Идея посвятить целую выставку двухминутной телезаставке кажется абсурдной. Но что если автор анимационной миниатюры - живой классик Юрий Норштейн, а передача, для которой она была создана, - всенародно любимая «Спокойной ночи, малыши!»?

В 1999 году Норштейн совместно с художником Валентином Ольшвангом создал вступительный и заключительный ролики для детской программы «Первого канала». В эфире они продержались только два года: родители жаловались на жутковатого зайца и хулиганистого медведя - мир Норштейна казался им слишком фантасмагоричным для безобидных сказок.

Спустя 15 лет приходится констатировать, что эта не прижившаяся на ТВ миниатюра - последняя завершенная работа 75-летнего мастера, который, даст Бог, закончит свой гоголевский «долгострой», но когда это еще будет... И именно она в формате мультимедийной экспозиции может стать ключом к волшебным мирам искусства и детства.

Рассматривая бесконечные наброски персонажей мультфильма, можно только поражаться тому, сколько нюансов, деталей, пластических находок кроется в этих двух минутах видео. Но главное, мы видим, как шаг за шагом создается удивительная атмосфера, характерная для вершинных норштейновских работ - «Ежика в тумане» и «Сказки сказок».

По существу, фильм делался «с листа» - сразу, без сценарной разработки, - комментирует Юрий Норштейн. - Запись фильма раскадровкой - более органичный для мультипликации вариант, нежели словесный, поскольку кино - пластическое искусство в движении. А где еще можно точно рассмотреть развитие действия, как не в раскадровке?

Норштейн никогда и не скрывал, что он режиссер, а не рисовальщик. Совсем иное дело - завораживающие коллажи Валентина Ольшванга по мотивам мультфильма. Они выполнены краской на прозрачном пластике, причем иногда автор использует несколько слоев подложки, добиваясь глубины живописного пространства.

Экспозиция «Каждый вечер перед сном...» разместилась на двух этажах: верхний занят материалами к «Спокойной ночи, малыши!», а на нижнем поселились инсталляции художников нового поколения. Именно эта «добавка» превращает выставку рабочих материалов в концептуальный арт-проект.

Со второго этажа на «нулевой» ведет лестница, украшенная детскими игрушками. Путь в царство Морфея, который у миллионов детей начинается со «Спокойной ночи, малыши!», завершается в темном помещении с причудливыми объектами-наваждениями. И первое, что мы видим, - инсталляцию «Сон…» Алексея Трегубова.


Перевернутая кровать парит в воздухе. В свисающей с нее простыне, видимо, спрятана прочная опора, но выглядит это действительно как чудо, возможное только во сне. Далее - конструкция из светящихся неоновых руин, из-за которых выглядывает лампа-луна. «В сказке можно покататься на луне…» - вспоминаются любимые строки, но автор Ольга Божко указывает на другой перво

Рыжая девочка, заштопанный медведь, заяц с карманными часами и большими, будто человеческими зубами пьют чай, спешат к кукольному театру к началу вечернего представления, разъезжаются по домам на игрушечном паровозе. Девочка, укрыв всех своих плюшевых питомцев, погасив свечу и почесав голую ступню, прячется под одеялом. Так в 2000 году начиналась и заканчивалась передача «Спокойной ночи, малыши!». Заставка, созданная Юрием Норштейном на манер старинных русских сказок, таинственная и немного меланхоличная, продержалась на экранах совсем недолго, была снята и до настоящего времени хранилась в архивах режиссера.

Сегодня эта заставка стала главным экспонатом выставки «Каждый вечер перед сном» - нового проекта Галереи на Солянке, подготовленного к 75-летнему юбилею Юрия Норштейна, автора мультфильмов «Ежик в тумане», «Чебурашка» и «Сказка сказок». Художник работал над вступлением к легендарной детской телепередаче вручную в течение двух лет, уделяя огромное внимание деталям. В итоге получился 2,5-минутный мультипликационный ролик.

По словам организаторов выставки,

произведение не прижилось на телеэкранах, потому что было слишком необычным и медлительным для массового телевидения, мини-мультфильму недоставало оптимизма.

Евгений Одиноков/РИА «Новости» Юрий Норштейн

Детская программа предполагала наличие незамысловатого вступления, в то время как ролик Норштейна требовал от зрителя сосредоточенности, душевного труда и полного вовлечения в созданный художником мир.

