Когда-то француз Альбер Камю отметил, что слова «я люблю тебя» равносильны словам «ты никогда не умрешь». Бесценным даром богов, чувством, ниспосланным свыше, считали любовь древние. Прекрасные строки посвящали любви великие творцы слова. Прослеживается линия любви и в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Любовь — она бывает разной,
Бывает отблеском на льду,
Бывает болью неотвязной,
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом,
Бывает цепью и тюрьмой…

Эти удивительные строки о любви принадлежат Ольге Высотской. Действительно, кому-то любовь приносит радость и спокойствие, а кому-то горе и разочарование. Это чувство может помочь начать новую жизнь, а может и погубить.

Приходит любовь и к нашему герою — Илье Ильичу Обломову. Но смогла ли его возлюбленная помочь ему измениться, возродила ли его для новой жизни? Почему Обломов не смог разделить счастье с Ольгой Ильинской и « воскреснуть»? Попробуем ответить на этот вопрос.

До знакомства с Ольгой жизнь его напоминает неподвижную водную гладь с мутной, затянутой тиной водой. Нет в ней ничего, что заставило бы Илью Обломова встать с дивана и предпринять какие-либо действия. В молодости он мечтал о благе России, о полноценной активной жизни. Способности у него были. Но было это в его родной Обломовке, где все заботились о нем и его удобствах. Оставшись один на один с жизнью, Обломов утрачивает юношеский задор. Ему становится скучно ходить на службу и сидеть там целый день, рауты и приемы тоже не привлекают его. Он замкнулся, общаясь только со своим слугой Захаром и изредка приходившим к нему Штольцем.

Именно Штольц «спровоцировал» встречу Ольги Ильинской и Обломова, когда отвез последнего на прием в дом Ильинской. На Обломова производит впечатление очаровательная и искренняя девушка с прекрасным голосом. Она тоже проявила интерес к нему. Но Обломов, заметив ее, продолжает думать об Ольге. Можно предположить, что Илья Ильич влюблен. Главный герой испытывает желание понравиться, меняет свою жизнь: «Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам…» . Меняется его внутренний и внешний облик, снова вспыхивают мечты и юношеские стремления. Увы! Продолжалось это недолго. Привычная леность вновь возвращается к герою.

Почему? Скорее всего чувство Ольги Ильинской не было искренним и сильным. Да и любовь ли это с ее стороны? Ведь она смотрела на Обломова как на друга, которому необходима помощь, опека. Она скорее пыталась сделать его воплощением собственной мечты об идеальном человеке, побуждая его к действию.

И наш герой понял это, когда прошел первый эмоциональный порыв. Он осознает, что Ольга «была готова к восприятию любви, сердце ее ждало чутко, и он встретился нечаянно, попал ошибкой…» Илья Ильич уверен, что если встретится кто-то другой, более активный, тогда Ольга Ильинская отречется от него и пойдет за другим. Он пишет возлюбленной прощальное письмо и разрывает отношения.

Я думаю, написание письма не что иное, как подтверждение того, что Обломов, несмотря на кажущуюся леность, человек чуткий, тактичный. Он способен разбираться в чувствах других людей, понять их. А из этого следует, что не так уж он и равнодушен и ленив, как кажется. Но трусость и неуверенность в себе ему свойственны. Будь Илья Ильич решительнее, он стал бы бороться за любимую женщину. Но предпочел отказаться от этого, заранее решив исход борьбы с придуманным соперником.

Не получилось у Ильинской воскресить Илью Обломова именно в силу его характера: мягкого, нерешительного. С одной стороны боязнь, бездействие и мнительность, с другой — неуверенность в своих силах помешали герою измениться.

Роман с Ильинской был обречен с самого начала. Илья Ильич ее полюбил, но любила ли Ольга? Думаю, это чувство было обречено. Рациональная и активная Ольга и сибарит Обломов не смогли бы стать счастливой супружеской парой…

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

Горох Н.Г.

Вспомним текст романа И.А.Гончарова «Обломов»

Вопрос: Охарактеризуйте топографию романа. Как оттеняет смена места действия эволюцию характера Обломова?

Ответ: Топография романа представляет собой деревенские, провинциальные, петербургские зарисовки, а также связанные с поездками Штольца в заграничные города. Это запущенная петербургская квартира Обломова на Гороховой улице, дача под Петербургом, дом вдовы Пшеницыной на Выборгской стороне. Изображение этих мест приобретает особое значение при сопоставлении их с картинами Обломова, данными в «Сне Обломова» (1,IX).

