех пор мы с ним дружим. Надо вам сказать, что домовой, по народному поверью – существо сверхъестественное и живет в каждом доме Он радуется, веселиться и грустит вместе с вами, а если потребуется он и оберегает свое хозяйство.
Когда ты слышишь скрипы, шаги над головой,
Шуршание, кашель хриплый
Знай - это Домовой.
Послушай Кузя, а наши ребята, для тебя приготовили поздравлялки.
Баба Яга и Кузя садятся на свои места
Баба Яга: Выступают дети первой младшей группы споют «Веселою песенку»
Песня «Веселая песенка»
Баба Яга: Дети средней группы сыграют на музыкальных инструментах
Русская народная песенка «Ах ты береза»
Баба Яга: Дети старшей группы споют песню, какие они веселые ребята
песенка «Веселые ребята»
Баба Яга: Дети подготовительной группы поздравляют всех именинников песенкой «День рождения»
песенка «День рождения»
Домовенок Кузя: Спасибо, ребята, мне так понравилось ваше поздравление. А я ребяткам загадать хочу загадки
Я катаюсь на нем до вечерней зори
Но ленивый мой конь, возит только с горы (санки)
Жил я посреди двора, где играет детвора
Но от солнечных лучей, превратился я в ручей (снеговик)
Растет она в низ головою, не летом растет, а зимой
Но солнце ее припечет – заплачет она и умрет (сосулька)
У избы побывал – все окно разрисовали,
У реки погостили – во всю реку мост мостил (мороз)
Баба Яга: А теперь посмотрим, какие вы ловкие да умелые – сумеете ли вы с моими волшебными метлами справиться? Постарайтесь как можно быстрее «оседлать» метлу и доехать на ней до кегли и обратно, передать метлу следующему участнику и команды. Выбираем 2 команды.
«Кто быстрее на метле»
Домовенок Кузя: А я хочу проверить ребят, как они рисуют. Выбираем 2 команды по три человека в каждой. Даю им лист и маркеры. Ну-ка ребята, кто лучше нарисует мой портрет.
«Нарисуй портрет Кузи»
Домовенок Кузя (хвалит детей) Какие забавные портреты получились. Я их в своем жилище повешу, любоваться ими буду. Спасибо!
Баба Яга: Ой, Кузя, какая на тебе красивая шапка. Какие только шапки не встречаются в сказке и рассказах: шапки-невидимки, колпаки, тюрбаны, тюбетейки, шлемы и все не перечислить. Ребята, а ну-ка я буду называть героя из сказки, а вы будете его головной убор.
Кот в сапогах (шляпа с пером)
красная шапочка (красная шапочка)
Буратино (колпачок с кисточками)
Почтальон Печкин (шапка-ушанка)
Дядя Степа (милицейская фуражка)
Незнайка (Голубая шляпа)
Скрудж Макдак (Цилиндр)
Домовенок Кузя: А я знаю веселый конкурс. В этом конкурсе будут участвовать все желающие. У меня вот сколько разных шапок и шляпок. Я ребятам по очереди буду примерять шляпку, какую захочу. Надев шляпу, ребенок должен посмотреть в зеркало громко и серьезно сказать: «Ах, какой я красивый!» Или: «Ах, какая я красивая!» Только смеяться нельзя, кто засмеется, тот проиграет. Понятно? Тогда приступим к конкурсу.
Конкурс «Эта шляпа мне к лицу»
Баба Яга: А я тоже знаю веселый конкурс, «Кто быстрее возьмет шляпу». Давайте поиграем!
Конкурс «Кто быстрее возьмет шляпу»
Домовенок Кузя: Баба Яга, смотри, стоят две избушки (показывает на ширму) Интересно, а кто в них живет?
Баба Яга: Да, интересно. А слышишь крылья хлопают, по-моему на эту полянку кто-то летит. Давай посмотрим.
Домовенок Кузя: Давай!
Садятся на свои места
Кукольный спектакль «Кот, Петух и Лиса»
Домовенок Кузя: (Показывает на домик, на ширму, обращается к Бабе Яге) Баба Яга, а я знаю, в этом домике тоже есть домовой, в каждом доме есть домой, а зовут его Нафаня, это мой друг.
Баба Яга: Ребята, раз сегодня именины должны быть и угощения и веселая дискотека.
Угощение – пироги
Дискотека
Баба Яга: Весело мне было с вами, но пора уходить. До свидания ребята.
Домовенок Кузя: Мне тоже пора, но мы ребята еще с вами увидимся, потому что я всегда рядом. До свидания!
Баба Яга и Кузя уходят
Пояснительная записка.doc
Пояснительная записка
Мартынова Екатерина Сергеевна
ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск Самарской области структурное подразделение – детский сад № 5, методист
Фильшина Лариса Николаевна
ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск Самарской области структурное подразделение – детский сад № 5, музыкальный руководитель
Название конкурсной разработки: День рождения Домового (Воспитание дошкольников наследием русской культуры).
Цель создания данной разработки:
Воспитание у дошкольников уважения к традициям и обычаям своего народа, обогащение представлений об особенностях русской народной культуры, активизация интереса детей к наследию истории России - праздникам народного календаря.
Методическая помощь педагогам детского сада в реализации ФГТ и построении образовательного процесса по комплексно-тематическому принципу.
Данная разработка может быть применена в организации образовательного процесса детского сада любых регионов России, где детей дошкольного возраста приобщают к русской народной культуре.
Методика: Методические рекомендации по организации образовательного процесса по теме «День рождение Домового», сценарий развлечения дня зимних именинников для всех возрастных групп детского сада «День рождения Домовенка Кузи»
Ресурсы: фотоматериалы
Список используемых информационных ресурсов:
Литература
Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации / Т. В. Макарова, Г. Ф. Ларионова – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80 с.
Сценарий праздника
Под веселую музыку появляется Нафаня, одетый в русский костюм.
Нафаня: Здравствуйте, ребята! Я - Нафаня, лучший друг домовенка Кузи. Он пригласил меня на свой день рождения. А вас?
Дети: Пригласил!
Нафаня: Хочу вас предупредить, что с минуты на минуту здесь появится Баба Яга. Ее тоже пригласили. (За сценой слышны свист и шум.) Да вот она - легка на помине!
Вылетает на сцену.
Баба Яга: Всем привет! Это я, Баба Яга. Не опоздала ли я на праздник?
Нафаня: Ты, Яга, как раз вовремя.
Баба Яга: А дети не удивляются, что я здесь? Кузенька как-то жил у меня в избушке, и с тех пор мы с ним дружим.
Нафаня: Ребята, вам сколько лет? (Ответы детей.) А нашему домовенку восьмой век пошел (или восьмой год, по-вашему). У домовых ведь сто лет за год идет!
Баба Яга: Надо вам сказать, что домовой, по народному поверью, - существо сверхъестественное и живет в каждом доме. Он радуется, веселится, грустит и печалится вместе с вами, а если потребуется, и оберегает свое хозяйство.
Нафаня и Баба Яга:
Когда ты слышишь скрипы,
Шаги над головой,
Шуршанье, кашель хриплый,
Знай - это домовой.
Баба Яга: Нафаня, где же домовенок? Давай ему сообщим, что все гости собрались. (Звонит по телефону.) Алло, Кузенька, голубчик мой золотенький, выйди покажись гостям.
Нафаня: А как?
