Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной , сыропустной , масленой , масленицей .
На ней уже не разрешается употребление мяса, но разрешается употребление молочных продуктов: молока, сыра, масла, яиц. Церковь постепенно вводит нас в подвиг поста, от мяса и многоядения к строгому воздержанию.

Эта неделя сплошная , т.е. в среду и в пятницу обычного поста нет, однако, в сыропустные среду и пятницу пост всё-таки положен до вечера, а вечером можно употреблять ту же пищу, что и в другие дни Масленицы.

Хотя Масленица является полупостной седмицей, во время неё продолжается усиленная духовная подготовка к Великому Посту. Однако в народные обычаи издавна вошла практика так называемой «широкой» Масленицы.

В эти дни празднуются проводы Зимы и встреча Весны.
Целую неделю нельзя было помышлять о делах и домашних заботах. Безудержное чревоугодие и веселье рассматривалось как залог будущего благополучия, процветания и успеха.

Каждый день сырной недели имеет своё название, свои традиции.
Понедельник — «Встреча» — устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети утром делали куклу из соломы — Масленицу — и наряжали её.
вторник — «Заигрыш» — катание молодых со снежных гор, продолжается угощение блинами во всех домах.
Среда — «Лакомка » — к тёще на блины.
Четверг — «Разгуляй» — широкий четверток, разгул, перелом. Кулачные бои, снежные городки, ряжение. чучело Масленицы из соломы поднимали на гору.
Пятница — «Тёщины вечёрки» — зять с вечера должен был сам лично пригласить тёщу. Тёща же, приглашённая зятем, присылала зятю всё, из чего и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть — мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.
Суббота — «Золовкины посиделки» или «Проводы» — молодая невестка приглашала родных мужа к себе. Наряженную Масленицу — чучело из соломы — на носилках несли до конца деревни, и там, с песнями, «хоронили»: устраивался большой костёр и в нём сжигали Масленицу. Вокруг костра веселились: пели песни, плясали.
Воскресение — «Прощёное воскресение » — все вспоминали, что в понедельник наступает Великий Пост , поэтому, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения, говоря друг другу: «Прости меня, пожалуйста, буде в чём виноват пред тобою». А в ответ слышали: «Бог простит». В этот день прощаются все обиды и оскорбления.

Масленица — вовсе не христианский праздник. Это языческое славянское празднество. Поэтому Церковь не поощряет, но и не порицает празднование Масленицы.


Постный календарь на неделю:

  • пн – Встреча -нет поста
  • вт – Заигрыш — нет поста
  • ср – Лакомка — строгий пост до вечера — Горяч. пища без раст. масла – разрешается рыба
  • чт – Разгуляй — нет поста
  • пт – Тёщины вечёрки — строгий пост до вечера — Горяч. пища без раст. масла – разрешается рыба
  • сб – Проводы- нет поста
  • вс – Прощёное воскресение — нет поста — последний день, когда можно есть молочное

—————————————————————————————————————————
Так как на неделе есть два «полупостных» дня, то предлагаем два постных блюда:

Но, конечно же, основное блюдо на Масленицу — это .
Предлагаем вам почитать и несколько рецептов необычных блинов и оладий.

Икона «Страшный суд». Новгород,
XV век, Третьяковская галерея

Тре-тье вос-кре-се-нье под-го-то-ви-тель-но-го пе-ри-о-да к Ве-ли-ко-му по-сту име-ну-ет-ся в Пра-во-слав-ном ка-лен-да-ре Неде-лей о Страш-ном су-де, или Неде-лей мя-со-пуст-ной. Пер-вое на-зва-ние про-дик-то-ва-но те-мой еван-гель-ско-го чте-ния за Ли-тур-ги-ей - о бу-ду-щем Страш-ном су-де жи-вых и мёрт-вых; вто-рое - пред-пи-са-ни-ем Цер-ков-но-го уста-ва: не упо-треб-лять по-сле это-го вос-кре-се-нья мя-са.

Что зна-чит «мя-со-пуст»?

Сла-вян-ский тер-мин «мя-сопу ст» (греч. апо кр-эос , лат. carnis privium - ли-ше-ние мя-са ) озна-ча-ет пре-кра-ще-ние вку-ше-ния мя-са. Неде-ля мя-со-пуст-ная - это вос-кре-се-нье за 56 дней до Пас-хи. За ним сле-ду-ет ещё од-на - по-след-няя пе-ред Ве-ли-ким по-стом седми ца - «сыр-ная», или, в про-сто-ре-чии, - «мас-ле-ни-ца» (в на-род-ном ка-лен-да-ре она вклю-ча-ет в се-бя ещё и Про-щё-ное вос-кре-се-нье в ка-че-стве за-вер-ша-ю-ще-го ак-кор-да ли-хих на-род-ных гу-ля-ний). Стро-го со-блю-да-ю-щие ди-е-ти-че-скую сто-ро-ну по-ста от-ка-зы-ва-ют-ся на этой неде-ле от мя-са и едят толь-ко яй-ца и мо-лоч-ные про-дук-ты (от-ку-да и на-зва-ние этой неде-ли). В этом - по-след-няя сту-пень под-го-то-ви-тель-но-го воз-дер-жа-ния.

