Цели урока:

  • показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире;
  • сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле;
  • раскрыть метафоричность и символику языка произведения;
  • пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания;
  • воспитывать в детях чувство красоты, доброты;
  • раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.

Оборудование:

интерактивная доска, ноутбук, проектор, портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, книжные издания, используемые шестиклассниками при подготовке к уроку, рисунки учащихся “Ель и сосна на Блудовом болоте”, “У лежачего камня”, альбомы о лесных ягодах и охотничьих собаках, плакаты:

“Слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы”

К.Г.Паустовский

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М.Пришвина”

К.Г.Паустовский

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”, урок-проект. Вы многое знаете об этом произведении, и, я надеюсь, с удовольствием поделитесь своими знаниями, а вместе мы с вами сделаем важные и серьёзные выводы.

Нам предстоит раскрыть метафоричность и символику пришвинского произведения, показать единство человека и природы, и, наконец, понять, к каким людям приходит успех: житейский, человеческий; кто остаётся человеком и в трудной ситуации.

В этом нам помогут ребята из группы литературоведов. Они получили задание найти в тексте произведения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения. Посмотрим, что у них получилось.

II. Ответы учащихся из группы “Литературоведы”

Примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

(О любви к природе. О том, что он относится к ней ласково, с уважением. Человек и природа неразрывно связаны друг с другом. А также это говорит об авторской любви к своим героям.)

Примеры сравнений и олицетворений

– Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения?

(Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа.)

Учитель. А теперь давайте поговорим с вами о жанре этого произведения. Как сам автор определяет его?

(Сказка – быль)

Уточним значения этих слов. Нам помогут в этом ребята из группы “Лингвисты”.

III. Ответы учащихся из группы “Лингвисты”

1) В толковом словаре Ожегова даётся такое значение этих слов:

Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное.

(Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.)

– В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?

(Это мы понимаем, когда читаем о ели и сосне, описанным как живые существа. Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.)

Давайте вслушаемся в музыку пришвинского языка. Послушаем художественный пересказ описания ели и сосны.

IV. Художественный пересказ описания ели и сосны.

А теперь представим себе зрительно рассматриваемый образ. Обратимся к рисункам ребят из группы “Художники”.

V. Представление рисунков группы “Художники”.

– Что самое главное вы хотели показать в своих рисунках?

(1) Я хотела показать, что деревья не просто срослись и переплелись друг с другом, это не свидетельство их мирного сосуществования, они проткнули друг друга, и это результат жестокой борьбы за жизнь)

(2) Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют. Очень жалко и ель, и сосну.)

– А какие ещё сказочные образы вы можете назвать?

(Образ ворона, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. В произведении Пришвина есть лесные тайны, лесные жители говорят.)

VI. Выбор пути. Детальный анализ текста.

И в это сказочное царство попадают Настя и Митраша. Давайте повторим их путь. Отправимся с вами тропою Пришвина.

Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Докажите это текстом.

(стр. 178. Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по тропе, указанной стрелкой, теперь уже не рядом, как раньше, а друг за другом, гуськом.)

– Что произошло потом?

(Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой).

– Как природа помогает понять настроение спорящих?

Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?

(Стр. 180. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.)

Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.

А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.

(стр.181. Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали.)

Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой. Отправимся вслед за ними, а помогут нам в этом ребята из группы “Топографы”. Они изобразили маршрут Насти и Митраши…

Надя, расскажи, куда ведёт тропинка, которую выбрал Митраша?

Сообщение “Топографов”

(Я вместе с мамой постаралась изобразить путь брата и сестры вот на таком плакате. Мы использовали не только краски, но и другие материалы, чтобы более ярко представить и самих героев, и их дорогу. Митраша выбирает малоизвестную тропу и попадает в болото. Он чуть не утонул, но благодаря выдержке, смекалке и помощи собаки Травки выбрался из болота да ещё и Серого помещика убил. А Настя, вот здесь у меня на рисунке видно, отправляется совсем в другую сторону.)

Митраша шёл по болоту. Направление на север ему указывала стрелка компаса. Как вы думаете, смогли бы растения указать Митраше не только путь на север, но и безопасную тропу на болоте?

А как это описывал Пришвин? Докажите текстом, что растения, деревья хотели помочь мальчику? А Катя укажет это на своём рисунке.

