Работаем по второму направлению
тем итогового сочинения
2016-2017
«Честь и
бесчестие»

В основе направления лежат полярные
понятия, связанные с выбором человека:
быть верным голосу совести, следовать
моральным принципам или идти путем
предательства, лжи и лицемерия. Многие
писатели сосредотачивали внимание на
изображении разных проявлений человека:
от верности нравственным правилам до
различных форм компромисса с совестью,
вплоть до глубокого морального падения.

Какими могут быть темы по этому направлению
1.«Честь истинная всегда в соответствии с совестью» (Д.С. Лихачев)
2.«Честь – это внутренняя совесть, а совесть – это внутренняя честь»
(А. Шопенгауэр)
3.«Честь нельзя отнять, её можно потерять» (А.П. Чехов)
4.«Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее
всего» (Ф.М. Достоевский)
5.«Только незапятнанный может победить бесчестных» (Самед Вургу)
6.«Честь дороже жизни» (Шиллер)
7.«Честь – это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель)
8.«Вытерплю несправедливость, только не бесчестие» (Цецилий)
9.«Бесчестный человек готов на бесчестное дело» (Пословица)
10.«Береги платье снову, а честь смолоду» (Пословица)
11.Что значит идти дорогой чести?
12.Как вы понимаете слова честь и бесчестие?
13.Честь и честность ум рождают, а бесчестность его забирает
14.В чём различие между честью и честностью?

Художественные произведения

Л.Н. Толстой «Война и мир»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А.П. Чехов «Студент»
В.Г. Распутин «Уроки французского», «Пожар», «Женский
разговор», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Живи и помни»
В.П. Астафьев «Печальный детектив»
М.А. Булгаков «Белая гвардия»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
В. Быков «Сотников»
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»

Сочинение
Размышления о чести и совести
Как писать о чести и совести в наше время? Время вседозволенности,
подмены понятий, время освобождения от принципов морали… Наверное, целью
моего сочинения будет напоминание, а может быть, выяснение того, что
такое честь и совесть и как отразилось понимание этих понятий в
литературе.
До начала 18 века понятия личной чести в Росси не было. Это означало, что
бесчестие одного представителя рода, семьи ложилось пятном на всю семью,
на весь род. Наиболее отчётливо такое понимание чести мы видим в
исторической поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова». Узнав о том, что жена его,
Алёна Дмитриевна, опозорена Кирибиевичем, первое, что делает Калашников, это зовёт двух младших братьев, рассказывает им о случившемся, напоминает
им о том, что завтра на Москве-реке при царе будет кулачный бой. «И я выйду
тогда на опричника, буду насмерть биться, до последних сил, А побьёт он меня –
выходите вы…»
Тем самым Калашников обеспечивает гарантированное уничтожение
обидчика Кирибеевича и восстановление чести семейства. За незапятнанную
репутацию не жаль было своей жизни, ни жизни близких…

Даже Пушкин, объясняя свою непримиримость к Дантесу, говорил, что, кроме
доброго имени, ему, Пушкину, нечего оставить своим детям. Честное имя
стоило Пушкину жизни…
Представление о личной чести окончательно установилось в России в начале
19 века. Одновременно с Запада пришёл обычай смывать оскорбление кровью на
поединке. Но понятие личной чести было свойственно очень узкому кругу
дворянства, преимущественно столичного дворянства (Онегин) и гвардейского
офицерства (Печорин). В этой среде лишь намёк на трусость, неблагородное
поведение воспринимались как оскорбление, которое смывалось кровью
посредством дуэли. Яркой иллюстрацией этому может послужить эпизод с
Онегиным и Ленским. Этих героев пушкинского романа «Евгений Онегин»
связывала искренняя дружба, но даже она не остановила бессмысленного
кровопролития. Онегин прекрасно понимал, что размолвка между ним и Ленским
– лёгкое недоразумение, но ложно понимаемый кодекс чести заставил Онегина
произнести роковую формулу: «Всегда готов»:
…И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чём вертится мир!