Мас-ле-ни-ца - хри-сти-ан-ский празд-ник?

Об-ра-зо-ван-ный хри-сти-а-нин (да и каж-дый че-ло-век) дол-жен знать, что мас-ле-ни-ца в сво-ей ос-но-ве - празд-ник со-всем не хри-сти-ан-ский! На-про-тив - это древ-ний язы-че-ский празд-ник про-во-дов зи-мы и встре-чи вес-ны, со-глас-но по-сло-ви-це: «Мас-ле-ни-цу про-во-жа-ем, све-та солн-ца ожи-да-ем». Это - свое-об-раз-ный «се-вер-ный кар-на-вал», вак-ха-на-лия, со-про-вож-да-ю-ща-я-ся необуз-дан-ным ве-се-льем, зу-бо-дро-би-тель-ны-ми дра-ка-ми, иг-ра-ми и хмель-ны-ми пи-ра-ми (это то, что у нас все-гда хо-ро-шо по-лу-ча-ет-ся). В до-хри-сти-ан-ские вре-ме-на по-доб-ные гу-ля-ния с «уми-ло-стив-ле-ни-ем» язы-че-ских бо-гов со-про-вож-да-лись да-же че-ло-ве-че-ски-ми жерт-во-при-но-ше-ни-я-ми: вспом-ним о на-ших хри-сти-ан-ских пер-во-му-че-ни-ках - ки-ев-ских ва-ря-гах Фе-о-до-ре и сыне его Иоанне (983 г.). (Пред-ста-вим, что они вос-крес-ли, ока-за-лись на на-шей мас-ле-ни-це и уви-де-ли стран-ные на-ря-ды хмель-ных гу-ляк, пры-га-ю-щих во-круг ко-ст-ра с язы-че-ским идо-лом ста-ру-хи-зи-мы и бли-на-ми в ру-ках... Му-че-ни-ки ре-ши-ли бы, что на Ру-си всё ещё тор-же-ству-ет язы-че-ство, ко-то-рое рев-ност-но на-саж-дал князь Вла-ди-мир в на-ча-ле сво-е-го прав-ле-ния, а кре-ще-ние на-шей мно-го-стра-даль-ной стра-ны так и не со-сто-я-лось!) По-это-му су-ро-вый го-лос Свя-той Пра-во-слав-ной Церк-ви, воз-ве-щая о Страш-ном Су-де, зо-вёт к по-ка-я-нию и предо-сте-ре-га-ет от язы-че-ской мен-таль-но-сти, до сих пор жи-ву-щей в на-шем со-зна-нии.

По-сле кре-ще-ния Ру-си «от-ме-нить» мас-ле-ни-цу (как и неко-то-рые дру-гие язы-че-ские иг-ри-ща, на-при-мер, «Ива-нов день») так и не смог-ли: наш на-род го-тов от-ка-зать-ся от мно-го-го, но толь-ко не от бес-ша-баш-ных гу-ля-нок и за-сто-лий с тра-ди-ци-он-ным во-про-сом: «Ты ме-ня ува-жа-ешь?» По-это-му Цер-ковь вы-нуж-ден-но сов-ме-сти-ла эту неде-лю вак-ха-на-лий с по-след-ней под-го-то-ви-тель-ной сед-ми-цей пе-ред Ве-ли-ким по-стом, чтобы хоть как-то кон-тро-ли-ро-вать про-ис-хо-дя-щее и не до-пус-кать про-дол-же-ния ко-щун-ствен-но-го раз-гу-ла во вре-мя Ве-ли-ко-го по-ста. При этом обы-чай по-ми-нать на хмель-ной тризне пред-ков бли-на-ми (это аст-ро-ло-ги-че-ский со-ляр-ный знак) был пе-ре-осмыс-лен как за го-ве-нье - празд-нич-ную тра-пе-зу на-ка-нуне по-ста. Гре-ки и дру-гие хри-сти-ане не мо-гут по-нять, по-че-му наш бо-го-слу-жеб-ный (!) - а не толь-ко «на-род-ный» - ка-лен-дарь об-зы-ва-ет пра-во-слав-ную сыр-ную сед-ми-цу, име-ю-щую по-лу-пост-ный по ра-ци-о-ну, но вполне по-ка-ян-ный по сво-е-му на-зна-че-нию ха-рак-тер, язы-че-ским тер-ми-ном «мас-ле-ни-ца» (хо-тя бы и в скоб-ках). Тем са-мым, в гла-зах про-сто-го на-ро-да, име-ну-ю-ще-го се-бя «пра-во-слав-ным», санк-ци-о-ни-ру-ет-ся как сам «кар-на-вал», так и свя-зан-ные с ним язы-че-ские об-ря-ды и зло-упо-треб-ле-ния. В хра-мах зву-чит пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, а на ули-цах - язы-че-ские ри-ту-аль-ные за-кли-на-ния и визг-ли-вые ча-стуш-ки, осквер-ня-ю-щие слух цер-ков-но-го че-ло-ве-ка.