Баба Яга: Как, как: Мы - нечисть современная. У тебя, Нафаня, сотовый телефон есть: Дай позвонить!
Нафаня нехотя достает из кармана штанов или из котомки сотовый телефон и передает Бабе Яге. Баба Яга сообщает Кузе, чтобы он вылезал оттуда, где прячется: гости уже собрались.
Появляется Кузя и прячется за спину Нафани.
Нафаня: Это и есть наш домовенок Кузя. Он еще немного вас побаивается, но, думаю, скоро вы с ним подружитесь.
Баба Яга: Не бойся, чадушко мое бриллиантовое! Посмотри, к тебе на день рождения гости пришли.
Кузя: А они меня не жваркнут?
Баба Яга: Дитятко, что ты говоришь-то? Ребята таких слов и не знают, наверное. Ребята, знаете или нет? (Дети отвечают.)
Кузя: Ну, да это все равно что наподдать, отлупишь, отдубасить, выдрать - все одно больно.
Нафаня: Ну, что ты, Кузя! Никто тебя не тронет. Ребята к тебе в гости пришли.
Кузя: А свориться они со мной не будут?
Баба Яга: Ну что с тобой, кренделечек мой сахарный! Что ни слово - то для ребят загадка.
Кузя: Ах, беда-беда, огорченье! Что ни скажешь - не по разуму, что ни молвишь - все попусту. Охти мне, батюшки, охти мне, матушки! Как мне трудно с вами разговаривать.
Баба Яга: Ребята, может, вы знаете, что такое `свориться`?
(Дети отвечают: `свориться` означает `ругаться, ссориться, дразнить`.)
Нафаня: Ребята, вы ведь не будете обижать домовенка?
Дети: Нет!
Нафаня: Слышишь, Кузя? Никто тебя не будет обижать. Наоборот: все хотят с тобой подружиться.
Баба Яга: Кузенька, драгоценный мой, сегодня у тебя праздник - день рождения. Чего тебе в этот день хочется?
Кузя: Хочу, чтобы гости мои сегодня песни пели. Я люблю песни слушать: сам подтягиваю-подпеваю, а если песня грустная, бывает, даже всплакну.
Нафаня: Думаю, Кузя, ребятам под силу исполнить твое желание. Споете для домовенка песню?
Дети: Да!
Баба Яга: Кузенька, какую песню тебе спеть - грустную или веселую?
Кузя: Для начала грустную.
Дети вместе с Нафаней поют грустную народную песню. В конце песни Кузя начинает всхлипывать, а Баба Яга - подвывать.
Кузя: Ой, как растревожили, ой, душу разбередили! Ну а теперь веселую песню хочу.
Дети запевают веселую песню, сопровождающуюся переплясом. Нафаня, Баба Яга и Домовенок тоже пускаются в пляс.
Кузя: Ой, как уважили! Поют хорошо, пляшут и того лучше! Если они и сказки знают, то цены им нет!
Баба Яга: Кузенька, дитятко мое! Давай проведем с ребятами конкурс `Угадайка`. Тогда сразу понятно станет, какие сказки им известны.
Нафаня: Мы ведь не просто домовые с Бабой Ягой. Мы - литературные герои. А потому жизнь у нас не простая, а книжная. Есть у нас и друзья, которые в разных книжках живут. А если вы отгадаете, кто они, то пожалуют к нам в гости. Для начала отправимся-ка мы с вами в сказочный лес, полный чудес. Там книжных героев - видимо-невидимо.
"Дошкольное образование"
Не бойся сказки, бойся лжи,
А сказка, сказка не обманет.
Тихонько сказку расскажи -
На свете правды больше станет.
Валентин Берестов
Родился Кузька в 1972 году в баньке усадьбы художника Василия Поленова (после того как композитор Прокофьев в свое «поленовское время» написал здесь музыку к балету «Ромео и Джульетта», баньку окрестили «Прокофьевским домиком» ). То есть не прямо чтобы родился (кто знает, как домовые на свет появляются!), но был обнаружен в поленовской бане под веником супружеской четой - Валентином Берестовым и Татьяной Александровой , проживавшими там в один из самых счастливых годов своей семейной жизни. Тогда в Поленове Берестов и Татьяна явились как-то к обеду с новостью: «А у нас появился домовенок Кузька» . В результате этих событий на свет появились книжка и мультфильм о приключениях домовенка по имени Кузька , полюбившиеся многим-многим детям. С тех пор в музее-заповеднике В.Д. Поленова (усадьбе Поленово) празднуют День рождения домовенка Кузьки . Только не беспокойтесь, пожалуйста, Кузька не повзрослеет: как было озорнику-непоседе семь веков от роду, так и останется.
Семьдесят второй был для Татьяны Александровой самым плодотворным годом работы над сказкой. Она ее практически закончила. А затем и нарисовала домовенка со всеми подробностями (на рисунке справа), ведь она была и художницей, и писательницей. Кузька явился в рисунках Татьяны Ивановны Александровой смешным, симпатичным и трогательным ребёнком – с копной волос, торчащих во все стороны, и в огромных, не по размеру лаптях. «Нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся» . Что отличало его от обычного деревенского мальчишки, так это малюсенький росточек, повадки, образ жизни и ссылки на «родословную». Ведь домовенок все-таки. То есть самый обычный домовой, только маленький.
И, как настоящий домовой, он не любит, когда его «жваркают» и «дряпают» . Вы не знаете что это такое? Прочитайте книгу, Кузька вам объяснит, как обращаться с домовыми. Сначала, конечно, в баньке попарить, потом напоить, а потом напечь «олюлюшечек» , да побольше, чтоб на всех хватило. Ведь у Кузьки столько верных друзей – Афонька , Адонька , Вуколочка , Нафаня . В нем и следа не осталось от того пугающего образа домового - лохматого, капризного и мстительного духа,- который обитал в «преданьях старины». Собственно, и слова-то такого - «домовенок» - в русском языке до сказки о Кузьке не было. Домовой, домовик, сараяшник, конюшник, баенник - но никакого «домовенка». Домовой - это «нечисть», «нежить», не человек. От него всякого ожидать можно. Но Кузьку бояться нечего, ведь он еще «детенок» домового, ему еще предстоит расти да расти. В самом уменьшении слова домовенок слышится что-то теплое, уютное, домашнее, почти пушистое: котенок, ягненок, зайчонок, домовенок… Может, отсюда лохматая головенка Кузьки ? Он очень забавный: всегда рад поиграть со своими друзьями - домовятами и Лешиком . А еще Кузька сообразительный и очень добрый, любому старается помочь.
Впрочем, здесь Кузька не одинок. В европейской авторской сказке в середине прошлого века среди разномастной нечисти тоже появились малыши. Взять хотя бы Маленького Водяного и Маленькую Бабу Ягу немецкого писателя Отфрида Пройслера . (Конечно, Маленькая Баба Яга - никакая не Баба Яга , а Маленькая Ведьма , но для русского читателя имя героини сказки перевели так - наверное, из соображений благозвучности и понятности.)