Онегин испугался сплетен, пересудов, оградил себя от объяснений в трусости и не
пожалел при этом друга. Между прочим, по таким же надуманным причинам возникла
дуэль и между другими героями. Это Печорин и Грушницкий. Первый защищал честь
несчастной (оскорблённой им же) княжны Мери, а другой был переполнен ложными
представлениями о чести и бесчестии и поплатился за это сполна. Таким образом, когда
дело касалось вопросов чести, люди готовы были «переплатить» и не считали эти
траты напрасными.
В словаре С.И. Ожегова слово честь, кроме, толкований, которых мы коснулись, имеет
ещё одно значение. Это – женская честь, целомудрие. Такой дефицит в наше время!
Очень заметно, что в современном информационном пространстве эти понятия вовсе
не употребляются. А зря. Соблюдение девичьей, женской чести говорит о высоких
душевных качествах литературных героинь, в частности. И самая яркая из них, конечно
же, Татьяна Ларина – «милый идеал» Пушкина. В последнем объяснении с Онегиным
заплаканная княгиня между счастьем и долгом выбирает долг, то есть честь:
Я вышла замуж. Вы должны
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Какая гениально простая формула! Ею с полным правом могли бы воспользоваться и
Наташа Ростова, несмотря на ошибки и метания, и княжна Марья (героини романаэпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»); и удивительная, кроткая капитанская дочка Маша
Миронова, совершившая подвиг ради любимого человека.
Кстати, о Петре Гринёве. Этого героя пушкинского романа «Капитанская дочка» я
считаю абсолютом в понимании офицерской чести, чести воина, защитника.
А.С. Пушкин предоставил своему герою максимум возможности показать на деле свои
представления о чести. Конечно, здесь Гринёву покровительствовал случай. Заячий
тулуп, упорная блажь Пугачёва быть благодарным, старания преданного Савельича и
т.п. Но я уверена, что не будь Гринёва, чистого душой, судьба отвернулась бы от него.
Какие качества продемонстрировал Гринёв? Во-первых, верность Отечеству, присяге
(«… я присягнул государыне-императрице: тебе служить я не могу»); во-вторых,
верность слову, порядочность, честность («“А если отпущу, - сказал Пугачёв, - так
обещаешься ли… против меня не служить?”» – «“Как могу тебе в этом обещаться?” –
отвечал я»). И, наконец, в-третьих, верность в любви (защищал доброе имя Маши
Мироновой на дуэли с отвратительным Швабриным; рискуя жизнью, спас её из плена).
Что же объединяет перечисленных литературных героев? Они поступали по законам
чести, руководствуясь «чувством нравственной ответственности перед окружающими
людьми, обществом» (Онегин), то есть чувством совести. Именно так
Шахтарина А.Ф.

трактуется это понятие в толковом словаре. Человека чести ведёт по жизни чувство
совести, на страже которой стоит стыд, о котором всем нам сегодня нужно бы
вспомнить. Ведь недаром о человеке, потерявшем нравственные ориентиры, говорят:
«Ни стыда, ни совести».
Заканчивая размышления о чести и совести, хочу отметить особую символичность в
возвращении школьного сочинения по литературе. Общество ищет выход из ситуации
всеобщего нравственного распада, душевной слепоты и равнодушия. Хочется верить,
что ещё не поздно… Не поздно вернуться к чистым истокам человеческого бытия,
гениально отражённым в лучших произведениях русской литературы.
(Сочинение написано учителем
русского языка и литературы)
Шахтарина А.Ф.

10.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД
СОЧИНЕНИЕМ ПО
НАПРАВЛЕНИЮ
«ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»
(базовый уровень)
Шахтарина А.Ф.

11. 1.Вступление

Честь… Что же это такое?
Честь - моральные качества человека, его принципы,
достойные уважения и гордости, это высокая духовная
сила, которая способна
удерживать человека от
подлости, предательства, лжи и трусости. Для
большинства
из нас состояние утраченной чести
(бесчестие) – это тяжёлая боль в душе, так как именно
такое состояние нарушает нашу духовную связь
другими людьми, с обществом. Без чести нет у
человека настоящей жизни.
Шахтарина А.Ф.