Образ «мирного уголка» вполне соответствует тому типу изображения времени и места, которое М.М.Бахтин назвал идиллическим. «Идиллическая жизнь и её события неотделимы от этого конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды… Пространственный мирок этот ограничен и довлеет себе, не связан существенно с другими местами, с остальным миром» (Бахтин «Вопросы литературы и эстетики») Гончаров так же подчеркивает идиллическую «прикрепленность» своего героя к одному месту, его боязнь перемещения, его тягу к постоянству. Время для него летит незаметно («в бездействии пролетают часы)

После знакомства с Ольгой все переменилось: «Он уже не жил прежней жизнью, когда ему все равно было… В две-три недели они объездили все петербургские окрестности… Поговаривают съездить в Финляндию, на Иматру».

Однако любовь Обломова не выходит за рамки его идиллических мечтаний. И, попав на Выборгскую сторону, герой остается там навсегда. Ведь это место во многом напоминает ему Обломовку. Это же подтверждает и Штольц: «Здесь та же Обломовка, только гаже».

Сам Обломов «смотрел на настоящий свой быт как на продолжение того же обломовского существования, только с другим колоритом местности и, отчасти, времени. И здесь, как и в Обломовке, ему удается дешево отделываться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе невозмутимый покой».

Этому миру чужда жизнь Штольца, разъезжающего по миру, у которого дела в европейских столицах. Вместе с Ольгой и её теткой он побывал везде, «куда ездят путешественники». После женитьбы Штольцы уехали «на южный берег Крыма», убранство их дома «носило печать мысли и личного вкуса хозяев», где отовсюду «веяло теплой жизнью, чем-то раздражающим ум и эстетическое чувство; везде присутствовала или недремлющая мысль, или сияла красота человеческого дела, как кругом сияла вечная красота природы» (4, VIII).

Вопрос : Раскройте символику «сквозных» деталей: халат Обломова, ветка сирени.

Ответ: Гончаров показал в романе глубокую и интимную связь вещей с материальным положением и психологией их владельца, главного героя. Так, халат «из персидской материи, настоящий восточный хала», широкие туфли, а также ветка сирени много раз упоминаются в романе, приобретая символическое значение. Халат имел для Обломова «тьму неоценимы достоинств», так как соответствовал роду «занятий» своего владельца – лежанью на диване. Как символ постыдного безделья упоминает халат Ольга: «Apropos, где ваш халат? – Какой халат? У меня никогда не было», - обижается Обломов, забросивший некогда любимую вещь, как только с него спала душевная апатия.

Глубоко символично и то, что «возвращает» в жизнь Ильи Ильича удобный для ничегонеделания халат вдова Пшеницына: «Ещё я халат ваш достала из чулана… его можно починить и вымыть, материя такая славная! Он долго прослужит» (4,V) И хоть Обломов отказывается от этой услуги – «я его не ношу больше» - у читателя появляется предчувствие, что Илья Ильич не устоит перед соблазном возвращения к прежней жизни. Так и случилось – герой остается на Выборгской стороне в доме у вдовы до конца своих дней, где и халат на нем «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нем, но он расползался везде и не по швам: давно надо было новый» (4, V)

Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым (2, VI). Как намек на взаимность и надежду на возможность счастья, активной жизни Обломов поднял её и на следующую встречу (вечером) явился с этой веткой в руках (2.VII). Как символ оживления, расцветающего чувства вышивает сирень Ольга по канве, делая вид, что узор «выбрала наугад». (2, VII). Однако и на следующем свидании она «мимоходом сорвала ветку сирени и, не глядя на него, подала ему…» - «Что она значит? – Цвет жизни и… - Мою досаду, - сказала она.. и улыбка говорила, что она знает, что делает… Жизнь опять отворяется мне, - говорил он как в бреду, - вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке…» Так и запечатлелся в памяти Обломова Образ Ольги «во весь рост с веткой сирени в руках». Для героев романа любовь «носилась в запахе сиреневой ветки» (2, X). Когда же жизнь «затворилась» для Обломова, воспоминание о ветке сирени становится для него мучительным укором (4, II) О ветке сирени как символе продолжающейся жизни упоминает автор и в заключительных строках: «Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безвременно пахнет полынь…» (4.X)

Вопрос : Какую роль в сюжете романа выполняют Алексеев, Тарантьев, Мухояров, Затертый?