Маленький Водяной, Маленькая Ведьма, домовенок Кузька - все они, конечно же, представители «иного» мира, но не враждебного, не противостоящего человеку, а готового с ним… играть. Играть в озорные и веселые игры. Правда, при этом требуется признать, что у всего есть душа: у дерева, у цветка, у воды… У детей это обычно получается само собой. Образы домовят , маленьких водяных и маленьких ведьмочек - еще и свидетельство того, что мы хотим научиться видеть мир с его «детской» стороны - беззащитным, нуждающимся в опеке и в бережном отношении. Как говорила Татьяна Александрова: «Я поняла, для чего нужны пейзажи! Когда-нибудь по пейзажам великих художников будут восстанавливать природу» .
А домовята, лешата, маленькие водяные и другие малыши держат в своих лапках тоненькие, но прочные ниточки, которыми они связывают всех нас с тем миром, из которого произошли, - с миром природы и культуры наших предков.
Но Кузька - не только наследник мудрости и проказ старых домовых. Он еще и хранитель «живого великорусского языка». Татьяна Ивановна научила своего домовенка говорить языком Даля. («Словарь» В.И. Даля был самой зачитанной книгой в доме В. Берестова и Татьяны.) Речь Кузьки пересыпана рифмованными строчками, поговорками и прибаутками, звучащими с завораживающей поэтичностью и с интригующей непонятностью. А Кузька все удивляется: «Вот тетеха, недотепа, невразумиха непонятливая!» Кажется, будто Кузька не просто разговаривает - ласкает словечки, сыплет их вокруг блестящими драгоценными камушками - подбирай, не зевай! На таком языке говорить весело. И жить весело.
Особенно если у тебя есть волшебный сундучок . Кузькин сундучок , превращающий детские рисунки в волшебные сказки, не дающийся в руки «нечувственникам и ненавистникам» , - это повод для новой сказки. Сочиняйте, придумывайте! А сказка может получиться из любого детского рисунка. Рассказывая или читая свои сказки, Татьяна Ивановна всегда давала детям бумагу и краски, чтобы они рисовали то, о чем слышали. Сказочница хотела, чтобы они любили и умели рисовать и сочинять сказки. Тогда, став взрослыми, они будут делать только красивые и добрые вещи, беречь и умножать красоту Земли…
Книги про домовенка Кузьку
В 1975 году вышла маленькая книжечка «Кузька в новой квартире» - реально лишь введение к основному тексту сказки. Все три части книги «Домовенок Кузька» - «Кузька в новом доме» , «Кузька в лесу» , «Кузька у Бабы-Яги» - увидели свет лишь в 1991 году . Татьяна Ивановна Александрова многие годы шла к созданию этого произведения. Впервые о домовых и леших она услышала в детстве от своей няни Матрёшеньки - Матрёны Федотовны Царёвой , поволжской крестьянки. Студенткой Института кинематографии Татьяна Ивановна часто выезжала на этюды под Тарусу и в Поленово, писала окрестности Оки: леса, поля, деревни, интерьеры крестьянских изб, портреты деревенских детей, которым она рассказывала сказки, а они ей в ответ - свои былички про домовых, леших, русалок.
Так у Т.И. Александровой появились две картины из жизни домовых: на одной семья домовых ужинает, а рыженький домовёнок читает им книжку; на другой - девочка в древнерусском платье подметает, а под веником у нее седобородый домовой в красном колпаке. Она собирала народные сказки о всяких «запечных чудесах», разыскивала древние народные словечки и поговорочки в толстых старинных книгах. Те, кто близко знал Татьяну Ивановну, говорят, что рождение домовенка было не столько «трудным», сколько долгим и кропотливым: сказка про Кузьку складывалась в течение многих лет. (Собственно, удивляться тут нечего: у домовых сто лет за один год идет!)
В. Берестов вспоминал о встрече с Таней, случившейся лет за десять до их женитьбы. Она пришла к нему, известному уже писателю и поэту, прославившемуся своим покровительственным отношением к начинающим, и принесла рукописи в черной папке со шнуровкой: «Таня вынула из папки большую красную тетрадь и прочла: «Маленький домовенок с размаху налетел на огромное дерево и кувырк вверх лаптями». Я затаил дыхание. Происходило чудо… Нет в русских сказках ни эльфов, ни гномов, одушевляющих лес и горы, навещающих и людское жилье. И вот теперь эта художница собралась населить для наших детей многоэтажные городские дома маленькими домовятами, о каких еще никто никогда не писал и не рассказывал… И тут как некое видение вдруг возникла предо мной мировая слава этой сказки, если написать ее как следует…» (Из предисловия В. Берестова к книге Т.Александровой «Кузька» , 1991 г.)
Татьяна Ивановна писать не торопилась, а все больше училась жить сразу в двух мирах - в нашем, обычном, и в том, невидимом, который шепотками, шорохами да скрипами посылает о себе весточки. Кроме того, она была художницей. А потому, прежде чем оформить, закончить сказку, изо всех сил старалась увидеть своего героя, разглядеть его во всех подробностях тем особым тайным зрением, которым только настоящие художники и обладают.
В настоящее время сказочная повесть "Кузька" ("Домовёнок Кузька" ) часто переиздается, ее отрывки включаются в дошкольные и школьные хрестоматии, по сказкам сняты мультфильмы. Эту книгу знают даже японские дети в переводе Саяки Мацуя . Домовенка Кузьку и его друзей в книге ждут самые невероятные сказочные приключения. С ним всегда интересно и весело. И все ребята, как только прочитают эту книгу, подружатся с Кузькой . Это точно!
С момента выхода в свет сказки и мультфильма Кузька зажил самостоятельной жизнью - пошел гулять по детским утренникам, обживаться в детских играх и рисунках. Так же, как Незнайка, Чебурашка или Винни-Пух. Такая самостоятельность - безусловное свидетельство писательской удачи: значит, герой состоялся, получился живым и ко времени. Сейчас продолжение приключений домовенка Кузьки п ишет Галина Владимировна Александрова , художница, детская писательница, дочь Татьяны Ивановны Александровой.
Аудиокнига "Домовенок Кузька"
Продюсерский центр "Вимбо" выпустил аудиокнигу по любимой сказке. Аудиоспектакль "Домовенок Кузька" порадует слушателей интересными поворотами сюжета, оригинальной музыкой, разнообразными звуковыми эффектами и прекрасной игрой актеров.
В работе над этим проектом приняла участие замечательная актриса Ольга Будина .
Дети играют в Кузьку на улице и дома, сказка с удовольствием разыгрывается на школьных сценах и в библиотеках. Во многих детских садах и библиотеках стали открываться мини-музеи народной культуры и комнаты-горенки для занятий фольклором, там и поселился Кузька: какая же изба без домового! Он и занятия вести помогает, и в праздниках участвует. Во многих библиотеках кукольный Кузька встречает малышей в комнате сказок, и дети совершенно серьезно дарят ему по самым разным случаям конфетки, рисунки, поделки.
Ребята, если хотите подружиться с Кузькой , зовите его так: "Домовой, домовой, приходи играть со мной!" И он обязательно придет, тогда вы тоже подружитесь с ним!
Мультипликационные фильмы про домовенка Кузьку
Возвращение домовенка . Режиссер А. Зябликова . Композитор М. Меерович . СССР, 1987.
Дом для Кузьки. Режиссер А. Зябликова . Композитор И. Ефремов . СССР, 1984.
Приключения домовенка. Режиссер А. Зябликова . Композитор М. Меерович . СССР, 1985.
Сказка для Наташи. Режиссер А. Зябликова . Композитор М. Меерович . СССР, 1986.