(Чтение отрывков:

“Ёлочки-старушки” стр. 186. Очень волновались старушки-ёлки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьём, в картузе с двумя козырьками. Бывает одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждёшь – вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах.)

“Трава-белоус” стр.187-188. Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место. Но самое главное: он увидел, что совсем близко по той стороне поляны змеилась высокая трава белоус – неизменный спутник тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша подумал: “Зачем же я буду повёртывать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать виднеется там, за полянкой?”)

Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах?

(Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу).

А теперь пришло время обратится к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова Ф.Тютчева?

(Я думаю, что Ф.И.Тютчев хочет нам сказать, что природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь.)

Я думаю, что вы правы. И в таком отношении к природе оба автора едины.

Ну, а теперь давайте вернёмся к Насте? Видела ли природу Настя?

(Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. И ничего, кроме клюквы, не видела.)

Ребята, а вы знаете, как выглядит клюква? А другие лесные ягоды? Давайте послушаем наших “Ботаников”. Они нашли научное описание этих ягод.

Сообщения группы “Ботаники”

(Я нашёл научное описание ягод в биологическом энциклопедическом словаре. У нас в школе есть такой диск, и я работал с ним в медиа-центре. Вот что мне удалось узнать…)

А ещё ребята из этой группы подготовили вот в таком виде (альбом) рассказ о ягодах.

(Здесь мы попытались рассказать о лесном богатстве от лица самих ягод, а также нашли в учебнике ОБЖ сведения о том, насколько эти ягоды полезны, и когда их применяют. Я сейчас хочу рассказать о клюкве, поскольку на нашем сегодняшнем уроке эта ягода главная.)

Но все эти ягоды описывает и Пришвин в своём произведении. Давайте найдём это описание. (Стр. 191.)

Отличается описание Пришвиным ягод от того, которое ребята нашли в словаре? Какой же мы делаем вывод?

(У Пришвина это художественное описание. Видно, что автор описывает каждую ягодку с любовью, для него это чудо, драгоценность.)

А в других произведениях вы встречали описание ягод?

(Да, мы нашли стихи, в которых речь идёт об этих ягодах. Чтение стихов.)

Продолжим разговор о Насте. Она, попав на палестинку, забыла не только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек. Девочка ползала и собирала клюкву. Вот как хорошо это показано на рисунке Кати. В это время в рощице на пригорке находился лось. Что говорится о нём?

(Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь.

Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.)

Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. Человеку, такому могущественному, всё мало, и он от жадности забывает себя. Для чего даётся это описание?

– Для контраста.

– А что значит контраст?

– Противопоставление.

– Это подчёркивает ничтожность человеческой жадности. Ведь глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Давайте сравним Настю, лишившуюся человеческого облика, и пень. Что они делают?

– Собирают. Настя – клюкву, а пень – солнечное тепло.

– Для чего они собирают?

– Настя – для себя, пень – для других (отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце). Поэтому на пень вползла змея.

– Есть ли сходство между девочкой и змеёй?

– Да. Как будто боясь, что клюква достанется кому-то ещё, девочка ползает по земле, собирая её. Змея на пне “стережёт тепло”.

(Настя потянула за ниточку, обвивавшую пень. Потревоженная змея с угрожающим шипением “приподнялась”. Девочка испугалась; вскочила на ноги (теперь лось признал в ней человека и убежал); Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была этой змеёй; вспомнила о брате; закричала, начала звать Митрашу и заплакала.)

– Кто же заставил Настю встать на ноги?

– Змея, и пень, и лось.

– То есть, если обобщить, то на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком.

– А всё-таки, ребята, как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?

(Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча. И она очень скучала одна после смерти своего хозяина. Когда она увидела Митрашу, то подумала, что это Антипыч.)

– А какой породы была Травка?

– Гончая.

– А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажут кинологи?

Сообщение “Кинологов”

(Гончие собаки получили своё название за то, что они гонят зверя с ровным гулким лаем. Охотник становится где-нибудь на пути зверя, а собака гонит лису или зайца прямо на него. Это смелые и выносливые собаки. Поэтому и Травка не побоялась прийти на помощь Митраше.)

Итак, ребята, Митраша выходит победителем из сложной ситуации.

– Почему жители деревни говорили о Митраше: “Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой”?

(Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.)

– Как вы понимаете слова Пришвина: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”?

(Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью, себялюбием. И только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.)

– А как вы думаете, Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни?

(Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни.)

VII. Подведение итогов.

VIII. Домашнее задание.

Письменное

Написать сочинение-миниатюру: “Что я узнал о жизни, прочитав “Кладовую солнца” М.М.Пришвина?

Впервые М. М. Пришвин приезжает в Переславль-Залеский ранней весной 1925года по приглашению директора Переславского краеведческого музея М. И. Смирнова. При музее была организована научно-исследовательская лаборатория и научно-просветительское общество "Пезантроп", которое занималось фенологическим просвещением и краеведческой работой с населением. Одним из планов общества было создание детской биостанции на горе Гремяч в пустующей бывшей усадьбе Петра I в местечке Ботик.

Должность заведующего фенологическими наблюдениями на детской биостанции и была предложена Пришвину, который в то время занимал бедственное положение сельского учителя на общественных началах (без зарплаты) где-то в деревне под Талдомом, без возможности дать детям образование или заняться писательским трудом. Смирнов писал, что добраться до города можно было "на лошадях прямо или же кругом, через Москву, по ж/д до станции Берендеево".

Озеро, природа края, название станции, привлекли Пришвина («и пошло и пошло в душе берендить ») и 1 апреля всё семейство переезжает в Переславль, остановившись на первое время в музее, на территории Горицкого монастыря. Слева - колокольня, XVIII век.

Успенский собор, XVIII век и Всехсвятская церковь, XVII век.

Летающие дома, когда смотришь на экран фотоаппарата, невольно думаешь о мистике, а не о физике и законах отражения и преломления света.

Вскоре Пришвины переехали на гору Гремяч в квартиру из 4-х комнат в здании "Белого дворца" в местечке Ботик, где они прожили до поздней осени 1925г. Здание построено в 1850-1852гг. на месте, где находился деревянный дворец Петра I. В 1984 г. после реставрации здесь открыта экспозиция «Озеро Плещеево - колыбель Русского Военно-Морского флота».

Вот по этой дороге через Веськово ходил М. Пришвин в Горицкий монастырь.

Ежедневные прогулки по окрестностям, наблюдения за Плещеевым озером, лесом, знакомства с местными жителями легли в основу книги «Календарь природы: (заметки фенолога с биостанции «Ботик»)» (авторское название - «Родники Берендея»). Начата работа над философским автобиографическим романом «Кащеева цепь».

Прежде всего, это историческое место, конечно же, знаменито благодаря Петру I. На месте бывшей усадьбы Петра Iпостроен музей «Ботик Петра I» (вдали), старейший провинциальный музей России, основан в 1803г., а в 1852 г. воздвигнут памятник Петру I.

И это место (памятник за спиной) полюбилось М. Пришвину, здесь он наблюдал пробуждение озера весной и меняющийся облик озера в др. времена года. Видна светлая полоса мелководья метров 350 идти до приличной глубины.

И хотя этот период пребывания Пришвина на переславской земле не продолжительный, менее года, но он постоянно возвращается сюда, более 20-ти лет творчества Пришвина связано с этим краем. В 1926 году по заданию газеты "Рабочий путь" Пришвин приезжает на торфоразработки. С поезда, в белом костюме и ботинках, попадает прямо на тушение пожара, знакомится с будущими героями своих очерков и потом пишет серию очерков под общим названием "Торф".

В 1935г. для газеты "Известия" Пришвин готовит материал о работе Усольского леспромхоза, он был поражен состоянием соснового бора, из дневников:"Особенно жутко было встретить бор, изуродованный пожарами и порубками". Благодаря статье, бор был объявлен заповедной зоной. Сосновый бор от реки Куротень до села Усолье числится в списках памятников природы Ярославской области как "Пришвинский бор". Фото бора, к сожалению, не получилось.

С 1941-1945 гг. М. Пришвин с супругой проживали в Усолье (сейчас Купанское), снимали две комнаты у Павла и Евдокии Назаровых. Уезжали они из Москвы на один день, присмотреть дом и жить неподалеку от Москвы, чтобы была возможность следить за тревожными новостями военного времени. Но так уж получилось, что вернуться в Москву за вещами им не пришлось. Прожили они военные годы с мебелью из ящиков, пнями вместо стульев… Вот этот дом в Купанском на ул. Усольская.