12. Основная часть сочинения

Классики мировой художественной литературы, в том
числе и русской, создали
немало произведений, где
рассказывается о таких героях, которые по-разному
относятся к понятию чести и достоинства. Так, в романе
А.С. Пушкина «Капитанская дочка» проблеме чести уделяется
самое серьёзное внимание. Автор показывает двух русских
офицеров - Гринёва и Швабрина. Пётр Андреевич Гринёвчеловек чести и долга, а вот Швабрина таким назвать
нельзя. Почему же так происходит? Жизнь часто испытывает
людей, ставит их перед выбором. Как быть, что делать в
конкретных ситуациях? Поступить по чести и по совести или
прийти к бесчестию?
Шахтарина А.Ф.

13.

В родительском доме Пётр получил здоровые начала в
жизни, его моральные качества и жизненные принципы
достойны уважения. Отец, провожая Петра на службу, дал
ему наказ о том, чтобы служил честно и помнил, что для
человека честь - это самое главное. Молодой офицер помнит
отцовскую заповедь «Береги честь смолоду». Гринёву
присущи благородство и верность. Честь и долг для русского
офицера являются смыслом жизни. Он отказался служить
Пугачёву, объяснил это тем, что давал присягу служить
государыне-императрице. Пётр Андреевич держится смело,
честно, ведёт себя достойно. Пугачёв оценил Гринёва как
человека чести. И мы видим, что путь чести – очень трудный,
но правильный в жизни.
Шахтарина А.Ф.

14.

А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но какой? У
Швабрина отсутствуют чувства долга и человеческого
достоинства. Нарушив воинскую присягу, он перешёл на
сторону Пугачёва, ползал в ногах у самозванца, вымаливал
прощение. Он предал Родину, своего сослуживца Гринёва,
принёс
столько
страданий
Маше
Мироновой,
которая отвергла его любовь. А это и есть настоящее
бесчестие.
Перечитывая страницы романа А.С. Пушкина «Капитанская
дочка», мы начинаем отчётливо понимать, что «честь с
мундиром не выдаётся. Честь - это нравственная начинка»,
что бесчестие ведёт к краху человеческой личности.
Шахтарина А.Ф.

15.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин показывает двух помещиков,
старых друзей - Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича
Дубровского. Что значит честь для каждого из них? Долгое время
единственным человеком, к которому Троекуров относился с почтением
и уважением, был его сосед из Кистенёвки - Дубровский. Старые друзья
поссорились Оба помещика имели вспыльчивый характер, оба гордые.
Троекуров поддерживал это состояние в себе сознанием богатства и
власти. А Дубровский - осознанием древности своего рода и дворянской
чести. Случай на псарне показывает Дубровского как человека гордого,
который обладает чувством собственного достоинства. Троекуров
своими предпринятыми действиями довёл бывшего друга до
умопомешательства и смерти. Такие поступки разрушают личность.
Перечитывая роман А. С. Пушкина «Дубровский», мы задумываемся
над тем, что честь - это главный стержень человека, его нравственный
хребет, когда судьёй поступков и действий человеческих становится
совесть, которая является и лучшим нашим “контролёром”.
Шахтарина А.Ф.

16. Заключение по теме сочинения

Итак, рассуждая по проблеме чести и бесчестия, вспоминая
страницы двух романов Александра Сергеевича Пушкина, я
прихожу к выводу о том, что понятие чести никогда не
устареет, так как именно честь помогает человеку жить,
быть на высоте, помогает
сделать правильный
нравственный выбор, осуществлять духовную связь с
людьми, с обществом. А это немало в человеческой жизни.
И очень хочется надеяться на то, что и в наше время среди
моих современников будет как можно больше людей, для
которых понятие чести никогда не потеряет своей высокой
значимости.
Шахтарина А.Ф.