Крылатые фразы из мультфильмов
- Ох беда, беда, огорчение! (Домовенок )
- Нафа-аня! Волшебный сундучок украли! Со сказками! (Домовенок )
- Заходи, гостем будешь. (Домовенок )
- Это я не ем, я не козёл. (Домовенок )
- Мусор вынесла? Умница, дочка! (Мама Наташи )
-
Ой, прямо дяденьке на шляпу… (Наташа
)
- Ну и что! Отряхнулся - и пошел себе дальше! (Домовенок
)
- Кузенька! Вернись, яхонтовый мой! (Баба Яга )
-
Ой, дедушка, птицы летят!.. (Лешик
)
- Это хорошо, это порядок. (Леший
)
- Смотри, и домовёнок летит!.. (Лешик
)
- А вот это непорядок. (Леший
)
-
Говорят, вам счастье привалило? (Ворона
)
-
Бессовестно врут! (Кот
)
-
Хочется чего-то, сам не знаю чего… (Домовенок
)
- Ремняу-мяу! (Кот
)
- Кем ты был? Последний домовой, а стал первый гнездовой! (Ворона )
- Я не жадный, я домовитый. (Домовенок )
- Я не могу быть понарошку, я девочка! (Наташа )
- Счастье - это когда у тебя все дома! (Ворона )
-
Это что, сказка такая? (Наташа
)
- Это жизня такая. (Баба Яга
)
- В дом надо тащить, а не из дома! (Ворона )
- Это наш Кузенька с жиру бесится…побесится и спать пойдет. (Баба Яга )
-
А я скажу: «Не пойдешь домой - поймаю и съем!» (Баба Яга
)
- А он скажет: «Подавишься». (Домовенок
)
- Я чего сказал? Хочу ватрушек! А ты чего напекла!? Вот и ешь теперь сама! (Домовенок )
-
Залатай! (Домовенок
)
- Вот ещё! Мне мама новую [шубу] купит! (Наташа
)
-Ага? И в ней по миру пойдём? Залатай, тебе говорят! (Домовенок
)
- Пожалейте сироту бесприютную! С малых лет в людях, ел не досыта, спал без просыпа… Не досыпал в общем!!! (Домовенок )
- Да один, один да один - два; два, два и один - три; три и один четыре; ой м-м-м-м, четыре без четырёх один! (Домовенок )
- Сковородки не чищены! Скотина [кот] не кормлена! (Домовенок )
-
Будет тебе настоящая сказка! (Баба Яга
)
- Страшная? (Наташа
)
- Других не знаем! (Кот
)
Викторина по сказкам о домовенке Кузьке
1. Где была написана сказка про домовёнка Кузю? (В Поленово).
2. Каков возраст Кузьки? (7 веков).
3. Чей это портрет? «Уж очень потешный оказался человечек. В красной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеется». (Домовёнка Кузька).
4. Почему домовёнок Кузя оказался в лесу? (Домовята играли с угольком, и их дом сгорел).
5. С помощью какого волшебного предмета девочка Наташа узнала о жизни Кузи? (С помощью волшебного сундучка, в который положила нарисованный портрет домовенка).
6. Как называлась первая книга Т. И. Александровой про домовёнка Кузю, вышедшая в 1975 году? ("Кузька в новом доме").
7. Что нужно сделать, по словам Кузьки, прежде чем у добра молодца выспрашивать: кто он и откуда? (Сперва добра молодца в баньке попарь, накорми, напои, а потом и спрашивай»).
8. Какие места в квартире Кузька отводил под свое жилище? (Сначала ему понравился белый шкафчик, куда ведро для мусора ставят; потом он забирался в духовку и холодильник).
9. Как называется день рождения дома, и сколько раз в жизни он бывает? (Новоселье).
10. У какого литературного персонажа из сказки Т. Александровой было два дома: один для плохого настроения, другой - для хорошего? (У Бабы-Яги).
11. Что подсыпала Баба-Яга Кузьке в "пирожки с сюрпризом"? (Отворотное зелье, чтобы он забыл свой дом).
12. Что больше всего на свете не любит Кузька? (Чтобы над ним потешались, а еще, когда с ним дерутся, ругают. Не любит домовенок и переодеваться).
13. В роли кого ещё, кроме домового, побывал Кузька? (Гнездового).
14. «Кузенька! Вернись, яхонтовый мой!", - кому из героев сказки про домовёнка принадлежат эти слова? (Бабе- Яге).
15. Кто является автором сценария к первым мультфильмам про домовёнка? (Муж Т. И. Александровой - поэт Валентин Дмитриевич Берестов).
16. Кто озвучивал роль Кузьки в мультфильмах? (Георгий Вицин).
17. На какой язык благодаря Саяки Мацуя была переведена сказочная повесть про Кузьку? (На японский).
Стихи и песни про домовенка Кузьку
Домовенок Кузя В наше доме появился Припев: Рыжий Кузя - Домовенок, домовенок, домовой, Все в квартире вверх ногами, Вещи кувырком, Будоражит дом. Припев Если в доме бьют посуду,
Тянет решето. Виноват во всем. Припев Песенка Кузьки Как я дров наколю, Марина Аромштам |
Песня домовёнка Кузьки Если внутрь кладут творог,
Песенка Наташи Если где-то нет кого-то, В. Берестов Домовенок Тихо-тихо, словно мышка Не гном и не ребенок,
Кто сегодня утром рано
Не гном и не ребенок,
А когда тарелки бьются,
Не гном и не ребенок,
Как же с ним вам помириться,
OkuLina |
Загадки про домовенка Кузьку
Источники
Статья Марины Аромштам «С днем рождения, домовенок!»: http://dob.1september.ru/2002/21/2.htm
О писательнице Александровой Т.И.: http://bibliogid.ru/articles/1388
О творчестве Александровой Т.И.: http://www.kykymber.ru/authors.php?author=33
Это интересно
Именины домового
Многие знают, что первого апреля никому не верят. Откуда взялась эта поговорка? 1 апреля наши языческие предки справляли один занятный праздник. Скорее, даже не праздник, а некий рубеж. Этот день считался Днем пробуждения домового . Древние славяне верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. А она приходила, по мнению предков совсем не в марте, а в апреле. С тех пор празднуют Именины Домового 1 апреля . Конечно, наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но, как известно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме, которые разыгрывали друг друга весь день. К тому же, чтобы было веселее домовому, да и всем окружающим, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно самому духу пращуру, который, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу. На ногах должны были непременно красоваться разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся. Со временем, про встречу весны, и умасливание домового первого апреля забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день, осталась. Некоторые славянские общины справляли Именины Домового 30 марта .
Правила содержания домовых в городских квартирах
Если в собственной квартире бесследно исчезают вещи, ночью невозможно спать из-за чьего-то бормотания, а сантехник стал самым частым из гостей, то 28 января , пришло время действовать. В Кудесы - День домового , можно попытаться договориться, наконец, с истинным хозяином помещения. Если же добрый «сосед» останется в свой праздник без угощений, то по старинному поверью, из верного хранителя домашнего очага, он превратится в лютого духа. Чем же задобрить маленького лохматого друга и как остаться с ним в хороших отношениях?