Правда, в 2003 году на фестивале в Токио ведущие аниматоры и кинокритики внесли его в список 150 лучших анимационных фильмов всех времен.

На открытии выставки Юрий Норштейн лично провел гостей мимо эскизов на пленке, раскадровок, графических набросков персонажей и сцен, созданных им вместе с Валентином Ольшвангом - российским режиссером и соавтором Норштейна. Следуя за цепочкой монтажных и экспозиционных лент, процесс создания передачи «Спокойной ночи, малыши!» можно было проследить шаг за шагом.

«Работа была проделана огромная, - рассказал Норштейн. - Девочку из заставки мы собирали буквально по частям: из работ да Винчи, Серова, Морозова, абсолютно каждая деталь имела для нас значение. У девочки очень много ролей: она и ребенок, она и хозяйка, она мама, бабушка, она подруга и она Мадонна».

Генеральный продюсер Первого канала Константин Эрнст утверждает, что стал продюсером этой «крайней завершенной работы Норштейна»: «Юрий Борисович субъективен, обладает взрывным темпераментом, в общем, покладистым человеком его не назовешь. Но ему - можно. Он просто гений, и это все объясняет. А гению нужно либо помогать, либо не мешать, - рассказал ТАСС руководитель Первого канала. - Что, собственно, в этой нашей совместной работе я и делал. За что благодарен судьбе, «Спокойным ночам» и Юрию Борисовичу Норштейну».

Норштейн и Ольшванг не единственные герои выставки. Кураторы Галереи на Солянке попросили художников, вдохновленных творчеством режиссеров-мультипликаторов, показать,

как они чувствуют состояние между явью и сном, на самой границе засыпания, когда в монолог сознания начинает вмешиваться голос бессознательного, а комната меняется, готовая в любой момент стать таинственной пещерой, королевской гостиной или пустынным берегом.

Директор галереи Федор Павлов-Андреевич уверен, что рассказывать ребенку только добрые сказки и ждать, что он вырастет честным и порядочным гражданином, - значит заблуждаться. «В действительности дети ждут, что им расскажут совсем другие истории - те, к которым они на самом деле готовы», - говорит он.

В ближайшие два месяца подвальный этаж Галереи на Солянке станет местом, где детям будет дозволено все: играть со спичками, смотреть на полную луну и гулять в одиночку по темным улицам. Для того чтобы это стало возможным, художница Роза По отправилась в лес с томиком исландских сказок и принесла в галерею голые ветви, застывшие в круге лунного света, между которыми скользят крохотные птички. Что из этого настоящее, а что - игра света и тени на стене, вычислит только внимательный глаз ребенка. А из леса можно попасть прямиком в распахнутый рот огромного клоуна, созданного Иваном Разумовым. Испугаться его могут разве что взрослые, а отважные дети залезут внутрь и увидят, как на видео уже десятки смеющихся клоунов летят по бесконечной спирали и глотают маленьких бесстрашных гостей.

3 253

«Каждый вечер перед сном»

Москва, Галерея на Солянке, до 19.2

Подзаголовок выставки - «Юрий Норштейн и “Спокойной ночи, малыши!”» - можно объяснить лишь тем, что она открывалась к 75‑летию великого мультипликатора и что сам Норштейн выступал в процессе работы над заставкой к детской телепрограмме как автор сценария, режиссер и художник‑аниматор. Вторым героем экспозиции оказывается художник‑постановщик Валентин Ольшванг, именно с ним Норштейн трудился над уникальным, длящимся лишь две с половиной минуты вступлением к программе «Спокойной ночи, малыши!». Менее полутора лет, начиная с 2000 года, заставка была в эфире, затем ее сняли как якобы слишком сложную для детей эры клипового сознания (к тому же авторы думали еще менять каждую неделю музыкальное сопровождение). Теперь это произведение принадлежит истории киноискусства. История оценила труд по достоинству: на одном из фестивалей в Токио критики и аниматоры включили его в список 150 самых выдающихся мультфильмов планеты.

Кадр заставки к телепрограмме «Спокойной ночи, малыши!». Художники Юрий Норштейн и Валентин Ольшванг

Сейчас в галерее на улице Забелина показывают эскизы на пленке, графические наброски персонажей и сцен, монтажные и экспозиционные листы к этой заставке, многие экспонаты происходят из личного архива Норштейна. В качестве бонуса - интерактивные объекты и site‑specific инсталляции современных художников, созданные в диалоге с поэтическим миром мультипликации; среди художников - Алена Романова, Андрей Топунов, Герман Виноградов, Роза По, Людмила Петрушевская, Иван Разумов и Дмитрий Каварга.