    Честь ум рождает, а безвременье последнего лишает. См. ЧЕСТЬ ПОЧЕТ …

    Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает. См. ЧЕСТЬ ПОЧЕТ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Жен. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье. Поступок несовместный с честью. Чести к коже… … Толковый словарь Даля

    Наверху голова вскружится. Не бей по роже, себе дороже. Дадут дураку честь, так не знает, где и сесть. На дурака чести (т. е. почету) не напасешься. Свинья не знает чести. Одна честь свинье: помои. Свинье в огороде одна честь: полено. Старую… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Достоинство человека, его право уважать себя перед лицом Божиим и право быть уважаемым духовно зрячими людьми (И.А. Ильин). В этом смысле в понятиях Святой Руси «честь превыше всего». «Честь ум рождает, а бесчестье отнимает», «За честь голова… … Русская история

    Дурак давку любит. Свалка дураков простор. Олух на олухе едет, олухом погоняет. Осел на осле, дурак на дураке. Дураками свет стоит (или: красится). У них, у всех, никак, мозги набекрень. Что ни дурень, то и бабин. Сдуру, что с дубу. Спроста, что… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Честь презирает Того, себя кто сыном чести называет. Но не похож на мать. Тому хвала. Кого не предки красят, а дела. Конец всему делу венец. Вскоре после возвращения из Африки я сообщил некоторые свои наблюдения над крокодилом… … Жизнь животных

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    - (Bovidae)** * * Семейство полорогих, или бычьих самая обширная и разнообразная группа парнокопытных, включает 45 50 современных родов и около 130 видов. Полорогие животные составляют естественную, ясно очерченную группу. Как ни… … Жизнь животных

    ИСААК СИРИН - [Исаак Ниневийский; сир. , ], греч. ᾿Ισαὰκ ὁ Σύρος] (не ранее сер. VI в., Бет Катрайе (Катар) не позднее 1 й пол. VIII в., Хузестан), прп. (пам. 28 янв.), еп. Ниневийский, отец Церкви, автор аскетических творений. Жизнь Биографические сведения об … Православная энциклопедия

Книги

  • Итальянская коллекция. Джованни Верга. Сельская честь. Учебное пособие , Романова О.. В книгу вошли избранные рассказы Джованни Верги (1840-1922), основоположника реалистического направления в итальянской литературе. Родившийся и большую часть жизни проживший на Сицилии,…

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. С. Пушкин) Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.

Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

Честь и бесчестие».

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

1. В чем различие между честью и честностью?
2. Как вы понимаете слова честь и бесчестие?
3. Честь и честность ум рождают, а бесчестность его забирают.
4. Что значит идти дорогой чести?
5. Береги платье снову, а честь смолоду.

6. Д.Фонвизин «Недоросль» – Правдин, Стародум, Софья - Простаковы.
7. А.Грибоедов «Горе от ума» – Чацкий – Молчалин, фамусовское общество.
8. А. Пушкин «Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин.
9. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» – купец Калашников – Кирибеевич.
10. Н. Гоголь «Тарас Бульба».
11. А.К.Толстой «Князь Серебряный».
12. Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов; старый князь Болконский – Василий Курагин…
13. Ф.Достоевский «Идиот» – Князь Мышкин – Гаврила Иволгин; «Преступление и наказание». А.Куприн «Поединок».
14. М.Булгаков «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита».
15. В. Каверин «Два капитана» - Саня Григорьев – Ромашин, Николай Антонович.
16. Н.Думбадзе «Я вижу солнце».
17. Н. Лесков «Человек на часах».
18. А..Куприн «Чудесный доктор».
19. А.Грин «Зелёная лампа».
20. М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон».
21. В.Быков «Обелиск»; «Сотников».
22. Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».
23. В.Каверин «Картина».
24. В.Дудинцев «Белые одежды».
25. В.Распутин «Живи и помни»; «Дочь Ивана, мать Ивана».

Тематическое направление 2 «Честь и бесчестие».

Отбор литературного материала. Подготовка к домашнему сочинению по теме «Торгуя честью, не разбогатеешь» (Ф.М.Достоевский)

Запишите первые пришедшие в голову признаки предложенного направления итогового сочинения, не останавливаясь на них подробно