На этих сайтах вы найдете правила содержания домовых в городских квартирах:
Фольклорный праздничный
Концерт
" День рожденье домовёнка Кузи"
(для детей старшего дошкольного и школьного возраста)
Сцена первая: (зал оформлен под избу, хозяюшка прядет, напевает
Песню "Пряха" р.н.м., хозяин играет на гармошке)
Хозяюшка: Ох, и вечер больно долог
Насчитаю сорок елок,
То в окошко погляжу
То на лавке посижу
Позову-ка я ребят на посиделки.
Эй, девчонки веселушки
Озорные хохотушки
Эй, ребята молодцы
Озорные удальцы
Приходите поплясать
Долгий вечер скоротать
Ясный месяц им в пути
Всю дорожку освяти.
Звучит песня русская народная песня "У нас нынче суботея " (дети вбегают в зал, образуют круг и исполняют песню вместе с хозяюшкой).
Хозяюшка:
Мои гости дорогие
Здравствуйте мои родные
(кланяется)
Гость на двор – хозяину радость
Кого почитают – того и величают
Красному гостю – красное место
Будьте, как дома присаживайтесь
(дети проходят, садятся на скамейки)
Ведущая:
Благодарим хозяюшка, что в гости позвала
В избу твою жаркую мы пришли с подарками.
(двое мальчиков вносят сундучок с подарками)
Хозяюшке дарят платок, а хозяину валенки. Хозяева благодарят за подарки.
1 – ребенок:
Собрались, мы позабавится, да потешиться,
Пошутить поиграть, песни петь да плясать.
2 – ребенок:
Каблучками я стучу, пляску русскую хочу,
Пляска русская моя, замечательная.
Хозяюшка:
Смех вам, да веселье!
(Исполняется пляска " Калинка")
Хозяюшка: Ребята, а какой у нас сейчас месяц?
Дети : Февраль!
Хозяюшка: Без примет ходу нет. Народом сложены пословицы и поговорки, буквально о каждом времени года, о каждом месяце.
Ведущая : А, мы с ребятами знаем много примет о феврале!
1. Февраль рог зиме сшибает
2. Февраль три часа прибавит.
3 .Вьюги да метели под февраль полетели.
4. Февраль лютый спрашивает – как обутый?
5. Февраль богат снегом, апрель водой.
6. Февраль силен метелью, март капелью.
Хозяюшка : Ну, ребята, молодцы! А как февраль в народе зовут, знаете?
Дети : Снеженем, Лютенем, Бокогреем, Вьюговеем.
Хозяюшка:
Вьюги там и тут метут
Песни звонкие поют,
Троики резвые бегут,
Февраль свадебным зовут.
Ведущая: А в нашей то Ольховке случай был, вы не слыхали?
Дети: Слыхали, слыхали!!
(Инсценируется песня " Во деревне то было в Ольховке").
Хозяюшка обращается к Андреяшке с Парашкой: - " А вы оставайтесь в горнице нашей, здесь чаю попьем, потом и попляшем".
(В зале гаснет свет, освящается сцена. Звучит сказочная музыка).
Сцена вторая . "Логово Бабы-Яги"
Баба-Яга: Ах, ты мой родненький, ах, ты мой яхонтовый. День, то сегодня какой! Аменины ведь у тебя. Ой, ты мой смышлененький. Такой я тебе праздник устрою, пир на весь мир. Гостей созовем со всех волостей. А, ты сладенький пойди к людям чай они и забыли что сегодня День Кудесы, день твоих аменин, а я на стол приготовлю.
Кузя: Хорошо бабусенька, хорошо ягусенька. На метлу твою вскачу, к людям быстро прилечу.
(В зале зажигается свет, занавес закрывается).
Сцена третья.
Хозяюшка:
Что же, что же вы притихли
Почему не веселы,
Ваших песен не слыхать,
Головы повесели.
Выходят матрешки, исполняется песня " Матрешки" музыка Ю.Слонова.
Хозяюшка: Ай да матрешки, ай да молодцы, чем же мне вас порадовать?
Ох, возьму я чугунок
Да поставлю на шесток
Печка русская топись
В чугунке кисель варись.
Пока кисель вариться
Пусть в горнице будет песня литься.
(Исполняется русская народная песня " Во горнице воновой")
Хозяюшка:
Что за чудо вот дела
Кисель, я точно завела
Поставила я на шесток,
Куда же делся мой горшок.
(Чугунок исчезает с места, пока обращается к детям чугунок опять появляется. И так два раза).
Дети, а вы не видели
Дети : Видели, видели, вот он!
Хозяюшка: И, правда, вот он. Видно померешелось мне, ой, ой, ой, опять пропал.
Ведущая: Да что с тобой, вот же он, стоит, как стоял.
Хозяюшка: Ох, и уморилась я
Звучи песенка моя.
(Исполняется песня " Я на горку шла")
Сцена четвертая .
(В зале гаснет свет, освящается сцена).
Баба-Яга: Ах, ты умненький, мой хвалю, хвалю. Видела, видела. И где же это ты таким премудростям научился. И в кого ты такой смышлененький. Только что-то ты не весел, что-то голову повесил.
Кузя: Ох, и весело у них. И пляшут и поют, угощенья готовят.
Баба-Яга: А это чем тебе не угощенье??
На первое суп соитие, на холодной воде.
Крупинка за крупинкой, гоняются с дубинкой.
На второе пирог – начинка из лягушачьих ног.
С луком, с перцем, да с собачьем сердцем.
На третье значит, сладкое,
Да сказать по правде, такое гадкое:
Не то желе, не то вроде торту,
Только меня за него послали к черту!
Кузя: Да не хочу я твоего угощения. Ты петь как они не могёш!!
Баба-Яга:
Нечто я да не смогу
При моем да при уму,
Чай не лаптем щи хлебаю,
Соображаю что к чему.
Пропоем с тобой частушки, да-а-а! –
Петь, конечно, буду я,
Ты не сможешь, так как я!
(Исполняются частушки Бабы – Яги.)
Кузя:
Слушай бабка,хватит петь,
Не могу больше терпеть.
От твоих частушек уши
Завернулись словно груши.
Лучше к людям, я пойду
И ребят повеселю.
Баба-яга: Кузенька, не пугай ты меня! Не уходи яхонтовый мой. Чего у чужих то делать тебе? Так и быть крендельков напеку, киселя наварю!
Кузя: Не хочу твоих крендельков из сушеной травы, хочу из пшеничной муки, да чтоб сахарком были посыпаны. И вообще я играть хочу!
(Кузя уходит).
Баба-Яга: Не пущу! Вернись домой! Ну, да ладно! Раз отомщу, два сильно отмщу!
Исполняются страданья Бабы-Яги. В зале зажигается свет, сцена закрывается .
Сцена пятая . Хозяюшка заходит, приносит валенки .
Хозяюшка:
Ох, на улице мороз,
Заморозил щеки, нос
Надо валенки надеть
Свои ноженьки погреть.
Выходят девочки.
Мы девчонки маленьки
У нас красивы валенки
Наденем их на ножки
И спляшем на дорожке.
Исполняется танец "Валенки "
Хозяюшка: Сразу теплее стало, вот я дров сейчас подкину, еще теплее станет.
(Подкладывает поленья в печь, а поленья вылетают обратно)
Это что за чудеса такие сегодня творятся! ТО чугунок пропадает, то поленья сами из печи выскакивают.
Ведущая: Это наверно домовой с нами заигрывает!?
Хозяюшка: Как же я могла забыть! День то сегодня какой особенный1 День Кудесы! Именины у всех домовых!