Сыр-ная сед-ми-ца или мас-ле-ни-ца?

«Сыр-ная сед-ми-ца - пред-две-рие и на-ча-ло по-ста»

Пра-во-слав-ный Цер-ков-ный ка-лен-дарь име-ну-ет по-след-нюю седми цу (неде-лю) пе-ред Ве-ли-ким по-стом сы-ропу стно й (а на-род - мас-ле-ни-цей). Смысл этой сед-ми-цы - в по-сте-пен-ном пе-ре-хо-де от обы-ден-ной жиз-ни к ве-ли-ко-пост-ным «по-дви-гам», ко-то-рые, ко-неч-но же, у каж-до-го хри-сти-а-ни-на свои - и опре-де-ля-ют-ся его по-лом, воз-рас-том, со-сто-я-ни-ем здо-ро-вья и про-фес-си-ей. В сре-ду и пят-ни-цу да-же не со-вер-ша-ет-ся Бо-же-ствен-ная Ли-тур-гия (это в знак по-ка-ян-ной скор-би), а служ-бы су-точ-но-го цик-ла, со-дер-жа-щие и по-ка-ян-ную мо-лит-ву пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, по-чти со-от-вет-ству-ют ве-ли-ко-пост-ным. Всё это, со-глас-но за-ме-ча-тель-но-му вы-ра-же-нию свт. Ти-хо-на За-дон-ско-го, - «свет-лые предпу тия по-ста»!

Но на-род - не толь-ко «про-стой» и «необ-ра-зо-ван-ный» (эта от-го-вор-ка ныне смеш-на) - про-во-дит это «на-ча-ло уми-ле-ния и по-ка-я-ния» вполне по-язы-че-ски - в шум-ных гу-ля-ньях и со-мни-тель-ных за-ба-вах.

Один из ино-стран-ных пу-те-ше-ствен-ни-ков, по-се-тив-ших Рос-сию в XVII ве-ке, мо-сье Одер-бон, с удо-воль-стви-ем но-си-те-ля за-пад-ной ци-ви-ли-за-ции кон-ста-ти-ро-вал (по-доб-ных сви-де-тельств мно-го): «В это вре-мя у рус-ских по-чти бес-пре-рыв-но про-дол-жа-ет-ся об-жор-ство и пьян-ство; они пе-кут паш-те-ты, то есть ола-дьи и бли-ны из мас-ла и яиц, за-зы-ва-ют к се-бе го-стей и упи-ва-ют-ся мё-дом, пи-вом и вод-кой до упа-ду и до бес-па-мят-ства. В те-че-ние всей мас-ле-ни-цы толь-ко и слыш-но, что то-го-то уби-ли, то-го-то бро-си-ли в во-ду…».


«Взя-тие снеж-но-го го-род-ка»
В. Су-ри-ков, 1891 г.

Со вре-ме-нем ма-ло что из-ме-ни-лось. Вспом-ним кар-ти-ну Ва-си-лия Су-ри-ко-ва «Взя-тие снеж-но-го го-род-ка» или хре-сто-ма-тий-ное изо-бра-же-ние боя «стен-ка на стен-ку» в филь-ме «Си-бир-ский ци-рюль-ник». Мно-гие про-сто-душ-ные лю-ди от-но-сят-ся к этим лу-боч-ным кар-тин-кам про-шло-го с но-сталь-ги-че-ским при-ды-ха-ни-ем и все-рьёз счи-та-ют, что всё это - «су-гу-бо по-пра-во-слав-но-му»; что так и сле-ду-ет «го-то-вить-ся» к Ве-ли-ко-му по-сту: на-пить-ся до без-об-ра-зия, сло-пать (про-сти-те за от-кро-вен-ный гла-гол!) как мож-но боль-ше бли-нов, ста-ра-ясь не уме-реть от за-во-ро-та ки-шок (что дей-стви-тель-но слу-ча-лось), уме-ло раз-бить ближ-не-му нос или вы-вих-нуть че-люсть, а по-том «по-ка-ять-ся» - по-па-рить-ся в Чи-стый по-не-дель-ник в бань-ке, дабы смыть с се-бя мас-ле-нич-ные из-ли-ше-ства, и с чув-ством хо-ро-шо ис-пол-нен-но-го «пра-во-слав-но-го дол-га» бу-хать зем-ные по-кло-ны.