В рамках параллельной программы организованы детские мастер‑классы и ретроспектива шедевров советской анимации под кураторством Юрия Норштейна и историка‑киноведа Георгия Бородина.

Эти загадочные куклы

Киев, Музей Шолом‑Алейхема,
до 12.2

КОММЕНТАРИИ

Я видео склеил из этих двух файлов (для тех кто хочет увидеть в более хорошем качестве):
http://www.mediafire.com/?dymndmmlt0g
http://www.mediafire.com/?xzjzeybt4ji

Но может это еще не полная версия? На сайте Пилота говорится что должно быть 2 мин 50 сек, а тут всего 2:26.

"Полтора года я делал заставку к "Спокойной ночи, малыши!" - три минуты. А потом ее сняли с экрана."
-Юрий Норштейн

"Эта заставка Норштейна не прижилась на 1-м канале и была отторгнута за странность и медлительность, хотя длилась все те же отведенные ей две минуты пятьдесят секунд. Тихая история, случившаяся под скатертью зимним вечером, придала мимолетности ощутимую цельность. На две минуты с хвостиком мы были вместе с детьми спрятаны от суеты, укутаны большим бабушкиным платком. Но люди, привыкшие к ритму клипа, не поняли, отчего мгновение задумалось.
На основе эскизов и рисунков к “Спокойной ночи, малыши!” в позапрошлом году был выпущен календарь (к сожалению, совсем небольшим тиражом). В предисловии к нему Юрий Норштейн написал: “Без помощи взрослых дети не выживут. Мы тоже не выживем, если не будем прислушиваться к детскому лепету…"
- Дмитрий ШЕВАРОВ

Я бы такой календарь купил на 2009 год...

Еще некоторые куски статей и отзывы, которые я нашел:

"– Как ваши зрители реагировали на последнюю заставку Норштейна?

Ее заказывало ОРТ, она остается на канале. Норштейн известный художник, но он не заставочник. Нам каждый день звонят и пишут по поводу этой заставки, говорят о том, что она ужасна, что она темная, дети не хотят смотреть нашу программу. Но это было спущено сверху, заставку заказывал Константин Эрнст."
-директор программы Валентина Прасолова

"Осенью 1999 года появилась еще одна «тёмная» заставка, в которой присутствовал заяц, звенящий в колокольчик (автор - Юрий Норштейн). Заставка вызвала большое количество нареканий со стороны детей и их родителей из-за зубастого зайца "
- http://vif2ne.ru/nvk/forum/arhprint/1641733

"Кстати, параллельно Норштейн снял заставку к передаче «Спокойной ночи, малыши» с нежными, как будто старинными рисунками. Но она оказалась слишком утонченной для нашего телевидения и продержалась в эфире всего месяц."
- http://www.pilot-film.com/show_article.php?aid=67

"Осенью 1999 года появилась «темная» заставка, в которой камера заглядывает под стол, и показываются беззубые зайцы-мутанты (многие дети очень боялись этой заставки; автор - Юрий Норштейн)."
- http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=2c8458f622da810d

"А к "спокойной ночи малышам" такая заставка была одно время, тоже норштейн сделал, просто вообще воплощение всех страшных снов детства. Мамы стали многие жаловаться, что дети плачут перед сном."
-77easterly77

"Уродливая заставка - зубастый заяц, сгорбленная кукла, которая пускает мыльные пузыри, но это больше похоже на курение сигареты... И это показывали детям... Да и картинка очень мрачная, хотя понятно, что тут скорее стилизация под начало ХХ века..."
-Cheriksoft

"Ну, на мой взгляд, эта заставка намного позитивней и интересней, чем эта ужасная "Спи моя радость, усни". Вот, Норштейновскую заставку помню уже по 2-3 передачам, так как "Спокуху" уже не смотрел. Но именно Норштейновская заставка мне очень сильно нравилась."
-MDKWarrior

С другой стороны, мне пришел такой отзыв от создателя страницы "Yuri Norstein on MySpace ":
"That segment is one of the best things I ever seen from Norstein and animation in general. It"s amazing."

А еще, в Лапуте в 2003 году, 140 профессионалов из области мультипликации поставили эту заставку на 81-е место в список

Если и есть на отечественном телеэкране программы, к которым применим термин «культовые», то «Спокойной ночи, малыши» безусловно к ним относится.