Ответ: Второстепенные герои романа- ступени, ведущие к развязке. Алексеев и Тарантьев – «самые усердные посетители Обломова». Алексеев не играет значительной роли в сюжете романа, несколько раз появляясь в качестве посетителя главного героя. Михей Матвеевич Тарантьев, земляк Обломова, «человек ума бойкого и хитрый», «теоретик, взяточник в душе». Иван Матвеевич Мухояров – кум Тарантьева, брат вдовы Пшеницыной. Вместе с Тарантьевым они грабили Обломова: нашли ему поверенного в делах, плута Затертого, который отправился в деревню Обломова и слал её хозяину успокаивающие письма. Денег же он присылал столько, что Штольц, узнав сумму, воскликнул: «Ты ограблен кругом!» Оброк же на деле был получен Мухояровым и Тарантьевым. Когда имение Обломова взял в аренду Андрей Иванович Штольц и источник дохода для мошенников иссяк,они придумали новый трюк – заемное письмо на имя сестры Мухоярова (с тем, чтобы глупая сестра дала такое же письмо на имя брата)

Этот выдуманный долг покрывался из доходов Обломова от имения. Преступный замысел удался, и уже через полгода дом вдовы Пшеницыной пришел в упадок, а Агафья Матвеевна отдавала последнее, чтобы только Обломов не испытывал неудобств. Только очередное появление Штольца помогло восстановить справедливость: «братец» был наказан, и жизнь в доме налаживалась.

Вопрос: Какие значения получает в романе слово «обломовщина»?

Ответ: Впервые в романе слово «обломовщина» звучит из уст Штольца, которому Обломов поверяет свои мечты: о покойной жизни с женой в доме, где «ноты, книги, рояль, изящная мебель». Штольц называет идеал Ильи Ильича «обломовщиной», отождествляя идеал своего друга с тем, что было у «дедов и отцов».

Обломовщина в «Сне Обломова» - образ жизни деревни и имения Обломовых, бытовой уклад.

Основа этого уклада, его «база» - крепостное устройство всего общества. В романе Гончарова отразились специфические негативные черты этого строя – и это было замечено литературоведами разных направлений. Этот уклад рождает особую мораль и философию, особый стиль человеческих отношений; особый характер, отличающийся беззаботностью, беспечностью и безответственностью; незлобивостью, доброжелательностью, безграничной доверчивостью; мечтательностью, поэтичностью и инфантильностью. Благо для обломовщины – то, что дается без труда, это жизнь без тревог и волнений. Это некая утопия – мечта об удалении от жизни, деятельности, об обеспеченном красивом покое.

Но эта утопия сыграла в судьбе главного героя роковую роль. Об этом говорят и безвременная и бесславная кончина Обломова, и его болезненное ощущение свое нереализованности, отторгнутости от настоящей жизни: «он чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало.. Кто-то будто украл и закопал в собственной душе его принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Что-то помешало ему ринуться на поприще жизни и лететь по нему на всех парусах ума и воли. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения…»(1/ VIII). «Погиб ты, Илья...» - безнадежно констатирует Штольц. – А причина гибели - все та же обломовщина». (4/IX)

Вопрос: Назовите критиков – современников писателя, которым принадлежат следующие оценки герое романа:

  1. «Сродство Гончарова с фламандскими художниками бьет в глаза, сказывается во всяком образе…» (А.В.Дружинин «Обломов» Роман Гончарова)
  2. «Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и необходимости развития личности, - я уже с первых слов знаю, что это Обломов». (н.а.Добролюбов «Что такое обломовщина?»)

Тест по роману, также направленный на то, чтобы вспомнить текст.

Кому из героев романа И. А. Гончарова «Обломов» принадлежит приведенное высказывание? « Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь! <...> Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья ДРУГ у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядывание с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, дуреешь. Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице, только и слышишь: «Этому дали то, тот получил аренду». - «Помилуйте, за что?» - кричит кто-нибудь. «Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!» Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь? »

Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, халат Обломова в романе И. А. Гончарова «Обломов»)?

ВЗ

Как называется глава, рисующая идиллию существования Патриархально-крепостной деревни, которая единственная в романе И. А. Гончарова имеет заголовок?

С каким персонажем русской народной сказки соотносится образ главного героя романа И. А. Гончарова в «Сне Обломова»?

Как называется родовое имение Обломовых в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

Портрет кого из героев романа И. А. Гончарова «Обломов» представлен в приведенном отрывке? «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока».

За что, по выражению Андрей Штольца, Ольга Ильинская полюбила Обломова?

С образом какого былинного героя, до тридцати лет прикованного болезнью к месту и обреченного на неподвижность, сближен образ Ильи Ильича Обломова?

Кому из героев романа И. А. Гончарова «Обломов» принадлежит приведенное высказывание? «Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей».

