Карандаш - Михаил Румянцев

Михаил Румянцев (сценический псевдоним - Карандаш, 1901 – 1983) – выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России. Народный артист СССР (1969).
В 40-50-х годах Карандаш начинает привлекать в свои выступления помощников, в числе которых выделялся Юрий Никулин, а так же Михаил Шуйдин, которые в последствии составили великолепный у
клоунский дуэт. Клоун был настолько популярным, что только его выступления гарантировали цирку финансовый успех. Веселый клоун добросовестно отдавался своей работе, но и за пределами арены требовал полной самоотдачи от своих помощников.

Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах.
Михаил Николаевич Румянцев проработал в цирке 55 лет. В последний раз он появился на арене всего за 2 недели до смерти.
Михаил Николаевич Румянцев скончался 31 марта 1983 года.
Сегодня имя Михаила Николаевича Румянцева носит московское государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Юрий Никулин

Юрий Никулин (1921 – 1997) – советский цирковой артист, киноактер. Народный артист СССР (1973), Лауреат Государственной премии РСФСР (1970)

Главное в творческой индивидуальности Никулина – это сокрушительное чувство юмора при полном сохранении внешней невозмутимости. Костюм был построен на забавном контрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом – черный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье.

Виртуозно разработанная маска (за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостью проступали мудрость и нежная, ранимая душа) позволяла Юрию Никулину работать в самом трудном жанре клоунады – лирико-романтических репризах. На манеже он всегда был органичен, наивен и трогателен, при этом умел смешить зрителей как никто. В клоунском образе Никулина удивительным образом сохранялась дистанция между маской и артистом, и это придавало персонажу большую глубину и многогранность.
После смерти Шуйдина Юрий Владимирович в 1982 году возглавил цирк на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина), в котором проработал в общей сложности больше 50 лет.

Солнечный клоун - Олег Попов

Олег Попов – советский клоун и актер. Народный артист СССР (1969).
Известен широкой публике по образу "Солнечного клоуна". Этот неунывающий человек с копной русых волос носил чрезмерно широкие штаны и клетчатую кепку. В выступлениях клоун использует самые различные приемы - акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады. Среди самых известных реприз Попова можно вспомнить «Свисток», «Луч и «Повар». В своем самом известном номере клоун пытается поймать солнечный лучик в сумку.

Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, – клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.

В 1991 году Попов уехал из России, по личным причинам, а также не в силах принять развал великой Родины. Ныне он живет и работает в Германии, выступая под псевдонимом Счастливый Ганс.

Казимир Плучс


Казими́р Петро́вич Плучс (5 ноября 1894 - 15 февраля 1975) - цирковой артист, белый клоун, псевдоним «Роланд». Заслуженный артист Латвийской ССР (1954).

Представитель циркового жанра «Белый клоун», работавший под псевдонимом Роланд, родился 5 ноября 1894 в окрестностях города Двинска. С 1910 года Казимир становится участником акробатической труппы «Римские гладиаторы», а с 1922 начинает выступать в излюбленном жанре. Роланд работал с такими артистами как Коко, Анатолий Дубино, Савелий Крейн, Евгений Бирюков и в паре с комиком Эйженом. В 1955 году он сыграл привычную для себя роль «белого клоуна» в фильме «За витриной универмага», но в титрах указан не был. Через два года после выхода фильма Казимир Петрович покидает арену цирка и всецело посвящает себя литературной деятельности. Написанная Роландом в 1963 году книга «Белый клоун» стала пособием для цирковых артистов жанра, в котором Плутчса называли лучшим из лучших.

Константин Берман

Константин Берман (1914-2000).
Во время войны Берман выступал в составе фронтовых бригад на Брянско -Орловском направлении фронта.. Известность ему принесла простенькая реприза «Собака-Гитлер». В ней рассказывалась, как лающего на всех пса клоун стеснялся назвать Гитлером, ведь та может обидеться. Эта простенькая реприза на фронте не изменно встречалась дружным солдатским хохотом.

В 1956 году Берман стал заслуженным артистом РСФСР.

Берман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера. Он прыгал через машину, как акробат, участвовал в воздушных полетах. Бергман много гастролировал по стране, рукоплескал ему Иран.

Леонид Енгибаров

Леонид Енгибаров (1935 – 1972) – цирковой актер, клоун-мим. Обладая неповторимой индивидуальностью, Леонид Енгибаров создал уникальный образ грустного шута-философа и поэта. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.

Знаменитый клоун на пике славы уходит из цирка и создает свой собственный театр. Енгибаров вместе со своим неизменным режиссером Юрием Беловым ставят спектакль «Причуды клоуна». За 240 дней гастролей по стране в 1971-1972 годах это представление было показано 210 раз.