Ко-неч-но же, это язы-че-ская раз-гуль-ная об-ряд-ность, во мно-гом ис-кус-ствен-но воз-рож-да-е-мая сей-час под ви-дом воз-вра-ще-ния к «на-род-ным тра-ди-ци-ям». Оче-вид-но, мно-гим, же-ла-ю-щим ко-щун-ствен-но смыть с Ру-си во-ды дне-пров-ской ку-пе-ли, хо-чет-ся вер-нуть-ся непре-мен-но к до-хри-сти-ан-ским «на-цио-наль-ным ис-то-кам». Неуди-ви-тель-но, что на-шу стра-ну, в ко-то-рой за де-вять сто-ле-тий не смог-ли утвер-дить-ся хо-тя бы эле-мен-тар-ные нор-мы хри-сти-ан-ской мо-ра-ли и по-ве-де-ния, по-стиг-ли столь тяж-кие на-ка-за-ния в XX сто-ле-тии. Это и был «Страш-ный суд», к сча-стью, ещё не окон-ча-тель-ный; но ра-зум-но ли ис-пы-ты-вать Бо-жие дол-го-тер-пе-ние? Ещё один «Страш-ный суд» для на-ше-го об-ще-ства, си-дя-ще-го на «по-ро-хо-вой (ядер-ной и тер-мо-ядер-ной) боч-ке» мо-жет стать в пря-мом смыс-ле Страш-ным (уже без ка-вы-чек) и по-след-ним. Всё за-ви-сит от спо-соб-но-сти по-ка-ять-ся (то есть на биб-лей-ском язы-ке - «пе-ре-ме-нить со-зна-ние») и хо-тя бы по-пы-тать-ся жить по-хри-сти-ан-ски. К со-жа-ле-нию, вме-сто то-го, чтобы «на се-бя обо-ро-тить-ся» - вспом-нить сло-ва Спа-си-те-ля о том, что Отец Небес-ный зна-ет о каж-дом из нас всё (да-же во-ло-сы на на-ших го-ло-вах со-счи-та-ны!) и что без Его по-пуще-ния ни-че-го не про-ис-хо-дит, - мно-гие на-ши «рев-ни-те-ли» от-ма-хи-ва-ют-ся от про-мыс-ла Бо-жия и ви-нят во всех на-ших бе-дах раз-ных внеш-них су-по-ста-тов (их име-на хо-ро-шо из-вест-ны). Здесь есть над чем за-ду-мать-ся, осо-бен-но в пред-две-рии Ве-ли-ко-го по-ста.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ло-же-ние

Свя-ти-тель Ти-хон За-дон-ский (†1783) о мас-ле-ни-це

«Сыр-ная сед-ми-ца есть пред-две-рие и на-ча-ло по-ста. А по-то-му ис-тин-ным ча-дам Церк-ви сле-ду-ет в Сыр-ную сед-ми-цу по-сту-пать во всём го-раз-до воз-дер-жан-нее. Слу-ша-ют ли, од-на-ко, хри-сти-ане сла-дост-ных пес-ней люб-ве-обиль-ной Ма-те-ри сво-ей? Она за-ве-ща-ет в эти дни бо-лее бла-го-го-веть - а они ещё боль-ше бес-чин-ству-ют. Она за-по-ве-ду-ет воз-дер-жи-вать-ся - а они ещё боль-ше пре-да-ют-ся невоз-дер-жа-нию. Она по-веле-ва-ет очи-щать те-ло и ду-шу - а они ещё боль-ше осквер-ня-ют их. Она ве-лит се-то-вать о со-де-ян-ных гре-хах - а они при-бав-ля-ют но-вые без-за-ко-ния. Она вну-ша-ет уми-ло-стив-лять Бо-га - а они ещё боль-ше про-гнев-ля-ют Все-выш-не-го. Она на-зна-ча-ет пост - а они ещё боль-ше объ-еда-ют-ся и упи-ва-ют-ся. <…> Са-мое празд-но-ва-ние мас-ле-ни-цы - есть де-ло язы-че-ское. У языч-ни-ков был лож-ный бог Вакх (изоб-ре-та-тель хмель-но-го пи-тья), ко-то-ро-му они учре-ди-ли осо-бен-ные в го-ду празд-ни-ки (так на-зы-ва-е-мые вак-ха-на-лии ) и про-во-ди-ли эти празд-не-ства во вся-ких непо-треб-ствах и мер-зо-стях. Смот-ри-те, не так ли хри-сти-ане про-во-дят мас-ле-ни-цу, а рав-но и мно-гие празд-не-ства? <…> А я ещё раз ска-жу, что, кто про-во-дит мас-ле-ни-цу в бес-чин-ствах, тот ста-но-вит-ся яв-ным ослуш-ни-ком Церк-ви и по-ка-зы-ва-ет се-бя недо-стой-ным са-мо-го име-ни хри-сти-а-ни-на» (цит. по: Бул-га-ков С. В. На-столь-ная кни-га для свя-щен-но-цер-ков-но-слу-жи-те-лей. М., 1993. Т. 1. С. 543-544).