незапятнанная репутация честное имя достоинство справедливость ЧЕСТЬ верность порядочность благородство души Чистая совесть 1) Ответьте на вопрос : как вы понимаете выражение «человек чести»? Какого человека можно так назвать? 2) Запишите рядом имена литературных героев, о которых можно сказать «человек чести» (укажите произведение). Маша Миронова А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Матрёна А.И.Солженицын «Матрёнин двор» Андрей Соколов М.А.Шолохов «Судьба человека» незапятнанная репутация честное имя достоинство справедливость купец Калашников М.Ю.Лермонтов «Песнь про купца Калашникова...» ЧЕСТЬ верность Татьяна А.С.Пушкин «Евгений Онегин» порядочность благородство души чистая совесть Петр Гринёв А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Пьер Безухов Л.Н.Толстой «Война и мир» Сонечка Мармеладова Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

Вспомните фразеологизмы и пословицы, в которых употребляется слово «честь»

Пословицы:

· Деньги потеряны – мало потеряно, здоровье потеряно – много потеряно, честь потеряна – всё потеряно.

· Честь чести и на слово верит.

· Честь по заслугам.

· Береги честь смолоду, а здоровье под старость.

· Не тот честен, кто за честью гоняется, а тот, за кем она сама бежит. · Чистого и огонь не обожжёт, а грязного и вода не отмоет.

· Честь головой оберегают.

· Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке.

· Были бы деньги, а честь найдем.

· Живи своим умом, а честь расти трудом.

· Честь тверда, в слове стойка.

· Не на кафтане честь, а под кафтаном.

· Каков есть, такова и честь.

· Честные глаза в бок не глядят.

Фразеологизмы

С честью выйти из затруднительного положения,

С честью выполните порученное дело

Честь и хвала!

делает честь (кому, чему), честь имею <кланяться>.

Живёт по чести, по совести

Честь честью, отдать честь; дело чести, долг чести, честь мундира, человек чести, честь по чести

Объясните, как вы понимаете значение этих фразеологизмов. Вывод (запись в тетради): Честь даёт уважение: выражение «человек чести» - это один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку. Как вы понимаете слово «бесчестие»? Подберите синонимы к данному слову (поругание чести, оскорбление, позор). Вспомните пословицы со словом «бесчестие» (За бесчестье (за честь) голова гинет. Увечье не бесчестье. За увечье платят бесчестье. Смерть лучше бесчестья). Вспомните литературных героев, совершающих бесчестные поступки (Паратов из пьесы А.Н.Островского «Бесприданница», Арбенин из драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад», Швабрин из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», Кирила Троекуров из романа А.С.Пушкина «Дубровский», Грушницкий из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Лазарь Подхалюзин и Липочка Большова из пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся» и др.) II. Работа над темой сочинения «Торгуя честью, не разбогатеешь» (Ф.М.Достоевский) Сформулируйте главную мысль сочинения (Надо жить по чести, по совести, не забывая, что, как сказал А.П.Чехов, «честь нельзя отнять, её можно только потерять»)

Задание: заполните таблицу Напишите вступление Подберите к своему вступлению тезис и аргументы. Напишите заключение, связав его с тезисами и вступлением.

Варианты вступлений

1. Мы живём в непростое время: санкции, кризис, инфляция... По официальным в России 84% населения живут за чертой бедности, 12% являются средним классом и 4% - элита, то есть те, кто имеет миллионы и миллиарды. Много ли среди них честных людей? «Некорректный вопрос», - скажете вы. А я задам другой вопрос: «Как они стали миллионерами и миллиардерами и задумываются ли они о том, что такое честь и бесчестие?» Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к русской литературе. (68 слов)

Тезис 1

Богатство (большое богатство!) честным трудом не наживается.

Аргумент 1 : Сергей Сергеевич Паратов, главный герой пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

Тезис 2: В наше время, к счастью, есть люди, которые призывают нас, простых людей, жить по совести, по чести. К таким людям относится Дмитрий Сергеевич Лихачев. \

Аргумент 2: Статья Д.С.Лихачева «И пробил час.