Умер великий клоун 25 июля 1972 года в жаркое лето от разрыва сердца. Когда его хоронили, в Москве вдруг пошел ливень. Казалось, что само небо оплакивает потерю грустного клоуна. Енгибаров вошел в историю цирка, как представитель философской клоунской пантомимы.

Юрий Куклачев

Юрий Куклачев – руководитель и основатель Театра кошек, Народный артист РСФСР.

Приобрел славу, первым в СССР занявшись цирковой работой с кошками. Создатель и руководитель Театра кошек («Кошкин дом», с 1990). В 2005 году Театр кошек Куклачева получил статус Государственного Театра кошек в Москве. В настоящее время в единственном в мире Театре кошек создано более 10 спектаклей. Кроме Юрия Куклачева в Театре кошек выступают его сыновья - Дмитрий Куклачёв и Владимир Куклачёв. Спектакли Дмитрия Куклачева отличаются тем, что все трюки с кошками в них делаются в течение чёткого сквозного сюжета. Юрий Куклачев - основатель образовательного проекта «Международная Ассоциация Школа Доброты». Помимо спектаклей с кошками Юрий Куклачев регулярно проводит «Уроки Доброты» в школах, детских учреждениях и даже в детских колониях в разных городах России.

Леонид Енгибаров

Леонид Енгибаров (1935 - 1972) - цирковой актер, клоун-мим. Обладая неповторимой индивидуальностью, Леонид Енгибаров создал уникальный образ грустного шута-философа и поэта. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.

Леонид Георгиевич Енгибаров родился 15 марта 1935 года в Москве. Он с детства полюбил сказки и кукольный театр. В школе он стал заниматься боксом и даже поступил в институт физкультуры, однако быстро понял, что это не его призвание.

В 1959 году окончил Государственное училище циркового искусства, отделение клоунады. Еще будучи студентом, Леонид стал выступать на эстраде в качестве мима. А полноценный дебют состоялся в 1959 году в Новосибирске.

Уже в училище четко определилась его творческая индивидуальность как коверного мастера пантомимы. В отличие от большинства тогдашних клоунов, которые развлекали зрителей с помощью стандартного набора трюков и хохм, Енгибаров пошел совершенно иным путем и впервые стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду.

С первых выступлений Енгибаров стал вызывать у публики и коллег по профессии противоречивые отзывы. Публика, которая привыкла в цирке развлекаться, а не размышлять, была разочарована таким клоуном. И многие его коллеги вскоре стали советовать ему сменить амплуа "думающего клоуна".

Юрий Никулин вспоминал: "Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. Я не понимал, почему вокруг имени Енгибарова такой бум. А спустя три года, вновь увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен. Он потрясающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть грустного человека, и каждая его реприза не просто веселила, забавляла зрителя, нет, она еще несла и философский смысл. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно".

К 1961 году Енгибаров объездил множество советских городов и везде имел оглушительных успех. Тогда же состоялся и выезд за границу, в Польшу, где клоуну также рукоплескали благодарные зрители.

В 1964 году к артисту пришла и широкая международная известность. На Международном конкурсе клоунов в Праге Енгибаров получил первую премию - кубок имени Э. Басса. Это был ошеломительный успех для 29-летнего артиста. После этой победы стали публиковаться его новеллы. О талантливом артисте снимают документальные фильмы, сам он привлекается в кино, сотрудничая с Параджановым, Шукшиным.

Конец 1960-х годов считается самым удачным периодом в творческой карьере Енгибарова. Он с успехом гастролировал как по стране, так и за ее пределами (в Румынии, Польше, Чехословакии). Помимо цирка, выступал с "Вечерами пантомимы" на эстраде, снимался в кино.

Знаменитый клоун на пике славы уходит из цирка и создает свой собственный театр. Енгибаров вместе со своим неизменным режиссером Юрием Беловым ставят спектакль «Причуды клоуна». За 240 дней гастролей по стране в 1971-1972 годах это представление было показано 210 раз.

Умер великий клоун 25 июля 1972 года в жаркое лето от разрыва сердца. Когда его хоронили, в Москве вдруг пошел ливень. Казалось, что само небо оплакивает потерю грустного клоуна. Енгибаров вошел в историю цирка, как представитель философской клоунской пантомимы.

Леонид Енгибаров (1935-1972). Несмотря на короткую жизнь, этот человек успел оставить яркий след в искусстве. Мим сумел создать новое амплуа - грустный клоун, к тому же Енгибаров являлся еще и талантливым писателем.