Что случилось со слугой Обломова Захаром после смерти Ильи Ильича?

Что, по мнению Андрея Штольца, погубило умного, благородного Обломова, человека с «душой чистой и ясной»?

Ответы:

В1 Обломов

В2. Деталь

В3. «Сон Обломова»

В4. Затруднилась с ответом

В5Обломовка

В6. Обломов

В7. за его «хрустальную, прозрачную»

В8. Илья Муромец

В9. Штольц

В10.Просит милостыню на Выборгской стороне

В11. «обломовщина»

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Долго пела она, по временам оглядываясь к нему, детски спрашивая: "Довольно? Нет, вот еще это", - и пела опять.

Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице ее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг, опять потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо. И в Обломове играла такая же жизнь; ему казалось, что он живет и чувствует все это - не час, не два, а целые годы...
Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одинаким трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одинаким настроением.
Все это симптомы тех страстей, которые должны, по-видимому, заиграть некогда в ее молодой душе, теперь еще подвластной только временным, летучим намекам и вспышкам спящих сил жизни.
Она кончила долгим певучим аккордом, и голос ее пропал в нем. Она вдруг остановилась, положила руки на колени и, сама растроганная, взволнованная, поглядела на Обломова: что он?
У него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего счастья; наполненный слезами взгляд устремлен был на нее.
Теперь уж она, как он, также невольно взяла его за руку.
- Что с вами? - спросила она. - Какое у вас лицо! Отчего?
Но она знала, отчего у него такое лицо, и внутренне скромно торжествовала, любуясь этим выражением своей силы.
- Посмотрите в зеркало, - продолжала она, с улыбкой указывая ему его же лицо в зеркале, - глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!..
- Нет, я чувствую... не музыку... а... любовь! - тихо сказал Обломов.
Она мгновенно оставила его руку и изменилась в лице. Ее взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный; им глядел не Обломов, а страсть. <..>
Он опомнился, взял шляпу и, не оглядываясь, выбежал из комнаты.

(И.А. Гончаров, "Обломов". )

При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов

Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину XIX века и которому относят творчество И. А. Гончарова.

Как называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании их внешности: «Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице ее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг опять потухал этот мгновенный луч…»?

ВЗ

Как зовут героиню, в которую влюблен Обломов? (Назовите имя и фамилию персонажа).

Из данного фрагмента выпишите эпитеты, которые употребляет автор, рассказывая о взгляде Обломова.

Как в художественном произведении называется разговор двух (или более) героев между собой?

Какой тип конфликта положен в основу этого эпизода?

Ответы:

В1 реализм

В2. Портрет

В3. Ольга Ильинская

В4. неподвижный, безумный

В5. Диалог

В6. Любовный

Использован материал из журнал «Русская словесность» за 1997г. и тесты с сайта Литра5


Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Обломов» И.А. Гончаров

Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и тёплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец.

Он полагал, что чиновники одного места составляли между собою дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях, что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточны ми и законными предлогами к нехождению в должность.

Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть, по крайней мере, землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу, а землетрясений, как на грех, в Петербурге не бывает; наводнение, конечно, могло тоже служить преградой, но и то редко бывает.

Ещё больше призадумался Обломов, когда замелькали у него в глазах пакеты с надписью нужное и весьма нужное, когда его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной, которые, точно на смех, называли записками", притом всё требовали скоро, все куда-то торопились, ни на чём не останавливались: не успеют спустить с рук одно дело, как уж опять с яростью хватаются за другое, как будто в нём вся сила и есть, и, кончив, забудут его и кидаются на третье - и конца этому никогда нет!

Раза два его поднимали ночью и заставляли писать «записки», несколько раздобывали посредством курьера из гостей - всё по поводу этих же записок. Всё это навело на него страх и скуку великую. «Когда же жить? Когда жить?» - твердил он.

Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе даже и при добром, снисходительном начальнике. Бог знает, что сталось бы с ним, если бы он попался к строгому и взыскательному!

Обломов прослужил кое-как года два; может быть, он дотянул бы и третий, до получения чина, но особенный случай заставил его ранее покинуть службу.

Он отправил однажды какую-то нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск. Дело объяснилось; стали отыскивать виноватого.

Все другие с любопытством ждали, как начальник позовёт Обломова, как холодно и спокойно спросит, «он ли это отослал бумагу в Архангельск», и все недоумевали, каким голосом ответит ему Илья Ильич.

Некоторые полагали, что он вовсе не ответит: не сможет.