Масленицу в 2017 году отмечают с 20 по 26 февраля. На Сырную седмицу, или Масленицу 2017 мясные продукты уже под запретом, но рыбные блюда, молоко и молочные продукты, яйца ещё можно есть, даже в среду и пятницу. Сырная седмица - своеобразный «полупост», настраивающий верующих на переход от невоздержанности в еде к строгим устоям постничества, к телесному воздержанию.

Готовить душу и тело к Великому посту верующие начинают за четыре недели до его начала. Неделя о Мытаре и Фарисее, Неделя о блудном сыне, Мясопустная неделя (о Страшном суде), когда допустимо в пищу мясо, и Сыропустная неделя - воспоминания Адамова изгнания. Такой день известен как Прощёное воскресение, когда разрешены к употреблению молочные продукты.

Сырная седмица - последняя из недель, её ещё принято называть Масленицей. На церковных службах повествуют о состоянии человека до и после грехопадения, о пришествии Иисуса Христа, побуждают к соблюдению христианских заповедей и раскаянию.

СЫРНАЯ СЕДМИЦА 2016: ЧТО МОЖНО ЕСТЬ?

Сырная седмица - Масленица - некоторыми особенностями приближена к Великому посту. Церковь наставляет не поддаваться увеселениям и чрезмерным развлечениям. В среду и пятницу богослужение приближенно к великопостному. Во вторник за вечерней в первый раз читается молитва святого Ефрема Сирина. Без неё не обходится ни одно богослужение во время Великого поста.

Трапеза - полускоромная. Плавная смена мясоедства постничеством помогает обрести особенное молитвенное настроение, нужное для духовной работы. Ведь телесное воздержание во время поста нужно именно для возможности усиленного труда духовного. Необходимо освящать тело и дух, помнить о прегрешениях, умилостивлять Бога, каяться, посещать болеющих и помогать неимущим, дарить друзьям и родным сердечность и мир.

ИЗ ИСТОРИИ

Предшествующая посту неделя, Сырная седмица, появилась в VII веке. В древности среди языческих народов было принято встречать весну, провожать зиму, прощаться с холодным временем. На Руси также прощались с зимней спячкой, праздновали возрождение весны. Празднк, посвященный этому, назывался Масленицей, или Комоедицей.

Церковь не всегда запрещала языческие праздники и традиции. Вместо этого народным обычаям придавался другой смысл, праздники замещались на христианские, воцерквлялись. Подобным образом произошло с традициями радоницы и колядования. Масленица была приурочена церковью к подготовительной, полупостной седмице перед строгим долгим постом. Языческое смысловое наполнение подменили христианским.

О МАСЛЕНИЦЕ В МИРУ

Служители православной церкви отмечают, что Масленица превратилась в один из праздников, а вместо благоговения процветает бесчинство и безудержный разгул. Невоздержание, чревоугодничество и неумеренное питье приводят к совершению новых грехов вместо того, чтобы замаливать предыдущие и очищаться духовно. Широкое празднество в Масленицу осуждается Церковью, считается недостойным истинно верующего.

«Разгульная масленица» уводит нас ко времени язычества. Соблюдение языческих традиций и обрядов, чревоугодничество и пьянство, неумеренные увеселения - совсем не это заложено Церковью в сам смысл Сырной седмицы.

В дни полагается уделять внимание семье, родным, поддерживать или устанавливать тёплые отношения с близкими, соседями. Не нужно забывать и о поминовении усопших.

Традиционное гостеприимство русского человека и стремление собраться за хлебосольным столом - проявление деятельного добросердечия. Совместная трапеза способствует примирению и согревает сердца. Поэтому и последнее воскресение перед Великим постом - Прощёное. К нему подготавливаются, даруя милосердие и утешение, тепло и участие, испрашивая прощения за свои поступки. Веселье должно оставаться умеренным.