Карандаш - Михаил Румянцев

Михаил Румянцев (сценический псевдоним - Карандаш, 1901 – 1983) – выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России. Народный артист СССР (1969).
В 40-50-х годах Карандаш начинает привлекать в свои выступления помощников, в числе которых выделялся Юрий Никулин, а так же Михаил Шуйдин, которые в последствии составили великолепный у
клоунский дуэт. Клоун был настолько популярным, что только его выступления гарантировали цирку финансовый успех. Веселый клоун добросовестно отдавался своей работе, но и за пределами арены требовал полной самоотдачи от своих помощников.

Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах.
Михаил Николаевич Румянцев проработал в цирке 55 лет. В последний раз он появился на арене всего за 2 недели до смерти.
Михаил Николаевич Румянцев скончался 31 марта 1983 года.
Сегодня имя Михаила Николаевича Румянцева носит московское государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Юрий Никулин

Юрий Никулин (1921 – 1997) – советский цирковой артист, киноактер. Народный артист СССР (1973), Лауреат Государственной премии РСФСР (1970)

Главное в творческой индивидуальности Никулина – это сокрушительное чувство юмора при полном сохранении внешней невозмутимости. Костюм был построен на забавном контрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом – черный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье.

Виртуозно разработанная маска (за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостью проступали мудрость и нежная, ранимая душа) позволяла Юрию Никулину работать в самом трудном жанре клоунады – лирико-романтических репризах. На манеже он всегда был органичен, наивен и трогателен, при этом умел смешить зрителей как никто. В клоунском образе Никулина удивительным образом сохранялась дистанция между маской и артистом, и это придавало персонажу большую глубину и многогранность.
После смерти Шуйдина Юрий Владимирович в 1982 году возглавил цирк на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина), в котором проработал в общей сложности больше 50 лет.

Солнечный клоун - Олег Попов

Олег Попов – советский клоун и актер. Народный артист СССР (1969).
Известен широкой публике по образу "Солнечного клоуна". Этот неунывающий человек с копной русых волос носил чрезмерно широкие штаны и клетчатую кепку. В выступлениях клоун использует самые различные приемы - акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады. Среди самых известных реприз Попова можно вспомнить «Свисток», «Луч и «Повар». В своем самом известном номере клоун пытается поймать солнечный лучик в сумку.

Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, – клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.

В 1991 году Попов уехал из России, по личным причинам, а также не в силах принять развал великой Родины. Ныне он живет и работает в Германии, выступая под псевдонимом Счастливый Ганс.

Казимир Плучс


Казими́р Петро́вич Плучс (5 ноября 1894 - 15 февраля 1975) - цирковой артист, белый клоун, псевдоним «Роланд». Заслуженный артист Латвийской ССР (1954).

Представитель циркового жанра «Белый клоун», работавший под псевдонимом Роланд, родился 5 ноября 1894 в окрестностях города Двинска. С 1910 года Казимир становится участником акробатической труппы «Римские гладиаторы», а с 1922 начинает выступать в излюбленном жанре. Роланд работал с такими артистами как Коко, Анатолий Дубино, Савелий Крейн, Евгений Бирюков и в паре с комиком Эйженом. В 1955 году он сыграл привычную для себя роль «белого клоуна» в фильме «За витриной универмага», но в титрах указан не был. Через два года после выхода фильма Казимир Петрович покидает арену цирка и всецело посвящает себя литературной деятельности. Написанная Роландом в 1963 году книга «Белый клоун» стала пособием для цирковых артистов жанра, в котором Плутчса называли лучшим из лучших.

Константин Берман

Константин Берман (1914-2000).
Во время войны Берман выступал в составе фронтовых бригад на Брянско -Орловском направлении фронта.. Известность ему принесла простенькая реприза «Собака-Гитлер». В ней рассказывалась, как лающего на всех пса клоун стеснялся назвать Гитлером, ведь та может обидеться. Эта простенькая реприза на фронте не изменно встречалась дружным солдатским хохотом.

В 1956 году Берман стал заслуженным артистом РСФСР.

Берман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера. Он прыгал через машину, как акробат, участвовал в воздушных полетах. Бергман много гастролировал по стране, рукоплескал ему Иран.

Леонид Енгибаров

Леонид Енгибаров (1935 – 1972) – цирковой актер, клоун-мим. Обладая неповторимой индивидуальностью, Леонид Енгибаров создал уникальный образ грустного шута-философа и поэта. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.

Знаменитый клоун на пике славы уходит из цирка и создает свой собственный театр. Енгибаров вместе со своим неизменным режиссером Юрием Беловым ставят спектакль «Причуды клоуна». За 240 дней гастролей по стране в 1971-1972 годах это представление было показано 210 раз.