Глядя на других, Илья Ильич и сам перепугался, хотя и он, и все прочие знали, что начальник ограничится замечанием; но собственная совесть была гораздо строже выговора.

Обломов не дождался заслуженной кары, ушёл домой и прислал медицинское свидетельство.

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1

Укажите жанр произведения, из которого взят приведённый фрагмент.

2

В пятой главе «Обломова» показана предыстория героя И. А. Гончарова, представляющая ретроспективное повествование о его жизни. Как называется построение художественного произведения, организация системы образов, одним из приёмов которого является задержанная экспозиция?

3

В описании ощущений Обломова писатель нередко прибегает к насмешке («Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть, по крайней мере, землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу, а землетрясений, как на грех, в Петербурге не бывает; наводнение, конечно, могло тоже служить преградой, но и то редко бывает»). Каким термином в литературоведении принято обозначать такой способ авторской оценки изображаемого?

4

Установите соответствие между персонажами произведения «Обломов» и родом их занятий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

5

Как называется стилистическая фигура, заключающаяся в нарушении общепринятого порядка слов («Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе даже и при добром, снисходительном начальнике»)?

6

Укажите термин, которым обозначаются образные определения, дающие характеристику среды, сформировавшей героя И. А. Гончарова («Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и тёплых нравов и обычаев родины...»).

7

Как называется троп, основанный на сопоставлении двух предметов по общему признаку («... когда его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной, которые, точно на смех, называли записками...»)?

Повышенный уровень сложности

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

«Вся суть в одном-единственном завете» А.Т. Твардовский

Вся суть в одном-единственном завете:

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете -

Живых и мёртвых, - знаю только я.

Сказать то слово никому другому,

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву Толстому -

Нельзя. Не скажет, пусть себе он Бог.

А я лишь смертный. За своё в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

Сказать хочу.

И так, как я хочу

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10

Главным предметом лирического размышления в стихотворении А. Т. Твардовского являются его личностные и эстетические принципы. Каким термином принято определять центральный предмет изображения и лирического переживания?

11

Утверждая своё жизненное кредо, поэт говорит от первого лица, неоднократно используя конструкции с местоимением «я». Каким термином обозначается такой вид художественной речи?

12

Укажите название сниженной разновидности литературного языка, к которой прибегает автор лирического произведения (пусть себе он Бог, хлопочу).

13

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) лексический повтор

2) риторическое восклицание

3) умолчание

4) гипербола

5) антитеза

14

Укажите способ рифмовки стихотворения «Вся суть в одном- единственном завете...»

8. Каким образом история с неудачной карьерой характеризует Обломова?

Формулируя авторскую позицию, укажите, что И. А. Гончаров явно симпатизирует своему герою, разделяя его позицию «ничегонеделания» относительно службы. Карьера Обломова сорвалась, так и не успев начаться. И это произошло не только потому, что Илья Ильич ленив и невнимателен. Просто чиновничья работа лишена самого важного - духовного содержания.

Высказывая личные суждения, поясните, что, с одной стороны, позицию героя И. А. Гончарова можно понять. С другой стороны, не является ли такое отношение к службе удобным самооправданием для Обломова, чтобы раз и навсегда отказаться от какой-либо деятельности? Ведь нашёл же Штольц сферу, в которой органично развернулись его предпринимательские способности. Пусть мы немного знаем о его деятельности, тем не менее, друг Ильи Ильича содержит себя сам и сколотил в результате сделок хороший капитал.

Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, вспомните, как Илья Ильич строго судит своего приятеля Судьбинского, не находя оправдания его деятельности («И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. У нас это называется тоже карьерой. А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства - зачем это? А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома - несчастный!»).

9. Как относились к делам службы известные вам литературные герои и в чём они сопоставимы с Ильёй Ильичом?

В качестве литературного контекста могут быть использованы следующие произведения: А. С. Грибоедов «Горе от ума» (Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Чацкий); Н. В. Гоголь «Шинель», «Ревизор»; А. П. Чехов «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий»; В. В. Маяковский «Прозаседавшиеся», «Бюрократиада», «Подлиза», «Баня».

Сопоставляя позиции литературного контекста с предложенным фрагментом произведения, подчеркните, что Фамусов, герой грибоедовской комедии «Горе от ума», подобно Илье Ильичу, не любит обременять себя занятиями с деловой корреспонденцией:

А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

За отца Софьи всё делает его секретарь Молчалин. Идеал Фамусова - придворный Максим Петрович, чьи подобострастие, чинопочитание стали ориентиром века. Цель полковника Скалозуба - карьера: «Мне только бы досталось в генералы». Идейный противник его Чацкий провозглашает своё кредо:

Служить бы рад -

Прислуживаться тошно.