Вариант заключения

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что люди, владеющие огромными богатствами (помните: 4% очень богатых россиян?), задумаются о тех, кто еле-еле сводит концы с концами, кому за день до пенсии не хватает денег на кусочек хлеба... Задумаются и займутся благотворительностью, как Савва Морозов, как Павел Михайлович Третьяков, российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.. Задумаются и вспомнят слово «честь»... (65 слов)

Вариант вступления

«Торгуя честью, не разбогатеешь», - сказал великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в XIX веке. А сейчас уже XXI век, но актуальность этого высказывания очевидна: и в нашем столетии встречаются люди, для которых слово «честь» - пустой звук. К счастью, есть и те, кто «бережёт честь смолоду». В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (56 слов)

Тезис + Аргумент

Тезис 1: Во-первых, государственные служащие, наделённые властью, как никто другой, должны соблюдать кодекс чести. Увы, порой этого не происходит.

Аргумент 1: Городничий Антон Антонович Сквозник- Дмухановский, герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Тезис 2 : Во-вторых, не желают торговать честью те, кто искренне любит свою Родину, окружающую их природу, кто готов жизнь отдать за то, чтобы в мире воцарилась гармония.

Аргумент 2 : Егор Полушкин из повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» .

Вариант заключения

В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что современное общество заполонили люди, нечистые на руку, люди, думающие о своей выгоде и забывая об интересах других... Убеждён: нельзя торговать тем, что составляет честное имя человека, его внутреннее нравственное достоинство и чистую совесть... Нельзя! Никогда! Ни при каких обстоятельствах! И это должен понимать каждый! (60 слов)

Вариант вступления

Путь чести и путь бесчестия... Путь чести – это путь правды, справедливости, достоинства... Путь бесчестия – это дорога в никуда. Люди сами выбирают, по какой дороге им идти. Зайдите в больницу... Зачастую там надо платить... за заботу и внимание, за высококвалифицированного врача... Продается то, что должно быть нормой... А гаишники?... А полиция?...А чиновники?.. Думаете, они, берущие взятки, богатеют? Внешне, наверное, да.. Но душа беднеет... «Грязные» деньги никогда не принесут счастья и радости... Сработает закон бумеранга: чья-то боль вернётся в дом взяточников... В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (89 слов)

Тезис + Аргумент

Тезис 1: В том, что человек изменяет самому себе, теряет лицо,

становится равнодушным и бесчестным, виноват только он сам.

Аргумент 1 : Дмитрий Ионыч Старцев из рассказа А.П.Чехова «Ионыч» Тезис 2: В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям и с уважением к порядочным, берегущим свою «честь смолоду».

Аргумент 2 : Алексей Иванович Швабрин и Петр Андреевич из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Вариант заключения

В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит злободневно, потому что в обществе всегда будут люди, достойный уважения, с незапятнанной репутацией, и люди, не имеющие чести. Изменить положение можно только вместе: выражая презрение подлецам, приспособленцам, карьеристам, мы заставим их задуматься над своим поведением и, возможно, измениться в лучшую сторону. Я надеюсь на это... (59 слов)

Вариант вступления

В России всегда чтили как олицетворение чести и незапятнанной совести таких великих людей, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Михаил Ломоносов, Александр Суворов, Михаил Кутузов. И всегда презирали воров, взяточников, разбойников, убийц – людей без чести и совести. Они, торгуя своим добрым именем, не задумывались о том, что будут прокляты. Приведу аргументы, доказывающие мою точку зрения. (58 слов)

Тезис + Аргумент

Тезис 1: Во-первых, человек, однажды обманув, предает сам себя: уважение самого себя и других людей вернуть очень сложно, надо доказать, что ты изменился, стал лучше, что больше не будешь лгать. Аргумент 1 : Нина, героиня Тамары Крюковой из рассказа «Единожды солгавши»

Тезис 2 : На войне, в отличие мирного времени, все чувства обострены, в том числе и чувство собственного достоинства, чувство патриотизма, чувство товарищества. Если кто-то становился предателем, то прощения такому человеку не было

Аргумент 2 : Рыбак из повести В.Быкова «Сотников» (можно

противопоставить его с Сотниковым)

Вариант заключения

Завершая своё сочинение, хочу призвать всех людей задуматься над словами Вадима Панова, российского писателя- фантаста: «Если у вас нет ничего, то у вас есть ваша честь, если же у вас нет вашей чести - у вас нет ничего». Мы должны помнить об этом, потому что без чести мы теряем себя, теряем уважение окружающих, теряем уважение к самому себе... (56 слов)

Смерть лучше бесчестья (посл.)