(Хозяюшка стучит кочергой по печи )
Кузя: Ой, ой!
Хозяюшка: И, правда, домовой. Ну что же ты там сидишь, выходи !
Кузя: Я боюсь .
Хозяюшка: Не бойся, мы тебя не обидим.
(Кузя вылезает из печи, весь чумазый .)
Хозяюшка: Какой ты чумазенький, славненький. Надо бы тебя отмыть, да на лавку посадить.
Кузя: Разве вы не знаете, что у меня сегодня аменины?
Хозяюшка: Ой, забыли Кузенька, ой, забыли сладенький, но ты на нас не обижайся. Ребята принесли целый сундук подарков, там и для тебя чего ни будь, найдется, а пока вот возьми плюшечку с молочком.
Кузя : Подарки я люблю, ну давай скорее дарите!
(Ведущая открывает сундук и достает рубаху и показывает Кузе).
Ведущая: вот посмотри, какую рубаху мы с ребятами для тебя приготовили.
Кузя: Красивая то какая, ну одевайте же скорее .
(Надевает рубаху, красуется перед зеркалом).
Ребенок:
Шалуны балуны,
Выбегайте со двора,
Становитесь играть
Зарю - Зарницу выбирать.
Проводится игра Заря-Зарница.
Ведущая: Долгими зимними вечерами, не только пели, плясали, но и очень много трудились. И мы с ребятами знаем много пословиц и поговорок о труде.
(Дети рассказывают пословицы и поговорки о труде)
Хозяюшка: Красоту природы и всю красоту нашей Руси люди воплощали в народно-прикладном искусстве. Так появились расписные прялки, посуда, самовары, подносы, а для маленьких делали яркие красочные игрушки. А вы что ни будь, знаете об этом?
Ведущий :
Эй, девчонки хохотушки,
Запеваете-ка частушки,
В них звучит пускай сама,
Золотая хохлома.
(Дети исполняют "Частушки")
Чтоб вокруг все зазвенело
Затрещало, запищало
Чтоб темно в деревне стало.
Хозяюшка: Что такое? Чудеса еще не закончились? Почему же так темно на улице стало.
Кузя: Это все проделки Бабы-Яги, она на меня осерчала за то, что я к вам убежал. Вот она месяц и украла.
Хозяюшка:
Ну, ничего, горю я могу помочь
В руки ложки вы возьмите,
Бубенцами зазвените,
Будем месяц вызволять,
Будет месяц вновь сиять.
(Дети исполняют оркестр "Светят месяц" р.н.м. в инструментальной обработке)
Появляется месяц из-за ширмы.
Месяц:
Вы ребята молодцы
Так играли в бубенцы
Что появился я опять,
Вам дорогу освещать
Появляется Баба-Яга, Кузя прячется.
Баба-Яга : Ну, что радуетесь, веселитесь, не прошли мои проделки. А у Бабуленьки почитай с Рождества во рту крошечки не было.
А вы Кузеньку моего не видели?
Дети: Нет, не видели?
Баба-Яга : Ой, пропал мой яхонтовый, беда, беда, мне. Что я без него делать теперь буду? Ой. Волки наверно его съели.
Плачет. Хозяюшка и ведущая успокаивают её.
Ведущая: Ну, хорошо, горю, мы твоему поможем. Только обещай, что обижать его не будешь. Да кормить повкуснее будешь, а то он у тебя вон какой худенький .
Появляется Кузя.
Баба-Яга : Ой, ты мой яхонтовый, да нарядный то какой.
Кузя : Это ребята мне подарили.
Баба-Яга: Ну ладно пойдем дел у нас очень много.
Кузя : Не хочу, не хочу мне здесь очень хорошо, весело.
Баба-Яга: Хорошо конечно, а про меня старую совсем забыли, вон вы все, какие нарядные, а я то ужо, поди, как сто лет последнею обнову справила. Я смотрю, не кого не обидели.
Ведущая: И тебе подарок найдется, вот посмотри .
Дарят платок Бабе-Яге.
А, как наши девочки хоровод умеют водить с платками, хочешь посмотреть?
Баба-Яга : Конечно, хочу!
Хозяюшка: Тогда оставайтесь с нами!
Кузя : Бабулечка давай останемся?
Баба-Яга : Ну да ладно, так и быть останемся!
Девочки исполняют " Хоровод с платками" под песню "Оренбургский платок".
Баба-Яга : Я гляжу, вы все умеете, а играть то вы можете ?
Проводится игра " Баба-Яга костяная нога"
Баба-Яга:
Ох, и устала я
Эх, сяду рядышком на лавке
Вместе с вами посижу
Загадаю вам загадки
Кто смышленей погляжу.
Загадывает загадки
Молодцы ребята, смышлененькие, за это вам мой подарок.
Дети с другой группы исполняют танец "Гжель "
Хозяюшка: Лучше нет радости, для ребят, чем сладости.
Ребенок:
Эй, ребята ложкари,
Ложки поскорей бери,
Разбирайте, поспешите
Пляску с ложками начните.
Исполняется танец "Кадриль "
Хозяюшка : Играми да плясками сыт, не будешь. Славится русский народ гостеприимством и угощеньем. Чем же гости вас угостить?
Разведу-ка я блинков.
Вытаскивает кастрюлю
Баба-Яга : Да разве этого на всех хватит? Мало, мало!!
Хозяйка берет кастрюлю побольше.
Все: Мало, мало!!
Кузя и баба-Яга выносят очень большую кастрюлю, в ней сидит ребенок (тесто), он появляется из кастрюли и говорит:
Тесто: Я тесто душистое, мягкое пушистое. Чтоб, блинов испечь вы сначала меня поймайте! (убегает, Кузя и Баба-Яга ловят его).
Исполняется песня " Ой блины мои блины вы блиночки мои "
Баба-Яга вносит на подносе блины и раздает всем гостям.
Хозяюшка:
У праздника есть начало,
У праздника есть конец.
Кто с нами играл и смеялся
Весь вечер тот был молодец
В деревне уж гасятся свечи
На небе сверкает вновь месяц
И звезды опять зажигаются
И сказка для всех продолжается
Загадаем все желания,
Чтобы легче стало расставание .
Все вместе:
Чтобы счастье и веселье
Были в доме круглый год
Чтоб гостей невпроворот .
Идея праздника : Воспитывать любовь к традициям и фольклору русского народа. Закреплять знания народных примет, поговорок, пословиц. Знакомить с народно-прикладным искусством, через художественное слово и песенный фольклор. Приобщать детей к чувству веселья и радости.
Предварительная работа:
Перед праздником проводятся занятия и беседы о народных промыслах, традициях. Разучиваются пословицы поговорки, стихи, песни, танцы.
Оформление:
Зал оформлен в стиле русской избы. На сцене оформлено логово Бабы Яги.
Действующие лица:
Ведущая,
Хозяюшка,
Хозяин, взрослые
Баба Яга,
Кузя,
Месяц.
Тесто – ребенок.