Обосновывая свой выбор произведений для сопоставления, вспомните, что исполнительный и аккуратный герой повести Н. В. Гоголя Акакий Акакиевич Башмачкин, человек-функция, способен только переписывать бумаги. В отличие от Обломова, он беден и не чиновен, поэтому вынужден скрупулёзно выполнять свои обязанности.

Напротив, пренебрегают своими должностными обязанностями «отцы города» в комедии «Ревизор». Служебное рвение героев А. П. Чехова не доводит их до добра, а привычка бояться, подличать и вовсе влечёт к гибели («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «На гвозде», «Как у Дездемонова двадцать пять рублей пропало»).

Расскажите, как торжество бумажного царства, апофеоз формализма демонстрирует «бюрократиада» В. В. Маяковского. Вспомните «Прозаседавшихся», «Подлизу», знаменитую комедию «Баня», главный герой которой - главначпупс Победоносиков - создаёт имитацию деятельности: его канцелярия производит лишь приказы, служебные записки, налагает резолюции.

В заключение отметьте, что гротескные образы Гоголя и Маяковского, сатирические персонажи Чехова далеки от философствующего домоседа Обломова, который отвергает деятельность чиновников, не видя в ней настоящей жизни, высшего смысла существования.

15. Как в стихотворении А.Т. Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете...» выражено жизненное и творческое кредо поэта?

Выполняя задание, вспомните, что стихотворение А.Т. Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете...» является программным произведением автора. Написанное в 1958 г., оно воплощает жизненное кредо, своего рода нравственный устав творца и человека. Поэт провозглашает в нём свободу творчества, право на самоопределение в искусстве.

Формулируя читательскую точку зрения, поясните, что тема творчества находит развитие во многих стихотворениях поэта, таких как «Ни мочи нету мне, ни дня...», «Не много надобно труда...», «Моим критикам», «Собратьям по перу», «К обидам горьким собственной персоны...». Лирическое произведение «Вся суть в одном-единственном завете...» относится к зрелому творчеству автора и поэтому может оцениваться как стихотворение итогов. Главная идея своего рода программного заявления перекликается с высказыванием поэта: «Талант - это обязанность»: Философичность и ораторская направленность отличают это стихотворение.

Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, подчеркните, что в стихотворении А.Т. Твардовского звучит особая диалектическая формула, выражающая собственную философию жизни и утверждающая неповторимость творческой личности:

А я лишь смертный. За своё в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

16. В творчестве каких русских поэтов XX в. представлена лирика итогов и в чём их можно сопоставить с произведением А. Т. Твардовского?

В качестве литературного контекста привлеките два из перечисленных произведений: Н.А. Некрасов «О Муза! я у двери гроба...», А. А. Блок «О, я хочу безумно жить...», С. А. Есенин «Не жалею, не зову, не плачу...», Б. Л. Пастернак «Во всём мне хочется дойти...».

Обосновывая свой выбор, укажите, что произведение А. А. Блока «О, я хочу безумно жить...» воспринимается нами как завещание потомкам. Это одновременно исповедь и утверждение идеала творческой личности, жажды бытия:

Он весь - дитя добра и света,

Он весь - свободы торжество!

Обратитесь к стихотворению С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...» (1921), которое представляет собой своего рода прощальную песнь по уходящей молодости. Оригинальные метафоры («золото увяданья», «буйство глаз»), сравнение молодости и жизни с весенним всадником на розовом коне создают яркий образный ряд произведения. Поэт благословляет «что-то», видимо, олицетворяющее самые лучшие и светлые мгновения, отбрасывает всё недостойное. Восклицания снимают печаль элегической интонации.

Поясните, как по-иному подводит предварительные итоги жизни лирический герой Б. Л. Пастернака:

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Им по-прежнему движет желание «жить, думать, чувствовать, любить», «свершать открытья». Связь бытия и творчества, их взаимопроникновение - важный вывод жизненной философии Пастернака.

17.1. Столкновение консерватизма и передовой идеологии в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».

В начале сочинения укажите, как в знаменитой комедии А.С. Грибоедова сталкиваются два мировоззрения - охранительное, консервативное и передовое, прогрессивное. Помимо политических, социальных проблем (государственное устройство, крепостное право, образование, влияние иностранщины), в произведении ставятся серьёзные философские вопросы истины, личности, смысла жизни. Позиции Фамусова, Скалозуба, Молчалина консервативны, Чацкий и его немногочисленные соратники (профессора Московского педагогического института, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской) олицетворяют передовую демократическую идеологию.