Умер великий клоун 25 июля 1972 года в жаркое лето от разрыва сердца. Когда его хоронили, в Москве вдруг пошел ливень. Казалось, что само небо оплакивает потерю грустного клоуна. Енгибаров вошел в историю цирка, как представитель философской клоунской пантомимы.

Юрий Куклачев

Юрий Куклачев – руководитель и основатель Театра кошек, Народный артист РСФСР.

Приобрел славу, первым в СССР занявшись цирковой работой с кошками. Создатель и руководитель Театра кошек («Кошкин дом», с 1990). В 2005 году Театр кошек Куклачева получил статус Государственного Театра кошек в Москве. В настоящее время в единственном в мире Театре кошек создано более 10 спектаклей. Кроме Юрия Куклачева в Театре кошек выступают его сыновья - Дмитрий Куклачёв и Владимир Куклачёв. Спектакли Дмитрия Куклачева отличаются тем, что все трюки с кошками в них делаются в течение чёткого сквозного сюжета. Юрий Куклачев - основатель образовательного проекта «Международная Ассоциация Школа Доброты». Помимо спектаклей с кошками Юрий Куклачев регулярно проводит «Уроки Доброты» в школах, детских учреждениях и даже в детских колониях в разных городах России.

26 августа 2009 года исполняется 90 лет со дня подписания указа о создании государственных цирков в РСФСР - «дня рождения» советского, а ныне российского цирка. За время его существования в России возникла целая плеяда знаменитых клоунов.

Его выступлениям было свойственно смешение жанров: эквилибристика, клоунада, акробатика, жонглирование, буффонада - все это включалось в номера Олега Константиновича.

Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, - клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.

В конце 1980‑х Олег Попов уехал из России. Живет в Германии под Нюрнбергом.

Олег Константинович Попов является Кавалером ордена Трудового Красного Знамени, лауреатом Международного фестиваля цирков в Варшаве, обладателем приза "Золотой клоун" Международного фестиваля в Монте-Карло. Многие репризы Попова вошли в классику мирового цирка ("Сон на проволоке", "Луч" и др.).

Куклачев - кавалер Ордена Дружбы (1995), лауреат премии Ленинского комсомола (1976).

Талант Юрия Куклачева отмечен самыми разными зарубежными призами и наградами: "Золотая корона" в Канаде (1976) за выдающиеся достижения в дрессуре, за гуманное отношение к животным и пропаганду этого гуманизма, "Золотой Оскар" в Японии (1981), приз "Серебряный клоун" в Монте-Карло, Кубок журналистов мира (1987), звание почетного члена Ассоциации клоунов Америки.

Юрий Куклачев пользуется необыкновенной популярностью во Франции. Там ему посвящена целая глава в учебнике по родному языку для французских школьников - "Уроки доброты". А почта Сан-Марино в знак признания уникального таланта артиста выпустила почтовую марку, посвященную Куклачеву, который стал вторым клоуном на планете (после Олега Попова), удостоенным такой чести.

Евгений Майхровский (сценический псевдоним клоун Май) - клоун, дрессировщик . Народный артист РСФСР (1987).

Евгений Бернардович Майхровский родился 12 ноября 1938 года. Его родители Бернард Вильгельмович и Антонина Парфентьевна Майхровские - были акробатами. В 1965 году окончил цирковое училище и начал работать на арене в молодежном коллективе "Беспокойные сердца". В 1971 году начал выступать в программах различных цирков в качестве коверного клоуна, с 1972 года выступает под псевдонимом Май.

На манеж клоун Май выходит со своим фирменным восклицанием "Ой-ой-ой!". Эти возгласы раздаются практически во всех его репризах.

В репертуаре Евгения Майхровского наряду с оригинальными репризами, в том числе с дрессированными животными, есть и сложные цирковые спектакли.

В спектакле "Бумбараш" (Пермский цирк, 1977) герой пел песни из одноименного телефильма, участвовал в погонях на лошадях, улетал под купол цирка от преследователей, дрался как каскадер и акробат-эксцентрик. Кроме главной Евгений Майхровский сыграл в спектакле еще несколько ролей. В 1984 году в Ленинградском цирке в детском музыкальном спектакле "Самый радостный день" по мотивам рассказа Антона Чехова "Каштанка" он также сыграл почти все основные роли, мгновенно трансформируясь из клоуна.

Евгений Майхровский - основатель семейного цирка "Май", в котором сегодня выступает вся его семья - жена Наталья Ивановна (клоунесса по прозвищу Куку), сын Борис - сценический псевдоним Бобо, дочь Елена - Лулу, внучка Наташа - Нюся.

Во всех программах цирка "Май" всегда присутствуют две составляющие: клоунада и дрессура.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png