Нередко в последнее время слышны рассуждения о том, что утратили свою актуальность понятия «принципы», «нравственность», «достоинство». Набрав в поисковике слова «честь», «бесчестье», вы получите сегодня порядка 146 миллионов результатов (!) и окажетесь в центре противоположных мнений. Да, для кого-то, как и во времена А.Радищева, а позднее А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, ценность составляют незапятнанная репутация, благородство души человека. Есть те, кто бравирует отказом от непреходящих нравственных норм и уверяет в первую очередь себя в том, что и без достойных уважения убеждений, качеств, поступков можно прожить. «Смерть лучше бесчестья»? Можно ли переступить, пережить позор, бесславие, поругание чести или, как писал поэт, «…и вы не смоете всей вашей чёрной кровью…»?

Перелистывая в памяти страницы любимых произведений, понимаешь, как много значило для героев Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, М.А. Булгакова умение жить по закону чести. Мне же показалось интересным проследить жизнь наших современников после их «сделки» с совестью – это те герои, для которых позор, бесчестие оказались настолько сильны, что порицания окружающих уже не потребовалось. Р.Брэдбери, Л.Улицкая, Б.Вербер, Д.Киз, П.Санаев, Д.Пиколт. Список авторов, чьи произведения убеждают: и сегодня бесчестье страшнее смерти – далеко не полон. Подтверждение этому – Халед Хоссейни и его роман «Бегущий за ветром».

Передо мной книга, прочитав которую невозможно продолжать жить безмятежно, безоглядно, не анализируя свои поступки, не задумываясь о последствиях каждого шага. Автор знакомит читателя с кабульским мальчиком Амиром, сыном местного аристократа, и мы начинаем день за днём вместе с героем узнавать мир, светлые и тёмные его стороны. Нам, как и подростку, пока ещё не дано осознать, что каждое мгновение может стать шагом к чести, памяти, благодарности, а может подвести к черте предательства, позора. И вполне понятно желание ребёнка, росшего без матери, сделать всё, чтобы понравиться суровому немногословному отцу, объяснима и ревность Амира по отношению к слуге - другу детства Хасану: слишком тепло относится Баба к презираемому в обществе хазарейцу. Но когда Х.Хоссейни подводит своего главного героя к черте, за которой – бесчестье, разрушенная семья, разорванные связи, сломанные судьбы, искалеченные души, понимаешь, как сложно остаться человеком не на войне, под прицелом врага, а в обыденной жизни.

Что значил для Амира праздник воздушных змеев? Состязание могло принести подростку долгожданное уважение отца, его любовь, интерес к сыну - именно на это рассчитывал герой, надеясь с помощью Хасана дольше всех продержать змея в воздухе и быстрее всех найти его. Жизнь распоряжается иначе.
Сцену издевательства Асефа, старого недруга мальчиков, над Хасаном невозможно читать ещё и потому, что видим мы её глазами человека, преступившего закон дружбы, не вмешавшегося в безжалостную расправу над слабым и понимавшего собственные подлость, предательство, низость. Внутренние монологи и маленького струсившего Амира, и известного писателя, которым становится герой, позволяют понять, что бремя стыда, позора сбросить невозможно: тайное бесчестье, «которое в тиши грызет душу человека» (Томас Манн) страшнее любого приговора!
Ложное обвинение хазарейца в воровстве, вынужденное бегство Хасана из дома, ставшего ему родным, скитания по миру самого Амира в стремлении забыть прошлое, начать жить заново – роман насыщен событиями, но не даёт ответа на вопрос, как избавиться от памяти, освободить самого себя от суда совести. Кольцевая композиция произведения, как замкнутый круг, олицетворяет безысходность этой борьбы и утверждает: бесчестье страшнее смерти. И только в финале романа Х.Хоссейни, позволяя герою вновь оказаться перед выбором: защитить маленького Сохраба или спастись – даёт ему шанс на спасение души.

Интересно, что слово «честь» упоминается в Библии более ста раз, а защите чести и достоинства уделено особое внимание в основном законе нашего государства. Не думаю, что случайно эти столь разные книга и документ единодушны: по всем канонам жить можно, только слушая голос совести, следуя нравственным законам, а ложь, лицемерие, предательство - «привилегии» жалкого существования, которое страшнее смерти.