Подчеркните, что любовный, общественный конфликт дополняется острым идеологическим противостоянием мира Чацкого и мира Фамусова как главных героев пьесы.

Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, рассмотрите. как «квасной патриотизм» Фамусова находит отражение в его обличительных речах относительно новомодных общественных тенденций:

А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,

Губители карманов и сердец!

Ретрограды и мракобесы - гости московского бала Фамусова - обрушиваются с обвинениями в адрес просвещения и его институтов, книг. Чацкий и ему подобные - опасные члены общества, «карбонарии», не признающие властей, желающие «проповедать вольность».

Используйте в своём развёрнутом высказывании такие теоретико-литературные понятия, как комедия, драматический конфликт, антагонисты, монолог, диалог, элементы сюжета, герой-идеолог, я-концепция, проблематика, смысл названия.

Продумывая композицию сочинения, начните с общей характеристики конфликта пьесы «Горе от ума»; затем представьте идейные позиции главных участников противостояния; в заключение отметьте роль Чацкого в системе персонажей комедии А. С. Грибоедова.

17.2. Какое развитие в поэзии А. А. Фета получает приём психологического параллелизма?

Размышляя над поставленным в задании вопросом, укажите, что «растительные метафоры» А. А. Фета позволяют осмыслить человеческое существование, лирические пейзажи становятся выражением души героя. Его дух питается животворной силой деревьев («Учись у них - у дуба, у берёзы...»). В фетовской поэзии через образы природы передаётся правда о человеке.

Раскройте, как приём психологического параллелизма помогает метафорически представить терпение, стоицизм героя в принятии трудностей и бед. Возрождение деревьев весной, например, символизирует преодоление сложностей бытия. У Фета нет открытого сопоставления души природы и человека, есть лишь прямая ассоциативная связь между ними.

Выразите свою точку зрения по поводу проблематики творчества А. А. Фета, пояснив, что параллелизм жизни человека и природы говорит об их духовном слиянии, нерасторжимом единстве бытия.

Проиллюстрируйте свои рассуждения примерами из произведений поэта. Расскажите, как в стихотворении «Сосны», построенном на антитезе жизни берёз и клёнов, находит воплощение метафора судьбы.

Подчеркните, что в лирическом произведении «Шёпот, робкое дыханье...» картина любовного свиданья переплетается с изображением ночного сада, зарёй и соловьиными трелями - миром природы, прекрасным и разнообразным. Этот природный мир - не только свидетель, но и участник хора радости влюблённых. Чувство, развивающееся в таком мире, таинственно и поэтично. Рассмотрите, как в стихотворении «Учись у них - у дуба, у берёзы...» природа становится предметом для подражания. Лирический герой ощущает себя частью природного мира. Подчеркните, что радость бытия особенно ярко выражена в стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом...».

Используйте в своём высказывании такие теоретико-литературные понятия, как «чистое искусство», психологический параллелизм, метафора, символ, лирическое переживание, лирический герой, лирический сюжет.

Продумывая композицию сочинения, охарактеризуйте лирику А. А. Фета с точки зрения эстетики «чистого искусства»; в основной части рассмотрите изображение состояния человеческой души через картины природы в творчестве поэта; и, наконец, сделайте выводы о значении приёма психологического параллелизма в лирике А. А. Фета.

17.3. Архитектурные образы в поэзии О.Э. Мандельштама.

В начале сочинения укажите, что с детства поэт находился под впечатлением архитектурного облика Петербурга («Я вернулся в мой город, знакомый до слёз...»). В 1912 г. О. Э. Мандельштам стал автором манифеста нового литературного течения «Утро акмеизма». Архитектура уподоблялась в нём литературе, поскольку могла осязать реальность материала, сопротивление которого художник должен победить.

Поясните, что в отношении слов поэт использует принципы готической архитектуры, утверждая, как акмеист, в качестве материала для образов камень. Недаром это название носит первый поэтический сборник О.Э. Мандельштама. Стихотворец пытается разбудить музыку камня, увидеть душу в архитектурном шедевре. Он утверждает, что «строить - значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство».

Аргументируя свой ответ, вспомните, что шедевры мирового зодчества становятся героями таких стихотворений О.Э. Мандельштама, как «Адмиралтейство», «В Петрополе прозрачном мы умрём...», «Notre Dame», «Айя-София» и др. Французский готический собор - символ Парижа - представляет собой воплощение динамики, трёхмерного мира:

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом дуб - и всюду царь - отвес!