ЧЕМУ ЖЕ ПОСВЯЩЕНА СЫРНАЯ СЕДМИЦА?

Готовиться встретить человеколюбивого Христа нужно сотворяя шесть дел евангельского милосердия. Подать еду голодающему, воду - страдающему от жажды, впустить под кров путника, дать одежду нагому, навестить болеющего и нанести визит находящемуся в заключении. Сырная седмица напоминает о Страшном суде.

Пост учит контролю над желаниями и умеренности. За время ограничения телесного верующие учатся подчинять стремления тела силе духа, контролировать мирские желания, чтобы в обычной жизни удерживаться от совершения греха. Но если человек по окончании поста разговляется без меры, чревоугодничает, а перед новым постом усиленно заговляется, - значит, что предыдущий пост его ничему не научил.

На евангельских чтениях в храме говорят о Закхее, который после покаяния угощал Спасителя и своих товарищей. Притча о блудном сыне учит миру и всепрощению. Вместо телёнка из притчи на Сырной седмице вкушают блины.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Сырная седмица

После недели мясопустной, в которую прекращается ядение мяса, следует так называемая «сырная» седмица , в просторечии «масленица », в которую разрешается вкушение сыра, то есть вообще молочной пищи и яиц. Во все дни сырной седмицы поются особые богослужебные последования, указанные на каждый день в Триоди постной. Эта седмица является непосредственной подготовкой к Великому посту, как бы постепенным переходом к нему, и именуется в богослужебных песнопениях «преддверием Божественного покаяния», «светлым предпразднством воздержания», «светлыми предпутиями поста».

В седмичные дни сырной седмицы (кроме субботы) на утрени не поются песни канона Октоиха при тех песнях, в которых «приспеет» Трипеснец. В среду и пяток поется на утрени и канон Триоди.

В среду и пяток сырные полагается служба, подобная великопостной, но все же с некоторыми отличиями от нее. На вечерни после «Ныне отпущаеши» поются тропари: «Богородице Дево», «Крестителю Христов» и «Молите за ны» с земными поклонами, и вместо сугубой ектении: «Помилуй нас, Боже», читается 40 раз «Господи, помилуй», после возгласа иерея: «Сый благословен», читается «Небесный Царю» и произносится молитва преп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с 16–ью поклонами; после поклонов перед отпустом читается Трисвятое по «Отче наш» и «Господи, помилуй» 12 раз. После вечерни совершается Великое повечерие. Но на нем нет пения, как в Великом посту, а после «Достойно» читаются те же тропари, что обычно на Малом повечерии. Оканчивается это Великое повечерие обычным малым отпустом. Полунощница бывает с поклонами. На утрени вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа», а затем, вместо тропаря святому и богородична, поются «Троичны гласа». Кроме трипеснцев, положенных на каждый день сырной седмицы, в среду и пяток поются полные каноны, причем, в которых песнях случится трипеснец, в тех каноны Октоиха и Минеи оставляются. Песни Октоиха совсем оставляются, но песни Минеи поются с другими песнями в тот же день; каждая из них соединяется с предшествующей: 3–ья с 1–ой, 8–ая с 6–ой, 9–ая с 7–ой. По 9–ой песни поется Светилен Троичен гласа. По чтении «Благо есть», вместо ектении «Помилуй нас, Боже», читается 40 раз «Господи, помилуй», по возгласе иерея: «Сый благословен», читается: «Небесный Царю» и полагаются 16 поклоно с молитвою преп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко». Часы совершаются, подобно великопостным, с молитвою преп. Ефрема и великими поклонами, но на них в кампан не ударяют, кафизм не положено и тропари часов не поются, а читаются. После 9–го часа следуют сряду Изобразительные, но они начинаются не пением «Блажен», как в Великом посту, а чтением самих изобразительных псалмов 102 и 145; «Блаженны» читаются, читается и Символ веры. После изобразительных совершается обычная вседневная Вечерня, но на ней полагается паремия, а после сугубой ектении: «Помилуй мя, Боже», три великих поклона, если только в следующий день нет никакого праздника. Литургия в среду и пяток сырные не совершается. Повечерие на четверток и на субботу малое.

Если в среду или пяток сырные случится праздник Трех Святителей - 30 января, или Обретение честныя главы св. Иоанна Предтечи - 24 февраля, то служба сих праздников переносится на вторник или четверток сырные. Но если случится Сретение Господне или храмовой праздник, то служба праздника совершается неизменно: только в конце вечерни, утрени и каждого часа бывает по три великих поклона с молитвою преп. Ефрема Сирина.