И, как настоящий домовой, он не любит, когда его «жваркают» и «дряпают» . Вы не знаете что это такое? Прочитайте книгу, Кузька вам объяснит, как обращаться с домовыми. Сначала, конечно, в баньке попарить, потом напоить, а потом напечь «олюлюшечек» , да побольше, чтоб на всех хватило. Ведь у Кузьки столько верных друзей – Афонька , Адонька , Вуколочка , Нафаня . В нем и следа не осталось от того пугающего образа домового - лохматого, капризного и мстительного духа,- который обитал в «преданьях старины». Собственно, и слова-то такого - «домовенок» - в русском языке до сказки о Кузьке не было. Домовой, домовик, сараяшник, конюшник, баенник - но никакого «домовенка». Домовой - это «нечисть», «нежить», не человек. От него всякого ожидать можно. Но Кузьку бояться нечего, ведь он еще «детенок» домового, ему еще предстоит расти да расти. В самом уменьшении слова домовенок слышится что-то теплое, уютное, домашнее, почти пушистое: котенок, ягненок, зайчонок, домовенок… Может, отсюда лохматая головенка Кузьки ? Он очень забавный: всегда рад поиграть со своими друзьями - домовятами и Лешиком . А еще Кузька сообразительный и очень добрый, любому старается помочь.
Впрочем, здесь Кузька не одинок. В европейской авторской сказке в середине прошлого века среди разномастной нечисти тоже появились малыши. Взять хотя бы Маленького Водяного и Маленькую Бабу Ягу немецкого писателя Отфрида Пройслера . (Конечно, Маленькая Баба Яга - никакая не Баба Яга , а Маленькая Ведьма , но для русского читателя имя героини сказки перевели так - наверное, из соображений благозвучности и понятности.)
Маленький Водяной, Маленькая Ведьма, домовенок Кузька - все они, конечно же, представители «иного» мира, но не враждебного, не противостоящего человеку, а готового с ним… играть. Играть в озорные и веселые игры. Правда, при этом требуется признать, что у всего есть душа: у дерева, у цветка, у воды… У детей это обычно получается само собой. Образы домовят , маленьких водяных и маленьких ведьмочек - еще и свидетельство того, что мы хотим научиться видеть мир с его «детской» стороны - беззащитным, нуждающимся в опеке и в бережном отношении. Как говорила Татьяна Александрова: «Я поняла, для чего нужны пейзажи! Когда-нибудь по пейзажам великих художников будут восстанавливать природу» .
А домовята, лешата, маленькие водяные и другие малыши держат в своих лапках тоненькие, но прочные ниточки, которыми они связывают всех нас с тем миром, из которого произошли, - с миром природы и культуры наших предков.
Но Кузька - не только наследник мудрости и проказ старых домовых. Он еще и хранитель «живого великорусского языка». Татьяна Ивановна научила своего домовенка говорить языком Даля. («Словарь» В.И. Даля был самой зачитанной книгой в доме В. Берестова и Татьяны.) Речь Кузьки пересыпана рифмованными строчками, поговорками и прибаутками, звучащими с завораживающей поэтичностью и с интригующей непонятностью. А Кузька все удивляется: «Вот тетеха, недотепа, невразумиха непонятливая!» Кажется, будто Кузька не просто разговаривает - ласкает словечки, сыплет их вокруг блестящими драгоценными камушками - подбирай, не зевай! На таком языке говорить весело. И жить весело.
Особенно если у тебя есть волшебный сундучок . Кузькин сундучок , превращающий детские рисунки в волшебные сказки, не дающийся в руки «нечувственникам и ненавистникам» , - это повод для новой сказки. Сочиняйте, придумывайте! А сказка может получиться из любого детского рисунка. Рассказывая или читая свои сказки, Татьяна Ивановна всегда давала детям бумагу и краски, чтобы они рисовали то, о чем слышали. Сказочница хотела, чтобы они любили и умели рисовать и сочинять сказки. Тогда, став взрослыми, они будут делать только красивые и добрые вещи, беречь и умножать красоту Земли…
Книги про домовенка Кузьку
В 1975 году вышла маленькая книжечка «Кузька в новой квартире» - реально лишь введение к основному тексту сказки. Все три части книги «Домовенок Кузька» - «Кузька в новом доме» , «Кузька в лесу» , «Кузька у Бабы-Яги» - увидели свет лишь в 1991 году . Татьяна Ивановна Александрова многие годы шла к созданию этого произведения. Впервые о домовых и леших она услышала в детстве от своей няни Матрёшеньки - Матрёны Федотовны Царёвой , поволжской крестьянки. Студенткой Института кинематографии Татьяна Ивановна часто выезжала на этюды под Тарусу и в Поленово, писала окрестности Оки: леса, поля, деревни, интерьеры крестьянских изб, портреты деревенских детей, которым она рассказывала сказки, а они ей в ответ - свои былички про домовых, леших, русалок.
Так у Т.И. Александровой появились две картины из жизни домовых: на одной семья домовых ужинает, а рыженький домовёнок читает им книжку; на другой - девочка в древнерусском платье подметает, а под веником у нее седобородый домовой в красном колпаке. Она собирала народные сказки о всяких «запечных чудесах», разыскивала древние народные словечки и поговорочки в толстых старинных книгах. Те, кто близко знал Татьяну Ивановну, говорят, что рождение домовенка было не столько «трудным», сколько долгим и кропотливым: сказка про Кузьку складывалась в течение многих лет. (Собственно, удивляться тут нечего: у домовых сто лет за один год идет!)
В. Берестов вспоминал о встрече с Таней, случившейся лет за десять до их женитьбы. Она пришла к нему, известному уже писателю и поэту, прославившемуся своим покровительственным отношением к начинающим, и принесла рукописи в черной папке со шнуровкой: «Таня вынула из папки большую красную тетрадь и прочла: «Маленький домовенок с размаху налетел на огромное дерево и кувырк вверх лаптями». Я затаил дыхание. Происходило чудо… Нет в русских сказках ни эльфов, ни гномов, одушевляющих лес и горы, навещающих и людское жилье. И вот теперь эта художница собралась населить для наших детей многоэтажные городские дома маленькими домовятами, о каких еще никто никогда не писал и не рассказывал… И тут как некое видение вдруг возникла предо мной мировая слава этой сказки, если написать ее как следует…» (Из предисловия В. Берестова к книге Т.Александровой «Кузька» , 1991 г.)
Татьяна Ивановна писать не торопилась, а все больше училась жить сразу в двух мирах - в нашем, обычном, и в том, невидимом, который шепотками, шорохами да скрипами посылает о себе весточки. Кроме того, она была художницей. А потому, прежде чем оформить, закончить сказку, изо всех сил старалась увидеть своего героя, разглядеть его во всех подробностях тем особым тайным зрением, которым только настоящие художники и обладают.
В настоящее время сказочная повесть "Кузька" ("Домовёнок Кузька" ) часто переиздается, ее отрывки включаются в дошкольные и школьные хрестоматии, по сказкам сняты мультфильмы. Эту книгу знают даже японские дети в переводе Саяки Мацуя . Домовенка Кузьку и его друзей в книге ждут самые невероятные сказочные приключения. С ним всегда интересно и весело. И все ребята, как только прочитают эту книгу, подружатся с Кузькой . Это точно!
С момента выхода в свет сказки и мультфильма Кузька зажил самостоятельной жизнью - пошел гулять по детским утренникам, обживаться в детских играх и рисунках. Так же, как Незнайка, Чебурашка или Винни-Пух. Такая самостоятельность - безусловное свидетельство писательской удачи: значит, герой состоялся, получился живым и ко времени. Сейчас продолжение приключений домовенка Кузьки п ишет Галина Владимировна Александрова , художница, детская писательница, дочь Татьяны Ивановны Александровой.