Отметьте, что образ величественного собора святой Софии в Константинополе являет ещё один образец «музыки архитектуры» и поэзии:

Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон - света торжество,

На парусах, под куполом, четыре

Архангела - прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье

Народы и века переживёт,

И серафимов гулкое рыданье

Не покоробит тёмных позолот.

Укажите, что в 537 году, когда в Айя-Софии состоялось первое богослужение, Юстиниан, стоя посреди храма, воздел руки к небу и воскликнул: «Слава Богу, который дал мне возможность закончить эту постройку. Я превзошёл тебя, Соломон!»

Император Византии имел в виду Иерусалимский храм царя Соломона. Поэт знакомит нас с историей строительства храма, его инженерными тонкостями, воспроизводит точность архитектурных деталей. При этом в восхищении шедевром снимается противопоставление мировых религий - христианства и ислама, православия и католичества.

В стихотворении, посвящённом Адмиралтейству, О.Э. Мандельштам заметит:

Не отрицает ли пространства превосходство

Сей целомудренно построенный ковчег?

Используйте в своём развёрнутом ответе такие теоретико-литературные понятия, как литературное течение, модернизм, эстетика акмеизма, лирический герой, поэтика.

Продумывая композицию сочинения, остановитесь на эстетических принципах О.Э. Мандельштама-акмеиста во вступлении; охарактеризовав архитектурные образы поэзии О.Э. Мандельштама, раскройте особенности поэтики создателя «Notre Dame» и «Айя-Софии».

Замысел романа «Обломов» возник к концу 50-х годов XIX века, в это время Гончаров в «Литературном сборнике с иллюстрациями» опубликовал главу «Сон Обломова», которая впоследствии стала композиционным центром произведения. Полностью роман был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки».

Создавая «Обломова», Гончаров хотел показать коренные черты русской национальной жизни. В романе главный герой Илья Ильич интересен писателю как вечный образ, как персонаж, выражающий сущностные качества исконно русского человека.

Ключевые образы мотивы, детали романа помогают раскрыть особенность национального характера, показать, «как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в кисель». Идейная направленность романа – обличить пороки «обломовщины».

Впервые понятие «обломовщина» появляется на страницах произведения в четвёртой главе второй части романа. В эпизоде спора двух друзей об идеале жизни его впервые произносит друг Обломова Штольц, характеризуя мечты главного героя о семейной идиллии. Спор друзей разразился после очередного выхода в свет. Илья Ильич восстал против петербургской суеты: «Не нравится мне эта петербургская жизнь!» После вопроса Штольца: «Какая же тебе нравится?» Обломов разразился монологом, в котором с иронией говорил о погоне за чинами, лицемерии, суете, лживости и зависти высшего света. Монолог заканчивается ключевой фразой Ильи Ильича: «Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни…»

Истоки «обломовщины» писатель видит в среде, в которой воспитывался Илья Ильич. Из главы «Сон Обломова» читатель узнает, что спокойная, размеренная жизнь в поместье была подчинена двум основным культам – еды и сна. Родители Обломова сами не утруждали себя деятельностью и баловали ребенка и не обременяли Илюшу школьным обучением, при самых малых признаках болезни оставляя его дома. Неподвижность, усыпляющий покой и тишина "мирного уголка" порождают духовную нищету у обитателей Обломовки, узость интересов, апатию и лень.

Уже будучи взрослым, Обломов и на Гороховой улице создает себе нечто подобное Обломовке. В интерьере квартиры героя читаются следы запустения и небрежности: книга, лежащая раскрытой на одной и той же странице, паутина на зеркале, тарелка с остатками пищи. Главная же деталь быта Обломова – любимый диван, с которого герой встает с большим нежеланием: даже гостей Обломов принимает лежа. «Обломовщина» входит и в образ мыслей героя, становящихся все более неповоротливыми. Не хочется думать о проблемах в деревне, о проекте, о переезде.

Уже перебравшись на Выборгскую сторону в дом к вдове Пшеницыной, Обломов дает волю всем самым печальным сторонам своей личности: апатичности, безделию, духовной пустоте. Приехавший к нему Штольц с грустью говорит Обломову: «Ты в самом деле умер, погиб!» И герой сам осознает это, но уже сил исправить что-либо у него нет.

Гончаров со свойственной ему реалистической манерой психологически достоверно раскрыл причины и последствия такого явления в русской жизни, как «обломовщина». Писатель отметил черты национального характера, менталитета русского человека, такие как лень, апатия, неумение доводить до конца задуманное. Именно эти качества часто становятся причиной гибели талантливых, по-настоящему искренних и мыслящих людей.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png