Суббота сырная посвящена памяти Всех святых в постничестве, или в подвизе просиявших . Подобно тому, «как вожди пред ополченным войском и уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так точно святые Отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но в обуздании языка, сердца и очей» (Синаксарь). Утреня совершается с Великим славословием . На утрени бывает и 2–ая песнь канона.

Из книги Православные праздники [с календарем на 2010 год] автора Шуляк Сергей

8 -14 Февраля – МАСЛЕНИЦА (Седьмица сырная) (дата для 2010г) В народном календаре февраль называется сечень, то есть месяц, отсекающий зиму. В конце февраля начинались отелы, появлялось молоко, из которого делали вдоволь масла, отчего и возникло название – масленица. В народе

Из книги О проведении Великого поста автора Мень Александр

ВТОРАЯ СЕДМИЦА Неделя Торжества ПравославияВ эту неделю кроме общих духовных упражнений обязуюсь сделать что–нибудь для церкви (уборка, пение, свечи, дело духовного просвещения или что–нибудь

Из книги Принесем Тебе любовь нашу. Беседы во дни Великого Поста автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

ТРЕТЬЯ СЕДМИЦА Неделя св. Григория ПаламыЭта неделя посвящается святому–исихасту (молчальнику). Даю обещание в эту неделю не произносить ни одного лишнего слова. В христианских семьях здесь должен быть уговор. Кто одинок - пусть постарается осуществить это как может.

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

ЧЕТВЕРТАЯ СЕДМИЦА Неделя КрестопоклоннаяПосвящается размышлениям о Кресте и значении нашего крестоношения. Всякая тягота, если она встречает с нашей стороны отчаянный протест, не является крестом. Крестом она становится тогда, когда мы стараемся нести ее «с согласием»,

Из книги Конспекты лекций по литургике автора (Тахи–Заде) Михаил

ПЯТАЯ СЕДМИЦА Неделя св. Иоанна ЛествичникаНа духовной лестнице самое опасное - это оглядываться и проверять, далеко ли поднялся. Никакое «подведение итогов» здесь недопустимо. Ибо, если преуспел, то немедленно появляется самодовольство, которое тут же сводит на нет

Из книги Самые главные молитвы и праздники автора Автор неизвестен

ШЕСТАЯ СЕДМИЦА Неделя св. Марии ЕгипетскойСв. Мария Египетская являет нам образ покаяния. Постараемся собраться и написать покаяние за всю жизнь. Будем строги к себе, ничего не пропустим, заглянем повсюду. Лазареву субботу хорошо посвятить размышлению о

Из книги Кулинарная книга-календарь православных постов. Календарь, история, рецепты, меню автора Жалпанова Линиза Жувановна

Страстная седмица

Из книги Встречаем Пасху. Традиции, рецепты, подарки автора Левкина Таисия

Страстная седмица Повечерие бывает малое с особым трипеснцем Триоди и вечером же совершается Утреня Великого понедельника. На этой утрени Церковь приглашает нас встретить «начатки страстей Господних», «сшествовать Господу на пути в Иерусалим очищенным смыслом и

Из книги автора

5–я седмица Почемy на этой седмице Псалтирь читается несколько иначе?Согласно yставy, на yтрени четверга 5–й седмицы полностью читается Великий покаянный канон Андрея Критского, причем на каждый тропарь канона полагается три земных поклона. то есть Богослyжение

Из книги автора

Сырная седмица (Масленица) Церковный календарь именует последнюю седмицу (неделю) перед Великим постом сыропустной, народ – масленицей. Строго соблюдающие великопостную диету уже отказались от мяса и едят только яйца и молочные продукты (откуда и ее название). В этом –

Из книги автора

Страстная седмица Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.Эта неделя особо чтится Церковью. «Все

Из книги автора

Пасха сырная ИнгредиентыТворог – 2–3 кг, масло сливочное – 100 г, яйцо – 1 шт., сметана – 100 мл, изюм – 1 стакан, курага – 70 г, орехи – 50 г, ванилин на кончике ножа, сахар – 100 г, соль – 30 г.Способ приготовленияИз влажного творога дают стечь сыворотке, для чего его помещают в

Из книги автора

Первая седмица ПонедельникПолное воздержаниеВторникПолное воздержаниеСредаПервый завтрак:хлопья кукурузные или овсяные – 60 г;курага – 3 шт.;сок яблочный – 200 мл.Второй завтрак:банан – 1 шт.Обед:помидор – 1 шт.;огурец – 1 шт.;изюм – 30 г;хлеб – 2 ломтика;вода –