Программа «Спокойной ночи, малыши» на экранах с 1964 года


Так уж сложилось, что в нашей стране «культовые» программы еще и самые «многострадальные». Им пришлось пережить такое количество смен экономических моделей, капризов зрительских привычек, что их сущность теряется в потоке перемен. Да и о каких традициях можно говорить, если программа на экранах с 1964 года? Однако, главное уловить все же можно.

Заставка 1971 года. Время выхода передачи менялось, а вслед за ним «подводили» стрелки нарисованных часов

Если за дело берется настоящий художник, то, уж поверьте, он увидит и воплотит в своем произведении самую суть идеи. Так и получилось с заставкой, к программе «Спокойной ночи, малыши», которую нарисовал мультипликатор Юрий Норштейн.

Заставку создавали и Александр Татарский и Юрий Норштейн


Но, увы, увидеть довелось ее немногим. Побыв в эфире три года, она исчезла с экранов «по просьбе зрителей». Не достучался автор «Ежика в тумане» и «Сказки сказок» до массовой телеаудитории.

Заставка, созданная Юрием Норштейном и Валентином Ольшвангом, выполнена в стиле ретро. Это и палитра, в которой выполнена работа и красноречивые детали. Ретро-стиль-это и воспоминание о прошлом, а именно о детстве у зрителей рубежа веков. Что-то доброе, хорошо знакомое, но неумолимо недостижимое-почти сказка. Воспоминание о любимых, порой забавно-неуклюжих игрушках, простых детских радостях.


Первые кадры- превращение живописи в анимацию. Статика становится динамикой, как будто во сне оживают книжные иллюстрации. Перед нами типичный натюрморт — художественно организованный порядок на столе. Камера панорамирует и мы оказываемся свидетелями бурной жизни, кипящей под столом. Во первых, скатерть создает некое подобие занавеса, это первый шаг к движению на картине, ну, а во вторых, мир доступный ребенку, вселенная скрытая от глаз взрослого, вот что обычно скрывается под столом.

Заставка Юрия Норштейна — это мини мультфильм со своей историей


Здесь и типичное детское развлечение — мыльные пузыри. У любого взрослого они ассоциируются с фантазией и, конечно, с темой детства. Азбука, которую листает один из персонажей — опять же, отсылка к первым шагам в этом мире, к начальной школе. Сладости: сгущенка и варенье-любимое детское лакомство. Ожившие игрушки — это еще один элемент детского мира. Стоит отметить, что все эти действия происходят одновременно. Разглядеть их очень трудно. Поэтому заставку интересно смотреть несколько раз и открывать в ней все новые и новые детали.


Заяц, при помощи колокольчика (так на экране начинается мелодия заставки программы), созывает персонажей из-под стола на просмотр вечерней сказки. Здесь можно увидеть своеобразную отсылку к мотивам истории Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес». Чаепитие и мартовский заяц-вполне очевидные рифмы, учитывая то, что мы находимся, определенно не «на поверхности». Опять же часы и то, как с ними ловко управляется персонаж-еще одна отсылка к кэрроловским мотивам.


Корпус часов имеет свою сцену и свой занавес, что продолжает развивать тему театра, заданную сценической рамкой скатерти.

Тему игры продолжает детская железная дорога, пользуясь которой персонажи спешат к месту назначения. Кульминация заставки — герои-игрушки расселись перед воображаемым экраном для просмотра передачи.


Вторая часть заставки — колыбельная. Ее сюжет -подготовка ко сну. Сквозной мотив —декоративное оформление пространства. Здесь и выгородки, и кукольный домик, и ширмы. Окружающий ребенка мир- всего лишь декорация, в которой он разыгрывает свои представления (уж так ли это отличается от мира взрослого человека). А вот сновидения — мир истинный, декорации там не нужны, там все «взаправду».

Заставка Юрия Норштейна к «спокушкам» создавалась полтора года


Насыщенная аллюзиями и глубоким смыслом, заставка Юрия Норштейна создавалась полтора года. Но не была оценена зрителями.


Возможно, потому что ее идея кроется не в концепции оформления детской передачи, а в размышлениях на тему детства как такового. А это слишком сложно для восприятия маленькими зрителями. Кстати, получившийся материал готовы были приобрести японские бизнесмены, но сделка не состоялась. История отечественного телевидения пополнилась еще одним забытым шедевром.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png