Именно в это время написаны М. Пришвиным "Рассказы о прекрасной маме", о детдомовских детях из блокадного Ленинграда, к которым он ходил пешком в Ботик. Написаны "Повесть нашего времени", рассказы «Сыроежка» и «Как заяц сапоги съел». Закончен роман "Кащеева цепь". Начинается работа над книгой "Мы с тобой: Дневник любви", вместе с женой Валерией Дмитриевной. Ведутся дневниковые записи, отразившие жизнь села в военное лихолетье.

Усольский период оказался плодотворным для писателя: «Повесть нашего времени», «Мы с тобой: Дневник любви»; рассказы «Сыроежка», «Как заяц сапоги съел», работа над продолжением романа «Кащеева цепь» и бесконечные дневниковые записи, отразившие жизнь села в военное лихолетье.

Слева от дома начинается тропинка к знаменитому Блудову болоту, которую жители п. Купанское называют "Тропой Пришвина". На этих лесных тропинках нашел Пришвин сюжеты для сказок "Корабельная чаща" и "Кладовая солнца". И здесь до сих пор обнимают друг друга ветвями Пришвинские ель и сосна.

«Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.»

«В то же время вдруг ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна и ель зарычала.»

Мрачновато, наверное, тяжелые военные годы сказались на описании.

В солнечный безветренный день кажется, что это две сестрички встретились после разлуки, и стоят обнявшись.

Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.

Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую борину и могучие стволы соснового бора стали, как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетело пение птиц, посвященное восходу великого солнца.

Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания. Он сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике, для него довольно широком, ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост.

Завидев солнце над болотными жалкими елочками, он вдруг подпрыгнул на своем высоком мостике, показал свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья и крикнул:

– Чуф, ши!

По-тетеревиному «чуф», скорее всего, значило солнце, а «ши», вероятно, было у них наше «здравствуй».

В ответ на это первое чуфыканье Косача-токовика далеко по всему болоту раздалось такое же чуфыканье с хлопаньем крыльев, и вскоре со всех сторон сюда стали прилетать и садиться вблизи Лежачего камня десятки больших птиц, как две капли воды похожих на Косача.

Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. Тогда верхний Косач, приветствуя солнце, перестал подпрыгивать и чуфыкать. Он присел низко на мостике у вершины елки, вытянул свою длинную шею вдоль сука и завел долгую, похожую на журчание ручейка песню. В ответ ему тут где-то вблизи сидящие на земле десятки таких же птиц, тоже – каждый петух, – вытянув шею, затянули ту же самую песню. И тогда как будто довольно уже большой ручей с бормотаньем побежал по невидимым камешкам.

Сколько раз мы, охотники, выждав темное утро, на зябкой заре с трепетом слушали это пение, стараясь по-своему понять, о чем поют петухи. И когда мы по-своему повторяли их бормотанье, то у нас выходило:

Круты перья,

Ур-гур-гу,

Круты перья

Обор-ву, оборву.

Так бормотали дружно тетерева, собираясь в то же время подраться. И когда они так бормотали, случилось небольшое событие в глубине еловой густой кроны. Там сидела на гнезде ворона и все время таилась там от Косача, токующего почти возле самого гнезда. Ворона очень бы желала прогнать Косача, но она боялась оставить гнездо и остудить на утреннем морозе яйца.

Ель и сосна. Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна растут вместе. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга… Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет.

Слайд 37 из презентации «Михаил Михайлович Пришвин» . Размер архива с презентацией 1196 КБ.

Литература 4 класс

краткое содержание других презентаций

«Задания по литературному чтению» - А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Узнай по описанию. Найди пару. Назови произведение. Крутой берег. Клоки шерсти. Стрижонок Скрип. Ушки. М.М.Пришвин «Выскочка». Человек. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Трудные слова. Бюро находок. Задай вопрос. Она была маленькая. Е.И. Чарушин «Кабан». Литературное чтение. Хорошая мать. Фестон. Сайма. Природа и мы.