Аудиокнига "Домовенок Кузька"
Продюсерский центр "Вимбо" выпустил аудиокнигу по любимой сказке. Аудиоспектакль "Домовенок Кузька" порадует слушателей интересными поворотами сюжета, оригинальной музыкой, разнообразными звуковыми эффектами и прекрасной игрой актеров.
В работе над этим проектом приняла участие замечательная актриса Ольга Будина .
Дети играют в Кузьку на улице и дома, сказка с удовольствием разыгрывается на школьных сценах и в библиотеках. Во многих детских садах и библиотеках стали открываться мини-музеи народной культуры и комнаты-горенки для занятий фольклором, там и поселился Кузька: какая же изба без домового! Он и занятия вести помогает, и в праздниках участвует. Во многих библиотеках кукольный Кузька встречает малышей в комнате сказок, и дети совершенно серьезно дарят ему по самым разным случаям конфетки, рисунки, поделки.
Ребята, если хотите подружиться с Кузькой , зовите его так: "Домовой, домовой, приходи играть со мной!" И он обязательно придет, тогда вы тоже подружитесь с ним!
Мультипликационные фильмы про домовенка Кузьку
Возвращение домовенка . Режиссер А. Зябликова . Композитор М. Меерович . СССР, 1987.
Дом для Кузьки. Режиссер А. Зябликова . Композитор И. Ефремов . СССР, 1984.
Приключения домовенка. Режиссер А. Зябликова . Композитор М. Меерович . СССР, 1985.
Сказка для Наташи. Режиссер А. Зябликова . Композитор М. Меерович . СССР, 1986.
Крылатые фразы из мультфильмов
- Ох беда, беда, огорчение! (Домовенок )
- Нафа-аня! Волшебный сундучок украли! Со сказками! (Домовенок )
- Заходи, гостем будешь. (Домовенок )
- Это я не ем, я не козёл. (Домовенок )
- Мусор вынесла? Умница, дочка! (Мама Наташи )
-
Ой, прямо дяденьке на шляпу… (Наташа
)
- Ну и что! Отряхнулся - и пошел себе дальше! (Домовенок
)
- Кузенька! Вернись, яхонтовый мой! (Баба Яга )
-
Ой, дедушка, птицы летят!.. (Лешик
)
- Это хорошо, это порядок. (Леший
)
- Смотри, и домовёнок летит!.. (Лешик
)
- А вот это непорядок. (Леший
)
-
Говорят, вам счастье привалило? (Ворона
)
-
Бессовестно врут! (Кот
)
-
Хочется чего-то, сам не знаю чего… (Домовенок
)
- Ремняу-мяу! (Кот
)
- Кем ты был? Последний домовой, а стал первый гнездовой! (Ворона )
- Я не жадный, я домовитый. (Домовенок )
- Я не могу быть понарошку, я девочка! (Наташа )
- Счастье - это когда у тебя все дома! (Ворона )
-
Это что, сказка такая? (Наташа
)
- Это жизня такая. (Баба Яга
)
- В дом надо тащить, а не из дома! (Ворона )
- Это наш Кузенька с жиру бесится…побесится и спать пойдет. (Баба Яга )
-
А я скажу: «Не пойдешь домой - поймаю и съем!» (Баба Яга
)
- А он скажет: «Подавишься». (Домовенок
)
- Я чего сказал? Хочу ватрушек! А ты чего напекла!? Вот и ешь теперь сама! (Домовенок )
-
Залатай! (Домовенок
)
- Вот ещё! Мне мама новую [шубу] купит! (Наташа
)
-Ага? И в ней по миру пойдём? Залатай, тебе говорят! (Домовенок
)
- Пожалейте сироту бесприютную! С малых лет в людях, ел не досыта, спал без просыпа… Не досыпал в общем!!! (Домовенок )
- Да один, один да один - два; два, два и один - три; три и один четыре; ой м-м-м-м, четыре без четырёх один! (Домовенок )
- Сковородки не чищены! Скотина [кот] не кормлена! (Домовенок )
-
Будет тебе настоящая сказка! (Баба Яга
)
- Страшная? (Наташа
)
- Других не знаем! (Кот
)
Викторина по сказкам о домовенке Кузьке
1. Где была написана сказка про домовёнка Кузю? (В Поленово).
2. Каков возраст Кузьки? (7 веков).
3. Чей это портрет? «Уж очень потешный оказался человечек. В красной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеется». (Домовёнка Кузька).
4. Почему домовёнок Кузя оказался в лесу? (Домовята играли с угольком, и их дом сгорел).
5. С помощью какого волшебного предмета девочка Наташа узнала о жизни Кузи? (С помощью волшебного сундучка, в который положила нарисованный портрет домовенка).
6. Как называлась первая книга Т. И. Александровой про домовёнка Кузю, вышедшая в 1975 году? ("Кузька в новом доме").
7. Что нужно сделать, по словам Кузьки, прежде чем у добра молодца выспрашивать: кто он и откуда? (Сперва добра молодца в баньке попарь, накорми, напои, а потом и спрашивай»).
8. Какие места в квартире Кузька отводил под свое жилище? (Сначала ему понравился белый шкафчик, куда ведро для мусора ставят; потом он забирался в духовку и холодильник).
9. Как называется день рождения дома, и сколько раз в жизни он бывает? (Новоселье).
10. У какого литературного персонажа из сказки Т. Александровой было два дома: один для плохого настроения, другой - для хорошего? (У Бабы-Яги).
11. Что подсыпала Баба-Яга Кузьке в "пирожки с сюрпризом"? (Отворотное зелье, чтобы он забыл свой дом).
12. Что больше всего на свете не любит Кузька? (Чтобы над ним потешались, а еще, когда с ним дерутся, ругают. Не любит домовенок и переодеваться).
13. В роли кого ещё, кроме домового, побывал Кузька? (Гнездового).
14. «Кузенька! Вернись, яхонтовый мой!", - кому из героев сказки про домовёнка принадлежат эти слова? (Бабе- Яге).
16. Кто озвучивал роль Кузьки в мультфильмах? (Георгий Вицин).
17. На какой язык благодаря Саяки Мацуя была переведена сказочная повесть про Кузьку? (На японский).
Стихи и песни про домовенка Кузьку
Домовенок Кузя В наше доме появился Припев: Рыжий Кузя - Домовенок, домовенок, домовой, Все в квартире вверх ногами, Вещи кувырком, Будоражит дом. Припев Если в доме бьют посуду, Тянет решето. Виноват во всем. Припев Песенка Кузьки Как я дров наколю, Марина Аромштам |
Песня домовёнка Кузьки Если внутрь кладут творог, Песенка Наташи Если где-то нет кого-то, В. Берестов Домовенок Тихо-тихо, словно мышка Не гном и не ребенок, Кто сегодня утром рано Не гном и не ребенок, А когда тарелки бьются, Не гном и не ребенок, Как же с ним вам помириться, OkuLina |
Загадки про домовенка Кузьку
Источники
Статья Марины Аромштам «С днем рождения, домовенок!»: http://dob.1september.ru/2002/21/2.htm
О писательнице Александровой Т.И.: http://bibliogid.ru/articles/1388
О творчестве Александровой Т.И.: http://www.kykymber.ru/authors.php?author=33
Это интересно
Именины домового