Из книги автора

Острая сырная закуска 1 ? стакана муки, 150 г тертого острого сыра, ? стакана молока, ? стакана светлого пива, 4 яйца, ? ч. ложки разрыхлителя, ? стакан растительного масла.1. В кастрюле слегка подогреть молоко, всыпать тертый сыр, размешать. Готовить эту смесь при слабом нагреве,

Из книги автора

Сырная закуска со шпинатом 250 г сыра (4 толстых кружка), 6 ложек орехового масла, 50 г хлебных крошек, 1 ст. ложка сушеного майорана, 2 ст. ложки измельченных ядер грецких орехов, 250 г листьев шпината.Для заправки: 1 ч. ложка горчицы, 1 ст. ложка яблочного уксуса, 1 ч. ложка

Из книги автора

Сырная запеканка 250 г плавленого сыра, 200 г листьев салата, 100 г постной ветчины, по 2 ст. ложки сливочного и растительного масла, 3 ст. ложки муки, 1 стакан молока, ? стакана белого сухого вина, 1 яйцо, 2 ст. ложки панировочных сухарей, ? стакана ядер арахиса, 1 веточка петрушки,

Сырная седмица

последняя в ряду седмиц, приготовительных к св. четыредесятнице. Свое наименование получила оттого, что является последнею ступенью приготовительного воздержания; в продолжение этой недели запрещено мясо, но дозволено вкушать сыр и яйца; поэтому в просторечии она называется также масляной, или масленицей (см.). Церковь называет ее преддверием божественного покаяния. В ее богослужении, особенно в канонах и стихирах, содержится похвала посту и изображаются его спасительные плоды. В среду и пяток С. седмицы совершаются только часы, на которых произносится молитва св. Ефрема Сирина, с обычными поклонами. В субботу церковь воспоминает св. подвижников и подвижниц, просиявших пощением и молитвенным бдением. Наконец, в воскресный день С. седмицы церковь приводит на память изгнание прародителей из рая. Этот день в просторечии наз. прощеным или прощальным воскресеньем (см.). Чин богослужения в С. седмицу получил свое начало в древние времена христианства. О воспоминании изгнания прародителей из рая в С. неделю говорит в письме своем об уединенной жизни уже Феофил, патриарх Александрийский, живший в IV в. В IX в. Феодор и Иосиф Студиты и Христофор Протосинкрит написали многие песнопения, ныне поемые церковью в С. седмицу. См. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (ч. II, М., 1890); прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной кафолической восточной церкви" (т. II, СПб., 1882).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Сырная седмица" в других словарях:

    - … Википедия

    сырная седмица - масленица 2) … Словарь многих выражений

    Сырная седмица - (или сыропустная) – так называется последняя пред великим постом неделя, в которую прекращается (по истечении ее) отпуст – вкушение сыра. Во все дни сырной седмицы поются особые богослужебные последования, приготовительные к посту. В… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Сырная седмица (Масленица) - Масленая неделя, Масленица - просторечное название Сырной седмицы последней перед Великим постом недели. В ее продолжение не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    седмица - ы; ж.; устар. = неделя сплошная седмица страстная седмица сырная седмица … Словарь многих выражений

    Седмица сплошная - так называются недели, по которым не бывает поста в среду и пятницу. Такие недели бывают на святках (недели от Рождества до Крещения), на третьей неделе перед Великим постом (сырная седмица, или Масленица), на Светлой седмице (пасхальная… … Православная энциклопедия

    Ы; ж. Устар. = Неделя. ◊ Сплошная седмица. В православии: неделя, не содержащая постных дней. Страстная седмица. В христианской религии: последняя неделя перед Пасхой, посвящённая воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Сырная… … Энциклопедический словарь

    Масленица, Седмица Сырная - неделя, предшествующая Великому посту; в это время по Уставу не разрешается употребление мяса (отсюда другое именование масленицы – мясопустная неделя), но разрешается употребление молочных продуктов (в том числе и масла), рыбы и яиц … Православие. Словарь-справочник

    Масленица - Сырная седмица, последняя неделя перед Великим постом. В это время Устав разрешает употребление масла, молока, молочных продуктов и яиц, но уже запрещает мясо … Православная энциклопедия

    ВЕЛИКИЙ ПОСТ - [Церковнослав. , ; греч. Τεσσαρακοστὴ; лат. Quadragesima], период литургического года, предшествующий Страстной седмице Свет Христов просвещает всех. Литургия Преждеосвященных Даров Свет … Православная энциклопедия

Книги

  • Постная кухня. Универсальные рецепты для всей семьи , Дерзновенко А.В.. Пост - время примирения и разумного воздержания. Но как быть, если не все близкие могут держать строгий пост: кто-то вкушает рыбу, другие - молочные продукты, а кто-то совсем не может…
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png