Честь и честность – эти два понятия близки между собой по смыслу. Главными характерными чертами человека чести считается то, что он не занимается самообманом, живет по нравственным законам, честно поступает с другими людьми, придерживается высоких моральных принципов и просто является порядочным человеком.

Главными человеческими качествами считаются также ум и честь.

Ведь хорошо, когда рядом находятся надежные люди, которые не способны на предательство, или совершение подлого поступка. Люди чести всегда готовы подставить собственное плечо, поэтому как отдельные личности, так и общество в целом может расценивать их в качестве опоры, на которую всегда можно положиться.

Бесчестному индивидууму свойственно наплевательски относиться к оценке его поступков и мнению окружающих, иронично воспринимать понятие “долга” и “обязанности”, не дорожит сказанными словами, обманывать и с равнодушием наблюдать за тем, как его “друг” переживает нужду, беду или опасность. Бесчестию отводится роль инвалида совести, который легко способен отказаться от обещаний,

касающихся хранения верности и преданности. В бесчестном человеке отсутствует внутренний судья, поэтому он предпочитает всегда сиюминутную выгоду, а не соблюдение кодекса чести, то исполнения обязательств, данных окружающим его людям.

Человеку практически всю жизнь должен выбирать: каким образом лучше поступить в конкретном случае. Будь – то рядовая бытовая ситуация, или же принятие решения, имеющего непосредственное влияние на жизнь многих людей. Поступить можно: по совести, а можно – выдвигая свои интересы на первый план. Быть человеком чести, либо скатиться на дно – до бесчестия и предательства. Всегда перед нами есть такой выбор и любой человек должен с ними определиться в самостоятельном порядке.


Другие работы по этой теме:

  1. Наверняка каждому современному человеку знакомо такое понятие как “честность”, каждый из нас прекрасно знает, что оно обозначает. В то время как схожее по звучанию понятие...
  2. ­Честь и бесчестье Повесть “Поединок” считается одним из лучших произведений А. И. Куприна. В центре повествования - жизнь армейских офицеров. Автору удалось создать целую галерею...
  3. Понятие чести затрагивается во многих литературных произведениях. Чести учат смолоду и просят всегда ее беречь. Честь говорит о правдивости, ответственности, моральной нравственности. Честь делает человека...
  4. Эту фразу сказал однажды французский литератор и философ Б. Паскаль. Чтобы разобраться в данном утверждении, рассмотрим значения слов “честь” и “бесчестье”. Честь, я думаю, –...
  5. Высказывание А. П. Чехова:”Честь нельзя отнять, ее можно потерять “,- заставляет задуматься на тем, кто такой человек чести? Человек чести – это тот, кто...
  6. В нашей жизни мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как совесть, милосердие, мужество, честь и достоинство. Но реже встречаем таких людей, которые, имея эти качества,...
  7. Понятие чести было всегда очень значимым для людей. Каж­дый, кто не сделает подлость, не предаст, не совершит иное зло, считает себя человеком чести. В связи...

«Честь и бесчестие» . Направление, в основе которого лежат два абсолютно противоположных понятия. Ученик может рассуждать о сложном моральном выборе человека: оставаться верным своему голосу совести или же пойти путем бесчестия и предательства, лицемерия и лжи. Большое количество писателей в своих произведениях задавались данным вопросом: как поступит герой, предаст ли свои моральные идеалы или же решит послушать голос совести.

«Победа и поражение» . Направление, в котором выпускник может размышлять о победе и поражении, в одном случае, он может использовать какие-то отдельные исторические события, описанные в произведении, которые приводят героя/героев к победе или поражению, в другом случае о внутренней борьбе человека с самим собой, ее причинами и результатами. Многие классики нередко показывали в своих произведениях неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

«Опыт и ошибки» . В этом направления возможны рассуждения о ценности практического и духовного опыта отдельной личности, человечества в целом, а также о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

«Дружба и вражда» . Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между людьми, их сообществами и даже целыми народами. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png