««Куприн» 4 класс» - Дом творчества, Голицыно. Давайте поиграем. Домашние питомцы. Куприн Александр Иванович. Творчество. Спешите почитать. Мать, Любовь Алексеевна. Кадет, 1880 год. Страницы жизни и творчества. Журналы, рукописи. Годы жизни: 1870 – 1938. В кабинете. В годы странствий. В костюме водолаза. Словарно – лексическая работа. Дом – музей, г. Наровчат. Вопросы к кроссворду. Объясните выражение. Страницы жизни и творчества А.И.Куприна.

«Рассказ «Корзина с еловыми шишками»» - Еловые шишки. Корзина с еловыми шишками. Дом Эдварда Грига. Местность. Эдвард Григ. Паустовский Константин Георгиевич. Прочитайте отрывок. Дагни. Чем должен жить человек. Умение учащихся обобщать и анализировать прочитанный текст. Жизнь удивительна и прекрасна.

«Серия книг «Школьная библиотека»» - Путь. Маленький водяной. Про Веру и Анфису. Сказка о потерянном времени. Белый клык. Малыш и Карлсон. Денискины рассказы. В стране невыученных уроков. Любимая девочка дяди Федора. Рассказы Чехова. Королевство кривых зеркал. Приключения Тома Сойера. Волшебник изумрудного города. Серия книг «Школьная библиотека». Рассказы о природе. Книга. Приключения Электроника. Юные друзья. Дядя Федор, пес и кот.

«Басни Ивана Андреевича Крылова» - Басни в русской литературе. И вместе трое все в него впряглись; из кожи лезут вон. Кто является основоположником басни. Мы познакомились с жанром басни. По тропинкам басни. Забавой он людей исправил, сметая с них пороков пыль. Викторина. Из каких басен слова. Крылов – русский баснописец. Этапы работы. Мораль басни. Басня – краткий, чаще всего стихотворный рассказ. Из каких басен эти герои. Мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами.

«Сочинение по картине «Золотая осень»» - Восприятие картины. Что вас окружает. Золотая осень. Сочинение по картине И.И. Левитана. Какой день изобразил художник. Задание на развитие творческого воображения. Словарно-орфографическая работа. Как художник показывает приближение осени. Написание сочинения. Певец русской природы.

Вот почему автор выбрал для своего произведения такое звучное, гармоничное название. В пришвинской «Кладовой солнца» живут и ель, и сосна, и много других полезных растений. Пожалуй, ни у одного из русских писателей не было такого прекрасного описания природы. Об этих родственных хвойных деревьях он говорит: «Ветер-сеятель принес два семечка... Оба семечка легли в одну ямку... С тех пор... ель и сосна вместе растут...» В продолжение описания мы узнаем, что деревья борются между собой корнями за питание, а листьями и ветками за воздух. А когда треплет злой ветер, то, покачиваясь из стороны в сторону, они воют на все болото.

Так неординарно, и в то же время, художественно видит писатель лесную природу.­ Читая его строки, невольно проникаешься любовью и сочувствием к природе. Природные явления становятся своеобразными действующими лицами произведения, которые могут, как помогать людям, так и мешать им жить. Центральным событием становится поход сельских детей-сирот Насти и Митраши в Слепую елань, где мальчик застревает в болоте и не может долгое время выбраться. Идея пойти в лес пришла к ним неожиданно. Они всего лишь хотели найти поляну с клюквой, о которой много рассказывал их покойный отец. По пути дети поругались и разминулись.

Настя пошла более длинным, но надежным путем, а Митраша срезал путь и пошел по непроторенной дорожке. В итоге он и сам не заметил, как оказался посередине болота, которое его по пояс утянуло вниз. Природа чуть было не наказала детей за непослушание. Настя была старше брата на пару лет и не должна была оставлять его одного, а Митраша должен был слушаться старшую сестру. Автор хотел показать, что таким образом природа хотела проучить ребят. Однако она же им пришла на помощь. Собака лесничего учуяла беду в лесу по жалобному плачу «сплетенных навеки деревьев» и пришла к детям на помощь. Именно она вытащила Митрашу из трясины.

Как и любая сказка «Кладовая солнца» счастливо закончилась. Мальчику даже удалось подстрелить самого страшного волка в округе, за что его зауважали в деревне. Но этот поход надолго стал для них уроком. Настя корила себя за невнимательность, а Митраша - за непослушание. А собака Травка с тех пор стала им хорошим другом.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png